Городецкая роспись на посуде. Хохломская и городецкая роспись

«Элементы городецкой росписи» - Ромб. Производство детской мебели. Расположение города. Цветочная полоса. Городецкая роспись. Роспись разделочных досок. Сюжетная роспись. Фантазии. Типы орнамента. Венок. Композиция. Рисование цветов и листьев. Ассортимент изготавливаемых вещей.

«Роспись жостовских подносов» - Трактирные подносы. Жостовский промысел. Бликовка. Особенности жостовской росписи. Жостовская роспись. Этапы жостовской росписи. Цветы на металлических подносах. Замалёвок. Садовые и полевые цветы. Секрет популярности жостовских подносов. Награды жостовских мастеров. Чертёжка. Уборка краёв подноса. Прокладка цветом.

«Жостово» - Венки из цветов. Прикладное искусство. Темные места. Мазок. Присмотрись к росписи подносов. Наметь композицию. Ты будешь работать гуашью. Промежутки. Крупные формы. Жостовский мастер. Поднос готов. Тонкие линии. Борта подноса. Свободная манера письма. Фон. Жостово. Придумай и распиши свой поднос. Основные пятна.

«Гжельская керамика» - Каков основной мотив гжельской росписи. Центр гжельской художественной керамики. Вопросы для повторения. Мастерица набирает краску только на одну сторону кисти. В гжельских мастерских рождались квасники. Орнамент изделий чаще растительный, геометрический. Какие цвета используются в росписи. В жарком пламени печи обжигалась, закалялась глиняная посуда.

«Роспись по дереву» - Технология выполнения – самая многоэтапная по сравнению с другими видами росписей по дереву. Иногда мастера «нянчат» свое изделие до 55 раз! Роспись в современности. Сложился к началу 19 в. в низовьях р. Мезени, селе Палащелье Архангельской обл. Применяемая техника – капелька, усик, штрих, спираль, листок.

«Роспись Палеха» - Свадьба. Рождество. Роспись Палеха. Лаковые миниатюры. Три брата. Конек Горбунок. Тройка. Переселение. Герои русских былин. Емеля. Васелиса Прекрасная. Гулянье. Немного о селе Палех. У колодца. Творчество палешан. Снегурочка. Дети и внуки. Сова. Золотой петушок. Царевна.

Всего в теме 25 презентаций

Музейное собрание Хохломы и Городца весьма обширно, его можно отнести к одному из самых крупных. В целом оно насчитывает более тысячи экспонатов, выполненных из дерева, и около четырех тысяч образцов хохломской и городецкой росписи на бумаге, стекле и фарфоре.


Дерево - один из самых распространенных материалов в России. Особые стилевые традиции его художественной обработки сложились в различных регионах страны, в том числе и в Нижегородской области, где находятся широко известные промыслы росписи по дереву – Хохлома и Городец. Эти старейшие центры традиционной народной культуры расположены в северной части Нижегородского Заволжья, всего в нескольких десятках километров один от другого, тем не менее, их художественные системы самобытны и не похожи друг на друга.

Хохломской промысел знаменит деревянной посудой, которая с давних пор обращает на себя внимание красотой и лаконичностью форм, разнообразием растительных узоров и строгой торжественностью колорита, основанного на сочетании красного, черного и золотистого цвета. Необычность окраски, имитирующей дорогие металлические сосуды, достигается оригинальным способом, который вот уже несколько столетий сохраняется в своей основе. Деревянную посуду грунтуют глиняным раствором, пропитывают льняным маслом, натирают порошком серебристого цвета (сейчас это порошок алюминия, в прошлом – олова), затем расписывают и лакируют. После этого проходит закалка в печи при высокой температуре. Лак приобретает прочность и красивую янтарную окраску, а просвечивающийся сквозь него серебристый фон становится похожим на золото.


Городецкие мастера, в отличие от хохломских, расписывают не посуду, а деревянные панно, шкатулки, сундучки, украшают их празднично-торжественными сценами чаепитий, народных гуляний, катаний на лошадях, соседствующими с изображениями грациозных коней, диковинных птиц и цветов. Художественный язык этого искусства основан на необычности образов, яркой многоцветности колорита и виртуозной технике, важное место в городецкой росписи занимают жанровые сюжеты.

Хохломской промысел более ранний по своему происхождению. Легкие деревянные чаши, братины, солоницы, расписанные растительными узорами по золотому фону, привлекали внимание уже в XVIII столетии, а в XIX они приобрели известность не только в России, но и за рубежом.

К сожалению, деревянная посуда не долговечна, и до наших дней сохранились лишь немногочисленные образцы, которые можно отнести к XIX веку. В собрании Сергиево-Посадского музея-заповедника насчитывается лишь 12 таких предметов. В своем большинстве это простые по форме и росписи чашки, поставки, солоницы, более сложной росписью выделяются два совка для муки, вероятно, выполненные на заказ, и датируемые 1879 г.

Большую часть музейной коллекции хохломской росписи составляют произведения 1930-х годов. В это время мастера объединялись в кооперативные товарищества кустарей. Артели, образованные в старинных деревнях и селах, расположенных по верхнему течению реки Узола – Новопокровское, Семино, Хрящи и др., выпускали посуду традиционных форм с виртуозными травными узорами и мебель. Артель «Экспорт», организованная в те годы в г. Семенове, специализировалась на выпуске более сложных по форме и росписи изделий – ваз, ковшей, большая часть которых предназначалась для продажи заграницей. В собрании музея хранятся работы крупнейших мастеров того времени, чьи имена вошли в историю промысла: А. Серова, И. Бедина, Ф. и С. Красильниковых, И. Тюкалова, А. Подогова, С. Юзикова и других.


Тридцатые годы для Хохломы, как и для многих центров традиционной народной культуры, – время поиска и эксперимента. Мастера промысла впервые работали над созданием произведений, предназначенных специально для музейных и выставочных экспозиций, украшения общественных помещений, используют традиционные хохломские орнаменты для декорирования фарфора, стекла, разрабатывают рисунки для тканей, интересны их поиски и в области орнаментики. Значительная часть экспериментальных работ 1930-х годов хранится в Сергиево-Посадском музее.

Среди наиболее интересных экспонатов тех лет образцы мебели с непривычной для «хохломы» росписью по белым и серебристым фонам. Это комплект для рукоделия (стол со стульями, авт. А.Г. Подогов) и ширма, выполненная хохломскими мастерами в экспериментальных мастерских Музея народных художественных промыслов, работавшего в конце 1930-х годов сначала в Москве, затем в Загорске.

Начиная с 1950-х годов, основной выпуск изделий с хохломской росписью сосредоточен в с. Семино Ковернинского р-на (предприятие «Хохломской художник») и в г. Семенове (предприятие «Хохломская роспись»). Уникальные произведения, выполненные для разнообразных всероссийских и зональных выставок ведущими художниками этих предприятий О.Н. Веселовой, Н.И. Ивановой, О.П. Лушиной, Н.П. Сальниковой, В.К. Швецовой и др., составили основу музейного собрания Хохломы второй половины XX – начала XXI в.



Городецкая коллекция музея , как и хохломская, весьма обширна. Она отличается редкой полнотой и позволяет проследить основные этапы развития этого центра со времени его становления до сегодняшнего дня.

Городецкий промысел начал формироваться в конце XVIII века. Крестьяне ряда небольших деревень, расположенных неподалеку от крупного торгового села Городца, делали на продажу донца для прялок. На них женщины сидели во время работы, укрепив в специальном отверстии высокий гребень с льняной или шерстяной куделью. Донце было не только подарком женщине, но и предметом, который использовался в различных обрядах, поэтому его непременно старались сделать красивым, а после работы размещали на стене дома.

В декорации донец использовали очень редкий в русском народном искусстве прием инкрустации кусочками темного мореного дуба. К 1870 –м годам от резьбы с инкрустацией перешли к росписи, быстрыми живописными мазками изображали пышные «розаны», всадников, сцены чаепитий и гуляний. К 1920-м годам необходимость в донцах отпала, и свои живописные навыки городецкие мастера стали широко использовать в украшении других предметов: коробочек, ларцов, декоративных панно, игрушек.

Музейная коллекция включает целый ряд произведений, признанных «классическими» образцами городецкого искусства. Среди них редкие подписные донца Антона Мельникова (1860 г.) и Гавриила Полякова (1881 г.), выполненные в конце 1930-х годов, – панно Игнатия Мазина «Мазин на охоте» и «Жизнь Мазина».

К уникальным произведениям промысла можно отнести работу И.К.Лебедева и Д.И. Крюкова, ширму «Градоначальники города Глупова», созданную по мотивам повести М.Е. Салтыкова-Щедрина «История города Глупова».


Музей хранит значительную коллекцию рисунков с образцами городецких орнаментов, значительная часть которых была выполнена А.Е. Коноваловым – известным городецким мастером, возглавившим работу по возрождению промысла в послевоенное время. До середины 1980-х годов А.Е. Коновалов оставался творческим руководителем предприятия «Городецкая роспись», в рамках которого промысел развивался во второй половине XX в.

В музейной коллекции представлены произведения всех ведущих художников промысла этого времени: Л.А. Кубаткиной, Ф.Н. Касатовой, Л.Ф. Беспаловой, В.А. Чертковой, Е.Н. Староверовой и др. Большой интерес представляет серия произведений на тему «Сергиев Посад», которая была выполнена мастерами промысла в середине 1990-х годов по заказу музея.

для подготовительной группы

(Гжель, Хохлома, Городец, Дымково, Жостово)

Цель: Формировать знания детей о традиционных русских народных промыслах (гжельской, хохломской, городецкой, дымковской и жостовской росписях)

Задачи:

Образовательная

1. Обобщить знания детей о русском народном декоративно-прикладном искусстве – народные промыслы.

2. Научить различать виды народных декоративно-прикладных промыслов, а также изделия народных промыслов в повседневной жизни: народные игрушки (Дымка), посуда (Хохлома, Гжель), разделочные доски (Гродец), подносы (Жостово) и их характерные особенности, материалы (дерево, глина, жесть, фарфор).

Развивающая:

1. Развивать речь, память, мышление.

2. Вызвать интерес у детей к изучению истории России, русского народного творчества.

3. Развивать творческие способности.

Воспитательная:

1. Воспитывать любовь к народному декоративно-прикладному искусству, промыслам, народным традициям.

Дымковская игрушка, гжельская посуда, хохломские изделия, Жостовские подносы, городецкие доски, шкатулки.

Предварительная работа:

Занятия по мотивам народных росписей;

Занятия по изо-деятельности (лепка, аппликация, рисование);

Театрализация народных сказок, шуточных попевок, сценок, народных игр.

Материалы:

Силуэты из бумаги дымковских игрушек, жостовских подносов, городецких досок, гжельских тарелок, хохломской посуды;

Заготовки фигурок из глины и гипса для росписи дымковской игрушки;

Изготовление шкафчиков из спичечных коробков для городецкой росписи;

Раскраски-образцы по каждой росписи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Итоговое занятие по народным промыслам с презентацией

для подготовительной группы

«Создание мини-музея народных промыслов»

(Гжель, Хохлома, Городец, Дымково, Жостово)

Цель: Формировать знания детей о традиционных русских народных промыслах (гжельской, хохломской, городецкой, дымковской и жостовской росписях)

Задачи:

Образовательная

1. Обобщить знания детей о русском народном декоративно-прикладном искусстве – народные промыслы.

2. Научить различать виды народных декоративно-прикладных промыслов, а также изделия народных промыслов в повседневной жизни: народные игрушки (Дымка), посуда (Хохлома, Гжель), разделочные доски (Гродец), подносы (Жостово) и их характерные особенности, материалы (дерево, глина, жесть, фарфор).

Развивающая:

1. Развивать речь, память, мышление.

2. Вызвать интерес у детей к изучению истории России, русского народного творчества.

3. Развивать творческие способности.

Воспитательная:

1. Воспитывать любовь к народному декоративно-прикладному искусству, промыслам, народным традициям.

Выставка экспонатов для мини-музея:

Дымковская игрушка, гжельская посуда, хохломские изделия, Жостовские подносы, городецкие доски, шкатулки.

Предварительная работа:

Занятия по мотивам народных росписей;

Занятия по изо-деятельности (лепка, аппликация, рисование);

Театрализация народных сказок, шуточных попевок, сценок, народных игр.

Материалы:

Силуэты из бумаги дымковских игрушек, жостовских подносов, городецких досок, гжельских тарелок, хохломской посуды;

Заготовки фигурок из глины и гипса для росписи дымковской игрушки;

Изготовление шкафчиков из спичечных коробков для городецкой росписи;

Раскраски-образцы по каждой росписи.

Ход занятия

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

На подносе, под платком, лежат различные предметы народных промыслов (фабричные и самодельные) – Гжель, Городец, Хохлома, Дымково, Жостово.

Дети играют. Вдруг начинает играть яркая народная композиция (Комаринская, плясовая и т.п.).

Воспитатель : Ребята, что за музыка звучит? (ответы детей ) Как вы думаете, куда она нас приглашает? (ответы детей ) Правильно, она нас зовет в деревню, к русскому народу.

Воспитатель : Ребята, сегодня мы сегодня с вами откроем наш мини-музей «Народных промыслов». Посмотрите (снять платок ) какие предметы народных умельцев лежат в этом чудесном подносе. Они не простые, их сделали русские мастера из Дымково, Городца, Гжели, Хохломы, Жостово. А вот эти работы умельцев из нашей группы.

Воспитатель :

Посмотрите! Эти вещи

Нынче в гости к нам пришли,

Чтоб поведать нам секреты

Древней, чудной красоты.

Чтоб ввести нас в мир России

Мир преданий и добра

Чтоб сказать, что есть в России

Чудо-люди – мастера!

А вот какие это промыслы, вы догадайтесь сами.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ:

1. О ПРОМЫСЛАХ

Дымковская игрушка

Воспитатель : Отгадайте-ка загадку:

Веселая красная глина

Кружочки, полоски на ней,

Козлы и барашки смешные,

Табун разноцветных коней,

Кормилицы и водоноски,

И всадники, и ребятня,

Собачки, гусары и рыбы

А ну, назовите меня!

Что это за роспись такая?

Дети: Дымковская игрушка.

Воспитатель: (№1, на слайде – разные виды дымковской игрушки ). Кто сможет рассказать об этом промысле и показать изделия? Выбирается ребёнок и рассказывает о народном промысле – дымковская игрушка. (откуда промысел, материал, какие изделия) и показывает.

Дымковская игрушка появилась в посёлке Дымково, около города Вятка. Делают ее мастера из красной глины, затем обжигают в печи. Все фигурки покрывают белой краской и начинают расписывать геометрическим орнаментом (волнистые линии, широкие и тонкие полосы, круги овалы, горошины, сочетание мелких и крупных элементов).

Воспитатель: Спасибо. А может кто-то знает стихотворение о дымковской игрушке?

Возле Вятки самой,

Дымково-поселок

Окоймлен лесами

Уголок веселый.

Вечера зимою длинны,

И лепили там из глины.

Все игрушки не простые,

А волшебно-расписные

Белоснежны, как березки,

Кружочки, клеточки, полоски –

Простой казалось бы, узор,

Но отвести не в силах взор.

Гжель

Воспитатель: Хорошо. Переходим к следующему экспонату. Снова загадка:

Сине-белая посуда,

Расскажи-ка, ты откуда?

Видно издали пришла

И цветами расцвела:

Голубыми, синими,

Нежными, красивыми.

Дети: Гжель !

Воспитатель: Молодцы! Посмотрите на слайд. (№2, на слайде – разные виды гжели ). Кто хочет рассказать о гжельской росписи? Покажи нам, пожалуйста, предметы с гжельской росписью. Выбирается ребёнок и рассказывает о народном промысле – гжели и показывает.

История, особенности промысла: Гжель – это селение под Москвой, около реки Гжелка. Гжельская посуда сделана из тонкого белого фарфора, которую расписывают всеми оттенками синего цвета в виде птиц, животных, а также растений. Самый красивый узор – это гжельская роза. После росписи изделия покрывают глазурью и обжигают в печи. Посуда становиться блестящей.

Воспитатель: Спасибо. А может кто-то знает стихотворение о гжельском промысле? Выходит ребёнок и читает стихотворение.

Синие птицы по белому небу,

Море цветов голубых,

Кувшины и кружки –

Быль или небыль?

Изделие рук золотых.

Синяя сказка –

Глазам загляденье;

Словно весною капель.

Ласка, забота, тепло и терпенье,

Русская звонкая Гжель.

Городец

Воспитатель: Спасибо. Переходим к следующему промыслу. И снова загадка:

Из липы доски сделаны,

И прялки, и лошадки

Цветами разрисованы,

Как будто полушалки.

Там лихо скачут всадники,

Жар-птицы ввысь летят,

И точки черно-белые

На солнышке блестят.

Дети: Городец.

Воспитатель: Правильно. Посмотрите на слайд. (№3, на слайде – разные виды предметов городецких мастеров ). Скажите, что же такое городецкая роспись? Выбирается ребёнок и рассказывает о народном промысле – городецкой росписи и показывает.

История, особенности промысла: Городец. В маленьком городке на берегу Волги появились мастера, которые делали изделия из дерева (доски, шкатулки, мебель) и расписывали их. Основной мотив – цветок (розы, розаны, ромашки, купавки), а также птицы, животные. Городецкая птица является символом семейного счастья, а конь-символом богатства. Фон не окрашен, имеет цвет дерева. Готовые изделия покрывают лаком.

Воспитатель: А может кто-нибудь знает стихотворение об этом промысле? Выходит ребёнок и читает стихотворение.

Есть на Волге город древний

По названью – Городец

Славится по всей России

Своей росписью творец.

Городецкие узоры

Тонко вывела рука!

Мастера из Городца

Сотворяют чудеса:

Прялки и ложки,

Бочонки и плошки,

Тарелки и скалки –

Хозяйкам подарки.

Хохлома

Воспитатель: Спасибо. Переходим к следующему экспонату. Что это?

Разные ложки и ковши

Ты разгляди, не спеши.

Трава там вьется и цветы

Удивительной красы.

Блестят они, как золотые,

Как будто солнцем залитые.

Все листочки, как листочки

Здесь же каждый – золотой.

Красоту такую люди

Называют…

Дети: Хохломой !

Воспитатель: Посмотрите на слайд. (№4, на слайде – разные виды хохломской посуды ). Скажите, что же такое Хохлома и где изделия с хохломской росписью? Выбирается ребёнок и рассказывает о Хохломе.

История, особенности промысла: Хохломские изделия появились у мастеров из села Хохлома, тоже на Волге. Их изготовляют из липы, березы, ольхи, осины: ложки, горшки, миски, мебель и т.д. Сначала их просушивают, покрывают алюминиевым порошком и расписывают яркими красками растительным узором (стебли, травка, цветы, ягоды, листики). После росписи покрывают лаком и ставят в печь, где серебряные предметы от жара превращаются в золотые. Отсюда хохлома называется золотой.

Воспитатель: Покажи нам, пожалуйста, предметы золотой хохломы. (кто-то из детей показывает ) А может кто-нибудь и стихотворение об этом промысле знает? Выходит ребёнок и читает стихотворение.

Хохломская роспись – алых ягод россыпь.

В сказочную песню просится сама.

И нигде на свете нет таких соцветий

Всех чудесней… наша Хохлома.

Воспитатель: Какие вы молодцы! Столько стихотворений знаете о народных помыслах!

Жостово

Воспитатель: Ребята, мы про все экспонаты мы рассказали?

Дети: Нет. Остался жостовский поднос.

Воспитатель: Посмотрите на слайд. (№5, на слайде – разные виды жостовсой росписи ). А кто хочет рассказать про этот промысел? Выбирается ребёнок и рассказывает о жостовской росписи.

История, особенности промысла: Жостовская роспись появилась в деревне Жостово, Московской области. Она известна народным промыслом - изготовлением и росписью подносов из жести , по железу. Знамениты жостовские подносы. Железные подносы покрываются черной краской, а затем расписывают различными цветами. В центре цветы крупные, а по краям – поменьше. Каждый поднос разный. Фон может быть синий, зеленый.

2. ИГРЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТСО (продолжение презентации)

Игры «Четвертый лишний», «Что общего?»

Воспитатель: А теперь предлагаю поиграть в игру «Четвертый лишний». Посмотрите на слайд (№5). Предметы какого промысла вы видите? Какой предмет лишний? (Ответы ) Молодцы!

Воспитатель: А на этом слайде (№6)? (Ответы ) Хорошо. Понравилось? А посмотрите здесь что лишнее? (слайд№7). А теперь другая игра «Что общего?» (слайд№8). Что общего у этих промыслов (Хохлома и Городец)? (Ответы детей, они из дерева ). А у этих (№9, Гжель и Дымково)? (Ответы детей, они из глины ).

ФИЗ. МИНУТКА

Игра «Горшки» (см. Приложение)

Воспитатель: Очень хорошо! А вы знаете, куда раньше везли мастера готовые изделия, чтобы показать людям, да и предложить им диковинный товар? (Ответы детей) Конечно, на базар, на рынок. Предлагаю поиграть в старинную русскую народную игру «Горшки».

Если мало места, то можно провести физ.минутку «Посуда»:

Вот стоит стеклянный чайник (одна рука на поясе, другая – носик чайника)

Очень важный, как начальник.

Вот фафорывые чашки (приседания ),

Очень хрупкие, бедняжки.

Вот фарфоровые блюдца (покружиться ),

Если стукнуть – разобьются (хлопок ),

Вот серебряные ложки (наклоны, с поднятыми вверх руками),

Вот он, жостовский поднос (нарисовать круг руками ),

Он посуду нам принес.

3. ИЗО ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ фоном звучит народная музыка

Воспитатель: Замечательная игра, хорошо мы размялись! Пришло время пополнить наш музей экспонатами разных промыслов. Сколько народных промыслов мы вспомнили? (Ответы детей: Пять ) Предлагаю рассчитаться на «первый, второй…пятый» и разбиться на группы по счёту. Замечательно, у нас получилось 5 групп и пять промыслов. Теперь предлагаю вам загадки, и кто первый отгадает, тот и будет выбирать задание для своей команды. Представители (победители загадок) групп вытягивают задание на листах. Задание: нужно расписать предметы той или иной росписью (из перечисленных, даются образцы элементов). Группы проходят за столы, на которых стоят корзинки с определённым набором гуаши, кисточек, тряпочек, заготовок предметов (для гжели, жостовской, хохломской, городецкой) и керамопластика с дощечками и стеками (для дымковской). Фоном звучит спокойная русская народная музыка, дети расписывают (10-15 минут).

Рефлексия

Уже появляются первые экспонаты в наш музей народных промыслов. Вам понравилось быть народными умельцами? Будем дальше пополнять музей другими экспонатами? (Конечно, да ) Впереди нас ждут другие народные промыслы, не менее интересные. Спасибо всем!

ПРИЛОЖЕНИЕ

Игра «Продаем горшки»

Цель игры: развитие ловкости, быстроты двигательной реакции, укрепление мышц опорно-двигательного аппарата.

Правила игры:

  • бегать разрешается только по кругу, не пересекая его;
  • бегущие не имеют права задевать других игроков;
  • водящий может начинать бег в любом направлении. Если он начал бег влево, запятнанный должен бежать вправо.

Играющие разделяются на две группы: дети-горшки и игроки-хозяева горшков. Дети-горшки образуют круг, встав на колени или усевшись на траву. За каждым горшком стоит игрок-хозяин горшка, руки у него за спиной. Водящий стоит за кругом.

Водящий подходит к одному из хозяев горшка и начинает разговор:

- «Эй, дружок, продай горшок!»
- Покупай!
- Сколько дать тебе рублей?
- Три отдай.

Водящий три раза (или столько, за сколько согласился продать горшок его хозяин, но не более трех рублей) касается рукой хозяина, и они начинают бег по кругу навстречу друг другу (круг обегают три раза). Кто быстрее добежит до свободного места в кругу, тот занимает это место, а отставший становится водящим.

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


: систематизация и обобщение материалов предыдущих уроков по знакомству с народными художественными промыслами; составление декоративной композиции.

  • Познавательная
  • : развитие умения выполнять орнаментальные композиции на основе народных росписей России, выполнять зарисовки кистью и гуашевыми красками, пользуясь техническими приемами выполнения мазка (всем ворсом кисти с постепенным поворотом и рисованием концом кисти); закрепление навыков кистевой росписи.
  • Воспитательная
  • : приобщение к народным промыслам посредством собственного творчества; формирование интереса к народным художественным промыслам России, эстетического вкуса и аккуратности в работе.

    Ход урока


    Душе моей всяких иных,
    И чем – то особым и звонким похожи
    На тех, кто задумывал их.
    (Б. Дубровин )

    I. Организационный момент

    Приветствие. Проверка подготовки обучающихся к уроку (баночка с водой, кисти, палитра, тарелочка, салфетка).
    Объявление темы урока. Постановка учебной цели.

    II. Актуализация знаний

    – Ребята, на прошлых уроках вы познакомились с русскими народными промыслами. Скажите, пожалуйста, что такое промысел? (Это художественное ремесло, которое развивалось в разных городах и селах и передавалось из поколения в поколение).

    – Давайте вспомним, О каких народных промыслах мы с вами говорили на предыдущих уроках? (О Гжели, Хохломе, Городце, Жостове)

    – Хорошо, мы сейчас проверим, как вы запомнили материал предыдущих уроков.

    1. Из какого материала делают эту красоту мастера? (Из дерева.)
    2. Главный мотив этой росписи?

    3. Какие цвета используют мастера этого промысла? (Мастера используют всего 4 цвета: красный, желтый, зеленый, черный.)

    4. А что ещё, ребята, вы запомнили об этом промысле? (Ответы учащихся.)

    – Правильно, ребята. Этот промысел очень старинный. Он возник в 17 веке, а первое упоминание о нём ещё идут со времен Ивана Грозного. Изготовляют здесь изделия из бересты, осины, ольхи и липы, их вытачивают на токарном станке. Точёная расписная утварь, так называемая хохломская посуда, широко известна в нашей стране и за её пределами.

    (Читает подготовленный ученик ):

    Хохломская роспись:
    Алых ягод россыпь,
    Отголоски лета в зелени травы.
    Рощи – перелески, шелковые всплески
    Солнечно-медовой золотой листвы.
    У красы точеной – сарафан парчовый,
    По волнам узоров яхонты горят.
    Что за чародеи Хохлому одели
    В этот несказанный праздничный наряд?
    Роспись хохломская, словно колдовская,
    В сказочную песню просится сама.
    И нигде на свете нет таких соцветий -
    Всех чудес чудесней наша Хохлома!

    1. А как называется этот промысел?

    Вот куски металла
    Разной формы, цвета,
    А на них кусочки
    Солнечного лета.
    Всё увидел мастер, красками нанёс.
    Ну, конечно, это …(Жостовский поднос.)

    2. Какие цветы изображали жостовские мастера? (Розы, мак, цвет шиповника – пятилистник, лилия, георгин,– все садовые цветы, крупные. И мелкие цветы: незабудки, колокольчики, анютины глазки, ромашки.)

    3. Что такое бликовка? (Свет на листочках и лепестках выполнен белилами.)

    3. Что такое привязка? (Мелкие листочки, стебли, бутоны.)

    4. Что такое уборка? (Рама для жостовских букетов, мелкий орнамент, объединяющий композицию.)

    5. Ребята, что главное в росписи? Это плотные букеты из садовых и полевых цветов. Мастера используют богатую палитру оттенков: голубой, лиловый, красновато-оранжевый, зеленовато-коричневый. Борта подноса «убирают» золотым узором. А что ещё, ребята, вы запомнили об этом промысле? (Ответы учащихся.)

    Да, ребята, этот русский художественный промысел возник в начале 19 века в подмосковной деревне Жостове, где много зелени, воды и лугового простора. Отсюда – такое оформление.

    (Читает подготовленный ученик ):

    На жостовском подносе
    В зеркальной глади лака
    Ржаная медь колосьев,
    Степной румянец мака,
    Багрянец поздних листьев
    Лесной подснежник первый,
    А жостовские кисти
    Нежнее мягкой вербы.

    – Ребята, давайте сейчас вспомним ещё об одном народном промысле?

    Розы, листья, птицы.
    Увидев вас впервые,
    Каждый удивится.
    Чудо на фарфоре –
    Синяя купель.
    Это называется
    Просто роспись… (Гжель .)

    1. Чем она отличается от остальных? (Всего одна краска.)

    2. В чём секрет гжельского рисунка? (Секрет гжельского синего мазка в его тональности. В нем постепенный переход от темного к светлому.)

    3. А что вы можете сказать о цвете? (Цвет Гжели – белый фон и голубая роспись.)

    – Ребята, вглядитесь в эти цветы. Они не похожи на настоящие, но вы их узнаете сразу. В придуманном цветке есть самое главное, что свойственно цветку в природе.

    (Читает подготовленный ученик ):

    Синие птицы по белому небу,
    Море цветов голубых,
    Кувшины и кружки – быль или небыль?
    Изделия рук золотых.
    Синяя сказка – глазам загляденье,
    Словно весною капель,
    Ласка, забота, тепло и терпенье –
    Русская звонкая Гжель!
    Есть в России такое местечко,
    Где белая рощица, синяя речка.
    В этой негромкой российской природе
    Слышится эхо волшебных мелодий.
    И светлеет вода родниковая,
    И дыхание ветра слышней:
    Расцветает Гжель васильковая,
    Незабудковая Гжель.

    1. Что за роспись диковинная такая? (Городецкая.)
    2. Какие два цветка любимы мастерами? (Розан и купава.)
    3. Чем они отличаются друг от друга? (Формой, центром, размерами.)
    4. Какую птицу изображали мастера? (Птица добра и счастья Сирин.)

    – Ребята, основа городецкой росписи – в цветах: купавка и розан, зеленые веточки. Мастера предпочитают желтый фон. А что ещё вы знаете об этом народном промысле? (Ответы учащихся.)

    (Читает подготовленный ученик ):

    Есть на Волге город древний,
    По прозванью – Городец.
    Славится по всей России
    Своей росписью творец.
    Распускаются букеты,
    Ярко красками горя,
    Чудо – птицы там порхают,
    Будто в сказку нас зовя.
    Если взглянешь на дощечки,
    Ты увидишь чудеса!
    Городецкие узоры
    Тонко вывела рука!
    Городецкий конь бежит,
    Вся земля под ним дрожит!
    Птицы яркие летают,
    И кувшинки расцветают!

    III. Практическая работа: роспись тарелочек по выбранному мотиву.

    – Ребята, с давних времен в разных городах и селах люди занимались художественным ремеслом и передавали эти традиции из поколения в поколение. Промыслы формировались на основе тех природных материалов, которыми был богат край. Мягкие породы деревьев, залежи глины, залежи металлов, источники натуральных природных красителей, все эти промыслы продолжают жить и сейчас. И мы с вами сегодня приобщимся к народным промыслам на практике, станем мастерами. Вам нужно будет выбрать один из понравившихся промыслов и расписать тарелочку без предварительного рисунка. Выполняем зарисовки кистью и гуашевыми красками, пользуясь техническими приемами выполнения мазка: всем ворсом кисти с постепенным поворотом и рисованием концом кисти. (Показ учителя.) Перед вами образцы народных мастеров, вы можете ими воспользоваться.

    IV. Самостоятельная работа учащихся под руководством учителя.

    (Звучит народная музыка.)

    V. Выставка и анализ работ.

    Законченные работы выставляются на доске. Производится анализ работ, при котором повторяются теоретические знания, полученные школьниками на данном уроке. Выставляются оценки за работу на уроке.
    Выходят к доске жостовские «мастера» и показывают свои тарелочки. Остальные оценивают их труд, сравнивая с настоящими изделиями.

    VI. Итоги урока

    – Ребята, где могут пригодиться ваши знания, полученные на сегодняшнем уроке?

    – Актуальна эта тема сейчас, в наши дни? (Да, эти предметы продолжают жить и сейчас: посуда, детская мебель, игрушки – ими украшают быт.)

    – Значит, эти промыслы современны? (Эти промыслы являются визитной карточкой России.)

    Ребята, народные промыслы возвращают нас к нашим корням, к природе. Это искусство продолжает жить в музеях, на выставках, делает нашу жизнь ярче и красивее. Народные промыслы – это наше достояние, наша культура. Народное искусство – искусство многих поколений безымянных мастеров, художников из народа. Их мастерство передавалось от отца к сыну, сохраняя самое ценное для него. Это колорит, рисунок орнамента, композиция. А это и есть традиция. Эта ниточка тянется из глубины веков до наших дней. Закончить сегодняшний урок мне хочется словами эпиграфа:

    Творенья русских умельцев дороже
    Душе моей всяких иных,
    И чем-то особым и звонким похожи
    На тех, кто задумывал их.

    Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

    Загрузка...