Эрнест Сетон-Томпсон: биография и литературная деятельность. Сетон-Томпсон Эрнест — биография, факты из жизни, фотографии, справочная информация Эрнест Сетон-Томпсон краткая биография

Знаменитый канадский писатель, охотник, путешественник и художник-анималист Эрнест Сетон-Томпсон (1860-1946) ещё с детства решил стать учёным-натуралистом и шёл к своей цели с завидным упорством.

Когда наступали тяжёлые дни, он вспоминал отважного предка, который много веков назад прославился своими подвигами в битвах за Шотландию. Мальчик приговаривал самому себе: «Непобедимый Джорджи никогда не сдавался, значит, и я должен выйти победителем!».

Эрнест Сетон-Томпсон родился на севере Англии в небольшом приморском городке, его дед и отец были судовладельцами. Когда дела семьи ухудшились, пришлось перебираться в Америку. Родители, кузина и девять братьев поселились в штате Онтарио, решив заняться фермерским хозяйством. Всё приходилось делать самим: строить просторный дом для огромной семьи, ухаживать за домашней скотиной.

Отец давно приметил увлечение маленького Эрнеста: тот с удовольствием ходил в лес, наблюдал за растениями, деревьями и животными. Но особенно интересны ему были птицы, он делал зарисовки их оперения, запоминал голоса, но, к сожалению, не мог назвать по имени. Приезжая в город, мальчик заходил в скобяную лавку, где хозяин держал чучела птиц, под каждым чучелом была табличка с названием. Теперь он мог узнавать каждую птицу, с которой встречался в лесу!

В книжном магазине Эрнест нашёл определитель «Птицы Канады», который стоил доллар и десять центов. Мальчику пришлось несколько месяцев собирать нужную сумму, чтобы приобрести заветную книгу. Каково же было его разочарование, когда он выяснил, что в ней много неточностей. Тогда Эрнест стал вписывать в книгу свои поправки и дополнения, которые послужили началом для первого самостоятельно составленного определителя птиц Канады.

Когда возникли трудности с хозяйством, семья переехала в город Торонто. Здесь Эрнест закончил колледж искусств. Эрнеста хвалили все школьные учителя: «Ваш сын - первый ученик. Но особенно поразительны его успехи в рисовании! Если вы поможете развиться его таланту, он станет великим художником и прославит вашу фамилию на весь мир!»

Отец считал, что профессия натуралиста, о которой мечтал Эрнест, не имеет ни будущего, ни перспектив. Хотя семья жила очень бедно, он сумел отправить сына в Лондонскую Королевскую академию. Там учили бесплатно и давали небольшую стипендию. Но поступить туда было довольно трудно. Эрнест поступил только через год, когда его рисунок прошёл по конкурсу.

Сетону-Томпсону выдали студенческий билет, выгравированный на пластине из слоновой кости. Юноша узнал, что рядом с музеем, где он часто работал, находится самая большая в мире научная библиотека, где хранится огромная коллекция книг по естествознанию. Вход в библиотеку был бесплатный, однако лица моложе двадцати одного года не допускались. Эрнест попросил выдать ему читательский билет, но дежурный сказал, что у них занимаются знаменитые академики, а члены правления музея установили жёсткие правила.

Назовите мне имена членов правления! - попросил юноша.

Пожалуйста: принц Уэлльский, архиепископ Кентерберийский.

Всего в правлении было семь человек, и это были самые великие люди Англии. Сетон-Томпсон написал каждому из них по длинному письму. Он рассказал о себе, о своих мечтах и объяснил, почему ему так важно стать читателем Библиотеки Британского музея. Через три дня он получил семь вежливых ответов - от каждого из членов правления. Все они обещали обсудить его просьбу. А ещё через две недели его пригласил директор библиотеки и вручил не простой, а пожизненный членский билет!

Прошло много лет, когда впервые появились прекрасные рассказы о животных: «Животные, которых я знал», «Животные-герои». Их создатель умер в 1946 году, на 86-м году жизни, прожив долгую, полную добрых дел жизнь, а его книжки полюбились детям и взрослым многих стран мира. Рассказы сопровождают остроумные и выразительные рисунки автора. В них немало познавательных сведений о повадках зверей, их борьбе за существование.

Особенно увлекательны рассказы о сильном, ловком и смелом Лобо - вожаке стаи серых волков, опустошавших долину Куррумпо, о дикой лошади - живом и неуловимом красавце мустанге-иноходце, о вороне, убитой совой, о вдохновенном певце воробье Рэнди, о чёрном лисе Домино и Королевской Аналостанке.

Есть в этой книге интересный рассказ о героическом голубе Арно, побившем много славных рекордов. Однажды он пролетел с донесением над морем, в тумане, двести десять миль за четыре часа и сорок минут. Письмо было свернуто в трубочку, обернуто непромокаемой бумагой, адресовано Пароходному обществу и прикреплено к нижней стороне перьев хвоста. Героический подвиг Арно занесли в списки Голубиного клуба.

Но жизнь птицы была слишком короткой: он спешил домой, летел низко, так как поднялся ветер. Соколы ловили ослабевшего, усталого голубка. «В одну минуту всё было кончено. Голубятники визжали от радости. Визжа в воздухе, они взвились на свою скалу, держа в когтях голубиное тельце - всё, что осталось от бесстрашного маленького Арно».

Из книжки Сетон-Томпсона можно узнать, кто такой иноходец. «Я видел табун мустангов, который ходит на водопой к источнику Антилопы. Есть там и пара жеребят. Один маленький, чёрненький - красавец, прирождённый иноходец. Я гнался за ним около двух миль, и он всё время бежал впереди и ни разу не сбился с рыси. Я для забавы нарочно погнал лошадей, но так и не сбил его с иноходи!»

В крестьянском хозяйстве такие лошади не пригодны. Но мустанг - это дикая лошадь. И вот герой рассказа «Мустанг-иноходец» очень досаждает ковбоям, уводя за собой их домашних кобылиц. Они пытаются загнать жеребца, но им не удаётся поймать его. Сколько воли, силы и отваги проявил он, защищая свою свободу!

В рассказе «Королевская Аналостанка» кошек Скримперского переулка кормит человек с тачкой. Он достаёт из ящика кусочки пахучей варёной печёнки. Каждая кошка хватает по куску и убегает, чтобы насладиться добычей в надёжном убежище.

Все кошки продавцу печёнки хорошо известны: вот кошка, хозяин которой аккуратно вносит свои десять центов в неделю, а вот кот Джона Уаши получает кусочек поменьше, потому что Джон задерживает платеж, разукрашенный ошейником и бантами крысолов трактирщика получает добавочную порцию в награду за щедрость хозяина. Но чёрную кошечку с белым носиком беспощадно отталкивают. Она не понимает, что случилось. Только продавец печёнки хорошо знает, в чём дело: её хозяйка перестала ему платить.

Кошки, которые не числились в списках аристократии, дожидались на почтительном расстоянии. В числе их находилась одна бездомная кошка, которая становится главной героиней рассказа. Её история - история Золушки. Но только кошачьей!

Многие рассказы Сетон-Томпсона кончаются трагически. Например, «Домино. История одного чёрно-бурого лиса». Отца-лиса, возвращавшегося домой с добычей для пятерых лисят, и его подругу преследуют охотники. Когда Домино понимает, что Белогрудка выбилась из сил, он отважно устремляется навстречу собаке, чтобы увести её от норы.

Есть истории с хорошим концом. Громадного оленя Песчаных холмов несколько сезонов старается загнать охотник, и вот наконец ему это удаётся. Надо стрелять. «Олень стоял как изваяние. Он стоял и смотрел прямо в глаза Яну своими большими правдивыми глазами. Ружье дрогнуло в руке Яна. Он поднял его и снова опустил...»

Читая произведения Сетон-Томпсона, можно заметить, что автор наделяет животных человеческими свойствами. Его герои мыслят, чувствуют, как человек. Это называют антропоморфизмом. Писатель был сторонником подобных представлений о живой природе.

Прочтите очерк Василия Пескова о его знакомстве с книгами писателя и путешествии к нему на родину.

Василий Песков

Друг на всю жизнь

Если бы у меня спросили, какая из прочитанных в детстве книг оказала на меня наибольшее влияние, и бы сразу сказал: «Животные-герои» Сетона-Томпсона.

Книгу эту в детстве в нашей стране читает едва ли не каждый. Под этим и другими названиями она издавалась десятки раз. У каждого, кто её прочитал, она оставила благодарную память. Для меня же книга была целым событием.

Жизнь тогда дли меня только-только начиналась. И самым интересным местом в ней была речушка, болотистые чаплыги, ольховый лесок, мокрый луг с жёлтыми трясогузками, куликами и чибисами. День в детстве велик, но и его не хватало, чтобы обегать это великое царство. Вечерами уже полусонному путешественнику мать, выговаривая за то, что бросил телка без присмотра, и за прорехи на только что сшитой рубахе, отпаривала сметаной цыпки. (Цыпки - для тех, кто не знает, - это болезнь деревенских мальчишек: от постоянного лазанья по болотам засохшая грязь на ногах мелко трескалась вместе с кожей.) Хорошее было время! И вот тогда чья-то умная, внимательная рука подложила девятилетнему «естествоиспытателю» книжку под названием «Животные-герои».

Только теперь, имея уже седину, понимаешь, как важно вовремя бросить нужное зернышко в землю. За сорок следующих лет я, пожалуй, не прочёл книги более нужной, чем эта. В книге всё было просто, понятно и очень близко. Голуби, кошка, лошади, волки, лиса, воробьи, мыши, собаки, синицы - всё знакомое и в то же время новое, необычное. Картинки в книжке тоже были особенные. Они помещались на листах сбоку. Их было много: чьи-то следы, оброненные перья, потухший костёр, волчьи глаза, двумя огоньками глядящие из темноты, какой-то цветок, избушка, вереница гусей, коровий череп, капкан... До сих пор в памяти эти рисунки, и я могу называть их один за другим. Читая книгу, я испытывал странное чувство, как будто всё, что было в ней нарисовано и написано, я видел сам на нашей речке, в леске, в чаплыгах, на дворе. Книга мне представлялась сокровищем, которое надо было класть под подушку. Я перечитывал её в третий, четвёртый раз. Помню даже запах её, запах долго лежавшей жёлтой бумаги с пометками синим карандашом...

Позже по картинкам на широких полях я немедленно узнавал дорогие мне книги, разыскал и прочёл все, что можно было найти. «Животные, которых я знал», «Из жизни гонимых», «Мустанг-иноходец», «Рольф в лесах», «Маленькие дикари». Я узнал, что писатель и художник всех этих книг - одно и то же лицо - Сетон-Томпсон. Я узнал также, что герои книг - волки Тито, Лобо и Бланка, голубь Арно, лиса Домино, кролик Джек, собака Чинк, индеец Часка - были известны и дороги не только мне одному.

Ещё позже, уже опытным глазом перечитывая Сетона-Томпсона, я почувствовал огромные знания и любовь этого человека к природе, необычайную достоверность в каждом слове и в каждом рисунке. Теперь я стал интересоваться самим автором и понял: за книгами стоит яркая, интересная человеческая жизнь. Навёл справки в библиотеке: нет ли чего-нибудь о Сетоне-Томпсоне? Старушка библиотекарь сказала: «Минутку...» - и вернулась с небольшой книжкой. «Моя жизнь», - прочёл и на обложке... Всё тот же стиль - узкий набор, а на широких полях рисунки: избушка, волчьи следы, бегущий лось, паровоз, утонувший в снегах, всадник на лошади среди прерий...

Книгу я прочёл за ночь, последние листы переворачивал уже при утреннем свете. Эта вторая встреча с Сетоном-Томпсоном была серьёзней, чем свидание в детстве. Я узнал: писатель родился и детство провёл в Канаде, жил и работал в Нью-Йорке, но городом тяготился и уехал наконец в дикие, необжитые места Америки.

Важным для меня было открытие: человек прожил счастливую жизнь потому, что неустанно трудился и делал любимое дело. Книга открывала глаза также на то, что почувствовать «своё назначение» и потом ему следовать очень непросто. Жизнь - непрерывный экзамен, она не щадит отступивших и оступившихся. Но упорство, вера и мужество без награды не остаются...

Сорок лет назад мог ли я думать, что увижу дом Сетона-Томпсона, увижу стол, за которым писатель работал, увижу его картины, рисунки, источенный карандаш, выпавший из руки в 1946 году. Увижу дочь, его внуков. Мог ли я думать?

Но именно так случилось в 1972 году. Путешествуя по Америке, мы с другом разыскали в штате Нью-Мексико посёлок с названием Ситон-Виладж («Деревня Ситона». Мы говорим Сетон, американцы - Ситон) и провели в доме дорогого мне человека весь день.

Дом Сетон-Томпсон построил сам, своими руками, на собственный вкус. В нём живут теперь его приёмная дочь Ди Барвара и четверо внуков.

С волнением ходил я по этому лому, прикасаясь к вещам, некогда окружавшим писателя, листал его книги, рассматривал оригиналы таких знакомых, сделанных тушью на плотной бумаге рисунков. Мне показали изрядный убор из перьев, подаренный Сетону-Томпсону его друзьями индейцами, я видел место, где он сиживал за беседой с индейцами.

А за этим столом он умер. Сидел работал. И вдруг уронил карандаш,- сказала Ди Барбара.

Внуки писателя, такие же ребятишки, как наши, внимательно слушали разговор. Им интересно было узнать: где-то далеко знают и любят их деда.

У нас действительно любят и знают замечательного писателя-натуралиста. Его книги многих людей с детства приобщили к миру природы, помогли понять, полюбить этот мир, а кое-кому помогли выбрать путь в жизни. И так происходило с несколькими поколениями людей. Книги замечательного писателя-природоведа, художника и учёного не стареют.

Литература

1. Воскобойников В. Когда Сетон-Томпсон был маленьким (К 140-летию со дня рождения) / Костёр. - 2000. - № 8.

2.Короткова М.С. "Я пошёл своей собственной тропой...". Э. Сетон-Томпсон. "Моя жизнь" и "маленькие дикари". V класс / Литература в школе. - 2010. - № 1.

3. Песков В. Друг на всю жизнь / Юный натуралист. - 1983. - № 7.

4. Сетон-Томпсон Э. Моя жизнь. Маленькие дикари. - М.: Политиздат, 1991.

5. Соловей Т.Г. "Маленький герой" Э. Сетон-Томпсона. Урок-игра по рассказу "Чинк". V класс / Уроки литературы. - 2005. - № 11.

6. Чудакова М. Про животных / Читайка. - 2006. - № 6.

Э́рнест Се́тон-То́мпсон (англ. Ernest Thompson Seton, урождённый Ernest Evan Thompson - Э́рнест Э́ван То́мпсон; в литературе часто встречается вариант Эрнест Томпсон Сетон; 14 августа 1860, Саут-Шилдс, Великобритания - 23 октября 1946, Санта-Фе, Нью-Мексико, США) - канадский писатель, художник-анималист, естествоиспытатель и общественный деятель британского происхождения. Один из основателей движения скаутов в США.

Эрнест родился в Саут-Шилдсе, Великобритания. Его отец был судовладельцем, причем весьма преуспевающим. Однако дела его пошатнулись, когда Эрнесту было около пяти лет. Семья решила начать новую жизнь за океаном. Они жили на ферме около города Линдсея. Надо отметить, что Эрнест считал это время самым счастливым в своем детстве. Мальчишка почти все свободное время проводил в лесах, полях. Он очень полюбил дикую природу. Отчасти это произошло потому, что его отец был склонен к насилию. Писатель не был близок со своей семьей, потому и сменил имя на Эрнест Сетон-Томпсон.

В 1870 году семейство перебралось в Торонто. Отношение будущего писателя к природе не изменилось. Однако городская жизнь на пользу мальчику не пошла. Он сильно болел, поэтому родители отправили его подлечиться на ферму, где жили другие хозяева, согласившиеся принять Эрнеста. Детские впечатления о жизни на ферме он позже опишет в книге «Маленькие дикари».

Эрнест вернулся в Торонто, где окончил школу, а также твердо решил поступить в колледж искусств. Однако здоровье опять ему помешало. К сожалению, на этот раз лечение свежим воздухом на ферме не помогло, Эрнест серьезно лечился в Торонто, после чего стал брать уроки рисования. Проучившись год в школе искусств, Эрнест поехал в Лондон, чтобы совершенствовать там свое мастерство. Рисунки Эрнеста увидел как-то раз директор Британского музея. Работы потрясли его так сильно, что он выдал молодому человеку пожизненное удостоверение, благодаря которому он мог посещать всех хранилища и библиотеки музея. К этому же периоду относится увлечение Томпсона орнитологией. Он перерисовывал их с рисунков, с натуры. Однако здоровье опять пошатнулось. Он много работал, вел полуголодное существование.

Эрнест вернулся в Канаду. Зарабатывал на жизнь тем, что рисовал рисунки для поздравительных открыток, но вообще брался за любую работу, лишь бы заработать денег.

В 1883 году он опубликовал первое литературное произведение – «Жизнь лугового тетерева». В США и Канаде он стал популярен после сборника «Дикие животные, как я их знаю», «Жизнь тех, на кого охотятся», 8-томный труд «Жизнь диких зверей». Рисовал рисунки для книг он самостоятельно. Кроме этого он написал еще 40 книг, в основном про животных. Темы индейского быта, дикой природы соединились в автобиографической повести «Маленькие дикари».

В 1906 году он познакомился с лордом Баден-Пауэллом, который основал движение бой-скаутов. Вместе они работали над пропагандой этого движения. Женился Сетон-Томпсон в 1894 году. У него была единственная дочь, которая в будущем станет известным автором исторических и биографических работ. В 1935 году он женился вторично. От этого брака было двое детей.

Свои картины Сетон-Томпсон выставлял в Европе, США. Даже президент Теодор Рузвельт заказывал у него картину волка-вожака. В галерее имени Теодора Рузвельта сейчас выставляют это полотно. Книги же автора переводились на многие языки мира, неоднократно переиздавались.

Сам Сетон-Томпсон купил домик около Санта-Фе, США. В 1946 году писатель скончался. Его кремировали, а в 1960 году, в столетнюю годовщину дня рождения писателя, прах развеяли его внуки над Ситон-Виладж из самолета.

(1860-1946) американский писатель и натуралист

Есть такие писатели, которые не создали крупных произведений и тем не менее оказали огромное влияние на развитие литературы. К их числу и относится Эрнест Сетон-Томпсон. Его заслуга состоит в том, что он одним из первых правдиво описал мир и повадки диких животных. Именно от него в литературе берет начало анималистический жанр.

Несмотря на то, что Эрнест Сетон-Томпсон считается американским писателем, родился он далеко от Америки, в маленьком английском городке Саутшилде. Его отец был преуспевающим судовладельцем. Однако в тот год, когда Эрнесту исполнилось пять лет, его дела пошатнулись, и он решил искать счастья за океаном.

Первые годы родители Эрнеста Сетона-Томпсона прожили на ферме неподалеку от города Линдсея. Это время навсегда запомнилось Эрнесту как самое счастливое из всех его детских лет. Мальчик впервые оказался среди дикой природы и все свободное время проводил в полях и лесах, хотя, конечно, он не остался неучем. За эти годы он научился писать и читать и даже начал ходить в школу.

В 1870 году жизнь семьи Томпсонов круто изменилась. Они переехали в Канаду и поселились в Торонто. Там отец начал работать в городском управлении, определив детей в школу. Переезд в город не изменил отношения Эрнеста к природе. Каждую свободную минуту он стремился провести за городом или в парке. В одном из укромных уголков парка мальчик построил себе хижину, в которой проводил все свободные часы. Эта маленькая хижина стала его вторым домом. Он подружился с животными, подкармливал бродячих собак и кошек, наблюдал за их жизнью и повадками. Позже впечатления детства отразятся в его повести «Королевская аналостанка», в которой писатель рассказал историю обыкновенной кошки.

Городская жизнь не пошла мальчику на пользу: через пять лет его здоровье сильно ухудшилось, и врачи посоветовали отправить Эрнеста на природу. Родители написали новым владельцам их фермы, и те согласились, чтобы Эрнест приехал к ним жить, поселив его вместе со своими детьми. Интересная жизнь на ферме впоследствии была описана Томпсоном в книге «Маленькие дикари».

Вернувшись через год домой в город, Эрнест Сетон-Томпсон продолжил учебу в школе и вскоре закончил ее с похвальным листом. Однако переутомление отразилось на его здоровье. Он снова заболел и вместо того, чтобы поступать в университет, опять отправился на ферму. Но на этот раз дикая природа и чистый воздух не помогли ему. Состояние здоровья Эрнеста настолько ухудшилось, что он был вынужден вернуться в город для серьезного лечения.

После выздоровления юноша стал брать уроки у художника, поскольку к тому времени твердо решил поступать в художественную школу. Уже после первого курса Эрнест получил золотую медаль, которая позволила ему поехать в Лондон для совершенствования мастерства. Там Томпсон поступил в Королевскую школу живописи и скульптуры при Королевской академии художеств. Он учился хорошо и вскоре стал одним из лучших студентов академии. В те же годы у Эрнеста произошло и другое знаменательное событие. Его рисунки увидел директор Британского музея, и они настолько потрясли его, что он выдал юноше пожизненное удостоверение для посещения всех хранилищ и библиотеки музея, чтобы тот мог рисовать животных.

В это время у Томпсона и пробудился интерес к орнитологии. Он стал много читать о птицах, изучил все их виды, перерисовывал картинки, рисовал их по памяти и с натуры. Однако непрерывные занятия и полуголодное существование снова пошатнули его и без того слабое здоровье. И врачи опять посоветовали ему прекратить учебу и вернуться домой, в Канаду. Эрнесту там было не на что жить, поэтому приходилось браться за любую работу, чтобы только заработать деньги. Но больше всего он любил делать рисунки для поздравительных открыток.

Вскоре здоровье Томпсона поправилось, и он переселяется на ферму, которая принадлежала его брату. Именно там Эрнест Сетон-Томпсон встретился с героями своих произведений. На ферме он написал свою первую книгу «Иллюстрированное описание птиц Манитобы». Выход этой книги стал настоящим событием в научном мире.

Томпсон познакомился с крупнейшими американскими учеными и получил заказ на выполнение рисунков для энциклопедического словаря по зоологии. За этим последовали фундаментальная энциклопедия «Определитель птиц Америки» и книга «Млекопитающие Манитобы».

Занимаясь иллюстрациями, Сетон-Томпсон находил время и для того, чтобы писать большие картины. На полученные деньги он отправился в Европу и выставил в Париже на большом художественном салоне свою картину «Спящий волк», которая была восторженно принята критикой. Томпсона ожидала здесь известность и слава, тем более что до него мало кто из художников брался за изображение дикой природы и диких животных. Но он не остался в Европе и вскоре вернулся в США.

В 1893 году Сетон-Томпсон выставил несколько картин на международной выставке в Чикаго. Увидев их, президент США Теодор Рузвельт пожелал встретиться с художником и заказал ему портрет волка-вожака. Сейчас эта картина экспонируется в галерее имени Теодора Рузвельта.

В том же году к Томпсону обратился крупнейший американский издатель Скрибнер. Он предложил художнику издать книгу его рассказов с собственными рисунками. Успех первой книги Томпсона «Мои дикие друзья» превзошел все ожидания. Она была не только несколько раз переиздана, но и почти сразу же переведена на иностранные языки.

Теперь к Томпсону пришли известность и достаток. Он покупает виллу неподалеку от города Санта-Фе, где поселяется со своей приемной дочерью Ди. Туда Эрнест Сетон-Томпсон перевозит свою обширную библиотеку, а также своеобразный зоологический музей: фотографии, зарисовки зверей и птиц, чучела, образцы шкурок и птичьих яиц.

По материалам своих коллекций он публикует вначале книгу «Жизнь северных зверей», а затем фундаментальную энциклопедию «Жизнь диких зверей». За первую из них Эрнест Сетон-Томпсон получает высшую награду американских натуралистов - золотую «Медаль Костра», а за вторую - золотую медаль «Эллиотт», высшую награду Америки за научный труд.

На своей вилле писатель безвыездно прожил несколько десятилетий и скончался в 1946 году.

Э. Сетон-Томпсон

Чинк был уже таким большим щенком, что считал себя замечательной взрослой собакой - и правда замечательным он был, но совсем не таким, каким воображал. Он не был ни свиреп, ни даже внушителен с виду, не отличался ни силой, ни быстротой, но зато был одним из самых шумливых, добродушных и глупых щенков, какие когда-либо грызли сапоги своего хозяина. Его хозяином был Билл Обри, старый горец, живший в то время под горой Гарнет, в Йеллоустонском парке. Это очень тихий уголок, далеко в стороне от путей, излюбленных путешественниками. И то место, где Билл поставил свою палатку, можно было бы признать одним из самых уединенных человеческих обиталищ, если бы не мохнатый, вечно неугомонный щенок Чинк.

Чинк никогда не оставался спокойным хотя бы в течение пяти минут. Он охотно исполнял все, что ему велели, кроме одного: сидеть спокойно. Он постоянно пытался проделывать самые нелепые и невозможные штуки, а когда брался за что-нибудь обыкновенное и легкое, неизменно портил все дело какой-нибудь выходкой. Однажды, например, он провел целое утро в напрасных попытках вскарабкаться на высокую прямую сосну, в ветвях которой он увидел белку.

В течение нескольких недель самой заветной мечтой Чинка было поймать суслика.

Суслики во множестве жили вокруг палатки Билла. Эти маленькие животные имеют обыкновение усаживаться на задние лапы, выпрямившись и плотно сложив передние лапки на груди, благодаря чему издали их можно принять за колышки. Вечером, когда нам надо было привязать лошадей, мы нередко направлялись к какому-нибудь суслику, и ошибка выяснялась только после того, как суслик исчезал в норе с задорным писком.

Чинк в первый же день своего прибытия в долину решил непременно поймать суслика. Как это за ним водилось, он сразу же натворил много разных глупостей. Еще за четверть мили до суслика он припадал к земле и полз на брюхе от кочки до кочки не меньше ста шагов. Но скоро его возбуждение достигало такой степени, что он, не стерпев, вскакивал на ноги, шел напрямик к суслику, который уже сидел возле норы, отлично понимая, что происходит. Через минуту Чинк бросался бежать, и именно тогда, когда ему следовало красться, он забывал всякую осторожность и с лаем бросался на врага. Суслик сидел неподвижно до самого последнего момента, затем, внезапно пискнув, нырял в нору, бросив задними лапками целую горсть песку прямо в открытую пасть Чинка.

День за днем проходили в таких бесплодных попытках. Однако Чинк не унывал, уверенный в том, что настойчивостью он своего добьется. Так оно и случилось.

В один прекрасный день он долго и тщательно подкрадывался к очень большому суслику, проделал все свои нелепые штуки, завершив их яростной атакой, и действительно схватил свою жертву - только на этот раз оказалось, что он охотился за деревянным колышком. Собака отлично понимает, что значит очутиться в дураках. Всякому, кто в этом сомневается, следовало бы посмотреть на Чинка, когда он в тот день смущенно прятался позади палатки, подальше от посторонних глаз.

Но эта неудача ненадолго охладила Чинка, который был от природы наделен не только пылкостью, но и порядочным упрямством. Ничто не могло лишить его бодрости. Он любил всегда двигаться, всегда что-нибудь делать. Каждый проезжающий фургон, каждый всадник, каждый пасущийся теленок подвергался его преследованию, а если ему на глаза попадалась кошка, с соседнего сторожевого поста, он считал своим священным долгом перед солдатами, перед ней и перед самим собой гнать ее домой как можно скорее. Он готов был по двадцать раз на день бегать за старой шляпой, которую Билл обыкновенно забрасывал в осиное гнездо, командуя ему: «Принеси!»

Понадобилось много времени, для того чтобы бесчисленные неприятности научили его умерять свой пыл. Но мало-помалу Чинк понял, что у фургонов есть длинные кнуты и большие злые собаки, что у лошадей на ногах есть зубы, что у телят есть матери, чьи головы снабжены крепкими дубинками, что кошка может оказаться скунсом, а осы - вовсе не бабочки. Да, на это понадобилось время, но в конце концов он усвоил все, что следует знать каждой собаке. И постепенно в нем стало развиваться зерно - пока еще маленькое, но живое зернышко собачьего здравого смысла.

Все нелепые промахи Чинка были словно воссоединены в нечто единое, и его характер обрел целостность и силу после промаха, увенчавшего их все, - после его стычки с большим койотом. Этот койот жил недалеко от нашего лагеря и, по-видимому, как и прочие дикие обитатели Йеллоустонского парка, прекрасно понимал, что находится под защитой закона, который запрещал здесь стрелять, охотиться и ставить ловушки или как-нибудь иначе вредить животным. К тому же он жил как раз в той части парка, где был расположен сторожевой пост и солдаты зорко следили за соблюдением закона.

Убежденный в своей безнаказанности, койот каждую ночь бродил вокруг лагеря в поисках отбросов. Сначала я находил только его следы, показывавшие, что он несколько раз обходил лагерь, но не решался подойти ближе. Потом он начал распевать свою заунывную песню тотчас после захода солнца или при первых проблесках утра. И, наконец, я начал находить его четкие следы около мусорного ведра, куда каждое утро выходил посмотреть, какие животные побывали там в течение ночи. Осмелев еще больше, он стал иногда подходить к лагерю даже днем, сначала робко, затем с возрастающей самоуверенностью; наконец, он не только посещал нас каждую ночь, но и целыми днями держался поблизости от лагеря и то пробирался к палаткам, чтобы украсть что-нибудь съедобное, то восседал на виду у всех на соседнем пригорке.

Однажды утром, когда он таким образом сидел шагах в пяти - десяти от лагеря, один из нашей компании в шутку сказал Чинку: «Чинк, ты видишь этого койота, который смеется над тобой? Пойди прогони его!»

Чинк всегда исполнял то, что ему говорили. Желая отличиться, он бросился в погоню за койотом, который пустился наутек.

Это было великолепное состязание в беге на протяжении четверти мили, но оно и в сравнение не шло с тем, которое началось, когда койот повернул и бросился на своего преследователя. Чинк сразу сообразил, что ему несдобровать, и во всю прыть пустился к лагерю. Но койот бегал быстрее и скоро настиг щенка. Куснув его в один бок, потом в другой, он всем своим видом выразил полное удовольствие.

Чинк с визгом и воем мчался что было мочи, а его мучитель преследовал его без передышки до самого лагеря. Стыдно сказать, но мы смеялись над бедным псом заодно с койотом, и Чинк так и не дождался сочувствия. Еще одного такого опыта, только в меньших размерах, оказалось вполне достаточно для Чинка: с тех пор он решил оставить койота в покое.

Но зато сам койот нашел себе приятное развлечение. Теперь он каждый день слонялся около лагеря, великолепно зная, что никто не осмелится в него стрелять. К тому же замки всех наших ружей были опечатаны правительственным агентом, а кругом всюду была охрана.

Койот следил за Чинком и выискивал возможность его помучить. Щенок знал теперь, что стоит ему отойти на сто шагов от лагеря, койот окажется тут как тут и начнет кусать и гнать его назад до самой палатки хозяина.

Это продолжалось изо дня в день, и наконец жизнь Чинка превратилась в сплошное мучение. Он больше уже не смел отходить один на пятьдесят шагов от палатки. И даже когда он сопровождал нас во время наших поездок по окрестностям, этот нахальный и злобный койот следовал за нами по пятам, выжидая случая поиздеваться над бедным Чинком, и портил ему все удовольствие прогулки.

Билл Обри перенес свою палатку на милю от нас выше по течению реки, и койот почти перестал посещать наш лагерь, так как переселился на такое же расстояние вверх по течению. Как всякий хулиган, не встречающий противодействия, он становился день ото дня нахальнее, и Чинк постоянно испытывал величайший страх, над которым его хозяин только подсмеивался.

Свой переезд Обри объяснил необходимостью отыскать лучшее пастбище для лошади, но вскоре выяснилось, что он просто искал одиночества, чтобы без помехи распить бутылку водки, которую где-то раздобыл. А так как одна бутылка не могла его удовлетворить, то на другой же день он оседлал коня и, сказав: «Чинк, охраняй палатку!» - ускакал через горы к ближайшему кабаку. И Чинк послушно остался, свернувшись клубочком у входа в палатку.

При всей своей щенячьей глупости Чинк был сторожевым псом, и его хозяин знал, что он будет исправно исполнять свои обязанности по мере сил.

Во второй половине этого дня один проезжавший мимо горец остановился, по обычаю, на некотором расстоянии от палатки и крикнул:

Послушай, Билл! Эй, Билл!

Но, не получив ответа, он направился к палатке и был встречен Чинком самым подобающим образом: шерсть его ощетинилась, он рычал, как взрослая собака. Горец понял, в чем дело, и отправился своей дорогой.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...