Известные иллюстраторы графики. Проект по сказкам«Художники – иллюстраторы

    До сих пор привлекают детишек русские народные сказки . Кому в детстве не рассказывали о приключениях Колобка или об упрямой репке! А потом начались волшебные сказки. А если еше к ним были иллюстрации, то книга перечитывалась и рассматривалась множество раз. Красочно оформлял народные сказки художник Иван Билибин , который помещал сюжетный рисунок в красивую, с орнаментом рамочку.

    Неподражаемы картины Виктора Васнецова Иван-царевич и серый волк, Аленушка, навеянная русской народной сказкой Сестрица Аленушка и братец Иванушка, Кащей Бессмертный.

    Среди художников иллюстрировавших сюжеты русских народных сказок можно особо выделить трех художников, это:

    • Виктор Васнецов и его иллюстрации к сказкам Иван царевич и Серый волк Конек Горбунк, Три богатыря.
    • Иван Билибин иллюстрировавшего очень много народных сказок

      так же нужно вспомнить художников Бориса Зворыкина и Евгения Рачева.

    Литературная жизнь любого ребенка начинается со сказок. И в первую очередь, на что смотрит малыш, это на иллюстрации к сказкам. Ребенок не умеет читать буквы, но он читает сказку по картинкам. Поэтому очень важно, какой именно художник иллюстрирует сказку.

    Известные отечественные детские иллюстраторы, это: Билибин Иван (к примеру, он проиллюстрировал сказку Царевна-Лягушка), Васнецов Виктор (рисовал для таких замечательных сказок как Конк Горбунок и Жар птица), Васнецов Юрий (Теремок).

    В первую очередь я хочу напомнить о таком человеке как Иван Билибин — он делал огромное количество иллюстраций и к народным сказкам и к сказкам Пушкина.

    Также занимался созданием иллюстрации именно к сказкам и Борис Зворыкин.

    Евгений Рачв — это тоже иллюстратор сказок.

    Очень известный художник Иван Билибин, его иллюстрации украшали сборники русских народных сказок. Иллюстрации рисовались для детей, половина текста и половина картинки. Так было понятней для самых маленьких.

    А это одна из иллюстраций Ивана Билибина.

    Художников, которые на своих картинах рисовали разных персонажей сказок. Иван Билибин, например, рисовал красивые картины. Виктор Васнецов тоже рисовал персонажей сказок, к примеру из сказки Конек Горбунок.

    Народные казки — один из любимых жанров народного фольклора. Они отражают быт народа, его традиции и обряды, обычно ииеют поучительный и воспитательный смысл.

    Очень любят народные сказки дети. Ведь этот вид творчества очень легкий и доступный для их понимания.

    Огромный вклад в донесении читателю сюжета сказки сделали художники-иллюстраторы. Многих героев сказок мы представляем именно такими, какими увидели на картинках.

    Среди известных художников-иллюстраторов следует назвать

    Ивана Билибина (Сказка о золотом петушке, Царевна-лягушка, Василиса Прекрасная),

    Виктора Васнецова (Конек-горбунок, Жар-птица, Иван-царевич на сером волке)

    Юрия Васнецова ( Три медведя, Конек-горбунок).

    Евгения Рачва (создал множество иллюстраций к русским народным сказкам).

    Следует разделять художников, которые писали картины на сказочные сюжеты и художников рисовавших именно иллюстрации к печатным изданиям русских сказок. Из первых следует назвать прежде всего Виктора Васнецова, который в своем творчестве обращался именно к сказочным сюжетам — это Иван царевич и Серый волк и Богатыри. Занимался Васнецов и иллюстрациями книг, например Конька Горбунка Ершова, но это не совсем народная сказка.

    Из иллюстраторов сказок конечно следует вспомнить Ивана Билибина, сделавшего самые известные иллюстрации сказок Пушкина и многих народных сказок:

    Ну и конечно нельзя забыть гения сказочной иллюстрации, моего любимого художника этого жанра Евгения Рачева, который проиллюстрировал великое море народных сказок:

    С детства храню чудесные книги русских народных сказок, иллюстрации которых,наверное,интереснее самих сказок. Прежде всего вспоминаются роскошные картины братьев Васнецовых. Помню репродукции картин Виктора Васнецова Иван -царевич и Серый волк, висевшую на стене прабабушкиного дома и Витязи на распутье, известные как Три богатыря

    Очень до сих пор люблю рассматривать иллюстрации к сказкам Ивана Билибина, и очень горжусь, что дома есть редкое издание рисунков Билибина — большой красочный альбом с эскизами и готовыми иллюстрациями.

    Из работ женщин-художниц очень нравятся иллюстрации к сказкам Елены Алмазовой и Инны Анфилофьевой и волшебные, точные микродетали в рисунках Елены Поленовой(которая, кстати, является сестрой известного художника Василия Поленова).

    А рисунки к сказкам Бориса Зворыкина напоминают иллюстрации к реальным историческим событиям: очень точно переданы детали костюмов, бытовые предметы…

    Художников- иллюстраторов сказок и былин много. Я вспомнила только своих любимых.

    У меня перед мысленным взором появилась сразу книга Сказка о мртвой царевне и семи богатырях Пушкина с иллюстрациями Бориса Зворыкина — такая яркая орнаментальная декоративность, чуткая русская гармоничная традиция. Мало кто знает, что Борис Зворыкин кроме книжной иллюстрации занимался еще и иконописью, был переводчиком. Родился он в Москве, в Российской империи 1897, а умер в 1942 в Париже, куда эмигрировал в 1921 году.

    Его иллюстрации не спутать с другими

    К этой же русской традиции относится и сестра знаменитого живописца Василия Поленова Елена Поленова художница-акварелистка, она родилась 27 ноября 1850 г.,в Санкт-Петербурге, тогда женщины к учебе в вуз-ах не допускались, но она училась у лучших русских художников: П.П.Чистякова, И.Н.Крамского и в Париже у Ш.Шаплена, ее иллюстрации менее декоративны, мягче

    На мой взгляд, лучшего иллюстратора сказок нет, чем В. М. Васнецов, ну разве что И. Билибин. О нём следующая страница.

    Виктор Михайлович Васнецов (1848-1926) - один из первых русских художников, который раздвинул рамки привычных жанров и показал сказочный мир, озарённый поэтической фантазией народа. Васнецов один из первых русских художников обратился к воссозданию образов народных сказок и былин в живописи. Его судьба сложилась так, как будто ему заранее предназначалось быть певцом русской сказки. Детство его прошло в суровом живописном вятском крае. Словоохотливая стряпуха, рассказывающая детям сказки, повествования бродячих людей, много повидавших на своем веку, по признаниям самого художника, "заставила на всю жизнь полюбить прошлое и настоящее моего народа, во многом определила мой путь". Уже в начале своего творчества он создал ряд иллюстраций к "Коньку-Горбунку" и "Жар Птице". Кроме сказок, у него есть произведения, посвящённые героическим образам былин. "Витязь на распутье", "Три богатыря". Знаменитое полотно "Иван Царевич на сером волке" написано на сюжет одной из самых известных и распространённых сказок, воспроизводимых ещё в лубочных изданиях 18 века.

    "Царевна-Несмеяна"

    В царских палатах, в княжьих чертогах, в высоком терему красовалась Несмеяна-царевна. Какое ей было житье, какое приволье, какое роскошье! Всего много, всё есть, чего душа хочет; а никогда она не улыбалась, никогда не смеялась, словно сердце её ничему не радовалось.

    Тут и купцы, и бояре, и иноземные гости, сказители-музыканты, плясуны, шуты и скоморохи. Поют, паясничают, хохочут, бренчат на гуслях кто во что горазд. А у подножия высокого терема - простой люд, тоже толпятся, смеются, кричат. И всё это скоморошничество - для царевны, единственной царской дочки. Печально сидит она на резном белом троне у окна. «Всего много, есть всё, чего душа хочет; а никогда она не улыбалась, никогда не смеялась, словно сердце ее ничему не радовалось». Да и чему тут, по правде говоря, радоваться, если никто никогда с ней по душам не поговорит, никто с чистым сердцем не подойдет?! Все вокруг лишь шумят, в женихи метят, стараются себя в лучшем свете преподать, а никому до самой царевны дела нет. Вот потому и Несмеяна она, до тех пор, пока не придёт единственный, долгожданный, который подарит ей улыбку вместо шутовства, тепло вместо равнодушия. А он придёт, обязательно, ведь на то и сказка сказывается.

    "Кощей Бессмертный и Красота Ненаглядная"

    Только успел он со двора уйти, а Кощей во двор: «А! - говорит. - Русской коской пахнет; знать, у тебя Иван-царевич был». - «Что ты, Кощей Бессмертный! Где мне Ивана-царевича видать? Остался он в лесах дремучих, в грязях вязучих, по сих пор звери съели!» Стали они ужинать; за ужином Ненаглядная Красота спрашивает: «Скажи мне, Кощей Бессмертный: где твоя смерть?» - «На что тебе, глупая баба? Моя смерть в венике завязана».

    Рано утром уезжает Кощей на войну. Иван-царевич пришёл к Ненаглядной Красоте, взял тот веник и чистым золотом ярко вызолотил. Только успел царевич уйти, а Кощей во двор: «А! - говорит. - Русской коской пахнет; знать, у тебя Иван-царевич был». - «Что ты, Кощей Бессмертный! Сам по Руси летал, русского духу нахватался - от тебя русским духом и пахнет. А мне где видать Ивана-царевича? Остался он в лесах дремучих, в грязях вязучих, по сих пор звери съели!» Пришло время ужинать; Ненаглядная Красота сама села на стул, а его посадила на лавку; он взглянул под порог - лежит веник позолоченный. «Это что?» - «Ах, Кощей Бессмертный! Сам видишь, как я тебя почитаю; коли ты мне дорог, так и смерть твоя дорога́». - «Глупая баба! То я пошутил, моя смерть вон в дубовом тыну заделана».

    "Царевна-лягушка"

    Рассмотрите репродукцию картины В. Васнецова «Пир» (с. 19 учебника) .
    Если есть возможность, интересно было бы сравнить эту картину с иллюстрацией, сделанной к этому эпизоду сказки И. Билибиным.
    Иллюстрации Билибина в обрамлении растительного орнамента очень точно отражают содержание сказки. Мы можем разглядеть детали костюмов героев, выражение лиц удивлённых бояр и даже узор на кокошниках невесток. Васнецов в своей картине не задерживается на деталях, но прекрасно передает движение Василисы, увлечённость музыкантов, которые словно бы притопывают ногами в такт плясовой песне. Мы можем догадаться, что музыка, под которую танцует Василиса, весёлая, озорная. При взгляде на эту картину чувствуешь характер сказки.
    - Почему народ называет Василису Премудрой? Какие качества прославляет народ в образе Василисы?

    Картина В. Васнецова создает обобщённый образ прекрасной царевны: рядом с ней гусляры, народ. Иллюстрация И. Билибина конкретно изображает эпизод пира: в центре - Василиса Премудрая, по мановению руки которой происходят чудеса; вокруг люди, поражённые происходящим. Здесь возможны разные виды работ:

    1. Опишите устно, что вы видите на каждой из картин (герои, обстановка, внешний вид окружающих людей, их настроение, преобладающие краски).

    2. Сравните изображение Василисы Премудрой у Васнецова и Билибина. Такой ли вы представляете себе главную героиню сказки?

    "Ковёр-самолёт"

    Фантазия народа создала сказку о летающем ковре. Вы видите две картины Васнецова с таким названием – раннюю и позднюю. На первой из них гордый молодец с ковра-самолета смотрит на расстилающиеся внизу просторы русской земли. Неброская северная природа послужила художнику фоном для картины. Сверкают реки, озёра, темной стеной стоит лес, сопровождают ковёр огромные птицы. Ярким огнем горит в клетке пойманная героем Жар-птица. О мудрости, силе, ловкости народной рассказывает это полотно. Вторая картина более светлая, красочная. Яркие лучи заката, прорезая пелену облаков, стали удачным фоном картины. Природа сквозь облака видится яркая, зелень сочная, может быть, потому что герои спустились ближе к ней. И девушка с юношей в сверкающих, расшитых золотом одеждах не кажутся посторонними на полотне. Прекрасны их молодые лица, нежно склонились они друг к другу, олицетворяя верность и любовь.

    Аленушка, Снегурочка, Елена Прекрасная - эти вымышленные образы и портреты близких Васнецову "по духу" женщин - Елены Праховой, Веры и Елизаветы Григорьевны Мамонтовых, портреты жены, дочери, племянницы с разных сторон высветляют то, что называется русская женская душа, которая становится для Васнецова олицетворением Родины, России.

    Алконост . В византийских и русских средневековых легендах чудесная птица, жительница Ирия - славянского рая. Лик у нее женский, тело - птичье, голос сладок, как сама любовь. Услышавший пение Алконост от восторга может забыть всё на свете, но зла от неё нет, в отличие от Сирина.

    Алконост несет яйца на краю моря, но не высиживает их, а погружает в морскую глубину. В эту пору семь дней стоит безветренная погода. Согласно древнегреческому мифу, Алкиона, супруга Кеика, узнав о гибели мужа, бросилась в море и была превращена в птицу, названную по её имени алкиона (зимородок).

    Изображается на лубочных картинах полуженщиной-полуптицей с большими разноцветными перьями и девичьей головой, осенённой короной и ореолом, в который иногда помещена краткая надпись. Кроме крыльев у Алконоса есть руки, в которых она держит райские цветы или сверток с объяснительной надписью. Живёт она на райском дереве, на острове Буяне вместе с птицей Сирин, имеет сладкий голос, как сама любовь. Когда она поёт, то сама себя не ощущает. Услышавший её чудесное пение все в мире позабудет. Своими песнями она утешает и будущую радость возвышает. Это птица радости .

    А вот Сирин , тёмная птица, тёмная сила, посланница властелина подземного мира. От головы до пояса Сирин - женщина несравненной красоты, от пояса же - птица. Кто послушает её голос, забывает обо всем на свете и умирает, причём нет сил, чтобы заставить его не слушать голос Сирин, и смерть для него в этот миг - истинное блаженство. Даль в знаменитом словаре объяснял так: «...мифичеcкое и церковное птицы совы, или филина, пугача; есть лубочные картины, изображающие райских птиц с женскими лицами и грудью » (В. Даль "Толковый словарь живого великорусского языка"). В русских духовных стихах сирин, спускаясь из рая на землю, зачаровывает людей своим пением. В западноевропейских легендах сирин – воплощение несчастной души. Это птица печали .

    • #1
    • #2

      люблю васнецова

    • #3

      Я ВЕРНУСЬ ЕЩЕ НА ВАШ САЙТ, ЗДЕСЬ МНОГО ИНТЕРЕСНОГО

    • #4

      очень интерестно

    • #5

      Уважаемая Инесса Николаевна, огромное спасибо за Ваши труды, за помощь в подготовке уроков.

    • #6

      все круто!)))

    • #7

      Очень хорошо

    • #8
    • #9

      очень здоровский текст

    • #10

      Спасибо! Этот сайт очень помог!

    • #11

      Спасибо огромное

    • #12

      спасибо очень помогло сделать проект

    • #13

      Инесса Николаевна,добрый человек! огромное спасибо за помощь учителям! Да,вознаградит Вас Бог!

    • #14

      Спасибо за информацию я очень благодарна!Инесса Николаевна вы знаете толк в искусстве.

    • #15

      Очень помогло

    • #16

      мне понравился этот сайт

    • #17

      Уважаемая Инесса Николаевна, мне уроки готовить не надо:),но читать сайт очень интересно, спасибо Вам за заботу о детях.

    Многие и вовсе не понимают, зачем нужны иллюстрации, если книга не предназначена для ребенка. К слову, книжная иллюстрация – это не просто тематический рисунок, а неотъемлемая составляющая произведения, которая дополняет текст и делает его чуть более доступным для читателя. Безусловно, современные иллюстрации самым коренным образом отличаются от классических книжных гравюр, однако и среди них можно встретить не просто достойные работы, а настоящие шедевры. Кроме того, в свое время созданием иллюстрации занимались великие художники-живописцы, для которых написание полотен с литературной основой было сродни эксперименту.

    Иван Яковлевич Билибин являлся одним из первых русских художников-живописцев, начавших создавать иллюстрации к русским народным сказкам и былинам. Первая книжка с его иллюстрациями вышла, когда молодому художнику исполнилось 25 лет. Как правило, Билибин трудился над книгами, имеющими небольшой объем или так называемыми «книжками-тетрадками». Характерной особенностью художника был стиль оформления, согласно которому и текст, и иллюстрации составляли единое целое. Поэтому в книгах, оформленных Билибиным, рисункам отдавалась ровно столько же места, сколько и тексту. Все иллюстрации Билибина, носившие сказочно-праздничный характер с чертами народного творчества, были созданы по уникальной технологии. Художник сперва делал рисунок карандашом на кальке, переводил его на лист ватмана и, используя тонкую кисть, обводил изображение черной линией, после чего приступал к раскрашиванию. Среди самых известных работ Билибина иллюстрации к сказкам «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Василиса Прекрасная», «Финист-Ясный сокол», «Царевна-лягушка», а также к произведениям А.С.Пушкина «Лукоморье», «Сказка о царе Салтане...» и «Сказка о золотом петушке».

    Еще одним выдающимся художником, а также талантливым иллюстратором был Юрий Алексеевич Васнецов, создатель целой галереи образов для детских книг. Все свое детство и юность Васнецов провел в городе Вятка, который стал его вдохновением и побудил к созданию целого ряда иллюстраций, отражающих каждодневный и праздничный быт небольшого провинциального городка. Стиль Васнецова весьма узнаваем: в нем всегда присутствуют яркие краски, витиеватые узоры, фон и образы, содержащие в себе розовый, синий, желтый и красный цвета. Цвет в иллюстрациях Васнецова играет ключевую роль. Еще одной характерной чертой рисунков Ю.А. Васнецова является то, что художник создает удивительный сказочный мир – мир детства, где нет жестокости и где добро всегда побеждает зло. Самыми известными его работами являются иллюстрации к детским книгам «Лиса и заяц», «Три медведя», «Волк и козлята», «Ерши малыши», «Пятьдесят поросят» и так далее.

    Книжные иллюстрации русских художников являются уникальными в своем роде, по-настоящему красивыми, яркими, добрыми и очень душевными. Они отличаются насыщенным цветом, интересными образами и легкостью восприятия. Поэтому нет ничего удивительного в том, что русские люди считаются самой читаемой нацией в мире.

    Вы были когда-нибудь в избушке на курьих ножках? Среди многих русских живописцев, искавших вдохновения в народной истории, культуре и поэзии, В. Васнецов занимает особое место. Художник признавался: «Я всегда был убежден, что … в сказке, в песне, былине, сказывается весь целый облик народа, внутренний и внешний, с прошлым и настоящим, а может, и будущим…» (8, с. 476). На его картине «Гусляры» - певцы-сказители. В их песнях-былинах оживают, становясь своеобразной летописью народной истории, образы любимых героев.

    Имя Виктора Михайловича Васнецова - одно из самых известных и любимых среди имен русских художников XIX века (37). Его твopчeское наследие интересно и многогранно. Его называли «истинным богатырем русской живописи». Он первым среди живописцев обратился к былинно-сказочным сюжетам. «Я только Русью и жил» - эти слова художника характеризуют смысл и значение его творчества. Картины бытового жанра и поэтические полотна на сюжеты русских народных сказок, легенд, былин; иллюстрации к произведениям русских писателей и эскизы театральных декораций; портретная живопись и орнаментальное искусство; росписи на исторические сюжеты и архитектурные проекты - таков творческий диапазон художника.

    Но глaвное, чем обогатил художник русское искусство, - это пpoизведeния, написанные на основе народного творчества. Какие же картины Виктора Васнецова можно считать самыми известными? Любой ответит, что это знаменитые сказочные работы мастера: «Богатыри», которых некоторые назовут «Три богатыря», нежная, задумчивая «Алёнушка» и, возможно, не менее известное творение - «Иван-царевич на Сером Волке». Почему именно эти работы так чётко отпечатались в памяти большинства людей? Возможно, это связано с исконно русскими образами или проникновенными сказочными мотивами, которые передаются новым поколениям, уже на уровне народной памяти и стали в чём-то даже отражением истории Древней Руси.

    «Богатыри» (1881-98), которыми мы восхищаемся, отняли около тридцати лет жизни мастера. Именно столько времени он искал ту единую идею трёх образов, олицетворяющих душу русского народа. Илья Муромец - это сила народная, Добрыня Никитич - его мудрость, Алёша Попович - связь настоящего и прошлого с духовными устремлениями народа.

    Сам Виктор Васнецов признавался, что сказочная «Алёнушка» (1881) - его любимое произведение, для создания которого он выезжал из Москвы к себе в родные места. А для передачи большей проникновенности образу посетил множество концертов классической музыки. Каждая веточка, цветочек и травинка поют хвалебную песню русской природе, воспевают красоту, свежесть и в то же время грустную задумчивость главной героини.

    Не менее известная работа - «Иван-царевич на Сером Волке» (1889) открывает для нас автора как глубокого знатока всего, что называется «душой русского народа». Сказочные персонажи красавицы и царевича рассказывают о времени, когда народ умел слушать и слышать природу.

    Работы великого мастера русской живописи стали мировым образом всего русского и народного в живописи конца 19 века.

    Другой замечательный художник-иллюстратор - Билибин Иван Яковлевич (1876-1942). Свои впечатления выразил не только в образах, но и в ряде статей (4, 5). Создавая с 1899 оформительские циклы для изданий сказок (Василиса Прекрасная, Сестра Аленушка и братец Иванушка, Финист Ясный Сокол, Царевна-лягушка и др., в том числе пушкинских сказок о Царе Салтане и Золотом петушке), разработал - в технике рисунка тушью, подцвеченного акварелью, - особый «билибинский стиль» книжного дизайна, продолжающий традиции древнерусского орнамента (4).

    Летом 1899 года Билибин уехал в деревню Егны Тверской губернии, чтобы самому увидеть дремучие леса, прозрачные речки, деревянные избушки, услышать сказки и песни, начал иллюстрироватъ русские народные сказки из сборника Афанасьева. В течение 4-х лет Билибин проиллюстриро-вал семь сказок: «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Белая уточка», «Царевна-лягушка», «Марья Моревна», «Сказка об Иване-царевиче, Жар-птице и о сером волке», «Перышко Финиста Ясна-Сокола», «Василиса Прекрасная». Билибин создал не отдельные иллюстрации, он стремился к ансамблю: рисовал обложку, иллюстрации, орнаментальные украшения, шрифт - все стилизовал под старинную рукопись.

    Ко всем семи книгам Билибин рисует одинаковую обложку, на которой располагает русские сказочные персонажи: трех богатырей, птицу Сирин, Змея-Горыныча, избушку Бабы-Яги. Все страничные иллюстрации окружены орнаментальными рамками, как деревенские

    Билибин. Красный всадник окна резными наличниками. Они не только декоративны, но и имеют содержание, продолжающее основную иллюстрацию. В сказке «Василиса Прекрасная» иллюстрацию с Красным всадником (солнышко) окружают цветы, а Черного всадника (ночь) - мифические птицы с человеческими головами. Иллюстрацию с избушкой Бабы-Яги окружает рамка с поганками (а что еще может быть рядом с Бабой-Ягой?). Но самым главным для Билибина была атмосфера русской старины, эпоса, сказки. Из подлинных орнаментов, деталей он создавал полуреальный, полуфантастический мир.

    Конь был необходим крестьянину, чтобы выращивать хлеб, как и само солнце. Образы солнца и коня в народном искусстве сливаются воедино. В поэтических представлениях народа всадник на коне освобождал весну от зимнего плена, отпирал солнце, открывал путь вешним водам, после чего весна вступала в свои права. Этот мотив в фольклоре воплотился в образе Егория Храброго.

    Баба-Яга - сказочный персонаж, обитающий в дремучем лесу. «На печи, на девятом кирпичи лежит баба-яга, костяная нога, нос в потолок врос, сопли через порог висят, титьки на крюку замотаны, сама зубы точит» (2); «Баба-яга их напоила, накормила, в баню сводила», «Баба-яга, костяная нога, в ступе едет, пестом упирается, помелом след заметает». В. Даль пишет, что Яга - «род ведьмы или злой дух под личиною В. Билибин Баба-Яга.

    Орнаментальные линии четко ограничивают цвета, задают объём и перспективу в плоскости листа. Заполнение акварельными красками черно-белого графического рисунка только подчеркивают заданные линии. Для обрамления рисунков И.Я. Билибин щедро использует орнамент (33).

    В наш XXI век, век узкой специализации, фигура Николая Константиновича Рериха представляет собой уникальное явление. Великий художник, археолог и исследователь, Николай Рерих обладает мировой славой живописца и ученого. Меньше знакомо нам его литературное наследие. Например, мало кто знает, что Николай Константинович писал и… сказки. С прекрасной иносказательностью образов, с манящей красотой таинственных миров. Герои его сказок являются носителями возвышенных чувств и мыслей, имеющих вечную общечеловеческую ценность (39). Они располагают к глубокому раздумью, настраивают на высокие чувства, устремляют к духовному совершенствованию.

    С.К. Маковский о Н.К. Рерихе:»… Есть художники, познающие в человеке тайну одинокой духовности. Они смотрят пристально в лица людей, и каждое лицо человеческое - мир, отдельный от мира всех. И есть другие: их манит тайна души слепой, близкой, общей для целых эпох и Николай Рерих. Галерея картин художника - Змиевна, 1906 народов, проникающей всю стихию жизни, в которой тонет отдельная личность, как слабый ручей в темной глубине подземного озера» (30, с. 33-35).

    У людей на холстах Рериха почти не видны лица. Они - безликие привидения столетий. Как деревья и звери, как тихие камни мертвых селений, как чудовища старины народной они слиты со стихией жизни в туманах прошлого. Они - без имени. И не думают, не чувствуют одиноко. Их нет отдельно и как будто не было никогда: словно и прежде, давно, в явной жизни, они жили общей думой и общим чувством, вместе с деревьями и камнями и чудовищами старины.

    Художник, которого невольно хочется сопоставить с Рерихом, - М.А. Врубель. Я не говорю о сходствах. Ни характером живописи, ни внушениями замыслов Рерих не напоминает Врубеля. И тем не менее, на известной глубине мистического постижения, они - братья. Различны темпераменты, различны формы и темы творчества; дух воплощений - един. Демоны Врубеля и ангелы Рериха родились в тех же моральных глубинах. Из тех же сумраков бессознательности возникла их красота. Но демонизм Врубеля активен. Он откровеннее, ярче, волшебнее. Горделивее.

    «В картине «Пан» греческий бог превращается в русского лешего. Старый, морщинистый, с бездонными голубыми глазами, узловатыми, словно сучья, пальцами, он как будто возникает из замшелого пня.

    Фантастическую колдовскую окраску приобретает характерный русский пейзаж - безбрежные влажные луга, извилистая речушка, тонкие березки, застывшие в тишине опускающихся на землю сумерек, озаренные багрянцем рогатого месяца (64).

    Царевна-лебедь - персонаж русских народных сказок. В одной из них в пересказе А.Н. Афанасьева повествуется о превращении двенадцати птиц - лебедей в прекрасных девушек, в другой - о явлении чудесной Лебедь-птицы на берегу синего моря (2).

    Садко (Богатый гость) является героем былин новгородского цикла. Садко сначала был бедным гусляром, потешавшим новгородских купцов и бояр, играя на гуслях на берегу Ильмень-озера. Своей игрой он получил расположение царя Водяного. Царь потребовал героя жениться на его дочери, которую предстояло выбрать. В благодарность за спасение Садко построил в Новгороде церкви в честь Пресвятой Богородицы и Николы Можайского.

    Иллюстрировали сказки многие замечательные художники: Татьяна Алексеевна Маврина, Елена Дмитриевна Поленова, Глеб Георгиевич Бедарев, каждая их работа - удивительный образ, погружающий нас в таинственный волшебный мир.

    Михайлоф Федор

    —Цель проекта: узнать какие художники иллюстрировали русские народные сказки.

    —Задачи: 1.Узнать кто такие иллюстраторы.

    2.Найти информацию о художниках в библиотеке. 2. Найти иллюстрации к сказкам в разных сборниках.

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


    Подписи к слайдам:

    Проект по сказкам «Художники – иллюстраторы» Подготовил ученик 3 «Б» класса Михайлов Фёдор

    Цель проекта: узнать какие художники иллюстрировали русские народные сказки. Задачи: 1.Узнать кто такие иллюстраторы. 2.Найти информацию о художниках в библиотеке. 2. Найти иллюстрации к сказкам в разных сборниках.

    ИЛЛЮСТРАТОРЫ - художники, которые рисуют иллюстрации для книг, помогающие понять содержание произведения, лучше представить героев, их внешность, характеры, поступки, обстановку, в которой персонажи живут.

    Художники – сказочники 1.Иван Яковлевич Билибин (1876-1942) 2.Виктор Михайлович Васнецов (1881-1926) 3.Юрий Алексеевич Васнецов (1900-1973) 4.Евгений Михайлович Рачёв (1906-1997)

    Художник Иван Яковлевич Билибин Мастер графики, создатель особого типа иллюстриро-ванной книги, "первый профессионал книги" - как его называют специалисты.

    Иван царевич и серый волк. И. Я. Билибин

    «Баба – Яга» к сказке «Василиса Прекрасная». И. Я. Билибин

    Виктор Михайлович Васнецов Я всю жизнь только и стремился, как художник, понять, разгадать и выразить русский дух. В. М. Васнецов

    Иван Царевич на сером волке. В.М. Васнецов

    В.М. Васнецов « Алёнушка »

    Юрий Алексеевич Васнецов И ллюстрировал и оформлял русские народные сказки, песенки, потешки. Его по праву называют художником русской сказки. "Три медведя", "Теремок" и многие другие. Фантастические, сказочные пейзажи основаны на впечатлениях от настоящей русской природы. Птицы и звери у художника обретают повадки, подмеченные им в реальной действительности.

    «Лиса и заяц» «Три медведя»

    «Гуси лебеди» «Кошкин дом»

    Евгений Михайлович Рачёв Все животные и звери – герои рисунков Рачёва «одеты» как люди, в человеческую одежду, тем самым Рачёв показывает, что за сказочным сюжетом и сказочными образами скрываются реальная жизнь и реальные человеческие отношения.

    Маша и медведь» «Кот, петух и лиса»

    «Колобок» «Волк и лиса»

    Конец Сказка радость нам несет, Тот, кто знает, тот поймет, В сказке очень много смысла, И любовь там ходит близко. Сказка - чудная копилка, Что накопишь, то возьмешь, А без сказки в этой жизни – Непременно пропадешь.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...