Золотая хохлома роспись. История хохломской росписи

Хохлома - старинный русский народный промысел, родившийся в XVII веке в округе Нижнего Новгорода.

Хохлома представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную золотистым и красным (а также, изредка, зелёным) цветом по чёрному фону. На дерево при выполнении росписи наносится не золотой, а серебристый оловянный порошок. После этого изделие покрывается специальным составом и три-четыре раза обрабатывается в печи, чем достигается уникальный медово-золотистый цвет, придающий деревянной посуде эффект массивности.

Традиционные элементы хохломы - красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки. Нередко встречаются птицы, рыбы и звери.



Андр. Кленин. "Чужая хохлома"

Предполагают, что хохломская роспись возникла в XVII веке на левом берегу Волги, в деревнях Большие и Малые Безлели, Мокушино, Шабаши, Глибино, Хрящи. В настоящее время родиной хохломы считается поселок Ковернино в Нижегородской области. Крестьяне вытачивали, расписывали деревянную посуду и везли её для продажи в крупное торговое село Хохлома (Нижегородской губернии), где был торг. Отсюда и пошло название «хохломская роспись», или просто «хохлома».

Существует и легендарное объяснение появления хохломской росписи. Был замечательный иконописец Андрей Лоскут. Бежал он из столицы, недовольный церковными нововведениями патриарха Никона, и стал в глуши приволжских лесов расписывать деревянные поделки, да писать иконы по старому образцу. Прознал про это патриарх Никон и отправил за непокорным иконописцем солдат. Отказался подчиниться Андрей, сжёг себя в избе, а перед смертью завещал людям сохранить его мастерство. Искрами изошёл, рассыпался Андрей. С той поры и горят алым пламенем, искрятся золотыми самородками яркие краски хохломы.

История

Предполагают, что хохломская роспись возникла в XVII веке на левом берегу Волги, в деревнях Большие и Малые Безлели, Мокушино, Шабаши, Глибино, Хрящи. В настоящее время родиной хохломы считается поселок Ковернино в Нижегородской области.

Крестьяне вытачивали, расписывали деревянную посуду и везли её для продажи в крупное торговое село Хохлома (Нижегородской губернии), где был торг. Отсюда и пошло название «хохломская роспись», или просто «хохлома».

Существует и легендарное объяснение появления хохломской росписи. Был замечательный иконописец Андрей Лоскут. Бежал он из столицы, недовольный церковными нововведениями патриарха Никона, и стал в глуши приволжских лесов расписывать деревянные поделки, да писать иконы по старому образцу. Прознал про это патриарх Никон и отправил за непокорным иконописцем солдат. Отказался подчиниться Андрей, сжёг себя в избе, а перед смертью завещал людям сохранить его мастерство. Искрами изошёл, рассыпался Андрей. С той поры и горят алым пламенем, искрятся золотыми самородками яркие краски хохломы.



Центры хохломы

В настоящее время у хохломской росписи два центра - город Семёнов, где находятся фабрики «Хохломская роспись» и «Семёновская роспись», и село Сёмино Ковернинского района, где работает предприятие «Хохломской художник», объединяющее мастеров деревень Ковернинского района: Сёмино, Кулигино, Новопокровское и др. (фабрика находится в Сёмино, в других деревнях - филиалы).

В Семёнове Школу основал Г. П. Матвеев.

Технология

Как создаются изделия с хохломской росписью? Сначала бьют баклуши, то есть делают грубые бруски-заготовки из дерева. Затем мастер встает за токарный станок, снимает резцом излишек древесины и постепенно придает заготовке нужную форму. Так получается основа - «бельё» (неокрашенные изделия) - резные ковши и ложки, поставцы и чашки.

Изготовление «белья»

После сушки «бельё» грунтуют жидкой очищенной глиной - вапой, как её называют мастера. После грунтовки изделие 7-8 часов сушат и обязательно вручную покрывают несколькими слоями олифы (льняного масла). Мастер окунает в миску с олифой специальный тампон, приготовленный из овечьей или телячьей кожи, вывернутой наизнанку, а затем быстро втирает в поверхность изделия, поворачивая его так, чтобы олифа распределялась равномерно. Эта операция очень ответственная. От неё будет в дальнейшем зависеть качество деревянной посуды, прочность росписи. В течение дня изделие покроют олифой 3-4 раза. Последний слой высушат до «небольшого отлипа» - когда олифа слегка прилипает к пальцу, уже не пачкая его. Следующий этап - «лужение», то есть втирание в поверхность изделия алюминиевого порошка. Выполняют его также вручную тампоном из овечьей кожи. После лужения предметы приобретают красивый бело-зеркальный блеск, и готовы для росписи. В росписи применяются масляные краски. Главные цвета, определяющие характер и узнаваемость хохломской росписи - красный и чёрный (киноварь и сажа), но для оживления узора допускаются и другие - коричневый, светлого тона зелень, жёлтый тон. Кисти для росписи делаются из беличьих хвостов, так, чтобы ими можно было провести очень тонкую линию.

Лужение и художественная роспись

Выделяют роспись «верховую» (когда сначала закрашивают фон, а сверху остаётся серебряный рисунок) и «под фон» (сначала намечается контур орнамента, а потом заполняется чёрной краской фон). Кроме того, существуют разнообразные виды орнаментов:
«пряник» - обычно внутри чашки или блюда геометрическая фигура - квадрат или ромб - украшенная травкой, ягодами, цветами;
«травка» - узор из крупных и мелких травинок;
«кудрин» - листья и цветы в виде золотых завитков на красном или чёрном фоне;

Используют мастера и упрощённые орнаменты. Например, «крап», который наносят штампиком, вырезанным из пластинок гриба-дождевика, или особым образом свёрнутым кусочком ткани. Все изделия расписываются вручную, причём роспись нигде не повторяется. Какой бы выразительной ни была роспись, пока узор или фон остаются серебристыми, это ещё не настоящая «хохлома».

Хохломская роспись

Расписанные изделия 4-5 раз покрывают специальным лаком (с промежуточной сушкой после каждого слоя) и, наконец, закаливают в течение 3-4 часов в печи при температуре +150… +160 °C до образования масляно-лаковой плёнки золотистого цвета. Так получается знаменитая «золотая хохлома».

Википедия

Введение.............................................................................................................. 2

Зарождение хохломской росписи...................................................................... 3

Периоды развития хохломского искусства....................................................... 7

Хохломская роспись во второй половине ХХ столетия................................. 17

Заключение........................................................................................................ 30

Список литературы........................................................................................... 31

Хохломская роспись по дереву, русский народный художественный промысел. Возник во 2-й половине 17 в. на территории современного Ковернинского района Горьковской области; название промыслу дало торговое с. Хохлома той же области - центр сбыта изделий хохломской росписи в 18 - начале 20 вв. Для хохломской росписи характерна оригинальная техника окраски дерева в золотистый цвет без применения золота. Выточенные из дерева предметы (преимущественно посуда) грунтовались раствором глины, сырым льняным маслом и порошком олова (в современных изделиях - алюминия), по слою которого выполнялся растительный узор в свободной кистевой манере письма, затем покрывались лаком из льняного масла (ныне - синтетическим) и закалялись при высокой температуре в печи. Для колорита хохломской росписи типично сочетание красного и чёрного цвета с золотистым. Распространены типы росписи - «верховая» (красным и чёрным на золотистом фоне) и «под фон» (золотистый силуэтный рисунок на цветном фоне). Угасавший в начале 20 в. промысел в современное время возродился; в 20-х - начале 30-х гг. мастера объединились в артели. В 1960-х гг. созданы фабрика «Хохломской художник» на родине промысла и производственное объединение «Хохломская роспись» в г. Семенове, ставшие центрами этого художественного промысла. Они выпускают посуду, ложки, мебель, сувениры и пр. Мастера: Ф. А. Бедин, А. Т. Бусова, О. Н. и С. П. Веселовы, Е. Н. Доспалова, З. Ф. Киева, О. П. Лушина, А. Г. и Ф. Н. Подоговы, А. П. Савинова, М. Ф. Синева, И. Е. Тюкалов и др.

Уже в те далекие времена, о которых мы пытаемся составить представление, по данным археологических раскопок, в Заволжье занимались изготовлением деревянной посуды. Дерево было самым удобным и доступным материалом для создания предметов быта. Из древесных стволов выдалбливали проворные челноки - "ботнички", вырезали фигурные ковши, украшая их ручки резными силуэтами коней, вытачивали разнообразные формы посуды.

Всем, кто селился в этих местах, приходилось заниматься ремеслами. Земли здесь были неплодородными, урожая до весны не хватало. Только лесные богатства да проворные руки спасали от голода и нужды. Близость великого волжского пути способствовала тому, что деревянную посуду здесь рано стали изготовлять для продажи.

Однако первые посудные промыслы Заволжья еще ничем не отличались от множества таких же производств, развивавшихся на территории нашей страны. Как и в других районах, местные мастера покрывали изделия льняным маслом или приготовленной из него олифой. Это придавало прочность деревянной посуде, она становилась и более красивой. Такой способ лакировки поверхности дерева не забыт и сейчас. Еще недавно его применяли при производстве самых дешевых чашек и солониц, служивших предметами повседневного хозяйственного обихода.

Когда же возникло искусство золотой Хохломы? Мы не располагаем данными, чтобы ответить определенно на этот вопрос. Вероятно, мастера Заволжья начали расписывать посуду задолго до того, как освоили технику "золотой" окраски. Еще в XIX веке наряду с "золоченой" деревянной посудой здесь изготовляли и дешевые чашки и солонки, поверхность которых украшалась только простейшими геометрическими узорами - розетками, ромбиками, спиралевидными завитками и волнистыми линиями, наносимыми штампиком или кистью.

Знакомясь с сохранившимися в музеях деревянными сосудами XV, XVI и XVII веков, изготовлявшимися при монастырях, мы не находим среди них изделий, поверхность которых была бы окрашена в золотистый цвет приемами, близкими Хохломе. Они похожи на хохломские лишь по форме, киноварному фону, а иногда и по украшающим их золотым пояскам, но пояски эти нанесены порошком твореного золота, который не применяли в Хохломе.

Самые близкие хохломской росписи приемы мы встречаем у иконописцев. Мастера древней Руси умели экономить дорогостоящий металл. Чтобы окрасить фон иконы в золотистый цвет, они использовали иногда не золото, а порошок серебра. После выполнения живописи икону покрывали лаком, приготовленным из льняного масла, и подвергали прогреванию в печи. Под влиянием высокой температуры пленка лака приобретала золотистый оттенок, а серебряный порошок, просвечивающий сквозь нее, делался похожим на золото. Особенно широкое распространение этот прием получил в XVII - XVIII веках, когда убранство русских храмов становится особенно богатым и пышным. В них создаются высокие золоченые иконостасы с большими иконами. В золотистый цвет окрашиваются киоты и церковная мебель. Приемы письма серебром вместо золота в это время стали известны широкому кругу русских иконописцев.

Наиболее вероятно, временем возникновения искусства хохломской росписи была вторая половина XVII и начало XVIII века, когда глухие керженские леса стали местом поселения старообрядцев, спасавшихся от преследования царского правительства и церковных властей. После церковных реформ здесь искали убежища противники патриарха Никона, вынужденные покинуть Москву и крупнейшие русские города. Спасаясь от расправы, бежали сюда и участники соловецкого старообрядческого бунта.

Среди раскольников-переселенцев были иконописцы и мастера рукописной миниатюры. О высоком мастерстве этих художников свидетельствуют два киота конца XVII века, сохранившиеся в коллекциях Нижегородского художественного музея. Их роспись с типичными для XVII века растительными мотивами напоминает покровы из драгоценных золотых тканей. Формы фантастических цветов очерчены контурными линиями и искусно разделаны штрихом. На темно-красном фоне среди зелени блестят золотые стебли и лепестки, выполненные в той самой иконописной технике золочения дерева, которая близка Хохломе.

Старообрядцы-раскольники привозили с собой древние иконы, рукописные книги, богато украшенные миниатюрами и орнаментальными заставками, узорные ткани, ювелирные изделия. Далекая лесная глухомань Заволжья стала, таким образом, на рубеже XVII и XVIII веков богатейшей сокровищницей древнерусского искусства. Это не могло не отразиться на развитии местной художественной культуры.

На новых землях старообрядцы были вынуждены заняться ремеслом. В их скитах появились мастерские, в которых точили и расписывали посуду. Наиболее состоятельные переселенцы стали торговцами и скупщиками. Занявшись росписью токарной посуды, иконописцы могли применить известные им приемы окраски дерева в золотистый цвет с помощью серебра, позволившие местным мастерам тоже изготовлять оригинальные изделия, не знавшие конкуренции на рынках и ярмарках. Так, очевидно, и зародилось искусство золотой Хохломы.

В памяти старожилов края сохранились легенды о происхождении хохломской росписи, подтверждающие, что она была занесена иконописцами-старообрядцами. Беседуя с ними, можно в разных вариантах услышать рассказы о бежавших сюда сподвижниках атамана Разина, о приезде мастеров иконописного дела, спасавшихся от церковных гонений. Одна из легенд рассказывает о том, что среди скрывавшихся иконописцев был знаменитый мастер. Он построил дом в лесу на берегу реки и в нем начал красить посуду. Похожими на золотые были его узорные чаши. Верные люди помогали их продавать. Однако дознались в Москве, откуда привозят золоченые чаши, догадались, кто их расписывает. И вот двинулись на поиски мастера царские солдаты... Узнав об этом, призвал мастер мужиков из соседних деревень, показал им свое умение, отдал краски, кисти и исчез. Одни говорят, что это было на берегу Керженца, другие - на берегу Узолы. Может быть, такова была судьба не одного, а нескольких мастеров.

Вместе с техникой окраски в Хохлому проникли и рисунки орнамента, известные иконописцам. Истоки основных типов орнамента промысла можно увидеть в русском декоративном искусстве XVII - начала XVIII века. В это время особое распространение получает растительный орнамент, Приемы его исполнения были разнообразны. При росписи стен, мебели и бытовых вещей часто выполнялись травные рисунки, наносимые свободно кистью. Рисунок цветов и листьев завершали сочные мазки белил - оживки. Такой орнамент, связанный с традициями живописи древней Руси, послужил основой для формирования хохломских травных узоров.

В хохломской росписи нашли отражение и графические орнаменты с четкими линейными контурами и проработкой деталей штрихом. Они способствовали появлению рисунков в технике "под фон". Мотивы "кудрины" были подсказаны рисунками с завитками, украшавшими заставки рукописей. Многие особенности росписей Хохломы были результатом слияния в промысле двух традиционных линий русского декоративного искусства, одна из которых восходила к орнаменту иконописи и рукописной миниатюры, а другая к ремеслам древней Руси. В каждой из них по-своему проявлялись народные национальные особенности понимания орнамента, в каждой были профессионально сложившиеся приемы.

На основе этого наследия в Хохломе происходит формирование уже нового искусства, связанного в своих дальнейших судьбах с оформлением предметов народного быта.

Растительный орнамент, привнесенный в Хохлому иконописцами, претерпевает существенные изменения. Он становится значительно более лаконичным и четким. На характер его композиции большое влияние оказали традиции древнейшего геометрического орнамента, отличавшегося классически простыми и совершенными приемами построения узоров.

Продолжаю освещать свою поездку на , прошедший в городе Семенов. На очереди вторая часть из трех, целиком посвященная заводу , где производят хохломскую посуду, а также матрешки.

Напомню, что на завод мы попали бесплатно. Это была экскурсия, которая также в себя включала поход в музей, о котором я расписал в .

Итак, Хохломская роспись — это традиционный художественный промысел, который появился в 17 веке в Нижегородской губернии. Свое название такая роспись получила благодаря крупному селу — Хохлома. С середины 1960-х гг. и до нашего времени завод «Хохломская роспись» — это крупнейший производитель изделий из дерева с хохломской росписью. Город Семенов считается столицей этого красивейшего ремесла.

Как и подобает любой экскурсии, нас сопровождал свой экскурсовод, который рассказывал о заводе, о хохломе, технологиях изготавливания, историю зарождения. Все началось с памятника Семену Ложкарю — человека, с которого началась история хохломы.

Затем следующий памятник «Художнику и учителю Матвееву Т.П. от мастеров Золотой Хохломы»:

Очень понравилось, что на всей территории завода располагается большое количество разных, по большей части, детских скульптур для детей. Они великолепны!













Отличная вещь — лавка примирения! Предлагаю такие лавочки повсеместно устанавливать во всех городах и парках!))

На территории завода «Хохломская роспись», установлена очень красивая и огромная деревянная изба. Она построена традиционными для того времени технологиями и служит музеем, где любой желающий может посмотреть как был устроен быт русского человека.





Затем нас повели по цехам. Первый цех — деревоообработка, где мастера делают заготовки будущих матрешек и посуды.

На входе в этот цех такая композиция:

Вот так выглядит начало цеха — хранилище деревянных чурок:




На заводе, мало платят своим работникам, поэтому у станков приходится стоять даже женщинам. К слову сказать, экскурсовод нам сама сказала, что мастера по росписи также не держатся. Когда они набивают руку, сразу уходят и, как правило, занимаются дома самостоятельно этим ремеслом, а продукцию свою реализуют в Москве. Говорят, что такой схемой они намного больше зарабатывают.

Конечно, мужики тоже работают на деревообработке:

Причем, мужик, что на фотографии выше, наверно, звезда завода «Хохломская роспись», ибо все экскурсии останавливаются возле его рабочего места, чтобы оценить как он мастерски делает из деревянной заготовки силуэты будущих матрешек и посуды.

Следующей точкой назначения нашей экскурсии по заводу был цех по окраске. Сначала это было комнатка, где мастера работает над матрешками:




Вообще фотосъемка там запрещена, поэтому фотографии сделаны «исподтишка», пока никто не смотрит. А вообще женщины, что там работают добрые, улыбчивые и они очень красиво справляются с такой тонкой и сложной работой.

В преддверии Сочинской Олимпиады 2014 , завод запустил линейку продукции специальному к этому мероприятию. У них на территории музея есть большой магазин, где уже навалом сочинской хохломской атрибутики. Когда ходили по заводу, то часто встречали уже почти доделанную продукцию, так что тема Сочи раскрыта!))



Посмотрев, как раскрашивают матрешки, нас повели в другой цех, где раскрашивают всю остальную продукцию.

Для туристов висит такой информационный стенд, где можно посмотреть весь технологический процесс изготовления изделий с хохломской росписью:

Обратили внимание, что там ооочень много зелени. Наверно, они способствуют очищению воздуха от лако-красочных паров. Вот несколько фотографий, как оборудованы рабочие места специалистов.



Последней точкой назначения была комната с мастер классом. Там мы удобно уселись и нам дали деревянную заготовку матрешки и краски. Любой желающий, все также бесплатно, мог разрисовать свой вариант матрешки и забрать ее себе в качестве сувенира! Здорово, не правда ли?

Мой вариант правильной матрешки вот такой:


На этом наша экскурсия по заводу «Хохломская роспись» закончилась. После этого нас повели в , но это уже совсем другая история, не переключайтесь!))

Заметили ошибку в тексте - выделите ее и нажмите Ctrl + Enter . Спасибо!

Хохлома - старинный русский народный промысел; яркая, красочная роспись по дереву с обязательным присутствием золотистого цвета. Неслучайно символ хохломы - огненная Жар-птица, сказочная птица, обладающая оперением, сияющим золотом. Ещё одно название росписи - «золотая хохлома».

Хохломская Жар-птица.

История

Россия славится народными промыслами, и хохлома - самый известный вид русской народной живописи.

История промысла начинается в XVII веке, а его родина - левый берег Волги, нижегородские деревни и села. Возникновение промысла на нижегородской земле связывают с появлением в этих краях последователей «старой веры», скрывавшихся от гонений в лесах Заволжья.

Среди староверов было много иконописцев, знавших секрет изготовления «золотых» икон без применения золота. Деревянные иконы сначала покрывали порошком серебра, затем наносили на них вареное льняное масло - олифу - и отправляли в печь. После обработки в печи икона обретала восхитительный золотистый цвет.

Массовое производство деревянной посуды, расписанной с использованием техники иконописи, началось с появлением более дешевого, чем серебро, материала - олова, а потом и алюминиевого порошка. Нижегородские крестьяне, уже давно владевшие в совершенстве искусством объёмной резьбы по дереву, освоили «золотую» роспись и превратили производимую ими посуду в яркие и нарядные произведения декоративно-прикладного искусства.

Узорами украшали все типы русской деревянной посуды: ложки, ковши, братины, подносы, тарелки, чаши, миски, туеса.

Ложки, плошки и всё на свете.

Нижегородские земли не очень плодородны, поэтому занятие народным промыслом стало новым источником дохода для большинства крестьян сел и деревень Заволжья. Производимая ими посуда свозилась в крупное торговое село Хохлома для дальнейшей продажи. От наименования села и произошло название промысла. Из Хохломы нарядная посуда отправлялась по Волге в другие города и страны.

Итак, распространению изделий с хохломской росписью способствовало несколько причин:

  • обилие леса;
  • близость Волги - главной торговой артерии;
  • распространение в Заволжье искусства золотой росписи на деревянных изделиях;
  • местные традиции искусства объёмной резьбы по дереву.

Уже в XIX веке слава нижегородских мастеров хохломы перешагнула границы России, а благодаря Всемирной выставке в Париже в 1889 году о золотой хохломе узнали не только в Европе, но и в Азии, и в Америке.

Техника росписи

Деревянную посуду нельзя использовать неокрашенной: от горячей пищи дерево трескается, и посуда становится непригодной. Хохломская роспись - самый праздничный и нарядный пример раскраски изделий из дерева.

Этапы производства хохломской посуды:

  • изготовление посуды нужной формы;
  • сушка;
  • грунтовка белой глиной;
  • нанесение на поверхность олифы;
  • затирка алюминиевого порошка;
  • роспись;
  • нанесение несколько раз специального лака;
  • закаливание в печи до получения золотистого цвета.

При нанесении росписи используют масляные краски: охру, киноварь, сажу, кармин, сурик. Главные цвета фона - красный и чёрный; дополнительные цвета: светло-зеленый, коричневый, желтый.

Мастер наносит роспись на большующую ложку.

Хохломские изделия украшают растительным орнаментом, состоящим из:

  • спелых ягод: малины, рябины, смородины, клубники, крыжовника;
  • стеблей;
  • цветов;
  • листиков.

Растительный орнамент.

Основные виды орнамента:

  • «травка» - узор из травинок, которые кудрявясь, собираются к одному корешку;
  • «листок, под ягодку» - причудливое переплетение листиков, ягод, цветов и стебельков;
  • «кудрина» - роспись, в которой повторяются кудреватые золотые завитки из листьев, цветов, ягод на красном или чёрном фоне;

Иногда в рисунок вплетают изображения животных и птиц.

Центры хохломской росписи - город Семёнов и село Сёмино Нижегородской области. На их предприятиях выпускается как посуда, так и предметы домашнего обихода: шкатулки, столики, шкафчики, табуретки, вазы.

На Нижегородской ярмарке.

Изделия с хохломской росписью - замечательный подарок, яркий и праздничный. Поэтому важно уметь отличать настоящую хохлому от поддельной. Подлинное изделие тёплое на ощупь, имеет ровную, гладкую поверхность.

Выполненную чёрным и красным (а также, изредка, зелёным) цветом по золотистому фону. На дерево при выполнении росписи наносится не золотой , а серебристый оловянный порошок . После этого изделие покрывается специальным составом и три-четыре раза обрабатывается в печи, чем достигается уникальный медово-золотистый цвет, придающий лёгкой деревянной посуде эффект массивности.

История

Про хохломскую роспись знают все. А вот время и место её возникновения не известно никому. Предполагают, что произошло это в XVII веке, на левом берегу Волги в деревнях Большие и Малые Безлели, Мокушино, Шабаши, Глибино, Хрящи. Крестьяне вытачивали, расписывали деревянную посуду и везли её для продажи в крупное торговое село Хохлома (Нижегородской губернии), где был торг. Отсюда и пошло название «хохломская роспись», или просто «хохлома».

Существует и легендарное объяснение появления хохломской росписи. Был замечательный иконописец Андрей Лоскут. Бежал он из столицы, недовольный церковными нововведениями патриарха Никона , и стал в глуши приволжских лесов расписывать деревянные поделки, да писать иконы по старому образцу. Прознал про это патриарх Никон и отправил за непокорным иконописцем солдат. Отказался подчиниться Андрей, сжёг себя в избе, а перед смертью завещал людям сохранить его мастерство. Искрами изошёл, рассыпался Андрей. С той поры и горят алым пламенем, искрятся золотыми самородками яркие краски хохломы.

Центры

В настоящее время у хохломской росписи два центра - город Семёнов, где находятся фабрики «Хохломская роспись» и «Семёновская роспись», и село Сёмино Ковернинского района, где работает предприятие «Хохломской художник», объединяющее мастеров деревень Ковернинского района: Сёмино, Кулигино, Новопокровское и др. (фабрика находится в Сёмино, в других деревнях - филиалы).

Технология

Как создаются изделия с хохломской росписью? Сначала бъют баклуши, то есть делают грубые бруски-заготовки из дерева . Затем мастер встает за токарный станок, снимает резцом излишек древесины и постепенно придает заготовке нужную форму. Так получается основа - «бельё» (неокрашенные изделия) - резные ковши и ложки, поставцы и чашки.

Смотреть что такое "Хохломская роспись" в других словарях:

    Хохломская роспись - Хохломская роспись. О.П. Лушина. Чашка. 1972. ХОХЛОМСКАЯ РОСПИСЬ, русский народный художественный промысел. Возник в 17 в. Ныне фабрика “Хохломской художник” (село Сёмино) и производственное художественное объединение “Хохломская роспись” в… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Русский народный художественный промысел; возник в 17 в. Ныне фабрика Хохломской художник (с. Семино Ковернинского р на) и производственное художественное объединение Хохломская роспись (г. Семенов Нижегородской обл.). Название происходит от с.… … Большой Энциклопедический словарь

    По дереву, русский народный художественный промысел. Возник во второй половине XVII в. на территории современного Ковернинского района Горьковской области РСФСР; название промыслу дало село Хохлома той же области центр сбыта изделий… … Художественная энциклопедия

    Русский народный художественный промысел; возник в XVII в. Ныне фабрика «Хохломской художник» (с. Сёмино Ковернинского района Нижегородской обл.) и производственное художественной объединение «Хохломская роспись» (г. Семёнов Нижегородской… … Энциклопедический словарь

    По дереву, русский народный художественный промысел. Возник во 2 й половине 17 в. на территории современного Ковернинского района Горьковской области; название промыслу дало торговое с. Хохлома той же области центр сбыта изделий Х. р. в… … Большая советская энциклопедия

    хохломская роспись - … Орфографический словарь русского языка

    Орнаментальные и сюжетные композиции, создаваемые средствами живописи на различных частях архитектурных сооружений, а также на изделиях декоративно прикладного искусства. Важной областью декоративной росписи является архитектурная роспись … Художественная энциклопедия

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...