Тема чести и человеческого достоинства в рассказе М. А

Честь и бесчестие.

Каждый из нас сталкивался с людьми чести. Людьми, которые могут бескорыстно помочь человеку. Такие люди могут прийти на помощь даже незнакомому человеку, не потребовав ничего взамен. Но есть, и тёмная сторона чести, та которая набирает свою силу день за днём. Бесчестие – это отрицательное качество человека, которое выражается в подлости, лживости, обмане и предательстве. Бесчестным людям ценно только своё эго, они помогают другим ради своей выгоды. Разве таким людям можно доверять? Можно ли опереться на них в трудную минуту? Конечно, нет.

Сегодня мы понимаем, что бесчестие растёт, набирает свои обороты, разрушая при этом моральные ценности человека. В наше время трудно найти человека, который поможет, поймёт и утешит.

«Береги честь смолоду,» - именно такой эпиграф имеет повесть Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка». Понятие чести стало центральным в произведении. Честь – это порядочность, нравственная чистота героев, таких как Пётр Гринёв, его родители, вся семья капитана Миронова; это и воинская честь верность присяге, это, по большому счёту, любовь к Родине. В повести противопоставлены Пётр Гринёв и Алексей Швабрин. Оба молоды, дворянского сословия, офицеры, но как различны они по характеру, нравственным принципам. Гринёв – человек чести, касается ли это его отношения к Маше Мироновой, или это его верность присяге, стойкость до конца во время пугачёвского бунта. Без чести и совести Алексей Швабрин. Он груб с Машей, ему ничего не стоит переметнуться к бунтовщикам, нарушив офицерскую честь. Вызывает глубокую симпатию капитан Миронов, комендант Белогорской крепости. Он не уронил своего достоинства, остался верен присяге, не преклонил колен перед Пугачёвым. В семье Гринёвых понятие чести было основой характера отца Петруши. Несмотря на то, что Пётр, как и все дети, любил пошалить, но в нём воспитали главное – человеческое достоинство, порядочность, а это и есть честь. Герой проявляет её, возвратив карточный долг, и не унизившись предательством, как это сделал Швабрин.

Обратимся к произведению «Песнь про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова» Михаила Юрьевича Лермонтова. Писатель затрагивает одну из важнейших проблем, стоящих перед человеком, - проблему чести. Как защитить честь свою и близких, несмотря ни на что, как остаться человеком в любой ситуации?

Действие разворачивается в далёком шестнадцатом веке, в годы правления Ивана Грозного, когда опричники могли бесчинствовать, зная, что не будут наказаны царём. Таким опричником показан Кирибеевич, который, не думая о судьбе женщины, Алёны Дмитриевны, ставит её в ужасное положение. Соседи видят, как он пытается приласкать её – замужнюю женщину, что в те годы считалось величайшим грехом. Стыдно ни в чём не повинной женщине. Возмущён её муж – купец Калашников, который вызывает на открытый бой опричника. Защищая честь жены, семьи, он пошёл на поединок, понимая, что ему пощады от царя не будет в любом случае. И тут разыгрывается дуэль между правдою, честью и бесчестием. Из-за человека, лишённого нравственности, погибает благородный Калашников, его дети остаются без отца, а молодая ни в чём невинная девушка – вдовой. Так Кирибеевич испортил жизнь не только себе, но и любимой женщине. А всё из-за этого, что человек, не имеющий духовных ценностей, никогда не сможет постичь настоящей любви, которой возносит к хорошим поступкам, при которых честь остаётся чиста и невинна. Многому учит это произведение: тому, что всегда нужно защищать честь семьи, близких, не давать никого в обиду.

В заключении хочется призвать людей к совести. К тому, что во все времена было понятием чести. Честь – это одно из высоких нравственных качеств личности. Она формируется с детства. Ведь основы человеческого достоинства – это долгий и тернистый путь от эгоизма до заложения нравственных принципов. От человека к человеку, из поколения в поколение передавались основы чести, этикета и человеческого достоинства, и лишь сам человек выбирает, какие нравственные идеалы выбрать себе ориентиром в этой жизни. Так не будем бесчестными людьми, не будем уподобляться тем, кого уже поглотили собственное эго, корысть и себялюбие. Ведь проявление чести – подвиг не только для самого себя, но и для всего мира!

Дубровный Егор

Лучше бедным быть с честью, чем богатым с бесчестьем.

Честь… Что это такое? Честь - моральные качества человека, его принципы, достойные уважения и гордости, это высокая духовная сила, которая способна удерживать человека от подлости, предательства, лжи и трусости. Без чести нет у человека настоящей жизни. Лучше быть бедным с честью, чем богатым с бесчестьем.

Классики мировой художественной литературы создали немало произведений, где рассказывается о героях, которые по-разному относятся к понятию чести и достоинства. Так в стихотворении в прозе Шарля Бодлера «Фальшивая монета» показана подлость человека и выбор бесчестия. Главный герой даёт бедняку фальшивую монету, не думая о том, что этого несчастного человека могут арестовать. Арест – это самое малое, что могли сделать, его могли высечь, избить и даже просто убить. У этого бедолаги жизнь и так не сахар, а так она станет ещё хуже. Человек, который дал эту монету, совершил бесчестный поступок, он выбрал богатство вместо чести, хотя от одной монеты он бы не обеднел. Автор хочет донести до нас мысль о том, что непростительно быть злым, а ещё хуже – делать зло по глупости. Это самый бесчестный поступок! Даже самый добрый поступок в глубине может таить огромную подлость.

В поэме Николая Васильевича Гоголя «Мёртвые души» главный герой Павел Иванович Чичиков служит ярким примером бесчестия. Всю поэму он обманывает людей, ради собственной выгоды. Павел Иванович хотел разбогатеть, скупая «мёртвые души». Это были документы на владение крестьянами, которые умерли, но числятся живыми. Чичиков скупает «мёртвые души» с целью обмануть всё общество. Павел Иванович не думал о людях, нагло им врал и делал всё для себя. Рассмотрев эти два примера, мы видим, что чаще люди выбирают богатство. Но я считаю, что лучше бедным быть с честью, чем богатым с бесчестьем.

«Честь походит на драгоценный камень: малейшее пятнышко лишает блеска и отнимает у неё всю её цену», - как-то сказал Бошен Эдмон Пьер. Да, это действительно так и есть. И каждому рано или поздно придётся решать, как жить – по чести или без неё.

Чеболтасов Игорь

Откуда берутся бесчестные люди?

Бесчестие – это отрицательное качество человека, которое выражается в подлости, лживости, обмане и предательстве. Оно влечёт за собой позор, уничтожение себя, как личности. Даже в самую сложную минуту человек должен продолжать идти честным путём, не секунды не сомневаясь. С самого рождения родители воспитывают детей быть честными, то откуда берутся бесчестные люди?

Думается, на этот вопрос могут быть даны разные ответы, но я считаю, что бесчестие – это в первую очередь, отсутствие уважения к самому себе и окружающим. Поэтому очень важно, чтобы мы понимали, что главной ценностью в жизни являются честь и совесть. Но, к сожалению, это понимают не все и выбирают неправильный путь. Совершая какой-либо обман, мы приближаемся к бесчестию. И с каждым последующим предательством мы становимся бесчестными.

Тема бесчестия затрагивается в повести Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка». В этом произведении противопоставлены два героя: Пётр Гринёв и Алексей Швабрин. Судить о человеке можно по его поступкам в трудную минуту. Для героев испытаниями стало захват Белогорской крепости Пугачёвым, где Швабрин показал своё бесчестие. Он спасает свою жизнь путём обмана. Мы видим его на стороне мятежников, при этом что-то нашёптывает Пугачёву на ухо. Гринёв же готов разделить судьбу капитана Миронова и стоять за свою Родину.

Обратимся к роману Льва Николаевича Толстого «Война и мир». Главный герой Анатоль Курагин – безответственный и лицемерный человек. Он не думает о последствиях своих действий, не задумывается о будущем и не обращает внимание на мнение других. Бесчестием Курагина является его желание жениться на Марье Болконской из-за её богатства. Здесь показано, как герой ради своего блага и своей выгоды готов на любой бесчестный поступок. Автор хочет донести до нас, что бесчестный человек готов на подлый поступок ради своей выгоды.

Подводя итоги сказанному, можно сделать вывод, что бесчестие означает потерю своего нравственного облика. Поступив бесчестно один раз, человек не может остановиться, становясь предателем и лжецом. Мы часто встречаем в наше время бесчестных людей, но хотелось бы, чтобы было как можно больше честных людей.

Евстропова Виктория

Честь и бесчестие в повести "Судьба человека", как написать сочинение?

    В произведении Судьба человека можно найти множество тем для обсуждения, и одной из них можно назвать тему чести и бесчестия.

    Обычный человек, живший привычной для всех жизнью, имел дом, семью, и в один миг — все рухнуло: война. В таком положении оказались миллионы граждан страны.

    Как прошел через испытания каждый человек — это дело каждого, но наш герой Андрей Соколов с честью сумел пройти испытания.

    Центральным эпизодом произведения можно назвать допрос Андрея Мюллером. Твердость духа и стойкость слабого, изможденного Андрея вызвали достойное уважение противника. Величие духа Андрея проявляется и в том, как он распоряжается данным ему пайком: он делится со всеми, кто находится с ним в камере. Такое возможно только если у человека сильный дух.

    В сочинении на тему чести и бесчестия в произведении Судьба человека можно написать о том, что главный герой Андрей Соколов отличный пример честного человека, о том что несмотря в каких условиях находится человек, он все равно может поступить честно, не выдавать своих товарищей перед врагом.

    Честь — это единственное что остается у человека в плену и это то, что заставляет двигаться его дальше, несмотря на то что пережил.

    В произведении Судьба человека автор доносит до читателя, что русский человек, на примере своего героя Соколова, не превратился в скотину, не стал предателем и не прогнулся под врагом. Попав в плен, свои поведением он заслужил уважение даже у врага.

    Борясь с сильным голодом он отказывался от пищи, тем самым давая понять, что у него есть сво русское достоинство.

    Честь и бесчестие можно показать на нескольких эпизодах:

    в церкви, когда герой убивает предателя;

    в концлагере, с эпизодом с тремя стаканами водки;

    Все эти эпизоды нужно связать логическими привязками к теме. Это сочинение рассуждение начинается с тезиса, что такое честь и почему ее нужно соблюдать, и главное, чем вредит человеку бесчестие. Написав два абзаца на эту тему переходите к доказательствам. Анализируете поступки главного героя с точки зрения чести, потом поясняете почему он это сделал, боясь бесчестия.

    В выводе напишите, что сумел сохранить главный герой в своем характере, выдержав все испытания судьбы. Ответ должен склонятся к тому, что он не сломался, сохранил в себе человеческие качества и сумел найти в себе силы отдать любовь бездомному мальчику. Это важно для понимания смысла повести: если честь свою не берегут, то и себя не любят, а тогда и других любить не могут.

    Каждый человек должен обладать такими качествами, как честь и достоинство — это показатель высоко нравственной личности. Оказавшись в экстремальной ситуации, не всякий может сохранить эти качества. В рассказе Судьба человека М.Шолохов показывает, как даже оказавшись лицом к лицу с врагом, можно не опуститься и оставаться человеком.

    Андрей Соколов, герой этого рассказа, попал в плен к фашистам. Первый побег оказался неудачным, впереди его ждал тяжкий труд в каменном карьере, унижения и издевательства. Однажды пленный опрометчиво высказался о непосильном труде, и на другой день был вызван к лагерному начальству.

    Один из офицеров решил поглумиться над русским солдатом и предложил ему выпить за победу немецкого оружия. Соколов с достоинством отказался. Тогда Мюллер предложил ему выпить за собственную погибель. Стоя перед лицом смерти, Соколов решил, что перед расстрелом хоть напьтся — не так страшно будет. Каково же было удивление всех присутствующих, что изможднный тяжким трудом и голодом, он отказался от обильной закуски. Выпил и второй, и третий стакан — и только тогда отломил крохотный кусочек хлеба. А буханку хлеба и кусок сала, подаренные ему, он отнс в лагерный барак, где его поделили на ровные кусочки на всех обитателей.

    Своим поступком он показал, что даже в нечеловеческих условиях можно оставаться человеком. В знак уважения к настоящему солдату враги оставили ему жизнь, а при первой же возможности Соколов совершил побег, захватив в плен важного офицера.

    Рассказ не случайно называется Судьба человека, а не Судьба Андрея Соколова — этим автор хотел сказать, что такой поступок является типичным для русского солдата.

    Русский народ отличается своей решимостью, непоколебимостью, отвагой. Конечно, не все его представители обладают этими качествами, однако в большинстве случаев этот факт имеет место быть.

    Андрей Соколов — не просто герой повести, он, хоть и вполне реальный человек, является лицом русской нации, которому не понаслышке известно такое понятие, как честь.

    Но и бесчестные люди тоже встречаются. В повести Шолохов рассказывает нам о неком предателе, который, будучи в плену у немцев, задумал выдать своего взводного. Этим человеком двигало только лишь одно желание — выслужиться перед врагом и таким образом получить шанс выжить.

    Наш же герой — настоящий патриот своей Родины, любящий семьянин, и даже перед лицом смерти он не предает свои принципы. Соколова пытались сломить, но видя, с какой решимостью он отстаивает свою честь, даже немцы изумились.

    На войне люди как никогда лишены своих масок, которые они обычно привыкли надевать на себя. Они такие, какие есть на самом деле. И если Победа выбрала нас — то поверьте, это многое значит.

    Тема Честь и бесчестия в повести М.А. Шолохова, показана на фоне самого кровопролитного времени во всей истории человечества, которым официально, а от того и безусловно, была Вторая Мировая война.

    За время этого адского периода в истории, главный герой Андрей Соколов, пережил практически все тяготы, которые только могут выпасть на долю человека. Он попал в плен к нацистам с ранением, где большинство людей ломаются и погибают не выдержав испытания. Однако здесь сама судьба, показывает, что человек в которого силою и волею судьбы, заложен такой колоссальный незгибаемый стержень, несомненно должен жить. Причем это не простые слова, так как рассказ был написан, исходя из реальных событий, которые в своем повествовании, Шолохов, лишь транслировал, благодаря своему превосходному литературному таланту.

    Казалось бы, что после того, как он перенес все эти беды и собрав волю в кулак, бежал, так же, не без помощи госпожи фортуны, человека должна была эта самая судьба уже вознаградить, и черная полоса, должна сменится, относительно белой, так как в адское время войны, по ходу ее течения, абсолютного просвета, конечно же быть не может.

    Однако избавив человека от смерти, которая при последующих событиях, для многих вообще могла бы показаться подарком, главный герой, узнает, что потерял как жену, так и двух дочек. Тут весь ад от потери и как видно по сюжетной линии тотальных невзгод, с новой силой, окутывает главного героя. Однако у него еще остается последний для него родной человек, его сын. Судьба его сына во многом похожа и на судьбу самого Андрея Соколова, так как он тоже противостоит силе агрессора, которая стремиться захватить его родину.

    В итоге как казалось в этот переломный момент, который по своей трагичности достиг апогея и пережив который, человек просто обязан приобрести хоть какую то частичку счастья, автор вновь показывает, что действительно есть люди, способные пережить и это. Главный герой Андрей Соколов, мобилизует волю в кулак и идет воевать на фронт, подавляя ту силу, которая и породило все это бесчестье. При этом, в данном романе, происходит как не в каком другом, именно прямая конфронтация двух этих диаметрально противоположенных явлений. Все потому, что по ходу его повествования, образцовому человеку, который олицетворяет собой эту самую честь, противостоит нацизм, фашизм и империализм. Этот набор понятий, которые породили как ужасы Второй Мировой, так и концентрационные лагеря и бомбардировки, которые отобрали у главного героя здоровье, душевный покой, а самое главное, и всю семью, так как в последствии на фронте погибает и его последний сын.

    Момент гибели его последнего сына, причем в последний день войны, становится как квинтэссенцией романа, так и как кажется его тупиком, так как становится непонятным, к чему ведет такого человека как сама жизнь, так как это было отображено через реальные основы бытия, так и фабула произведения, которая от этого, реально заходит в тупик. Все это демонстрируется в том, что главный герой, который уже реально все потерял и ничего не приобретя, сохранил лишь свою жизнь, которая ему как может показаться, уже не очень та и нужна. Все потому, что люди так устроены, что у них, должны быть стимул и мотивация, а проще говоря то, ради чего можно и нужно жить.

    В итоге в финале повествования, когда уже все кажется плачевно в плане своей безвыходности, а от того в нравственном и психологическом тупике, именно судьба, дарит осмысленность жизни, которую как казалось по ходу повествования этой реальной истории, она целенаправленно забирала. Дарит она этот луч света, в лице маленького мальчишки Вани, который как и главный герой Андрей Соколов, все потерял. Однако здесь, волею судьбы, встретились два человека, которые реально могут мочь друг другу, умаляя свое горе, через создания родственной связи и заботу друг о друге.

    Дабы все это прошло относительно безболезненно и еще больше внушило мальчишке что он не один, Андрей Соколов, представляется ему его родным отцом, что в итоге, объединяет их еще более стремительно и делает картину повествования, в ее финале, радужной и благополучной. При этом, она взаимосвязана и с теми горестями которые происходили в прямой сюжетной связи с ней, но при учитывая еще что в ее основе лежит подлинность и правдивая история, любой человек который будет близок к отчаянию и коснется своим взором этого романа, сможет понять, что всегда, есть ради чего жить.

    Русский писатель Шолохов в своем произведение Судьба человека показывает черты характера главного героя. Между жизнью с чертой бесчестия и смертью, но зато с честью он выбирает второй вариант.

    В далеком прошлом во время войны людям пришлось не просто, многие попадали в плен. И тут человек должен был сделать выбор продать свою страну или выбрать смерть. Честь и достоинство помогла Соколову выстаять перед фашистами, они даже удивлялись его выдержанности. А воля и сила духа не сломила героя, а помогла вырваться из плена и спастись.

    Повесть М. А. Шолохова Судьба человека, по которой снят великолепный художественный фильм с Сергеем Бондарчуком в главной роли, является образцом проявления мужества, чести и достоинства русским человеком, попавшим в экстремальные условия и находящимся перед лицом вероятной и близкой смерти. Перед главным героем — Андреем Соколовым — вопрос выбора между жизнью и смертью даже не встат — когда речь заходит о возможности спасения ценой унижения и предательства собственных идей, он однозначно выбирает смерть. Несгибаемая воля, смелость и сила духа этого человека настолько поразили фашистов, что они оставили его в живых. Люди, для которых не осталось практически ничего святого, зауважали измученного русского мужика, для которого честь и достоинство оказались наивысшими, непререкаемыми и абсолютно безусловными ценностями.

    Настоящая честь показывает на примере главного персонажа, Андрея Соколова , который через многое прошел, от немецкого плена и до потери всех родственников, но сумел остаться человеком, ни каждый с такими испытаниям смог бы справиться. Соколова потери практически сломали, но он собрался и победил, а концовка нам показывает,что у Андрея еще все может быть хорошо, мальчику сироте он говорит, что является его отцом, это ли не настоящее честь и человеческое мужество?

    Начать можно с того , что такое честь, для вас, для всех людей и в масштабном смысле, плюс затрагивание рассказа Судьба человека в контексте чести. Дальше подробнее рассмотрите главного персонажа, простого русского мужика, который пошел воевать и оказался в немецком плену. Ему было тяжело, но именно честь ему помогла выстоять, в итоге Соколов сбежал. Дальше был новый удар, его супруга и две дочки погибли, Андрей вернулся на фронт. Отчасти он надломился, но продолжил воевать и сражаться. Ближе к концу еще один удар — смерть сына, мужчина один остался. Спрашивается, зачем жить??? Соколов мальчику сироте сказал, что он его отец, для них обоих это была надежда на нормальную жизнь. Отмечалось, что это достойных поступок. В конце сделайте вывод по персонажу Соколову, вывод только положительный. Если так посмотреть, то невероятно геройских поступков он не делал, но был настоящим героем, честным и правильным.

Михаил Александрович Шолохов – выдающийся мастер литературы советского реализма. Одним из произведений, в которых автор стремился поведать миру суровую правду о том, какой огромной ценой оплатил советский народ право человечества на будущее, является рассказ «Судьба человека», опубликованный в «Правде» 31 декабря 1956 года – 1 января 1957 года. Шолохов написал этот рассказ в поразительно короткий срок. Всего несколько дней напряжённой работы было отдано рассказу. Однако творческая история его занимает многие годы: между случайной встречей с человеком, ставшим прототипом Андрея Соколова, и появлением «Судьбы человека» пролегло десять лет. Рассказ реалистически углублял большую литературную традицию и открывал новые перспективы художественного воплощения темы войны. Если в конце 40-х – начале 50-х годов произведения, посвящённые подвигу народа на войне, были редким исключением, то во второй половине 50-х годов интерес к этой теме становится всё более и более активным. Надо полагать, что Шолохов обратился к событиям военного времени не только потому, что не изгладилось впечатление от встречи с шофёром, глубоко его взволновавшей и подарившей почти готовый сюжет. Главным и определяющим было другое: минувшая война явилась таким событием в жизни человечества, что без учёта её уроков не могла быть осмыслена и решена ни одна из важнейших проблем современного мира.
Шолохов, исследуя национальные истоки характера главного героя Андрея Соколова, был верен глубинной традиции русской литературы, пафос которой составляли любовь к русскому человеку, восхищение им, и особенно внимателен к тем проявлениям его души, которые связаны с национальной почвой. Андрей Соколов – это истинно русский человек советской эпохи, в его судьбе отражены судьбы родного народа, его личность воплотила черты, характеризующие облик нации. Он совершает героические поступки, не придавая им значения таковых. Чтобы убедиться в этом, достаточно вспомнить, как он рвётся доставить снаряды на батарею или без колебаний решается уничтожить предателя. Бескорыстие подвига, скромность и естественность – это те черты, которые не выделяют его среди советских людей, а роднят его с ними, рассказывают о нём как о человеке, которому народ щедро отдал своё духовное достояние. Это человек, который представляет народ в обстоятельствах суровых и трагических и проявляет качества, которые не являются его нравственной привилегией, не выделяют его среди других, а сближают с ними.
В рассказе «Судьба человека» действительно трудно найти то, что иногда вкладывают в понятие «новаторство». И на самом деле: лаконизм характеристик и описаний, динамичность сюжета, предельная сдержанность и объективность – всё это не имеет над Шолоховым власти канона. Между тем «Судьба человека» - произведение новаторское в самом прямом и глубоком смысле этого слова, новаторское по существу, по своей идейно-эстетической сущности.
Андрей Соколов, пройдя войну, потерял всё: семья погибла, домашний очаг разрушен. Наступила мирная жизнь, пришла пора весеннего пробуждения, пора надежд на счастливое будущее. А он смотрит на окружающий мир «словно присыпанными пеплом» и «наполненными неизбывной тоской» глазами, с его губ срываются слова: «За что же ты, жизнь, меня так покалечила? За что так исказнила?..» В словах Андрея Соколова затаены и печальное недоумение, и горестная безысходность. Человек обращает свой тревожный вопрос к жизни, и не ожидает от неё ответа. Оглядываясь в прошлое, вспоминая и оценивая всё, что он делал, герой не ощущает своей вины перед жизнью и людьми. Шолохов ищет мотивы его трагедии не в особенностях характера, а в трагическом состоянии мира, в несовершенстве человеческого жизнеустройства. Судьба героя включается в широкий поток исторического бытия. Встаёт проблема, мимо которой не прошёл ни один известный современный писатель. Речь идёт о том, как сложились судьбы тех, кто прошёл Великую Отечественную Войну, чем встретила их мирная жизнь, вознаграждены ли они были за подвиги и страдания, сбылись ли их надежды, взлелеянные на передовой, какие уроки они вынесли, и какая роль им принадлежит в делах и заботах послевоенного мира. Возвращение фронтовика к мирной жизни, к домашнему очагу закономерно стало одним из главных мотивов в творчестве писателей. Послевоенная действительность рисовалась в картинах стройки, возрождающихся из руин городов и сёл. Люди работают, не находя времени на раздумья, не давая воли ни горьким воспоминаниям о былом, ни беспокойным чувствам, которые возникали в ответ на несправедливость и зло, не исчезнувшие из жизни. В сороковые годы многие советские писатели создавали ложное представление о масштабах народного подвига, вселяли легкомысленное представление о том, что восстановить разрушенное, залечить раны – дело не такое уж трудное, а историческая миссия советского народа, спасшего человечество от фашистского порабощения, была выполнена легко. Некоторые писатели словно бы позабыли, что правда об эпохе не получила исчерпывающего выражения в параде победы, венчавшем подвиг народа на войне. Это будет лишь символ эпохи, но не реалистическая картина времени с его страданиями, утратами и нуждой.
Художественное своеобразие рассказа «Судьба человека» - в необыкновенной ёмкости его содержания, в эпической масштабности в широте картин. Судьба Андрея Соколова – это сюжетный основной мотив, но в рассказе даётся живая панорама истории страны, рисуются потрясающие своим драматизмом военные эпизоды. Открытие Шолохова как художника, исследующего душу народа в переломные моменты его истории, характер человека, действующего в суровых обстоятельствах трагической эпохи, не ограничено творчеством отдельных писателей. Опыт великого художника – достояние всех, но каждый берёт из него то, что согласуется с его творческими стремлениями. Романы и повести о войне, написанные в конце 50-х – начале 60-х годов, несмотря на свою художественную индивидуальность, имеют и общие черты, что позволяет их рассматривать как явление литературы определённой эпохи. Это доверие к человеку, активность гуманизма, сознательное стремление отдать на службу современности трагический опыт прошлого.

Андрей Соколов начинает рассказ о себе словами: «поначалу жизнь моя была обыкновенная». Но именно в этой «обыкновенной жизни» Шолохов видел истинно возвышенное и человеческое, ведь только в каждодневных заботах и труде раскрываются люди честные и скромные, благородные и самоотверженные. Шолохов осторожно пользуется правом художника на отбор материала, когда воспроизводит рассказ героя, вспоминающего и о случавшихся «грубых словах», брошенных жене, и выпивках с друзьями, после которых «такие крендели ногами выписываешь, что со стороны, небось, глядеть страшно». Но писатель знает, что это не является главным в характере Андрея. Работящий человек, весь поглощённый заботами о семье, нежный муж и отец, находящий истинное счастье в тихих радостях и скромных успехах, которые не обходили стороной и его жилище, - Андрей Соколов олицетворяет те нравственные ценности, которые искони присущи людям труда. С какой нежной проникновенностью вспоминает он свою жену Ирину: «Со стороны глядеть - …» Сколько отцовской гордости вкладывает он в слова о детях, особенно о сыне: «И дети радовали…»
Трагичен был путь Соколова на войне. Вехами на этом пути были подвиги, совершённые человеком не сломленным, не примирившимся, не признавшим над собой власти врага и сохранившим над ними нравственное превосходство. Только такой человек так просто и глубоко мог сказать о непомерных тяготах войны, навалившихся на плечи женщин и детей: «Вся держава на них опёрлась!..» Но его ожидали испытания ещё более тяжкие: погибла семья, в День Победы пуля немецкого снайпера оборвала жизнь сына Анатолия. Всё же в его глазах не затаено ни мстительной ненависти, ни ядовитого скептицизма. Жизнь исказила человека, но не смогла его сломить, убить в нём живую душу.
И вот последняя веха пути главного героя – Андрей Соколов усыновляет маленького Ванюшу, которого война лишила родных. Своё решение взять к себе сиротинку Андрей не пытается мотивировать философски, этот шаг не связан с проблемой нравственного долга. Для него «защитить дитя» - это естественное проявление его души. Чтобы глаза ребёнка были ясными, «как небушко», а хрупкая душа оставалась не потревоженной, ничто жестокое не должно прикасаться к нему. Вот почему так важно «не ранить сердце ребёнка, чтобы он не увидел, как бежит по щеке жгучая и скупая мужская слеза…»
Сострадание, которым был охвачен автор, потрясённый рассказом Андрея Соколова, не придало рассказу сентиментальной окраски, поскольку поведанное героем вызывало не только жалость, но и гордость за русского человека, восхищение его силой, красотой его духа, веру в необъятные возможности людей. Именно таким предстаёт главный герой, и автор отдаёт ему и свою любовь, и уважение, и гордость, когда с верой в справедливость и разум он произносит: «Два осиротевших человека…»

Андрей Соколов – человек огромного обаяния. Уже в начале рассказа Шолохов даёт почувствовать, что мы повстречались с человеком добрым и сильным, простым и открытым, скромным и нежным. Этот высокий, «сутуловатый мужчина», одетый в «нескольких местах прожжённый ватник», в грубых ботинках сразу же расположил к себе. Сколько нежности было в его словах, обращённых к мальчику: « - Поздоровайся с дядей, сынок!..» Мы ещё ничего не знаем об этом человеке, но по тому, как он говорит о мальчике: « - Беда мне с этим пассажиром!..», - можно наверняка увидать в нём натуру добрую, мягкую. Ни раздражения, ни пренебрежительного равнодушия взрослого, когда он говорит о ребёнке, не проскользнуло в его речи. Притворное сетование: «Беда мне с этим пассажиром» - только лишь резче оттенило истинные его чувства. Заметив, что перед ним «свой брат – шофёр», он доверчиво и открыто, с той благородной естественностью, которая отличает простых и хороших людей, вступил в беседу: «Дай, думаю, зайду, перекурим вместе. Одному-то и курить, и помирать тошно». Его зоркий глаз заметил, что собеседник «богато живёт, папироски курит», с его губ срывается присловье, изобличающее бывалого и добродушного человека: «Ну, брат, табак мочёный, что конь лечёный, никуда не годится». Как бывалый солдат он спрашивает о фронтовых годах и роняет: «Ну, и мне там пришлось, браток, хлебнуть горюшка по ноздри и выше». Андрей не ищет повода излить свою душу перед каждым встречным. В собеседнике он видит солдата, судьба которого тоже была нелёгкой. Мужественная сдержанность – это черта, одинаково присущая как автору, так и герою рассказа. Невольно вырвавшееся у него замечание: «За что же ты, жизнь, меня так покалечила? За что так исказнила?» - было прервано: «И вдруг спохватился: ласково подталкивая сынишку, сказал: - Пойди, милок, поиграйся возле воды, у большой воды для ребятишек всегда какая-нибудь добыча найдётся. Только, гляди, ноги не промочи!»

В опыте и наблюдениях, в мыслях и чувствах Соколова отражены исторические, жизненные и нравственные понятия народа, в суровой борьбе и нелёгком труде постигающего истину, познающего мир. Глубина и тонкость его высказываний сочетаются с простотой и ясностью. Вспомним, как поэтично он сравнивает детскую память с летней зарницей: «Ведь детская память, как летняя зарница…» Однако, душевная отзывчивость и нежность, способность к деятельной любви, проявляемые им, когда он сталкивается с людьми добрыми и справедливыми или нуждающимися в его защите, - это нравственная основа непримиримости, презрения, мужественной твёрдости по отношению к жестокости и предательству, лжи и лицемерию, малодушию и трусости.
Андрей Соколов пошёл на фронт человеком уже сложившимся, война явилась жестокой проверкой физических и духовных сил, убеждений и идеалов, которые составляли существо его личности, основу его мировоззрения и характера. Шолохов не показывает подробностей фронтового быта и лагерных мытарств, чтобы сконцентрировать внимание на изображении «ударных», «кульминационных» моментов, когда характер героя проявляется наиболее сильно и глубоко. Прощание на перроне, пленение, расправа с предателем, неудачная попытка убежать из лагеря, столкновение с Мюллером, возвращение на родину, похороны сына, встреча с мальчиком Ванюшкой – таковы вехи пути Андрея. Где те источники, которые давали силу, чтобы выдержать, устоять? Ответ на этот вопрос в довоенной биографии Соколова – ровесника века жизненный путь которого помечен памятными событиями жизни народа и страны, где произошла революция, в труде и борениях создавался новый мир. То были обстоятельства, которые формировали характер и мировоззрение человека, историческое сознание народа, сыном которого он являлся.

Честь и достоинство, сознание своей личности, сила духа и воли – всё это является показателями по-настоящему стойкого и сильного, волевого человека. Он уверен в себе, у него есть своё мнение на любой счёт, он совершенно не боится его высказывать, даже если оно не совпадает с мнением большинства. Его практически невозможно сломить, подчинить, сделать рабом. Такой человек неуязвим, он личность. Его можно убить, лишить жизни, однако лишить чести невозможно. Честь в данном случае оказывается сильнее смерти.

В рассказе Михаила Шолохова «Судьба человека» мы наблюдаем историю простого русского солдата – Андрея Соколова. Герой рассказа является самым обычным человеком, которому выпало несчастье жить во время Великой Отечественной войны. История Андрея Соколова вполне типична, но через какие испытания ему пришлось пройти! Однако он сумел с честью перенести все невзгоды, не потеряв мужество и достоинство. Автор подчёркивает, что Андрей Соколов – самый обычный русский человек, показывая тем самым, что честь и достоинство – неотъемлемые черты русского характера. Вспоминается поведение Андрея в немецком плену. Немцы с целью развлечься заставили измученного и голодного военнопленного выпить целый стакан шнапса, Андрей сделал это. На предложение закусить он мужественно ответил, что русские после первой не закусывают никогда. Тогда немцы налили ему второй стакан и, несмотря на то, что он был очень голоден, он выпил его и снова отказался от закуски. После третьего стакана Андрей вновь отказался от закуски. И тогда немецкий комендант с уважением сказал ему: «Ты настоящий русский солдат. Ты храбрый солдат! Я уважаю достойных соперников». Произнеся эти слова, немец дал Андрею хлеба и сала. Все эти угощения он разделил со своими товарищами. Вот пример, демонстрирующий мужество и честь, которые даже перед лицом смерти русский человек не утратил.

Вспоминается также повесть Василия Быкова «Журавлиный крик», в которой самый молодой боец в батальоне – Василий Глечик – остался единственным выжившим против целого отряда немцев. Но врагам это было неизвестно, и они готовились нанести удар, собирая лучшие силы. Глечик понимал, что ему придётся столкнуться лицом к лицу со смертью, однако он совсем не задумывался о побеге, дезертирстве или сдаче в плен. Честь русского солдата, русского человека – это бессмертное качество. Он до последнего вздоха готов был защищаться, несмотря на жажду жить, ведь ему было всего 19 лет. Внезапно он услышал крик журавлей, посмотрел в небо, безграничное, бескрайнее, пронзительно живое, и проводил тоскливым взглядом этих свободных, счастливых птиц. Он отчаянно хотел жить. Пусть даже в такое страшное время, когда кругом стреляют, убивают, людям нечего есть, негде жить. И вдруг он услышал жалобное курлыканье, вновь взглянул наверх и увидел раненого журавлика, который силился догнать свою стаю, но не мог. Он был обречён. Злоба овладела героем, невыразимое желание жизни. Но он сжал в руке единственную гранату и приготовился к своей последней битве.

Так из всего вышесказанного можно сделать вывод, что даже перед лицом неминуемой смерти у русского человека невозможно отнять честь и достоинство.

Вместе со статьёй «Сочинение на тему «Честь и бесчестие» читают:

Поделиться:

Вопрос о чести и бесчестье никого не может оставить равнодушным. Он в большей или меньшей степени касается каждого из нас. Мы понимаем, что такое хорошо и что такое плохо, но как стать лучше — вот тема первостепенной важности. Какими же качествами должен обладать человек чести? Что я должен делать, чтобы стать таким? Сегодня эти вопросы наиболее актуальны для моего поколения, но ответы даны нам давным давно великими писателями и мыслителями. Рассмотрим некоторые из них.

К сожалению, зачастую нам приходится сталкиваться с человеческой ложью, то есть с людьми, которые способны вводить в заблуждение окружающих. Я считаю, что лжецы теряют свою честь, когда «говорят, то чего нет», как уклончиво выразился писатель Джонатан Свифт об обмане. Из читательского опыта я могу привести несколько примеров, которые наглядно показывают, что такое честные качества и бесчестные. Михаил Шолохов затронул , одной из которых является вопрос чести. Главный герой Андрей Соколов был обычным гражданином. У него была семья, дети и хорошая работа, но всё это Андрей теряет в один миг в ходе войны. Казалось бы, в такой ситуации не до нравственной щепетильности, однако он прошёл все трудности войны с гордо поднятой головой, но без лживого слова. Одним из главных эпизодов, раскрывающих его внутреннюю силу, является сцена допроса Андрея комендантом Мюллером. Слабый, бессильный солдат превзошёл немца по силе духа. Отказ от предложения выпить за победу Германии был неожиданным для Мюллера. Такие дерзости были чреваты пагубными последствиями, но герой не опустился до лжи. Отвагу русского солдата враги неожиданно оценили. Мюллер сказал: «Вот, что Соколов. Ты настоящий русский солдат. Ты очень храбрый. Я тоже солдат и уважаю достойных противников». Твердость характера героя вызвала уважение тех, кто находился в кабинете у коменданта. Они решили, что Андрей заслуживает жизнь, дали ему буханку хлеба и кусок сала, которые он разделил между своими умирающими от голода сокамерниками. Андрей Соколов – настоящий патриот своей страны, который олицетворяет честь, достоинство и храбрость.

Другими примерами могут послужить герои-антиподы Пётр Гринёв и Алексей Швабрин из произведения Александра Сергеевича Пушкина «Капитанская дочка». Береги честь смолоду — это главное наставление отца Петру Гринёву, который отправляется на службу. Петр достойно исполняет волю родителя. Он отказывается присягать Пугачёву, в то время как другой герой Алексей Швабрин делает это без особых колебаний. Он лжет, чтобы спасти себя от расправы, но его присяга ничего не стоит. Швабрин – предатель, хотя если бы его поступок можно было объяснить только страхом смерти, то его еще как-то можно было бы оправдать, ведь не всем дано быть героями, как Соколову, например. Но Швабрин – подлый и низкий человек. Он лжет, дабы заполучить Машу в жены и получить со временем заветное место коменданта крепости. Лжец пытался лишить девушку чести в глазах Гринёва, а позже подло ранил Петра во время дуэли. Поэтому его предательство не находит оправдания. Алексей не страшится позора, ему непонятно значение слова «честь», а потому солгать для него – обычное дело. Последствия такого поведения Пушкин описал очень реалистично: от человека без чести все отворачиваются. Зато Гринев предстает перед обществом мужественным, отважным и доблестным юношей.

Таким образом, примеры из литературы говорят о том, что честь подразумевает храбрость, доблесть, мужество и прямоту. Петр Гринев и Андрей Соколов пережили немало тягот и лишений ради того, чтобы сохранить свое достоинство, свои нравственные ориентиры и ценности. Однако Алексею Швабрину даже повода не нужно, он и без всяких угроз предаст и солжет, лишь бы получить желаемое. Поэтому человеку, прежде всего, надо победить в себе труса, чтобы защищать свою честь в любых обстоятельствах.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!
Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...