Мужественные люди кто. Герои нашего времени — подвиги обычных людей

Душа человека и народа содержит мужскую и женскую природы. Мужское начало является носителем активности, деятельности самих по себе. Вечная женственность – это потенция бытия, материя, начало пассивное, охранительное. Подлинно творческий акт гармонично соединяет оба начала: материя и безграничные возможности вечной женственности выявляются и оформляются активным действием вечномужественного . Душа, обладающая одним началом, – нежизнеспособна, при сверхдоминировании одного из них – душа ущербна. Предельно женственное существо обречено на пассивность, непроявленность, неоформленность. Гипертрофированно мужественное существо тяготеет к разрушению, вплоть до самоистребления. Степень выраженности мужского и женского начал, а также их баланс и гармоничность отношений друг с другом во многом определяют природу и характер человека и народа. В богатых душах сильно выражены оба начала, в наиболее цельных – одно из них преобладает, не подавляя другого. Творческая душа является амбивалентной, с некоторым преобладанием мужского, ибо женское открывает глубины бытия, а мужское призвано в творческом акте объять и оформить материю. Сильное проявление обоих полюсов чревато внутренними противоречиями и неустойчивостью общего состояния, их доминирование может меняться – отчего душа склонна к перманентной двойственности.

Можно определить душу, например, греческого народа как явно амбивалентную, в которой мужская и женская природы предельно выражены и развиты, при этом доминирование одной из них меняется. Поэтому греческий творческий гений проявил себя во многих областях культуры, философии, литературы, а также в общественном и государственном строительстве. Излишняя женственность греческой души сказывалась в культе мужской любви, с одной стороны, и института гетер – с другой. Греческая женственность не позволила создать сильную государственность, способную защитить независимость народа. Понадобилась реакция на женскую расслабленность греческой души мужественной македонской составляющей, чтобы греческая культура не только сохранилась, но и была волевым образом распространена Александром Македонским почти на всю ойкумену.

В сравнении с амбивалентными греками характер римлян был монистичен, в нем преобладала мужественная составляющая. Это позволило им завоевать огромные территории, создать величайшую империю. Но гипертрофия мужского начала перекрыла возможности для культурного творчества, отчего римляне остались эпигонами греков во всем, кроме права, которое выражало стремление мужского начала оформить достижения римской цивилизации.

В немецком народе сильно выражена женственная стихия, что способствовало созданию великой и многогранной германской культуры. Но преобладало в германском духе мужское начало, которое способствовало, с одной стороны, многим завоеваниям, с другой, наделяло немецкий характер и образ жизни рационализмом, упорядоченностью и стабильностью (немецким порядком ), позволявшим народу сохраниться вопреки внутренним противоречиям и внешним угрозам. Нередко мужское начало чрезмерно доминировало в немецкой душе, и немецкая воля к наведению порядка обращалась во вне.

«Перед немецким сознанием стоит категорический императив, чтобы все было приведено в порядок. Мировой беспорядок должен быть прекращен самим немцем, а немцу все и вся представляется беспорядком. Мировой хаос должен быть упорядочен немцем, все в жизни должно быть им дисциплинировано изнутри. Отсюда рождаются непомерные притязания, которые переживаются немцем как долг, как формальный, категорический императив» (Н.А. Бердяев). Это писалось в годы Первой мировой войны, за два десятилетия до апогея немецкого расизма.

Конечно, мужественный германский дух видел в безбрежных просторах России только «вечно бабье в русской душе», что было причиной войн и сложных отношений Германии с русским Востоком. «Немцы давно уже построили теорию, что русский народ – женственный и душевный в противоположность мужественному и духовному немецкому народу. Мужественный дух немецкого народа должен овладеть женственной душой русского народа. Вся теория построена для оправдания германского империализма и германской воли к могуществу. В действительности русский народ всегда был способен к проявлению большой мужественности, и он это докажет и доказал уже германскому народу. В нем было богатырское начало. Русские искания носят не душевный, а духовный характер. Всякий народ должен быть мужественным, в нем должно быть соединение двух начал» (Н.А. Бердяев).

По этим же причинам очень разнятся немецкая и русская религиозность, причем русское религиозное мироощущение гораздо ближе к христианскому, чем немецкое. «Это чисто арийская, антисемитическая религия, религия гладкого и пресного монизма, без безумной антиномичности, без апокалипсиса. В этой германской религии нет покаяния и нет жертвы. Германец менее всего способен к покаянию. И он может быть добродетельным, нравственным, совершенным, честным, но почти не может быть святым. Покаяние подменяется пессимизмом. Германская религия относит источник зла к бессознательному божеству, к изначальному хаосу, но никогда не к человеку, не к самому германцу. Германская религия есть чистейшее монофизитство, признание лишь одной и единой природы – Божественной, а не двух природ – Божественной и человеческой, как в христианской религии… Немецкая монистическая организация, немецкий порядок не допускают апокалиптических переживаний, не терпят ощущений наступления конца старого мира, они закрепляют этот мир в плохой бесконечности. Апокалипсис германцы целиком предоставляют русскому хаосу, столь ими презираемому. Мы же презираем этот вечный немецкий порядок» (Н.А. Бердяев).

Драма русского народа в том, что он наделен явно творческой душой со всеми сложностями и противоречиями амбивалентного характера . Мужское начало по большей части преобладало в русской душе, ибо без этого невозможно было бы защититься от бесконечных нашествий, освоить безбрежные просторы, создать огромное государство и великую культуру. Но доминирование не было чрезмерным, поэтому русский народ не стремился к завоеваниям и не угнетал присоединенные народы. Возвышение мужского начала было нестабильным, иногда женская стихия перехлестывала, и русская жизнь погружалась в состояние безвольности, рассредоточенности, неупорядоченности, что заканчивалось распадом и русским бунтом . Сверхнапряженная судьба требовала от народа напряжения мужского характера, но угнетала мужскую составляющую и провоцировала разлив женственной стихии. Если душе не хватает сил мужественно сопротивляться невзгодам, она склонна защититься от них в женственной демобилизации, расслабленности, слабохарактерности, в истерическом вытеснении реальности в фантазмы.

Женственная доминанта выражается в том, как русский человек именовал свою Родину – матушка Русь , или главную свою реку – Волга-матушка . Иван Ильин отмечал, что женственная стихия в русском народе усиливалась влиянием безграничных и разнообразных пространств, настраивающих на ощущение беспредельного многообразия, оттачивающих душевную чуткость. Вместе с тем, борьба за существование в суровом, резко меняющемся климате культивировала мужественную активность, закаленность. «Беспредельное... стремится к вам в душу отовсюду, заставляя ее изведать, стать причастной к этой безграничности, бесформенности, неисчислимости богатства. Нервная система в таком случае напряжена и как бы заряжена, становится предельно чувствительной и вынуждена, именно вынуждена, к поиску и обретению равновесия. Жизнь становится интенсивной и цепкой, протекая, тем не менее, в эпическом спокойствии. Человеку приходится постоянно зреть, вникая во все, что происходит вокруг. В результате он становится интуитивно богаче, приспособленнее, изобретательнее, напористее. К этому надо присовокупить еще и славянский темперамент , особенно склонный к интенсификации» (И.А. Ильин). К тому же «славянская, неброско-гармоничная, благожелательно настроенная душа» прошла грозную школу татаро-монгольского ига, способствующую стремлению к христианскому очищению и самоуглублению. В результате судьба народа способствовала тому, что русская душа «в избытке вобрала в себя и целиком поглотила лучи вечно-женственного, подвергнувшись лучам вечно-мужественного в гораздо меньшей, более ограниченной мере» (И.А. Ильин).

О чрезмерной женственности русской души писал и Н.А. Бердяев: «Великая беда русской души в... женственной пассивности, переходящей в “бабье”, в недостатке мужественности, в склонности к браку с чужим и чуждым мужем. Русский народ слишком живет в национально-стихийном коллективизме, и в нем не окрепло еще сознание личности, ее достоинства и ее прав. Этим объясняется то, что русская государственность была так пропитана неметчиной и часто предавалась инородным владычествам». Эта характеристика верна по отношению к ослабленным и болезненным состояниям национальной души. Суровые условия не допускали женственной изнеженности, безвольной неперсонифицированности. Что касается пропитанности неметчиной, то женственная открытость русской души в гармоничном сочетании с мужественностью позволяла принимать влияния и вливания, сохраняя самоидентификацию. Из инородных владычеств, которые готовы были бы принимались народом, было только одно – польское в Смутное время XVII века, в силу патологии мужского и болезненной гипертрофии женского. В остальных случаях владычества заканчивались волево-мужественным прекращением.

Женственная природа в национальной душе раскрывалась и утончалась в истории. «Внутренний жизненный акт становился в структуре своей все чувствительнее и созерцательнее, все восприимчивее и мечтательнее, все мелодичнее и поэтичнее, все глубже верующим и молящимся, все более экстенсивным и пассивным; во всех аспектах жизни – созерцательно-спокойным, не склонным к соблюдению жестких правил обихода, способным к долготерпению, ярко проявляющим свою волю в делах службы и исполнительства, чувствующим себя счастливым только в откровенном, нараспашку, излиянии своего сердца другому, а также взыскующим, из глубочайших внутренних побуждений, вокруг себя красоты – в слове, линии, строении, краске, напеве» (И.А. Ильин). При этом характер народа не коснеет, но «оказывается предельно гибким, податливым ковке, разнообразным. Вечно-женственное, собственно, и делает его гибким, многосторонним и ковким, – молот судьбы имеет в его лице благодарный, довольно стойкий материал духа» (И.А. Ильин).

Диалектика мужского–женского многое выстраивает в русской жизни: «Русская душа пронизана и оплодотворена лучом вечно-женственного, но везде, во всех сферах жизни ищет она норму вечно-мужественного... Вечно-женственное ей дано, а вечно-мужественное – задано» (И.А. Ильин). В этом измерении русская душа отличается от европейской, «которой постепенно угрожает декаданс вечно-мужественного: формализм, заорганизованность, чрезмерная трезвость, жесткая интенсивность, рационалистская проза, эмпиристский релятивизм, безверие, революционный и воинственный дух» (И.А. Ильин). Особым образом сказывается женская стихия в русском мужчине и мужественная стихия в русской женщине: «Русский мужик носит в себе задатки вечно-женственного по-мужски и мужским образом. Да, он склонен к соблюдению статус-кво, к пассивному и спокойному восприятию вещей как они есть, к спасительной хитроватости; он необычайно динамичен, быстр, наступателен; подумает, прежде чем что-либо сказать; семь раз отмерит, прежде чем раз отрезать... Добродушная, пассивная дрема – его слабость даже тогда, когда он необычайно деятелен... Только очень часто его мужеская интенсивность дремлет в нем в экстенсивной форме; центростремительное в нем ценит свой собственный гармонический покой и далеко не всегда принимает центробежный размах, но если случится такое – держись!» (И.А. Ильин).

Русскому человеку больше свойственно гармоничное сочетание мужского и женского, что придает характеру необычайную цельность: «Русский, чтобы хотеть, должен любить; чтобы верить, должен созерцать; чтобы бороться, должен любить и созерцать. Но в борьбу с ним лучше не вступать» (И.А. Ильин). Несмотря на богатство женской природы, «русский мужик не женственен, он мужественен и живет по всем нормам мужского естества... Но все жизненно-мужские проявления проистекают из недр сердечного созерцания, согреты лучами вечно-женственного, умерены ими, смягчены, облагорожены; вечно-женственные жизненные содержания цветут и светятся; вечно искомая мужская форма найдена, получила свое наполнение, достигла своего предназначения» (И.А. Ильин).

Русская женщина наделена богатой и трепетной женской природой. «С незапамятных времен русскую женщину изображают как существо чувствительное, сострадательное, сердечное, целомудренное, робкое, с глубокими религиозными убеждениями, упорным терпением и в известной мере подчиненной мужчине. Она любит, она служит, она страдает, она уступает» (И.А. Ильин). Жестокая судьба требовала от русской женщины проявлений и мужеской природы. «Судьба от нежного, как цветок, женского существа требует по-новому приспосабливаться к жизни, преобразовываться, требует мужской формы, воли, твердости характера, интенсивности. В дальнейшем все эти качества характера наследуются, постепенно совершенствуются, закрепляются – и проявляются. Буквально во всех сферах» (И.А. Ильин). Русская жизнь и русская литература переполнены образами волевых, решительных, деятельных женщин, «впитавших в себя вечно-мужественное, чтобы излучать его в более активной и творческой форме». Вместе с тем, «русская женщина умеет подать и реализовать свой ставший мужественным характер в форме вечно-женственного. Она пребывает цветком, она остается центростремительной, чувствительной и нежной, порой столь трогательно-нежной, что диву даешься, откуда в таком хрупком теле такая душевно-духовная мощь. Она скромна, естественна, дружелюбна, честна, легко возбудима, порою вспыльчива как порох, но никогда не впадает в состояние аффекта» (И.А. Ильин).

Внешние трагедии и внутренние драмы не могли не искажать душевный облик русского человека, в том числе и в области соотношения мужского и женского. Бунты и социальные смуты происходили в России из-за распада органичного соотношения этих начал в национальной душе. В такие периоды национальное «я» – центр самоидентификации народа – лишалось зиждительной кристаллизации и безвольно впадало то в тотально мужественные состояния – разнузданно разрушающие, то в беспросветно женственные – пассивно отдающиеся агрессивным посягательствам извне. Эти начала восставали друг на друга и в слепом самоистреблении сталкивали различные слои, классы и группы народа. Гражданская война зачинается в национальной душе и затем разливается по просторам страны.

Стихия маниакальной тирании Ивана Грозного – это болезненное проявление беспредельного самолюбия мужской природы, истребляющей не только своих жен, но и насилующей женственную природу народа. Опричники ограждались в «ордене-монастыре» от благотворного воздействия женственности. Раскол андрогинной природы национальной души привел, с одной стороны, к разнузданию зарвавшейся мужской стихии в опричнине, с другой – к женственному безволию правящего клана Шуйских. Роковое раскачивание разрушительного маятника в национальной душе не остановило мудрое правление Бориса Годунова. В Смуте XVII века можно увидеть разнузданную мужскую стихию казачества, разбойников и грабителей в своей стране, и женственную безвольность в противостоянии иноземцам. Мужская природа в народе деградировала в ту эпоху, не была способна к самозащите, а женская природа пала, для обретения какого-то порядка готова была отдаваться владычеству иноземной мужественности в лице самозваных «принцев». Только нижегородское ополчение явило примирение женственной жертвенности и мужской мудрости, воли, с чего начинается оздоровление национального тела – государства.

Тирания Петра I выразила уродливую гипертрофию мужского начала, насилующего женскую природу нации и ревниво истребляющего рядом с собой проявления здоровой мужской природы. Пример тому – убийство Петром I своего сына, царевича Алексея.

В последующую эпоху маятник качнулся в другую крайность: XVIII век оказался «бабьим веком», когда в хорошем и в плохом, в созидании и в разрушении первые роли играли женщины на троне. Мужчинам отводилась роль фаворитов или слуг венценосных дам.

В революциях 1917 года февралисты проявили аморфность, сменяющуюся истерической импульсивностью женственности характера, безответственные судороги которого ввергли страну в хаос. В ответ явился уродливо гипертрофированный мужской характер большевизма, с невиданно железной, безжалостной, тотально маниакальной волей.

Выход из новой смуты возможен через кристаллизацию и гармоничное воссоединение мужской и женской природы в национальной душе. Можно констатировать, что «проблема русского характера оставалась пока нерешенной: ему недоставало формы, активности, дисциплины. Вечно-женственное одаривало нас своими дарами; вечно-мужественному приходилось наверстывать: слабым оставался характер, слабой – организация, слабым – государство. И революция начала с превращения упадка в хаос, чтобы затем отдать бразды правления сверхмужескому волевому клубку безрелигиозного тоталитаризма. Моим твердым убеждением всегда было то, что есть только один верный способ санации существующего – изнутри, через вечно-женственное, через любовь, верность, терпение, молитву и чистоту помыслов… Революцию в России со всей ее чудовищностью, разнузданностью и низменностью одолеет и санирует русская женщина. Ведь революция в России произошла потому, что сверхмужеская доктрина свернулась в сверхмужеской Европе в яростный волевой клубок и избрала Россию – растерянную с парализованной вследствие войны волей – в качестве полигона для своих экспериментов» (И.А. Ильин). Женственная расслабленность в национальном характере была усилена до войны творческой элитой – в разлагающем мужественность культе декаданса.

Подлинное и всецелое национальное возрождение возможно через восстановление хрупкой андрогинной гармонии в народной душе. На пути к этому мы предшествующей историей приговорены к новым судорогам. Рецидивом патологических проявлений мужского начала был феномен Ельцина, который сыграл роль бульдозера-рушителя прежнего режима – вместе со страной. С другой стороны, истерическую, не способную к рефлексии и самоконтролю женственность проявляла творческая интеллигенция, с энтузиазмом отдающаяся волевому напору безальтернативного президента.

Эта сторона жизни в народной душе преисполнена драматизма и противоречий, что неизбежно при взаимоотношении ярко выраженных противоположных начал.

Любой народ переживает время активных войн и экспансий. Но есть племена, у которых воинственность и жестокость – неотъемлемая часть их культуры. Это идеальные воины без страха и морали.

Название новозеландского племени «маори» означает «обычный», хотя, по правде говоря, ничего обычного в них нет. Еще Чарльз Дарвин, которому довелось встретиться с ними во время своего путешествия на «Бигле», отмечал их жестокость, особенно по отношению к белым (англичанам), с которыми они сражались за территории во время маорийских войн.

Маори считаются автохтонным населением Новой Зеландии. Их предки приплыли на остров приблизительно 2000-700 лет назад из Восточной Полинезии. До прихода англичан в середине XIX века серьезных врагов у них не было, "развлекались" они в основном междоусобицами.

За это время сложились их уникальные обычаи, свойственные многим полинезийским племенам. Например, они отрубали головы плененным врагам и съедали их тела – так, по их верованиям, к ним переходила сила противника. В отличие от своих соседей – австралийских аборигенов - маори участвовали в двух мировых войнах.

Известно, что во время Первой мировой войны они с помощью своего боевого танца хака заставили противника ретироваться в ходе наступательной операции на Галлипольском полуострове. Этот ритуал сопровождался воинственными криками, топотом и устрашающими гримасами, что в буквальном смысле обескуражило врагов и дало маори преимущество.

В ходе Второй мировой войны маори сами настояли на формировании собственного 28 батальона.

Другой воинственный народ, который тоже повоевал на стороне британцев, – это непальские гурхки. Еще в колониальные времена англичане отнесли их к категории «самых воинствующих» народов, с которыми им пришлось столкнуться. По их словам, гуркхов отличала агрессивность в бою, храбрость, самодостаточность, физическая сила и пониженный болевой порог. У этих гордых воинов даже дружеское похлопывание по плечу считается оскорблением. Самим британцам пришлось сдаться под напором гуркхов, вооруженных одними ножами.

Неудивительно, что еще в 1815 году была развернута широкая кампания по привлечению гуркхских добровольцев в британскую армию. Бесстрашные воины быстро сыскали славу лучших солдат мира.

Они успели поучаствовать в подавлении восстания сикхов, в Афганской, Первой и Второй мировых войнах, а также в Фолклендском конфликте. Сегодня гуркхи по-прежнему являются элитными бойцами английской армии. Набирают их все там же – в Непале. И надо сказать, что конкурс, по данным портала modernarmy, сумасшедший - на 200 мест претендуют 28 000 кандидатов.

Сами британцы признают – гуркхи как солдаты лучше, чем они сами. Может, потому что они более мотивированы. Хотя сами непальцы утверждают, дело здесь совсем не в деньгах. Они гордятся своим воинским искусством и всегда рады применить его в деле.

Когда одни малочисленные народы активно интегрируются в современный мир, другие предпочитают сохранять традиции, даже если они далеки от ценностей гуманизма.

Например, племя даяков с острова Калимантан, которые заслужили страшную репутацию охотников за головами. Что скажешь, если по их традициям мужчиной можно стать, только добыв голову своего врага. По крайней мере, так было еще в XX веке. Народ даяков (по-малайски - «язычник») – это этническая группа, которая объединяет многочисленные народы, населяющие остров Калимантан в Индонезии.

Среди них: ибаны, кайяны, моданги, сегаи, тринги, инихинги, лонгваи, лонгхаты, отнадомы, сераи, мардахики, улу-айеры. До места проживания некоторых из них даже сегодня добраться можно только на лодке.

Кровожадные обряды даяков и охота за людскими головами официально были прекращены в XIX веке, когда местный султанат попросил англичанина Чарльза Брука из династии белых раджей как-то повлиять на народ, представители которого не знают иного способа стать мужчиной, кроме как отсечь кому-то голову.

Захватив в плен наиболее воинственных вождей, посредством политики кнута и пряника ему вроде бы удалось наставить даяков на мирный путь. Но люди продолжили бесследно исчезать. Последняя кровавая волна прокатилась по острову в 1997-1999 годах, когда все мировые агентства кричали о ритуальном каннибализме и играх маленьких даяков с человеческими головами.

Среди народов России одной из самых воинственных народностей являются калмыки, потомки западных монголов. Их самоназвание переводится как «отколовшиеся», ойраты означает "не принявшие ислам". Сегодня большая их часть проживает в Республике Калмыкия. Кочевники всегда агрессивнее земледельцев.

Предки калмыков – ойраты, жившие в Джунгарии, были свободолюбивыми и воинственными. Даже Чингисхану не сразу удалось подчинить их, за что он требовал полностью уничтожить одно из племен. Позже ойратские воины вошли в состав войска монгольского полководца, и многие из них породнились с чингизидами. Поэтому не без основания некоторые из современных калмыков считают себя потомками Чингисхана.

В XVII веке ойраты ушли из Джунгарии и, совершив огромный переход, достигли приволжских степей. В 1641 году Россия признала Калмыцкое ханство, и с этого времени калмыков постоянно стали набирать в русскую армию. Говорят, что боевой клич «ура» когда-то произошел от калмыкского «уралан», означающего «вперед». Особенно они отличились в Отечественной войне 1812 года. В ней участвовали три калмыцких полка численностью более трех с половиной тысяч человек. За одну только Бородинскую битву более 260 калмыков были удостоены высших орденов России.

Курды наряду с арабами, персами и армянами являются одним из древнейших народов Ближнего Востока. Проживают они в этногеографической области Курдистан, которую после Первой мировой войны поделили между собой Турция, Иран, Ирак и Сирия.

Язык курдов, по мнению ученых, принадлежит к иранской группе. В религиозном плане единства у них нет – среди них встречаются мусульмане, иудеи и христиане. Курдам вообще сложно друг с другом договориться. Еще доктор медицинских наук Э.В. Эриксон отмечал в своей работе по этнопсихологии, что курды – народ беспощадный к врагу и ненадёжный в дружбе: «Уважают они только себя и старших. Нравственность их вообще очень низка, суеверие чрезвычайно велико, а настоящее религиозное чувство развито крайне слабо. Война – их прямая врождённая потребность и поглощает все интересы».

Насколько в наши дни актуален этот тезис, высказанный в начале XX века, сложно судить. Но тот факт, что они никогда не жили при собственной централизованной власти, дает о себе знать. По словам Сандрин Алекси из Курдского университета в Париже: «Каждый курд - король на своей горе. Поэтому они ссорятся друг с другом, конфликты возникают часто и легко».

Но при всей своей бескомпромиссности друг к другу курды мечтают о централизованном государстве. Сегодня «курдский вопрос» - один из самых острых на Ближнем Востоке. Многочисленные волнения, устраиваемые курдами с целью добиться автономии и объединиться в одно государство, продолжаются с 1925 года. С 1992 по 1996 год они вели гражданскую войну на севере Ирака, перманентные выступления до сих пор возникают на территории Ирана. Одним словом, «вопрос» висит в воздухе. Сейчас единственное государственное образование курдов с широкой автономией – это Иракский Курдистан.

Притчи народов мира

Что нужнее всего в бою (индийская притча)

Однажды Акбар спросил Бирбала:
— Что нужнее всего в бою?
Бирбал ответил:
— Повелитель Вселенной! Нужней всего мужество!
— А сила, а оружие? Или ты о них забыл? — сказал Акбар.
— Государь! Если в сердце воина нет мужества, не помогут ему ни сила его, ни оружие, - ответил Бирбал.

Сергей Половников

Мужество

Под мужеством обычно понимают качество человека стойко переносить трудности, доводить до конца начатое дело, не поддаваясь обстоятельствам, даже преодолевая, может быть, и физические страдания.

Мужество в более частном понимании - это набор качеств, присущих именно мужчине. В более широком понимании мужество - это способность человека оставаться Человеком в любых испытаниях и потрясениях, даже если они угрожают его здоровью и самой жизни. С этой точки зрения считается, что даже женщина может быть мужественной. «Будьте мужественной», «мужайтесь» - говорят ей в трудные моменты жизни, давая силы, чтобы пережить потрясение.

Итак, мужество - это такое поведение, когда человек действует, не поддаваясь страху, отчаянию и прочим негуманоидным состояниям. Значит ли это, что мужественный человек не знает страха? Конечно, нет. Ведь страх - это реакция человека на опредёленные сигналы. С одной стороны, сигналы записанного в физическом теле инстинкта самосохранения. Такой страх присущ и животным.

С другой стороны - это сигналы личности, которая оценивая ситуацию, делает для себя неблагоприятный прогноз, предполагая, что события будут развиваться угрожающим для неё образом. Обычный человек подвержен действию страха. Могут не испытывать страха люди с определёнными психическими отклонениями. Эго такого человека, полностью захватившее физическое тело, иногда с помощью алкоголя или наркотиков блокирует сигналы опасности, идущие от тела, не даёт им пробиться к осознаванию. Если ещё при этом эго имеет агрессивные, маниакальные черты, то оно толкает человека на безрассудные поступки, бессмысленный риск. Здесь мужеством и не пахнет.

У мужественного человека страх становится сигналом, предупреждающим об опасности, индикатором, помогающим выбрать адекватную линию поведения.

Аналогичная ситуация происходит, когда и другие негуманоидные качества пытаются подчинить себе человека. Например, отчаяние - когда рушатся жизненные опоры, устоявшиеся стереотипы. Человеку нужно мужество, чтобы отказаться от старых внутренних подпорок и перейти к новому мироощущению. Жадность - для кого-то требуется немалое мужество, чтобы отказаться, если надо, от $10 (а может, и $10 млн.). Самоутверждение - мужественный спортсмен отказывается от нечестной победы. То же и для других качеств.

Мужество - это способность человека оставаться Человеком в любых ситуациях, постоянный осознанный выбор в пользу порядочности, честности, искренности. Это выбор, который делается не только в серьёзных испытаниях или поворотных событиях, но и в мелочах, повседневно. Именно в так называемых мелочах растёт по каплям запас мужества и сил.

Встать пораньше, вырвавшись из сладких объятий сна, сделать разминку, преодолевая засасывающую инерцию, вылить на себя тазик холодной воды - это повседневное, «бытовое» мужество. Оно же проявляется и в безупречном выполнении каждодневных дел, взятых на себя обязанностей, в доведении до завершения начатого и реализации построенных планов. Кому не знакома такая ситуация: вначале новое интересное дело привлекает, манит возможностями. Потом начинаются трудности, возникают невидимые ранее обстоятельства, кем-то не выполняются обещания, кто-то слегка обманул или подвёл. Дело начинает чахнуть и становится как бы никому не нужным. Конечно, нужно мужество, чтобы вкладывать свои силы, сердечную энергию и «толкать» дело. И ведь что обидно - никто при этом не видит, как много ты работаешь и на какие жертвы идёшь, и никто не узнает о твоём «героизьме»!

Мужества требует любое проявление искренности, особенно, когда дело касается необходимости осознавания или признания своих недоработок, наличия у себя разрушительных черт характера.

Мужество находит своё проявление и во внешнем облике человека, манере его поведения. Такие люди не суетятся, так как им не нужно никем казаться и производить на кого-то впечатление. Они скромны, немногословны, спокойны и уравновешенны. Они достаточно открыты и чутки и поэтому способны на ласку и нежность. Это люди, на которых можно положиться, которым можно доверять. Их внутренний стержень даёт им силу. Внешнее проявление мужества можно назвать мужественностью.

Мужественный человек не предаст. Рядом с ним спокойно и надёжно. Он отвечает за свои решения, за свой выбор. Вы не встретите мужественного человека, жалующегося на обстоятельства и препятствия, или упрекающего кого-либо в «неправильном» по отношению к нему поведении.

Ещё об одном аспекте мужества: мужество коллективное или одиночное. Когда группа людей делает одно дело, то каждый выполняет свою задачу, являющуюся частью общей. Мужество коллективное складывается из мужества каждого из участвующих. При этом каждому из них, с одной стороны, тяжелее, чем если бы он был один, а с другой стороны - легче. Тяжелее потому, что есть ответственность за успех общего дела и за жизнь всех других, ибо малодушие одного может свести на нет усилия всех и даже погубить их. А легче потому, что твои товарищи своим присутствием всегда помогут. Твой внутренний стержень, слитый с общим стержнем друзей, становится более устойчивым и прочным, если ты действительно искренно работаешь на общее дело.

Что помогает человеку быть мужественным? Любовь во всех её проявлениях. Любовь к женщине, любовь к Родине, любовь как Идея Жизни и её движущая сила, любовь как способ человеку быть Человеком.

В наше время нередко можно слышать про мужество. При том иногда таким качеством наделяют даже представительниц прекрасного пола. У каждого из нас будет свое мнение относительно того, правильно это или нет. Что такое мужество, как выглядит мужественный мужчина предлагаем узнать сейчас.

Мужество - что это?

Принято считать, что обладающий таким качеством характера человек действительно сильный и волевой. Мужество – это одна из положительных черт каждого , проявляющаяся в готовности прийти на помощь не только себе и своим близким, а и даже посторонним людям. Такое благородное качество характера может проявляться в любой сфере жизни:

  • в коллективе;
  • на работе;
  • в общественной жизни;
  • на войне.

В чем проявляется мужество? У каждого из нас свое понимание того, какой поступок можно считать мужским. Однако большинство мужчин и женщин склоняются к тому, что мужественный поступок проявляется в смелости и готовности пожертвовать собственной жизнью для блага других людей. Примером такого поступка может быть спасение человека во время пожара или же какого-либо стихийного бедствия. Хотя для кого-то такое проявление храбрости может показаться нормальным человеческим шагом, то для других это действительно достойный уважения подвиг.

Для чего нужно мужество?

Кто-то хорошо живет без этого , а для кого-то это уже стало жизненным принципом. Такие мужественные люди встречаются везде:

  1. Во время стихийного бедствия. Иногда можно наблюдать, когда не очень физически сильные, но действительно храбрые люди спасают тех, кто оказался в беде.
  2. На войне. Даже здесь можно различить сильных смелых людей и трусов, которые готовы предать друга в трудную минуту.
  3. В повседневной жизни. Порой случается так, что человеку угрожает опасность, но только единицы могут прийти на помощь и помочь пострадавшему. Таких смелых людей вполне заслуженно можно назвать мужественными.

Какое бывает мужество?

Выделяют такие виды мужества:

  1. Психологическое – способность человека увидеть себя не таким каким он есть на самом деле, признавая свои достоинства и недостатки. Такое мужество человека позволяет очертить стратегию своего развития и жизни.
  2. Гражданское – способность защитить себя, а также собственные права в обществе, на работе, в коллективе. Такие люди не боятся казаться не такими как все и отстаивать собственные права.
  3. Боевое или инстинктивное – готовность человека вступить в драку. Это, прежде всего, психологическая способность. Такое мужество может быть врожденным, но часто корректируется при воспитании. Здесь многое зависит от родителей и всех тех людей, которые принимают участие в .

Как стать мужественным?

Бывает и так, что человек не обладает такими качествами характера, но у него есть желание узнать что такое мужество, став храбрее и смелее. Можно развить в себе такие черты и стать действительно сильной и волевой личностью. Для этого необходимо:

  1. Повысить самооценку. Понятно, что неуверенный в себе человек вряд ли сможет кого-то защитить и доказать окружающим, что он мужественный человек.
  2. Обучиться боевым искусствам. Особенно это будет актуально для мальчиков. Так если ребенок с ранних лет будет расти сильным и сумеет постоять за себя, то для него не будет проблемой защитить других.
  3. Научиться быть неравнодушным к окружающим и происходящему вокруг. Такие люди не могут оставаться позади, если кто-то оказался в беде.

Мужество в наше время

Встретить человека, который действительно готов прийти на помощь тому, кто в беде, можно и сейчас. Проявляется мужество в наши дни не только во время военных действий, а и в повседневной жизни. Мужественный человек никто не откажет, если его попросят про помощь. При том порой такие люди помогают окружающим без просьбы, а просто видя такую необходимость.

Каждый из нас может назвать массу примеров того, как не обладающий особой физической силой человек спасает ребенка во время пожара или же защищает пострадавшего на улице. Помимо того, мужественные поступки очень часто можно наблюдать на войне, когда человек способен доказать, что он готов ценой собственной жизни защитить другого. Мужество – это качество характера человека, который ежедневно преодолевает сложности в жизни для блага своих близких.

Что такое мужество в православии?

Положительно говорит про такие качества как мужество и благородство православие. Под такими качествами религия понимает жертвенность, способность человека прийти на помощь в трудную минуту. При этом под данными терминами понимают не дерзость и не лихость. Так мужественным можно назвать человека, готового жертвовать многим для своей семьи. Когда человек готов прийти на помощь тем, кто оказался в беде, его тоже можно назвать мужественным и даже героем. Под мужеством православие понимает благодетель, которая заключается в проявлении любви к окружающим.

Мужественные люди - наиболее определение героев нашей сегодняшней подборки. Они жили и едва не умирали в таких обстоятельствах, о которых нам страшно даже подумать. Они сражались в войнах, танцевали со смертью, совершали акты чудесного героизма и выживали, чтобы рассказать об этом.

Хью Гласс (Hugh Glass)

В 1823 году во время охоты на дичь, вдоль берега Гранд-Ривер (Grand River) вместе со своими друзьями звероловами, Гласс столкнулся лицом к лицу с медведицей гризли и её медвежатами. Оказавшись без своей винтовки под рукой, он не смог помешать медведице чуть ли не разодрать его на куски. Она оставила глубокие рваные раны на его лице, груди, руках и спине. Удивительно, но Гласс смог её отпугнуть при помощи одного только охотничьего ножа. К сожалению, они были на враждебной индейской территории, и Гласс был настолько ранен, что его товарищам охотникам, не оставалось ничего кроме как накрыть его умирающее тело и оставить его позади. Но Гласс не умер. Он пришёл в сознание, вправил свою сломанную ногу, завернулся в шкуру медведя и пополз вдоль берега реки. У Гласса были свои заминки. В какой-то момент ему пришлось собрать личинки с гниющего бревна, чтобы они объели его омертвевшую плоть на ноге, чтобы избежать гангрены. Ему приходилось убивать и кушать змей для того, чтобы поддержать себя. Тем не менее, спустя шесть недель (шесть недель!) он достиг цивилизации, живым и в добром здравии.

Симо Хяюхя (Simo Hayha)

Его прозвали «Белая Смерть» (The White Death). Симо был финским снайпером, который, по сути, превратил жизнь советских солдат в ад во время Второй мировой войны. Во время Советско-финской войны 1939-40-ых годов Симо помогал отбивать советских захватчиков единственным способом, который он знал, стреляя в них с большого расстояния. В течение всего лишь 100 дней Симо совершил 505 убийств, причём все они были подтверждены. Русские, будучи сбитыми с толку, послали снайперов в контратаку и стреляли в Симо артиллерией, но они не смогли его остановить. В конце концов, русский солдат выстрелил в лицо Симо. Когда они нашли его, Симо был в коме, и половина его щеки отсутствовала, но он отказался умирать. Он пришёл в себя и стал дальше жить полноценной жизнью, разводя собак и охотясь на лосей. Когда его спросили, каким образом он научился так хорошо стрелять, Симо сказал то, что является самой недооценённой вещью в истории человечества: «практика».

Самуэль Виттемор (Samuel Whittemore)

Виттемор был истинным патриотом, и, как многие другие, он с радостью сражался за свою свободу против англичан во время Войны за независимость США. Единственная разница между остальными мужчинами и Самуэлем заключалась в том, что Виттемору было на тот момент 78 лет. До этого Виттемор служил рядовым на Войне короля Георга (King George’s War) и помогал при захвате Крепости Луисбург (Fort Louisburg) в 1745 году. Некоторые полагают, что он также участвовал в Франко-индейской войне (French and Indian War), когда ему было 64 года.Он также в одиночку убил трёх британских солдат на своих полях с помощью винтовки и своего дуэльного пистолета. За его старания ему выстрелили в лицо, нанесли ранение штыком, и оставили умирать. Он отказался умирать, и на самом деле, полностью выздоровел и прожил до зрелого возраста 98 лет, когда, по-видимому, Бог решил, что ему не хочется видеть, как 150-летний мужчина сражается в Гражданской войне (Civil War).

«Сумасшедший Джек» Черчилль (“Mad Jack” Churchill)

У Джона Черчилля был девиз, и это само по себе является довольно крутым потому что, у кого в наши дни есть свой собственный девиз? Во всяком случае, Черчилль говорил: «Любой офицер, который начинает сражение без своего меча - неправильно одет». И «Безумный Джек» поддерживал свои слова делом. В то время как менее храбрые люди использовали оружие, «Безумный Джек» использовал лук со стрелами и меч, чтобы убивать нацистов. Именно так, он считал, что огнестрельное оружие придумано для трусов. «Безумный Джек» является единственным солдатом во Второй мировой войне, который убивал врагов луком и стрелами. Чего только стоит тот факт, что этот парень взял свою волынку в бой, и однажды повёл отряд на вражескую позицию, играя на ней, более того, он был единственным, кто пережил это сражение! Он также проник в Сицилию и взял в плен 42 солдата и минометную команду. В то время как большинство хотели, чтобы война закончилась, Черчилль этого не желал, говоря: «Если бы не было этих проклятых янки, мы могли бы вести войну ещё с десяток лет».

Бханбхагта Гурунг (Bhanbhagta Gurung)

Англичане наградили Бханбхагту Крестом Виктории (Victorian Cross) за его усилия во Второй мировой войне. Что же такого особенного он сделал? Ну, начнём с того, что он спас всю свою бригаду от вражеского снайпера, спокойно встав и выстрелив в него, в то время как его подразделение было в осаде. На этом он не остановился, бросился во вражеский окоп, чтобы подорвать врагов гранатой (без приказа, и в одиночку), затем он прыгнул в следующий окоп (где, как мы предполагаем, два японских солдата были в полном недоумении) и заколол их штыком до смерти. Окрылённый своим успехом, он очистил ещё два окопа, убивая врагов гранатами и штыками. Ах да, мы забыли упомянуть, что всё это происходило под пулемётным обстрелом, который обрушивался на него и его товарищей из пулеметного бункера. Бханбхагта решил и эту проблему, он отправился из окопа в бункер, прыгнув на крышу и забросив гранату в бункер. Затем он влетел в бункер и взял в плен последнего японского солдата.

Августина Арагонская (Agustina of Aragon)

Августина находилась на пути к форту, чтобы доставить яблоки испанским солдатам во время Испанской войны за независимость (Spanish War of Independence), когда она обнаружила их отступающими на фоне французской атаки. Она побежала вперед и начала заряжать пушки, пристыдив солдат настолько сильно, что они, должно быть, почувствовали себя обязанными вернуться к бою. С её помощью они отбились от французов. Она была, в конечном счете, взята в плен, но бежала и стала лидером отряда партизан. Она даже служила в качестве командира батареи в Битве при Витории (Battle of Vitoria). Люди называли её испанской Жанной д"Арк (Joan of Arc), и это было заслуженной честью.

Джон Фэрфакс (John Fairfax)

Когда ему было 9 лет, Джон Фэрфакс решил спор с помощью пистолета. Он был исключён из бойскаутов за стрельбу в другую группу из огнестрельного оружия. В 13 лет он убежал из дома, чтобы жить как Тарзан в джунглях Амазонки. Когда ему было 20 лет, он решил покончить жизнь самоубийством - посредством съедения ягуаром! Он взял с собой пистолет на случай, если он передумает, что он и сделал, и он впоследствии застрелил и освежевал животное. Он провёл три года в качестве пирата, после попытки путешествовать на велосипеде и автостопом по всей Южной Америке. Затем, в конечном счёте, он в одиночку переплыл в лодке Атлантический океан, а затем Тихий океан в тандеме с другом.

Миямото Мусаси (Miyamoto Musashi)

Миямото был святым с мечом, воином Кэнсай (kensai) в Японии в конце 16 и начале 17 века. Он провёл свой первый поединок, когда ему было 13 лет. Очевидно, ему понравилось сражаться, потому что он провёл свою жизнь, блуждая по сельской местности и сражаясь с людьми. Под конец жизни он принял участие и победил более чем в 60 поединках. Он тренировался в школе Ёсиока-рю (Yoshioka ryu), а затем вернулся и уничтожил её, видимо, потому что он мог это сделать. Однажды он сражался в довольно знаменитом поединке против Сасаки Кодзиро (Sasaki Kojiro), известного мастера меча, который использовал двуручный меч. Это по-видимому, не запугало Миямото, потому что он победил Сасаки при помощи маленького деревянного посоха, который он вырезал по дороге на поединок. В конце концов, Миямото заболел и удалился в пещеру, где и умер. Он был найден, преклонившим колени с мечом на руках.

Доктор Леонид Рогозов

Доктор Леонид Рогозов служил в Антарктике в 1961 году, когда у него развился перитонит. Ближайший хирург, который мог удалить аппендикс был на расстоянии более чем тысячи километров, и огромная метель должна была вот-вот начаться. Если бы аппендикс не был бы вскоре удалён, он бы умер. Не имея другого выбора, он решил, что лучше всего будет удалить его самостоятельно. Рогозов использовал зеркало, немного новокаина, скальпель, а также двух необученных ассистентов и сделал себе разрез. Ему потребовалось два часа и железная воля, но аппендэктомия прошла успешно. Рогозов был, в конечном счете, награжден Орденом Трудового Красного Знамени Советским Союзом, потому что вы обязаны чем-то наградить парня, который разрезал самого себя и достал из себя орган.

Адриан Картон ди Виарт (Adrian Carton de Wiart)

Вы можете думать, что вы крепкий орешек, но по сравнению с Адрианом Картоном ди Виарт любой человек будет казаться лужей липкой человеческой плоти. Адриан сражался в трёх войнах, в том числе в Англо-бурской войне (Boer War), Первой мировой войне, и, конечно, во Второй мировой войне. Он пережил две авиакатастрофы и получал огнестрельные ранения в голову, лицо, живот, лодыжки, бедра, ноги и ухо. Он был взят в плен во время Второй мировой войны и сумел совершить пять попыток побега из лагеря для военнопленных. В конечном итоге ему это удалось, когда он прорыл туннель из тюрьмы и избегал поимки в течение восьми дней, выдавая себя за итальянского крестьянина. Мы уже говорили, что ему на тот момент был 61 год, он не говорил по-итальянски, у него не было одной руки, и он носил повязку на глазу? Ах да, есть ещё история о врачах, которые отказывались ампутировать Адриану пальцы, поэтому он сделал самую логичную вещь, и откусил их. После Первой мировой войны ди Виарт написал: «Откровенно говоря, я наслаждался войной». Не может быть.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...