Интерактивные технологии образования в дошкольных учреждениях. Интерактивные методы обучения в ДОУ: эффективные технологии

В настоящее время стремительного развития информационно-коммуникационных технологий назрела необходимость модернизации содержания и структуры всех сфер дошкольного образования. Это нашло отражение в новых образовательных Стандартах. Именно требования Федеральных Государственных Образовательных Стандартов, их введение и стало стимулом к внедрению интерактивного обучения и интерактивных технологий в работу дошкольных учреждений. В статье раскрыта суть интерактивного обучения и представлены интерактивные технологии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАМКАХ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ДОУ

В настоящее время стремительного развития информационно-коммуникационных технологий назрела необходимость модернизации содержания и структуры всех сфер дошкольного образования. Это нашло отражение в новых образовательных Стандартах. Именно требования Федеральных Государственных Образовательных Стандартов, их введение и стало стимулом к внедрению интерактивного обучения и интерактивных технологий в работу дошкольных учреждений.

Для начала следует разобраться, что же это такое «интерактивное обучение»?

В педагогике различают несколько моделей обучения:

1) пассивная - ученик выступает в роли «объекта» обучения (слушает и смотрит)

2) активная - ученик выступает «субъектом» обучения (самостоятельная работа, творческие задания)

3) интерактивная - inter (взаимный), act (действовать). Понятие интерактивное обучение- это «вид информационного обмена обучающихся с окружающей информационной средой». Процесс обучения осуществляется в условиях постоянного, активного взаимодействия всех учащихся. Ученик и учитель являются равноправными субъектами обучения.

Использование интерактивных технологий позволяет перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок принимает активное участие в данной деятельности.

Термин «интерактивные технологии» может рассматриваться в двух значениях: технологии, построенные на взаимодействии с компьютером и посредством компьютера и организованное взаимодействие непосредственно между детьми и педагогом без использования компьютера.

Внедрение компьютерных технологий в новой и занимательной для дошкольников форме, помогает решать задачи речевого, математического, экологического, эстетического развития, а также помогает развивать память, воображение, творческие способности, навыки ориентации в пространстве, логическое и абстрактное мышление. Использование интерактивной модели обучения исключает доминирование какого-либо участника учебного процесса или какой-либо идеи.

Использование интерактивных технологий в воспитательно-образовательном процессе ДОУ предполагает наличие интерактивного оборудования. Это компьютеры, интерактивные доски, мультимедийное оборудование и многое другое. Помимо оснащенности учреждения данным оборудованием необходимы также подготовленные педагогические кадры, способные сочетать традиционные методы обучения и современные интерактивные технологии.

Педагог должен не только уметь пользоваться компьютером и современным мультимедийным оборудованием, но и создавать свои образовательные ресурсы, широко использовать их в своей педагогической деятельности.

Рассмотрим второе направление интерактивного обучения - это организованное взаимодействие непосредственно между детьми и педагогом без использования компьютера. Таких технологий интерактивного обучения существует огромное количество. Каждый педагог может самостоятельно придумать новые формы работы с детьми.

Внедрение интерактивных технологий в работу с детьми осуществляется постепенно, с учетом возрастных особенностей дошкольников.

II младшая группа – работа в парах, хоровод;

Средняя группа – работа в парах, хоровод, цепочка, карусель;

Старшая группа – работа в парах, хоровод, цепочка, карусель, интервью, работа в малых группах (тройках), аквариум;

Подготовительная к школе группа – работа в парах, хоровод, цепочка, карусель, интервью, работа в малых группах (тройках), аквариум, большой круг, дерево знаний.

Дадим характеристику каждой технологии.

«Работа в парах»

Дети учатся взаимодействовать друг с другом, объединяясь в пары по желанию. Работая в паре, дети совершенствуют умение договариваться, последовательно, сообща выполнять работу. Интерактивное обучение в парах помогает выработать навыки сотрудничества в ситуации камерного общения.

«Хоровод»

На начальном этапе взрослый является ведущим, т.к. дети самостоятельно выполнить задание по очереди не могут. Воспитатель с помощью предмета учит детей выполнять задание по очереди, тем самым воспитывает у них такие качества, как умение выслушивать ответы и не перебивать друг друга. Интерактивная технология «Хоровод» способствует формированию начальных навыков произвольного поведения у детей дошкольного возраста.

«Цепочка»

Интерактивная технология «Цепочка» помогает началу формирования у детей дошкольного возраста умения работать в команде. Основу этой технологии составляет последовательное решение каждым участником одной задачи. Наличие общей цели, одного общего результата создает обстановку сопереживания и взаимопомощи, заставляет общаться друг с другом, предлагать варианты решений задания.

«Карусель»

Такая технология внедряется для организации работы в парах. Именно динамическая пара обладает большим коммуникативным потенциалом, и это

стимулирует общение между детьми. Интерактивная технология «Карусель» формирует у ребенка такие нравственно-волевые качества, как взаимопомощь, навыки сотрудничества.

«Интервью»

На этапе закрепления или обобщения знаний, подведения итогов работы используется интерактивная технология «Интервью». Благодаря использованию этой технологии у детей активно развивается диалогическая речь, которая побуждает их к взаимодействию «взрослый-ребёнок», «ребёнок-ребёнок».

«Работа в малых группах» (тройках)

В режиме интерактивного обучения отдается предпочтение группам дошкольников из трёх человек. Применение технологии групповой работы «в тройках» дает возможность трудиться на занятии всем детям. Ребята учатся оценивать свою работу, работу товарища, общаться, помогать друг другу. Принцип сотрудничества в процессе обучения становится ведущим.

«Аквариум»

«Аквариум» - форма диалога, когда ребятам предлагают обсудить проблему «перед лицом общественности». Интерактивная технология «Аквариум» заключается в том, что несколько детей разыгрывают ситуацию в круге, а остальные наблюдают и анализируют. Что дает этот прием дошкольникам? Возможность увидеть своих сверстников со стороны, увидеть, как они общаются, как реагируют на чужую мысль, как улаживают назревающий конфликт, как аргументируют свою мысль.

«Большой круг»

Технология «Большой круг» - это технология, которая позволяет каждому ребенку высказываться и развивать навыки общения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы из полученной информации и решать поставленную задачу.

«Дерево знаний»

Для успешного овладением ребенком коммуникативной деятельностью внедряется технология «Дерево знаний». Она развивает коммуникативные навыки, умение договариваться, решать общие задачи. Листочки – картинки или схемы составляет педагог и заранее вывешивает их на дерево. Дети договариваются, объединяются в малые группы, выполняют задание, и один ребенок рассказывает о том, как они выполнили задание, а дети слушают, анализируют и дают оценку.

Кейс-технологии

К кейс-технологиям относятся: метод ситуативного анализа (метод анализа конкретных ситуаций, ситуационные задачи и упражнения; кейс-стадии; кейс-иллюстрации; фото-кейсы); метод инцидента; метод ситуационно-ролевых игр; метод разбора деловой корреспонденции; игровое проектирование; метод дискуссии. Сущностью кейс-технологий является анализ проблемной ситуации. Анализ, как логическая операция мышления, способствует речевому развитию ребенка, «поскольку речь является формой существования мышления, между речью и мышлением существует единство» (С.Л. Рубинштейн). В процессе освоения кейс-технологий дети: учатся получать необходимую информацию в общении; умение соотносить свои устремления с интересами других; учатся доказывать свою точку зрения, аргументировать ответ, формулировать вопрос, участвовать в дискуссии; учатся отстаивать свою точку зрения; умение принимать помощь.

Кейс-технологии формируют навыки коммуникативного воздействия детей: происходит формирование у детей навыков работы в команде; умение вести диалог со взрослыми и сверстниками; развивается умение адекватно реагировать в возникающих конфликтных ситуациях; обеспечивается взаимосвязь с жизнью и игрой ребенка; учатся применять самостоятельно, без помощи взрослого полученные знания в реальной жизни без затруднений.

В заключении можно сказать, что интерактивные технологии позволяют успешно решать задачи: развивают свободное общение со взрослыми и детьми; развивают все компоненты устной речи детей; способствуют практическому овладению воспитанниками нормами речи.

Использование интерактивных технологий в непосредственной образовательной деятельности снимает нервную нагрузку дошкольников, дает возможность менять их формы деятельности, переключать внимание на вопросы темы занятий.

Таким образом, интерактивное обучение – несомненно, интересное, творческое, перспективное направление педагогики. Оно помогает реализовать все возможности детей дошкольного возраста с учетом их психологических возможностей. Использование интерактивной технологии дает возможность обогатить знания и представления детей об окружающем мире, о взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, побуждает детей к активному взаимодействию в системе социальных отношений.


Светлана Могилевец
Интерактивная технология обучения дошкольников

Прежде чем мы начнем совместную работу, прошу посмотреть притчу.

СЛАЙД № 2

«Жил-был мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает далеко не все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил : «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках : мертвая или живая?» А сам думает : «Скажет живая – я её умертвлю, скажет мертвая – я её выпущу» Мудрец, подумав, ответил : «Все в твоих руках»

СЛАЙД № 3

Пройдет немного времени, и наши дошколята станут первоклашками. В наших руках есть возможность помочь ребятам подготовиться к школе так, чтобы они не испытывали трудности в усвоении школьной программы. Школьная программа будет лучше усваиваться, если будет сформирована школьная готовность.

Слайд № 4

Готовность к школьному обучению – показатель преемственной связи ДОУ и школы.

В свете введения ФГОС в образовании взгляды на образовательный процесс в школе и детском саду становятся одинаковы, и цель преследуется одна : развитие интегративных качеств дошкольника , которые служат основой для формирования компетенций, необходимых для обучения в школе .

Если сказать другими славами, то мы сейчас стараемся реализовать единую линию развития ребёнка на этапах дошкольного и начального школьного детства, придав педагогическому процессу целостный последовательный и перспективный характер. И, наконец-то, две ступени образования действуют не изолированно друг от друга, а в тесной взаимосвязи.

В Федеральных государственных требованиях определено, что психолого-педагогическая работа по освоению детьми всех образовательных областей ориентирована на развитие их физических, интеллектуальных и личностных качеств. Задачи образовательных областей должны решаться в процессе интегрированной деятельности детей и адекватной возрасту форме

Слайд № 5

Что касается готовности к школьному обучению , то она складывается из нескольких показателей.

Физическая,

Специальная (педагогическая,

И психологическая, к которой относятся мотивационная, интеллектуальная , эмоционально – волевая, коммуникационная готовность.

Хочется сказать, что они все должны формироваться в совокупности и ни один из ее видов не может быть в приоритете. Потому, что мало одной мотивации, нужно физическое здоровье и интеллект . А очень умный ребёнок не сможет влиться в коллектив класса, если не будет развивать навыки коммуникации.

СЛАЙД № 6 - 7

Поэтому мы решили, что для нас, актуальна , которая способствует всестороннему развитию дошкольников и направлена на формирование у них новых качеств и умений.

Что же такое интерактивная технология обучения ?

Само определение связано с понятием «интерактивный » . Интерактивность означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога.

Интерактивным , по мнению Б. Ц. Бадмаева, является такое обучение , которое основано на психологии человеческих взаимоотношений и взаимодействий.

Интерактивное обучение – специальная форма организации познавательной деятельности, где информация усваивается не в пассивном режиме, а в активном.

Суть интерактивного обучения состоит в том , что практически все дети оказываются вовлеченными в процесс познания.

Создаются комфортные условия обучения , при которых ребенок чувствует свою успешность, интеллектуальную состоятельность , что делает продуктивным сам процесс обучения .

Технология интерактивного обучения предусматривает особый, многосторонний тип коммуникации между педагогом и детьми, а также между самими детьми.

Технология интерактивного обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена главным образом не на изложение воспитателем, готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение детьми знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности.

СЛАЙД № 8 - 9

Интерактивные технологии позволяют успешно решать задачи образовательной области «Коммуникация» , а именно :

Развивают свободное общение со взрослыми и детьми;

Развивают все компоненты устной речи детей;

Способствуют практическому овладению воспитанниками нормами речи.

Необходимо ребенка научить общаться : (Слушать собеседника, не перебивая, говорить самому после того, как собеседник закончил свою мысль; если не понял, то переспросить. От его внимательности во многом зависит результат работы.)

Слайд № 10

Приемов интерактивного обучения , которые могут быть использованы в ДОУ, существует большое количество.

При этом их внедрение в работу с детьми осуществляется постепенно, с учетом возрастных особенностей дошкольников .

Младшая группа – хоровод;

Средняя группа – хоровод, цепочка; интервью

Старшая группа – хоровод, цепочка, интервью , работа в парах, работа в малых группах (тройках) ;

Подготовительная к школе группа – хоровод, цепочка, интервью , работа в парах, работа в малых группах (тройках, карусель, аквариум, большой круг, дерево знаний.

Дадим характеристику некоторым приемам.

«Хоровод»

прием «Хоровод» способствует формированию начальных навыков произвольного поведения у детей дошкольного возраста .

Воспитатель с помощью мяча или другого предмета учит детей выполнять задания по очереди, тем самым воспитывает у них такие качества, как умение выслушивать ответы и не перебивать друг друга.

«Съедобное – не съедобное»

«Назови ласково» дети упражнялись в словообразовании.

Противоположности

«Цепочка»

прием «Цепочка» помогает началу формирования у детей дошкольного возраста умения работать в команде.

Основой этого приема составляет последовательное решение каждым участником одной задачи. Наличие общей цели, одного общего результата создает обстановку сопереживания и взаимопомощи, заставляет общаться друг с другом, предлагать варианты решений задания.

Рассказать сказку

Подобрать к существительному глаголы или прилагательные.

Называть слова на последний звук слова. «Города»

Назвать пословицы о дружбе.

Назвать сказки в которых есть сказочный герой волк

«Работа в парах»

На начальном этапе взрослый является ведущим, т. к. дети самостоятельно выполнить задание по очереди не могут. Воспитатель с помощью предмета учит детей выполнять задание по очереди, тем самым воспитывает у них такие качества, как умение выслушивать ответы и не перебивать друг друга.

Дети учатся взаимодействовать друг с другом, объединяясь в пары по желанию. Работая в паре, дети совершенствуют умение договариваться, последовательно, сообща выполнять работу. Интерактивное обучение в парах помогает выработать навыки сотрудничества в ситуации камерного общения.

-«назови первый звук в слове»

Работа по мнематаблицам

«Работа в малых группах»

В режиме этого приема отдается предпочтение группам дошкольников из трёх человек . Применение технологии групповой работы «в тройках» дает возможность трудиться на занятии всем детям.

Ребята учатся оценивать свою работу, работу товарища, общаться, помогать друг другу. Принцип сотрудничества в процессе обучения становится ведущим .

Надо разделиться на две группы. Решить какая группа будет выполнять задание, а какая группа будет в роли «наблюдателей» .

Наиболее благоприятные условия для включения каждого ребенка в активную работу на занятии создают групповые формы работы. При организации работы в парах и группах каждый ребенок мыслит предлагает своё мнение, пусть оно и неверное, в группах рождаются споры, обсуждаются разные варианты решения, идёт взаимообучение . И что особенно важно, групповая форма работы позволяет решить задачу индивидуального подхода.

Первое, чему нужно научить детей – это проверять друг друга.

Следующий этап : нужно научить детей обсуждать

Что значит обсуждать? Это говорить по данной теме, ставить вопросы и раскрывать их

Рассказывание сказки по сюжетным картинкам

«Карусель»

Такой прием внедряется для организации работы в парах. Именно динамическая пара обладает большим коммуникативным потенциалом, и этостимулирует общение между детьми.

Он «Карусель» формирует у ребенка такие нравственно-волевые качества, как взаимопомощь, навыки сотрудничества.

Для того необходимо найти себе пару и договорится, кто будет во внешнем круге, а кто во внутреннем. Дети, стоящие во внутреннем круга, называют твердый согласный, а дети стоящие во внешнем круге называют мягкий согласный. Дети активно взаимодействуют друг с другом, закрепляют твердые и мягкие согласные.

Или еще игра «Живое- неживое»

«Интервью »

На этапе закрепления или обобщения знаний, подведения итогов работы используется интерактивная технология «Интервью » .

Благодаря использованию этого приема у детей активно развивается диалогическая речь, которая побуждает их к взаимодействию «взрослый-ребёнок» , «ребёнок-ребёнок» .

На этапе закрепления, обобщения знаний, воспитатель использует прием «Интервью » . Благодаря её использованию у детей активно развивается диалогическая речь.

«Большой круг»

Прием «Большой круг» - который позволяет каждому ребенку высказываться и развивать навыки общения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы из полученной информации и решать поставленную задачу.

Воспитатель задает детям вопрос, например «Откуда взялась лужа?» и дети

«Дерево знаний»

Для успешного овладением ребенком коммуникативной деятельностью внедряется прием «Дерево знаний» . Он развивает коммуникативные навыки, умение договариваться, решать общие задачи. Листочки – картинки или схемы составляет педагог и заранее вывешивает их на дерево.

Дети договариваются, объединяются в малые группы, выполняют задание, и один ребенок рассказывает о том, как они выполнили задание, дети слушают, анализируют и дают оценку.

Для этого вам нужно договориться с кем вы будете работать в паре и вспомнить правила работы в парах.

Возьмите с «дерева знаний» большую карту, прочитайте слог и подберите к нему такие картинки в названии которых есть данный слог, после выполнения задания договоритесь кто будет отвечать.

Каждая пара выбирает карту и подбирает соответствующие картинки. Обсуждают выбор картинок. Договариваются, кто из пары будет отвечать.

Использование интерактивных технологий в непосредственной образовательной деятельности снимает нервную нагрузку дошкольников , дает возможность менять их формы деятельности, переключать внимание на вопросы темы занятий.

Таким образом, интерактивное обучение – несомненно , интересное , творческое, перспективное направление педагогики. Оно помогает реализовать все возможности детей дошкольного возраста с учетом их психологических возможностей. Использование интерактивной технологии дает возможность обогатить знания и представления детей об окружающем мире, о взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, побуждает детей к активному взаимодействию в системе социальных отношений.

Первое неоспоримое право ребенка – высказывать свои мысли.

Я. Корчак

Интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности, когда учебный процесс протекает таким образом, что практически все обучающиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, имея возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают.

«Мы живем в эпоху, когда расстояние от самых безумных фантазий до совершенно реальной действительности сокращается с невероятной быстротой», – писал в свое время М. Горький. И сейчас, в век сплошной компьютеризации, в век, когда техника шагнула далеко вперед, особенно актуально звучат слова М. Горького: «В карете прошлого никуда не уедешь…»

Интерактивная методика основывается на обучении действием и посредством действия: человек лучше запоминает и усваивает то, что он делает своими руками. Главным условием развития личности ребенка в дошкольном возрасте является общение. Поэтому задача педагога специально организовать данную деятельность, создавая внутри нее атмосферу сотрудничества, взаимного доверия – детей друг с другом, детей и взрослого. Для решения этой задачи педагог может использовать интерактивные технологии .

Использование интерактивных технологий и методов обучения в современном детском саду дает характеристику профессиональной компетенции педагога ДОУ.

Интерактивный – означает способность взаимодействовать или находится в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком) . Следовательно, интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, построенное на взаимодействии детей с учебным окружением, образовательной средой, которая служит областью осваиваемого опыта, в ходе которого осуществляется взаимодействие педагога и воспитанника.

Интерактивная форма обучения позволяет найти индивидуальный подход к каждому слушателю и участнику методического мероприятия также позволяет построить субъект – субъективные взаимоотношения не только между педагогами детского сада, но и между педагогами и их воспитанниками.

Образовательный процесс, в основе которого лежит интерактивное обучение, организован таким образом, что практически все дети оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. В процессе освоения учебного материала, дошкольники осуществляют совместную деятельность, это означает, что каждый вносит в работу свой вклад, происходит обмен опытом, знаниями и умениями. Причем это происходит в доброжелательной обстановке и при взаимной поддержке друг друга.

Одна из целей интерактивного обучения состоит в создании комфортных условий обучения, таких, при которых обучаемый чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным и эффективным весь процесс обучения. Интерактивная деятельность предполагает диалоговое общение, так как оно влечет за собой взаимопомощь, взаимопонимание и привлекает к решению задач совместными способами.

Организация интерактивного обучения может проходить в разных формах. Например, индивидуальная форма, предполагает самостоятельное решение поставленной задачи каждым ребенком; парная форма, используется для решения заданий в паре; при групповом подходе дети делятся на подгруппы; если задание выполняют все участники одновременно, данная форма называется коллективная или фронтальная; и наиболее сложная форма интерактивного обучения это планетарная. При планетарной форме группа участников получает общее задание, например, разработать проект; разбивается на подгруппы, каждая из которых разрабатывает свой проект, затем, озвучивает свой вариант проекта; после этого выбирают лучшие идеи, которые составляют общий проект. Основная цель педагога применять ту или иную компьютерную программу с учётом конкретных условий воспитательно-образовательного процесса, использовать ее содержание для развития памяти, мышления, воображения, речи у каждого конкретного ребенка. Именно от педагогического мастерства зависит то, как ненавязчиво и незаметно можно оживить образовательный процесс, расширить и закрепить полученный детьми опыт. Применение компьютерной техники и информационных технологий позволяет также повышать мотивацию детей к занятиям, обучать их сотрудничеству и новым формам общения друг с другом и педагогами, формировать осознанную оценку ребёнком своих достижений, поддерживать положительное эмоциональное состояние ребёнка в процессе занятий, повышать эффективность коррекционной работы.

Преимущества использования интерактивных технологий в образовательном процессе ДОУ неоспоримы и подтверждаются собственным практическим опытом:

– предъявление информации на экране компьютера или на проекционном экране в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;

– несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;

– движения, звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребенка;

– стимулирует познавательную активность детей;

– предоставляет возможность индивидуализации обучения;

– в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе;

– позволяет моделировать жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни.

Методы, которые используются в работе с детьми. НОД в группах начинается со знакомства с детьми:

Знакомство

Цели: Создать в группе атмосферу доверия и взаимной поддержки; формировать навыки самопрезентации, преодоления неуверенности и боязни перед публичным выступлением.

Обычно, проводя знакомство, я прошу детей рассказать историю своего имени (для детей старших и подготовительных групп) : «Кто и почему вас так назвали?» Или «Расскажите все, что вам известно о вашем имени» .

После того, как все дети представились, спрашиваю у детей:

– Почему важно знать историю своего имени?

Например, тема «Времена года».

Знакомство: Меня зовут… Мое любимое время года – весна и т. д.

«Мозговой штурм» – цель: «мозгового штурма» или «мозговой атаки» в том, чтобы на протяжении ограниченного периода, времени путем расторможения собрать от всех детей как можно больше идей относительно заданной темы.

Ролевая игра – это структурированная обучающая ситуация, в которой человек временно принимает определенную социальную роль и демонстрирует поведенческие модели, которые, как он считает соответствуют этой роли. Распределение ролей может быть прямое, со сменой или с ротацией.

Основной же особенностью ролевой игры является, то что обучающимся дается возможность самостоятельно действовать в специально сконструированной сложной ситуации и тем самым получить определенной опыт.

Например: Ребята, какая сегодня погода?

«Ролевая игра» : ролевая игра имитирует реальность с назначением ролей детям и предоставлением им возможности действовать «как бы по-настоящему» . Цель ролевой игры – определить отношение детей к конкретной сказке, сценке и т. д., приобрести опыт путем игры : она старается помочь научить через опыт и чувства. Иногда дети могут разыгрывать свои собственные ситуации, в которых они побывали. Также намного легче усваивать и закреплять материал именно в процессе игры.

«Кластеры»

Кластер в переводе с английского языка (cluster) означает гроздь, кисть. Кластер – это метод , помогающий свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Это нелинейная форма мышления. Разбивка на кластеры очень проста.

1. Написать ключевое слово или предложение в центре листа.

2. Начинать записывать слова и предложения, которые приходят на ум в связи с этой темой.

3. По мере того, как приходят идеи, начинать устанавливать связи.

4. Выписать столько идей, сколько придет на ум, в отведенное для этого время.

Разбивка на кластеры – гибкая структура, она может осуществляться как в группе, так и индивидуально, в зависимости от цели занятия.

Например:

Санки Праздник

Дед Мороз ЗИМА Снеговик

Подарки елка Новый год

В ДОУ предлагаю использовать так. На доске вывешивается картинка с изображением ключевого слова и предлагается детям назвать слова, относящиеся к данному слову. Этот метод можно использовать как в группе, также индивидуально с каждым ребенком, которому предлагается несколько картинок и найти связь между ними.

«Синквейн»

Синквейн, в переводе с французского языка – 5 строк. Синквейн – белый (нерифмованный) стих, помогающий синтезировать информацию.

1 строка : Тема одним словом (обычно существительное)

2 строка : Описание темы в двух словах (два прилагательных)

3 строка : Описание действия в рамках этой темы (три глагола или деепричастия)

4 строка : Отношение к теме, чувства, эмоции (фраза из четырех слов)

5 строка : Повторение сути темы одним словом (синоним темы)

Например : МАМА

Добрая, любимая

Заботится, любит, кормит

Я люблю свою маму!

В ДОУ можно использовать таким образом.

1 строка : Предмет или явление одним словом.

2 строка : Описать какой этот предмет.

3 строка : Действия данного предмета.

4 строка : Нравится ли данный предмет и как?

5 строка : Как можно по-другому назвать этот предмет?

В заключение можно сделать вывод, что именно интерактивное обучение развивает коммуникативные умения и навыки, помогает установлению эмоциональных контактов между участниками, обеспечивает решение ряда воспитательных задач, так как учит работе в команде, т.е. в сообществе (совместном обществе – вместе), взаимопониманию, умению аргументировано отстаивать свою точку зрения, наблюдательности, а также развивает творческие способности и фантазию.

Использованная литература :

1. Азарова А. Метод ролевой игры. Спб.: речь, 2011. 352с.

2. Новая школа: Пространство Возможностей Материалы Центрально азиатской научно – практической конференции Бишкек-2006 г. 320 с.

3. Руководство по развитию критического мышления (Методическое пособие) Ташкент – 2002 г.

5. Панфилова А. П. Мозговые штурмы. Спб.: Питер, 2005. 316 с.

4. Уполномоченное Образование (Пособие для тренеров) Информационно-Ресурсный Центр Позитивного Просвещения. Ташкент – 2003 г.

Полурезова Татьяна Васильевна
Должность: педагог-психолог
Учебное заведение: МБДОУ№75
Населённый пункт: г. Владикавказ
Наименование материала: методическая разработка
Тема: интерактивные методы обучения в ДОУ
Дата публикации: 09.11.2016
Раздел: дошкольное образование

«Интерактивные технологии в дошкольном образовании»
Внедрение в образовательный процесс интерактивных педагогических технологий направлено на формирование интегративных качеств дошкольников, овладение ими конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми в соответствии с задачами, которые ставят современные Федеральные образовательные государственные стандарты. Что же такое интерактивная технология обучения? Само определение связано с понятием «интерактивный».
Понятие

«интерактивный»
происходит от английского «interact» («inter» - «взаимный», «act» - «действовать»).
Интерактивное обучение -
это специальная форма организации познавательной деятельности. Она подразумевает вполне конкретные и прогнозируемые цели. Одна из таких целей состоит в создании комфортных условий обучения, при которых ребёнок чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения. Интерактивность означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером) или кем-либо (человеком). Интерактивное обучение – специальная форма организации познавательной деятельности. Суть интерактивного обучения состоит в том, что практически все дети оказываются вовлеченными в процесс познания. Задания в таком виде обучения – нестандартные. Нестандартное задание - понятие очень широкое. Оно включает целый ряд признаков, позволяющих отграничить задания этого типа от традиционных (стандартных). Главный отличительный признак нестандартных заданий - их связь "с деятельностью, которую в психологии называют продуктивной", творческой. Есть и другие
признаки:
 самостоятельный поиск учащимися путей и вариантов решения поставленной учебной задачи (выбор одного из предложенных вариантов или нахождение собственного варианта и обоснование решения);  необычные условия работы;  активное воспроизведение ранее полученных знаний в незнакомых условиях. В педагогике различают несколько моделей обучения: 1. пассивная - обучаемый выступает в роли "объекта" обучения (слушает и смотрит); 2. активная - обучаемый выступает "субъектом" обучения (самостоятельная работа, творческие задания); 3. интерактивная - взаимодействие.
Использование интерактивной модели обучения предусматривают моделирование жизненных ситуаций, использование ролевых игр, совместное решение проблем. Исключается доминирование какого-либо участника учебного процесса или какой-либо идеи. Интерактивная технология направлена на формирование у дошкольников новых качеств и умений:  активизируется индивидуальная интеллектуальная активность каждого дошкольника;  развиваются межличностные отношения, дети учатся преодолевать коммуникативные барьеры в общении (скованность, неуверенность), создается ситуация успеха;  формируются условия для самообразования саморазвития личности каждого ребенка Внедрение интерактивных технологий в работу с детьми осуществляется постепенно, с учетом возрастных особенностей дошкольников. 
II младшая группа
– работа в парах, «рефлексивный круг»; 
средняя группа
– работа в парах, «рефлексивный круг», цепочка, карусель; 
старшая группа
– работа в парах, «рефлексивный круг», цепочка, карусель, интервью, работа в малых группах (тройках), аквариум; 
подготовительная к школе группа
– работа в парах, «рефлексивный круг», цепочка, карусель, интервью, работа в малых группах (тройках), аквариум, большой круг, дерево знаний.
«Работа в парах»
Дети учатся взаимодействовать друг с другом, объединяясь в пары по желанию. Работая в паре, дети совершенствуют умение договариваться, последовательно, сообща выполнять работу. Интерактивное обучение в парах помогает выработать навыки сотрудничества в ситуации камерного общения. На начальном этапе взрослый является ведущим, т.к. дети самостоятельно выполнить задание по очереди не могут. Воспитатель, психолог с помощью предмета учит детей выполнять задание по очереди, тем самым воспитывает у них такие качества, как умение выслушивать ответы и не перебивать друг друга. Например: «Это необычный камень, он волшебный. У кого он в руках, тот отвечает на вопрос(показывает движение, эмоцию, выполняет задание) » Интерактивная технология
«Рефлексивный круг»
способствует формированию начальных навыков произвольного поведения у детей дошкольного возраста.
«Цепочка»
Интерактивная технология «Цепочка» помогает началу формирования у детей дошкольного возраста умения работать в команде.
Основу этой технологии составляет последовательное решение каждым участником одной задачи. Наличие общей цели, одного общего результата создает обстановку сопереживания и взаимопомощи, заставляет общаться друг с другом, предлагать варианты решений задания.
«Интервью»
На этапе закрепления или обобщения знаний, подведения итогов работы используется интерактивная технология «Интервью». Благодаря использованию этой технологии у детей активно развивается диалогическая речь, которая побуждает их к взаимодействию «взрослый- ребёнок», «ребёнок-ребёнок».
«Работа в малых группах» (тройках)
В режиме интерактивного обучения отдается предпочтение группам дошкольников из трёх человек. Применение технологии групповой работы «в тройках» дает возможность трудиться на занятии всем детям. Ребята учатся оценивать свою работу, работу товарища, общаться, помогать друг другу. Принцип сотрудничества в процессе обучения становится ведущим.
«Аквариум»
«Аквариум» - форма диалога, когда ребятам предлагают обсудить проблему «перед лицом общественности». Интерактивная технология «Аквариум» заключается в том, что несколько детей разыгрывают ситуацию в круге, а остальные наблюдают и анализируют. Что дает этот прием дошкольникам? Возможность увидеть своих сверстников со стороны, увидеть, как они общаются, как реагируют на чужую мысль, как улаживают назревающий конфликт, как аргументируют сою мысль.
«Дерево знаний»
Для успешного овладением ребенком коммуникативной деятельностью внедряется технология «Дерево знаний». Она развивает коммуникативные навыки, умение договариваться, решать общие задачи. Листочки – картинки или схемы составляет педагог и заранее вывешивает их на дерево. Дети договариваются, объединяются в малые группы, выполняют задание, и один ребенок рассказывает о том, как они выполнили задание, дети слушают, анализируют и дают оценку
Кейс-технологии
К кейс-технологиям относятся:  метод ситуативного анализа (метод анализа конкретных ситуаций, ситуационные задачи и упражнения;  метод инцидента;  метод ситуационно-ролевых игр;  тренинг  игровое проектирование;  метод дискуссии.
Сущностью кейс-технологий является анализ проблемной ситуации. Анализ, как логическая операция мышления, способствует речевому развитию ребенка, «поскольку речь является формой существования мышления, между речью и мышлением существует единство» (С.Л.Рубинштейн). В процессе освоения кейс-технологий дети:  учатся получать необходимую информацию в общении;  умение соотносить свои устремления с интересами других;  учатся доказывать свою точку зрения, аргументировать ответ, формулировать вопрос, участвовать в дискуссии;  учатся отстаивать свою точку зрения;  умение принимать помощь.
Кейс-технологии формируют навыки коммуникативного воздействия

детей:
 происходит формирование у детей навыков работы в команде;  умение вести диалог со взрослыми и сверстниками;  развивается умение адекватно реагировать в возникающих конфликтных ситуациях;  обеспечивается взаимосвязь с жизнью и игрой ребенка;  учатся применять самостоятельно, без помощи взрослого полученные знания в реальной жизни без затруднений.  Использование интерактивных технологий в непосредственной образовательной деятельности снимает нервную нагрузку дошкольников, дает возможность менять их формы деятельности, переключать внимание на вопросы темы занятий. Таким образом, интерактивное обучение – несомненно, интересное, творческое, перспективное направление педагогики. Оно помогает реализовать все возможности детей дошкольного возраста с учетом их психологических возможностей. Использование интерактивной технологии дает возможность обогатить знания и представления детей об окружающем мире, о взаимоотношениях со сверстниками и взрослыми, побуждает детей к активному взаимодействию в системе социальных отношений
Необходимо помнить
:
Учебный процесс организуется с учетом включенности в процесс

познания всех детей группы без исключения.

Каждый вносит свой особый индивидуальный вклад, в ходе работы

идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности.

Организуются индивидуальная, парная, групповая работа;

проектная работа, ролевые игры; работа со сказкой; тренинг.

Интерактивные методы основаны на принципах взаимодействия,

активности обучаемых, опоре на групповой опыт, обязательной

обратной связи.

Создается среда образовательного общения, которая характеризуется

открытостью, взаимодействием участников, равенством их

аргументов, накоплением совместного знания, возможность взаимной

оценки и контроля.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...