Сходство и различие литературной сказки. Сходство и различие литературной и народной сказок. Тема: «Сказка о мертвой царевне». Фольклорная основа

5 класс

Урок № 17.

Тема. Черты сходства и различия волшебной и литературной сказки.

Цель :

    выявить идею «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С.Пушкина; роль художественно-изобразительных средств в сказке, сходства и различий народной и литературной сказки;

    развивать навыки выразительного чтения, чтения наизусть, работы с учебником, иллюстрациями и таблицами;

    Многие люди рассматривают народные сказки и басни как часть одного и того же течения сказок, которые составляют устное и письменное наследие культуры. Они часто имеют дело с подобными фантастическими предметами, и часто оба имеют моральные уроки. Однако, несмотря на эти сходства, существуют некоторые различия между двумя типами сюжетов.

    Басни - это особый тип повествования, в котором животные, растения или подобные персонажи антропоморфизированы или сделаны так, как будто они были людьми. Истории этого типа часто дают моральный урок, который может быть или не быть явно указан в конце. Некоторые басни - это работы известных авторов, другие - неизвестного происхождения. Самая известная коллекция басен - это «Басни Эзопа», хотя неясно, существовал ли когда-либо исторический Эзоп.

    воспитывать внимательных, вдумчивых читателей.

Оборудование: мультимедийная презентация.

ХОД УРОКА.

І. Организационный момент.
II. Проверка домашнего задания.

Выразительное чтение наизусть фрагментов «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях» А.С.Пушкина.

III. Закрепление изученного. 1.Сообщение темы урока, постановка целей и задач.

2. Обращение к учебнику (с.117, часть 1). Знакомство с определением риторического обращения.

Термин «народные сказки» включает в себя множество разнообразных сюжетов, в том числе рассказы о привидениях, сказки и полуисторические рассказы, относящиеся к деяниям известных людей. Чтобы действительно быть сказкой, история должна быть результатом традиционного, часто устного, повествования, а не творчества конкретного автора. Фольклоры могут включать материал из других источников, таких как христианские фольклоры средневековой Европы, которые приписывают фантастические приключения святым и персонажам из Библии.

Ключевое различие в содержании между народными сказками и баснями заключается в том, что, хотя некоторые народные сказки являются баснями, басни далеки от единственного типа сказок. Фольклоры могут включать в себя истории антропоморфизованных животных с моральными темами, но они могут также включать приключенческие истории или рассказы о привидениях. Что касается содержания, то разница между народными сказками и баснями заключается в том, что тело народных историй больше и разнообразнее, и содержит некоторые басни, но не ограничивается ими.

Можно ли назвать обращения Елисея к силам природы риторическими?

3. Выявление идеи «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях».

3.1. Беседа.

Почему, обращаясь к Солнцу и Месяцу, Елисей использует слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами? (Елисей обращается к Солнцу и Месяцу ласково, как к живым существам. В этом обращении нашли отражение народные представления о природе как одухотворённом начале).

Другое ключевое различие между народными сказками и баснями - авторство. История - это действительно сказка, если она принадлежит к традиционному телу рассказов, рассказываемых и пересказываемых разными способами среди общества. Однако не все басни похожи на это. Некоторые басни - это произведения литературы, созданные известными авторами, такими как французский автор Жан де ла Фонтен или английский сатирик Джон Гей. Хотя некоторые басни имеют тот же традиционный фон, что и фольклоры, это не всегда так.

Определите уникальные характеристики жанра: миф, фольклор, фольклор и фея сказки Произведите письменную работу, чтобы показать доказательства знания разных жанров. Прочитайте и прислушайтесь к примерам жанра, чтобы расширить знания о жанровых характеристиках. Читайте мифы и народные сказки, чтобы расширить знания мировых культур и традиций. Отвечайте на вопросы о жанре народной сказки, чтобы продемонстрировать понимание. Используйте веб-инструменты для доступа к информации о разных культурах. Используйте веб-инструменты для написания и публикации оригинальных мифов, сказок и сказок. В зависимости от времени, уровня и уровня зрелости каждого класса, деятельность может быть облегчена как самостоятельная работа, совместная групповая работа или целые занятия. Учителя могут использовать руководство, чтобы обучить полный блок или разбить содержимое на более мелкие учебные компоненты. Некоторые из них: Чтение примеров народных сказок, сказок и мифов, как напечатанных, так и онлайн, как индивидуальная деятельность.

  • Цените разнообразные культуры и традиции через фольклор и народные сказки.
  • Сравнивайте исторические мировые культуры с современными.
  • Продемонстрируйте понимание жанров, отвечая на вопросы.
  • Следуйте за процессом написания, чтобы создать письменность в разных жанрах.
  • Редактирование письменной письменности выполняется небольшими группами.
  • Создание и выполнение скинов как класс.
В зависимости от времени, доступного в классе, назначьте миф и сказку в качестве домашней работы или прочитайте пример каждого жанра в классе.

Почему ветер знает больше Месяца и всемогущего Солнца? (Солнце и Месяц – «повелители» дня и ночи, Ветер – абсолютно свободен, он «гордо веет на просторе, не боится никого, кроме Бога одного». Ветер является символом свободной стихии, воли.)

Назовите повторяющиеся гласные в указанном отрывке. Какое состояние природы можно подчеркнуть с помощью особого выделения этих звуков при чтении?

Урок: «Сказка о мертвой царевне». Фольклорная основа

Укажите, что народные сказки - это истории, передаваемые от одного человека к другому из уст в уста или устной традицией. Обсудите определяющие элементы сказки и напишите их на доске в одной колонке. Затем обсудите миф, прочитанный вслух, и добавьте еще один столбец, чтобы написать элементы мифов, включая такие элементы, как сверхъестественные персонажи, необычные силы или инструменты, природные явления и т.д. объясните учащимся, что они будут изучать и писать свои собственные сказки и свои собственные мифы.

Составьте ряд слов, обозначающих качества характера королевича Елисея.

Почему королевичу Елисею удалось воскресить царевну?

В каком эпизоде проявляется искренняя любовь к царевне?

3.2. Выразительное чтение сцены воскрешения царевны.

В чём разница настроения и музыкального тона этих строчек? В чём причина этой разницы?

Фолтэйл пишет с Алмой Флор Ада и Рейф Мартин

Скажите студентам, что теперь, когда они собрали информацию о народных сказках, они готовы изучить письмо. Пусть студенты начнут писать «Фолклайн» с Алмой Флор Адой и Рейфом Мартином. Поощряйте учащихся записывать характеристики фольклора. Они понадобятся позже, когда сравнивают этот жанр с мифами.

Изучение повседневного фольклора

Попросите, чтобы они использовали рассказывание историй, и свободно практиковали выражение. Например, когда вы читаете, что жанр сказки подразумевает воображение мира, который действует как обстановка, напомните ученикам, что реки и огни могут говорить в мире полукруглых. Шаг 3: Предложите малым группам обсуждать «Алма» и «Рейф», на этой странице. Напомните ученикам также обратиться к советам Мозговой штурма, когда они набросают свои фолклеты. Шаг 4: После того, как они завершили свою переделку, попросите учеников следовать указаниям, чтобы опубликовать свою онлайн-сказку. Поощряйте учащихся использовать параметр «Предварительный просмотр», чтобы проверить их истории еще раз перед отправкой. Они также должны распечатать страницу предварительного просмотра, чтобы подать заявку на оценку учителей. Попросите студентов прочитать «Что такое фольклор?» и «Поиск фольклора» и образцы фольклора, представленные в каждом.

3.3. Выразительное чтение заключительного эпизода сказки от слов «Дома в ту пору без дела…».

Почему царица умерла, увидев царевну живой и невредимой?

Какой урок даёт, от чего предостерегает «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»? Какова главная мысль сказки? (В сказке, как и в жизни, силы зла побеждает любовь, которая сильнее смерти.

Пригласите добровольцев предложить пример каждого из следующих видов знаний: «дети», «сообщество», «семья», «поведенческие» и «устные». Возможно, вы захотите повернуть небольшие группы учащихся, чтобы они могли читать онлайн или распечатывать соответствующие страницы для чтения в автономном режиме.

Семинар по рассказчикам

Скажите учащимся, что они будут изучать фольклор со своей семьей, а затем публиковать свои результаты в Интернете. Практикуйте методы собеседования в классе, прежде чем назначать учеников интервью с родителями и членами семьи. Сделайте копию требований к представлению. Опубликуйте его в классе или раздайте копии студентам. Запланируйте онлайн-слоты для каждого учащегося.

  • Попросите учащихся прочитать «Ваш фольклор».
  • Распечатайте копию советов по исследованиям.
  • Попросите учащихся поделиться своими интервью с классом.
Напомните ученикам, что изначально рассказывали сказки и не писали.

Истинная ценность человека – это красота внутренняя: доброта, кротость, трудолюбие, скромност, искренность, верность.

Зло может скрываться за внешне прекрасной формой. В таком случае ему легко обмануть доверчивость доброты. Однако оно изначально обречено на поражение. Сказка предупреждает: жестокость, злоба, зависть будут непременно наказаны).

Тема: «Сказка о мертвой царевне». Фольклорная основа

Скажите студентам, что они собираются создать устную версию сказки. Затем пригласите небольшие группы, чтобы посмотреть «Как обезьяна украла барабан» и запишите сюжетные сюжеты истории. Пересмотрите мастерскую по написанию народных песен и прислушайтесь к Рейфу Мартину и Алме Флоре Аде, читающим их народные сказки. Станьте рассказчиком Пригласите студентов выбрать установленную сказку, на которой они будут основывать свой устный рассказ. Предложите студентам заложить следующие части при построении своих очерков: начало истории, история, история, решение, история окончания. что ученики используют схему в качестве основы для построения оригинальной истории. Упражнения воображения Предложите группам прочитать оба действия и выбрать тот, который они хотят сделать, чтобы практиковать свои устные и пространственные навыки рассказывания историй. Рассказывать истории вместе. Попросите учащихся проверить свои знания в сказках пробуя эту интерактивную деятельность. Это ваша очередь. Позвольте студентам время репетировать, рассказывая свою историю. На этом этапе ученики должны были делать заметки об элементах фольклорных и фольклорных жанров.

4. Выявление отличий народной и литературной сказки.

4.1. Обращение к учебнику. Чтение статьи «Литературные сказки» (с.122-124, часть 1).

Почему писатели стали обрабатывать народные сказки?

Назовите виды сказок.

Какова заслуга А.С.Пушкина в создании литературных сказок?

В каких сказках вы встречались с сюжетами, похожими на сюжет «Сказки о мёртвой царевне…»?

Мифы во всем мире

В качестве класса вы можете создать полный список на доске. Продолжайте свои исследования, изучая миф-жанр. Попросите студентов продолжить свой список характеристик, но на этот раз для мифов. Объясните, что студенты будут читать мифы, которые возникли во всем мире. Затем попросите учащихся прочитать мифы. Поделитесь картой мира со студентами. Покажите им, как страны на карте соответствуют различным странам, представленным на этом уроке. Попросите учащихся рассказать о том, что они знают о каждой стране или географическом местоположении.

В каких произведениях вы встречались с такими оборотами речи: аль откажешь мне в ответе, девы красной, ясный месяц, ветер буйный, правду молвить, царь был неутешен и др.?

Какова композиция народной сказки?

4.2.Заполнение правой части таблицы, указание события «Сказки о мёртвой царевне и о семи богатырях».

Композиция сказки

Поощряйте учащихся читать различные мифы из регионов мира. Затем попросите их сравнить культуру мифа, который они изучали с современной копией этой культуры. Попросите учащихся в небольших группах ответить на следующие вопросы: Как два разных мифа отличаются друг от друга и похожи друг на друга?

Миф, написанный с Джейн Йолен

Разделите учащихся на группы чтения того же уровня, чтобы прочитать четыре действия по написанию мифа в Интернете. Если у вас ограниченный доступ к компьютеру, распечатайте копию шагов для чтения отдельных учеников. Скажите студентам, что они будут следовать за шагами Джейн Йолен в подготовке к написанию своих собственных мифов. Поощряйте принятие заметок, передавая студентам возможность настройки сцены. Студенты могут использовать сцену для организации своей работы. Предложите им написать феномен, который они выбрали в верхней части диаграммы и заполнить сцену ключевыми словами, которые описывают их миф и их феномен.

В чём сходство пушкинской сказки и народной? (В пушкинской сказке такая же композиция, как и в народной сказке; в сказке А.С.Пушкина, так же как и в народной, побеждает добро, справедливость).

4.3. Заполнение правой части таблицы по ходу беседы.

Черты литературной сказки

Почему в строфе о ежедневных занятиях богатырей сведены воедино враги, угрожавшие Руси в разное время, не говоря уже о пушкинских современниках – «черкесах», да ещё «пятигорских»? (С одной стороны, это свидетельствует о некоторой «обезличенности» врагов в героической сказке или былине, с другой – в этих строчках слышится добродушная ирония автора. Вряд ли такие слова могли бы прозвучать в народной сказке, где герой сражается с представителями иного мира – могущественными и наделёнными особой магической силой).

После того, как ученики прочитают раздел «Мозговой штурм», предложите учащимся использовать инструмент «Мозговые мозговые штурмы» в рамках процесса предварительной записи. Прочитайте вслух студентам записку и указания, а также укажите период и вопрос о процессе. Затем назначьте время для студентов, чтобы использовать машину отдельно. Пусть студенты знают, что они не посещают письменную страницу машины, пока не будут готовы писать. Идти там стирает свою предыдущую работу. Студенты могут использовать страницу для записи, чтобы делать заметки или писать свою черновик своего мифа.

Свойственны ли народной сказке такие подробные описания, как, например, отравленное яблоко:

Соку спелого полно,

Так свежо и так душисто,

Так румяно-золотисто,

Будто мёдом налилось!

Видны семечки насквозь…

4.4. Обращение к учебнику. Чтение статьи «Эпитет» (с.121-122, часть 1).

Чем отличается определение от художественного эпитета?

Подберите к прилагательным высокий, глубокий, хрустальный такие существительные, при которых данные прилагательные стали бы эпитетами.

В сказке А.С.Пушкина найдите 3-4 примера эпитетов.

Свойственны ли народной речи такие слова, как дева, бездна вод, грёзы нощи, печальная мгла? (Эти слова принадлежат иному стилистическому пласту – относятся к так называемой книжной, высокой лексике).

4.5. Обращение к учебнику. Чтение статьи «Ритм. Стихотворная и прозаическая речь» (с. 120-121, часть 1).

Самое существенное отличие пушкинских сказок от народных – стихотворная форма. Чем отличается стихотворная речь от прозаической?

Что такое ритм?

Приведите примеры ритма из «Сказки о мёртвой царевне и о сами богатырях».

IV. Подведение итогов урока.

В чём сходство и различия литературной и народной сказки? (Сюжет, композиция и некоторые черты поэтики «Сказки о мёртвой царевне…» сближают её с народной сказкой. Однако есть в ней и черты литературного произведения: наличие авторской позиции, разнообразие в способах создания образа и характеристики персонажа, некая «психологизация» героев, сочетание фантастического и реального, стихотворный ритм.)

V. Домашнее задание.

1.Составить сообщение о жанре литературной сказки, используя материал урока и статьи учебника «Литературные сказки», с.122-124, часть 1.

2.Инд.задания: подготовить сообщения о лукоморье и дубе, Коте Баюне, Лешем, Русалке.

Тема: «Сказка о мертвой царевне». Фольклорная основа

Урок: «Сказка о мертвой царевне». Фольклорная основа

Сегодня наш разговор пойдет о «Сказке о мертвой царевне и семи богатырях» Эта сказка датирована 4 ноября 1833 года. Основой сюжета послужила русская сказка, рассказанная Пушкину няней, Ариной Родионовной, когда он жил долгую зиму в ссылке, в сельце Михайловском, в имении своих родителей. Сельцо Михайловское было некогда частью дворцовых земель, Указом дочери Петра 1 в 1742 году оно было пожаловано в вечное владение Абраму Петровичу Ганнибалу - «арапу Петра Великого», прадеду Пушкина, в «воздаяние заслуг, оказанных им отечеству». "Приютом спокойствия, трудов и вдохновенья" называл поэт Михайловское. Два года он провел здесь в ссылке - изгнанником.

Сегодня мы с вами попробуем сравнить исходную народную сказку, запись которой осталась в бумагах поэта, со «Сказкой о мертвой царевне...»

Мы уже говорил о том, что в основе литературной сказки часто лежит сказка народная, но измененная, дополненная, приобретшее совершенно новое звучание, служащее целям, которые ставит перед собой автор.

Вот как, очень схематично, выглядит запись сюжета народной сказки:

«Царевна заблудилась в лесу.

Уже странно: сказка без начала.

Вы помните начало сказки Пушкина:

«Царь с царицею простился, В путь-дорогу снарядился, И царица у окна Села ждать его одна.

Сказка Пушкина начинается с разлуки. Рассказ о томительном ожидании «милОго друга» очень похож на народную песню, мы чувствуем тревогу, и она не напрасна.

Ждет-пождет с утра до ночи, Смотрит в поле, инда очи Разболелись глядючи С белой зори до ночи; Не видать милого друга! Только видит: вьется вьюга, Снег валится на поля, Вся белешенька земля. Девять месяцев проходит, С поля глаз она не сводит. Вот в сочельник в самый, в ночь Бог дает царице дочь.

Одна радость влечет за собой другую: возвращение царя Рано утром гость желанный, День и ночь так долго жданный, Издалеча наконец Воротился царь-отец.

На него она взглянула, Тяжелешенько вздохнула, Восхищенья не снесла, И к обедне умерла.

Получается,что царица умирает от радости встречи. От этого противоречия: радость - смерть тревога и беспокойство читателя возрастают многократно.

Язык сказки очень близок народному, особенно это заметно во вступлении: это создает особое настроение. Использованы обороты речи, характерные для сказок путь -дорога, ждет пождет, царь-отец; народные (устаревшие уже в пушкинские времена) формы речи: инда очи разболелись глядючи, издалеча; особые суффиксы, которые добавляют словам выразительности: ласково-печальное - белешенька, тяжелешенько.

В народной сказке упоминается мачеха царевны - новая жена царя. Вот как у Пушкина: Долго царь был неутешен, Но как быть? и он был грешен; Год прошел, как сон пустой, Царь женился на другой. Правду молвить, молодица Уж и впрямь была царица: Высока, стройна, бела, И умом и всем взяла; Но зато горда, ломлива, Своенравна и ревнива.

Замечательная деталь: уж и впрямь была царица. Видимо, первая жена царя (по мнению кого, кстати?) держала себя не по-царски?

Обратите внимание,что в народных сказках о мачехе говорится обычно так: Злая мачеха - и все. А тут характер мачехи не исчерпывается одним определением, а очень подробно описан. Мы еще вернемся к этим строкам.

Историю взаимоотношений новой царицы и зеркальца: «Я ль на свете всех милее, всех румяней и белее?» мы тоже не находим в записи народной сказки. А это очень важная часть истории. Именно зеркальце,само того не желая, направляет гнев мачехи против царевны: «А царевна все ж милее,все ж румяней и белее» "Ах ты, мерзкое стекло! Это врешь ты мне назло. Как тягаться ей со мною? Я в ней дурь-то успокою.

Итак, царица отправляет царевну в лес. Черной зависти полна, Бросив зеркальце под лавку, Позвала к себе Чернавку И наказывает ей, Сенной девушке своей, Весть царевну в глушь лесную И, связав ее, живую Под сосной оставить там На съедение волкам.

В записи народной сказки царевна оказывается в лесу случайно - заблудилась, у Пушкина - злой волей царицы, помните - «черной зависти полна »

Народная сказка между тем рассказывает, что было дальше:

Находит дом пустой, убирает его. Двенадцать братьев приезжают.»Ах,говорят,тут был кто -то - али мужчина, али женщина: коли мужчина, будь нам отец родной или брат названный, коли женщина, будь нам мать или сестра»

Похоже у Пушкина? Очень, только братьев становится 7 . «Входят семь богатырей, Семь румяных усачей. Старший молвил: "Что за диво! Все так чисто и красиво. Кто-то терем прибирал Да хозяев поджидал. Кто же? Выдь и покажися, С нами честно подружися. Коль ты старый человек, Дядей будешь нам навек. Коли парень ты румяный, Братец будешь нам названый. Коль старушка, будь нам мать, Так и станем величать. Коли красная девица, Будь нам милая сестрица".

Сии братья враждуют с другими двенадцатью богатырями, уезжая, они оставляют сестре платок,сапог и шапку: «Если кровию нальются,не жди нас»

В сказке Пушкина не рассказывается об этом,но эта история с волшебными вещами довольно распространена в народных волшебных сказках. Почему же Пушкин не воспользовался таким поворотом? Видимо,потому что это отвлекло бы наше внимание от царевны?

Приезжая назад, спят они сном богатырским. Первый раз 12, второй 24 ,третий раз - 31. Противники приезжают и пируют. Она подносит им сонных капель итд.

Неспособна пушкинская царевна поднести кому-то сонных капель!!! Это - к мачехе.

2.5. Смерть царевны.

Мачеха ее приходит в лес под видом нищенки - собаки ходят на цепях и не подпускают ее.Она дарит царевне рубашку, которую та,надев, умирает

И у Пушкина так же, за исключением детали - не рубашка, а яблоко губит царевну.

Почему так?

Оно Соку спелого полно, Так свежо и так душисто, Так румяно-золотисто, Будто медом налилось! Видны семечки насквозь... Напоено было ядом, знать, оно. Опять налицо несоответствие между внешней красотой и внутренним содержимым. Это яблоко никого вам не напоминает?

Кстати, в народной сказке не объясняется, откуда мачеха узнала про царевну и почему решила ее погубить (хотя в народной сказке мачеха губит падчерицу практически всегда), в сказке Пушкина царевну выдает зеркальце:

…живет без всякой славы, Средь зеленыя дубравы, У семи богатырей Та, что все ж тебя милей.

Царевна умирает

Братья хоронят ее в гробнице, натянутой золотыми цепями к двум соснам.

Пушкинские братья богатыри поступают ровно также. Нами ты была любима И для милого хранима -- Не досталась никому, Только гробу одному".

Да ведь у пушкинской царевны был жених - королевич Елисей. И беда случилась накануне свадьбы, царица-то на девичник (девичьи посиделки перед свадьбой) собиралась.

И, как положено в народной сказке, он отправляется «за красавицей- женой, за невестой молодой» и ищет ее по всему свету,и обращается за помощью к силам природы, с той разницей, что он -то, Елисей, никакого запрета не нарушал - обязательное условие, как мы помним в народной сказке.

В записи народной сказки у царевны нет жениха, Царевич влюбляется в ее труп

Увидел необыкновенную красоту (внешнюю!) - полюбил. Что было дальше, Пушкин не записывает.

Но сочиняет: И о гроб невесты милой Он ударился всей силой. Гроб разбился. Дева вдруг Ожила. Зачем ударился? Надеясь оживить? По-видимому, нет. Тогда почему? Почему именно этот поступок оживил деву? Счастливые царевич и царевна «беседуя приятно, В путь пускаются обратно, И трубит уже молва: Дочка царская жива!»

По законам жанра, добро должно восторжествовать - свадьба - обязательна!!!

Свадьбу тотчас учинили, И с невестою своей Обвенчался Елисей; И никто с начала мира Не видал такого пира; Я там был, мед, пиво пил, Да усы лишь обмочил. Но и зло должно быть наказано: помните, что злых сестер могли выгнать из дому, а могли и кинуть на съедение диким зверям. У Пушкина мачеху никто не наказывает, она сама умирает, от собственной злости: Злая мачеха, вскочив, Об пол зеркальце разбив, В двери прямо побежала И царевну повстречала. Тут ее тоска взяла, И царица умерла.

И это важное отличие литературной сказки от народной.

Таким образом мы видим, что Пушкин использовал детали сюжета народной сказки, но ведут себя герои по-иному, и руководствуются не жесткими -предписанными правилами (как должен поступить герой в сказке), их поступки основаны на их характерах, чувствах, принципах))

Мачеха ненавидит падчерицу «не по должности» ,а из зависти, царевна держит данное слово - но другому я навечно отдана , Елисей бьется об гроб не потому что волшебные помощники ему открыли это - как верное средство спасения невесты - он в этот момент точно знает,что она мертва.

Вот и получается, что сказка Пушкина, основываясь на народной, рассказывает совсем о другом.

На этом наш урок закончен, до свидания.

1. Учебник-хрестоматия для 5 класса под редакцией Коровиной В.Я. М. «Просвещение», 2013 . Часть 1. Стр. 95-114.

2. Библиотека Максима Мошкова ().

Мультфильм по сказке был создан более 60 лет назад. У мультипликации свои законы, и свои возможности: в первую очередь это возможность «оживить» изображение, добавив движение, музыку, кроме того, мультфильмы бывают рисованными и кукольными, яркими -красочными и монохромными (когда используется только один цвет) и даже черно-белыми, без цвета. В мультфильме обычно разговаривают герои, но бывает,что ведет повествование рассказчик.

Посмотрите мультфильм, подумайте, почему его авторы использовали именно такие выразительные средства для передачи всей прелести сказки. Подумайте, почему некоторые фрагменты сказки опущены?

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...