Что такое культ личности, истоки его появления. Культ личности - о преодолении культа личности и его последствиях Культ личности примеры из истории

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Культ личности как психологический феномен: определение термина и терминологической специфики. Маркс, Энгельс и Ленин о культе личности. Различия между точкой зрения Ленина, Зиновьева и платформой Троцкого-Бухарина в отношении роли и задач профсоюзов.

    курсовая работа , добавлен 08.01.2014

    Сущность, природа и основные качества политических лидеров; их типология по системе Вебера. Характеристика демократического, авторитарного и нейтрального стилей правления. Причины возникновения культа личности. Определение понятия политической элиты.

    реферат , добавлен 02.02.2012

    Исследование отличительных особенностей тоталитарных режимов, играющих важную роль в мировой политической системе. Обстановка в конце 30-х гг. в СССР, получившая название "культ личности" Сталина. Характеристика тоталитарного режима в данное время.

    курсовая работа , добавлен 21.08.2015

    Понятие политического лидерства, его история, объективная и субъективная стороны. Природа политического лидерства: теория черт, ситуационная концепция, теория конституентов. Психологические концепции и интерактивный анализ. Культ личности и вождизм.

    реферат , добавлен 05.06.2011

    Культ личности, беззаконие и репрессии как результат борьбы за власть и реализацию политических программ в условиях советского общества. Понятие формального и неформального политического лидерства. Эмоциональная, социальная и деловая позиция руководителя.

    реферат , добавлен 21.06.2011

    Науки о человеке и обществе. Проблемы общественного развития в современном мире. Проблемы лидерства и политического лидерства в России. Лидерство как влияния на других людей. Переход к демократизации политической жизни. Феномен культа личности.

    курсовая работа , добавлен 26.02.2009

    Основные проблемы личности в политологии. Взаимоотношения личности и власти. Политическая социализация личности. Расширение политического участия, включение в политику все новых слоев населения. Активное участие личности в политической жизни общества.

    контрольная работа , добавлен 28.05.2014

    Исторические аспекты изучения влияния культа личности Сталина на общественную обстановку в СССР. Особенности отношения к Сталину в советском и современном обществе. Процесс ресталинизации в постсоветское время. Организация деятельности сталинистов.

    В 1953 году умер советский вождь, победивший фашизм и превративший страну из аграрной в индустриальную державу с атомной бомбой на вооружении. До сих пор спорят о роли Сталина в истории СССР, но это был мощный политик, деятельность которого до сих пор обсуждаема обществом.

    Формирование культа личности Сталина

    Еще при жизни вождя его именем было названо большое количество объектов, среди которых были заводы, культурные центры и населенные пункты.

    Не было забыто и участие Иосифа Джугашвили в обороне города Царицын в годы Гражданской войны, который впоследствии был переименован в Сталинград.

    Ища ответ на вопрос, каковы же были причины установления культа личности Сталина, не стоит забывать об установившемся политическом режиме в 30-е годы. Именно тогда И.В. Сталин устранил опасных для него соратников Ленина с политической арены. Льва Троцкого советские агенты отыскали и убили на другом конце мира - в Мексике. Зиновьева и Каменева устранили в самом СССР, равно как и иных представителей «троцкистско-зиновьевского объединенного центра».

    Рис. 1. Лев Троцкий в Мексике.

    Победа во Второй Мировой войны подняла авторитет Сталина до небывалых высот, сделав его чуть ли не самым популярным человеком на Земле. Таким образом, среди советских людей сформировался культ личности вождя и веры в верность всех его решений и поступков. Даже масштабные политические репрессии уходили в тень на фоне того индустриального и военного рывка за 20 лет, который был сделан при Сталине.

    Рис. 2. Портрет Сталина.

    Советской пропагандой Сталин был объявлен теоретиком марксизма-ленинизма и его портрет ставился на одну ступень с К.Марксом, Ф.Энгельсом, В.И. Лениным. Даже в литературе появилось такое направление, как «сталиниана», в котором восхвалялась личность вождя.

    Страна в период формирования культа личности

    Культ личности вождя стал формироваться уже в 30-е годы. Это время сопровождается началом формирования плановой экономики страны. За две пятилетки (1928-1937 гг) в стране был построено множество промышленных заводов в Магнитогорске и Челябинске, тракторные заводы в Сталинграде и Харькове, автомобильные и машиностроительные заводы, была запущена ДнепроГЭС, развернулось железнодорожное строительство Турксиба. При таких успехах среди ярых сторонников идей коммунизма личность Сталина стремительно росла, однако следует знать, какой ценой они были достигнуты.

    ТОП-5 статей которые читают вместе с этой

    Для борьбы с мнимыми врагами установившегося режима в армии и среди населения проводились регулярные «чистки». Суды проводились в виде сталинских «троек», когда в течение короткого срока три человека принимали решение о расстреле по большей части ни в чем неповинных людей. Человека могли расстрелять за то, что его предки были церковнослужителями или принадлежали сословию, не вписывающегося в рамки коммунистической идеи.

    В европейской части Советского Союза в 30-х годах население испытывало ужасный голод, который захватил север Казахской ССР, юг РСФСР и часть Украинской ССР. Только в Украине от голода погибло более 11 миллионов человек за 1 год. Ради проведения индустриализации и коллективизации населению не хватало продовольствия, а весь урожай с полей следовало сдавать в пользу государства. Рабочие на стройках спали прямо на рабочих местах, а там, где не хватало рабочих рук, привлекались заключенные и репрессированные, которых по стране было несколько десятков миллионов человек.
    Апогеем стал закон «О трех колосках», когда расстрелу могли подвергнуть колхозников за то, что они унесли с колхозного поля даже несколько зерен.

    Миллионы людей в 30-е годы умерли от голода, были расстреляны или приняли смерть в лагерях.

    Разоблачение культа личности

    Через 3 года после смерти вождя, в 1956 году, новый генеральный секретарь ЦК КПСС Никита Сергеевич Хрущев во время 20 съезда партии 25 февраля зачитал доклад о развенчании культа личности Сталина. Доклад Хрущева «О культе личности и его последствиях» содержал в себе информацию о недавно минувших годах, негативные последствия которых возлагались только на Сталина.

    Рис. 3. Доклад Хрущева о культе личности.

    Публичному осуждению также были подвергнуты репрессии военных и партийных деятелей. Отступление армии в первый год войны было связано именно с этим. Несмотря на то, что доклад зачитывался на условно закрытом заседании в присутствии 1349 делегатов, информация о нем достигла самых дальних уголков страны и обсуждалась даже в ячейках ВЛКСМ. Доклад был переведен на многие языки и обсуждался даже в капиталистических странах. Несмотря на эти события, в самом СССР текст доклада был опубликован лишь в 1989 году.

    Что мы узнали?

    Говоря кратко о культе личности Сталина, следует отметить, что несмотря на его незыблемость, он был смело развенчан. Пошатнулась вера советского народа в вождя, в лидера партии как в великого проводника к построению социализма. Именно с развенчания культа личности вождя начинается спад развития советского государства.

    Тест по теме

    Оценка доклада

    Средняя оценка: 4.1 . Всего получено оценок: 947.

    Выдающиеся личности играют важную роль в исторических событиях как руководители, организаторы и вдохновители борьбы масс и классов, но решающая роль в истории принадлежит народным массам. К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин, опасаясь возможности проникновения в революционное движение культа личности, как одного из самых отвратительных пережитков прошлого, решительно вели борьбу против всех его проявлений [ ] . В 1877 году Маркс писал:

    «…из отвращения ко всякому культу личности я во время существования Интернационала никогда не допускал до огласки многочисленные обращения, в которых признавались мои заслуги и которыми мне надоедали из разных стран,- я даже никогда не отвечал на них, разве только изредка за них отчитывал. Первое вступление Энгельса и мое в тайное общество коммунистов произошло под тем непременным условием, что из устава будет выброшено все, что содействует суеверному преклонению перед авторитетами…»

    В.И.Ленин, будучи общепризнанным вождем Коммунистической партии и народа, с исключительной неприязнью встречал любую демонстрацию почитания его личности. Подчеркивая решающую роль народных масс в историческом творчестве, Ленин говорил:

    «...Ум десятков миллионов творцов создает нечто неизмеримо более высокое, чем самое великое и гениальное предвидение».

    Ленинские методы, ленинский стиль партийной и государственной деятельности безусловно исключали идеологию и практику культа личности. В партии при Ленине не было единоличного командования, слепого преклонения перед авторитетом, не говоря уже о преследовании тех, кто открыто полемизировал с Лениным. Ленин учил, что руководство правящей политической партии и построение социализма могут быть успешный только при условии, если партия не отрывается от трудящихся масс, не командует ими, а учится у масс и направляет их действия, строго учитывая объективные и субъективные условия. Ленин всегда придавал огромное значение вопросу о личных качествах руководящих деятелей партии. Еще в 1903 он писал:

    «...необходимо, чтобы вся партия систематически, исподволь и неуклонно воспитывала себе подходящих людей в центре, чтобы она видела перед собой, как на ладони, всю деятельность каждого кандидата на этот высокий пост, чтобы она ознакомилась даже с их индивидуальными особенностями, с их сильными и слабыми сторонами, с их победами и „поражениями"».

    Уже тогда Ленин говорил, что надо дать возможность массе партийных работников «...узнать своих вождей и поставить каждого из них на надлежащую полочку»

    Возникновение культа личности И.В.Сталина

    В последние годы жизни, будучи тяжело больным, Ленин в своих письмах и статьях призывал провести ряд мер для обеспечения единства Коммунистической партии, для укрепления ЦК партии. Свое «Письмо к съезду» (декабрь 1922 - январь 1923), известное под названием «Завещание», Ленин посвятил главным образом характеристике личных качеств и черт руководящих членов ЦК партии. Характеризуя в этом письме И. В. Сталина, Л. Д. Троцкого, Г. Е. Зиновьева, Л. Б. Каменева, Н. И. Бухарина и Г. Л. Пятакова, Ленин указывал как на их положительные, так и отрицательные качества. Приковывая внимание партии к вопросу о личных качествах и взаимоотношениях руководящих деятелей ЦК, Ленин подчеркивал, что «...это не мелочь, или это такая мелочь, которая может получить решающее значение» За годы своей революционной деятельности Сталин накопил большой опыт руководящей партийной работы, но имел некоторые крайне отрицательные личные качества. «Тов. Сталин, сделавшись генсеком,- писал Ленин 24 дек. 1922,- сосредоточил в своих руках необъятную власть, и я не уверен, сумеет ли он всегда достаточно осторожно пользоваться этой властью» . Ленин предлагал обдумать способ перемещения Сталина с этого поста. 4 января 1923г. Ленин в продиктованном им добавлении к письму от 24 декабря 1922 указывал:

    «Сталин слишком груб, и этот недостаток, вполне терпимый в среде и в общениях между нами, коммунистами, становится нетерпимым в должности генсека. Поэтому я предлагаю товарищам обдумать способ перемещения Сталина с этого места и назначить на это место другого человека, который во всех других отношениях отличается от тов. Сталина только одним перевесом, именно, более терпим, более лойялен, более вежлив и более внимателен к товарищам, меньше капризности и т. д.»

    В силу сложившихся обстоятельств Сталин не был тогда освобожден от обязанностей генерального секретаря ЦК. Очередной XII съезд РКП(б) состоялся в Москве 17-25 апреля 1923, но ленинское «Завещание» делегатам этого съезда сообщено не было.

    Через несколько месяцев после XII съезда, осенью 1923, оппозиция, возглавляемая Троцким, выступила открыто с антиленинской платформой. ЦК партии, возглавляемый Сталиным, организовал борьбу партии против троцкистской оппозиции. В январе 1924 года скончался Ленин. В конце мая 1924 прошёл ХШ съезд РКП(б), делегатам которого ленинское «Завещание» было сообщено не на заседании съезда, а на совещаниях делегаций отдельных республик, краев, губерний. Зачитав «Завещание», руководители делегаций (секретари местных партийных органов) ставили перед товарищами вопрос: целесообразно ли в условиях острой внутрипартийной борьбы освобождать Сталина от поста генерального секретаря. Делегации XIII съезда, а затем члены ЦК РКП(б) на состоявшемся сразу после съезда пленуме обсуждали письмо Ленина в сложной внутрипартийной обстановке. Искренне надеясь, что Сталин добросовестно выполнит свое обещание учесть ленинскую критику, делегаты съезда и пленум ЦК высказались за оставление его на посту ген. секретаря ЦК.

    Причины возникновения культа личности Сталина

    При рассмотрении вопроса о возникновении культа личности Сталина необходимо учитывать как объективные, конкретные исторические условия, так и субъективные факторы, связанные с личными качествами Сталина. Коммунистическая партия руководила строительством социализма в СССР в чрезвычайно сложной международной и внутренней обстановке (капиталистическое окружение, угроза воен. нападения, ожесточенная классовая борьба в стране, когда решался вопрос «кто - кого?», борьба с троцкистами, правыми оппортунистами, а также с буржазными националистами). Эти условия требовали железной дисциплины, централизации руководства, некоторого ограничения демократии.

    «Но эти ограничения уже тогда рассматривались партией и народом как временные, подлежащие устранению по мере укрепления Советского государства и развития сил демократии и социализма во всем мире. Народ сознательно шел на эти временные жертвы, видя с каждым днем все новые и новые успехи советского общественного строя».

    Страна осуществляла первый в истории опыт построения социалистического общества, формировавшегося в процессе исканий, проверки на практике многих истин, известных до того лишь в общих чертах, в теории. СССР был единственной страной, прокладывавшей путь к социализму. Преодолевая огромные трудности в течение всех предвоенных пятилеток, ранее отсталая страна в результате героических усилий партии и всего народа совершила гигантский скачок в своем политическом, экономическом и культурном развитии. В те годы Сталин вместе с другими руководящими деятелями партии выступал как крупный организатор борьбы советского народа за построение социализма. Он возглавил борьбу партии против отклонений от ленинской линии, допускавшихся троцкистами, затем группой Зиновьева - Каменева, а впоследствии группой Бухарина - Рыкова - Томского. В ряде работ, включенных в сборник «Вопросы ленинизма», Сталин защищал ленинские положения о возможности победы социализма в одной отдельно взятой стране, что вооружало партию в борьбе с оппозициями; все это снискало ему большой авторитет в партии и народе. В этой обстановке стал постепенно складываться культ личности Сталина. С именем Сталина стали неправильно связывать все победы и успехи, достигнутые Коммунистической партией и Советской страной. Восхваления по адресу Сталина вскружили ему голову. На том этапе сказались отрицательные качества Сталина. Он не стремился убеждать противников, подчинять их идейному влиянию партии, разрешать возникающие разногласия и противоречия демократическими, партийными, методами, как это делал Ленин, а прибегал к методам администрирования. Он, вопреки решениям съездов партии о развертывании внутрипартийной демократии, отходил от ленинского метода коллективного руководства, самолично принимал решения по важнейшим вопросам.

    «...Сталин, непомерно переоценив свои заслуги, уверовал в собственную непогрешимость. Некоторые ограничения внутрипартийной и советской демократии, неизбежные в условиях ожесточенной борьбы с классовым врагом и его агентурой, а позднее в условиях войны против немецко-фашистских захватчиков, Сталин начал возводить в норму внутрипартийной и государственной жизни, грубо попирая ленинские принципы руководства».

    Проявления культа личности

    Сталин стал нарушать уставные требования партии, что выразилось в нерегулярном созыве съездов партии и пленумов ЦК, свертывании работы Политбюро ЦК как коллективного органа руководства, нарушении внутрипартийной демократии в виде подмены выборности в партийные органы кооптацией и т. д. Даже в тяжелых условиях иностранной военной интервенции и гражданской войны, в первые 6 лет после Октября (1918-23), при Ленине состоялось 6 общепартийных съездов, 5 конференций, 79 пленумов ЦК партии. В первые 10 лет после смерти Ленина (1924-33) состоялось 4 партийных съезда, 5 конференций, 43 пленума ЦК, большей частью посвященных борьбе с оппозициями и уклонами. Но за последующие 20 лет (1934-53) состоялось всего 3 съезда партии и одна конференция, причем интервал между XVIII и XIX съездами составил 13 лет. За два десятилетия было созвано только 23 пленума ЦК. В 1941, 1942, 1943, 1945, 1946, 1948, 1950 и 1951 не было ни одного пленума ЦК.

    Нарушив ленинское «Завещание», Сталин поставил себя над ЦК партии, вышел из-под его контроля, оградил себя от критики. Сталин методически укреплял культ своей личности; он приписывал себе чрезмерные заслуги перед партией, успехи, достигнутые народом в гражданской войне, в строительстве социализма, в разгроме гитлеровских полчищ. Повсеместно в изобилии сооружались монументы Сталина. Чтобы создать ореол непогрешимости Сталина, искажалась история партии, упорно пропагандировалась теория «двух вождей», версия, будто Сталин-это именно тот человек, который вдвоем с Лениным создавал большевистскую партию, разрабатывал ее теорию и тактику.

    Последствия культа личности

    В марте 1922 года Ленин отмечал громадный, безраздельный авторитет «...того тончайшего слоя, который можно назвать старой партийной гвардией» . Именно эти люди знали правду о действительных и мнимых заслугах Сталина, и они явно мешали Сталину. Малейшие попытки противодействия фальсификации истории партии стали расцениваться Сталиным как «враждебные вылазки» или «примиренчество к ним»; началась безжалостная расправа с неугодными Сталину лицами. Сталин выступил со справедливым утверждением, что по мере продвижения к социализму классовая борьба все более обостряется. К сожалению, это в некоторой мере послужило теоретическим обоснованием репрессий. Репрессиями по отношению к ленинским кадрам партии, честным государственным и хозяйственным руководителям, командному и политическому составу Красной Армии, рядовым коммунистам и советским гражданам был нанесен тяжелый ущерб.

    Культ личности Сталина способствовал распространению в партийном строительстве и хозяйственной работе порочных методов, голого администрирования, нарушений внутрипартийной демократии. В планировании и управлении народным хозяйством порождались волюнтаризм и субъективизм, пренебрежение экономическими законами и стимулами развития производства, серьезно нарушался социалистический принцип оплаты по труду. Обстановка культа личности Сталина нанесла вред общественным наукам, в том числе философским и историческим, и в особенности - изучению истории партии, что тормозило творческое развитие марксизма-ленинизма, ослабляло влияние науки на развитие общества.

    "«...были определенные периоды, например, в годы войны, когда единоличные действия Сталина резко ограничивались, когда существенно ослаблялись отрицательные последствия беззаконий, произвола и т. д. Известно, что именно в период войны члены ЦК, а также выдающиеся советские военачальники взяли в свои руки определенные участки деятельности в тылу и на фронте, самостоятельно принимали решения и своей организаторской, политической, хозяйственной и военной работой, вместе с местными партийными и советскими организациями обеспечивали победу советского народа в войне».

    Преодоление

    Внутри ЦК партии имелись деятели, которые правильно понимали назревшие потребности в области внутренней и внешней политики и противодействовали отрицательным явлениям, связанным c культом личности Сталина. Однако в условиях, когда Сталин имел громадный авторитет в партии и в народе, открытое выступление против него не было бы тогда понято и не получило бы поддержки.

    «Более того, подобное выступление было бы расценено в тех условиях, как выступление против дела строительства социализма, как крайне опасный в обстановке капиталистического окружения подрыв единства партии и всего государства. К тому же успехи, которые одерживали трудящиеся Советского Союза под руководством своей Коммунистической партии, вселяли законную гордость в сердце каждого советского человека и создавали такую атмосферу, когда отдельные ошибки и недостатки казались на фоне громадных успехов менее значительными, а отрицательные последствия этих ошибок быстро возмещались колоссально нарастающими жизненными силами партии и советского общества».

    Нельзя не учитывать и того, что многие факты и неправильные действия Сталина, особенно в области нарушения сов законности, стали известны уже после его смерти.

    В 1956 году XX съезд КПСС совершил исторический поворот в развитии партии и страны, всего коммунистического движения, положив начало восстановлению ленинских норм партийной и государственной жизни. Были осуществлены кардинальные мероприятия по восстановлению и дальнейшему развитию социалистической демократии, ленинских принципов государственной, партийной жизни и хозяйственного строительства, строгому соблюдению социалистической законности.

    ЦК КПСС, открыто разоблачив тяжелые последствия культа личности Сталина, обезвредив политического авантюриста , отбросив группу приверженцев культа личности и его методов - Молотова, Кагановича, Маленкова, вскрыл и решительно ликвидировал грубейшие нарушения социалистической законности. Партия отдавала себе отчет в том, что выявленные ошибки и извращения, раскрытие злоупотреблений властью могут вызвать в партийных рядах и в народе чувство горечи и глубокого сожаления, создадут временные трудности для КПСС и братских марксистско-ленинских партий. Но партия смело пошла навстречу трудностям, она честно и откровенно сказала народу всю правду, глубоко веря, что ее линия будет правильно понята. ЦК КПСС, XX и XXII съезды сказали партии и народу правду о Сталине, опираясь на ленинское указание:

    «Фарисеи буржуазии любят изречение: о мертвых либо молчать, либо говорить хорошее. Пролетариату нужна правда и о живых политических деятелях и о мертвых, ибо те, кто действительно заслуживает имя политического деятеля, не умирают для политики, когда наступает их физическая смерть».

    Литература

    • XX съезд КПСС. Стенографический отчет, ч. 1-2, М., 1956;
    • XXII съезд КПСС. Стенографический отчет, ч. 1-3, М., 1961;
    • О преодолении культа личности и его последствий. Постановление Центрального Комитета КПСС, М., 1956.

    Первое, что приходит на ум, - это преклонение миллионов людей перед Сталиным, Гитлером, идеализирование и преувеличение их заслуг и достоинств. Такое неосмысленное восхищение, повиновение и страх присущ был людям в разные времена. И не всегда это было связано с чем-то одушевленным.

    Религия и культ

    Еще древние люди тем или иным образом преклонялись перед стихиями, богами и неизведанными явлениями. Если проанализировать первые обычаи и ритуалы, становится понятно, что такое культ и откуда он берет свое начало. Его появление уходит глубоко в века, а развитие тесно взаимосвязано с религией. В Древнем Египте люди поклонялись загробному миру и животным. Понятия религии и культа очень схожи по определению. В основе своей - это массовое поклонение. А вот предмет поклонения может различаться: при культе личности - это конкретный человек, а в религии - высшие силы, которые кроются под различными понятиями. В зависимости от вероисповедания это может быть Бог, Карма, Судьба. Культ религии отличается также тем, что человек пытается всяческими способами взаимодействовать и общаться с высшими силами. Однако при некоем обожествлении священника, проповедника, главы церкви, лидера группы можно говорить о секте. Именно в ней пытаются навязать завышенные авторитеты своих учителей и лидеров групп.

    Культ в древности

    Что такое культ в древности? В глубине веков это были ритуалы и обряды. Древние культы были направлены на божества. Вера во что-то неизведанное и непонятное помогала человеку выживать в разные времена, сеяла надежду и уверенность в завтрашнем дне. Во многих уголках Земли древние культы имели неразрывную связь с жертвоприношениями. При этом самым лучшим подарком для Высшего разума была человеческая жизнь. До сих пор этот ритуал имеет своих сторонников.

    Что такое культ Кали или культ Нага? Их истоки следует искать в древней Индии. Культ Кали связан с преклонением Богине Черной Ма. Есть мнение, что он существует до сих пор. Преклонение перед древним Змеем, который давал племенам мудрость, называют культом Нага. А такие течения, как кришнаизм, шиваизм, нью эйдж достаточно молоды и широко развиваются не только в Индии.

    Древние культы в современном мире

    Наибольшая часть древних культов сохранилась до наших дней в странах Африки, Азии и Океании. Здесь буквально увековечены первичные религии и культурные традиции древности. Несмотря на тот факт, что цивилизация все больше вытесняет племена со старым укладом жизни, там до сих пор верят в колдовство, в тесную взаимосвязь мира мертвых с миром живых.

    Для связи с духами широко используются статуэтки, различные аксессуары, тамтамы. Фетишизм имеет огромное значение не только для какого-либо племени. Это распространяется на всю народность. Колдуны являются главными провидцами и вершителями судеб. Возможно, что такое культ личности, этим народам не известно. Но культ колдуна там явно имеет место до сих пор.

    Причины появления культа личности

    Откуда же появилось это явление и почему? Очевидно, что культ личности благоприятно развивается там, где власть становится основной целью правителя страны. Эта «болезнь», к счастью, поражает не всех власть имущих. Однако она великолепно развивается и поражает то общество, где есть масса неукорененных лиц, так называемых маргиналов, которые к тому же бедны. Эти люди вечно всем недовольны, испытывают агрессию по отношению ко всему миру. Вот в таком обществе и зарождается культ личности. Такими людьми легко манипулировать, удовлетворив их желания. Массы людей попадают под воздействие влиятельной личности с признаками «богоизбранности». Подчинив себе маргиналов, управлять становится легче и проще.

    Как правило, причины культа личности кроются ещё и в кризисе, в котором пребывает страна на тот момент. Рост цен, разгул криминала, беспорядки вызывают желание и необходимость появления сильной правящей руки. И таковая всегда находится. Так пришел к власти Адольф Гитлер. Однако получив желаемое, лидер становится тираном и деспотом.

    Культ личности государственных деятелей

    Культ личности ещё ни разу не окончился чем-то положительным для страны, где он сформировался. Что такое культ личности для России? Это эпохи Ленина, Сталина, которые привели к гибели миллионов людей. Все несогласные и противодействующие режиму безжалостно стирались с лица Земли, независимо от положения и социального статуса. Гитлер пришел к власти благодаря лозунгам, которые были популярны, пообещав своей нации

    Сталин же вышел в лидеры, умело обойдя всех конкурентов. Он убирал всех, кто мог ему помешать, и создавал возле себя свиту самых верных и проверенных людей. А его подданные и помогли создать ему образ твердого, мудрого, непогрешимого отца всего советского народа.

    Заключение

    Что такое культ личности или религии, хорошо понимали фараоны в Древнем Египте, ханы в Китае и монархи и феодалы в Европе.

    С появлением государств происходит обожествление правителя, придание ему сверхъестественных качеств. Коммунисты, осуждая такое преклонение перед кем-либо или чем-либо, сами породили подобное явление в странах, где строили социализм.

    История показывает нам, что само общество с удовольствием развивает и взращивает культ личности действующего правителя. Причем, чем меньше свободы слова в этом государстве и свободы действий, тем благоприятней почва для роста культа личности. Может быть, потомки получают это от предков через кровь и впитывают с молоком матери, поскольку подобное явление зачастую проявляется в тех странах, которые уже неоднократно переживали его в процессе своей истории.

    Личности, которым приписывались сверхъестественные качества, были во все времена. В древности люди поклонялись божествам, а позднее на эту роль выбирались люди –когда по праву рождения, а когда по предполагаемым заслугам. В чем заключается культ личности – разберемся в этой статье.

    Что такое культ личности?

    Речь идет о возвеличивании отдельного человека, которым является видный государственный деятель. Тем, кто интересуется, что значит культ личности, стоит привести в пример такие всем знакомые имена, как Сталин, Гитлер, Мао Цзэдун и др. В абсолютных монархиях цари и императоры играли роль Богов. Их почитали, ими преклонялись и славили не за конкретные качества, а просто за сам факт их нахождения на троне.

    При диктатурах и авторитарных режимах стоять у руля власти было уже мало. Необходимо было обладать выдающимися качествами, делающими правителя достойным занимаемой должности. Имея в руках мощные орудия пропаганды, легко выдать себя за того, кого народ хочет видеть своим вождем и правителем. О таких людях писали поэмы и слагали былины, прижизненные биографии. Их труды изучали в учебных заведениях и повсеместно им устанавливали памятники.

    Причины формирования культа личности

    Такой феномен формируется только при определенных условиях:

    1. Разбираясь, каковы причины установления культа личности, стоит ответить, что такое возможно в обществе с социально незрелыми членами, не желающими брать на себя ответственность за свои действия.
    2. При низком уровне образования формируется определенный фиксированно-ритуализированный стиль поведения.
    3. Невозможность критически мыслить открывает перед диктатором широкие возможности по манипулированию и управлению общественным сознанием.

    Народ наделяет его самыми лучшими качествами – мудростью, решительностью, непоколебимостью, добротой и другими, не позволяя себе даже усомниться в правильности его действий. Причины установления культа личности связаны и с кризисом в стране:

    • войной или беспорядками;
    • разгулом криминала;
    • ростом цен;
    • отсутствием товаров на прилавках магазинов. Массовые беспорядки требуют сильного правителя, и таковой всегда находится.

    Почему тоталитаризм нередко порождает культ личности?

    При такой форме правления вся власть сосредоточена в руках вождя. Он выступает главной политической силой, всеми способами искореняя инакомыслие. Все аспекты жизнедеятельности людей подконтрольны государству. Народ запуган и вынужден подчиняться власти, уважать ее, хотя и не имеет представление о том, насколько эффективна такая политическая сила. На такой почве и происходит формирование культа личности, которая играет роль локомотива, а члены общества – винтиков в огромной машине.

    Каковы последствия культа личности?

    Их можно рассмотреть на примере критики культа личности Сталина. После доклада Хрущева 25 февраля 1956 года, на котором он развенчал миф о заслугах вождя, в стране начались беспорядки, прокатилась волна общественного негодования. Задающимся вопросом, что плохого в культе личности, стоит ответить, что нередко вновь пришедшие к власти используют его для укрепления своих позиций. Так было и с Никитой Сергеевичем.

    Списав все ошибки прошлых лет на вождя всех народов, он умолчал о своей роли в этом процессе. Общество как будто вышло из оцепенения и стало не просто ждать реформ, а требовать их. Сформировался особая психологическая атмосфера нетерпения, стимулируя власть к решительным действиям и усиливая опасность перехода курса на пропагандистский популизм. В дальнейшем это и произошло.

    Борьба с культом личности

    Развенчав миф о непогрешимости одного лидера, пришедшие к руководству не выигрывают, а проигрывают. Итоговый результат такого процесса заключается в:

    1. Подрыве веры народа в совершенство верховной власти как таковой.
    2. Критика культа личности в советском обществе привела к разрушению системы тотального страха.
    3. Критическом и мучительном переосмыслении мировой социалистической практики обществом.
    4. Раскалывании мирового коммунистического движения и его вступление в полосу кризиса, из которого оно уже не выбирается. Осуждению подвергаются не столько преступления Сталина, сколько вся советская общественная система.

    Процесс преодоления культа личности

    Преобразовываться советская государственно-политическая система начала сразу после кончины Сталина в 1953 году. Повсеместно приступили к:

    1. Ликвидации последствий сталинских репрессий, амнистировав многих заключенных тогдашних лагерей по всей стране.
    2. Восстановлению законности и правопорядка.
    3. С трибун власти много говорили о преодолении культа личности и его последствий, призывая к правильной большевистской политике – правомерной и отвечающей принципам идеологии Ленина.

    Культ личности и его последствия дали начало Хрущевской «оттепели», претерпевшей три этапа своего развития. Причем к волнам «десталинизации» относят и перестройку Горбачева, а также многие события современной России. Бурными темпами развивается индустриализация и сельское хозяйство, создаются научно-исследовательские институты, технический прогресс прорывается к своим вершинам.


    Современные проблемы культа личности

    На сегодняшний день проблема культа личности является теоретическим направлением для работы крупнейших ученых. Они изучают процесс усвоения нравственных ценностей как составного элемента культуры. Основой гуманистических инноваций в образовании является совокупность ценностей каждой личности – , морального облика, чувств. В этом заключается человеко концентрированный подход к образованию. О культе личности и его последствиях говорится в контексте исследования проблемы культуры личности как неразрывной части процесса освоения культуры человеком.

    Книги о культе личности

    Миллионы людей были репрессированы, расстреляны и заключены в лагеря во время нахождения у руля власти Сталина. Последствия тех событий страна переживает до сих пор. Многие видные писатели в разное время приподнимали завесу тайны, описывая черты культа личности и последствия, к котором привело такое возвеличивание отдельного человека. К самым известным трудам относят:

    1. «Архипелаг ГУЛАГ» А. Солженицына . Этот роман-исповедь вошел в «100 книг века».
    2. «Отверженная» Анчи Мин . Этот исторический роман освещает культ личности Мао Цзэдуна и трагические последствия его правления.
    3. «Тайный советник вождя» В. Успенского . В двух книгах рассказывается о деятельности Сталина от имени его соратника. Повествование не приукрашивает, но и не очерняет вождя всех народов, а честно рассказывает о событиях тех лет.
Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...