Какой нательный крест является правильным? Крест нательный.

1) Крест, даваемый каждому православному христианину при крещении; носится обыкновенно прямо на теле, почему и называется тельным крестом или тельником; бывает или металлический, или деревянный (особенно часто - кипарисный). Тельные кресты - единственный предмет из области православного религиозного культа, который разрешено свободно выделывать и продавать с вольного торга» .

Разумеется, что все виды форм и материалов, применяющихся для изготовления нательных крестов, перечислить невозможно. Но некоторая ясность в этом вопросе необходима, т.к. священникам, совершающим таинство крещения, приходится видеть самые разные тельники. И принимать решение, соответствует или нет данная форма креста православной традиции, приходится самостоятельно, т.е. руководствуясь собственным опытом и пониманием, который не всегда бывает достаточен и у профессоров богословия. А что касается производителей крестов - мастеров, то им это знание нужно более других.

Материал . Сегодня трудно представить себе те названия материалов, из которых нашими современниками изготавливаются нательные кресты. Все виды природных камней: от драгоценных до булыжника. Все виды природной растительности: от древесины до сплетенной травы. Все виды металлов: от чистых до сложных сплавов. А так же из пластмассы, кожи, кости, стекла и т.д., т.е. практически - из всего. Тем не менее, в православной традиции, определенные материалы связываются с деятельностью лица, носящего тельный крест - как «свой» крест, т.е. крест качества своего жизненного пути, своей судьбы. «Золотой крест - это царский крест, самый тяжелый. Серебряный крест - это крест всех тех, кто властью облечен, - пастырей Церкви Божией, крест ближайших слуг царевых. Медный крест - это крест всех тех, кому Бог богатство послал. Железный крест - это крест людей военных. Каменный крест - это крест людей торговых. Деревянный крест - самый смиренный. Господь дает каждому крест по его силам, - сколько кто может снести» . /Из «Троицких листков». № 420/. Само собой разумеется, что эту традицию соблюдают только те, кто о ней знает и желает ее продолжения. Крест сделанный из одного материала - «цельный».

Место для ношения . Нательные кресты носятся на тесьме или цепочке, которые, в большинстве случаев, надеваются на шею через голову. В зависимости от величины головы, размеров шеи, роста, возраста и воспитания крещеного человека, крест может быть расположен на его животе (выше пояса), сердце или у горла (т.е. с застежкой). Обыкновенно тельный крест находится в области сердца, что говорит о том, что крестом «освящается сердце». Если ниже - «освящается жизнь» (на славянском языке слово «жизнь» - это «живот»), если выше сердца - «освящается дыхание» (дых), выше - «освящается голос» (горло). И еще: некоторые первохристиане носили изображение (татуировку) креста на лбу, видимо освящая свои мысли. Кому что нужнее, о том и беспокойство. «О возложении креста на выю и перси крещаемых в древние времена можно заключать из общего благочестивого обычая первых христиан всюду иметь при себе и употреблять крест для освящения себя» . Точное определение значения вещи, зависит от места для ее постоянного ношения. Все вещи, которые не могут носиться по другому, т.е. без опоры на шею (галстуки, бусы, орденские знаки и т.д.), являются - «ошейниками». А носить на шее знак Небесного Отца, намного почетней, чем носить ошейник с именем (этикеткой) модного портняжки или со знаком (символом, орденом) негодного правителя. В Британии, представители древних родов, не стесняются свою службу государству /монархии = короне/ изображать в виде короны с цепью, надетой на шею животного, обозначающего этот род. Ленты, тесьма, шнуры, цепи, цепочки - передают смысловой механизм связи знака и носящего, отвечая на вопрос: чем связаны? Если церковной славой, то это цепь (последовательная связь многих однородных и крепких звеньев) из благородного металла - золота. Если церковной службой, то серебряной цепочкой. Если связь «железная», то цепочка - стальная. Если прочная, но мягкая - медная. Ленты и тесьма из шелка - «прочно сотканы с крестом» . Кожаная тесемка - связаны «кожей» (срослись). Плетеная - сплетены, витая - свиты (скручены). Если тесьма черная, то связь - земная; если белая - чистая /светлая, святая, ясная/; если красная - связано жизнью и т.д. «Этот обряд (возложение нательного креста на новокрещенного) не описан в Требнике, но совершается согласно древней традиции Русской Православной Церкви» .

Размер . Выбор размера нательного креста - дело личное. Каждый человек определяет необходимость своего выбора - по собственным представлениям и меркам, но так бывает только в тех случаях, когда происходит крещение достаточно взрослого и самостоятельного человека. За младенца этот выбор производят его собственные и крестные родители. Тельники, пригодные (по своим размерам) как для младенцев, так и для взрослых людей, обычно невелики: от 25 мм высоты и 18 мм ширины до 30 мм высоты и 21 мм ширины (высота - без учета «ушка»). Поскольку человек проходит с таким крестом через всю жизнь, то и условное название (имя) креста должно быть соответствующим - «постоянный». Кресты меньших размеров, обычно называются «детские», т.е. изначально предполагают замену креста после времени детства. И когда такое время подходит, то любой новый крест становится - «выбранным», вне зависимости от размера, как и при крещении взрослого человека, так и при замене утраченного.

Основные типы . В православии нет узаконенных ограничений на тип (отпечаток) тельного креста, но русская традиция не использует тип креста умножения (или Св. Андрея) - в качестве основной формы. Так же как и перевернутый тип человеческого (т.е. повторяющий соотношения размеров человеческого тела) креста (или Св. Петра). Так же как и тип креста Богородицы (или грузинского). Таким образом, в качестве основы для православных нательных крестов остаются три типа: равносторонний крест положительности (или греческий), прямостоящий человеческий (или латинский) и редко, крест перехода (как греческий, но с одной укороченной перекладиной; он же - просфорный).

Особенности основных видов . «Древность почитания креста» восходит во времена ветхого завета, в котором он с благоговением изображаем был пророчески, как знамение спасения, как орудие силы, победы, врачевания /…/ и жизни .

Формы нательных крестов преследуют две (сугубо) практические цели, одновременно. Т.е. осуществляют общеизвестный врачебный принцип (начало) «Не навреди». Это значит, что в форме крестов отсутствуют такие части, которые способны царапать, резать и цепляться за человеческое тело. Это так же значит, что крест Христа не может принести человеку даже мелких ранений. Поэтому, в подавляющем большинстве случаев, отсутствуют не только действительно острые окончания сторон тельного креста, но и острые, резкие линии изображаемые на его поверхности. А появление крестов с заостренными четырьмя окончаниями (стреловидный) или с одним заостренным нижним окончанием (Св. Якоба/Иакова) крайне редки и свидетельствуют о западноевропейском влиянии, подражании. Что касается заострения верхнего окончания креста, то такая форма не противоречит безопасному началу, т.к. с этой стороны находится защищающее от травм ушко для тесьмы (цепочки).

Еще одна особенность в традиции русского православия - не носить «русский» крест, то есть крест такой же формы, как восьмиконечный наперсный крест священников - с выступающими за пределы тела креста окончаниями скошенной перекладины. Объяснений такому постоянству может быть два: уважение к знаку священнического сана или желание избежать неправильного поворота креста, т.к. у нательного креста обычное ушко не предотвращает вертикальных поворотов креста, в отличие от специальной скобки священнического. После такого поворота крест видится с «неправильной» стороны, т.е. с той стороны, с которой входа в церковь нет (если смотреть на крест такой формы, установленный на храме). Поэтому нательный крест с выступающей скошенной перекладиной говорит об удаленности человека, носящего (изготавливающего) крест такой формы, от русской земли, когда «русскость» формы становится важной в окружении иных языков и инославных вероисповеданий. Такое оформление креста свидетельствует о принадлежности к русской православной церкви, находящейся за ее земными рубежами - за границей русской земли, например, русской православной церкви другого континента - Америки, Японии и т.д. На русской земле - такой необходимости нет, т.к. мы - в доме русского православия.

Видовые группы . Нательные кресты представляют собой самый обширный слой народно-церковного творчества. Попытка, подсчитать приблизительное количество их видов, представляется практически невозможной. Но общий подход к их классификации - достаточно прост. Потому что, вне зависимости от размера и толщины, они имеют две изобразительные поверхности: лицевую (аверс) и личную (реверс) стороны. На лицевой (внешней, видимой возможному зрителю) стороне чаще всего изображаются знаки, позволяющие определить ветвь вероисповедания, т.е. принадлежность к западной (католической), восточной (греко-русской) или иной церкви, признающей ношение нательного креста (напр. армянская и грузинская).

Однако существуют и такие кресты, ношению которых не препятствуют церкви многочисленных христианских исповеданий. Обе стороны таких крестов сплошь занимают изображения, представляющие различные события и лица - из Евангелия (Нового завета). В русской православной традиции о подобных крестах говорится, что они покрыты «клеймами с праздниками» , т.е. «Сретение», «Вход в Иерусалим»,

«Сошествие во ад», «Вознесение», «Троица» и др. Вследствие этого, любая видимая сторона креста может быть - лицевой, а сам крест - «общехристианским», но встречаются они, не часто, по-видимому из-за трудоемкости изготовления. Это - первая группа.

К другой группе можно отнести особо редкие (в настоящее время), виды нательных крестов. Это кресты из дерева, металла, камня и т.д. (сплошные), не имеющие, кроме собственной формы, никаких дополнений - ни нанесенного рисунка, ни написанных букв. Такие кресты наиболее точно передают понятие «свой крест», что не противоречит ни словам Христа: «…и возьмет крест свой и по Мне грядет» (Мф. 16, 24), ни православной традиции . Но в этой связи изменяется до однозначности имя креста - «христианский», т.е. христианина, а не «Христа». Это вторая группа крестов, без изображения на оборотной стороне. Все остальные нательные кресты, без особых трудов, определяются по их лицевой стороне.

Третья группа нательных крестов самая распространенная в нашей православной современности. На лицевой стороне креста изображено Распятие, т.е. Распятый Спаситель - его человеческое тело. Наиболее известными признаками православного Распятия, являются: расположение головы и ног Спасителя. Голова Христа может изображаться прямой или склоненной в правую (от зрителя - в левую) сторону. Открыты ли Его глаза или закрыты - безразлично. Не соответствует преданию и традиции - наклон головы в другую сторону. Ноги Христа, по церковному преданию и в русской православной традиции, изображаются прямыми или слегка согнутыми - безразлично. Ступни ног - рядом, но раздельно, в каждой ступне по одному гвоздю. Из-за малых размеров нательных крестов, гвозди часто не изображаются совсем. Не соответствует преданию и традиции - наложение ступней одна на другую и их соединение одним гвоздем. Также не соответствует православной традиции - ношение на теле только фигуры (тела) Христа, без крестовой основы (фона), что обычно для некоторых латиноамериканских стран.

Будет ли тело Христа изображено прямым или слегка изогнутым - безразлично. Будут ли пальцы рук выпрямлены или подобранны - безразлично. Будут ли руки расположены по середине ширины перекладины или будут сходить с нее вниз, к ослабшему телу - безразлично. Эти признаки естественны и не являются ошибкой.

Четвертая группа, на лицевой стороне имеет изображение Креста (или нескольких крестов, без Распятия). То есть, по существу, второй крест поверх креста составляющего основу, является дополнительным (вторым) признаком основного (большего) креста.

Пятая группа, на лицевой стороне имеет одно/несколько изображений (образов или других знаков), без Распятия и (дополнительного) Креста.

Шестая группа имеет на лицевой стороне «узоры», т.е. какое-либо нанесенное орнаментальное изображение. К ней же следует отнести и кресты, с основой из разных материалов, украшенные драгоценными (и иными) камнями, т.к. их вид бывает не менее «узорным».

К седьмой группе следует отнести «исключения», т.е. неправильные для христиан виды крестов: поднята другая сторона подножия; поднята другая сторона сидения (?); один гвоздь между ступней; левый наклон головы; распятие на кресте Богородицы (!!!).


Каждая (3,4,5,6,7) группа может подразделяться по своей оборотной стороне.

Первая оборотная сторона - не имеет ни рисунка, ни надписи. В древности такие кресты были естественны, т.к. кустарное литье не позволяло иного. Для сегодняшнего дня такой вид несколько устарел, но не является «неправильным», как и для наших предков.

Вторая оборотная сторона - имеет только надпись (текст молитвы; слова: Спаси и Сохрани и др.).

Третья оборотная сторона - имеет только изображение: образов (Богоматери, Креста, ликов Святых сил и Святых людей) или орнамента.


Четвертая оборотная сторона - «сложная», т.е. составлена (сложена) из надписи и изображения образов (т.е. 2+3 признаки оборотной стороны) или надписи и орнамента, или образов и орнамента.


Как видно, подобная систематизация - по внешнему виду, не учитывает всех возможных более мелких признаков, но для больших собраний (личных или музейных) и быстрого определения вида, вполне достаточна. Тем более что вид и время (хронология), вид и место (география) - нередко совпадают.

Обычными знаками можно считать знаки разного вида, но одинаковой основы, которые достаточно часто встречаются.

Среди надписей такими являются: IС ХС (ИС ХС; IИС ХС; ИИС ХС; IСЪ ХСЪ) - Иисус Христос. Надпись обычно помещается на разных сторонах поперечной (большой) перекладины креста. При изображении на основе креста тела Спасителя, Его креста или креста с распятым Спасителем, эти буквы помещаются у его ладоней - рядом, выше, ниже или по раздельности (например: I- над рукой, а С - подней). Необходимость такой надписи очевидна, - она разъясняет, чей крест или чьё тело мы видим.

INЦI (IНЦI) - В Евангелии от Иоанна говорится: "Пилат же написал и надпись, и поставил на кресте. Написано было: "Иисус Назорей, Царь Иудейский." ... и написано было по-еврейски, по-гречески, по-римски." В дальнейшем надпись (лат.- titulus; греч.- titlos) на доске сократилась до начальных букв и соответствовала по-гречески - "I.N.B.I.", по-латински - "I.N.R.I.". Слово «Иисус» переводится как «Спаситель», «Назорей» - «отлучать, отделять», «Иуда» - «хвалите Господа» . Надпись помещается над головой Спасителя и без Его тела - обычно не применяется.

ЦРЬ СЛВЫ - Царь Славы. Эта надпись помещается над изображением дополнительного (поверх основного/основы) креста любого вида, обычно не имеющего распятия.

СНЪ БЖiИ - Сын Божий. Надпись обычно располагается рядом с буквами ИС ХС, если позволяет место.

NИКА (НИКА; NIKA) - Побеждает . Обычно это слово размещается в нижней части креста, что говорит о его «дополнительном» значении, т.е. Крест - побеждает или Христос - побеждает.

МЛРБ - "место лобное рай бысть" (т.е. - место лобное стало раем) . Обычно эти буквы помещаются рядом с человеческим черепом (чаще: под черепом) - головой Адама.

Другими поясняющими буквами обозначаются: Г.А. - глава Адамова; Г.Г. - гора Голгофа; К - копье; Т - трость с губкой.

Среди изображений обычными являются: Крест (восьмиконечный и четырехконечный, реже - пятиконечный, шестиконечный и семиконечный) без распятия; Крест с распятием; Распятый Спаситель (без дополнительного креста, т.е. на основном); дощечка или свиток на верхней части Креста; череп (и с костями) в нижней части Креста, копье и трость с губкой (по сторонам Креста); гора Голгофа (между черепом и Крестом) изображается натурально, как каменная гора, или условно, линиями разной формы.

Редкими знаками можно считать дополнительные к основным (крупным) меньшие знаки. Их число велико, но о некоторых признаках рассказать необходимо, по причине их непривычного вида или малой известности.

Среди надписей такими являются: ГДЬ - Господь; ЦС - Царь Славы; ЦИ - Царь Иудейский; А и W- Альфа и О-мега, т.е. первая и последняя буквы греческого алфавита. Возможны другие варианты, например: А и U (ее иногда называют - перевернутая О-мега), для латинского алфавита.

Среди изображений такими являются:

Глаз - как изображение «боговиденья», обычно занимает самую верхнюю часть основного креста (над крестом Спасителя).

Треугольник (5или 6) - как изображение «троичности» или «триединства», так же обычно занимает самую верхнюю часть креста. Часто изображается прямоугольным, т.е.


проявляет слово «прямой», реже изображается равносторонним, с соответственным же значением. Вершина треугольника может быть направлена вверх (к небесному и божественному) или вниз (к земному и человеческому). Если поместить в треугольник изображение «глаза», то получим «направленный взгляд» - вверх (к высокому) должен обращать свой взор, человек, а вниз - к земным детям, Отец Небесный, Господь Вседержитель.

Голубь - как изображение «чистоты», «мирности» и «не суетности» Св. Духа, обычно занимает самую верхнюю часть креста. Его правильное изображение: с раскрытыми (воздымающимися) крыльями, хвост внизу, видны глаза, клюв и лапы. Обратное изображение (вид со спины), когда голова птицы внизу, а хвост наверху, производит впечатление стремительно падающей (пикирующей) птицы. Такое изображение не соответствует ни голубиному характеру, ни характеру Св. Духа, который может опустится (снизойти) на просящего, но не может на него упасть (свалиться) неожиданно. Такие изображения иногда встречаются, но красоты в них мало, да и традиция нарушается. Потому, что даже изображение в профиль, на иконе допускается «… в изображении лиц, не достигших еще святости /…/, а также лиц, противящихся Богу: поверженных демонов, Иуды» . Когда противник (сатана), клеветник (дьявол) или предатель показывают только видимую (открытую) половину лица - это понятно, потому что в их видимых лицах есть и скрытая (невидимая, теневая) сторона. Но как можно Св. Духа, одно лицо (образ) из триединства Божьего - показать со стороны спины? Разве Он отвернулся от нас? Это - явная ошибка.

Сияние - как изображение «Света или Славы» Свыше, обычно занимает самую верхнюю часть креста. Выбор между значениями Свет или Слава, не слишком затруднителен. Если сияние находится на лицевой стороне - это Слава (Бога и Церкви), если на личной - это Свет, который освящает носящего человека. Самым простым по форме выражением «сияния» являются несколько расположенных рядом прямых линий (черточек, лучей), своей формой говорящие о прямоте Света, Славы. Если лучи параллельны между собой, сияние - «ровное», если между ними есть некоторый угол, сияние - «распространяющееся» (расходящееся). Если лучи каплевидны, то сияние - «стекающее» (истекающее, текущее, струящееся). Место, от которого расходится сияние, может быть обозначено знаком (от Креста, от Всевидящего Ока, от Имени Божьего и т.д.) или только местом (сверху - это «свыше»).

Неправильными знаками являются знаки, запрещенные к изображению православной церковью или происходящие от незнания изготовителем церковных установлений или церковной традиции.

Среди надписей такими являются: разного рода слова сокращенные до одной буквы (литеры) и их соединенный набор (аббревиатура). Правильность или неправильность прочтения таких сокращений зависит только от их известности. Такие сокращения как: I.Х. - Иисус Христос; I.Н.Ц.I. - Иисус Назорей Царь Иудейский; Ц.И. - Царь Иудейский; Ц.С. - Царь Славы; М.Л.Р.Б. - Место Лобное Рай Бысть и другие, узнаются только по привычному месту их применения - в церковной жизни и на церковных предметах. Чем чаще применяются, тем легче узнаются. Коренное отличие краткого написания (литерного) от полностью написанного слова (открытого) - это возможность его совершенно другого прочтения (толкования), которое опирается на те же начальные буквы, но строится другая фраза, немного или сильно изменяющая первоначальную мысль. Профессор Покровский, нашедший наиболее ранний пример такой криптографии (тайнописи) в ватиканской рукописи слов Григория Богослова 1063 г. (на греческом языке), приводит и русские образцы надписей, сделанные на крестах в 17-19 вв.

О.М.О. - Оружие миру одоление.

Ц.Б.П. - Царь Бог превечный.

Б.Б.Б.Б. - Бич Божий бьет бесов.

Д.Д.Д.Д. - Древо добро досада дьяволу; или: древо дарует древнее достояние.

Р.Р.Р.Р. - Реченному роду радости ради.

С.С.С.С. - Свет (или Спас) сотвори сеть сатане.

Х.Х.Х.Х. - Христовы хоругви христианам хвала.

Приводятся также и другие подобные надписи и их расшифровка, но и они подтверждают сказанное выше, т.е. малоизвестными (единичными, редкими) сокращениями, лучше не пользоваться - для ясности.

Изображение Агнца (ягненка) всех видов, твердо запрещено Церковью для применения его на кресте, т.е. лицо и человеческое тело Христа - должны быть выражены естественной (понятной) формой. Такое установление (82-е правило) было принято в 691- 692 гг., на Трулльском Соборе, раз и навсегда перекрыв путь к размышлениям о том, - кем станет ягненок, когда вырастет. Распространение изображения Христа в виде дельфина, рыбы, змеи и других животных, вероятно, прекратилось в то же время. Но память о первых римских христианских общинах сохранилась на тельных крестах именно в виде нескольких рыбок. На латыни верующие назывались «pisciculli» - «рыбки», а купель - «piscina», т.е. «пруд для рыбы, садок» . В этом нет ничего удивительного, так как имя Христа скрывалось под изображением рыбы, иногда подписанное пятью греческими буквами (ΙΧΘΥΣ), являющимися шифром. При их обычном прочтении получается «ихтус» (ICHTHUS) , т.е. «рыба», а при последовательном раскрытии каждой буквы: «Ι» - Иисус; «Χ» - Христос; «Θ» - Божий; «Υ» - Сын; «Σ» - Спаситель. И последним признаком этого направления, следует признать изображение на лицевой поверхности нательных крестов - чешуи. Т.е. когда вся внешняя сторона креста, сплошь, без иных фигур и надписей, покрыта узором из «чешуи».

Гадать о ее принадлежности (чешуя рыбы или змеи) не стоит, т.к. имя /название/ вещи говорит само за себя. Чешуя у рыб и пресмыкающихся, то же что волосы у человека - естественная дополнительная защита. В воинском снаряжении железные пластины, нашитые на кожаную основу особым образом, назывались чешуйчатой броней . На киверах русской армии «подбородная чешуя» находилась до 1914 года . Поэтому передать русские слова: «Крест - духовная броня», в более точной форме, представляется делом невозможным, но, может быть, и не нужным.

Скрытыми знаками являются некоторые особенности формы, на которые если и обращается наше внимание, то их значение как бы непонятно, из-за неизвестности или забытости данной формы. Т.е. сама форма на виду, но - не каждому понятна, для него - запечатана).

Титло . «Пилат же написал и надпись, и поставил на кресте. Написано было: «Иисус Назорей, Царь Иудейский». (Иоан. 19.19). Наиболее распространенное представление о форме надписи, упомянутой в приведенной строке Евангелия от Иоанна, это - дощечка. Потому что, сначала - «написать», а после - «поставить на крест» что-то другое (лист кожи, бумаги), достаточно затруднительно и ненадежно (встречаются изображения листа/свитка, который прибит 1 или 2 гвоздями). Поэтому следует считать, что изображение «дощечки» с надписью - на верхней части креста, совершенно точно (своей формой) передает содержание приведенных слов. В другом Евангелии (Мф 27, 37) определяющие слова повторяются: «и поставили над головою Его надпись, означающую вину Его: Сей есть Иисус, Царь Иудейский» (И.Ц.И.). Таким образом, включение «дощечки» в тип (отпечаток) разного вида крестов, избавляет от необходимости пояснять ее буквами сокращенной надписи - И.Н.Ц.И. (церк.-славянск. I.Н.Ц.I.), т.е. появляется возможность - надписывать или нет, имеющуюся в строении табличку. На которой, более слов приведенной надписи, ничего другого быть не может. Это значит, что писать буквы «I.Н.Ц.I.», рядом (сбоку или сверху) с «дощечкой» (чертой, линией) - не стоит, это лишнее. Появление других форм основы под надпись: на бумажном или кожаном свитке, или на поверхности самого креста, можно было бы отнести к забывчивости изготовителей, т.е. к плохой памяти на текст. Достаточно из приведенного предложения (Иоан. 19.19) убрать слова «и поставил», как меняется весь механизм действия: «Пилат же написал и надпись, // на кресте».

Но в Евангелии от Луки (23, 38), слов: «поставил» или «поставили» - нет: «И была над Ним надпись, написанная словами греческими, римскими и еврейскими: Сей есть Царь Иудейский» (С.Ц.И.). А в Евангелии от Марка (15, 26) и слов меньше: «И была надпись вины Его: Царь Иудейский» (Ц.И.). Поэтому появление свитка или других букв (ЦИ) на верхней части креста являются для нательных крестов не ошибкой, а возможностью, позволяющей разнообразить виды креста - в прямом (=каноническом) соответствии с евангельским текстом. Удачной

находкой неизвестного мастера, следует признать появление на месте «надписи» (т.е. «титула»),одноименного знака из правил старославянского сокращенного написания слов - «титла». Т.е. слово «надпись» и знак «титло», стали напрямую взаимозаменяемы (=), т.к. и слово, и знак не несут в себе значения какого-либо материала или его формы, а только дополнительное «качество»: слово - титул. А что касается слов, составляющих саму надпись, то они наводят на некоторые размышления, которые напрямую связаны со следующим фактом. “ Слова эти написаны были на доске, которую прибили к кресту над головой Спасителя. Доска была сделана из того же материала, что и крест. Она не сохранилась в целости до нашего времени. Незначительная часть ее находится в храме Св. Креста Иерусалимского в Риме.

Это маленькая доска, сильно попорченная червями. Трудно определить, из какого материала была она сделана: дуба, кедра или сикаморы. Длина ее 235 мм, а ширина - 130 мм. На ней видны письмена по-гречески и по-латыни. Вверху две кривые линии являются как будто нижней частью еврейских букв. Посредине написанное по-гречески слово N a z a r e o s , а внизу слова: Nazarae nus re . Буквы красного цвета на белом поле. Имеют они, углубление, начертаны, повидимому, долотом. Высота их: 28-30 мм. При таком размере букв, слова хорошо можно было видеть и читать на той высоте, на которой была прибита доска” .

Слова: «Иисус Назорей, Царь Иудейский», в латинском написании выглядят в следующем виде.

«J ESUS NAZARENUS REX IUDEORUM» (I .N.R.I.). Слова на доске - другие.

«NAZARAE N US RE» (N.N .R.). Видно, что надписи похожи, но не одинаковы (не совпадают).

«I.N.R.I.» переводится как: «Иисус» - «Спаситель» , «Назорей» - «отлучать, отделять» , «Рэкс» - «Царь», «Иуда» - «хвалите Господа» . Содержание надписи - «Спаситель отделяющий, Царь хвалящих Господа». «J.N.R .J.» -это англоязычный вариант «Jesus of Nazareth, the K ing of the Jews» (J.N.K .J.) «Иисус из Назарета, Царь иудеев», т.е. лиц иудейского племени, вида, а не Царь Иудейской земли или царства. В западном масонстве за шифром «I.N.R.I.» закрепляется содержание: «In Nobis Regnat Iesus» «Внутри нас правит Иисус» или «Iammin, Novr, Rouach, Iebeschah» «Вода /море/, огонь, воздух, сухая земля».

Существует еще одно буквенное сокращение, которое практически не выделяется в русском православии, но весьма заметно в западных христианских церквях. Но оно относится только к одному слову: «Иисус». Греческая форма сокращения - IHS(на англ. - IHC; русск. - ИС; славянск. - ICЪ; IС) была известна с IX века, когда она стала печататься на монетах Византийской империи. Будучи усвоенной Западной Церковью, она иногда принимает значение: «Иисус - спаситель людей» (Iesus Hominum Salvator/латынь/), а в Германии: «Иисус Спаситель и Искупитель» (Jesus Heil und Seligmacher/J.H.S./) . В XVI веке эта монограмма была принята в качестве девиза ордена иезуитов, со значением: «С нами Бог» (Jesum Habemus Socium/лат./) . Позже монограмма дополняется иными значениями: «В этом (кресте) - спасение» (In Hac Salus/лат./) и, напоминая о видении Константина - «С этим знаком /победишь/» (In Hoc Signo/Vinces/ лат.) . Такое разночтение монограммы произвело соответствующее действие. Еще в 1887 году Дейли Ньюс заметила, что «монограммы IHSи XP, которые сейчас можно так часто видеть в наших церквях, являются довольно загадочным знаком для прихожан» .

В русских нательных крестах латинская надпись «I.N.R.I.» встречается не часто, но встречается. Объяснений для этого явления - не много. Надпись на латинском (римском) языке упоминается в Евангелии: " ... и написано было по-еврейски, по-гречески, по-римски." Поэтому никакого протеста у русских священников она не вызывает - т.к. канонична, т.е. прямо соответствует известному написанию. Но, если бы причина заключалась только в этом, то были бы нередки и более естественны, для греко-русской церкви, надписи на греческом языке (I.N.B.I.), чего не наблюдается. Следовательно, остается только одна очевидная причина - пограничная зона. Т.е. земля (место), на которой долгое время соседствуют две христианские церкви - православная и католическая, что способствует некоторому их внешнему взаимопроникновению (сглаживанию), для не возбуждения поверхностных причин к не восприятию ближнего. Отличить католический крест от «пограничного» несложно: если на кресте только одна надпись (титул) на латыни (I.N.R.I.), то он - католический, если есть и славянские надписи, то он - «пограничный». Но если на кресте есть «распятие» с изображением раздельно расположенных ступней (по древней традиции единой церкви, т.е. еще до ее раскола), то оба креста - правильные и православные.


ООН и ОТОН . Оба этих слова являются сокращением (шифром), которые применяются только в одном месте - на крестчатом нимбе у головы Иисуса Христа. ООН - это звучание греческих букв «own» (Сый - Сущий /т.е. Существующий/). ОТОН - это звучание церковнославянских букв «ŌΟΝ», которые при прямой замене на их название, сложатся в «От-он-наш», т.е. «От(ец) он наш» /т.к. все христиане - дети Христа/. Но место, для надписи (головной крест), уточняет фразу: «Крестный Отец он наш», т.е. христиане - крестные (не по плоти) дети Христа. Русским людям такое прочтение более знакомо и понятно, чем первоначальное греческое, но, обычно, применяются обе надписи - одна или другая. Среди изображений других языков (народов) встречаются и иные написания букв, и иное их прочтение. Например, замена греческой О-меги на латинскую «W» позволит читать надпись как «овн», т.е. «овен» - Агнец. А англоязычные страны прочтут «оwn» как «свой собственный» .

Терновый венец . Иногда на тельных крестах встречаются изображения круга в разных видах. Не различая форму и видимые признаки изображения, некоторые толкователи присваивают этому знаку только одно имя - «терновый венец Христа». Для традиции русского православия такое объяснение не только недостаточно, но и не верно. Образ мучений Христа (обильные следы крови на Нем, терновый венец, язвы, закрытые глаза и проч.), закрепившийся в европейских церквях, уводит внимание смотрящего человека от величия внутреннего подвига - преодоления страха смерти, только к проявлению жалости о телесных муках Спасителя. Такое изображение не прижилось у русского народа, который не понаслышке знаком с понятием - изорванное тело, но не сломленный дух. Тем более, что «мертвенный вид распятого, обилие крови, терновый венец суть признаки, противоречащие древнейшим художественным представлениям о распятии, насколько последние известны нам по памятникам» . Поэтому искать терновый венец на кресте - не стоит, ему на нем нет места, в соответствии с русской церковной традицией. Тем не менее, среди русских тельных крестов есть и редкое исключение, которое подтверждает указанное правило. Правильное прочтение знака, это не только его правильное (понятное) имя (название), но и его место (расположение) среди других знаков и признаков. Когда «терновый венец», равномерно расположен вокруг сердца (середины; главного перекрестья) креста (на его поверхности), то его значение очевидно - главная боль (терзания для головы, главы) окружает сердце (середину) креста Христова. Перемена к противоположному значению, достигается простейшим способом - терновый венец, помещается за крестом. Получается, что головные (главные) терзания (боли) пересечены (пресечены; рассечены, зачеркнуты) крестом Христа. Разница между значениями очевидна только при ясно видимых границах поверхности креста. При некоторой изношенности (стертости) доброго изображения, значение может измениться на противоположное (т.е. на - «сердце креста, в круге главных терзаний»).

Цветочный венец . Венец, слово славянское, его правильный перевод на современный русский язык - венок. За этим именем закрепилась и известная форма: венок сплетенный из цветов. Поскольку соединение креста и венка в одной форме достаточно непросто, то решение было найдено предельно простое: цветочный венок «надевался» на крест. Такая форма была не случайна и не нова. Поговорка: «Конец всему делу - венец», взята из жизни, а не придумана специально. Окончанием постройки деревянного (бревенчатого) дома, считалось не окончательное завершение кровельных работ, т.е. не настил на поверхность крыши соломы или дранки, черепицы или железной (медной) жести, а завершение связанной основы крыши - обвязки сруба, матицы, стропил и конька. Самое верхнее бревно дома, получившее имя «конек», нередко украшалось вырезанной в этом же бревне головой коня (лошади). Празднование окончания строительства начиналось с того, что на шею «конька» надевался цветочный венок, что соответствовало словам: «Чтобы дому везло в процветании». Когда подобного украшения (резной лошадиной головы) не было, на это место прибивался деревянный крест и венок надевался на него, что соответствовало словам: «Крест (судьба) этого дома - нести процветание». В этой же форме, с таким же значением цветочный венок встречается на церковных (храмовых, купольных) и тельных крестах. Т.е. «Крест Христа несет духовное цветение (процветание)», потому что в церкви все значения - нематериальны. Дополнительное значение венок приобретает в зависимости от растений составляющих его. Народная традиция усваивает за венками следующие значения:

Венок из цветов (разных, вообще) - успех в предприятии;

Венок из пальмы или мирты - свадьбу (холостым), детей (женатым);

Венок из лавра или дуба - уважение, возвышение, приобретение славы;

Венок из плюща - согласие, примирение, взаимное расположение.

Венок из роз считался недобрым знаком.

В Европе, терновый венец Иисуса могли рассматривать как пародию на корону из роз римских цезарей, а венки из дубовых листьев украшали спасителей от смертельной опасности .

Царский венец . Другое значение слова «венец» происходит от его практического назначения - носить на голове. Для того, чтобы не путать венок из растений и венец для головы, последний получил собственное имя - корона. Это латинское слово (corona) имеет то же значение: венец, венок . Разделение слов на «венок» и «корону» разделило и их качества. Венок всегда сплетен из растений, корона всегда не из растений - металл, мех, ткань, драгоценные камни и т.д. В обычной жизни короны различаются по видам: императорская, дворянская, графская и т.д. В русской церкви все короны - царские и изображались они у лиц царской крови или царского положения. Неудивительно, что иконы Богородицы - Царицы Небесной, нередко украшены короной. Этот же знак на вершине креста указывает, что перед нами Царский Крест или Крест Царя. На русских тельных крестах корона практически не встречается , но имеющееся исключение, только подтверждает указанное правило. Помещенная на оборотной (личной) стороне креста, в его верхнем поле, корона украшена восьмиконечным русским (с наклонной нижней перекладиной) крестом. На поперечной перекладине надпись «спаси и сохрани». Снизу до верха остальная поверхность креста покрыта «травкой», растущей вверх от малого зернышка сердечной направленности вверх. Общее прочтение: сердечное произрастание мое спаси и сохрани под короной (венцом) Царящего православия.

Девичий венец . Собственно такого названия не носила ни одна из известных форм корон, венцов или венков. Но поскольку такое невыдуманное выражение существовало, то постепенно приобрело и узнаваемую форму. Греческое слово «диадема» полностью совпадает, по своему значению, со словами венец и венок. Но уже в старину применяется преимущественно для обозначения драгоценных женских головных украшений. Потому на Руси это слово и не прижилось. А так как на значительной части русских икон Царица Небесная изображается с младенцем Христом, столь же девственным, невинным и непорочным, как и любой младенец, то и в форме подвески (цаты) произошла небольшая перемена - край подвески, ближний к их лицам, стал фигурным, с двумя полукружьями. Такая форма цаты (подвески) сейчас считается, чуть ли не единственно возможной. Это неправильно. Просто форма такой подвески лучше, красивей других, но их - не отменяет. Под именем - «цата» и со значением - «целомудренность», эта подвеска стала применяться шире: на иконах мужского монашества и на кресте Спасителя (на церковно-купольных и нательных крестах).Право на ношение венцов имели только девицы, а не замужние женщины. Девичий венец всегда был без верха, потому что открытые волосы считались символом девичества. Часто венцы (кокошники) имели форму городов или теремов, например, изображение дома в несколько ярусов, отделявшихся один от другого жемчужными поясками. Другие венцы были проще фигурой и состояли только из золотой проволоки в несколько рядов, которые иногда украшались кораллами и камнями . Сейчас вряд ли удастся установить, кто и когда впервые украсил икону Богородицы драгоценной подвеской (цатой) в форме девичьего венца (кокошника). Эта находка была настолько удачной, настолько узнаваемой формой - «девственности», «невинности» и «непорочности», что стала, чуть ли не постоянным украшением икон Небесной Девы.

А так как на значительной части русских икон Царица Небесная изображается с младенцем Христом, столь же девственным, невинным и непорочным, как и любой младенец, то и в форме подвески (цаты) произошла небольшая перемена - край подвески, ближний к их лицам, стал фигурным, с двумя полукружьями. Такая форма цаты (подвески) сейчас считается, чуть ли не единственно возможной. Это неправильно. Просто форма такой подвески лучше, красивей других, но их - не отменяет. Под именем - «цата» и со значением - «целомудренность», эта подвеска стала применяться шире: на иконах мужского монашества и на кресте Спасителя (на церковно-купольных и нательных крестах).

Церковный венец . Вряд ли на русской земле отыщется человек, который, услышав слова «пойти под венец», будет думать о каком-то их «скрытом» смысле. Церковь (храм), венец и венчание - связаны на Руси неразрывно, потому что слово «венец» никогда в церковных стенах не переиначивалось. Форма брачного венца и «митры», головного убора архиереев при богослужении, похожи по внешним очертаниям, поскольку и то и другое строилось во образ царского венца. При надевании митры на архиерея и при совершении таинства Брака, звучат одни и те же слова: «Положи, Господи, на главу твою венец и от камений драгих, живота просил еси, и даст ти долготу дний, всегда, ныне и присно и во веки веков» . Слово «митра» переводится на русский язык как «согласие» , а «митрофорный», будет соответственно «согласие несущий» и увенчанный митрой - увенчан согласием, как и молодые супруги. «…и испрашивается им благодать чистого единодушия к благословенному рождению и христианскому воспитанию детей». (Православный катехизис) Таким образом: любой церковный венец - венец согласия .

Круг . Любая замкнутая линия - является границей. Слово «круг» и фигура с таким именем - взаимозаменяемы. Что позволяет переводить в видимые знаки такие слова как: круг сердца, круг головы, круг действий, кругсвета и т.д., часто для этого достаточно расположить линию вокруг нужного места, - т.е. заполнить ее нужным содержанием. Дальнейшее развитие формы и качества границы определяется ее видом. Границы «цветения» (процветания) выражаются венком из полевых, садовых или «волшебных» (придуманных) цветов. Границы «роста» (произрастания) - венком из травы и/или листьев. Границы «целомудренности» (непорочности) - цатой. Венок из цветов в виде «цаты» - «границы процветающей (цветущей) целомудренности». Цата с драгоценными каменьями - «граница драгоценной целомудренности» и т.д.

Разбойничий крест . Общеизвестно, что кресты двух разбойников распятых одновременно и рядом со Спасителем, ничем не отличались от Его креста - ни формой, ни размером. Однако, потребность в «особом», именно «разбойничьем», «неправильном» и «неправедном» кресте судьбы, который случайно выпал хорошему человеку и превратил его в преступника, возникла среди постояльцев русских тюрем и, разумеется, необходимое решение было найдено. Профессор А.М. Яковлев считает, что у преступников «искусственный, противоестественный мир идей, представлений, принципов, где все «вывернуто наизнанку» ». Все, да не все. Да, «другие» ценности, «другие» цели, «другие» средства к их достижению, но те же возможности для их выражения.

Основой для «неправильного» креста, в большинстве случаев, служит «русский» крест (с наклонной нижней перекладиной, «подножием»), но - оборотный, т.е. у нижней перекладины и поднята и опущена - другая сторона. Такое решение позволяет придавать обратное значение и другим «прямым» изображениям. Например, монастырь, монастырская крепость (с каменной стеной) из места монашеского затвора превращается в место неправильного затвора (заключения), когда на церковных куполах изображаются «оборотные» /неправильные/ русские кресты. То же относится и к изображениям «распятия», но не Христа, а обычного земного человека, владельца изображения (чаще всего - татуировки). Человеческое тело на таком кресте, не сопровождается надписями или их набором, обычными для православных крестов. Т.е. привычные /правильные/ надписи полностью отсутствуют. В этом случае присутствие круга головы (нимба, сияния и др.) ничего не меняет, даже если он есть. Наиболее понятная «неправильная» форма тела, когда голова «отворачивается от права», «от правой /правильной/ стороны» креста. Соединяя указанные признаки в целую форму, можно определить и форму крестов праведного (раскаявшегося) и неисправимого разбойников.

Если на фоне креста расположено распятое (раскрытое) человеческое тело, голова которого повернута в правую (от зрителя) сторону, и на кресте нет известных надписей, это крест не раскаявшегося разбойника.

При отсутствии известных надписей, все дополнения (признаки) соотносятся со словом «разбойник». В форме креста: «страстной» - крест разбойничьих страстей; «неправильный» - крест разбойничьих неправд; «прямолинейный» - прямой (прямо, простой, просто) разбойничий крест; «грузинский» - крест разбойничьего богохульства, т.к. форма такого креста (креста Богородицы) никогда не предназначалась для распятия, свидетельство этому - вся история данной формы креста в Грузинской церкви.

Приложен ли, привязан ли, прибит ли разбойник, обозначен ли круг или свет его головы - не важно. Разумеется, что «разбойничьи возможности» креста, перечисленными примерами, не исчерпываются.

Форма креста из необструганного древесного ствола, не получившая распространения в русской церкви, но применяемая в европейских христианских церквях, стала весьма выразительной основой русского разбойничьего креста. Слова «отрезанный ломоть», «отрезанная ветвь» и «срубленный на корню» проще всего передать формой срезанного, с грубо обровненными (с торчащими пеньками) ветвями, дерева /деревца/. Наиболее подходящее слово для определения такой формы - «корявый», от слова «кора», т.е. с неровной поверхностью. Крест, из двух таких обрезков, сложенный в форме «человеческого» креста, читается как: сложившийся крест человеческий, от земли и сторон отсеченный и со многими пресеченными побегами. Другим вариантом похожего (цельного, не сложенного) креста, является его дополнение - человеческим телом. Тело стоит (опирается) на раннем (нижнем) первом (переднем) пресеченном побеге. Перед отсидкой (до седалища) был пресечен повторный (второй) побег в неправую сторону. А для тех, кто не склонен отличать «разбойничий» крест от правильного - церковного, есть недвусмысленный знак - повернутая (свинченная, свернутая, завернутая) голова (верхняя часть) креста. Остается добавить, что оба «разбойничьих» креста - сделаны из олова. А что касается традиции «корявости», то в истории имеется знаменитый предшественник - знак испанской /католической/ инквизиции.

Выражение священника П. Флоренского: «Крест - всегда сам Крест, не может быть Креста обманного» , со всей очевидностью - подтверждаются. Опыт древних мастеров, изготовителей нательных крестов, учит правильному, т.е. не двусмысленному, обращению с формой русского креста, которая, как показано выше, может принимать иное значение. Поэтому «контурных» нательных «русских» крестов, подобных крестам священников,- в России не производилось. Все виды крестов с наклонной нижней перекладиной (русские) размещались на поверхности равносторонних крестов, что исключало возможность их вида с «неправильной» (оборотной) стороны.

Лицо нательного креста .

Нательные кресты имеют две изобразительные поверхности: лицевую и личную стороны. На внешней (лицевой, видимой возможному зрителю) стороне чаще всего изображаются знаки, позволяющие определить ветвь вероисповедания, т.е. принадлежность к церкви, признающей ношение нательного креста. Русское православие является частью христианской церкви и главными, определяющими признаками русских тельников являются: имя Христа, лицо и тело Христа, крест Христа. Крест, имеющий указанные признаки - Христов и лучший для христиан. Размещение на лицевой стороне других признаков - изменит имя (название) креста. Согласно учению церкви о святых иконах , Божественное старшинство имеет следующее устроение (сверху вниз): Пресвятая Троица - Бог Отец, Бог Сын, Бог Дух Святой; Богородица; святые ангелы и святые люди. Иисус Христос, это Лицо (образ) Бога Сына, единого (неразрывно соединенного) с Богом Отцом и Богом Духом Святым, основатель земной и соименной - Христовой (христианской) церкви. Поэтому размещение на лицевой стороне тельного креста иного образа (лица), не только понижает (иерархически) значение креста, не только изменяет имя креста, но и указывает видимую границу (высоту, ступень, ветвь) отделения (секты) от уже имеющегося уровня Христовой церкви. Из чего следуют очевидные правила:

На лицевой стороне христианского нательного креста изображаются: имя Христа, лицо и тело Христа, крест Христа. Рядом с ними возможно расположение других святых образов.

Лица (образы) входящие (составляющие) в Его церковь - без Его присутствия (самостоятельно) на лицевой стороне не изображаются. Богородица с младенцем Христом - не исключение. Т.к. церковь чтит крестный поступок (подвиг) Христа, совершенный Им самостоятельно и добровольно во взрослом виде, что и отражено в тексте Символа Веры.

Признаком Его имени являются надписи (буквы). Наиболее распространенные и узнаваемые в русском православии сокращения Его имени: IС ХС (т.е. IисуС ХристоС); реже I.Х. и ХР (ХРистос).

Признаком Его лица является «крестчатый нимб», т.е. круг Его головы, заключающий в себе равносторонний крест, иногда (если позволяет место) с надписью (греческими буквами) ООН или (славянскими буквами) ОТОН.

Признаком Его тела является «Его имя» (IС ХС; ИС ХС; IИС ХС; ИИС ХС; IСЪ ХСЪ), т.к. и до Него и после Него множество разных других людей были подвержены крестной казни. Реже пользуются другими Его именами: Царь Славы (ЦС или Црь Слвы), Царь Иудейский (ЦИ), Господь (ГДЬ).

Признаком Его креста является присутствие, в навершии креста, дощечки (таблички, титула, титла) - в качестве обязательной составляющей части всей формы (конструкции, строения), даже без надписи. Или любой вид правильного «русского» (с наклонной нижней перекладиной) креста.

Разумеется, что эти правила, не всегда соблюдались мастерами-производителями нательных крестов и не всегда (по разным причинам) имелась такая возможность или желание. Зачастую изготовитель тельника не повторял виденные (т.е. уже имевшиеся) изображения, а составлял свой рисунок, желая показать какую-то иную сторону (иную грань) спасительного креста (креста Спасителя). А так как никаких догматических ограничений на форму и вид в изготовлении личных нательных крестов - не существует, то свобода в выборе темы и средств к ее воплощению - не имеет иных границ, кроме границ воображения самого мастера. А если мастер ошибся? Или перемудрил? Или недодумал? Кто остановит или исправит? Священник.

Обычная практика церковной жизни известна любому русскому человеку по слову «освящение». Поэтому любой предмет (вещь), для того чтобы стать частью церкви (церковным, воцерковленным), должен быть освящен церковью (священником). Во время передачи нательного креста от человека, желающего носить его как «церковный», священнику, который должен его (крест) освятить как «церковный», решается (священником) возможность соответствия между формой (видом) данного креста и церковной традицией. Если священник считает, что такое соответствие есть, то освящает тельный крест, а если считает что соответствия нет - не освящает. Такой обряд (водоосвящение) приводит значения изображений (знаков) в ряд «церковных», т.е. принимаемых церковью и понимаемые ею как значения христианские, т.е. правильные для этой ветви вероисповедания - русского православия. Например, когда на кресте изображается человеческая мужская фигура, но не имеется поясняющих слов - надписи имени, то после освящения такого креста, носящий его человек знает точно, что имя распятого - Иисус Христос. К сожалению, встречаются такие ошибки в форме и виде нательных крестов, которые нельзя исправить и, следовательно, нельзя освящать. Поэтому, в большинстве случаев, люди, продающие нательные кресты, предупреждают что, крест «освящен», т.е. уже во всех подробностях признан правильным.

Одновременно одно из самых привычных и самых загадочных для непосвященных в тайны религии украшений. Мы подготовили для вас гид, который ответит на все ваши вопросы.

Нательный крестик: украшение и символ веры

Несмотря на то, что сейчас крест чрезвычайно распространен как декоративный элемент и часто воспринимается в разрыве с христианскими традициями, игнорировать его происхождение и символизм не стоит.


Исторические модели нательных крестов

Религия настаивает: неважно, сколько стоит материал, из которого сделан крестик. Это в первую очередь символ христианской веры. В то же время традиция почитать крест , который всегда с тобой, превратила его в украшение и предмет роскоши.

Встречается мнение, что истинно религиозный нательный крестик должен быть простым по дизайну и носить его нужно под одеждой. Сейчас это не совсем так. Главное различие между исключительно декоративным и по-настоящему значимой вещью – освящен крестик или нет. В церкви не откажутся освятить усыпанное камнями изделие, равно как и не потребуют скрывать его под одеждой в летнюю жару.




На что правда следует обратить внимание – это не металл, а то, соответствует ли форма выбранного украшения православной или католической традиции .

Как различить православный и католический крестик

Форма

В православной церкви наиболее распространены шести- и восьмиконечные кресты . Кстати, последние издавна считаются мощнейшим оберегом от злых духов. Небольшая перекладина в головах символизирует табличку, которой обозначали совершенные преступления. Но поскольку преступлений Иисуса так никто и не назвал, в православной традиции на ней может быть аббревиатура И.Н.Ц.И. либо І.Н.Ц.І, католики по-латыни пишут I.N.R.I. Это сокращение «Иисус из Назарета Царь Иудейский». Косая перекладина под ногами символизирует путь от грехов к праведности. В свою очередь католические нательные крестики максимально простые и состоят всего из двух перекладин.

Гравировки

Кроме надписи И.Н.Ц.И ., на православных крестиках с противоположной распятью стороны может быть выгравировано «Спаси и сохрани» . В католической традиции такого нет.

Гвозди

Православные христиане считают, что Иисус был пригвожден четырьмя гвоздями, католики – что гвоздей было три. Потому ноги Христа на православном крестике расположены одна возле другой, а на католическом – заброшены одна на другую.

Распятье

Т о, каким должен быть изображен Иисус на распятье – предмет ярых споров представителей обеих конфессий. Католики придерживаются максимально натуралистичного изображения, которое отражает безумные страдания на кресте. В то же время православные считают, что такое изображение говорит о мучениях, но умалчивает главное – Иисус победил смерть. Потому в православной традиции его фигура отражает скорее счастье от перехода в лучший мир.



Разница между православным и католическим крестиком

Символика основных православных крестов

Восьмиконечный крест

Это один из наиболее канонических православных крестов. Над его самой широкой горизонтальной перекладиной располагается короткая (часто с аббревиатурой И.Н.Ц.И.), а в ногах – короткая диагональная перекладина (верхний конец направлен влево, нижний – влево, если смотреть на крест прямо). Нижняя часть – символ опоры под ногами распятого Иисуса, а также перехода из грешного мира в праведный. В самом же деле наличие этой ненастоящей опоры только продлевало мучения на кресте.

Шестиконечный крест

Один из древнейших вариантов. В этом кресте наклонная нижняя перекладина символизирует внутренние весы каждого из нас: что побеждает – совесть или грех. Ее значение также трактуется как путь от греха к покаянию.

Четырехконечный каплевидный крест

Считается, что капли на концах перекладин – это кровь распятого Христа, который искупил грехи человечества. Этот символ часто использовали для украшения религиозных книг.

«Трилистник»

Этот крест часто используется в геральдике (к примеру, на гербе Чернигова), но многим полюбился и в качестве нательного. Концы перекладин такого изделия украшены полукруглыми листочками. Иногда на них располагаются также бусины – «шишечки».

Латинский четырехконечный крест

Это самый распространенный на Западе христианский крестик. Горизонтальная перекладина располагается на 2/3 высоты вертикальной. Удлиненная нижняя часть символизирует терпение Христа в искуплении. Такие крестики – очень давняя традиция. Они появились около 3 столетия в катакомбах Рима. В то время там собирались христиане.

Как выбрать крестик на крестины

Традиционно первый нательный крестик или тельник , как его еще называют, возлагается на обряде крещения. Споры по поводу того, когда крестить ребенка : еще младенцем или в более сознательном возрасте – все еще не прекратились. Для взрослых, которые решили пройти это таинство, особых ограничений в выборе сакрального украшения нет. Но чтобы правильно выбрать крестик на крещение для новорожденног о, следует учитывать несколько факторов.



Женские и мужские нательные крестики


Особой разницы между крестиками для мужчин и женщин нет. Среднем их размер составляет около 4 сантиметров. Основное различие – в дизайне. Серебряные и золотые мужские крестики , как правило, более лаконичные по выполнению. Их перекладины также могут заканчиваться каплями, лепестками и трилистниками, но общая композиция проще, чем у женских изделий, а само украшение чуть массивнее.

Крестики для прекрасной половины часто украшают драгоценными камнями. Если украшение освящено, его декор никак не влияет на сакральное значение. Редко, но все же в церкви могут отказать в освящении декоративного креста со слишком изогнутыми и фигурными перекладинами. Хотя, конечно, главное – собственные ощущения. Греет он вас или нет.

Предполагается, что крестик, останется с вами навсегда. Но в то же время церковь никак не порицает смену этого украшения. Добавим, что носить его на одной цепочке с какой-либо другой подвеской – моветон. Единственное, что можно надеть вместе с крестиком – это ладанка.

Как освятить крестик

Приобретенные в церковных лавках кресты имеют два преимущества. Во-первых, они точно соответствуют традициям вашей религии. Во-вторых, они уже освящены. Если же вы купили крестик в ювелирном магазине, освятить его можно в церкви. Лучше успеть прийти до начала богослужения и обратиться с этой просьбой к священнику. Можете также попросить провести обряд в вашем присутствии и принять участие в молитве.

Как правило, нательные кресты освящаются только один раз. Исключение – украшение было сильно повреждено.

Что делать, если вы нашли крестик

Бытует мнение, что находить крестик – плохая примета . Якобы вместе с ним вам могут передаться скорби и горести предыдущего владельца. В то же время в церкви нам посоветовали не обращать внимания на такие суеверия, объяснив это тем, что каждому предназначены свои искушения и свои беды.

Нашли крестик – свободно храните его дома, можете отдать тому, кто больше нуждается, подарить или же носить самому.

Найденный нательный крестик лучше предварительно освятить

Можно ли дарить нательный крестик

Можно и нужно. Церковь этого не запрещает. А близкому человеку такой подарок будет особо символичным. Если вы выбрали золотой или серебряный крестик в ювелирном магазине, прежде чем дарить его, сходите в храм и освятите. Украшение приобретет особый смысл.

Крест нате́льный – небольшой крест, символически отображающий , на котором был распят Господь Иисус Христос (иногда с изображением Распятого, иногда без такого изображения), предназначенный для постоянного ношения православным христианином в знак его и верности Христу, принадлежности к Православной , служащий средством для защиты.

Крест – величайшая христианская святыня, видимое свидетельство нашего искупления. В службе на праздник Воздвижения воспевает древо Креста Господня многими похвалами: « – хранитель всея вселенной, красота , царей держава, верных утверждение, слава и язва».

Нательный крест вручается крещеному человеку, который становится христианином на постоянное ношение на самом важном месте (у сердца) как образ Креста Господня, внешний признак православного . Это делается также в напоминание, что Крест Христов – оружие против падших духов, имеющий силу исцелять и даровать жизнь. Вот почему Крест Господень называется Животворящим!

Он – свидетельство того, что человек есть христианин (последователь Христа и член Его Церкви). Вот почему грех – тем, кто носит крестик для моды, не являясь членом Церкви. Осознанное же ношение нательного крестика является бессловесной молитвой, позволяющей этому крестику являть подлинную силу Первообраза – Креста Христова, которая и защищает носителя всегда, даже если он и не попросит помощи, или не имеет возможности перекреститься.

Крестик освящается только единожды. Переосвящать его нужно только в исключительных условиях (если он был сильно поврежден и восстановлен заново, либо попал к Вам в руки, но вы не знаете освящался ли он до этого).

Существует суеверие, что при освящении нательный крест приобретает магические защитные свойства. же учит, что освящение материи позволяет нам не только духовно, но и телесно – через эту освященную материю – приобщиться к Божественной благодати, необходимой нам для духовного роста и спасения. Но благодать Божия действует небезусловно. От человека требуется правильная духовная жизнь по , и именно эта дает возможность благодати Божией спасительно на нас воздействовать, исцеляя от страстей и грехов.

Иногда приходится слышать мнение о том, что, мол, освящение нательных крестиков – поздняя традиция и раньше такого не было. На это можно ответить, что и Евангелия, как книги, тоже когда-то не было и Литургии в нынешнем виде не было. Но это вовсе не значит, что Церковь не может развивать формы Богопочитания и церковного благочестия. Разве противно христианскому вероучению призвать Божию благодать на творение рук человеческих?

Можно ли носить два креста?

Главный вопрос — зачем, с какой целью? Если вам подарили ещё один, то вполне можно благоговейно хранить один из них в святом углу рядом с иконами, а один носить постоянно. Если приобрели другой, то и носите его…
Христианина хоронят с нательным крестом, поэтому по наследству его не передают. Что касается ношения второго нательного креста каким-то образом оставшегося от усопшего родственника, то ношение его в знак памяти о покойном свидетельствует о непонимании сути ношения креста, который свидетельствует о Жертве Бога, а не родственных отношениях.

Нательный крест — это не украшение или амулет, а одно из видимых свидетельств принадлежности к Церкви Христовой, средство благодатной защиты и напоминание о заповеди Спасителя: Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною… () .



Крест для верующих – это великая сила, избавляющая от всяких зол, особенно же от злодейства ненавидимых врагов. Нательный крестик помогает переносить болезни и невзгоды, укрепляет дух, защищает от злых людей и в трудных обстоятельствах.


Крест возлагается на человека при Крещении, на Руси его еще называют «тельник». Во время Таинства Крещения крестик возлагается как исполнение слов Господа Иисуса Христа: «Кто хочет идти за Мною, отвертись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мк. 8, 34).


Нательный крест освящается священником, который читает две особые молитвы, в которых просит Господа Бога, чтобы Он влил в крест небесную силу и чтобы этот крест хранил не только душу, но и тело от всех врагов, колдунов, чародеев, от всяких злых сил. Вот почему на многих нательных крестах есть надпись «Спаси и сохрани!».


Как выбрать нательный крестик?


Нательный крест – это в первую очередь символ христианской веры, а не красивое ювелирное украшение. Нательные кресты всегда отличались разнообразием выбора форм и материалов, из которого сделаны – золото, серебро, медь, бронза, дерево, кость, янтарь.При выборе креста надо обращать внимание не на металл, а на форму, которая должна соответствовать православным традициям. Традиционный православный нательный крест имеет восьмиконечную форму.


Можно ли носить кресты с католическим распятием?


Главное условие в православной иконографии – фигура Спасителя выражает Божественный покой и величие. Она как бы наложена на крест, и Господь открывает Свои объятия всем к Нему обращающимся. Художником выполняется задача изображения Христа в Человеческой и Божественной ипостасях, показывая одновременно смерть и победу Спасителя. Католики в средние века отказались от символического духовного изображения Иисуса. Концентрируют внимание на муках и смерти, тем скрывая торжество Господа, победившего смерть и открывающего жизнь вечную.Преобладают черты натурализма человеческих страданий и муки крестной казни: Тяжесть тела, провисающего на вытянутых руках. Глава, увенчанная терновым венцом. Перекрещенные ступни пригвождены одним гвоздем. Анатомические подробности, которые передают правдивость казни.Православие требует ношение креста православного, а не католического. Это происходит из-за разных взглядов на основы и догмы христианской веры.


Как освятить нательный крест?


Чтобы освятить нательный крест, нужно прийти в церковь к началу богослужения и попросить об этом священнослужителя. Если богослужение уже совершается, можно обратиться за помощью к церковному работнику, который поможет передать крест священнику в алтарь. При желании, можно просить совершить освящение креста в вашем присутствии, чтобы соучаствовать в молитве.


Что делать с найденным нательным крестом?


Найденный нательный крест можно держать дома, можно отдать его в храм или тому, кто в нем нуждается. Это суеверия, что нельзя брать потерянный кем-то крест, так как тем самым мы берем чужие скорби и искушения. Господь каждому дает свой путь и свои испытания. Если вы хотите носить найденный крест, его нужно обязательно освятить. Все то же относится к любому «тельнику», который вы по каким-либо причинам оказались не в состоянии носить.


Можно ли дарить нательный крест?


Крестики дарить можно. Дорогому для вас человеку будет вдвойне приятно, если при вручении креста вы скажете, что сходили в церковь и уже освятили крестик.


Главные различия православного и католического распятия


1. На православном Распятии Христос пригвожден ко Кресту четырьмя гвоздями, на католическом – тремя;


2. Самое главное. Католическое Распятие очень натуралистично и чувственно, православное – являет духовную суть события. На католических Распятиях Христос изображается с провисшим на руках телом, со страдальческим лицом, с терновым венцом на голове, с кровью и ранами. На классической православной иконе Распятия (Дионисий, 1500 год) изображен Христос – Победитель, Его вид выражает Божественный покой и величие. Он не беспомощно свисает на руках, а как бы парит в воздухе, призывая в Свои объятия всю Вселенную (на что указывают как руки Его, так и раскрытые ладони). Богородица мужественно сопереживает страданиям Своего Сына.


Иконография православного Распятия свое окончательное догматическое обоснование получила в 692 году - в 82-м правиле Трулльского собора. Главным условием становится сочетание исторического реализма с реализмом Божественного Откровения. Фигура Спасителя выражает Божественный покой и величие. Она как бы наложена на крест, руки раскинутые и - прямые. Господь открывает свои объятия всем, кто к нему обращается. В этой иконографии решается сложная задача изображения двух ипостасей Христа - Человеческой и Божественной, показывающих одновременно и смерть, и победу над ней Спасителя


Правила Тульского собора, католики, отказавшиеся от своих ранних взглядов, не приняли. Не приняли они соответственно и символического духовного изображения Иисуса Христа.


Таким образом и возникает в Средние века католический тип распятия, в котором преобладающими становятся натуралистические черты сугубо человеческих мук: тяжесть тела на провисающих, а не прямых руках. Голова Иисуса, увенчанная терновым венцом. Перекрещенные ступни, пригвожденные одним гвоздем, - новшество XIII века. Анатомические подробности католического изображения, передавая правдивость самой казни, тем не менее скрывают главное - торжество Иисуса, победившего смерть и открывающего нам вечную жизнь, концентрируя внимание на муках смерти.










(католическое распятие) (православное распятие)


Некоторые детали


В православном распятии раскинутые руки Спасителя должны быть прямыми, а не провисающими под тяжестью умирающего тела.


Отличительный признак католического Распятия - скрещенные и пробитые одним гвоздём обе ступни Христа. В православной традиции Христос изображается распятым на четырёх гвоздях: как руки, так и ноги прибиты каждая своим гвоздём. («С древнейших времен кресты-распятия, как на Востоке, так и на Западе, имели перекладину для упора ступней Распятого, и ноги Его изображались пригвожденными каждая отдельно своим гвоздем. Изображение Христа со скрещенными ступнями, пригвожденными одним гвоздем, впервые появилось как новшество на Западе во второй половине XIII-го века».)


Также на православном Распятии ладони Христа обязательно открыты. Вопрос о недопустимости изображения согнутых пальцев Христа под католическим влиянием поднимал в 1553 году дьяк Висковатый и, хотя дьяк был осуждён за рассуждения об иконописи, доводы о необходимости изображения открытых ладоней были признаны верными, и спорные иконы были переписаны.


В православном кресте, в отличие от католического, отсутствуют натуралистические следы страданий Христовых.


Терновый венец - атрибут католического распятия. В православной традиции он встречается редко (например, на пасхальных артосах).











(католический крестик) (православный крестик)


Общие черты


Преподобный Феодор Студит еще в IX веке учил, что «крест всякой формы есть истинный крест». «Не по числу древес, не по числу концов Крест Христов почитается нами, но по самому Христу, пресвятою кровью Которого обагрился. Проявляя чудодейственную силу, какой-либо Крест не сам собой действует, но силой распятого на нем Христа и призыванием пресвятого имени Его» - говорил святитель Дмитрий Ростовский.


Очевидно, в католицизме нет четких правил по поводку распятия. На древнейших распятиях Христос изображён живым, в одеждах и увенчанным короной. Терновый венец, раны и кровь, собираемая в чашу, появляются в позднем Средневековье наряду с другими деталями, имеющими мистический или символический смысл.


То есть в романскую эпоху, или на востоке, где сохранялась греческая традиция между правсолавным и католическим распятием нет существенных отличий. Собственно натурализм и реализм появляется на Западе в готическую эпоху и получает особое развитие в эпоху барокко. Черты этого натурализма перешли и в русскую религиозную живопись Синодального периода, хотя, конечно же, они не считаются образцами канона.


Конечно православные и католические распятия изображают две стороны одного и того же события. И на католических образах, где изображены страдания, смерть и безысходность подразумевается дальнейшее воскресение и победа Спасителя. И, глядя на православные распятия, где изображен торжествующий Господь - Победитель, мы понимаем, что Он пострадал за грехи всего мира.


На одном из типов католических Распятий, которое называют Распятием ордена францисканцев, Господь изображен распятым четырьмя гвоздями (такое Распятие висит над сценой в костеле Св. Николая (Дом органной и камерной музыки) на ул. Б.Васильковской в Киеве). А в Синайском монастыре иконы Распятого тремя гвоздями Господа находятся в храме и почитаются наравне с православными распятиями.


Как выбрать золотую цепочку для крестика?


Давайте заглянем в дамскую коллекцию украшений, спрятанную в изысканной шкатулке. Скорее всего, там найдется одна или даже несколько золотых цепочек. Но ведь дело не в количестве, а в том, чтобы украшение идеально смотрелось именно на вас. Как же правильно выбрать цепочку из золота?


Весьма важными являются цвет и вес металла, из которого изготовлена цепочка, а так же обратите внимание на плетение и длину. К тому же важны форма шеи, состояние кожи и возраст будущей обладательницы украшения.


Как правильно выбрать золотую цепочку?












В том случае если женщина крупная, имеет полную женственную шею, ей прекрасно подойдет золотая цепочка с крупным плетением. На худенькой девушке такое изделие будет смотреться гораздо хуже, если не сказать нелепо.


Если на шее видны морщинки, то противопоказано ношение коротких цепочек. Они будут подчеркивать ваш возраст.


Частенько цепочка подбирается для ношения кулона, подвески или нательного крестика. В отношении подвесок и кулонов необходимо помнить, что некоторые плетения просто не подойдут с функциональной точки зрения.


Что же касается нательного крестика, то его цвет должен быть подобран к цепочке, которая в свою очередь должна быть изящной, не слишком выделяющейся сложными плетениями.


Момент с выбором плетения нужно учитывать и при покупке изделия для ребенка. Ведь не всегда можно надеяться на аккуратное или бережное отношение вашего чада к дорогой вещи. К тому же очень сложные плетения берутся ремонтировать далеко не в каждой мастерской.


Помните и про замок. Он должен быть максимально надежным. Тут можно руководствоваться простым наблюдением: чем цепочка дороже - тем качественнее и крепче ее замок.


Но, что самое главное, на первый план должно выходить качество украшения. В данном случае не нужно гнаться за дешевизной. Многие импортные товары прельщают покупателя своей массивностью, внутри которой часто оказывается пустота. Они быстро ломаются и плохо поддаются ремонту, так как слишком тонкий металл просто сгорает.


К примеру, российские производители золотых изделий предлагают более тяжелые, хотя и дорогие украшения. Однако и прослужат они вам значительно дольше.

Христиане всю жизнь носят на груди маленький нательный крестик — образ креста Господня. Крестик надевает священник во время таинства Крещения, и с этого момента верующий никогда с ним не расстается.
Нательный крест — знак принадлежности человека к Православной Церкви. Это также форма исповедания и свидетельства о христианской вере.

Что важно знать о нательном крестике? Крест — главный христианский символ. Крест — великая святыня и орудие страшной казни Спасителя. Большое заблуждение считать крестик украшением и лишь внешним атрибутом формальной принадлежности к христианству. Недопустимо также носить крестик не являясь членом церкви, а следуя некому поветрию или моде.

Полученный при крещении крестик носят на груди под одеждой, не снимая. Часто бывает так: человека крестили в младенчестве, сознательно к вере он пришел, став взрослым, детский крестик мог затеряться, потому что неверующие родители не придавали этому серьезного значения. Ничего страшного и непоправимого в этом нет. Нужно выбрать себе любой крестик в церковной лавке, надеть и носить.
Ничего мистического в потере того крестика с которым крестился нет.

Немного истории о нательном кресте

Первые христиане кресты на теле не носили. Совершенно точно известно, что апостолы также не носили крестов. О раннехристианской эпохе историкам известно крайне мало. По причине гонений первые последователи Христа совершали богослужения тайно.

Приблизительно к началу III века относят смену эпох — время массовых гонений закончилось. В Римской империи повсеместно началось строительство храмов, купол которых венчал крест. В это же время появились первые свидетельства ношения христианами нательного крестика.

На Руси, в первые века после принятия христианства, вопреки западным обычаям, крест носили поверх одежды «как ясное свидетельство христианской веры». Позже это право осталось только у епископов и священников. Священнический крест стал называться «наперсным», его надевали поверх облачения. Миряне носили нательный крестик исключительно под одеждой.

Как выбрать нательный крест

По церковным канонам на крестике должно быть изображение Распятия Господа Иисуса Христа, чаще всего оно находится на лицевой стороне, а на обратной стороне — надпись «спаси и сохрани». Православный нательный крест имеет изображение Распятия соответствующее православной иконографии.

Никаких строгих правил относительно формы крестика или материала в церкви нет. Традиция изготовления крестов уходит в глубочайшую древность. Исторически сложилось множество форм креста, все они признаны церковью, при соблюдении канонических условий. Верующий вправе выбрать тот крестик, к которому лежит душа. В Русской Церкви традиционно распространен образ креста восьмиконечной форма.

Почитание Креста Господня на Руси выражалось помимо молитв и поклонения, традицией изготовления крестов из золота и серебра, и украшения драгоценными камнями. Использовались также бронза, медь, кость, янтарь и другие материалы. В наши дни большинство предпочитают золотые или серебряные нательные крестики. Их преимущества очевидны — драгоценные материалы полезны для здоровья, не вызывают аллергических реакций, в меньшей степени подвержены потемнению и реакциям на окружающую среду. Какой крестик выбрать золотой или серебряный — дело исключительно личного вкуса и возможностей.

Нательный крестик для младенца

Совсем маленьким деткам чаще всего покупают серебряные крестики. Серебро — мягкий и полезный для здоровья металл, обладающий бактерицидными свойствами. Полезные свойства золота несколько ниже, но это тоже подходящий вариант для крохи. Бытовые сплавы могут вызвать раздражение или аллергию, в нежном возрасте их лучше не использовать.

Детские крестики традиционно имеют четырехугольную лепестковую форму с мягкими закругленными краями. Форма может быть любой, но концы предпочтительно выбирать округлые. Для крестика нужно подобрать мягкую тесемочку из специальной объемной пряжи, на замочке, чтобы можно было снимать при купании. Когда малыш подрастет, можно будет купить детскую цепочку — золотую или серебряную. На этикетке изделия всегда указывается его масса в граммах. Считается, что вес крестика должен быть чуть-чуть меньше, чем масса цепочки.

Приобрести красивые крестильные кресты из серебра можно

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...