Планирование на неделю народные традиции подготовительная группа. Планирование воспитательно-образовательной работы на неделю «Культура и традиции русского народа
Татьяна Сорокина
Тематическая неделя «Народная культура и традиции» (подготовительная группа)
Тема недели : «Народная культура и традиции »
Задачи : Познакомить детей с
традиционным праздникам , развивать понимание
названий праздников.
Итоговое мероприятие
групповая ,
подгрупповая
(групповая ,
подгрупповая
(групповая ,
подгрупповая
Первая половина дня
В группе
Дежурство по столовой.
Цели
Прием пищи
Дежурство в уголке природы
Дежурство по занятиям
Задачи
Развитие речи Звуковая культура речи . Подготовка к обучению грамоте .
Цель : совершенствовать фонематическое восприятие детей; формировать умение делить слова на части.
Художественное творчество. Рисование. «Русская изба»
Цель : Познакомить с сельским пейзажем; Развивать способность чувствовать в выраженное в картине настроение; расширять представление о русской избе как о памятнике русского деревянного зодчества; формировать интерес к народной культуре ;
Музыка (по плану муз. руководителя) . Разучивание стихотворения о весне.
Цель : Развивать память, учить рассказывать с интонацией.
Настольная игра
«Лото» .
Цель : Развивать внимание, соображение, самостоятельность.
Беседа : «»
Цель : закрепить знания детей о названии страны, в которой они живут, о её природе, исторических событиях, культуре ; уточнить знания о таком понятии как «традиция » , вспомнить традиции русского народа традициями
Индивидуальная работа с Полиной и Никитой : «Повторяй друг за другом» .
Цель : Развивать логическое мышление, память.
Презентации : «Крестьянская изба»
«Труд крестьян»
Предметные картинки
Гуашь, акварель, альбомные листы, кисти,
емкости с водой, салфетки.
Иллюстрации с изображением русской избы.
На прогулке
Наблюдение за капелью.
Цель : расширить представление детей о весне, обогатить их знания новыми словами и понятиями
Труд в природе
Накормить птиц
П/и : «Зайка серый умывается» .
Цель - выслушать текст и выполнить движения в соответствии с содержанием.
П/и : «Попрыгунчики» .
Цель - упражнять в прыжках на двух ногах с продвижением вперед.
Художественное слово
Под самым карнизом,
Над самым оконцем
Забралось в сосульки
Весеннее солнце.
Сверкая, бегут по сосулькам слезинки.
И тают сосульки - веселые льдинки.
(И. Демьянов)
материал :
Лопаты, ведра, формы, конструктор.
Вторая половина дня
В группе
Дыхательные упражнения.
Дежурство по столовой.
Цели : учить сервировать стол, называть предметы необходимые для сервировки
Прием пищи.
С/Р : «Семья»
Цель : побуждать детей творчески воспроизводить в играх быт семьи. Совершенствовать умение самостоятельно создавать для задуманного сюжета игровую обстановку. Чтение сказки
«Как аукнется – так и откликнется»
Цель : Учить детей выразительно пересказывать сказку с использованием слов и выражений из текста.
На прогулке
Цели : обобщить представления о типичных зимних явлениях в неживой природе (короткие дни и длинные ночи, мало солнечных дней, солнце стоит невысоко, поэтому холодно); воспитывать интерес к зимним явлениям природы (дети замечают заметное прибавление светового дня) .
Трудовая деятельность
Цели : формировать представление о сборе игрушек и наведении порядка, как о необходимом этапе. П/и : «Слушай и танцуй» .
Цель :
П/и : «Дракон» .
Цель Приметы
Поговорки и пословицы : «Зимний денек с воробьиный скок» ; «В декабре мороз нарастает, зато день прибывает» ; «В конце декабря солнце на лето, зима на мороз начинается» . Индивидуальная работа с Леней и Лизой – бег с препятствиями.
Цель
Выносной материал
Тема недели : «Народная культура и традиции »
Задачи : Познакомить детей с традиционными русскими народными праздниками , учить делиться впечатлениями с окружающими,
используя художественные средства выразительности, прививать любовь к традиционным праздникам , развивать понимание
названий праздников.
Итоговое мероприятие : Путешествие по истокам русской старины.
Режимные моменты Содержание деятельности (групповая ,
подгрупповая ) (непосредственно образовательная, познавательно-исследовательская, конструктивная, изобразительная, музыкальная, самообслуживание, формирование КГН, трудовая деятельность Игровая деятельность
(групповая ,
подгрупповая ) Коммуникативная деятельность (беседы,
чтение художественной литературы др.
(групповая ,
подгрупповая ) Индивидуальная работа с детьми Формирование предметно-пространственной среды
Первая половина дня
В группе
Утренняя гимнастика комплекс № 15
Дежурство по столовой.
Цели : учить сервировать стол, называть предметы необходимые для сервировки
Прием пищи
Дежурство в уголке природы : упражнять детей ухаживать за растениями, самостоятельно, правильно и добросовестно выполнять поручения.
Дежурство по занятиям
Задачи : совершенствовать умение самостоятельно раскладывать материал для занятия.
ФЭМП Задачи :
Продолжать учить самостоятельно составлять и решать задачи на сложение и вычитание; закреплять умение в последовательном названии дней недели ; развивать способность в моделировании пространственных отношений между объектами на плане.
«Необыкновенная история о чудо – самоварах»
Цель : познакомить детей с понятием традиция ; раскрыть значимость самоварной традиции для русского народа ; рассказать об истории возникновения самоваров в разных странах, о зарождении самоварного ремесла в Туле
Физкультура (по плану физ. инструктора) . Д/и : «Угадай-ка»
Цель : закреплять знания о видах искусства
«Нарисуй узор»
Цель : упражнять в рисовании элементов растительного узора (цветы, травинки, стебли, листья)
Беседа : «Русская народная одежда »
Цель : Продолжать знакомить детей с историей и особенностями русского народного костюма . Расширять знания детей о русской народной культуре . Показать красоту вышитых изделий, узоров из растительных элементов.
Индивидуальная работа с Даней Ж и Платоном - Д/и «Далеко и близко, высоко и низко (развивать пространственную ориентацию) . Презентация :
«Русский национальный костюм»
Набор картинок
«Народы России »
Листы бумаги (1/2 листа, целый лист, карандаш, карточки с цифрами, рабочие тетради .
Презентация «Необыкновенная история о чудо самоварах.»
На прогулке
Наблюдение - кругом вода
Цель : показать детям разнообразные действия с растаявшим снегом.
Труд в природе
Измерить лопатой или палочкой глубину лужи в разных местах.
Запустить бумажные, пластмассовые, деревянные лодочки. П/и : «Ручейки у озера» .
Цель - научить бегать друг за другом неболь шими группами , становиться в круг.
Цель - упражнять в беге наперегонки, в метании снаряда, быстроте.
Художественное слово
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною. А. Плещеев
Индивидуальная работа с Платоном и Настей – боковой галоп со сменой направления. Выносной материал : Лопаты, ведра.
Вторая половина дня
В группе
Комплекс гимнастики после сна № 15
Дыхательные упражнения.
Дежурство по столовой.
Цели : учить сервировать стол, называть предметы необходимые для сервировки
Прием пищи.
С/Р : «Школа» Цели : расширять знания детей о школе, помогать детям в овладении выразительными средствами роли (интонация, мимика, жесты) . «Иван царевич
и Серый Волк»
Цель : продолжать знакомство с русскими народными сказками , жанровыми особенностями сказки.
На прогулке
Наблюдение за облаками.
Цели : расширять представления о многообразии неживой природы (облака, солнце, небо, земля, вода, дождь, снег, туман) ; учить детей видеть и описывать красоту неба; расширять словарный запас.
Трудовая деятельность :
Собрать крупный мусор на участке. П/и : «Палочка – выручалочка»
Цель : развивать бег, умение прыгать на двух ногах.
П/и : «Жмурки» Цель : учить детей быть ловкими, учить регулировать дыхание во время бега. Приметы : облака или тучи быстро движутся – к ясной погоде.
Поговорки и пословицы : «Два друга – зима да вьюга» ; «Не пугай, зима, весна придет» . Индивидуальная работа с Максимом и Ангелиной – ходьба по кривой дорожке. Выносной материал : лопаты, грабли, ведра, совки, формочки для песка
Тема недели : «Народная культура и традиции »
Задачи : Познакомить детей с традиционными русскими народными праздниками , учить делиться впечатлениями с окружающими,
используя художественные средства выразительности, прививать любовь к традиционным праздникам , развивать понимание
названий праздников.
Итоговое мероприятие : Путешествие по истокам русской старины.
Режимные моменты Содержание деятельности (групповая ,
подгрупповая ) (непосредственно образовательная, познавательно-исследовательская, конструктивная, изобразительная, музыкальная, самообслуживание, формирование КГН, трудовая деятельность Игровая деятельность
(групповая ,
подгрупповая ) Коммуникативная деятельность (беседы,
чтение художественной литературы др.
(групповая ,
подгрупповая ) Индивидуальная работа с детьми Формирование предметно-пространственной среды
Первая половина дня
В группе
Утренняя гимнастика комплекс № 15
Дежурство по столовой.
Цели : учить сервировать стол, называть предметы необходимые для сервировки
Прием пищи
Дежурство в уголке природы : упражнять детей ухаживать за растениями, самостоятельно, правильно и добросовестно выполнять поручения.
Дежурство по занятиям
Задачи : совершенствовать умение самостоятельно раскладывать материал для занятия.
Развитие речи.
Весна идет, весне дорогу!
Цель : чтение детям стихотворений о весне, приобщение их к поэтическому складу речи.
Художественное творчество. «Мой любимый сказочный герой!»
Цель : учить детей передавать в рисунке образы сказок, характерные черты полюбившегося персонажа; закрепить умение рисовать красками; развивать воображение, образные представления.
Музыка (по плану муз. руководителя) . Д/и : «Назови звук»
Цель : упражнять в умении различать гласные, твердые и мягкие согласные звуки
Рассматривание иллюстраций к былине
Цель : развивать представления о русской истории, жизни предков и героев
Беседа : «Старинная постройка – терем»
Цель : Познакомить детей с особенностями строения старинных деревянных построек, с их украшениями.
Индивидуальная работа
С Варей Т и, Федей
«Веселая математика »
Цель : (закрепить умение сравнивать числа в пределах 9) . Презентация
«Царский терем»
Стихи :
Ф. Тютчев «Зима недаром злиться…»
«Весенние воды»
Е. Баратынский
«Весна! Весна! Как воздух чист!»
Белые листы бумаги, гуашь, кисти, баночки с водой, салфетки.
На прогулке
Наблюдение за признаками весны в природе.
Цели : формировать умение устанавливать причинно-следственную связь между наблюдаемыми предметами; учить понимать закономерности явлений природы; закрепить знания о приметах сезона; вспомнить пословицы и поговорки; развивать наблюдательность.
Д/и :«Вчера, сегодня, завтра» .
Цель : учить правильно употреблять наречия времени.
П/и : «День и ночь» Цель : обучать детей умению бросать и ловить мяч.
П/и : «Сбей кеглю» Поговорки и пословицы : «Февраль строит мосты, а март их ломает» .
Загадка :
Морковка бела всю зиму росла.
Солнышко пригрело, всю морковку съело.
(Сосулька.) Индивидуальная работа с Дианой Ж и Платоном – бег с препятствиями. Выносной материал :
Лопаты, грабли, ведра.
Вторая половина дня
В группе
Комплекс гимнастики после сна № 15
Дыхательные упражнения.
Дежурство по столовой.
Цели : учить сервировать стол, называть предметы необходимые для сервировки
Прием пищи.
С/Р : «Библиотека»
Цель : отображать в игре знания об окружающей жизни, показать социальную значимость библиотек, закрепить правила поведения в общественном месте.
К. Д. Ушинский
«Как рубашка в поле выросла» .
На прогулке
Наблюдение за цветом неба
Цели : - развивать познавательный интерес;
Воспитывать устойчивое внимание, наблюдательность, любовь к природе.
Трудовая деятельность : подметание дорожек.
Цель
МП/и : «Поменяйся местами» . Цели : повысить творческую активность, поднять настроение, внимательность.
П/и : «Совушка»
Цель : формировать творческое воображение. Стихотворения :
Опали с березы последние листья,
Мороз незаметно подкрался к окну.
И за ночь своею волшебною кистью
Волшебную нарисовал он страну.
Индивидуальная работа с Федором и Варей А – упражнять в прыжках в длину. Выносной материал : лопаты, грабли, ведра, совки, формочки для снега.
Тема недели : «Народная культура и традиции »
Задачи : Познакомить детей с традиционными русскими народными праздниками , учить делиться впечатлениями с окружающими,
используя художественные средства выразительности, прививать любовь к традиционным праздникам , развивать понимание
названий праздников.
Режимные моменты Содержание деятельности (групповая ,
подгрупповая ) (непосредственно образовательная, познавательно-исследовательская, конструктивная, изобразительная, музыкальная, самообслуживание, формирование КГН, трудовая деятельность Игровая деятельность
(групповая ,
подгрупповая ) Коммуникативная деятельность (беседы,
чтение художественной литературы др.
(групповая ,
подгрупповая ) Индивидуальная работа с детьми Формирование предметно-пространственной среды
Первая половина дня
В группе
Утренняя гимнастика комплекс № 15
Дежурство по столовой.
Цели : учить сервировать стол, называть предметы необходимые для сервировки
Прием пищи
Дежурство в уголке природы : упражнять детей ухаживать за растениями, самостоятельно, правильно и добросовестно выполнять поручения.
Дежурство по занятиям
Задачи : совершенствовать умение самостоятельно раскладывать материал для занятия.
ФЭМП. Задачи
Продолжать учить самостоятельно составлять и решать арифметические задачи в пределах 10; развивать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку; совершенствовать умение конструировать объемные геометрические фигуры; упражнять в счете в прямом и обратном порядке до 20. Художественное творчество. Лепка «Персонаж любимой сказки»
Цель : учить детей выделять и передавать в лепке характерные особенности персонажей известных сказок.
Физкультура (по плану физ. инструктора) . Д/и : «Расскажи сказку»
Цель : упражнять в выразительном пересказе сказки с использованием слов и выражений из текста
Беседа : «Русский фольклор»
Цель : прослушивание русских народных песен ; развитие образного восприятия песен;
знакомство с народными музыкальными инструментами (Балалайка, ложки, гусли гармошка) .
Индивидуальная работа с Леней и Даниилом Ж - Закреплять представления об объёмных и плоских геометрических фигурах. Выставка народных инструментов .
Подбор народных песен для прослушивания.
Дорожные знаки, машины игрушки : 4 грузовых и 6 легковых; мяч, тетради в клетку , карточки с цифрами.
Книги сказок с иллюстрациями, игрушки – персонажи сказок, пластилин, доски, стеки, салфетки.
На прогулке
Наблюдение ЗА ДОЛГОТОЙ ДНЯ
Цель : формировать элементарные представления об изменениях положения Земли относительно Солнца.
Трудовая деятельность : подметаем веранду от песка.
Д/и :. «Природа и человек» .
П/и : «У медведя во бору»
Цели : учить ориентироваться в пространстве; развивать внимание
П/и : «Мороз, Красный нос» Приметы : зимой солнце садится в облака – к снегопаду; солнце всходит красное – на метель.
Поговорки и пословицы : «Зимнее солнце плохо греет» . Индивидуальная работа с Варей А и Кириллом - Прыжки на двух ногах с продвижением вперед. Выносной материал :
Лопаты, ведра
Вторая половина дня
В группе
Комплекс гимнастики после сна № 15
Дыхательные упражнения.
Дежурство по столовой.
Цели : учить сервировать стол, называть предметы необходимые для сервировки
Прием пищи.
С/Р : «Строительство»
Цель : формировать конкретные представления о строительстве, его этапах; закрепить знания о рабочих профессиях.
Разучивание наизусть
закличек «Ай, жавороночки, мои деточки…» , «Жаворонушки-перелетушки» .
На прогулке
Наблюдение за поведением птиц
Цели : - уточнить представления детей об изменении образа жизни птиц осенью;
Установить связь между погодой, изменениями состояния растений и образом жизни известных детям птиц;
отношение к ним.
Трудовая деятельность : подметание дорожек.
Цель : воспитывать желание трудиться.
МП/и : «Пять шагов» Цель : воспитывать сообразительность и быстроту мышления.
П/и : «Два Мороза»
Цели : развивать двигательную активность, внимание.
П/и : «Берегись, заморожу!»
Цель : развивать ловкость. Загадки про птиц Индивидуальная работа с Мишей С и Дианой С – ходьба гуськом, прыжки на двух ногах. Выносной материал : лопаты, грабли, ведра, совки, формочки для песка. Лупа, вода для рассматривания песка.
Тема недели : «Народная культура и традиции »
Задачи : Познакомить детей с традиционными русскими народными праздниками , учить делиться впечатлениями с окружающими,
используя художественные средства выразительности, прививать любовь к традиционным праздникам , развивать понимание
названий праздников.
Итоговое мероприятие : Путешествие по истокам русской старины.
Режимные моменты Содержание деятельности (групповая ,
подгрупповая ) (непосредственно образовательная, познавательно-исследовательская, конструктивная, изобразительная, музыкальная, самообслуживание, формирование КГН, трудовая деятельность Игровая деятельность
(групповая ,
подгрупповая ) Коммуникативная деятельность (беседы,
чтение художественной литературы др.
(групповая ,
подгрупповая ) Индивидуальная работа с детьми Формирование предметно-пространственной среды
Первая половина дня
В группе
Утренняя гимнастика комплекс № 15
Дежурство по столовой.
Цели : учить сервировать стол, называть предметы необходимые для сервировки
Прием пищи
Дежурство в уголке природы : упражнять детей ухаживать за растениями, самостоятельно, правильно и добросовестно выполнять поручения.
Дежурство по занятиям
Задачи : совершенствовать умение самостоятельно раскладывать материал для занятия.
Ознакомление с окружающим миром «Культура и традиции русского народа » Цель : Закрепить знания детей о названии страны, в которой они живут, о её природе, некоторых исторических событиях, культуре . Уточнить знания детей о таком понятии, как традиция , вспомнить традиции русского народа , о которых им рассказывали, познакомить с другими традициями .
Физкультура на улице Ходьба , бег в одной, двух, трех колоннах. Ходьба строевым шагом по периметру площадки, по диагонали. Полоса препятствий : бег 30 м. Д/и :
«Скажи, чего много» .
Цель : продолжать знакомить детей с правилами словообразования, учить образовывать существительные множественного числа, согласовывать слова в предложении.
П/и : «Лягушки и цапля» Беседа : «Народные праздники на Руси » Рождество, Масленица, Пасха, Яблочный Спас.
Цель : Обогащение и конкретизация знаний о народных праздниках и их особенностях.
Индивидуальная работа с Варей А и Иман - Разучивание русских пословиц о труде.
Презентация
«Народные праздники на Руси »
Географическая карта, книги с русскими народными сказками , изделия народно -прикладного искусства
На прогулке
Наблюдение за ветром.
Цели : расширять знания детей об окружающем мире, о воздухе, о ветре; знакомить с причинами его возникновения.
Труд на участке : уборка участка от опавших веточек, дорожек возле веранды от мусора. П/и : «Лохматый пес»
Цель : развивать внимание, быстрый бег; учить по-разному обозначать предметы в игре.
П/и : «Кот Васька» .
Цель : развитие двигательной активности. Ветер, ветер! Ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе…
(А. С. Пушкин. Из «Сказки о мертвой
царевне и о семи богатырях».)
Индивидуальная работа с Никитой и Варей Т - прыжки в круг и из круга на двух ногах. Выносной материал :
Лопаты, ведра, формы
Вторая половина дня
В группе
Комплекс гимнастики после сна № 15
Дыхательные упражнения.
Дежурство по столовой.
Цели : учить сервировать стол, называть предметы необходимые для сервировки
Прием пищи.
Опытно-экспериментальная деятельность
Тема : Прозрачность льда.
Цель : при наблюдении выявлять свойство льда.
Предложить детям пройти по краю лужи, послушать, как хрустит лёд. Там, где воды много, лёд твёрдый, прочный, не ломается под ногами. Закрепить представление о том, что лёд прозрачный. С/Р : «Семья»
Цель : побуждать детей творчески воспроизводить в играх быт семьи. Совершенствовать умение самостоятельно создавать для задуманного сюжета игровую обстановку. Чтение сказки П. Ершова «Конек – Горбунок»
На прогулке
Наблюдение за ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬЮ ДНЯ
Цели : обобщить представления о типичных зимних явлениях в неживой природе (короткие дни и длинные ночи, мало солнечных дней, солнце стоит невысоко, поэтому холодно).
Трудовая деятельность : уборка спортивного инвентаря, игрушек.
П/и : «Слушай и танцуй» . Цель :
Развивать танцевальные движения, быстроту реакций.
П/и : «Дракон» . Цель : развивать бег с увертыванием, прыжки. Приметы : зимой день темен, да ночь светла; когда около солнца будет виден беловатый круг, то в тот день надо ожидать сильную бурю.
Индивидуальная работа с Леней и Лизой – бег с препятствиями.
Цель : упражнять в беге с препятствиями.
Выносной материал : лопаты, грабли, ведра, совки, формочки для снега
Примерный план образовательной работы
с детьми средней группы
Тема: «Знакомство с народной культурой и традициями»
Цель: формировать у детей представление о традициях и культуре русского народа. Воспитывать уважение к русской культуре.
Расширять представления о народной игрушке (матрешка);
Знакомить с народными промыслами Нижегородской области (вышивка, кружевоплетение, вязание);
Привлекать детей к созданию узоров городецкой и хохломской росписи;
Продолжать знакомить с устным народным творчеством. Использовать фольклор при организации всех видов детской деятельности.
Понедельник
«Большая история маленькой игрушки». Познакомить детей с народной игрушкой матрешкой. Формировать эмоциональную отзывчивость на восприятие деревянной матрешки, как символ русского народного искусства;Задачи: Познакомить детей с историей матрёшки, техникой ее создания. Развивать интерес детей к народному творчеству. Развивать творческие способности детей через приобщение к народному творчеству и прикладному искусству. Воспитывать любовь к народному искусству.
Беседа: «Что мы знаем о матрёшке». Цель: Сформировать патриотические чувства, интерес к русскому прикладному искусству – деревянной матрёшке.
П\и: «К матрешке в гости»; игры – хороводы: "Три веселых братца", «Огород», «Ветер» , русские народные игры: «Гуси-лебеди», «Волк во рву», «Волк и овцы», «Вороны и воробьи», «Змейка», «Зайцы в огороде», «Пчелки и ласточки», «Кошки-мышки», «У медведя во бору» и др
Чтение потешек и рассматривание различных видов матрёшек.
воспитывать эмоциональную отзывчивость, радость, любовь, доброту через знакомство с народным творчеством; расширяем детский кругозор.
Самостоятельная деятельность.
Вечер: Д/и "Найди различия и сходства"
Цель: учить сравнивать матрёшек, находить сходства и различия.
Сюжетно-ролевая игра
Магазин Игрушек.
Цель: продолжать развивать интерес к народной игрушке. учить распределять роли перед игрой. формировать интерес к сюжетной игре.
Вз.
Род.
Изготовление семейных матрешек из различных материалов (картон, ткань и т. д.).
Вторник
Лепка «Семья матрешек». Цель: познакомить с процессом изготовления матрешки; учить лепить пластическим способом, использовать в работе приемы оттягивания и сглаживания; упражнять в работе со стекой; добиваться передачи выразительности образа.
Презентация «Народные художественные промыслы Нижегородской области». Цель: познакомить детей с матрешками Семеновской, Полохов-майданской, Городецкой росписи; отметить различия, особенности росписи. Привлекать к народной культуре своей области.
«Чудесные лапоточки». Продолжить знакомить детей с произведениями устного народного творчества через чтение русских народных сказок, разучивание потешек. Учить детей понимать образное содержание и идею сказки, видеть взаимосвязь между содержанием и названием произведения.
Трудовые поручения: «Как накрывали стол наши предки». Цель: познакомить детей с особенностями сервировки стола наших предков; развитие позитивного отношения к различным видам труда и творчества.
Рассматривание иллюстраций «Нижегородские матрешки».
Д\и «Сложи узор ». Цель: сложить узор на сарафане матрешки в соответствии с образцом.
« Матрешки-затейницы»
Задачи : познакомить детей с малыми фольклорными формами: загадки, считалки, шутки-прибаутки, чистоговорки, пословицы, сказки, обогатить словарь детей за счёт понятий: шутка-прибаутка, пословица, формировать умение давать полный ответ на вопрос, умение четко проговаривать звуки в словах, развивать умение понимать образный смысл фольклорных произведений, развивать память, чувство юмора, мелкую и общую моторику, воспитывать интерес к устному народному творчеству.
Вз.
Род.
Предложить пополнить картотеку «Нижегородские матрешки»
Среда
«Знакомство с народными художественными промыслами Нижегородской области». Цель: знакомить детей с русскими народными промыслами: Хохлома, Городецкая роспись, художественными изделиями из ткани (вышивка, ткачество, кружевоплетение). Развивать наблюдательность, умение видеть отличительные особенности изделий, фон, колорит росписи, элементы узора; приобщать детей к истокам русской народной культуры.
ОД
Беседа «Что такое народные промыслы?» Цель: уточнить представления детей о народном искусстве, его видах.
Открытие мини-музея «Расписные чудеса». Цель: продолжать знакомить детей с разными видами росписей: городецкой, хохломской, вышивкой, кружевом.
П\и: «Чай-чай-выручай». Цель: развитие физических-качеств, повышение двигательной активности детей. «Жмурки» - цель: развитие ориентации в пространстве.
Рассматривание тематических альбомов «Хохлома», «Городецкая роспись».
Мастер – класс «Вышивка на картоне». Цель: п риобщение детей к русской народной культуре, развитие художественно – творческих способностей ребенка посредством вышивки.
Выставка детских работ.
Вз.
Род.
Объявить конкурс на лучшее ручное изделие (вышивка, салфетка, игрушка).
Четверг
ХЭР (рисование): «Городецкие узоры». Цель: продолжать знакомить с городецкой росписью, развивать интерес к народно-прикладному творчеству.
ОД
Беседа: «Профессия гончар». Цель: расширять представления детей о профессиях; познакомить с профессией гончара, спецификой его труда; развивать желание трудиться вместе с взрослым; познакомить детей с процессом изготовления посуды из глины.
Экспериментирование с глиной. Цель: опытным путем выяснить свойства глины и определить почему ее используют для изготовления посуды.
Чтение сказки «Про ворчливую портниху и гончара». Цель: учить внимательно слушать произведение, развитие памяти, внимания. Учить отвечать на вопросы по сказке.
Игра «Сложи узор» (кубики с росписью). Цель: развивать внимание анализировать образец, пространственное восприятие.
Изготовление полимерной глины вместе с детьми. Цель: развитие познавательного интереса детей, познакомить с простым способом изготовления глины. Вызвать радость от совместно проделанной работы.
ВЗ.
РОД.
Предложить родителям совместно с детьми изготовить глиняные тарелки из приготовленной глины. Организовать выставку совместных работ.
Пятница
Декоративное рисование на глиняной тарелке по теме хохломской росписи «Чудо-тарелочка». Цель: Учить выделять элементы узора Хохломы (листок, ягодка, травка) и видеть красоту; Развивать цветовое восприятие, чувство ритма, творческое воображение; Учить приемам рисования кистью декоративных элементов растительного узора хохломской росписи; Воспитывать любовь и уважение к труду народных мастеров-умельцев; Формировать знания об особенностях росписи посуды.ОД
Презентация «Прошлое куклы». Цель: п риобщение детей к народной культуре через ознакомление с народной куклой. Расширять знания об окружающем. Способствовать формированию у детей познавательного интереса.
Создать условия для Сюжетно-ролевая игра «Как мы ходили в гости» Цель: учить детей правилам поведения в гостях, закрепить навыки сервировки стола.
Дидактическая игра " Оденем куклу на прогулку ".
Цель: Учить детей называть предметы одежды, уточнять представления детей об одежде, учить дифференцировать виды одежды по временам года, учить запоминать последовательность одевания. Воспитывать бережное, аккуратное отношение к своей одежде. Развивать речь, пополнять словарный запас детей.
Выставка книг: «Русские народные сказки»
ВЗ.
РОД.
Консультация для родителей: «О традициях русской народной культуры», «Русский самовар и чаепитие на Руси»
Планирование воспитательно-образовательной работы (на неделю 13.03. по 17.03. 2017 год)
Тема : «Народная культура и традиции» Задачи: 1. Познакомить с весенними народными праздниками. 2. Создать условия для комплексной интеграции знаний детей через ознакомление дошкольников с народными праздниками и традициями русского народа. 3. Воспитать уважение и положительное отношение к духовно-нравственным ценностям русской народной культуры. 4. Формировать чувства любви к большой и малой родине на основе изучения национальных культурных традиций; 5. Обогащать музыкальными впечатлениями и развивать музыкальные способности детей средствами музыкального фольклора.
Режим
Групповая, подгрупповая
Индивидуальная
Утро
Утренняя гимнастика. Беседа: «Какие у тебя есть сказки» Русский фольклор песенки, заклички, потешки «тили-бом! », «радуга-дуга… » Народная П/игра «Топалы» «Гуси-лебеди» Развитие двигательной активности.
Проговаривание чистоговорок Цель: упражнять в произношении чистоговорок. .Даниил Х., Слава, Артем, Вова, Варя, Алина, Даша, Вита
Сюжетно-ролевые игры – «Семья» (ждем гостей), «Магазин» (отдел игрушек). Строительные игры с конструктором «Строим домик для матрешки».
Настольно-печатные игры по желанию детей Цель: закрепить правила игры
Попросить принести в группу для рассматривания с детьми народные игрушки, поделки.
Художественное творчество (Рисование) Лыкова зан. 75, стр 164, тема Золотой петушок. Задачи: Рисование сказочного петушка по мотивам литературного произведения. Развитие воображения, чувства цвета, формы и композиции.
Обучение грамоте (по плану логопеда)
Музыка (по плану музыкального работника)
Прогулка
Наблюдение за птицами на участке детского сада. Цели: - учить узнавать и различать птиц по оперению, размеру, голосу; - развивать наблюдательность, память; воспитывать доброжелательное отношение к птицам.
Д\и «Испорченный телефон» . Цель : развивать у детей слуховое восприятие, внимание, формировать умение регулировать громкость голоса, четко произносить слова. Даниил Х., Слава, Артем, Вова, Варя, Алина,
Игровые упражнения : «Эквилибристы» . Цель : учить детей ходьбе по бревну, сохранять равновесие, формировать и совершенствовать навыки правильного выполнения основных видов движений..
Труд на участке- очистить дорожки от снега. Цель: воспитывать умение доводить начатое дело до конца. Самостоятельная двигательная активность детей на участке
Работа перед сном
С. Топелиус. «Три ржаных колоса»
Вечер
Гимнастика после сна. Д. и. «Я начну, а ты продолжи» Д. и. «Угадай потешку» Развитие внимания, логического мышления. Отгадывание загадок о птицах Подвижные игры «Раз, два, три – беги», «Зайцы и волк»
Д/и «Повторяйте друг за другом» . Цель : развитие слухового внимания, памяти детей.
Сюжетно-ролевые игры – «Семья» (ждем гостей), «Магазин» (отдел игрушек). Описательный рассказ О труде взрослых (гончар) Цель: Воспитывать интерес к жизни и труду взрослых
Атрибуты для с/р игры, набор иллюстраций для коллажа, оборудование для художественной продуктивной деятельности. Самостоятельная игровая деятельность в центрах занятости.
Прогулка
Наблюдение : день прибывает. Цель : предложить детям отметить характерные особенности этого явления весной, помочь составить коллективный рассказ «День пребывает» .
День недели
Режим
Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей
Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещение группы)
Взаимодействие с родителями, социальными партнерами
Групповая, подгрупповая
Индивидуальная
Образовательная деятельность в режимных моментах
Утро
Утренняя гимнастика. Беседа с рассматриванием «Какая народная игрушка больше всего нравится?» П/игра «Ручеек»;«Рыбак и рыбки»
Игровое упражнение «Посмотри и запомни» Цель: развивать память, логическое мышление. Даниил Х., Слава, Артем, Вова, Варя, Алина, Даша, Вита
Д/И «Раньше и сейчас. Что сначала, что потом» (игра-лото с изображением предметов окружающего мира) Цель: расширять естественно -исторические представления
Дежурство в уголке природы –уход за комнатными растениями Цель: воспитывать трудолюбие.
Инд. беседы с родителями о самочувствии детей
Консультация для родителей "Русские народные традиции в семейном воспитании"
Попросить родителей провести дома беседы с детьми о русских народных традициях
Непосредственно образовательная деятельность
Познание. (Ознакомление с природой) Рыжова , Тема: Прогулка в зоопарк. Задачи: познакомить детей с дикими животными других климатических зон (львом, тигром, слоном, жирафом, крокодилом и т.п.), дать первоначальное представление о том, где они обитают, чем питаются, как добывают себе пищу, как приспособились к окружающей среде. Материалы : иллюстрации с изображением диких животных различных климатических зон, аудиокассета «Голоса животных», стихи и загадки (карточки), книга «Атлас для самых маленьких», стихотворение С.Я.Маршака «Где обедал воробей», глобус.
Физкультурное По плану инструктора по физкультуре.
Прогулка
Наблюдение за изменениями в природе.
П/игры «Кто самый меткий?», «Догони»
«Пройди по мостику» . Цель : учить детей ходить по наклонной доске с перешагиванием через предметы Слава, Артем, Вова, Варя, Алина, Даша
Наблюдение за сезонными изменениями. Цель : формировать понятие о смене времен года, дать представления об особенностях каждого сезона. Рассказать о первом весеннем месяце марте .
Труд на участке – разбросать снег для его быстрейшего таяния. Цель: воспитывать умение трудиться сообща. Самостоятельная двигательная активность детей на участке.
Работа перед сном
Культурно – гигиенические процедуры. Чтение художественной литературы: сказка Б. Поттер. «Сказка про Джемайму Нырнивлужу», пер. с англ. И. Токмаковой
Вечер
Гимнастика после сна. Репетиция сценки "Девочка Иришка в маленьком домишке." Цель развитие актерских способностей.
Д/И «Я начну, а ты продолжи» Цель: учить детей досказывать стихотворные отрывки из знакомых сказок, развивать память
П/ и «Пустое место» . Цель : формировать у детей умение бегать легко и ритмично, энергично отталкиваясь от опоры, соблюдать согласованность движений рук и ног.
Самостоятельная игровая деятельность в центрах занятости.
Прогулка
Наблюдение за птицами. Они весело щебечут на солнышке, радуясь теплу. Закрепить названия неперелетных птиц. П/И «Птички на дереве»
День недели
Режим
Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей
Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещение группы)
Взаимодействие с родителями, социальными партнерами
Групповая, подгрупповая
Индивидуальная
Образовательная деятельность в режимных моментах
Утро
Утренняя гимнастика. Ситуационное общение: «Выйдет котя в огород – всполошится весь народ» Цель. Знакомство с прибаутками и песнями о домашних животных, Вовлечение детей в подвижные народные игры. Русская народная подвижная игра «Карусель». Цель: развитие общей моторики, развитие внимания.
Игра «Рифмы» Цель: упражнять в речевом творчестве. поиграть в д/игру «Что видел» (учить запоминать картинки, а потом перечислять по памяти) Даниил Х., Слава, Артем, Вова, Варя, Алина, Даша, Вита
Ситуативный разговор о том «Почему нужно помогать девочкам и защищать их» Оформить выставку книжных иллюстраций Цель: расширять представление о художниках –иллюстраторах, развивать эстетический вкус.
Дежурство по столовой Цель: воспитывать умение сервировать стол к завтраку.
Самостоятельная игровая деятельность детей в центрах занятости
Инд. беседы с родителями о самочувствии детей
Инд. беседы с родителями «Что читать детям»
Непосредственно образовательная деятельность
Познание. ФЭМП. Помораева, Позина зан.8, стр 117, Продолжать учить самостоятельно составлять и решать задачи на сложение и вычитание. Закреплять представления о количественном и порядковом значениях числа, умение отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по порядку?», «На котором месте?». Совершенствовать умение моделировать геометрические фигуры. Развивать внимание, воображение.
Художественное творчество (Лепка) Лыкова зан.73 стр.160 Тема: Чудо - букет. Задачи: Создание цветочных композиций пластическими средствами по мотивам народного искусства (букет, вазон, венок). Знакомство с искусством создания изразцов.
Физкультура (вечер , улица) по плану инструктора по физкультуре.
Прогулка
Наблюдение за небом. Какое небо ранней весной? П\и «Птички и птенчики». Цель: учить бегать, не наталкиваясь друг на друга, быстро находить свое место помогать П/И «Палочка-выручалочка»
П.И. «Не упусти мяч». Цели: учить передавать мяч, не роняя и не останавливаясь; воспитывать дружелюбие.
Игра –обследование «Экологическое интервью» (обследование участка с целью обнаружения плохих и хороших поступков людей с объектами природы) Цель: закрепить правила поведения в природе.
Труд на участке – уборка снега. Цель: воспитывать трудолюбие.
Самостоятельная двигательная активность детей на участке
Работа перед сном
А. Линдгрен. «Принцесса, не желавшая играть в куклы», пер. со швед. Е. Соловьевой
Вечер
Гимнастика после сна. Потешка для расчесывания волос «Расти, коса, до пояса» Ситуативное общение: «Наша-то хозяюшка». Цель. Знакомство с новой прибауткой. Показать, как пользоваться основными предметами домашней утвари.
Словарная игра «Буква потерялась» Цель: упражнять в чтении, развивать произвольность внимания
Атрибуты для театрализованной деятельности, художественно-продуктивной деятельности.
Самостоятельная игровая деятельность в центрах занятости.
Прогулка
Наблюдения за изменениями в погоде, произошедшими за день. Д/И «С утра до вечера» Цель: развивать наблюдательность. П/И «Колокольчик»
Режим
Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей
Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещение группы)
Взаимодействие с родителями, социальными партнерами
Групповая, подгрупповая
Индивидуальная
Образовательная деятельность в режимных моментах
Утро
Утренняя гимнастика.Игра: « Мы из сказки». Цель. Учить «играть в сказку», инсценируя ее с помощью взрослых. Разглядеть теремок и назвать традиционные элементы русского дома: ставенки, конек, наличники, крылечко. Учить плясать, подыгрывая себе на простейшем инструменте. Воспитывать дружелюбие и гостеприимство.
Д/И «Пословицы» Цель: развивать речевые навыки, закрепить знание пословиц. Даниил Х., Слава, Артем, Вова, Варя, Алина, Даша, Вита
Д/И «Путаница» Цель: развивать знания о растениях, развивать навыки командной игры. Настольно –печатная игра
Дежурство детей на занятиях. Цель: учить готовить рабочее место к занятиям.
Самостоятельная игровая деятельность в центрах занятости
Инд. беседы с родителями о самочувствии детей
Непосредственно образовательная деятельность
Познание (Целостная картина мира ) Дыбина. Как белка, заяц и лось проводят зиму в лесу. Формировать у детей представление у детей о жизни животных в лесу, их приспособленности к зимнему периоду.
Развитие речи . Ушакова зан. 22, стр 178 Составление рассказа "Как Ежок попал в беду" по серии сюжетных картин Учить передавать сюжет, заложенный в серии картин, определять основную идею сказки. Учить подбирать определения, синонимы, антонимы. Воспитывать любовь к родному языку.
Физическая культура (по плану инструктора по физкультуре)
Прогулка
Наблюдение за птицами на участке детского сада П/и «Лови - бросай»; П/и «Салки»
П/И «С кочки на кочку» Цель: упражнять в прыжках на одной ноге с продвижением вперед
Ситуативный разговор «Если бы не наступала весна, а была всегда зима, то…» Цель: развивать воображение, умение высказывать свою точку зрения
Труд на участке – подмести веранду. Цель: воспитывать умение доводить начатое дело до конца. Самостоятельная двигательная активность детей на участке.
Работа перед сном
Культурно – гигиенические процедуры. Чтение художественной литературы: пер. К.Чуковского; «Беляночка и Розочка», нем., пер. Л. Кон; из сказок Ш. Перро (франц.)
Вечер
Гимнастика после сна. Игра «Катя заболела» Цели: разнообразить ролевое участие детей в игре с куклой; способствовать обогащению сюжета детских игр; развивать речь детей и обогащать словарный запас.
Д/И «Какого цвета не стало» Цель: развивать внимание. Даниил Х., Слава, Артем, Вова, Варя, Алина, Даша, Вита
Ручной труд «Книжкина мастерская» Цель: развивать навыки ручного труда. Реставрировать книги в группе, учить бережному отношению к книгам.
Атрибуты для с/р игры, д/и, оборудование для ручного труда.
Самостоятельная игровая деятельность в центрах занятости.
Прогулка
Наблюдение ветра. Отметить, что ветры, дующие с юга на север, теплые. Предложить поиграть с ветром, используя вертушки. Создавать радостное эмоциональное настроение. П/И «Придумай фигуру»
Режим
Совместная деятельность взрослого и детей с учетом интеграции образовательных областей
Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещение группы)
Взаимодействие с родителями, социальными партнерами
Групповая, подгрупповая
Индивидуальная
Образовательная деятельность в режимных моментах
Утро
Утренняя гимнастика. Ситуативное общение: « Мои любимые сказки» Цель: Развивать диалогическую речь; внимание, зрительное восприятие, память, мышление. Закрепить знания о русских народных сказках и их героях.
Д/И «Кто из какой сказки использовал данный предмет?» Цель: развивать память, закрепить знание сказок. Даниил Х., Слава, Артем, Вова, Варя, Алина, Даша, Вита.
Д/И «Угадай песенку» Цель: закрепить знания о сказках –мультфильмах и их героях. Д/И «Разгадай название сказки» (ТРИЗ) Цель: развивать творческое воображение
Дежурство в уголке природы Д/И «Что изменилось?»
Самостоятельная игровая деятельность в центрах занятости.
Инд. беседы с родителями о самочувствии детей
Непосредственно образовательная деятельность
Познание. ФЭМП. Помораева, Позина зан. 1, стр 119 Задачи: Продолжать учить самостоятельно составлять и решать арифметические задачи. Совершенствовать умение делить круг на 8 равных частей, правильно обозначать части и устанавливать отношения между ними. Упражнять в умении определять время по часам с точностью до 1 часа. Развивать внимание.
Художественное творчество. Рисование . на объемной фигуре Лыкова, зан. 77, стр. 168 Тема: Чудо - писанки. Задачи: Уточнение представления о композиции и элементах декора славянских писанок. Освоение техники декоративного раппортного рисования на объёмной форме (яйце).
Музыка (по плану музыкального руководителя)
Прогулка
Прогулка. Наблюдение за трудом почтальона. Ц ели : продолжать наблюдение за трудом почтальона; обогащать словарный запас за счет специфической лексики; воспитывать уважение к людям труда. П/игры «Солнечные зайчики», «Гуси-гуси».
Упражнять детей в быстром беге со сменой направления по сигналу. Цель: развивать реакцию движения
Ситуативный разговор «Как безопасно вести себя на улице ранней весной?» Цель: закрепить правила безопасного поведения на прогулке
Труд на участке – очистить скамейки от снега. Цель: воспитывать умение выполнять трудовые поручения. Самостоятельная двигательная активность детей на участке.
Работа перед сном
Культурно – гигиенические процедуры. Чтение художественной литературы: пер. с нем. Л. Цывьяна; М. Эме. «Краски», пер. с франц. И. Кузнецовой.
Вечер
Гимнастика после сна. Рассказ воспитателя: « Какими игрушками играли бабушки и дедушки» (рассматривание иллюстраций). Игра на русских народных муз. инструментах:
Творческая игра «Вырезание из бумаги» Цель: совершенствовать в навыках работы с ножницами и бумагой, развивать мелкую моторику рук.
Хозяйственно –бытовой труд в группе. Цель: воспитывать трудовые навыки при мытье игрушек, стирке кукольного белья. Самостоятельная игровая деятельность в центрах занятости.
Прогулка
Наблюдение за облаками, объяснить. Д/И «На что похожи облака?» Цель: развивать творческое воображение, фантазию. П/И «Стоп»
Елена Шибанова
Фрагмент календарного плана в подготовительной группе «Народная культура и традиции»
Тема недели: «Народная культура и традиции»
Цели деятельности педагога:
расширять представления детей об искусстве, традициях и обычаях народов России; продолжать знакомить с народными песнями, плясками, обрядами, календарными праздниками, приметами, пословицами, поговорками, сказками; воспитывать интерес и любовь к народной культуре и традициям.
Понедельник
Утро
Рассказ воспитателя о народной культуре и традициях народов России – расширять представления об искусстве, традициях и обычаях народов России (Вика Г., Кира, Алина)
Д\и «Полосатая салфетка» с палочками Кюизенера – развивать логическое мышление (Илья, Егор)
Ситуативный разговор о культуре приёма пищи в разных странах – расширение кругозора, воспитание КГН.
Игры с пазлами, разрезными картинками: «Выложи узор», «Составь картинку»
1. Коммуникативная деятельность (Развитие речи) «Сочинение сказки на предложенный сюжет» (Ушакова с. 173)
Цели: связная речь – формировать умение составлять коллективный описательный рассказ по предметным картинкам; сочинять сказку на заданный сюжет;
Словарь и грамматика – закреплять умение выделять общие и индивидуальные признаки предметов, сравнивать предметы по величине, форме, цвету; активизировать глаголы, выражающие разные состояния; воспитывать умения понимать и объяснять смысл образных выражений; логично ставить вопросы, находить предметы по выделенным признакам.
Средства: иллюстрации с изображение героев русских народных сказок, игра «Отгадай сказку»
Способы: рассматривание иллюстраций, беседа о сказочных героях, самостоятельные рассказы детей, игра «Угадай сказку», «Продолжи сказку», рефлексия.
2. Изобразительная деятельность. Лепка «Бабушкины сказки» (Лыкова с. 108)
Цель: формировать умение детей лепить по мотивам русских народных сказок: самостоятельно выбирать отдельного героя или сюжет, определять способы и приёмы лепки, в зависимости от характера образа придавать персонажам сказочные черты. Развивать способности к сюжетосложению и композиции. Воспитывать художественный вкус, самостоятельность, творческую инициативность.
Средства: пластилин, стеки, бусины, бисер, лоскутки, трубочки для коктейля, зубочистки, втулки, кусочки фольги, фантики, картон или небольшие коробки для подставок, салфетки бумажные и матерчатые, стихотворение С. Есенина «Бабушкины сказки».
Способы: чтение стихотворения С. Есенина «Бабушкины сказки», рассматривание иллюстраций к русским народным сказкам, беседа, обсуждение способов лепки, пальчиковая гимнастика «Братцы», самостоятельная работа детей, рефлексия.
3. Двигательная деятельность (Физическая культура) (по плану инструктора по физ. воспитанию)
Прогулка
Разучивание с Данилом и Егором прибаутки «Федул, что губы надул?» - развивать речь, знакомить с устным народным творчеством.
Рассматривание коры деревьев – конкретизировать и углубить представления детей о способах приспособления растений к изменившимся условиям существования.
Труд на участке: строительство для кукол горки из снега – формировать соответствующие навыки и умения.
П/и «Волк во рву» - развивать двигательную активность, быстроту реакции
Самостоятельная деятельность по интересам детей – расширять круг общения, находить общий язык со всеми желающими поучаствовать в игре.
Вечер
Чтение р. н. сказки «Василиса Прекрасная» -беседа по содержанию сказки (Ксюша, Вика Л.)
Беседа «Быт и традиции русского народа» - продолжать знакомить детей с традициями народной культуры: русскими календарными праздниками, художественно-прикладным промыслами, народным песенным искусством (подгруппа детей)
Рассматривание тематического альбома «Народные промыслы».
Игры на музыкальных инструментах.
Вечерняя прогулка
Д/и «Отгадай-ка!» - развивать внимание, расширять словарный запас (Макар, Глеб) Рассматривание коры деревьев – расширять кругозор, воспитывать интерес к живой природе.
Труд: расчистка дорожки у веранды от снега – воспитывать трудолюбие, желание помогать взрослым.
П/и «Жмурки» - продолжать знакомить с народными играми.
Вторник
Утро
Беседа по вопросам: «Как праздники встречали на Руси? Какие русские народные праздники вы знаете? Как готовились к встрече русских народных праздников?» - воспитывать интерес к культуре русского народа (Варя, Настя, Таня)
Разучивание поговорки «Скучен день до вечера, коли делать нечего» с Максимом, Ильёй – развивать речь.
Утренняя гимнастика: способствовать гармоничному физическому развитию детей.
Составление фигур птиц и кормушек с помощью блоков Дьенеша и счётных палочек.
Игры в лото.
1. Математическое развитие. Тема: № 29 «Площадь. Измерение площади с помощью мерки» (Сычёва - 2 с. 11)
Цели: формирование представлений о площади фигур, знакомство с методами сравнения площади фигур, развитие общей и мелкой моторики.
Средства: магнитная доска, сюжетная картина к тексту, силуэтные изображения двух берёзовых листьев, отличающихся размером и цветом, конверты с силуэтными изображениями двух прямоугольных шарфиков разной длины с узором, составленным при помощи чередования двух контрастных по цвету, но одинаковых по ширине полос (для каждого ребёнка, поднос, набор, в него входят: линейка, лист белой бумаги, 2-3 картонных шаблона геометрических фигур, в том числе и ромб (для каждого ребёнка, рабочие тетради, простые и цветные карандаши (по количеству детей).
Введение в тему (рассказ воспитателя по сюжетной картинке, вопросы воспитателя, сравнение фигур по площади с помощью мерки, физкультминутка «Зимнее утро», работа в тетрадях, рефлексия.
2. Коммуникативная деятельность. Чтение художественной литературы «Рассказывание русской народной сказки «Снегурочка» (Ушакова с. 177)
Цель: развивать у детей способность к целостному восприятию сказки в единстве её содержания и художественной формы; закреплять знания об особенностях (композиционных, языковых) сказочного жанра.
Средства: иллюстрации к сказке «Снегурочка» разных художников»
Способы: беседа с детьми о зимних забавах, рассказывание сказки «Снегурочка», обсуждение сказки с детьми, рассматривание иллюстраций к сказке, упражнение «Скажи по-другому» (фразеологизмы, рефлексия.
3. Двигательная деятельность (физическая культура на воздухе)
Задачи: развивать умение детей начинать и прекращать игру по сигналу воспитателя, быстро и чётко выполнят команды, построения, выходить на определённое место.
Прогулка
Д/и «Что это за птица» - развивать внимание, сообразительность (Маша, Ксюша)
Наблюдение за воронами и галками – развивать интерес к природе, расширять знания об особенностях внешнего вида, повадках птиц, приспособлении к среде обитания, обогащать словарный запас.
Труд на участке: подметание дорожек на участке младших групп – воспитывать желание оказывать посильную помощь младшим, заботиться о них.
П/и «Не попадись!» - развивать ловкость, быстроту реакции.
Самостоятельная двигательная деятельность – расширять спектр подвижных игр.
Вечер
Развивающая образовательная ситуация «В гостях у тётушки Алёны» -продолжать развивать интерес к русским традициям: гостеприимству, почитанию старости, уточнять представления о церкви, храме, иконе; познакомить с христианским праздником – Рождеством; воспитывать потребность в хороших делах, поступках (подгруппа детей)
Оздоровительная гимнастика после сна - формировать культурно-гигиенические навыки, повышать двигательную активность детей.
Хозяйственно-бытовой труд: стирка салфеток – формировать умение аккуратно отжимать и развешивать салфетки для просушки, воспитывать желание оказывать посильную помощь взрослым.
Конструирование по схемам на тему «Дворцы и избы»
Вечерняя прогулка
Спортивное упражнение «Попади в цель» - развивать глазомер, ловкость (Вика Г., Дима) Наблюдение за воронами и галками – развивать наблюдательность, интерес к окружающему.
Труд на участке: лепка снежной бабы – вызвать интерес к сооружению построек из снега.
П/и «Два мороза» - развивать двигательную активность.
Самостоятельные игры со снегом – развивать фантазию, воображение.
Среда
Утро
Беседа на тему «Какую одежду носили мужчины и женщины на Руси?», рассказ воспитателя о старинном русском костюме «Во что одевались на Руси, как праздники встречали» - расширять кругозор, воспитывать интерес к русской культуре и традициям. (подгруппа детей)
Д/и «Одень куклу в национальный костюм» - закреплять знание элементов русского народного костюма (Алина, Ксюша, Вика Г.) Утренняя гимнастика: способствовать гармоничному физическому развитию детей.
Работа с дежурными по столовой - продолжить прививать аккуратность и умение красиво сервировать стол.
Игровая ситуация «Выступление вокального ансамбля «Рябинушка»: подбор концертных костюмов.
1. Коммуникативная деятельность (развитие речи) «Пересказ сказки «У страха глаза велики» (Ушакова с. 168)
Цели: связная речь – формировать умение пересказывать текст сказки последовательно, без пропусков и повторений, выразительно передавать речь персонажей;
Словарь и грамматика – закреплять умение объяснять значения слов; давать задания на образование слов с суффиксами оценки (уменьшительно-ласкательными и увеличительными, подбирать синонимы и антонимы; учить замечать смысловые несоответствия.
Средства: текст сказки «У страха глаза велики», стихотворение Л. Станчева «Это правда или нет?»
Способы: чтение воспитателем сказки, вопросы к детям, пересказ сказки детьми по ролям, игра «Как сказать правильно?», чтение воспитателем стихотворения «Это правда или нет?», обсуждение стихотворения, игра «Дом – домище», игра «Закончи предложение», рефлексия.
2. Изобразительная деятельность Аппликация на тему: «Избушка на курьих ножках» (Лыкова с. 110)
Цель: формировать умение находит аппликативные способы для создания выразительного образа сказочной избушки на курьих ножках. Развивать способности к многоплановой композиции – создавать изображение слоями: задний план (лес) и передний (избушка). Направить на поиск средств художественной изобразительности. Воспитывать интерес к отражению сказок в изобразительном творчестве.
Средства: цветная и фактурная бумага, цветные бумажные салфетки (для обрывной аппликации, клей, клеевые кисточки, салфетки бумажные и матерчатые.
Способы: художественное слово (стихотворение С. Есенина «Колдунья», рассматривание иллюстраций с изображением сказочных домиков, самостоятельная деятельность детей, рефлексия.
3. Музыкальная деятельность (по плану музыкального руководителя)
Прогулка
Д/и «Сплетём венок из предложений» - формировать умение составлять небольшой рассказ на заданную тему (Глеб, Илья, Макар)
Наблюдение за птицами – воспитывать наблюдательность, любознательность.
Опыт «Таяние и замерзание воды» - развивать наблюдательность, умение сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости.
Труд: кормление птиц – воспитывать желание заботиться о пернатых.
П/и «Два Мороза» - развивать двигательную активность.
Самостоятельна двигательная деятельность – закреплять умение самостоятельно организовывать подвижные игры, привлекать в игру новых игроков
Вечер
Развивающая образовательная ситуация «Устройство русской избы» - продолжать знакомить детей с жилищем русских людей в старину, объясняя детям назначение его составных частей; дать возможность применить в игре подлинные предметы старины; воспитывать интерес к жизни предков (подгруппа детей).
Чтение русских народных сказок по выбору детей.
Развивающая образовательная ситуация «Почему мы помогаем зимой пернатым друзьям?» - побуждать к умению сочувствия, сопереживания к братьям нашим меньшим.
Подбор атрибутов для игр по мотивам русских народных сказок
Вечерняя прогулка
Спортивное упражнение: скольжение по ледяной дорожке – удерживать равновесие, развивать ловкость (Егор, Данил)
Знакомство с пословицей «Покорми птиц зимой – послужат тебе весной» - продолжать знакомить с устным народным творчеством, воспитывать заботливое отношение к птицам.
Труд: расчистка дорожки у веранды от снега – воспитывать трудолюбие.
П/и «Два Мороза» - закреплять умение выбирать водящего с помощью считалки.
Самостоятельные игры детей со снегом – развивать фантазию, воображение.
Четверг
Утро
Беседа на тему «Умей в гости звать, умей и угощать» - уточнить знания детей о том, как в семье встречают гостей, поддерживается ли традиция гостеприимства. (Ксюша, Алиса)
Рассказ воспитателя о традициях гостеприимства на Руси.
Д/и «Найди ошибки» с конструктором ЛЕГО – формировать умение разбираться в несложных схемах постройки (Илья, Дима)
Утренняя гимнастика: способствовать гармоничному физическому развитию детей.
Ситуативный разговор «Что ели наши предки? Какие правила поведения за обеденным столом они соблюдали?» - познакомить с особенностями приготовления и употребления пищи наших предков, умение сопоставлять прежние и современные правила поведения за столом.
Игры в кукольном уголке «Встречаем гостей»
1. Социальный мир «Праздники на Руси» (Горбатенко с. 133)
Цель: формировать представление детей о праздниках на Руси (святки, об обычаях и традициях нашего народа; развивать познавательный интерес детей к истории и традициям своего народа.
Средства: иллюстрации
Способы: рассказ воспитателя «Как в гости ходили?», игра-драматизация «Не красна изба углами, а красна пирогами», рассказ воспитателя о Масленице, пение песен о масленице, обряд «Угощение блинами» (рефлексия)
2. Познавательно-исследовательская деятельность. Математическое развитие. № 30 «Измерение формы и площади геометрических фигур» (Сычёва - 2 с. 15)
Цели: развитие навыков преобразования геометрических фигур по заданию и замыслу, развитие логического мышления, развитие познавательных процессов, развитие общей и мелкой моторики.
Средства: магнитная доска, серия картин к тексту, набор, в него входят: ножницы, геометрические фигуры из бумаги разного цвета – квадрат со стороной 4 см., прямоугольник – 46 см., равносторонний треугольник со стороной 6 см. (для каждого ребёнка, поднос, по два комплекта карточек с записью чисел от 10 до 18, рабочие тетради и цветные карандаши (по количеству детей)
Способы: введение в тему (рассказ воспитателя по сюжетным картинам, вопросы воспитателя, практическая работа: изменение формы и площади геометрических фигур, физкультминутка «Ветер», работа в тетрадях, числовой диктант, рефлексия.
3. Двигательная деятельность (физическая культура (по плану инструктора по физ. воспитанию)
Роль воспитателя: следить за дыханием, осанкой при выполнении ОРУ, ОВД; помощь в расстановке оборудования, страховка при выполнении ОВД; индивидуальная работа с детьми, организация п/и.
Прогулка
Физкультурное упражнение «Скольжение после разбега по ледяным дорожкам стоя, присев» - развивать ловкость, умение сохранять равновесие (Глеб, Илья, Егор)
Наблюдение за птицами – формировать умение в наблюдениях за птицами выявлять взаимосвязи между формой клюва и питанием птиц; обобщить наблюдения детей за жизнью птиц зимой.
Трудовое поручение: помочь дворнику расчистить дорожки от снега – воспитывать желание оказывать посильную помощь взрослым.
Русская народная игра «Змейка» - развивать двигательную активность, продолжать знакомить с народными играми.
Самостоятельные творческие игры детей со снегом – развивать фантазию, воображение.
Вечер
Досуг «Игровая карусель» -закреплять умение детей отгадывать загадки, читать потешки, петь песенки, играть в народные игры; развивать физические качества, творческие способности, фантазию, логическое мышление, смекалку, быстроту реакции; воспитывать любовь к русскому народному творчеству (подгруппа детей)
Оздоровительная гимнастика после сна: формировать культурно-гигиенические навыки, повышать двигательную активность детей.
Чтение сказки Пушкина «Сказка о царе Салтане» - продолжать знакомить детей с литературным наследием, воспитывать любовь к русским сказкам.
Изготовление кукол-оберегов из ниток.
Вечерняя прогулка
Д/Игра «Расскажи без слов»- вовлечь в игру Киру, Алису, Машу.
Наблюдение за снежинками.
Труд на участке: подгребание снега к стволам деревьев – воспитывать желание заботиться о растениях.
Русская народная игра «Волк» - развивать двигательную активность.
Самостоятельная деятельность детей – развивать самостоятельность в выборе занятия по интересам.
Пятница
Утро
Ситуация общения «Что такое устное народное творчество? Какие виды устного народного творчества вы знаете?» (Настя, Таня, Варя)
Д/упр. «Расскажи свою любимую потешку (считалку, скороговорку, пословицу или поговорку) - выявить знание детей малых фольклорных форм (Алиса, Ксюша)
Утренняя гимнастика: способствовать гармоничному физическому развитию детей.
Дежурство по занятиям – совершенствовать умение дежурных быстро и правильно готовить рабочие места для занятия без подсказок воспитателя, воспитывать аккуратность, самостоятельность.
Игра-драматизация по мотивам русской народной сказки «Василиса Прекрасная»
1. Музыкальная деятельность (по плану музыкального руководителя)
Роль воспитателя: способствовать восприятию музыкального произведения, умению дать оценку характеру музыки; развивать танцевальные движения у детей, умение выполнять движения в парах, воспитывать внимание, дружелюбие.
2. Изобразительная деятельность (рисование) «Баба-Яга и Леший» (Лыкова с. 112)
Цель: формировать умение детей рисовать сказочные сюжеты: самостоятельно выбирать эпизод, обдумывать позы и характер взаимодействия героев. Развивать способности к сюжетосложению и композиции. Формировать умение представлять изображаемый объект с разных точек зрения. Воспитывать самостоятельность, инициативность в художественном творчестве.
Средства: краски акварельные и гуашевые, цветные карандаши, пастель, простые карандаши, листы бумаги белого, светло0голубого и светло-жёлтого цвета, кисти разных размеров, баночки с водой
Способы: рассматривание аппликаций избушек на курьих ножках, беседа, творческое фантазирование детьми на тему сказочных сюжетов, чтение стихотворения В. Шипуновой «Лесная небылица», самостоятельная работа детей, рефлексия.
3. Природный мир Тема: «Волк и лиса – лесные хищники» (Бондаренко с. 172)
Цель: уточнить представления детей об образе жизни лисы и волка в зимнее время. Формировать представление о приспособленности хищников к добыванию пищи: чуткие уши, острое зрение, хороший нюх, выносливость. Упражнять детей в умении сравнивать и описывать животных.
Средства: игрушка-заяц, картины «Заяц на лежке», «Волчья стая зимой», «Лиса», «Медвежья берлога», модель «Длинные и короткие ноги», контуры дома, деревьев, картинки с изображением волка и лисы.
Способы: мотивационный момент - появление зайчика, загадки о лесных хищниках, рассматривание иллюстраций с изображением лисы и волка, работа по моделям «Длинные и короткие ноги», физкультминутка «Зайцы скачут», сочинение писем волку и лисе, рефлексия.
Прогулка
Д/и «Птицы» - закреплять знания о повадках и образе жизни зимующих птиц» (Вика Г., Кира) Наблюдение за поведением птиц у кормушки – развивать наблюдательность, любознательность, воспитывать бережное отношение к птицам.
Труд: уборка снега на участке – напомнить детям, для чего надо сгребать снег в лунки деревьев, кустарников и цветников, формировать умение работать слаженно, доводить начатое дело до конца, радоваться выполненной работе.
П/и «Угадай, что поймал» - развивать внимание, быстроту реакции.
Самостоятельные игры детей со снегом – развивать творческие способности при сооружении построек из снега.
Вечер
Развивающая образовательная ситуация «Устное народное творчество – былины» - закрепить представления детей о жанрах русского устного народного творчества: скороговорки, пословицы и поговорки, считалочки, потешки, перевёртыши, загадки, сказки, песни; познакомить с былиной; подчеркнуть, что благодаря былинам люди знают о важных событиях, происходивших на Руси много лет назад; воспитывать интерес к народному творчеству, уважение к русскому народу.
Оздоровительная гимнастика после сна: формировать культурно-гигиенические навыки, повышать двигательную активность детей.
Коллективный труд: наведение порядка в шкафчиках с игрушками; ремонт коробок и настольных игр; пришивание петель к полотенцам.
Самостоятельная работу в уголке для творчества: плетение из бисера закладок для книг, поясов.
Вечерняя прогулка
Беседа о былинах – закреплять представление детей о жанрах русского устного народного творчества (Макар, Кирилл)
Наблюдение за падающими снежинками. Загадывание загадок о снеге.
Трудовое поручение: посыпание дорожки песком - воспитывать трудолюбие, заботу о ближних.
П/и «Лягушки и цапля» -развивать двигательную активность, продолжать знакомить с народными играми.
Самостоятельные игры детей по интересам с выносным материалом.
Примерный план образовательной работы
с детьми средней группы
Тема: «Народная культура и традиции»
Программное содержание :
Развитие потребности и желание детей в познании творчества народной культуры, восприятия красивых предметов быта, произведений народного, декоративно- прикладного и изобразительного искусства.
Ознакомление с предметами быта, их названиями, предназначением.
Ознакомление с разнообразными видами декоративного искусства (изделия из дерева, глины, бумаги, картона, шитье, вышивка, плетение).
Непосредственно организованная образовательная деятельность
«Познание» - развитие кругозора
Дидактическая игра «Как избу построили». Продолжать развивать способность различать и называть строительные детали. Развивать умение анализировать образец постройки.
«Труд» - рукотворный мир
В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать
«Украшение фартука». Учить рисовать узор на бумажной салфетке квадратной формы из кружков и квадратиков, располагая кружки в углах квадрата и посередине, а квадратики между ними. Развивать чувство ритма. Закреплять умение рисовать аккуратно. Воспитывать самостоятельность.
«Коммуникация»/ «Чтение художественной литературы»
В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать
«Чудесные лапоточки». Продолжить знакомить детей с произведениями устного народного творчества через чтение русских народных сказок, разучивание потешек. Учить детей понимать образное содержание и идею сказки, видеть взаимосвязь между содержанием и названием произведения.
«Художественное творчество» - рисование
В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать
Украшение платочка. (По мотивам дымковской росписи) Учить: выделять элемент узора (прямые, пересекающиеся линии, точки и мазки); равномерно покрывать лист, слитными линиями (вертикальными и горизонтальными), в образовавшихся клетках ставить мазки, точки и другие элементы. Развивать чувство ритма, композиции, цвета.
«Художественное творчество» - лепка
В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать
«Пластилиновая роспись» (дымковская). Познакомить детей с некоторыми способами изготовления и росписи глиняных игрушек. Приобщать к народному творчеству. Воспитывать творческий дух. Учить радоваться успеху своей работы и работ других детей.
«Художественное творчество» –конструирование
В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать
Постройка «Башенка», «Домик». Цель: учить детей создавать собственные комбинации из имеющихся деталей, находить в них определенную сторону постройки. Продолжать развивать способность различать и называть строительные детали. Развивать умение анализировать образец постройки.
«Музыка»
В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать
Слушание: «Пастушок»; Русские народные плясовые мелодии.
Пение: «Где был Иванушка», «Кисонька - мурысонька» рус; народные песни.
картинки, иллюстрации о предметах старинного быта;
иллюстрации для обогащения и создания настроения, индивидуального музыкального исполнительства, упражнений, поделок, распевок, двигательных, пластических, танцевальных этюдов;
иллюстрации к сказкам «Заюшкина избушка», « Колобок», «Теремок», «Репка»;
готовые формы из бумаги, картона предметов быта, для обводки по контуру прорисовки узора
бросовый материал для изготовления макета «Подворье»
формы для выкладывания на фланелеграфе узора
картина Е;Рачева «Лисичка со скалочкой»
иллюстрации к сказкам «Хаврошечка», «Лисичка - сестричка и серый волк»;
игрушки Матрешки и альбомы образцов росписи матрешек
разукрашивание предметов быта, обводки по контуру
для самостоятельных игр-экспериментов с водой, глиной, деревом, песком;
куклу в народном костюме, рассматривание куклы в народном костюме
раскраски «Дымковская игрушка»;
Для осуществления образовательной деятельности в семье по теме рекомендовать родителям:
рассматривание книг, обсуждение;
рассматривание предметов на тему «Русской избы»,
подвижные игры с детьми: с бегом; «У медведя во бору», «Птичка и кошка», «Лошадки», «Бездомный заяц», «Ловишки»;
посетить музей декоративно-прикладного искусства;
нарисовать иллюстрацию вместе с ребёнком по теме «Моя любимая сказка»;
рассмотреть дома фотоальбом «Национальные костюмы»;
рассказать ребёнку о народных промыслах (вязание, вышивание, плетение и т;п;)
Совместная образовательная деятельность по теме в режимных моментах:
Утро
экспериментальная деятельность со свойствами дерева и глины;
развивающие ситуации: рассматривание альбомов рассматривание куклы в народном костюме, картинок, иллюстрации о предметах старинного быта, иллюстрации «Богатыри Руси»;
рассматривание предметов народных промыслов (вязание, вышивание, плетение и т.п.);
рассматривание иллюстрации к сказкам «Заюшкина избушка»,« Колобок», «Теремок», «Репка»;
использование готовых формы из бумаги, картона предметов быта, для обводки по контуру прорисовки узора;
изготовления макета «Подворье»;
выкладывания на фланелеграфе узора;
знакомство с народными инструментами трещотка и дудочка;
картина Е;Рачева «Лисичка со скалочкой»;
игрушки Матрешки и альбомы образцов росписи матрешек;
организация подвижных игр;
рассматривание игрушек, иллюстраций, беседа по ним;
Гигиенические процедуры
использование потешек поговорок, загадок; «Солнышко, колоколышко», при умывании, одевании на прогулку;
ситуативные разговоры о приспособлениях для умывания (умывальник, таз с водой);
знакомить с небылицами и потешным фольклором – дразнилками; скороговорками; «Барабек», «Мешок»;
потешка для расчесывания волос «Расти, коса, до пояса»
Завтрак, обед, полдник, ужин
Прогулка
Наблюдение: использовать народные песенки, заклички «Солнышко, повернись!» «Дождик, дождик, пуще!»
Подвижные игры: игры – хороводы: "Три веселых братца", «Огород», «Ветер» , русские народные игры: «Гуси-лебеди», «Волк во рву», «Волк и овцы», «Вороны и воробьи», «Змейка», «Зайцы в огороде», «Пчелки и ласточки», «Кошки-мышки», «У медведя во бору» и др
Труд: Собрать палочки, камешки, сухую траву, листья для изготовления макета «Подворье»
Индивидуальная работа по развитию движений:
Самостоятельная деятельность детей:
Вечер
экспериментирование с водой, глиной;
рассматривание картинок, на которых изображены предметы старинной одежды, утвари;
проблемные ситуации «Как нам умыться, если нет водопровода»;
образные игры имитации, организация игровых ситуаций с использованием игрушек, персонажей пальчикового и кукольного театра;
просмотр СД дисков с народными сказками;
разучивание поговорок и пословиц, чтение потешек;
рассматривание предметов декоративного искусства, иллюстраций, картин;
чтение загадок и стихотворения о дымковской игрушке;
использование считалок в игре «На золотом крыльце сидели…» «Шла кукушка мимо сети…»;
русские народные сказки «Петушок и бобовое зернышко» (в обработке О. Капицы), «Жихарка» , «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Зимовье зверей» , «Лисичка-сестричка и волк» ,«Чудесные лапоточки»;
игровые ситуации «В гостях у бабушки Матрёны». Обогащать активный словарь детей. Активизировать употребление в речи названий одежды, её частей.
Прогулка
Наблюдение:
Подвижные игры: «Мыши и кот»; с бегом «У медведя во бору» (разучивание); с прыжками «Лиса в курятнике» (разучивание); с метанием «Кто дальше бросит мешочек»; с лазаньем «Наседка и цыплята»; Народная подвижная игра «Зайка серый умывается»;