Проект "традиции русского народа". Творческий проект «Обычаи и традиции адыгов» Проект русские народные праздники и традиции

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

«Детский сад №18 «Гнёздышко» комбинированного вида г. Орска»

проект

«Быт и традиции русского народа»

Разработала

Ст. воспитатель ВКК МДОАУ № 18

Шарова Олеся Викторовна

Орск, 2016г.

Очень часто за событиями

И за сутолокою дней

Старины своей не помним,

Забываем мы о ней.

Стали более привычны

Нам полёты на Луну.

Вспомним

старые обычаи!

Вспомним

нашу старину!

Обоснование:

Сформированность нравственных ценностей является важнейшим показателем целостной личности, подлинно самостоятельной и ответственной, способной создать собственное представление о своем будущем жизненном пути. Мы все чаще задумываемся о будущем наших детей. Что ждет их впереди? Какое духовное наследие мы им оставим? Какие обычаи и традиции?

Наше время – это время перемен. Сейчас России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. Ведь только такие личности внесут свою лепту в развитие науки, культуры, промышленности и тем самым поднимут престиж страны на должный уровень.

Поэтому в условиях эмоциональной ущербности, нравственной и духовной бедности современного общества в целом и человека в частности развитие с раннего детства культурных потребностей личности становится одной из важнейших задач воспитания и образования.

По утверждению А.И.Арнольдова, Н.П.Денисюка, Л.А.Ибрагимовой, А.И.Лазарева, В.М.Семенова, приобщение новых поколений к национальной культуре становится актуальным педагогическим вопросом современности. Так как каждый народ не просто хранит исторически сложившиеся воспитательные традиции и особенности, но и стремится перенести их в будущее, чтобы не утратить исторического национального лица и самобытности.

Приобщение к традициям народа особенно значимо в дошкольные годы. Ребенок, по мнению В.Г. Безносова, В.П.Зеньковского, Д.С.Лихачева, является будущим полноправным членом социума, ему предстоит осваивать, сохранять, развивать и передавать дальше культурное наследие этноса через включение в культуру и социальную активность.

Вышеизложенное, а также особенности развития детей дошкольного возраста, проявляющиеся, прежде всего в интенсивном развитии мышления и других интеллектуальных процессов, существенном изменении мотивационной сферы, ориентации на социальные отношения в мире взрослых дают основание предположить следующее: дошкольный возраст является наиболее оптимальным для начала целенаправленного воспитания средствами этнографической культуры.

Формирование основ народной культуры должно носить комплексный характер, пронизывать все виды деятельности дошкольников, осуществляться в повседневной жизни и в организованной образовательной деятельности, на мероприятиях, организованных в детском саду и дома.

Для приобщения дошкольников к традиционной народной культуре, быту, традициям в ДОУ созданы определенные условия:

Многофункциональные центры в группах ДОУ «Центр ряженья», «Центр уединения», «Центр книги», «Центр Изодеятельности».

- «Центр театра», где размещены различные виды театров.

Аудиотека с записями народных песен и мелодий, сказок.

Музей национального быта, организация экскурсий, фотоотчет посещения краеведческого музея города Орска – Русская изба.

Организация и проведение народных праздников, праздников народного календаря.

Произведения декоративно – прикладного искусства, живопись и предметы народного быта.

Библиотека с устным народным творчеством, малыми фольклорными жанрами, художественной литературы разных народов мира.

Картотека народных игр, народная игрушка и национальная кукла.

Реализуемый проект «Календарно-обрядовые праздники»

Совместная творческая деятельность детей и взрослых (педагогов, родителей, узких специалистов) в рамках «Осенних посиделок».

Организация интерактивных выставок и мини-музеев.

Наличие теоретической базы опыта

Традиции народа – это то, что полнее всего отражает его духовный облик и внутренний мир, живая национальная память народа, воплощение пройденного им пути и неповторимого духовного опыта. То, что в конечном итоге хранит человека от обезличивания, позволяет ему ощутить связь времен и поколений. Богатейшее культурное наследие наших предков уходит корнями вглубь веков, в повседневный опыт созидательного труда и мудрого, почтительного освоения окружающей природы. Формировался особый уклад народной жизни, тесно связанный с годовыми циклами обновления и угасания природы, по–своему отразившийся в загадках, пословицах и поговорках, задушевных песнях и озорных частушках, легендах и волшебных сказках. Другое, живое свидетельство богатства бытовой культуры русского народа – его обычаи и праздники, а также церковные обряды и таинства. Сохранение этого наследия – благородная задача, выпавшая на долю терпеливых тружеников, собирателей и исследователей отечественного духовного достояния, таких, как В.И.Даль, И.С.Сахаров, М.Забылин, А.Н.Афанасьев. В этом же ряду по праву заслуживает упоминание имя А.В.Терещенко, выдающегося знатока русских обрядов и обычаев, автора многочисленных трудов о светлом и гармоничном мире народной культуры наших предков.

Исследователи данной проблемы Г.В.Алексеева, К.В.Чистов, Т.В.Черник, Н.Е.Черноиванова, С.Б.Шмерлинг склонны считать, что культура всегда обращена к человеку, она создается для блага людей. Процесс передачи культуры раскрывает преемственность культурных традиций, идущих от поколения к поколению, а развитие культуры всегда предполагает и развитие самого творца всей культуры – человека. Говоря о традиционной культуре, мы не можем уйти от понятия «историческая память», так же как мы не можем уйти от самих себя. Это широкое понятие включает в себя все многообразие народных традиций, национальных особенностей, духовного уклада, обрядов, ритуалов, праздников, костюма, ремесла. Оно подразумевает под собой такие занятия сотен тысяч людей любительским творчеством в его традиционных формах.

Традиционная народная культура – глубинная основа всего многообразия направлений, видов и форм культуры современного общества. В ней закреплен весь накопленный веками опыт практической и духовной деятельности, через нее формируются важнейшие национальные идеалы, моральные принципы и нравственные установки, регулируются нормы социальных отношений, семейных, общинных, трудовых отношений между поколениями.

Основополагающая роль в развитии духовности ребенка, формировании гражданской позиции, усвоении социокультурных норм и национальных культурных традиций принадлежит дошкольному детству.

Тип проекта: творческий, познавательный.

Вид проекта: семейный, групповой.

Ожидаемые результаты: Дети имеют представления о традициях, быте русского народа. Осознают роль труда в жизни россиян, знают и хранят историко-духовную память, уметь применять полученные знания в дальнейшей жизни. Активное участие родителей в духовно-нравственном воспитании дошкольников

Место проведения: МДОАУ «Детский сад №18»

Сроки проведения: сентябрь - январь 2016 года.


Участники проекта:
- дети и родители детей старших групп,
возраст с 5 до 6 лет;

Музыкальные руководитель МДОАУ №18 – Круглова Ю.А., Михайличенко Е.Ю.

Воспитатели старших групп – Коломиец Т.Н., Диденко О.В.

Педагог-психолог – Вексель А.В.


Актуальность темы

В последние годы проблема патриотического воспитания детей дошкольного возраста стала очень актуальна. Ей придается большая значимость в проекте «Национальная доктрина образования в Российской Федерации». Среди целевых ориентиров, которые должны быть сформированы к концу

дошкольного возраста, указано овладение представлениями об обществе,

Его культурных ценностях, о государстве и принадлежности к нему.

В настоящее время под патриотическим воспитанием понимается взаимодействие взрослого и детей в совместной деятельности и общении, направленное на раскрытие и формирование в ребенке общечеловеческих нравственных качеств личности, приобщение к истокам национальной региональной культуры, природе родного края, воспитание эмоционально-действенного отношения, чувства сопричастности, привязанности к окружающим. С дошкольного возраста ребенка надо воспитывать патриотом - человеком, имеющим чувство Родины, который любит страну, в которой он

Родился и растет, ее традиции, историю, культуру, язык.

Актуальность организации проектной деятельности обусловлена требованиями ФГОС к результатам обучения и воспитания детей, которые предполагают формирование у них ценностно-смысловой ориентации и развития жизненной компетенции.. В процессе творческой деятельности, основанной на изучении традиций русского народа у детей совершенствуются познавательные процессы, обогащаются представления об окружающем мире, развивается наблюдательность и произвольное внимание, обогащается и развивается речь, формируется адекватная самооценка, навыки самоконтроля и позитивных взаимоотношений с педагогами и детьми.

Основная проблема: Многовековой опыт человечества показал важность приобщения детей к культуре своего народа, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой мы живем.

Отсюда вытекает важная проблема: пробудить в ребенке те нравственные чувства и желания, которые помогут ему в дальнейшем приобщиться к народной культуре, быту, традициям и быть эстетически развитой личностью.

Гипотеза – формирование основ народной культуры должно носить комплексный характер, пронизывать все виды деятельности дошкольников, осуществляться в повседневной жизни, на специально организованной образовательной деятельности и мероприятиях, организованных в детском саду и дома.

Цель проекта: Формировать у детей представления о традициях и быте русского народа; пробуждение интереса к одной из прекраснейших страниц жизни человека, воспитание эстетического чувства, развитие эмоционального восприятия и художественного вкуса.

Учитывая, что в настоящее время начинает расти интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, выбрала тему своей работы «Формирование знаний детей о культуре и быте русского народа». Посчитала необходимым начать с ознакомления детей с культурой, бытом и традициями русского народа, так как из общения с родителями выяснилось, что многие из них не могут рассказать о жизни наших предков и какими предметами быта они пользовались, не знают русских народных сказок, потешек, скороговорок.

Задачи:

Определила в работе с детьми следующие задачи:

  1. Познакомить детей с особенностями жизни и быта русского народа.
  2. Дать понятие о мудрой науке строительства русской избы, традиционном назначении и использовании каждой части избы, повседневном и праздничном её убранстве; русском костюме.
  3. Дать понятие о традиционных качествах характера русского человека: гостеприимство, трудолюбие, доброта, уважение к старшим.
  4. Помочь через знакомство с избой понять сказку, раскрыть некоторые незнакомые стороны жизни деревенского человека ребенку, живущему в современных городских условиях.
  5. Прививать ребенку интерес и любовь к истории, культуре, обычаям и традициям своего народа, воспитывать патриотические чувства.
  6. Прививать любовь к родной природе, желание беречь и охранять ее красоту.
  7. Расширять и активизировать словарь детей за счет исконно русских слов и понятий, прививать любовь к красоте и мудрости русской речи.

Новизна: Особенность моего проекта, на мой взгляд, в том, что вместе с семьей мы не только познаем, осваиваем новое, но и трудимся и активно отдыхаем. Работаем в одной команде «Воспитатели-дети-родители», где родители становятся активными участниками жизни детей в детском саду.

В своей работе мы опираемся на следующие научные принципы:

Принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка. Развивающий характер образования реализуется через деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития.

Принципы научной обоснованности и практической применимости. Содержание материала должно соответствовать основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики, при этом иметь возможность реализации в массовой практике дошкольного образования;

Соответствовать критериям полноты, необходимости и достаточности, то есть позволять решать поставленные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному «минимуму»;

Обеспечивать единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста.

Оптимальность и эффективность средств

Основными методами работы являются наглядно-слуховой, информационно-рецептивный и репродуктивный, которые применяются с учетом принципа дидактики (от простого к сложному).

Наглядно-слуховой метод является ведущим методом музыкального воспитания, так как без него неосуществимо восприятие музыки. Используя этот метод, побуждаем детей к сравнению, сопоставлению. Например, сопоставление «живого» звучания и грамзаписи, сравнение двух (трех) произведений, контрастных между собой. Детям старшего возраста предлагаем различить варианты исполнения одного и того же произведения.

Информационно-рецептивный метод применяем для передачи знаний о музыке, композиторах, исполнителях, музыкальных инструментах, поясняем музыкальные произведения, которые они слушают, учим самостоятельно применять освоенные исполнительские творческие умения и навыки. С помощью этого метода проводим поэтические сравнения с картинами природы, метафоры, эпитеты, позволяющие охарактеризовать связи звуковых образов с жизнью.

Одним из направлений беседы – характеристика эмоционально-образного содержания музыки: чувств, настроений, выраженных в произведении. Информационно-репродуктивный метод развивает образную речь детей. Дети начинают понимать, что в музыке может быть выражено не только веселое и грустное настроение, но и множество самых разнообразных чувств и их оттенков – нежность, взволнованность, торжество, светлая грусть, скорбь и т.д.

Репродуктивный метод применяем для закрепления усвоенного материала, повторения. Используем задания двух уровней: в первом – отрабатываем способы применения знаний по образцу; во втором - дети выполняют вариативные задания, которые требуют переосмысливания и творческого применения усвоенных знаний.

Методы и приемы работы по ознакомлению детей с русским народным творчеством

  • Заучивание потешек, прибауток, закличек.
  • Использование пословиц, загадок, поговорок.
  • Чтение художественной литературы.
  • Использование русских народных песен и танцев.
  • Проведение русских народных игр.
  • Использование русских народных костюмов в праздниках и самостоятельной деятельности.
  • Применение игрушек и изделий народных промыслов.
  • Представление кукольного театра.
  • Разыгрывание сценок и эпизодов сказок.
  • Рассказ о народных обычаях и традициях.
  • Рассматривание иллюстраций о русском быте.
  • Беседы, вопросы, разъяснения

Формы образовательной работы с детьми

  • Организованные занятия.
  • Совместная деятельность.
  • Праздники и развлечения.
  • Наблюдения в быту и природе.
  • Организация конкурсов рисунков и поделок
  • Посещение тематических выставок
  • Просмотр видеофильмов, слушание музыки.
  • Встреча с интересными людьми.

Адресная направленность

Опыт проектной деятельности на тему «Быт и традиции русского народа» адресуется творческим педагогам и родителям, интересующимся проблемой взаимодействия детского сада и семьи в приобщении детей к традиционной народной культуре.

Основные направления нашей работы:

1. Создание атмосферы национального быта - создание интерьера русской избы «Горница»
Каждому известно, что окружающие предметы оказывают большое влияние на формирование душевных качеств ребенка - развивают любознательность, воспитывают чувство прекрасного. Мы решили, что ребят должны окружать предметы, характерные для русского народного быта. Это позволит детям с раннего возраста ощутить себя частью великого народа.
Мы постарались воссоздать основные детали и обстановку русской избы, передающие дух и атмосферу русского быта. В нашей горнице есть самовар, чугунок, ухват, деревянные ложки и миски, утюг, гребень, веретено, рубель, коромысло, расшитые скатерти, салфетки и прочие предметы домашнего обихода, так же размещены экспозиции «Русского народного костюма», «Народной игрушки», национальной вышивки, вязания, плетения, образцы народных промыслов: «Хохлома», «Жестов», «Городец».

С каким интересом ребятишки рассматривали старинные вещи.
Дети с удовольствием в сюжетно-ролевых играх использовали предметы народного быта, играли в дидактические народные игры, рассматривали иллюстрации, рисовали, лепили и многое другое.


2. Использование фольклора (сказок, пословиц, поговорок,считалок, потешек и т.п.).
В устном народном творчестве как нигде отразились черты русского характера, присущие ему нравственные ценности - представления о добре, красоте, правде, верности и т.п. Особое место в таких произведениях занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.


3. Знакомство с народным искусством.

Народ проявлял свои творческие устремления и способности лишь в создании предметов , необходимых в труде и быту. Однако в этом мире утилитарных вещей отражалась духовная жизнь народа, его понимание окружающего мира - красоты, природы, людей и др. Народные мастера не копировали природу буквально. Реальность, окрашенная фантазией, порождала самобытные образы. Так рождались сказочно прекрасные росписи на прялках и посуде; узоры в кружеве и вышивке ; причудливые игрушки.

Рассматривая народное искусство как основу национальной культуры, считаем очень важным знакомить с ним воспитанников.


4. Знакомство с русскими народными играми.

Русские народные игры привлекли наше внимание не только как жанр устного народного творчества. В народных играх заключается огромный потенциал для физического развития ребенка и поэтому мы решили ввести народные игры в программу организации двигательной активности детей.

Этапы реализации проекта:

I Этап. Концептуальный (с 01 по 15 сентября 2015г.) – обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора. Формулирование задач и цели проекта.

Проведение родительского круглого стола на тему: «Традиции русского народа».

Знакомство с содержанием книг. Чтение познавательной и художественной литературы.

Первичный мониторинг.

Анкетирование родителей.

Привлечение родителей к сбору материалов: видеосюжетов, иллюстраций и т.д.

Предложить родителям создать проект: «Традиции и быт русского народа»

II Этап. Формирующий (с 16 сентября по 20 января 2016 г.) – деятельность в соответствии с утвержденным содержанием плана проекта

Занятия в соответствии с планом.

Беседы.

Чтение познавательной и художественной литературы.

Слушание классической музыки.

Просмотр видеосюжетов, презентаций.

Экскурсия в русскую избу.

Проведение выставок работ из овощей и фруктов, выставка рисунков, конкурс на лучший рецепт моей бабушки .

III Этап. Рефлексионный (с 20 по 31 января 2016 г.) – обобщение и систематизация полученных знаний воспитанников, подведение итогов в обсуждение деятельности в детском коллективе.

Мониторинг.

Оформление альбома «Традиции русского народа» совместно с детьми, родителями.

Открытое занятие «Быт и традиции русского народа»»

Выпуск информации на сайт

Презентация проекта

Мероприятия с детьми

Занятие «Русь-матушка».

Цель: Познакомить детей с тем, как раньше называли нашу родину и почему .

Беседа по картине «Крестьянская семья».

Экскурсия в краеведческий музей города Орска русская изба

Просмотр презентации «Русская изба».

Цель: Познакомить с бытом крестьянской семьи.

Организация фотовыставки «И удивленью нет конца и края, когда в природе осень золотая»

Цель: Развивать эстетическое восприятие, умение видеть красоту природы.

Чтение русской народной сказки «Вершки и корешки».

Просмотр презентации «Труд крестьян».

Цель: Познакомить с трудом крестьян.

Чтение произведений Бианки.

Цель: Показать на основе художественных произведений любовь автора к родной природе.

Выставка рисунков детей «Осень золотая»

Беседа «Матушка - Осенины».

Цель: Познакомить детей с одним из главных праздников осеннего периода.

Слушание Чайковского «Времена года».

Цель: Показать на основе музыкальных произведений любовь автора к родной природе.

Занятие «Пословицы и поговорки связанные с осенним периодом».

Цель: Познакомить детей с малыми фольклорными формами. Учить понимать суть пословиц и поговорок.

Беседа «Зазимки на Покров - период свадеб»

Цель: Рассказать детям про Покров и традиции, связанные с этим днем.

Беседа «Женские осенние работы»

Цель: Познакомить детей с трудом, которым занимались женщины в осенний период.

Аппликация «Укрась полотенце»

Игра-хоровод «Капустинские хороводы»

Цель: Познакомить детей с хороводными играми осеннего периода.

Рисование «Роспись ложки»

Слушание русских народных песен.

Цель: Показать на основе народных песен жизнь и быт русского народа .

Игра – забава «Бояре».

Цель: Показать детям как отдыхали в старину.

Вечер загадок про осенний период, урожай, домашнюю утварь и т.д.

Цель: Закрепить с детьми названия овощей, фруктов, домашней утвари и т.д.

Просмотр презентации «Русский национальный костюм»

Цель: Дать детям представление о русском национальном костюме.

Рисование «Распиши сарафан и рубаху».

Рисование «Распиши кокошник».

Мониторинг.

Итоговое мероприятие по проекту «Быт и традиции русского народа» «Традиции нашего народа в осенний период».

Цель: Закрепить знания детей о традициях русского народа в осенний период.

Мероприятия с родителями

Акция «Сделай коллаж о традициях своей семьи» (Дети вместе с родителями делают коллаж и красочно оформляют его.)

Цель: Привлечь родителей к проекту. Развивать познавательный интерес детей.

Выпуск для родителей папки-передвижки «Традиции русского народа».

Круглый стол «Традиции русского народа»

Цель: Привлечь родителей к созданию книги о традициях русского народа

Выставка работ из овощей и фруктов.

Предложить родителям почитать детям следующие художественные произведения: А. Пушкин «Унылая пора!» , А. Пушкин «Осень»(отрывок), И. Демьянов «Осень», И.Демьянов «Летят дождинки», Н.Некрасов «Славная осень», А.Фет «Ласточки пропали», короткие рассказы М. Пришвина об осени, русские народные сказки «Умный работник», «Летучий корабль», «Семь Симеонов - семь работников», «Каша из топора», «Два брата», «Сивка-бурка», «Пахарь».

Посмотрите с детьми мультфильм «Осенние корабли», «Осенние заботы».

Подобрать и записать названия сказок, в которых говорится о ценности труда, значении его в нашей жизни

Конкурс на лучший рецепт каши моей бабушки.

Дать родителям задание найти материал для альбома «Традиции русского народа в осенний период».

Результативность на начало проекта

  • дети не владеют знаниями о многообразии культурных традиций, не способны соотнести особенности быта народности с их культурными традициями, в частности содержания народных праздников, не осознают их своеобразие и ценность каждой из народных культур.
  • знания детей о том, что не входит в круг их повседневного окружения, поверхностны, отрывочны и разрозненны. Многие не проявляли эмоциональной отзывчивости при рассматривании на фотографиях ситуаций, не имеющих для них личной значимости.
  • дети практически не знакомы с культурными традициями своего народа.
  • У большинства детей, был отмечен активный интерес культуре и традициям своего народа и интерес к народным праздникам.
  • Большинство детей сосредоточенно рассматривали фотографии, иллюстрации, изображающие особенности быта, культурных традиций своего народа, но редко проявляли эмоциональную отзывчивость при восприятии объектов, не имеющих личной значимости.
  • Небольшой процент детей смогли спеть колыбельную и русскую народную песни, закличку, вспомнить жеребьевку или назвать праздник.

Вывод: Подводя итоги, своего опроса мы убедились в том, что на некоторые вопросы дети не смогли ответить, а на некоторые отвечали с трудом. Мы пришли к выводу, что работа в данном направлении должна быть планомерной и систематической.

Вторичный мониторинг будет проведен в конце ноября.

МОНИТОРИНГ.

На начальном этапе своей работы, мы выявили уровень знаний детей о традициях русского народа в старшей группе.

Критерии к диагностической карте.

Высокий уровень

Использует в активной речи потешки, прибаутки, пословицы и поговорки, загадки, считалки, образные выражения.

Знает народные приметы, умеет соотносить увиденное в природе с народными приметами и делать соответствующие умозаключения.

Знает былинных и сказочных героев, умеет узнавать их в произведениях изобразительного искусства и художественного творчества

Знает названия сезонных праздников. Умеет объяснить, что это за праздник и когда он бывает.

Умеет играть в подвижные и хороводные народные игры.

Знает историю русского народного костюма, различает головные уборы (женские, девичьи, мужские)

Средний уровень.

Знает потешки, прибаутки, загадки, считалки, образные выражения и использует их в речи

Знает народные приметы и замечает их в повседневной жизни

Знает название некоторых народных праздников и принимает участие в них

Знает русские народные подвижные игры и умеет объяснить правила некоторых из них

Знает некоторые элементы русского народного костюма и различает головные уборы

Низкий уровень.

Знает потешки, пословицы, приметы, загадки, считалки и иногда используют их в речи

Знает народные приметы

Знает название некоторых праздников, но принимает в них пассивное участие

Знает 2-3 подвижные игры и умеет объяснять правила к ним

Результаты диагностики на окончание проекта

У детей:

  • дети проявляли самостоятельные попытки общения по поводу увиденного, со сверстниками и взрослыми.
  • у детей имеются представления о ценности и своеобразии народной культуры, но в ситуации выбора дети все-таки отдают предпочтение знакомым праздникам.
  • дети знакомые с народными праздниками, как правило, называют праздничные обряды и традиции родного народа.
  • у большинства детей, был отмечен активный интерес культуре и традициям своего народа и интерес к народным праздникам.
  • дети знакомы с разнообразными праздничными традициями, народным фольклором.
  • могут выделить сходство и различия праздников, способны объяснить, что означает тот или иной праздник, то есть могут соотнести культурные традиции с особенностями быта, условиями проживания.
  • у детей отмечается активный интерес, как к культуре собственного народа, дети интересуются культурными традициями, которые имеют непосредственное к ним отношение, были ими пережиты.
  • Дети проявляют инициативу, самостоятельность, желание отразить в своей игре, деятельности полученные знания о культурных традициях семьи.

У родителей:

  • Познакомились с культурой и традициями своего народа, спецификой народных праздников через активные формы взаимодействия педагога и детей.
  • Познакомились с традициями народных праздников и принципами организацией воспитания в семье, направленного на приобщение детей к традиционной народной культуре и формирование толерантного отношения к культуре различных народов.
  • Расширилась сфера участия родителей в организации воспитательно-образовательного процесса в группе, родители активно участвуют в жизни группы и детского сада.
  • В детском саду совместно с родителями был создан музей народного быта и культуры, в котором дети имели возможность познакомиться с особенностями устройства жилища, быта.
  • Создана картотека подвижных народных игр и фольклора, народная игрушка и национальная кукла.
  • Составлены сценарии праздников «Рождество», «Масленица», «Пасха» и «Троица».

Вывод: В конце проекта «Быт и традиции русского народа» дети выразительно читают стихи, знают национальные танцы, песни, народные игры. Результатом работы с детьми нашего детского сада стало итоговое мероприятие «Традиции нашего народа в осенний период » на котором дети показали практически хорошие знания в освоении фольклорного материала.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В процессе реализации проекта дошкольники получили обширные знания об истории крестьянского жилища – избы, о ее устройстве, о быте крестьян.

Дети познакомились со старинными предметами домашнего обихода и их современными аналогами, получили возможность практического применения этих предметов. Словарный запас воспитанников обогатился названиями предметов русского быта.

Дети участвовали в изготовлении макета избы, ее убранства: изготавливали мебель, посуду, окна и двери.

На занятиях кружка «Умелые ручки» дети приобщались к основам ремесел, считавшихся на Руси «женскими» и «мужскими».

Все это, несомненно, способствовало развитию мышления, расширению кругозора дошкольников и воспитанию уважения и любви к русской народной культуре.


Светлана Дьячкина
Проект «Русский народ: быт, традиции и обычаи» (старшая группа)

Проект

«Русский народ: быт, традиции и обычаи»

(старшая группа)

Тип проекта: творческий, познавательный.

Вид проекта : групповой.

Ожидаемые результаты:

Дети имеют представления о традициях, быте русского народа. Осознают роль труда в жизни россиян, знают и хранят историко-духовную память, уметь применять полученные знания в дальнейшей жизни.

Актуальность темы

С дошкольного возраста ребенка надо воспитывать патриотом - человеком, имеющим чувство Родины, который любит страну, в которой он родился и растет, ее

традиции, историю, культуру, язык.

В процессе творческой деятельности, основанной на изучении традиций русского народа у детей совершенствуются познавательные процессы, обогащаются представления об окружающем мире, развивается наблюдательность и произвольное внимание, обогащается и развивается речь, формируется адекватная самооценка, навыки самоконтроля и позитивных взаимоотношений с педагогами и детьми.

Основная проблема: пробудить в ребенке те нравственные чувства и желания, которые помогут ему в дальнейшем приобщиться к народной культуре, быту, традициям и быть эстетически развитой личностью.

Цель проекта:

Формировать у детей представления о традициях и быте русского народа; пробуждение интереса к одной из прекраснейших страниц жизни человека, воспитание эстетического чувства, развитие эмоционального восприятия и художественного вкуса.

Задачи:

1 Познакомить детей с особенностями жизни и быта русского народа.

2 Дать понятие о мудрой науке строительства русской избы, традиционном назначении и использовании каждой части избы, повседневном и праздничном её убранстве; русском костюме.

3 Дать понятие о традиционных качествах характера русского человека: гостеприимство, трудолюбие, доброта, уважение к старшим.

4 Помочь через знакомство с избой понять сказку, раскрыть некоторые незнакомые стороны жизни деревенского человека ребенку, живущему в современных городских условиях.

5 Прививать ребенку интерес и любовь к истории, культуре, обычаям и традициям своего народа, воспитывать патриотические чувства.

6 Прививать любовь к родной природе, желание беречь и охранять ее красоту.

7 Расширять и активизировать словарь детей за счет исконно русских слов и понятий, прививать любовь к красоте и мудрости русской речи.

Методы и приемы работы по ознакомлению детей с русским народным творчеством

Заучивание потешек, прибауток, закличек.

Использование пословиц, загадок, поговорок.

Чтение художественной литературы.

Использование русских народных песен и танцев.

Проведение русских народных игр.

Использование русских народных костюмов в праздниках и самостоятельной деятельности.

Применение игрушек и изделий народных промыслов.

Разыгрывание сценок и эпизодов сказок.

Рассказ о народных обычаях и традициях.

Рассматривание иллюстраций о русском быте.

Беседы, вопросы, разъяснения

Формы образовательной работы с детьми

Организованные занятия.

Совместная деятельность.

Праздники и развлечения.

Наблюдения в быту и природе.

Организация конкурсов рисунков и поделок

Посещение тематических выставок

Просмотр видеофильмов, слушание музыки.

Встреча с интересными людьми.

Основные направления нашей работы:

1. Создание атмосферы национального быта - создание интерьера русской избы «Горница»

Постарались воссоздать основные детали и обстановку русской избы, передающие дух и атмосферу русского быта. В нашей горнице есть самовар, чугунок, ухват, деревянные ложки и миски, утюг, гребень, веретено, рубель, коромысло, расшитые скатерти, салфетки и прочие предметы домашнего обихода, так же размещены экспозиции «Русского народного костюма», «Народной игрушки», национальной вышивки, вязания, плетения, образцы народных промыслов: «Хохлома», «Жестов», «Городец».

С каким интересом ребятишки рассматривали старинные вещи.

Дети с удовольствием в сюжетно-ролевых играх использовали предметы народного быта, играли в дидактические народные игры, рассматривали иллюстрации, рисовали, лепили и многое другое.

2. Использование фольклора (сказок, пословиц, поговорок,считалок, потешек и т. п.).

В устном народном творчестве как нигде отразились черты русского характера, присущие ему нравственные ценности - представления о добре, красоте, правде, верности и т. п. Особое место в таких произведениях занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.

3. Знакомство с народным искусством.

Народ проявлял свои творческие устремления и способности лишь в создании предметов, необходимых в труде и быту. Однако в этом мире утилитарных вещей отражалась духовная жизнь народа, его понимание окружающего мира - красоты, природы, людей и др. Народные мастера не копировали природу буквально. Реальность, окрашенная фантазией, порождала самобытные образы. Так рождались сказочно прекрасные росписи на прялках и посуде; узоры в кружеве и вышивке; причудливые игрушки.

Рассматривая народное искусство как основу национальной культуры, считаем очень важным знакомить с ним воспитанников.

4. Знакомство с русскими народными играми.

Русские народные игры привлекли наше внимание не только как жанр устного народного творчества. В народных играх заключается огромный потенциал для физического развития ребенка и поэтому мы решили ввести народные игры в программу организации двигательной активности детей.

Этапы реализации проекта :

I Этап. Концептуальный – обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора. Формулирование задач и цели проекта.

Проведение информацию для родителей на тему: «Традиции русского народа».

Знакомство с содержанием книг. Чтение познавательной и художественной литературы.

Первичный мониторинг.

Анкетирование родителей.

Привлечение родителей к сбору материалов: видеосюжетов, иллюстраций и т. д.

Предложить родителям создать проект: «Традиции и быт русского народа»

II Этап . Формирующий – деятельность в соответствии с утвержденным содержанием плана проекта

Занятия в соответствии с планом.

Чтение познавательной и художественной литературы.

Слушание классической музыки.

Просмотр видеосюжетов, презентаций.

Экскурсия в русскую избу.

Проведение выставок работ из овощей и фруктов, выставка рисунков, конкурс на лучший рецепт моей бабушки.

III Этап. Рефлексионный – обобщение и систематизация полученных знаний воспитанников, подведение итогов в обсуждение деятельности в детском коллективе.

Мониторинг.

Оформление альбома «Традиции русского народа» совместно с детьми, родителями.

Открытое занятие «Быт и традиции русского народа»»

Выпуск информации на сайт

Презентация проекта

Мероприятия с детьми

Занятие «Жилище русского человека».

Цель: Познакомить детей с жилищем русского человека-избой, с тем как её строили.

Беседа по картине «Крестьянская семья».

Экскурсия в краеведческий музей города.

Просмотр презентации «Русская изба».

Цель: Познакомить с бытом крестьянской семьи.

Чтение русской народной сказки «Вершки и корешки».

Просмотр презентации «Труд крестьян».

Цель: Познакомить с трудом крестьян.

Чтение произведений Бианки.

Цель: Показать на основе художественных произведений любовь автора к родной природе.

Выставка рисунков детей «Осень золотая»

Праздник «Матушка - Осенины».

Цель: Познакомить детей с одним из главных праздников осеннего периода.

Слушание Чайковского «Времена года».

Цель: Показать на основе музыкальных произведений любовь автора к родной природе.

Занятие «Устное народное творчество»».

Цель: Познакомить детей с малыми фольклорными формами.

Беседа «В русской горнице»

Цель: Продолжать знакомить с жилищем русского человека.

Изготовление макета избы

Рисование «Дымковская игрушка»

Игра-хоровод «Капустинские хороводы»

Цель: Познакомить детей с хороводными играми осеннего периода.

Рисование «Гжель»

Слушание русских народных песен.

Цель: Показать на основе народных песен жизнь и быт русского народа.

Игра – забава «Бояре».

Цель: Показать детям как отдыхали в старину.

Вечер загадок про осенний период, урожай, домашнюю утварь и т. д.

Цель: Закрепить с детьми названия овощей, фруктов, домашней утвари и т. д.

Просмотр презентации «Русский национальный костюм»

Цель: Дать детям представление о русском национальном костюме.

Рисование- раскраска «Национальный костюм».

Мастер –класс «Платок»

Беседа «Русские богатыри»

Мониторинг.

Итоговое мероприятие по проекту «Быт и традиции русского народа»

Цель: Закрепить знания детей о традициях русского народа в осенний период.

Мероприятия с родителями

Выпуск для родителей папки-передвижки «Традиции русского народа».

Круглый стол «Традиции русского народа»

Цель: Привлечь родителей к созданию книги о традициях русского народа

Выставка работ из овощей и фруктов.

Предложить родителям почитать детям следующие художественные произведения: А. Пушкин «Унылая пора!», А. Пушкин «Осень»(отрывок, И. Демьянов «Осень», И. Демьянов «Летят дождинки», Н. Некрасов «Славная осень», А. Фет «Ласточки пропали», короткие рассказы М. Пришвина об осени, русские народные сказки «Умный работник», «Летучий корабль», «Семь Симеонов - семь работников», «Каша из топора», «Два брата», «Сивка-бурка», «Пахарь».

Подобрать и записать названия сказок, в которых говорится о ценности труда, значении его в нашей жизни

Результативность на начало проекта

Дети не владеют знаниями о многообразии культурных традиций, не способны соотнести особенности быта народности с их культурными традициями, в частности содержания народных праздников, не осознают их своеобразие и ценность каждой из народных культур.

Знания детей о том, что не входит в круг их повседневного окружения, поверхностны, отрывочны и разрозненны. Многие не проявляли эмоциональной отзывчивости при рассматривании на фотографиях ситуаций, не имеющих для них личной значимости.

Дети практически не знакомы с культурными традициями своего народа.

У большинства детей, был отмечен активный интерес культуре и традициям своего народа и интерес к народным праздникам.

Большинство детей сосредоточенно рассматривали фотографии, иллюстрации, изображающие особенности быта, культурных традиций своего народа, но редко проявляли эмоциональную отзывчивость при восприятии объектов, не имеющих личной значимости.

Небольшой процент детей смогли спеть колыбельную и русскую народную песни, закличку, вспомнить жеребьевку или назвать праздник.

Вывод: Подводя итоги, своего опроса мы убедились в том, что на некоторые вопросы дети не смогли ответить, а на некоторые отвечали с трудом. Мы пришли к выводу, что работа в данном направлении должна быть планомерной и систематической.

МОНИТОРИНГ.

На начальном этапе своей работы, мы выявили уровень знаний детей о традициях русского народа в старшей группе.

Критерии к диагностической карте.

Высокий уровень

Использует в активной речи потешки, прибаутки, пословицы и поговорки, загадки, считалки, образные выражения.

Знает народные приметы, умеет соотносить увиденное в природе с народными приметами и делать соответствующие умозаключения.

Знает былинных и сказочных героев, умеет узнавать их в произведениях изобразительного искусства и художественного творчества

Знает названия сезонных праздников. Умеет объяснить, что это за праздник и когда он бывает.

Умеет играть в подвижные и хороводные народные игры.

Знает историю русского народного костюма, различает головные уборы (женские, девичьи, мужские)

Средний уровень.

Знает потешки, прибаутки, загадки, считалки, образные выражения и использует их в речи

Знает народные приметы и замечает их в повседневной жизни

Знает название некоторых народных праздников и принимает участие в них

Знает русские народные подвижные игры и умеет объяснить правила некоторых из них

Знает некоторые элементы русского народного костюма и различает головные уборы

Низкий уровень.

Знает потешки, пословицы, приметы, загадки, считалки и иногда используют их в речи

Знает народные приметы

Знает название некоторых праздников, но принимает в них пассивное участие

Знает 2-3 подвижные игры и умеет объяснять правила к ним

Результаты диагностики на окончание проекта

Дети проявляли самостоятельные попытки общения по поводу увиденного, со сверстниками и взрослыми.

У детей имеются представления о ценности и своеобразии народной культуры, но в ситуации выбора дети все-таки отдают предпочтение знакомым праздникам.

Дети знакомые с народными праздниками, как правило, называют праздничные обряды и традиции родного народа.

У большинства детей, был отмечен активный интерес культуре и традициям своего народа и интерес к народным праздникам.

Дети знакомы с разнообразными праздничными традициями, народным фольклором.

Могут выделить сходство и различия праздников, способны объяснить, что означает тот или иной праздник, то есть могут соотнести культурные традиции с особенностями быта, условиями проживания.

У детей отмечается активный интерес, как к культуре собственного народа, дети интересуются культурными традициями, которые имеют непосредственное к ним отношение, были ими пережиты.

Дети проявляют инициативу, самостоятельность, желание отразить в своей игре, деятельности полученные знания о культурных традициях семьи.

У родителей:

Познакомились с культурой и традициями своего народа, спецификой народных праздников через активные формы взаимодействия педагога и детей.

Познакомились с традициями народных праздников и принципами организацией воспитания в семье, направленного на приобщение детей к традиционной народной культуре и формирование толерантного отношения к культуре различных народов.

Расширилась сфера участия родителей в организации воспитательно-образовательного процесса в группе, родители активно участвуют в жизни группы и детского сада.

В детском саду совместно с родителями был создан музей народного быта и культуры, в котором дети имели возможность познакомиться с особенностями устройства жилища, быта.

Создана картотека подвижных народных игр и фольклора, народная игрушка и национальная кукла.

Составлены сценарии праздников «Рождество», «Масленица», «Пасха» и «Троица».

Вывод: В конце проекта «Быт и традиции русского народа» дети выразительно читают стихи, знают национальные танцы, песни, народные игры. Результатом работы с детьми нашего детского сада стало итоговое мероприятие «Традиции нашего народа в осенний период» на котором дети показали практически хорошие знания в освоении фольклорного материала.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В процессе реализации проекта дошкольники получили обширные знания об истории крестьянского жилища – избы, о ее устройстве, о быте крестьян.

Дети познакомились со старинными предметами домашнего обихода и их современными аналогами, получили возможность практического применения этих предметов. Словарный запас воспитанников обогатился названиями предметов русского быта.

Дети участвовали в изготовлении макета избы, ее убранства: изготавливали мебель, посуду, окна и двери.

На занятиях кружка «Умелые ручки» дети приобщались к основам ремесел, считавшихся на Руси «женскими» и «мужскими».

Все это, несомненно, способствовало развитию мышления, расширению кругозора дошкольников и воспитанию уважения и любви к русской народной культуре.




Цели и задачи: воспитывать интерес к истории и народному творчеству; познакомить с народным традициям, обычаями, обрядами; расширение их представлений о культуре русского народа; развитие эстетического и нравственного восприятия мира; дать представление об устройстве дома, об истории народного костюма, о народном промысле, о народном фольклоре, о русской национальной кухне.


Русский народ Коренная область расселения русского народа- Восточно-Европейская равнина. По мере освоения земель русские находились в тесном контакте с другими народами. Благодаря этому великое географическое и историческое пространство, объединяемое понятием Русь и Россия. Россия является многонациональным государством, на территории которого проживает более 180 народов, важность этого факта отображена в преамбуле к Конституции РФ. Но по критериям Организации Объединённых Наций, Россия является мононациональным государством, так как более 67 % её населения приходится на одну национальность, при этом в официальных документах ООН Россия многонациональное государство.


Национальная культура – это национальная память народа, то, что выделяет данный народ в ряду других, хранит человека от обезличивания, позволяет ему ощутить связь времен и поколений, получить духовную поддержку и жизненную опору. Менталитет - каждый народ имеет свои уникальные свойства менталитета, присущие только ему, в зависимости от ментальности нации строятся традиции, обряды, обычаи и другие составляющие культуры. Менталитет русского народа, безусловно, качественно отличается от других национальностей, в первую очередь особым гостеприимством, широтой традиций и другими особенностями. «Традиция», «обычай», «обряд» - важнейшие элементы культуры каждого народа, эти слова всем знакомы, вызывают в памяти определённые ассоциации и обычно бывают связаны с воспоминаниями о той, «ушедшей Руси». Неоценимая ценность традиций, обычаев и обрядов в том, что они свято хранят и воспроизводят духовный облик того или иного народа, его уникальные особенности, аккумулируя в себе весь накопленный культурный опыт многих поколений людей, привносят в нашу жизнь всё самое лучшее из духовного наследия народа. Благодаря традициям, обычаям и обрядам народы наиболее всего и отличается один от другого.


Традиция, обычай, обряд – понятия тождественные в общих своих чертах, но имеющие свои характерные особенности и признаки. Традиция – это передача от предшествующих поколений обычаев и обрядов, направлены на духовный мир личности и выполняет роль средств воспроизведения, повторения и закрепления общепринятых общественных отношений не непосредственно, а через формирование морального и духовного облика человека, складывающегося в соответствии с этими отношениями. (Например: русское гостеприимство)


Обычай предписывает человеку более детальные поведение и поступки в определённых ситуациях. Он не только символическое, но всякое вообще повторяющееся и установленное традицией действие. (Например: рукопожатия при встрече близких друзей или родственников, утренняя и вечерняя молитва Богу, вредными обычай- угощать спиртным при встрече родственников, друзей и знакомых). Господи, прошу:! Защити всех тех, кого люблю... Всех родных моих и всех друзей Хлебом накорми и обогрей... В трудный час им Ангела пошли, Чтоб сберёг их на краю пути... Дай им счастья, радость и покой... Все грехи прости и успокой... Научи любить их и прощать... Сделай так, чтоб те, к то дорог мне Погостили дольше на Земле......


Обряд конкретизирует форму выражения общепринятого в той или иной местности поведения в особо яркие моменты жизни человека (Например: обряды свадебный, крещения, погребения) Обряды считались столь же необходимым компонентом жизни, как и праздники. Обрядовая культура - это и есть порядок во всех проявлениях общественной жизни к данному случаю, обрядовых действий народа, этический кодекс, регулирующий коллективные настроения и эмоции.


Народный календарь на Руси назывался месяцесловом. Месяцеслов охватывал весь год крестьянской жизни, «описывая» его по дням месяц за месяцем, где каждому дню соответствовали свои праздники или будни, обычаи и суеверия, традиции и обряды, природные приметы и явления. Народный календарь является своего рода энциклопедией крестьянского быта. Он включает в себя знание природы, сельскохозяйственный опыт, обряды, нормы общественной жизни и является слиянием языческого и христианского начал, народным православием.


Празднично-обрядовая культура Основные зимние праздники – две святочные недели (святки): Рождество, Новый год (по старому стилю) и Крещение. В праздники затевали магические игры, производили символические действия с зерном, хлебом, соломой ("чтобы был урожай"), ходили по домам колядовать, девушки гадали, обязательным элементом святок было ряжение


Масленица (проводы зимы и встреча весны)- длилась целую неделю и Начиная с четверга масленичной недели все работы прекращались, начиналось шумное веселье. Ходили друг к другу в гости, обильно угощались блинами, оладьями, пирогами, была и выпивка. Широкая Масленица – Сырная неделя! Ты пришла нарядная к нам Весну встречать. Печь блины и развлекаться будем всю неделю, Чтоб Зиму студёную из дому прогнать! Понедельник – «Встреча» Вторник – «Заигрыш» Среда- «Лакомка» Четверг – «Разгуляй» Пятница «Вечера у тёщи» Суббота –»Золовкины угощения» Воскресенье – «Прощеный день» Пышные гулянье Ярмарка венчает. До свиданья, Масленица, приходи опять!


Пасха (расцвет весны, пробуждение жизни) - церковный праздник На Пасху украшали дом срезанной вербой, пекли сдобные хлеба (куличи, пасхи), красили яйца (Крашенки), посещали церковь, ходили друг к другу в гости, обменивались при встрече крашенками, христосовались (целовались), приветствовали друг друга: «Христос воскрес!» - «Воистину воскрес!» Яйца – символ Солнца и зарождения новой жизни. На Пасху водили хороводы, гуляли по улицам, катались на качелях, катали яйца. После пасхальной недели во вторник отмечали родительский день - посещали кладбища, приносили еду к могилам умерших родственников, в том числе и пасхальную.


Семик и Троица. Их праздновали на седьмой неделе после Пасхи (Семик - в четверг, а Троицу - в воскресенье), В Семик девушки ходили в лес, плели венки из березовых ветвей, пели троичные песни и бросали венки в реку. Если венок тонул, это считалось плохой приметой, если же приставал к берегу, это означало, что девушка должна скоро выйти замуж. До этого варили в складчину пиво и веселились с парнями на берегу реки до поздней ночи. До этого варили в складчину пиво и веселились с парнями на берегу реки до поздней ночи. В Троицу было принято украшать внутреннюю часть дома березовыми ветвями. Традиционной пищей были яйца, яичница и другие блюда из яиц.


Посиделки (супрядки) устраивались в осенне-зимний период Вечерами молодежь собиралась у одинокой пожилой женщины, девушки и молодые женщины приносили кудель и другую работу - пряли, вышивали, вязали. Здесь обсуждали всякие сельские дела, рассказывали истории и сказки, пели песни. Пришедшие на вечерку парни присматривали невест, шутили, развлекались.




Обряд русской свадьбы. Не то что в каждой деревне, но даже и в городе существовали свои особенности, оттенки этого поэтического и одновременно исполненного глубокого смысла действа. Остается лишь удивляться, с какой основательностью и уважением подходили наши предки к рождению новой семьи. Навсегда оставалась у молодых память о главном моменте их жизни. Молодых осыпали хмелем, так как хмель – это древний символ плодородия и многочадия. Невеста берет с собою в дом жениха родительское благословение и сундук с приданым.Старинный обычай – раздувание мужа молодой женой. Смысл - таким образом молодая супруга подчеркивала свою покорность или согласие на главенство мужчины в семье.


Обряд Крещения Главным обрядом, отмечавшим начало жизни ребенка было его крещение. Обряд совершали в церкви или дома. Как правило, младенца крестили на третий или сороковой день после рождения. Родителям не положено было присутствовать при крещении, вместо них были крестная мать, которая дарила рубашку и крестный отец, который должен был подарить ребенку нательный крест




Русская изба Русский традиционный дом состоит из двух частей: холодной (сени, клеть, подклеть) и тёплой (там, где находилась печь). Всё в доме было продуманно до мелочей и выверено веками. Дом строился из сосны. А крышу крыли соломой или осиновыми дощечками. Передний конец крыши имел конёк – знак устремления. Только русские сравнивали дом с колесницей, которая должна привести семью к лучшему будущему. Снаружи дома украшались резьбой. До наших времён сохранилась традиция использования наличников. В сенях хозяева хранили различную утварь, а в самом доме чётко выделялся, так называемый «бабий кут». Где хозяйки готовили и рукодельничали.


Что ни терем, ни изба – Позолота, да резьба. Терем, терем, теремок, Он затейлив и высок, В нем окошки слюдяные, Все наличники резные, А на крыше петушки Золотые гребешки. А в перилах на крылечке Мастер вырезал колечки, Завитушки да цветки И раскрасил от руки. В терему резные двери, На дверях цветы и звери, В изразцах на печке в ряд Птицы райские сидят.




Русская печь в избе По стенам резные лавки И дубовый стол резной. Возле печки сохнут травки, Собирали их весной Да настой варили, чтобы Пить зимою от хворобы. Главным в доме была печь. Стены чёрны, закопчёны, Не красивы изнутри, Но не гнили и Служили людям добрым от души. (топились печи по-чёрному)






Русские рушники Рушник – небольшое полотенце для утирания рук и лица, а также вешали для украшения в красный угол избы. Рушник – это символ дома и семьи. Это не только полотенце, а также предмет для обрядов и ритуалов Льняное полотенце, по краям Расшитое большими петухами. Весёлое творенье женских рук: Два петуха – косые гребни, шпоры; Они трубили зорю, а вокруг Всё заплели цветы, легли узоры.




Русская баня Баня была не только местом для мытья, а также особенным, почти священным местом. Считалось, что баня объединяет 4 главные природные стихии: огонь, воду, воздух и землю. Поэтому человек, посетивший баню, как бы вбирал в себя силу всех этих стихий и становился крепче, сильнее и здоровее. Недаром на Руси бытовала поговорка «Помылся – будто заново родился!». Не зря веник является не только символом русской парной бани, её украшением, но и инструментом лечения или профилактики болезней. Веники, собранные из разнообразных пород деревьев и лекарственных трав используются для лечения самых разных заболеваний и недугов.






Лапти Лапти – один из самых древних видов обуви. Лапти плелись из лыка различных деревьев, преимущественно липы (лычники), из мочала – липового луба, размоченного и разодранного на волокна (мочалыжники). Делались лапти и из коры ракиты (верзки), ивы (ивняки), вяза (вязовики), березы (берестянники), дуба (дубовики), из тала (шелюжники), из пеньковых оческов, старых веревок (курпы, крутцы, чуни, шептуны), из конского волоса – грив и хвостов – (волосянники), и даже из соломы (соломенники).


Русское гостеприимство Русское гостеприимство – тоже неотъемлемая часть наших культурных традиций. Гостям также были всегда рады, делились с ними последним куском. Недаром говорили: «Что есть в печи – на стол мечи!» Встречали гостей хлебом, солью. Со словами: «Добро пожаловать!» Гость отламывает маленький кусочек хлеба, макает его в соль и кушает Дорогих гостей встречаем Пышным круглым караваем. Он на блюдце расписном С белоснежным рушником! Каравай мы вам подносим, Поклонясь, отведать просим!


Русское застолье Православное праздничное застолье с давних времен хранит множество традиций, обычаев и обрядов. За столом собирались все члены семьи и близкие родственники. Застольный этикет был очень сдержан и строг. За столом сидели чинно, да и разговоры старались вести серьезные и добрые. Обязательным элементом праздника является молитва. Для многих праздников предназначались строго определенные ритуальные блюда, и часто их готовили только раз в году. Заранее знали и ждали, когда на столе будут фаршированный поросенок, гусь или индейка, медовый или маковый пирог, пышные и румяные блины, крашеные яйца и куличи.






Искусство народных промыслов – это связующее звено прошедшего с настоящим, настоящего с будущим. Богата земля российская разнообразными народными промыслами: гжель, хохлома, жостово, русская матрешка, палех, тульские самовары, вологодские кружева, русская финифть, уральские промыслы, павловские посадские платки и другие Народные промыслы


Русский народный фольклор Обряды, приуроченные к крупным праздникам, включали большое количество разных произведений народного искусства (Фольклор): старинные лирические песни, свадебные, хороводные, календарно-обрядовые, плясовые; однако в повседневной жизни преобладали частушки,песни, приговоры, хороводы, игры, танцы, драматические сценки, маски, народные костюмы, своеобразный реквизит, устное народное творчество- пестушки, загадки, сказки, поговорки и многое другое частушки


Русские народные музыкальные инструменты Народные инструменты в фольклоре используются обычно в быту пастухов или для некоторых видов танцев и песен. струнные инструменты - балалайка, гудок, духовые инструменты духовые инструменты –дудка, рожок, жалейка военные трубы, охотничьи рога, бубны.


Ни один дом на Руси не обходился без народных оберегов. Русский народ верил, что обереги надёжно охраняют от болезней, «дурного глаза», стихийных бедствий и различных напастей, для защиты дома и его обитателей от злых духов, болезней, для привлечения домового и его задабривания. Собираясь в дальнюю дорогу, человек брал с собой оберег, чтобы вложенные в него добро и любовь согревали душу и напоминали о родном доме и семье. Обереги на Руси


Кукла- оберег Русская народная кукла является исторической частицей культуры народов России. Кукла, как игровой образ, символизирует человека, его эпоху, историю культуры народов (русские обряды и обычаи). Тряпичные куклы выполнялись в народных традициях с применением старинных техник и технологий. Народная кукла с давних времён делалась из веточек и лоскутиков, сухой травы. Куклы символизировали всё тайное и волшебное, что есть в душе человека.


Писанка - оберег и дошедшая до наших дней традиция росписи птичьих яиц пчелиным воском и красками. Раньше писанки сопровождали человека в течении всей его жизни - от рождения, до смерти, оберегая его от зла. Узоры, которые наносились на писанку не случайны - каждый имеет своё значение. Узоры писанок, цветовые сочетания передавались из поколение в поколение, сохраняя неизменными. Считалось, что писанка придает силу всему, что рождает новое - земле, человеку, животным, растениям. Приносит красоту, здоровье и достаток. Писанка


Домовые Домовые – живут в домах и дворах. На Руси верили, что ни один дом не стоит без домового. От уважительного отношения к домовому напрямую зависело благополучие дома. При переезде на новое место домовой обязательно звался с собой. Его перевозили в лапте, на хлебной лопатке или на венике, приговаривая при этом «вот те сани, поезжай с нами Ежели в котором дому Домовой полюбит хозяина, то кормит и холит его лошадей, о всём печётся, и у самого хозяина бороду плетёт в косы. Чей же дом не полюбит, там разоряет хозяина в корень, переводя у него скот, беспокоя его по ночам, и ломая всё в доме.


Если представить семью в виде дерева, то крона – это вы, наше будущее, то что радует глаз ветви – ваши родители, различные линии его потомков ствол - ваши предки. А корни – родоначальник, это что держит крону, это традиции «Генеалогическое древо» Фамильное древо – схематическое представление родственных связей в виде дерева.Генеалогическим деревом также называют представление родословных в виде восходящих или нисходящих генеалогических таблиц



Национальная культура – это национальная память народа, то, что выделяет данный народ в ряду других, хранит человека от обезличивания, позволяет ему ощутить связь времен и поколений, получить духовную поддержку и жизненную опору.

Менталитет - каждый народ имеет свои уникальные свойства менталитета, присущие только ему, в зависимости от ментальности нации строятся традиции, обряды, обычаи и другие составляющие культуры. Менталитет русского народа, безусловно, качественно отличается от других национальностей, в первую очередь особым гостеприимством, широтой традиций и другими особенностями.

«Традиция», «обычай», «обряд» - важнейшие элементы культуры каждого народа, эти слова всем знакомы, вызывают в памяти определённые ассоциации и обычно бывают связаны с воспоминаниями о той, «ушедшей Руси». Неоценимая ценность традиций, обычаев и обрядов в том, что они свято хранят и воспроизводят духовный облик того или иного народа, его уникальные особенности, аккумулируя в себе весь накопленный культурный опыт многих поколений людей, привносят в нашу жизнь всё самое лучшее из духовного наследия народа. Благодаря традициям, обычаям и обрядам народы наиболее всего и отличается один от другого.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Соловушка» г. Зернограда Обычаи, обряды и традиции русского народа «Чем дальше в будущее входим, тем больше прошлым дорожим…» Подготовила: воспитатель- Корсунова Людмила Викторовна

Цели и задачи: воспитывать интерес к истории и народному творчеству; познакомить с народным традициям, обычаями, обрядами; расширение их представлений о культуре русского народа; развитие эстетического и нравственного восприятия мира; дать представление об устройстве дома, об истории народного костюма, о народном промысле, о народном фольклоре, о русской национальной кухне.

Национальная культура – это национальная память народа, то, что выделяет данный народ в ряду других, хранит человека от обезличивания, позволяет ему ощутить связь времен и поколений, получить духовную поддержку и жизненную опору. Менталитет - каждый народ имеет свои уникальные свойства менталитета, присущие только ему, в зависимости от ментальности нации строятся традиции, обряды, обычаи и другие составляющие культуры. Менталитет русского народа, безусловно, качественно отличается от других национальностей, в первую очередь особым гостеприимством, широтой традиций и другими особенностями. «Традиция», «обычай», «обряд» - важнейшие элементы культуры каждого народа, эти слова всем знакомы, вызывают в памяти определённые ассоциации и обычно бывают связаны с воспоминаниями о той, «ушедшей Руси». Неоценимая ценность традиций, обычаев и обрядов в том, что они свято хранят и воспроизводят духовный облик того или иного народа, его уникальные особенности, аккумулируя в себе весь накопленный культурный опыт многих поколений людей, привносят в нашу жизнь всё самое лучшее из духовного наследия народа. Благодаря традициям, обычаям и обрядам народы наиболее всего и отличается один от другого.

Масленица (проводы зимы и встреча весны)- длилась целую неделю и Начиная с четверга масленичной недели все работы прекращались, начиналось шумное веселье. Ходили друг к другу в гости, обильно угощались блинами, оладьями, пирогами, была и выпивка. Широкая Масленица – Сырная неделя! Ты пришла нарядная к нам Весну встречать. Печь блины и развлекаться будем всю неделю, Чтоб Зиму студёную из дому прогнать! Понедельник – «Встреча» Вторник – «Заигрыш» Среда- «Лакомка» Четверг – «Разгуляй» Пятница «Вечера у тёщи» Суббота –»Золовкины угощения» Воскресенье – «Прощеный день» Пышные гулянье Ярмарка венчает. До свиданья, Масленица, приходи опять!

Пасха (расцвет весны, пробуждение жизни) - церковный праздник На Пасху украшали дом срезанной вербой, пекли сдобные хлеба (куличи, пасхи), красили яйца (Крашенки), посещали церковь, ходили друг к другу в гости, обменивались при встрече крашенками, христосовались (целовались) , приветствовали друг друга: «Христос воскрес!» - «Воистину воскрес!» Яйца – символ Солнца и зарождения новой жизни. На Пасху водили хороводы, гуляли по улицам, катались на качелях, катали яйца. После пасхальной недели во вторник отмечали родительский день - посещали кладбища, приносили еду к могилам умерших родственников, в том числе и пасхальную.

Русская изба Русский традиционный дом состоит из двух частей: холодной (сени, клеть, подклеть) и тёплой (там, где находилась печь). Всё в доме было продуманно до мелочей и выверено веками. Дом строился из сосны. А крышу крыли соломой или осиновыми дощечками. Передний конец крыши имел конёк – знак устремления. Только русские сравнивали дом с колесницей, которая должна привести семью к лучшему будущему. Снаружи дома украшались резьбой. До наших времён сохранилась традиция использования наличников. В сенях хозяева хранили различную утварь, а в самом доме чётко выделялся, так называемый «бабий кут». Где хозяйки готовили и рукодельничали.

Что ни терем, ни изба – Позолота, да резьба. Терем, терем, теремок, Он затейлив и высок, В нем окошки слюдяные, Все наличники резные, А на крыше петушки Золотые гребешки. А в перилах на крылечке Мастер вырезал колечки, Завитушки да цветки И раскрасил от руки. В терему резные двери, На дверях цветы и звери, В изразцах на печке в ряд Птицы райские сидят.

Рядом с горницей передней Спальня в горнице соседней, И постель в ней высока, Высока – до потолка! Там перины, одеяла И подушек там немало, И стоит, покрыт ковром, Ларь с хозяйкиным добром.

Русская печь в избе По стенам резные лавки И дубовый стол резной. Возле печки сохнут травки, Собирали их весной Да настой варили, чтобы Пить зимою от хворобы. Главным в доме была печь. Стены чёрны, закопчёны, Не красивы изнутри, Но не гнили и Служили людям добрым от души. (топились печи по-чёрному)

Красный угол в русской избе «… Гой ты, Русь моя родная, Хаты, ризы в образах…»

Русские рушники Рушник – небольшое полотенце для утирания рук и лица, а также вешали для украшения в красный угол избы. Рушник – это символ дома и семьи. Это не только полотенце, а также предмет для обрядов и ритуалов Льняное полотенце, по краям Расшитое большими петухами. Весёлое творенье женских рук: Два петуха – косые гребни, шпоры; Они трубили зорю, а вокруг Всё заплели цветы, легли узоры.

Посуда на Руси

Женский костюм: Девичья рубаха, праздничные головные уборы, понёва Русский национальный костюм Мужской костюм: Рубаха, порты, пояс, сермяга

Лапти Лапти – один из самых древних видов обуви. Лапти плелись из лыка различных деревьев, преимущественно липы (лычники), из мочала – липового луба, размоченного и разодранного на волокна (мочалыжники). Делались лапти и из коры ракиты (верзки), ивы (ивняки), вяза (вязовики), березы (берестянники), дуба (дубовики), из тала (шелюжники), из пеньковых оческов, старых веревок (курпы, крутцы, чуни, шептуны), из конского волоса – грив и хвостов – (волосянники), и даже из соломы (соломенники).

Русское гостеприимство Русское гостеприимство – тоже неотъемлемая часть наших культурных традиций. Гостям также были всегда рады, делились с ними последним куском. Недаром говорили: «Что есть в печи – на стол мечи!» Встречали гостей хлебом, солью. Со словами: «Добро пожаловать!» Гость отламывает маленький кусочек хлеба, макает его в соль и кушает Дорогих гостей встречаем Пышным круглым караваем. Он на блюдце расписном С белоснежным рушником! Каравай мы вам подносим, Поклонясь, отведать просим!

Русская кухня

Искусство народных промыслов – это связующее звено прошедшего с настоящим, настоящего с будущим. Богата земля российская разнообразными народными промыслами: гжель, хохлома, жостово, русская матрешка, палех, тульские самовары, вологодские кружева, русская финифть, уральские промыслы, павловские посадские платки и другие Народные промыслы

Русский народный фольклор Обряды, приуроченные к крупным праздникам, включали большое количество разных произведений народного искусства (Фольклор): старинные лирические песни, свадебные, хороводные, календарно-обрядовые, плясовые; однако в повседневной жизни преобладали частушки,песни, приговоры, хороводы, игры, танцы, драматические сценки, маски, народные костюмы, своеобразный реквизит, устное народное творчество- пестушки, загадки, сказки, поговорки и многое другое частушки

Русские народные музыкальные инструменты Народные инструменты в фольклоре используются обычно в быту пастухов или для некоторых видов танцев и песен. струнные инструменты - балалайка, гудок, духовые инструменты духовые инструменты –дудка, рожок, жалейка военные трубы, охотничьи рога, бубны.

Ни один дом на Руси не обходился без народных оберегов. Русский народ верил, что обереги надёжно охраняют от болезней, «дурного глаза», стихийных бедствий и различных напастей, для защиты дома и его обитателей от злых духов, болезней, для привлечения домового и его задабривания. Собираясь в дальнюю дорогу, человек брал с собой оберег, чтобы вложенные в него добро и любовь согревали душу и напоминали о родном доме и семье. Обереги на Руси

Кукла- оберег Русская народная кукла является исторической частицей культуры народов России. Кукла, как игровой образ, символизирует человека, его эпоху, историю культуры народов (русские обряды и обычаи). Тряпичные куклы выполнялись в народных традициях с применением старинных техник и технологий. Народная кукла с давних времён делалась из веточек и лоскутиков, сухой травы. Куклы символизировали всё тайное и волшебное, что есть в душе человека.

Домовые Домовые – живут в домах и дворах. На Руси верили, что ни один дом не стоит без домового. От уважительного отношения к домовому напрямую зависело благополучие дома. При переезде на новое место домовой обязательно звался с собой. Его перевозили в лапте, на хлебной лопатке или на венике, приговаривая при этом «вот те сани, поезжай с нами Ежели в котором дому Домовой полюбит хозяина, то кормит и холит его лошадей, о всём печётся, и у самого хозяина бороду плетёт в косы. Чей же дом не полюбит, там разоряет хозяина в корень, переводя у него скот, беспокоя его по ночам, и ломая всё в доме.

Если представить семью в виде дерева, то крона – это вы, наше будущее, то что радует глаз ветви – ваши родители, различные линии его потомков ствол - ваши предки. А корни – родоначальник, это что держит крону, это традиции «Генеалогическое древо» Фамильное древо – схематическое представление родственных связей в виде дерева.Генеалогическим деревом также называют представление родословных в виде восходящих или нисходящих генеалогических таблиц

Благодарю за внимание!


Светлана Василенко
Проект на тему: «Культура и традиции русского народа»

Актуальность :

В настоящее время необходимо с дошкольного возраста уделять внимание вопросам духовно- нравственного развития детей, что способствует формированию любви к родному краю. Уважению к народным традициям , а также творческому развитию детей в различных видах деятельности.

Вот почему важно в жизнь ребенка включать разнообразные виды художественной творческой деятельности. Именно в них каждый ребенок может проявить себя наиболее полно и реализовать свою творческую активность.

Одним из наиболее важных средств эстетического воспитания и формирования активной творческой личности является народное искусство .

В народном искусстве обобщены представления о прекрасном. Эстетические идеалы, мудрость народа , которые передаются из поколения в поколение. Через народное искусство ребенок познает традиции , обычаи, особенности жизни своего народа , приобщается к его культуре .

Народное творчество богато ритмами и повторами, оно несет в себе конкретные образы, краски, доступно и интересно ребенку, что является основой для пробуждения и упрочнения эмоционально-положительного отношения детей к нему.

Ценность народного искусства определяется еще и тем, что оно воздействует на чувства ребенка благодаря средствам выразительности, и это воздействие носит естественный, ненасильственный характер. В силу этого оно доступно детям с разным уровнем развития, и каждый ребенок получает от этого удовольствие и эмоциональный заряд.

Оно привлекает внимание детей, и поэтому на основе выделения элементов народного искусства , цветового строя, композиции, его можно использовать для развития ребенка : восприятия эстетического отношения и эстетической оценки, т. е. воздействия на чувственную сферу ребенка народное искусство стимулирует развитие творческих способностей личности.

Постановка проблемы :

Знакомство детей, начиная с раннего возраста с родной культурой , родной речью, произведениями устного народного творчества , способствует развитию духовного, нравственного, эстетического воспитания. В будущем они сумеют сохранить все культурные ценности нашей Родины и России, будут жить, даря миру громадное количество талантов.

Цель проекта :

Воспитание творчески развитой личности дошкольников средствами приобщении детей к истокам русской народной культуры . На основе познания способствовать речевому, художественно-эстетическому, нравственному и социальному развитию ребенка.

Задачи проекта :

I. Показать детям красоту русского языка через устное народное творчество , выраженное в песнях, припевках, колядках, обрядах.

II. Познакомить детей с народными традициями и включать их в детскую жизнь, т. к. в них отражена глубокая мудрость и творческий потенциал русского народа .

III. Оказать помощь родителям в возрождении и творческом развитии лучших традиций векового опыта воспитания детей и привлечь их к сотрудничеству по созданию предметно – развивающей среды.

IV. Способствовать развитию познавательной активности, любознательности у детей.

Планируемый образовательный результат :

Пробуждение интереса к истории и культуре своей Родины , любви к родному краю;

Формирование чувств национального достоинства;

Расширение представлений у детей о быте русского народа ;

Приобщение к народным традициям через фольклор ;

Взаимодействие педагогов и родителей при организации работы по приобщению к .

Программа реализации педагогического проекта :

I. Изучение психолого-педагогической литературы по проблемам проекта .

II. Изучение положительного педагогического опыта, использование народного фольклора для воспитания детей дошкольного возраста.

III. Изучение традиций народного семейного воспитания.

V. Разработка плана работы с детьми.

Основные формы работы с детьми :

I. Непосредственно-образовательная деятельность :

1. Беседы, рассматривание картин, иллюстраций, наглядно-дидактического материала по темам :

- «Знакомство с родным краем» ;

- «Знакомство с декоративно – прикладным искусством» ;

-«Природа родного края» ;

- «Рыба ищет, где глубже, а человек - где лучше" (места проживания, строительство жилища) ;

- «В гостях хорошо, а дома лучше" (быт и основные занятия русских людей ) ;

- «История русского народного костюма » ;

- «Эх, лапти, да лапти мои» (знакомство с обувью) ;

- «История головных уборов» ;

- «Эх, блиночки мои» (история русской кухни ) ;

Видеопрезентация «История русского платка » ;

Видеопрезентация «Городецкая роспись» ;

Видеопрезентация «Дымковская игрушка» ;

Видеопрезентация «Гжельская роспись» .

2. Художественное творчество детей :

Рисование на темы :

- «Городецкая роспись разделочной доски» ;

- «Роспись Гжельской посуды» ;

- «Роспись дымковских игрушек» .

Лепка на темы :

- «Мир сказки» ;

- «Дымковские игрушки» .

Аппликация на темы :

- «Русский народный костюм » ;

Матрешка – русский сувенир ».

II. Проведение праздников и развлечений :

- «Осень, осень в гости просим» ;

- «В гости приглашаем, чаем угощаем» (День Матери) ;

- «Рождественские посиделки» ;

- «Широкая масленица» ;

- «Пасхальный звон колоколов» ;

- «Путешествие по сказке» .

III. Игровая деятельность :

Дидактические игры :

- «Чей костюм» , «Укрась кокошник» , «Составь узор» , «Угадай роспись» .

Подвижные народные игры :

- «Гуси-лебеди» «Горелки» , «Пятнашки» , «Краски» , «Золотые ворота» ,

«У тети Моти 4 сына» , «Как по мостику котик ходил» .

Игры-драматизации :

По русским народным сказкам : «Колобок» , «Репка» , «Теремок» , «Гуси-лебеди» .

IV. Знакомство с художественной литературой :

Знакомство с малыми фольклорными формами (потешками, песенками, пословицами, поговорками, прибаутками, закличками);

Чтение русских народных сказок : «По щучьему велению» , «Лисичка со скалочкой» , «Гуси - лебеди» ;

Чтение рассказов Валерия Кострючина из книги «Небесные колокольчики «Зернышки» ; «Христос и дети» ; «Материнская любовь» ; «Любовь к людям прогоняет скуку» ; «Пасхальный звон колоколов» .

V. Конкурс детских рисунков по мотивам народных росписей :

- «Синие цветы Гжели» ;

- «Золотая Хохлома» .

VI: Выставки :

- «Умелые руки не знают скуки» - осенние поделки из природных материалов;

- «Мир узоров» - новогодние поделки;

- «Пасхальные композиции» - украшение яиц.

VII: Экскурсии :

В краеведческий музей;

В детскую библиотеку.

Система работы с родителями :

I. Анкетирование родителей на тему : «Приобщение детей к истокам русской культуры » .

II. Беседа за круглым столом : «Роль семьи в приобщении детей к русской национальной культуре ».

III. Совместные посиделки с родителями и детьми :

- «Я – семья – род – народ »

- «Семейные традиции »

- «Русский самовар и чаепитие на Руси»

IV. Совместное посещение родителями, детьми и педагогами краеведческого музея.

V. Проведение совместной выставки «Народные игрушки своими руками» .

VI. Проведение родительских собраний на тему :

- «Приобщение детей к русской культуре » ;

- «Духовно нравственного воспитания в дошкольном возрасте» .

VII: Консультации для родителей :

- «Познакомьте детей с народными играми » ;

- «Как знакомить детей с русским народным искусством , ремеслами, бытом».

Обобщение опыта работы на педагогическом совете ДОУ : презентация «Обычаи, обряды и традиции русского народа » .

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...