Тюнина Анастасия. Сказочный мир А.С. Пушкина, удивительный и волшебный! Чему учат сказки Пушкина

Аудиосказка длится порядка 39 минут. Текст читает И. Смоктуновский, музыка – Н. Римского-Корсакова. Подходит детям всех возрастов, но лучше ставить ее малышам от двух лет, так как текст рассказа содержит много незнакомых для малыша слов, а само произведение звучит достаточно долго, что может быть утомительно для маленьких детей. Поэтому, предварительно прослушав аудиосказку, условно разделите ее на разделы и включайте ребенку 1-2 раздела за раз, например, перед сном. Перед прослушиванием очередной части сказки обязательно вспомните, о чем рассказывалось в предыдущих эпизодах. Для этого можно задавать ребенку наводящие вопросы или показать картинки, соответствующие эпизодам сказки. Можно предложить юному слушателю нарисовать сюжет прослушанных разделов.

Слушать сказку онлайн

«Сказка о царе Салтане» Александром Сергеевичем Пушкиным была написана в далеком 1831 году. Однако за время ее существования она становится все более популярной, поскольку нравится и детям, и взрослым, а ее строки уже давно разобраны на цитаты, поскольку запоминаются легко. Вообще Пушкин – гениальный поэт. За свою недолгую жизнь он сумел стать востребованным автором, причем признание его настигло при жизни, что в те времена случалось достаточно редко. Пушкина считают основоположником русского литературного языка. Это великий человек: он и поэт, и драматург, и прозаик, и литературный критик, и историк, и публицист. Его литературное наследие содержит сказки, поэмы, стихотворения, драматические произведения и прозу. Каждое произведение поэта – шедевр, в котором спрятана глубокая мысль. И что-то в его творчестве все же есть магическое, поскольку не любить его детище не получается.

Краткое описание сюжета

О чем же повествует «Сказка о царе Салтане»? В рассказе идет речь о трех сестрах, которые поздним вечером, сидя у окна, мечтают о своем счастливом будущем в статусе цариц. Ради этого каждая из девушек готова буквально на все: первая – устроить пир, который мир не видал, вторая – наткать невиданной красоты полотна для всего человечества, а третья мечтает родить царю сына-богатыря. Царь Салтан подслушал разговор девиц, и именно третья сестра запала ему в душу – ей он и предложил стать царицей. Старшим двум сестрам он предложил перебраться в царский дворец и стать поварихой и ткачихой.

Старшие сестры согласились, вот только злобу на царя и младшую сестру затаили. И когда Салтан уехал на войну, а царица родила ему наследника, ткачиха с поварихой отправили царю весть, что у него родился ребенок – не то сын, не то дочь, и вообще существо, похожее на неведомого зверя. Царицу с ребенком приказывают заколотить в бочку и бросить в море – якобы так велел сам Салтан.

Спустя какое-то время волна выбрасывает бочку на берег, она разбивается, и из нее выходят царица и царевич Гвидон – юный красавиц. Волею судьбы покровительницей юного Гвидона становится царевна-лебедь, которая в знак благодарности возводит замок для царицы и ее сына, причем замок этот настолько красив, что аналогов ему нет во всем мире, и чудеса в нем собраны небывалые. Чем же закончится сказка? Повстречаются ли царь Салтан и князь Гвидон? Будут ли наказаны повариха и ткачиха за свои деяния? Узнать обо всем этом можно, прослушав сказку до конца.

А. С. Пушкин «Сказка о царе салтане».
тема сказки. события сказочного текста

Тип урока: решение частных задач

Педагогические задачи: показать элементы анализа сказки с точки зрения жанра, сюжета, композиции; отметить языковые особенности литературной сказки; отличие литературной сказки от народной; создать условия для организации работы над навыками выразительной речи; обучения работе с текстом; закрепления литературных терминов жанр, сюжет, композиция ; способствовать формированию нравственных ценностей, отраженных в поэтической сказке А. С. Пушкина (нравственный урок сватье Бабарихе, поварихе, ткачихе); развитию умений работать с текстом сказки в поэтической форме, определять тему, главную мысль, характеризовать героев произведения; находить средства художественной выразительности, анализировать произведение живописи, соотносить текст сказки с произведением живописи

Планируемые результаты

Предметные:

научатся задавать вопросы по прочитанному произведению, находить на них ответы в тексте; работать
с текстом сказки в поэтической форме; определять тему, главную мысль, характеризовать героев произведения; находить средства художественной выразительности; учить анализировать произведение живописи; соотносить текст сказки
с произведением живописи

Метапредметные:

познавательные : ориентируются в художественной книге; осуществляют самостоятельный и целенаправленный выбор книги; поиск необходимой информации в произведении живописи (тема, главная мысль, композиция); соотносят произведения живописи с литературным текстом;

регулятивные : самостоятельно составляют план урока: определяют тему, цели и задачи урока, планируют действия по выполнению задач урока, оценивают выполненные действия, фиксируют по ходу урока и в конце его удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой (с помощью шкал, значков «+» и «–», «?»);

коммуникативные : соблюдают правила взаимодействия в паре и группе

(распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договориться о совместных действиях)

Личностные:

осмысливают нравственные ценности сказки; осознают, что благодаря использованию изобразительно-выразительных средств автор проявляет собственные чувства и отношение к героям своих произведений

Образовательные ресурсы : схема «Виды сказок», портрет А. С. Пушкина, иллюстрации с изображениями предметов из сказок

Организационная структура урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащегося (осуществляемые действия)

Формируемые способы деятельности

I. Организация начала урока

Каждый день – всегда, везде,

На занятиях, в игре –

Смело, чётко говорим

И тихонько сидим.

Я спешу сказать вам: «Радости!

Удач, успехов и везенья!

Всем в этом классе

Прекраснейшего настроения»

Повернулись лицом к друг другу, улыбнулись и пожелали успеха друг к другу.

Проговаривают стихотворение, психологически настраиваясь на урок.

Показывают готовность
к уроку. Приветствуют учителя

Владеют навыками психологической подготовки к уроку, организации рабочего места, вежливого общения

II. Сообщение темы и цели

Сегодня урок-путешествие по стране «Лукоморье». А находится она где-то в сказках А. С. Пушкина. Отправимся туда?

Продолжите название сказки. «Сказка о царе Салтане…» вашим домашним заданием было прочитать сказку

Чем мы с вами сегодня будем заниматься?

Внимательно слушают.

Отвечают на вопрос

Принимают
и сохраняют учебную задачу

III. Повторение изученного материала

Вы себе можете представить свою жизнь без сказок?

Вам нравится слушать и читать сказки? Вы верите в чудеса?

Сказки мы слышим с раннего детства, они украшают нашу жизнь, и даже в зрелом возрасте люди любят читать сказки.

Скажите, какие виды сказок вы знаете. (Обращается к схеме на доске «Виды сказок».) (См. ресурсный материал.)

Как видите, у сказок много дорог. Можно пойти дорогой волшебных сказок и узнать чудо чудное и диво дивное. А можно пойти дорогой бытовых сказок или сказок о животных. Но в любой сказке заложен глубокий смысл.

Демонстрирует портрет А. С. Пушкина.

А. С. Пушкин говорил: «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!»

Скажите, А. С. Пушкин писал только сказки?

Давайте вспомним изученные нами жанры, в которых писал А. С. Пушкин.

Кто рассказывал А. С. Пушкину сказки?

Отвечают на вопросы.

О животных, бытовые, волшебные.

Сказки, стихотворения, поэмы.

Няня Арина Родионовна.

Формулируют ответы на вопросы, поставленные учителем. Умеют слушать в соответствии
с целевой установкой. Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.
Дополняют, уточняют

Посмотрите: на выставке представлены книги, с которыми вы знакомы. Проверим, насколько внимательно вы их читали.

Вы знаете, что такое «Бюро находок»? Сегодня у нас открылось «Бюро литературных находок». К нам попали герои пушкинских сказок, помогите им найти свои сказки.

Показывает предметы.

Рыбка «Сказка о рыбаке и рыбке»

Белка «Сказка о царе Салтане»

Петушок «Сказка о золотом петушке»

Месяц «Сказка о царе Салтане», «Сказка о мертвой царевне…»

Яблоко «Сказка о мертвой царевне…»

Заяц «Сказка о попе и о работнике его Балде»

Лошадь «Сказка о мертвой царевне…» , «Сказка о попе и о работнике его Балде»

Кораблик «Сказка о царе Салтане»

Лебедь «Сказка о царе Салтане»

Посмотрите на эту картину, какой дивный образ изобразил художник. Мы в этой Царевне- лебедь видим гордую и нежную душевность сказочной птицы, а написал эту восхитительную картину известный художник-романтик Михаил Врубель

Ну, а теперь немного отдохнем на морских волнах, представляя на нем корабль

Физкультминутка для глаз «На море» (под музыку релакс «Шум моря, крики чаек»)

Закройте глаза.

«Начертить» глазами линию горизонта: слева-направо, справа-налево.

«Начертить» «лодочку» (дуга книзу): слева-направо, справа-налево.

«Начертить» «мачту» (прямая вверх-вниз).

«Начертить» «парус» (дуга вверх-вниз).

Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет;

Он бежит себе в волнах

На поднятых парусах.

На море ветер – набрать в легкие воздуха и дуть на кораблик.

На море солнышко – «начертить» «солнышко» (круг вправо-влево).

Яркое солнышко – «солнышко ослепило» (сильно зажмуриться).

Теплое солнышко – потереть ладони и положить на глаза.

Открыть глаза и поморгать

Называют, из каких сказок предметы

Выполняют физкультминутку

высказанные мнения. Находят ответы

на вопросы

в тексте (читают вдумчиво, понимают все слова, представляют, о чем говорится). Осуществляют логические действия

Выполняют физкультминутку согласно инструкции учителя

IV. Изучение нового материала.

1. Вступительное слово учителя.

2. Чтение сказки.

3. Работа над сказкой. Анализ и обсуждение прочитанного

Отдохнув немного, давайте теперь вернемся к нашему произведению и проведем небольшой анализ

Посмотрите на слайд, откройте книги и найдите, подходящие строки к нему

Анализ и обсуждение прочитанного.

1) Как царь выбирал себе жену? Какие были варианты? С чем связан его выбор?

2) Кто и почему желал несчастий молодой царице?

3) Почему они так поступили? Зависть – это отрицательная черта характера человека.

4) А бывает ли она положительной? Да, конечно когда человек искренне радуется за другого, не желая при этом зла. Вернемся к сказке…

5) Какие распоряжения дал царь, узнав неприятные новости? Найдите эти строки

Внимательно слушают.

Читают текст сказки.

Выполняют задания,
отвечают на вопросы.

Умеют слушать в соответствии

с целевой установкой. Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.

Осуществляют логические действия. Адекватно воспринимают информацию.

6) Но что сделали ткачиха с поварихой? Найдите эти строки…

Почему они так поступили? И вот по указу царя.. посмотрите на слайд что произошло…прочитаем эти строки

7) Какие чувства вы переживаете, когда читаете этот отрывок?

8) Каким образом мать и сын оказались на воле? Смотрим слайд

9) Каким образом царевич стал свидетелем беды, которая нависла над лебедью?

10) С какой интонацией нужно читать эти строки? Прочитайте.

11) Как же отблагодарила лебедь спасителя?

V. Закрепление знаний. Повторение изученного.

1. Игра «Верю
не верю»

(+ или –).

А сейчас выполним небольшой тест (включается спокойная мелодия Эдварг Гиг)

Проверка парная с доски

Оцевание Если останется время…..

Я прочитаю высказывание или отрывок, а вы соглашаетесь или нет.

1) Здравствуй, красная девица, –

Говорит он, – будь царица

И роди богатыря

Мне к исходу ноября (–) (сентября).

2) Ребенок родился 71 см (+) (Аршин – старинная русская мера длины, равная 71 см.)

3) Царице и её сыну, перед тем как посадить в бочку, прочитали закон (–) (указ) .

4) Бочку с сыном и матерью принесла на берег волна. (+)

5) Смотрит – видит, дело лихо:

Бьется лебедь средь зыбей,

Орел носится над ней. (–) (Коршун.)

6) Подстреленный Гвидоном коршун оказался чародеем. (+)

Выполняют задания, отвечают на вопросы.

Осуществляют логические действия. Владеют навыками осознанного и выразительного чтения. Формулируют ответы на поставленные учителем вопросы.

7) Остров, на котором жил Гвидон, назывался Боян. (–) (Буян.)

8) Гвидон сам построил город на острове. (–) (Лебедь ему сделала подарок.)

9) О чудесах на острове Буяне Салтан узнал от Бабарихи. (–) (От корабельщиков.)

10) Белка песенку поет «Во поле береза стояла» (–) («Во саду ли, в огороде…».)

11) Гвидон пять раз летал к Салтану. (–) (Три.)

12) Гвидон превращался в муху, комара, стрекозу. (–) (В комара, муху, шмеля.)

13) Царевна Лебедь встречала Гвидона у моря словами:

Здравствуй, принц ты мой прекрасный!

Что ты тих, как день ненастный. (–) (Князь.)

14) Лебедь стала женой князя Гвидона. (+)

15) Каждая из героинь – ткачиха, повариха, Бабариха – была укушена в глаз. (–)

(Гвидон пожалел свою бабушку Бабариху.)

Используют простые речевые средства для передачи своего мнения. Полно и точно выражают свои мысли

2. Игра «Портреты и герои»

Нужно узнать героев по описанию портрета:

а) Месяц под косой блестит,

А во лбу звезда горит;

А сама-то величава,

Выступает, словно пава… (Царевна Лебедь.)

б) Все красавцы удалые,

Великаны молодые,

Все равны, как на подбор. (33 богатыря.)

в) Весь сияя в злате,

Сидит в палате

На престоле и венце

С грустной думой на лице. (Царь Салтан.)

Как можно объединить этих героев сказки? Почему?

Кого можно добавить к этому списку?

Какие герои сказки являются отрицательными? Почему?

Формулируют ответы
на поставленные учителем вопросы.

Положительные герои.

Князь Гвидон, корабельщики, белка, дядька Черномор, царица.

Чародей, повариха, ткачиха, сватья баба Бабариха

VI. Обобщение

Сказка ложь да в ней намёк,

Добрым молодцам урок.

Какой урок получил каждый из вас, читая эту сказку?

К какому выводу вы пришли, прочитав эту часть сказки ?

Мир пушкинских сказок гармоничен и прекрасен тем, что ненависть, корысть, зависть – все зло в мире – обречены на гибель. Первоначально в жизни не зло, а материнская любовь, вообще любовь.

Люблю я Пушкина творенья,

И это вовсе не секрет.

Его поэм, стихотворений

Прекрасней не было и нет!

С мальства его читаем сказки,

В них жар души, природы краски.

Добро цветёт в них, злоба чахнет.

В них русский дух, в них Русью пахнет!

Делают выводы и обобщения

Формулируют ответы на вопросы

VII. Домашнее задание

Выучить понравившийся отрывок сказки А. С. Пушкина наизусть по выбору, сказку дочитать до конца .

Составить характеристику одного из героев сказки Ангелине, Кариму Саше, Эльвине, Карине и Камилле.

К нам приходят пушкинские сказки, Даже если мы уже не дети,

Яркие и добрые, как сны. В тридцать, сорок или шестьдесят

Сыплются слова, слова-алмазы, Убегаем мы порою в детство,

На вечерний бархат тишины. Убегаем к Пушкину опять!

Шелестят волшебные страницы, Убегаем в буйство свежих красок,

Всё скорей нам хочется узнать. В торжество добра над тёмным злом.

Вздрагивают детские ресницы, Убегаем в пушкинские сказки,

Верят в чудо детские глаза! Чтоб добрей и лучше стать потом!

Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы

Принимают
и сохраняют учебную задачу. Осуществляют поиск средств ее достижения

VIII. Итог урока. Рефлексия

Что было интересного на уроке?

Что показалось вам трудным?

Как можете оценить свою работу на уроке?

Все работали хорошо, особенно молодцы…

Осуществляют самоанализ учебной деятельности

Владеют навыками самоанализа

Сочинение на тему: Царь Салтан. Произведение: Сказка о царе Салтане


ЦАРЬ САЛТАН - герой сказки А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтано-виче и о прекрасной царевне Лебеди» (1831), написанной на основе сказки, поведанной поэту Ариной Родионовной. В передаче Арины Родионовны С. вовсе не имя, а как бы удвоение титула: царь-султан. Пушкин остроумно переделывает его в С. Получилось весьма колоритное, подлинно сказочное имя, сохраняющее славянскую окраску и намек на несметные «султанские» богатства. С.- царь идеальный, олицетворение мечты русского народа, отец-батюшка. Такой царь может запросто простоять весь вечер «позадь забора» и ненароком подслушать беседу трех девиц за пряжей. Царство С.- вполне домашнее, с хорошо протопленной печью в морозный крещенский вечер. Мысли царя самые простые. Три сестрицы пообещали ему разное и несбыточное, и он уверен, что стоит ему лишь пожелать, и все это сбудется. А главное, «к исходу сентября» у него будет сын-богатырь. Гвидон становится воплощением благополучной, подчиняющейся действительности. С. верит в чудеса. Идеальный образ С. разрушается под влиянием прозы жизни. Затягивается война, в которой С. «бьется долго и жестоко». Интригуют ткачиха с поварихой, с сватьей бабой Бабарихой и добиваются изгнания любимой жены с младенцем. Но чем сильнее одурманивают они царя слухами о чудесах, тем слабее становится их власть над ним. Наконец чаша любопытства переполнена, и С. разрывает паутину своего безволия. Реальность, ожидающая его, оказывается богаче самых заманчивых снов. Царь С. обретает даже больше того, о чем мечтал. Главное же - семейное счастье восстановлено. Справедливость торжествует, недобрые чары развеяны. «Царь для радости такой» всех прощает и его, конечно, «уложили спать вполпьяна». На сюжет пушкинской сказки написана одноименная опера Н.А.Римского-Корсакова (соч. 1900).

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКА

Тема: Анализ сказки А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане»

Цель :
    а) показать элементы анализа сказки с точки зрения жанра, сюжета, композиции; б) отметить языковые особенности литературной сказки; в) отметить отличие литературной сказки от народной; работать над навыками выразительной речи; учить работе с текстом; закрепить литературные термины «жанр», «сюжет», «композиция»
Методы: анализ сказки по плану; работа с текстом, выразительное чтение.Наглядность : иллюстрации по сказкам А.С.Пушкина, рисунки учащихся, музыка Глинки, инсценировка отрывка «Сказки о царе Салтане»Ход урока: Сегодня займемся анализом сказки А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане…», отметим языковые особенности литературной сказки, закрепим понятие литературных терминов «жанр», «сюжет», «композиция».Назовите общие особенности волшебных сказок (см.план)
    Есть волшебство Странствия, приключения героев Кто-то мешает или помогает Герой воюет с нечистой силой Эпизоды повторяются по 3раза Есть зачин, концовка Добро побеждает зло
А теперь назовите жанровые особенности сказки волшебной (см.план)
    Повторы Общие места Строй сказки плавный, напевный Сказочник рисует словами образы, как красками
А теперь непосредственно обратимся к сказке «О царе Салтане». Найдите памятку «Жанр». А теперь, пользуясь этим планом, расскажите все, что касается понятия «жанр» по сказкеЖанр – это вид литературы. Сказки бывают народные и литературные «Сказка о царе Салтане» - литературная, т.к. есть автор А.С.Пушкин. Пушкин придумал характеры своим героям, побуждения, поступки

Приведите примеры героев, где был бы показан его характер

В кухне злится повариха (злость) Плачет у станка ткачиха, И завидуют оне Государевой жене (зависть) С ободренною душой князь пошел к себе домой (спокойный) Определите характер героя, каким его изобразил Пушкин? (на листочке - письменно) Тот (коршун) уж когти распустил, клев кровавый навострил
    Хищный
Что еще придумывает Пушкин для своих героев?

Мысли

Приведите примерыКабы я была царица, - Говорит одна девица, - То на весь крещенный мир Приготовила б я пир… Кабы я была царица, - Третья молвила сестрица, - Я б для батюшки царя Родила б богатыря

А какие человеческие чувства вы знаете?

Любовь, ненависть, зависть, печаль, благодарность…

А теперь определите, какое чувство изобразил Пушкин в данном отрывке. (Отметить на листе под цифрой 2 - письменно) Век тебя я не забуду: Отплачу тебе добром, Сослужу тебе потом!
    Благодарность
Какая еще особенность литературной сказки отмечается?

Пушкин придумывает ход событий

Назовите основные события сказки «О царе Салтане…»Разговор 3 девиц подслушан царем; свадьба; война; родился сын; зависть сестер и тетки; бочку бросили в море; Гвидон вырос; убил коршуна; избавил царевну-лебедь; Та подарила Гвидону город; белку; 33 богатыря стали дозором город обходить. Гвидон женился на царевне. Встречи с корабельщиками; приезжает царь Салтан. Завистницы прощены. Радость. Жуковский, прочитав две сказки Пушкина «О попе и его работнике Балде» и «Сказку о царе Салтане», написал «У Пушкина … сказки русские народные, …совершенно русские… Прелесть невообразимая» (слова написаны на доске)Докажите, что Пушкин некоторыми элементами русских народных сказок воспользовался. Что взято автором из русских народных сказок?Имена (Бабариха, царевна-лебедь, коршун-чародей, белка-искусница, завистливые сестры) Костюмы (В чешуе, как жар горя, 33 богатыря; под косой луна блестит…) Узнайте по костюму героя сказки и запишите на листе под цифрой 3 (письменно) Весь сияя в злате он сидит в палате на престоле и в венце
    Салтан
Продолжаем работать над тем, что еще использовано А.С.Пушкиным из народных сказок

Приключения, странствия героев:

Бочка по морю плывет… А ткачиха с поварихой, с сватьей бабой Бабарихой извести ее хотят… Как вы понимаете эту шутку? А ткачиха с поварихой С сватьей бабой БабарихойОколо царя сидят –Четырьмя все три глядятДвух сестер укусил Гвидон около глаза, когда оборотился в насекомых. А комар-то злится, злится И впился комар как раз Тетке прямо в правый глаз. Повариха побледнела, обмерла и окривела! Зажужжал он и как раз Тетке сел на левый глаз, И ткачиха побледнела: «Ай!» - и тут же окривела. Мы не случайно говорили о шутках, т.к. в русских сказках они часто встречаются. Что вы можете сказать о времени и месте действия?Сказка на вечные времена: «Каждый день идет там диво». Место действия: царство славного Салтана, город на острове Буян, море. Корабельщики объехали весь свет: За морем житье не худо… Что общим является для сказки литературной и народной?
Мораль
Какую мораль можно извлечь из этих слов? А ткачиха с поварихой С сватьей бабой Бабарихой Разбежались по углам: Их нашли насилу там. Тут они во всем признались,Повинились, разрыдались

Не надо совершать злые поступки, не надо завидовать

Докажите, что в сказке есть жизненная правда

Царь для радости такой отпустил всех трех домой…

Ветер по морю гуляет…

Чему учит сказка?

Учит справедливости, добру, правде

II. Анализ сказки по плану «Сюжет». Что такое сюжет?Это последовательность событий. В любой сказке есть конфликт. Сестры завидуют младшей, которая становится царицей. Конфликт углубляется, когда рождается сын. В сказке всегда кто-то помогает или мешает. Помогает царевна-лебедь. Мешает царевне коршун. Мешают царице сестры и Бабариха. Сказка имеет волшебство. Н-р, сын растет не по дням, а по часам. Гвидон превращался в насекомых… В сказке есть странствия героев: корабельщики объехали весь свет Помогаем приводить примерыГвидон летает к царю Салтану. Герой воюет с враждебными силами. Гвидон убивает коршуна-чародея, мстит теткам и Бабарихе (кусает их). Добро побеждает зло. Сказка заканчивается счастливым концом: радостной встречей Салтана с женой и сыном. Завистницы прощены. III. Рассмотрим план под названием «Композиция». Что такое композиция?Композиция – это построение произведения. Сказка обычно начинается с зачина: (царя с царицею)Три девицы под окном Пряли поздно вечерком… В сказке есть концовка: Я там был, мед, пиво пил Да усы лишь обмочил.

В сказке эпизоды повторяются по 3 раза: н-р, 3 сестры пряли

Цифра 3 волшебная, характерная для многих сказок. Приводим примеры.3 раза Гвидон превращался в насекомых и летал к Салтану. 3 Раза обращался к царевне-лебеди за помощью. Она его 3 раза спрашивала: «Что ты тих, как день ненастный, опечалился чему?» 3 раза заезжают корабельщики, 3 раза угощают их Гвидон и Салтан; они рассказывают о том, что видели на белом свет. Строй сказки плавный, напевный. Груздева, Усманова, Ткаченко читают выразительно отрывок из сказки (инсценировка)IV. А теперь обратимся к особенностям языка сказки.Перечислим их (см.план)
    Синонимы Сравнения Эпитеты Противопоставления Ондокоренные слова Сложные слова Славянизмы Определение после определяемого слова стоит Уменьшительно-ласкательные суффиксы Усилительные частицы, обращения и т.д.
Назовите мне те выражения, которые можно считать пословицами, фразеологизмами, крылатыми выражениямиСловно реченька журчит. Выступает будто пава. Жена не рукавица: с белой ручки не стряхнешь да за пояс не заткнешь Какую особенность языка вы отметите в этой фразе (в этих фразах)? Здравствуй, князь ты мой прекрасный! Бог вас, дети, наградит

Обращение

Удалец, Диковинка, орешки – слова из сказки. Какую языковую особенность вы заметили?

Уменьшительно-ласкательные суффиксы

Грусть-тоска, Гости-господа – Какую особенность языка характеризуют эти слова?

Сложные слова

Найдите в тексте эпитеты

Синее море, божий свет, тугой лук, добрый путь

На листке поставьте цифру 5. Отметьте особенность языка: «Что я царь или дитя? Или К нам он в гости собирался, а доселе не собрался»
    Противопоставление
V. Давайте проведем маленькую викторину по знанию текста
1. Почему Салтан расстался с женой после свадьбы?

В те поры война была

2. Родила царица в ночь не то сына, не то дочь, не мышонка, не лягушку, а (кого?) Неведому зверушку
3. Царь велит своим боярам,Времени не тратя даром,И царицу, и приплод … (что сделать?) Тайно бросить в бездну вод
4. Какую песенку пела белка? Во саду ли, в огороде
5.Разом пушки запалили,В колокольнях зазвонили,К морю сам идет Гвидон…Кого он встречает? Царя Салтана
VI. Давайте подведем итоги. Вы обратили внимание на то, как долго писал сказку Пушкин. На доске написаны следующие цифры:Краткая запись «Сказки о царе Салтане» в Кишиневе – 1822г.Подробная запись в Михайловском – в 1824г.14 стихов, остальное проза – 1828г.Написал полностью в 1831г., устроив творческое соревнование с Жуковским.А легко ли и интересно вам было читать сказку?

Да

Все гениальное просто. А теперь вы видите, сколько трудов на сказку было положено автором. А теперь подведем итоги нашему уроку.Жанр – сюжет – композиция – три этих литературных термина крепко между собой связаны. Что такое жанр? Что такое сюжет? Что такое композиция?

Вид литературы. Последовательность событий. Построение произведения

На этом урок закончен

Что за прелесть эти сказки!
А.С. Пушкин

Все дети любят сказки! Я их тоже очень люблю! Потому что, во-первых, в сказках всегда побеждает добро и торжествует справедливость! А, во-вторых, в сказках можно встретиться с удивительными сказочными героями, с чудесами и волшебством!

Когда я была маленькой, мне читали и рассказывали сказки мама, папа или бабушка. Сказки учат детей тому, что добро будет всегда вознаграждено, а зло наказано, смелый и честный победит, терпеливый дождётся, правда восторжествует. Лучше всего это выражено в народных сказках. Прожитые чувства вместе со сказочными персонажами делают нас добрее и милосерднее, смелее и сильнее. Сказки помогают нам справляться со страхом, перебороть свои слабости и поверить в собственные силы.

Мой папа утверждает, что самую лучшую, самую интересную и самую правдивую сказку человек может сделать реальностью только своими силами, потому что доброе сердце и вера в лучшее - самые могущественные волшебники. Я с ним, конечно, согласна и, думаю, что у меня всё ещё впереди.

Научившись читать, я прочитала много разных сказок: русские народные сказки, казахские народные сказки, сказки народов мира, сказки Бажова, сказки Андерсена, сказки братьев Гримм, сказки Шарля Перро. Но особенно дороги и близки моему сердцу сказки Александра Сергеевича Пушкина. Читая сказки Пушкина, ты погружаешься в удивительный и волшебный мир! И в этот мир тебя заводит твой любимый поэт-сказочник. Здорово, когда есть такие взрослые, которые понимают детей и могут сочинять такие замечательные сказки! Жизнь без сказок была бы очень скучной. К сожалению, многие взрослые забывают, что они тоже были когда-то детьми. По стихам и сказкам А.С. Пушкина видно, что он был очень весёлым и жизнерадостным человеком. Когда я узнала, как прошло его детство, я поняла, почему он стал всеми любимым поэтом.

Воспитанием Александра Сергеевича занимались бабушка Мария Алексеевна Ганнибал и няня Арина Родионовна. Бабушка научила поэта читать и писать по-русски, а сказки маленькому Саше рассказывала Арина Родионовна. Она была крепостной крестьянкой, человеком из бедного и многострадального русского народа. Пушкин её очень любил и посвятил ей несколько стихотворений, наполненных любовью и благодарностью к этой простой русской женщине. Русские народные сказки, былины, предания, звучавшие из уст няни Арины Родионовны, раскрыли перед будущим поэтом красоту и величие русского языка и пробудили в нем любовь к русскому народу.

По-моему, главным секретом мастерства Пушкина-сказочника является особый певучий и мелодичный стихотворный язык поэта. Мне даже кажется, что мой любимый учёный кот - это на самом деле сам Александр Сергеевич, который когда своими мягкими и пушистыми лапками «идёт направо - песнь заводит», а когда - «налево - сказку говорит». Ученый кот протяжно «мурлычет» много сказок, в которых происходят чудеса и волшебство. В этих сказках «на неведомых дорожках» можно увидеть «следы невиданных зверей», избушку на курьих ножках; встретить знакомых нам с детства героев из русских народных сказок - лешего, русалку, тридцать прекрасных витязей, морского дядьку, королевича, царя, колдуна, богатыря, бурого волка, царевну, Бабу Ягу, Кащея! Сам Пушкин писал, что в этих сказочных местах обитает «русский дух…» и «там Русью пахнет!».

Мои любимые сказки Пушкина - это «Руслан и Людмила», «Золотой петушок», «Сказка о царе Салтане», «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о попе и работнике его Балде», «Сказка о мёртвой царевне». Особенно завораживает «Сказка о Царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебедь». Мне кажется, что эта самая чудесная сказка. В этой сказке самая щедрая, самая загадочно-прекрасная из всех сказочных волшебниц - это царевна Лебедь. Какие только чудеса не происходят по велению царевны! Это чудо-остров, удивительная белочка, выход морского войска из пенной волны и, конечно, главное чудо - превращение птицы-Лебеди в царевну, князя Гвидона в комара, шмеля и муху. А какая она красавица - «месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит». В этой сказке побеждают любовь и добро.

Пушкин дал миру много поучительных произведений. Я тоже учусь на примерах сказочных героев А.С. Пушкина. Сказки А.С. Пушкина учат таким качествам, как: доверие, доброта, щедрость, смелость. Так, например, в «Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях» мы попадаем в мир царей и цариц, богатырей и волшебных зеркал. Но и здесь, в стенах богатого дворца, живут зависть и ревность, злоба и лицемерие. Много горя и бед довелось испытать молодой прекрасной царевне, оставшейся без матери. Но чистота души, терпимость, верность данному слову и чувству, доброта и трудолюбие помогли ей преодолеть все козни злой и коварной мачехи и дождаться своего счастья. Эта сказка учит нас тому, что чудеса в мире происходят не только благодаря волшебству и колдовству.

А вот в «Сказке о рыбаке и рыбке» хорошо виден характер жадного человека. В нашей жизни тоже встречаются жадные люди, которые всегда желают чего-то большего, чем они имеют или могут иметь, не знают меру и границу своих возможностей. Александр Сергеевич показал, что за жадность и незнание этой грани люди наказывают себя сами. С одной стороны, старуху можно понять. Бедная женщина, ей надоело жить в нищете, и тут появилась возможность жить хорошо. Она совсем потеряла голову от возможностей и богатства, которые у неё появились. В этой сказке олицетворением зла и жадности считается старуха. Добро учит и наказывает зло. Добро зло не уничтожает, а поучает - рыбка посмеялась над старухой. А.С. Пушкин хотел показать, что люди ещё не поняли, что счастье не в богатстве. Как смешно выглядят люди в погоне за богатством. Рыбка в этой сказке выступает в роли добра, она олицетворяет добро. Рыбка готова была исполнить любые желания старухи, но не хотела служить оружием, с помощью которого старуха хотела добиться величия.

Почему же все так любят стихи и сказки Александра Сергеевича?! Да потому что они написаны простым и понятным языком. Его стихи запоминаются очень легко. Можно прочитать или услышать его стихотворение или сказку один раз, и многое запоминается дословно. А ещё его сказки очень добрые, и даже отрицательные герои не кажутся страшными монстрами. В сказках А.С. Пушкина показывается, как честный и добрый может преодолеть все испытания и трудности и в конце стать счастливым победителем. Сказки Пушкина хочется читать или слушать снова и снова…

В сказках А.С. Пушкина ощущаешь всю красоту и богатство русского языка и русской культуры.

Тюнина Анастасия

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...