Проект «Росатома» по строительству плавучей атомной станции всё больше походит на авантюру. Строящиеся аэс

ПАТЭС "Академик Ломоносов" Фото: Total-rating.ru

Последние несколько лет Госкорпорация «Росатом» планировала зарядить топливом свой противоречивый проект – плавучую атомную теплоэлектростанцию (ПАТЭС) «Академик Ломоносов» – на Балтийском заводе, который находится всего в паре километров от таких мест паломничества туристов, как Эрмитаж и Исаакиевский Собор. Однако столкнулся с рядом серьезных трудностей.

Напомним, «Академик Ломоносов» был заложен 15 апреля 2007 года в Северодвинске, но в 2008 году строительство перенесли на Балтийский Завод в Санкт-Петербурге. С тех пор проект преследовали судебные разбирательства, процедуры банкротства, споры собственников и постоянные задержки.

Сегодня проект отстает от собственного графика на десятилетие, его бюджет превышен на миллионы долларов; тем не менее, он остается «голубой мечтой» «Росатома», грезящего о большом мировом спросе на плавучие АЭС в будущем. Пока только Китай рассуждает о строительстве собственных плавучих АЭС, а Москва еще не получила ни одного заказа.

Реакторная установка для "Академик Ломоносов" Фото: Балтийский Завод

Пожар , возникший на ПАТЭС на территории Балтийского завода в июне этого года, только усилил опасения, что злополучный дорогущий проект может стать не только причиной серьезной экологической проблемы, но и приманкой для террористов.

Огромные риски

Можно долго рассуждать, где опаснее заряжать объекты ядерным топливом, и какой город, в случае серьезного инцидента, больше пострадает – Мурманск или Санкт-Петербург. Если опасность есть, она будет одинаковой для обоих городов, независимо от количества жителей.

«Росэнергоатом» постоянно поднимал вопрос о загрузке топлива в Санкт-Петербурге, в одном из самых густонаселенных районов города. В прошлом году был поставлен крайний срок – топливо в ПАТЭС должно быть загружено до окончания 2016 года . Но и этот дедлайн, как и многие другие в судьбе проекта, был пропущен.

Фото: Daniel Sannum Lauten

По словам председателя правления ЭПЦ «Беллона» (Санкт-Петербург) Александра Никитина, «Росатом» был настолько скрытен относительно планов по загрузке топлива, что иногда казалось, что эта операция будет произведена тайно.

«Если бы такое случилось, оставалось бы уповать только на профессионализм сотрудников Балтийского завода, на мощностях которого было построено несколько российских атомных ледоколов», – считает он.

В мае 2017 года, выступая на конференции «Росатома», посвященной политике открытости Госкорпорации, Никитин представил провокационную презентацию, в которой перечислил все ЧП, которые происходили во время загрузки топлива в советские годы, а также их последствия для такого города, как Санкт-Петербург.

Один из таких инцидентов произошел в 1985 году, когда во время операции по загрузке топлива в атомную субмарину произошел взрыв, и радиоактивные осколки разбросало по всей бухте Чажма недалеко от Владивостока. В результате погибло 10 и было ранено 49 человек.

В очистке территории принимали участие 2 000 человек, 290 из которых получили высокую дозу радиации. Позже выяснилось, ядерное топливо буквально выстрелило из субмарины (класс Эхо II) на близлежащие суда, потом попало в воду и на берег. Часть дна до сих пор остается загрязненной. Советскому правительству удалось скрывать инцидент до 1993 года, но случись он сегодня в Санкт-Петербурге, это вряд ли осталось бы незамеченным.

Международная обеспокоенность

К обеспокоенности по поводу риска возникновения чрезвычайной ситуации во время загрузки топлива, которая может привести к загрязнению большей части второй столицы России, добавилась и негативная реакция норвежского МИДа, вызванная самой идеей транспортировки двух реакторов КЛТ-40 c облученным ядерным топливом вдоль побережья Норвегии.

В конце июня Госсекретарь Норвегии Марит Бергер Рёшланд (Marit Berger Røsland) выразила протест российским планам буксировки «Академика Ломоносова» с ядерным топливом на борту вдоль норвежского побережья.

В ответ глава «Росатома» Алексей Лихачев в официальном пресс-релизе пообещал, что сначала энергоблок будет отбуксирован в Мурманск, и только потом специалисты приступят к операциям по загрузке топлива.

Новой площадкой для загрузки ПАТЭС выбран город Мурманск. Работы произойдут на ФГУП «Атомфлот», в распоряжении которого есть вся необходимая для таких работ инфраструктура. В Мурманск станцию отбуксируют через Балтийское море, мимо побережья Финляндии, Швеции, Польши, Германии и Дании и далее вдоль побережья Норвегии.

После загрузки и испытаний ПАТЭС, ее транспортируют вдоль северного побережья России в арктический порт Певек на Чукотке. Планируется, что она заменит Билибинскую АЭС, которую «Росатом» планирует постепенно выводить из эксплуатации.

Андрей Золотков.

Юридические коллизии

По словам директора АНО «Беллона» (Мурманск) Андрея Золоткова, решение о переносе пуска реакторных установок ПАТЭС в Мурманск вызвано и юридическими причинами: «В морском праве нет такого понятия как «несамоходный плавучий ядерный объект», что и создает большие трудности при транспортировке ПАТЭС по Балтийскому, Северному и Баренцеву морям. Ну кто согласится страховать объект, которого не существует даже в юридических терминах морского права? Как запрашивать право на проход проливами? Как буксировать ПАТЭС, пусть даже и с остановленными реакторными установками, но уже с отработавшим ядерным топливом (ОЯТ) на такое расстояние». Для перевозки ОЯТ существуют специальные классы судов, к которым ПАТЭС ну никак не относится».

Кроме того, по словам Никитина, в 1990-е годы Законодательное собрание Санкт-Петербурга издало указ о запрете проведения любых потенциально-опасных ядерных операций в городской черте. Именно по этой причине загрузка топлива на атомный ракетный крейсер «Петр Великий», построенный на Балтийском Заводе, происходила в другом городе.

Тем не менее, в 2007 году на Балтийском Заводе заряжали атомный ледокол «50 лет Победы». Сейчас там строится атомный ледокол «Арктика». Возникает вопрос – его тоже будут загружать ядерным топливом на месте, в обход решения Законодательного собрания, или будут буксировать в Мурманск?

А что будет в Мурманске?

По словам Андрея Золоткова, это, наверное, будет первый случай, когда объект уходит с завода без официальной «приемки объекта» и нормальной проверки всех систем – нельзя проверить работоспособность ПАТЭС, не запустив ядерную энергетическую установку хотя бы «для проформы».

«Но реакторная установка – это лишь часть станции. Там неимоверное количество оборудования, которое завязано именно на исправную работу паропроизводительной установки. Сначала производство пара, потом турбины, охлаждение, большая электрическая часть и куча вспомогательных механизмов. Конечно, они будут каким-то образом проверены в холостом режиме, но это не реальная приемка ПАТЭС в работу», – отметил Золотков.

Атомные ледоколы на причале ФГУП "Атомфлот" Photo: Анна Киреева

Он напомнил, что все атомные ледоколы, которые строились на Балтийском заводе, уходили своим ходом с работающей реакторной установкой. Но даже после этого уже в Мурманск приезжала куча специалистов, чтобы устранить возникшие неполадки.

Приемка ПАТЭС в эксплуатацию у причала ФГУП «Атомфлот» займет точно ни один месяц, при этом станция будет занимать значительную часть причала. Это может внести дисбаланс в плановую деятельность предприятия, на причале которого базируются действующие атомные ледоколы.

Тем не менее, у Золоткова не вызывает беспокойства факт загрузки топлива на ПАТЭС на территории ФГУП «Атомфлот». Реакторы КЛТ-40 используются на лихтеровозе «Севморпуть» и на атомных ледоколах «Вайгач» и «Таймыр». Несмотря на то, что прошло уже 30 лет с тех пор, когда ее изготавливали, и даже с учетом конструкторских изменений, на «Атомфлоте» хватает операторов и специалистов для работы с этим типом реакторной установки. По его словам, на базе «Атомфлота» было произведено не менее 15-ти пусков похожей реакторной установки.

«Академик Ломоносов» будет первой российской плавучей атомной станцией. Сомнительная честь быть первой плавучей АЭС мире принадлежит американской Sturgis , построенной в 1967 и утилизированной менее чем через 10 лет – в 1976 году.

Поскольку «Росатом» делает ставку на востребованность ПАТЭС в будущем, особенно среди иностранных покупателей, перед ним встает большой вопрос – где строить следующую станцию, если вдруг появятся заказы, особенно из-за рубежа? Буксировать «несамоходный плавучий ядерный объект» по морям и океанам не позволит морское право. Придется, кроме самой ПАТЭС, создавать целую технологическую цепочку – специальное судно для загрузки-выгрузки ядерного топлива, специальное судно для транспортировки ОЯТ по типу и многое другое.

Плавучие АЭС в России - проект отечественных конструкторов по созданию мобильных установок малой мощности. В разработке участвуют госкорпорация "Росатом", предприятия "Балтийский завод", и ряд других организаций.

Историческая справка

На начальных этапах развития индустрии атомную энергию рассматривали главным образом применительно к военной промышленности. Однако в течение нескольких последних десятилетий все более очевидными стали преимущества мобильных источников, пригодных для эксплуатации в отдаленных и неосвоенных местностях. В большей степени смена приоритетов была обусловлена развитием атомных технологий гражданского назначения, установкой реакторов на военных судах, ледоколах, подводных лодках.

Впервые мобильные установки стали использовать США. Они обеспечивали энергией и американскую исследовательскую базу в Антарктике.

Относительно недавно в СМИ задавался вопрос о том, будет ли установлена плавучая АЭС в Крыму. Мнения на этот счет различны. Однако заявлений от госкорпорации, координирующей программу, относительно этого вопроса не поступало. Некоторые специалисты говорят о том, что плавучая АЭС в Крыму не нужна. Объясняют свою позицию они тем, что такие установки конструируются для эксплуатации в удаленных, труднодоступных районах. Снабжение полуострова может осуществляться и другими способами. Например, строится энергомост от материковой части страны.

Отечественная индустрия

По федеральной целевой программе "Энергоэффективная экономика" 2002-2005 гг. и на перспективу до 2010-го был проведен тендер на создание маломощной ПАЭС. В середине мая 2006-го победителем стало предприятие "Севмаш". В следующем, 2007 году, ректорат Нижегородского гостехуниверситета и Федеральное агентство по атомной энергетике достигли договоренности о том, что институт будет выступать в качестве базового вуза по подготовке соответствующих специалистов. В 2008 году координаторы проекта объявили, что часть заказов на агрегаты и узлы будет передана Балтийскому заводу. Однако завод "Севмаш" чуть позже объявил, что плавучая АЭС будет сдана на 5 месяцев позже запланированного срока. В этой связи Балтийскому заводу был передан заказ полностью.

Начало строительства

Как заявлял в 2010 году замглавы "Росэнергоатом" Сергей Завьялов, первая плавучая АЭС создавалась в соответствии с графиком. Готовность установки планировалась на конец 2012 г., а вывод в эксплуатацию предполагался в 2013-м. В июне 2010-го был спущен на воду первый энергоблок. Это произошло на Балтийском заводе. Но в то время турбогенератор и реактор не были установлены. Монтажные работы предполагалось осуществлять на плавающем энергоблоке. В сентябре 2011 г. положительное заключение экологической экспертизы получил проект в Певеке. В настоящее время он находится на стадии обоснования инвестиций. В конце сентября - начале октября 2013 г. парогенерирующие блоки массой по 220 т, выпущенные по проектам ОКБМ им. Африкантова, были перевезены к достроечной набережной из эллинга шестого цеха Балтийского завода. Там в присутствии представителей "Росэнергоатома" плавкраном они были погружены в реакторные отсеки. В соответствии с условиями контракта, петербургский завод должен сдать ПЭБ, подготовленный к транспортировке к месту эксплуатации, 9 сентября 2016 г. Последние новости о плавучей АЭС указывают на то, что она должна быть полностью введена в эксплуатацию в 2018 году.

Ключевой проект

В серии мобильных транспортабельных установок малой мощности основной считается плавучая АЭС "Академик Ломоносов". Максимальная мощность ее составляет больше 70 МВт. Установка включает в себя два реактора КЛТ-40С. Главным конструктором выступает АО "ОКБМ им. Африкантова". Это же предприятие является основным изготовителем и поставщиком оборудования реакторных установок. В него, в частности, включены насосы, агрегаты обращения с топливом, ИМ СУЗ, вспомогательные машины и проч. Плавучая АЭС "Академик Ломоносов" создана на базе серийной установки, используемой в ледоколах, проверенной на протяжении продолжительной эксплуатации в арктических условиях.

Назначение

Выполненные предприятиями и исследовательскими институтами "Росатома" проектные мероприятия показали возможность строительства на базе уже освоенных судовых реакторов источников энергии качественно нового класса. Они будут использоваться для производства опресненной воды, электричества, бытового и промышленного тепла. Предполагается распространение плавучих АЭС мощностью от 3,5 до 70 и более МВт. Они предназначаются для обеспечения портовых городов, крупных предприятий промышленности, добывающих газовых и нефтяных комплексов, расположенных в шельфовой зоне.

Специфика

Передвижные АЭС представляют собой автономные объекты. Они полностью создаются на судостроительном заводе в качестве несамоходного судна. Готовые установки транспортируются речным либо морским путем к участку эксплуатации. Заказчик получает объект в рабочем состоянии. Плавучие АЭС включают в себя комплекс жилых помещений и полной инфраструктуры, обеспечивающей проживание персонала, осуществляющего эксплуатацию, а также техобслуживание установки. Таким образом, изготовитель и поставщик выполняет заказ "под ключ". Сооружение в заводских условиях обеспечивает максимальное сокращение сроков строительства. Вместе с этим российская плавучая АЭС соответствует всем международным требованиям, предъявляемым к качеству и безопасности.

Преимущества

Плавучая АЭС наилучшим образом приспособлена для эксплуатации в труднодоступных местностях по берегам рек или морей, отдаленных от центральных систем снабжения. В РФ это в первую очередь районы Дальнего Востока и Крайнего Севера. В этих регионах нет единой энергосистемы. Здесь необходимы экономически приемлемые и надежные источники снабжения. В настоящее время потребность в нескольких десятках маломощных станций стоит в этих регионах очень остро. установок позволит стимулировать экономическую активность и обеспечить надлежащий уровень жизни населению.

Безопасность

Плавучая АЭС соответствует всем международным экологическим требованиям. Обогащение топлива не превышает предельного уровня для соблюдения режима по нераспространению ядерного оружия. Поскольку эксплуатация предполагается в прибрежной зоне мирового океана, достаточно актуальным является вопрос об устойчивости установки к воздействию экстремальных природных факторов (смерчи, цунами и проч.).

"ОКМБ Африкантов" располагает комплексом инновационных технологий, за счет которых плавучая АЭС будет выдерживать любой уровень динамической нагрузки, заданный в проекте. Схема будущей установки создается с определенным "запасом прочности". Он превышает предельно возможные нагрузки в районе эксплуатации. Например, предусматривается вероятность удара волны цунами, столкновение с береговым сооружением или иным судном. Спустя 40 лет эксплуатации головной энергоблок плавучей атомной установки будет заменяться новым. При этом старый будет возвращен на технологическое предприятие на утилизацию. Во время эксплуатации и по ее окончании на участке, где была установлена плавучая не будет никаких экологически опасных отходов. Ремонт и перезагрузка топлива будут осуществляться в условиях действующих отечественных специализированных предприятий. На них присутствует все необходимое оборудование, а также задействован квалифицированный персонал.

Атомный эксперт: плавучие АЭС. Хороший улов

В настоящее время выпускается множество статей по рассматриваемой теме. Во многих из них представлены некоторые разработки ряда ведущих исследовательских и конструкторских институтов. Например, в 2015 году освещалась концепция ученых из технологического института Массачусетса. Считается, что плавучая АЭС (фото установки можно увидеть в статье) является одним из наиболее перспективных вариантов снабжения населенных пунктов, в которых недостаточно ресурсов прибрежной зоны. В концепции института сочетается две достаточно известные технологии. В частности рассматривается конструирование и глубоководной нефтяной платформы.

(передвижные атомные электростанции), но и мимоходом зацепили там же и ПАТЭС. Давайте продолжим эту тему …

В ближайшие несколько лет совместными усилиями Объединенной судостроительной корпорации и государственного концерна «Росатом» планируется достроить первую российскую плавучую атомную тепловую электростанцию (ПАТЭС). Как полагают эксперты, уже в самом ближайшем будущем экспорт ПАТЭС сможет составить большую часть доходов обеим организациям. Однако в то же время существуют определенные сомнения относительно того, смогут ли эти корпорации обеспечить такими станциями хотя бы Россию.

В первую очередь необходимо отметить, что сама идея строительства ПАТЭС не нова. Первыми она пришла в голову американцам, которые в начале 80-х годов прошлого века вознамерились построить в Америке 8 таких плавучих станций, общая мощность которых должна была достичь 1150 МВт. Проект оценивался в 180 миллионов долларов, но успеха он не имел. Причиной провала была объявлена экономическая неэффективность станций. Однако, очевидно, что большую роль в этом сыграли и протесты жители прибрежных регионов, которые не очень обрадовались перспективе иметь «под боком» атомную бомбу замедленного действия. Вспыхнул громкий скандал, который имел весьма интересные последствия – ПАТЭС заинтересовались в Советском Союзе. В конце 80-х годов в стране советов прекрасно осознавали, что являются лидерами по производству атомных реакторов, но большому счету девать их было некуда. Поэтому возникла идея использовать списанные подлодки для обогрева северных прибрежных городов. Но, к счастью, от подобной затеи вскоре отказались, потому как реакторы того времени не отличались надежностью, да и стоимость такой энергии не оправдывала себя. Казалось, от плавучих станций отказались навсегда, но тут в начале нового века о ПАТЭС вспомнили в России.

О планах на совместное строительство ПАТЭС заявил президент Объединенной судостроительной корпорации Андрей Дьячков, сразу же после того, как российский премьер-министр Дмитрий Медведев посетил с визитом Балтийский завод (там, собственно говоря, и ведется строительство станции). По словам Дьячкова, премьер выделил десять дней на то, чтобы уладить все формальности и придти к единому видению дальнейшего проведения работ, а также их стоимости.

Если говорить о технических характеристиках ПАТЭС – то это довольно-таки прибыльное сооружение, обладающее значительным потенциалом. Грубо говоря, это батарейка больших размеров, которая может прослужить до 40 лет (предусмотрено 3 цикла по 12 лет каждый, между которыми необходимо проводить перезагрузку реакторных установок). Основу станции составляют две реакторных установки КЛТ-40С, которые в советское время использовались на советских атомных ледоколах и подлодках. Они способны генерировать до 70 МВт, поэтому их целесообразно устанавливать в тех местах, где нет возможности или нет смысла строить большие электростанции, которые для работы используют другие источники электроэнергии.

ПАТЭС обладает и еще одним положительным свойством – ее можно использовать и в качестве мобильного опреснителя. Если 50 лет назад нехватка пресной воды в первую очередь ассоциировалась с африканским континентом, то уже три десятилетия назад с подобными проблемами столкнулись и государства Ближнего Востока. Более того, уже в ближайшем будущем нехватка пресной воды может стать проблемой №1 в мире. Именно поэтому еще в 1995 году на мировом рынке объемы опреснительного оборудования были оценены в три миллиарда долларов. МАГАТЭ в то же время прогнозирует, что в будущем эти объемы будут только увеличиваться, и к 2015 году будут оцениваться уже в 12 миллиардов. Плавучая атомная теплоэлектростанция способна опреснить порядка 40-240 тысяч тонн воды в сутки, при этом себестоимость этой воды будет гораздо ниже, чем той, которая была получении при помощи работающих на других видах топлива источников. Поэтому авторы проекта не отрицают, что намерены хорошо заработать на таких станциях.

Но в настоящее время все это возможно лишь теоретически. Если коснуться практической стороны вопроса, то первая станция такого типа должна была быть запущена в прошлом году. Но в ходе ее строительства возникли определенные трудности. Так, станцию начали строить на заводе «Севмаш» в 2006 году, однако руководству «Росатома» не подошли темпы строительства. Поэтому дальнейшие работы проводились уже на Балтийском заводе. Но и дальше было много проблем. Сам завод оказался под контролем ОСК, руководство которой заявило о том, что готово закончить строительство, но для этого необходимо около 7 миллиардов рублей. «Росатом» предлагал всего на 1 миллиард меньше. Поэтому на данный момент готовность ПАТЭС по оценкам экспертов, составляет не более 65 процентов. Тем не менее, аналитики не сомневаются в том, что в течение следующих трех лет станция «Академик Ломоносов» будет готова, то есть полностью достроена, испытана, и вполне возможно, даже доставлена на место выработки электроэнергии.

Руководство «Росатома» заявляет, что оно намерено запустить в серийное производство плавучие атомные теплоэлектростанции. Но проблема заключается не в их желаниях и стремлениях, а в том, способно ли российское судостроительство построить необходимое количество ПАТЭС, чтобы они выпускались в срок и высокого качества. В данном вопросе большую роль играет не столько финансирование, как физические возможности судостроителей возводить плавучие станции сериями, ведь строительство может производиться лишь на двух предприятиях: Балтийском заводе, который строил все атомные ледоколы в советские времена, и на «Севмаше», который занимается строительством атомных подлодок. У каждой из этих верфей постоянно имеются полные объемы оборонзаказа и заказы на строительство судов арктического класса. Поэтому, по всей видимости, производство ПАТЭС не будет первоочередным на этих предприятиях. А это может привести к тому, что на мировом рынке для российских плавучих атомных теплоэлектростанций не будет места, потому как вполне могут появиться японские, корейские и китайские атомные проекты.

Необходимо также отметить и то, что в настоящее время плавучими станциями заинтересовалась Индия, которая, как сообщают некоторые источники, намерена вложить в строительство первой установки порядка 140-180 миллионов долларов. Кроме нее, интересуется проектом и Китай, который имеет желание изготавливать для них корпуса. Не отстают от этих государств и Индонезия, государства африканского континента и Персидского залива.

И все-таки существуют проблемы. И не в последнюю очередь краеугольным камнем выступает весьма значительное финансирование проекта, о чем упоминалось выше. Помимо этого, большой вопрос – это безопасность ПАТЭС. Разработчики, понятное дело, утверждают, что проект был подвергнут жесткой государственной экологической экспертизе и получил лицензию Госатомнадзора. К тому же, система безопасности на станции значительно усилена. Однако существуют оппоненты, которые вполне разумно отмечают, что на строительство сооружений для обеспечения безопасности станции, средства должны выделяться их местных бюджетов, и вопрос заключается в том, будет ли в месте использования достаточно денег для этого.

Еще одна немаловажная проблема связана с использованием урана. Обогащение его в реакторах доходит до 90 процентов, хотя разработчики твердят о том, что в ПАТЭС данная цифра будет оставлять не более 60 процентов. Однако и такого количества вполне достаточно, чтобы заинтересовать экстремистов, если, к тому же, принимать во внимание, что размещаться станции будут в не самых стабильных регионах в мире.

Таким образом, утверждать, что проект ПАТЭС исключительно положителен, нельзя, поскольку он имеет и ряд негативных моментов, и говорить о его будущем пока рано.

Вместе с тем, российские чиновники вполне оптимистично смотрят в будущее. Так, в частности, по словам Сергея Кириенко, руководителя Федерального агентства по атомной энергии, строительство плавучих атомных теплоэлектростанций перспективно не только для России, но и для мира в целом. Он отмечает также и то, что у россиян есть преимущества перед другими производителями, благодаря надежности и безопасности советских реакторных установок. Кириенко убежден в том, что плавучие станции намного безопаснее наземных АЭС, потому как обладает большим количеством уровней защиты.

Кириенко вполне поддерживает и заместитель гендиректора «Росэнергоатома» Сергей Крысов, который отмечает, что российским проектом уже заинтересовались 20 государств, и Россия уже готова приступить к переговорам с ними, но только после того, как будет готов первый энергоблок. По его словам, большая заинтересованность вызвана тем, что срок строительства ПАТЭС намного меньше, чем наземных. Кроме того, плавучая станция способна выдерживать шторм 7-8 баллов.

Поэтому в настоящее время с целью успешной реализации проекта в мире рабочей группой из представителей Министерства иностранных дел, Росатома и «Росэнергоатома» проводится анализ международного законодательства, и внутренней правовой базы некоторых государств. А что из всего этого получится – время покажет…

Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия -

Центральный пульт управления плавучей атомной теплоэлектростанцией (ПАТЭС) «Академик Ломоносов». Оператор на три секунды зажимает красную кнопку, гудит сирена, гаснет свет, цифры на датчиках температур идут вниз.

— Сработала аварийная защита на реакторе, на левом борту. — объясняет Евгений Гаврилов, начальник учебно-тренировочного подразделения «Дирекции по сооружению и эксплуатации ПАТЭС». — Стержни аварийной защиты влетели в активную зону реактора. Процесс цепной реакции прекращен. Ядерный реактор заглушен, находится в подкритическом состоянии, и переведен в режим снятия остаточного тепла. Второй реактор, на правом борту, продолжает работать стабильно. Жень, приведи в нормальное состояние!

Женя «чинит» атомный реактор, включается свет, замолкает сирена, температура реактора постепенно приходит в норму.

Мы находимся на полномасштабном тренажере, точной копии (вплоть до цвета стен) ЦПУ, который будет поставлен на плавучий энергоблок (ПЭБ) «Академий Ломоносов».

Тренажерная подготовка происходит так: инструктор инициирует аварийную ситуацию — задает определенные параметры и происходит, например, «разрыв трубопровода». Задача операторов — сориентироваться и привести реакторы в безопасное состояние. Все это записывается на видеокамеры, после чего происходит разбор полетов, рассказывает Гаврилов.

Нажимать красную кнопку — привилегия оператора, хотя, по словам Гаврилова, «чисто номинальная — она практически никогда не нажимается».
«Операторы боятся — мало ли что произойдет: стакан упадет или еще чего. Поэтому они ставят специальные колпачки на эту кнопку, чтобы случайно не нажать. А если действительно нужно — сдернул колпачок и нажал», — говорит Гаврилов.

С 1 сентября в «Центральном институте повышения квалификации Госкорпорации Росатом», где располагается тренажер, начнется полноценная подготовка.

«Первые 17 человек, которые начинают у нас обучаться — это уровень руководителей: главных инженеров, основных ведущих специалистов, связанных с эксплуатацией», — говорит директор филиала ЦИПКа, проректор института Таир Таиров.

Сейчас формируется костяк будущей команды. «Конечно, есть желание, чтобы первый экипаж был набран из людей опытных. Поэтому сейчас мы отдаем предпочтение людям из довольно узкого мира ледокольщиков, военных моряков и атомщиков», — говорит Андрей Туниманов, начальник отдела управления персоналом.

Уже известно, что всего будет шесть смен. Но в каком графике будет работать экипаж, пока не решили: то ли два месяца через два или, как на ледоколах — четыре через четыре месяца.

— Но директор и главный инженер ПЭБ вахтовым методом не работает. Они работают все время и ездят в отпуск. В соответствии с трудовым законодательством, — громко заявляет Туниманов.

— Ээ, да, они также будут. Неужели они хуже других? — усмехается Гаврилов. Сам главный инженер скромно молчит.

«Когда мы только начали подготовку в 2008-2009 годах, мы столкнулись с тем, что в мире еще нет такого объекта. — объясняет расхождения в показаниях Таиров. — Даже были споры, что это: атомная станция или судно с реакторными установками. Пришли к выводу, что это судно стоичного типа, которое не имеет своего хода. Но споры продолжаются».

Вместо обычных АЭС

«Академик Ломоносов» сам передвигаться не сможет. Для прохода, например, по Северному морскому пути ему потребуется два ледокола-проводника: один будет бить лед, второй тянуть ПЭБ на жесткой сцепке.

Мощность атомного реактора также сопоставима с мощностью современных атомных ледоколов — на нем установлены два реактора КЛТ-40С, которые разрабатывают АО «ОКБМ Африкантов» Госкорпорации «Росатом».

Главная особенность ПЭБ — возможность передавать энергию и тепло на берег.

«Достижения и технологии атомного судостроения впервые в мире в таком масштабе и объеме будут использованы для выработки тепла и электричества для нужд потребителей, — не без пафоса говорит Сергей Завьялов, заместитель генерального директора концерна Росэнергоатом, руководитель дирекции по сооружению и эксплуатации ПАТЭС. — Мы будем генерировать электрическую и тепловую мощность в объеме ПЭБ и с помощью передающих устройств транспортировать это все в энергетические сети, что обеспечит функционирование энергоизолированных регионов».

Конкретно «Академик Ломоносов» станет заменой отжившим свое Билибинской АЭС и Чаунской ТЭЦ в Певеке на Чукотке. По словам Завьялова, он придет в порт Певек в 2019 году.

ПЭБ может подключаться к действующим сетям и вырабатывать 70 МВт электрической мощности, 50 ГВт в час тепловой мощности, что позволяет поддерживать нужды городка с населением до 100 тыс. человек.

«В 2021 выходит из эксплуатации Белибинская АЭС, и мы к тому моменту должны наши 70 МВт мощности выдавать потребителям», — говорит Завьялов. Правда, по его словам, «сети находятся в достаточно плачевном состоянии», и требуют замены. «Такие решения сейчас в правительстве разрабатываются. Все вопросы к 2019 году должны быть решены».

История «Академика Ломоносова»

ПАТЭС не имеет мировых аналогов, утверждают разработчики. Правда, американцы когда-то, во Вьетнамской войны, ставили на платформу реактор и турбину для того, чтобы обеспечить Панамский канал энергетикой для прохода своих войск. Но это аналогом назвать сложно.

ПЭБ получил имя «Академик Ломоносов», так как должен был быть готов к 300-летию ученого в 2011 году. В 2006 году победителем тендера на строительство стало предприятие «Севмаш», однако после переноса сроков заказ получил Балтийский завод (в настоящий момент в строительстве ПЭБ задействовано 700 человек - 1\5 завода).

«Мы пришли на «Севмаш», запустились, и там получили две проблемы. — рассказывает Завьялов. — Их ни в коем случае нельзя ставить в вину ни «Севмашу», ни судостроителям, ни тем более заказчикам. Это проблема, связанная с недостаточностью проектной базы «Севмаша». К подобного рода объектам они не были готовы. И в этот период времени на «Севмаш» свалился огромный гособоронзаказ, и они просто начали захлебываться».

Строительство возобновилось только в 2013 году. По словам Завьялова, из 8 лет, объект строится реально всего 3,5 года. Сейчас он готов на 70%. «И потребуется еще где-то год-полтора».

Общая стоимость проекта, по словам Завьялова, «находится в пределах 20 млрд рублей, это очень разумные и взвешенные показатели». Стоимость следующего блока, по его словам, должна быть ниже.

А без следующего блока, получается, не обойтись. «Мы встанем в Билибино, начнем работать и в течение 10 лет завершим первый цикл. Соответственно, за это время мы должны построить второй энергоблок, чтобы поставить его на замену. Предполагаю, что он будет такой же, хотя могут и и иные технические решения», — объясняет Завьялов.

«10 лет находясь на площадке ПЭБ выдает электроэнергию. Перегрузки производятся раз в 2,5 - 3 года. Выгрузка топлива обеспечивается специализированным оборудованием, которое находится на ПЭБ, там же обеспечивается хранение отработанного топлива, — добавляет Юрий Фадеев, главный конструктор АО «ОКБМ Африкантов». По его словам, через 10 лет работы ПЭБ транспортируется на судостроительный завод для среднего ремонта. Там производится выгрузка старого топлива и загрузка нового. Эти циклы должны повторяются в течение всего срока эксплуатации в 40 лет.
Данный ПЭБ рассматривается как референтный образец. На нем отрабатываем все технологии. «С точки зрения будущего, столь металлоемкий, насыщенное оборудование изделие нас устраивать не будет, это очень дорого», — говорит Завьялов. Если все пойдет успешно, ставка будет делаться на более компактные изделия, которые будут лишены, например, жилого блока с библиотекой и бассейном (которые есть на «Академике Ломоносове»), и будут заточены исключительно на выработку тепла и электричества.

В Росатоме не сомневаются, что плавучие энергоблоки будут востребованы и за рубежом. Особенно с дополнительным комплектом оборудования для опреснения воды. Главное - отработать технологии серийного производства. Уже сегодня прямую заинтересованность в ПАТЭС проявляют китайские партнеры.

Ледоколы нового поколения

Одновременно на Балтийском заводе идет строительство атомного ледокола нового поколения «Арктика», который должен быть спущен на воду 26 мая следующего года в день 160-летнего юбилея завода (на фото вверху ). 22 августа 2015 была установлена последняя секция носового блока.

«Данный ледокол является самым большим и самым мощным ледоколом в мире на сегодняшний день. Основные габариты: 12,74 м, наибольшая ширина 34 м, высота, включая надстройку, трубу и мачту — порядка 53 м», — говорит руководитель проекта Сергей Черногубовский.

В настоящий момент в Росатомфлоте существует два типа ледоколов: это крупные ледоколы, например «50 лет победы» (на сегодняшний день крупнейший в мире) и мелкосидящие (предназначенный для проводки судов в устья сибирских рек) — «Таймыр» и «Вайгач».

«Арктика» совмещает два типа ледоколов, так как имеет двойную осадку.

«Рабочая осадка составляет 10,5 м, при этом максимальное водоизмещение - 33 тыс. тонн. На такой осадке он работает, когда проводит караваны судов в Арктике. Минимальная осадка составляет 8,65м — на этой осадке он может работать в устьях рек, таких как Енисей», — рассказывает Черногубовский.
Еще одна особенность — он выполнен из высокопрочной стали. «В районе ледового пояса составляет 40 мм. В связи с этим ледокол может проходить на скорости 1,5-2 узла, на максимальных оборотах припаянный лед высотой до 2,8 м как носом, так и кормой», — говорит руководитель проекта.
В настоящий момент на Балтийском заводе подписано два контракта. Первый - на строительство головного ледокола «Арктика» и второй — на создание двух серийных ледоколов «Сибирь» и «Урал».

Вчера в Певеке - самом северном и труднодоступном порту на востоке России - обозначили место будущей стоянки атомного энергоблока "Академик Ломоносов". В основание защитных гидросооружений забили "лидерную сваю" и тем самым дали официальный старт строительству береговой инфраструктуры.

А вместе с тем положили конец сомнениям и спорам о месте размещения первой в мире плавучей атомной теплоэлектростанции (сокращенно - ПАТЭС). Перебрав все прочие варианты, инициаторы этого проекта вернулись к той самой точке, с которой он, собственно, и начинался, - порт и поселок Певек в Чаунском районе Чукотского автономного округа.

Инфографика: Инфографика "РГ" / Леонид Кулешов / Александр Емельяненков

В церемонии, посвященной началу строительных работ в Певеке, приняли участие губернатор Чукотского автономного округа Роман Копин, заместитель генерального директора - директор по специальным проектам и инициативам концерна "Росэнергоатом" Павел Ипатов, представитель заказчика-застройщика - руководитель Дирекции по сооружению и эксплуатации ПАТЭС Сергей Завьялов и другие официальные лица.

Там же, в Певеке, на оперативном совещании с участием руководства Чукотки и генерального подрядчика работ по строительству гидротехнических сооружений (компания "Запсибгидрострой") проанализировали результаты подготовительного периода. Отмечено, что с момента, когда был заключен договор на строительство гидротехнических сооружений, в Певек из Архангельска и порта Сабетта на Ямале прибыли уже три судна с первоочередными грузами. В их числе строительная техника, сваебойные и бурильные машины, много другого специального оборудования и материалов для начального этапа строительства.

Побережье Чукотки особенно славится ветром "южак", скорость которого достигает 80 метров в секунду

Согласно планам, плавучий энергоблок "Академик Ломоносов", поставленный в Певеке, обеспечит замещение мощностей выбывающей из эксплуатации Билибинской атомной электростанции. Это, заметим, единственная в мире АЭС, построенная в зоне вечной мерзлоты. И ресурс ее энергоблоков рано или поздно подойдет к концу. При этом атомную генерацию заменят атомной, что не только престижно для российских ядерщиков, но и создает важный прецедент на пути коммерческого продвижения такого рода проектов в другие страны.

Достройка и график испытаний ПАТЭС "Академик Ломоносов" синхронизированы с работами в Певеке, утверждает Сергей Завьялов и главный строитель ПЭБ на Балтийском заводе Александр Ковалев. Фото: Александр Емельяненков

По словам главы Чукотки Романа Копина, новый атомный объект помимо функций замещения Билибинской АЭС даст энергию горнодобывающим компаниям на западе Чукотке, в Чаун-Билибинском энергоузле. А это большой рудно-металлический кластер, в том числе золотодобывающие компании. "Это не значит, что ПАТЭС полностью восполнит потребность в энергии этих предприятий, - уточнил Копин, - но на первом этапе, особенно в момент замены выбывающих мощностей Билибино, она обеспечит нормальную работу и даст стимул к дальнейшему развитию".

Если говорить в самом общем виде, ПАТЭС задумывалась как мобильная атомная теплоэлектростанция малой мощности для эксплуатации в районах Крайнего Севера и Дальнего Востока. Основная цель - обеспечить энергией удаленные промышленные предприятия, портовые города, а также газовые и нефтяные платформы, расположенные в открытом море. В связи с этим она разработана с большим запасом прочности, что делает ядерные реакторы неуязвимыми для природных аномалий. Ядерные процессы на таком плавучем энергоблоке отвечают требованиям МАГАТЭ и не несут угроз окружающей среде.

Применительно к головному энергоблоку "Академик Ломоносов" - это две реакторные установки КЛТ-40С (ледокольного типа), каждая из которых имеет тепловую мощность 150 МВт. А в совокупности они способны вырабатывать 70 мегаватт электрической и 50 Гкал/ч тепловой энергии в номинальном рабочем режиме, что обеспечивает жизнедеятельность города с населением около 100 тысяч человек.

Два реактора ПАТЭС установлены на штатные места и уже интегрированы с другим энергетическим оборудованием. До конца 2016 года предстоит завершить все процедуры, позволяющие начать загрузку ядерного топлива. Фото: Александр Емельяненков

Еще год назад в петербургском филиале Центрального института повышения квалификации началась подготовка экипажа для плавучего энергоблока "Академик Ломоносов". В пилотную группу включили два десятка человек оперативного персонала - тех, кто будет непосредственно управлять энергоблоком. Как пояснили в концерне "Росэнергоатом", численность эксплуатационного персонала ПАТЭС "Академик Ломоносов" составит 96 человек. Из них 42 будут работать на постоянной основе (с проживанием в Певеке), остальных специалистов - эксплуатационный персонал, ремонтников и судовую команду - задействуют вахтовым методом. К этому дню на работу в качестве персонала ПАТЭС официально принят 31 человек, включая главного инженера. Директор станции пока не назначен. В течение следующего года численность персонала планируют довести до 77 сотрудников. В "Росэнергоатоме" уже дали понять, что при оформлении на работу в приоритетном порядке будут рассматриваться кандидатуры из числа работников Билибинской АЭС.

А что же сам энергоблок, он в какой степени готовности? С июля 2016 года его содержат на плаву у достроечной набережной на Балтийском заводе в Санкт-Петербурге. Обозревателю "РГ" удалось недавно там побывать и увидеть все своими глазами. Причем не только снаружи, но и рассмотреть изнутри, что, где и в какой степени готовности. И там же задать уточняющие вопросы представителям концерна "Росэнергоатом" и Балтийского завода.

600 метров - такова протяженность мола-причала, который нужно построить, чтобы создать защищенную акваторию базирования для ПАТЭС "Академик Ломоносов"

По их словам, сейчас на объекте завершают монтаж и наладку основного оборудования и одновременно проводят швартовные испытания. То есть проверяют работоспособность и соответствие проектным характеристикам оборудования и систем ПЭБ. Плановый срок окончания испытаний - октябрь будущего года. Готовность плавучего энергоблока к транспортировке должна быть достигнута к концу 2017-го. После этого ПАТЭС как готовый объект будет доставлена по Северному морскому пути к месту работы, раскреплена у мола-причала и подключена к береговой инфраструктуре, сооружаемой в Певеке.

В сентябре 2019 года "Росэнергоатом" планирует приступить к установке энергоблока на штатное место и той же осенью провести испытания ПАТЭС и ввести ее в эксплуатацию.

Прямая речь

Сергей Завьялов, руководитель Дирекции по сооружению и эксплуатации ПАТЭС:

Что сейчас мы делаем на Чукотке? В этом году подписан договор на сооружение мола-причала. Это грандиозное гидротехническое сооружение протяженностью около 600 метров, которое обеспечивает возможность формирования закрытой акватории, где будет базироваться плавучий энергоблок. Сам ПЭБ будет раскрепляться с помощью особых шарнирных устройств - так, чтобы можно было обеспечить вертикальное перемещение плавэнергоблока и обеспечить передачу тепла и электричества по коммуникациям мола-причала на берег.

В июле, августе и сентябре нынешнего года мы занимались мобилизацией техники, материалов, оборудования, временных зданий и сооружений с Большой земли в порт Певек. Доставка грузов продолжается и сейчас - с тем, чтобы обеспечить задел строительных материалов на межнавигационный период 2017 года.

В текущем году обеспечим берегоукрепление на месте базирования атомной станции. Проведем отсыпку и укрепление мола-причала. Выйдем в море уже метров на 150-200, до второго водопропускного канала, что позволит в будущем году создать основание и развернуть работы по верхнему строению мола-причала.

Мы хорошо понимаем, что ждет нас в Арктике. Прежде всего это большие ледовые нагрузки, включая многометровые торосы, которые при сильных ветрах буквально наваливаются на берег. А Чукотка как раз славится своим ветром "южак", скорость которого достигает 80 метров в секунду. Он сносит 90-тонные краны, как щепки. И в этих условиях концерну "Росэнергоатом" и нашему подрядчику придется в сжатые сроки выполнить все намеченные работы.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...