Разбираемся в воинских званиях. Как наш старший мичман с Главкомом общался (1 фото) Мичман в армии

Я уже не раз замечал, что в нашей стране, прошедшей массу самых страшных и суровых испытаний, связанных именно с участием Вооруженных Сил, где до недавнего времени практически все мужское население проходило службу в Армии (в собирательном значении этого понятия), а сегодняшняя обстановка в ней (Армии) и ее судьба не обсуждается разве что только самыми ленивыми, народ совершенно не знает и не разбирается в воинских званиях.
В кинофильме «Рожденная революцией» приведен замечательный пример. Когда убеленный сединами главный герой, генерал милиции (правда, одетый в гражданский костюм) в самолете случайно встречается с преступником, которого он арестовывал много лет назад, между ними сам собою возникает обычный для такой ситуации разговор по типу «Как жизнь? Как дела?»
- Вы, поди, уже майо-ор? – Спрашивает преступник, многозначительно показывая на плечо и складывая пальцы кольцом, подразумевающим большую генеральскую звезду (имея в виду «генерал-майор»).
- Лейтена-ант! – Отвечает герой (тоже подразумевая «генерал-лейтенант»*).
Через некоторое время женщина – соседка героя – с нескрываемой иронией замечает:
- В Вашем возрасте можно было бы иметь звание и повыше. Ну, хотя бы «старший лейтенант»!
А уж если речь заходит о флотских званиях, то в них путаются не только гражданские люди, но и сухопутные военные.
Как-то, помнится, когда я уже был капитаном первого ранга, но, как и герой предыдущего сюжета, был одет в гражданский костюм, кто-то, не помню уже, кто именно, обращаясь ко мне, произнес такую фразу:
- Вы, капитан…
- Я не капитан, а капитан первого ранга, - поправил я его.
- Какая разница, какого Вы ранга?! Капитан он и есть капитан! – Весьма заносчиво возразил мой оппонент.
- Ошибаетесь: капитан первого ранга – это полковник, - пришлось несколько просветить его. - А в царском флоте, в общем-то, будучи практически равными, капитан первого ранга считался даже выше, поскольку при присвоении звания капитана первого ранга производили в дворяне, а полковников – нет!
- Мда? – Недоверчиво промычал мой визави и дальше обращался ко мне уже только по имени-отчеству.
Вообще, конечно, с флотскими званиями беда. Вот у сухопутных все понятно:
лейтенант,
старший лейтенант,
капитан,
майор,
подполковник,
полковник…
_____________________
* у генерал-майора на погоне одна большая шитая звезда, а у генерал-лейтенанта – две. Поэтому и звания эти установлены не в соответствии с уровнем «дабавок» (лейтенант – это почти первичное офицерское звание, а майор – это уже старший офицер), а в соответствии с количеством звезд

Есть, правда, в самом начале еще и младший лейтенант, но это звание сейчас практически не присваивают, давая старт офицерской жизни сразу с лейтенанта.
И знают эти звания практически все, поскольку в нашей армии они используются еще со времен Царя-Гороха. Вот с генералами – там похуже. Но их не так много, и общаться с ними приходится далеко не всем.
А у флотских! Лейтенант и старший лейтенант еще совпадают с армейскими, а дальше начинается полная катастрофа: вместо капитана какой-то капитан-лейтенант (причем тут лейтенант, если он уже капитан?!). А дальше и того хуже: вместо майора - капитан третьего ранга, вместо подполковника – капитан второго ранга, вместо полковника – капитан первого ранга… Почему у них вообще нет просто капитанов, если они связаны с кораблями? И почему, даже если им всех захотелось называть капитанами, у них существуют какие-то ранги, которые они начинают считать в обратном порядке и даже не в соответствии с количеством звездочек: одна звездочка – третий ранг, а три звездочки – первый ранг?!
А с адмиралами – так и совсем мрак!!! КОНТР-адмирал, ВИЦЕ-адмирал, а потом вдруг просто адмирал безо всяких приставок и прибавок, хотя он самый старший из них!
Правда, если захотеть и очень постараться, то можно найти этому вполне четкое объяснение.
Раньше эскадра парусных кораблей всегда ходила кильватерным строем, то есть один за другим. На первом – флагманском – корабле шел командующий эскадрой – адмирал. В середине строя кораблей шел его первый заместитель – ВИЦЕ (что и подразумевало «заместитель» или «второй») –адмирал, а на замыкающем корабле шел второй заместитель (не «второй», а «второй заместитель») командующего. И поскольку он находился на противоположном от командующего конце строя, он и назывался КОНТР (то есть «напротив») – адмирал.
То же происходило и с капитанами.
Дело в том, что ранги здесь соответствуют не количеству ступенек в служебной лестнице, на которые тебе удалось подняться – одна, две, три, - а, скорее, сортам – первому, второму и третьему, - под которыми подразумевается ранг или размер (водоизмещение, техническое оснащение и вооружение) корабля, которым ты командуешь. Самыми большими кораблями – крейсерами и линкорами, - то есть кораблями первого ранга, и командовали капитаны первого ранга. Соответственно, дальше, - ниже. Капитаны-лейтенанты, то есть самые младшие из капитанов, командуют самыми маленькими кораблями – торпедными катерами, малыми десантными кораблями или даже вспомогательными судами – кораблями четвертого ранга. Но, тем не менее, они все-таки командиры кораблей, поэтому, хоть и лейтенанты (то есть самые младшие), но все-таки КАПИТАНЫ!
Одна моя знакомая, в свое время, предложила свой, в общем-то не совсем лишенный смысла способ запоминания флотских офицерских званий, непосредственно увязывая их с… мужской потенцией.
Лейтенант, по ее мнению, - это молодой жеребец, чьи мужские способности измеряются производительностью циркуляционного насоса. Поэтому и звание его «ЛЕЙтенант».
Дальше идет старший лейтенант, у которого все то же самое, но он уже немного постарше и по возрасту, и по служебному положению, и по жизненному опыту. Поэтому и звание его «старший ЛЕЙтенант».
Капитан-лейтенант, как она считала, - это еще вполне молодой и на очень многое способный мужчина, но уже начавший остепеняться и задумываться в не самые подходящие моменты, что может приводить к некоторым непредвиденным обстоятельствам. Поэтому и звание его звучит как «кап-лей».
Капитан третьего ранга – уже постарше, возможностей поменьше, да и порой их совершенно не трудно пересчитать, поэтому звание его «кап-ТРИ».
Капитан второго ранга и капитан первого ранга, соответственно: «кап-ДВА» и «кап-РАЗ».
А вот дальше идут адмиралы, которые по ее классификации именуются в общем «аТЪмирал» безо всякой градации, поскольку «аТЪмирал» он и есть «АТЪМИРАЛ»!!!
Но есть в нашем флоте еще одно звание, которое приводит в замешательство очень многих. Это «мичман». Вообще-то оно равняется армейскому «прапорщик». А «прапорщик» в переводе на русский язык означает «знаменосец». Ясное дело, что знаменосец – это один из лучших, если не самый лучший боец, но иметь очень высокое воинское звание он не может, поскольку в таком случае будет уже, скорее всего, не знаменосцем, а командиром.
А вот «мичман»!!! Никакому анализу, сравнениям и прочему это звание не поддается. Некоторые еще помнят, что когда-то это было первое офицерское звание (смотрели, быть может, в раннем детстве кинофильм «Мичман Панин», или слышали от кого-нибудь). Но что оно означает и с чем его можно сравнить, к чему приравнять, не представляют. А все неизвестное и незнакомое, как водится, покрывается таинственностью и вызывает трепет. Поэтому и «мичман» у многих, в том числе и у сухопутных военных, ассоциируется с чем-то еще более высоким, важным и страшным, чем «адмирал».

Как-то во время одного из флотских учений на Краснознаменном Северном флоте, проходившем под руководством Главнокомандующего Военно-Морским Флотом Адмирала Флота Советского Союза С.Г.Горшкова, тыл одной из флотилий атомных подводных лодок был развернут в маневренный пункт базирования прямо в непроходимую тундру.
Ну, «непроходимую» - это, конечно, не совсем справедливо, поскольку место это было, хоть и по минимуму, но все-таки как-то оборудовано, накатаны подъездные пути, разбиты палатки для складских помещения и жилья обслуживающего личного состава… (ведь основная задача тыла – это материально-техническое снабжение и обеспечение всех остальных кораблей, частей и подразделений флотилии). Но было это действительно прямо посреди тундры вдали от родной базы, да и вообще от каких-либо очагов цивилизации (чтобы, в случае атаки вероятного противника, а тем более, атомной, его не уничтожили вместе со всей базой).
Ближайшими соседями, да и то в нескольких километрах по прямой (а по дороге, - так километрах в десяти-пятнадцати) была какая-то зенитно-ракетная часть. И хоть она и охраняла родное североморское небо, о флоте те, кто в ней служили, включая и командование части, имели весьма смутное представление, видя корабли и военных моряков только на картинках да на экранах телевизоров.
Случилось так, что тылу нужно было одновременно подавать на корабли (тоже, кстати, находящиеся не в самой базе, а в пунктах рассредоточения или маневренного базирования, разбросанных чуть ли не по всему побережью) и оружие – торпеды и ракеты, - и топливо для вспомогательных двигателей, и различное имущество, пополняя его до полных норм. И в связи с тем, что все это нужно было делать практически одновременно, тыл задохнулся – катастрофически не хватало транспорта. Нормативы летели ко всем чертям, и тыл, а соответственно, и флотилия, а в след за ней и весь Северный флот могли получить общую неудовлетворительную оценку на столь важных и серьезных учениях, что, опять-таки, грозило весьма суровыми выводами.
Пораскинув мозгами, начальник тыла решил обратиться за помощью к соседям-ракетчикам, хотя надежды на их понимание было мало, - они жили на своей грядке, во флотские проблемы старались даже не вникать, никуда не лезть, ничего не касаться, что их самих непосредственно не касается, и контактов с ними до сих пор практически не было никаких. Но другого выхода просто не было.
Снарядив (выдав им целую канистру спирта – традиционной и безотказной флотской валюты) своих заместителей – трех капитанов первого ранга: начальника штаба тыла, начальника отдела общевойскового снабжения и начальника технического отдела – и выделив им для солидности свою служебную черную «Волгу» Газ-31 (в ту пору такие были только у начальников уровня командующего флотом и командующих флотилиями, но на то начальник тыла и является главным снабженцем на флотилии, чтобы иметь прочные и надежные связи во всех довольствующих, снабжающих и прочих этого же профиля органах и организациях на всех уровнях, чтобы решить для себя этот вопрос), начальник тыла отправил их к ракетчикам, а сам остался с надеждой ждать результата.
В качестве тягловой силы (не будут же начальники такого уровня сами таскать канистру) и «технического» работника с ними поехал начальник вещевого склада мичман Гришко.
КПП у ракетчиков располагался километрах в трех (по дороге) от самой позиции. И поскольку дежурный по КПП – молодой лейтенант – о прибытии флотских офицеров предупрежден не был, он категорически отказался пропускать их на вверенную территорию: чего ему какие-то незнакомые, не имеющие к его воинской части никакого отношения полковники, хоть и морские, - таких на флоте, как собак не резанных! О том, что на флоте проводятся крупномасштабные учения, он, как и все, кто имел хоть какое-нибудь (хотя бы территориальное) отношение к флоту, разумеется, слышал. А во время учения – предупреждали – могут быть попытки проникновения с целью проверки бдительности. Поэтому лейтенант стоял непоколебимо, под конец даже проявив некоторое неуважение, резко оборвав разговор и повернувшись к офицерам спиной, собираясь уйти в свою будку.
Видя это, Гришко, до того момента остававшийся в машине, не выдержал и, вылезая, сходу загудел:
- Вы что себе позволяете, лейтенант??!!!
В отличие от офицеров по случаю учений Гришко был одет не в шинель с погонами, а в черное кожаное пальто без знаков различия. Причем, не на обычном черном, коричневом или даже светло-сером меху, а на до рези в глазах белом, какие выдавались только адмиралам, да и то не всем (как начальник вещевого склада – в параллель с начальником тыла, - он мог себе такое позволить: «сидеть у воды и не напиться»!). Мужчиной он был весьма представительным: под два метра ростом, косая сажень в плечах, вес килограммов под сто пятьдесят, а голос – густой рокочущий бас, который, если бы Гришко захотел, прямо отсюда услышал бы и командир ракетной части. На голове у него была не обычная шапка, а огромных размеров суконная фуражка, не полученная на складе, а явно сшитая на заказ.
- А Вы, собственно, кто? – Вызывающе склонив набок голову и с какой-то даже долей презрения оценивающе глядя на мичмана, спросил лейтенант.
- Я-а-а???!!! – Взревел Гришко. Он и так-то не отличался особой церемонностью в общении, а по роду своей службы привык, что к нему все, включая и большинство командиров кораблей и других начальников в званиях капитана первого ранга, приходят с просьбами, заискивая и в какой-то даже мере пресмыкаясь. С более младшими по должностям и званиям он просто не разговаривал, считая это ниже своего достоинства. Прослужил он в своей должности уже почти четверть века и ко всем относился весьма высокомерно, а лейтенантов – этих желторотых птенцов – и за людей-то не считал, поскольку именно от него во многом зависело, будут ли они вообще выглядеть как офицеры, или как нечто несуразное. Ну а этого зеленого кузнечика просто был готов перекусить пополам.
- Я… – Мичман Флота Советского Союза Гришко!!! – Прогудел он с растяжкой в каждом слове (видимо, прежде всего, имея в виду, что он представитель советского Военно-Морского Флота, а флот – это о-го-го!!! - и никакой «кузнечик» не имеет права перечить морякам!).
Но лейтенант понял это по-своему. Непонятное словосочетание «мичман флота», да еще и в купе с упоминанием названия государства, произнесенное не терпящим возражений тоном, вызвало у него оторопь. Он знал, что упоминание названия государства встречается в должностях и званиях только у самых-самых больших начальников, которые водятся только в Москве. А кто это, - Маршал, Адмирал Флота или мичман, он уже не различал. В то же время он прекрасно знал, что на флоте проходят весьма крупномасштабные учения под руководством именно такого начальника. Да и фамилию этого начальника тоже как-то называли: то ли Горшков, то ли Гришко, то ли еще как, но что-то очень похожее.
А вдруг ему – этому начальнику - действительно за каким-то лешим понадобилось заехать в их часть?!
То, что оформление фуражки у мичмана не соответствовало не только адмиральскому званию, но даже и простому офицерскому, он не заметил.
Дело в том, что у офицеров на фуражке ремешок канителевый, плетеный, а у сверхсрочников, мичманов и, кстати, прапорщиков – дерматиновый. У старших флотских офицеров, кроме этого, на козырек крепится орнамент из стилизованных дубовых и лавровых листьев, а у адмиралов эти листья имеют совершенно другой, более изысканный вид и тоже вышиты канителью. Да и кокарда на фуражке у адмиралов более крупная, с «дополнительной листвой» и узорами.
Но лейтенанту было уже не до этого. Когда он услышал магическую фразу, произнесенную голосом Гришко, в глазах у него потемнело, руки и ноги затряслись, губы посинели, челюсть отвисла, глаза стали медленно вылезать из орбит… Он вытянулся струной и резко приложил руку к головному убору для отдания воинской чести, да так и застыл, потеряв даже дар речи.
Заместители начальника тыла, видя такую перемену, решили не вмешиваться и подождать, что же будет дальше. А мичман вошел в раж. Он, заложив руки за спину, обошел вокруг чуть-живого и практически не дышащего лейтенанта, попутно читая ему лекцию о том, «как наши корабли бороздят большой театр» (по аналогии с «Операцией «Ы» и другими приключениями Шурика»), завершив ее четкой командой, чтобы лейтенант немедленно доложил об их прибытии командиру части и пропустил на территорию.
- Есть! Есть! Есть! – Как заведенный затараторил лейтенант и кинулся поднимать шлагбаум, а лишь только машина миновала его столбнячную фигуру, пулей полетел к телефону.
- Товарищ командир! – Буквально завизжал он, когда командир части снял трубку. – У нас тут!!!... тут!!!... тут!!!... – Начал он заикаться, не в силах произнести больше ничего.
- Ну, что у Вас «тут»? – В раздражении рявкнул командир, который только-только собирался пропустить рюмочку перед обедом, но звонок застал его на самом интересном месте, не дав донести емкость до рта. – Тут не здесь!!! – Резюмировал он. – Что случилось? Началась атомная война? Высадился американский десант?
- Никак нет, товарищ командир, - затараторил вновь обретший дар речи лейтенант, - хуже!!!
- А что может быть хуже? Тебе что жена в исполнении супружеского долга отказывает?!
- Никак нет, товарищ командир! – Ответил лейтенант, никак не отреагировав и даже не заметив хамства командира. - К нам прибыл Мичман Флота Советского Союза Гришко!!!
- Что-о-о?!!! – Переспросил командир, не «врубившись» в ситуацию.
- К нам прибыл Мичман Флота Советского Союза Гришко!!! – Четко повторил лейтенант. – Я был вынужден пропустить его машину, и сейчас он уже едет к Вам!
- …!!! – При повторении лейтенантом доклада командир непроизвольно вскочил со своего места и тоже вытянулся в струнку. – Так что ж ты Му-му е…ь: «Тут, тут»?! – Взвизгнул он и бросил трубку. Поскольку времени уже совсем не оставалось, он лишь успел выплеснуть содержимое рюмки в стоявший на столе графин, спрятать рюмку в сейф, шлепнуть на голову шапку (он был всего лишь подполковником, и папахе ему еще была не положена) и, на ходу натягивая шинель, броситься на плац перед штабной казармой, успев однако бросить дежурному, чтобы тот оповестил всех его заместителей и командиров подразделений.
Лишь только он выскочил на улицу, как на плац въехала черная «Волга».
- Сми-и-ирно-о-о!!! - Проорал он так, что такому реву мог бы позавидовать даже мичман Гришко, и четким строевым шагом направился к машине. Начальник штаба флотилии, сидевший на переднем пассажирском сидении и уже давно оценивший ситуацию, первым вылез из «Волги» и предусмотрительно распахнул ее заднюю дверь, давая возможность выбраться мичману Гришко.
- Товарищ Мичман Флота Советского Союза! – Начал командир части четко докладывать мичману Гришко, безошибочно определив, кто здесь главный. - …часть находится на боевом дежурстве по защите воздушного пространства Советского Союза на вверенном участке Краснознаменного Северного флота. Личный состав находится на боевых постах. Командир части – подполковник …!
- Вольно! – Весьма дружелюбным тоном ответил Гришко, приняв доклад. – Здравствуйте, подполковник! – И протянул руку для приветствия.
- Вы извините, товарищ Мичман Флота Советского Союза! – Начал оправдываться командир. – Меня не предупредили о Вашем приезде. Поэтому вынужден встречать Вас один (мои заместители сейчас подойдут), а весь личный состав на занятиях и боевых работах. Часть будет построена через полчаса, перед обедом… Вы у нас отобедаете?!
- Нет, командир. И часть строить не надо, и обедать мы не будем, - начал объяснять мичман, развернув подполковника лицом в одну сторону с собой, панибратски обняв его за плечо и начав неспешное движение по плацу. – У нас тут на учениях вышла одна коллизия: тыл флотилии атомных подводных лодок никак не справляется с поставленной задачей. Из-за недостатка транспорта он не может своевременно обеспечить корабли всем необходимым. В результате – под угрозой срыва все учения. У меня к тебе (именно «к тебе» а не «к Вам» изрек мичман) большая ЛИЧНАЯ(!) просьба, - приказывать я тебе в этой ситуации не могу, - помочь с транспортом. Нужно всего-то четыре-пять хороших грузовиков. Найдется у тебя столько?
- Так точно, товарищ Мичман Флота Советского Союза! – С горящими глазами воскликнул подполковник. - Буду рад помочь! Сделаю все, что нужно!!!
- Ну, вот и хорошо! Но у нас очень мало времени. Сколько тебе потребуется, чтобы вывести машины, с учетом, что они должны быть полностью заправлены?
- Такое количество машин у меня всегда в готовности, товарищ Мичман Флота Советского Союза! Так что минут через пять-десять, как только вызовут водителей и прогреют машины, можно будет выезжать.
- Отлично! Мы тогда здесь покурим, а ты распорядись, - пусть машины подгонят прямо сюда, и они поедут следом за нами.
- Есть!!! – Довольный тем, что все оказалось так просто, и никакой неожиданной и неплановой проверки у него не будет, воскликнул командир части и собрался было со всех ног кинуться выполнять практически «высочайшую» просьбу, но в этот момент на плац выскочили его заместители, которым он и отдал необходимые распоряжения.
Еще минут через десять колонна, возглавляемая черной «Волгой», двинулась на выезд с территории ракетной части. Флотилия с поставленной задачей справилась, учения прошли без серьезных замечаний и получили высокую оценку Главнокомандующего Военно-Морским Флотом Адмирала Флота Советского Союза С.Г.Горшкова.
Главком так никогда и не узнал, что у него неожиданно появился двойник (хотя таковым его назвать было весьма трудно, поскольку сам Главком был очень небольшого роста), сэкономленный спирт потом был употреблен в более прозаических целях, а командир ракетной части всю оставшуюся жизнь рассказывал байку, как спас от неминуемого позора весь Военно-Морской Флот по личной просьбе САМОГО(!) Мичмана Флота Советского Союза!!!

Ми́чман (от англ. midshipman ( middle ship man ) , дословно - «средний корабельщик») -корабельное воинское звание военнослужащих в ВМФ (ВМС) ряда стран.

Военная квалификация и служебное положение лиц, которым оно присваивалось, неоднократно изменялись. Изначально звание присваивалось морякам парусного флота, исполнявшим соответствующую должность. Мичманы несли службу на крупных парусниках примерно посередине палубы (отсюда и название должности) и обеспечивали точное исполнение командой приказов капитана или вахтенного начальника, которым поставленные паруса зачастую ограничивали обзор средней и носовой части палубы. Для наработки практики на эту должность зачастую назначали кандидатов на производство в офицерский чин (гардемаринов).

Воинское звание мичмана существует сегодня в ВМФ (ВМС) некоторых других государств. В Великобритании, например, оно присваивается курсантам старшего курса военно-морского колледжа, в США - курсантам военно-морского училища (военно-морской академии).

В русском флоте звание мичман впервые введено в 1716 году как унтер-офицерское.

В последующем, с 1732 до 1917 (исключая 1751−1758, когда мичманы вновь относились к унтер-офицерам) мичман - первое обер-офицерское звание на флоте, соответствовало поручику в армии.

Звание мичмана присваивалось гардемаринам, успешно выдержавшим теоретический и практический экзамены. Мичманы назначались на должности командиров артиллерийских башен кораблей, командирами плутонгов противоминной артиллерии, штурманами малых боевых кораблей и так далее.

СССР

В советское время воинское звание мичмана впервые было введено Постановлением СНК СССР от 30 ноября 1940 года как высшее звание для старшин ВМФ , морских частей пограничных и внутренних войск. Это постановление действовало до 1972 года.

До введения погон в 1943 году знаками различия мичманов были нарукавные нашивки - четыре полоски узкого золотистого галуна под суконной звездой красного цвета.

В 1943 году, в связи с введением погон в Вооруженных Силах СССР, для мичманов были установлены съёмные погоны на пуговице с трапециевидным верхним срезом, с, так называемым, «старшинским молотком»: узкий галун золотистого цвета вдоль продольной оси до пересечения с широким поперечным галуном в верхней трети погона.

В последующем форма погон и знаков различия на них менялась.

В 1955 году были введены нашивные погоны на шинель и китель (двубортный мундир) без пуговиц с косым верхним срезом, узкий продольный галун был заменён на более широкий.

В 1963 году были изменены знаки различия на погонах: поперечный галун был отменён, а продольный достиг верхнего среза.

В связи с введением с 1 января 1972 года в Вооружённых Силах СССР института прапорщиков и мичманов (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 18 ноября 1971) военнослужащие в звании мичмана стали представлять собой отдельную категорию личного состава ВМФ (на кораблях, судах, в береговых частях боевого обеспечения ВМФ ) и морских частей пограничных и внутренних войск. По своему служебному положению, обязанностям и правам они так же, как и прапорщики, имеют статус, близкий к младшим офицерам, являются их ближайшими помощниками и начальниками для матросов (солдат) и старшин (сержантов) одного с ними корабля (части).

В связи с этим, изменились знаки различия мичманов - для них были введены погоны нового образца без просветов, на котором вдоль продольной оси расположены две звёздочки.

С 12 января 1981 года в ВМФ СССР (на кораблях, судах, в береговых частях боевого обеспечения

Мичман

Чин мичмана в русском флоте


Погон мичмана русского флота до 6 декабря 1911 года


Погон мичмана русского флота в последние предреволюционные годы


Погон мичмана Волжской флотилии Колчака

Прапорщик по Адмиралтейству


Мичман флота Временного правительства

Мичман РККФ с 1940

Чин мичмана на русском флоте был введен в 1713 году и первоначально относил его обладателя к категории унтер-офицеров. До 1720 года мичман по статусу был выше штурмана и ниже унтер-лейтенанта, по Уставу 1720 года был приравнен к шкиперу 2-го ранга, то есть был по статусу выше шкипера 3-го ранга и ниже шкипера 1-го ранга. С 1722 года мичман по статусу выше боцмана и ниже штурмана. Лишь с 1758 года чина мичмана стал соответствовать сухопутному чину . Правда, в 1751-58 годах он ненадолго вновь становился унтер-офицерским. Чин мичмана присваивался гардемаринам, успешно выдержавшим теоретический и практический экзамены. На корабле мичман обычно исполнял обязанности вахтенного офицера, командовали орудийными башнями или были штурманами на кораблях класса корвет–фрегат. По Табели о рангах мичман до 1885 года соответствовал 11-му классу, но после отмены чина капитан-лейтенанта поднялся до 10-го. В Гвардейском же Морском экипаже он относился к 10-му классу ещё с 1810 года. Правда, в 1909-11 годах, когда чин капитан-лейтенанта был ненадолго восстановлен, он вновь опускался до 11-го, но потом был снова поднят на прежнее положение. Тогда же, в 1911 году, погон мичмана стал двухзвёздным. До этого он был однозвёздным, как у сухопутного , что однако ж, не означало их соответствия. Более того, существовал чин Прапорщик по Адмиралтейству , который был выше кондуктора и ниже мичмана .

. Прежний же мичман стал называться главный корабельный старшина . По своему служебному положению, обязанностям и правам мичманы занимали место, близкое к младшим офицерам, являясь их ближайшими помощниками и начальниками для солдат (матросов) и сержантов (старшин) одной с ними части. По статусу мичман стал выше, чем главный корабельный старшина и ниже младшего лейтенанта.

Погон мичмана советского и, позднее, российского флота с 1972 года

С 1981 года было введено вышестоящее звание старший мичман . Воинское звание мичман присваивалось, как правило, по окончании мичманских школ.
С начала 2009 года началась поэтапная ликвидация штатной категории и мичманов в вооружённых силах Российской Федерации. Предполагалось, что и мичманов заменят профессиональные сержанты и старшины контрактники. На тот момент в армии и на флоте проходили службу 140 тысяч и мичманов . К концу 2009 года все они были переведены на другие должности, сокращены или уволены в запас. Однако в конце февраля 2013 года появилась новость о том, что Минобороны России собирается вернуть на свои должности в российской армии около 55 тысяч и мичманов .

Погон старшего мичмана советского и, позднее, российского флота с 1981 года

Смотрите также:

Инструкция

Солдат, призванный на срочную службу в Военно-морские силы России, первое время носит звание . Матрос – это тот же рядовой в других родах войск. Это название ввели в российском флоте в 1946 году вместо звания «краснофлотец».

Старший матрос. Это звание присваивается матросам, которые во время несения службы проявили себя как дисциплинированные и ответственные военнослужащие. Старший матрос соответствует званию ефрейтор.

Старшина второй статьи – командир отделения. Это воинское звание было введено 2 ноября 1940. В категории армейских военнослужащих этому званию соответствует воинское звание младший .

Старшина первой статьи – командир отделения. Пот рангу это звание старше, чем старшина второй статьи и ниже, главного . Было введено 2 ноября 1940 года, и соответствует воинскому званию сержант.

Главный корабельный старшина-старшина боевой части. В категории военнослужащих званию главный корабельный старшина соответствует звание старшина.

Мичман. В военно-морском флоте – это воинское звание лиц, которые добровольно проходят службу сверх установленного срока, а также звание помощника офицера. Звание мичмана присваивается по окончании соответствующих курсов или школ. Соответствует воинскому званию прапорщик.

Старший мичман на ранг выше, чем мичман. В сухопутных войсках совпадает со званием старшего прапорщика.

Младший лейтенант. Первое воинское звание младшего офицерского состава в вооруженных силах России и ряда других стран.

Лейтенант. Младшим лейтенантам это звание присваивается по истечении установленного срока выслуги и при положительной аттестации.

Старший лейтенант. Армейское звание младшего командного состава. На суднах, где младший лейтенант занимает должность командира поста, то старший лейтенант и капитан-лейтенант могут быть помощником и командиром корабля 4-го ранга соответственно.

Капитан-лейтенант – высшее звание младших офицеров ВМФ, соответствует капитану армии. Буквально – заместитель капитана корабля.

Капитан 3-го ранга. Соответствует званию майора в сухопутных войсках и авиации. Имеет сокращенное название – «каптри».

Капитан 2-го ранга. Соответствует званию подполковника сухопутных войск. Сокращенное название – «капдва» и «кавторанг»

Капитан 1-го ранга. Соответствует званию полковника сухопутных войск и авиации. Сокращенные названия – «капраз» и «каперанг». Может командовать кораблями 1-го ранга.

Контр-адмирал. Соответствует званию генерал-майора в авиации и сухопутных войсках. Может командовать эскадрой или быть заместителем командующего флотилией.

Вице-адмирал. Соответствует армейскому званию генерал-лейтенанта. Вице-адмирал возглавляет оперативную эскадру, флотилию или занимает должность заместителя командующего флотом.

Адмирал занимает должность начальника Главного Штаба ВМФ, замещает командующего флотом.

Адмирал флота занимает пост Главнокомандующего ВМФ. Это самое высокое звание в военно-морском флоте Российской Федерации.

Источники:

  • Звания во флоте РФ
  • Звания в армии до 1943

Повышенная боеготовность, мужество, способность переносить серьезные лишения и находится далеко от родины и близких людей - вот, что отличает тех, кто выбрал профессию моряка. Те, кто ежедневно поднимают сети на борт корабля и те, кто зубрит устав морской службы по праву могут назвать себя моряками и служителями водной стихии.

Если вы обуреваемы мечтой о водной глади, имеете крепкое здоровье и мечтаете стать матросом, достаточно пройти годовой курс обучения в морской школе. Более серьезная специальность морского офицера приобретается в специальных мореходных учебных заведениях. Официальные моряки, как войсковое подразделение, появились в 17 веке вместе с созданием Русского морского флота, особую роль в истории которого, без сомнения, отводилась силам .

Интересно, что первые морские пехотинцы появились еще во времена Петра Первого, который и повелел создать на базе Балтийского флота первый подобного рода полк.

Морская пехота

Морпехи - одно из самых элитных и значимых войск морского флота, требующее серьезной военной подготовки и задействуемое в особых операциях, связанных с водной стихией и охраной морских границ государства. Морские пехотинцы - своеобразные универсальные солдаты, особенности службы которых диктуют необходимость выполнять самые разнообразные задания, начиная от участия в морских сражениях и взятия судов противника на абордаж, заканчивая десантированием с воздуха для выполнения специальных операций на суше.

Область их действий со временем расширилась от простого несения караула на границе страны до спецопераций, связанных с длительными пересечениями водных пространств и упразднением противодесантной противника. Не одни боевые действия не обходятся без участия , эти войска были задействованы в Русско-Турецких сражениях, одерживали многочисленные победы в войне с Францией, во времена Великой участвовали в операциях, связанных с обороной Ленинграда и Сталинграда, сражались за Мурманск и Одессу, дошли до самого Берлина и продолжили свой путь в качестве освободителей многих Европейских государств.

К сожалению, на этом история морпехов в Советском Союзе обрывается: это подразделение было восстановлено в качестве действующего лишь в 1960 году.

Морские пехотинцы сегодня несут службу в составе абсолютно всех подразделений Российского флота, укомплектованы самым современным вооружением, имеют в своем распоряжении спецтехнику и суперсовременные установки.

Моряки

Понятие моряк более широко, нежели морской пехотинец. Моряки – это все те люди, которые осуществляют трудовую деятельность или несут службу (вахту) на морских судах. Причем забавно, но не обязательно моряк должен выходить в море, достаточно просто быть членом экипажа или числиться в качестве вспомогательного персонала.

Обычно моряками называют штурманов, лоцманов, капитанов или матросов морских судов. Моряки – это и те, кто несет боевое дежурство на военных судах, и те, кто осуществляет транспортные перевозки по морю.

Более точное понятие - военный моряк - это те люди, которые проходят срочную службу или служат по контракту на военных судах. Они не призваны выполнять спецоперации и участвуют в боевых действиях только в составе общевойсковых соединений военно-морского флота.

Чтобы точно знать, как по уставу положено обращаться к военнослужащему, необходимо разбираться в званиях. Звания в армии России и погоны обеспечивают ясность во взаимоотношениях и позволяют разобраться в субординации. В Российской Федерации есть как горизонтальная структура — войсковые и корабельные звания, так и вертикальная иерархия — от рядового состава — до высшего офицерского.

Рядовой состав

Рядовой — это низшее воинское звание Российской армии. Причем, получили солдаты это звание в 1946 году, до этого к ним обращались исключительно, как к бойцам, либо – красноармейцам.

Если служба несется в гвардейской воинской части или на гвардейском корабле, тогда при обращении к рядовому, стоит добавить так же слово «гвардии» . Если, Вы хотите обратиться к военнослужащему, находящемуся в запасе и имеющего диплом о высшем юридическом, либо медицинском образовании, тогда Вам следует обращаться — «рядовой юстиции» , либо«рядовой медицинской службы» . Соответственно, к тому, кто находится в запасе или отставке стоит добавить соответствующие слова.

В корабельном составе, званию рядового соответствует матрос .

Только старшие солдаты, которые лучше всего несут военную службу, получают звание Ефрейтор . Такие солдаты могут исполнять обязанности командиров, во время отсутствия последних.

Все добавочные слова, которые были применимы для рядового, остаются актуальными и для ефрейтора. Только в Военно-морском флоте, этому званию соответствует Старший матрос .

Тот, кто командует отделением, либо боевой машиной, получает звание Младший сержант . В некоторых случаях, это звание присваивается наиболее дисциплинированным ефрейторам при увольнении в запас, если во время службы не было предусмотрено такой штатной единицы. В корабельном составе – это «старшина второй статьи»

С ноября 1940 года в советской армии появилось звание для младшего командного состава – сержант . Оно присваивается курсантам, которые успешно прошли обучение по программе подготовки сержантов и закончили его с отличием.
Так же рядовой может получить звание — младший сержант , который показал себя достойным для присвоения очередного звания, либо при увольнении в запас.

В ВМФ сержанту сухопутных войск соответствует звание старшина .

Следующим идет Старший сержант, а на флоте – главный старшина .



После этого звания, идут некоторые пересечения сухопутных и морских сил. Потому что после старшего сержанта, в рядах российской армии появляется Старшина . В обиход это звание вошло в 1935 году. Его заслуживают только лучшие военнослужащие, которые отлично служили на сержантских должностях в течение полугода, либо при увольнении в запас, звание старшины присваивается старшим сержантам, аттестованным на отлично. На корабле это — главный корабельный старшина .

Следом идут прапорщики и мичманы . Это особая категория военнослужащих, приближенная к младшим офицерам. Завершают рядовой состав, старший прапорщик и мичман .

Младший офицерский состав

Ряд званий младшего офицерского состава армии России начинается со звания младший лейтенант . Звание это присваивается учащимся последних курсов и выпускникам высших военных учебных заведений. Однако, в случае нехватки офицеров, звание младшего лейтенанта может так же получить выпускник гражданского ВУЗа.

Лейтенантом может стать только младший лейтенант, отслуживший определенное количество времени и получивший положительный документ об образовании. Далее – старший лейтенант .

И замыкает группу младшего офицерского состава – Капитан . Это звание звучит одинаково, как для сухопутных, так и для корабельный войск.

Кстати, новая полевая форма от Юдашкина обязала наших военнослужащих дублировать знаки отличия на груди. Бытует мнение, что «недомерки» из руководства, не видят званий у наших офицеров на плечах и это сделано для их удобства.

Старший офицерский состав

Старший офицерский состав начинается со звания Майор . На флоте, этому званию соответствует Капитан 3 ранга . Следующие звания ВМФ будут только повышать ранг капитана, то есть званию сухопутного Подполковника будет соответствовать Капитан 2 ранга , а званию Полковника Капитан 1 ранга .


Высший офицерский состав

И завершает иерархию воинских званий в армии России высший офицерский состав.

Генерал майор или Контр-адмирал (на флоте) – такое гордое звание носят военнослужащие, которые командуют дивизией — до 10 тысяч человек.

Выше Генерал–майора стоит Генерал-лейтенант . (Генерал-лейтенант выше Генерала-майора потому, что у генерала-лейтенанта на погонах две звезды а у Генерала-майора одна).

Изначально в советской армии, это было скорее не звание, а должность, ибо Генерал-лейтенант являлся помощником генерала и брал на себя часть его функций в отличии, от Генерала-полковника , который может лично замещать старшие должности, как в Генеральном штабе, так и в министерстве обороны. К тому же, в вооруженных силах России, Генерал-полковник может являться заместителем командующего военным округом.

И, наконец, самый главные военнослужащий, имеющий высшее воинское звание в армии России – это Генерал армии . Все предыдущие звенья обязаны подчиняться именно ему.

О воинских званиях в видео формате:

Ну что салага, теперь разобрался?)

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...