Консультация для родителей «Роль музея в патриотическом воспитании дошкольника. Консультация для родителей по инновационной деятельности «Развитие у дошкольников интереса к посещению музея

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«В музей вместе с ребенком»

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«В музей вместе с ребенком»

Лето – это самое благоприятное время для общения с природой. Нужно знакомить детей с тайнами природы, воспитывать у них познавательный интерес к ней, учить ориентироваться в разнообразном мире природы, развивать мышление, обогащать словарный запас, пробуждает эстетические чувства, развивает его творчество, хорошо готовит ребенка к школе.

Одним из средств развития у дошкольника интереса к природе является посещение природоведческих музеев. В Москве имеются отличные природоведческие музеи – Дарвиновский музей, Государственный биологический музей им. К.А. Тимирязева, которые рассчитаны на посещение родителей с детьми любого возраста, в т. ч. и дошкольного.

Каждый из родителей хочет видеть своего ребенка образованным и культурным, хорошо разбирающимся в литературе, искусстве и живописи. Опираясь на опыт впечатлений, которые дети получают в музее, они начинают лучше ориентироваться в мире красоты и добра, что является гарантом повышения их общего культурного уровня.

Посещение музея – событие в жизни ребенка и семьи, которое доставляет удовольствие всем: взрослым и детям, оказывает эмоциональное воздействие на них. Важно, чтобы этот поход в музей оставил след в душе ребенка, поэтому к посещению следует подготовиться.

Ребенку нужно рассказать о том, что его поведут не в простой музей, а музей природы, в котором собран интересный и разнообразный материал из жизни растений и животных.

При этом хорошо захватить с собой фотоаппарат, чтобы запечатлеть интересные моменты экскурсии: на фоне экспонатов музея и путешествия по его залам.

Купив входной билет в музей, отдайте его ребенку, чтобы он предъявил его на входе.

Во время рассматривания экспонатов желательно разговаривать спокойно, не мешая другим людям. Не следует бегать по залам музея (напомните ребенку, что бегают на улице или в спортивном зале) и трогать экспонаты руками.

В музее работают экскурсоводы, они проводят экскурсии и знакомят посетителей с экспонатами и экспозициями. Если не использовать их услуги, следует иметь в виду, что в музеях большие залы и довольно много интересного, поэтому целесообразно заранее подумать или сориентироваться на месте, что и в каком объеме показать ребенку. Дети быстро устают, они не могут получать сразу большой объем информации. С детьми 3-5 лет желательно проводить осмотр продолжительностью до 30 мин, со старшими дошкольниками можно путешествовать по залам музея до 1 ч в том случае, если они заинтересованы и не проявляют усталости. Поскольку в музее собраны богатые и разнообразные экспозиции, которые невозможно осмотреть сразу, то целесообразно и желательно организовывать посещение музея неоднократно.

Процесс вхождения ребенка в мир искусства индивидуален. Первые посещения - самые сильные и глубокие, поэтому очень важно тщательно подготовиться к первой экскурсии. От нас, взрослых, зависит, захочет ли ребенок еще раз пойти в музей.

Так, например, в Дарвиновском музее для первого раза достаточно посмотреть экспозицию первого зала и кинофильм о природе, который демонстрируется тут же. В музее ребенок может поиграть и отдохнуть. Для этого на втором этаже на коврике имеются большие кубики (игровые модули). Можно (захватив с собой носки) предложить ребенку поиграть с ними.

Для закрепления впечатлений от посещения музея и дальнейшего поддержания интереса хорошо бы купить ребенку фигурки животных, которые продаются в киоске музея.

В дальнейшем путешествовать по залам музея желательно по буклетам, которые можно приобрести при входе в музей, находя экспонаты в зале и отвечая на вопросы буклетов.

Дома вместе с ребенком хорошо бы начать собирать какую-нибудь коллекцию, например, камней, марок о животных или растениях, организовать игру в зоопарк и т.д.

Человеку всегда было свойственно стремление к красоте. Каждый народ имеет свою культуру, свои обычаи, свои традиции. Мы же, взрослые, должны способствовать приобщению детей к большому и сложному миру красоты и природы. Посещение музея должно стать праздником для всей семьи!


Наталия Водолазская
Консультация для родителей «Роль музея в патриотическом воспитании дошкольника»

"Роль музея в патриотическом воспитании дошкольника в условиях реализации ФГТ".

«Детство – каждодневное открытие мира и, поэтому надо делать так, чтобы оно стало, прежде всего, познанием человека и Отечества, их красоты и величия» В. А. Сухомлинский.

Изучение родного края, патриотическое воспитание представляет собой своего рода фундамент общественного и государственного здания, опору его жизнеспособности, одно из первостепенных условий эффективности функционирования всей системы социальных и государственных институтов.

Сегодня можно наблюдать, что такие понятия как любовь к Родине , защита Отечества, самоотверженность, патриотический и гражданский долг , казавшиеся раньше незыблемыми, стали размываться. Усвоение ценностей и норм жизни, утвердившихся в обществе, объективный, но не стихийный процесс. Патриотизм не заложен в генах , это не природное, а социальное качество и потому оно не наследуется, а формируется. Поэтому одной из важнейших задач современного дошкольного учреждения является формирование понятий Родина , Отечество, Отчизна. Родина включает в себя все многообразие социальных и природных факторов, которые объединяются понятиями семья, микрорайон, деревня, город. По мере своего развития ребенок постепенно осознает свою принадлежность к семье, коллективу группы, детскому саду, народу.

Задача педагогов и родителей – как можно раньше побудить в растущем человеке любовь к родной земле, с первых шагов формировать у детей черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином общества; воспитывать любовь и уважение к родному дому, детскому саду, родной улице, городу; чувство гордости за достижения страны, любовь и уважение к армии, гордость за мужество воинов; развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни. На каждом возрастном этапе проявления патриотизма , патриотическое воспитание имеет свои особенности. Патриотизм применительно к ребенку дошкольного возраста определяется нами как его потребность участвовать во всех делах на благо окружающих людей, представителей живой природы, наличие у него таких качеств, как сострадание, сочувствие, чувство собственного достоинства, осознание себя частью окружающего мира.

Возможности воспитания патриотизма у подрастающего поколения, не реализуются сами по себе, необходима целенаправленная, систематическая деятельность педагогов, разработка проектов, методических рекомендаций. Оптимальным решением построения целостной системы патриотического образовательного пространства, где реализуются данные проекты, является музейная педагогика .

Музейная педагогика является именно тем стержнем, соединяющим детский сад и музей , что оказывает существенное влияние на воспитание детей . Музейная педагогика дает возможность ребенку целостную картину мира, позволяет раскрыть и развивать свои способности, помогает осознать себя гражданином и патриотом , именно она представляет собой конструктивную альтернативу традиционной организации патриотического образовательного процесса в детском саду. Интерес к окружающему миру, к культуре пробуждается у ребенка в раннем возрасте, когда рамки его ограничиваются стенами дома, близкими людьми, привычными предметами, установившимися правилами и нормами поведения. Средства музейной педагогики , взаимное партнерство, сотрудничество с родителями в ходе воспитательно – образовательного процесса позволяют расширить духовно нравственные представления детей о собственной душевной близости, сопричастности своего «Я» с другими людьми, живущими, работающими, рядом. Появляется возможность «погружения» детей в информативную, новую для них предметную среду, возможность сопереживания общих впечатлений с родителями , другими детьми и взрослыми, возможность продуктивного отражения полученных впечатлений, переживаний в детской и совместной с родителями , воспитателями творческой деятельности (изобразительной, интеллектуальной, речевой – формируется достаточно богатый словарный запас, развивается связная речь, мышление т. д.). Поэтому в нашем детском саду разработаны планы работы с музеями города и мы посещаем : Музей народной культуры , историко- краеведческий музей , Музей – диораму «Курская битва» , где работники музеев проводят с детьми беседы, экскурсии по истории нашего края. Дети проживают определенную тематическую, историческую ситуацию или исторический период, расширяют свои знания об особенностях природы нашего края, совершают «путешествия» в далекое прошлое края.

Наши музеи ждут посетителей .

Музей народной культуры : г. Белгород, ул. Мичурина,43. Режим работы : 10.00 – 17.00, перерыв – 13.00-14.00 : выходной – понедельник.

Историко – краеведческий музей : г. Белгород, ул. Попова, 2а. Режим работы : 10.00- 19.00, суббота- 11.00-19.00.

Музей –диорама «Курская битва» : г. Белгород, ул. Попова,2. Режим работы : 10.00 -19.00, перерыв :14.00 – 15.00, выходной- понедельник.

Разрабатывая проекты «Наш Белый город» , проводятся экскурсии по родному городу с красивыми улицами, скверами, разноцветными клумбами, цветочными композициями. Детей знакомим с историческими и культурными памятниками города. В своих конструкциях , формах, декоративных оформлениях памятники раскрывают жизненный уклад, региональные условия, эстетическую сторону времени.

В условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела . Поэтому в детском саду создаются «мини – музеи » . Часть слова «мини» в нашем случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики. Назначение музея – патриотическое воспитание дошкольников , состоит в том, чтобы взрастить в детской душе семена любви к родной природе, родному дому и семье, и истории и культуре своей страны, ко всему, что создано трудом родных и близких людей – тех, кого зовут соотечественниками. Важная особенность мини – музеев – участие в их создании детей и родителей . Дошкольники чувствуют свою причастность к мини – музею . Они могут : участвовать в обсуждении его тематики, приносить из дома экспонаты, пополнять их своими рисунками.

В нашем детском саду существуют такие мини – музеи как : «Мир вокруг нас» (коллекция тарелок с символами наших городов, «Игрушки» , «Колосок» ; Микро – лаборатории «Почемучки» , «Коллекции кукол в народных костюмах, пуговиц, злаков, бабушкиных новогодних игрушек» и т. д.

Старинная мудрость напоминает нам : «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего» Без знания своих корней, традиций своего народа нельзя воспитывать полноценного человека, любящего своих родителей , свой дом, свой город, свою страну, с уважением относящегося к другим народам. Становление человека как гражданина должно начинаться с его малой Родины – родного города , поселка, села. Невозможно вырастить настоящего патриота без знания истории . Формирование исторических знаний по истории родного края – это сложный педагогический процесс, предполагающий деятельность педагога и воспитанников и использование педагогов различных методов педагогического воздействия на ребенка. Педагогический процесс дошкольного учреждения включает много форм, методов, приемов работы в котором большое значение имеет музейная педагогика .

Воспитание отношения детей к родному краю для формирования их морального облика, представлений о моральных ценностях, способствует осознанию и развитию таких нравственных качеств, как отзывчивость, смелость, гордость, уважение.

Литература :

1. Музеи Онлайн .

2. «Мини – музей в детском саду » , Рыжова Н., Логинова Л., Данимок А., «Линка – пресс» , М. ,- 2008г.

3. «Музейная педагогика » , под ред. Морозовой А. Н., Мельниковой О. В., Тв. Центр, М., 2008г.

4. «Музей и дети » , Пантелеева Л. В., Изд. Дом «Карапуз» , М., 2000г.

Подготовила :

воспитатель гр . №9

Водолазская Н. В.

Дошкольный возраст - это важнейший период становления личности, благоприятный для формирования высоких нравственных чувств и гражданских качеств, к которым относится чувство патриотизма. То, что мы заложим в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Базовым этапом формирования у детей любви к Родине следует считать накопление ими социального опыта жизни в своем крае, усвоение принятых норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру культуры. Очень важно прививать детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм. Каждый из родителей хочет видеть своего ребенка образованным и культурным, хорошо разбирающимся в литературе, искусстве и живописи. Опираясь на опыт впечатлений, которые дети получают в музее, они начинают лучше ориентироваться в мире красоты и добра, что является гарантом повышения их общего культурного уровня.

Одной из форм работы с детьми по формированию любви к родному краю являются экскурсии в музей.

Все виды экскурсий развивают внимание дошкольников, т.к. их психическая деятельность направляется и сосредотачивается на каком-то определённом объекте или явлении. Они могут дать подрастающему поколению возможность для повышения своего интеллектуального уровня, развитие наблюдательности, способности воспринимать красоту окружающего мира, т.е. способствуют многостороннему развитию личности.

Экскурсии для дошкольников, как один из способов организации непосредственной образовательной деятельности с детьми практикуются сейчас не так часто. В первую очередь это связано с трудностями организации подобной работы. Однако мы должны понимать, что экскурсионная деятельность наилучшим образом позволяет познакомить детей с объектами и явлениями природы, с особенностями организации человеческой жизнедеятельности в естественной обстановке…

Экскурсии в музеи помогают по-новому взглянуть на мир. Знакомство с экспонатами музеев помогает приобщить детей к прекрасному.

Оказавшись в необычной торжественной обстановке, маленькие экскурсанты начинают понимать, что узнать, увидеть много интересного можно не только сидя у телевизора, компьютера или читая книгу, но и рассматривая скульптуры, картины, общаясь с экскурсоводом.

Цель : создание условий для развития познавательной деятельности воспитанников.

Задачи:

Сформировать представление о музее; расширить и углубить знания воспитанников об истории родного края;

Развивать логическое мышление, любознательность, умение проводить сравнительный анализ;

Воспитывать любовь к родному краю, уважение к нашим предкам, гордость за жителей района или города

Посещение музея с дошкольниками - дело не простое, требующее вдумчивой подготовки и чёткой организации.

Чтобы экскурсии получились интересными и продуктивными, требуется:

Установить контакт с экскурсионным бюро или администрацией музея ( представитель музея может порекомендовать обратиться к экскурсоводу, который работает с детьми дошкольного возраста: он умеет просто, но при этом занимательно и увлекательно рассказать малышам о многих экспонатах музея и о самом музее).

Провести работу с родителями (оповестить родителей о походе в музей, сообщить тему экскурсии, предложить посетить музей вместе с детьми).

Подготовить детей к посещению музея.

Дать представление о том, что такое музей. Провести беседы на темы «Зачем нужны музеи». Кто из вас был в музее? Что означает слово «музей»?

(Музе́й занимается собиранием, изучением, хранением и экспонированием предметов.)

В мире очень много разных музеев.

Какие виды музеев бывают?

(военные, исторические, прикладного искусства, краеведческий)

Что такое краеведение?

(Краеве́дение — полное изучение определённой части страны, города или деревни, других поселений.)

П ознакомить с правилами поведения в музее

Правила поведения в музее мало чем отличаются от правил в других местах культуры - на выставках, в театре или библиотеке. Однако и здесь есть свои существенные особенности. - Не шуметь, не бегать по залам, не расталкивать посетителей, не трогать экспонаты - эти правила знают все, но ими нормы поведения в музее не ограничиваются. Все музеи мира распахивают свои двери для посетителей в надежде на то, что в ответ получат уважение и восхищение сокровищами нации.

Поход в музей - всегда маленький праздник. Посетитель заходит в это учреждение культуры в особом состоянии духа и души, предвкушая встречу с прекрасным и вечным искусством, желая получить вдохновение и восторг.

- Потому с первого же шага в музее нужно сдать всю верхнюю одежду и громоздкие вещи в гардероб.

Задача стоит конкретная - получить как можно больше информации об экспонатах или же увидеть самые дорогие сердцу картины и скульптуры.

После посещения музея дети, бывшие на экскурсии, рассказывают своим друзьям об этом событии, делятся впечатлениями.

Роль музеев в развитии ребенка дошкольника.

В современной жизни роль музея стал одним из интереснейших проведений времени и зачастую рассчитанный в основном на детскую и школьную аудитории, интерактивные экскурсии, музейные праздники и фестивали искусств.

Безусловно, музеи – смежная научная дисциплина, исследующая музейные формы коммуникации, характер использования музейных средств в передаче и восприятии информации с точки зрения педагогики.

Сейчас поход в музей расценивается, как область образовательно-воспитательной деятельности, направленная на формирование у ребёнка ценностного отношения к действительности посредством раскрытия историко-культурных контекстов материальных и нематериальных реалий окружающего мира вне зависимости от их местоположения.

При таком подходе музейная деятельность может осуществляться как в условиях музейной среды, так и в любом ином пространстве – детском саду, школе, учреждении дополнительного образования, дома, на улице, среди живой природы и т.д. И тогда не только музей приходит на помощь педагогу, но и сама предметная среда окружающего мира, обладающая глубокими историко-культурными смыслами, начинает играть роль Учителя и Воспитателя.

Задача дошкольного педагога заключается в том, чтобы научить ребёнка распознавать эти скрытые в предметах смыслы. Решившись на этот шаг, необходимо осознать и сформулировать ближайшие задачи:

Учить ребёнка видеть историко-культурный контекст окружающих вещей, т.е. оценивать его с точки зрения развития истории и культуры;

Формировать понимание взаимосвязи исторических эпох и своей причастности к иному времени, другой культуре посредством общения с памятниками истории и культуры;

Формировать способность к воссозданию образа соответствующей эпохи на основе общения с культурным наследием, т.е. к художественному восприятию действительности;

Развивать способность к эстетическому созерцанию и сопереживанию;

Вызывать уважение к другим культурам;

Развивать способность и потребность самостоятельно осваивать окружающий мир путём изучения культурного наследия разных эпох и народов.

На первый план выдвигается задача помочь ребёнку увидеть «музей» вокруг себя, т.е. раскрыть перед ним историко-культурный контекст обыкновенных вещей, окружающих его в повседневной жизни, научить самостоятельно, анализировать, сопоставлять, делать выводы. Включение музеев в образовательный процесс – дело не такое простое, как может показаться на первый взгляд.

Чтобы посещение музея ребенка заинтересовало, необходимо следовать определённым правилам.

Правило первое. К посещению музея необходимо серьёзно, целенаправленно готовиться, а потом закрепить полученные знания и впечатления. Ребёнок не подготовлен к восприятию сложного символического языка музея. Задача педагога состоит в том, чтобы помочь маленькому человечку в этой непростой и очень важной познавательной деятельности.

Правило второе. Необходимо четко осознавать конечную задачу своей деятельности – формирование творческой личности, способной заинтересованно воспринимать культурное наследие и сознавать свою ответственность не только за его сохранение, но и за приумножение и передачу этого наследия другим поколениям.

Статью подготовила воспитатель д/с 69 Плаксина Екатерина Сергеевна

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль пальчиковых игр в развитии ребенка-дошкольника

Пальчиковые игры – это инсценировка, каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Забавные персонажи пальчиковых игр просты и понятны малышам – коза и зайчик, дождик и солнышко, паучок и...

Презентация на педагогический совет "Роль книжной иллюстрации в речевом развитии ребенка-дошкольника"

Художественная иллюстрация – важнейший элемент книги для детей, во многом определяющий ее художественную ценность, характер эмоционального воздействия, возможности использования ее в процессе эстетиче...

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...