Характерные черты философии возрождения. Отличительные черты философии эпохи возрождения

ВОПРОС 7

Возрождение - период в культурном и идейном развитии стран Западной и Центральной Европы. В Италии эпоха Возрождения с 14-16 веков, в других странах с 15-16 вв. Большинство исследователей связывают появление Возрождения с переходом от средневековья к Новому времени, т.е. от феодализма к капитализму.
Отличительные черты идеологии Возрождения:
1. антифеодальная направленность
2. светский характер (против церкви)
3. гуманистическое мировоззрение
4. обращение к культурному наследию античности.
Идеологической основой стали гуманизм, а затем натурфилософия.
Гуманизм - от лат. человеческий - признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей. Утверждение блага человека, как критерия оценки общественных отношений. В философском смысле - светское вольномыслие, противостоящее схоластике и духовному господству церкви. В эту эпоху происходило своеобразное обожествление человека - "микрокосмоса", богоравного существа, создающего и творящего самого себя. Эти взгляды представляют собой антропоцентризм . Это философский термин, укоренившийся во второй половине 19 века для обозначения идеалистических учений, видящих в человеке центральную и высшую цель мироздания. Но его основы были заложены в эпоху Возрождения.
Пантеизм - от греч. theos, что означает бог. Это религиозные и философские учения, отождествляющие бога и мировое целое. Пантеистические тенденции проявлялись в еретической мистике средних веков. Пантеизм характерен для натурфилософии Возрождения и материалистической системе Спинозы, отождествившего понятие "бог" и "природа".
Подобное отношение к человеку знаменовало возникновение новых форм самосознания и ренессансного индивидуализма. Был сделан акцент на этических проблемах, учении о свободной воли индивида, направленной к добру и общему благу. Происходила своеобразная реабилитация человека и его разума. Оно отбрасывало средневеково-богословское отношение к человеку, как к греховному сосуду, обреченному в жизни на страдания. Целью земного бытия объявлялись радость и наслаждение. Провозглашалась возможность гармоничного существования человека и окружающего мира. Гуманисты способствовали выработке идеала совершенной, всесторонне развитой личности, добродетели которой определялись не благородством по рождению, а делами, умом, талантами, заслугами перед обществом. В Гуманизме с самого начала были заключены натурфилософские тенденции, получившие особое развитие в 16 веке. Главная проблема, занимавшая натурфилософов - соотношение бога и природы. Рассматривая ее, они стремились преодолеть дуализм средневекового мышления, понимали мир как органическую связь материи и духа. Признавая материальность и бесконечность мира, они наделяли материю способностью воспроизводить самою себя, а вместе с тем и жизнью, создав учение о живом космосе . Таким образом, в философских системах эпохи Возрождения, сформировалась пантеистическая картина мира. Представление о всеобщей одушевленности вселенной ставили под сомнение существование сверхнатурального, потустороннего, поскольку все чудесное объявлялось естественным, природным, потенциально познаваемым: стоило его открыть и объяснить, как оно переставало быть чудесным. Такие суждения шли вразрез с церковной догмой. Средневековой схоластике, опиравшейся на книжные знания и авторитеты, гуманизм и натурфилософия противопоставили рационализм, опытный метод познания мира, базировавшийся на чувственном восприятии и эксперименте. Вместе с тем, одушевление космоса приводило к мысли о наличии таинственной связи между человеком и природой, признанию оккультных наук. Наука понималась как естественная магия, астрономия переплеталась с астрологией, и т.д. В целом, понимание природы как внутреннего мастера, действующего самостоятельно, живущего по своим законам, означало разрыв с устоявшимися средневековыми представлениями о боге-творце и вело к зарождению новой естественной религии. В основе этого идеологического переворота лежал подъем производительных сил, материального производства, науки и техники. Все это привело к прогрессивному развитию Европы.

Значительным периодом в истории Западной Европы является эпоха Возрожде­ния (XV-XVI вв.).

В этот период закладываются основы капиталистического производства, создаются города-республики, развивается мореплавание и торговля, откры­ваются новые научные направления, изобретается книгопечатание и т.д.

Своё название эпоха получила из-за возрождения принципов духовной культуры античности. Эпоха была ориентирована на искусство и культ художника. Художник подражает Богу в его творчестве и сам начинает искать основания в самом себе, в душе и теле.

Эпоха Возрождения представлена такими выдающимися мыслителями, как Петрарка, Боккаччо, Николай Коперник, Эразм Роттердамский, Леонардо да Винчи, Микеланджело, Джордано Бруно, Макиавелли, Томмазо Кампанелла, Томас Мор, Николай Кузанский, Галилео Галилей, Мишель Монтень.

Характерные черты картины мира Возрождения:

А) антисхоластический характер (хотя для государства схоластика оставалась официальной философией и ее принципы изучались в большинстве университетов)

А: Социально – экономические изменения к. XV - н. XVI вв. привели к возникновению многочисленного слоя буржуазной интеллигенции. В данный период возникла новая культура, получившая название гуманизма, который означал светскую, а не богословско – схолостическую образованность. Гуманисты противопоставляли светские науки церковной учености.

Особенность ранней буржуазной культуры заключалось в широком использовании античного культурного наследия. Античная культура была ближе и понятнее нарождающейся буржуазии, чем культура феодального общества. Её значение было столь велико, что вся эпоха получила название эпохи Возрождения (Ренессанса), т.е. произошло восстановление многих сторон богатой античной культуры после более чем тысячелетнего забвения.

В) вопросы, связанные с устройством природы, ее структурой, с закономерностями ее развития; о космосе (натурфилософия); главный принцип мировоззрения – пантеизм.

В :Для развития материалистического мировоззрения еще большее значение имело появлениенатурфилософии - учения о природе, свободного от подчинения теологии. Натурфилософия чаще носила пантеистический характер, т.е. она отождествляла Бога с природой, не отрицая его существования. Следствием пантеизма являются гилозоизм (идея всеобщей оживленности природы) и панпсихизм (идея всеобщей одушев­ленности природы).

Гилозоизм - философская концепция, признающая одушевленность всех тел, космоса, материи, природы. Гилозоизм снимал принципиальное различие между неорганической и живой природой.

Гилозоизм был присущ воззрениям Платона и Аристотеля. В эпоху Возрождения гилозоизм под влиянием концепций античных мыслителей используется в качестве аргумента при обосновании единства человека с его сознанием и природой. Появление концепций Гилозоизма в философии Нового времени связано с поисками ответа на вопрос об основаниях и предпосылках становления чувствительности у живых существ и сознания у человека.

Огромное значение для развития новых материалистических взглядов и идей этого периода имели естественнонаучные труды пантеиста Н. Кузанского, математика и астронома Н. Коперника, Дж. Бруно, Л. Да Винчи, Г. Галилея и др.

Николай Кузанский (1401 - 1464), видный церковный деятель, мистик и богослов. Кузанский сближает Бога и природу, творца и творение, приписывая природе божественные атрибуты.

Николай Кузанский представлял процесс познания как достижение бесконечно совершенного. Он высказал идеи применительно к пониманию природы, единство противоположностей, единое и множество, возможность и действительность, бесконечность и конечность в природе. Н. Кузанский обосновал понятие научного метода, проблему творчества.

Николай Коперник (1473 - 1543 ) - великий польский астроном, труды которого произвели переворот в развитии научного знания. Была предложена принципиально новая модель мироздания. Гелиоцентризм Коперника вел к коренному пересмотру всей физической картины мира. Рушилась иерархическая структура мироздания.

Джордано Бруно (1548-1600), его заслуга состоит в развитии философского аспекта теории Коперника. Он отказывается от позиции своего предшественника, согласно которой Солнце представляет собой абсолютный центр Вселенной. Такого центра, по мнению Бруно, вообще нет. Любая планета может быть истолкована как центр Вселенной. Солнце лишь относительный центр,т. е. центр нашей планетной системы. Вселенная не имеет никаких границ, число миров в ней бесконечно. Земля обладает собственным движением, подобным движению небесных тел. Джордано объявляет Вселенную равной Богу. Бог заключен у него в самом материальном мире. Он его деятельное и внутреннее начало. Таким образом, Бруно предстает перед нами как пантеист , восставший против Бога как сверхприродной силы.

Галилео Галилей (1564 - 1642), профессор математики. Его труды имели огромное значение для развития философии эпохи Возрождения. Он считал, что к истине могут вести только научные методы. Научная методология Галилея, опираясь на математику и механику, определила его мировоззрение как механистический материализм. Значение творчества Галилея проявилось еще и в том, что он разработал метод научного исследования. Галилей в XVII в. считается основоположником научного естествознания.

С) тема человекаи его строения, его общих качеств и места в мире - Антропоцентризм.

С: Характерной чертой эпохи является антропоцентризм. Человек становится главным предметом философии, которая вырабатывает новый идеал личности.

Гуманисты эпохи утверждают единство человека и космоса, провозглашается безграничная свобода личности, которая способна преобразовы­вать мир. Гуманизм связан с творческими возможностями человека, он выступает хозяином своей судьбы.

Дезидерий Эразм Роттердамский (1469 - 1536 ) - выдающийся мыслитель, ученый-филолог, философ и богослов. В своей работе «Похвала глупости» Эразм осмеивает понятийный аппарат и логическую структуру схоластических умозрений. Эразм Роттердамский противопоставил свою «философию Христа» с базирующейся на ней системой нравственности . Онтологию и теологию у него сменяет этика.

Единомышленником Эразма был французский мыслитель, гуманист Мишель Монтень.

Мишель Монтень (1533 - 1592). Он не принял условие христианского богословия о греховности сомнения и сделал его одним из принципов своей концепции.

Человек есть существо сомневающееся, ибо ему дано такое свойство как сознание. Монтень – критик аскетической морали. Основной двигатель человеческих поступков он усматривал в стремлении к счастью и удовольствию, хотя без страдания жизнь невозможна. Философ был уверен, что бессмертия души не существует.

В сфере эстетической мысли того времени нет законченных систем. Общая тенденция намечалась в пользу секуляризации искусства и освобождения художника от опеки церкви. Искусство уже не рассматривалось как аллегорическая форма истины. Возродилась античная теория подражания. Объективность искусства сближается с наукой. Примером может служить творчество Леонардо да Винчи.

Д) проблемы идеального государственного устройства общества.

Д: В эпоху Возрождения появились и первые социалистические утопии . В большей и меньшей мере они отражали стихийный протест крестьянских масс и городской бедноты, поднимавшихся на восстания, порой перераставшие в крестьянские войны.

Николоди Бернардо Макиавелли (1469 - 1527 ) Объектом изучения для него стала политическая история: причины возвышения и гибели государств, мотивы человеческих поступков, влияние личности на ход тех или иных событий.

Главными философскими произведениями являются: «Рассуждения на первую декаду Тита Ливия» и «Государь».

Исследуя государство и природу законов, Макиавелли выводит их из разума и опыта, отбрасывая идею Бога. Он полагал, что политические системы рождаются, достигают величия и могущества, а затем приходят в упадок, разлагаются и гибнут. Возникновение общества, государства и морали он объясняет естественным ходом событий. В этих обстоятельствах действует и человек. Поэтому успех его деятельности зависит от того, как он приспособился к условиям общественной среды.

Томас Мор (1478 - 1535) в своей «Утопии» развивает идею платоновского «Государства», будучи убежденным, что от «правителя, как из какого-нибудь источника, распространяется на весь народ все доброе и злое».

Главнейшей опорой государства является справедливость. Жизнь утопийцев организована на принципах республиканской демократии, выборности начальства, отсутствии религиозного преследования.

Томмазо Кампанелла (1568 - 1639 ) считал главной причиной всех бедствий в обществе неравенство людей. Он полагал, что упразднение частной собственности искоренит различие между интересами личности и интересами государства, которым должны управлять философы. Все граждане должны одинаково трудиться и одинаково получать по потребностям продукты труда. Они отвергают войны, но если же нападают на них, они все встают для защиты Отечества, включая и женщин.

Кампанелла разработал систему воспитания и подготовки новых поколений, в которой учитывается природная предрасположенность каждого индивида. Основным моментом в его программе было формирование всемирного единения, союза государств и народов, что должно было обеспечить прекращение братоубийственных войн между народами.

II. Основные черты философия Нового времени (17 – 18 века)

Идеи мыслителей Возрождения были развиты философами Нового времени.

Прогресс науки требовал замены схоластического метода мышления новыми способами познания, обращенными к реальному миру. Возрождались и развивались принципы материализма и элементы диалектики.

Этот период характеризуется бурным развитием естественных наук (мате­матика, физика, механика, химия, физиология), что определялось потребностя­ми становления капиталистического общества и охватывало практически весь XVII век. Эта эпоха представлена именами выдающихся философов Франции, Германии, Англии и Голландии: Ф.Бэкон, Т.Гоббс, Д.Локк, Р.Декарт, Б.Спиноза, Г.Лейбниц, Д.Беркли, Д.Юм.

Основные проблемы, которые пытались разрешить философы:

Учение о бытии и учение о познании: субстанция мира и ее свойства;

Соотношение материальной (атомы) и духовной (монады) единиц бытия;

Методы познания, уровни познания;

Причины заблуждений.

Развитие естествознания диктует основную проблему философской рефлексии - проблему построения универсального метода и универсальной науки. Гносеология становится центром философствования. Наука становиться важнейшей деятельностью человека, а научный метод - универсальным, гарантирующим получение истины.

Вокруг вопросов об универсальном методе сложились две конфлик­тующие позиции: эмпиризм (сенсуализм) и рационализм.

Эмпиризм (сенсуализм) Нового времени: основатель - Ф. Бэкон,последователи - Джон Локк, Томас Гоббс.

Сенсуалисты в качестве единственного источника познания признают опыт, а познавательную способность считают сенситивную.

В качестве научного метода Ф. Бэкон предлагаетиндукцию.

Рационализм: основатель - Р. Декарт, последователи - Б. Спиноза, Готфрид Лейбниц.

Рационалисты утверждают, что всеобщее и необходимое знание невозможно получить из опыта. Достоверное знание выводимо только из разума, который является познавательной способностью человека . Универсальным методом рационалисты считали дедукцию. По Декарту, истинным может быть только рассуждение, мысль

Эмпиризм столкнулся с проблемой достоверности опытного знания, а ра­ционализм - с познавательными ошибками.

В Новое время сформировалась позиция субъективного идеализма (Д.Беркли, Д. Юм). Опыт - это чувственные впечатления, человек не зна­ет ничего, кроме данных своего сознания, поэтому познают не объектив­ные вещи, а их субъективные образы.

Философия эпохи Просвещения

XVIII век принято называть веком Просвещения , поскольку мыслители этого времени полагали, что путем образования, просвещения, воспитания можно суще­ственно улучшить нравы и образ жизни людей, само общественное устройство.

Эта философия духовно подготовила общество к Великой французской рево­люции 1789 г., которая разрушила феодально-аристократические устои общества и создала условия для развития новых буржуазных отношений.

Эпоха Просвещения известна такими философами, как Т. Гоббс,Дж. Локк, Вольтер, Ж.Ж.Руссо, Дидро, Гольбах, Гельвеции, Ламетри, Монтескье.

Гоббс в трактате «Левиафан» разработал теорию общественного договора, согласно которой государство возникает из договора людей между собой об ограничении некоторых своих свобод в обмен на права. Без общественного договора люди не способны к мирному сосуществованию из-за естественной вражды друг к другу. Левиафан – морское чудовище – абсолютистская организация, которая обладает силой, ограничивая свободы граждан, делая это как бы в их интересах.

Круг вопросов, которые находили отражение в сочинениях перечисленных философов, в основном представлен проблемами человека и общественного устройства или гносеологической и антропологической проблемами.

В философских размышлениях о природе просветители проводят принципы де­терминизма и механического материализма . Природа понимается как часовой меха­низм. Механистически понимается и человек. Характерным в этом смысле является труд Ж. Ламетри «Человек - машина» и высказывание Д. Дидро, что мозг вырабатыва­ет мысль так же, как печень желчь.

Культурным проектом эпохи стала «Энциклопедия наук, искусств и ремесел» Д. Дидро, где предполагалось собрать все достижения и знания человечества. Все философы- просветители приняли в этом участие.

Литература:

1. Спиркин А.Г. Философия: учебник – 3-е изд. перераб. и доп.-М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2011. Стр 97-123

Философия эпохи Возрождения

Введение

Гуманизм

Неоплатонизм

Натурфилософия

Заключение

Используемая литература

Введение

"Величайший прогрессивный переворот", каким явилась, по определению Ф. Энгельса, эпоха Возрождения, ознаменовался выдающимися достижениями во всех областях культуры. Эпоха, "которая нуждалась в титанах и которая породила титанов", была таковой и в истории философской мысли. Достаточно назвать имена Николая Кузанского, Леонардо да Винчи, Мишеля Монтеня, Джордано Бруно, Томмазо Кампанеллы, чтобы представить себе глубину, богатство и разнообразие философской мысли XIV-XVIвв. Придя на смену многовековому господству схоластики, ренессансная философия являлась своеобразным этапом в развитии европейской философии, предшествующим "великим системам" XVIIстолетия и эпохе европейского Просвещения.

"Эпохой Возрождения" или "Ренессансом" (по-французски) этот период истории именуется прежде всего потому, что под таким термином понимают возрождение классической древности, античной культуры, в том числе античных философских учений (философский ренессанс), возникновение нового чувства жизни, которое рассматривалось как родственное жизненному чувству античности и как противоположное средневековому отношению к жизни с его отрешением от греховного, земного мира. Однако Возрождение, родиной которого является Италия, не следует понимать как простое повторение античной культуры, как возврат к старым традициям и нравам, к прошлому образу жизни. Это был исторический процесс становления новой культуры, нового естествознания, мировой торговли, соответствующей новым социально-экономическим преобразованиям, по своей сущности являющимся периодом распада феодализма и становления новых буржуазных общественных отношений, носящим прогрессивный характер, несмотря на присущие им глубочайшие общественные противоречия.

Философская мысль Возрождения создает новую картину мира, основывающуюся на представлении о том, что Бог растворен в природе. Это отождествление Бога и природы называется пантеизмом. При этом Бог рассматривается совечным миру и сливающимся с законом естественной необходимости, а природа выступает как овеществленное начало всех вещей.

Особенности философии эпохи Возрождения

"Величайшим прогрессивным переворотом" явилась эпоха Возрождения, ознаменовавшаяся достижениями во всех областях культуры. Поэтому неудивительно, что для философской мысли этого периода характерны несравненные глубина, богатство и многообразие. Ренессансная философия пришла на смену многовековому господству схоластики, разработавшей систему искусственных, формальных аргументов для теоретического оправдания догматов церкви.

Философия эпохи Возрождения теснейшим образом связана с развитием современного ей естествознания, с великими географическими открытиями, с успехами в изобретении новых приборов (сложного микроскопа, телескопа, термометра, барометра), благодаря чему научные наблюдения стали значительно более точными и более обширными, чем когда-либо прежде; в области естественных наук (рост объема сведений о живой природе), медицины (возникновение научной анатомии, открытие кровообращения и т.д.), математики и механики.

Философия Возрождения была пронизана отказом от авторитетов, свойственного схоластике, обращение к опытным данным, высоким доверием к человеку и его собственному разуму, отрицанием всяческих фантазий (схоласты писали даже о природе чертей) и заменой их свидетельствами естествознания, представлением о единой природе и идеей о посюсторонности человеческой культуры. Если для средневековых схоластов все уже было сказано в Священном писании, то мыслители новой эпохи убежденно искали ответы в самой жизни на те "истины", которые казались несомненным и вечными. Они считали, что изучать природу следует не схоластическим рассуждениями, не ссылками на авторитеты, не магическими заключениями, а реальным опытом. Для них Вселенная существует вечно, а не сотворена, как утверждали средневековые теологи; она является храмом извечного божества, перводвигателем всего сущего, создателем изначального разума, откуда происходит душа, оживляющая все светила и людские тела, животных и растений. Также философию Возрождения отличает ярко выраженный антропоценризм. Человек является не только важнейшим объектом философского рассмотрения, но и оказывается центральным звеном всей цепи космического бытия.

С точки зрения это философии истинно не то, что считалось истиной в течение столетий, не то, что сказано Аристотелем или Фомой Аквинским, а лишь то, что представляется достоверным и убедительным собственному рассудку. Философия больше не хочет играть роль "служанки" богословия.

Таким образом, к характерным чертам философии эпохи Возрождения относятся:

Формирование пантеистической картины мира, выражающейся в отождествлении Бога и природы;

Оппозиционность к Церкви и церковной идеологии (то есть отрицание не самой религии, Бога, а организации, сделавшей себя посредником между Богом и верующими, а также застывшей догматической, обслуживающей интересы Церкви философии - схоластики;

Антропоцентризм - преобладание интереса к человеку, вера в его безграничные возможности и достоинство;

Перемещение основного интереса от формы идеи к её содержанию.

Основными направления философии эпохи Возрождения являлись:

Гуманистическое (XIV-XV вв.), представители: Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Лоренцо Валли и др.) - в центре внимания ставило человека, воспевало его достоинство, величие и могущество, иронизировало над догматами Церкви;

Неоплатоническое (сер. XV-XVI вв.), представители которого - Николай Кузанский, Пико делла Мирандола, Парацельс и др. - развивали учение Платона, пытались познать природу, Космос и человека с точки зрения идеализма;

Натурфилософское (XVI-нач. XVIIвв.), к которому принадлежали Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей и др., пытавшиеся развенчать ряд положений учения Церкви о Боге, Вселенной, Космосе и основах мироздания, опираясь на астрономические и научные открытия.

Гуманизм

Гуманизм (человечный, человечность, человеколюбие) представляет собой первый период философской мысли эпохи Возрождения. Он охватывает период времени примерно в сто лет - от середины XIVдо середины XVвв. В противовес христианско-теологическому религиозно-аскетическому пониманию человека, как "подобия божьего", рассуждениями церковной идеологии, которая всячески принижала человека и внушала мысль, что он слаб и беспомощен, гуманисты этого времени провозглашали человека венцом природы, центром мироздания и высшей ценностью; прославляли свободно действующую, всесторонне развитую живую человеческую личность, сочетающую естественные и духовные начала, обладающую широкими творческими возможностями и способностью к безграничному прогрессу. Эта личность имеет право не наслаждение и счастье в земной жизни, на все земные радости в соответствии со своей "человеческой природой". "Я человек, и ничто человеческое мне не чуждо" - было основным лозунгом гуманистов. Таким образом, в центре внимания мыслителей Возрождения находился человек, именно его они выдвигали на передний план, а не Бога, поэтому такую философию называют антропоцентристской с принципиально новым пониманием человека, предназначенного не столько к "спасению" во имя жизни вечной, сколько к земным делам.

Особенно большое значение гуманисты придавали человеческому разуму, его безграничным возможностям, они воспевали творческие дерзания разума, который в то же время способен подчинить своему контролю все чувственные побуждения, все добрые начала человеческой натуры. Поэтому гуманисты требовали наряду с политической свободой избавления от засилья Церкви и её притязаний на политическое господство, умственной свободы, которая представляла бы возможность человеку беспрепятственно развивать свои способности и творческие силы, создавать новую светскую культуру, способную противопоставить себя церковной культуры средневековья. Гуманисты были убеждены в могуществе человеческого знания, отсюда их жадность к всемерному накоплению знаний, которая являлась одной из характерных их черт. Они стремятся возродить античную культуру, вернуться к истокам античной мудрости, изучают Платона, Аристотеля и других античных мыслителей, много внимание уделяют античному искусству, истории, литературе, естествознанию. Гуманисты породили новое жизнеутверждающее мировоззрение. Стремление к высшему культурному и нравственному развитию многообразных человеческих способностей в сочетании с мягкостью и человечностью, т.е. с тем, что еще во времена Цицерона называлось гуманизмом, было целью мыслителей эпохи Ренессанса.

По своему жанру гуманистическая философия сливалась с литературой, излагалась иносказательно и в художественной форме. Наиболее известные философы-гуманисты одновременно были писателями.

У истоков философской культуры эпохи Возрождения стоит величественная фигура Данте Алигьери (1265 - 1321гг.). "Последний поэт средневековья и вместе с тем первый поэт нового времени", Данте был выдающимся мыслителем, заложившим в своих произведениях (прежде всего в бессмертной "Божественной комедии", а также в философских трактах "Пир" и "Монархия") основы нового гуманистического учения о человеке

В своем творчестве Данте был теснейшим образом связан с современной ему философией, теологией, наукой. Он воспринял разнообразные течения тогдашней философской культуры. Предстающая перед читателем картина мира по своей структуре еще вполне средневековая. Дело здесь не только в унаследованной от античности геоцентрической космологии, согласно которой Земля есть центр Вселенной, но и в том, творцом мира и его организатором является Бог. И всё же картина мироустройства в сравнении с Библией и представлениями философов раннего Средневековья значительно усложнена и иерархически устроена более обстоятельно и детально. Принимая в качестве непостижимой и непреложной истины догматы христианства, Данте идет своим путем в толковании соотношения природного и божественного начал - и в мире, и в человеке. Мысль о постепенном, опосредованном переходе от божественного первоначала к стихиям "нижнего" мира составляет важнейшую часть его представлений о мироустройстве.

^

Вопрос 22. Основные направления и характерные черты философии эпохи Возрождения


1. Философией эпохи Возрождения называется совокупность философских направлений, возникших и развивавшихся в Ев-ропе в XIV - XVII вв., которые объединяла антицерковная и антисхоластическая направленность, устремленность к человеку, вера в его великий физический и духовный потенциал, жизнеут-верждающий и оптимистический характер.

Предпосылками возникновения философии и культуры эпохи Возрождения были:

Совершенствование орудий труда и производственных отно-шений;

Кризис феодализма;

Развитие ремесла и торговли;

Усиление городов, превращение их в торгово-ремесленные, военные, культурные и политические центры, независимые от феодалов и Церкви;

Укрепление, централизация европейских государств, усиле-ние светской власти;

Появление первых парламентов;

Отставание от жизни, кризис Церкви и схоластической (цер-ковной) философии;

Повышение уровня образованности в Европе в целом;

Великие географические открытия (Колумба, Васко да Гамы, Магеллана);

Научно-технические открытия (изобретение пороха, огне-стрельного оружия, станков, доменных печей, микроскопа, телескопа, книгопечатания, открытия в области медицины и астрономии, иные научно-технические достижения).

^ 59

2. Основными направлениями философии эпохи Возрождения явля-лись:

гуманистическое (XIV - XV вв., представители: Данте Алигь-ери, Франческо Петрарка, Лоренцо Валли и др.) - в центр внимания ставило человека, воспевало его достоинство, ве-личие и могущество, иронизировало над догматами Церкви;

неоплатоническое (сер. XV - XVI вв.), представители которо-го - Николай Кузанский, Пико делла Мирандола, Пара-цельс и др. - развивали учение Платона, пытались познать природу, Космос и человека с точки зрения идеализма;

натурфилософское (XVI - нач. XVIIвв), к которому при-надлежали Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей и др., пытавшиеся развенчать ряд положений уче-ния Церкви о Боге, Вселенной, Космосе и основах мирозда-ния, опираясь на астрономические и научные открытия;

реформационное (XVI - XVII вв.), представители которого -Мартин Лютер, Томас Монцер, Жан Кальвин, Джон Усен-лиф, Эразм Роттердамский и др. - стремились коренным образом пересмотреть церковную идеологию и взаимоотноше-ние между верующими и Церковью;

политическое (XV - XV] вв., Николо Макиавелли) - изучало проблемы управления государством, поведение правителей;

утопическо-социалистическое (XV - XVII вв., представители -Томас Мор, Томмазо Кампанелла и др.) - искало идеально-фантастические формы построения общества и государства, основанные на отсутствии частной собственности и всеоб-щем уравнении, тотальном регулировании со стороны госу-дарственной власти.

^ 3. К характерным чертам философии эпохи Возрождения относятся:

Антропоцентризм и гуманизм - преобладание интереса к чело-веку, вера в его безграничные возможности и достоинство;

Оппозиционность к Церкви и церковной идеологии (то есть отрицание не самой религии, Бога, а организации, сделав-шей себя посредником между Богом и верующими, а также застывшей догматической, обслуживающей интересы Церкви философии - схоластики);

Перемещение основного интереса от формы идеи к ее со-держанию;

Принципиально новое, научно-материалистическое понима-ние окружающего мира (шарообразности, а не плоскости Земли, вращения Земли вокруг Солнца, а не наоборот, бес-конечности Вселенной, новые анатомические знания и т. д.);

Большой интерес к социальным проблемам, обществу и го-сударству;

Торжество индивидуализма;

Широкое распространение идеи социального равенства
^

Вопрос 23. Гуманизм, неоплатонизм, натурфилософия как направления философии эпохи Возрождения


1. В философии эпохи Возрождения (XIV - XVII вв.) принято выделять следующие основные направления:

Гуманистическое;

Неоплатоническое;

Натурфилософское;

Реформационное;

Политическое;

Социалистическо-утопическое.

Последние три течения принято объединять под общим на-званием "социально-политические направления". Предметом их исследования являлись проблемы общества, государства и Церк-ви. Более подробно они описаны в вопросе 24 "Социально-политическая философия эпохи Возрождения". Данный же во-прос посвящен гуманистическому, неоплатоническому и натур-философскому направлениям, предметом исследования которых были проблемы человека, бытия и природы.

2. Гуманизм как философское направление получил распростра-нение в Европе в XIV - середине XV вв. Его центром была Италия.

^ К основным чертам гуманизма относились:

Антицерковная и антисхоластическая направленность;

Стремление уменьшить всемогущество Бога и доказать само-ценность человека;

Антропоцентризм - особое внимание к человеку, воспевание его силы, величия, возможностей;

Жизнеутверждающий характер и оптимизм.

По своему жанру гуманистическая философия сливалась с литературой, излагалась иносказательно и в художественной форме. Наиболее известные философы-гуманисты одновременно были писателями. К ним прежде всего относились Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Лоренцо Балла.

^ Данте Алигьери (1265 - 1321) - автор "Божественной комедии" (им самим названной просто "Комедия", поскольку в то время

Комедиями именовались литературные произведения с благопо-лучным концом). В своем произведении Данте:

Воспевает христианство, но одновременно между строк вы-смеивает противоречия и необъяснимые истины (догмы) христианского учения;

Восхваляет человека;

Отходит от трактовки человека исключительно как божест-венного создания;

Признает за человеком наличие как божественного, так и природного начала, которые гармонируют друг с другом;

Верит в счастливое будущее человека, его изначально добрую природу.

Тем же духом пронизаны иные произведения Данте ("Новая жизнь" и т. д.).

^ Франческо Петрарка (1304 - 1374) - автор "Книги песен", трак-тата "О презрении к миру" (на лат. языке) и иных трудов. По своим взглядам близок к Данте.

Петрарка вносит в литературу, философию, культуры чуж-дые схоластике идеи:

Человеческая жизнь дается один раз и уникальна;

Человек должен жить не для Бога, а для самого себя;

Человеческая личность должна быть свободной - как физи-чески, так и духовно;

Человеку принадлежит свобода выбора и право выражать себя в соответствии с этим;

Человек может добиться счастья, опираясь только на себя и свои силы, имеет для этого достаточный потенциал;

Загробной жизни, скорее всего, не существует и бессмертия можно добиться лишь в памяти людей;

Человек не должен приносить себя в жертву Богу, а должен наслаждаться жизнью и любить;

Внешний облик и внутренний мир человека прекрасны.

Критиковал схоластику за искусственность, надуманность и

Неистинность;

В центр мироздания ставил человека;

Верил в возможности человека и его разум;

Отвергал аскетизм и самоотрешение;

Призывал к активному действию, борьбе, смелости в изме-нении мира;

Был сторонником равенства мужчины и женщины;

Высшим благом считал наслаждение, которое понимал как удовлетворение материальных и моральных запросов человека.

3. Неоплатонизм - идеалистическое направление в философии, которое ставило своей целью строгую систематизацию учения Платона, устранение из него противоречий и его дальнейшее развитие. Особого расцвета неоплатонизм достиг в эпоху Воз-рождения, в XV в.

Теоретики неоплатонизма:

Противопоставляли сложившейся и чрезмерно систематизи-рованной схоластической философии новую философскую систему, основанную на идеях Платона;

Предложили новую картину мира, в которой уменьшалась роль Бога и усиливалось значение первоначальных (по от-ношению к миру и вещам) идей;

Не отрицали божественную природу человека, но в то же время рассматривали его как самостоятельный микрокосм;

Призывали к переосмыслению ряда постулатов прежней фи-лософии и созданию целостной мировой философской сис-темы, которая охватила бы собой и согласовала все имею-щиеся философские направления.

Наиболее известными представителями неоплатонизма эпо-хи Возрождения являлись Николай Кузанский и Джованни Пи-ко делла Мирандола.

^ Николай Кузанский (1401 - 1464) был священнослужителем, богословом, однако придерживался новаторских для своего време-ни философских взглядов. Дал новую трактовку бытия и позна-ния, согласно которой:

Не существует разницы между Богом и Его творением (то есть мир един, а Бог и окружающий мир, Вселенная - одно и то же);

"единое" (Бог) и "бесконечное" (Его творение) относятся между собой как минимум и максимум (противоположности), а по-скольку Бог и Его творение совпадают, то совпадают мини-мум и максимум;

Исходя из этого, Николаем Кузанским был выведен закон совпадения противоположностей: поскольку противополож-ности совпадают, то совпадают форма и материя (следова-тельно, сущность (эссенция) и существование (экзистенция) неразрывны и бытие едино);

Едины идея и материя;

Реально существует (поглощая все остальное) актуальная бесконечность;

Вселенная бесконечна, не имеет начала, не имеет конца, не имеет центра, Земля не является центром Вселенной;

Вселенная - это чувственно изменчивый Бог, абсолютный и завершенный (мир, природа, все сущее заключено в Боге, а не Бог - в окружающем мире);

Бесконечность сама по себе объединяет противоположности, что доказывается математически (вписанный в круг квадрат при бесконечном увеличении в нем углов станет кругом и т. д.);

Бесконечность Вселенной, окружающего мира приводит к бес-конечности познания;

Невозможно достичь абсолютного (полного) знания, увели-чение знаний приведет только к учености, но не истинному знанию ("ученому незнанию" - термин Николая Кузанского). Таким образом, Николай Кузанский, будучи философом

Идеалистического направления и богословом, очень близко по-дошел к материалистическому объяснению окружающего мира (Вселенной) и подготовил почву для натурфилософских учений - Николая Коперника, Джордано Бруно, Галилео Галилея и др.

^ Джованни Пико делла Мирандола (1463 - 1494) попытался объединить все известные ему религиозные и философские уче-ния и создал эклектическое произведение "900 тезисов", главные идеи которого заключались в том, чтобы:

Возвысить человека и отделить от окружающего мира, при-знать отдельной реальностью ("четвертым миром" космоса, наряду с элементарным, небесным и ангельским);

Признать за человеком полную свободу выбора;

Объединить все философские учения и найти "золотую сере-дину" путем их согласования.

4. В период Позднего Возрождения (XVI - XVII вв.) в Европе (осо-бенно Италии) получили распространение натурфилософские идеи.

Представители натурфилософии:

Обосновывали материалистический взгляд на мир;

Стремились отделить философию от теологии;

Формировали научное мировоззрение, свободное от теологии;

Выдвигали новую картину мира (в которой Бог, Природа и Кос-мос едины, а Земля не является центром Вселенной);

Считали, что мир познаваем и в первую очередь благодаря чувственному познанию и разуму (а не Божественному от-кровению).

Наиболее яркими представителями натурфилософии эпохи Возрождения являлись Андреас Везалий, Леонардо да Винчи, Николай Коперник, Джордано Бруно, Галилео Галилей.

^ 64

Андреас Везалий (1514 - 1564) совершил революцию в фило-софии и медицине.

Везалий материалистически объяснил происхождение мира, вцентре которого ставил человека.

Везалием были опровергнуты взгляды, более тысячи лет гос-подствовавшие в медицине со времен Галена (130 - 200) - древнеримского врача, который описал физиологию и строение человека, опираясь на исследования животных. Напротив, Веза-лий основывал свои выводы на многочисленных анатомических экспериментах и издал знаменитую для своего времени книгу "О строении человеческого тела", где подробно описал анатомию человека, которая гораздо больше соответствовала реальности, чем анатомия, описанная Галеном.

^ Николай Коперник (1473 - 1543), опираясь на астрономические исследования, выдвинул принципиально иную картину бытия:

Земля не является центром Вселенной (отвергался геоцентризм);

Солнце является центром по отношению к Земле (геоцентризм заменялся гелиоцентризмом), Земля вращается вокруг Солнца;

Все космические тела движутся по собственной траектории;

Космос бесконечен;

Процессы, происходящие в космосе, объяснимы с точки зрения природы и лишены "священного" смысла.

^ Джордано Бруно (1548 - 1600) развил и углубил философ-ские идеи Коперника:

Солнце является центром только по отношению к Земле, но не центром Вселенной;

Вселенная не имеет центра и бесконечна;

Вселенная состоит из галактик (скоплений звезд);

Звезды - небесные тела, подобные Солнцу и имеющие свои планетные системы;

Число миров во Вселенной бесконечно;

Все небесные тела - планеты, звезды, а также все, что име-ется на них, обладают свойством движения;

Не существует Бога, отдельного от Вселенной, Вселенная и Бог - одно целое.

Идеи Джордано Бруно не были приняты католической Цер-ковью, и он был сожжен на костре в 1600 г.

^ Галилео Галилей (1564 - 1642) на практике подтвердил пра-вильность идей Николая Коперника и Джордано Бруно:

Изобрел телескоп;

С помощью телескопа исследовал небесные тела;

Доказал, что небесные тела движутся не только по траекто-рии, но и одновременно вокруг своей оси;

^ 65

Обнаружил пятна на Солнце иразнообразный ландшафт (горы и пустыни - "моря") на Луне;

Открыл спутники вокруг других планет;

Исследовал динамику падения тел;

Доказал множественность миров во Вселенной.

Галилеем был выдвинут метод научного исследования, кото-рый заключался в:

Наблюдении;

Выдвижении гипотезы;

Расчетах воплощения гипотезы на практике;

Экспериментальной (опытной) проверке на практике выдви-нутой гипотезы.

2. Итальянский гуманизм

3. Механическая картина мира

Заключение

Список литературы

Введение

Эпоха Возрождения (XIV-ХVI вв.) - очень важная веха в культурном и интеллектуальном развитии Западной Европы. Она показательна тем, что человеческий разум освобождается от жестоких оков религии и побуждается к самостоятельному мышлению. Разум рассматривается как начало человеческого бытия, богатый своими потенциальными возможностями и, что немаловажно, сулящий практические выгоды - словом все, что может сделать человеческую жизнь осмысленной, полнокровной, наполненной земными радостями. Это обусловило поворот от ценностей религии к ценностям философии: возрождался интерес к учениям античных греческих и римских мыслителей.

Эпоха Возрождения претерпела и новые экономические и социальные изменения: возвышение городских слоев итальянских городов - Флоренции, Рима, Неаполя, Милана и др., заинтересованных в свободном развитии, связях (хозяйственных, культурных и пр.), политической и социальной стабильности, демократических порядках, свободе самовыражения.

Естественно, это сопровождалось раскрепощением жизни и мысли от религиозных запретов и схоластических начал. Человек стал видеть не только Бога, но и себя наравне с другими людьми. Он как бы обратился к своему миросозерцанию в пространстве природы и общественной жизни. Эпоха Возрождения положила начало серьезному осмыслению этих идей.

Поскольку в центре культуры Возрождения стоял человек, она по праву считалась антропоцентричной. Центром Возрождения была Италия, ее идеи распространились и на другие страны - Германию, Францию, Англию, Голландию и т.д.

Цель данной работы – рассмотреть гуманизм и антропоцентризм в философии Возрождения.

Задачи: выявить основные идеи, рассмотреть итальянский гуманизм и механическую картину мира.

1. Основные идеи философии Возрождения

Важнейшей отличительной чертой философии эпохи Возрождения оказывается его ориентация на человека. Если в центре внимания древних философов был животворящий Космос, в средние века - Бог, те в эпоху Возрождения - человек.

Возникают и новые философские направления - деизм и пантеизм. Деизм отвергал идею личного Бога и его повседневное вмешательство в жизнь природы и общества. Деизм рассматривал Бога лишь как первопричину, как творца мира, то есть безличное начало, сообщившее миру его законы, которые после творения действуют самостоятельно. Многие из деистов основывали свом представления о мире на новых отраслях естествознания, отстаивали независимость науки от религии. Деизм давал возможность, прикрываясь признанием Бога, рассматривать закономерности природы и общества вне Божественной предопределенности.

В пантеизме Бог и мир отождествлялись. Одним из первых к пантеизму подошел Николай Кузанский. Рассматривая Бога как бесконечный максимум и приближая его к природе как ограниченному максимуму, он сформулировал идею бесконечности Вселенной. Пантеизм лег в основу большинства натурфилософских учений, противостоящих религиозному учению о сотворении мира Богом из ничего. В учении пантеистов Бог, оставаясь бесконечным и незримым Абсолютом, все более сливался с природой, пока не стал по существу ее псевдонимом. У Дж. Бруно есть тезис: «... природа... есть не что иное, как Бог в вещах». Все это свидетельствует о том, что к XVII в. сформировалось сознание, существенно отличное от античного. Если для древнегреческой философии завершенное и целое - прекраснее незавершенного, то для философа эпохи Возрождения движение и становление - предпочтительнее неподвижно-неизменного бытия .

Это позволило человеку, как никогда почувствовать силу и власть лад всем сущим, совершенствоваться и развиваться, ему не нужна теперь милость Бога, без которой он, по учению церкви, не мог существовать. Он теперь сам творец. Поэтому в эпоху Возрождения всякая деятельность воспринималась иначе, чем в эпоху раннего средневековья, и даже в эпоху античности.

Инженер и художник - это уже не просто «техник» и «искусник», каким он был для античности и средних веков, теперь он действительный творец. В творениях Бога, то есть природных вещах, он стремится увидеть закон их построения, выразить его в научных знаниях. Так, Николай Коперник разрушил важнейший принцип аристотелевской физики и космологии, обосновав гелиоцентрическую систему мира, по которой, во-первых, Земля вращается вокруг своей оси, чем объясняется смена дня и ночи, а также движение звездного неба; во-вторых, Земля вращается вокруг Солнца, помещенного Н.Коперником в центр мира; в-третьих, Космос бесконечен, неизменен и безграничен .

Таким образом, зародившись 2500 лет тому назад, философская мысль постоянно развивается и совершенствуется, переживая периоды подъемам падения, стремится выработать знание об общих принципах бытия и познания, об отношении человека к миру и месте в нем человека. Будучи обусловленной социальной действительностью, философия активно влияет на общественное бытие, способствует формированию новых идеалов и культурных ценностей. XVII в. открывает следующий период в развитии философии, который принято называть философией Нового времени.

2. Итальянский гуманизм

Знаменательным событием XIV ст. в Италии было возникновение studia humanitatis, что в переводе означает «гуманитарные знания» (лат. humanus - человечный). Отсюда происходит понятие «гуманизм», которое охватывает собой взгляды и идеи, подчеркивающие уважение прав и достоинства человека, его стремление к самоутверждению, свободе и счастью. Гуманизм формировался на почве античной греческой и римской литературы. В работах гуманистов мы встречаем многочисленные обращения к философии Сократа, Платона, Аристотеля, Эпикура, Цицерона, Сенеки и других философов; к поэтам Вергилию, Овидию, Апулею, но и к религиозным идеям Августина Аврелия, Фомы Аквинского и др.

Существенной чертой studia humanitftis является возрождение античного диалога как излюбленного жанра гуманистов. Марсилио Фичино как бы открывает заново значимость такого диалога: «...некая естественная диалектика, то есть искусство рассуждать, ... прирождена людям изначально... И любая человеческая речь, и всякое жизненное действие и побуждение есть ничто иное, как некое аргументирование... Эта рациональная способность не менее естественная для человека, чем полет для птицы и лай для собаки». И далее идет рассуждение о том, что наш разум «...всегда спорит, даже когда мы молчим и когда мы спим; ведь вся человеческая жизнь - некое постоянное размышление» .

Есть различие между диспутами схоластов и диалогами гуманистов. У первых это чисто школьная процедура, имеющая формальное значение; у вторых - это беседа в дружеском кругу, на лоне природы, и цель ее - в самом процессе общения, где происходит человеческое самоутверждение, а не доказательство уже известных истин.

Диалогичность становится принципом культуры ХV в. Она включает столкновения разных умов, разных истин, несходных культурных позиций, но в целом все они составляют единый ум, единую истину и общую культуру. Насладиться спором, прожить в нем, найдя истину, - вот эстетический идеал гуманизма.

В гуманизме Италии выделяются два направления: одно из них тяготеет по смыслу к гражданской тематике (власть - правитель - гражданин - человек) и в силу этого условно может быть названо гражданским; другое берет за основу человека как ценность самому по себе и поэтому может быть отнесено к общечеловеческому гуманизму. Большинство гуманистов, так или иначе, были связаны с Флоренцией, с городом-коммуной, где правили жестокие правители. Их образ мысли и действия были предметом внимания всех горожан, это затрагивало их интересы. Поэтому работы и высказывания гуманистов получили широкий общественный резонанс. Гуманисты искали идеал справедливости и мудрого правителя (такая идея, как известно, была высказана еще Платоном), но одновременно и достойного гражданина-патриота. В их сочинениях звучит озабоченность состоянием нравственных устоев, как власти, так и народа, но причины пороков они видят в самих людях, в их моральных принципах и человеческих качествах. Они были уверены, что человек может стать лучше, способен изменить себя и тем самым повлиять на общественную жизнь в целом.

Многие гуманисты уже при жизни поняли, что их благородные идеи не осуществляются, и это порождает их разочарование и уход в более глубинную область - в осмысление жизни человека как самодостаточной ценности. Особенно выделяются среди них Джакомо Манетти (1396-1457 гг.) и Лоренцо Валла (1405-1457 гг.).

Говоря о благах тела человека, Валла называет самым главным из них здоровье, далее - красоту, затем силы и, наконец, все остальное. В его трактате подробно рассматриваются все виды наслаждений, и этим он обращает наше внимание на нашу телесную природу, которая, как правило, в силу тех или иных причин, оттесняется в нашем сознании на дальний план и напоминает о себе лишь тогда, когда тело обретает болезнь, или мы испытываем разочарование в прежних ценностях и стараемся найти себя. «Чрезвычайно энергичное выдвижение примата красоты, причем чувственной красоты», - это, несомненно, новизна, которую принесла эпоха Возрождения . Но это и обращение человека к самому себе, к своим природным началам; это освобождение его духа, и вместе с тем его самообретение.

3. Механическая картина мира

Возрождение ознаменовалось также появлением новых, подлинно научных идей в области физики и космологии, и первым именем следует назвать Николая Коперника (1473-1543 гг.). Великий ученый, экономист, врач и государственный деятель, Коперник был каноником Фромборкского капитула, организатором вооруженной борьбы против тевтонского ордена. Он родился в г. Торунь (Польша), получил блестящее и разностороннее образование в Кракове и в Италии. В 1543 г., т.е. в год его смерти автора, увидел свет его труд «Об обращении небесных сфер». Этот труд прославил имя Коперника на все времена, ибо в нем он бросил вызов представителям о геоцентрической картине мира, существовавшим более тысячи лет. В качестве общепринятой и освященной авторитетом церкви существовала картина мира, в основе которой лежали идеи Аристотеля - Птолемея .

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...