Немузыкальные звуки примеры. Глава I

Звуки – это все что мы слышим вокруг себя. Их великое множество и они все разные.
Даже когда очень тихо, они всё равно присутствуют вокруг нас, только надо хорошо прислушаться. Мы можем узнавать знакомые звуки, закрыв глаза, а можем вспомнить и представить их, даже не слыша. Это благодаря тому, что у нас есть слуховая память.

Звуки бывают речевые , неречевые и музыкальные .

Речевые звуки – это звуки человеческой речи, то что мы с вами говорим.
(проговорить своё имя, затем пропеть его на одной ноте, по трезвучию вниз от соль ми до пример: Миша, Ми-шень-ка)

Неречевые или шумовые – это шум дождя за окном, хлопанье в ладоши, кашель жужжание шмеля, писк комара, шелест листьев и другие звуки природы, человеческого труда.(привести примеры неречевых звуков (кукует кукушка, дует ветер, шелестит листва, хлопаем в ладоши, прожужжать как пчела и т.д.)

Ваня ты сейчас в лесу.
Мы зовём тебя: «ау»!
Ну-ка глазки закрывай не робей

Шумовые звуки используют в музыке для создания звуковых эффектов.
Для того чтобы изобразить как течет ручей, или гремит гром используют шумовые инструменты:
Трещотки, барабаны, тарелки, ложки.
Шелест деревьев могут изобразить маракасы (привести пример игрой на этих музыкальных шумовых инструментах)

Музыкальные звуки

Музыкальные звуки отличаются от шумовых тем, что их можно сыграть или пропеть.
У них есть мелодия.
Звуки музыкальные различаются тембром– окраской звука.
Громкостью
Длительностью
Высотой
Человеческий голос – это тоже музыкальный инструмент
По высоте звуки бывают:
Высокие и низкие
По громкости :
Громкие и тихие
По длительности :
Длинные и короткие
По тембру :
Резкие и мягкие, певучие и хриплые и другие.(примеры проиграть на баяне).
В отличие от музыкальных звуков, в шумовых нельзя определить
их высоту.

Без мелодии музыка немыслима.
Музыкальные инструменты способны передать очень много разных оттенков в музыке.

Он может петь высокие и низкие звуки. У детей тонкие высокие голоса. У мужчин гулкие и низкие, а у женщин нежные и мелодичные. (примеры прослушать высокий женский голос–сопрано, мужской низкий голос – бас)

Смена времен года – это ритм планеты

В любой музыке кроме мелодии важен ритм. Всё в мире имеет ритм.
Наше сердце – сердечный ритм, есть ритм мозга, есть суточный ритм – утро, день вечер и ночь.
Ритм в переводе с греческого означает «мерность» – это равномерное чередование, повторение коротких и длинных звуков.
Сыграть примеры разных ритмов (колыбельной, марша, вальса)
Плавный ритм придаёт музыке лиричность.
Прерывистый ритм – создаёт ощущение тревоги, волнения

Метроном – источник ритма в музыке

Музыка без ритма воспринимается как набор звуков а не мелодия.
Метроном – это такой прибор, с помощью которого можно задать ритм, и он будет его отстукивать, как «громкие часы».
Он помогает музыканту держать определённый ритм длительное время.
Если музыкант не попадает в ритм, то у слушателя возникает чувство дискомфорта. (Слушание метронома)


Средства музыкальной выразительности в музыке

Кроме мелодии и ритма в музыке важен тембр , лад , динамика , темп и размер .
Тембр – это окраска звука.
Каждый человеческий голос имеет свой тембр голоса. Благодаря тембру мы можем различать голос человека или музыкального инструмента, не видя его, а только слыша.
Динамика – это сила звучания музыки.
Музыкальное произведение может исполняться громко «Форте», или тихо «пиано»

Дети становятся в круг выбирают водящего.Он встаёт в круг, все идут по кругу держась за руки со словами:

Ваня, ты сейчас в лесу,
Мы зовём тебя: Ау,
ну-ка, глазки закрывай, не робей,
Кто позвал тебя узнай поскорей!

Учитель показывает на одного из ребенка, он говорит «Ваня!», тот кто находится в круге должен открыв глаза узнать по тембру голоса ребенка назвав его по имени.

Лад: мажор, минор

Темп: быстро, медленно

В музыке существуют два контрастных лада – мажор и минор.
Мажорная музыка воспринимается слушателями как светлая, ясная, радостная.
Минор – как печальная и мечтательная. Пропеть Солнышко мажорное трезвучие, показать картинку солнышка,
Пропеть тучка – показать картинку дождика или тучки.
Пропеть песенку «Чижик-пыжик» (раздать по числу детей карточки где нарисована тучка–означающая минор, и карточка с солнышком, который рисует мажор)

Чижик-пыжик, где ты был?
Я всю зиму в клетке жил
Где ты клювик замочил?
В клетке я водичку пил.
Что ты чижик похудел?
Я всю зиму проболел
Чем же клеточка плоха?
Ведь неволя так горька.
Чижик, хочешь к нам сюда?
Ой да да да да да да!
Ну-ка, чижик, вылетай!
Ай-яй-яй-яй-яй-яй-яй!

Темп – это скорость исполнения музыкального произведения. Темп бывает медленный, умеренный и быстрый.
Для обозначения темпа используются итальянские слова, которые понятны всем музыкантам в мире.
Быстрый темп – аллегро, престо; умеренный темп – анданте; медленный адажио.

Провести игру «Карусель» (закрепление понятия темп)

Еле, еле, еле, еле,
закружились карусели
а потом, потом, потом.
Все бегом бегом, бегом
Тише тише, не спешите
Карусель остановите.
Раз, два, раз два.
Вот и кончилась игра.

Что такое звук? Звук – это вибрация, которая оказывает влияние на любой предмет, живой организм, в том числе и на человеческий.

В физике известен такой опыт: на лист железа насыпают песок и воздействуют на него разными звуками – песок при этом начинает принимать различные формы, для каждого свои. Почему? Да потому, что каждый звук имеет свои, присущие только ему особенности. Они – то и складывают, как в калейдоскопе, разнообразные узоры. По этим особенностям мы можем отличить один звук от другого и при необходимости узнать, определить, выделить из всего звукового многообразия тот, который для нас важен и необходим в данный момент.

Умение различать эти особенности, или, как говорят педагоги, свойства звука, составляет основу развития музыкальных способностей. Каковы же загадочные свойства звука?

Прежде всего, разделим все окружающие нас звуки на две важные группы: звуки шумовые (от слова «шум», «шуметь») и звуки музыкальные (от слова «музыка»). Из музыкальных звуков складывается любая песня, любое музыкальное произведение, любая мелодия. У таких звуков и название особое – мелодичные.

Прочтите, пожалуйста, с детьми стихотворение Е. Королевой.

Все на свете дети знают:

Звуки разные бывают.

Журавлей прощальный клекот,

Самолета громкий ропот.

Гул машины во дворе,

Лай собаки в конуре,

Стук колес и шум станка,

Тихий шелест ветерка.

Это звуки шумовые.

Только есть еще другие:

Не шуршания, не стука –

Музыкальные есть звуки.

Выполните с детьми следующее задание: рассмотрите рисунки и попросите ребенка назвать, когда он слышит шумовые звуки, а когда – музыкальные.

Шум листвы и звон капели,

Плеск волны и ветра вой…

Сколько звуков нам напели

Эти звуки не имеют

Своей точной высоты,

Потому зовутся шумом,

Их пропеть не сможешь ты.

А ещё бывают звуки,

Что плетут узор мелодий

Песен, вальсов, полек маршей,

Менуэтов и рапсодий.

Эти звуки, как ты знаешь,

Музыкальными зовут.

Звуки музыкальные

В домиках живут.

Что это за домики,

Попробуй, угадай!

Подумай хорошенько

И ответ нам дай.

Правильно! Музыкальные звуки живут в музыкальных инструментах. Вспомни, какие музыкальные инструменты ты знаешь.


Какими бывают звуки?

Данная разработка предлагается для проведения уроков музыки по теме «элементы музыкальной речи» как в коррекционной школе так и в средней, а также для внеклассных мероприятий. Можно использовать элементы данной презентации для проведения игровых разминок на уроках, как физкультминутка. Тема очень обширна, поэтому её можно использовать на логопедических занятиях по правильному произношению слогов и звуков.

Какими бывают звуки?

Звуки - это все что мы слышим вокруг себя.

Их великое множество и они все разные.

Даже когда очень тихо, они всё равно присутствуют вокруг нас, только надо хорошо прислушаться. Мы можем узнавать знакомые звуки, закрыв глаза, а можем вспомнить и представить их, даже не слыша. Это благодаря тому, что у нас есть слуховая память.

Звуки бывают речевые, неречевые и музыкальные.

Речевые звуки - это звуки человеческой речи, то что мы с вами говорим.

(проговорить своё имя, затем пропеть его на одной ноте, по трезвучию вниз от соль ми до пример: Миша,Ми-шень-ка)

Неречевые или шумовые – это шум дождя за окном, хлопанье в ладоши, кашель жужжание шмеля, писк комара, шелест листьев и другие звуки природы, человеческого труда.(привести примеры неречевых звуков (кукует кукушка, дует ветер, шелестит листва, хлопаем в ладоши, прожужжать как пчела и т.д.)

Ваня ты сейчас в лесу. Мы зовём тебя «ау»!

Ну-ка глазки закрывай не робей

Кто позвал тебя узнай поскорей!

Шумовые звуки используют в музыке для создания звуковых эффектов.

Для того чтобы изобразить как течет ручей, или гремит гром используют шумовые инструменты:

Трещотки, барабаны, тарелки, ложки.

Шелест деревьев могут изобразить маракасы (привести пример игрой на этих музыкальных шумовых инструментах)

Музыкальные звуки.

Музыкальные звуки отличаются от шумовых тем, что их можно сыграть или пропеть.

У них есть мелодия.

Звуки музыкальные различаются тембром- окраской звука.

Громкостью

Длительностью

Высотой

По высоте звуки бывают:

Высокие и низкие

По громкости :

Громкие и тихие

По длительности :

Длинные и короткие

По тембру :

Резкие и мягкие, певучие и хриплые и другие.(примеры проиграть на баяне).

В отличие от музыкальных звуков, в шумовых нельзя определить

их высоту.

Без мелодии музыка немыслима.

Музыкальные инструменты способны передать очень много разных оттенков в музыке.

Он может петь высокие и низкие звуки. У детей тонкие высокие голоса. У мужчин гулкие и низкие, а у женщин нежные и мелодичные. (примеры прослушать высокий женский голос-сопрано, мужской низкий голос – бас)

Смена времен года - это ритм планеты.

В любой музыке кроме мелодии важен ритм. Всё в мире имеет ритм.

Наше сердце-сердечный ритм, есть ритм мозга, есть суточный ритм-утро, день вечер и ночь.

Ритм в переводе с греческого означает «мерность» - это равномерное чередование, повторение коротких и длинных звуков.

Сыграть примеры разных ритмов (колыбельной, марша, вальса)

Плавный ритм придаёт музыке лиричность.

Прерывистый ритм - создаёт ощущение тревоги, волнения

Метроном –источник ритма в музыке.

Музыка без ритма воспринимается как набор звуков а не мелодия.

Метроном – это такой прибор, с помощью которого можно задать ритм, и он будет его отстукивать, как « громкие часы».

Он помогает музыканту держать определённый ритм длительное время.

Если музыкант не попадает в ритм, то у слушателя возникает чувство дискомфорта. (слушание метронома)

Средства музыкальной выразительности в музыке.

Кроме мелодии и ритма в музыке важен тембр, лад, динамика, темп и размер.

Тембр – это окраска звука.

Динамика – это сила звучания музыки.

Музыкальное произведение может исполняться громко «Форте», или тихо «пиано»

Дети становятся в круг выбирают водящего.Он встаёт в круг, все идут по кругу держась за руки со словами

Ваня, ты сейчас в лесу,

мы зовём тебя Ау,

Ну-ка, глазки закрывай, не робей,

кто позвал тебя узнай поскорей!

учитель показывает на одного из ребенка, он говорит «Ваня!», тот кто находится в круге должен открыв глаза узнать по тембру голоса ребенка назвав его по имени.

Лад, Мажор, минор

Темп быстро. медленно

В музыке существуют два контрастных лада – мажор и минор.

Мажорная музыка воспринимается слушателями как светлая, ясная, радостная.

Минор – как печальная и мечтательная. Пропеть Солнышко мажорное трезвучие, показать картинку солнышка,

Пропеть тучка – показать картинку дождика или тучки.

Пропеть песенку «Чижик-пыжик» (раздать по числу детей карточки где нарисована тучка-означающая минор, и карточка с солнышком, который рисует мажор)

Чижик – пыжик, где ты был?

Я всю зиму в клетке жил

Где ты клювик замочил?

В клетке я водичку пил.

Что ты чижик похудел?

Я всю зиму проболел

Чем же клеточка плоха?

Ведь неволя так горька.

Чижик, хочешь к нам сюда?

Ой да да да да да да!

Ну-ка чижик вылетай!

Ай яй яй яй яй яй яй!

Темп – это скорость исполнения музыкального произведения. Темп бывает медленный, умеренный и быстрый.

Для обозначения темпа используются итальянские слова, которые понятны всем музыкантам в мире.

Быстрый темп – аллегро, престо; умеренный темп – анданте; медленный адажио.

Провести игру «Карусель» (закрепление понятия темп)

Еле, еле, еле, еле,

закружились карусели

а потом, потом, потом.

Все бегом бегом, бегом

Тише тише, не спешите

Карусель остановите.

Раз, два, раз два.

Вот и кончилась игра.

Муниципальное казённое (коррекционное) общеобразовательное учреждение для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья - Горковская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат.

Какими бывают звуки?

Данная разработка предлагается для проведения уроков музыки по теме «элементы музыкальной речи» как в коррекционной школе так и в средней, а также для внеклассных мероприятий. Можно использовать элементы данной презентации для проведения игровых разминок на уроках, как физкультминутка. Тема очень обширна, поэтому её можно использовать на логопедических занятиях по правильному произношению слогов и звуков.

Какими бывают звуки?

Звуки — это все что мы слышим вокруг себя.

Их великое множество и они все разные.

Даже когда очень тихо, они всё равно присутствуют вокруг нас, только надо хорошо прислушаться. Мы можем узнавать знакомые звуки, закрыв глаза, а можем вспомнить и представить их, даже не слыша. Это благодаря тому, что у нас есть слуховая память.

Звуки бывают речевые, неречевые и музыкальные.

Речевые звуки — это звуки человеческой речи, то что мы с вами говорим.

(проговорить своё имя, затем пропеть его на одной ноте, по трезвучию вниз от соль ми до пример: Миша,Ми-шень-ка)

Неречевые или шумовые – это шум дождя за окном, хлопанье в ладоши, кашель жужжание шмеля, писк комара, шелест листьев и другие звуки природы, человеческого труда.(привести примеры неречевых звуков (кукует кукушка, дует ветер, шелестит листва, хлопаем в ладоши, прожужжать как пчела и т.д.)

Ваня ты сейчас в лесу. Мы зовём тебя «ау»!

Ну-ка глазки закрывай не робей

Кто позвал тебя узнай поскорей!

Шумовые звуки используют в музыке для создания звуковых эффектов.

Для того чтобы изобразить как течет ручей, или гремит гром используют шумовые инструменты:

Трещотки, барабаны, тарелки, ложки.

Шелест деревьев могут изобразить маракасы (привести пример игрой на этих музыкальных шумовых инструментах)

Музыкальные звуки.

Музыкальные звуки отличаются от шумовых тем, что их можно сыграть или пропеть.

У них есть мелодия.

Звуки музыкальные различаются тембром- окраской звука.

Громкостью

По высоте звуки бывают:

Высокие и низкие

По громкости :

Громкие и тихие

По длительности :

Длинные и короткие

По тембру :

Резкие и мягкие, певучие и хриплые и другие.(примеры проиграть на баяне).

В отличие от музыкальных звуков, в шумовых нельзя определить

их высоту.

Без мелодии музыка немыслима.

Музыкальные инструменты способны передать очень много разных оттенков в музыке.

Человеческий голос-это волшебный инструмент .

Он может петь высокие и низкие звуки. У детей тонкие высокие голоса. У мужчин гулкие и низкие, а у женщин нежные и мелодичные. (примеры прослушать высокий женский голос-сопрано, мужской низкий голос – бас)

Смена времен года — это ритм планеты.

В любой музыке кроме мелодии важен ритм. Всё в мире имеет ритм.

Наше сердце-сердечный ритм, есть ритм мозга, есть суточный ритм-утро, день вечер и ночь.

Ритм в переводе с греческого означает «мерность» — это равномерное чередование, повторение коротких и длинных звуков.

Сыграть примеры разных ритмов (колыбельной, марша, вальса)

Плавный ритм придаёт музыке лиричность.

Прерывистый ритм — создаёт ощущение тревоги, волнения

Метроном –и сточник ритма в музыке.

Музыка без ритма воспринимается как набор звуков а не мелодия.

Метроном – это такой прибор, с помощью которого можно задать ритм, и он будет его отстукивать, как « громкие часы».

Он помогает музыканту держать определённый ритм длительное время.

Если музыкант не попадает в ритм, то у слушателя возникает чувство дискомфорта. (слушание метронома)

Средства музыкальной выразительности в музыке.

Кроме мелодии и ритма в музыке важен тембр, лад, динамика, темп и размер.

Тембр – это окраска звука.

Динамика – это сила звучания музыки.

Музыкальное произведение может исполняться громко «Форте», или тихо «пиано»

Провести игру «Узнай по голосу»

Дети становятся в круг выбирают водящего.Он встаёт в круг, все идут по кругу держась за руки со словами

Ваня, ты сейчас в лесу,

мы зовём тебя Ау,

ну-ка, глазки закрывай, не робей,

кто позвал тебя узнай поскорей!

учитель показывает на одного из ребенка, он говорит «Ваня!», тот кто находится в круге должен открыв глаза узнать по тембру голоса ребенка назвав его по имени.

Лад, Мажор, минор

Темп быстро. м едленно

В музыке существуют два контрастных лада – мажор и минор.

Мажорная музыка воспринимается слушателями как светлая, ясная, радостная.

Минор – как печальная и мечтательная. Пропеть Солнышко мажорное трезвучие, показать картинку солнышка,

Пропеть тучка – показать картинку дождика или тучки.

Пропеть песенку «Чижик-пыжик» (раздать по числу детей карточки где нарисована тучка-означающая минор, и карточка с солнышком, который рисует мажор)

Чижик – пыжик, где ты был?

Я всю зиму в клетке жил

Где ты клювик замочил?

В клетке я водичку пил.

Что ты чижик похудел?

Я всю зиму проболел

Чем же клеточка плоха?

Ведь неволя так горька.

Чижик, хочешь к нам сюда?

Ой да да да да да да!

Ну-ка чижик вылетай!

Ай яй яй яй яй яй яй!

Темп – это скорость исполнения музыкального произведения. Темп бывает медленный, умеренный и быстрый.

Для обозначения темпа используются итальянские слова, которые понятны всем музыкантам в мире.

Быстрый темп – аллегро, престо; умеренный темп – анданте; медленный адажио.

Провести игру «Карусель» (закрепление понятия темп)

Еле, еле, еле, еле,

закружились карусели

а потом, потом, потом.

Все бегом бегом, бегом

Тише тише, не спешите

Карусель остановите.

Раз, два, раз два.

Вот и кончилась игра.

Муниципальное казённое (коррекционное) общеобразовательное учреждение для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья — Горковская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат.

Звук – это физическое явление, вызываемое колебаниями упругого тела. Таким телом может быть натянутая струна, пластик барабана, столб воздуха в духовом инструменте. Когда вы дёргаете струну или ударяете в барабан, они начинают колебаться и создают в воздухе звуковую волну. Волна достигает наших ушей и вызывает раздражение слухового нерва – так мы слышим звуки.

Звуки делятся на музыкальные и шумовые . Музыкальные звуки отличаются тем, что можно точно определить их высоту и повторить их голосом или на музыкальном инструменте. У шумовых звуков нет точной высоты, но есть своё выразительное значение: грохот, удар, гул, гудение. В классической музыке главную роль играют музыкальные звуки, а шумовые их подчёркивают. В современной академической и эстрадной музыке, в народной музыке шумовые звуки имеют большее значение, всё произведение может исполняться только на ударных инструментах.

Основные характеристики музыкального звука: высота, громкость, длительность и тембр.

Высота звука зависит от частоты колебаний воздуха. Частота измеряется в герцах – это количество колебаний в секунду. Человек может воспринимать звуки частотой от 16 до 20000 герц. Если звук имеет частоту меньше 16 герц, он называется инфразвуком, если больше 20000, то ультразвуком. Воспринимаемые звуки можно условно разделить на 3 регистра: низкие, средние и высокие. Низкие звуки имеют частоту от 16 до 200 герц, они делают звучание тяжёлым, мрачным, тёмным. Высокие звуки, наоборот, придают мелодии лёгкость и прозрачность. Их частота выше 800 герц. Диапазон от 200 до 800 герц задаёт средний регистр. Он наиболее близок к человеческому голосу, поэтому мелодии в этом регистре воспринимаются более тепло.

Громкость или сила звука зависит от амплитуды колебаний. Чем шире колеблется струна, тем громче получается звук. Постепенно струна колеблется всё меньше, и громкость звука уменьшается и затухает совсем. Сила звука влияет на характер музыкального образа. Героические, решительные образы требуют большой громкости, звучность лирических образов должна быть мягкой и нежной.

Длительность звука зависит от продолжительности колебаний. Колебания могут затухать самостоятельно или глушиться исполнителем, а могут, наоборот, поддерживаться движением смычка или дыханием. Смена длительностей образует ритм произведения.

Тембр – это окраска звука, которая зависит от появляющихся обертонов или призвуков. Чем их больше, тем ярче и богаче звук. По тембру мы отличаем инструменты друг от друга, одна и та же нота звучит по-разному на рояле, скрипке или флейте. Обертоны появляются на частоте, кратной частоте основного звука. У более низких звуков больше слышимых обертонов, поэтому инструменты низкого регистра отличаются сильнее.

Первый, самый яркий обертон появляется на частоте в два раза большей основной частоты. Так образуется октава – наиболее сливающиеся звуки. В европейской музыке принято делить октаву на 12 равных частей, называемых полутонами. Это называется равномерной темперацией.

О темперации.

Второй обертон звучит в три раза выше основного звука и образует натуральную квинту. Темперированная квинта состоит из 7 полутонов и отличается от натуральной. Например, частота звука «ля» равна 220 Гц. Звук на октаву выше звучит на частоте 440 Гц, на октаву и натуральную квинту выше – на частоте 660 Гц, на две октавы – на частоте 880 Гц. Чтобы найти частоту темперированной квинты, надо интервал октавы разделить на 12 частей и взять 7. Получаем 440 + (880-440)*7/12 = 696.67 Гц. Натуральная квинта звучала бы чище, но это сильно ограничило бы нас количеством звуков, подходящих к основному. В музыке можно было бы использовать только несколько близких друг другу тональностей. Равномерная темперация позволяет использовать больше звуков, но с небольшой погрешностью. Темперированные инструменты появились во времена Иоганна Себастьяна Баха. Он написал цикл пьес «Хорошо темперированный клавир» во всех 24 тональностях, мажорных и минорных от каждой из 12 нот. Немного более подробно обертоны и темперация описаны в

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...