Презентация к уроку «Л.Н.Толстой. Сведения о писателе

Тема "Кавказ" просматривается во многих художественных и литературных произведениях. Писатели, художники, поэты приезжали на Кавказские Минеральные воды отдыхать и лечиться, и это не осталось незамеченным. В Пятигорске, Кисловодске и др. городах КМВ есть не только памятники М.Ю. Лермонтову, А.С. Пушкину, Л.Н. Толстому, но и места, где они останавливались во время своего пребывания там. Эти места очень привлекательны на туристов и жителей города.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Слайд 1
Памятник Л. Н. Толстому в Пятигорске

Слайд 2
Близ входа в Цветник, на солнечной стороне бульвара находится большое здание с колонным портиком. Это старейшее общественное сооружение Пятигорска и первое капитальное строение на КМВ.
В этом здании останавливались император Николай I, генералы И. Ф. Паскевич и Г. А. Емануель, персидский принц Хосров-Мирза, писатели Пушкин, М. Ю. Лермонтов, А. А. Бестужев-Марлинский, Л. Н. Толстой, В. Г. Белинский, композитор М. А. Балакирев, многие известные путешественники и деятели культуры, науки и искусства XIX века. Два раза в неделю, по четвергам и воскресеньям, с 8 до 12 часов вечера в Ресторации проводились благородные собрания с музыкой и танцами. Иногда здесь выступали заезжие музыканты и артисты. Одна из комнат носила мрачное название chambre infernale («адская комната»), в которой шла азартная карточная игра на деньги. Дорогие жилые номера сдавались не более, чем на 5 дней.
Казенная ресторация (пр. Кирова, 30)

Слайд 3
В январе 1943 г., при освобождении Пятигорска от оккупации, здание сильно пострадало от пожара, в котором погибли часть богатейшей библиотеки института, архивы КМВ и города. Капитальный ремонт был произведен в 1953-1955 годах по проекту зодчего И. Г. Шамврицкого. При этом архитектурный облик здания был несколько изменен. Здание было расширено и увеличено, сделаны новые стены, карнизы и части колонн. Внутренняя планировка была приспособлена для нужд разместившихся в нем библиотеки и отделов прежнего института, получившего название НИИ курортологии

Слайд 4
Театральный дом (ул. Братьев Бернардацци, 4)
Многие пятигорчане еще помнят широкоэкранный кинотеатр «Родина» близ Цветника, один из наиболее посещаемых кинозалов города минувшего века. Невзрачное на вид сооружение хранит память о далеком прошлом, так как оно было самым первым театральным зданием на КМВ.Театральная жизнь Пятигорска началась с открытия Казенной ресторации, где на благородных собраниях стали выступать приезжие артисты и музыканты. Однако особого зала, предназначенного для представлений театральных трупп, долгое время не было.
Первый десяток лет в театре каждый сезон выступала приезжая драматическая труппа ставропольских актеров, репертуар которых состоял из новых пьес Н. А. Островского. Летом 1853 г. здесь состоялся концерт датской виолончелистки Эльзы Кристиани, на котором присутствовал молодой Лев Толстой.
Позднее здесь вновь работал кинотеатр «Колизей», в предвоенное время получивший патриотическое название «Родина». Он действовал до 1990-х годов, когда был закрыт на капитальный ремонт по проекту А. С. Кихеля. Ныне бывшее здание кинотеатра занимает ночной клуб «Колизей».

Слайд 5
...Утром пойду в парк
Вот что записал Толстой в своем дневнике 12 сентября 1853 года: «Завтра утром пойду в парк, обдумаю главу Беглеца. Напишу ее до обеда». Запись эта очень волнует всех, кто пишет о пребывании Толстого в Пятигорске. Основываясь на ней, они, повторяя друг друга, утверждают, что парк явился местом создания немалой части произведения, известного нам как повесть «Казаки», что Толстой «в тени этого парка любил гулять и работать над планами и сюжетами своих произведений».
А какой парк имеется в виду? Ну, конечно же, тот, что сегодня именуется Парком культуры и отдыха имени С. М. Кирова. Другого-то, вроде, в Пятигорске нет! Дошло до того, что несколько лет назад, в день 1 мая (!), краеведческая общественность торжественно открыла мемориальную доску, помещенную у главного входа в этот парк, – на ней приведены те пресловутые строки из дневника.

Слайд 6
Это интересно

Слайд 7
Хочется спросить: а известен ли инициаторам создания доски полный текст дневников Льва Николаевича? Думается, что едва ли. В таком случае они прочитали бы запись, сделанную на следующий день, 13 сентября, когда, по их мнению, под сенью парковых деревьев рождались волшебные строки будущих «Казаков»: «Утром была тоска страшная, после обеда ходил, был у Буковского, Клунникова (эти лица неизвестны биографам писателя)… Потом пришла мысль Записок Маркера, удивительно хорошо. Писал, ходил смотреть Собрание и опять писал Записки Маркера». Вот так, совсем по-другому, получилось у Льва Николаевича! И в парке он не был, и «Беглеца» не обдумывал. Правда, работал в этот день вдохновенно. Но все же «Записки маркера» - не «Казаки», которых он продолжал обдумывать, но в другие дни и в других местах.

Слайд 8
А теперь о парке. Согласно словарю русского языка, парком называется «большой сад, роща с аллеями, цветниками, прудами и т.д.». В середине позапрошлого века наш нынешний парк таковым не являлся. Это был заложенный в начале 30-х годов питомник – о его назначении говорит название, приведенное в докладе Строительной комиссии от 7 июня 1845 года: «Казенный огород со школами цветов, виноградных лоз, фруктовых и разных родов широколиственных кустов и дерев для рассадки по публичным садам и цветникам». Никаких аллей, прудов, декоративных цветников там не было еще и в помине.Это подтверждает и план Пятигорска, составленный в 50-х годах. Там зеленый массив в пойме Подкумка выглядит сплошной массой посадок, пересеченной одной-единственной прямой дорожкой. Да и назывался он, как видим, официально «Казенным огородом» или «садовой школой», а в разговорах жителей Пятигорска и приезжих «Казенным садом». Слово «сад» в его названии почти сохранялось до середины ХХ века. Даже в 20-е годы, когда эта зеленая зона давно уже была фактически парком – с аллеями, цветниками, прудами и фонтанами, - именовалась она то «Курортным садом имени 1 Мая», то «Курортным садом имени Карла Либкнехта». Статус парка был придан саду в середине 30-х годов. И только в 1952 году он официально стал именоваться парком. И если бы Толстой захотел побывать в Казенном саду, то написал бы не «пойду», а «поеду», потому что он находился за грородом. Еще менее вероятно, что Лев Николаевич самовольно переименовал сад в парк – в обозначении мест своего пребывания он был обычно достаточно точен. В таком случае, о каком парке может идти речь?

Слайд 9
Елизаветинский цветник (начало пр.Кирова)
В начале пр. Кирова, по сторонам огромной лестницы, ведущей к Академической галерее, расположен заросший низкими деревьями и кустарниками старый цветник. Он является историческим уголком Пятигорска.

Слайд 10
Емануелевский парк (около Академической галереи)
Выше Академической галереи и по склонам Эоловой горы до Лермонтовской улицы широко раскинулся старейший пятигорский парк, который носит имя своего основателя – генерала от кавалерии Георгия Арсеньевича Емануеля (1775-1837), героя Отечественной и Кавказской войн.

Слайд 11
Большинство извилистых дорожек, посыпанных мелким песком, между двумя главными источниками были обсажены лозами вьющегося виноградом на рамках, которые сплетались над головами пешеходов. Между дорожек со скамейками устроены цветочные клумбы. Из посаженных деревьев преобладали молодые дубки и ясени. Первоначально лучшей обзорной площадкой в саду была вершина Горячей горы, а затем – беседка «Эолова арфа». Новый сад был окружен плетнем из колючего лоховника и высокими каменными стенками.При создании сада были обнаружены побочные минеральные источники, которые получили название Аверина, Нелюбина, Товии, Георгия и Ахилла. Эти ключи были обделаны тесаным камнем в виде красивых водных каскадов. Георгиевский источник был назван в честь в честь генерала Георгия Емануеля. Товиевский источник получил свое название в честь наместника Александро-Невской Лавры архимандрита Товии (Тихона Моисеева), который успешно лечился им летом 1828 г. Рядом с этим ключом для архимандрита тогда же была устроена деревянная беседка со скамьями. Впоследствии именем этого популярного среди народа источника были названы ванны, устроенные в левом крыле Елизаветинской галереи.Новый публичный сад в 1832 г. был назван Емануелевским. Этот сад и его достопримечательности (Эолова арфа, гроты и пр.) стали местом, где разворачивались события лермонтовской повести «Княжна Мери».

Слайд 12
Осенью 1853 г. в этот тенистый парк иногда приходил молодой Лев Толстой, создавая главы повестей «Отрочество» и «Казаки». Так, в дневнике от 12 сентября 1853 г. он записал: «Завтра утром пойду в парк, обдумаю главу...».

Слайд 13
Этот обширнейший сад ныне известен всем пятигорчанам как городской Парк культуры и отдыха имени С. М. Кирова.
Казенный сад (ул.Дунаевского, 5)

Слайд 14
Грот Дианы (парк «Цветник»)
В южной части парка «Цветник» находится тенистый прохладный грот, носящий название Грота Дианы. Это одна из наиболее старых и известных достопримечательностей Пятигорска. В 1810-х годах отсюда начиналась пешая дорожка с лестницей, ведущая к главным Александровским ваннам на Горячей горе.
Летом 1829 г. генерал Г. А. Емануель предпринял военную экспедицию к подножию Эльбруса. Военная и научная экспедиция к подножию Эльбруса прошла успешно. Но самым неожиданным ее результатом стало первое официально зарегистрированное восхождение человека на Эльбрус. Вероятно, Емануель планировал в ближайшее время вернуться в лагерь у подножия Эльбруса. Однако трудности, связанные с доставкой плит в удаленные места, подсказали идею установить их на Горячих Водах, соорудив тут искусственный триумфальный грот в форме горы Эльбрус. Однако генерал Емануель вдруг отказался от «двуглавой вершины» и приказал вскоре именовать новое сооружение гротом Дианы. Согласно древним мифам, богиня Диана предпочитала в жаркие дни после купания, отдыхать в тенистых гротах.

Слайд 15
Ермоловские ванны (пр.Кирова,21)
Здание из сосновых брусьев на каменном фундаменте имело в плане форму креста, торцы которого были украшены широкими фронтонами. В центре железной крыши находился бельведер. Здание имело множество высоких полуциркульных окон. К северному и южному фасаду прилегали просторные галереи. К нему по склону горы было проведено удобное шоссе для подъезда больных в экипажах (ныне оно проходит над гротом Дианы).

Слайд 16
Михайловская галерея (Бульвар Гагарина, 2)
Среди деревьев старинного парка за Академической галерей находится протяженное сооружение с причудливыми окнами и башенками. В 1824 г. небольшой «серносоляный» источник розоватого оттенка и с привкусом парного молока, бьющий вверх булькающим фонтанчиком из отверстия в травертине, доктор Ф. П. Конради стал рекомендовать для питья и дал ему название Михайловского, в честь Великого князя Михаила Павловича (1798-1849), младшего брата тогдашнего императора Александра I.

Слайд 17
На кабардинской слободке № 252
Этот адрес своего жительства Толстой сообщает в письме к любимой тетушке, Т. Ергольской. Адрес, как видим, указан предельно точно, и, на первый взгляд, найти дом, где снимал квартиру писатель, совсем не сложно.
Желающих находилось немало, особенно среди посетителей с небольшим достатком – квартиры в слободке стоили куда дешевле, чем в центре города. Ну а условия жизни со временем сделались лучше. Как мы знаем, Лев Николаевич предвосхитил совет Верещагина, ибо не располагал большими деньгами. Свое жилище он так описывает в рассказе «Что случилось с Булькой в Пятигорске»: «Самый город стоит на горе, а под горой есть слобода. Я жил в этой слободе, в маленьком домике. Домик стоял во дворе и перед окнами был садик, а в саду стояли хозяйские пчелы – не в колодах, как в России, а в круглых плетушках». Ну а где же все-таки находился этот домик? К сожалению, нынешний порядок обозначения домов, имеющих на каждой улице свои номера, не совпадает с тем давешним, когда все дома в городе имели единую нумерацию. Поэтому найти сегодня номер 252 кажется абсолютно невозможным. Большинство краеведов лишь указывают, что жил Толстой у самого подножья горы Горячей и что якобы из его двора были видны снежные горы на горизонте. А более основательно занимавшийся поисками этого дома известный Л. Польский добавляет, что предположительно находился он «вблизи моста через Подкумок, на Теплосерной улице».

Слайд 18
Елизаветинская галерея (Начало пр. Кирова)
У самого начала проспекта Кирова, в балке между Михайловским отрогом и Горячей горой находится протяженное белокаменное арочное здание Академической галереи, которое хорошо вписывается в окружающий скалистый пейзаж и с большого расстояния, и сверху похоже на длинный мост или акведук. Здесь некогда находился самый первый питьевой источник курорта.
Ко времени приезда в Пятигорск Толстого на площадке Елизаветинского источника вместо полотняного навеса для гуляния появилось великолепное здание Елизаветинской галереи.

Слайд 19
Дом доктора Дроздова (пр. Кирова, 9)
В начале пр. Кирова, на два дома ниже Пушкинских ванн, находится одно из старейших жилых зданий Пятигорска, на стене которого укреплена мемориальная доска о посещении этого дома молодым графом Львом Толстым.

Слайд 20
Летом 1853 г. пациентом врача Дроздова был юнкер молодой граф Л. Н. Толстой, будущий всемирно известный писатель. Он посещал дом Дроздовых и играл с их дочерью на фортепиано пьесы в четыре руки. Уезжая из Пятигорска, Толстой подарил врачу Дроздову подзорную трубу. Позднее Клавдия Дроздова, в замужестве Любомирская, стала известной пианисткой. После смерти четы Дроздовых, дом перешел к бывшему арендатору казенной Ресторации одесситу Каруте. Он выстроил во дворе дома новое здание с меблированными номерами, которые в 1880-х годах пользовались большой популярностью среди посетителей Вод. В конце XIX века домом владела княгиня Е. И. Султан-Гирей.После революции в зданиях бывшей усадьбы Дроздовых был устроен ряд коммунальных квартир. Ныне старый дом находится в частном владении. В 1988 г. на стене доме была укреплена мемориальная доска в память посещения его Л. Н. Толстым. Здесь планировали устроить местный толстовский музей.

Слайд 21
10(23) ноября 1910 г. писателя похоронили в Ясной Поляне, в лесу, на краю оврага, где в детстве он вместе с братом искал "зеленую палочку", хранившую "секрет", как сделать всех людей счастливыми.
Толстой Лев Николаевич (1828 - 1910 гг.)русский писатель, прозаик, граф.


Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Л. Н. ТОЛСТОЙ. «КАВКАЗСКИЙ ПЛЕННИК». ТЕМА ДРУЖБЫ В РАССКАЗЕ Цели урока: проследить по тексту и сопоставить поведение героев в момент неудавшегося очередного побега, сидения в яме; понять, на чем основана дружба Жилина и Дины, почему девочка вызывает симпатию у читателей. Лихо помнится, а добро век не забудется. Пословица

Проверка домашнего задания «Жилин готовится к побегу» План: Знакомство с жизнью татарского аула. Работа над подкопом. Поиски дороги. Путь побега - только на Север. Внезапное возвращение татар. Побег.

V глава Читатель понял, что инициатором побега является Жилин. Именно он: узнал местность, подготовил лаз под стеной, прикормил собаку, запасся лепешками. Проследим и сопоставим, как вели себя Жилин и Костылин на свободе.

Сравнительная характеристика героев. Жилин Костылин Подготовка побега знакомится с местностью, работает над подкопом, подкармливает собак, делает запас провизии

Сравнительная характеристика героев. Поведение героев на свободе: Жилин Тихо полез в дыру, выбрался; «...Жилин чуть свистнул, кинул лепешки кусок, -Уляшин узнал... и перестал брехать»; снял сапоги, пошел босиком; Торопится, т. к. сбился с пути и забрал вправо «... шикнет, шикнет..., а сам все идет» Затопало в лесу. Спокойно пригляделся, свистнул, посмеялся

Сравнительная характеристика героев. Поведение героев на свободе: Жилин Оба устали, а идти надо «Рассердился... обругал его. - Так я же один уйду». Спрятались от конного Татарина Молчит, старается помочь соратнику встать на ноги «Посадил на себя Костылина, поволок» «Нет, не пойду: не годится товарища бросать»

Сравнительная характеристика героев. Поведение героев на свободе: Костылин «Полез Костылин, да зацепил камень ногой, загремел. .. .Услыхал Уляшин, забрехал и кинулся, а за ним и другие собаки» Тоже сбросил сапоги, но все ноги изрезал, перестал успевать «Подожди хоть немножко, дай вздохнуть, у меня ноги все в крови»

Сравнительная характеристика героев. Поведение героев на свободе: Костылин «.. .все отстает и охает» «Так и упал со страху» «Как хочешь, а я не дойду...» Не смог перетерпеть боль. Криком выдал обоих «Иди один, за что тебе... из-за меня пропадать»

Почему же все-таки побег не удался? Из проделанной работы по сравнению поведения и поступков героев становится понятным, что Костылин оказался не товарищем Жилину, а обузой в дороге. В одинаковых условиях Жилин проявляет находчивость, решительность, стойкость, ведет активную борьбу за свое и товарища освобождение из плена, а Костылин лишен всех этих качеств, он является антиподом герою.

«говорящие» фамилия героев От каких слов образованы фамилии героев? Жила - сухожилие, прочное окончание мышц; жилистый, двужильный - сильный, упругий; Костыль - палка для хромых, безногих. Часто говорили про стОящего человека: «молодецкая жила», «кость да жила, и вся сила». Или «подкостыливает» - плетется помаленьку.

Татарская девочка Дина Что заставляет Дину помогать Жилину? Почему девочка относится к пленному хорошо, старается облегчить его положение в отличие от других горцев? В какой момент и почему она перестает видеть в нем врага? (Только ли оттого, что он сделал и подарил ей куклу?)

Дина Можно ли назвать Дину смелой, решительной? Чем вызвала Дина симпатию у Жилина и у вас, читателей? Применима ли пословица «Лихо помнится, а добро век не забудется» к отношениям Жилина и Дины?

Спасительница Вот сидит вечером Жилин и думает: «что будет?» Все поглядывает вверх. Звезды видны, а месяц еще не всходил. Вдруг на голову ему глина посыпалась; глянул кверху - шест длинный в тот край ямы тыкается. Потыкался, спускаться стал, ползет в яму. Обрадовался Жилин, схватил рукой, спустил - шест здоровый. Он еще прежде этот шест на хозяйской крыше видел. Поглядел вверх,- звезды высоко на небе блестят; и над самою ямой, как у кошки, у Дины глаза в темноте светятся. Нагнулась она лицом на край ямы и шепчет: «Иван, Иван!» - а сама руками у лица все машет,- что «тише, мол».

Какие пословицы применимы к содержанию прочитанного? Нет друга - ищи, а нашел - береги. Друга на деньги не купишь. Дружба дружбе рознь, а иную хоть брось. Иноходец в пути не товарищ. Двум шпагам в одних ножнах не ужиться. Береги честь смолоду, а кафтан снову. Лучше пропасть, чем терпеть чужую напасть. Распутья бояться, так и в путь не ходить.

«Кавказский пленник» - любимый рассказ Л. Н. Толстого. Автор писал о рассказе так: «Это образец тех приемов и языка, которым я пишу и буду писать для больших», «работа над языком ужасная, надо, чтобы все было красиво, коротко, просто и, главное, ясно».

Подготовка к написанию сочинения. Темы: 1. Друзья и враги главного героя. 2. Жилин и Костылин: разные судьбы. Подумайте и выберите тему сочинения. Какую из пословиц можно выбрать в качестве эпиграфа к вашей работе? Почему? Сочинение состоит из вступительной части, в которой автор сообщает, о чем хочет говорить с читателем; основной части, где раскрывается главная мысль работы (идея); заключения, где приводятся выводы по работе и личное мнение о прочитанном. Что такое «рассуждение».

1 слайд

Лев Николаевич Толстой «Кавказский пленник» И как я тогда верил, что есть та зелёная палочка, на которой написано, то что должно уничтожить все зло в людях и дать им великое благо, так я верю и теперь, что есть та истина и что будет она открыта людям и даст им то, что она обещает. Л.Н. Толстой

2 слайд

Какие рассказы Л.Н. Толстого вы знаете? Что писатель ценит в людях, что отвергает? Почему автор обращается к детям?

3 слайд

Автор утверждает, что люди разных национальностей могут найти взаимопонимание, потому что едины общечеловеческие нравственные ценности – любовь к труду, уважение к человеку, дружба, честность, взаимопомощь. И напротив, зло, вражда, эгоизм, корысть по сути своей античеловечны. Мешают же любви разного рода социальные устои, окостенелые национальные преграды, охраняемые государством и порождающие ложные ценности: стремление к чинам, богатству, карьере – всё то, что людям кажется привычным и нормальным. Какие проблемы поднимает автор в рассказе «Кавказский пленник»?

4 слайд

Могут ли жить люди в мире и дружбе? Что их разъединяет и что связывает? Можно ли преодолеть извечную вражду людей друг с другом? В каких людях есть эти качества, а в каких нет?

5 слайд

Разные характеры, разные судьбы Жилина и Костылина. Жилин Костылин Кто первым решил ехать впереди отряда? Почему? Хорошо понимает опасность и рассчитывает только на свою силу, ловкость, быстроту своей лошади. Нетерпелив, безответственен, руководствуется своими прихотями, а не знаниями положения. Захват в плен Кто из героев храбрее? «Только уговор – не разъезжаться». «Не дамся же живой!» «Помутилось у него в глазах, и зашатался». «Заместо того, чтобы подождать, только увидал татар, закатился что есть духу к крепости». «Лошадь под ним стала,и ружье осеклось». Вывод: Жилин сопротивлялся,но вырваться из рук врагов было невозможно. Вывод: офицеры попали в плен из-за легкомыслия и малодушия Костылина, струсившего перед опасностью.

6 слайд

Почему Жилин, увидя предательство Костылина, подумал: «Дело плохо. Ружье уехало»? Письмо о выкупе. «Эх, с ними что робеть, то хуже». «Если он меня пугать хочет, так ни копейки ж не дам, да и писать не стану. Не боялся, да и не буду бояться вас, собак». «Написал Жилин письмо, а на письме не так написал, - чтобы не дошло. Сам думает: «Я уйду». «Он написал письмо домой, пять тысяч монет пришлют». Вывод: Жилин понимает, что уплата выкупа может разорить мать, надеется только на себя, активно ищет выхода. Вывод: Костылин принимает все условия своих врагов, надеется на помощь из дома. Не борется, пассивно подчиняется обстоятельствам.

7 слайд

Первый месяц в плену Высматривает, выпытывает, как ему бежать». «Ходит по аулу, насвистывает, а то сидит, что-нибудь рукодельничает – или из глины кукол лепит, или плетет плетенки из прутьев». «Жилин на всякое рукоделие мастер был». «Костылин еще раз писал домой, все ждал присылки денег и скучал. По целым дням сидит в сарае и считает дни, когда письмо придет; или спит». Вывод: Жилин общительный, активный, хороший мастер. Но его главная цель – совершить побег из плена. Вывод: Костылин безволен, безразличен к окружающему, пассивен.

8 слайд

Первый побег. «Ноги обдерешь – заживут, а догонят – убьют, хуже». «Вставай, садись на закорки – снесу, коли уж идти не можешь». «И черт меня дернул колоду эту с собой брать. Один я бы давно ушел». «Зацепил камень ногой, загремел». «Изрезал все ноги … отстает». «Не дойду, не могу». «Не могу, сил моих нет». «Рассолодел»- ослабел, устал. «Как закричит Костылин: «Ой, больно!» «Иди один, за что тебе из-за меня пропадать». Вывод: занят поискамит дороги, и этой цели подчинено все его поведение: он примечает все окружающее, радуется воле, тревожится за успех побега, старается не замечать боли и усталости;не бросает товарища в беде.. Вывод: Костылин безволен, не желает и не умеет бороться, пассивно следует за товарищем, все его мысли сосредоточены на себе. Окружающего он не видит, испытывает страх.

9 слайд

Почему побег не удался? Побег не удался из-за эгоизма и изнеженности Костылина. Он не чувствует ответственности перед товарищем, несдержан, нетерпелив. - Зачем писатель противопоставляет Жилина и Костылина? Автор показывает, как в жизни много зависит от самого человека. В одних и тех же обстоятельствах одни оказываются героями, другие недостойны называться людьми. Перед вторым побегом «Ну Костылин, пойдем, попытаемся последний раз; я тебя подсажу» «Нет, уж мне, видно, отсюда не выйти. Куда я пойду, когда и поворотиться сил нет?» Вывод: несмотря на все тяготы, Жилин не потерял волю к жизни, стремление к свободе. Вывод: Костылин отказывается от побега, не верит в себя, сдается на милость врагам.

10 слайд

Жилин и Дина. Душевная близость людей из враждующих лагерей. Утверждение гуманистических идеалов в рассказе. На территории Кавказа идет война. В.И. Даль писал: «Наступательная война – когда ведут войско на чужое государство; оборонительная – когда встречают это войско для защиты своего». -Осуждает ли автор горцев за то, что они воюют с русскими? Для народов, живущих на Кавказе, эта война оборонительная, горцы отчаянно сопротивляются, не пропуская русских на свою территорию, но русская армия завоевывает Кавказ и платит высокую цену жизнью многих тысяч русских солдат и офицеров. -Почему старик в чалме озлоблен на русских?

11 слайд

Как и почему изменилось отношение хозяина к пленникам? Жилин вызывает симпатии и у хозяина своей храбростью и чувством человеческого достоинства, и у простых татар своим мастерством, трудолюбием, готовностью сделать хорошее людям, и у Дины, увидевшей в нем доброго и честного человека. Но после попытки побега хозяин ужесточил условия жизни. Жилин – пленник, за которого хозяин получит выкуп, а если это не удастся, то убьёт его. Человеческие отношения вступают в конфликт с враждой и корыстью. После побега офицеров хозяин не смеется, разговаривает с ними враждебно, грозится убить. Вывод: Люди могли бы жить в дружбе, но этому мешает национальная рознь, приводящая к войне. Мешает и корысть. -Кто из татар с особой неприязнью относился к пленникам? - Каким предстает перед нами этот старик? Расскажите его историю.

13 слайд

Что торжествует в рассказе? В рассказе о войне торжествуют не вражда и ненависть, а доброта, душевная близость людей из враждующих лагерей.

«Толстой «Отрочество»» - Развитие речи. Олицетворение, эпитеты. Соотнесение термина с понятием. Средства художественной выразительности. Дать характеристику любого персонажа. Любочка. Итоговая игра по творчеству Л.Н.Толстого «Отрочество». Продолжи фразу. Перемелется, мука будет. Гроза. Составить кроссворд. Гонка за лидером.

«Детство Толстого» - 1. Сочинение – эссе 2. Выставка рисунков. Результаты представления. Студентка Филологического факультета,342 г. Янкявичюте Диана. Этапы и сроки проведения проекта. Информационные ресурсы. Толстого « Детство». Толстого «Детство». Дидактические цели. Мы будем изучать следующие главы. Что побуждает к жизни?

«Толстой «Лебеди»» - Обобщение. Основная часть. Часть жизни. Л.Н.Толстой «Лебеди». Урок литературного чтения. Открыл школу в Ясной Поляне. Лебедь вздохнул. Концовка. Проверка домашнего задания. Долгая интересная жизнь. Сказки. Примерный план. Деление на части. Что вы знаете о Л.Н.Толстом. Знакомство с творчеством Л.Н.Толстого.

«Толстой Два брата» - Беги без оглядки-очень быстро. Л.Н.Толстой создаёт «Азбуку» и «Книги для чтения». Память моя крепка. Я работаю. Каждый сам в жизни выбирает свою дорогу. Я хочу учиться. Л. Н. Толстой участвовал в обороне Севастополя. На разминку. Написано на смех-значит неправда. Я очень хочу учиться. Сказка Л. Н. Толстого.

««Лев и собачка» Толстой» - Преданный. Поджала хвост. В чём выражалась эта дружба. Вопросы. Делай всё по возможности сам. Как лев воспринял смерть собачки. Отгадай загадки. Оторвал кусок мяса. Моделирование обложки. Любите животных. Любовь, думал я, сильнее смерти. Будь внимателен. «Лев и собачка». Не будь назойлив.

«Толстой Акула» - С. Есенин Ф.И Тютчев А.С. Пушкин. Башни въезда в Ясную Поляну. Башни въезда. Все вещи, книги, картины здесь подлинные. А.С. Пушкин. Зима еще хлопочет И на весну ворчит. Один мальчик сначала перегнал товарища, но потом стал отставать. Оба, как ящерицы. Озябли пташки малые, Голодные, усталые, И жмутся поплотней.

Всего в теме 34 презентации

«Л.Н.Толстой. Сведения о писателе. Историко-литературная основа рассказа «Кавказский пленник»

(Урок литературы. 5 класс)


Цели урока:

1. Расширить свои знания о

жизни Л.Н. Толстого

2. Продолжить знакомство с

творчеством писателя

3. Продолжить работу над развитием читательских

умений и навыков


Толстой – наша национальная гордость

Дом Горталовых

Лев Толстой в годы учебы в Казанском университете

Памятник Л.Н.Толстому в Казани

Казанский Императорский университет


  • Кавказская война 1817-1864 гг.- это война Российской империи с горскими народами. Закончилась присоединением Чечни, Горного Дагестана и Северо-Западного Кавказа к России. Победа была достигнута за счет многократного численного перевеса русской армии и ее технического превосходства.
  • Кавказцы – горские народы: чеченцы, осетины, черкесы, ногайцы, аварцы и многие другие.
  • Л.Н.Толстой в своем рассказе «Кавказский пленник» называет горцев татарами, так русские зачастую называли всех, кто исповедовал мусульманскую религию.

Эпизод Кавказской войны.

М.Ю.Лермонтов (1840 г.)


Лев Толстой на Кавказе

Кавказ - «край дикий, в котором так странно и поэтически соединяются две самые противоположные вещи – война и свобода ».

(Из записи Л.Н.Толстого в дневнике)


Смысл заглавия рассказа

«Кавказский» простор, красота, свобода .

«Пленник» – неволя, война.


Жанр рассказа – рассказ-быль

Рассказ – небольшое повествовательное произведение, объединенное сюжетом и состоящее из одного или нескольких эпизодов

Сюжет – цепь событий, происходящих в произведении

Эпизод – изображение одного события, имеющего начало и конец

Быль – рассказ о событии, происходившем в действительности


«Едва не попался в плен, но в этом случае вел себя хорошо, хотя и слишком чувствительно».


2 группа – 3,4 части

3 группа – 5,6 части

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...