Анализ потерь атомных подлодок вмф ссср и вмс сша. Аварии подводных лодок в ссср и россии

Послевоенные потери подводного флота СССР
После окончания второй мировой войны началось новое противостояние – «холодная война». Не стреляли пушки, самолеты не бомбили противника, а корабли не обменивались артиллерийскими и ракетными залпами, но это не уберегало от потерь с десятками человеческих жизней. И одни из самых больших потерь на фронтах «холодной войны» понесли моряки-подводники.

В послевоенное время советский флот потерял погибшими девять лодок, в том числе три атомные. Кроме этого многие лодки получили серьезные повреждения, а атомная К-429 затонула, но в последствие была поднята и снова введена в строй. Первое время гибель подводных лодок в СССР касалась только дизельных субмарин. В период с 1952-го по 1968-й год погибло от различных причин шесть лодок, в том числе одна из них в базе, при этом при взрыве получили повреждения еще несколько лодок. Погибло в общей сложности 357 человек. Случались в этот период аварии и на атомных лодках, но все они обходились без «безвозвратных потерь» в технике.

Затонувшие подводные лодки СССР принадлежали разным флотам: по две лодки от Северного, Тихоокеанского и Балтийского флота. 12-го апреля 1970-го года погибла советская атомная подводная лодка К-8, на борту которой в боевом походе случился пожар. Именно пожары стали, основной бедой советских подводников, регулярно вспыхивая на лодках различных проектов. Экипаж четверо суток боролся с огнем, но спасти лодку не смог, а пламя «забрало» жизни 52 членов экипажа.

На следующий год чудом не погибла атомная лодка К-56, получившая пробоину в результате в результате столкновения с научным судном «Академик Берг». Авария стоила жизни 27 морякам, задраившим отсек, и спасшим жизни остальных. Далее последовал продолжительный период затишья. Наибольшее количество затонувших подводных лодок СССР приходится на 80-е годы, ознаменовавшиеся гласностью и перестройкой. И если гибель 21-го октября 1981-го года дизельной лодки С-178 не вызвала резонанса (столкновение с грузовым судном), то гибель в октябре 1986-го года атомной К-219 имела большую огласку. В течение трех суток в Саргассовом море экипаж боролся с огнем, но лодку спасти не удалось. К счастью погибло только четыре человека.

В промежутке между двумя авариями, 24-го июня 1983-го года затонула К-429, вышедшая на испытания после проведения ремонта. В результате при погружении лодка набрала воды, а неправильные действия сборного экипажа привели к тому, что лодка легла на дно. На поверхность выбрались 104 человека, а еще 16 погибли. В дальнейшем лодку подняли и вернули в строй.

Но самая известная гибель подводной лодки в СССР случилась 7-го апреля 1989-го года, когда в результате пожара и последующего затопления затонула новейшая лодка «Комсомолец», возвращавшаяся с боевого дежурства. Жертвой аварии стали 42 моряка. Стоит отметить, что гибель подводных лодок в СССР происходила значительно чаще, чем в США, которые потеряли всего два своих подводных атомохода.

Не обошлось без потерь и в российское время. И если буксируемую на слом К-159 нельзя считать полноценной боевой лодкой, то гибель 12-го августа 2000-го атомного подводного крейсера «Курск» проекта 945А стало настоящей трагедией, которая привела к гибели 118 подводников.

Напоследок отметим, что затонувшие подводные лодки СССР располагаются во всех частях мира, от родных берегов до Саргассова моря, Гавайских островов и Бискайского залива, указывая на расположение линии фронта «холодной войны».

Вода и холод. Темнота.
А где-то сверху стук метала.
Нет сил сказать: мы здесь, сюда…

Ушла надежда, ждать устала.

Бездонный океан надежно хранит свои тайны. Где-то там, под темными сводами волн лежат обломки тысяч кораблей, каждый из которых имеет свою неповторимую судьбу и историю трагической гибели.

В 1963 году толща морской воды раздавила самую современную американскую субмарину «Трешер» . Полвека назад в это верилось с трудом – непобедимый Посейдон, черпавший силы из пламени ядерного реактора, способный без единого всплытия обогнуть земной шар, оказался слаб, как червь, перед натиском безжалостной стихии.

«Имеем положительный увеличивающийся угол… Пытаемся продуться…900…север» - последнее сообщение с «Трешера» не в силах передать весь ужас, что испытали гибнущие моряки-подводники. Кто мог представить, что двухдневный тестовый поход в сопровождении спасательного буксира «Скайларк» мог закончиться подобной катастрофой?

Причина гибели «Трешера» остается загадкой. Основная гипотеза: при погружении на предельную глубину произошло поступление воды в прочный корпус лодки – был автоматически заглушен реактор, и лишенная хода субмарина провалилась в бездну, унеся с собой 129 человеческих жизней.


Перо руля USS Tresher (SSN-593)


Вскоре ужасная история получила продолжение - американцы потеряли очередной атомоход с экипажем: в 1968 году в Атлантике бесследно исчезла многоцелевая АПЛ «Скорпион» .

В отличие от «Трешера», с которым до последней секунды поддерживалась звукоподводная связь, гибель «Скорпиона» была осложнена отсутствием хоть сколь-нибудь четких представлений о координатах места катастрофы. Пять месяцев продолжались безуспешные поиски, пока янки не расшифровали данные с глубоководных станций системы SOSUS (сеть буёв-гидрофонов ВМС США для слежения за советскими подлодками) – на записях от 22 мая 1968 года был обнаружен громкий хлопок, похожий на разрушение прочного корпуса субмарины. Далее, методом триангуляции восстановили примерное местоположение погибшей лодки.


Обломки USS Scorpion (SSN-589). Видны деформации от чудовищного давления воды (30 тонн/кв. метр)


Обломки «Скорпиона» обнаружились на глубине 3000 метров посреди Атлантического океана, в 740 км к юго-западу от Азорских островов. Официальная версия связывает гибель лодки с детонацией боекомплекта торпед (практически как «Курск»!). Существует более экзотическая легенда, согласно которой «Скорпион» потопили русские в отместку за гибель К-129.

Тайна гибели «Скорпиона» до сих пор будоражит умы моряков – в ноябре 2012 года Организация ветеранов-подводников ВМС США предложила начать новое расследование, чтобы установить правду о гибели американской лодки.

Не прошло и 48 часов, как обломки американского «Скорпиона» опустились на морское дно, в океане случилась новая трагедия. На экспериментальной атомной подлодке К-27 ВМФ СССР вышел из под контроля реактор с жидким металлическим теплоносителем. Кошмарный агрегат, в чьих жилах кипел расплавленный свинец, «загадил» радиоактивными выбросами все отсеки, экипаж получил страшные дозы облучения, 9 подводников скончались от острой лучевой болезни. Несмотря на тяжелую радиационную аварию, советским морякам удалось привести лодку на базу в Гремихе.

К-27 превратилась в небоеспособную груду металла с положительной плавучестью, источающую смертоносные гамма-лучи. Решение вопроса о дальнейшей судьбе уникального корабля повисло в воздухе, наконец, в 1981 году было решено затопить аварийную субмарину в одной из бухт на Новой Земле. На память потомкам. Может быть, они найдут способ, как безопасно утилизировать плавающую «Фукусиму»?

Но еще задолго до «последнего погружения» К-27, группировку атомных субмарин на дне Атлантики пополнила подводная лодка К-8 . Один из первенцев атомного флота, третья по счету АПЛ в рядах ВМФ СССР, затонувшая во время пожара в Бискайском заливе 12 апреля 1970 года. 80 часов шла борьба за живучесть корабля, за это время моряки успели заглушить реакторы и эвакуировать часть экипажа на борт подошедшего болгарского теплохода.

Гибель К-8 и 52 подводников стали первой официальной потерей советского атомного флота. В настоящий момент обломки атомохода покоятся на глубине 4680 метров в 250 милях от побережья Испании.

В 1980-е годы ВМФ СССР потерял в боевых походах еще пару атомных подлодок – ракетный подводный крейсер стратегического назначения К-219 и уникальную «титановую» субмарину К-278 «Комсомолец» .


К-219 с развороченной ракетной шахтой


Наиболее опасная ситуация сложилась вокруг К-219 – на борту подводного корабля, помимо двух ядерных реакторов, находились 15 баллистических ракет* подводного базирования Р-21 с 45 термоядерными боеголовками. 3 октября 1986 года произошла разгерметизация ракетной шахты №6, что привело к взрыву баллистической ракеты. Искалеченный корабль продемонстрировал фантастическую живучесть, сумев всплыть с глубины 350 метров, имея повреждения прочного корпуса и затопленный четвертый (ракетный) отсек.

* всего по проекту предполагалось 16 БРПЛ, но в 1973 году на К-219 уже имел место похожий случай - взрыв жидкостной ракеты. В результате «несчастливая» лодка осталась в строю, но лишилась пусковой шахты №15.

Спустя три дня после взрыва ракеты, вооруженный до зубов атомоход затонул посредине Атлантического океана на глубине 5 километров. Жертвами катастрофы стали 8 человек. Случилось это 6 октября 1986 года
Спустя три года, 7 апреля 1989 года, на дно Норвежского моря легла очередная советская подлодка – К-278 «Комсомолец». Непревзойденный корабль с титановым корпусом, способный нырять на глубину свыше 1000 метров.


К-278 "Комсомолец" на дне Норвежского моря. Фотографии сделаны глубоководным аппартом "Мир".


Увы, никакие запредельные ТТХ не спасли «Комсомолец» - субмарина стала жертвой банального пожара, осложненного отсутствием четких представлений о тактике борьбы за живучесть на безкингстонных лодках. В пылающих отсеках и ледяной воде погибли 42 моряка. Атомная подлодка затонула на глубине 1858 метров, став предметом яростных дебатов между судостроителями и военными моряками в стремлении найти «виновного».

Новые времена принесли новые проблемы. Вакханалия «свободного рынка», помноженная на «ограниченное финансирование», разрушение системы снабжения флота и массовое увольнение опытных моряков-подводников неизбежно вела к катастрофе. И она не заставила себя ждать.

12 августа 2000 года на связь не вышла АПЛ К-141 «Курск» . Официальная причина трагедии – самопроизвольный взрыв «длинной» торпеды. Неофициальный версии – от кошмарной ереси в стиле «Подводная лодка в мутной воде» от французского режиссера Жана Мишеля Карре до вполне правдоподобных гипотез о столкновении с авианесущим крейсером «Адмирал Кузнецов» или выпущенной торпеды с американской подводной лодки «Толедо» (мотив неясен).



Атомный подводный крейсер – «убийца авианосцев» водоизмещением 24 тысячи тонн. Глубина в месте затопления подлодки составляла 108 метров, в «стальном гробу» оказались заперты 118 человек…

Эпопея с неудачной операцией по спасению экипажа из лежащего на грунте «Курска» потрясла всю Россию. Мы все помним улыбающуюся в телевизоре физиономию очередного мерзавца с адмиральскими погонами: «Ситуация под контролем. С экипажем установлен контакт, на аварийную лодку организована подача воздуха».
Потом была операция по подъёму «Курска». Отпиленный первый отсек (для чего??), найденное письмо капитана Колесникова…была ли вторая страница? Когда-нибудь мы узнаем правду о тех событиях. И, наверняка, очень удивимся своей наивности.

30 августа 2003 года произошла очередная трагедия, скрытая в сером сумраке флотских будней – во время буксировки на разделку затонула старая АПЛ К-159 . Причина - потеря плавучести, ввиду плохого технического состояния лодки. Она до сих пор лежит на глубине 170 метров у острова Кильдин, на подходе к Мурманску.
Периодически поднимается вопрос о подъеме и утилизации этой радиоактивной груды металла, но пока дело не движется дальше слов.

Всего на сегодняшний день на дне Мирового океана лежат обломки семи атомных подлодок:

Двух американских: «Трешер» и «Скорпион»

Пяти советских: К-8, К-27, К-219, К-278 и К-159.

Однако, это далеко не полный список. В истории отечественного ВМФ отмечен еще ряд происшествий, о которых не сообщало ТАСС, в каждом из которых гибли атомные подлодки.

Например, 20 августа 1980 года произошла тяжелая авария в Филиппинском море - в борьбе с пожаром на борту К-122 погибли 14 моряков. Экипаж смог спасти свою АПЛ и привести обгоревшую лодку на буксире в родную базу. Увы, полученные повреждения были таковы, что восстановление лодки признали нецелесообразным. После 15 лет отстоя К-122 была утилизирована на ДВЗ «Звезда».

Другой лютый случай, известный, как «радиационная авария в бухте Чажма» произошел в 1985 году на Дальнем Востоке. В процессе перезарядки реактора АПЛ К-431 плавучий кран покачнулся на волне и «вырвал» управляющие решетки из реактора подлодки. Реактор включился и мгновенно вышел на запредельный режим работы, превратившись в «грязную атомную бомбу», т.н. «шипучку». В яркой вспышке исчезли 11 стоявших поблизости офицеров. По свидетельствам очевидцев, 12-тонная крышка реактора улетела ввысь на пару сотен метров и, затем, вновь упала на лодку, едва не разрубив её пополам. Начавшийся пожар и выбросы радиоактивной пыли окончательно превратили К-431 и стоявшую поблизости атомную субмарину К-42 в небоеспособные плавучие гробы. Обе аварийные АПЛ были отправлены в утиль.

Если речь заходит об авариях на АПЛ, нельзя не упомянуть о К-19, получившей на флоте говорящее прозвище «Хиросима». Лодка, по меньшей мере, четырежды становилась источником серьезных проблем. Особенно памятен первый боевой поход и авария реактора 3 июля 1961 года. К-19 героически спасли, но эпизод с реактором едва не стоил жизни первому советскому ракетоносцу.

Ознакомившись со списком погибших подлодок, у обывателя может возникнуть гнусное убеждение: русские не умеют управлять кораблями. Обвинение нешуточное. Янки потеряли всего две атомные лодки – «Трешер» и «Скорпион». В то же время отечественный флот лишился едва ли не дюжины атомных субмарин, не считая ДЭПЛ (янки не строят дизель-электрические лодки с 1950-х годов). Чем объяснить данный парадокс? Тем, что атомоходами ВМФ СССР управляли криворукие русские монголы?

Что-то мне подсказывает, что у парадокса есть иное объяснение. Давайте попытаемся найти его вместе.

Стоит заметить, что попытка «свалить» все неудачи на разницу в численности АПЛ в составах ВМФ СССР и ВМС США заведомо бесполезна. Всего за время существования атомного подводного флота через руки наших моряков прошли порядка 250 субмарин (от К-3 до современного «Борея»), у американцев их было несколько меньше ≈ 200 единиц. Однако, атомоходы у янки появились раньше и эксплуатировались в два-три раза интенсивнее (достаточно посмотреть на коэффициент оперативного напряжения ПЛАРБ: 0,17 - 0,24 у наших и 0,5 - 0,6 у американских ракетоносцев). Очевидно, что все дело не в численности лодок… Но тогда в чем же?
Многое зависит от методики подсчета. Как гласит старая шутка: «неважно, как сделали, главное – как посчитали». Густой шлейф аварий и ЧП со смертельным исходом протянулся сквозь всю историю атомного флота, вне зависимости от флага субмарины.

9 февраля 2001 года многоцелевая атомная лодка ВМС США «Гринвилл» протаранила японскую рыболовную шхуну «Эхиме Мару». Погибло 9 японских рыбарей, подлодка ВМС США скрылась с места происшествия, не оказав терпящим бедствие никакой помощи.

Ерунда! - ответят янки. Навигационные происшествия – будни на любом флоте. Летом 1973 года советская атомная лодка К-56 столкнулась с научным судном «Академик Берг». Погибло 27 моряков.

Зато у русских лодки тонули прямо у причала! Вот, пожалуйста:
13 сентября 1985 года К-429 легла на грунт у пирса в бухте Крашенинникова.

Ну и что?! - могут возразить наши моряки. У янки был такой же случай:
15 мая 1969 года атомная подлодка ВМС США «Гитарро» затонула прямо у причальной стенки. Причина - обычная халатность.


USS Guitarro (SSN-655) прилегла отдохнуть у пирса


Американцы почешут затылок и вспомнят, как 8 мая 1982 года в центральный пост АПЛ К-123 («подводный истребитель» 705-го проекта, реактор с ЖМТ) поступило оригинальное донесение: «Вижу серебристый металл, растекающийся по палубе». Прорвало первый контур реактора, радиоактивный сплав свинца с висмутом так «запачкал» лодку, что для очистки К-123 понадобилось 10 лет. К счастью, никто из моряков тогда не погиб.

Русские лишь грустно усмехнутся и тактично намекнут американцам, как USS Dace (SSN-607) случайно «выплеснула» в Темзу (река в США) две тонны радиоактивной жидкости из первого контура, «загадив» всю ВМБ Гротон.

Стоп!

Так мы ничего не добьемся. Бессмысленно очернять друг друга и вспоминать неприглядные моменты из истории.
Понятно, что огромный флот из сотен кораблей служит богатой почвой для различных ЧП – ежедневно где-то возникает задымление, что-то падает, взрывается или садится на камни.

Истинным показателем служат крупные аварии, приводящие к гибели кораблей. «Трешер», «Скорпион»,… Отмечены ли иные случаи, когда атомоходы ВМС США получали в боевых походах тяжелые повреждения и навсегда исключались из состава флота?
Да, такие случаи бывали.


Разбитая вдребезги USS San Francisco (SSN-711). Последствия столкновения с подводной скалой на 30 узлах

В 1986 году на камнях в Ирландском море разбился стратегический ракетоносец ВМС США «Натаниел Грин». Повреждения корпуса, рулей и балластных цистерн оказались настолько велики, что лодку пришлось отправить в утиль.

11 февраля 1992 года. Баренцево море. Многоцелевая атомная подлодка «Батон Руж» столкнулась с российской титановой «Барракудой». Лодки столкнулись удачно - ремонт на Б-276 занял полгода, а история USS Baton Rouge (SSN-689) оказалась гораздо печальней. Столкновение с русской титановой лодкой привело к появлению напряжений и микротрещин в прочном корпусе субмарины. «Батон Руж» доковылял до базы и вскоре прекратил свое существование.


"Батон Руж" отправляется на гвозди


Так не честно! – заметит внимательный читатель. У американцев чисто навигационные ошибки, на кораблях ВМС США практически не было аварий с повреждением активной зоны реактора. На отечественном ВМФ все иначе: горят отсеки, на палубу хлещет расплавленный теплоноситель. Налицо конструкторские просчеты и неправильная эксплуатация оборудования.

И это правда. Отечественный подводный флот обменял надежность на запредельные технические характеристики лодок. Конструкция подлодок ВМФ СССР всегда отличалась высокой степенью новизны и большим количеством инновационных решений. Апробация новых технологий зачастую проводилась непосредственно в боевых походах. Самая быстрая (К-222), самая глубоководная (К-278), самая крупная (проект 941 «Акула») и самая скрытная лодка (проект 945А «Кондор») были созданы именно в нашей стране. И если упрекнуть «Кондор» и «Акулу» не в чем, то эксплуатацию остальных «рекордсменов» регулярно сопровождали крупные технические неполадки.

Было ли это верным решением: и глубина погружения в обмен на надежность? Мы не имеем права отвечать на этот вопрос. История не знает сослагательного наклонения, единственное, что мне хотелось донести до читателя: высокая аварийность на советских подлодках – не просчеты конструкторов и не ошибки экипажей. Зачастую это была неизбежность. Высокая цена, заплаченная за уникальные характеристики подводных кораблей.


Ракетный подводный крейсер стратегического назначения проекта 941


Мемориал погибшим подводникам, Мурманск

В ночь на 4 февраля 2009 года на большой глубине в Атлантическом океане столкнулись две ракетные атомные подводные лодки с ядерным оружием на борту - британская HMS Vanguard и французская Le Triomphant. На обеих находилось примерно по 250 человек экипажа и по 16 межконтинентальных баллистических ракет.

Британский корабль потерял ход, всплыл и был отбуксирован к причалу военно-морской базы Фаслейн в Шотландии. Французы добрались до Бреста своим ходом.

На другой день лондонская газета Sun так прокомментировала этот инцидент: «Возможные последствия даже трудно себе представить. Маловероятно, чтобы столкновение вызвало ядерный взрыв, но могла произойти утечка радиации, — заявил газете высокопоставленный источник в британском ВМФ. — Хуже того, мы могли бы потерять экипаж и ядерные боеголовки. Это было бы национальным бедствием».

Увы, столкновения набитых ядерными боеголовками гигантских атомоходов на боевой службе в океане в последние десятилетия не такая уж редкость. Более того, подобные опаснейшие аварии, чреватые непредсказуемыми последствиями, происходят все чаще. Причина: подводные лодки всех стран мира становятся все более малошумными, их с трудом обнаруживают гидролокаторы атомоходов потенциального противника. Или обнаруживаются на таких дистанциях, когда что-либо предпринимать для безопасного расхождения на глубине уже поздно.

Мало того. В мирное время суть боевой службы многоцелевых подлодок всех флотов мира зачастую именно и состоит в непрерывном и, по возможности, многосуточном слежении за атомными подводными ракетными крейсерами стратегического назначения потенциального врага. Задача при этом сформулирована предельно просто: в случае внезапного начала войны вражеский подводный крейсер должен быть уничтожен торпедами раньше, чем успеет открыть крышки люков своих шахт с межконтинентальными баллистическими ракетами и нанести удар из-под воды. Но при этом в океанских глубинах лодки вынуждены преследовать одна другую на расстоянии всего в несколько кабельтовых (1 кабельтов- 185,2 м.) Странно ли, что при этом атомоходы, бывает, и сталкиваются?

Вот пять самых опасных инцидентов в истории флотов:

1. 8 марта 1974 года в северной части Тихого океана на глубине примерно 5600 метров затонула советская дизель-электрическая подводная лодка К-129 проекта 629А с баллистическими ракетами на борту. Погиб весь экипаж — 98 человек. Обстоятельства ее гибели неизвестны. Однако ряд отечественных специалистов уверены, что причиной катастрофы стало внезапное столкновение с американской атомной подводной лодкой «Суордфиш». Та вскоре вернулась в собственную базу с серьезными повреждениями корпуса. Но Пентагон попытался объяснить их ударом о льдину.

У члена Клуба подводников Владимира Евдасина, прежде служившего на К-129, такая версия трагедии: «Думаю, незадолго до назначенного сеанса связи в ночь на 8 марта 1968 года К-129 всплыла и шла в надводном положении. В надводном положении на мостик, что в ограждении рубки, по штатному расписанию поднялись и несли вахту трое: вахтенный офицер, рулевой сигнальщик и „в корму смотрящий“. Поскольку при работе дизелей гидроакустики теряют контроль над обстановкой под водой, шумов маневрирующей чужой субмарины они не заметили. А та осуществляла поперечное подныривание под днищем К-129 на критически опасной дистанции и неожиданно зацепила рубкой корпус нашей субмарины. Та опрокинулась, не успев и пискнуть радиосигналом. В открытый люк и шахту воздухозаборника хлынула вода, и вскоре субмарина упала на дно океана».

2. 15 ноября 1969 года атомная подводная лодка ВМС США «Гэтоу» в Баренцевом море на глубине 60 метров столкнулась с советской атомной подводной лодкой К-19, отрабатывавшей боевые упражнения в одном из полигонов Северного флота. Причем, до момента аварии наши моряки и не подозревали о том, что американцы рядом и ведут за ними слежение. Советский экипаж завтракал, когда последовал мощный удар по корпусу К-19, шедшей со скоростью всего в 6 узлов. Лодка начала проваливаться на глубину. Корабль спасли грамотные действия старшего на борту капитана 1 ранга Лебедько, который мгновенно приказал дать полный ход, продуть балласт и переложить горизонтальные рули на всплытие.

В базе в носовой части К-19 обнаружили огромную вмятину цилиндрической формы. Но лишь спустя годы выяснилось, что это отметина именно от «Гэтоу», которая скрытно шпионила за советским кораблем.

Как оказалось, командование ВМС США сделало все, чтобы скрыть свою причастность к инциденту. Дело в том, что авария произошла в 5,5 км от острова Кильдин, то есть в территориальных водах СССР, куда иностранным кораблям заходить запрещено международным правом. Поэтому в документах о боевом патрулировании «Гэтоу» было записано, якобы она вернулась с боевого патрулирования в базу еще за двое суток до столкновения. И лишь 6 июля 1975 года газета «Нью-Йорк таймс» написала, что произошло на самом деле.

3. 24 июня 1970 года в Охотском море в 04.57 на глубине 45 метров произошло столкновение советской атомной подводной лодки К-108 проекта 675 с атомной подводной лодкой ВМС США «Тотог». В результате сильного удара на К-108 сработала аварийная защита реакторов обоих бортов. Лодка потеряла ход и стала быстро проваливаться в глубину с большим дифферентом на нос. Однако энергичными мерами командир корабля капитан 1 ранга Багдасарян предотвратил катастрофу. К-108 всплыла. У нее был заклинен правый винт, поэтому пришлось вызывать буксиры.

4. 23 мая 1981 году на одном из полигонов Северного флота недалеко от Кольского залива произошло столкновение советской стратегической атомной подводной лодки Северного флота К-211 проекта 667 БДР «Кальмар» (с 1984 года по 2010 годы - в составе Тихоокеанского флота) с американским атомоходом класса «Стёрджен». Комиссия Главного штаба ВМФ СССР, разбиравшаяся в инциденте, пришла к выводу, что американцы скрытно следили за нашим атомным подводным крейсером, находясь в его кормовых курсовых углах в акустической тени. Когда К-211 изменила курс, преследователи потеряли из виду советский атомоход и вслепую врезались рубкой в его корму.

Оба корабля до своих баз добрались своим ходом. К-211 — в Гаджиево, где ее поставили в док. При этом при осмотре нашего атомохода были обнаружены в двух кормовых цистернах главного балласта пробоины, повреждения лопастей правого винта и горизонтального стабилизатора. В повреждённых цистернах главного балласта были найдены болты с потайными головками, куски металла и плестиглас от рубки американской субмарины.

А сильно помятому «американцу» в подводном положении пришлось «топать» в Холи-Лох (Британия). Там скрыть огромную вмятину в его рубке было невозможно.

5. 11 февраля 1992 года советская атомная подводная лодка Северного флота К-276 проекта 945 «Барракуда» (командир — капитан 2 ранга Локтев) находилась в районе боевой подготовки недалеко от побережья полуострова Рыбачий на глубине 22, 8 метра. За действиями наших моряков скрытно наблюдал экипаж атомной подводной лодки «Батон Руж» типа «Лос-Анжелес» ВМС США. Причем, этот «американец» шел выше нашего корабля — на глубине 15 метров.

В какой-то момент акустики «Батон Руж» потеряли советский корабль из виду. Как выяснилось, им помешали шумы винтов пяти рыболовецких судов, оказавшихся поблизости. Чтобы разобраться в обстановке, командир «Батон Руж» приказал всплывать на перископную глубину. Но на К-276, где не подозревали о том, что вероятный противник рядом, подошло время сеанса связи со штабом флота и там тоже переложили горизонтальные рули на всплытие. Устремившаяся вверх «Барракуда» рубкой врезалась в американский атомоход. Лишь небольшая скорость К-276 позволила американскому экипажу избежать гибели.

На этот раз все было настолько очевидно, что Пентагон был вынужден признать нарушение территориальных вод нашей страны.

Аварии на подводных лодках (с 1945-2009 годах) Список аварий на подводных лодках начиная с 1945 года документирует происшествия, имевшие место после Второй мировой войны. Среди затонувших подводных кораблей было, как минимум, девять атомных подводных лодок, причём некоторые из них с ракетами или торпедами, оснащёнными ядерными боеголовками и, как минимум, две дизельные лодки с ядерным оружием. Также представлены некоторые доступные на данный момент данные о загрязнении окружающей среды радиоактивными материалами. Класс происшествия обозначен кодами: НШ - нештатная ситуация; ЧП - чрезвычайное происшествие; НС - несчастный случай; А - авария; К - катастрофа. .== Список == Дата Название Классификация НАТО Государство Погибло Спаслось Класс Примечания 15.12.1952 C-117 (бывшая Щ-117 «Макрель») «Щука» серии V-бис СССР 52 0 К Дизель-электрическая подводная лодка из состава Тихоокеанского флота погибла в Японском море. Точная причина и место гибели неизвестны. 12.08.1956 М-259 Проект А615, Quebec СССР 4 А→НС Дизель-электрическая торпедная подводная лодка Балтийского флота. Взрыв дизеля и пожар в машинном отделении. Пожар был потушен, лодка всплыла и вернулась на базу. 1956 М-255 Проект А615, Quebec СССР 7 А→НС Дизель-электрическая торпедная подводная лодка Балтийского флота. Пожар в машинном отделении. 23.11.1956 М-200 «Месть» «Малютка» XV серии СССР 28 6 К Дизельная подводная лодка из состава Балтийского флота. Погибла в Суурупском проливе Балтийского моря в результате столкновения с эскадренным миноносцем «Статный» Балтийского флота. 22.08.1957 М-351 Проект А615, Quebec СССР 0 А Дизель-электрическая торпедная подводная лодка Черноморского флота. Во время отработки команды «Срочное погружение!» не были закрыты воздуховоды к дизелям. В результате в дизельный отсек поступило до 40 тонн воды и лодка практически вертикально ушла под воду и вонзилась в грунт на глубине 83 метра. 26 августа поднята на поверхность, экипаж спасён. 26.09.1957 М-256 Проект А615, Quebec СССР 35 7 К Дизельная подводная лодка из состава Балтийского флота. Погибла в Таллинском заливе Балтийского моря в результате взрыва дизеля, вызвавшего нарушение герметичности прочного корпуса. 13.10.1960 К-8 Проект 627А, November СССР А→НС Атомная подводная лодка. В одном из реакторов произошёл разрыв трубы охлаждения, в результате чего имела место утечка охлаждающей жидкости. У троих членов экипажа были выявлены видимые признаки острой лучевой болезни, 10 членов экипажа получили значительные дозы облучения. 26.01.1961 С-80 Проект 644, Whiskey Twin-Cylinder СССР 68 0 К Ракетная дизель-электрическая подводная лодка проекта 644 из состава Северного флота затонула в Баренцевом море в результате затопления отсеков забортной водой через устройство РДП. Была поднята 24 июля 1969 года. 01.06.1961 К-8 Проект 627А, November СССР А→НС Атомная подводная лодка. Во время отработки задач боевой подготовки произошёл разрыв парогенератора. Один человек комиссован с острой формой лучевой болезни. Часть личного состава получила различные дозы облучения. 12.04.1961 К-19 Проект 658, Hotel-I СССР 0 ЧП В День космонавтики К-19 едва не столкнулась с первой в мире АПЛ USS "Nautilus" (SSN-571). В результате менёвра уклонения лодка ударилась носовой частью о грунт. Значительных повреждений не было. 1961 К-19 Проект 658, Hotel-I СССР 1 НС Ещё до выхода лодки в свой первый злополучный поход она потеряла члена экипажа. При погрузке ракет в шахты был насмерть раздавлен крышкой люка матрос. 03.07.1961 К-19 Проект 658, Hotel-I СССР 8 96 А→НС Атомная подводная лодка с баллистическими ядерными ракетами. Во время учений «Полярный круг», когда АПЛ следовала в Северную Атлантику для производства учебных стрельб. В районе норвежского острова Ян-Майен сработала аварийная защита реактора левого борта. Причиной аварии послужило резкое падение давления воды в системе охлаждения реактора. В процессе аварийных работ по созданию резервной системы охлаждения реактора 8 членов экипажа получили дозы радиоактивного облучения, ставшие смертельными. Они погибли от лучевой болезни, прожив после аварии от одной до трёх недель. Ещё 42 человека получили значительные дозы радиации. 08.10.1961 К-8 Проект 627А, November СССР 0 А Атомная подводная лодка. Во время отработки атаки группы кораблей на первенство ВМФ, вновь открылась течь из парогенератора. 11.01.1962 Б-37 и С-350 Проект 641, Foxtrot и Проект 633, Romeo СССР 122 (59 на Б-37 + 11 на С-350 + 52 на берегу) К Дизельная подводная лодка Б-37 из состава Северного флота погибла в результате пожара и взрыва всего боезапаса первого отсека. Подводная лодка стояла у пирса в Екатерининской гавани базы посёлка Полярный; экипаж проводил плановый осмотр и проверку оружия и технических средств. Переборочные люки во всех отсеках были открыты. Два носовых отсека лодки были полностью уничтожены. Весь экипаж Б-37 (59 человек) моментально погиб в результате воздействия ударной волны и отравления газообразными продуктами взрыва. Вторым корпусом к Б-37 стояла подводная лодка С-350. После взрыва в прочном корпусе первого отсека С-350 образовалась трещина, первый и второй отсеки заполнились водой. Погибли 11 человек. Во время взрыва на Б-37 непосредственно на пирсе проходили занятия строевой подготовки. Погибло 52 матроса и мичмана Эта авария по суммарному числу жертв (122) до сих пор остаётся самой крупной в отечественном подводном флоте и второй в мире в послевоенной истории (после американского Трешера в 1963 г.). 12.02.1965 К-11 Проект 627А, November СССР? ? А→НС 07.02.1965 года на заводе в городе Северодвинске, началась перезагрузка активной зоны реактора. При подрыве крышки реактора был зафиксирован выброс паровоздушной смеси из-под крышки и резкое ухудшение радиационной обстановки. В течение пяти суток работы не велись, специалисты пытались выяснить причину происшедшего. Сделав неправильные выводы, 12.02.1965 года начали повторный подрыв крышки, при этом опять нарушили технологию (применили нештатную систему фиксации компенсирующих решеток). При отделении крышки от корпуса произошел выброс радиоактивной паровоздушной среды из-под крышки и начался пожар. В результате погибла часть личного состава АПЛ, остальные получили большие дозы облучения. Об уровнях радиоактивного загрязнения и облучения личного состава официальные данные до сих пор не опубликованы. Реакторный отсек был вырезан из лодки и затоплен в районе Новой Земли, а лодка переведена в состав Тихоокеанского флота. 25.09.1965 М-258 Проект А615, Quebec СССР 4 38 А→НС Дизель-электрическая торпедная подводная лодка Балтийского флота. Взрыв аккумуляторной батареи в трюме шестого отсека. Переборочным люком убило 4 моряков в седьмом отсеке. Пожар был потушен, лодка отбуксирована на базу. 20.11.1965 К-74 Проект 675, Echo-II СССР 0 А Атомная ракетная подводная лодка. Обрыв лопаток главной турбины. 15.07.1967 Б-31 Проект 641, Foxtrot СССР 4 71 А→НС Дизельная подводная лодка Б-31 из состава Северного флота. Во время шестидневной арабо-израильской войны патрулировала побережье Египта. В Тунисском проливе Средиземного моря в трюме центрального поста, произошло возгорание топлива. Из-за неисправности средств пожаротушения отсек был оставлен экипажем и задраен. В дыму погибли 4 моряка. 08.09.1967 К-3 «Ленинский комсомол» Проект 627А, November СССР 39 65 А→НС Атомная подводная лодка. Пожар в I и II отсеках при нахождении на боевом дежурстве в Норвежском море. Самостоятельно вернулась в базу.. Обнаружилось, что в штуцере гидравлической машинки вместо штатной уплотнительной прокладки из красной меди стоит шайбочка, грубо вырезанная из паронита. Чья-то рука поменяла прокладки во время докового ремонта корабля. Красная медь хоть и не драгоценный металл, но весьма ценилась среди умельцев. Из нее вытачивали всевозможные поделки. Медное колечко ценой в тридцать девять жизней… . 08.03.1968 К-129 Проект 629А, Golf-II СССР 97 0 К Дизель-электрическая ракетная подводная лодка из состава Тихоокеанского флота погибла в точке с координатами 40°06′ с. ш. 179°57′ з. д. (G) (O), в 750 милях от острова Оаху. Была вооружена ядерными боеприпасами (торпедами и ракетами). Частично поднята 12 августа 1974 года в результате секретной операции ЦРУ «Проект Азориан» с глубины порядка 5 000 метров. 24.05.1968 К-27 Проект 645 ЖМТ, November СССР 9 (в других источниках - 5 в течение месяца). ЧП→НС Атомная подводная лодка. Первое серьёзное происшествие с кораблем - выброс радиоактивного газа в реакторный отсек. При исправлении неполадок многие члены экипажа получили различные дозы радиации, однозначно судить о причинах их последующей смерти сложно. 09.10.1968 К-131 Проект 675, Echo-II СССР 0 ЧП Столкновение с неизвестной иностранной ПЛ. 15.11.1969 К-19 и Gato (SSN-615) Проект 658М, Hotel-II и Thresher (Permit) СССР и США 0 А Атомная подводная лодка с баллистическими ядерными ракетами. Во время отработки учебных задач на полигоне в Белом море (западные источники говорят о Баренцевом море), на глубине 60 м столкнулась с американской АПЛ Gato (SSN-615). После аварийного всплытия своим ходом вернулась в базу. 12.04.1970 К-8 Проект 627А, November СССР 52 73 А→К Атомная ракетная подводная лодка из состава Северного флота погибла в Бискайском заливе. Первая потеря советского атомного флота. Пожар начался почти одновременно в 3 и 7 отсеках 8 апреля около половины 11 ночи. Несколько суток борьбы за живучесть лодки ни к чему не привели. Аварийная команда (22 человека) по приказу командира Бессонова осталась на лодке в ночь на 12 апреля, все погибли вместе с лодкой, не считая погибших при пожаре. До сих пор ведутся споры о наличии и количестве ядерных боеприпасов на борту лодки. По советским данным с лодкой затонули два заглушенных реактора и 4 ядерные торпеды. 20.06.1970 К-108 и Totor (SSN-639) Проект 675, Echo-II СССР и США 0 109 (104?) А АПЛ с крылатыми ракетами. На глубине 45 метров столкнулась с АПЛ США SSN-639 «Totor». Стала быстро проваливаться в глубину с большим дифферентом на нос, но вскоре смогла удержать глубину, затем всплыла. Заглушенные автоматической защитой реакторы запустили, но при попытке дать ход выяснилось, что заклинен правый винт. Подошедший буксир доставил лодку в базу, где обнаружились повреждения стабилизатора, лёгкого корпуса в районе 8-10 отсека и вмятина прочного корпуса в 9 отсеке. На американской лодке повреждено ограждение и люк рубки, сама прочная рубка заполнилась водой, жертв также не было. 24.02.1972 К-19 Проект 658М, Hotel-II СССР 30 (28 и 2 спасателя) 76 А→НС Атомная подводная лодка с баллистическими ядерными ракетами. При возвращении в базу с боевого патрулирования в Северной Атлантике произошел объёмный пожар в девятом отсеке. В 10-м отсеке отрезанными оказались 12 человек. Освободить их удалось только в базе через 23 дня после пожара. 14.06.1973 К-56 Проект 675, Echo-II СССР 27 140 А→НС Атомная ракетная подводная лодка из состава Тихоокеанского флота погибла в результате столкновения с научно-исследовательским судном (в иностранных источниках - судно радиоэлектронной разведки) «Академик Берг» при возвращении в базу. Капитан спас экипаж, выбросив лодку на отмель. Столкновение «Академика Берга» с К-56 было отнесено к разряду «навигационных происшествий с тяжелыми последствиями». Погибли 16 офицеров, 5 мичманов, 5 матросов, один гражданский специалист из Ленинграда. На месте захоронения 19 моряков в центре кладбища г. Шкотово-17 (ныне г. Фокино) установлен мемориал «Скорбящая мать» 25.01.1975 К-57 (позже К-557, Б-557 Проект 675, Echo-II СССР 2 А→НС Атомная ракетная подводная лодка с крылатыми ракетами. После проведения внутри субмарины покрасочных работ, произошел несанкционированный пуск системы пожаротушения пятого отсека. В результате двое подводников отравились смесью паров этиленового лака и фреона. 11.12.1975 К-447 "Кисловодск" Проект 667Б "Мурена", Delta СССР 6 ЧП Атомная ракетная подводная лодка стояла в базе. Внезапно налетел ураган. Лодка снялась со швартовых и пошла в море. Швартовые команды ещё убирали концы, когда лодку накрыло несколькими мощными волнами. Шесть человек оказались за бортом, тела нашли только следующим утром. 30.03.1976 К-77 Проект 651, Juliett СССР 2 76 А Дизельная лодка с крылатыми ракетами (в 1977 переименована в Б-77). Возник пожар в 5 отсеке, ликвидированный системой ЛОХ (лодочная объёмная химическая с испрользованием фреона). Но фреон также ошибочно был подан и в 7 отсек, где погибли 2 человека, ещё 9 человек из этого отсека судовой врач успел спасти. Причина пожара - забытый на переключателе гаечный ключ, причина ошибки подачи фреона - неверная маркировка на системе ЛОХ. Виновником был признан судоремонтный завод. 24.09.1976 К-47 Проект 675, Echo-II СССР 3 101 А Атомная ракетная подводная лодка. Пожар на борту во время движения в Северной Атлантике. 18.10.1976 К-387 Проект 671РТ, "Сёмга", Victor-II СССР 1 А Атомная торпедная подводная лодка. Авария ГЭУ (разрыв главного конденсатора). 16.01.1977 К-115 Проект 627А, "Кит", November СССР 1 103 А→НС Атомная торпедная подводная лодка. В результате попадания масла в регенераторный патрон ИДА он воспламенился. Один человек получил ожоги 60% тела и скончался. 11.12.1978 К-171 Проект 667Б "Мурена", Delta СССР 3 ЧП→НС Атомная ракетная подводная лодка возвращалась после стрельб в базу в надводном положении. В результате неправильных действий экипажа несколько тонн воды вылилось на крышку реактора. Командир БЧ-5 не доложил командиру лодки и попытался выпарить воду и провентилировать отсек. Чтобы проверить обстановку он и ещё двое подводников зашли в отсек и задраились, после чего из-за роста температуры и давления открыть люк не смогли и погибли. 21.08.1980 К-122 Проект 659Т, Echo-I СССР 14 А→НС Атомная торпедная подводная лодка. Пожар в 7 отсеке восточнее японского острова Окинава. После ремонта состояние лодки расценено как неудовлетворительное, она больше в море не выходила и после 15 лет отстоя разделана на металл в 1995. 23.05.1981 К-211 Проект 667БДР «Кальмар», Delta III СССР 0 ЧП В подводном положении произошло столкновение с неизвестной ПЛ, которая, не всплывая, ушла из района аварии. Советская комиссия тогда по характеру застрявших в корпусе обломков заключила, что это американская ПЛ класса "Стёджен". Позже появились утверждения, что это была английская HMS Sceptre (S104) Официально ни то, ни другое не подтверждено. 21.10.1981 С-178 Проект 613, Whiskey СССР 34 (31 тело нашли + 3 пропали без вести) 31? К Дизельная средняя подводная лодка проекта 613В из состава Тихоокеанского флота погибла в результате столкновения с РФС «Рефрижератор-13» в узкойбухте Золотой Рог на виду Владивостока. Подводная лодка пыталась уйти от столкновения. Подводную лодку приняли за рыбацкий корабль. Из-за бездарно организованной спасательной операции в воде рядом с Владивостоком и РВС «Рефрижератор-13» замерзло и погибло множество людей. При попытке части экипажа самостоятельно выйти через торпедные аппараты трое бесследно исчезли. Основная вина принадлежит РФС «Рефрижератор-13». Командир С-178 и старпом РФС-13 были осуждены на 10 лет. 15 ноября 1981 года С-178 была поднята на поверхность, после осушения отсеков и выгрузки торпед, лодку отбуксировали в сухой док Дальзавода. Восстановление лодки было признано нецелесообразным. 27.10.1981 С-363 Проект 613, Whiskey СССР 0 ЧП Дизельная средняя подводная лодка проекта 613. В результате серьёзной ошибки штурмана в вычислениях местоположения лодки (ошибка составила 57 миль) лодка в надводном положении ночью села на мель в территориальных водах Швеции в нескольких десятках метров от берега. Пострадавших не было, но инцидент получил пренеприятную международную огласку. Флотские остряки прозвали лодку «Шведский комсомолец». Была снята с мели вспомогательным судном 6 ноября, 7 ноября вернулась в базу. В дальнейшем после списания и демонтажа оборудования продана в Швецию .12.1981 БС-486 "Комсомолец Узбекистана" Проект 940 «Ленок», India СССР 2 103 А Дизельная спасательная лодка. При следовании в Охотском море прогорело уплотнительное кольцо выхлопного клапана и в отсеки пошёл угарный газ. 86 человек из 105 на борту потеряли сознание, двое скончались. 08.04.1982 К-123 (позже переименована в Б-123) Проект 705K, «Лира», Alfa СССР 0 32 А Атомная торпедная скоростная противолодочная подводная лодка. При БП в районе острова Медвежий (Баренцево море) произошла авария энергетической установки с выбросом жидкометаллического теплоносителя в реакторный отсек. Лодка лишилась хода, была отбуксирована в базу. Члены экипажа получили различные дозы облучения. 15.08.1982 КС-19 Проект 658С, Hotel-II СССР 1 ЧП→НС О дате аварии разные данные - 15 или 17 августа. Это снова печально известная К-19 "Хиросима", но переквалифицированная из крейсера в лодку связи. При проведении профилактических работ в аккумуляторном отсеке на разнополярные контакты попал посторонний предмет. Электрической дугой были серьёзно обожжены 2 или 3 человека. Один из них 20 августа скончался в госпитале. 21.01.1983 К-10 Проект 675, Echo-II СССР 0 А Атомная ракетная подводная лодка. В подводном положении столкнулась с неизвестным объектом. После всплытия ничего кроме пятен соляра обнаружено не было. Никто из стран тихоокеанского региона об авариях своих ПЛ не сообщал. Только через два года в китайской прессе появился некролог по поводу гибели в этот день группы учёных на ПЛ. Официально эти события не сопоставлялись. 24.06.1983 К-429 Проект 670, Charlie СССР 16 102 К Атомная ракетная подводная лодка с крылатыми ракетами из состава Тихоокеанского флота. Причиной гибели подводной лодки явилось отсутствие ремонта неисправной подводной лодки. Кроме того, основной экипаж по большей части находился в отпусках, а лодку было решено отправить в поход "любой ценой", в результате экипаж срочно сформировали с разных лодок в последние сутки не обращая внимания на протесты командира. Его же потом в результате приговорили к тюремному сроку. 6 августа 1983 года лодка была поднята. Восстановление лодки было признано нецелесообразным. 18.06.1984 К-131 Проект 675, Echo-II СССР 13 А→НС При возвращении атомной подводной лодки из состава Северного флота с боевого дежурства в базу на Кольском полуострове возник пожар в восьмом отсеке, распространившийся в соседний, 7-й отсек. 23.10.1984 К-424 Проект 667БДР «Кальмар», Delta III СССР 2 А При подготовке к выходу в море из-за неправильных действий экипажа разорвался трубопровод ВВД. Множество раненых, двое погибших. 10.08.1985 К-431 (К-31) Проект 675, Echo-II СССР 10 (рабочие судоремонтного завода) А→НС Атомная подводная лодка с крылатыми ракетами. На судоремонтном завода в бухте Чажма (поселок Шкотово-22) Приморского края (в 55 км от Владивостока), при перезагрузке ядерного топлива, вследствие нарушения требований ядерной безопасности произошёл взрыв, который сорвал крышку реактора и выбросил наружу все отработанное ядерное топливо. Основная статья: Радиационная авария в бухте Чажма В результате аварии пострадали 290 человек - 10 погибли в момент аварии, у 10 зафиксирована острая лучевая болезнь, у 39 - лучевая реакция. Значительную часть пострадавших составили военнослужащие. 03.10.1986 K-219 Проект 667АУ, «Навага», Yankee СССР 4 + 3 скончались от ран К Атомный ракетный подводный крейсер стратегического назначения из состава Северного флота. Погиб из-за пожара во время боевого патрулирования в Саргассовом море Атлантического океана, в 770 км к северо-востоку от Бермудских островов. Крейсер затонул при буксировке в условиях шторма на глубине 5 500 м, унеся с собой 48 ядерных боеголовок баллистических ракет РСМ-25 и две ядерных торпеды. Ценой своей жизни матрос Преминин, Сергей Анатольевич заглушил реактор и предотвратил ядерную аварию. Указом Президента РФ № 844 от 7 августа 1997 ему присвоено звание Герой Российской Федерации (посмертно). 18.02.1987 Б-33 Проект 641, Foxtrot СССР 5 А При отработке курсовой задачи на глубине 10 метров возник пожар при замыкании на эелектрощите во 2 отсеке. Системой ЛОХ пожар ликвидировать не удалось, во избежание взрыва боекомплекта в 1 отсеке командир приказал затопить его. Помимо погибших, 15 человек получили отравления продуктами горения. 25.01.1988 Б-33 Проект 658М, Hotel-II СССР 1 А Пожар на борту при нахождении в базе. Систему пожаротушения включили с опозданием. 12.02.1988 К-14 Проект 627А, "Кит", November СССР 1 А Пожар в трюме 7 отсека при нахождении в базе. Пожар ликвидирован, но один человек погиб. 18.03.1989 Б-81 Проект 651К, Juliett СССР 1 НС Дизельная лодка с крылатыми ракетами. В штормовых условиях смыт с мостика и погиб командир ПЛ кап. 1 ранга Некрасов А. Б. 07.04.1989 К-278 «Комсомолец» Проект 685 «Плавник», Mike СССР 42 30 К Атомная торпедная подводная лодка из состава Северного флота погибла в Норвежском море юго-западнее острова Медвежий при возвращении с боевого дежурства в результате объёмного пожара в двух смежных отсеках. Лодка лежит на глубине 1 858 метров. Реактор лодки был надёжно заглушен, однако в двух торпедных аппаратах находятся торпеды с ядерной боевой частью. В 1989-1998 годах было проведено семь экспедиций с участием глубоководных обитаемых аппаратов «Мир», в ходе которых проводилась герметизация торпедных аппаратов, в которых находятся торпеды с ядерными боеголовками, с целью обеспечения радиационной безопасности. 05.09.1990 Б-409 Проект 641, Foxtrot СССР 1 А При погрузке торпед лопнул трос, погиб матрос-торпедист. 11.02.1992 USS Baton Rouge (SSN-689) и К-276 (позже Б-276, «Краб», «Кострома»). Los Angeles и Проект 945 «Барракуда», Sierra-I США, Россия 0 А Столкновение двух атомных подводных лодок у острова Кильдин, в территориальных водах России, К-276 столкнулась с американской АПЛ, пытавшейся осуществлять скрытное слежение за российскими кораблями в районе проведения учений. В результате столкновения российская лодка получила повреждения рубки. На американской лодке после столкновения возник пожар, имелись жертвы среди личного состава, но она все же самостоятельно вернулась в базу, после чего было принято решение не ремонтировать лодку, а вывести ее из состава ВМФ США.. 29.05.1992 Б-502 (ранее К-502) Проект 671РТМ «Щука», Victor-III Россия 1 А В походе замечена неисправность компрессора в 1 отсеке. После возвращения в базу при попытке запуска его произошёл взрыв, начался пожар. Пять человек ранено, один скончался по пути в госпиталь. 20.03.1993 USS Grayling (SSN-646) и К-407 «Новомосковск» Sturgeon и Проект 667БДРМ «Дельфин», Delta IV США, Россия 0 А Столкновение двух атомных подводных лодок в Баренцевом море. Несмотря на серьёзные повреждения обе смогли своим ходом вернуться в базы. После небольшого ремонта российская лодка вернулась в строй, американская субмарина же была выведена из состава флота и списана на утиль в связи с нецелесообразностью восстановления. 26.01.1998 Б-527 (ранее К-527) Проект 671РТМ «Щука», Victor-III Россия 1 А При ремонте реактора началось поступление в отсек радиоактивной воды из первого контура. Пять человек получили острое отравление, один через 6 часов скончался в госпитале. 12.08.2000 К-141 «Курск» 949А «Антей», Oscar-II Россия 118 0 К Атомная подводная лодка с крылатыми ракетами. Затонула в Баренцевом море, в 137 км от Североморска, на глубине 108 метров в результате катастрофы, произошедшей во время учений. Поднята 10 октября 2001 года. Утилизирована после выгрузки ядерных боеприпасов в мае 2002 года. . 30.08.2003 Б-159 (до 1989 -К-159) November Россия 9 1 К Атомная подводная лодка. Затонула вблизи острова Кильдин на глубине 240 метров во время буксировки из бухты Гремиха для утилизации на судоремонтном заводе номер 10 «Шквал» в Полярном. Планировался подъём лодки. По состоянию на 2008 год лодка не поднята.. 14.11.2004 К-223 «Подольск» Проект 667БДР, Delta-III Россия 1 А→НС Ракетная атомная подводная лодка стратегического назначения. Лодка была пришвартована к пирсу, на борту производились плановые работы. Работавший возле ёмкости с пресной водой 19-летний матрос заметил неисправность редукционного клапана ВВД, подававшегося в ёмкость, о чём предупредил товарищей и они успели покинуть отсек, сам же он был ранен в голову металлическим осколком взорвавшейся ёмкости и через час в госпитале скончался. 06.09.2006 «Даниил Московский» (Б-414) Проект 671РТМ(К), Victor-III Россия 2 А→НС Торпедная атомная подводная лодка проекта из состава Северного флота. При нахождении на полигоне в Баренцевом море возник пожар в электромеханическом отсеке лодки. Пожар был ликвидирован и лодка при помощи надводных судов была отбуксирована в базу Видяево. 08.11.2008 K-152 «Нерпа» Проект 971И, Akula-II Россия 20 (3 военнослужащих и 17 гражданских специалистов) 188 ЧП→НС По официальной версии, на подлодке несанкционировано сработала аварийная система пожаротушения. Атомная силовая установка на борту лодки не пострадала, радиационный фон на корабле в норме. По мотивам катастрофы К-19 снят фильм К-19: Оставляющая вдов. В разное время с этой лодкой произошло три происшествия, приведшие к многочисленным жертвам и устрашающему названию: «Хиросима».

В середине 1980-х годов Советский Союз построил суперлодку, подобной которой не было нигде. Эта подводная лодка «Комсомолец», принятая в боевой состав флота в 1984 году, обладала большой скоростью и могла вести бой на огромных глубинах. В советском ВМФ настала новая эпоха.

Но прошло пять лет, и «Комсомолец» со своим ядерным оружием оказался на дне океана, а две трети его экипажа погибли из-за очередного проявления советской некомпетентности.

История «Комсомольца» началась еще в 1966 году. Коллектив конструкторского бюро «Рубин» под руководством Н. А. Климова и главного конструктора Ю. Н. Кормилицына получил задание начать реализацию проекта 685, или подводной лодки глубокого погружения. Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы продолжались восемь лет. Очевидно, это было связано с отсутствием подходящего металла, который мог бы выдержать колоссальное давление на глубине. Но в 1974 году было завершено строительство двойного корпуса, причем внутреннюю его часть сделали из титанового сплава.

Лодка проекта 685 (она же К-278) должна была стать опытным образцом для проведения испытаний в рамках строительства глубоководных советских субмарин будущего. Строительство начали на заводе «Севмаш» 22 апреля 1978 года, а официально закончили 30 мая 1983 года. Необычайно длительный период постройки был связан с трудностями, возникшими при обработке титана.

Контекст

За 10 лет не появилось планов поднять затонувшую АПЛ

The Independent Barents Observer 08.09.2013

Российские подлодки не имеют равных

Echo24 13.09.2016

В первый раз в новейшей истории России

ABC Nyheter 04.07.2016
Длина лодки К-278 была 110 метров, а ширина 12,3 метра. Внутренний корпус был шириной примерно восемь метров. Водоизмещение субмарины составляло 6 500 тонн, а благодаря применению титана вместо стали она оказалась заметно легче. Внутренний корпус был разделен на семь отсеков, два из которых были усилены, став безопасной зоной для экипажа. Там также находилась встроенная в рубку всплывающая спасательная камера, позволявшая экипажу покинуть корабль, находящийся на глубине до 1 500 метров.

Лодка была оснащена водо-водяным реактором ОК-650Б-3 тепловой мощностью 190 МВт, который приводил в действие два парогенератора мощностью 45 тысяч лошадиных сил на валу. Это позволяло лодке развивать подводную скорость 30 узлов, а надводную 14 узлов.

Субмарина была оснащена низкочастотным пассивно-активным гидроакустическим комплексом МГК-500 «Скат» — тем самым, который сегодня используется в ударных подводных лодках проекта «Ясень». Он передавал данные на боевую информационно-управляющую систему «Омнибус-685». Вооружение лодки состояло из шести стандартных торпедных аппаратов калибра 533 миллиметра с боезапасом из 22 торпед типа 53 и противолодочных ракето-торпед «Шквал», движущихся в кавитационной полости.

Подводная лодка «Комсомолец» вошла в боевой состав Краснознаменного Северного флота в январе 1984 года и начала серию экспериментов по глубоководному погружению. Под командованием капитана 1-го ранга Юрия Зеленского она установила абсолютный мировой рекорд глубины погружения — 1027 метров. Это было выдающееся достижение с учетом того, что американская субмарина ее класса «Лос-Анджелес» имела показатель по максимальной глубине погружения 450 метров. Расчетная глубина погружения у этой субмарины составляла примерно 1370 метров. У лодки имелась специальная система всплытия «Иридий» с газогенераторами для продувки балластных систем.

В советском ВМФ лодку К-278 считали неуязвимой на глубинах более тысячи метров. На таких глубинах чрезвычайно трудно обнаружить любую торпеду противника, особенно американскую Mark 48, максимальная глубина у которой составляет 800 метров. Первоначально лодку планировалось сделать испытательной, но к 1988 году она стала в полной мере боеготовым кораблем. Ей присвоили название «Комсомолец», как звали членов коммунистического союза молодежи.

7 апреля 1989 года, находясь на глубине 380 метров, «Комсомолец» столкнулся с проблемами прямо посреди Норвежского моря. По словам Нормана Полмара (Norman Polmar) и Кеннета Мура (Kenneth Moore), на борту находился второй экипаж, только что прошедший обучение. Кроме того, это была испытательная лодка, в связи с чем на ней не было аварийной команды, обеспечивающей борьбу за живучесть.

В седьмом отсеке в кормовой части начался пожар, и пламя повредило клапан подачи воздуха, из-за чего в огонь начал поступать сжатый воздух. Меры борьбы с огнем результатов не дали. Реактор заглушили, и продули балластные цистерны, чтобы лодка всплыла. Но пожар продолжал распространяться, и экипаж боролся с ним еще шесть часов, прежде чем поступила команда покинуть лодку. По словам Полмара и Мура, огонь был настолько сильный, что из-за высокой температуры от наружного корпуса начали отслаиваться плиты резинового покрытия, повышающие скрытность корабля.

Командир корабля капитан первого ранга Евгений Ванин вместе с четырьмя членами экипажа вернулся внутрь лодки на поиски тех членов экипажа, которые могли не услышать приказ об эвакуации. Далеко Ванин со своей спасательной командой продвинуться не сумел, потому что лодка дала дифферент на корму 80 градусов, и он был вынужден забраться в спасательную камеру. Сначала камера не могла отстыковаться от смертельно раненой лодки, но затем оторвалась от нее. Когда она оказалась на поверхности, от разницы давлений сорвало люк и выбросило в море двоих подводников. Камера, где находился командир и члены спасательной команды, ушла под воду.

На тот момент погибли лишь четыре человека, но после того, как лодка затонула, многие моряки подверглись переохлаждению в воде, температура которой составляла всего два градуса Цельсия. Через час подошла плавбаза «Алексей Хлобыстов» и рыболовное судно «Ома», которые спасли 30 человек. Часть из них позже скончалась от переохлаждения и от ран. Из 69 находившихся на борту членов экипажа погибли 42 человека, в том числе, командир лодки капитан 1-го ранга Ванин.

«Косомолец» погрузился на дно на глубину 1600 метров вместе с ядерным реактором и двумя торпедами «Шквал» в ядерном оснащении. В период с 1989 по 1998 годы было проведено семь экспедиций, чтобы обезопасить реактор и изолировать торпедные аппараты. Российские источники утверждают, что во время этих экспедиций были обнаружены следы несанкционированного проникновения на лодку «иностранных агентов».

Кайл Мизоками живет и работает в Сан-Франциско, пишет на темы обороны и национальной безопасности. Его статьи публикуются в таких изданиях как The Diplomat, Foreign Policy, War is Boring и The Daily Beast; он также является одним из основателей Japan Security Watch — блога, посвященного вопросам обороны и безопасности.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...