Большие десантные корабли российского флота. УДК «Прибой» в разы лучше хвалёных «Мистралей

Несколько лет назад развитие отечественного флота десантных кораблей было одной из главных тем для обсуждения. Впоследствии произошли известные события, в результате которых кардинальное обновление флота было отложено на неопределенный срок. В дальнейшем судостроительная промышленность предложила новые способы модернизации военно-морского флота. В случае их реализации ВМФ России получит некоторое количество новых десантных кораблей, пока известных под общим названием «Прибой».

Напомним, макет перспективного десантного корабля типа «Прибой» впервые был показан на военно-техническом форуме «Армия-2015» два года назад. Тогда же были объявлены расчетные характеристики корабля. В дальнейшем проект десантного корабля неоднократно становился темой официальных заявлений и публикаций в прессе. Недавний Международный военно-морской салон, прошедший в Санкт-Петербурге, стал новым поводом для появления сообщений о ходе и будущем проектов создания десантных кораблей.

28 июня о ходе работ в направлении создания новых десантных кораблей рассказал вице-президент Объединенной судостроительной корпорации по военному кораблестроению Игорь Пономарев. По его словам, руководство судостроительной промышленности уже имеет некоторые соображения насчет дальнейших работ. Имеется понимание всех основных технологий, а также стартовала проработка. Кроме того, был определен круг возможных строителей перспективных кораблей. Корабли типа «Прибой» могут строиться на предприятии «Северная верфь», на «Балтийском заводе» или на «Севмаше». Все эти заводы имеют большой опыт строительства надводных кораблей.

Вскоре стали известны новые подробности текущих работ. 29 июня информагентство ТАСС опубликовало интервью с генеральным директором Невского проектно-конструкторского бюро Сергеем Власовым. Темой беседы, прошедшей на салоне МВМС-2017, стал перспективный проект десантного корабля, рассматриваемый в качестве возможного дополнения или даже замены для существующих кораблей. Руководитель проектной организации раскрыл некоторые подробности ее работы в области перспективных десантных кораблей.

По словам С. Власова, перспективный десантный корабль пока находится на стадии предпроектной проработки. При этом точный облик нового корабля еще не был определен. Рассматривается множество вариантов корабля, а окончательный облик будет выбран заказчиком. Также руководитель Невского ПКБ отметил, что возможно использование разных вариантов десантного корабля. Можно создать корабль-вертолетоносец, универсальный десантный корабль или десантный вертолетоносный корабль-док. С. Власов предполагает, что наиболее вероятным вариантом выглядит универсальный десантный корабль, напоминающий французские «Мистрали», но имеющий некоторые отличия от них.

Интервьюер издания ТАСС напомнил о новых разработках Невского ПКБ, упоминавшихся в отчетной документации. Так, в годовом отчете конструкторского бюро упоминались работы по созданию новой модификации перспективного вертолетоносного корабля-дока, приспособленного для работы в условиях Арктики и способного высаживать десант прямо на лед. Водоизмещение такого корабля, как и базового образца, должно достигать 15 тыс. т. С. Власов отметил, что конструкторское бюро действительно разрабатывает подобные корабли.

Десантные корабли арктического класса создаются в инициативном порядке с учетом перспектив развития флота. Невское ПКБ не может стоять на месте, и потому занимается новыми проектами, которые предлагаются военно-морскому флоту. По словам гендиректора конструкторского бюро, в проекте десантного корабля для Арктики нет ничего сложного с точки зрения техники. Во избежание печальных последствий корабль должен отличаться усиленной конструкцией ледового класса.

В том же отчете упоминались существующие проекты десантных кораблей, построенных на основе универсального проектного модуля с водоизмещением от 10 до 35 тыс. т. Прежде всего, на базе такого изделия предлагается разрабатывать универсальный десантный корабль водоизмещением 30 тыс. т или десантный вертолетоносный корабль-док вдвое меньшего водоизмещения. Как пояснил С. Власов, подобные результаты могут быть получены путем использования имеющихся объемов разными способами. Именно это и приводит к разному водоизмещению.

С. Власов также отметил, что некоторые разработки Невского ПКБ включены в новую госпрограмму вооружений. В то же время, он не уточнил, какие именно проекты получат развитие в обозримом будущем.

30 июня появились новые сведения о возможных путях развития отечественных десантных кораблей. На этот раз важную тему затронул начальник отделения перспективного строительства кораблей Крыловского государственного научного центра Владимир Пепеляев. В данном случае речь шла об уже известном проекте «Прибой», который может получить развитие и даже дойти до строительства кораблей. Научно-исследовательская организация уже оценила некоторые особенности нового проекта, а также определила примерные сроки выполнения и стоимость требуемых работ.

По словам В. Пепеляева, перспективный десантный корабль обойдется заказчику примерно в 40 миллиардов рублей. В такую «смету» включены все требуемые проектные работы, строительство головного корабля и его последующие испытания.

Также специалист объявил примерные сроки выполнения работ в случае получения заказа. На эскизное проектирование, по оценкам В. Пепеляева, уйдет около года. Примерно полгода займет последующая подготовка технического проекта. На создание рабоче-конструкторской документации тоже понадобится некоторое время, после чего стартует достаточно длительное строительство. В общей сложности от старта проектирования до передачи корабля заказчику пройдет никак не меньше пяти лет.

Тем не менее, Крыловский государственный научный центр или смежные конструкторские организации пока не начинали работы по проекту десантного корабля ввиду отсутствия соответствующего заказа и технического задания. В своем интервью В. Пепеляев раскрыл возможный ход дальнейших событий. Если министерство обороны в самое ближайшее время примет принципиальное решение о старте работ, то уже к концу года Центр в сотрудничестве с Невским ПКБ сможет выполнить аванпроект. Затем Проектно-конструкторское бюро сможет приступить к разработке полноценного проекта, по которому будет вестись строительство.

Сравнительно быстрому завершению предварительных работ могут поспособствовать определенные особенности текущего проекта. В ходе МВМС-2017 генеральный директор Крыловского центра Владимир Никитин заявил, что концепция проекта «Прибой» не претерпела значительных изменений с момента ее представления на выставке «Армия-2015». Тем не менее, по желанию заказчика в проект могут быть внесены те или иные изменения. В соответствии с требованиями военных, может быть изменено положение ракетных комплексов, а также возможно использование носовой аппарели.

Пока представители предприятий судостроительной промышленности рассказывают о существующих планах и возможных путях развития флота, руководство министерства обороны сохраняет молчание. Вопрос строительства новых десантных кораблей в дополнение к имеющимся регулярно поднимается на различных уровнях, но реальные действия в этом направлении пока отсутствуют. Командование признает необходимость таких кораблей, но разработка новых проектов и строительство пока не были начаты. Более того, на данный момент неизвестно, когда должны будут стартовать подобные работы.

Как утверждают руководители судостроительных предприятий, в настоящее время прорабатывается сразу несколько предварительных проектов перспективных десантных кораблей разных классов, отличающихся техническими особенностями и возможностями. В частности, Невское ПКБ проработало ряд вариантов облика таких кораблей, а Крыловский государственный научный центр продолжает демонстрировать материалы по проектам «Прибой» и «Лавина». Какое из предложений будет одобрено и получит развитие в интересах военно-морского флота – пока неизвестно.

Наиболее проработанным и интересным на данный момент выглядит проект под условным обозначением «Прибой». Этот проект, предлагающий строительство универсального десантного корабля, был создан Невским ПКБ несколько лет назад и представлен в 2015 году. С самого начала новые корабли рассматривались в качестве возможной замены «Мистралей», так и не переданных Францией. Впоследствии высказывались предположения о возможном начале строительства новых кораблей, однако пока «Прибои» не закладывались и даже не заказывались.

Задачей кораблей типа «Прибой» является высадка десанта на оборудованном и необорудованном побережье с использованием вертолетов или десантных катеров. Для решения таких задач «Прибой» имеет характерные особенности, заметно отличающие его от других отечественных десантных кораблей. Так, для перевозки и обеспечения работы ударных и транспортных вертолетов предлагалось использовать крупную летную палубу, занимающую почти всю площадь корпуса.

Согласно публиковавшимся данным, корабль должен будет иметь водоизмещение 14 тыс. т, благодаря чему сможет перевозить достаточно большую полезную нагрузку. Во внутренних отсеках корпуса имелись площади, достаточные для перевозки нескольких десятков единиц бронетехники или сотен десантников. Размеры палубы позволяли перевозить до восьми вертолетов и обеспечивать их работу. В авиационную группу планировалось включать как транспортные вертолеты, так и машины ударного или противолодочного назначения. В кормовой части корпуса предлагалось размещение доковой камеры, пригодной для транспортировки двух или четырех десантных катеров существующих типов. Корабль предполагается оснастить газотурбинной энергетической установкой, способной обеспечить достаточно высокие ходовые характеристики.

Рассматривалась возможность оснащения корабля развитым комплексом вооружений различного назначения. В частности, предполагалось, что противовоздушная оборона в ближней зоне может осуществляться при помощи ракетно-пушечного комплекса «Панцирь» специальной корабельной модификации. Следует отметить, что несколько дней назад состоялась официальная презентация такого ЗРПК, что привело к новой волне обсуждений сфер его применения, в том числе и в контексте развития десантного флота. Собственное ударное вооружение, вероятно, проектом не предусматривается.

Демонстрируемый с 2015 года макет корабля «Прибой» имеет ряд важных особенностей. Так, для высадки техники могут использоваться носовая аппарель и кормовая док-камера. Первая может использоваться самоходной плавающей техникой, тогда как вторая предназначается для работы с десантными катерами. Кроме того, десант может доставляться с корабля на берег при помощи вертолетов существующих типов. Как неоднократно отмечалось ранее, необходимость применения тех или иных средств высадки десанта будет обсуждаться с заказчиком. В частности, темой такого обсуждения станет носовая аппарель, необходимая для высадки техники в непосредственной близости от берега.

В настоящее время десантный корабль «Прибой» существует только в виде рабочей документации и выставочного макета. Схожим образом дело обстоит и с проектом «Лавина». Этот проект отечественных конструкторов предусматривает строительство более крупного универсального десантного корабля с повышенными характеристиками и увеличенной вместимостью внутренних отсеков.

При длине около 200 м и максимальной ширине более 30-32 м корабль «Лавина» должен иметь водоизмещение на уровне 23-24 тыс. т. При помощи газотурбинной энергетической установки он сможет развивать скорость до 24 узлов, а дальность плавания достигнет 6000 миль при автономности до 25-30 суток. В грузовых отсеках можно будет перевозить до 50 единиц бронетехники тех или иных классов. Также предусматривается перевозка 500-900 десантников с . Авиационная группа будет включать 16 вертолетов разного назначения. Доковая камера позволит использовать катера существующих и перспективных типов. Комплекс вооружения будет включать различные системы для защиты от воздушного нападения.

Согласно последним сообщениям, проектирование и строительство новых десантных кораблей заложено в новую государственную программу вооружений. Согласно разным заявлениям и оценкам, первые корабли нового типа могут быть построены к середине следующего десятилетия. При удачном стечении обстоятельств к 2025 году в боевой состав ВМФ России поступят головной и первый серийный десантные корабли нового типа.

Из последних новостей следует, что командование военно-морского флота, после нескольких лет предварительной проработки вопроса, решило инициировать разработку перспективных десантных кораблей, способных дополнить существующую группировку и заметным образом повысить ее потенциал. При этом, однако, новая программа еще не стартовала, из-за чего масса важнейших вопросов пока не была решена. Работы в этом направлении, вероятнее всего, начнутся в следующем году, вместе со стартом новой госпрограммы, запланированной на 2018-25 годы.

К настоящему времени ведущие предприятия судостроения проработали и предложили военному ведомству целый ряд вариантов облика десантных кораблей того или иного назначения, отличающихся всеми основными параметрами, возможностями и т.д. Таким образом, командование флота имеет возможность сформировать свои требования и выбрать один из предложенных вариантов, лучше всего соответствующий техническому заданию. Кроме того, возможен старт разработки нового проекта с нуля.

По оценкам проектных организаций, при скорейшем начале полноценной разработки одного из предложенных проектов на все требуемые работы, включая строительство и испытания головного корабля, уйдет не менее пяти лет. Таким образом, в рамках новой госпрограммы вооружений удастся построить и передать флоту не более пары кораблей.

Последние о ходе разработки перспективных десантных кораблей для российского флота выглядят оптимистично, однако серьезные поводы для радости пока отсутствуют. Судостроительные и проектные организации проработали вопрос и предложили свои варианты перспективных кораблей, но министерство обороны пока не инициировало полноценные работы, итогом которых станет старт строительства. Тем не менее, последние заявления показывают, что военное ведомство понимает эту ситуацию и уже планирует запустить новый проект. Таким образом, разработка перспективного десантного корабля может начаться в самое ближайшее время.

По материалам сайтов:
http://tass.ru/
http://ria.ru/
http://lenta.ru/
http://interfax.ru/
https://vpk.name/
https://defendingrussia.ru/
http://bastion-opk.ru/

Плоская палуба, надстройка - островного типа и вертолеты Ка-52 «Катран». Таким станет новейший российский большой десантный вертолетоносец «Лавина». Два корабля этой серии Военно-морской флот планирует получить в рамках новой госпрограммы вооружений до 2025 года. По словам замминистра обороны Юрия Борисова, они заменят на нашем флоте так и не поставленные Францией Mistral.Ранее гендиректор Невского ПКБ Сергей Власов и начальник управления кораблестроения ВМФ контр-адмирал Владимир Тряпичников анонсировали, что в Крыловском центре сформирован облик большого десантного корабля нового проекта, который носит кодовое наименование «Лавина». В отличие от БДК проекта 11711 типа «Петр Моргунов», которые сегодня получает Военно-морской флот.Корабль, больше похожий на французский Mistral, - голая «авианосная палуба» под базирование ударных вертолетов Ка-52К и противолодочных Ка-32 плюс мощная система ПВО на основе морского варианта комплексов «Панцирь-С». Корабль сможет доставить к берегу 60 единиц легкой бронетехники и не менее 20-30 основных боевых танков. Если нет возможности подойти к береговой зоне, это будет сделано с помощью четырех десантных катеров проекта 11770М или двух проекта 12061М.«Лавина» существует только в макете. По своим характеристикам это корабль водоизмещением 14 тыс. т. Имеет длину 165 м. На нем могут быть размещены до 12 ударных или противолодочных вертолетов. В трюме - до 60 единиц бронетехники и не менее 500 морских пехотинцев. Впервые его показали на форуме-выставке «Армия-2015» в рамках экспозиции Военно-морского флота. На фоне нового авианосца «Шторм», атомного эсминца «Лидер» корабль остался практически незамеченным. Хотя именно он из всей тройки новичков рассматривался командованием флота как главный претендент на включение в программу вооружений. И именно потому, что Париж не отдал оплаченные и построенные на российские деньги большие десантные корабли типа Mistral. Но нет худа без добра.
«У нас есть достаточно серьезные проработки по универсальному десантному кораблю нового поколения, - сообщил телеканалу "Звезда" советник генерального директора Крыловского государственного научного центра в Санкт-Петербурге Валерий Половинкин. - Мы приобрели полезный опыт при строительстве кормовых частей для Mistral - основных кораблей с точки зрения базирования и развертывания вертолетной группировки. Так что мы готовы предложить заказчику более универсальный корабль».Вертолеты Ка-52 уже сами по себе - совершенное оружие. А «Катран» не просто «адаптирован» к базированию на кораблях ВМФ. Для этого на вертолете установлены укороченное крыло, система складывания лопастей и система кондиционирования воздуха, предназначенная для использования во влажной морской атмосфере. Это первый вертолет в мире, способный применять противокорабельные ударные ракетные комплексы - крылатые ракеты Х-31 и Х-35. До этого их размещали только на палубных истребителях МиГ-29К/КУБ. То есть камовская машина, признанная летающим танком на суше, становится настоящим истребителем кораблей на море. А при условии, что на «Катран» в перспективе могут поставить ракету «воздух - воздух» Р-77 (РВВ-АЕ), вертолет сможет освоить все типы операций как на море, так и в прибрежной зоне.
Для понимания: уникальность ракеты Х-31 заключается в том, что это фактически уменьшенная версия противокорабельной сверхзвуковой ракеты 3М-80 «Москит», стоящей на вооружении эсминца 956 проекта типа «Современный». Ракета имеет сверхзвуковую скорость, летит практически над поверхностью моря на высоте 3-5 м, из-за чего ее невозможно обнаружить средствами радиолокации, и доставляет к цели 100-килограммовую фугасную боевую часть. А может, и ядерную.Х-35 также базируется на кораблях или береговых мобильных комплексах «Бастион». Ее особенность - в пассивной головке самонаведения. Во время полета ракета не «сканирует» пространство в поиске цели, а принимает сигнал от цели, фактически проводя весь полет в режиме «радиомолчания», из-за чего ракету (как и ее напарницу Х-31) невозможно обнаружить средствами радиолокации. В свое время Х-35 даже хотели купить американцы. В США планировали ставить головки наведения от Х-35 на собственные ракеты AGM-84 Harpoon. Еще одна особенность Х-35 с индексом «У» в том, что она способна поражать не только корабли, но и наземные цели.
В отличие от Mistral «Лавина» - еще и хорошо защищенный корабль. Проект предусматривает создание на нем мощной системы противовоздушной обороны за счет размещения новейших комплексов «Панцирь-М» и артиллерийской установки АК-176МА. Последняя - новейшее изделие Петербургского машиностроительного завода «Арсенал». Орудие управляется цифровой системой наведения.
В артиллерийском погребе под артустановкой размещен арсенал из 152 76-мм снарядов. Автоматика и средства подачи боеприпасов позволяют стрелять с темпом до 125 выстрелов в минуту. Благодаря системе охлаждения ствола возможна стрельба длинной очередью, вплоть до 75 выстрелов. При стрельбе по надводным или береговым целям дальность эффективной стрельбы составляет 16 км.«Панцирь-М» известен нам больше по своей сухопутной версии. Хотя на Параде Победы 9 Мая на Красной площади мы впервые фактически увидели его «оморяченную» версию. Его показали на арктических двухзвенных гусеничных вездеходах ДТ-30 «Витязь». По сравнению с сухопутным аналогом морской ЗРАК имеет увеличенную вдвое дальность обнаружения и поражения целей. Локатор видит все, что происходит воздухе и на воде на расстоянии до 75 км, а зенитный комплекс поражает цели на расстоянии до 40 км.
Как объясняют специалисты, традиционный морской локатор состоит из огромного вращающегося на крыше ходовой рубки антенного полотна-паруса. Новая РЛС «Панциря» на «Лавине» станет продолжением рубочной надстройки, с трех сторон которой будут размещены плоские антенны. Каждая из них состоит из множества объединенных в одно целое приемо-передающих модулей, по которым в доли секунды перемещается сканирующий пространство электронный луч. Он обнаруживает в секторе 180 градусов по курсу корабля воздушные и надводные цели, селектрует их, наводит оружие и еще может работать в роли средства радиоэлектронного подавления.
В апреле 2014 года Минобороны подписало контракт на поставку 32 серийных вертолетов Ка-52К. Всего же до 2020 года по госпрограмме вооружений армия должна получить более 120 таких вертолетов. Собственно, по этим параметрам, а также зная количество заказанных Минобороны «Катранов», легко можно представить, какую группировку кораблей типа «Лавина» планирует в ближайшее время развернуть Военно-морской флот. Серия более чем серьезная, что говорит о новых геополитических взглядах руководства Минобороны на обеспечение безопасности нашего государства.

Крыловский государственный научный центр разработал проект универсального десантного корабля «Лавина» на замену вертолетоносцам типа «Мистраль». Об этом РИА Новости сообщил высокопоставленный представитель военно-промышленного комплекса. «В ЦНИИ имени Крылова разработан альтернативный “Мистралям” проект вертолетоносца “Лавина” водоизмещением 24 тысячи тонн, еще большим, чем французский корабль », — сказал собеседник агентства. Корабль по типу архитектуры будет полутримараном (??? вот названьице-то... почти что "недоперепил":)) ...

Его дальность плавания составит 5 тысяч миль на скорости 18 узлов, максимальная скорость — 22 узла, экипаж достигнет 320 человек. Корабль сможет перевозить до 500 морских пехотинцев или 50 единиц бронетехники. По словам источника, проект предусматривает базирование 16 вертолетов, в их числе противолодочные и поисково-спасательные Ка-27, транспортно-боевые Ка-29 и ударные Ка-52К. Предполагается также иметь на борту шесть десантных катеров проекта 11770 «Серна» или шесть десантно-штурмовых катеров проекта 03160 «Раптор». Корабль будет вооружен артустановками АК-176М и АК-630М-2 «Дуэт» и морскими зенитными комплексами «Панцирь-М».


Ранее отмечалось, что Невское проектно-конструкторское бюро также разработало проект десантного корабля «Прибой» водоизмещением 14 тысяч тонн, который может стать альтернативой французским «Мистралям». Корабль несет восемь вертолетов на борту и может перевозить до 500 морских пехотинцев или 40-60 единиц бронетехники. В декабре 2014 года источники «Ленты.ру» в оборонной промышленности заявляли, что новый десантный корабль для ВМФ должен приблизительно соответствовать основным параметрам голландских универсальных десантных кораблей типа «Роттердам» или «Йохан де Витт», выбранных в качестве образца. Те имеют водоизмещение 14-16 тысяч тонн, перевозят до 500-600 морских пехотинцев и несут на борту шесть вертолетов и набор плавучих десантно-высадочных средств.

УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ДЕСАНТНЫЙ КОРАБЛЬ-ВЕРТОЛЕТОНОСЕЦ «ЛАВИНА». В рамках проходящего в Подмосковье военно-технического форума «Армия-2015″ 19 июня 2015 года был презентован проект универсального десантного корабля-вертолетоносца «Лавина». Крыловский государственный научный центр создал проект универсального десантного корабля-вертолетоносца «Лавина» водоизмещением 24 тыс. тонн в качестве альтернативы французскому Mistral. Будущий корабль по своему архитектурно-конструкторскому типу будет полутримараном с дальностью плавания 5 тыс. миль при 18 узлах, максимальной скоростью 22 узла, экипажем 320 человек, десантовместимостью 500 человек или 50 бронетранспортеров, отметил он.


Проект предусматривает базирование 16 вертолетов: многоцелевых Ка-27, транспортно-боевых Ка-29 и ударных Ка-52К, а также шести десантных катеров проекта 11770 «Серна» или шести десантно-штурмовых катеров проекта 03160 «Раптор». Согласно проекту, корабль будет вооружен артустановками АК-176М и типа «Пальма» и морскими зенитными комплексами «Панцирь-МЕ». Одновременно на форуме «Армия-2015″ была представлена информация по УДК «Прибой». Проект «Прибой» универсального десантного корабля разработан ОАО «Невское проектно-конструкторское бюро». Универсальный десантный корабль «Прибой» будет иметь водоизмещение 14 тысяч тонн при осадке 5 метров. Кроме того известно, что для ВМФ России разрабатывается и другой проект перспективного большого десантного корабля «Кашалот». Руководство ВМФ рассчитывает, что для нужд флота будет построено не менее четырех кораблей данного класса. Эти УДК могут стать альтернативой французским вертолетоносцам. При этом, технические наработки и системы, которые уже имеются на французском корабле, применяться не будут. Решение о строительстве корабля будет принято после завершения разработки проекта.

Как и следовало ожидать, международный военно-технический форум «Армия-2018» в подмосковной Кубинке и на полигоне Алабино вызвал противоречивые чувства. С одной стороны — действительно замечательные образцы новой техники и оружия, которые или уже идут в войска или вот-вот начнут туда поступать. С другой — весьма противоречивые рассказы высоких чиновников о ближайших и перспективных планах российской оборонки.

Вот, допустим, в понедельник, 20 августа, глава Минпромторга Денис Мантуров достаточно неожиданно заявил , что Росси даже в обозримом будущем отказывается от строительства вертолетоносцев «в чистом понимании этого слова». А вот универсальные десантные корабли, подтвердил министр, строить будем.

Оставим в стороне недоумение, почему довести это решение до граждан было доверено не министру обороны, не начальнику Генштаба или главкому ВМФ РФ, а совершенно штатскому должностному лицу. И что такое в понимании Мантурова вертолетоносец в «чистом виде»? Аналог противолодочных крейсеров проекта 1123 типа «Москва» и «Ленинград» до 1965 года — кораблей противолодочной обороны дальней морской зоны, входивших в состав Черноморского флота в 60−80 годах прошлого века?

Да, их основным оружием были по 14 вертолетов Ка-25ПЛ и Ка-25ПС на борту каждого крейсера. Но всем понятно, что время противолодочных крейсеров истекло, появились другие, более эффективные средства борьбы с атомными подводными лодками. Поэтому если «Москва» и «Ленинград» — вертолетоносцы «в чистом виде» по Мантурову, то вопрос об их реинкарнации никто в России никогда и не поднимал.

Но эта не слишком удачная фраза глубоко штатского министра мгновенно породила просто бурю комментариев в российских СМИ. Поскольку была сочтена за свидетельство отказа руководства страны вообще от создания любых крупных боевых кораблей с серьезной группой вертолетов на борту. Прежде всего — от строительства давно анонсированного универсального десантного корабля (УДК) типа «Прибой», макет которого был представлен еще на Международном военно-техническом форуме «Армия-2015».

Нет, судя по всему, и — по словам Мантурова в том числе, «Прибои» мы строить все еще намерены. Во всяком случае — будем пытаться. Создание первых двух таких УДК вошло в программу вооружений на 2018−2025 годы. Как конструкторы рассказывали ранее, это будет достойная замена так и не купленным нами у Франции «Мистралям». И даже некоторые характеристики у «Прибоев» и «Мистралей» планируются похожими (водоизмещение — 14000 и 21000 тонн соответственно, на борту — авиакрыло из 8 и 16 вертолетов различного назначения).

Но вот автономность «Прибоев», как обещают, вдвое превзойдет заложенную в проект «Мистраля». Да и постоять за себя наш корабль будет готов значительно лучше — «Мистраль» практически безоружен, а на «Прибоях» собираются устанавливать морские аналоги ставшего знаменитым в Сирии зенитного ракетно-пушечного комплекса «Панцирь-1С», который идет на смену корабельным зенитно-ракетным комплексам «Кортик».

Другое дело, что если всерьез рассчитывать на получение флотом первых двух «Прибоев» к 2025 году, то закладывать их нужно было еще вчера. С учетом хилых возможностей отечественного кораблестроения, которое боевые единицы куда меньшего водоизмещения не в состоянии сдать нашему ВМФ по полтора десятка лет (желающим — смотреть грустные биографии головного фрегата проекта 22350 «Адмирал Горшков» и головного большого десантного корабля проекта 11711 «Иван Грен»).

Впрочем, очень похоже, что проект УДК «Прибой» еще не принял окончательного вида, поэтому на верфи тащить его сильно преждевременно. Это, как представляется, следует из другого заметного высказывания в рамках «Армии-2018» вице-премьера Юрия Борисова . 21 августа он заявил, что по поручению президента страны начата концептуальная разработка прототипа нового российского самолета вертикального взлета и посадки (СВВП). Неплохие наработки в этой области у нас в советское время были.

Сначала на авианесущих крейсерах типа «Киев» стояли на вооружении довольно примитивные палубные штурмовики Як-38, обладавшие очень малым радиусом действия и очень скромной бомбовой нагрузкой. Потом им на смену в СССР почти создали уже куда более совершенный сверхзвуковой палубный многоцелевой самолет Як-141. В апреле 1991 года лётчик-испытатель Андрей Синицын подтвердил уникальные возможности этой машины, поставив на ней 12 мировых рекордов по скороподъёмности, максимальной нагрузке и высоте полёта с грузом. Тем самым было подтверждено полное превосходство нашего СВВП над считавшимся лучшим в то время в мире британским аналогом GR.7/9 «Харриер».

Но Союз рухнул, а вместе с ним и надежды флота на Як-141. Эта программа к нескрываемому удовольствию американцев была закрыта в 1992 году. И вот теперь, спустя более четверти века, проект, видимо, достали с пыльных полок. Понятно, что полной реанимации он не подлежит — слишком далеко ушли военные технологии. Но многие идеи советских инженеров и конструкторов и опыт многих летных испытаний Як-141 наверняка бесценны и помогут в работе.

Есть подозрения, что часть проектной документации нищенствовавшего в те годы ОКБ имени Яковлева попала в руки американской кампании Lockheed Martin. И, судя по всему, сильно помогла нашим заокеанским конкурентам в работе над истребителем пятого поколения F-35. В частности, поворотное сопло двигателя F135−600 оказалось практически «один — в один» с тем, что имелось на нашем Як-141. Конструкции планеров обоих самолетов тоже удивительно схожи. Но что теперь об этом толковать?

Понятно, что один из самых вероятных вариантов использования нового СВВП — как раз мощное усиление авиагруппы перспективных универсальных десантных кораблей типа «Прибой». Появление на их палубах наряду с ударными вертолетами типа Ка-52К «Катран» нового сверхзвукового универсального самолета точно добавило бы нашим будущим кораблям боевой эффективности.

Но дальше идет арифметика. По словам Борисова, «сроки (создания СВВП — „СП“) определяются технологическим циклом создания, как правило, это 7−10 лет, если выходить в серию». Не будем мелочиться — если принципиально новая машина у России и появится, то наверняка не ранее 2030 года. Однако к тому времени, согласно госпрограмме вооружений, первые два «Прибоя» уже пять лет как должны быть на плаву. Что, тогда сразу же отправлять их на модернизацию под СВВП? Если, конечно, хотя бы самолеты удастся поднять в небо в разумные сроки, указанные вице-премьером?

Это полная глупость. Значит, размещение таких машин на УДК следует предусматривать уже сегодня. А это — неизбежные серьезные изменения в проекте. Поэтому, думаю, за русские «Мистрали» наши кораблестроительные заводы возьмутся еще не скоро. Может быть, лет на пять и запоздают. Тогда, если все пойдет по планам вице-премьера Борисова, выйдет даже и неплохо: уже первый российский УДК типа «Прибой» выйдет на государственные испытания не только с «Катранами», а и с СВВП на борту.

Но и обещанное создание нового СВВП в России за 7−10 лет тоже, кстати говоря, не факт, учитывая сложности фирмы-разработчика Як-141 — ОКБ им. А.С. Яковлева. Последней крупной программой, реализованной в стенах этого прославленного ОКБ, стал учебно-боевой самолет Як-130. Государственные испытания самолета были завершены еще в декабре 2009 года. И с той поры ни за что столь же крупное яковлевцы больше не брались. Бесчисленные сокращения оставили на предприятии всего менее полутысячи человек, включая уборщиц. Те, что уцелели, участвуют вместе с другими фирмами в разработке перспективного пассажирского лайнера МС-21, беспилотных аппаратов. Но все это, конечно, не идет ни в какое сравнение с очень масштабной программой создания нового современного самолета с вертикальным взлетом и посадкой.

А без опыта и знаний конструкторов ОКБ им. Яковлева здесь нам, конечно, не обойтись. Но каков сегодня, после многих лет работы фактически на подхвате, их творческий потенциал — загадка, наверное, даже для вице-премьера Борисова.

События, связанные с «заморозкой» выполнения контракта по универсальным десантным вертолётоносцам «Мистраль» французской стороной приобрели в последний год совершенно глупый и неблагополучный вид. Уже осенью-зимой прошлого года было примерно ясно, что на этом проекте можно ставить точку, но французы продолжали придумывать различные «мифы» и оттягивать время, чем сбивали столку наши военные ведомства и переговорщиков.

Долго такое продолжаться не могло, тем более, что в переговорном процессе участвует мощная и статусная сверхдержава, которая зарекомендовала себя благонадёжной и стабильной стороной как на рынке вооружений, так в любых других сферах, таких как экономика и энергетика. Зачем России, которая спустила на воду такие корабли как тяжёлый атомный ракетный крейсер «Пётр Великий» и авианесущий ракетный крейсер «Адмирал Кузнецов», нужен пустой французский корпус-док, который ещё нужно долго переоборудовать и дорабатывать до должного состояния, удовлетворяющего потребностям ВМФ России? Вот командование ВМФ и начало искать пути к разрешению поставленной задачи.

Рассматривалась масса всевозможных вариантов перспективного десантно-вертолётоносного корабля, который должен стать достойной альтернативой для флота и ещё больше соответствовать нашим условиям применения и нуждам. Одним из таких вариантов стала возможная модернизация БДК пр. 1174 «Иван Рогов», но конструктивно данный корабль более предназначен для внутренней транспортировки лёгкой и тяжёлой бронетехники и десанта, палуба не способна в полной мере обеспечить применение вертолётной авиации. Передняя и задняя части палубы разделены крупной надстройкой по всей ширине корабля, которая в сложных метеорологических условиях будет представлять определённую опасность для садящихся и взлетающих вертолётов.

Требовалось решение, которое наиболее подходит для применения именно вертолётной авиации в различных условиях, т.е. – компактная надстройка у борта и максимально просторная палуба. Результаты проектных работ по созданию первого наглядного пособия перспективного корабля, которым стал макет, представленный 16 июня на выставке форума «Армия-2015», не заставили себя долго ждать.

УДК-вертолётоносец пр. «Прибой» будет оснащён всем необходимым для применения в большинстве операций ВМФ

Универсальный десантный корабль проекта «Прибой», разрабатываемый Невским ПКБ, является изделием с исключительно российской элементной базой, которая сочетает все черты советско-российского кораблестроения, а также наиболее современные веяния, которые появились в конце ХХ – начале XXI века и предусматривают уменьшение радиолокационной заметности за счёт оригинальной конструкции надстройки.

Сама надстройка имеет ширину не более 8 метров и длину порядка 30 метров, все углы надстройки предусматривают минимальное количество прямых углов, благодаря чему её ЭПР должна иметь очень небольшие значения, сопоставимые с показателями ЭПР небольших патрульных катеров. В последнее время именно уменьшению радиолокационной сигнатуры архитектуры на палубе корабля уделяется особое внимание кораблестроителями.
Корабль будет иметь гораздо меньшие размеры, чем французский «Мистраль», его длина составляет примерно 165 метров, ширина 25 метров. Российскому флоту абсолютно не требуются огромные десантные корабли-вертолётоносцы, поскольку нынешние возможности ударных вертолётов Ка-52 и Ка-52К шагнули далеко вперёд, и для обеспечения боевой устойчивости на морском ТВД достаточно не более, чем десяти таких боевых вертолётов.
Так, современный Ка-52К будет способен выполнять сложный список противокорабельных задач за счёт применения ПКР Х-31А и Х-35У, кроме того, для вертолётов разрабатывается более лёгкая модификация БРЛС с АФАР «Жук-АЭ», которая способна будет работать также по воздушным целям в радиусе до 80 км; вероятно, что с Ка-52К в будущем унифицируют ракету «воздух-воздух» Р-77 (РВВ-АЕ) и вертолёты смогут освоить все типы операций в море и прибрежной зоне.

Такое радикальное усовершенствование концепции применения вертолётов сможет стать важной частью в обеспечении «закрытого воздушного пространства» над береговой территорией, где УДК прибой будут проводить задачи по высадке бронетехники и десанта на территорию противника. Сейчас проект «Прибой» предусматривает транспортировку и использование 8 ударных вертолётов с палубы корабля, но после полного завершения проектных работ эти цифры могут измениться. Также на палубе прибоя могут размещаться многоцелевые вертолёты Ка-27. Стоит учесть, что подобные морские ударные системы на базе вертолётов не разрабатываются ни в странах Западной Европы, ни в США.
Компактность корабля водоизмещением 14000 тонн не ограничивается небольшими длиной и шириной. Осадка корабля будет составлять всего 5 метров, у «Мистраля» -6,3 м, у «Ивана Рогова» - 7 м. Такая осадка придаёт УДК дальней морской зоны множество преимуществ маневрирования в водах, заливах и проливах, где часто наблюдается мелководье (корабль сможет почти без ограничений заходить в такие моря как Азовское). Показатели осадки наиболее важны именно для кораблей-вертолётоносцев и УДК с тактической точки зрения, поскольку иногда, в момент проведения операции, необходимо как можно ближе подходить к противнику, а мелководье может помешать это сделать кораблю с большой осадкой; ударные вертолёты же зачастую имеют боевой радиус действия не более 400 км, из-за чего противник на суше может остаться вне пределов досягаемости ударных вертолётов.
УДК пр. «Прибой» будут иметь дальность плавания около 11500 км, крейсерскую скорость 15-16 узлов, а максимальную – 20 узлов, что не отличается от «Мистраля». Только лишь на экономном ходу «Мистраль» имеет почти 2-кратное преимущество по дальности до 20000 км. Автономность «Прибоя» будет 2-хкратно превышать показатели «Мистралей» (длительность автономного похода – более 2-х месяцев).
Достаточно важным критерием можно считать десантные способности док-камер и бронетанковых трюмов по транспортировке тяжёлой и лёгкой бронетехники, десантных катеров, а также полностью экипированной морской пехоты или десанта. Здесь «Прибой» также ничем не отличается от зарубежных изделий типа «Хьюга» и «Мистраль». Корабль способен взять во внутренние отсеки 60 единиц лёгкой бронетехники и не менее 20-30 основных боевых танков, в качестве средств оперативного десантирования, в условиях невозможности подхода к береговой зоне УДК, на корабле предусмотрено 4 десантных катера пр. 11770М или 2 пр. 12061М.

Одним из важнейших показателей универсальности данного корабля перед западными является оснащение носовым высадочным устройством и 25-35 метровой прочной сходней, которая перед десантированием выдвигается из под верхней палубы гидравлическими приводами, всё в традициях старой, доброй и надёжной советской школы кораблестроения!
Небольшие размеры УДК «Прибой», а также уменьшение радиолокационной заметности предусмотрены также для возможности применения данного корабля в роли командно-штабного корабля КУГ/АУГ ВМФ России. Известно, что в момент «звёздного налёта» противокорабельных ракет противника, активная радиолокационная головка самонаведения захватывает более радиоконтрастную цель, т.е. более крупный и видимый корабль, а радиолокационная сигнатура данного корабля не будет большей, чем у фрегата ЭМ пр. 956. Но существует и более умное ВТО с ТВ и ИК-ГСН, к примеру, AGM-84E или такие изделия как тактическая ракета «NLOS», в таком случае отбиваться явно потребуется. С этой целью «Прибой» оснащается, как минимум, 3 боевыми модулями многоканального корабельного ЗРАК «Панцирь-М».
Зенитный ракетно-пушечный комплекс «Панцирь-М»/«Палица» является морской модификацией сухопутного ЗРАК «Панцирь-С1» и унаследовал его аналогичные огневые характеристики. ЗУР 57Э6Е имеет радиокомандную систему управления по координатам, которые передаются в БЦВМ ракеты с оптико-электронных и радиолокационных средств обнаружения и целеуказания на боевом модуле. Для наведения ракеты используются радиолокационный и оптический ответчики в хвосте ракеты, которые позволяют системе управления огнём на боевом модуле наиболее точно соотнести координаты ЗУР-перехватчика и цели для сведение ЗУР с целью.
Скорость полёта ЗУР составляет 1300 м/с, дальность и потолок перехвата – 15 и 20 км соответственно. Максимальная скорость поражаемой цели составляет около 3650 км/ч. Скорость наведения составляет 100 град/с, благодаря чему могут быть перехвачены даже ПРЛР, летящие в соседний корабль обеспечения, прорвавшиеся в ближний рубеж обороны.
Радиолокационный канал «Палицы» представлен «фазатроновским» многофункциональным радиолокатором с ФАР 1РС2 и РЛО 1РС1-1Е, в котором установлен радиозапрсчик «свой-чужой». Автономный оптический пеленгатор – двухканальным ТВ/ИК-визиром, способным захватывать ПРЛР типа «HARM» с дистанции 14 км, крылатой ракеты AGM-86C – 13 км, и ПКР «Гарпун» - около 9-11 км. Многофункциональный радиолокатор и оптический пеленгатор способны захватывать по 2 воздушные цели, реализуя одновременный обстрел 4 воздушных целей, при этом за минуту могут быть обстреляны до 10 целей. Производительность КЗРАК «Панцирь-М» вместе с 2х6 30-мм АП превышает показатели КЗРАК кортик почти в 2 раза.

БМ КЗРАК «Панцирь-М»/»Палица» будет установлен на «Прибой» в количестве не менее 3-х БМ, чем обеспечится всеракурсная ПВО/ПРО от ракет противника

На проекте УДК «Прибой» 2 модуля «Панцирь-М» установлены в нишах по края правого борта, корабля, а также в передней части на краю левого борта, существует возможность установки ещё одного модуля в задней нише борта. Таким, образом, система ПВО «Прибоя» может вести огонь одновременно по 12 атакующим ракетам, за минуту может быть обстреляно до 30 опасных объектов. По сути, данный УДК может быть и командно-штабным кораблём и кораблём ближней ПВО небольшого корабельного соединения.

Аналогичными параметрами ПВО сегодня обладает только один вертолётоносец – японский «Хьюга», на котором установлена японско-голландская МРЛС FCS-3A и последний экспортный вариант КЗРК RIM-162 “ESSM”.

Командование ВМФ России выражает надежды, что в ближайшие годы будет заложено не менее 4-х кораблей проекта «Удалой», которые смогут частично восполнить недостаток современных десантных, ударных и противокорабельных морских систем в российском флоте.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...