Использование музейных технологий в образовательном и воспитательном процессе. Информационные технологии в работе школьного музея Современные образовательные технологии в музее

Современные компьютерные информационные технологии уже около 20 лет внедряются в музейную деятельность. Прежде всего, музеи начали компьютеризировать свои фонды с целью формирования каталогов своих коллекций в электронном виде. На основе этих электронных каталогов стали формироваться технологии учета музейных ценностей в ЭВМ. Технический прогресс и современные технологии обработки изображений позволили многим музеям формировать базы данных изображений. Компьютерные технологии произвели информационную революцию в музейной области. Всем известно, что в среднем музеи экспонируют не более 5% коллекций. Остальные ценности хранятся в фондах. Благодаря компьютерным информационным системам, этот информационный материал становится доступным для изучения специалистами.

Компьютерные технологии интенсивно внедряются в различные другие направления музейной деятельности: это и реставрационные процессы, и подготовка макетов музейных экспозиций и выставок, образовательные программы для детей. Компьютерные системы успешно используются для обслуживания посетителей. При помощи этих систем любой желающий может забронировать билеты на посещение музеев, выставочных залов или концертов. Несомненно, что интенсивное развитие мировой информационной системы ИНТЕРНЕТ, заставляет и музеи воспользоваться ее уникальными возможностями.

Если в целом взять сферу культуры, то веб-ресурсы, созданные в области (однако далеко не каждый ресурс - это полноценный сайт с профессиональным дизайном и проработанным веб-сценарием), находятся в зарождающемся состоянии. Имеются фотовыставки, информация о современных художниках и об организациях культуры, что касается собственно информации об историко-культурном наследии, то она ничтожна по сравнению с тем, что есть реально.

До сих пор задача современного информационного обеспечения деятельности в сфере культуры зачастую понимается как оснащение культурных учреждений современным оборудованием и обучение персонала навыкам работы с ним. Однако очевидно, что использование новых информационных технологий предполагает не просто количественное, но и качественное изменение в профессиональной деятельности работников сферы культуры, а работа с информацией поднимается на иной, принципиально новый уровень.

Инновации современного музея

Современный музей насыщен средствами отображения информации. Число персональных компьютеров может превосходить количество музейных сотрудников, ибо значительная часть техники предназначена для посетителей. Уже 20 лет компьютеры используются как вспомогательные средства:

· Облегчающие работу по учету и хранению (музейные АИС);

· Поясняющие представленное в экспозиции (своего рода электронные этикетки и экспликации);

· Зачастую непосредственно предъявляющие хранимый музеем материал (например, показ кинофрагментов в Музее кино) и т.п.

Музейные web-сайты и CD-ROMы заняли свое место наравне с традиционными изданиями на бумажном носителе.

В последние годы в музейной практике сформировался принципиально новый подход к использованию современных средств отображения информации.

Первый и наиболее простой вариант - использование средств мультимедиа в художественных экспозициях, когда программа является составной частью представленного объекта. Например, в Музее этнологии в Лейдене (Нидерланды) показал выставку политической карикатуры, где рядом с карикатурными рисунками были выставлены мониторы, демонстрирующие телеинтервью изображенных персонажей. Это значительно увеличивало эффект воздействия графических листов. Однако сегодня мы все чаще сталкиваемся с более радикальным подходом. Типичным становится прием, когда в экспозиции выставлено произведение современного искусства, а на стоящем рядом мониторе автор демонстрирует свое творение и произносит по его поводу некоторый текст.

Ситуация равноправия, экспозиционной равновесности материальных и виртуальных объектов возможна не только в художественных экспозициях. Приведем несколько примеров подобных пар из разного типа музеев:

· Музыкальный инструмент и его звучание (Музей музыки, Стокгольм; Дом музыки, Вена)

· Чучело птицы и запись ее пения (Дарвиновский музей, Москва)

· Наряд шамана и видеозапись ритуального танца (Музей этнологии, Лейден)

· Форма и снаряжение знаменитого хоккеиста и фрагмент матча с его участием (Музей хоккея, Торонто)

· Чучело животного и видеофильм, показывающий животное в естественной среде обитания (Музей "Натуралис", Лейден)

· Технические объекты и демонстрация их действия на мониторе (Музей Немо, Амстердам; Музей науки, Лондон; Музей техники, Вена)

Наиболее интересна ситуация, когда подлинный материальный объект не может быть представлен в экспозиции, и мультимедиа принимает на себя его функции. Все это может быть показано и с помощью традиционных средств (макеты, схемы и т.п.), но современные средства отображения информации оказываются в данном случае куда более зрелищными, а главное более подлинными, чем что-либо иное. Подобная практика использования мультимедиа широко распространена в естественнонаучных и технических музеях, но встречается также в музеях художественного и исторического профиля.

В 2005г в Анадыре открылся музей «Наследие Чукотки». По утверждению прессы, это самый высокотехнологичный музей России. Сегодня здесь представлена экспозиция «Точка отсчета». Это экспериментальная работа - исследование «краевых и пограничных» эффектов в природе, экономике и культуре Чукотки, выполненное средствами медиа-искусства. Все экспонаты представляют собой экранные изображения (документальные и художественные кино-, видео- и фотоматериалы, произведения компьютерной графики, анимации, web-дизайна). Экспозиция управляется посредством трех информационных сенсорных киосков. Содержимое электронных витрин (их образуют сдвоенные плазменные панели) непрерывно трансформируется. Программа построена таким образом, что может работать как в автономном режиме, так и подчиняясь запросам посетителя.

3. Внедрение информационных технологий в деятельность музея

Современные компьютерные информационные технологии уже около 20 лет внедряются в музейную деятельность. Прежде всего, музеи начали компьютеризировать свои фонды с целью формирования каталогов своих коллекций в электронном виде. На основе этих электронных каталогов стали формироваться технологии учета музейных ценностей в ЭВМ. Технический прогресс и современные технологии обработки изображений позволили многим музеям формировать базы данных изображений. Компьютерные технологии произвели информационную революцию в музейной области. Всем известно, что в среднем музеи экспонируют не более 5% коллекций. Остальные ценности хранятся в фондах. Благодаря компьютерным информационным системам, этот информационный материал становится доступным для изучения специалистами.

Компьютерные технологии интенсивно внедряются в различные другие направления музейной деятельности: это и реставрационные процессы, и подготовка макетов музейных экспозиций и выставок, образовательные программы для детей. Компьютерные системы успешно используются для обслуживания посетителей. При помощи этих систем любой желающий может забронировать билеты на посещение музеев, выставочных залов или концертов. Несомненно, что интенсивное развитие мировой информационной системы ИНТЕРНЕТ, заставляет и музеи воспользоваться ее уникальными возможностями.

Есть отдельные достижения и в сфере применения информационных технологий и в Кемеровской области. В крупных городах (речь идет о Кемерове и Новокузнецке) компьютеризированы все музеи, три музея в области – Кемеровский областной изобразительных искусств и Новокузнецкие краеведческий и художественный – используют КАМИС, Кемеровский краеведческий музей работает с АИС-Музей 2, "Томская писаница" и музей Кемеровского госуниверситета "Археология, этнография и экология Сибири" имеют собственные автоматизированные системы учета фондов.

Три музея имеют представительство в Интернет (Кемеровский ИЗО- http://history.kemsu.ru/museum; историко-природный музей-заповедник "Томская писаница" – http://pisanitsa.narod.ru, музей КемГУ "Археология, этнография и экология Сибири" – http://vm.kemsu.ru/museum).

Если в целом взять сферу культуры, то веб-ресурсы, созданные в области (однако далеко не каждый ресурс – это полноценный сайт с профессиональным дизайном и проработанным веб-сценарием), находятся в зарождающемся состоянии. Имеются фотовыставки, информация о современных художниках и об организациях культуры, что касается собственно информации об историко-культурном наследии, то она ничтожна по сравнению с тем, что есть реально.

Понимая объективность тех затруднений в компьютеризации и информатизации, которые стоят перед музеями области, особенно перед теми, которые находятся в значительном отдалении от крупных населенных пунктов, сотрудники отдела новых информационных технологий Кемеровского музея изобразительных искусств с 1999 г. при поддержке института "Открытое общество" реализовали три проекта, направленных на сбор, обработку и продвижение информации о культурных ресурсах, сосредоточенных в музеях области.

В 1999 г. была создана база данных по музеям Кемеровской области и выпущен справочник "Музеи Кузбасса" – первое подобное издание в области.

В 2001 г. сотрудники музея создали виртуальную экспозицию "Музеи Кузбасса. Избранное" (www.history.kemsu.ru/mko), которая представляет самостоятельный сайт – расширенный путеводитель по музеям области. Это первый опыт презентации широкому кругу российских пользователей части культурного наследия Кузбасса, хранящегося в музеях. В Новокузнецком краеведческом музее создан CD "Достопримечательности Новокузнецка".

Приходится констатировать, что информатизация музеев Кемеровской области находится в зачаточном состоянии, и вполне очевидно, что в ближайшем будущем большинство музеев, особенно небольших, даже и не приступят к решению данных задач. Так, например, в нашем районном краеведческом музее имеются 2 компьютера, сканер, принтер, ксерокс, но все эти технические средства работают только для офисных документов.

До сих пор задача современного информационного обеспечения деятельности в сфере культуры зачастую понимается как оснащение культурных учреждений современным оборудованием и обучение персонала навыкам работы с ним. Однако очевидно, что использование новых информационных технологий предполагает не просто количественное, но и качественное изменение в профессиональной деятельности работников сферы культуры, а работа с информацией поднимается на иной, принципиально новый уровень.

4. История становления компьютеризации и автоматизации музейной деятельности

В 1993 году по приглашению Международного комитета СИДОК и благодаря выделенному СИДОКом гранту заведующий отделом информатики ГМИИ им. А.С. Пушкина Л.Я. Ноль и заведующий отделом информационных систем Государственного музея-заповедника “Московский Кремль” А.В.Дремайлов приняли участие в работе ежегодной конференции СИДОК, которая была организована в столице Словении, Любляне. Это было первое знакомство с работой одного из международных комитетов ИКОМ, организационной структурой СИДОКа, национальными информационными музейными проектами различных стран, это было первое личное знакомство с иностранными специалистами в области музейной информатики.

Специалисты из России выступили с докладами, рассказали о положении дел по внедрению информационных технологий в российских музеях, вступили в члены СИДОК. На следующих двух конференциях в 1994 году в США и в 1995 году в Норвегии между российскими специалистами и коллегами из Оргбюро СИДОКа проходили обсуждения о необходимости создания национального российского комитета по документации и информатизации музеев для более плотной дальнейшей деятельности. Так, к 1996 году по инициативе трех крупнейших московских музеев - Государственного музея-заповедника “Московский Кремль”, Государственной Третьяковской галереи и Государственного музея изобразительных искусств им.А.С. Пушкина учредилась Ассоциация по документации и новым информационным технологиям в музеях (АДИТ), в а июне 1996 года Президиум ИКОМ России проголосовал за то, чтобы АДИТ принял статус профессионального комитета ИКОМ России по проблемам музейной информатики. При принятии этого решения было заявлено, что Российский комитет Международного Совета музеев заинтересован в активном участии России в деятельности международного комитета СИДОК.

Таким образом, созданная в 1996 г. Ассоциация по документации и новым информационным технологиям (АДИТ) приобрела статус профессионального комитета ИКОМ России по проблемам музейной информатики.

Первая ежегодная конференция АДИТ прошла в 1997 г. в Санкт- Петербурге, в ней приняли участие сотрудники из музеев, которые только вступили на путь информатизации. Для того чтобы привлечь к деятельности АДИТ как можно больше участников с разных территорий, все последующие конференции решено было проводить не в столичных городах.

Далее они прошли в регионах: вторая в 1998 г. – в Иваново, где наряду с обычными заседаниями прошёл первый "Музейный компьютерный фестиваль"; третья в 1999 г. – в Ярославле, четвёртая в 2000 г. – во Владимире, на которой было решено преобразовать АДИТ из национального комитета ИКОМ в некоммерческое партнёрство, которое при сохранении прежней аббревиатуры получило новое название: "Автоматизация деятельности музеев и информационные технологии" (НП АДИТ). Учредителями данной организации стали Главный информационно-вычислительный центр Министерства культуры Российской Федерации (ГИВЦ), Межрегиональное общественное движение "Ассоциация музейных работников" (АМР), Государственное образовательное учреждение Академия переподготовки работников искусства, культуры и туризма и физические лица.

В рамках конференции 2001 г. в г. Туле состоялось собрание членов АДИТ, на котором была принята стратегия развития организации, выработанная на проектно-аналитическом семинаре в Ясной Поляне непосредственно перед конференцией. В соответствии с этой стратегией основными целями АДИТ являются: формирование среды профессионального общения музейных специалистов в сфере информатизации культурного наследия и информационной политики в области культурного наследия; совершенствование системы музейной документации; создание механизмов свободного и эффективного доступа граждан к информации о культурном наследии и содействие развитию образования, культурного туризма, сохранению, исследованию и популяризации памятников истории и культуры России и содействие формированию единого мирового культурно-информационного пространства путем включения в него информации о российском культурном наследии.

В общих чертах деятельность АДИТ как сетевой организации культуры направлена на развитие инновационных и модернизационных процессов в сфере информатизации культурного наследия, в том числе на изучение передовых методов, их популяризацию и поддержку исследовательских работ, а также на развитие системы партнерских связей и укрепление взаимодействия между организациями, учреждениями и отдельными специалистами в сфере информатизации культурного наследия и разработку и реализацию образовательных программ для музейных сотрудников, работающих в сфере информационных технологий, обучение их основам информационного менеджмента.

Одним из приоритетных направлений деятельности АДИТ в 2000−2001 гг. стала разработка стандартов краткого описания объектов культурного наследия. При поддержке ИОО были реализованы четыре проекта, в рамках которых были созданы стандарты описания четырёх типов объектов: "Недвижимый памятник"; "Музейный предмет"; "Культурный ландшафт"; "Памятник археологии", а также проведен экспертный семинар "Стандарты описания культурного наследия", задача которого состояла в объединении четырёх стандартов в единый и выработке рекомендаций по его дальнейшему совершенствованию и использованию.

АДИТ является партнером ряда международных проектов Европейского Совета и таким образом, представляет интересы российских музеев в европейской программе развития информационного музейного сообщества.

В третье тысячелетие Россия должна войти с развитой музейной информационной инфраструктурой. Для достижения этой цели, прежде всего, необходимо объединить российские профессиональные силы в области музейной информатики. Российский комитет Международного Совета музеев приветствует, несомненно, своевременную инициативу о создании АДИТ. Ассоциация должна объединить профессионалов музейной информатики в России, проводить ежегодную национальную конференцию и активно участвовать в деятельности международного комитета СИДОК.


Список литературы:

1. Дремайлов А.В. АДИТ – Институт “Открытое общество” – основы взаимодействия: // www.kremlin.museum.ru

2. Дукельский В.Ю., Лебедев А.В. Виртуальный проект в пространстве музея / В.Ю. Дукельский, А.В. Лебедев // Справочник руководителя учреждений культуры. – 2008, № 1. – С.82-87

3. Знаменский А.В. Модернизация музейной деятельности / А.В. Знаменский // Справочник руководителя учреждения культуры. – 2003, № 10. – С.70-75

4. Калинина Л.Л. и др. Интернет – сайт как инструмент для работы музейщика / Л.Л. Калинина, И.В. Пролеткин, М.Е. Шпак. – 2007, № 11. – С.83-87

5. Калинина Л.Л. и др. Информационное пространство музея / Л.Л. Калинина, И.В. Пролеткин, М.Е. Шпак. – 2006, № 12. – С.83-88

6. Калинина Л.Л. и др. Новостной сайт музея: Основные этапы создания и перспективы развития / Л.Л. Калинина, М.Е. Шпак, И.В. Пролеткин, А.П. Турлов // Справочник руководителя учреждения культуры. – 2003, № 10. – С.75-81

7. Кокорина Е.А. Информатизация музеев / Е.А. Кокорина // Справочник руководителя учреждений культуры. – 2006, № 5. – С.55-61

8. Лебедев А.В. Виртуальные экспонаты: Современные средства отображения информации в музейной экспозии / А.В. Лебедев // Справочник руководителя учреждения культуры. – 2006, № 7. – С.50-55

9. Музейные фонды и экспозиции в научно-образовательном процессе: Материалы Всероссийской научной конференции // www.window.edu.ru

Требованиям. Сохраняя вековую традицию, зал за залом создается новая стационарная экспозиция по истории России с древнейших времен до начала XX века. Передача Государственному Историческому музею соседнего здания бывшего Музея В.И.Ленина позволит в дальнейшем представить в экспозиции историю XX века, как неотъемлемую часть и продолжение историко-культурной традиции страны. За последние шесть...

Популяризации, экспонирования, изучения итогов поисковой, краеведческой деятельности является школьный музей. Школьный музей является одной из форм организованной деятельности по выполнению педагогической цели. Созданная нами модель строилась на понимании музея как формы воспитательной работы. Мы описали педагогические действия и смоделировали, т.е., сконструировали порядок действий по...

На базе нашего детского сада организована работа экспериментальной площадки по музейно – педагогической программе «Здравствуй, музей!». Программа разработана специалистами Российского центра музейной педагогики и детского творчества Русского музея.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИКТ в реализации музейно – педагогической программы

«Здравствуй, музей!»

На базе нашего детского сада организована работа экспериментальной площадки по музейно – педагогической программе «Здравствуй, музей!». Программа разработана специалистами Российского центра музейной педагогики и детского творчества Русского музея.

Цель данной программы сориентировать дошкольников старшего дошкольного возраста в процессе их приобщения к отечественным и мировым художественным ценностям средствами музея, на формирование основ художественной и визуальной культуры. Изобразительное искусство рассматривается в программе как неотъемлемая часть духовной и материальной культуры, воплощающей в себе все разнообразие идеалов, художественных и нравственных ценностей различных эпох и культур.

Программа ориентирована не только на традиционные задачи формирования художественной культуры и эстетического опыта ребенка, освоение им навыков материально – художественной деятельности, но и на формирование у детей старшей и подготовительной групп навыков визуальной культуры, приобретение опыта «насмотренности». Позвольте напомнить вам, что «Музейная педагогика» – это область деятельности, осуществляющая передачу культурного опыта через педагогический процесс в условиях музейной среды. Использование произведений живописи, скульптуры, графики, народного искусства, а также архитектурных памятников предоставляет ребенку возможность приобрести полноценный художественно – эстетический опыт, который может способствовать решению задач воспитания толерантности и патриотизма у дошкольников. Работа осуществляется на материале коллекций Русского и других отечественных музеев, достопримечательностях города, природных объектах. Например, в музеях Санкт – Петербурга созданы специальные отделы для работы с дошкольниками, где ознакомление с музейными экспонатами происходит во время игры, ведь никакой ребенок, даже самый интеллектуально – развитый, не будет подолгу «созерцать» великий шедевр, как это делают взрослые. Наш город не «музейный», а в единственном Художественном музее нет специального отдела для детей. Если нет соответствующих условий, разработчики программы рекомендуют использовать информационно – коммуникационные технологии.

Мы видим, что ИКТ в дошкольной музейной педагогике позволяет преуспеть в реализации задач по данным направлениям: во-первых, совершенствовать исследовательскую деятельность детей внедрением новых информационных технологий; во-вторых, создать музейный фонд силами воспитателей посредством создания электронного музея; в-третьих, развивать коммуникативные умения детей на основе проектной деятельности; и, в-четвертых, формировать у детей навыки информационной культуры.

Опыт интеграции ИКТ в музейную педагогику можно считать инновационным. Наши дети растут в цифровом мире и, безусловно, разрыв между реальными интересами современных детей и традициями художественного образования в современном мире все более глубокие. Именно художественное образование поддерживает в ребенке творческие импульсы, и кроме этого тесно связано с тактильными ощущениями. В художественном образовании гармонично объединяются как традиционные средства визуализации, так и новейшие технологии. Как эффективно включить эти средства в творческое развитие и обучение?

Задача актуализации художественного развития не может быть решена без привлечения информационно – коммуникационных технологий.

Например, мы можем с помощью современных технологий побывать на виртуальной экскурсии в картинной галерее Русского музея, посмотреть виртуальную выставку и поиграть в игры, которые рекомендованы программой к использованию в детском саду и в музее.

Я хочу познакомить вас с некоторыми из таких игр:

- «Спрятанная вещь» - найти в картине изображение определенного предмета, цветка или животного и рассказать о нем.

- «Войди в картину» - детям предлагается закрыть глаза и представить, что они в пространстве выбранной картины, а затем ответить на вопросы: Что вы почувствовали, увидели, услышали, кого встретили?

- «Экскурсовод» - ребенок рассказывает сам о выбранном произведении, и отвечает на вопросы других детей.

- «Подбери палитру» - детям предлагается выбрать понравившуюся репродукцию произведения и из квадратов разного цвета выбрать те цвета, которые использованы в картине.

- «Что видим – разыграем» - при рассматривании произведения детям предлагается распределить роли, придумать короткий диалог и разыграть изображенный эпизод.

Благодаря этим играм у детей обогащается опыт «насмотренности», развивается художественное восприятие, умение эмоционально откликаться, чувствовать и понимать изображенное, происходит приобщение детей к миру изобразительного искусства

Сейчас я хочу познакомить вас со специальными сайтами, разработанными для работы с детьми в рамках музейной педагогики, где есть игра, произведение искусства и … компьютер. К сожалению, сайт Русского музея, на базе которого разработана программа, выдает информацию только об экскурсиях.

Из отечественных музейных сайтов наиболее интересен по содержанию, принципу подачи материала и по образовательной компоненте сайт Государственного Эрмитажа. Фирма IBM совместно с сотрудниками музея, являясь разработчиками этого электронного ресурса, перенесли на российскую почву мировые стандарты подобных Интернет-проектов.

На сайте размещен раздел, позволяющий с помощью современных технологий побывать на виртуальной экскурсии, посмотреть виртуальную выставку, посетить галерею трехмерных изображений.

Галерея трехмерных изображений включает в себя коллекции предметов, которые вряд ли можно так рассмотреть в музее, как это предлагается на сайте. Это мелкие предметы декоративно-прикладного искусства, детали одежды, ювелирного искусства.

Такая возможность практически «потрогать руками» музейный экспонат делает этот раздел актуальным особенно для нас, кто географически далек от Эрмитажа.

Мы обратились и к опыту зарубежных образовательных порталов, посвященных теме интеграции искусства и ИКТ для образования. Обращают на себя внимание проекты Pixel Face и Collage Machine на сайте детского образовательного центра Национальной Галереи Вашингтона. По своему содержанию это готовые программные продукты для творчества дома или на занятии. Так, Pixel Face – это программа, позволяющая с помощью разнообразных пикселей (разных по ритмической структуре, по цвету, по модулю) создать некое декоративное полотно, основу которого составляет портрет известного художника. Возможен выбор из 4-х портретов разных художественных стилей. В качестве своеобразной палитры инструментов предложена библиотека разнообразных пикселей, возможности рисования кисточкой-штампом, функция выбора тона, ластик. Кроме того, полученную работу можно распечатать. Для детей дошкольного возраста такая программа интересна и полезна, так как дает опыт работы со сложным цветовым пятном, имеющим ритмическую структуру,

с модулем, с большим диапазоном цветовых оттенков.

Следующий проект – проект Collage Machine обладает значительно большим потенциалом для творческой деятельности. Это буквально «коллажная машина». Работа в этой технике помогает приобрести первые навыки проектирования, организации композиции на плоскости, позволяет концентрировать внимание на символике цвета и цветовом ритме, особенностях взаимодействия цветов. Коллаж также дает возможность мобильного и продуктивного освоения различных композиционных задач. Также в этом проекте заложены инструменты (лупа), позволяющие двигать, изменять уровень прозрачности, приближать изображение. Все эти музейные интернет – проекты, предназначенные для всестороннего развития детей, еще раз подтверждают древнекитайскую мудрость: «Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай мне действовать самому – и я научусь». Хочу подчеркнуть, что новые технологии позволяют создавать инновационные художественные продукты, участвовать детям в новых формах коммуникации, учиться включать современные средства коммуникации в повседневную жизнь.

Также, сейчас выпускается много DVD, носящих культурологический образовательный характер. Например, программа «Здравствуй, музей!» выпустила цикл занятий Всемирной картинной галереи «Уроки тетушки Совы», которые очень нравятся детям.

После знакомства с произведениями искусства, обогащения опыта восприятия живописных произведений, умением наблюдать, всматриваться в природные явления, мы переходим к самостоятельной творческой деятельности детей, где используем традиционные и нетрадиционные материалы для работы над рисунками, коллажами, лепкой. Например, использование техники коллажа в продуктивной деятельности дошкольников. На первом этапе мы рассматриваем коллаж, отмечаем все детали. Второй этап – анализируем, выделяем и обговариваем средства, пространственное расположение. Третий этап – самостоятельная деятельность детей.

Одним из вариантов творческой деятельности детей является проведение интегрированных занятий. Например, занятие «Золотая осень»: рассматриваем, рассуждаем, создаем свое произведение искусства.

Обратите внимание на преимущества применения компьютерных технологий в профессиональной деятельности педагога. Особо хочется выделить интерактивное взаимодействие, общение в информационно-образовательном пространстве, что очень востребовано именно сегодня.

Анализируя инновационные образовательные продукты, созданные на основе ИКТ, можно выявить ряд преимуществ компьютерных технологий, как средств обучения. В первую очередь, это возможность сочетания логического и образного способов освоения информации, активизация образовательного процесса за счет усиления наглядности, интерактивное взаимодействие, общение в информационно-образовательном пространстве, и последнее, ребенок становится не объектом, а субъектом коммуникативного общения с воспитателем, что является важным моментом в педагогике сотрудничества.

Таким образом, опыт использования интерактивных технологий очень интересен для нас, взрослых и, конечно, для детей.

О результатах говорить пока рано, но мы видим, что детям это очень нравится и родители, посещая сайт «Музеи мира», повышают свой культурный уровень и становятся волонтерами в освоении и реализации новой программы.


Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...