Людям на радость. Мария Примаченко

Глядя на работы Марии Примаченко, вспоминаются слова из песни, которую исполняет Борис Гребенщиков: «а в городе том сад, — всё травы, да цветы, гуляют там животные невиданной красы». Дивных, сказочно-прекрасных героев этой художницы безошибочно узнает каждый, кто хоть однажды видел ее работы. На выставке в киевском Центре современного искусства «М 17» представлены 39 картин из частных собраний — «Удивительный мир Марии Примаченко». Фантастическую экспозицию дополняют работы сына и внуков Марии Примаченко, а также скульптуры Олега Пинчука.

Мария Примаченко «Дикая овечка», 1989 год. Бумага, гуашь. Частное собрание


«Рисую солнечные цветы потому, что людей люблю, творю на радость, на счастье людям, чтобы все народы друг друга любили, чтобы жили они, как цветы по всей земле…»
Мария Примаченко


Мария Авксентьевна Примаченко. Кочубарки посадили маки
1983

Мария Примаченко (1908−1997) — представительница наивного искусства, народная художница Украины. Родилась в селе Болотня под Киевом, где провела всю свою жизнь, почти не выезжая. Из-за перенесенного в детстве полиомиелита, Мария осталась на всю жизнь хромой. Девочка рисовала с восьми лет, вышивала (как ее мама, известная на всю округу мастерица вышивки), занималась шитьем и расписывала хаты. Вначале разрисовала стены отцовского дома, а когда соседи увидели нарядную хатынку, украшенную яркими цветами, то стали приглашать к себе сделать «такую красоту».

Мария Авксентьевна Примаченко. Бычок
1986

Мифо-поэтическое восприятие мира лежит в основе народного искусства и творчества Марии Примаченко. О лирической природе и истоках ее вдохновения говорят слова самой художницы: «Болотня входила в меня аистом на крыше, вышивкой матери, печальной девичьей песней, утренним туманом… Но нет ей конца, моей Болотне, и мне кажется, что в каждом дереве, в каждой капле дождя не только Болотня, но и вся моя родина, голоса далеких людей, песни, которых я не знаю…» .

Мария Авксентьевна Примаченко. Танцовщица (Танцюристка)
1980

Как художницу Марию Примаченко «открыли» в 1936 году во время поисков народных талантов и пригласили в киевские мастерские при Музее украинского искусства. Эти занятия были единственным профессиональным образованием в жизни художницы. Однако это не помешало ей прославиться во всем мире.

В 1937 году на Всемирной выставке в Париже художница была награждена золотой медалью. Ее работы экспонировались в Варшаве, Софии, Монреале, Праге, на республиканских выставках в Советском Союзе.


1992

Мария Авксентьевна Примаченко. Крадун
1940

Мария Авксентьевна Примаченко. Гороховое чучело на восьми ногах
1990

В своих работах Примаченко изображала волшебных зверей, птиц, цветы и сюжеты из сельского быта. Многих животных художница никогда не видела и рисовала, пользуясь своим воображением и безграничной фантазией. Когда у нее спрашивали, что это за чудо-юдо, указывая на какого-то мифического зверя, то слышали в ответ: «Так выглядели звери до нашей эры» .

Марии даже советовали никогда не ходить в зоопарк, чтобы сохранить сказочность в своих работах. Впервые Примаченко узнала, как в действительности выглядят ее любимые герои, только в 1970-е годы, когда Сергей Параджанов пригласил художницу в цирк и повез на представление в Киев.

Мария Авксентьевна Примаченко. Дикая медведица
1989

Мария Авксентьевна Примаченко. Обезьянка
1991

В рисунках Примаченко с удивительной художественной силой сочетаются звучный чистый цвет, внутренняя динамика, народные декоративные мотивы наряду с необыкновенной экспрессией и неимоверной эмоциональной силой образов. Птицы с крыльями-вышиванками и экзотические звери в цветочных орнаментах. Чем не идиллия Эдемского сада?

Мария Авксентьевна Примаченко. Зверь с длинной шеей
1970

Мария Авксентьевна Примаченко. Зверь
1983

Оригинальны у Примаченко и названия картин — сочиненные художницей задорные рифмованные поговорки раскрывают характер персонажа или описывают мифический сюжет.

Мария Авксентьевна Примаченко. Народився Олоян у горосі, нема ніде і досі
1978

Мария Авксентьевна Примаченко. Этот зверь разинул пасть и хочет цветочком полакомиться, да язык тонкий
1985

Мария Авксентьевна Примаченко. Леваха по полю ходить, діла не робить. Дивиться, щоб де поживитися
1989

Мария Примаченко стала основательницей династии художников. Она научила рисовать своего единственного сына — Федора (1941−2008) и внуков — Ивана и Петра. На выставке представлены их работы.

Работа Ивана Примаченко. Без названия

Федор Примаченко «Песня весны», 1997 год

На выставке представлены работы Марии Примаченко из частного собрания украинского скульптора Олега Пинчука — директора центра «М 17».

Киевский скульптор Олег Пинчук коллекционирует работы Марии Примаченко и называет ее своей любимой художницей. Его собрание насчитывает несколько десятков работ мастера, некоторые представлены на нынешней выставке. Среди них — работа «Украинский подсолнух», изображенная на юбилейной монете из серии «Выдающиеся деятели Украины», которая была выпущена в 2008 году в честь 100-летия со дня рождения Марии Примаченко.

Мария Примаченко. «Украинский подсолнух. Пусть людям радость принесет и счастье в каждый дом, чтобы был Мир по всей земле»

Олег Пинчук был инициатором нескольких выставок Марии Примаченко и неоднократно заявлял, что намерен «заставить мир признать нашего гения. Я хочу, чтобы в глазах общества вклад в искусство Марии Примаченко был сравним с вкладом Нико Пиросмани и достойно оценен» .

Олег Пинчук — известный украинский скульптор. Учился в Национальной академии искусства в Киеве и Высшей школе визуального искусства в Женеве. Его работы хранятся во многих музейных собраниях: в коллекциях Венского музея истории искусств, ювелирной фирме Cartier в Женеве, Espace Pierre Cardin в Париже, Рижском музее зарубежных коллекций, Московском музее современного искусства, Национальном музее истории Украины и других музеях и частных собраний.

Олег Пинчук. Птица счастья II. 2013 год. Фото: сайт «М 17»

Творчество Примаченко близко художественным фантазиям самого скульптора — его мифические работы также родом из мира фантастики и сюрреализма.

Работы Олега Пинчука на выставке «Удивительный мир Марии Примаченко»

С именем Марии Примаченко связан масштабный арт-проект. В честь 100-летия со дня рождения художницы ее именем назвали бульвар в Киеве, а в 2017 году был утвержден проект Prima Maria Art Boulevard по созданию своеобразного музея под открытым небом. В рамках проекта на бульваре Марии Примаченко будут созданы 16 тематических парковых скульптур по мотивам ее работ, три стилизованные арки, панно из мозаики, арт-скамейки, две скульптурные композиции при входе, и муралы на домах и офисных учреждениях, расположенных на бульваре. Над художественным оформлением работают скульпторы Константин Скритуцкий и Федор Баландин — создатели киевской Пейзажной аллеи. Проект планируется реализовать за три года.

Первый шаг уже сделан. В октябре 2017 года на бульваре Марии Примаченко появилась первая арт-инсталляция в рамках этого проекта. Теперь сфотографироваться со львом поутру считается хорошей приметой, еще и хорошее настроение на весь день гарантировано.

Анастасия Примаченко — правнучка художницы у инcталляции. Фото: страница проекта Prima Maria Art Boulevard в фейсбуке

Выставка «Удивительный мир Марии Примаченко» в центре «М 17» продлится до 3 декабря 2017 года.

Мария Примаченко

Украинская народная художница, представительница «народного примитива» («наивного искусства»). Родилась в 1909 году в селе Болотня Киевской области, где прожила всю жизнь. При этом ее работы выставлялись по всему миру: в Монреале, Париже, Праге, Варшаве, Софии. Умерла в 1997 году в родном селе, где и похоронена. Решением ЮНЕСКО 2009 год, когда художнице могло исполниться 100 лет, объявили годом Марии Примаченко.

Народная фантастика в украинском искусстве прочно связана с именем Марии Примаченко - крестьянки без художественного образования, прожившей всю жизнь в селе Болотня Киевской области, что не помешало ей пленить воображение самого Пикассо. Ее картины, полные ярких красок и узнаваемых образов, стали одним из знаковых явлений модерной украинской культуры, признанным далеко за пределами страны.

Мария Авксентьевна Примаченко родилась в 1909 году. Она пережила две мировые войны и распад двух империй — сначала Российской, потом советской. Но самой большой трагедией стала Чернобыльская катастрофа 1986 года, ведь родное село художницы граничит с 30-километровой зоной отчуждения.

С детства Марию окружали красивые вещи — ее отец был плотником-виртуозом и делал роскошные деревянные скульптуры. Мама была знаменитой вышивальщицей и научила мастерству свою дочь. «Начиналось все так, — вспоминала художница. — Как-то возле дома, над речкой, на цветущем лугу я пасла гусей. На песке рисовала всякие цветы, которые видела. А потом заметила синеватую глину. Набрала ее в подол юбки и разрисовала нашу хату». Соседи разглядывали дивные рисунки и хвалили, потом стали просить расписать и соседние дома.

С детства Марию окружали красивые вещи - ее отец был плотником-виртуозом и делал роскошные деревянные скульптуры. Мама была знаменитой вышивальщицей и научила мастерству свою дочь.

Открытие таланта Марии Примаченко произошло в самые сложные для украинской культуры годы, когда в подвалах НКВД расстреливали культурное возрождение 1920-х. В 1936 году работы Примаченко увидела мастерица-ткачиха и вышивальщица из Киева Татьяна Флору. По ее рекомендации Примаченко пригласили в экспериментальные мастерские при музее украинского искусства. В ее творчество приходят новые разнообразные практики — от вышивки до керамики. В том же году она получает диплом первой степени на выставке народного искусства. С тех пор ее работы показывают за границей — в Варшаве, Праге, Монреале и Париже.

Своим главным вдохновением Мария Примаченко называла природу родного Полесья, а именитые искусствоведы и критики видят в ее картинах образы дохристианских божеств и мироощущение первобытного человека времен палеолита. Растения с цветками, древо жизни, невиданные птицы, иллюстрации к народным сказкам, бытовые сценки и знаменитые фантастические животные, изображенные яркими цветами без перспективы и объема — примитивно простые, но завораживающие даже самый изощренный глаз, — секрет народной художницы не поддается законам традиционного искусства.

Персонажи Примаченко, да и вообще все элементы в ее картинах разделены на добрых и злых. Бинарный мир, каким он предстает в мифологическом сознании, выражен здесь в элементарных визуальных элементах. Даже фантастический бестиарий представляет «армии» добра и зла. Что примечательно, добрые звери всегда похожи на реальных животных, даже если этих животных Примаченко никогда не видела воочию (например, обезьян). В то время как злые твари являются плодом ее воображения и им свойственны черты «невидимых темных сил» — чудовищ, драконов. Звери Примаченко антропоморфны и при внимательном рассмотрении похожи на людей. Так, у многих из них длинные закрученные ресницы или дугообразные брови. Конечно же, добро всегда побеждает, и зло низвергнуто. Над миром расцветает яркое солнце — райский цветок со множеством лепестков, которые, как лучи, согревают мир.

В этих ярких картинах встречаются все миры: фантастический и трагически-реальный. Народные сказки и трибьют умершим в войне или чернобыльской трагедии предстают в формах яркого и красочного измерения Марии Примаченко. Фантастический мир, бытовые сценки, космические фантазии, социальная сатира сосуществуют здесь в гармонии обращенных к нам образов.

Персонажи Примаченко разделены на добрых и злых. Добрые звери всегда похожи на реальных животных, в то время как злые твари являются плодом ее воображения.

У нее не было никаких профессиональных секретов: ватман и гуашь, иногда акварель и подготовительный рисунок карандашом. При этом Мария Примаченко объединила в своем творчестве живопись и графику. Это и живописная графика, и графическая живопись одновременно. Техника ее далека от профессионализма, и эстетическое влияние ее работ часто зависит от неуловимых нюансов, которые не поддаются ни научному анализу, ни словесному выражению. К примеру, часто в ее работах цвет становится полноправным создателем композиции, он и «озвучивает» настроение или же создает ритм картины. Она никогда не оставляет фон белым, за исключением нескольких работ. Примечательно, что Примаченко не просто следует канону народного творчества — она является новатором в образном мышлении и предлагает уникальные стилистические приемы. Даже вышиванки, в которые она одевает сказочных персонажей, придуманы ею самой, а не заимствованы из народных промыслов.

Творческий подход Примаченко применяла и в названиях своих картин. Даже больше: в этих названиях проявился ее поэтический талант. Иногда это моральная максима, иногда лирическая зарисовка, вариант народной басни или прибаутка: «Куріпочки пляшуть і хліб пашуть», «Собачка Ада не боїться гада», «Ворон дві баби мав - обох обнімав», «Веснянки-роговички - веселії птички». Переводить эти сентенции часто невозможно, но ради них стоит выучить украинский: «Хитра лисиця ведмедику каже: „Їж кукурудзу - поправишся“ - а собі курочку несе та медок п’є; в ній сила є». «Сорока каже: „Чі-чі-чі! Ой де ж нам спати?“ - „На печі“. - „Що ж нам пити?“ - „Горілочку, бо приїхали по дівочку“». «Журяться рябушки: „А вже скоро зима, а в нас хати нема“. Обізвався зайчик: „А я зими не боюся, у снігу сховаюся“. З Новим роком, з новою весною, з новим щастям, усі люди на Землі».

Она является новатором в образном мышлении. Даже вышиванки, в которые она одевает сказочных персонажей, придуманы ею самой, а не заимствованы из народных промыслов.

Сказочность творчества Примаченко «просится» в детские книги. В 1980-х вместе с поэтом Михайлом Стэльмахом она создает иллюстрации для нескольких детских книжек: «Журавель», «Заєць спати захотів», «Чорногуз приймає душ». В наше время они не переиздавались, и вы не сможете порадовать своих детей причудливыми рисунками бабушки-фантастки.

2009-й, когда художнице исполнилось бы 100 лет, ЮНЕСКО объявил ее годом. В качестве редкого исключения Украина достойно отпраздновала юбилей, и мир увидел выставки, каталоги, торжественные мероприятия, а также обязательные марки и монеты. В Киеве, Броварах и Краматорске теперь есть улицы и бульвары ее имени. В честь Марии Примаченко названа планета, о художнице снято несколько документальных фильмов, написаны сотни статей и даже рассказ для детей. А в 2007 году ее имя звучало в суде: финская компания «Маримекко» выпустила серию вещей для дома с рисунком, слишком похожим на картину 1961 года «Щур у дорозі». Компания признала факт плагиата, но к тому времени рисунок уже был нанесен на самолеты авиакомпании и летал по всему миру. Сам скандал стал причиной новой волны интереса к творчеству Примаченко во всем мире.

«Делаю солнечные цветы, потому что людей люблю, творю радость, на счастье людям, чтобы все народы один одного любили, чтобы жили они, как цветы по всей земле…» - так говорит о себе широко известная украинская самодеятельная художница Мария Аксентьевна Примаченко , своеобразное творчество которой наполнено дыханием родной земли, согретого добротой и мудростью народной поэзии.

Факты из биографии Марии Примаченко

Родилась Мария Примаченко 12 января 1909 года в деревушке Болотня, расположенной на Полесье (сегодня Киевская область).

Любовь к народному творчеству она впитала в себя не только с народными сказками, легендами, песнями, но и наблюдая за работой матери, которая занималась вышиванием. Как и любая девочка, маленькая Маша стремилась повторять за своей мамой, вот только она не вышивала эти узоры, а перерисовывала их на картон или бумагу. Со временем детское увлечение стало основным занятием.

Первые картины юная художница рисовала на песке. Потом нашла цветную глину и разрисовала хату. Все село ходило смотреть на это чудо, а потом односельчане просили и их дома разукрасить.

1935 год был переломным в творчестве Марии Примаченко - она знакомится с художницей Татьяной Флору, которой очень нравятся работы талантливой деревенской народной умелицы.

По приглашению Флору, Мария Аксентьевна переезжает в Киев и начинает работать в экспериментальной мастерской. С этого момента работы художницы начинают выставляться не только на Украине, но и за ее пределами.

Вторая половина 50-х годов - начало зрелого и плодотворного периода в творчестве художницы. Из ее мастерской появляется большое количество циклов. Именно в этот период появляются работы, за которые художница была награждена «Знаком Почета» и стала лауреатом Государственной премии ЦССР Т. Г. Шевченко.

Художественный стиль Марии Примаченко

«Я люблю рисовать, как люди работают в поле, как молодежь идет, словно мак цветет. Я люблю все живое, люблю лес, цветы, разных птиц и лесных зверей. Одеваю их в народную одежду, и такие веселые они у меня, аж танцуют…».

На протяжении всей своей творческой деятельности Мария Примаченко не отходила от народной темы. Эта народность выражена в сочетании цветов, использовании национального орнамента. Кроме этого, художница изображает на своих картинах национальные блюда, ритуальную выпечку, настенные росписи.

Как правило, ее рисунки - это иллюстрации к народным песням или народным сказкам. Но в этих работах Мария Примаченко отражает и свои размышления о современном мире. Отсюда и восприятие картин. На первый взгляд работы художницы кажутся весьма простыми, но стоит присмотреться, и за незатейливым сюжетом можно обнаружить глубокое содержание.

Тематика картин художницы

Если ранние работы опирались на сказочные сюжеты, то работы, которые Мария Аксентьевна создала в свой зрелый период творчества, трудно назвать просто сказочными. Для этих картин наиболее точным будет такое определение, как «символико - аллегорические композиции».

В эти же годы художница обращается к теме человека, к теме современного общества и современного мира. В отличие от мира сказки, современный мир кажется Примаченко серым, как итог - более блеклые цвета красок на картинах этого периода.

В 70-е годы художница начинает сотрудничать с печатными изданиями. В связи с этим Мария Аксентьевна предстает перед всем обществом в новом качестве - иллюстратор детских книг. По этим иллюстрациям можно сделать выводы о том, что художница умеет смотреть на мир детскими глазам: ее картинки непосредственны, радостны и они досказывают литературный текст.

Черты индивидуальности.

Большое внимание в своих работах Примаченко уделяла композиции и цвету.

Цвет - это одно из самых важных выразительных средств у художницы. Глядя на картины, возникает ощущение, что цвет «живой», что он меняет свой оттенок в зависимости от определенных факторов. Такое ощущение возникает из-за цветовых сочетаний, которые использует художница.

Новаторский прием использует Мария Примаченко и в композиции. Суть этого приема заключается в том, что весь рисунок художница условно делит на планы, на каждом их которых нарисован определенный объект. Эти планы потом как бы накладываются друг на друга. Такое взаимодействие планов вызывает ощущение объема.

Не смотря на то, что Мария Примаченко относится к тем, кто творит народное искусство, она, в первую очередь, - самостоятельная художница. Такое разграничение позволяет сделать тот факт, что художница использует материалы, которые никак не ассоциируются с народным творчеством: акварель, гуашь, ватман и т. д.

ВНИМАНИЕ! При любом использовании материалов сайта активная ссылка на обязательна!

Родилась Мария Аксентьевна Примаченко в полесском селе Болотне. От матери своей, вышивальщицы, переняла она умение создавать тот волшебный, характерный для украинских мастериц орнамент, в котором, говоря словами Гоголя, «птицы выходят похожими на цветы, а цветы на птиц». Первые свои декоративные композиции она начала создавать, перенося на картон и бумагу мотивы традиционных настенных росписей, вышивок.

На работы талантливой сельской умелицы обратила внимание киевская художница Татьяна Флору, собиравшая в 1935 году образцы для выставки народного искусства. С этого же года Примаченко начинает работать в экспериментальных мастерских при Киевском государственном музее вместе с такими художниками, как Татьяна Пата, Параска Власенко, Наталья Вовк. Постепенно работы ее получают признание. На выставках в Киеве, Москве, Париже, Варшаве, Софии, Монреале демонстрируются ее рисунки «Черный зверь», «Синий лев», «Зверь в золотых сапогах», «Пес в картузе», «Русалки танцуют», «Золотые ягоды» и др.

Когда началась война, Мария Примаченко вернулась в родное село, разделив вместе со своими односельчанами трудности оккупации и радость Победы, давшей новые силы для творчества.

Особенно плодотворным для художницы был период конца 50-х-начала 60-х годов. В 1960 году во время Декады украинского искусства и литературы в Москве работы ее, экспонировавшиеся на выставке декоративно-прикладного искусства, приносят ей большой успех: она награждается орденом «Знак Почета».

В 1960-1965 годах художница работает над новым циклом-«Людям на радость», в который вошли работы «Подсолнечник», «Синий вазон с цветами», «Жар-птица», «Голубь на калине», «Павлин в цветах», «Лев» и др. За этот цикл Марии Примаченко было присуждено звание лауреата Государственной премии УССР Т. Г. Шевченко.

Уже в названиях работ видна фольклорно-поэтическая основа творчества Примаченко, однако ее рисунки-это не просто иллюстрации к народным сказкам и песням, а своеобразные вариации на их темы, переплетающиеся с размышлениями художницы об окружающей жизни. «Я люблю рисовать, как люди работают в поле, как молодежь идет, словно мак цветет. Я люблю все живое, люблю рисовать цветы, разных птиц и лесных зверей. Одеваю их в народную одежду, и такие веселые они у меня, аж танцуют...»

Хотя в работах Примаченко много общего с народным искусством-ритуальной фигурной выпечкой, вышивками, настенными росписями-ее образная система совершенно индивидуальна и неповторима. Она-самостоятельный художник, и в этом отличие ее от многих безымянных мастериц, творцов традиционного народного искусства. Причину этому можно усмотреть и в общем процессе индивидуализации народного искусства, который характерен для нашего времени, и в «нетрадиционности» материалов, которыми пользуется художница (ватман, гуашь, акварель, колонковые кисточки)- они придают мотивам старинной настенной росписи станко-вость и современный живописно-поэтический смысл.

Но главным, пожалуй, является сам характер дарования художницы, совершенно особый принцип декоративного обобщения реальных форм, позволяющий из сложности и многообразия конкретного облика вещей извлечь единообразное ядро их сущности. Именно поэтому кажущаяся простота изображения оборачивается богатством и глубиной содержания.

Лучшие дня

Так, букеты на рисунках Примаченко-это не просто натюрморты и не просто орнамент, а своеобразный обобщенный образ цветов, выражающий определенный строй чувств, будь то радость детства или восхищение щедростью земли. Ее «Лесной букет» рождает воспоминание о согретом солнцем лесе, «Цветы моей хаты»-напоминают ласковую улыбку гостеприимной хозяйки дома.

В конце 60-х годов Примаченко приходит к созданию уже не просто сказочных, а символико-аллегорических композиций-«Страшная война», «Свое молоко есть, а на чужое рот разевает». Эти образы горя, человеческих пороков живут в страшном мире, лишенном красок, дыхания жизни, в мире, где нет добра и красоты. Цветы здесь уже не сочны и ярки; это как бы тени, призраки цветов, лишенные дыхания жизни.

Важнейшее выразительное средство в работах Примаченко-цвет, который является не просто оболочкой, а носителем сущности предмета (поэтому зритель легко мирится с его условностью). Цвет не плоскостей, а пластичен, одушевлен; иногда это достигается за счет выразительности цветовых сочетаний. Например, в декоративном панно «Васильки» контраст зеленого и сине-голубого создает впечатление ночного мерцания, прохлады, которое усиливается вспышками красных, горячих, словно пламя свечи, «сердечек» цветов.

В своих сюжетных работах-«Кот в дороге», «Маруся кудель пряла», «Жнущая казачка и молодой казак» Примаченко находит интересный композиционный прием, отвечающий общему декоративному строю ее произведений. Рисунок делится на планы, следующие один за другим. При кажущейся плоскостности изображения взаимодействие этих планов создает пространственный эффект, благодаря которому многочисленные предметы непринужденно размещаются на плоскости картины, не загружая ее. Это умение найти верное композиционное решение присуще Примаченко от природы, так же как чувство ритма, пластики линий и цвета, гармонии целого.

Не так давно работы Примаченко предстали перед зрителем в новом своем качестве-в иллюстрациях детских книг, вышедших в киевском издательстве «Веселка» в начале 70-х годов. Иллюстрации детских книг раскрывают еще одну грань таланта народной художницы, покоряют своей радостной непосредственностью, близостью к миру детского воображения, органическим слиянием слова и изображения.


из вики:
Мария Авксентьевна Приймаченко родилась в творческой семье 30 декабря (12 января) 1909 года в селе Болотня (ныне Иванковского района Киевской области Украины), где и провела всю жизнь.
Отец, Авксентий Григорьевич, был плотником-виртуозом, мастерил дворовые ограждения.
Мать, Прасковья Васильевна, была признанным мастером вышивания (сама Мария Авксентьевна одевалась в собственноручно вышитые сорочки).
Детство Марии Авксентьевны было омрачено страшным недугом - полиомиелитом. Это сделало её не по-детски серьёзной и наблюдательной, обострило слух и зрение. Мария Авксентьевна достойно и мужественно перенесла все жизненные невзгоды, познала счастье любви (её муж погиб на фронте) и счастье материнства (её сын Фёдор -тоже народный художник - был её учеником и другом).
До сих пор спорят о том, как правильно пишется фамилия художницы. В своей статье режиссер Лесь Танюк писал: «Однажды я спросил её:
- Так вы, Мария Авксентиевна, Приймаченко или Примаченко?
- Приймаченко, - без сомнений ответила она. - Приймаченки мы, из «приймаков». Отца моего Авксентия Григорьевича дед с бабой в «приймаки» взяли, усыновили. А записали потом на русском. Все испортили.

Талант вышивать Марии Примаченко передался от матери, а вот талант к рисованию у нее обнаружился неожиданно. Как рассказывала сама художница, когда ей было 17 лет, она пасла на лугу гусей и, набрав в речке синей глины, расписала ею свою хату. Соседям так понравилась эта роспись, что девушка тут же получила заказ на оформление соседнего дома. Она расписала цветами и диковинными животными печку, вызвав такой восторг, что с ней расплатились поросенком. Годы были голодные, свои поросята сдохли, Мария откормила свинью, та дала приплод - восемь поросят, и семья несколько лет кормилась ее потомством. Мария впервые почувствовала себя полноценной кормилицей, что при ее болезни (в 9 лет вследствие полиомиелита у Марии развился неизлечимый паралич ноги) стало очень важно. С тех пор девушка начала рисовать.

Мария Примаченко рисовала обеими руками - правой и левой, при этом разницы в получившихся картинах не было заметно. Не имея никакого специального образования, художница интуитивно создавала мифологические образы и наполняла их некой философией, недоступной многим. Даже подписи Марии Примаченко к картинам могут быть самодостаточными произведениями. В них рифма, тонкий юмор, ирония и острота: «Мільярд літ прогуло, а таких мавп не було» или «Цей звір позіхає і дружби ні з ким не має», «Кобра як устане, то і небо достане, а до сонця достать - треба кобрів п’ять».
Помимо подписей, картина могла сопровождаться историей, которую художница рассказывала всем интересующимся. Вот одна из них: «А я гусей пасу. Слышу: «чигирк» - это крокодил «чигиркает» под сороку. Смотрю - ива склонилась, на иве - крокодил. А возле крокодила - мартышка, жена его. Он - в норку, а она - на иве. Так вот, когда за зверя замуж выйдешь - у него свое, а у тебя свое».

Мария Примаченко изображала не только животных, которых когда-либо видела, но и таких, о которых только слышала. Именно это делало ее зверей неповторимыми. Говорят, когда художницу пригласили в Киевские центральные экспериментальные мастерские в 1936 году, одна из ее наставниц упрямо не пускала женщину в зоопарк - чтобы та во вред своему искусству не насмотрелась на настоящих львов и мартышек.
Искусствоведы, занимающиеся изучением феномена Марии Примаченко, считают, что в ее декоративных росписях сконцентрировался художественный дар многих поколений народных мастеров, доносивших до нас из глубины веков свои представления о прекрасном и безобразном, о добре и зле.
В картинах Примаченко нашли воплощение идущие из недр народной мифологии образы фантастических зверей и птиц. При изображении последних мастерица прибегала к своему излюбленному приему - "очеловечению": она рисовала зверей с большими глазами с ресницами.
По сложности композиции и одновременно гармоничности особое место в творчестве Марии Примаченко занимают сюжетные картины. В них сказка и быль, фантазия и реальность сплавлены в единый организм, в котором воплощена мысль о великом единстве природы. Люди в этих картинах эпически спокойны и полны достоинства.

Замечено, что общечеловеческая тема борьбы добра и зла проходит через все творчество Марии Примаченко. При этом добро у нее, как и положено, всегда побеждает зло.
Помимо воплощения на бумаге богатых фантазий, мастерица черпала вдохновение из окружающей жизни. Например, в 1986 году в ее работах нашла отражение авария на Чернобыльской АЭС. Известно, что катастрофу Мария Примаченко переживала в собственной хате, расположенной недалеко от атомной станции. Женщина наотрез отказалась уехать из 30-километровой зоны. Художница умерла 17 августа 1997 года на 89-м году жизни.

Приближенные к художнице люди говорили, что Мария Аксентьевна отказывалась от предложений переезда, ибо свято верила, что "Бог даст счастье выздоровления земли, вод и небес", а процесс создания картин с пожизненным девизом "На радость людям" спасет ее семью, даст всем здоровье, силу, крепость веры в неистребимость народного духа.


«Лежень ліг під яблунею, щоб яблуко саме упало в рот, а воно його в лоб»
(Лежебока лег под яблоней, чтобы яблоко само упало в рот, а оно его в лоб)


«Мільярд літ прогуло, а таких мавп не було».
(Миллиарл лет прошло, а таких обезьян не было)


"Леву треба було річку перейти і ноги не замочить"


"Це - баран з двома головами. Одна пасеться, а друга - на небо дивиться". 1990

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...