Анна Винтур: биография снежной королевы. Анна Винтур

Anna Vintur

Журналист Дата рождения 3 ноября (Скорпион) 1949 (69) Место рождения Лондон Instagram @annawintour.official

Анна Винтур известна как главный редактор модного журнала Vogue. Свой пост она занимает с 1988г., за это время тираж журнала был значительно увеличен. Является одной из самых влиятельных фигур современности в индустрии моды. После окончания школы работала в нескольких модных журналах, постепенно поднимаясь по карьерной лестнице. В 1983г. перешла работать в Vogue, и со временем полностью изменила его формат. Анна славится своим жестким и непререкаемым стилем руководства.

Биография Анны Винтур

Анна начала интересоваться модой еще в школьные годы. В возрасте 15 лет некоторое время проработала продавцом. Позже начала встречаться с одним из своих друзей Р. Невиллом, который принял ее на работу в журнал Oz. Девушке поступали предложения поработать моделью, но Анна их не приняла.

В 21г. устроилась в журнал Harpers&Queen на должность ассистента в отдел моды. В 1973г. была повышена до заместителя главного редактора.

В 1975г. Анна переехала в Нью-Йорк, где около года проработала младшим редактором в журнале Haspers Bazaar, откуда была уволена из-за разногласий с руководством.

Через несколько месяцев ей предложили работу в журнале Vive. Анна впервые получила руководствующую должность и стала главным редактором. В 1978г. журнал был закрыт как убыточное предприятие, а Винтур после этого оставила карьеру на 2 года. В это время она была увлечена романом с М. Эстебаном.

В 1980 устроилась редактором моды в журнал Savvy, а затем в New York. Она пользовалась большим авторитетом у руководства и имела широкий круг полномочий. В 1983г. у Анны состоялась деловая встреча с А. Либерманом, являющимся на тот момент редакционным директором издательства, в ведомстве у которого находился журнал Vouge. Он отметил ее карьерные успехи и предложил Винтур стать креативным директором в британском Vouge.

Анна часто вступала в конфликты с действующим на тот момент главным редактором Грейс Мирабеллой, так как ее решения и распоряжения иногда шли вразрез с распоряжениями Грейс.

Позднее Анна Винтур стала главным редактором журнала Вог, и в журнале произошли большие перемены. Были заменены многие сотрудники, журнал несколько изменил свой формат и стал образцом глянцевой прессы.

Харпер Бекхэм вновь очаровала всех на модном показе

Харпер Бекхэм вновь очаровала всех на модном показе

Анна Винтур мечтает о Кейт Миддлтон на обложке Vogue

10 фактов об Анне Винтур, о которых вы не знали

Личная жизнь Анны Винтур

Анна не любит освещать свою личную жизнь. В течение 15 лет она была замужем за Девидом Шеффером. Ее супруг не имел никакого отношения к миру моды и был связан с медициной. За годы брака Анна родила двоих детей, сына и дочь.

Их официальный развод состоялся в 1999г. Причиной пресса назвала наличие у Винтер другого мужчины, однако Анна не подтвердила эту информацию и тяжело перенесла расставание. Журналистка была обеспокоена влиянием развода на своих детей, хотя к тому моменту они были уже подростками.

После развода Винтур не заводила серьезных отношений.

11 выбрали

Анна Винтур , главный редактор американского Vogue с 1988 года, профессионал высокого класса, жесткая перфекционистка, с которой списана Миранда Пристли из "Дьявол носит Prada" , знает о моде много. Более того, она ее делает. И иногда весьма жестко. Например, по ее желанию Неделю моды в Париже как-то сократили на три дня, а Опра Уинфри, чтобы оказаться на обложке Vogue , вынуждена была похудеть на 9 килограммов. Кто-то считает Анну эталоном стиля, кто-то критикует прическу, которую она не меняет уже несколько десятков лет, и ее любовь к мехам. Однако и тем, и другим стоит прислушаться к ее советам. Хотя бы из любопытства...

За годы работы в модной индустрии она не ослабила хватку, не располнела, не стала мягче. Она по-прежнему встает ни свет ни заря, не задерживается на вечеринках дольше двадцати минут, вселяет страх в души и юных ассистенток, и маститых дизайнеров. Мы собрали советы по стилю, которые Анна давала в разных интервью. Многие не отличаются оригинальностью, но все, безусловно, достойны того, чтобы время от времени их вспоминать.

1. Найдите свой "выгодный" силуэт.

Тенденции приходят и уходят, а с нами остаются вещи, которые хорошо сидят, в которых мы чувствуем себя уверенно. Нужно постараться найти свой стиль и оставаться с ним. Он не будет делать вас старомодной или однообразной. Он сделает вас уникальной. (Возможно, поэтому-то Анна и не расстается со своей стрижкой).

2. Инвестируйте в по-настоящему прекрасные вещи.

Иногда важно покупать не горы одежды, а вещи, которые бы дополнили ваш индивидуальный стиль. И даже если вы ограничены в средствах, лучше приобрести несколько действительно интересных деталей, а не сто сомнительных вещиц.

3.Не бойтесь быть разными.

Но вместе с тем не пытайтесь следовать всем тенденциям. Иначе можно заблудиться в собственном стиле.

4. Найдите марки одежды, подходящие для вашего бюджета.

Хорошие, очень хорошие идеи есть не только у представителей высокой моды. "Я снимаю шляпу перед Gap," - говорила Винтур.

5. Не бойтесь ярких цветов.

Можно разнообразить базовый гардероб сотней разных способов с помощью одного яркого акцента. Но для того, чтобы подчеркнуть идею или силуэт, для того, чтобы показать линию и понять форму, черный - лучший вариант.

6. Подбирайте правильные аксессуары.

Если вы намерены заплатить немалую сумму за потрясающий аксессуар, удостоверьтесь, что он будет хорошо смотреться и в вечернем образе, и в повседневном.

7. Найдите правильную обувь.

Хорошо, если одна пара туфель подходит ко множеству ансамблей.


8. Превратите недостаток в особенность.

Взять хотя бы очки Винтур. Она носит их в помещении по медицинским показаниям (глазам тяжело от яркого света), но очки Chanel уже неотделимы от образа главного редактора Vogue.

Твитнуть

Класснуть

Анна Винтур приступила к работе в качестве главного редактора Vogue US в далеком 1988 году, с тех пор знаменитая личность в мире моды подняла модный глянец на новый уровень, а сама стала иконой стиля для миллионов. Несмотря на множество скандалов и сплетен вокруг ее персоны, нельзя отрицать ее огромный вклад в модную индустрию. Сложно поверить, что прежде "библия моды" была больше направлена на описание светского образа жизни и уходила на второй план по сравнению с основным конкурентом - модным глянцем ELLE. В первые же годы работы Анна Винтур смогла сделать из Vogue US престижный глянец, который предугадывает модные тенденции. Она просто взорвала мир моды, когда опубликовала на обложке фотографию Микаэлы Берку в свитере от Christian Lacroix и потертых джинсах за 50 $. Это было первое появление денима на обложке Vogue. И даже спустя десятилетия Анна Винтур продолжает удивлять модную публику. В 2014 году вышел номер, на обложке которого красовалась звезда реалити-шоу Ким Кардашьян в свадебном платье, модные критики просто негодовали. Можно еще долго говорить о достижениях Анны Винтур в модном бизнесе, но все же хотелось бы уделить больше внимания стилю главного редактора американского Vogue.

Когда дело касается модного глянца, Анна Винтур движется только вперед за последними тенденциями, но если присмотреться к ее стилю, то можно понять - на первом месте предпочтения, а затем уже мода. Анна Винтур не скупает все самые трендовые вещи с подиума. Наоборот, это редкий случай, когда модного редактора можно увидеть в одном и том же и далеко не один раз. Стиль Винтур можно отнести к классике, она любит приталенные силуэты, нейтральные цвета и элегантные украшения. Свой творческий характер редактор Vogue US выражает в разнообразии принтов.

Есть особенности стиля, которым Анна Винтур просто неспособна изменить. Это ее графичная стрижка-боб и солнцезащитные очки от Chanel. Часто в интервью Винтур советует приобретать дорогие и действительно хорошие вещи и не захламлять свой гардероб. Но все же у главного редактора есть своя слабость. Большинство образов Анна Винтур дополняет массивными ожерельями, в ее коллекции более пятидесяти моделей.

В плане выбора модных брендов Винтур - настоящий консерватор. В ее гардеробе наряды из коллекций легендарных модных домов Chanel. Prada, Louis Vuitton.

Анна Винтур никогда не скрывала своей любви к мехам. Зачастую ее осуждают за этот выбор. Но все же, нет смысла отрицать, что мех стал неотъемлемым элементом индивидуального стиля главного редактора.

Стиль для Анны Винтур - это продолжение личности. Каждый ее образ лаконичный, но при этом продуманный детально. Своим читательницам Винтур советует никогда не останавливаться в развитии собственного стиля по ее мнению это благотворно влияет не только на самооценку, но и на карьерный рост.

Анна Винтур


Очень многие видели фильм "Дьявол носит Прада", но, может быть, не все зрители знают, что прототипом главной героини стала Анна Винтур, главный редактор журнала мод Vogue.
Правит миром моды именно она. Именно Анна Винтур первой рассказывает состоятельным ньюйоркцам, а затем и состоятельным гражданам всего мира, как надо жить и во что одеваться.

Анна родилась в 1949 году в Лондоне в семье общественной активистки и редактора газеты The Evening Standard.
Отец, к которому девочка была очень привязана, все чаще замечает в дочери черты собственного характера, жесткого и волевого. Он подталкивает десятилетнюю Анну к выбору профессии, посоветовав написать в школьной анкете, что в будущем она хочет стать редактором журнала Vogue.
Маленькая Анна унаследовала характер не светской львицы - мамы, а стального зубра-папы, к вящему удовольствию последнего.

Анна Винтур всегда считала себя высшим существом, которому априори позволено больше, нежели другим. Например, не носить школьную форму - учителя высшей школы северного Лондона так и не прониклись нужным осознанием, чем только усугубили конфликт с подопечной Винтур. В конце концов, Анна сняла ненавистную униформу и покинула школу, записавшись на курсы мод.
Кстати, в четырнадцать Винтур кардинально остригла волосы в строгое каре с густой челкой, и больше прическу не меняла. Именно с этого возраста началось планомерное выстраивание образа "иконы стиля".

В 21 год Анна Винтур устроилась ассистентом в отдел моды британского журнала Harpers & Queen, а через пять лет променяла это издание на его американскую версию - Harper"s Bazaar, в позиции редактора моды. Затем последовал пост главного редактора журнала New York. А в 1983 году Анна вернулась в Лондон, чтобы занять сразу две должности: креативного директора британского Vogue и главреда журнала House & Garden. Последний она с ходу переименовала в H&G и резко перекроила концепцию. Волна читательского возмущения заставила компанию выделить отдельную телефонную линию для ругательных звонков и… дополнительную сумму для печати возросшего тиража!
Все это было прекрасно, но Анна хотела Vogue-первоисточник - американский Vogue.
Vogue - это респектабельное издание с вековой историей (первый номер увидел свет в 1892 году). Он был провозглашен "Библией моды"и, конечно, был наиболее подходящим местом для осуществления амбиций Анны Винтур.

В 1988 году цель была достигнута - Анна Винтур заняла кабинет главного редактора этого издания. Там она здравствует и правит по сию пору.

С приходом Анны Vogue преобразился. Солидный, но консервативный, он перестал провозглашать культ смазливых блондинок - их лица на обложках сместили фигуры иных, разнообразных по типажу, женщин. Дебютный выпуск Vogue украсила модель-израильтянка в дешевых джинсах и топе, инкрустированном драгоценными камнями.

Первый номер журнала Vogue под редакцией Анны Винтур

Винтур провозгласила модой смешение дизайнерского шика и вещичек из масс-маркетов. Также именно Анна Винтур ввела в обычай помещать на обложки глянцевых изданий звезд шоу-бизнеса.

Рисковая и даже дерзкая в модном бизнесе, в остальном Анна Винтур придерживается железного расписания.
День у правительницы Vogue начинается в 5:45 с чашки кофе и партии в теннис. В семь дом Винтур наполняется визажистами, косметологами, стилистами - вся эта братия колдует над Анной два часа. И - за работу. В офисе Vogue все бросаются врассыпную, заслышав четкий ритм винтуровских шпилек. Не дай бог с ней поздороваться или помочь подняться, если она вдруг споткнется и растянется в коридоре - а такое бывало. И сотрудник, мучительно сохранявший равнодушие, пока проходил мимо лежащей Винтур, получил… пару похвальных замечаний: мол, абсолютно верно поступил!
Вечером - посещение мероприятий. Известная как устроитель шикарных вечеринок, сама Винтур не задерживается ни на одном из приемов дольше 20 минут. Ни капли алкоголя. Ходит без сумок, при себе -только телефон, ежедневник и чековая книжка. Темные очки Chanel на пол-лица, безупречно отглаженный вид, сдержанная мимика - "женщина-робот", "кухонные ножницы". Отбой ровно в 10:00.

Броня Винтур крепка настолько, что есть все основания предполагать, что эта женщина, железная снаружи, - титановая внутри!

Анна любит носить меха. "Зелёные", обвиняющие Винтур в порочной страсти к мехам, пытались воззвать к её человечности. Как-то, покидая показ Chanel, Анна получила от защитников животных заряд торта в лицо. "Носите больше меха!" - раздался ее возглас из-под слоя сливок.

Анна Винтур с дочерью

С дочерью

Ей не посмели возразить организаторы Недели Моды в Париже, когда Винтур заявила, что мероприятие должно быть сокращено на два дня - дела у нее, понимаете, она их не намерена откладывать. И ведь сократили! Хотя расписание показов составляется за полгода до Недели. Дефиле начинались в 8 утра и заканчивались заполночь - притом, что, пока властительница моды не займет своего место, показ вообще не открывался! А Винтур могла слегка и припоздать…

Ее жесткий каркас пытались задрапировать в романтичный ореол все мировые СМИ, когда открылась интрижка замужней Винтур с техасским магнатом Шелби Брайаном. Женатым, между прочим. Но Анна, ничего не комментируя и не поддаваясь ничьим ожиданиям, ушла от мужа и соединилась с Брайаном. Сработала просто и четко, не меняя выражения лица.

Анна Винтур и Карл Лагерфельд

В сентябре 2004 года Анна Винтур представила 832-страничный номер Vogue, который стал крупнейшим номером в истории. Помимо этого она настояла на запуске трех новых изданий: Teen Vogue, Vogue Living и Men’s Vogue. Первый выпуск Teen Vogue буквально сразу стал самым популярным журналом среди молодых девушек, опередив конкурентов - ELLE Girl и Cosmo Girl.

В 2006 году Анна Винтур становится прототипом главной героини книги Л. Вайсбергер и фильма «Дьявол носит Prada» (на экране ее сыграла актриса Мерил Стрип (Meryl Streep).
Она предстает массовому читателю в книге «Дьявол носит Prada» (2003). Автор книги - Лорен Вайсбергер, одна из бывших ассистенток Анны Винтур, взяла за основу образ своей начальницы. В 2008 году на экраны выходит фильм с Мэрил Стрип, передавшей образ холодного и бессердечного манипулятора, способного вызвать творческий порыв или разрушить целый бренд или дизайнера. Анна Винтур никогда не комментировала книгу, но ей хватило чувства юмора, чтобы не мешать выходу фильма на экраны. Совсем наоборот… Она приглашает всех своих ассистентов на частный просмотр и кладет на каждое сиденье… сумочку Prada!

Мерил Стрип в роли Миранды Пристли в фильме "Дьявол носит Prada"

Фильм "Дьявол носит Prada" добавил Винтур популярности. Главная героиня Миранда Пристли - безжалостный редактор модного журнала - под копирку списана с нее: "Легендарнейшая из стерв мира haute couture, то ли продавшая за успех душу дьяволу, то ли (по слухам) изгнанная из ада за невозможный характер!"

На месте Анны Винтур кто угодно бы обиделся. А она пришла на премьерный показ с головы до ног укутанная в Prada.

В 2009 году вышел документальный фильм Р.Ж. Катлера (R.J.Cutler) “Сентябрьский номер”. Кино рассказывает историю о главном редакторе самого популярного в мире журнала американского Vogue Анне Винтур и о том, как она вместе с командой создает сентябрьский номер журнала.

В 2008 году Королева Англии Елизавета II лично вручила Императрице моды Анне Винтур почетный Орден Британской Империи. И пожелала всяческих дальнейших достижений.

На данный момент Анна Винтур возглавляет кампанию против нездоровой худобы моделей в США. Держитесь, девушки, скоро в моде будут новые стандарты. Какие - решит Анна Винтур.

По материалам Интернета

Стрижка боб, черные очки Chanel в пол-лица прячут усталый взгляд исподлобья. Ладони сжимают записную книжку и телефон. Это Анна Винтур - маленькая женщина, от решений которой зависит целая индустрия…

Отец Анны, главный редактор известного английского таблоида Evening Standard Чарльз Уинтур, никогда не сомневался: его дочь сумеет достичь в жизни многого. В очередной раз за утренним кофе выслушивая от Анны, которой едва исполнилось 15 лет, советы по поводу усовершенствования журнала, он внутренне улыбался. Но вслух отвечал со всей серьезностью, что ее замечания кажутся ему весьма разумными и на совещании он обязательно обсудит их с инвесторами. И не кривил душой.

По дороге в офис, сидя на заднем сиденье автомобиля, он лишь придавал законченную форму идеям дочери, быстро записывая сказанное в записную книжку. А затем, как и обещал, излагал их тем, от чьего мнения и финансовых вливаний зависела дальнейшая судьба его газеты. Уже спустя несколько недель таких правок тираж таблоида вырос: изданию удалось привлечь молодую аудиторию. Именно такова была цель, поставленная перед ним менеджментом издательства, и она была достигнута.

«Да, Анна обязательно сделает карьеру в медиа. - В этом Винтур, повидавший в этом бизнесе немало, не сомневался. - А вот будет ли у нее семья? Сможет ли кто-то ужиться с девушкой, мнение которой всегда единственно правильное и не подлежит обсуждению? С девушкой, улыбка которой так же редка, как подарок на день рождения? С жестким дельцом, которым она, кажется, была с рождения? Странно, что младенцем она молча разрешала выбирать себе распашонки, - с улыбкой размышлял он. - Сегодня она не позволяет принимать за себя никаких решений». В 14 Анна остригла свои чудесные волосы, сделав ультрамодную стрижку боб. Так же решительно она укоротила подол юбки, который казался ей слишком длинным. Ее следующий поступок будет куда более серьезным: вскоре Анна объявит отцу, что оставляет школу. Она хочет действовать, а не протирать уродливую школьную форму на уроках, пользы от которых не видит никакой. Пусть этим занимаются ее глупые одноклассники, у Анны другие планы. С детства боготворившая«глянец», она уже знала, чем хочет заниматься.

АННА НА ШЕЕ

Появление юной Винтур в редакции британского собрата Harper’s Bazaar - журнала Harpers & Queen поначалу никого не насторожило. Но, начав с позиции ассистента редактора отдела моды, уже спустя несколько лет Анна выросла до заместителя главного редактора. Пешка шла в дамки, по пути легко сметая с шахматной доски слабые фигуры. Достойное сопротивление Винтур смогла оказать лишь новый главный редактор Мин Хогг. Она приняла решение сразу: Анна Винтур должна уйти, двум королевам на одном троне не место. Анна лишь рассмеялась про себя. Все это кстати: ей давно пора приблизиться к своей главной цели, а для этого необходимо перебраться в Нью-Йорк. Там, в высотном здании на Times Square, расположен офис, один из кабинетов которого она надеялась занять. Могущественное издательство Conde Nast нуждалось в такой, как она, не сомневалась Винтур. Анна была намерена стать главным редактором Vogue. Удобным плацдармом для сближения с целью стал американский Harper’s Bazaar. Здесь о ней уже были наслышаны, и тем не менее Винтур была принята на работу в качестве младшего редактора моды. А спустя 9 месяцев… уволена из-за «творческих разногласий» с главным редактором Тони Маццолой. Что ж, не беда. Позволив себе небольшой отпуск и парочку романов за спиной бойфренда, журналиста Джона Бредшоу (один из них с Бобом Марли, если верить таблоидам), Анна с его помощью устроилась главным редактором в журнале Viva. Журнал закрывают в связи с убыточностью? Не проблема. Новый головокружительный роман с французским продюсером Мишелем Эстебаном на ближайшие два года занял все ее время. Приходилось все время летать из Нью-Йорка в Париж и обратно…

Самой интригующей ступенью на пути к вершине для Анны стал журнал New York. Здесь она неожиданно обрела единомышленника в лице главного редактора этого влиятельного издания Эдварда Костнера. Эд не боялся Анну, он использовал ее. По достоинству оценив ее талант, он разрешил Винтур действовать, опекая на каждом этапе. Принятая на позицию редактора моды, Анна могла делать все, что ей заблагорассудится. Менять содержание любой из рубрик, вторгаться в обсуждение каждого вопроса, по своему усмотрению переделывать обложку… Одна из таких «переделок» принесла журналу неслыханную удачу - тогда лицом журнала впервые стала знаменитость, актриса Рейчел Уорд. Это решение безумной Винтур подняло тираж издания вдвое. Успех вскружил Анне голову. Явившись на интервью к занимавшей пост главного редактора Vogue USA Грейс Мирабелле, она с порога заявила, что хочет… занять ее место. Встреча тут же была окончена. А спустя несколько месяцев Винтур была приглашена на аудиенцию к Алексу Либерману, редакционному директору Conde Nast. Так началась эпоха Анны в Vogue. И пусть немногим позже ей пришлось пережить двухлетнюю ссылку в британский офис журнала, вскоре она таки заняла тот самый кабинет, о котором мечтала с детства. Нет… не мечтала, планировала занять. Так будет точнее.

ЛИЧНАЯ ЖИЗНЬ КОРОЛЕВЫ

Свой пятнадцатилетний брак с отцом двоих ее детей, известным детским психиатром Дэвидом Шэффером, Анна разрушила сама. С тем же хладнокровием и силой, с которыми по кирпичику выстраивала обожаемый ею «глянец». По крайней мере, так писали об этом передовицы всех газет - от бульварных таблоидов до весьма уважаемых изданий, вроде The New York Times. Такую новость нельзя проигнорировать, даже если рискуешь ввязаться в войну с самой влиятельной женщиной fashion-индустрии. Слишком велики дивиденды. «У всесильной Анны интрижка с женатым техасским миллионером!»; «У Винтур и Шелби Брайана роман!». Писали об их парижских каникулах, подаренных ей изумрудах, в подробностях описывали предложение руки и сердца, сделанное Анне Дэвидом…

Она пыталась остановить цунами публикаций. Распорядилась сделать звонки нужным людям. Не терпящим возражений тоном приказала ассистентам убедить, запретить, не допустить… И, пожалуй, впервые проиграла по всем фронтам. Когда ранним утром на стол в ее офисе в Conde Nast лег ворох свежих газет, она уже знала, какие заголовки прочтет там. И все равно едва не заплакала. Что скажут ее дети? Сыну Чарли всего тринадцать, дочке Кэтрин едва исполнилось одиннадцать. Но… мегеры не плачут. Они принимают решения и действуют. Накануне Винтур недрогнувшей рукой подписала документы о разводе и сейчас не жалела об этом. Ее браку, о котором даже желтой прессе написать было нечего, кроме, по сути, повторяющих друг друга слов «тоска» и «скука», давно пришел конец. Она лишь облекла существующее положение дел в документальный факт. «Я поступила правильно», - сказала она себе. А вслух произнесла: «Где мой Star/backs? Я жду его уже 10 минут!» И туг же получила чашку обжигающего капучино. Жизнь продолжается!

КОСТЮМ ОТ PRADA

Ничего другого предпочесть в вечер премьеры фильма «Дьявол носит Prada» Анна не могла. Звонок ее ассистента предупредил об этом офис Миуччи Прада накануне, и утром ее уже ждал фирменный корф с новым платьем. В кинотеатре ее и ее экс-ассистентку Лорен Вайсберг, автора книги, по которой был снят скандальный фильм, обещающий, пусть и не прямо, рассказать всю правду о «ядерной Винтур», будут разделять множество людей и ряды кресел. Они ни разу не взглянут друг на друга, но кожей каждая будет ощущать присутствие соперницы.

Впрочем, Лорен - это прошлое. Ее уже нет. А она, Анна Винтур, была, есть и будет главным редактором Vogue. Правда, теперь ей придется до конца жизни отвечать на вопрос, правда ли то, что наблюдали на экране миллионы зрителей по всему миру. Что ж, извольте: «Это чистая правда. Я позволяю себе рукоприкладство в адрес моих личных ассистентов, а еще я запираю их в офисе, не выпускаю на свежий воздух, не плачу им зарплату. Но скажу вам другое: в моей жизни есть семья и друзья, которые много значат для меня. Ради этих людей я готова на все. А работа остается работой. Здесь ставятся другие задачи, и отношения приобретают другой оттенок».

От нее ждали еще какой-то реакции. Демарша в адрес кого-нибудь - режиссера, студии, актрис, сыгравших в картине главные роли, Мерил Стрип и Энн Хэтэуэй. Анна отреагировала: вскоре сияющая прекрасной улыбкой Хэтэуэй появилась на обложке Vogue USA.

Но мысли всемогущей Винтур были заняты совсем другими вещами. Конечно, речь, как всегда, шла о журнале и достойным собеседником для Винтур вновь выступала она сама. «Правда в том, что делать этот журнал могу лишь я» - эту мысль киношники словно прочли в ее голове. Сейчас она напряженно размышляла о том, как соответствовать этому тезису и дальше.

СВЯЗАННЫЕ ОДНОЙ ЦЕПЬЮ

Трудно поверить, что существует другая Анна, не та, которую все зовут «ядерная зима», - мягкая, трогательная, способная любить. Но она есть. Дома, в кругу своей семьи

Жесткость и ум, предельную собранность, целеустремленность и независимость, часто граничащую с высокомерием, - все это она тоже унаследовала от своей семьи: прабабушки-писательницы леди Элизабет Фостер, герцогини Девонширской, деда, профессора Гарвардского университета Трего Бейкера, отца, командора ордена Британской империи Чарльза Винтура.

Семейными узами Анна Винтур дорожила всегда. Поэтому развод с мужем и отцом двоих ее детей, сына Чарли и дочки Кэтрин, Дэвидом Шэффером, дался ей тяжело. Но желание обрести личное счастье победило. Анна ушла к Шелби Брайану, миллионеру из Техаса. Рядом с ним она вновь начала улыбаться.

Ее место по-прежнему привлекало конкуренток, свергнуть всемогущую Винтур было делом принципа для многих ее коллег. В 2008 году обозреватель The Sunday Times посмел предположить, что 58-летней Анне Винтур вскоре придется уступить свое место «самой влиятельной фигуры в мире моды». Его, по мнению журналиста, должна занять Рейчел Зое - блистательный стилист, услугами которой пользуются едва ли не половина актрис Голливуда на съемочной площадке и вне ее. Ранее в прессе звучало еще одно имя - Карин Ройтфельд, главного редактора французской версии Vogue…

Анна не раз встречала Рейчел на показах, но никогда не удостаивала ее и слова. Она умела ценить талант, видит бог, но только не в том случае, когда цена вопроса - ее кресло. На вопросы любопытствующих журналистов Винтур отвечала улыбкой и… молчанием. Разве фильм не дал им всех ответов?.. А вскоре все газеты и интернет-порталы трубили в унисон: агентство Maget, сотрудничающее с Рейчел Зое, отказалось от услуг звездного стилиста. Из «достоверных источников» стало известно, что менеджмент агентства прекратил сотрудничество с Зое, «чтобы не злить Анну». Daily Intelligencer прокомментировал происшедшее так: «Это случилось не потому, что Винтур попросила уволить Рейчел. Просто они волновались: вдруг Анна подумает о них плохо…»

Но не конкурентки занимали мысли Анны. Интернет-вот что заставляло Винтур не спать ночами, размышляя, что еще предпринять, чтобы угнаться за Всемирной паутиной, которая предлагала читателю нужную информацию спустя считаные минуты после ее появления. Модные блоги с сотнями пусть не таких качественных, но зато «горячих», только что с подиума, фотографий и едкими комментариями к ним становились все более востребованными. Уличная мода наступала на пятки именитым дизайнерам. Кино вскрывало последние тайны модного закулисья. Место в первом ряду показов рядом с Анной все чаще занимали молодые люди, которые всего лишь вели онлайн-дневники, не тратя на это ни цента. А ведь бюджет фотосессии в ее журнале порой достигал $300 тыс. И на меньшее Винтур была не согласна.

Однажды на рассвете, заканчивая ежедневную партию в теннис, Анна вдруг поняла: чтобы выиграть эту войну, она должна… перейти на другую сторону! 1ейм. В тот же день она распорядилась привлечь к работе на официальном сайте Vogue сразу нескольких уже заработавших авторитет среди fashionistas интернет-обозревателей. Она даже удостоила аудиенции одного из них. А что же кино? Почему бы и ей не ступить на чужую территорию, раз уж киношники позволили себе без спросу прогуляться по ее офису, ежедневнику, мыслям. Что, если предложить киноманам настоящую прогулку по Vogue?..

ОСЕНЬ В НЬЮ-ЙОРКЕ

2007 год. Весна. Нью-Йорк. Редакция готова приступить к производству сентябрьского номера Vogue. 840 страниц. Как роман Льва Толстого. «Почему нет?!» - спрашивала Винтур издателя и сверлила его взглядом, от которого в жилах ее сотрудников обычно мгновенно леденела кровь. Издатель был не робкого десятка, но и он сопротивлялся Анне с трудом. «Хорошо…» - наконец выдавил он из себя, и Винтур тут же набрала номер ассистентки на своем Blackberry. «Совещание через полчаса, собери всех!» Они сделают самый большой номер в истории, а процесс его создания будет запечатлен на кинопленке… Премьера документального фильма «Сентябрьский номер» состоялась 28 августа 2009 года в Нью-Йоркском музее современного искусства. В стиле Vogue.

2011 год. Июль. Париж. Двор перед величественным зданием Елисейского дворца залит полуденным солнцем. Но маленькая женщина в костюме Chanel, только что вышедшая из черного лакированного авто, не задерживаясь, спешит подняться внутрь по парадной лестнице. Там, в Праздничном зале, светло от тысяч огней позолоченных люстр. Они зажжены по случаю церемонии, главной героиней которой должна стать она, Анна Винтур. В зале ждет президент Франции, в его руках-маленькая коробочка, орден Почетного легиона, кавалерами которого ранее становились Бродский, Габен, Плисецкая, Скорсезе, Рерих… Анна улыбается.

Предпочитаю, когда люди говорят правду. Всегда можно разобраться в ситуации, когда точно знаешь все детали

  • Родилась 3 ноября 1949 года в Лондоне в семье известного журналиста и общественной деятельницы;
  • В 16 лет была исключена из школы «за недопустимое поведение»;
  • Первое место работы - лондонский универмаг Harrods, позиция - стажер;
  • В 1988 году возглавила Vogue USA;
  • В 2011-м получила орден Почетного легиона.
Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...