Что полагалось за отступление от православия в царской россии. История христианской церкви

Вопрос хороший. В нем поднята важная темаистория христианской церкви . На Ваш вопрос я уже ответил в книге “Возвращаясь к истокам христианского вероучения” в исторической справке к одной из глав, где рассказывалось об и др.

В этом материале я еще немного поразмышляю о важности знания история христианской церкви. Сегодня в мире очень много христианских конфессий, и каждая из этих церквей уверена в том, что именно она является истинной. В каждой деноминации есть свои богословы с высшим теологическим образованием, уважаемые духовные учителя, собственная история становления и развития, у некоторых свои святые, у кого-то древние традиции и так далее. То есть в каждой конфессии есть чем гордиться, существуют весомые на их взгляд аргументы, подтверждающие их отличие от собратьев по вере в Иисуса Христа.

Абсолютно понятно, что не могут быть все деноминации одновременно одинаково правыми. Естественно, что кто-то ближе, а кто-то дальше находится от настоящей истины. А как можно узнать, что есть критерий истинности? Ответ на этот вопрос прост: каноны любой церкви нужно сверять cо Священным Писанием и тогда будет видно, кто ближе, а кто дальше отстоит от учения Господа и апостолов, а значит и Божественной истины. Эта тема раскрыта в главе книги “Возвращаясь к истокам христианского вероучения”. А чтобы, лучше понять учение Библии нужно знать историю христианской церкви. Именно история церкви показывает, когда и как христианство отходило от учения Иисуса и апостолов.

Сегодня на многие обряды и каноны, имеющие место в церквах, их прихожане смотрят как на исполнение наставлений апостолов и Самого Господа. Однако, только история христианской церкви показывает и доказывает, что то или иное применяемое сегодня служение – это всего лишь традиция. Пусть даже этому обычаю 1600 лет и более, но в любом случае это позднее добавление относительно практики богослужений в первых общинах, которую установили апостолы, вещавшие и действующие, как мы знаем, под действием Духа Святого. Даже именитые богословы подтверждают, что так называемые “Апостольские правила” и “Апостольские постановления” (древние документы – вероучительные дополнения сверх Священного Писания), не принадлежат перу апостолов, а написаны гораздо позднее. Ряд богословов исторически распространенных конфессий даже критикуют их некоторые доктрины.

Книги Нового Завета I века и переписка первых христиан II и III веков – это и есть история христианской церкви первых веков. Из этих документов четко видно, когда и как начали появляться новации в богослужебной практике поместных церквей. Из посланий апостолов и археологических источников понятно, что в первых церквях не было согласованных правил. Каждая община развивалась по своему собственному пути. Именно поэтому послания Павла к разным церквям отличаются, так как у них имели место разные, присущие только им проблемы и отступления. Так и Иисус через Иоанна в книге Откровение обличает все церкви по-разному.

А после IV века, когда церковь обрела единоначалие в лице Вселенского Собора и контроля государственного аппарата Римской церкви, отступление от учения апостолов зафиксированы в документах. история христианской церкви имеет эти документы – это постановления различных соборов, указание иерархов церкви, летописи и т.д. Сегодня они общедоступны в сети Интернет. Благодаря анализу этих исторических свидетельств видно, когда в церковь вступали различные новации, не имеющие ничего общего с учением Священного Писания, то есть Господа и апостолов.

история христианской церкви в хронологии отступления от учения Библии изложена в труде П. И. Рогозина "Откуда всё это появилось?". Я не перепроверял все эти даты, но некоторые мне знакомы, с некоторыми на первый взгляд я согласен, несколько я немного подкорректировал, а многих важных дат здесь нет (присылайте, добавим):

  • 285–360 г.г. - начало монашества
  • 306 г. – начало почитания изображений (запрещено Эльвирским собором)
  • 313–400 г.г. - христианская церковь признана государственной религией
  • IV в. – началось паломничество по святым местам
  • 342–416 г.г. - крещение младенцев стало обязательным
  • 431 г. - Ефесский собор, после которого вошло в обычай поклонение Марии
  • V в. - началось поклонение святым мученикам и ангелам
  • V в. – введено миропомазание
  • V в. - начали святить воду
  • 607 г. - римский епископ впервые именует себя папой
  • 688–787 г.г. поощрение поклонения кресту
  • 787 г. – узаконено иконопочитание, Второй Никейский собор
  • 778–787 г.г. – узаконено поклонение мощам и их расчленение на антиминсы
  • 880 г. – начали причисление к лику святых
  • 900 г. – творение крестного знамения
  • 978 г. – введение догмата о молитве за умерших
  • 1016 г. - введены индульгенции (прощение грехов за деньги)
  • 1059 г. – появился догмат пресуществления даров
  • 1095 г. – начались Крестовые походы
  • 1122 г. – окончательно запрещено священникам вступать в брак
  • 1215–1551 г. - стала обязательной гласная исповедь пред священником
  • 1139 г. - впервые вместе упоминаются семь таинств
  • 1229 г. - инквизиция вошла в силу закона
  • ХIII в. - монахом Домиником изобретены четки
  • 1545 г. - католической (западной) церковью апокрифы включены в канон Библии, Тридентский собор
  • 1854 г. – в западной церкви принят догмат непорочного зачатия девы Марии
  • 1870 г. - в западной церкви издан догмат о непогрешимости папы

Я предлагаю прочитать книгу . Из нее верующие узнают много нового из истории христианской церкви, откроют для себя то, о чем они раньше даже не задумывались, но что всегда "лежало" на поверхности. Библия не сложна, она писалась вестниками Божьими для людей, а не одних только служителей. Она стройна и проста в своем учении – именно это показывает и доказывает книга "Возвращаясь к истокам христианского вероучения".


Валерий Татаркин


Другие

История Церкви, от Христа до наших дней, полностью подтверждает истинность всего, что сказано основателем Церкви и Его Апостолами относительно попыток извращения веры.

Мы слышали из апостольских уст, что уже им пришлось бороться с лжеучителями, с разделениями в юной Церкви и с лжехристианами (Симон Волхв).

А в первые три столетия, в период гонений на Церковь, появились многочисленные секты, стремившиеся растворить христианство или в иудействе (эвиониты во втором, антитринитарии и хилиасты в третьем веке), или в язычестве (гностики во втором, манихеи в третьем веке).

Говоря о гонении на христиан в первые три века, нельзя не отметить внушительную роль в гонениях «третьей силы», стоявшей между римской властью и христианской Церковью. «Божественный Искупитель свидетельствует, что смерть за Истину Христову ведет к жизни, вопреки всем человеческим расчетам. Решительно утверждается, что вышеописанные дела ради и во имя Христа создают скорбь внешних мучений... и физическую и материальную нищету - по злословию иудейского происхождения, причем измышляются всякие темные и грязные хулы на Христиан, не только нимало не обоснованные, но намеренно позорные, ехидно возбуждающие к ним ненависть во всех слоях общества. Эти темные клеветники называют себя иудеями, ратующими за библейские идеалы, однако извращенное раввинистическое понимание последних сделало их антихристианскими борцами чисто сатанинского характера... В Пергаме находился «престол сатаны», который живет там, являясь организующим и заправляющим агентом... там выковывались и повелительно проводились повсюду иудаистические противохристианские интриги, там находился царственный трон антихристианского владычества... Тогдашние фанатичные иудеи способны были и на всякие языческие подделки и, например, всегда усердствовали в возбуждении языческих масс против христиан и доводили дело до кровавых катастроф», - говорил исследователь Апокалипсиса проф. Н. Глубоковский. Неподдельный страх перед этой «третьей силой» проявлял и выдающийся государственный муж времен Юлия Цезаря - Цицерон. В труде Г.С.Чамберлена «Евреи. Их происхождение и причины влияния в Европе» мы читаем: «Когда судебные прения касались интересов евреев, Цицерон говорил так тихо, что лишь одни судьи могли расслышать его речь: он знал, как солидарны между собой евреи и как они умеют губить тех, кто становится им поперек дороги; из уст Цицерона гремят беспощадные обвинения против греков и римлян, против могущественных людей того времени, но по отношению к евреям он советует соблюдать осторожность; они в его глазах - таинственная, недобрая сила».

С начала IV столетия начался период спокойствия, однако, это спокойствие было лишь внешним. Внутренне Церковь начали терзать многочисленные ереси, ложные учения, касающиеся, главным образом, Личности Господа Иисуса Христа, Его природы. Своим соборным голосом Церковь выявила их полную несостоятельность, изложив на Семи Вселенских Соборах точное и ясное учение Сына Божия - Иисуса Христа, каковое и поныне сохраняется в Его Церкви Православной, являющейся, по слову Апостола Павла, «Столпом и утверждением Истины». Своим соборным голосом Церковь изложила и нравственное учение Христа, вытекающее из данных Им Истин, которые мы называем догматами, установила таинства и порядок церковного управления.

Казалось бы, что после семи Вселенских Соборов не должно быть новых разделений, так как раскрытием несостоятельности лжеучений, исходивших от иудеев и язычников, была устранена возможность появления новых лжеучений. Однако нет, вскоре выявилось действие в лоне Церкви языческой закваски, а с начала IX столетия начало оформляться отступление от Вселенского Сознания, от Соборного Разума, т.е. от Единой Церкви, Римского епископа, который, подобно Деннице, увлек за собою и некоторые поместные церкви Западной Европы. К нашему времени это отступление Рима зашло так далеко, что порою кажется невозможным осуществление воссоединения западной части Церкви с остающейся верной Христу - в Вере и Уповании - Кафолической Православной Церковью. Приходится с великой скорбью констатировать, что на протяжении столетий Рим так повел себя в отношении Православной Кафолической Церкви, что Православие вынуждено было не только занять оборонительную позицию перед лицом римского католичества, но и потерять доверие к Риму как Христову слуге и Апостолов преемнику. Эта потеря доверия вызвана не только новшествами, введенными Римом в учение Церкви, но и враждебно воинствующим его отношением к Православию и к православным государствам (Византия и Русь), переживавшим многие тяжелые страницы своей Истории благодаря интригам Рима.

К XI столетию Римское Папство переживало внутренний моральный кризис. А начиная с XV столетия в западноевропейских странах началось движение протеста против нравственного упадка папского двора, против заблуждений Рима в области веры и иных злоупотреблений римского духовенства. Это движение протеста привело в странах Средней, Северной и Северо-западной Европы к образованию протестантских Церквей, а именно: Лютеранской - в Германии, Дании, Швеции, Норвегии и Голландии; Реформаторской - в Швейцарии (Кальвин), Пресвитерианской - в Шотландии и Северной Америке и Англиканской - в Англии (в Северной Америке - епископальная).

А так как протестантизм сам в себе заключает церковно-разрушительные начала, то на протяжении трех столетий (XVI, XVII, XVIII) из названных протестантских Церквей все время выделялись новые течения, от своего целого отделявшиеся более малые объединения, образовавшие ряд сект, число которых в настоящее время превышает 250.

В чем же заключается разрушительное начало в протестантстве? Его трагедия в том, что основателями протестантства: Лютером, Кальвином и Цвингли признаны чересчур большие права за индивидуальным разумом. В этом сказалось влияние эпохи. Индивидуальный разум не дан нам законченным и зрелым, посему не может он один вместить всю сокровищницу Церкви, все богатство Истины; он должен развиваться и расти в соответствии с нашим духовным ростом, который происходит в сердце человека. Вот почему из уст Христа мы слышим: «Блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят». Разум ограничен вместимостью сердца, и его границы определяются тем, насколько мы уже духовно выросли. Не индивидуальный разум, как учат протестанты, а лишь Соборный Церковный Разум является носителем Истины. Индивидуальный разум всего лишь ничтожный огонек пред Светилом Соборного Разума. Впавший в рационализм и в гуманизме утвердившийся, протестантизм признал за индивидуальным разумом те права и силу, которых он по его природе не имеет. Отвергшие необходимость пополнения индивидуального разума Соборным Церковным

Разумом, протестанты раздробили единое Целое на сотни сект, которые в учении о вере и Церкви ушли значительно дальше папства и начального протестантства.

Возникает вопрос: не нарушено ли Единство Церкви Христовой отделением от нее Рима и отпадением других инославных исповеданий? Никак. Единство Христовой Церкви этим не нарушено. Церковь продолжает стоять как «Столп и утверждение Истины», и Ее единство, выражаемое в единении Веры и Упования, отпадением от нее частей не нарушается. «Не бойся, малое стадо, - говорит Основатель Церкви Христос, - ибо тебе дано великое наследие». Истинность Церкви не в количестве к ней принадлежащих, а в верности Христу, Который есть и «Путь, и Истина, и Жизнь». Нас не должны смущать ни превосходящие своей церковно-административной организацией и научно разработанной религиозной системой инославные объединения, ни многочисленность инославных, значительно превышающая число православных христиан в мире. Церковь утверждается и покоится на тех основах, которые положены Самим Создателем Ее, Иисусом Христом, и мерилом Ее истинности является степень верности этим основам, а не внешняя организация и количество принадлежащих к ней членов.

Верность Православно-Кафолической Церкви сущности Благой Вести, верность основам, которые даны Самим Христом, привлекают к Ней в течение ряда столетий внимание инославия. «Чем более мы изучаем историю Православной Церкви, - говорит американский ученый Аверкомби, - чем ближе мы знакомимся с Ее учением и учреждениями, тем громче звучит перед нами голос Ее авторитета, и тем живее пробуждается у нас желание вступить с нею в общение... Православная Церковь верна первоначальному учению Церкви Христовой и чужда искусственно построенным догматам реформации; а римская церковь сама была лишь колонией греческих христиан». «Православие цельнее, полнее, чем какая-либо другая христианская Церковь, переносит нас в первые века христианства... и именно от нее нужно ожидать верных услуг, которыми Она, по воле Всемогущего, прославит Господа и осчастливит все человечество», - говорит Др.Стэнли. Англичанин Ниль так говорит о Православии: «Восточная, т.е. Православная, Церковь остается и теперь такою же, какою была с самого начала своего - малоразличною в своих учреждениях и простою в своей вере, непонятною для чуждых и удобопонятною для своих сынов, широко раскинувшею ветви свои, жестоко теснимою врагами, но спокойною, и всегда, как она обычно называет себя, единою, единственною, святою, соборною и апостольскою. Такова она в действительности». - «Протестантские братья любезные, - возглашает проф. Овербек, - посмотрите вы на Церковь, которую Дух Святый основал и которою Он будет управлять до скончания века. Обратите свои взоры на Восток - с Востока свет... Эта Церковь всегда, как она была, пребывает неизменною в Православной вере».

XIX и XX столетия отмечаются: 1.

еще большим отходом римо-католичества от православия; 2.

возрождением стремления, имевшего место в первые три века, растворить христианство или в иудействе, или в язычестве и, в связи с этим, появлением соответственных тому иудействующих или язычествующих сект; 3.

появлением и широким распространением атеизма и материализма как мировоззрения с открытым походом против Православия, прежде всего, и против христианства вообще; 4.

наступлением на Православие со стороны всех сил инославного мира, т. е. со стороны римо-католичества и протестантства во всех его оттенках (сектах), а также и со стороны Коммунистического Интернационала.

"Успех" Православия в Царской России не был обусловлен:
- Сильным Богословием,
- Посвящённой жизнью служителей,
- Активной евангельской деятельностью.

НАПРОТИВ:
- Союзом с государственной властью,
- Страхом и наказаниями.

Многие "Православные", например господин Чаплин (не путать с Чарли), активно продвигают " БЛАГИЕ ИНИЦИАТИВЫ", читайте ниже. И снятся ИМ по ночам старые-добрые времена, когда могли ОНИ в два счёта разрулить засилье прозападных сект, и порубать в щепки всех Баптистов, Адвентистов, Пятидесятников, и прочих иноверцев.

21.11.2008 17:06
Максим Ярошевский

Руководитель московского отделения союза православных граждан Кирилл Фролов заявил, что с 1 декабря российские города начнут патрулировать православные дружины, пишет газета газета «Коммерсант». В Русской православной церкви считают, что создание подобных отрядов сегодня как никогда актуально: в условиях мирового финансового кризиса оставшиеся без работы люди могут от безысходности пойти на преступление. Правозащитники говорят, что такая инициатива РПЦ приведет к столкновениям на межрелигиозной почве. Кроме того, пока неясно, как православные дружины будут сотрудничать с милицией.

С идеей формирования православных дружин выступил председатель отдела внешних церковных связей протоиерей Всеволод Чаплин. Планируется, что права у дружинников от церкви будут такими же, как у уже существующих народных дружинников. То есть они смогут требовать соблюдения общественного порядка, работать в оцеплении на массовых мероприятиях и помогать милиции изымать орудия совершения правонарушений.

По словам начальника управления общественных связей МВД Валерия Грибакина, «предложения об участии РПЦ в охране общественного порядка будут рассмотрены руководством министерства в обязательном порядке», пишет «Коммерсант».

Ранее о создании подобных дружин говорили участники «Русского марша», прошедшего 4 ноября на набережной Тараса Шевченко в Москве. Однако их предложения были несколько иными, отмечает представитель движения «Русский образ» Дмитрий Тараторин: «Мы говорили о том, что сами граждане создают отряды из людей, имеющих лицензию на травматическое оружие. То есть заведомо законопослушных и психически нормальных, потому что другим подобную лицензию не выдают. Соответственно, вооруженные травматиками выходят патрулировать свои районы в темное время суток, то есть тогда, когда милиции там как раз нет. Эти люди должны каким-то образом регистрироваться в милиции и нести ответственность за свои действия в вечернее время. Но смысл был несколько иным: не вместе с милицией ходить по светлым проспектам, а охранять свои районы».

Дмитрию Тараторину инициатива РПЦ напоминает народные дружины, действовавшие в Советском Союзе, когда «люди ходили за отгулы или еще за что-то, была некая профанация». Подобная инициатива может действительно принести пользу только если она происходит снизу, считает Тараторин: «Никто же не заставит людей самих себя охранять. Люди должны осознать, что спасение утопающих в сегодняшней ситуации - дело рук самих утопающих. А дело государства не мешать. Дело государства контролировать эту инициативу, не ставить палки в колеса и не выхолащивать ее». По его словам, «достаточно странно переводить это в плоскость конфессиональную, когда речь идет о жизни и здоровье людей».

Правозащитники уже не в первый раз заявляют, что создание православных дружин может спровоцировать столкновения. Большинство приезжих на заработки так называемых гастарбайтеров не являются православными. Сегодня все, говоря о финансовом кризисе, напоминают, что нелегалы тысячами остаются без работы.

Руководитель движения «За права человека» Лев Пономарев полагает, что масштаб потенциальной угрозы со стороны трудовых мигрантов надуман: «Процент преступлений среди гастарбайтеров ниже, чем в среднем по Москве. Гастарбайтеры запуганы, живут в очень стесненных условиях».

А вот создание православных дружин может привести к беспорядкам, считает Лев Пономарев. В случае, если их работа будет направлена против гастарбайтеров – начнутся столкновения на межрелигиозной почве, поясняет он. А кроме того, могут возникнуть столкновения с милицией, продолжает Лев Пономарев: «Уже были попытки создавать такого рода дружины наведения порядка казаками, которые, кстати, тоже в основном православные. И это привело к прямому столкновению с милицией, потому что они по-своему наводили порядок. Люди шли жаловаться в милицию. Милиция была вынуждена исполнять свой долг и этих самых миролюбивых казаков наказывать. Если мы хотим, чтобы на наших улицах было как можно больше мира и порядка, ни в коем случае нельзя допускать этих миролюбивых православных дружин».

Доцент Центра сравнительного изучения религии Российского государственного гуманитарного университета, историк Борис Фаликов считает действия РПЦ непродуманными: «Церковь имеет иные функции в обществе. Это совершенно не значит, что церковь должна отделяться стеной от общества. Если церковь хочет, чтобы у нас было на улицах меньше агрессии и меньше всякого рода довольно страшных вещей, о которых мы все знаем, в свои проповедях священники должны говорить о том, что не насилие является положительной ценностью, а отсутствие агрессивности. Как бы давать такую христианскую картинку этой ситуации».

По мнению историка православные дружины скорее всего будут напоминать те, что были в советские времена: «Будут выходить люди с повязками (только повязки будут не красные, а, скажем, с православным крестом) и сражаться с хулиганами. Это в лучшем случае. А в худшем это может плохо сказаться на имидже церкви. Потому что если она будет выполнять такие несвойственные ей функции на улице, что о ней подумают люди? Подумают плохо».

Любопытно, что инициативу Русской православной церкви одновременно поддержали молодежное прокремлевское движение «Наши» и ультраправое Движение против нелегальной иммиграции.

Read more: http://www.svobodanews.ru/content/article/474042.html#ixzz0k9epnCvl
Under Creative Commons License: Attribution

http://www.svobodanews.ru/content/article/474042.html

I. Отступление в области догматической.

1. Учение о главенстве (примате) Римского епископа над Церковью. Это учение начало формироваться в эпоху Вселенских соборов, а официальной доктриной стало уже в X-XI вв. В современном католическом кодексе говорится: "Верховная кафедра никем не может быть судима" (1556 канон РКЦ). И титул Римского епископа сейчас имеет наименования: - епископ Рима, - викарий (заместитель) Христа, - преемник первейшего князя Апостолов, - верховный первосвященник Вселенской Церкви, - Патриарх Запада, - примас (первенствующий епископ) Италии, - архиепископ и митрополит провинции Романии (область около Рима), - правитель суверенного государства града Ватикан, - раб рабов Божиих.
Для католика этот титул - экклезиология, за которой стоит определенное церковное сознание.

2. Догмат о папской непогрешимости в вопросах веры и нравственности.
Этот догмат имеет в виду не личную непогрешимость папы, а только когда он выступает от лица всей церкви. Догмат был принят на I Ватиканском соборе в 1870 году (или XX Вселенском соборе по католическому счету).

3. Учение об исхождении Святого Духа от Отца и Сына - учение о "Филиокве".
Вначале это учение не было догматом, а лишь общей доктриной, и инакомыслие в этом вопросе не считалось католиками ересью. Как догмат учение о "Филиокве" принято уже на Лионском (1274 г.), Ферраро-Флорентийском (1431-1439 гг.) соборах и в 1445 г. без участия Греческой церкви.

II. Отступление в сотериологии.

1. доктрина о юридическом характере искупления, ярким выразителем которой стал Ансельм Кентерберийский (XII-XIII вв.).

2. Учение о чистилище - средним состоянием между раем и адом.

3. Учение об индульгенциях - освобождение грешников от наказания за грех в силу сверхдолжных заслуг святых.
Учение о чистилище стало догматом на Ферраро-Флорентийском соборе, а учение об индульгенциях - на Тридентском соборе 1545-1563 гг. Современная конституция об индульгенциях принята в 1967 г. на II Ватиканском соборе. В ней рекомендовалось использовать индульгенции пастырями для наставления паствы. После Тридентского собора индульгенции без покаяния не применялись и за деньги не покупались. Взамен их применялось чтение определенных молитв установленное число раз, чтобы выйти из чистилища. Очевидно, какой духовный вред приносит подобная практика.

III. Отступления в сакраментологии.

Учение о действенности Таинств ex opere operato, то есть - в силу совершения действия. Таким образом, действие Таинства не зависит от расположения восприемника (от него требуется лишь желание) и совершающего (главное лишь правильная хиротония священника). Это учение было принято на Тридентском соборе.

IV. Обожествление Богоматери.

1. Догмат о непричастности Богоматери к первородному греху, о непорочном зачатии.
Догмат принят в 1854 г. папой Пием IX без собора после опроса буллой. Догмат учит: в силу будущих заслуг Иисуса Христа Богородица оказалась свободной от первородного греха, то есть оказалась в состоянии Адама и Евы до грехопадения.

2. Догмат о телесном вознесении Богоматери.
Догмат принят в 1950 г. папой Пием XII после опроса буллой. Внешне этот догмат сходен с учением Вселенской Церкви. Но Вселенская Церковь учит, что Богородица была причастна первородному греху, и Ее смерть была естественным явлением, после которого следовало воскресение и вознесение. Из учение же католиков о непричастности Богоматери первородному греху следует, что Ее смерть не была необходимой, а была добровольной. Поэтому Богоматерь часто называют соискупительницей человечества (coredemtrix) наряду со Христом.

V. Отступления в учении о Таинствах.

1. Таинство Миропомазания.

В РКЦ это Таинство совершается только епископом над членом РКЦ, достигшем отроческого возраста. Сейчас католики разрешают униатам совершать Таинство через священников и, в крайних случаях, - на миссионерских территориях.
Миропомазание (confirmation) - для католиков значит укрепление. По их теории крещение - искупление от первородного греха, после которого младенец до отроческого возраста личных грехов не имеет и не нуждается в Таинствах вообще. Очевидно, что никакой духовной помощи в своем развитии ребенок не получает.

2. Таинство Евхаристии.

1) употребление опресноков вместо квасного хлеба стало распространяться с начала средних веков. Патриарх Фотий еще не указывал на использование квасного хлеба, а в XI веке в православных книгах уже указывается на необходимость использования квасного хлеба. Следовательно, практика опресноков утвердилась на Западе в период с IX по XI вв.
Этому фактору придавалось гораздо большее значение, чем иным догматам. Но разрешалось применение квасного хлеба католикам всего восточного обряда - как униатам, так и не униатам.

2) причащение мирян под видом одного хлеба.
Это положение утвердилось в XII веке, а до того времени причастие осуществлялось под двумя видами (хлеб и вино). Причина такого отступления кроется в бедствиях, обрушившихся на Европу, как-то - чума, холера. В результате этого было много смертельных случаев, и тогда было принято решение причащать только хлебом, что, конечно, отражает неверие католиков. Позже такое решение пришлось обосновать следующим образом: кто вкушает Тела, неужели не вкушает и Крови? Далее последовало разделение на учащую и учащуюся церкви, то есть на духовенство, которое причащается под двумя видами, и мирян. Правда, на II Ватиканском соборе 1960 г. принято решение причащать мирян под двумя видами в исключительных случаях: принятие монашеского пострига, крещение взрослого человека. Для униатов сохранилось право на весь восточный обряд, включая причастие под двумя видами.

3) моментом пресуществления Святых Даров считается произнесение священником установительных слов Христа "Приимите, ядите...", а не эпиклезис. Такое различие породило глубокие последствия. У католиков главное - произнесение формулы, а не молитва. И это сохранилось во многих Таинствах.

3. Таинство брака.
1) совершителями брака считаются сами брачующиеся. Священник лишь необходимое лицо, которое должно засвидетельствовать брак как канонический и законный.

2) признание абсолютной нерасторжимости брака (даже в случае прелюбодеяния потерпевшая сторона не имеет права на новый брак). Но существует dispensatia - признание брака недействительным, если брак заключен в целях, не соответствующих целям брачного союза (фиктивный брак, например). Разводный процесс длится 1,5-3 года, так как оформляется через Ватикан или его легата.

4.Таинство священства.

1) Обязательный целибат (caelibatus - целомудрие, чистота) духовенства утвердился при Григории VII во второй половине XI века. На Востоке до Юстиниана (VIв.) и епископы были женатые (считалось невозможным совмещать монашеские обеты с епископской деятельностью).На Западе же на женатого епископа смотрели, как на некоторую немощь. Позже стало появляться отношение к браку, как к скверне, не позволяющей предстоять на служении. Но это противоречит каноническим правилам Гангрского (IV в.) и Трулльского (VII в.) соборов.
Патриарх Фотий еще в IX веке указывал, что обязательный целибат приведет к соблазнам и нареканиям в адрес духовенства. И история западной церкви дает немало таких примеров (незаконнорожденные дети были даже у пап). На Руси первый целибат - А.В.Горский (XIX век).

2) Признание неизгладимого характера Таинства священства, подобно Таинству Крещения (Таинство брака, например, носит изгладимый характер, то есть возможно расторжение брака по каким-то причинам). Канонисты однозначного ответа не дают на этот вопрос: что значит низвержение из сана - низвержение до мирянина или просто запрещение священнодействия.

5. Таинство Крещения.

У католиков оно производится через обливание. РКЦ отступила от полного погружения без особых причин. На Руси были отступления в силу определенных причин, и сейчас ведется возврат ко Крещению погружением.
Правило Трулльского собора гласит: крещенные обливательно не могут быть клириками. Но раньше период оглашения был длительным, и Крещение было воистину рождением в новую жизнь. Многие из оглашенных не торопились с принятием Крещения, но по случаю болезни крестились на ложе обливанием. Однако, если они выздоравливали, их не принимали
в клир, так как у тех не было рвения ко Крещению (крещены по необходимости).

VI. Особые церковные установления.

1. Учреждение неизвестного Церкви сана кардинала.
Это вызвало смешение степеней священства. Слово "cardinalos" значит главный, ведущий. Так называли священников главных (кафедральных) соборов, позднее это звание закрепилось за клириками кафедр римского епископа (это были диаконы). Число приходов росло, а число диаконов при римском епископе было всегда 7, и потому они всегда ценились, имели влияние при кафедре. Диаконы-кардиналы все более возвышались и составили особый высший слой духовенства, который шел по рангу за папой, то есть выше епископов и католических патриархов (униатских и др.). Положение кардиналов было высоким, а по сану они были диаконами или пресвитерами. Потом их число стало увеличиваться: кардиналами стали именовать не только клириков в Риме, но и епископов некоторых других городов. В то же время этот кардинал приписывался как диакон или пресвитер к одному из римских храмов. В связи с этим получается, что при папе диаконы равны епископам поместных церквей. Таким образом можно убедиться, на сколько велика роль папы.
В наше время, после II Ватиканского собора, все кардиналы имеют сан епископа.

2. Особенности поста.
1). Введение поста в субботу и, в связи с этим, сокращение Великого Поста (он начинается с середины первой седьмицы православного Великого Поста). После Трулльского собора Великий Пост установлен длительностью в 7 недель, или 40 дней, не считая субботних и воскресных дней. На Западе не считают во время поста только воскресных дней (суббота постная), поэтому он короче.
2). Фактическая отмена пищевых ограничений во время поста. Два раза в году католики воздерживаются только от молока и мяса - в пепельную среду (первый день Великого Поста) и в Великую Пятницу. В другие дни разнообразие питания: разрешено молоко (считается не скоромным), птица (не считается мясом). Некоторые дни мясо не едят, но готовить пищу на сале разрешается.
3). Литургический пост (перед Причащением) ограничен одним часом перед мессой.

3. Особенность литургии (мессы).
Литургия (месса) совершается в течение всего дня на одном Престоле одним священником по нескольку раз.

И. В. Музычко

Тайна беззакония, как уже было сказано, стала проявляться еще при жизни Апостолов. Сатана избрал тактику постепенного внедрения отступников в ряды Церкви Христовой. Как известно из истории Церкви, первые три столетия своего существования Церковь периодически подвергалась гонениям со стороны римских императоров. Во времена этих жестоких гонений, сатана находил маловерных детей Божьих, в том числе и служителей церквей, которые не умели «хранить себя от лукавого» (1Иоан. 5:18), и толкал их на отступление от истины Христовой, то ли в виде отречения от Христа, то ли в виде компромисса с власть имущими. Такие христиане «от страха смерти были подвержены рабству» (Евр. 2:15), попадали в сеть диавольскую (2Тим. 2:26). Когда же гонения прекращались, такие отпавшие христиане хотели снова вернуться в Церковь и занять прежнее служение. В Церкви возникал вопрос, что делать с такими отступниками, особенно с отступниками - служителями. Верные служители Церкви занимали в этом вопросе принципиальную позицию, состоящую в том, что на основании Писания (Иез. 44:10-16) отступники после их покаяния не могут быть служителями Церкви Христовой, они могут быть только рядовыми членами. На этой почве в Церкви возникали споры. Сатане удавалось находить таких «добреньких» служителей, возбуждать в них ложный дух милосердия и защищать отступников, настаивая на том, чтобы простить их и допустить до служения. К сожалению, тогда не нашлось в Церкви такого, как Апостол Петр, который сказал бы таким служителям: «для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое» (Деян. 5:3) ложное чувство милосердия к отступникам? Таким образом, в Церковь проникал дух отступничества. Вот как об этом пишет Эрнст Пикеринг в своей книге «Библейский сепаратизм»:

«Период ранних гонений известен в истории Церкви, как гонения во время Доциана (249-250). Во время этих гонений значительное количество исповедовавших христианство отступили и не сохранили верности своим убеждениям. Когда гонения утихли, встал вопрос: возможно ли восстанавливать церковное членство этих «отпавших» христиан. Римский епископ Новатий (и многие его поддержали в этом) придерживался более строгого взгляда на церковное членство, чем было принято в его дни, и считал, что отрекшиеся от Христа при гонениях не могут быть теперь приняты в церковь. Новатий восстал против популярного в те дни более легкого отношения к вопросу церковного членства. Последователи Новатия считали, что только они одни сохранили чистоту церкви, и поэтому не признавали все другие церковные объединения, осквернившие себя принятием в члены тех, кто отрекся от Христа, или допустил другие явные отступления.

Острый конфликт возник в 312 г. н. э. по поводу посвящения Сесилиана в епископы Карфагена. Многие епископы и другие церковные лидеры восстали против этого на том основании, что он отступил от учения Священного Писания во время гонений. Они считали, что, так как Сесилиан «запятнал» себя отступничеством, он не достоин теперь быть одним из руководящих служителей церкви. В результате возникла оппозиционная группа, которую возглавил Донатий. Группа отделенных стала быстро расти, и вошла в историю под именем донатистов, когда епископ Донатий стал их руководителем».

Д-р С. Санников в своей статье «Аврелий Августин. Кризис церкви» пишет о донатистах следующее:

«Североафриканские донатисты, названные так по имени одного из их лидеров - Доната, считали, что любое священнодействие, в том числе и рукоположение, совершенное недостойным епископом или пресвитером, «запятнавшим себя предательством» - недействительно. «Дух Святой не действует через нечистые сосуды», а это значит, что общины, служение в которых совершали «недостойные» служители, только по виду христианские, но, по сути, лишены благодатного Божьего присутствия. Следовательно, им надо покаяться и еще раз принять рукоположение от служителей, которые пережили гонения и сохранили благодать священства».

Как видно из этих свидетельств, уже тогда во многих церквах имел место дух компромисса с миром и попустительства греху. Те, кто выступал против отступничества, оказывались часто в меньшинстве. Их борьба обычно заканчивалась тем, что они отделялись от церкви, в которой терпимо относились к отступникам, или выходили из тех церковных объединений, которые принимали служителей - отступников. Возникает вопрос, почему те, кто отстаивал истину, терпели неудачи? В литературе по истории церкви такую ситуацию обычно объясняют совокупностью религиозных, политических, экономических, социальных и других причин. В ответ на такой вопрос можно сказать следующее. Во-первых, видимое поражение в духовном служении не всегда означает действительное поражение. Если смотреть с видимой, внешней стороны, то служение Христа на земле закончилось великим поражением, распятием Его на позорном кресте, но на самом деле, это было великой победой над смертью, над всем злом и адом. По Писанию, Церковь Христова - это не всемирное христианство, покоряющее себе весь мир, а «малое стадо» (Лк. 12:32) верных детей Божьих, идущих по следам Христа (1Петр. 2:21), «посланных, как овец среди волков» (Мф. 10:16).

Во-вторых, если защитники чистоты и истины и терпели неудачи, то, по-видимому, основной причиной такого печального развития событий было то, что служители Церкви, которые отстаивали истину, возможно, не знали законов духовной борьбы, не использовали все оружие Божие. Они упускали из виду, что необходимо вести борьбу не только с людьми-отступниками и теми, кто их поддерживает, но главное - вести духовную борьбу «против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века этого, против духов злобы поднебесных» (Еф. 6:12). Обычно, в таких конфликтных ситуациях очень трудно бывает оставаться на духовных позициях и вести духовную борьбу. Даже духовных служителей, знающих духовную борьбу, сатана старается толкать на борьбу по плоти и применять человеческие методы борьбы.

И. В. Музычко. Живое христианство и тайна беззакония

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...