Море волны хлещут туча по. В синем небе звёзды блещут. в синем море волны хлещут-как называется этот приём

В синем небе звезды блещут, В синем море волны хлещут; Туча по небу идет, Бочка по морю плывет. Словно горькая вдовица, Плачет, бьется в ней царица; И растет ребенок там Не по дням, а по часам. День прошел, царица вопит... А дитя волну торопит: „Ты, волна моя, волна! Ты гульлива и вольна; Плещешь ты, куда захочешь, Ты морские камни точишь, Топишь берег ты земли, Подымаешь корабли - Не губи ты нашу душу: Выплесни ты нас на сушу!“ И послушалась волна: Тут же на берег она Бочку вынесла легонько И отхлынула тихонько. Мать с младенцем спасена; Землю чувствует она. Но из бочки кто их вынет? Бог не уж то их покинет? Сын на ножки поднялся, В дно головкой уперся, Понатужился немножко:

Слайд 7 из презентации «Сказка о царе Салтане» . Размер архива с презентацией 6454 КБ.

Литература 7 класс

краткое содержание других презентаций

«Анализ «Жития Александра Невского»» - Прослушать притчу. Историческая справка. Вступление. Стилистический параллелизм. Дать понятие о Древнерусской литературе. Библейские имена. Образ князя. Библейская справка. Решение. Ледовое побоище. Житие как жанр. В битве с ливонскими рыцарями. Археографы. Князь Александр. Отработка лексических и стилистических ресурсов притчи. Творческий тренинг. Образ. Г.П.Федотов. Работа над содержанием притчи.

«Некрасов «Тройка»» - Николай Алексеевич Некрасов – певец женской доли. Волосы черные, как ночь… чернобровая дикарка… Да не то тебе пало на долю: За неряху пойдешь мужика. Мы открыли лишь часть тайны – великое мастерство Некрасова. От работы и черной и трудной отцветешь… Вьется алая лента игриво… румянец щеки… Анализ стихотворения Н.А.Некрасова «Тройка». Н.А. Некрасов (1821-1878) «Тройка» (1846). И свекровь в три погибели гнуть.

«А.С.Грин «Алые паруса»» - Уровень усвоения. Мать Ассоль. Отец Ассоль. Основная мысль произведения. Деревня. Действие произведения. Дидактический материал к уроку литературы. Новые паруса. В Каперне расцветет одна сказка. Есть не меньшие чудеса. Изобразительно-выразительное средство. Тест. Трёхмачтовый галиот. Жанр произведения. Слова. Артур Грей. Ассоль. Лонгрен.

«Беляев» - Профессор Доуэль. Исследование образов ученых. Наука и человек. Дар. Опрос. Образы ученых. Биографические факты произведений писателя. Произведения. Профессор Керн. Опыты ради науки.

«Произведение «Юшка» Платонова» - Заглянем в словарь. Мотив странствия. Тайна имени. Юшка и дети. Юшка и взрослые. Добро. «Юшка». Юшка и прохожий. Побеждай зло добром. Платонов. Ефим.

«Лихачёв «Земля родная»» - Этапы урока. Цели. Задачи. Что можно сказать о самом авторе этих воспоминаний. Дмитрий Сергеевич Лихачёв. Творческое задание. «Земля родная». Оборудование. Из письма дочери Д.С.Лихачёва. Вопросы для беседы по тексту.

Часть вторая

В синем небе звезды блещут,

В синем море волны хлещут;

Туча по небу идет,

Бочка по морю плывет.

Словно горькая вдовица,

Плачет, бьется в ней царица;

И растет ребенок там

Не по дням, а по часам.

День прошел, царица вопит...

А дитя волну торопит:

«Ты, волна моя, волна!

Ты гульлива и вольна;

Плещешь ты, куда захочешь,

Ты морские камни точишь,

Топишь берег ты земли,

Подымаешь корабли -

Не губи ты нашу душу:

Выплесни ты нас на сушу!»

И послушалась волна:

Тут же на берег она

Бочку вынесла легонько

И отхлынула тихонько.

Мать с младенцем спасена;

Землю чувствует она.

Но из бочки кто их вынет?

Бог неужто их покинет?

Сын на ножки поднялся,

В дно головкой уперся,

Понатужился немножко:

«Как бы здесь на двор окошко

Нам проделать?» - молвил он,

Вышиб дно и вышел вон.

Мать и сын теперь на воле;

Видят холм в широком поле,

Море синее кругом,

Дуб зеленый над холмом.

Сын подумал: добрый ужин

Был бы нам, однако, нужен.

Ломит он у дуба сук

И в тугой сгибает лук,

Со креста снурок шелковый

Натянул на лук дубовый,

Тонку тросточку сломил,

Стрелкой легкой завострил

И пошел на край долины

У моря искать дичины.

К морю лишь подходит он,

Вот и слышит будто стон...

Видно на море не тихо;



Смотрит - видит дело лихо:

Бьется лебедь средь зыбей,

Коршун носится над ней;

Та бедняжка так и плещет,

Воду вкруг мутит и хлещет...

Тот уж когти распустил,

Клёв кровавый навострил...

Но как раз стрела запела,

В шею коршуна задела -

Коршун в море кровь пролил,

Лук царевич опустил;

Смотрит: коршун в море тонет

И не птичьим криком стонет,

Лебедь около плывет,

Злого коршуна клюет,

Гибель близкую торопит,

Бьет крылом и в море топит -

И царевичу потом

Молвит русским языком:

«Ты, царевич, мой спаситель,

Мой могучий избавитель,

Не тужи, что за меня

Есть не будешь ты три дня,

Что стрела пропала в море;

Это горе - всё не горе.

Отплачу тебе добром,

Сослужу тебе потом:

Ты не лебедь ведь избавил,

Девицу в живых оставил;

Ты не коршуна убил,

Чародея подстрелил.

Ввек тебя я не забуду:

Ты найдешь меня повсюду,

А теперь ты воротись,

Не горюй и спать ложись».

Улетела лебедь-птица,

А царевич и царица,

Целый день проведши так,

Лечь решились на тощак.

Вот открыл царевич очи;

Отрясая грезы ночи

И дивясь, перед собой

Видит город он большой,

Стены с частыми зубцами,

И за белыми стенами

Блещут маковки церквей

И святых монастырей.

Он скорей царицу будит;

Та как ахнет!.. «То ли будет? -

Говорит он, - вижу я:

Лебедь тешится моя».

Мать и сын идут ко граду.

Лишь ступили за ограду,

Оглушительный трезвон

Поднялся со всех сторон:

К ним народ навстречу валит,

Хор церковный бога хвалит;

В колымагах золотых

Пышный двор встречает их;

Все их громко величают

И царевича венчают

Княжей шапкой, и главой

Возглашают над собой;

И среди своей столицы,

С разрешения царицы,

В тот же день стал княжить он

И нарекся: князь Гвидон.

Посвящённый Дню детской литературы:
http://eyange.livejournal.com/78574. html#cutid1
Я не читала тех книжек, о которых вспоминает Елена, и не могу, к сожалению, разделить её тёплые воспоминания об этих повестях. Но в одном мы совпадаем.
Елена пишет о том, что первой и любимой сказочной книгой в её детстве была "Сказка о царе Салтане" Пушкина. И дальше она рассказывает о том, как много о людях и их взаимоотношениях узнала она впервые из этой сказки. Интересный анализ, увлекательный рассказ, всколыхнувший и мои воспоминания. Подхватываю эту тему у Лены и вношу свои пять копеек.
Я прочла "Сказку о царе Салтане" ровно в пять лет. Читала я её, конечно, не сама, я ещё не умела читать. Читал отец, а я слушала. Помню, как я продиралась сквозь массив новых, непонятных мне слов, и было трудно сквозь чащу этих слов прорваться к смыслу. Уже через полгода эти трудности растаяли, а в первый раз язык сказки звучал, почти как иностранный. Получился слишком резкий переход от простеньких стишков про игрушки и про ёлочку, к длинной сказке со сложным сюжетом, множеством героев, насыщенной такими непривычно звучащими для детского уха словами, как "сватья", "князь", "крещёный", "светлица", "аршин", "гонец", "престол", "палаты". Мой запас слов после прочтения пушкинской сказки расширился неимоверно, и после уже легко было читать любые другие сказки.

До этого мне покупали тоненькие издания из серии «Моя первая книжка» с незамысловатыми и назидательными историями про глупого цыплёнка или непослушного утёнка. А тут вдруг я попала в сложный и яростный мир, бушующий страстями, полный интриг, предательства, борьбы за жизнь, мужества, верности, любви и красоты. Не улыбайтесь, именно так воспринимала я «Сказку о царе Салтане». Мне ведь тогда едва исполнилось пять лет.
После знакомства со "Сказкой о царе Салтане" я полюбила книги "на вырост". Не отдавая себе в этом отчёт, я всегда искала книги, которые не просто интересны, но и немного сложны для меня. Книги, предназначенные для читателя постарше, не во всём понятные, из которых я узнавала много нового, казались мне глубокими, многоцветными и полными тайн. Я не выносила, когда сразу просвечивало дно, мне нужно было ощущение бездонности. Сказки Пушкина дарили эту бездонность.

Книгу сказок Пушкина я нежно любила, что не помешало мне попробовать раскрашивать в ней картинки. Родители пресекли мои попытки, но я и сама разочаровалась в результатах своих трудов. Флажок на башне я, конечно же, сделала красным - а каким же ещё? других флагов я тогда не знала. А стены, по моему глубокому убеждению, должны были быть золотыми, сверкать на солнце и слепить глаза своей красотой и блеском. Но жёлтый карандаш, к моему удивлению и даже негодованию, не выдавал желаемого блеска и сказочной красоты. Не помогла и попытка послюнявить карандаш, и я с сожалением бросила своё занятие.

О человеческом коварстве и подлости, о переменчивости судьбы, о том, что жизнь полна испытаний, которые надо преодолевать, терпеть и ждать, о том, какое сильное оружие лживое слово говорилось в сказке. Но ведь и об истинном человеческом великодушии тоже. В конце сказки разоблачённые интриганки ткачиха, повариха и баба Бабариха
«Разбежались по углам;
Их нашли насилу там.
Тут во всём они признались,
Повинились, разрыдались;
Царь для радости такой
Отпустил всех трёх домой"
Хорошо помню, как потрясло и обрадовало меня это великодушие. Я не хотела мести, я боялась, что этим закончится сказка. Не только из жалости к глупым бабам боялась (их мне не особенно жалко было), а прежде всего из жажды совершенства. Мне хотелось, чтобы царь Салтан во всём был безупречен. Мне нужен был такой герой - сильный, благородный и щедрый человек, который не опускается до мести.

А как завораживало звучание стиха! Я ходила по огороду, карауля наши грядки с крошечными огурцами и мячиками-арбузами от набегов соседского хулигана-мальчишки, и с упоением декламировала:
«В синем небе звёзды блещут,
В синем море волны плещут,
Туча по небу идёт,
Бочка по морю плывёт».
И по сравнению с тем, что испытывали заключённые в бочке люди и как мужественно они держались, опасность нападения хулигана казалась мелкой, а стихи взбадривали дух.

Эта большая, массивная, красивая книга у меня до сих пор стоит на полке, я берегу её всю жизнь. Добротное издание с огромным количеством иллюстраций, но, конечно, очень потрёпанное: как-никак уже третье поколение её читает. Книга моего детства.

Alena999 / 07 янв. 2015 г., 14:37:20

В синем небе звёзды блещут,

В синем море волны хлещут.

Koshechka0207 / 19 июля 2013 г., 21:59:25

Сравни мир, в котором живёт царь Салтан, и мир, в котоором существует его сын, князь Гвидон. Сделай вывод. (Сказка о царе Салтане)

1."Царство славного Салтана"-Царство Салтана похоже на обжитую деревню, где всё всем давно известно и ничего не меняется.

1."Чудный остров" Гвидона-______________________________________________________________

2.Гвидон постоянно в движении, путешествует, узнаёт новое

2.Салтан____________________________________

3.Сам царь похож на простого сельского жителя (даже когда сидит на троне) .

3.______________________________________________

4.Остров Гвидона-это просторы без границ; кругом-морская ширь, космос:

В синем небе звёзды блещут,

В синем море волны хлещут.

4.Царство Салтана это-_________

Вика04092003Вика / 01 дек. 2014 г., 5:24:42

Сравни мир, в котором живёт царь Салтан, и мир, в котоором существует его сын, князь Гвидон. Сделай вывод. (Сказка о царе Салтане)

1."Царство славного Салтана"-Царство Салтана похоже на обжитую деревню, где всё всем давно известно и ничего не меняется.

1."Чудный остров" Гвидона-______________________________________________________________

2.Гвидон постоянно в движении, путешествует, узнаёт новое

2.Салтан____________________________________

3.Сам царь похож на простого сельского жителя (даже когда сидит на троне) .

3.______________________________________________

4.Остров Гвидона-это просторы без границ; кругом-морская ширь, космос:

В синем небе звёзды блещут,

В синем море волны хлещут.

4.Царство Салтана это-_________

Gulieva2001 / 14 марта 2014 г., 14:39:52

На солнце нельзя было теперь взглянуть,- лохматыми ослепительными потоками оно лилось с вышины. По синему-синему небу плыли облака, словно кучи снега.

Весенние ветерки пахнули свежей травой и птичьими гнездами.Перед домом лопнули большие почки на душистых тополях, на припеке стонали куры. В саду, из разогретой земли, протыкая зелеными кочетками догнивающие листья, лезла трава, весь луг подернулся белыми и желтыми звездочками. С каждым днем прибывало птиц в саду. Забегали между стволами черные дрозды - ловкачи ходить пешком. В липах завелась иволга, большая птица, зеленая, с желтой, как золото, подпушкой на крыльях,- суетясь, свистела медовым голосом.Как солнцу вставать, на всех крышах и скворечниках просыпались, заливались разными голосами скворцы, хрипели, насвистывали то соловьем, то жаворонком, то какими-то африканскими птицами, которых они наслушались за зиму за морем,- пересмешничали, фальшивили ужасно. Сереньким платочком сквозь прозрачные березы пролетел дятел, садясь на ствол, оборачивался, дыбом поднимал красный хохолок.И вот в воскресенье, в солнечное утро, в еще не просохших от росы деревьях, у пруда закуковала кукушка: печальным, одиноким, нежным голосом благословила всех, кто жил в саду, начиная от червяков:- Живите, любите, будьте счастливы, ку-ку. А я уж одна проживу ни при чем, ку-ку...Весь сад слушал молча кукушку. Божьи коровки, птицы, всегда всем удивленные лягушки, сидевшие на животе кто на дорожке, кто на ступеньках балкона,- все загадали судьбу. Кукушка откуковала, и еще веселее засвистал весь сад, зашумел листьями.
2. КОГДА ЗАКУКОВАЛА КУКУШКА
3. НАЙДИ В ТЕКСТЕТ И ВЫПИШИ С ЧЕМ СРАВНИВАЕТ АВТОР ЛЕТЯЩЕГО ДЯТЛА

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...