Поучительные сказки для детей на ночь. Психотерапевтическая сказка

Когда мы говорим, что эта сказка про доброту, то люди начинают улыбаться, вспоминать что-то хорошее. Лучи добра обладают магической силой. Не существует пути к доброте; доброта – это и есть путь.

Сказка про доброту и Петушка

Жил-был Петушок. Его домом был славный курятник на окраине птичьего двора. Петушок был добрым и отзывчивым. Он всегда заботился о младших, приносил им потерявшиеся зернышки.

Утром Петушок ходил на работу. Как только огромное золотое солнышко появлялось на горизонте, петушок громко кричал:

— Ку-ка-ре-ку!

Все были рады, что Петушок ответственно относился к своим обязанностям. «Проспать» — такого слова для петуха не существовало. Если звучало весёлое «Ку-ка-ре-ку!», то жители птичьего двора точно знали, что сейчас раннее утро, впереди новый день и ещё много дел можно сделать.

Но вот однажды Петушок отправился на вечернюю прогулку к плетню. И вдруг он увидел, как кто-то барахтается в канаве. Он внимательно посмотрел вниз и увидел маленького гусёнка, который непонятным образом забрался сюда и угодил в канаву. Петушок попытался спасти бедолагу, но у него ничего не вышло.

Смеркалось. Птичья братия активно готовилась ко сну. О гусёнке, похоже, никто не вспомнил. И тогда Петушок принял решение – надо кукарекать. И он начал.

Старый гусь нашёл его у плетня и спросил, почему кукареканье происходит в столь неурочный час? Петух показал в канаве барахтающегося малыша. Старый гусь, опытный и мудрый, немедленно помог бедняге.

А на птичьем дворе недовольно ворчали:

— Петушок зазнался, кричит, когда хочет. Нам это не нравится. Надо же, ночь на пороге – а он кукарекать вздумал!

А утром на птичьем собрании старый гусь поблагодарил спасителя:

— Ты сделал доброе дело, Петушок. Молодец, друг, не растерялся!

Старый гусь ещё долго говорил про добро, про добрые поступки.

Петушок скромно молчал. Молчали и те, кто ещё совсем недавно ворчал на него…

Вопросы и задания к сказке

О каком домашнем животном идёт речь в сказке?

В чём заключалась работа Петушка?

Как связаны между собой петух и солнце?

Где Петушок нашёл гусёнка?

Почему Петушок закукарекал в неурочное время?

Кто спас гусёнка?

Почему мы говорим, что эта сказка про доброту?

Какие пословицы подходят к сказке?

Добротой свет стоит.
Ценна помощь вовремя.
Доброму везде дорога.

Главный смысл сказки заключается в том, что спасти жизнь живого существа – это важнее, чем соблюсти установленные порядки.

Все взрослые читают сказки своим детям. И это очень правильное решение, так как именно с помощью сказок проще всего объяснить ребенку, что такое – хорошо, что такое - плохо. Классические детские сказки зачастую веселые и поучительные, с множеством красочных иллюстраций, их можно приобрести в любом книжном магазине.

Неудивительно, что и взрослым нравятся сказки, и они с удовольствием проводят время за книгой, с головой окунаясь в мир сказочных историй. Ниже представлены наиболее популярные классические сказки, которые каждый из нас, наверняка, читал в детстве:

1. «Гадкий утенок»

«Гадкий утенок» - это сказка, написанная датским прозаиком и поэтом, автором всемирно известных сказок для детей и взрослых, Гансом Кристианом Андерсоном (1805-1875). В сказке рассказывается о маленьком утенке, которого постоянно обижают другие обитатели птичьего двора. Но это продолжается недолго, так как со временем маленький утенок превращается в прекрасного белого лебедя – самую красивую птицу среди всех. Эта сказка нравится как взрослым, так и детям, потому что здесь показан личностный рост, превращение, изменение в прекрасную, более лучшую сторону.

Сказка, вместе с тремя другими произведениями Андерсона, впервые была опубликована 11 ноября 1843 года в Копенгагене, Дания, и была очень критично воспринята публикой. Однако, сказку сразу включили в репертуар оперного театра, по мотивам сказки был поставлен мюзикл, а так же был снят анимационный фильм. Это произведение не относится ни к фольклору, ни к народным сказкам, так как было придумано Гансом Кристианом Андерсоном.

Это одна из тех сказок, прочитав которые, мы понимаем, что мы не такие, какими кажемся на первый взгляд. Все мы разные, все мы отличаемся друг от друга, но одно дело – знать, что ты не такой, как остальные, другое же – удивляться собственному, неожиданному, прекрасному перевоплощению. Каждый из нас должен научиться прощать себе былые ошибки, учиться меняться в лучшую сторону и стремиться к саморазвитию и самопознанию.


2.« Мальчик, который кричал «Волк»

Развлечением для мальчика, главного персонажа этой сказки, было врать людям из своей деревни про волка, который якобы собирается съесть отару овец, которую пас мальчик. Он кричал: «Волк!», но на самом деле никакого волка не было, когда люди из деревни приходили на помощь. Мальчика забавляла эта ситуация и он смеялся над теми, кто пришел к нему на помощь. Случилось так, что однажды волк таки пришел, чтобы поживиться отарой овец. Когда мальчик стал звать на помощь, никто из деревни не обратил на это внимания, так как все решили, что мальчик опять врет. В конечном итоге, он потерял всех своих овец. Мораль этой сказки такова: Никогда не подрывай доверие людей, так как восстановить его порой очень сложно.


3. «Дюймовочка»

Сказка «Дюймовочка» (дат. Tommelise), написанная Гансом Кристианом Андерсоном, впервые была опубликована 16 декабря 1835 года К.А. Рейтзелем в Копенгагене, Дания. Вместе со сказками «Скверный мальчишка» и «Спутник», «Дюймовочка» вошла в состав второго сборника под названием «Сказки, рассказанные для детей». В своей сказке автор рассказывает о приключениях крошечной девочки Дюймовочки, о ее знакомстве с семейством жаб, майским жуком и о замужестве с кротом. Дюймовочка проходит очень много испытаний и в конце сказки выходит замуж за короля эльфов цветов, который был таким же маленьким, как и сама Дюймовочка.

Эта сказка одна из самых известных в мире. Детям нравится читать о приключениях маленькой девочки, о ее не легком путешествии. Своей сказкой автор хотел донести до нас, что самое главное – это не то, что ожидает тебя в конце твоего пути, а то, что случается с тобой во время путешествия.


4. «Эльфы и башмачник»

Будьте всегда доброжелательны и любезны! Не забывайте говорить: «Спасибо» и действительно будьте благодарны. Это основные советы, которые дает нам сказка братьев Гримм «Эльфы и башмачник».

Сказочные эльфы помогали башмачнику делать очень красивые туфли, которые безумно полюбились многим зажиточным людям. В конечном итоге, Башмачник сильно разбогател, продавая чудесные пары туфель горожанам, но он не зазнался и всегда говорил слова благодарности и очень уважительно относился к маленьким существам, которые когда-то помогли ему воплотить в жизнь свои заветные мечты. Никогда не забывайте говорить «Спасибо» окружающим вас людям, и вы будете вознаграждены за свое уважительное отношение в сотни раз больше, чем вы ожидали.


5. «Гензель и Гретель»

Это сказка об юных Гензель и Гретель, брате и сестре, об их храбрости и о том, как они побороли чары старой ведьмы – людоедки. Но урок, который несет эта сказка, относится, скорее всего, к взрослым, а именно к отцам. Мораль такова: мужчина, если он женится во второй раз, должен очень ответственно отнестись к выбору второй жены, особенно, если у него есть дети от первого брака; будущая жена не должна хотеть избавиться от детей.


6.« Кот в сапогах»

«Кот в сапогах» - очень известная европейская сказка, в которой речь идет о коте с необычными способностями и острым умом. Кот, с помощью хитрости и благодаря своей деловой хватке, помогает своему бедному и безродному хозяину получить то, что он хотел: власть, богатство и руку принцессы. Сказка была написана в конце семнадцатого века французским автором сказок для детей Шарлем Перро – бывший государственный служащий на пенсии, а также член французской Академии.

Другая версия сказки под названием «Кальюзо», была опубликована в 1634 году Джовани Баттиста Базиле. Эта версия сказки, в печатном виде и с иллюстрациями, появилась за два года до того, как в 1967 вышла в свет версия Перро, включенная в состав сборника из восьми сказок под названием «Histoires ou contes du temps passé». Версия Шарля Перро была опубликована Барбином. Сборник сказок имел большой успех, а сама сказка про кота в сапогах остается одной из самых любимых в мире и по сей день.

Все возможно получить с помощью обаяния и капельки хитрости – это основная мысль, которую хотел донести до читателя автор. В сказке говорится о коте, который достался в наследство от отца одному бедному юноше. Благодаря интеллекту, сноровке и изобретательности, кот помог своему хозяину зажить лучшей, богатой жизнью. Он нашел для юноши новую одежду, помог впечатлить короля, кот даже справился с великаном-людоедом, одурачив его и превратив в мышь.


7. «Новое платье короля»

«Новое платье короля» (дат. Keiserens nye Klæder) – коротенькая сказка датского писателя Ганса Кристиана Андерсена о двух ткачах, которые пообещали Королю пошить для него такое платье, которое будет невидимо для людей, несоответствующих Королю по рангу – люди глупые, некомпетентные, бедные. Когда же Король прошелся в своем новом наряде среди обычных людей, один маленький мальчик заявил: «Король же голый!». Сказка была переведена на сотни языков мира.
Когда вам нужен совет или мнение по поводу чего-либо, спросите ребенка. Ребенок ответит вам честно, без утайки скажет правду. На самом деле, на Короле не было никакого нового платья, но народ на улице предпочел притворно восхищаться новым нарядом, каждый боялся показаться глупцом. Один лишь маленький ребенок искренне сказал правду.

Все мы родом из детства и прекрасно понимаем, что сказки нужны детям для лучшего мировосприятия и развития. Польза сказок просто бесценна, так как ребенок погружается в мир волшебства и чудес, вместе с любимыми персонажами переживает каждую ситуацию, каждое приключение, именно это позволяет развить воображение и память.

Всем известен такой литературный жанр, как сказка. Это слово произошло от глагола «казать» («сказать») и в далеком прошлом обозначало список или описание. В настоящее время сказка - это короткое, чаще всего прозаическое произведение о каких-либо вымышленных событиях.

Различают два типа сказок: фольклорные и литературные. Первый тип - это сказания, не имеющие определенного автора и сочиненные народом. Происходящие в сюжете события, как правило, не имеют никакого сходства с реальностью, в отличие от некоторых других жанров устного народного творчества: былин и исторических песен.

Литературные сказки появились гораздо позже. Они принадлежат конкретным авторам и чаще всего созданы на основе народного творчества, имеют похожих героев, сюжет и манеру повествования.

Сказки традиционно считаются произведениями для детей. Основная задача этих произведений - обучение ребенка правилам поведения в семье и обществе, хорошему отношению к людям и другим моральных принципам. Сказки учат доброте, которая всегда побеждает зло.

Почему стоит читать сказки?

Несмотря на быстро меняющийся технологически развитый мир XXI столетия, психологи считают, что сказки современным детям необходимы.

Помимо очевидного плюса - обучения и знакомства с миром, в пользу этого жанра можно привести еще несколько аргументов.

Сказки о доброте дают детям позитивный настрой. Ведь в мире так много негатива, внушаемого обществом: в детском саду, школе и даже ничего не подозревающими родителями. Достаточно вспомнить фразу «Станешь дворником, если не будешь учиться» и ее вариации. В сказках герои тоже сталкиваются с трудностями, но всегда находят выход из положения.

Также совместное чтение с родителями - отличный способ провести семейный вечер. Это занятие сближает и объединяет, что важно, так как в современном мире люди проводят с детьми гораздо меньше времени, чем пару веков назад.

Как выбрать сказку для ребенка?

Знакомство ребенка с этим жанром нужно начинать в соответствии с его возрастом. Длинные сказки о доброте со сложным сюжетом и большим количеством героев могут быть непонятны маленьким детям. А тех, кто постарше, вряд ли увлечет банальная «Курочка Ряба».

Психологи советуют в качестве первых сказок о доброте предложить ребенку простые истории о животных: «Колобок», «Кочет и курица», «Теремок».

По мере взросления от русского фольклора можно перейти к зарубежному и литературным сказкам: произведениям братьев Гримм, Вильгельма Гауфа, Ханса Кристиана Андерсена, Шарля Перро. В таком случае дополнительным плюсом станет то, что ребенок познакомится с культурой и традициями других народов.

Когда все известные истории будут прочитаны, можно обратиться к специализированным Интернет-ресурсам. На таких книжных порталах, как LiveLib, легко выбрать для детей сказки о доброте.

Народный фольклор. «Благодарный медведь»

«Благодарный медведь» - мордовская народная сказка. Это произведение подойдет для чтения детям до 5-6 лет.

По сюжету некая девочка шла по лесу и вдруг встретила медведя. Испугавшись, она пыталась убежать от него, но страх сковал все ее тело так, что девочка не могла сдвинуться с места. Но медведь не хотел причинить ей вреда. Все, что он делал, - это протягивал раненую лапу, в которой была заноза. Девочка вытащила ее, и медведь ушел.

Спустя какое-то время они встретились снова. Зверь нес в лапах улей с медом диких пчел. Он положил его перед девочкой и вновь скрылся. Девочка взяла этот улей и отнесла в свою деревню: меда было так много, что хватило на всех жителей.

Мораль этой сказки про доброту очевидна, но важна: необходимо всегда оказывать помощь тем, кому она нужна, а также отвечать добром на добро.

«Краденым сыт не будешь»

Эта белорусская народная сказка учит одному из важнейших моральных принципов: не брать чужого.

Отец решил, что двум его сыновьям пора найти себе призвание в жизни. Старший юноша, увидев в соседней деревне кузницу, решил, что хочет зарабатывать кузнечным ремеслом. Это обрадовало отца.

Но младший не смог так быстро определиться с желаемой профессией: ничего ему не нравилось. Однажды у него возникла идея воровать волов у пастуха, ведь это легкое и прибыльное занятие.

Первый вол был украден, и настало время готовить обед из его мяса. Младший сын никак не мог успокоиться и отделаться от мысли, что его заметили при воровстве - постоянно оглядывался и нервничал.

Перед тем, как сесть за стол, отец предложил снять мерки и узнать, кто больше раздобреет от съеденного.

Через какое-то время оказалось, что сын вдвое похудел, потому что всегда во время еды думал о краже и боялся быть пойманным. Название этой сказки полностью отражает ее главный вывод.

«Плотник и кошка»

Как и «Благодарный медведь», эта японская сказка о доброте проста, но содержит глубокий смысл. Она учит тому, что нельзя бросать близких людей в трудной ситуации, а нужно стремиться помогать им.

В далекие времена жил плотник, у которого была кошка. Хозяин любил своего питомца и каждый день приносил кошке рыбу. В свою очередь, кошка тоже любила плотника.

Все было хорошо, но однажды случилось несчастье. Человек обнаружил, что начинает слепнуть - из-за странной болезни или старости. Плотник больше не мог работать, и у него не было денег ни на что, в том числе и на рыбу для кошки.

Но, несмотря на то, что ей было нечего есть, кошка не покинула своего хозяина. В одну ночь она залезла на кровать и стала вылизывать глаза плотника. Спустя некоторое время случилось чудо, и человек вновь обрел зрение.

Литературные сказки на тему доброта. Произведения Шарля Перро

Авторству французского писателя Шарля Перро принадлежат такие популярные истории, как «Кот в сапогах», «Мальчик с пальчик», «Пряничный домик», «Красная шапочка» и другие. Некоторые из них вошли в знаменитый сборник «Сказки матушки Гусыни».

Многие его сказки про доброту были неоднократно экранизированы - например, «Золушка и хрустальная туфелька» и «Спящая красавица».

Большинство сказок, наряду с баснями, относят к так называемому жанру низкой литературы. Однако произведения Шарля Перро - исключения. Это автор был тем, кто мог простыми словами, понятными для детей, передать глубокий смысл, не забыв о юморе там, где он уместен. Со сказками Шарля Перро ребенка можно познакомить в возрасте 5-6 лет.

Ханс Кристиан Андерсен

Сказки датского писателя Ханса известны во всем мире и поражают своей серьезностью, глубиной и трогательностью. Историями о Русалочке, Дюймовочке, Снежной Королеве и Стойком оловянном солдатике зачитывались целые поколения детей. Эти сказки смело можно назвать шедеврами. По ним также снимались фильмы и мультфильмы.

Несмотря на то, что сказка в целом позиционируется как жанр для детей, произведения Ханса Кристиана Андерсена по достоинству оценят и взрослые люди. Во всех историях содержится многогранный смысл, который каждый читатель воспримет по-своему.

Джанни Родари

Многие знают этого итальянского писателя как автора «Приключений Чиполлино» и «Джельсомино в Стране лжецов», но, помимо этих историй, Джанни Родари также создал еще немало сказок про доброту для детей.

Эти истории полны забавного юмора и жизнерадостности. Родари был талантливым автором и обладал поистине неисчерпаемой фантазией. Его сказки воспитывают в детях такие качества, как храбрость, мужественность, честность, доброта, оптимизм и вера в себя. Джанни Родари всегда хотел, чтобы его юные читатели, вне зависимости от выбранного жизненного пути, выросли настоящими людьми.

Новоковская Светлана, ученица 4 класса МКОУ Куйбышевская ООШ Петропавловского района Воронежской области
Руководитель: Радченкова Тамара Ивановна, учитель начальных классов МКОУ Куйбышевская ООШ Петропавловского района Воронежской области
Описание: Представленная сказка написана ученицей 4 класса. Это произведение может быть использовано как учителями начальных классов при изучении литературных сказок, при организации творческой деятельности учащихся, так и воспитателями детских садов при проведении занятий с детьми. Сказка будет интересна и родителям малышей, которые прививают детям любовь к чтению, устному народному творчеству, литературной сказке.
Цель:
Воспитание интереса к литературной сказке.
Задачи:
- Формировать особое восприятие мира, отношений между людьми.
- Развивать устную речь детей, фантазию, творческие способности.
- Прививать любовь к книге, желание читать и самостоятельно сочинять сказки.
- Воспитывать чувство толерантности, доброе и сердечное отношение к людям, чувство сострадания, стремление всегда прийти на помощь, быть верным другом, чутким товарищем.

Я поведаю вам сказку, а может – просто сказочную историю, которая произошла с одним очень капризным мальчиком…
Дело было не в сказочном царстве, не в заморском государстве, а в обычном маленьком городке, которого и на карте не сыщешь.


Жила – была семья: мама и ее сынишка. Мама очень любила своего сына, на ночь читала ему добрые сказки, часто играла с ним, гуляла по городу.


Но мальчик рос избалованным, капризным. Он постоянно плакал, кричал, раздувал щеки и губы, когда что-то ему не нравилось.


Мальчик любил, чтобы все его капризы выполнялись. Маме очень трудно приходилось с ним. Она много работала, чтобы воспитывать своего сына. О маме мальчика все соседи говорили, что она очень хорошая, трудолюбивая, вежливая женщина, а ещё говорили, что она дружит с Добрым словом. Доброе слово никогда не оставляло женщину одну.


Оно всегда было рядом, давало советы, поддерживало. И когда мама пыталась успокоить раскапризничавшегося сына, Доброе слово подбадривало маму, помогало ей. А сынишка очень не любил, когда кто-то ему мешает.


Он ревновал маму к Доброму слову, не хотел, чтобы оно заходило к нему в комнату. Мальчик ждал, что мама будет только его слушать, всегда восхищаться им и все его желания выполнять.
Однажды, поздним вечером, когда обычные дети уже видели волшебные сны, наш мальчик опять раскапризничался. На этот раз ему очень захотелось, чтобы в его комнате, на макушке елочки горела бы настоящая звездочка, которая сейчас смотрела в окошко его комнаты осуждающим взглядом.


Мальчик плакал, бросал по комнате игрушки, кричал, а потом сел на пол и долго двигал по ковру ногами. Мама терпеливо смотрела на очередной каприз сына и сказала: « Наверное, это очень красиво, когда на елочке горит настоящая рождественская звезда. Но не ко всем она может спуститься, сыночек. Звездочки с неба опускаются на счастье. А счастье наше в том, чтобы делать другим добро.» Доброе слово стояло рядом с мамой и согласно кивало головой. А малыш продолжал кричать, не слыша слов мамы.


Мама пожелала сыну спокойной ночи, поцеловала его в заплаканные глазки и ушла в свою комнату. Как только мама и Доброе слово вышли с комнаты, мальчик перестал реветь. А зачем плакать, если тебя никто не слышит? Он подставил стул к окошку и посмотрел в небо, на яркую звездочку. Она как будто подмигивала ему. Мальчик помахал ей ручкой и пошел спать. Утром он проснулся, но никто не пришел его поцеловать и поздороваться с ним. Он немного полежал и встал с постели. Хотелось кушать и мальчик прошел на кухню. Но на кухне не было мамы.


На плите не было ничего. Мальчик не мог понять – почему мама не приготовила любимый завтрак для него. Но вокруг стояла очень пугающая тишина - мамы нигде не было.
Тогда он сам решил подняться в мамину комнату. Когда сын открыл дверь в комнату, он увидел, как в постели лежала его мама. У неё был жар. Она постанывала. А рядом с ней сидело Доброе слово и подбадривало маму, говорило ей, что надо держаться, что она сильная и обязательно победит болезнь, потому что она очень нужна своему сыну.


А как нам добрые слова нужны!
Не раз мы в этом убедились сами,
А может не слова - дела важны?
Дела - делами, а слова - словами.
Они живут у каждого из нас,
На дне души до времени хранимы,
Чтоб их произнести в тот самый час,
Когда они другим необходимы.
А мальчик стоял и не знал, что ему делать. Он очень не любил Доброе слово, которое постоянно сопровождало его маму. Мальчику хотелось, чтобы мама была только его. Он подошёл поближе и наклонился над мамой.
-Пить, - тихо прошептала мама.
-Пожалуйста, принеси маме водички и микстуру, она в холодильнике, - сказало Доброе слово.
-Само и принеси, - грубо ответил мальчик.
-К сожалению, я могу только говорить, давать советы, поддерживать, а принести ничего не могу, - с грустью в голосе ответило Доброе слово.
Мальчик капризно раздул губы и молча стоял возле постели больной мамы. Она опять тихонько простонала, у неё была высокая температура. Тогда мальчик нехотя побрел вниз, налил в стакан воды и взял в холодильнике лекарство. Он поднялся к маме в комнату и помог ей выпить микстуру.


-Спасибо, сыночек, - еле слышно прошептала мама. Мальчику впервые сказали «спасибо». Он никогда таких слов не слышал. Сердечко его застучало, а глаза засветились. Он взял маму за руку и поцеловал ее.
-Доброе дело, которое ты совершил, поможет твоей маме обязательно, -сказало Доброе слово.


Как бы жизнь не летела-
Дней своих не жалей,
Делай доброе дело
Ради счастья людей.
Чтобы сердце горело,
А не тлело во мгле
Делай доброе дело-
Тем живём на земле.
Теперь каждый новый день мальчик начинал с доброго дела: он грел чайник, нес маме горячий чай. Несколько дней малыш и Доброе слово лечили больную женщину. А волшебная звездочка каждую ночь очень ярким синим цветом освещала комнату мамы.


Вскоре мама поправилась. Сын продолжал помогать ей, мыл посуду, сам складывал свои игрушки по местам и не капризничал. Доброе дело теперь не оставляло его. Они так сдружились, что мальчик уже и не мог дня прожить, чтобы не сделать Доброго дела.
А в рождественскую ночь, когда мама зашла в комнату сына, они вместе увидели необыкновенное зрелище-на макушке елочки ярким синим цветом горела звездочка. Казалось, что она улыбается маме и сыну.


- Вот видишь, сыночек, звёздочка сама нашла тебя. И ночь сегодня необычная, сказочная. Эта звезда всегда исполнит все твои желания, если ты будешь сам стараться исполнять желания других, помогать людям, дружить с Добрым делом.
-Мама, мне так понравилось дарить тебе радость, помогать тебе, что я теперь всегда буду слушать советы Доброго слова, дружить с Добрым делом и стараться жить так, чтобы звездочка в рождественскую ночь всегда спускалась ко мне на елочку.
С тех пор малыш и Доброе дело стали неразлучными друзьями. Уже все в городке стали называть мальчика Доброе дело. Так и живут в этом маленьком городишке мама, Доброе слово и Доброе дело.
Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...