Сочинение на тему человек и общество. Какую роль играет природа в повести «Олеся»? (Куприн А

Дорогие друзья! В программу 11-го класса по русской литературе включено большое количество литературных произведений: стихотворения, драматические и прозаические произведения. Многие из них достаточно объёмны и представляют собой значительный по образовательному уровню материал. Программа знакомит вас с различными периодами в развитии и становлении русской литературы, с разными литературными направлениями. Вы познакомитесь с лирикой Серебряного века, прочитаете стихи А. А. Блока, А. А. Ахматовой, С. А. Есенина. Вас ждёт изучение рассказов и повестей И. А. Бунина, А. И. Куприна, М. Горького, В. М. Шукшина, А. И. Солженицына, романов М. А. Шолохова, М. А. Булгакова, Б. Л. Пастернака. Все художественные тексты, которые вам предстоит изучить, необыкновенно глубоки и интересны. Для того чтобы получать удовольствие от чтения литературных произведений, необходимо многое узнать и осмыслить, погрузиться во время и обстановку описываемых событий. Вы познакомитесь с новыми литературными жанрами и художественными приёмами, научитесь понимать и чувствовать красоту авторского слова. После разбора и обсуждения каждого произведения в классе обычно следует домашнее задание учителя написать сочинение. Учащиеся часто испытывают трудности в обобщении своих знаний. Представленные в книге готовые сочинения помогут вам в этом. Используя план, который даётся к каждому сочинению, вы сможете выразить свои мысли, привести примеры из текста, дополнить или изменить сочинение. Помните, что каждое сочинение – индивидуальная творческая работа, выражение ваших личных суждений и впечатлений. При этом не забывайте, что любое ваше мнение должно опираться прежде всего на хорошее знание содержания произведения, о котором вы пишете, и на теоретические знания, которые вы получаете на уроках литературы в школе. Не торопитесь механически переписать готовое сочинение в свою тетрадь. Учитесь самостоятельно выражать мысли и чувства, формулировать собственное мнение. Пусть приведённые в нашей книге сочинения станут для вас обучающими образцами, которые помогут в развитии вашей письменной речи. Желаем успехов!

Из серии: Средняя школа (Литера)

* * *

компанией ЛитРес .

Столкновение природы и цивилизации в повести А. И. Куприна «Олеся»

Как ни грустно в этом непонятном мире, но он всё же прекрасен…

И. А. Бунин

План

I. Вступление.

Проза А. И. Куприна.

II. Основная часть.

Основной конфликт повести «Олеся».

1. Образ главной героини повести.

2. Иван Тимофеевич – образ цивилизованного человека.

3. Мир природы и мир человека.

III. Заключение.

Трагедия любви в повести «Олеся».


Русская литература начала ХХ века отразила пессимистическое, трагическое восприятие жизни писателями. Многие их произведения полны мистических предчувствий, ощущения надвигающейся катастрофы. Выдающийся русский писатель Александр Иванович Куприн также создавал свои рассказы и повести в это время. Он продолжил реалистические традиции русской литературы. Герои его произведений обычные люди, как правило, не очень удачливые, с множеством нерешённых проблем. Но рассказы и повести Куприна не производят мрачного впечатления, не вызывают тягостных ощущений. Проза писателя человечная, светлая и лёгкая, его слог мягкий и немного грустный.

Куприн любит своих героев и сочувствует им. Такова его знаменитая повесть «Олеся», печальное произведение о любви в жестоком реальном мире.

Главная героиня повести, Олеся, живёт в лесу вместе с бабушкой, которую считают в Полесье ведьмой. Олеся – дитя природы, естественное и непосредственное. Она грациозна, красива и без труда пленяет сердце столичного жителя Ивана Тимофеевича. «Прелесть её лица заключалась в этих больших, блестящих, тёмных глазах, которым тонкие, надломленные посредине брови придавали неуловимый оттенок лукавства, властности и наивности». Перед нами «цельная, самобытная, свободная натура». Олеся умна и одновременно по-детски наивна. Она выросла на природе и способна тонко чувствовать её красоту.

Любовь героини к Ивану Тимофеевичу искренняя, крепкая и беззаветная. Олеся – воплощение природной красоты и силы. Она отдаётся первому чувству без остатка. Именно Олеся заставляет сердце главного героя забиться сильнее. Он начинает замечать красоту окружающей природы и ценить её. «И вся эта ночь слилась в какую-то волшебную, чарующую сказку. Взошёл месяц, и его сияние причудливо, пестро и таинственно расцветило лес… Тонкие стволы берёз белели и резко и отчётливо, а на их редкую листву, казалось, были наброшены серебристые, прозрачные, газовые покровы… И мы шли, обнявшись, среди этой улыбающейся живой легенды, без единого слова, подавленные своим счастьем». Не случайно только лес становится немым свидетелем любви главных героев, сохраняя их тайну.

Ради любимого Олеся не побоялась пойти в церковь, проявив немалое мужество и не испугавшись последствий. Но нравы деревни жестокие. Жители не могут принять того, что внучка ведьмы оказалась в церкви. «Послышались грубые насмешки… сопровождающиеся хохотом, потом отдельные восклицания слились в общий пронзительный бабий гвалт… Вслед ей вместе с бранью, хохотом и улюлюканьем полетели камни». Героине едва удаётся избежать расправы, но её душевные переживания оказываются сильнее физических страданий.

Олеся чувствует, что её любовь не имеет будущего. Перед лицом разлуки именно она утешает главного героя, а не наоборот. Сильная духом девушка говорит любимому ободряющие слова, вселяя надежду на лучшее: «Так и знай же, мой дорогой, что никогда ты обо мне не вспомнишь дурно или со злом… Как расстанемся мы с тобой, тяжело тебе в первое время будет, ох как тяжело… Плакать будешь, места себе не найдёшь нигде. А потом всё пройдёт, всё изгладится. И без горя ты будешь обо мне думать, а легко и радостно».

Иван Тимофеевич – главный герой повести, от лица которого и ведётся повествование. Барин, интеллигентный и образованный, житель столицы, светский человек оказывается в Полесье, глухой провинции. Иван Тимофеевич – типичный герой русской литературы. Умный, добрый по характеру, он устал жить, его сердце «ленивое». Герою посчастливилось встретить истинную любовь, безоглядную и жертвенную. Но в этой ситуации он ведёт себя, как слабый человек. Не понимая страхов главной героини, Иван Тимофеевич настаивает на её посещении церкви. В данном случае его больше заботят внешние приличия, волнует мнение общества, а не чувства возлюбленной. Герой воплощает в себе современного цивилизованного человека, не плохого, культурного, умного, но слабого, не чуткого, не способного на решительные поступки.

Основные события повести разворачиваются в лесу, где живёт Олеся и где она встречается с главным героем. Дикая величественная природа прекрасно описана Куприным. Даже такой уставший от жизни человек, как Иван Тимофеевич, проникается этой красотой. Только в лесу он и Олеся находят душевный покой. Природа спокойна и торжественна. Но она может быть грозной и неуправляемой стихией. Словно в ответ на оскорбление Олеси дождь и ветер разоряют хозяйства жителей Полесья.

Любовь Олеси и Ивана Тимофеевича, взаимная и искренняя, оказывается несчастливой. Она, как нечто естественное и природное, стихийное и необыкновенное, невозможна в прозаичном мире людей. Любовь у Куприна – «всегда трагедия».

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Готовые сочинения по литературе. 11 класс (М. С. Селиванова, 2012) предоставлен нашим книжным партнёром -

Куприн в своей повести “Олеся” обращается к романтической теме “естественного человека”, имеющей давнюю традицию в русской литературе. Пушкинская “дева гор”, “Земфира” из “Цыган”, лермонтовская Бэла из одноименной повести, открывающей роман “Герой нашего времени”, Марьяна из толстовских “Казаков” – йог неполный перечень женских литературных образов, связанных с этой темой. При всем несходстве названных героинь их объединяет нечто общее: цельность характера, ясность ума, нравственная чистота.

Выросшие в природной среде, не испорченные дурным влиянием городской цивилизации, – это духовно независимые, внутренне свободные личности. Они способны к сильным чувствам, к самоотверженной любви, но любовь оборачивается для них бедой. Встреча с представителем светского общества или, как в “Олесе”, городской интеллигенции – разрушает их жизнь.
У Куприна его героиня, взращенная матерью-природой, противопоставлена не только “городскому” человеку – Ивану Тимофеевичу (от лица которого ведется повествование), (по и жителям деревни. Сознание крестьян опутано вековыми предрассудками, они верят в порчу, в действенность заклятия, в надежность гадания. Мануйлиху – старую бабку Олеси – выгнали когда-то из деревни из-за того, что у молодицы, поссорившейся со старухой-знахаркой, заболел и умер ребенок: “…а-то хлопцы ведьмаку и прогнали, пусть ей очи повылазят…”
Ивану Тимофеевичу не терпится познакомиться с “колдуньей” – оп ведь и приехал в этот отдаленный уголок Волынском губернии с тем, чтобы набраться впечатлений для своих будущих книг. Визит к Мануйлихе вначале разочаровывает его. Ничего необычного (“…ни совы, пи черного кота”) нет и в обстановке ее дома, разве что с печки глядят “два рябых солидных скворца”, а на степах вместо “обычных охотников с зелеными усами и фиолетовыми собаками и портретов никому не ведомых генералов” висят пучки сушеных трав и корешков.

Однако и живые скворцы па печке, и отсутствие в избе “обычных” украшений (о которых автор говорит с ноткой иронии) – этих наивных знаков принадлежности к “цивилизации” – важные летали, указывающие на равнодушие хозяйки к мнимым ценностям культуры.
Нет ничего искусственного, демонстративного, лживого и в Олесе. Вначале Иван Тимофеевич слышит ее “свежий, звонкий и чистый” голос, а затем появляется рослая смеющаяся девушка, которая несет в переднике голодных птенцов: “Смотри, бабушка, зяблики опять за мной увязались… посмотри, какие
смешные… Голодные совсем”. В портрете героини автор подчеркивает естественную красоту девушки, указывает на черты, позволяющие судить о ее характере.

Олеся “держалась легко и стройно – Просторная белая рубаха свободно и красиво обвивала ее молодую, здоровую грудь”, особая прелесть ее лица заключалась в “большие блестящих, темных глазах, которым тонкие, надломленные посередине брови придавали оттенок лукавства, властности и наивности”.
Олеся наделена особой силой, позволяющей ей затворять кровь, предсказывать судьбу, заставлять человека спотыкаться па ровном месте или на расстоянии нагнать на него страх. С точки зрения Ивана Тимофеевича, способности Олеси объясняются тем, что ей “доступны те бессознательные, инстинктивные, туманные, добытые случайным опытом, странные знания”, которые, опередив науку, живут в народе, “передаваясь как величайшая тайна из поколение в поколение”.
Каким бы пи был источник Олесиного “чародейства”, она от рождения наделена ясностью ума, наблюдательностью, интуицией – качествами, которые в естественной среде, где росла Олеся под присмотром любящей, мудрой бабушки, не могли быть затемнены дурным воспитанием, фальшивыми устоями общества и получили достойное развитие. Возможно, именно интуиция и наблюдательность позволили Олесе дать точную характеристику Ивану Тимофеевичу, “предсказать судьбу”, которая его ожидает. “Человек вы хотя и добрый, но только слабый… Доброта ваша не I хорошая, не сердечная.

Слову вы своему не господин”, – говорит девушка своему собеседнику.
С Олесей купринский герой переживает самые счастливые в его жизни минуты “чистого, полного, всепоглощающего восторга”. Ради любимого Олеся готова выдержать самое страшное для нее, “колдуньи”, испытание – пойти в церковь. Происходит ситуация, когда Иван Тимофеевич должен преодолеть лень своего сердца, о которой говорила Олеся, обязан предугадать дальнейший ход событий. Но этого не происходит.

Озверевшая толпа избивает девушку, и Олеся навсегда исчезает из его жизни, оставив после себя лишь нитку дешевеньких бус – память о ее “нежной, велико – душной любви”.
В образе Олеси автор выразил идеал человека, идеал женщины. Горожанину-интеллигенту, с его нечуткостью, нерешительностью и неспособностью слышать голос собственного сердца, противопоставлена героиня, кровно связанная с природным бытием, черпающая из жизни природы и огромные жизненные силы, и мудрость души.


(No Ratings Yet)


Related posts:

  1. Тема любви основная тема в творчестве А. И. Куприна. Именно любовь дает возможность реализоваться наиболее сокровенным началам человеческой личности. Особенно дороги писателю сильные натуры, умеющие пожертвовать собой ради чувства. Но А. Куприн видит, что человек в современном ему мире измельчал, опошлился, запутался в житейских проблемах. Писатель мечтает о личности, которая не подвержена тлетворному влиянию среды, […]...
  2. 1. Образ Олеси, особенные черты ее характера. 2. Чувство, возникшее у Ивана Тимофеевича к Олесе. 3. Жертвенность и решительность девушки из Полесья. … Значит, не хочет судьба нашего с тобой счастья… А если бы не это, разве, ты думаешь, я чего-нибудь испугалась бы? А. И. Куприн Олеся – рослая двадцатичетырехлетняя девушка из Полесья Волынской губернии […]...
  3. Гимн возвышенному, первозданному чувству любви (По повести А. И. Куприна “Олеся”) Познакомившись с творчеством А. И. Куприна, я отмети­ла для себя основную тему его произведений – это воспева­ние чистой, непорочной, великодушной любви. Я перевернула последнюю страницу повести “Олеся” – моей любимой повести А. И. Куприна. “Олеся” глубоко затронула меня, я считаю эту повесть гимном величайшей, […]...
  4. Образ Олеси заставляет читателя вспомнить удивительных сказочных красавиц, которые, помимо своей красоты, обладали множеством талантов. Девушка выросла в единении с природой и близка к ней. Не случайно уже в момент знакомства в первую очередь главный герой обращает внимание на птиц, которых девушка приносит в дом. Она сама называет их “ручными”, хотя это обыкновенные дикие лесные […]...
  5. Повесть Куприна “Олеся” не может оставить читателя равнодушным. История любви прекрасной девушки-колдуньи и молодого барина одновременно трагична и прекрасна. Куприн создает сказочный образ полесской красавицы. В Олесе нет ничего искусственного, она не приемлет лжи, притворства. А насколько отличается девушка от жителей местных деревень! Она, как они, простая и необразованная, но сколько в ней врожденного такта, […]...
  6. Итак, для того, чтобы понять основную мысль повести нужно усвоить, что – естественная красота или идеал, как хотите, воплотились в образе Олеси. Она (красота), по мысли автора, лишь там, где полное отъединение от любых общественных условностей, а такое достижимо лишь в жизни дикой природы. Теперь всем понятно, почему Олеся выросла именно в лесу, а не […]...
  7. В русской литературе очень много характерных образов женщин. Среди них встречаются и сильные духом, и умные, и самоотверженные, и многие другие. Русские женщины с их богатством внутреннего мира всегда притягивали известных писателей и поэтов, чьи произведения дают возможность лучше понять человеческие взаимоотношения и жизнь в целом. Они описывают сложные трагические ситуации, поведение различных характерных персонажей, […]...
  8. В повести “Олеся” Куприн затрагивает тему трагичной любви. Почему же Олеся была обречена на несчастье? Именно об этом мы сейчас порассуждаем. Олеся – это добрая, отзывчивая девушка, судьба которой сложилась не лучшим образом. Богатство ее внутреннего мира заключается в любви к людям, в уме и доброте. Это идеал человека, который живет в гармонии с собой […]...
  9. “Олеся” – одно из первых крупных произведений автора и, по его же словам, одно из самых любимых. Анализ повести логично начать с предыстории. В 1897 году Александр Куприн служил управляющим имением в Ровенском уезде Волынской губернии. Молодого человека впечатлили красота Полесья и сложные судьбы жителей этого края. На основе увиденного был написан цикл “Полесских рассказов”, […]...
  10. Произведениям замечательного русского писателя А. И. Куприна суждена долгая жизнь. Его повести и рассказы продолжают волновать людей разных поколений. В чем же их неиссякаемая чарующая прелесть? Наверное, в том, что они воспевают самые светлые и прекрасные человеческие чувства, зовут к красоте, добру, гуманности. Самые трогательные и проникновенные произведения Куприна – это его повести о любви: […]...
  11. По повести А. И. Куприна “Олеся” Что такое любовь? Очень трудно ответить на этот вечный вопрос. Библия утверждает, что у любви нет препятствий, что над всем она торже­ствует. Во все века люди размышляли на тему любви, в том числе ученые, философы, писатели, композиторы. Одни называют любовью цель и смысл жизни, другие тайну, высочайшую радость. А […]...
  12. Познакомившись с творчеством А. И. Куприна, я отметил для себя основную тему его произведений – это воспевание чистой, непорочной, великодушной любви. Любви разных людей: Олеся – “цельная, самобытная, свободная натура, ее ум, одновременно ясный и окутанный непоколебимым посредственным суеверием, детски-невинный, но и не лишенный лукавого кокетства красивой женщины”, а Иван Тимофеевич – “человек хотя добрый, […]...
  13. МИР ПРИРОДЫ И ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ЧУВСТВ В ПОВЕСТИ А. И. КУПРИНА “ОЛЕСЯ” Произведения А. И. Куприна отмечены глубоким проникновением в законы жизни и одновременно восхищением ее энергией и богатством. Его герои – люди с открытой душой и чистым сердцем, восстающие против унижений, пытающиеся отстоять человеческое достоинство и восстановить справедливость. Одно из главных чувств в мире купринских […]...
  14. Рассказчик, Иван Тимофеевич, сообщает, как, отдыхая в отпуске в деревне, услышал о некой местной колдунье. Заинтригованный, он находит в лесу жилище старой ведьмы и знакомится с ее внучкой Олесей. Иван находит Олесю интересной в общении девушкой и начинает с ней встречаться. Он удивляется умным речам лесной затворницы, не умевшей даже читать, и еще больше поражается […]...
  15. Повесть “Олеся” А. И. Куприна – одно из лучших произведений писателя. В ней, как и во многих его произведениях, воспевается чистая, непорочная, великодушная любовь. Олеся – не просто очень красивая девушка: “Оригинальную красоту ее лица, раз его увидев, нельзя было позабыть, но трудно было, даже привыкнув к нему, его описать”. Дальше А. И. Куприн говорит […]...
  16. “Как ни грустно в этом непонятном мире, но он все же прекрасен…” И. А. Бунин. (По рассказу А. И. Куприна “Олеся”). Трудно поверить, что эти слова произнесены человеком, жившим на “стыке времен”, в тот самый трудный период, когда свергались с пьедесталов прежние идеалы, а их место занимали новые, незнакомые и непривычные, чья истинная ценность […]...
  17. Исполненный греха, без разума и воли, Непрочен и тщеславен человек. Куда ни погляди, одни утраты, боли Ему терзают плоть и душу целый век… Едва уйдут одни – на смену им иные, Все в мире для него страдания сплошные: Его друзья, враги, любимые, родные. Анна Бредстрит Русская литература богата замечательными образами прекрасных женщин: сильных характером, умных, […]...
  18. Тема любви часто затрагивается в творчестве А. И. Куприна. Это чувство раскрывается в его произведениях по-разному, но, как правило, оно трагично. Особенно ярко трагичность любви мы можем увидеть в двух его произведениях: “Олеся” и “Гранатовый браслет”. Повесть “Олеся” – раннее произведение Куприна, написанное в 1898 году. Здесь можно увидеть черты романтизма, ведь писатель показывает свою […]...
  19. “Олеся” В 1897 году Куприн служил в Ро-венском уезде Волынской губернии управляющим имением. Писателю открылись изумительная природа Полесского края и драматические судьбы его жителей. На основе увиденного он создал цикл “Полесских рассказов”, в который вошла и “Олеся” – повесть о природе и любви. Повесть начинается с описания живописного уголка, где герой пробыл полгода. Он рассказывает […]...
  20. Молодой мужчина-повествователь, которого “судьба забросила на шесть месяцев в глухую деревушку Переброд Волынской губернии, на окраину Полесья”, нестерпимо скучает, а единственными его развлечениями стали охота вместе со слугой Ярмолой и попытки обучить последнего грамоте. Однажды, во время жуткой метели, герой узнает от обычно несловоохотливого Ярмолы о том, что верстах в десяти от его дома живет […]...
  21. Повесть “Олеся”, написанная А. И. Куприным в 1898 году, – одно из ранних произведений писателя, тем не менее обращающее на себя внимание сложностью проблематики, яркостью и образностью характеров героев, тонкой красотой пейзажа. Для своего повествования автор избирает ретроспективную композицию, когда речь идет от лица рассказчика, описывающего давно прошедшие события. Конечно, с течением времени изменилось отношение […]...
  22. Александр Иванович Куприн – замечательный мастер слова. Он сумел отразить в своем творчестве самые сильные, возвышенные и тонкие человеческие переживания. Любовь – это прекрасное чувство, которым проверяется человек, как лакмусовой бумагой. Способностью глубоко и искренне любить обладают далеко не многие. Это удел сильных натур. Именно такие люди привлекают внимание писателя. Люди гармоничные, живущие в ладу […]...
  23. В конце девятнадцатого века А. И. Куприн был управляющим имением в Волынской губернии. Под впечатление от прекрасных пейзажей того края и от драматической судьбы его жителей, он написал цикл рассказов. Украшением этого сборника стала повесть “Олеся”, рассказывающая о природе и настоящей любви. Повесть “Олеся” – одно из первых произведений Александра Ивановича Куприна. Оно поражает своей […]...
  24. Драматично, но, прежде всего, лирично, сумел Александр Куприн показать судьбу обычного русского интеллигента. Это люди особого сорта, тонко чувствующие, ищущие, много знающие, но при этом никогда ни во что не вмешивающиеся и не желающие что-либо действительно изменить в своей жизни. Русский интеллигент позапрошлого века – человек ироничный, вместе с тем внимательный, понимающий, что жизнь его […]...
  25. Лобовь в русской литературе (по повести “Олеся”) Александр Иванович Куприн – замечательный мас­тер слова. Он сумел отразить в своем творчестве самые сильные, возвышенные и тонкие человеческие пережи­вания. Любовь – это прекрасное чувство, которым про­веряется человек, как лакмусовой бумагой. Способнос­тью глубоко и искренне любить обладают далеко не мно­гие. Это удел сильных натур. Именно такие люди при­влекают […]...
  26. Очень душевно и лирично, писатель сумел описать своего героя читателям. В повести показывается образ обычного интеллигента того времени. Из повести мы видим, что это не простые люди, это особый класс населения. Это люди очень тонки душей и телом, начитанные и образованные, но что самое интересное, они плывут по течению своей жизни, не хотят на что-то […]...
  27. Олеся – человек природы, выросший в лесу под опекой бабушки. Девушка наделена мистическими способностями. Очарование героини заключается в ее естественности и абсолютном единении с природой. В произведении многократно говорится о том, что Олеся не смогла бы существовать вне ее леса. В ней нет искусственности. Все, что есть у девушки, дано природой. Она естественна, обладает бесконечным […]...
  28. Образ Олеси, героини одноименной повести, является воплощением представлений А. И. Куприна о личности, не подверженной пагубному влиянию общества. Жизнь девушки проходит вдали от людей, поэтому ей чужды стремления к славе, власти или богатству. Полесская колдунья живет по законам, установленным природой, не зная, что такое цивилизация. Нормы поведения, принятые в обществе, не играют для нее никакой […]...
  29. Чем люди живы Произведения Александра Куприна позволяют окунуться в удивительный мир героев. Несмотря на то, что они разные, в них всегда есть что-то, что заставляет читателя сопереживать им. Рассказы этого писателя полны драматизма, но в них жизнь бьет ключом. Его герои полны решимости, готовы бороться за свои права, за любовь и справедливость. Повесть “Олеся”, в […]...
  30. Черты романтизма и реализма Писателя А. И. Куприна по праву считают реалистом, так как его произведения описывают повседневную жизнь обычных людей. Однако сегодня люди, подобные героям Куприна, встречаются все реже. Его рассказы – не вымысел. Они взяты из реальной жизни, из ситуаций, в которых побывал сам писатель. Если приглядеться, то можно заметить, что реализм в […]...
  31. Литературная биография Александра Ивановича Куприна (1870-1938) фактически началась в 1885г., когда стараниями старого поэта Л. И. Пальмина в “Русском сатирическом листке” был опубликован рассказ юного автора “Последний дебют”. Однако публикация эта осталась лишь трогательным биографическим фактом, отраженным позднее в рассказе “Первенец” и повести “Юнкера”. Писателем – профессионалом Куприн стал со времени, когда он оставил военную […]...
  32. Олеся Олеся – главная героиня одноименной повести А. И. Куприна, внучка колдуньи. Образ Олеси является олицетворением женственности и великодушия. Ее бабушку Мануйлиху в деревне считают ведьмой и все сторонятся. За это они с внучкой вынуждены жить в глухом лесу вдали от людей. У Олеси и ее бабушки, на самом деле, есть особый дар. Они умеют […]...
  33. “Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире”. (А. Куприн) В последнее время я стала читать достаточно много романтических книг. И вот однажды в мои руки попали произведения А. Куприна, и я задумалась над одной очень важной мыслью – а что же на самом деле есть любовь? К сожалению, в современном обществе к любви в […]...
  34. Судьба забросила героя на целых шесть месяцев в глухую деревушку Волынской губернии, на окраину Полесья, где охота была его единственным занятием и удовольствием. К тому времени он уже “успел тиснуть в одной маленькой газетке рассказ с двумя убийствами и одним самоубийством и знал теоретически, что для писателей полезно наблюдать нравы”. Когда все книги его библиотеки […]...
  35. Он и она Особое место в творчестве А. И. Куприна занимает тема любви. В его повести “Олеся”, которая вошла в цикл полесских рассказов, любовь предстает возвышенной, всепоглощающей силой. Это произведение писатель создал во время пребывания в Полесье, где он познакомился с местными крестьянами и собирал народные поверья. Именно этот материал послужил основой для его полесских […]...
  36. В своей ранней повести “Олеся” (1898) А. И. Куприн выразил мечту о существовании личности, не испытавшей никаких воздействий противоречивой среды, общества, и живущей лишь своими искренними порывами. Главной героиней произведения, на мой взгляд, можно считать девушку Олесю. Она не знакома с цивилизацией, с детства живет в лесу, в окружении древних поверий своих предков. Поэтому Олесе […]...
  37. Личность и среда, индивидуум и общество – об этом размышляли многие русские писатели XIX века. Заметно обострился интерес к этой теме в конце XIX – начале XX века, в эпоху, переломную для России. В духе гуманистических традиций, унаследованных от классиков, рассматривает этот вопрос А. И. Куприн. Мир героев Куприна пестр и многолюден. Писатель прожил яркую, […]...
  38. В повести “Олеся” пейзаж играет очень важную роль, являясь не просто зарисовкой, а непосредственным участником действия, отражающим духовный облик человека. Например, появление Ивана Тимофеевича на фоне зимней природы описывается с помощью словосочетаний “было… тихо”, “пышные комья снега”, “безветреный день”, “холодный вид”. К тому же, мысль о холодной натуре Ивана Тимофеевича впоследствии подтверждается словами Олеси: “Сердце […]...
  39. Тема любви волнует и будоражит многих представителей искусства и литературных деятелей. Писатели всех времен воспевали это чувство, его красоту, величие и трагизм. А. И. Куприн – один из тех писателей, кто раскрывает тему любви в разных ее проявлениях. Два его произведения “Олеся” и “Гранатовый браслет” написаны в разное время, но их объединяет тема трагичной любви. […]...
  40. Куприна можно назвать певцом возвышенной любви, подарившим миру три повести: “гранатовый браслет”, “Олеся” и “Суламифь”. Протестуя против пошлости и цинизма, продажи чувств, зоологических проявлений инстинктов, писатель создает индивидуальные по красоте и силе примеры идеальной любви. Рассказ “Гранатовый браслет” имеет вполне реальную основу. Однако талант Куприна конкретный жизненный факт превратил в историю, о которой веками мечтают […]...

Тема любви-одна из самых популярных среди писателей и поэтов. О любви написано множество рассказов,романов,стихов,поставлено огромное количество пьес.Особенно мне понравилось произведение А.И.Куприна под названием "Олеся".
Любовь-такое чувство,которому подвластен любой человек,независимо от того,барин он или крестьянин,богат он или беден,стар он или молод.Любовь может возникнуть сразу или с течением времени.Она заставляет страдать людей друг без друга,делает их несчастными вдали друг от друга.В произведении "Олеся" Куприн показывает,насколько крепка может быть любовь. В повести говорится о том,как барин Иван Тимофеевич влюбляется в девушку: дочь колдуньи,ведьмы. Их чувства взаимны.Казалось бы,барин и девушка,которая гораздо ниже его по социальному статусу,не имеет образования,живет в лесу,вдали от людей.Как мог знатный,умный,образованный человек полюбить Олесю?.Но любовь не выбирает,она очень сближает людей,независимо от положения в обществе,изменяет их в лучшую сторону.Когда влюбленные вместе,то счастью нет предела,они стараются сделать что-то приятное друг для друга,но при расставании наступает ощущение тоски,скуки.В тексте автор особое внимание уделяет именно описанию того,как проходили встречи Ивана Тимофеевича и Олеси,как им было хорошо вместе.Они встречались в лесу,вдали от других людей.Трофимову нравилось в Олесе то,что она отличалась от других девушек,была не такая,как другие.С ней было о чем посспорить,порассуждать,хотя она не имела образования,даже не умела читать.А ей нравилось в Иване Тимофеевиче то,что он был очень начитан,умен.Так и зарождается любовь.Даже недостатки влюбленные начинают принимать за достоинства.К тому же,пропадают страхи.По истечении месяца любовь их только укрепилась.Как Паныч так и Олеся не могли находиться долгое время друг без друга.Девушка знала,что их счастье не продлится долго и закончится позором для нее,но чувства были сильнее.Не остановила Олесю и боязнь людей,и наложенное,по ее мнению,на их род проклятие.Девушка,таким образом,хотела сделать что-нибудь приятное любимому человеку,осчастливить его.Как это часто бывает,судьба разлучает по-настоящему любящих людей,так и произошло в повести "Олеся".Поход в церковь для девушки закончился неудачно.Люди избили ее,а она в свою очередь "напророчила" им беду со зла.Поэтому любые беды,случившиеся в деревни,связывали бы с этим пророчеством и не дали бы жить спокойно Олесе и ее бабушке.Потому им нужно было уезжать.Также подходила к концу командировка Ивана Тимофеевича.Возможно,они когда-нибудь еще встретятся и будут счастливы.В память о их любви,Олеся оставила Трофимову прекрасные красные бусы-символ вечной любви.
Любовь-это самое сильное чувство.Благодаря существованию любви человек изменяется в лучшую сторону,у него пропадают прежние страхи,он способен совершить подвиг.На любви держится мир,любовь делает всех нас лучше.

С уважением,Александр!

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Куприн в своей повести «Олеся» обращается к романтической теме «естественного, природного человека», имеющей давнюю традицию в русской литературе. Лермонтовская Бэла из одноименной повести, открывающей роман «Герой нашего времени», является одной из представительниц женских литературных образов, связанных с этой темой.

3 слайд

Описание слайда:

Героинь объединяет нечто общее: цельность характера, ясность ума, нравственная чистота. Героини, выросшие в природной среде, не испорченные дурным влиянием городской цивилизации, - это духовно независимые, внутренне свободные личности. Они способны к сильным чувствам, к самоотверженной любви, но любовь оборачивается для них бедой. Встреча с представителем светского общества или, как в «Олесе», городской интеллигенции - разрушает их жизнь.

4 слайд

Описание слайда:

У Куприна его героиня, взращенная матерью-природой, противопоставлена не только «городскому» человеку - Ивану Тимофеевичу (от лица которого ведется повествование), (но и жителям деревни). Сознание крестьян опутано вековыми предрассудками, они верят в порчу, в действенность заклятия, в надежность гадания. Мануйлиху - старую бабку Олеси - выгнали когда-то из деревни из-за того, что у молодицы, поссорившейся со старухой-знахаркой, заболел и умер ребенок: «...а-то хлопцы ведьмаку и прогнали, пусть ей очи повылазят...»

5 слайд

Описание слайда:

Ивану Тимофеевичу не терпится познакомиться с «колдуньей» - он ведь и приехал в этот отдаленный уголок Волынской губернии с тем, чтобы набраться впечатлений для своих будущих книг. Визит к Мануйлихе вначале разочаровывает его. Ничего необычного («...ни совы, ни черного кота»), разве что с печки глядят «два рябых солидных скворца», а на стенах вместо «обычных охотников с зелеными усами и фиолетовыми собаками и портретов никому не ведомых генералов» висят пучки сушеных трав и корешков. Это является важной деталью, указывающей на равнодушие хозяйки к мнимым ценностям культуры.

6 слайд

Описание слайда:

Нет ничего искусственного, демонстративного, лживого и в Олесе. Вначале Иван Тимофеевич слышит ее «свежий, звонкий и чистый» голос, а затем появляется рослая смеющаяся девушка, которая несет в переднике голодных птенцов: «Смотри, бабушка, зяблики опять за мной увязались... посмотри, какие смешные... Голодные совсем». В портрете героини автор подчеркивает естественную красоту девушки, указывает на черты, позволяющие судить о ее характере. Олеся «держалась легко и стройно- Просторная белая рубаха свободно и красиво обвивала ее молодую, здоровую грудь», особая прелесть ее лица заключалась в «больших блестящих, темных глазах, которым тонкие, надломленные посередине брови придавали оттенок лукавства, властности и наивности».

7 слайд

Описание слайда:

Олеся наделена особой силой, позволяющей ей предсказывать судьбу, заставлять человека спотыкаться на ровном месте или на расстоянии нагнать на него страх. С точки зрения Ивана Тимофеевича, способности Олеси объясняются тем, что ей «доступны те бессознательные, инстинктивные, туманные, добытые случайным опытом, странные знания», которые, опередив науку, живут в народе, «передаваясь как величайшая тайна из поколение в поколение».

8 слайд

Описание слайда:

Каким бы ни был источник Олесиного «чародейства», она от рождения наделена ясностью ума, наблюдательностью, интуицией - качествами, которые в естественной среде, где росла Олеся под присмотром любящей, мудрой бабушки, не могли быть затемнены дурным воспитанием, фальшивыми устоями общества и получили достойное развитие. Возможно, именно интуиция и наблюдательность позволили Олесе дать точную характеристику Ивану Тимофеевичу, «предсказать судьбу», которая его ожидает. «Человек вы хотя и добрый, но только слабый... Доброта ваша не хорошая, не сердечная. Слову вы своему не господин», - говорит девушка своему собеседнику.

В литературе вообще, а в русской литера-туре в особенности, проблема взаимоотно-шения человека с окружающим его миром занимает существенное место. Личность и среда, индивидуум и общество — об этом размышляли многие русские писатели XIX века. Плоды этих размышлений отрази-лись во многих устойчивых формулировках, например в известной фразе «среда за-ела». Заметно обострился интерес к этой теме в конце XIX — начале XX века, в эпоху, переломную для России. В духе гуманисти-ческих традиций, унаследованных от про-шлого, рассматривает этот вопрос Алек-сандр Куприн, используя при этом все ху-дожественные средства, которые стали достижением рубежа веков.

Творчество этого писателя было долгое время как бы в тени, его заслоняли яркие представители современников. Сегодня произведения А. Куприна вызывают боль-шой интерес. Они привлекают читателя своей простотой, человечностью, демокра-тичностью в самом благородном смысле этого слова. Мир героев А. Куприна пестр и разнообразен. Он сам прожил яркую, на-полненную многообразными впечатления-ми жизнь — был и военным, и конторщи-ком, и землемером, и актером бродячей цирковой труппы. А. Куприн много раз го-ворил, что не понимает писателей, которые не находят в природе и людях ничего инте-реснее себя. Писателю очень интересны человеческие судьбы, при этом герои его произведений — чаще всего не удачливые, преуспевающие, довольные собой и жиз-нью люди, а скорее наоборот. Но А. Куприн относится к своим внешне неказистым и невезучим героям с той теплотой и чело-вечностью, которые всегда отличала рус-ских писателей. В персонажах рассказов «Белый пудель», «Тапер», «Гамбринус», а также многих других угадываются черты «маленького человека», однако писатель не просто воспроизводит этот тип, но заново переосмысливает его.

Раскроем очень известный рассказ Купри-на «Гранатовый браслет», написанный в 1911 году. В основе его сюжета — реальное событие — любовь телеграфного чиновника П. П. Желткова к жене важного чиновника, члена Государственного совета Любимова. Об этой истории упоминает сын Любимо-вой, автор известных воспоминаний Лев Лю-бимов. В жизни все закончилось иначе, чем в рассказе А. Куприна, —. чиновник принял браслет и перестал писать письма, больше о нем ничего не было известно. В семье Лю-бимовых этот случай вспоминался как странный и курьезный. Под пером же писателя история вылилась в печальный и трагический рассказ о жизни маленького человека, которого возвысила и погубила любовь. Это передается через композицию произведения. В нем дается обширное, неторопливое вступление, кото-рое вводит нас в экспозицию дома Шейных. Сама история необыкновенной любви, исто-рия гранатового браслета рассказывается таким образом, что мы видим ее глазами разных людей: князя Василия, который рас-сказывает ее как анекдотический случай, брата Николая, для которого все в этой исто-рии видится оскорбительным и подозри-тельным, самой Веры Николаевны и, нако-нец, генерала Аносова, первым предполо-жившего, что здесь, может быть, кроется настоящая любовь, «о которой грезят жен-щины и на которую больше не способны мужчины». Круг, к которому принадлежит Вера Николаевна, не может допустить, что это настоящее чувство, не столько из-за странности поведения Желткова, сколько из-за предрассудков, которые владеют ими. Куприн же, желая убедить нас, читателей, в подлинности любви Желткова, прибегает к самому неопровержимому аргументу — самоубийству героя. Таким образом утверж-дается право маленького человека на счас-тье, при этом возникает мотив его нравст-венного превосходства над людьми, столь жестоко оскорбившими его, не сумевшими понять силу чувства, которое составляло весь смысл его жизни.

Рассказ Куприна одновременно грустный и светлый. Его пронизывает музыкальное начало — в качестве эпиграфа указывается музыкальное произведение, — и заверша-ется рассказ сценой, когда героиня слуша-ет музыку в трагический для нее момент нравственного прозрения. В текст произве-дения входит тема неотвратимости гибели главного героя — она передана через сим-волику света: в момент получения браслета Вера Николаевна видит красные камни в нем и с тревогой думает, что они похожи на кровь. Наконец, в рассказе возникает тема столкновения различных культурных тради-ций: тема востока — монгольская кровь от-ца Веры и Анны, татарского князя, вводит в рассказ тему любви-страсти, безрассуд-ности; упоминание о том, что мать сес-тер — англичанка, вводит тему рассудочно-сти, бесстрастности в сфере чувств, власти разума над сердцем. В финальной части рассказа появляется третья линия: не слу-чайно, что квартирная хозяйка оказывается католичкой. Этим в произведение вводится тема любви-преклонения, которым в като-личестве окружена Божья Матерь, любви-самопожертвования.

Герой А. Куприна, маленький человек, сталкивается с окружающим его миром не-понимания, миром людей, для которых лю-бовь — это род безумия, и, столкнувшись с ним, погибает.

В замечательной повести «Олеся» перед нами предстает поэтический образ девуш-ки, выросшей в избе старой «колдуньи», вне обычных норм крестьянской семьи. Любовь Олеси к случайно заехавшему в глухую лесную деревушку интеллигенту Ивану Тимофеевичу — это свободное, про-стое и сильное чувство, без оглядки и обяза-тельств, среди высоких сосен, окрашенных багровым отблеском догорающей зари. Ис-тория девушки заканчивается трагически. В привольную жизнь Олеси вторгаются и ко-рыстные расчеты деревенских чиновников, и суеверия темных крестьян. Избитая и ос-меянная, Олеся вынуждена с Мануйлихой бежать из лесного гнезда.

В произведениях Куприна многие герои имеют сходные черты — это душевная чисто-та, мечтательность, пылкое воображение, со-единенное с непрактичностью и безволием. И яснее всего раскрываются они в любви. Все герои относятся к женщине с сыновьей чисто-той и благоговением. Готовность порибнуть ради любимой женщины, романтическое по-клонение, рыцарское служение ей — и в то же время недооценка себя, неверие в собствен-ные силы. Мужчины в рассказах Куприна как бы меняются местами с женщинами. Это энергичная, волевая «полесская колдунья» Олеся и «добрый, но только слабый» Иван Ти-мофеевич, умная, расчетливая Шурочка Ни-колаевна и «чистый, милый, но слабый и жал-кий» подпоручик Ромашов. Все это купринские герои с хрупкой душой, попавшие в жестокий мир.

Атмосферой революционных дней дышит превосходный рассказ Куприна «Гамбринус», созданный в тревожном 1907 году. Те-ма всепобеждающего искусства сплетена здесь с идеей демократизма, смелого про-теста «маленького человека» против чер-ных сил произвола и реакции. Кроткий и ве-селый Сашка своим незаурядным талантом скрипача и душевностью привлекает в одесский кабачок разноплеменную толпу портовых грузчиков, рыбаков, контрабан-дистов. С восторгом встречают они мело-дии, которые как бы являются фоном, как бы отражают общественные настроения и события — от русско-японской войны до мятежных дней революции, когда Сашкина скрипка звучит бодрыми ритмами «Марсе-льезы». В дни наступившего террора Сашка бросает вызов переодетым сыщикам и чер-носотенным «мерзавцам в папахе», отказы-ваясь играть по их требованию монархиче-ский гимн, открыто обличая их в убийствах и погромах.

Искалеченный царской охранкой, он воз-вращается к портовым друзьям, чтобы иг-рать для них на окраине мелодии оглуши-тельно-веселого «Чабана». Свободное творчество, сила народного духа, по мысли Куприна, непобедимы.

Возвращаясь к поставленному в начале вопросу — «человек и окружающий его мир», — отметим, что в русской прозе нача-ла XX века представлен широкий спектр от-ветов на него. Мы рассмотрели лишь один из вариантов — трагическое столкновение личности с окружающим его миром, его прозрения и гибели, но гибели не бессмыс-ленной, а содержащей в себе элемент очи-щения и высокого смысла.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...