Сюжетная линия базарова и одинцовой. Базаров и Одинцова: взаимоотношения и история любви

Любовь в произведениях Тургенева занимает ключевую позицию. Это фактически непреодолимая сила, которая полностью подчиняет себе человека, без права на выбор. Любовь – это раскат грома среди ясного неба, это молния. Любовь – это преодоление преград, проверка на прочность, ведь она, как никто другой, требует самопожертвования.
В романе «Отцы и дети» главные герои как раз проходят сквозь все испытания этой самой любовью. Одной из основополагающих сюжетных линий оказывается любовная история Одинцовой и Базарова. Безусловно, знакомство

С Анной Сергеевной условно разделяет произведение на до и после. До – Базаров является человеком трезвого ума, он уверен в себе и своих силах, он сильный человек и победитель. После – Базаров предстает нам в совершенно другом образе. С развитием отношений герой прикрывает свое чувство небрежными репликами в адрес Одинцовой, затем заговорит преувеличенно развязно.
Анна Сергеевна, к слову, сильная, независимая и глубокая женщина, причем, старается казаться самовлюбленной и холодной. С Базаровым они, в общем, даже имеют нечто общее. К примеру, своим надменным взглядом. Она одна смогла понять непростой характер Базарова, смогла увидеть его достоинства и осознать полноту чувств. Когда же Базаров решается признаться Одинцовой в любви, читатель, вдруг, осознает, что в их отношениях нет места согласию. Все же ему хватило решимости и мужества рассказать о своих безответных чувствах. Это спровоцировало бурю негативных эмоций: и не понятно, то ли они направлены на себя, то ли на героиню. А самой же Одинцовой не достает смелости соединить свою судьбу с таким человеком.
Именно разное в миропонимание, стиль жизни стали для героев камнем преткновения. Анна Сергеевна страшится быть с человеком, который политически является неблагонадежным, она не может допустить, чтобы из-за него было нарушено ее душевное равновесие. Базаров понимает, что его стойкие убеждения постепенно рушатся. На этом этапе, герои расстаются, но остаются хорошими знакомыми. Они смогли остаться выше всяких предрассудков, они смогли сохранить теплые отношения, однако переступить эту грань, видимо, не представлялось возможным.
Только в самом конце романа, во время сцены смерти Базарова, Одинцова, наконец, осознает, что потеряла, быть может, самое ценное в своей жизни. Она не противится своему чувству, однако эта гармония длиться совсем небольшой промежуток времени – мгновение.
Эта любовь, к слову, оставила глубокие следы в чувствах и разуме Базарова. Он обращает внимание только на себя и окружающий его мир. Вопросы, который задает себе обеспокоенный Базаров, глубоки, именно они сделали его внутренний мир разнообразнее. Однако его недостаток заключался в попытках избавиться от этих мыслей, расценивая их как нечто несущественное.

Испытание любовью: Павел Петрович и Базаров. «Системами дорожат только те, которым вся правда в руки не дается, - в этом был убежден Тургенев <…>. - Система - точно хвост правды, а сама правда как ящерица: оставит хвост в руке - а сама убежит…» Убедиться, что правда жизни сложнее любых «систем», теоретических построений предстоит не только Базарову. Параллельно с ним тот же путь проходит его антагонист, Павел Петрович. В сфере любви - дважды. Первый раз - в Петербурге. Удачливый офицер узнал, что блестящая карьера может в одночасье рухнуть от одного «загадочного взгляда», а удовлетворенное самолюбие не приносит радости, если любимая несчастна. Крушение чувства, непоправимо исковерканная судьба заставили его замкнуться в броню аристократических «принсипов». Теперешняя его влюбленность в Фенечку вдвойне парадоксальна. Она не только противоречит принятой на себя рыцарской обязанности хранить верность любви и памяти княгини Р. Между простой и прелестной именно этой простотою Фенечкой и аристократической светской дамой нет ничего общего. Павел Петрович невольно лукавит с самим собою, когда усматривает сходство «особенно в верхней части лица». И все же он прав - княгиня и Фенечка «в том же роде». Бессильный объяснить самому себе истоки поздней страсти, Павел Петрович восклицает в полубреду: «Ах, как я люблю это пустое существо!» Но подобное впечатление производила на него и княгиня. Молодой офицер встретил ее на балу, где «язык ее лепетал самые пустые речи». Он танцевал с княгиней мазурку, «в течение которой она не сказала ни одного путного слова». Позднее он понял, что ее «небольшой ум» подчинен «власти каких-то тайных, для нее самой неведомых сил». С точки зрения умного мужчины (а Павел Петрович, бесспорно, умен) обе женщины достаточно наивны. В них нет ничего, что могло бы привязать к себе человека навсегда. Но ведь привязывают! Любовь, одна из загадок жизни, оказывается сильнее рассудка. Загадку жизни олицетворяет в романе сфинкс. А любовь приближает к разгадке.

Подобное испытание выпадает на долю Базарова. Интерес к Одинцовой у него зародился до знакомства, когда услышал о ней от Кукшиной и Ситникова. По их рассказам Анна Сергеевна смогла возбудить невольное любопытство как женщина смелая, свободная и независимая. Тем больше было оснований ожидать, что с ней можно завести свободные отношения, к которым в «Обрыве» призывал Веру Марк Волохов. Встретив Анну Сергеевну на балу, Базаров понял, что ошибся. И хотя он продолжает смущать Аркадия намеками на «богатое тело» Одинцовой, с этого момента стрелка жизненного компаса неуклонно смещается с плотского интереса - к духовным. «Какою-то ласковой и мягкой силой веяло от ее лица», - пишет автор, характеризуя красоту Одинцовой. Перед нами истинно русская красота, красота «величавой славянки». С этого момента Базаров знает, что есть человек, который равен ему силою ума и духа. Анна Сергеевна настолько тонка и проницательна, что без труда угадывает за внешне вызывающим поведением героя попытки скрыть робость. «Ломание Базарова <…> неприятно подействовало на нее <…>; но она тотчас же поняла, что он чувствовал смущение…» Более того, Одинцова поняла причину их сближения, общую незаурядность и приподнятость над окружающими: «Мы оба уже не первой молодости <…>; мы пожили <...>, мы оба - к чему церемониться? - умны». Именно ей Базаров решается поведать свои взгляды, заветные убеждения. «Все люди друг на друга похожи, как телом, так и душой <…>, небольшие видоизменения ничего не значат». Одинцова мгновенно проникла в уязвимую сторону базаровских рассуждений: всеобщая усредненность как гарантия прекрасного будущего. Тонкого полемиста она «убивает» одним ироническим замечанием: «Да, понимаю; у всех будет одна и та же селезенка». Базарову ничего не остается, как сухо согласиться: «Именно так-с, сударыня».

Мы уже упоминали о главном идейном смысле романа: Базарова судят не люди, а судьба. Анна (Благодать Божья) послана судьбой, чтобы доказать ограниченность и его «прынцыпов». Появившись на балу, она привлекает внимание «достоинством своей осанки». О «чувстве собственного достоинства», «уважения к себе» как о главном признаке аристократизма толковал Павел Петрович. Одинцова величественно держит себя не только на балу, где она «непринужденно разговаривала <…> с сановником». Даже в будний день, прогуливаясь в саду, она исполнена величавой непоказной грации: «Изящно, даже изысканно одетая», она, стоя на дорожке, «кончиком раскрытого зонтика шевелила уши» домашней собаки. «Ей бы шлейф сзади носить да корону на голове», - метко определяет ее Базаров.

Отражением хозяйки становится деревенский дом - со множеством лакеев, надменным дворецким, строгим чередованием трапез и отдыха. Подобно Павлу Петровичу, стремившемуся «в деревне, в глуши не ронять себя», Одинцова убеждена, что «в деревне нельзя жить беспорядочно, скука одолеет». Категоричному в своих воззрениях Базарову пришлось убедиться, что аристократизм тоже бывает разный. Между аристократизмом Анны Сергеевны и ее надменной тетки лежит пропасть. «Хороша герцогиня, - справедливо замечает Аркадий, - с первого раза пригласила к себе таких сильных аристократов, каковы мы с тобой». Ненавидимый аристократизм может быть разумным - по крайней мере, в укладе домашней жизни Никольского, где «оттого и жилось так легко».

Поначалу он пробовал, как в доме Кирсановых, подчинить волю окружающих и заставить слушать себя. Но нашла коса на камень. Анна Сергеевна, спокойно и логически объяснив целесообразность своих поступков, «продолжала делать по-своему», «заставляла других покоряться». Теории Базарова она противопоставила логику и опыт. Но самое главное, что женщину аристократичную, богатую, избалованную роскошью, именно такую - он полюбил: «…Чувство, которое его мучило и бесило и от которого он тотчас отказался бы с презрительным хохотом и циническою бранью, если бы кто-нибудь <…> намекнул ему на возможность того, что в нем происходило».

Тщетно пытается «самоломанный» герой уничтожить в себе и это чувство: «В разговорах с Анной Сергеевной он еще больше прежнего высказывал свое равнодушное презрение ко всему романтическому; а оставшись наедине, он с негодованием сознавал романтика в самом себе. Тогда он отправлялся в лес и ходил по нем большими шагами <…>, браня вполголоса и ее и себя; или забирался на сеновал, в сарай…»

Тургенев был убежден в непреодолимой, сверхчеловеческой силе любви. Ее нельзя объяснить логикой, ее нельзя вывести из дружбы или взаимных симпатий; она - самая большая тайна жизни. В своей повести «Переписка» Тургенев прямо заявляет, что «любовь даже вовсе не чувство - она болезнь <...>, обыкновенно она овладевает человеком без спроса, внезапно, против его воли - ни дать ни взять холера или лихорадка». В повести «Вешние воды» подбирает столь же яркое сравнение: «Первая любовь - та же революция: однообразно-правильный строй сложившейся жизни разбит и разрушен в одно мгновенье…» Разрушен настолько, что у сурового Базарова легко вырываются поэтические слова, похожие на комплименты : «Зачем вы, с вашим умом, с вашею красотою, живете в деревне?» И Анна Сергеевна с живостью отзывается: «Как? Как вы это сказали?»

Базаров воспринимает эту силу как пришедшую извне, чужую и враждебную - «что в нем происходило», «что-то в него вселилось», «точно бес его дразнил». Писатель не согласен с героем: любовь хоть и чувство ирреальное, но в человеке разворачивает свои возможности - то, что до времени скрывалось, дремало в душе. И уж тем более не враждебная сила, раз может подарить все богатства мира. Прежде Базаров был равнодушен к природе. Но вот он остается наедине с любимой. Анна Сергеевна просит растворить окно в сад - «оно разом со стуком распахнулось». Что же предстает герою (впервые)? «Темная, мягкая ночь глянула в комнату с своим почти черным небом, слабо шумевшими деревьями и свежим запахом вольного чистого воздуха». Время идет, а магическое обаяние природы не уменьшается: «…Сквозь изредка колыхавшуюся стору вливалась раздражительная свежесть ночи, слышалось ее таинственное шептание…» Любовь обостряет не только зрение, но и слух. Среди волшебной ночи «звуки фортепьяно долетели до них из гостиной».

Главное, у Базарова начинает меняться взгляд на мир и людей, недавно с такой убежденностью высказанный. Каждый человек, «что дерево в лесу», заниматься им бесполезно и скучно. Общение с Одинцовой, «странным существом», противоречивой, чарующей, - приводит к поразительному итогу: «Может быть <…>, точно, всякий человек - загадка». Базаров, натура, не признававшая над собой никакой власти, убежденная, что самостоятельно строит свое будущее (и не только свое) - вдруг начинает допускать присутствие в мире посторонних, от него не зависящих сил: «…Что за охота говорить и думать о будущем, которое большею частью не от нас зависит? »

Что же Анна Сергеевна? Действительно, «странное существо». В облике своей героини автор подчеркивает холодную безмятежность, что-то сродни Снежной Королеве: «Ее прекрасные глаза светились вниманием, но вниманием безмятежным», «…И заснула, вся чистая и холодная, в чистом и душистом белье». Но в зеркале Одинцова видит себя другой, полной жизни и опасных страстей, «…с таинственною улыбкой на полузакрытых, полураскрытых глазах и губах, казалось, говорила ей в этот миг что-то такое, от чего она сама смутилась…». Вполне дерзким, вызывающим жестом явилось то, как она «с нерешительною, но хорошею улыбкой» пригласила накануне встреченных молодых людей погостить у себя в Никольском. Нам трудно себе представить всю смелость этого поступка, который наверняка поднял новую волну сплетен вокруг ее имени. Недаром ее тетка, княжна, выражает нескрываемое неудовольствие во все время пребывания молодых гостей: «Княжна, по обыкновению <…>, выразила на лице своем удивление, точно затевалось нечто неприличное…» Эта злая, отталкивающая старуха не случайно сопровождает героиню на всем протяжении любовного сюжета: своего рода живой компас, показывающий, насколько та уклонилась от предписанных светским этикетом правил.

Анна Сергеевна не кокетничает, когда говорит о себе, что многое пережила. Наряду с холодностью в ней скрыта наследственная авантюрная жилка. Ведь она была любимой дочерью «известного афериста и игрока». Ее отец поставил все на карту и в конце жизни разорился, оставив Анну с маленькой сестрой на руках. Общественное мнение считало невозможным самостоятельную жизнь незамужней девушки. Анне пришлось приличия ради «выписать» тетку-княжну и терпеть выходки надменной самовлюбленной старухи. Существование в глуши обрекало ее на участь старой девы, второго варианта княжны. В отличие от нее, Анна любила сестру, и готова была отдать всю привязанность маленькой Кате. «Но судьба судила ей другое», - многозначительно замечает писатель. «Судьбу» в немалой степени предопределила ее пленительная красота. Автор не говорит, что сыграло решающую роль - страх пред бедностью или желание быть самостоятельной, - но девушка согласилась на брак с «пухлым, тяжелым, кислым» Одинцовым. Замужество, а затем обеспеченное вдовство вернуло ее на прежнюю ступень социальной лестницы, но не смогло воскресить прежнего отношения к жизни. Пережитое низвело жажду приключений на уровень неясных мечтаний. Оно заставило ценить комфорт и ту независимость, которую он представляет.

На протяжении всех эпизодов в Никольском для читателя остается тайной, питает ли Одинцова к гостю какие-то чувства? Или в ней говорит «сознание уходящей жизни», «желание новизны», опасное стремление «дойти до известной черты»? Она словно балансирует на пороге своего ледяного дворца, вся во власти «смутных», ей самой непонятных переживаний. Порою кажется, что ледяная маска вот-вот спадет с нее. Особенно после первого свидания, когда Анна Сергеевна, «внезапно, порывисто поднявшись с кресла, направилась быстрыми шагами к двери, как бы желая вернуть Базарова». И только появление свидетеля, горничной, остановило ее порыв.

Снова звучит мысль, высказанная в «Рудине». Показатель незаурядной натуры - способность понять одну- единственную женщину. В отличие от романтически-возвышенного Рудина, парящего в облаках, материалист Базаров не хочет, скорее, боится понять. Базаров довольствуется простым социальным объяснением. Одинцова - аристократка, скучающая барыня. Если она от чего страдает - от скуки, да от светских сплетен. На первом свидании Одинцова признается, что «очень несчастлива». «Отчего? - изумляется Базаров. - Неужели вы можете придавать <…> значение дрянным сплетням?» «Одинцова нахмурилась. Ей стало досадно, что он так ее понял». Весь во власти чувств, Базаров, однако, полностью отвергает возможность подобного в ее душе: «Ты кокетничаешь <…>, ты скучаешь и дразнишь меня от нечего делать, а мне...» Наконец он изрекает окончательный и страшный приговор, навсегда возвращающий Анну Сергеевну в ее ледяное одиночество: «Вам хочется полюбить, а полюбить вы не можете». Настойчивые уверения Базарова возымели свое действие. «Нет, - решила она наконец <…>, - спокойствие все-таки лучше всего на свете».

При последнем свидании Анну Сергеевну, кроме того, испугала злоба, с какой Базаров заговорил о своем чувстве. «…Это страсть в нем билась», - объясняет автор, отходя от принципа невмешательства во внутренний мир персонажей. Но теперь это вторжение необходимо: настолько непривычно для нас, что происходит в душе Базарова: «Не трепетание юношеской робости, не сладкий ужас первого признания <…>, сильная тяжелая - страсть, похожая на злобу и, быть может, сродни ей». Любовь поднимает со дна души не одни светлые чувства. Но и то врожденное, о чем Катя проницательно замечает: «Он хищный, а мы с вами ручные». «Дают себя знать инстинкты сильного зверя, для которого все встреченное на пути либо угроза, либо добыча, либо препятствие».

Базаров уже знает, какого взгляда на любовь придерживается Одинцова: «По-моему, или все, или ничего. Жизнь за жизнь. Взял мою, отдай свою, и тогда уже без сожаления и без возврата». «Это условие справедливое, Анна Сергеевна», - подхватывает он. Но Анна Сергеевна готова на это при гарантии полного к ее личности уважения - «как же собою не дорожить?» Для Базарова же любовь - полное подчинение его воле. При этом он сам уклоняется от вопроса о том, способен ли пожертвовать собой - «не знаю, хвастаться не хочу». Но именно такая страсть - самолюбивая, без желания счастья любимому существу, без самоотвержения - по мысли Тургенева, низводит человека до уровня животного. Недаром он останавливает внимание на «почти зверском лице Базарова». Можем ли мы упрекать Одинцову в холодности, когда эта умная женщина «раза два… посмотрела на его лицо, строгое и желчное, с опущенными глазами, с отпечатком презрительной решимости в каждой черте, и подумала: «Нет…нет..нет». При последнем грубом вопросе о ее чувствах, «глаза Базарова сверкнули на мгновенье из-под темных его бровей». «“Я боюсь этого человека”, - мелькнуло у нее в голове».

Но это не конец их отношений. Каждый этап своей жизни Базаров теперь поверяет встречей с Одинцовой. После краткого пребывания у родителей Базаров и Аркадий катят в город. Ямщик задает поистине судьбоносный вопрос: «направо аль налево?» Реакция Базарова не приводится, но говорится, что внутренне он «вздрогнул»:

Евгений, - спросил он (Аркадий ), - налево? Базаров отвернулся.

Это что за глупость? - пробормотал он.

Мы знаем, что для Базарова «глупость» является синонимом слов «романтизм», «любовь». Друзья сворачивают к Одинцовой. Ее реакция - надменная, поистине аристократическая, под стать Ласунской в сцене изгнания Рудина. Анна Сергеевна напоминает тетку сменой настроений, капризной брезгливостью - «на меня теперь нашла хандра». Но, во-первых, ее «хандра» аналогична базаровскому ожесточению. Вероятно, она тоже внутри себя болезненно изживает свою любовь. А во-вторых, Одинцова демонстрирует Базарову манеру не стесняемой приличиями свободы поведения, к которой привык он сам. Привык, не желая замечать, что смертельно обижает родителей, Аркадия. Судьба держит перед ним зеркало. Оказывается, бесцеремонность бывает очень обидна. Недаром всю последую дорогу в Марьино Базаров «почти не раскрывал рта и все глядел в сторону <…> с каким-то ожесточенным напряжением».

Теперь-то гордый Базаров, убежденный, что «лучше камни бить на мостовой, чем позволить женщине завладеть хотя бы кончиком пальца» - теперь (думаем мы) с Одинцовой расстался навсегда. И шагу не сделает он в Никольское, несмотря на запоздалое приглашение хозяйки («приезжайте опять <…> через несколько времени»). Но нет! Повод самый «уважительный»: лично рассказать Аркадию (который еще раньше сорвался в Никольское, к Кате) о злополучной дуэли. Но это лишь повод. Недаром аскетичный в одежде Базаров «уложил свое новое платье так, что оно было у него под рукою». В вопросах внешних приличий щепетильна хозяйка Никольского…

В этот приезд Базаров пытается уверить ее и себя, что все кончено. «Перед вами смертный, который сам давно опомнился и надеется, что и другие забыли его глупости…» - говорит Базаров. Но как меняется строй его речи! Уже сейчас, задолго до последнего свидания, нигилист овладевает лексикой и тоном того романтизма, который отвергал. Лишнее доказательство, что романтизм жил в его душе всегда. Анна Сергеевна с облегчением подхватывает: «Кто старое помянет, тому глаз вон <…>. То был сон, не правда ли? А кто же сны помнит?» Снова Тургенев-художник отказывается от миссии всезнающего и всеобъясняющего волшебника: «Так выражалась Анна Сергеевна, и так выражался Базаров; они оба думали, что говорили правду. Была ли правда, полная правда в их словах? Они сами этого не знали, а автор и подавно».

Отрывки подслушанного Аркадием и Катей разговора свидетельствуют, что далеко не все еще кончено:

- <…> Я потерял для вас всякое значение, и вы мне говорите, что я добр… Это все равно, что класть венок из цветов на голову мертвеца.

Евгений Васильевич, мы не властны… - начала <…> Анна Сергеевна; но ветер налетел, зашумел листами и унес ее слова.

Ведь вы свободны, - произнес немного погодя Базаров. «Больше ничего нельзя было разобрать…»

И не нужно. Сбылись предсказания отвергаемой баллады Жуковского. Подобно рыцарю Тоггенбургу, Евгений в ответ на просьбы любви слышит: «Сладко мне твоей сестрою, / Милый рыцарь, быть, / Но любовию иною / Не могу любить».

Герой способен ревновать. Едва Базаров заговорит об Аркадии - «кипение желчи слышалось в его спокойном, но глухом голосе». Чем искреннее Одинцова радуется, что Аркадий «с Катей совсем как брат», тем грубее Базаров уличает ее в хитрости. Любая женщина, упоминая так часто имя другого, желала пококетничать, проверить чувства к ней. Любая… но не холодная Анна Сергеевна. В свою очередь, и Анна Сергеевна ошибается относительно привязанности Аркадия к ее сестре. «Как это я ничего не видала? Это меня удивляет!» - восклицает она, получив письмо с просьбой Катиной руки. Базаров не может скрыть «злорадное чувство», «мгновенно вспыхнувшее в груди». Раздается безрадостный смех взаимного поражения. Вот уж поистине «горе от ума»! Уверенные в своей проницательности, наблюдательности, праве даже распоряжаться судьбами близких людей, сестры и друга, оба оказываются бесконечно чужды им.

Поражение «старших» героев имеет еще один аспект. Снова, как в «Рудине», злоключения неудачливой пары оттеняет чета счастливая. Здесь отношения развиваются вполне традиционно. Как подобает влюбленному, Аркадий, мучительно косноязыча, приступает к объяснению: «...Красноречие изменило Аркадию; он сбился, замялся. (“Да помоги же мне, помоги!” - с отчаянием думал Аркадий.)» И Катя держит себя, как подобает скромной барышне: «Казалось, она и не понимала, к чему это все ведет…» Наконец произносятся банальные вроде бы слова, что говорились миллионы раз… Но не сказав их, не узнаешь, «..до какой степени, замирая весь от благодарности и от стыда, может быть счастлив на земле человек». Эти наивные молодые люди оказались в чем-то мудрее, принимая без сомнений скромные дары жизни. А Одинцовой и Базарову остается одно - расстаться, сохранив гордость. «Нет! - сказал он и отступил на шаг назад. - Человек я бедный, но милостыни еще до сих пор не принимал». Прощание их горькое - во многом именно потому, что много анализируют, понимают, стремятся проникнуть в тайну бытия. И слишком много говорят… Мысль изреченная не всегда ложь. «Это все равно, что класть венок из цветов на голову мертвеца», - произносит Базаров. «…Не в последний раз видимся», - заклинает Анна Сергеевна. Довелось же им увидеться уже у постели умирающего.

Одинцова спешит - звук роскошной кареты раздается в деревенской глуши. «Жив еще, жив мой Евгений и теперь будет спасен!» - восклицает восторженно Василий Иванович. Действительно, любовь может совершить чудо, воскресить больного. Простодушный старик ошибается в одном - чтобы случилось это чудо, нужна обоюдная любовь. А ее нет. «И теперь вот вы стоите, такая красивая…» Спустя столетие эти поэтические слова Базарова подхватил Маяковский. Но Одинцова - «она просто испугалась <…>. Мысль, что она не то бы почувствовала, если бы точно его любила, мгновенно сверкнула у ней в голове». И хотя Анна Сергеевна «великодушно» «села <…> возле дивана, на котором лежал Базаров», пренебрегая опасностью заражения, все же «подала ему напиться, не снимая перчаток и боязливо дыша».

Взаимоотношения Базарова и Одинцовой - смертельная рана Базарова

Любовь в произведениях Тургенева - сила природная, подчиняющая себе человека зачастую помимо его желания, она прекрасна, грозна и мгновенна, как молния. Любовь - прекрасное мгновение, которое не дано остановить, как не остановить молнию. Любовь - всегда испытание, потому что она требует самопожертвования. Эту ситуацию “испытания любовью” переживают все герои Тургенева, и герои «Отцов и детей» - не исключение. С момента ее возникновения конкретно-историчес- кая линия развития сюжета преобразуется в нравственно-философ- скую, на смену идейным спорам приходят вопросы, постав¬ленные самой жизнью, а характер героя становится сложнее и проти-воречивее. Он, отрицавший романтику любви, сам влюбился роман¬тически, безнадежно. В конфликт вступают его чувства и прежние убеждения, что делает отношения с Одинцовой сложными и подчас болезненными для героя.
Однако центр романа составляет история любви Базарова и Одинцовой. Именно встреча с Анной Сергеевной словно делит роман на две части. Если в первой части романа мы видим Базарова-победителя- , нигде не встречающего достойного сопротивления, самоуверенного и сильного, то вторая часть показывает нам другого Базарова. Он столкнулся с силой посерьёзнее Павла Петровича. И эта сила - любовь. Трагедия этой любви не только в том, что она осталась безответной.

Развитие отношений между Базаровым и Одинцовой занимает центральное место. До встречи с Анной Сергеевной любовь была одним из красивых “слов”, герой иронически называл её “романтизмом”, “дурью”, “художеством”. Наверное, на такое отношение к любви герой имеет право: история Павла Петровича и княгини Р.- весомое тому доказательство.

Красавица Анна Сергеевна Одинцова - натура сильная, глубо¬кая, независимая, наделенная развитым умом, но при этом она холод¬на и эгоистична. В чем-то она похожа на Базарова: как и он, она свы¬сока относится к другим людям, ощущая свое превосходство над ними. Она единственная в романе верно поняла сложный и противо-речивый характер Базарова, по достоинству оценила его, поняла глу¬бину и силу возникшего в нем чувства. Казалось бы, все это могло привести к прочному союзу героев. Ведь оба они, по сути, очень оди¬ноки. Одинцова, как и Базаров, чувствует, что силы ее богатой натуры остаются нереализованными.
Но что ждет ее с Базаровым? Сцена объяснения героя в любви по¬казывает, что гармонии в их взаимоотношениях нет и быть не может. Недаром Анну Сергеевну так пугает какая-то скрытая, но порой вы¬рывающаяся наружу грозная сила, таящаяся в Базарове. Ему хватает мужества признать, что он влюблен, как настоящий романтик, но соз¬нание этого вызывает у него самого злость - то ли на себя, то ли на Одинцову. С другой стороны, ей самой не хватает смелости и реши¬мости, чтобы связать с ним свою судьбу. Насыщенной, непредсказуе¬мой, но крайне трудной жизни с этим необыкновенным человеком она предпочитает несколько скучное, но весьма комфортное сущест¬вование в привычных для нее условиях богатого аристократического круга. В конце романа мы узнаем, что Анна Сергеевна весьма удачно вышла замуж и вполне удовлетворена своей жизнью. Так что ответст¬венность за несложившиеся отношения с Базаровым лежит и на ней.
Судьба Анны Сергеевны не была легкой. Лишившись родителей, она осталась в затруднительном материальном положении, с двенадцатилетней сестрой на руках. Преодолевая трудности, она проявляет недюжинную силу характера и самообладание. Анна Сергеевна выходит замуж по расчету за человека намного старшего его, и, хотя она уважает своего мужа как человека доброго и честного, конечно, не испытывает к нему никакой любви. Оставшись вдовой, она поселилась в имении, где все было устроено с комфортом и роскошью. Она редко общалась с соседями, и о ней ходило множество нелестных слухов, вероятно, ей завидовали: молода, красива, богата, независима. Базаров произвел на нее впечатление, и она пригласила их с Аркадием в гости. Уже первая беседа в гостинице продолжалась более трех часов, причем Анна Сергеевна проявляет и чуткость, и такт, выбрав тему для разговора и помогая гостю освоиться. Даже Базаров меняет свое к ней отношение, с уважением говоря, что она «в переделе была», «нашего хлеба покушала». Дальнейшее общение сближает героев, они интересны друг другу, но не во всем могут между собою согласиться. Базаров придерживается социалистических взглядов, отрицая индивидуальность человеческой личности: «Исправьте общество, и болезней не будет». Разумеется, получившая классическое дворянское образование, Анна Сергеевна не может с этим согласиться. Ей скучно, как всем женщинам, «которым не удалось полюбить», хотя она сама не знает, чего именно ей хочется. Она кокетничает с Базаровым, отговаривая ею уехать. Базаров же находится в замешательстве: всю жизнь считая любовь «романтизмом», теперь он «с негодованием сознавал романтика в самом себе». Его бесит собственная слабость, он не может позволить себе зависеть от избалованной женщины, «аристократки». Их объяснение драматично: страсть Базарова пугает Анну Сергеевну, заставляя ее в испуге отшатнуться. Перед отъездом Евгения Одинцова долго размышляет о своем душевном состоянии и приходит к выводу, что она была права: «Бог знает куда бы это повело, этим нельзя шутить, спокойствие все-таки лучше всего на свете».

Различия в воспитании, мировоззрении, образе жизни стали для героев непреодолимыми. Базаров в смятении сознает, как рушатся основы нигилизма его твердых убеждений, а Анна Сергеевна боится связывать свою судьбу с непредсказуемым и политически неблагонадежным человеком, нарушить ради него свой душевный комфорт. Герои расстаются друзьями, сумев подняться выше своих предрассуждений, но их взаимоотношения, видимо, не могли сложиться иначе.
И лишь сцена смерти героя снимает те острые противоречия, ко¬торые так наглядно проявились в его любви к Одинцовой. Может быть, только во время последнего свидания с умирающим Базаровым она поняла, что потеряла самое ценное в своей жизни. Он же больше не пытается противостоять своему чувству, и оно выливается в по¬этическом признании: «Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет». Но эта гармония лишь на короткий миг освещает героев, так и не сумевших воплотить ее в жизнь.
Эти уроки любви нанесли глубокие раны не только душе, но и уму Базарова. Она привели к кризису его односторонние, вульгарно-материали- стические взгляды на жизнь. Он стал интересоваться собой, миром вокруг себя.
Глубоки и тревожны те вопросы, к которым пробивается смятенный Базаров. И эти вопросы делают его душу богаче, щедрее и человечнее. Но слабость Базарова в усиленном стремлении уйти от них, в презрительной оценки их как чепухи.


Категории:


Базаров и Одинцова, испытание любовью.
Сочинение по роману И.С. Тургенева "Отцы и дети".

"Отцы и дети" И.С. Тургенева, на мой взгляд, можно назвать не только романом-полемикой, но и "романом испытаний".
Изучая своего героя, кардинально не соглашаясь с его жизненной философией, автор проводит Базарова - яркого представителя нигилизма - через несколько важных испытаний.
Таким образом, я думаю, Тургенев проверяет жизнеспособность взглядов Евгения Васильевича, их возможность существовать в реальной жизни.
Мне кажется, самым важным испытанием для Тургенева стало испытание любовью.
Мы видим, что до знакомства с Анной Сергеевной Одинцовой Базаров, как истинный нигилист, презирал любовь, не верил в нее.
Отношения между мужчиной и женщиной в представлении этого героя ограничивались лишь физической стороной, физиологией.
Все остальное же, что существует между двумя людьми, этот нигилист считал чепухой, романтическими выдумками аристократов-бездельников.
Именно поэтому разговор об отношении двух полов у Базарова насквозь был пронизан цинизмом.
Именно цинизм сначала преобладал во фразах героя, направленных в сторону Одинцовой.
Впервые Евгений Васильевич увидел эту женщину на балу у губернатора.
Едва войдя в залу, Анна Сергеевна сразу притянула к себе внимание присутствующих мужчин: "увидал женщину высокого роста, в черном платье, остановившуюся в дверях залы. Она поразила его достоинством своей осанки. Обнаженные ее руки красиво лежали вдоль стройного стана; красиво падали с блестящих волос на покатые плечи легкие ветки фуксий..."
Одинцова отличалась не только красотой и чувством собственного достоинства.
Она, несомненно, была умна: "спокойно и умно, именно спокойно, а не задумчиво, глядели светлые глаза из-под немного нависшего белого лба..." В целом, от героини веяло "ласковой и мягкой силой".
Безусловно, Базаров, как умный и тонкий человек, не мог не почувствовать этого. Больше того, Одинцова произвела на героя сильное впечатление. Однако он тут же надел привычную маску цинизма. Первыми фразами нигилиста об Анне Сергеевне были: "Ну, а по-твоему, что она, точно - ой-ой-ой?", "у ней такие плечи, каких я не видывал давно" и "Посмотрим, к какому разряду млекопитающих принадлежит сия особа".
Но мы уже понимаем, что Одинцова, равная Базарову по интеллекту, образованности и силе характера, в значительной мере повлияет на его судьбу, станет важным человеком в жизни героя. На это нам намекает и автор. Еще при первом упоминании имени Анны Сергеевны, у Кукшиной, Базаров невольно сближает Одинцову и любовь: "- Нет, зачем говорить о любви, - промолвил Базаров, - а вот вы упомянули об Одинцовой... Так, кажется, вы ее назвали? Кто эта барыня?" Мы чувствуем, что герой как бы отталкивает от себя возможность полюбить, но эта участь его не минует. Так, в лице Анны Сергеевны, Базарова настигнет сама жизнь. Настигнет и разрушит всю его умозрительную философию.
Мы видим, что, познакомившись с Одинцовой, побеседовав с ней, герой все больше начинает уважать эту женщину как умного и блестящего собеседника. Больше того, Базарову было комфортно и интересно в доме Одинцовой, в окружении ее и ее семьи. И как-то неожиданно для самого себя Евгений Васильевич...влюбился!
Кульминационной в развитии отношений двух героев является сцена признания. Анна Сергеевна, женщина умная, но сдержанная и холодная, сама увлеклась Базаровым. И вот, как будто ненароком, когда она и Базаров достаточно сблизились, чтобы говорить о "внутренних" вещах, Одинцова заводит разговор о счастье.
Она признается, что чувствует себя несчастной, потому что не видит перед собой цели, не знает, для чего ей нужно жить: "Я очень устала, я стара, мне кажется, я очень давно живу". Базаров тут же выводит причину бед героини: "Вам хочется полюбить, - перебил Базаров, - а полюбить вы не можете: вот в чем ваше несчастье".
И действительно, Одинцова слишком ценит состояние внутреннего равновесия и комфорта, чтобы отдаться чувству.
Но человеческая природа такова, говорит Тургенев, что она не может существовать без любви.
Без любви человек чувствует себя несчастным, он рано стареет, у него нет жизненной цели.
Именно в такую женщину суждено было влюбиться Евгению Базарову.
Героиня выудила из него признание: "Так знайте же, что я люблю вас, глупо, безумно... Вот чего вы добились".
Больше того, она и сама могла ответить герою взаимностью ("Она не тотчас освободилась из его объятий"), но выбрала другое.
А в душе Базарова произошел переворот. Он понял, что способен полюбить.
Это значило, что любовь существует.
Следовательно, вся система взглядов, философия этого героя была разрушена. Можно сказать, что он потерял жизненную основу, потерял всяческие ориентиры.
Но, кроме того, Базаров потерял и веру в себя. Ведь он влюбился, как самый ничтожный аристократишко, бездельник, которых он так презирал.
Это значит, что он, Евгений Базаров, самый обыкновенный человек, со всеми слабостями и недостатками.
Таким образом, в жизни героя наступил очень серьезный кризис, преодолеть который он не смог.
Базаров не смог принять ценностей "отцов", не смог ответить на коренные вопросы бытия, которые стали приходить к нему.
Поэтому его гибель стала логичным завершением его жизненной истории.
Мы видим, что на страницах романа "Отцы и дети" Тургенев подвергает своего героя самому главному испытанию - испытанию любовью.
Базаров не справляется с ним и погибает.
Так писатель развенчивает популярную в его время нигилистическую теорию и утверждает приоритет незыблемых культурных и этических принципов.

Русская литература славится глубиной своих работ. Одна из таких «Отцы и дети» Ивана Сергеевича Тургенева. Главная тема - рождение и выращивание новых прогрессивных идей, вектором которых является игнорирование искусства в пользу точных наук. В кругу нигилистов нет места чувствам и старым истинам. Но какая бы суть ни была вложена автором в роман, для читателей на первом месте стоит история любви Базарова и Одинцовой.

«Отцы и дети» Тургенева

Роман был написан в 60-е годы XIX века и сразу покорил мир своими молодежными идеями. Тогда, как и сейчас, Базаров - пример нового, современного человека. Но, как показал автор, не к такому примеру нужно стремиться. Тем не менее, главный герой пленил сердца многих читателей. Он всегда имел что сказать, его реплики четкие, а диалоги с ним интригуют. Важно то, что в романе Иван Сергеевич показал, как легко может быть уничтожена жизнь из-за неправильной трактовки.

Недаром произведение называется «Отцы и дети». Главный герой пренебрежительно относится не только к старшим по возрасту, но и к своим родителям. В мыслях он уважает многих взрослых, а вот на деле дерзит. «Отцы и дети» Тургенева показали, как различаются идеалы разных поколений и как деградирует с каждым годом молодежь.

знакомство с героем

События начинают свой отсчет от 20 мая 1859 года по приезде Аркадия домой вместе с другом Евгением Базаровым. Последний - резкий, самолюбивый и тихий человек. Людей слабовольных он, как магнитом, затягивает в свои сети, но помимо своей воли. Те, что готовы спорить, автоматически становятся ему врагами. Базаров в душе презирает любовь, поэзию и свой народ. Он нигилист, который исповедует веру в либеральные и консервативные идеи.

Рождение чувств

Но встреча Базарова с Одинцовой расставляет новые приоритеты. Молодая, красивая и богатая вдова Анна сразу захватывает Евгения. Чувства, как ему кажется, взаимны, но женщина решает сохранять спокойствие и не развивать любовь. Герой, плененный своими правилами, решает также оставаться верным принципам. Он убегает от любви к родителям. Но высокие чувства победили жизненные стереотипы. Любовь Базарова к Одинцовой заставляет его вернуться в дом Аркадия.

От грусти герой соблазняет чужую женщину, за что его вызывают на дуэль. С течением обстоятельств счастливы все, кроме Евгения. Анна не отвечает на чувства, и читатели теряют надежду на то, что сложится пара Базаров и Одинцова. Взаимоотношения не налаживаются, поэтому герой окончательно прощается с любимой и другом, сжигает мосты и возвращается домой.

Окончание истории, что так и не началась

Дома Базаров тонет в работе на несколько дней. Но грусть и чувство догоняют его и понемногу становятся сутью жизни. Из-за невнимательности он заражается от покойного тифом и осознает свою близкую смерть, поэтому решает попросить любимую приехать и попрощаться с ним.

В предсмертной беседе герой признает, что отношение Базарова и Одинцовой не сложились в большей степени из-за его характера. Он осознает, что его мешали строить отношения, но сожаления по этому поводу молодой человек выражает мало. Покидая этот мир, главный герой не удовлетворен тем, на что потратил свою жизнь. Но дай ему судьба еще один шанс переписать свою историю по-новому, он, видимо, не изменил бы ни единого взгляда. Отношения Базарова и Одинцовой были обречены с самого начала. После этого печального события в романе играют несколько свадеб. Но чувства как будто постановочные. Анна Сергеевна снова выходит замуж по расчету.

В итоге, на могилу Базарова приходят только старые и страдающие родители, которых он так не уважал при жизни.

Евгений Базаров: роль, которую он пронес через всю жизнь

Один из главных героев романа Тургенева «Отцы и дети» - Евгений Базаров. Читая произведение, возникает двоякое впечатление от персонажа. Причем двойственное восприятие этой личности преследует сразу после знакомства. С одной стороны, мы видим его холодный, сухой характер, с другой, интуиция постоянно подсказывает, что фигура полностью не раскрыта. Привкус того, что где-то в глубине души Базаров удивит нас своими рыцарскими поступками, остается. Но неоднозначная оценка держит нас в напряжении до конца книги. Позже некоторые разъяснения дают любовь Базарова и Одинцова.

Внешний вид героя полностью соответствует его лицу. Заостренный нос, большие зеленые глаза, широкий плоский лоб на худом лице, что обрамлено бакенбардами, темно-белокурые волосы и улыбка, за которой плохо маскируется светлый ум, самоуверенность и достоинство. Именно таким предстает перед нами персонаж впервые. Его образ манит определенной загадочностью.

И все бы ничего, но в дальнейшем перед нами предстает другой, настоящий Базаров, черты характера которого сначала были незаметны. Он свысока, гордо на всех смотрит, не признает святости брака и любви, не верит в авторитет и считает ниже своего достоинства доказывать свою точку зрения другу или врагу.

Тем не менее, мы можем наблюдать новые вспышки характера сразу после того, как вспыхнул роман Базарова и Одинцовой. Взаимоотношения, что возникли между молодыми людьми, меняют привычный для них мир.

- вызов, наказание и награда для Базарова

В пространстве, в котором живет главный герой, не было места для любви, пока он не встретил Анну Сергеевну. Холодная, расчетливая вдова - Базаров в женском образе.

Аристократка, которую полюбил Евгений, горда и умна. Умерший старый муж оставил ей большое материальное состояние. Это позволяет ей жить независимо и делать то, что вздумается.

Еще двух таких похожих и разных людей в мировой литературе не найти. История любви Базарова и Одинцовой - рецензия на книгу «Как не нужно жить». Молодая женщина, привлекательная, не имеет Она существует между временем, не различая дня и ночи.

Едва заметная улыбка и - Одинцова, как и Базаров, умела себя эффектно подать. Но в отличие от главного героя, женщина действительно не умеет любить. Или сердце ее окаменело еще в детстве? А возможно, причиной стали новые течения в обществе? Важно только то, что Базаров не сразу признался в своих чувствах, а любовь у Анны так и не возникла.

О том, что бессердечная женщина была равнодушной, говорит и ее отношение к молодому человеку. Он для нее - забава. Безразличие к его смерти пугает читателей. Для Одинцовой (даже сама фамилия говорит о многом) были далеки такие чувства, как горе и радость. Роман заканчивается ее браком с новой выгодной партией.

В мире литературы

Есть клише, по которым пишут главных героев. И именно такие герои впоследствии становятся самыми популярными. Под эту линейку были созданы и герои Тургенева. Это бездушные молодые парни и девушки, которые не мечтают о любви.

Были мужчины и более холодные, замкнутые, чем Евгений. Многие влюбленные мировой литературы отличались друг от друга: Дарси и Лиззи Беннет, Рочестер и Джейн Эйр, Ретт Батлер и Скарлетт, среди них и герои Тургенева - Базаров и Одинцова. Взаимоотношения последних были обречены на провал. Стены, что они соорудили, было невозможно разрушить даже с помощью любви.

Критика на выбор главного героя

Отношение Базарова и Одинцовой к жизни критики восприняли неоднозначно. С одной стороны, молодые люди остаются верны себе, а за ними стоят новые грандиозные теории. Базаров - представитель нового общества, независимого, свободного от искусственно насажденных авторитетов. Он и его сторонники растят идеи, опережающие свое время. Отказаться от них - означало бы невозможность свободно развиваться.

С другой стороны - высота любви проверена тысячелетиями. Именно это прекрасное чувство вдохновляло творить. Поэтому выбор героя в пользу так называемого прогрессивного общества является низким и неразумным. Базаров однозначно мог достичь больших результатов, отказавшись от своей теории.

Чувства, изменяющие мир

Наверное, самое тяжелое, что может пережить человек - собственных принципов. Но еще хуже остаться наедине со своими правилами, проигнорировав любовь.

На протяжении всего произведения протягивается необычная, небудничная линия симпатии двух персонажей. Эти главные герои - Базаров и Одинцова, взаимоотношения которых ярко вспыхивают и постепенно идут по наклонной вниз.

Красота персонажа однозначно противоречива. По всем критериям тогдашнего мира он не дотягивает до эталона совершенства. Но стоит ему только открыть рот, что, заметим, делает он довольно редко, как течение его мыслей, сила характера в словах и уверенность в своей правоте покоряют. Несмотря на холод, исходящий от главного героя, Базаров и Одинцова, взаимоотношения которых были очень сложными, все же сумели загореться друг к другу чувствами.

Базаров стоит перед выбором: остаться верным своим принципам или упасть до состояния, за которое всегда презирал людей. Быть романтиком и счастливо влюбленным - значит быть низким. «Это все романтизм, чепуха, гниль, художество», - как-то выражает свои мысли другу Базаров.

К сожалению, Базаров и Одинцова испытание любовью не прошли. Однако в "Отцы и дети" ярко выражена извечная тема большой и широкой человеческой души.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...