Правила поведения в случае техногенного характера. Правилах поведения в чрезвычайных ситуациях

Это нужно помнить!

1. Не паникуйте и не поддавайтесь панике. Призывайте окружающих к спокойствию. Паника в любой чрезвычайной ситуации вызывает неосознанные действия, приводящие к тяжелым последствиям, затрудняет действия спасателей, пожарных, медработников и других специалистов.

2. По возможности немедленно звоните по телефону «01» (телефон спасателей и пожарных). При своем сообщении сохраняйте спокойствие, выдержку. Старайтесь говорить коротко и понятно. В сообщении необходимо сказать: ∙ что случилось; ∙ место, где это произошло (адрес, ориентиры); ∙ если Вы оказались очевидцем и Вам ничего не угрожает, постарайтесь оставаться на месте до приезда спасателей, пожарных, сотрудников милиции.

3. Если Вы пострадали или получили травмы или Вы оказались вблизи пострадавшего, окажите первую медицинскую помощь. Своевременное оказание первой медицинской помощи позволит предотвратить или снизить тяжелые последствия.

4. Включите радио, телевизор, прослушайте информацию, передаваемую через уличные громкоговорители и громкоговорящие устройства. В речевом сообщении до Вас доведут, что произошло, основные рекомендации и правила поведения.

5. Выполняйте рекомендации специалистов (спасателей и пожарных, сотрудников милиции, медицинских работников). Это поможет своевременно оказать помощь пострадавшим, снизить или предотвратить последствия (воздействие опасных факторов). 6. Не создавайте условий, препятствующих и затрудняющих действия спасателей, пожарных, медицинских работников, сотрудников милиции, сотрудников общественного транспорта. Пропустите автотранспорт, двигающийся со специальными сигналами и специальной раскраской. 7. Не заходите за ограждение, обозначающее опасную зону. Оповещение при угрозе или возникновении чрезвычайной ситуации. Помните! Сирены и прерывистые гудки предприятий или транспортных средств означают сигнал «Внимание всем!». Услышав его, немедленно включите громкоговоритель, радио или телевизор, прослушайте информационное сообщение о чрезвычайной ситуации, о правилах поведения и Ваших действиях. Информация о случившемся будет многократно повторяться и по мере развития событий уточняться. Население, проживающее вблизи потенциально опасных предприятий, будет оповещаться дежурным персоналом предприятий по локальным сетям оповещения этих предприятий.

Оценка обстановки в условиях ЧС и организация оповещения

Общий порядок действий. Учитывая многообразие видов ЧС, каждая из них имеет свои характерные особенности. Это, естественно, определяет вполне конкретный перечень мероприятий, который необходимо выполнить в целях обеспечения безопасности населения. Определен общий порядок действий, предпринимаемых для защиты людей в случае возникновения ЧС. Он включает мероприятия, проводимые как заблаговременно, так и непосредственно при возникновении ЧС.

Предварительно, до возникновения ЧС, проводятся: прогнозирование ЧС, возможных на данной территории, а также оценка масштабов их проявления;

  • мероприятия, направленные на снижение потерь от возникновения ЧС;
  • планирование действий, которые будут осуществляться при возникновении ЧС;
  • подготовка сил и средств для реагирования на ЧС; создание материальных резервов, которые могут потребоваться в ЧС; обучение населения, а также личного состава ВС правилам поведения в ЧС.

При непосредственной угрозе или возникновении ЧС осуществляются следующие мероприятия:

  • срочное оповещение органов управления ГО ЧС, аварийно-спасательных формирований и населения о приближении или возникновении ЧС, информирование населения о мерах защиты;
  • уточнение сложившейся обстановки с целью корректировки существующего плана действий;
  • перевод органов управления на адекватный сложившейся обстановке режим работы;
  • приведение в состояние готовности имеющихся сил и их последующее выдвижение в район ЧС;
  • проведение комплекса работ по ликвидации ЧС и их последствий.

ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ В СЛУЧАЕ ЗАХВАТА В КАЧЕСТВЕ ЗАЛОЖНИКА

Если Вы захвачены преступниками в качестве заложника, то следуйте следующим мерам безопасности:

Не подвергайте себя излишнему риску и ограничьте всякие контакты с преступниками, особенно если они находятся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения;

Будьте покладисты, спокойны и, по возможности, миролюбивы. Внимательно следите за поведением преступников и их намерениями;

При первой же возможности постарайтесь сообщить о своем местонахождении родным или в милицию;

Не падайте духом и в случае удобной и безопасной возможности спасайтесь бегством;

Во время освобождения группой захвата лучше всего лечь на пол подальше от окон и дверей или укрыться (спрятаться).

Чтобы уменьшить риск похищения, следует придерживаться следующих правил:

Хорошо знать местность, где Вы проживаете, ее уединенные участки; как можно чаще менять время и маршрут передвижения;

Выбирать маршрут для движения, проходящий через оживленные и хорошо освещенные улицы, избегая при этом кратчайших путей через лес, пустыри, свалки;

Идя по маршруту, старайтесь держаться на расстоянии от подъездов и подворотен, а также от незнакомых людей, выглядящих подозрительно;

Если чувствуете, что кто-то преследует Вас, не стесняйтесь повернуться и проверить свои подозрения. В том случае если эти подозрения подтвердились, меняйте направление, темп ходьбы и спасайтесь бегством;

Не садитесь к незнакомым и малознакомым людям в автомобиль;

Если Вы подверглись нападению с целью похищения, поднимите, как можно больше шума, чтобы привлечь внимание окружающих, и постарайтесь отбиться от нападающих.

Оказаться заложником можно не только в результате похищения, а, например, при захвате террористами самолета, теплохода, автобуса или другого транспортного средства. В захваченном террористами транспортном средстве оставайтесь на своем месте и постарайтесь не привлекать к себе внимания. Не реагируйте на провокационные действия террористов. Не задавайте им вопросов и старайтесь не смотреть им в глаза. Без препирательств выполняйте требования террористов и спрашивайте у них разрешения на любые Ваши действия. При необходимости симулируйте симптомы болезни или плохого самочувствия, однако, избегайте необдуманных действий, которые могут поставить под угрозу Вашу жизнь и жизнь других пассажиров. При штурме транспортного средства группой захвата немедленно ложитесь на пол и лежите до конца операции. Вставайте с пола и покидайте транспортное средство только после команды спецназовцев. Выходите как можно быстрее, при выходе беспрекословно выполняйте все команды группы захвата.

ПРИ ОБНАРУЖЕНИИ ПОДОЗРИТЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ

При обнаружении подозрительных предметов или вызывающих малейшее сомнение объектов, все они должны в обязательном порядке рассматриваться, как взрывоопасные! В целях личной безопасности. Безопасности других людей при обнаружении подозрительных, вызывающих сомнение предметов необходимо немедленно сообщить о находке в отделение милиции. При этом сообщить: время, место, обстоятельства обнаружения предмета, его внешние признаки, наличие и количество людей на месте его обнаружения. Способствовать оцеплению опасной зоны, недопущению в нее людей и транспорта, эвакуацию людей из помещения. По прибытии на место обнаружения предмета сотрудников милиции действовать в соответствии с указаниями ответственного руководителя.

При обнаружении подозрительных предметов категорически запрещается:

1. Трогать или перемещать подозрительный предмет и другие предметы, находящиеся с ним в контакте.

2. Заливать жидкостями, засыпать грунтом или накрывать тканными или другими материалами обнаруженный предмет.

3. Пользоваться электроаппаратурой, переговорными устройствами вблизи обнаруженного предмета.

4. Оказывать температурное, звуковое, световое, механическое и электронное воздействие на обнаруженный предмет.

Если вы оказались в толпе на митинге, празднике концерте и тому подобных мероприятиях, то не стойте возле мусорных контейнеров, урн, детских колясок, бесхозных чемоданов — часто именно в этих местах закладывается взрывчатка силами, стремящимися к дестабилизации обстановки.

ПРИ ПОЛУЧЕНИИ ИНФОРМАЦИИ О ГОТОВЯЩЕМСЯ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОМ АКТЕ

При получении информации о готовящемся террористическом акте необходимо немедленно сообщить об имеющейся информации в отделение милиции. При этом сообщить: время, место, обстоятельства получения информации, кто передал информацию о готовящемся террористическом акте и, по возможности, дословное ее содержание. Оказать содействие эвакуации людей из зоны предполагаемого террористического акта, оцеплению опасной зоны, недопущению в нее людей и транспорта. По прибытии сотрудников милиции и специальных служб действовать в соответствии с указаниями ответственного руководителя.

Передавать ложную, искаженную информацию о готовящемся террористическом акте. Обследовать зону предполагаемого террористического акта с целью обнаружения подозрительных предметов. Пользоваться электрорадиоаппаратурой, переговорными устройствами вблизи зоны оцепления. Если Вы оказались в месте совершения террористического акта Если террористический акт предотвратить не удалось, то необходимо принять все меры для того, чтобы снизить пагубные последствия для Вас и окружающих Вас людей. Для этого:

1. ни в коем случае не поддавайтесь панике и постарайтесь уберечь от этого опасного состояния окружающих Вас людей. Действия, совершаемые людьми в состоянии панического страха, влекут за собой тяжелейшие непоправимые последствия;

2. помните, что действия толпы в состоянии паники не поддаются логике, поэтому постарайтесь как можно быстрее выбраться из толпы целым и невредимым;

3. если взрыв произошел в подземном переходе, жилом доме и Вас завалило обломками стен или землей, действуйте следующим образом:

— дышите равномерно и глубоко. Приготовьтесь к тому, чтобы терпеть голод и жажду. Голосом и стуком привлекайте внимание людей, которые находятся на поверхности. Если рядом есть металлический предмет (кольцо, ключи и т. п.) попытайтесь перемещать его влево вправо. В таком случае спасатели могут обнаружить Вас металлоискателем;

— если окружающее пространство под завалом относительно свободно, не следует зажигать спички, зажигалку

— берегите кислород. Продвигайтесь осторожно, стараясь не вызвать нового завала;

— если Вас придавило землей, попытайтесь перевернуться на живот, чтобы ослабить давление на грудную клетку и брюшную полость. Придавленные руки и ноги, по возможности, растирайте, массируйте, восстанавливая кровообращение;

— помните: действие спасает от смерти!

Разработка урока по ОБЖ

«Правила поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного характера»

Мирзоев Вагиф Самедович,

учитель гимназия №2 Г. Балаково

Цели урока:

Познакомить учащихся с видами ЧС природного характера;

Ознакомить учащихся с общими правилами поведения при возникновении ЧС;

Совершенствовать навыки безопасного поведения и действий в случае возникновения ЧС природного характера.

Оборудование:

Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;

Физическая карта мира.

Ход урока:

I .Организационный момент.

II .Проверка домашнего задания.

(Учащиеся зачитывают мини-сочинения на тему «Что может привести молодого человека на скамью подсудимых?»)

III . Изучение новой темы.

1.Беседа с учащимися.

Что вы понимаете под стихийными бедствиями?

Какие стихийные бедствия возможны на территории России?

Какие стихийные бедствия возможны в нашей местности?

(Обсуждение ответов учащихся.)

У ч и т е л ь. Стихийные бедствия вызывают крупномасштабные разрушения, которые приводят к возникновению большого количества поражённых. Создавая неблагоприятные условия для жизнедеятельности населения, они способствуют возникновению массовых инфекционных заболеваний.

А что такое чрезвычайная ситуация природного характера?

2.Знакомство с содержанием федерального закона от 21 декабря 1994 г. «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

«Статья 1. Основные понятия.

Чрезвычайная ситуация- это обстановка на определённой территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.»

Что бы вы могли дополнить или изменить?

У ч и т е л ь. Как вы думаете, что включает в себя понятие «предупреждение чрезвычайных ситуаций?

Давайте сравним ваши ответы с определением, зафиксированном в федеральном законе.

«Статья 1. Основные понятия.

Предупреждение чрезвычайных ситуаций-это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.»

В статье 3 определены цели настоящего федерального закона:

Предупреждение возникновения и развития ЧС;

Снижение размеров ущерба и потерь от ЧС;

Ликвидация ЧС.

Учитель зачитывает главу IV «Права и обязанности граждан РФ в области защиты населения и территорий от ЧС и социальная защита пострадавших» (статья 18 «Права граждан РФ в области защиты населения и территорий от ЧС»; статья 19 «Обязанности граждан РФ в области защиты населения и территорий от ЧС»).

3.Р а с с м о т р е н и е примеров ЧС природного характера. Это:

Землетрясения;

Извержения вулканов;

Оползни;

Ураганы;

Наводнения;

Крупные природные пожары и т.д.

Учитель обращается к физической карте мира, отмечает, что каждому региону свойственны свои климатогеографические способности, следовательно, и чрезвычайные ситуации, которые могут возникнуть в нашей местности, имеют свою специфику.

Учащиеся делают выводы вместе с учителем о ЧС природного характера, возможных в наших условиях:

Ураганы;

Природные пожары;

Засухи и суховеи.

Определяется алгоритм действий при ЧС.

1.Получение сигнала.

2.Получение информации

3.Знание сигналов оповещения

4.Обращение за помощью

6.Действия по самоспасению

5.Р е к о м е н д а ц и и «Ваши действия при ЧС природного характера».

БУРИ И СИЛЬНЫЕ ВЕТРЫ

В а ш и д е й с т в и я:

1.Узнав о приближении бури, плотно закройте и укрепите все двери и окна. На стёкла наклейте крест-накрест полоски пластыря.

2.Приготовьте свечи (может отключиться электричество).

3.Отключите электроприборы и внешнюю телеантенну.

4.Не оставляйте на улице ничего, что может унести ветер.

5.Если приближается ураган, постарайтесь держаться подальше от берега моря, от рек и низин: вас там могут настигнуть поднятые ураганом волны.

6.В деревенском доме переберитесь в наиболее просторную его часть, а лучше всего-в подвал.

7.Если ураган застиг вас на возвышенном и открытом месте, ползите в сторону какого-нибудь укрытия (к скалам, к лесозащитной полосе), которое могло бы погасить силу ветра. Но берегитесь падающих сучьев и веток, тем более деревьев.

8. Бывает, что прежде чем вступить в решающую стадию, ураган немного стихает (центр урагана уходит вверх). Не обманитесь и не оставайтесь на месте, потому что ветер скоро возобновится, но с другой стороны.

ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЕ

В а ш и д е й с т в и я:

1.Если землетрясение застигло вас в помещении, постарайтесь как можно скорее покинуть его и оказаться на улице-желательно подальше от зданий. Если же выбраться из дома по каким-то причинам невозможно (обвалилась лестница, завалило вход и т.п.), укройтесь под прочным столом или под кроватью либо в дверном проёме или в углу, образованном капитальными стенами.

3.Ни в коем случае нельзя пользоваться лифтами, так как они в любой момент могут выйти из строя.

4.Нельзя пользоваться спичками, свечками и зажигалками, поскольку из-за утечки газа из разрушенных или повреждённых коммуникаций может произойти взрыв.

5.Если землетрясение застало вас на улице, держитесь подальше от домов, линий электропередачи и вообще от всяких непрочных построек, которые могут рухнуть.

6.Не укрывайтесь в подвалах, подземных переходах и тоннелях. Покрытия могут обрушиться и завалить выход или придавить вас.

Помните: после первого толчка могут последовать другие толчки. Они обычно происходят через несколько часов.

ЛЕСНОЙ ПОЖАР

В а ш и д е й с т в и я:

1.Если пожар только начинает разгораться при вас, попытайтесь сбить пламя ветками.

2.Двигайтесь от края к центру горящего места, так, чтобы ветер дул вам в спину, подгребайте за собой угли.

3.Если поймёте, что вам с пожаром не справиться, отступите и идите за помощью. При этом двигайтесь в подветренную сторону, чтобы не оказаться в кольце огня.

Помните, что лесные пожары распространяются с огромной скоростью и легко переходят через широкие реки, озёра, дороги.

4.Уходить от огня следует по диагонали с его дороги в направлении реки или дороги.

5.Относительно безопасными местами являются также вспаханное поле, большой пустырь или каменистая гряда.

6.Следует избегать бурелома: сухие деревья и трава вспыхивают моментально.

7.В мягкой земле можно вырыть яму и укрыться в ней, закрывшись курткой или одеялом, чтобы защититься от жара.

8.Когда фронт огня пройдёт, идите в том направлении, где огонь уже потух.

Чаще всего спуск лавин случается во время оттепелей и после снегопадов.

НА ПУТИ-ЛАВИНА

В а ш и д е й с т в и я:

1.Будьте внимательны к предупреждениям о возможных сходах лавин. Избегайте пересекать рискованные склоны. Если же этого не избежать, то проходите их по одному: остальные члены группы смогут помочь, если склон вдруг начнёт скользить.

2.Будьте внимательны к первым признакам схода лавин-это звуки трескающегося льда, белая пыль, клубящаяся выше по склону горы, катящиеся вниз снежные комья, отдалённый глухой гул.

3.Если вы видите, что находитесь на пути лавины, оцените ситуацию, прежде чем предпринять что-либо. Не бегите от лавины вниз по склону: она может развивать скорость до 30 км/ч.

4.Попытайтесь отбежать с её пути или забраться на высоту (на дерево, скалу или большой камень), чтобы пропустить лавину под собой.

5.Если лавина близко, освобождайтесь от рюкзака, лыж, палок, так как они будут только мешать, когда вы окажетесь под снегом.

6.Если такое всё-таки случится, закройте лицо и старайтесь не дышать, иначе снег набьётся вам в рот и вы задохнётесь.

7.Катясь в снегу, попытайтесь зацепиться за что-нибудь-например, за выступ скалы. Даже если обвал и накроет вас на время, он может пронестись дальше, оставив вас за собой, старайтесь удержаться на её гребне. Барахтайтесь, как умеете, но продвигайтесь к краю, руками отгребая от себя камни.

ПОД СНЕГОМ

В а ш и д е й с т в и я:

1.Соберите все свои силы, чтобы выбраться на поверхность, когда лавина замедлит движение. Потом это сделать будет много труднее, так как снег после остановки обвала быстро твердеет.

2.Отодвиньте обеими руками снег над головой, чтобы создать пространство для дыхания.

3.Попробуйте определить, куда надо двигаться, для этого накопите во рту побольше слюны и сплюньте её сквозь зубы. Если она попадёт вам в нос, вы будете знать, что находитесь вверх ногами.

4.Если вы не можете пробиться наружу, то, ожидая спасателей, старайтесь экономить кислород: дышите и двигайтесь как можно медленнее.

НАВОДНЕНИЕ

В а ш и д е й с т в и я:

1.Если у вас есть время, то перед тем как покинуть дом, следует выключить газ и электричество, собрать с собой необходимые документы, вещи первой необходимости и небольшой запас продуктов (дня на два-три), медикаменты, перевязочные материалы.

2.Если наводнение застало вас на открытом месте или в лесу, необходимо постараться быстро выйти на возвышенное место, забраться на дерево или попытаться уцепиться за те предметы, которые способны удерживать человека на воде.

3.Если на вашем пути разлившаяся река, проявите максимум осторожности, когда будете переправляться через неё.

4.Прежде всего поищите более мелкое место для переправы.

5.Приладьте повыше сумку или рюкзак, чтобы не замочить их при переправе; расстегните одну из лямок рюкзака, сумку повесьте за одну ручку, чтобы при необходимости вы быстро от них освободились.

6.Возьмите длинную палку, чтобы измерять глубину.

7.Идите немного под углом против течения, чтобы оно не сносило вас и, главное, не могло сбить; двигаться следует боком вперёд, отрывая ногу от дна только после того, как плотно поставите другую.

8.При движении не переплетайте ноги, чтобы не потерять равновесия.

9.Если вы форсируете реку не в одиночку, а группой, пусть кто-нибудь, взяв один конец верёвки, переберётся со страховкой на берег и закрепит его там, привязав к дереву или большому камню; после этого можно начинать переправу; идти нужно, одной рукой придерживаясь за верёвку, а в другой держа палку.

10.Если вы форсируете реку группой, но у вас нет верёвки, можно обойтись и без неё, двигаясь гуськом и держась за плечи товарища, идущего впереди: шагать можно и одновременно, и поочередно, но главное, каждый должен страховать идущего впереди.

IV . Итог урока.

Назовите способы защиты населения в ЧС природного характера.

Для чего создана единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС?

Чего требует закон от граждан в области защиты населения и территорий от ЧС?

Домашнее задание: Разработать варианты поведения населения при возникновении чрезвычайных ситуаций природного характера в нашей местности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Разработка урока по ОБЖ

«Правила поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного характера»

Мирзоев Вагиф Самедович,

учитель гимназия №2 Г. Балаково

Цели урока:

Познакомить учащихся с видами ЧС природного характера;

Ознакомить учащихся с общими правилами поведения при возникновении ЧС;

Совершенствовать навыки безопасного поведения и действий в случае возникновения ЧС природного характера.

Оборудование:

Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;

Физическая карта мира.

Ход урока:

I.Организационный момент.

II.Проверка домашнего задания.

(Учащиеся зачитывают мини-сочинения на тему «Что может привести молодого человека на скамью подсудимых?»)

III. Изучение новой темы.

1.Беседа с учащимися.

Что вы понимаете под стихийными бедствиями?

Какие стихийные бедствия возможны на территории России?

Какие стихийные бедствия возможны в нашей местности?

(Обсуждение ответов учащихся.)

У ч и т е л ь. Стихийные бедствия вызывают крупномасштабные разрушения, которые приводят к возникновению большого количества поражённых. Создавая неблагоприятные условия для жизнедеятельности населения, они способствуют возникновению массовых инфекционных заболеваний.

А что такое чрезвычайная ситуация природного характера?

(Ситуация, не зависящая от деятельности человека.)

2.Знакомство с содержанием федерального закона от 21 декабря 1994 г. «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».

«Статья 1. Основные понятия.

Чрезвычайная ситуация- это обстановка на определённой территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.»

Что бы вы могли дополнить или изменить?

У ч и т е л ь. Как вы думаете, что включает в себя понятие «предупреждение чрезвычайных ситуаций?

Давайте сравним ваши ответы с определением, зафиксированном в федеральном законе.

«Статья 1. Основные понятия.

Предупреждение чрезвычайных ситуаций-это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения.»

В статье 3 определены цели настоящего федерального закона:

Предупреждение возникновения и развития ЧС;

Снижение размеров ущерба и потерь от ЧС;

Ликвидация ЧС.

Учитель зачитывает главу IV «Права и обязанности граждан РФ в области защиты населения и территорий от ЧС и социальная защита пострадавших» (статья 18 «Права граждан РФ в области защиты населения и территорий от ЧС»; статья 19 «Обязанности граждан РФ в области защиты населения и территорий от ЧС»).

3.Р а с с м о т р е н и е примеров ЧС природного характера. Это:

Землетрясения;

Извержения вулканов;

Обвалы;

Лавины;

Оползни;

Ураганы;

Наводнения;

Крупные природные пожары и т.д.

Учитель обращается к физической карте мира, отмечает, что каждому региону свойственны свои климатогеографические способности, следовательно, и чрезвычайные ситуации, которые могут возникнуть в нашей местности, имеют свою специфику.

Учащиеся делают выводы вместе с учителем о ЧС природного характера, возможных в наших условиях:

Ураганы;

Природные пожары;

Засухи и суховеи.

Определяется алгоритм действий при ЧС.

1.Получение сигнала.

2.Получение информации

3.Знание сигналов оповещения

4.Обращение за помощью

5.Изготовление простейших средств защиты и спасения

6.Действия по самоспасению

7.Оказание помощи окружающим.

5.Р е к о м е н д а ц и и «Ваши действия при ЧС природного характера».

БУРИ И СИЛЬНЫЕ ВЕТРЫ

В а ш и д е й с т в и я:

1.Узнав о приближении бури, плотно закройте и укрепите все двери и окна. На стёкла наклейте крест-накрест полоски пластыря.

2.Приготовьте свечи (может отключиться электричество).

3.Отключите электроприборы и внешнюю телеантенну.

4.Не оставляйте на улице ничего, что может унести ветер.

5.Если приближается ураган, постарайтесь держаться подальше от берега моря, от рек и низин: вас там могут настигнуть поднятые ураганом волны.

6.В деревенском доме переберитесь в наиболее просторную его часть, а лучше всего-в подвал.

7.Если ураган застиг вас на возвышенном и открытом месте, ползите в сторону какого-нибудь укрытия (к скалам, к лесозащитной полосе), которое могло бы погасить силу ветра. Но берегитесь падающих сучьев и веток, тем более деревьев.

8. Бывает, что прежде чем вступить в решающую стадию, ураган немного стихает (центр урагана уходит вверх). Не обманитесь и не оставайтесь на месте, потому что ветер скоро возобновится, но с другой стороны.

ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЕ

В а ш и д е й с т в и я:

1.Если землетрясение застигло вас в помещении, постарайтесь как можно скорее покинуть его и оказаться на улице-желательно подальше от зданий. Если же выбраться из дома по каким-то причинам невозможно (обвалилась лестница, завалило вход и т.п.), укройтесь под прочным столом или под кроватью либо в дверном проёме или в углу, образованном капитальными стенами.

3.Ни в коем случае нельзя пользоваться лифтами, так как они в любой момент могут выйти из строя.

4.Нельзя пользоваться спичками, свечками и зажигалками, поскольку из-за утечки газа из разрушенных или повреждённых коммуникаций может произойти взрыв.

5.Если землетрясение застало вас на улице, держитесь подальше от домов, линий электропередачи и вообще от всяких непрочных построек, которые могут рухнуть.

6.Не укрывайтесь в подвалах, подземных переходах и тоннелях. Покрытия могут обрушиться и завалить выход или придавить вас.

Помните: после первого толчка могут последовать другие толчки. Они обычно происходят через несколько часов.

ЛЕСНОЙ ПОЖАР

В а ш и д е й с т в и я:

1.Если пожар только начинает разгораться при вас, попытайтесь сбить пламя ветками.

2.Двигайтесь от края к центру горящего места, так, чтобы ветер дул вам в спину, подгребайте за собой угли.

3.Если поймёте, что вам с пожаром не справиться, отступите и идите за помощью. При этом двигайтесь в подветренную сторону, чтобы не оказаться в кольце огня.

Помните, что лесные пожары распространяются с огромной скоростью и легко переходят через широкие реки, озёра, дороги.

4.Уходить от огня следует по диагонали с его дороги в направлении реки или дороги.

5.Относительно безопасными местами являются также вспаханное поле, большой пустырь или каменистая гряда.

6.Следует избегать бурелома: сухие деревья и трава вспыхивают моментально.

7.В мягкой земле можно вырыть яму и укрыться в ней, закрывшись курткой или одеялом, чтобы защититься от жара.

8.Когда фронт огня пройдёт, идите в том направлении, где огонь уже потух.

ЛАВИНА

Чаще всего спуск лавин случается во время оттепелей и после снегопадов.

НА ПУТИ-ЛАВИНА

В а ш и д е й с т в и я:

1.Будьте внимательны к предупреждениям о возможных сходах лавин. Избегайте пересекать рискованные склоны. Если же этого не избежать, то проходите их по одному: остальные члены группы смогут помочь, если склон вдруг начнёт скользить.

2.Будьте внимательны к первым признакам схода лавин-это звуки трескающегося льда, белая пыль, клубящаяся выше по склону горы, катящиеся вниз снежные комья, отдалённый глухой гул.

3.Если вы видите, что находитесь на пути лавины, оцените ситуацию, прежде чем предпринять что-либо. Не бегите от лавины вниз по склону: она может развивать скорость до 30 км/ч.

4.Попытайтесь отбежать с её пути или забраться на высоту (на дерево, скалу или большой камень), чтобы пропустить лавину под собой.

5.Если лавина близко, освобождайтесь от рюкзака, лыж, палок, так как они будут только мешать, когда вы окажетесь под снегом.

6.Если такое всё-таки случится, закройте лицо и старайтесь не дышать, иначе снег набьётся вам в рот и вы задохнётесь.

7.Катясь в снегу, попытайтесь зацепиться за что-нибудь-например, за выступ скалы. Даже если обвал и накроет вас на время, он может пронестись дальше, оставив вас за собой, старайтесь удержаться на её гребне. Барахтайтесь, как умеете, но продвигайтесь к краю, руками отгребая от себя камни.

ПОД СНЕГОМ

В а ш и д е й с т в и я:

1.Соберите все свои силы, чтобы выбраться на поверхность, когда лавина замедлит движение. Потом это сделать будет много труднее, так как снег после остановки обвала быстро твердеет.

2.Отодвиньте обеими руками снег над головой, чтобы создать пространство для дыхания.

3.Попробуйте определить, куда надо двигаться, для этого накопите во рту побольше слюны и сплюньте её сквозь зубы. Если она попадёт вам в нос, вы будете знать, что находитесь вверх ногами.

4.Если вы не можете пробиться наружу, то, ожидая спасателей, старайтесь экономить кислород: дышите и двигайтесь как можно медленнее.

НАВОДНЕНИЕ

В а ш и д е й с т в и я:

1.Если у вас есть время, то перед тем как покинуть дом, следует выключить газ и электричество, собрать с собой необходимые документы, вещи первой необходимости и небольшой запас продуктов (дня на два-три), медикаменты, перевязочные материалы.

2.Если наводнение застало вас на открытом месте или в лесу, необходимо постараться быстро выйти на возвышенное место, забраться на дерево или попытаться уцепиться за те предметы, которые способны удерживать человека на воде.

3.Если на вашем пути разлившаяся река, проявите максимум осторожности, когда будете переправляться через неё.

4.Прежде всего поищите более мелкое место для переправы.

5.Приладьте повыше сумку или рюкзак, чтобы не замочить их при переправе; расстегните одну из лямок рюкзака, сумку повесьте за одну ручку, чтобы при необходимости вы быстро от них освободились.

6.Возьмите длинную палку, чтобы измерять глубину.

7.Идите немного под углом против течения, чтобы оно не сносило вас и, главное, не могло сбить; двигаться следует боком вперёд, отрывая ногу от дна только после того, как плотно поставите другую.

8.При движении не переплетайте ноги, чтобы не потерять равновесия.

9.Если вы форсируете реку не в одиночку, а группой, пусть кто-нибудь, взяв один конец верёвки, переберётся со страховкой на берег и закрепит его там, привязав к дереву или большому камню; после этого можно начинать переправу; идти нужно, одной рукой придерживаясь за верёвку, а в другой держа палку.

10.Если вы форсируете реку группой, но у вас нет верёвки, можно обойтись и без неё, двигаясь гуськом и держась за плечи товарища, идущего впереди: шагать можно и одновременно, и поочередно, но главное, каждый должен страховать идущего впереди.

IV. Итог урока.

Назовите способы защиты населения в ЧС природного характера.

Для чего создана единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС?

Чего требует закон от граждан в области защиты населения и территорий от ЧС?

Домашнее задание: Разработать варианты поведения населения при возникновении чрезвычайных ситуаций природного характера в нашей местности.


ХАРАКТЕРИСТИКА ВОЗМОЖНЫХ ЧС ПРИРОДНОГО И ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ.

КлассификацияЧСпо масштабу возможных последствий.

Классификация ЧС по ведомственной принадлежности.

Классификация ЧС по скорости распространения.

ЧС экологического характера.

Зависят от ситуаций, связанных с отрицательными из­менениями литосферы, гидросферы, атмосферы, био­сферы, их подразделяют на четыре группы:

1. изменение состояния литосферы (деградация почв, эрозия, опустынивание, засоления, истощение природных ископаемых);

2. изменение свойств воздушной среды (климат и пого­да, недостаток кислорода, вредные вещества, кислотные дожди, шумы, разрушение озонового слоя);

3. изменение состояния гидросферы (истощение и за­грязнение водной среды, нехватка пресной воды);

4. изменение состояния биосферы (сокращение биоло­гического разнообразия, распространение токсических хи­мических веществ).

По скорости распространения ЧС подразделяются:

1. внезапные (землетрясения, взрывы, транспортные аварии);

2. быстро-возникающие (выброс газов, пожары, гидро­динамические аварии с образованием волн прорыва, ава­рии на железнодорожном транспорте с выбросом сильно­действующих ядовитых веществ);

3. умеренные (извержение вулканов, половодье, вы­брос радиоактивных веществ);

4. медленнораспространяющиеся (засухи, эпидемии, аварии на очистных сооружениях, экологические изме­нения).

Ведомственная принадлежность ЧС обусловлена той от­раслью народного хозяйства, где она случилась:

1. в строительстве (промышленном, гражданском, транспортном);

2.в промышленности (атомной, химической, пищевой, металлургической, машиностроительной, горнодобываю­щей, удобрений);

3. в коммунально-бытовой сфере (водопроводно-канализационных системах, газовых, тепловых, электрических сетях, при эксплуатации зданий и сооружений);

4. на транспорте (железнодорожном, автомобильном, трубопроводном, воздушном, водном);

5. в сельском и лесном хозяйствах .

В основу классификации ЧС по масштабу возможных последствий положены значимость и величина событий, нанесенный ущерб и количество сил и средств, привлекае­мых для ликвидации последствий. По масштабу ЧС под­разделяются:

1. на частные - это ЧС, ограничивающиеся одной установкой, малым отрезком дороги, усадьбой, квартирой. Работы по ликвидации последствий проводятся штатным персоналом в пределах рабочего места;

2. объектовые или локальные - ЧС, не выходящие за пределы территории объекта или населенного пункта, в ре­зультате которых пострадало не более 10 человек, либо на­рушены условия жизнедеятельности не более 100 чело­век, либо материальный ущерб составляет не более 1 тыс. минимальных размеров оплаты труда на день возникно­вения ЧС;


3. местные - это ЧС, не выходящие за пределы насе­ленного пункта, города, района, в результате которых пострадало свыше 10, но не более 50 человек, либо нару­шены условия жизнедеятельности свыше 100, но не более 300 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 1 тыс., но не более 5 тыс. минимальных размеров оплаты груда на день возникновения ЧС;

4. региональные или территориальные - это ЧС, не выходящие за пределы территории государства, в резуль­тате которых пострадало свыше 50, но не более 500 чело­век, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 500, но не более 1000 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 0,5 млн., но не более 5 млн. минимальных размеров оплаты труда на день возникновения ЧС;

5. глобальные или трансконтинентальные - ЧС, по­ражающие факторы которых выходят за пределы государ­ства, либо ЧС, которые произошли за рубежом и затраги­вают территорию Республики Беларусь. К ликвидации последствий привлекают все силы и средства.

Площадь Республики Беларусь составляет 207,6 тыс. км 2 . Здесь проживает более 10 млн. человек, при средней плот­ности 43 человека на 1 км 2 . При этом около 30 % населе­ния проживает в сельской местности.

Угрозу населению представляют следующие факторы:

На территории Беларуси расположено 346 химически опасных объектов с общим запасом сильнодействующих веществ более 40 тыс. т, в том числе аммиака - 26 тыс. т, хлора - 300 т и других ядовитых веществ.

Источниками повышенной химической опасности на территории Республики Беларусь являются такие круп­ные химические предприятия, как «Полимир» (г. Новополоцк), «Азот» (г. Гродно), «Водоканал» (г. Минск), пред­приятия и организации, использующие в производствен­ной деятельности СДЯВ.

В Минске имеется 41 ХОО, где в производстве исполь­зуются: аммиак - 292 т, хлор - 43, соляная кислота - 141, серная кислота - более 100, хлористый метилен - 57 т. В зонах возможного химического заражения в г. Минске проживает более 21% всего населения города.

Железнодорожный транспорт перевозит химически опасную продукцию через территорию нашей республики в сопредельные страны.

В результате катастрофы на Чернобыльской АЭС 23 % территории Беларуси (около 46 тыс. км 2) с 3668 населен­ными пунктами оказались загрязненными (плотность за­грязнения цезием-137 более 1 Ки/км 2).

Вблизи от границ Беларуси расположены четыре атом­ные электростанции (АЭС).

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...