Бунин и. а

Иван Алексеевич Бунин (1870 — 1953) — русский писатель и поэт. Родился Иван Бунин в дворянской небогатой семье 10 октября 1870 года. Затем в биографии Бунина произошел переезд в имение Орловской губернии неподалеку от города Елец. Бунин детство провел именно в этом месте, среди природной красоты полей.

Начальное образование в жизни Бунина было получено дома. Первые стихи Бунина написаны в семилетнем возрасте. Затем молодой поэт поступил учиться в Елецкую гимназию. Однако не закончил ее, вернувшись домой. Дальнейшее образование в биографии

Ивана Алексеевича Бунина было получено благодаря старшему брату Юлию.

Впервые стихи Бунина были опубликованы в 1888 году. В следующем году Бунин переехал в Орел, став работать корректором в местной газете. Поэзия Бунина, собранная в сборник под названием «Стихотворения», стала первой опубликованной книгой. Вскоре творчество Бунина получает известность. Следующие стихотворения Бунина были опубликованы в сборниках «Под открытым небом» (1898), «Листопад» (1901).

Знакомства с величайшими писателями (Горьким, Толстым, Чеховым и др.) оставляет значительный отпечаток в жизни и творчестве Бунина. Выходят лучшие

Рассказы Бунина «Антоновские яблоки», «Сосны». Проза Бунина была опубликована в «Полном собрании сочинений» (1915).

Биография Ивана Бунина почти вся состоит из переездов, путешествий (Европа, Азия, Африка). Писатель в 1909 году становится почетным академиком Академии наук. Резко встретив революцию, навсегда покидает Россию. В 1933 году произведение Бунина «Жизнь Арсеньева» получает Нобелевскую премию.

Основные темы и образы поэзии. Бунин вступил в литературу стихами. Он говорил: «Я поэт больше, чем писатель». Однако у Бунина поэт — это человек особого взгляда на мир. Говоря о его лирике, мы не можем четко различить темы его поэзии, потому что поэзия и проза у Бунина как бы идут рядом. Его лирика — это совокупность тонких тематических граней. В поэзии Бунина можно различить такие тематические грани, как стихотворения о жизни, о радости земного бытия, стихотворения о детстве и юности, об одиночестве, о тоске. То есть Бунин писал о жизни, о человеке, о том, что трогает человека.

Одна из таких граней — это стихотворения о мире природы и мире человека. Стихотворение «Вечер» написано в жанре классического сонета. Здесь воспеты мир человека и мир природы.

О счастье мы всегда лишь вспоминаем.

А счастье всюду. Может быть, оно

Вот этот сад осенний за сараем

И чистый воздух, льющийся в окно.

В бездонном небе легким, чистым кроем

Встает, сияет облако. Давно

Слежу за ним… Мы мало видим, знаем.

А счастье только знающим дано.

Окно открыто. Пискнула и села

На подоконник птичка. И от книг

Усталый взгляд я отвожу на миг.

День вечереет, небо опустело,

Гул молотилки слышен на гумне.

Я вижу, слышу, счастлив. Все во мне.

Это стихотворение говорит о том, что мы гонимся за счастьем, ищем его, но не осознаем, что оно вокруг нас («О счастье мы лишь только вспоминаем…»). Люди не всегда могут посмотреть на обычные вещи необычным взглядом; они не замечают их, не замечают счастья. («Мы мало видим, знаем, а счастье только знающим дано»). Но от зоркого взгляда поэта не ускользнет ни облако, ни птичка, эти каждодневные вещи, которые приносят счастье. Формула счастья по Бунину выражена в последней строке стихотворения: «Я вижу, слышу, счастлив. Все во мне».

В стихотворении доминирует образ неба. В лирике Бунина небо — лейтмотив, оно олицетворяет жизнь, оно необыкновенно и вечно (стихотворение «Раскрылось небо»).

В поэзии Бунина особо выделяют «звездную лирику», это средоточие тем неба, звезд, вечности и красоты. Он писал великолепные ночные, сумеречные стихи, словно наполненные мерцанием. Это можно объяснить его особенным восприятием мира. Бунин говорил: «Не устану воспевать вас, звезды». Одной из таких песен звездам стало стихотворение «Сириус». Звезда Сириус — белая, стоцветная, самая яркая звезда на ночном небосклоне. В Древнем Египте Сириус считали священной звездой. В этом стихотворении переплетаются восхищение любимой звездой и философские размышления лирического героя. Звезда — символ судьбы, она ассоциируется с жизнью, молодостью, родиной. Бунин считает звезду понятием философическим, так как и у человека на земле, и у звезды на небе есть высокая миссия — служить вечной красоте.

Интимная лирика И. А. Бунина трагедийна, в ней звучит протест против несовершенства мира.

Итак, основные черты лир. поэзии Бунина — стремлений к описат. подробности, яркость конкр. деталей, классич. простота, лаконизм, поэтизация вечных человеч. ценностей, и в первую очередь — родной природы. Богатство подтекста, частое обращение к символике, тесная сращенность с рус. прозой, в частности с повелистикой Чехова; тяготение к философичному частые переклички с собств. рассказами, тяготение к философичному частые переклички с собств. рассказами.

Сочинения по темам:

  1. Имя Александра Солженицына, долгое время бывшее в нашей стране под запретом, наконец-то по праву заняло свое место в истории русской...

Бунин - крупнейший мастер русской реалистической прозы и выдающийся поэт начала XX века. Его литературная деятельность началась в конце 80-х годов XIX столетия. В своих первых рассказах (“Кастрюк”, “На чужой стороне”, “На хуторе” и других) молодой писатель рисует безысходную нищету крестьянства.

В 90-х годах Бунин знакомится с Чеховым, Горьким. В эти годы он пытается сочетать в своем творчестве реалистические традиции с новыми приемами и принципами композиции, близкими к импрессионизму (размытая фабула, создание музыкального, ритмического рисунка). Так в рассказе “Антоновские яблоки” показаны внешне не связанные эпизоды жизни угасающего патриархально-дворянского быта, окрашенного лирической грустью и сожалением. Однако здесь не только тоска по запустелым “дворянским гнездам”. На страницах произведения возникают красивые картины, овеянные чувством любви к родине, утверждается счастье слияния человека с природой.

Но социальные проблемы по-прежнему не отпускают Бунина. Вот перед нами бывший николаевский солдат Мелитон (“Мелитон”), которого прогнали плетьми “сквозь строй”, В рассказах “Руда”, “Эпитафия”, “Новая дорога” встают картины голода, нищеты и разорения деревни.

В 1911-1913 годах Бунин все шире охватывает различные стороны русской действительности. В своих произведениях этих лет он поднимает следующие темы: вырождение дворянства (“Суходол”, “Последнее свидание”), уродливость мещанского быта (“Хорошая жизнь”, “Чаша жизни”), тему любви, которая часто бывает пагубной (“Игнат”, “При дороге”). В обширном цикле рассказов о крестьянстве (“Веселый двор”, “Будни”, “Жертва” и другие) писатель продолжает “деревенскую” тему.

В повести “Суходол” решительно пересматривается традиция поэтизации усадебной жизни, преклонение перед красотой угасающих “дворянских гнезд”. Идея кровного единения поместного дворянства и народа здесь сочетается с мыслью автора об ответственности господ за судьбы крестьян, об их страшной вине перед ними.

Протест против фальшивой буржуазной морали звучит в рассказах “Братья”, “Господин из Сан-Франциско”. В первом произведении, написанном Буниным после поездки на Цейлон, даны образы жестокого, пресыщенного англичанина и молодого туземца-рикши, влюбленного в девушку-туземку. Финал трагичен: девушка попадает в дом терпимости, герой кончает жизнь самоубийством. Колонизаторы, говорит читателям автор, несут с собой разрушение и смерть.

В рассказе “Господин из Сан-Франциско” писатель не дает имени герою. Американский миллионер, всю жизнь проведший в погоне за прибылью, на склоне лет вместе с женой и дочерью едет в Европу на “Атлантиде”, роскошном пароходе тех лет. Он самоуверен и заранее предвкушает те наслаждения, которые могут быть куплены за деньги. Но все ничтожно перед смертью. В гостинице на Капри внезапно он умирает. Его труп в старом ящике из-под содовой отправляют обратно на пароход. Бунин показал, что господин из Сан-Франциско, этот “новый человек со старым сердцем”, - один из тех, кто сколачивал свое состояние, идя по трупам других людей. Да, теперь он и ему подобные пьют дорогие ликеры и курят дорогие гаванские сигары. Своеобразным символом фальши их существования автор показал влюбленную пару, на которую любовались пассажиры. И “только один капитан корабля знал, что это “нанятые влюбленные”, за деньги играющие в любовь для сытой публики. И здесь контраст жизни богатых и бедных. Образы последних овеяны теплотой и любовью. Это и коридорный Луиджи, и лодочник Лоренцо, и горцы-волынщики, противостоящие аморальному и лживому миру сытых.

После 1917 года Бунин оказался в эмиграции. В Париже он пишет цикл рассказов “Темные аллеи”. Особенно привлекательны в этих рассказах женские образы. Любовь, утверждает автор, - высочайшее счастье, но и она бывает недолговечной и непрочной, одинокой и горькой (“Холодная осень”, “Париж”, “На чужбине”).

Роман “Жизнь Арсеньева” написан на автобиографическом материале. В нем затронуты темы родины, природы, любви, жизни и смерти. Автор порой поэтизирует прошлое монархической России.

Мне кажется, Бунин близок Чехову. Иван Алексеевич был замечательным новеллистом, мастером детали, великолепным пейзажистом. В отличие от Куприна, он не стремился к острозанимательным сюжетам, его творчество отличает глубокий лиризм.

Признанный мастер прозы, Бунин был и выдающимся поэтом. Вот образ осени (стихотворение “Листопад”), “тихой вдовой” вступающей в лесные хоромы:

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой пестрою толпой

Стоит над светлою поляной.

Особенно мне нравятся стихотворения Бунина “Джордано Бруно”, “Пустошь”, “Пахарь”, “Сенокос”, “На Плющихе”, “Песня” и другие.

Кроме того, Бунин был превосходным переводчиком (“Каин” и “Манфред” Байрона, “Крымские сонеты” Мицкевича, “Песнь о Гайавате” Лонгфелло и другие).

Для нас важна высокая поэтическая культура Бунина, его владение сокровищами русского языка, высокий лиризм его художественных образов, совершенство форм его произведений.

Бунин Иван Алексеевич (1870-1953) - русский писатель, поэт. Первый из русских литераторов стал лауреатом Нобелевской премии (1933). Часть жизни провел в эмиграции.

Жизнь и творчество

Иван Бунин появился на свет 22 октября 1870 года в обедневшей семье дворянского рода в Воронеже, откуда семья вскоре переехала в Орловскую губернию. Образование Бунина в местной Елецкой гимназии продлилось всего 4 года и было прекращено из-за невозможности семьи оплачивать учебу. Образование Ивана взял на себе его старший брат Юлий Бунин, получивший университетское образование.

Регулярное появление стихов и прозы юного Ивана Бунина в периодике началось с 16 лет. Под крылом старшего брата он работал в Харькове и Орле корректором, редактором, журналистом в местных печатных издательствах. После неудачного гражданского брака с Варварой Пащенко Бунин уезжает в Петербург и следом в Москву.

Признание

В Москве Бунин входит в круг известных литераторов своего времени: Л. Толстой, А. Чехов, В. Брюсов, М. Горький. Первое признание приходит к начинающему автору после публикации рассказа «Антоновские яблоки» (1900).

В 1901 году за изданный сборник стихов «Листопад» и перевод поэмы «Песнь о Гайавате» Г. Лонгфелло Иван Бунин был удостоен Пушкинской премии от Российской академии наук. Второй раз Пушкинская премия была вручена Бунину в 1909 году вместе с титулом почетного академика изящной словесности. Стихи Бунина, находившиеся в русле классической русской поэзии Пушкина, Тютчева, Фета, характеризуются особой чувственностью и ролью эпитетов.

Как переводчик Бунин обращался к сочинениям Шекспира, Байрона, Петрарки, Гейне. Писатель прекрасно владел английским, самостоятельно изучал польский язык.

Вместе с третьей супругой Верой Муромцевой, официальный брак с которой был заключен только в 1922 году после развода со второй женой Анной Цакни, Бунин много путешествует. С 1907 по 1914 год пара посетила страны Востока, Египет, остров Цейлон, Турцию, Румынию, Италию.

С 1905 года, после подавления первой русской революции, в прозе Бунина появляется тема исторической судьбы России, которая нашла отражение в повести «Деревня». Повествование о нелицеприятной жизни русской деревни было смелым и новаторским шагом в русской литературе. Одновременно с этим в рассказах Бунина («Легкое дыхание», «Клаша») формируются женские образы со скрытыми в них страстями.

В 1915-1916 выходят рассказы Бунина, в том числе «Господин из Сан-Франциско», в котором находят место рассуждения об обреченной судьбе современной цивилизации.

Эмиграция

Революционные события 1917 года застали Буниных в Москве. Иван Бунин относился к революции как к краху страны. Этот взгляд, раскрытый в его дневниковых записях 1918-1920-х гг. лег в основу книги «Окаянные дни».

В 1918 году Бунины уезжают в Одессу, оттуда на Балканы и Париж. В эмиграции Бунин провел вторую половину жизни, мечтая вернуться на Родину, но не осуществив своего желания. В 1946 году по выпуску указа о предоставлении советского гражданства подданным Российской Империи Бунин загорелся желанием вернуться в Россию, но критика советской власти того же года в адрес Ахматовой и Зощенко заставила его отказаться от этой идеи.

Одним из первых значительных сочинений, завершенных за границей, стал автобиографический роман «Жизнь Арсеньева» (1930), посвященный миру русского дворянства. За него в 1933 году Иван Бунин был удостоен Нобелевской премии, став первым русским писателем, удостоенным такой чести. Значительная денежная сумма, полученная Буниным в качестве премии, в своей большей части была роздана им нуждающимся.

В годы эмиграции центральной темой в творчестве Бунина становится тема любви и страсти. Она нашла выражение в сочинениях «Митина любовь» (1925), «Солнечный удар» (1927), в знаменитом цикле «Темные аллеи», который был опубликован в 1943 году в Нью-Йорке.

В конце 1920-х годов Бунин пишет ряд небольших рассказов - «Слон», «Петухи» и др., в которых оттачивается свой литературный язык, стремясь наиболее лаконично выразить основную мысль сочинения.

В период 1927-42 гг. вместе с Буниными жила Галина Кузнецова, молодая девушка, которую Бунин представлял своей ученицей и приемной дочерью. С писателем ее связывали любовные отношения, которые сам писатель и его жена Вера переживали достаточно болезненно. Впоследствии обе женщины оставили о Бунине свои воспоминания.

Годы Второй мировой войны Бунин переживал в предместье Парижа и внимательно следил за событиями на русском фронте. Многочисленные предложения от нацистов, поступающие ему как известному писателю, он неизменно отвергал.

В конце жизни Бунин практически ничего не публиковал по причине долгой и тяжелой болезни. Последние его сочинения - «Воспоминания» (1950) и книга «О Чехове», которая не была завершена и вышла в свет после смерти автора в 1955 году.

Иван Бунин скончался 8 ноября 1953 года. Обширные некрологи памяти русского писателя разместили все европейские и советские газеты. Похоронен на русском кладбище недалеко от Парижа.

Первые произведения И. А. Бунина появились в печати в 1889 г., а первая книга— юношеский сборник лирики — в 1891 г. Бунину предстоял более чем шестидесятилетний путь в литературе, который окажется поделенным на две хронологически примерно равные части — дооктябрьскую и эмигрантскую. Но хотя жизненная судьба писателя после катастрофических событий 1917 г. драматически осложнится, его творчество сохранит высочайшую степень единства. О Бунине уже при его жизни заговорят как о блестящем мастере не только российского, но и мирового масштаба. Именно ему в 1933 г. первому из русских писателей будет присуждена Нобелевская премия по литературе.

Бунин родился 22 (10 по старому стилю) октября 1870 г. в Воронеже в небогатой дворянской семье. Детские годы будущего писателя прошли в поместьях Буниных Бутырки и Озерки Елецкого уезда Орловской губернии. Получив домашнее начальное образование, он в 1881-1886 гг. учился в Елецкой гимназии, которую не закончил. Проходил курс гимназии дома под руководством старшего брата Юлия. Сложные материальные условия в семье побудили Бунина рано начать самостоятельно работать. В 1889-1895 гг. он был журналистом в орловской периодике, служащим земской управы в Полтаве, где жил его старший брат; посылал свои первые литературные опыты — стихи и рассказы в столичные газеты и журналы. В эти годы Бунин испытал серьезное воздействие этического учения Л.Н.Толстого, который позднее станет для писателя главным художественным авторитетом.

Переломным в судьбе начинающего писателя стал 1895 г., когда он оставил службу в Полтаве и переехал сначала в Петербург, а затем в Москву, где у него образовался широкий круг знакомств среди писателей. Особенно важными были знакомство с А.П.Чеховым и сближение с участниками московского литературного кружка «Среда» (в конце века в кружок входили М.Горький, А.И.Куприн, Л.Н.Андреев, Н.Д.Телешов и другие молодые писатели-дебютанты 1890-х гг.). Со второй половины 1890-х гг. Бунин активно печатается, постепенно создавая себе репутацию первостепенного писателя-реалиста. В 1900-е гг. большая часть бунинских стихотворений и рассказов публиковалась в изданиях издательства «Знание», которым руководил М.Горький, дороживший сотрудничеством с самым ярким, как он считал, талантом своего писательского поколения. Одним из первых предсказал Бунину неординарную литературную судьбу А.П.Чехов. Чеховское дружеское участие очень многое дало молодому писателю, а предсказание скоро стало подтверждаться: вышедший в 1901 г. поэтический сборник Бунина «Листопад» был отмечен академической премией имени Пушкина, появление его новых произведений одобрительно встречалось большей частью влиятельных критиков, а в 1909 г. писатель удостоился чести быть избранным почетным членом Российской Академии наук.

В характере Бунина — нелюбовь к домоседству, настойчивая тяга к перемене мест, стремление постоянно разнообразить круг жизненных и художественных впечатлений. Едва ли не главная жизненная страсть Бунина — любовь к путешествиям. Уже в 1880-е — 1890-е гг. он много путешествовал по России, а в начале нового века объездил Европу, странствовал по Ближнему Востоку, побывал во многих странах Азии. Не удивительно, что в качестве материала для своих произведений Бунин нередко использовал не только впечатления о жизни русской глубинки (эту жизнь он знал и понимал исключительно глубоко), но и свои зарубежные наблюдения.

Расширение тематики при этом не мешало, а скорее помогало зоркости взгляда на жизнь России, способствовало росту исторической и философской масштабности этого взгляда. На фоне русского реализма начала XX в. позиция Бунина по отношению к русской жизни выглядела непривычно: многим своим современникам писатель казался невозмутимым «олимпийцем» — «холодным», хотя и блестящим мастером, а его суждения о России, русском человеке, русской истории — слишком отстраненными, внешними. Действительно, при постоянном и остром ощущении своей принадлежности русской культуре, «роду отцов своих», переживании древности и величия Руси, Бунин старался дистанцироваться от сиюминутных социальных тревог, избегал в своем дореволюционном творчестве публицистичности (что заметно отличало его от М.Горького, А.И.Куприна, Л.Н.Андреева и от некоторых поэтов-символистов). При взгляде на Россию Бунину всегда была нужна дистанция — хронологическая, а иногда и географическая. Интересно, например, что в Италии, на Капри, Бунин создавал рассказы и повести о русской деревне, а находясь в России, писал об Индии, Цейлоне, Ближнем Востоке.

Заметная особенность творчества Бунина — его универсализм. Писатель одинаково ярко проявил себя и как прозаик, и как поэт, и как переводчик. Переводческая работа сопутствовала писательскому росту: еще до публикации своих первых стихов и рассказов он в 1886-1887 гг. с увлечением переводил шекспировского «Гамлета», в последующие годы — Петрарку, Гейне, Верхарна, Мицкевича, Теннисона, Байрона, Мюссе и многих других зарубежных классиков. Главной переводческой работой Бунина стала «Песнь о Гайавате» Г.Лонгфелло, опубликованная в 1896 г. Школа поэтического перевода с ее поиском единственно возможного слова — один из источников бунинского исключительного словесного мастерства. Работа над стихотворными переводами помогла Бунину в совершенстве овладеть и формой классического русского стиха.

В жизни писатель чрезвычайно ценил личную независимость. Поэтому, даже сотрудничая с М.Горьким (а в начальную пору своего писательства — и с символистами В.Я. Брюсовым и К.Д.Бальмонтом), он избегал участия в коллективных писательских акциях и сохранял независимость своих художественных принципов. Свойственна была ему и жажда первенства: он мог согласиться в литературе только на роль солиста, зачастую резковато отзываясь о достоинствах своих коллег-писателей, а в эмигрантские годы ревниво относясь к возможным претендентам на место «первого» русского писателя.

В 1910-е гг. Бунин вступил сложившимся художником с устойчивой репутацией одного из лучших в России мастеров слова. Если в 1890-1900-е гг. главное место в творчестве Бунина занимало поэтическое творчество, то позднее на первый план вышла проза, вобравшая в себя органически присущий таланту писателя лиризм. Предреволюционное десятилетие — время создания таких бунинских шедевров, как повести «Деревня» и «Суходол», рассказы «Братья», «Господин из Сан-Франциско», «Сны Чанга», «Захар Воробьев», «Легкое дыхание», «Грамматика любви» и др. К этому времени окончательно определяются важнейшие принципы его мировоззрения и творчества, достигают отточенности «фирменные» стилевые приемы.

Утверждение в России нового политического строя заставило писателя в 1918 г. покинуть Москву, а в 1920 г. окончательно расстаться с родиной. Октябрьскую революцию Бунин сразу и окончательно осудил. Его дневник революционных лет, опубликованный в эмиграции под заголовком «Окаянные дни», лучше всего объясняет причины, заставившие писателя эмигрировать: заметки Бунина отличаются высокой концентрацией страстной неприязни к большевизму. Эмигрантский период жизни и творчества Бунина связан с Францией. Большую часть эмигрантских лет писатель провел в городе Грасс недалеко от Ниццы. В отличие от других русских эмигрантов, Бунин не считал, что художник не может полноценно творить в отрыве от родины. Почти все, что он написал в эмиграции, принадлежит к его лучшим созданиям. Интересно, что если перед революцией он многие рассказы создавал на «зарубежном» материале, то в эмиграции почти все произведения — о России. Шедеврами эмигрантского периода творчества стали повесть «Митина любовь», автобиографическая книга «Жизнь Арсеньева» (одно из самых «бунинских» произведений), сборник рассказов о любви «Темные аллеи» и художественно-философский трактат «Освобождение Толстого». Последняя книга, над которой работал Бунин и которую ему не удалось завершить, — «О Чехове».

Писателя не стало 8 ноября 1953 г. Он похоронен на русском кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем.

Бунин - крупнейший мастер русской реалистической прозы и выдающийся поэт начала XX века. Его литературная деятельность началась в конце 80-х годов XIX столетия. В своих первых рассказах (“Кастрюк”, “На чужой стороне”, “На хуторе” и других) молодой писатель рисует безысходную нищету крестьянства.

В 90-х годах Бунин знакомится с Чеховым, Горьким. В эти годы он пытается сочетать в своем творчестве реалистические традиции с новыми приемами и принципами композиции, близкими к импрессионизму (размытая фабула, создание музыкального, ритмического рисунка). Так в рассказе “Антоновские яблоки” показаны внешне не связанные эпизоды жизни угасающего патриархально-дворянского быта, окрашенного лирической грустью и сожалением. Однако здесь не только тоска по запустелым “дворянским гнездам”. На страницах произведения возникают красивые картины, овеянные чувством любви к родине, утверждается счастье слияния человека с природой.

Но социальные проблемы по-прежнему не отпускают Бунина. Вот перед нами бывший николаевский солдат Мелитон (“Мелитон”), которого прогнали плетьми “сквозь строй”, В рассказах “Руда”, “Эпитафия”, “Новая дорога” встают картины голода, нищеты и разорения деревни.

В 1911-1913 годах Бунин все шире охватывает различные стороны русской действительности. В своих произведениях этих лет он поднимает следующие темы: вырождение дворянства (“Суходол”, “Последнее свидание”), уродливость мещанского быта (“Хорошая жизнь”, “Чаша жизни”), тему любви, которая часто бывает пагубной (“Игнат”, “При дороге”). В обширном цикле рассказов о крестьянстве (“Веселый двор”, “Будни”, “Жертва” и другие) писатель продолжает “деревенскую” тему.

В повести “Суходол” решительно пересматривается традиция поэтизации усадебной жизни, преклонение перед красотой угасающих “дворянских гнезд”. Идея кровного единения поместного дворянства и народа здесь сочетается с мыслью автора об ответственности господ за судьбы крестьян, об их страшной вине перед ними.

Протест против фальшивой буржуазной морали звучит в рассказах “Братья”, “Господин из Сан-Франциско”. В первом произведении, написанном Буниным после поездки на Цейлон, даны образы жестокого, пресыщенного англичанина и молодого туземца-рикши, влюбленного в девушку-туземку. Финал трагичен: девушка попадает в дом терпимости, герой кончает жизнь самоубийством. Колонизаторы, говорит читателям автор, несут с собой разрушение и смерть.

В рассказе “Господин из Сан-Франциско” писатель не дает имени герою. Американский миллионер, всю жизнь проведший в погоне за прибылью, на склоне лет вместе с женой и дочерью едет в Европу на “Атлантиде”, роскошном пароходе тех лет. Он самоуверен и заранее предвкушает те наслаждения, которые могут быть куплены за деньги. Но все ничтожно перед смертью. В гостинице на Капри внезапно он умирает. Его труп в старом ящике из-под содовой отправляют обратно на пароход. Бунин показал, что господин из Сан-Франциско, этот “новый человек со старым сердцем”, - один из тех, кто сколачивал свое состояние, идя по трупам других людей. Да, теперь он и ему подобные пьют дорогие ликеры и курят дорогие гаванские сигары. Своеобразным символом фальши их существования автор показал влюбленную пару, на которую любовались пассажиры. И “только один капитан корабля знал, что это “нанятые влюбленные”, за ден

    Талант Ивана Алексеевича Бунина, огромный, бесспорный, был оценен современниками по достоинству не сразу, но с годами все более упрочивался, утверждался в сознании читающей публики. Его уподобляли “матовому серебру”, язык именовали “парчовым”, а беспощадный...

    В русской классической литературе тема любви всегда занимала важное место, причём предпочтение отдавалось духовной, «платонической» её стороне перед плотской, физической страстью, которая зачастую развенчивалась. Внешность героини описывалась, как правило,...

  1. Новое!

    На протяжении всей своей творческой деятельности Бунин создавал стихотворные произведения. Своеобразную, неповторимую по художественному стилю лирику Бунина нельзя спутать со стихами других авторов. В индивидуальном художественном стиле писателя отражается...

  2. Писательская судьба Ивана Алексеевича Бунина - судьба удивительная. При жизни он не был так прославлен, как М. Горький, о нем не спорили, как о Л. Андрееве, не вызывал он столь разноречивых - где шумно-восторженных, а где безоговорочно осуждающих - оценок,...

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...