Другое звучание нашей повседневной жизни манга. Звуки в нашей жизни

Музыка в повседневной жизни детей

Музыка - могучее средство всестороннего развития ребенка, формирования ее духовного мира. Она расширяет ее кругозор, знакомит с разнообразными явлениями, обогащает чувствами, вызывает радостные переживания, способствует воспитанию правильного отношения к окружающему миру. Привлечение к музыке активизирует восприятие, мышление и язык, воспитывает высокий эстетичный вкус, развивает музыкальные способности, воображение, творческую инициативу, всесторонне влияет на ее развитие. Ввести ребенка в волшебный мир музыки, развивая ее музыкальные и творческие способности призванные музыкальные руководители дошкольных заведений. Но важно не только на музыкальных занятиях, но и в повседневной жизни создавать условия для развития музыкальных наклонов, интересов, способностей детей. В играх, на прогулках, во время самостоятельной художественной деятельности дети по собственной инициативе могут петь песни, водить хороводы, слушать грамзапись музыкальных произведений для дошкольников, подбирать самые простые мелодии на на детских музыкальных инструментах. Музыкальную деятельность детей в быту отличает самостоятельность, инициативность, стремление сделать что-то свое. Следовательно, у дошкольников в первую очередь нужно воспитывать самостоятельность и инициативу в использовании знакомых песен, танцев в разных условиях (в играх, на прогулках, в самостоятельной художественной деятельности но др.), в музыкально-дидактических играх развивать мелодичный слух, чувство ритма, музыкально-сенсорные способности, расширять круг музыкальных впечатлений слушанием музыкальных произведений у грамзаписи и способствовать потому, чтобы дети воспроизводили их в сюжетно-ролевых играх. Применять музыку в сюжетно-ролевых играх можно по-разному; как иллюстрацию к действиям матери, дети поют колыбельную, празднуя День рождения, танцуют, поют) или для воссоздания в них впечатлений, полученных от музыкальных занятий, праздничных утр, вечерних, развлечений. Для успешного развития таких игр дети должны знать много песен, хороводов на бытовую тематику, о разных профессиях, транспорте, народные песни и тому подобное. Такие произведения есть в программном музыкальном репертуаре (песни: "Паровоз", "Цыплята", музыка А. Филипенко "Самолеты", музыка Кишка "Идем мы улицами", музыка Тиличеевой "Баю-баю", музыка Красеева; игры: "Летчики", музыка Нечаева "Поезд", музыка Метлова "Помощники", музыка Шутенко "Веселый музыкант", музыка Филипенко, хоровод "Огородная хороводная", музыка Можжевеловой но др.). Воспитатель должен поощрять творческие проявления детей, напоминать о возможности использование в игре знакомые песни, помочь им в музыкальном выполнении. Проведение в повседневной жизни музыкально дидактичных игр, которые разучиваются детьми на музыкальных занятиях, содействует музыкальному развитию, дает возможность детям вправлять в различении музыкальных звуков за тембром, высотой, ритмом, динамикой, за их направлением и характером. Например, учит детей различать звучание разных инструментов за тембром (играть какую-то мелодию на пианино, отстукивать ритмичный рисунок песни на бубне, на барабане, а деть узнают, на каком инструменте он играл). Различать звуки за высотой (поет несложную мелодию, а деть повторяют, предлагать различать за высотой звучание двух бубнил, двух погремушках или треугольников, которые воспроизводят разные за высотой звуки). Детей старшего дошкольного возраста в игровой форме учит различать направление звучания мелодии (вверх или вниз); поднимать куклу на движение мелодии вверх и опускать, если мелодия идет вниз. Развивает у них чувство ритма, предлагая им за ритмичным рисунком, отстучавшим на барабане, узнать знакомую песенку или повторить ее. В играх типу Горячо "холодно", когда звучание погремушки или бубена ослабляется или усиливается в зависимости от отдаления или приближения ребенка к спрятанной игрушке, дошкольники учатся различать звуки за динамикой. Для проведения музыкально дидактичных игр нужно иметь магнитофон с записью музыкальных произведений для дошкольников, детские музыкальные инструменты. Музыку можно использовать при рассказывании детям сказок, особенно тех, за сюжетом которых написаны детские оперы или составлены инсценировки с музыкальным сопровождением, предложить им послушать у записи песни отдельных персонажей (например "Песню козы" из оперы Коваля "Волк и семеро козлят" но др.). Музыка может иметь место и во время проведения бесед. Например, рассказывая детям о празднике Осени, можно предлагать запеть песни "Красивая осень" Попатенко, о зиме - запеть песни "Зима" Шутенко, "Зимний лес", музыка Чичкова, но др.). Песни, музыку, могут привлекать и во время рассматривания иллюстраций и бесед за ними. Да, рассматривая иллюстрации с изображением зимних развлечений, деть могут запеть песни: "Голубые сани", музыка Иорданского, но др., во время бесед за иллюстрацией, на которой изображены дети, что идут в лес по грибы, пропеть песни "На мосточке", музыка Филипенко, "Мы ходили по грибы", музыка Верещагина. Народные песни-прибаутки, которые широко используются на музыкальных занятиях для распевки ("Сорока-ворона" "Бим-бом", обработка Степного). Песни, музыкальные игры, хороводы, должны иметь место и при ознакомлении дошкольников с природой - во время наблюдений (песни "Осень" Красева, "Елка", музыка Филипенко), прогулок, экскурсий. Песни можно исполнить и во время изображающей деятельности дошкольников. Например, вылепляли дети калачи и запели песню Филипенко "Калачи", сделали аппликацию "Цыплята" - запели песню "Цыплята" Филипенко, нарисовали самолет и исполнили песню И. Кишка "Самолеты". Музыка является также постоянным спутником утренней гимнастики. Маршевая песня организует начальную ходьбу, способствует выработке четкости, ритмичности движений. Музыкальное сопровождение гимнастических упражнений не должно снижать темп движений или допускать большие паузы между упражнениями. Музыка сопровождает и заключительную ходьбу. Музыкальный руководитель сопровождает утреннюю гимнастику в 2 - 3-х группах ежедневно, то есть почти через день в каждой группе. В программе детского садика во второй половине дня отведено 25 - 35 мин. Для самостоятельной художественной деятельности детей (изображающей, литературной деятельности детей, музыкальной, театрализующей). Дошкольники по собственной инициативе рисуют, лепят, играют на детских музыкальных инструментах, драматизируют сказки, песни, слушают музыку у записи, но др. Для организации самостоятельной музыкальной деятельности каждая группа детского садика должно иметь определенное оборудование; проигрыватель и набор пластинок, разнообразные детские музыкальные инструменты. Желательно иметь в группе и альбом "Наши песни" с картинками по содержанию знакомых детям песен. Одним из важных условий формирования самостоятельной певчей деятельности есть пение без музыкального сопровождения. Интерес детей к танцевальным движениям часто возникает после предложения воспитателя в движении, которого они изучали на музыкальном занятии. Возникновению самостоятельной музыкально игровой деятельности дошкольников будет воспринимать использование магнитофона с записью музыкального сопровождения к любимым музыкальным играм. Напоминая детям о том, что можно запеть, потанцевать, поиграть на музыкальных инструментах, организовать игру в театр, но др. Внося в группу новые атрибуты, пособия, воспитатель способствует лучший организации самостоятельной художественной деятельности и развитию творческих способностей детей. Оживление и радость вносят в жизнь дошкольников вечера развлечений. Они дают им также возможность активнее, творчески обнаруживать себя в музыкальной деятельности, способствуют закреплению добытых на музыкальных занятиях знаний и умений, воспитывают у них изобретательность, ловкость, инициативу, жизнерадостность. Виды вечеров развлечений разнообразнее всего: кукольный, теневой, настольный театр, игры драматизации, вечера игр-аттракционов, загадок, празднования дня рождения детей, тематические вечера-концерты ("времена года", "Наш любимый композитор и др. Музыка - неотъемлемая часть вечеров развлечений. В кукольном, теневом, настольном театрах, в играх-драматизациях она помогает создавать настроение, раскрывает и подчеркивает характер действующих лиц, способствует ритмичности их движений, эмоциональному выполнению роли. На музыкальных вечерах, тематических концертах и концертах художественной самодеятельности, вечерах музыкальных загадок, в драматизациях песен музыка играет ведущую роль. Она пробуждает эмоции детей, направляет их действия, помогает почувствовать и передать средстве музыкальной виртуозности, развивает музыкальные способности дошкольников. Вечера развлечений проводят во второй половине дня один раз в неделю для каждой возрастной группы (иногда можно объединить две группы вместе). Музыкальные вечера нужно проводить один раз на две недели. До вечеров развлечений музыкальный руководитель и воспитатель готовятся предварительно. Воспитатель разучивает с детьми роли, а музыкальный руководитель изучает с ними песни, танцы, музыкальные игры, подбирает музыку. Только благодаря совместным усилиям воспитателей и музыкальных руководителей их тесному контакту песни, игры, танцы выйдут в повседневная жизнь детского садика, будут способствовать всестороннему и гармоничному развитию дошкольников. Волшебным языком звуков она рассказывает о Родине, ее красоте, о родной природе, воспитывает у них любовь к музыке, развивает их музыкальные способности. Музыкальные занятия для детей также настоящий праздник, потому что музыкальный руководитель всегда серьезно готовится к ним, каждый раз старается, находит новые приемы, чтобы захватить детей, учит их осознано понимать прекрасное, подводит их к усвоению средств воплощения, самых простых музыкальных образов, раскрывает выразительность музыкального искусства. Воспитанники нашего садика любят и понимают музыку, поют выразительно, эмоционально и согласованно, ритмично танцуют, обнаруживают творческое отношение к музыке. Для развития творческой активности я на музыкальных занятиях даю детям специальные творческие задания в разных видах музыкальной деятельности (имитации движений, характерных для персонажей музыкальных игр, напевании разных интонаций, певчем интонировании прибауток, выстукивании разнообразных ритмов, на бубне; металлофоне, но др.). Эту работу продолжают воспитатели, руководя творческими проявлениями детей в повседневной жизни. Во время игр и самостоятельной художественной деятельности деть нашего садику поют любимые песни, слушают музыку у записи, играют в м/д и сюжетно-ролевые игры на музыкальную тематику, танцуют, водят хороводы, играют на разных детских музыкальных инструментах. Вечера развлечений всегда интересны и эмоциональны. Выразительное музыкальное сопровождение, яркие костюмы, создают у детей радостное, приподнятое настроение, способствуют их эстетичному развитию. Настойчиво, последовательная и творческая работа музыкального руководителя и всего педагогического коллектива дошкольного заведения из музыкального воспитания дошкольников, использования технических средств, наличие у детей, в группах разнообразного оборудования для организации музыкальной деятельности способствовали потому, что песни, музыка крепко вошли в быт детей.

Средством которого является звук и тишина. Наверное, любой человек в своей жизни слышал хоть раз журчание ручейка в лесу. Не напоминает ли оно вам мелодичную музыку? А шум весеннего дождя по крыше - разве это не похоже на мелодию? Именно тогда, когда человек начал вокруг себя замечать подобные детали, он осознал, что его повсюду окружает музыка. Это искусство звуков, создающих вместе уникальную гармонию. И человек стал учиться у природы. Однако для того, чтобы создать гармоничную мелодию, недостаточно было простого понимания того, что музыка - это искусство. Чего-то не хватало, и люди стали экспериментировать, искать средства передачи звуков, самовыражаться.

Как появилась музыка?

Человек со временем научился через песню выражать свои эмоции. Песня, таким образом, была первой музыкой, созданной самим человеком. Ему захотелось впервые с помощью мелодии рассказать о любви, этом замечательном чувстве. Первые песни были сложены именно о ней. Затем, когда пришло горе, человек задумал исполнить песню и о нем, выразить и показать в ней свои чувства. Так возникли панихиды, погребальные песни, церковные песнопения.

Для поддержания ритма со времени развития танца появилась исполненная телом самого человека музыка - щелканье пальцами, хлопки в ладоши, удары в бубен или в барабан. Именно барабан и бубен - первые музыкальные инструменты. Человек с их помощью научился производить звук. Эти инструменты являются настолько древними, что их появление тяжело отследить, поскольку их можно найти у всех народов. Музыка сегодня фиксируется с помощью нот, а реализуется она в процессе исполнения.

Как музыка влияет на наше настроение?

Характеристика музыки по звучанию и построению

Также музыку можно охарактеризовать по звучанию и построению. Одна звучит более динамично, другая - спокойно. Музыка может иметь четкий гармоничный ритмический рисунок, а может обладать рваным ритмом. Множество элементов определяет общее звучание различных композиций. Рассмотрим четыре термина, которыми интересуются наиболее часто: лад, динамика, минусовка и ритм.

Динамика и ритм в музыке

Динамика в музыке - нотные понятия и обозначения, связанные с громкостью ее звучания. Относятся к динамике резкие и постепенные изменения в музыке, громкость, акцент и несколько других терминов.

Ритм представляет собой соотношение долготы нот (или звуков) в их последовательности. Он построен на том, что некоторые ноты звучат несколько дольше, чем другие. Все они объединяются вместе в музыкальном потоке. Ритмические вариации рождает соотношение длительности звуков. Объединяясь, эти вариации образуют ритмический рисунок.

Лад

Лад как понятие в музыке имеет множество определений. Он занимает в гармонии центральное место. Приведем несколько определений лада.

Ю.Д. Энгель считает, что это схема построения некоторого звукового ряда. Б.В. Асафьев - что это организация тонов в их взаимодействии. И.В. Способин указывал на то, что лад - система связей звуков, объединенная некоторым тоническим центром - одним звуком или созвучием.

Музыкальный лад по-своему определяли различные исследователи. Однако ясно одно - благодаря ему гармонично звучит музыкальное произведение.

Минусовка

Рассмотрим следующее понятие - минусовка. Его непременно следует раскрыть, говоря о том, что такое музыка. Определение минусовки следующее - это композиция, из которой был удален вокал, или же в ней отсутствует звучание некоторого музыкального инструмента. Одна либо несколько партий инструментов и/или вокала отсутствует в минусовке, которая/которые до изменения композиции присутствовала(и) в изначальном варианте. Самая распространенная форма ее - удаление из песни слов так, что музыка звучит одна, без текста.

В данной статье мы рассказали вам о том, что такое музыка. Определение этого прекрасного вида искусства было представлено лишь кратко. Конечно, тем, кому она интересна на глубоком, профессиональном уровне, имеет смысл изучить ее теорию и практику, законы и основы. Наша статья ответы дает лишь на некоторые вопросы. Музыка - это искусство, изучать которое можно очень долго.

Нарушение слуха

Нарушение слуха в повседневной жизни уже становится нормальным явлением. Как не допустить нарушение слуха ?

Нарушение слуха в нашей повседневной жизни

Наша способность воспринимать звуки, является ценным даром, которым надо дорожить. И с возрастом острота слуха постепенно снижается, но кроме этого весь современный уклад нашей жизни, при котором на человека отовсюду обрушивается лавина всевозможных звуков и шумов, лишь ускоряет этот процесс.

Исследования в этой области показали, что почти 75% всех случаев расстройства слуха связаны не только с возрастными процессами, но и с теми шумовыми воздействиями, которым они подвергали себя на протяжении всей своей жизни.

Повредить чувствительные структуры внутреннего уха может интенсивное кратковременное воздействие сильного шума. Но, уже доказано учёными, что в современной жизни, чаще всего нарушение слуха объясняется совокупностью неблагоприятных факторов.

Что сюда включается, это различные связанные с шумом занятия, как правило шум на работе, а также шум тесно связанный с развлечениями. Как при таком разнообразии влияния неблагоприятных факторов, защитить свой слух? Чтобы ответить на этот вопрос, важно разобраться, как функционирует наш орган слуха.

В окружающей нас среде, уровень шума становится всё выше и выше. Многие из нас изо дня в день подвергаются воздействию звуков различной интенсивности, это шум машин, грузовиков, автобусов, а для кого-то грохот создаваемый производственным оборудованием.

Порой мы сами не щадим своего слуха, включая звук на большую громкость. Сегодня замечено, многие любят слушать музыку через наушники.

Недавние исследования показали, молодёжь всё чаще страдает нарушением слуха из-за того, что слушая музыку через наушники, включают её на очень
большую громкость. Как определить оптимальную мощность звука для прослушивания музыки?

Звук имеет три характеристики:
1. Длительность
2. Частота
3. Интенсивность

1. Под длительностью подразумевается отрезок времени, в течение которого слышен звук.

2. Частота звука — число колебаний в секунду, которая определяет высоту звука, измеряется в герцах (Гц). Человек с нормальным слухом способен
воспринимать колебания с частотой от 20 до 20000 герц.

3. Уровень интенсивности звука, которым определяется его громкость, измеряется в децибелах (дБ). Средний уровень громкости обычного разговора
достигает 60 децибел.

Специалисты по слуху рекомендуют, чем дольше человек подвергает себя звуковому воздействию, это когда уровень громкости превышает 85 децибел, тем значительно быстрее снизится его слух. Итак, чем громче звук, тем быстрее придёт глухота.

Например, вы выдержите звук электродрели 100 децибел в течение двух часов, но в шумном салоне видео игр сможете пробыть не более получаса, без последствий для слуха.

Знайте, с увеличением уровня громкости звука на 10 дБ от нормы, опасность воздействия на органы слуха возрастают в 10 раз. При уровне громкости
около 120 дБ звук вызывает болевые ощущения. Задумайтесь, в некоторых домах громкость звучания стерео аппаратуры может достигать 140 дБ!

Вот некоторые данные: Средний уровень громкости

— Дыхание — 10 дБ
— Шёпот — 20 дБ
— Разговор — 60 дБ
— Транспорт в час пик — 80 дБ
— Миксер — 90 дБ
— Проходящий поезд — 100 дБ
— Ленточная пила — 110 дБ
— Реактивный самолёт — 120 дБ
— Выстрел из ружья — 140 дБ

Чтобы понять, почему громкие звуки могут вредить нашему слуху, давайте разберёмся, что происходит, когда звуковые волны достигают наших ушей.
Рассмотрим, как функционирует наш орган слуха.

Внешняя часть наружного уха или ушная раковина устроена так, чтобы улавливать звуковые волны и направлять их в слуховой проход, по которой они попадают к барабанной перепонке.

Звуковые волны вызывают её вибрацию, а барабанная перепонка в свою очередь, заставляет колебаться три слуховые косточки среднего уха. Затем эти колебания передаются во внутреннее ухо, представляющее собой систему заполненных жидкостью каналов и полостей.

Колебания через жидкие среды передаются улитке воспринимающей части внутреннего уха, снабжённой волосковыми слуховыми клетками. Жидкость улитки вызывает возбуждение наружных волосковых клеток — звуковые колебания преобразуются в нервные импульсы.

Затем эти импульсы передаются в мозг, там они расшифровываются и мы слышим звук. Благодаря тому, что мы слышим двумя ушами, возникает стереоэффект. Это позволяет нам определять положение источника звука. Но когда мы слушаем речь, наш мозг может воспринять за один раз только одно сообщение.

Вот так функционирует наш орган слуха. Почему от шума может страдать наш слух? Если говорить языком нашего слухового органа, когда мы слышим громкий звук он может повредить наши чувствительные волосковые клетки.

Внезапный резкий звук может повредить ткани внутреннего уха и оставить рубцы, которые вызывают необратимое нарушение слуха. Волосковые клетки не восстанавливаются. По этой причине бывает шум в ушах, ощущение жужжания, звона или гула.

Возможно, у вас снижается слух и вы делаете следующее:

— часто не можете расслышать, что говорят и вынуждены спрашивать других

— плохо слышите, что говорят на общественных мероприятиях или когда вокруг шумно, например на вечеринке или в многолюдном магазине

— при разговоре часто напряжённо вслушиваетесь, подаётесь вперёд и поворачиваете голову так, чтобы лучше слышать собеседника

— постоянно переспрашиваете

— включаете радиоприёмник или телевизор на такую громкость, которая раздражает других

Что важно помнить для сохранения хорошего слуха?

Из-за наследственности или травм наш слух может слабеть. Тем не менее мы можем сделать многое, чтобы пользоваться этим даром, как можно дольше.

Что для этого нужно? Важно знать потенциальные опасности. Очень часто проблема заключается не в том, что мы слушаем, а в том, как мы это делаем.
Например, когда вы слушаете музыку в наушниках, лучше установить звук на такую громкость, чтобы вы могли слышать окружающие вас звуки.

Когда вы дома или в салоне автомобиля не слышите собеседника при включенной музыке, то скорее всего это вредно для вашего слуха. Специалисты в этой области предупреждают, что если вы слушаете или слышите звуки громкостью 90 дБ в течение 2-3 часов, это пагубно скажется на вашем слухе.

Если вы работаете в такой среде, где постоянно шумно, рекомендуется использовать беруши (затычки для ушей) или другие индивидуальные средства защиты. Для родителей важно помнить, что органы слуха у детей более уязвимы, чем у взрослых.

К примеру, шумные игрушки могут неблагоприятно сказаться на слухе, а обычная погремушка способна создавать шум в 110 децибел! Поэтому, прежде чем, что-то покупать, подумайте о последствиях.

Наш орган слуха — удивительный прибор, маленький и чувствительный. Через уши мы можем воспринимать множество самых красивых и разнообразных звуков, которыми наполнен наш удивительный мир. Поэтому, этот чудесный дар который у нас есть, заслуживает самого бережного обращения.

Подведём итог.

В сегодняшней статье «Нарушение слуха » мы рассмотрели очень важные вопросы , которые помогут понять, что собой представляет орган слуха, как его
оберегать и ка правильно поступать, чтобы долгое время хорошо слышать. Всем, кому понравилась эта тема поделитесь с друзьями или прокомментируйте,что вы об этом думаете.

Смотрите полезное видео!

Каждое исследование мы проводим в прямом эфире методом регрессии. Проект «За Пределами Грани Истины» в Центре изучения регрессологии Ванды Дмитриевой открывает двери по субботам!!!

Мы получили много писем, так как предыдущие наши исследования затрагивали тему музыки, и вы спрашивали про звуки, что это такое и откуда они возникают. Мы решили провести исследование, которое даст ответы на ваши вопросы. Мы узнаем про музыку немного больше.

А, возможно, это исследование в корне перевернет наше представление о том, что такое музыка, и какую роль она играет в жизни человека.

Все, кто хочет прийти на индивидуальный сеанс и поисследовать свое внутреннее пространство, переходите по ссылке ниже:

Записаться на индивидуальный сеанс регрессии можно ТУТ

Какое решение примите Вы, бездействовать и дальше набивать шишки на ровном месте, или сделаете простые шаги, чтобы помочь себе?

Я провожу индивидуальные консультации по РАЗЛИЧНЫМ жизненным темам:

  • Семья (отношения, родители, дети, личностный рост, соседи);
  • Страхи и фобии (страшные сны, боязнь чего-либо или кого-либо);
  • Таланты, навыки;
  • Личные вопросы по всем различным темам;
  • Знакомство с миром душ, с наставником.

М узыка в нашей жизни играет большую роль. Даже когда жили первобытные люди, и когда невозможно было общаться, именно звуки играли роль в жизни человека. Итак, приступаем:

Алена : П ервое, что я увидела, это солнышко. Солнышко на очень голубом фоне, о т солнца идет луч. Услышала фразу, что звук — это луч . Он может приходить издалека, а может быть поблизости. Мы его слышим, даже чувствуем. Даже видим иногда. Задействованы разные способы. Такое впечатление, что когда он подходит к нам, к человеку, то начинает выливаться его аура на человека. Человек начинает вливаться в ауру, и воздействует на человека комплексно.

Воздействие идет не только на уши и глаза, но и, в том числе, на энергетические центры . Звук может даже защищать человека, образуя кокон. Показывают воду. Еще показывают дельфинов. Дельфины умеют себя защищать, а нам это передалось немного.

А мы попадаем в кокон — нам приходит музыка, звуки и какая-то информация. Когда мы слышим приятные звуки, то она образует вокруг нас атмосферу, и у нас долгое время сохраняется состояние благости, то, что приятно. Так же и наоборот. Если негатив, то кокон старается уменьшить воздействие.

Звукотерапия от животных

Ванда : Вернемся к дельфинам. Нам известно, что у нас есть связь с дельфинами. Те звуки, которые издают дельфины — чем они полезны? Что значит звук дельфина, какую роль он играет в жизни человека?

Алена : Звуки дельфина. Когда они пищат, и когда они издают звук, как будто они смеются, трепещущий звук — в это время энергетические центры человека соединяются в точку, образуя восьмерку. Эта точка идет посередине. Идет гармонизация человека . Идет восстановление человека, того, что испорчено и сломано.

Они участвуют в налаживании энергопередачи человека, всех его энергоцентров с внешней средой. Четко приходит информация: человек, который общается с дельфинами, у него образуется между энергоцентрами восьмерка — передача и усвоение энергии образует восьмерку. Она гармонизирует все внутреннее пространство человека и даже лечит его.

Ванда : А звуки животных? Есть ли звучания или диапазоны звучания животных, которые так же воздействуют на человека, или это только дельфины особенные?

Алена : У дельфинов есть особенность воздействия на нашу энергетику. Еще есть олень — смотрит сейчас на меня. И какие-то рыбы как в океане. И даже в аквариуме. В нашем мире есть понимание “нем, как рыба”. Н а самом деле рыбы умеют говорить, но мы их не слышим . Мы не слышим многих животных. Животный мир разнообразен.

В действительности какие-то животные нас пугают, но если бы мы их слышали, то они бы нас не испугали. Вот, например, крокодил: мы его боимся. Но если мы услышим, какие он издает звуки, например, когда он двигает челюстью, то, не видя его, мы не испугаемся.

На животных накладывается визуальная картинка: нам страшен крокодил, и его звук, нам кажется, страшен. А если мы его увидим без картинки, то мы не испугаемся, и даже звук нам может показаться приятным.

Ванда : Если крокодил страшен, то и звук его может быть страшен. А если животное нам приятно, то звук его приятен. Так?

Алена : Да.

Зрение и звуки, в чем связь?

Ванда : А если у человека проблемы со зрением? Как в таком случае?

Алена : У невидящих людей этих страхов, которые связаны с визуализацией, у них задействован другой канал — канал на уровне тактильности. Их не может испугать, так как они не видят. Страхи формируются на уровне тактильности и на уровне неизведанности .

Ванда : Если человек не видит, но слышит шепот или слышит едущую машину и ее визг, он тоже не испугается, так как он ее не видит?

Алена : О н слышит те звуки, которые не слышит обычный человек…он слышит быстрее, к нему быстрее приходит звук. Он обращает внимание на другие звуки, на которые мы не обращаем внимание. Колесо крутится, машина едет и диск крутится — и мы не слышим этот звук. А невидящие люди услышат звук колеса задолго до нас .

Ванда : А ес ли глухой человек, нет слуха. Как в этом случае со звуками? Например, с тем же звуком машины, скрипом тормозов или возьми, например, шепот… Как звуки в этом случае действуют на человека?

Алена : Т е, кто не слышит, те чувствуют плечами и руками. Здесь находятся как будто бы энергоцентры, и он ими распознает информацию. Ему намного сложнее, и это не так точно. Но он распознает звуки на уровне воздействия на его кожу. З десь есть точки, которыми он понимает, что есть опасность или приятные ощущение. Опасность и неприятность — это плечевой пояс. А приятные ощущения — это часть от локтя . У них есть внутри что-то такое, как звуки. Есть какая-то обработка звуков внутри. И дальше они реагируют через тело.

Ванда : Е сть люди, которые немые. С нарушенной речью. И когда такие люди общаются, то они говорят руками. А звуки, которые произносят немые люди, что это за звуки? Как это действует и на немых, и на общество, и на других людей, которые разговаривают обычной речью?

Алена : Э то первородные звуки, они сопровождают человека, когда он еще не человек. Много веков подряд. В нашем мире эти звуки не изучены, и зря. Если бы мы их изучали, то мы могли бы найти большое количество ответов на вопросы, которые являются для нас загадками.

Это сочетание звуков вселенной с сочетанием звуков тела человека . Это комбинация звуков и природы и тела человека, и вселенной. Они произносятся другим речевым аппаратом. У них внутри еще что-то задействовано, из-за чего они произносят звуки.

Восприятие голоса

Ванда : Голос человека. Имеет разные тембры. Мужчины говорят басом, а у женщин тонкий звук голоса. Мы воспринимаем человека по его голосу не видя его. Голоса индивидуальны. Много людей на планете Земля, которые ушли и придут. А голос у всех индивидуальный. При этом вроде бы мы одинаковые — есть руки, ноги, а голоса разные. Почему человек бывает прекрасным внешне, но обладать, скажем, не очень прекрасным голосом?

Алена : Восприятие речи человеком, самая приятная речь для человека будет в том диапазоне, в котором говорит его мама. Диапазон матери приятен для ребенка — его он может слышать, и именно он оказывает на него самое приятное воздействие. Связь с мамой — ребенку дается тот голос, который будет приятен маме.

Ванда : Для ребенка есть эталон — это голос мамы. И в зависимости от этого эталона человека идет восприятие в плюс или в минус?

Алена : Да, это эталон для восприятия .

Ванда : А собственный голос?

Алена : Ребенок воспринимает его по-другому. Мы его слышим в более заниженной форме. Если человек говорит на низких тонах, то другой человек будет слышать свой голос, говоря с ним еще ниже. А если на высоких, то будет слышать, наоборот, еще выше.

Это применимо к тому, когда вы говорите тихо, то и другие тише говорят, а если вы говорите громче, то и другой будет громче говорить. Мы подстраиваем голос под того, с кем мы говорим.

Звуки для младенца

Ванда : Если углубиться в перинатальный период, когда человек еще в животе у мамы, еще не родился, то что там связано со звуками? Слышит ли ребенок голоса? Если слышит, то как они действуют на него?

Алена : Да, он слышит. Мало того, малыш очень любопытен к звукам, которые идут. Ему очень интересно. Разные звуки развивают ребенка. Есть понимание, что ребенок внутри у мамы в животике, чувствует те звуки, которые родные — то есть звуки мамы, папы либо кого-то из окружения. У него даже ушки внутри начинают шевелиться. Там он слышит не только речь.

Есть резкие звуки, которые его пугают. В этот момент у него внутри что-то затормаживается. Звук ходит вокруг ребенка как буква “С” или буква “О” и воздействует на его кожу и тело. Это способствует развитию его внутренних органов.

Но звуки должны быть мелодичными, тихими, не резкие. Резкий звук, слыша, как тормозит машина, эти звуки ребенка очень сильно пугают, настолько , что ребенок весь съеживается и ему некомфортно. Резкие громкие звуки даже от близких людей тоже очень некомфортны. Внутри звуки он усваивает на уровне тепла.

Ванда : Что это за тепло?

Алена : Э то тепло от внутренних органов, которые его окружают, то есть внутренние органы мамы. Это как защита. Внутри маминого образуется вакуум, пространство, через которое проникают звуки. Те звуки, которые приятны для ребенка, они пропускаются, а которые неприятные минимизируются .

Ребенок улавливает тепло, любовь, доброту — все это проникает к ребенку как звук. Я слышу этот звук, но его трудно описать. Представьте, что вас касается луч солнца — представьте звук, который будет исходить, подобно этому звуку слышит и ребенок.

Как тело реагирует на звуки

Ванда : В чате спрашивают: «почему возникают мурашки на теле человека, когда он слышит звуки»?

Алена : Это применимо к глухим людям — у нас есть восприятие звуков на уровне кожи. Это есть и у обычного человека, но это развито только в экстремальных ситуациях. Это на уровне тела. У глухого — на все звуки, у слышащих — только в экстремальных ситуациях.

Ванда : Доброе слово и кошке приятно. Когда мы слышим добрые слова, что у нас происходит? И что происходит, когда мы слышим плохие слова? Что мы должны знать? Что происходит с человеком?

Алена : Если человек слышит приятные ему слова, то он наполняется теплом, светом, идет гармонизация вокруг него самого . Эта улыбка запускает механизмы, которые оздоравливают наш организм, восстанавливают его, и мы становимся добрыми, текучими.

Мы не слышим вокруг плохое. Мы сосредоточены только на хорошем. Показывают человека, которому говорят плохое, и он не воспринимает плохое, плохое идет через призму того хорошего, что ему сказали .

Бранная речь не на поле брани

Ванда : А что насчет бранной речи? Когда мы слышим эти звуки, то мы не всегда это воспринимаем для кого-то нормально, для кого-то нет. Как влияют они на человека? Если я слышу бранную речь, то у меня одна реакция. А когда слышит глухой человек? Или ситуация, когда люди говорят “на этом” языке — что здесь происходит с человеком и его энергетикой?

Алена : Человека начинает корежить на энергетическом уровне. Внутри даже органы испытывают стресс. Но если человек в той среде, когда эти звуки происходят регулярно, то у человека происходит адаптация, он частично не слышит или не воспринимает эти звуки . Он становится как будто глухой к восприятию этих звуков.

Он частично закрывается. В его энергетической системе появляются энергии, которые защищают его. Он становится глух в энергетической системе. Глухие люди — это люди с нарушенной энергосистемой . В нашем мире это исправить невозможно. Так построена энергосистема человека, что он становится глухой.

Звуки Природы

Ванда : Есть звуки в природе. Естественные звуки — шум дождя, листвы, земли. Сегодня говорили про солнце. Когда дует ветер, мы понимаем, что-то происходит, например, шумит листва. А что нужно знать о звуках, которые мы не слышим — звуки природы, что важного нам нужно знать?

Алена : Звуки природы — это первородные звуки . Мы слышим далеко не все и не так. Человек прошел в своем развитии, но развитие восприятия звуков у человека не шла. Это первородные звуки, которые действуют расслабляюще. Мы в состоянии гармонии, неги.

Человек становится пластичным, мягким. Он может в таком состоянии себя перестроить в такого, каким он должен быть на данный момент. То есть если ему нужно, то он может сделать себя активным. Если нужно быть восприимчивым к информации, то после этих звуков он может сделать себя таким. Они возвращают человека к тому, каким он был вначале. Они возвращают его в точку нулевую.

Ванда : О тличаются ли звуки природы по временам года?

Алена : С амый яркий звук, воодушевляющий звук — это звук, который идет осенью. Человек осенью притормаживается, становится пассивным, и чтобы каким-то образом поднять его настроение есть звуки природы осени, так как они более воодушевляющие, выводящие из депрессии.

Природа постаралась, и цвет, яркость насыщенных цветов, которыми сопровождается осень, чтобы поднять настроение человека. Зимой звуки то тихие, то громкие. Если громкие — то они еще и резкие. Звуки осени они как капающая вода. Они неожиданные, но и как на пробуждение.

Ванда : Это осени?

Алена : Нет, весны, весны. А звук лета похож на звук маленького колокольчика. Он тонкий, мелодичный, негромкий — он средний. Если устраивать сеансы на огороде, то растения будут расти лучше? Э то те звуки, которые приятны растениям — это те звуки, на которые они откликаются своими клетками.

Звуки Бесконечности

Ванда : Момент внутренней восьмерки — когда выстраивается восьмерка человека… Как именно выстраивается восьмерка на теле человека и можно ли делать какие-то практики для гармонизации тела?

Алена : Мантры, голос матери, когда мама говорит или песни поет своему ребенку — происходит то же самое. Также и звуки природы. Когда мы говорим, что звук нас настраивает на то, что нам становится приятно, что мы испытываем удовольствие — в этот момент энергетика выстраивается в виде восьмерки.

Ванда : А как именно?

Алена : Он выстраивается по телу — верхняя часть идет через плечевой пояс, средняя часть идет через пупок. А нижняя на уровне, где заканчивается наше туловище…

В осстанавливается энергетика, восстанавливается ваше тело, и душа испытывает приятные ощущения , которые она испытывает, находясь дома. плечевой пояс – на уровне фиолетовой энергии.

Фиолетовое переходят в голубую и малиновую. А низ — это что-то зелено-желтое с присутствием малинового и красного. Рисуется восьмерка с острыми углами — верх фиолетовый, переходящий в голубой и малиновый, даже сиреневый, но внутри эта восьмерка — по крайней мере ее верхняя часть — она внутри золотая.

Ванда : М антры… есть музыка громкая, приятная… духовная музыка — что нам нужно знать в отношении этого? К ак действует бинауральная музыка, музыка вознесения?

Алена : М антры — это музыка небес , которая дана людям, чтобы воспроизвести ее в своем человеческом мире. Э то музыка, которая находится близко к создателю, миру душ. Она там часто встречается, и мы ее можем услышать там. Она звучит не совсем так, как слышится у нас. Она передает те же частоты, мы попадаем в те же частоты, которые есть наверху у Создателя.

Ванда : Б инауральная музыка? К акое она имеет воздействие на организм человека?

Алена : О на связана как-то с высшими силами… картинка: звездное небо, много звезд и как будто я стою, и она от меня исходит с левой стороны, образуя круг, и идет наверх. Она такого цвета как Млечный Путь.

Она образует круг наверх и возвращается ко мне. Она идет за энергиями, несет нам энергии и в нас входит. Это очень высокочастотные энергии. Мы до конца не можем понять, как это действует. В это время очищается наша аура.

Идет перезапуск каких-то процессов, механизмов, которые устарели, либо не действуют. Это связано также и с омоложением организма. С левой части тела уходит наверх, делает круг и возвращается с правой стороны. Это похоже за поход за энергиями, которые очень высоко.

Беззвучное пространство

Ванда : Если человека поместить в вакуум, где глухая тишина… — что происходит в этом случае с человеком?

Алена : Д о 15 минут такая тишина будет действовать положительно, а более — разрушительно.

Ванда : Мы понимаем, что человек уходит в тишину, в отшельничество, в лес или еще куда-нибудь, где есть обет молчания. И человек не слышит никого, то, что происходит в случае, когда человек не произносит собственные звуки, а только слышит звуки природы?

Алена : Это возвращение человека в первозданность. К самому началу. Это возможность начать сначала. Это позволяет ему перезапустить процессы, которые идут в организме.

Ванда : К ак действуют магические “шепотки” бабушек?

Алена : З аговоры, которые производятся на какой-то интонации, могут делать чудеса… что нужно знать — слова, которые мы произносим, звуки… К омплексно влияет и интонация и другое.

Когда мы начинаем произносить шепотом, то мы к себе привлекаем какие-то дополнительные энергии. Здесь энергии воздействуют через наш голос — через этот шепот. Здесь действует не чисто голос, это призыв для определенных энергий.

Е сть практики, когда человека закапывают на какое-то время в землю, он дышит, считается, что это практики трансформации. Люди выходят обновленными. А мы говорили о том, что через 15 минут это будет разрушение….

В этот момент вы находитесь наедине с первородными звуками — ваше ухо улавливает звуки, может просто они незаметны. : У меня вопрос, гробовая тишина… находясь в такой искусственной могиле, такое состояние у человека — как для звука, для человека это полезно или нет?

Алена : Д а, полезное. Н аходясь там, вы будете слышать первородные звуки. Вакуума там нет. Вы слышите первородные звуки, и вы не находитесь в изоляции от первородных звуков. Вы уходите в уединение. Вы слышите все-таки звуки.

Ванда : Ч то мы должны знать еще? Ч то связано со звуками?

Алена : Е сть звуки свечей… когда горит одна свеча, то это не звук. А когда говорят несколько свечей, 10-12, то это как звуки огня… У каждой свечи есть порядковый номер — не так, как они стоят, а другой, и так же мы считываем звуки, согласно их порядковым номером. Это влияет на наши запросы. Порядковый номер звучания свечей.

Вот такое интересное получилось исследование мира звуков и как мы, люди, воспринимаем это мир через органы осязания, а также энергетически и тактильно.

Если вам интересно самим пройти подобные исследования, приглашаю в мою Школу квантовой регрессии, там вы узнаете, как работать с глубинной памятью и как правильно взаимодействовать с Тонким планом:

Записаться в Школу квантовой регрессии можно ТУТ

Какое решение примите Вы, бездействовать и дальше набивать шишки на ровном месте, или сделаете простые шаги, чтобы помочь себе?

ЗАПИСАВШИСЬ В ШКОЛУ КВАНТОВОЙ РЕГРЕССИИ ВЫ:

  • Научитесь взаимодействовать со своим бессознательным;
  • Подключитесь к глубинам памяти;
  • Получите возможность воздействовать на события прошлого, настоящего и будущего.

P.S. А сейчас я жду от вас отзывов касательно исследования на тему звуков и всем, что связано с этим. Напишите, что интересного вы почерпнули из этой статьи. Возможно вам есть что предложить для следующего исследования.

ПОДПИШИТЕСЬ на наш канал YouTube прямо сейчас , и вы будете в курсе самых свежих видео новостей от Центра изучения регрессологии. У нас на канале много различных медитаций, вебинаров, реинкарнационных исследований, и других видеотрансляций.

НАМ ВАЖНО ВАШЕ МНЕНИЕ!!…

Мы живем в мире звуков: слушаем музыку, постоянно подвергаемся акустическим атакам шумящего города. Всё это сказывается на нашем здоровье. И не всегда положительно.

Волновая теория

Верное понимание природы звука было доступно человеку еще до появления специализированной науки. Аристотель утверждал, что звучащее тело вызывает сжатие и разрежение воздуха и объяснил эхо отражением звука от препятствий. В XV веке Леонардо да Винчи уже связывал звук с распространением волн, а в XVI веке Р.Бойль доказал, что проводником этих волн является воздух (в вакууме звук не распространяется). Современная физика понимает звук как распространение механических колебаний в виде волн с обязательным наличием проводника – это может быть как воздух, так и любое твердое, жидкое или газообразное тело.
Любое колебание предполагает такие показатели, как амплитуда и диапазон частот. В случае со звуковой волной, от частоты этого колебания зависит, будет ли звук воспринят человеческим ухом и какой эффект на организм он окажет. Здоровый человек способен слышать звуковые колебания в диапазоне частот от 16-20 Гц до 20 тысяч Гц. Все, что ниже или выше этих границ, в физике принято называть инфра- и ультразвуком, соответственно.

Любое тело – даже отдельная клетка нашего организма – находится в состоянии постоянного колебания, и каждому телу соответствует своя частота и диапазон этих колебаний. Так, частота колебаний головного мозга в разные циклы активности организма отличается. Выделяют пять ступеней мозговой активности, различающиеся по диапазону колебаний, где меньшему диапазону (дельта, 0,5-4,0 Hz) соответствует состояние полной расслабленности, сна, а высшему (К-комплекс, 23-33 Hz) – возбуждения, вспышек озарения и т.п.

Большинство людей не слышат низкие частоты, именно потому что те совпадают с волнами мозга. Логично предположить, что разные частоты могут оказывать различное воздействие на состояние человеческого организма. Исследования этой сферы получили название психоакустики.

Технологии акустического воздействия на сознание

По сути, психоакустика – это теоретическая основа звукотерапии. Человек всегда догадывался о том, что разные звуки производят различный эффект на состояние тела и сознания. Будь то церковное богослужение или колыбельная матери младенцу – мы всегда использовали звуки, чтобы воздействовать на окружающую действительность.

В работах болгарского доктора Лозанова мы находим доказательства, что музыка с темпом 60 ударов в минуту (такой темп характерен, например, для фуг И.Баха) на 6% усиливает альфа-активность (связанную с расслаблением), при этом на 6% процентов уменьшая бета-активность (связанную с нормальным бодрствующим сознанием). При этом пульс замедляется в среднем на 4 деления ртутного столбика, и люди говорят о «состоянии расслабленного сознания».
Затем доктор Лозанов обнаружил, что может ускорить процесс обучения, используя музыку в таком ритме.

В Америке его метод стал известен как Суперобучение (Superiearning). Доктору Лозанову стало ясно, что ритм музыки оказывает мощное влияние на мозг. В процессе работы он обнаружил, что тембр или тональность музыки также оказывает сильное влияние на работу мозга. Сегодня результаты его исследований развились в обособленное направление – технологию акустического изучения мозга (Acoustic Brain Research, ABR); а Суперобучение применяется в прогрессивных (экспериментальных) учебных заведениях Америки: в процессе обучения используются аудиозаписи с ритмом и тембром, подходящими для получения желаемого эффекта.

Другой представитель писхоакустики – доктор Сью Чапмэн – провела эксперимент в Городской больнице Нью Йорка, изучая влияние музыки на младенцев, родившихся недоношенными. Одна группа младенцев слушала Колыбельную Брамса (вариацию для струнных инструментов) шесть раз в день, а другая группа не слушала никакой музыки. Новорожденные, слушавшие Брамса, быстрее набирали вес, меньше страдали от осложнений и были выписаны из больницы в среднем на неделю раньше тех, кто не слушал музыку.

Вокруг шум

Наравне с направленным и контролируемым воздействием на человеческую психику звуки, шум и музыка, окружая человека повсюду, каждый день вносят весомый вклад в наше психологическое состояние. Кроме частоты колебаний, важным показателем является громкость звука. Ее в нашем контексте можно также обозначить термином уровень шума, который измеряется в децибелах.

Так, «белым шумом», оказывающим успокаивающее акустического воздействие, считается шум листвы и прибоя, оценивающийся от 20 до 40 Дб. Длительное воздействие шума в 60-90 Дб неизбежно вызывает раздражение. К такому шуму относятся звук приближающего поезда, человеческий крик, работающий двигатель мотоцикла и т.п.

При постоянном воздействии шума в 95-110 Дб (например, звук реактивного самолета на высоте 300 м) возможно ослабление слуха, нервно-психический стресс (угнетенность, возбужденность, агрессивность), гипертония и даже язвенная болезнь. Шум от 115 до 175 Дб вызывает акустическое опьянение, нарушает сон, приводит к глухоте. К последней категории ученые-медики относят громкость музыки в «наушниках-затычках», делая неутешительные прогнозы насчет возможной массовой глухоты поколения современной молодежи.

Аудиальные способы управления общественным сознанием

Важное место в воздействии на индивидуальное и групповое сознание занимают достижения науки фонологии – раздела лингвистики, занимающегося изучением функциональной стороны звуков речи. Влияние тембра речи и интонации на слушающего часто оказывается сильнее, чем смысл сказанных слов, – отмечает С. Кара-Мурза в своем труде «Манипуляция массовым сознанием». Например, голос диктора является основным критерием успешности и эффективности рекламы на радио, именно поэтому его выбор имеет огромное значение.

Каждому знаком голос Юрия Борисовича Левитана - диктора Государственного комитета СМ СССР по телевидению и радиовещанию, читавшего сводки Совинформбюро во время войны и объявлявшего о взятии Берлина и о Победе. На эту должность Левитан был выбран лично Сталиным, и в итоге стал голосом надежды для советских граждан.

Исследования воздействия на слушателей тональности, тембра и темпа речи велись с середины ХХ века в США. Их результаты широко применяются сегодня в предвыборных кампаниях. Например, аналитиками было предсказано, что в ходе предвыборных дебатов на радио в паре Кеннеди-Никсон выгоднее будет выступать последний, в силу слишком высокого голоса Кеннеди и его «гарвардского акцента». Психоакустики работают и с нынешними политиками. Для достижения нужно воздействия на аудиторию и громкость, и тембр, и темп речи согласуется с рекомендуемыми параметрами.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...