Где родился лев толстой. Лев николаевич толстой краткая информация

В истории русской литературы есть немало писателей, произведениями которых до сих пор зачитывается весь мир. Взять хотя бы все того же Федора Михайловича Достоевского, романы которого изучают далеко не только в рамках отечественной школьной программы.

Столь же знаковым писателем является небезызвестный Лев Николаевич Толстой, краткая биография которого описана нами в данной статье. Именно его жизнь предопределила несколько спорные взгляды этого человека на жизнь.

Детства радостные годы

Маленький Лев был уже четвертым ребенком в большой и известной дворянской семье. Матушка его, урожденная княгиня Волконская, скончалась, когда ему не было еще и двух лет. Несмотря на это, Толстой прекрасно запомнил “духовный облик” матери: ее склонность к рефлексии, чуткое отношение к искусству, и даже удивительное портретное сходство он передал Марье Николаевне Болконской.

Отец писателя запомнился ему как веселый, энергичный человек, который очень любил охоту и долгие прогулки. Тоже умер рано, в 1837 году. Именно поэтому всю тяжесть воспитания детей вынесла на своих плечах Т. А. Ергольская, дальняя родственница семьи. Она имела огромное влияние на юного графа, “заразив” его склонностью к искусству.

Несмотря на раннюю смерть своих родителей, ранние детские годы всегда были для Льва Николаевича особенным, светлым временем. Все впечатления, которые произвела на него сама усадьба и те годы, которые он там провел, в полной мере отражены в автобиографическом произведении "Детство".

Вот так прошло детство Толстого. Краткая биография дальнейшей жизни была бы неполной без повествования о его студенческих годах.

Казанские времена

Когда Льву исполнилось 13 лет, его семья переехала в Казань, разместившись на постой в доме родственницы, П. И. Юшковой. Уже в 1844 году будущий писатель поступает на отделение востоковедения местного университета, после чего он перевелся на факультет юриспруденции и права, где проучился всего два года. Как он сам впоследствии вспоминал, “занятия не находили отклика в моей душе, и я предпочитал им светские развлечения”.

В 1847 году ему самому надоедает такая жизнь. Толстой подает рапорт на увольнение его из университета “по семейным обстоятельствам и состоянию здоровья”, после чего едет в Ясную Поляну с намерением выучить весь университетский курс самостоятельно и сдать экзамен экстерном.

Юношеская “бурная жизнь”

Его неудачная попытка построить тем летом новую жизнь для крепостных ярко отражена в повести "Утро помещика". Толстой напишет ее в 1857 году. Тогда же, осенью 1847, он едет сперва в Москву, а затем и в Санкт-Петербург, где собирается сдавать кандидатские экзамены. Современники свидетельствуют, что Лев Николаевич Толстой (краткая биография которого описывается в статье), был довольно странной личностью: он то сутками напролет готовился к экзаменам и сдавал их, то предавался мечтаниям или проводил время в кутежах.

Даже его религиозность порой чередовалась с периодами атеизма. Неудивительно, что в семье Толстого его считали “бесполезным и пустячным” человеком, а долги, которые он накопил в тот период, удалось отдать лишь через много лет. Несмотря на такое поведение, внутри него все горело. Толстой вел подробный дневник, где занимался глубокой самооценкой. Именно тогда у него появилось страстное желание писать, и он начал делать первые серьезные заметки.

Какие же еще события включает в себя краткая биография Льва Толстого? Как формировался писатель?

"Война и свобода"

Через четыре года, в 1851 году, старший брат уговорил его поехать на Кавказ (он был действующим офицером в армии). В результате Толстой три года прожил с казаками на берегах Терека, регулярно посещая Кизляр, Тифлис, Владикавказ. Более того, вчерашний “пустячный” человек бесстрашно участвовал в военных действиях, а вскоре был принят в действующую армию.

На Толстого произвела сильнейшее впечатление простота казачьего быта, свобода этих людей от той мучительной рефлексии, которая была свойственна многим людям из высшего общества в те годы. Эти его переживания нашли яркое отражение в произведении "Казаки" (1852-1863). Вообще, кавказские впечатления дали ему огромный запас вдохновения: черты его переживаний того периода можно отыскать едва ли не в каждом произведении, которое написал Лев Николаевич Толстой, краткая биография которого на этом периоде еще не заканчивается.

В своем дневнике он записал, что этот край “войны и свободы” ему очень полюбился. Именно в тех краях была написана упомянутая нами в самом начале повесть "Детство". Тогда он направил ее в журнал "Современник", причем печатали его под псевдонимом, инициалами “Л. Н”. Дебют получился ошеломительным, молодой писатель сумел первым же произведением показать свое мастерство.

Крымское назначение

Уже в 1854 году он получает новое армейское назначение и едет в Бухарест. Но там было настолько скучно и уныло, что писатель вскоре не выдержал и написал прошение о переводе в Крымскую армию. Попав в осажденный Севастополь, он получил в свое распоряжение целую батарею на четвертом бастионе. Дрался Толстой храбро и решительно, отчего и был неоднократно награжден медалями.

Крым опять-таки дал новую порцию впечатлений и литературных планов. Так, именно здесь Лев Толстой (краткая биография которого описана в статье) решает издавать специальный журнал для солдат. В этих краях писатель начинает свой цикл "севастопольских рассказов", которые прочитал и высоко оценил сам Александр II.

Особенности романов Толстого

С самых первых своих произведений молодой писатель поразил критиков смелостью суждений и широтой "диалектики души" (в частности, об этом говорил сам Чернышевский). Впрочем, уже в то время в его книгах можно наблюдать признаки перелома в его религиозном восприятии: он начинает мечтать об основании религии “чистой”, свободной от таинств и мракобесия, “сугубо практической”.

Чем же еще занимался Лев Толстой? Краткая биография его жизни все равно не уместит всех чаяний и стремлений этого деятельного человека, но хотелось бы остановиться на его преподавательской деятельности.

Открытие народной школы

В 1859 году писатель открывает школу для крестьянских детей в деревне. После этого он участвует в открытии еще двух десятков школ в окрестностях Ясной поляны. Педагогическая деятельность его настолько увлекла, что в 1960 году писатель отправляется в путешествие по Европе, где знакомится с местными школами. В пути он виделся с А. И. Герценом, а также посвятил много времени изучению основных педагогических теорий, которые Толстого, в основной своей массе, совершенно не удовлетворяли.

Свои же идеи Лев Николаевич Толстой, краткая биография которого описывается в данном материале, изложил в отдельной статье. В ней он пишет, что основной идеей преподавания должен стать полный отказ от насилия в обучении и “свобода”.

Чтобы продвигать свои идеи, он начал издавать журнал "Ясная Поляна". Особенность его была в том, что он выпускался со специальными книжками для чтения в виде приложений. Они стали в России классическими образчиками детской литературы.

В 1870-х годах им издаются две книги: "Азбука" и "Новая Азбука", которые повторили громкий успех своих предшественников. Одним только этим писатель внес в анналы русской педагогики фамилию Толстой. Биография, краткое содержание которой мы описываем, имеет и “шпионскую” страницу.

Увлечение выпуском книг едва не сыграло с графом дурную шутку: в 1962 году его имение обыскивают с целью обнаружения тайной типографии анархистов. Обыску также могли способствовать как собственные его идеи, так и наветы недоброжелателей. Но на этом краткая биография Льва Толстого еще не закончена. Впереди его ждал один из главных трудов жизни!

"Война и мир"

В сентябре того же года он женится на Софье Андреевне Берс. Сразу после венчания он везет молодую жену в Ясную поляну, где с головой отдается хозяйственным заботам и работе на литераторском поприще. Именно тогда (точнее, с осени 1963 года) он всецело поглощен своим новым, потрясающим проектом, который долгое время носил название "Тысяча восемьсот пятый год".

Несложно догадаться, что то была “Война и Мир”, после которой в мире появился еще один легендарный писатель, Толстой Лев Николаевич. Краткая биография его свершений не в силу передать того значения, которое это произведение оказало на всю мировую литературу.

Роман был настолько удачным еще и потому, что время его создания было ознаменовано семейным счастьем и неторопливым, уединенным писательским трудом. Он много читал, причем в основном переписку Толстых и Волконских тех времен, постоянно работал в архиве, самолично ездил на Бородинское поле. Работа двигалась медленно, причем в редактировании и копировании рукописей Толстому помогала жена. Только в начале 1865 года он впервые представил в "Русском вестнике" первые наброски своего легендарного романа "Война и мир".

Отношение к произведению, отклики

Роман публика приняла восторженно и читала взахлеб. Пришло множество положительных откликов на новое произведение. Читателей поражало живое описание эпического полотна с тонким психологическим анализом, а также живой картиной повседневной жизни, которую автор мастерски вписал в историю.

Последующие же части романа вызывали ожесточенные споры, так как в них писатель все глубже ударялся в фатализм, которым “заразился” на конечном этапе жизни Толстой Лев Николаевич. Краткая биография его знает немало примеров, когда писатель надолго погружался в глубокую депрессию. Конечно же, такие перемены в нем самом не могли не сказаться и на его произведениях.

Прозвучало много претензий в отношении того, что Толстой “перенес” на людей начала века веяния и характеры, которые в те времена не были распространены. Как бы там ни было, но роман об Отечественной войне тех лет и в самом деле отражал чаяния публики, которую тот период живо интересовал. Впрочем, сам Толстой говорил о том, что его творение не попадает под критерии ни романа, ни повести, ни истории или поэзии…

Таким вот особенным писателем был Толстой. Биография, краткое содержание которой мы представили в этой статье, говорит о том, что он вскоре начинает переживать творческий и личный кризис, последствия которого отражаются во всех его последующих работах.

"Анна Каренина"

В 1870 году писатель начинает работать над новым, прецизионным романом. Это было произведение “Анна Каренина”, в котором Толстой пытается “заимствовать” у Пушкина легкость и простоту слога, формируя свой новый стиль повествования. Нужно заметить, что к тому времени уже сформировался “новый” Лев Толстой. Биография, краткое содержание которой раскрывается в этом материале, изображает его в это время как глубоко религиозного человека, который постоянно занимается самоанализом и рефлексией.

Его интересует сам смысл существования “образованного” и “мужицкого”сословий, тематика всемирной справедливости. Писатель начинает развивать идею о добровольном лишении себя “излишков”, на почве чего у него начинает разлаживаться семейная жизнь.

Перелом

В 1880 году начинается глубокий творческий кризис, который тяжело переносит Л. Толстой. Краткая биография его в этот период небогата на события: постоянные ссоры и скандалы с женой, мысли о самоубийстве и смысле жизни.

Развязка наступила в 1910 году. Создатель величайших романов тайно сбежал от семьи и решил пуститься в дальний путь. Но слабое здоровье (ему было уже 82 года) заставило его сойти с поезда на станции Астапово. Через семь дней он скончался.
Трагическую историю своего предка неоднократно вспоминал и Алексей Толстой. Биография (краткое содержание ее можно отыскать в любом учебнике по литературе) этого человека столь необычна, что до сих пор наводит на размышления…

Лев Николаевич Толстой - выдающийся русский прозаик, драматург и общественный деятель. Родился 28 августа (9 сентября) 1828 года в усадьбе Ясная Поляна Тульской области. По материнской линии писатель принадлежал к именитому роду князей Волконских, а по отцовской - к старинному роду графов Толстых. Прапрадед, прадед, дед и отец Льва Толстого были военными. Представители древнего рода Толстых еще при Иване Грозном служили воеводами во многих городах Руси.

Дед писателя с стороны матери, «потомок Рюрика», князь Николай Сергеевич Волконский, с семи лет был зачислен на военную службу. Он был участником русско-турецкой войны и вышел в отставку в чине генерал-аншефа. Дед писателя с отцовской стороны - граф Николай Ильич Толстой - служил во флоте, а затем в лейб-гвардии Преображенском полку. Отец писателя - граф Николай Ильич Толстой - в семнадцатилетнем возрасте добровольно поступил на военную службу. Он участвовал в Отечественной войне 1812 года, попал в плен к французам и был освобожден русскими войсками, вступившими в Париж после разгрома армии Наполеона. По материнской линии Толстой находился в родстве с Пушкиными. Их общим предком был боярин И.М. Головин, сподвижник Петра I, вместе с ним обучавшийся корабельному делу. Одна из его дочерей - прабабка поэта, другая - прабабка матери Толстого. Таким образом, Пушкин приходился Толстому четвероюродным дядей.

Детство писателя прошло в Ясной Поляне - старинном родовом имении. Интерес Толстого к истории и литературе зародился в детские годы: живя в деревне, он видел, как протекала жизнь трудового народа, от него он услышал множество народных сказок, былин, песен, легенд. Жизнь народа, его труд, интересы и взгляды, устное творчество - все живое и мудрое - открыла Толстому Ясная Поляна.

Мария Николаевна Толстая, мать писателя, была добрым и отзывчивым человеком, умной и образованной женщиной: знала французский, немецкий, английский и итальянский языки, играла на фортепиано, занималась живописью. Толстому не исполнилось и двух лет, когда умерла его мать. Писатель не запомнил ее, но так много слышал о ней от окружающих, что ясно и живо представлял ее облик и характер.

Николая Ильича Толстого, своего отца, дети любили и ценили за гуманное отношение к крепостным. Кроме занятий хозяйством и детьми, он много читал. За свою жизнь Николай Ильич собрал богатую библиотеку, состоящую из редких по тем временам книг французских классиков, исторических и естественно-исторических сочинений. Именно он первым заметил склонность своего младшего сына к живому восприятию художественного слова.

Когда Толстому шел девятый год, отец в первый раз повез его в Москву. Первые впечатления московской жизни Льва Николаевича послужили основой для многих картин, сцен и эпизодов жизни в Москве героя толстовской трилогии «Детство», «Отрочество» и «Юность» . Юный Толстой увидел не только открытую сторону жизни большого города, но и некоторые скрытые, теневые стороны. Со своим первым пребыванием в Москве писатель связывал окончание самой ранней поры своей жизни, детства, и переход к отрочеству. Первый период московской жизни Толстого продолжался недолго. Летом 1837 года, поехав по делам в Тулу, скоропостижно скончался его отец. Вскоре после смерти отца Толстому с сестрой и братьями пришлось пережить новое несчастье: умерла бабушка, которую все близкие считали главой семьи. Внезапная смерть сына стала для нее страшным ударом и менее чем через год унесла ее в могилу. Спустя несколько лет умерла первая опекунша осиротевших детей Толстых, сестра отца, Александра Ильинична Остен-Сакен. Десятилетнего Льва, трех его братьев и сестру отвезли в Казань, где жила их новая опекунша - тетушка Пелагея Ильинична Юшкова.

Толстой о своей второй опекунше писал как о женщине «доброй и очень набожной», но в то же время очень «легкомысленной и тщеславной». По воспоминаниям современников, Пелагея Ильинична не пользовалась авторитетом у Толстого и его братьев, поэтому переезд в Казань принято считать новым этапом в жизни писателя: воспитание закончилось, начался период самостоятельной жизни.

Толстой прожил в Казани более шести лет. Это была пора формирования его характера и выбора жизненного пути. Живя с братьями и сестрой у Пелагеи Ильиничны, юный Толстой два года готовился к поступлению в Казанский университет. Решив поступить на восточное отделение университета, особое внимание он уделял подготовке к экзаменам по иностранным языкам. На экзаменах по математике и русской словесности Толстой получил четверки, а по иностранным языкам - пятерки. На экзаменах по истории и географии Льва Николаевича постигла неудача - он получил неудовлетворительные отметки.

Провал на вступительных экзаменах послужил для Толстого серьезным уроком. Все лето он посвятил основательному изучению истории и географии, сдал по ним дополнительные экзамены и в сентябре 1844 года был зачислен на первый курс восточного отделения философского факультета Казанского университета по разряду арабско-турецкой словесности. Однако изучение языков не увлекло Толстого, и после летних каникул в Ясной Поляне он перевелся с восточного факультета на юридический.

Но и в дальнейшем университетские занятия не пробудили интереса Льва Николаевича к изучаемым наукам. Большую часть времени он самостоятельно занимался философией, составлял «Правила жизни» и аккуратно делал записи в дневнике. К концу третьего года учебных занятий Толстой окончательно убедился в том, что тогдашний университетский порядок только мешал самостоятельной творческой работе, и он принял решение уйти из университета. Однако университетский диплом ему был нужен, чтобы получить права для поступления на службу. И чтобы получить диплом, Толстой выдержал университетские экзамены экстерном, потратив на подготовку к ним два года жизни в деревне. Получив в конце апреля 1847 года в канцелярии университетские документы, бывший студент Толстой покинул Казань.

После выхода из университета Толстой снова уехал в Ясную Поляну, а затем в Москву. Здесь в конце 1850 года он занялся литературным творчеством. В это время он задумал написать две повести, но ни одну из них не закончил. Весной 1851 года Лев Николаевич вместе со старшим братом, Николай Николаевичем, служившим в армии офицером-артиллеристом, прибыл на Кавказ. Здесь Толстой прожил почти три года, находясь главным образом в станице Старогладковской, расположенной на левом берегу Терека. Отсюда он выезжал в Кизляр, Тифлис, Владикавказ, бывал во многих станицах и аулах.

На Кавказе началась военная служба Толстого . Он принимал участие в боевых операциях русских войск. Впечатления и наблюдения Толстого отражены в его рассказах «Набег», «Рубка леса», «Разжалованный», в повести «Казаки». Позднее, обратившись к воспоминаниям этого периода жизни, Толстой создал повесть «Хаджи-Мурат». В марте 1854 года Толстой прибыл в Бухарест, где располагалось управление начальника артиллерийских войск. Отсюда в качестве штабного офицера он совершал поездки по Молдавии, Валахии и Бессарабии.

Весной и летом 1854 года писатель принимал участие в осаде турецкой крепости Силистрии. Однако главным местом военных действий в это время был Крымский полуостров. Здесь русские войска под руководством В.А. Корнилова и П.С. Нахимова одиннадцать месяцев героически обороняли Севастополь, осажденный турецкими и англо-французскими войсками. Участие в Крымской войне - важный этап в жизни Толстого. Здесь он близко узнал простых русских солдат, матросов, жителей Севастополя, стремился понять, в чем источник героизма защитников города, понять особые черты характера, свойственные защитнику Отечества. Сам Толстой проявил в обороне Севастополя храбрость и мужество.

В ноябре 1855 года Толстой отбыл из Севастополя в Петербург. К этому времени он уже заслужил признание в передовых литературных кругах. В этот период внимание общественной жизни России было сосредоточено вокруг вопроса о крепостном праве. Рассказы Толстого этого времени («Утро помещика», «Поликушка» и др.) также посвящены этой проблеме.

В 1857 году писатель совершил заграничное путешествие . Он побывал во Франции, Швейцарии, Италии и Германии. Путешествуя по разным городам, писатель с большим интересом знакомился с культурой и социальным строем западноевропейских стран. Многое из того, что он увидел, впоследствии отразилось в его творчестве. В 1860 году Толстой совершил еще одну поездку за границу. За год до этого в Ясной Поляне он открыл школу для детей. Путешествуя по городам Германии, Франции, Швейцарии, Англии и Бельгии, писатель посещал школы и изучал особенности народного образования. В большинстве школ, которые посетил Толстой, действовала палочная дисциплина и применялись телесные наказания. Вернувшись в Россию и посетив ряд школ, Толстой обнаружил, что многие методы обучения, действовавшие в западноевропейских странах, в частности в Германии, проникли и в русские школы. В это время Лев Николаевич написал ряд статей, в которых подверг критике систему народного образования и в России, и в западно-европейских странах.

Прибыв на родину после заграничной поездки, Толстой посвятил себя работе в школе и изданию педагогического журнала «Ясная Поляна». Школа, основанная писателем, располагалась неподалеку от его дома - во флигеле, сохранившемся до нашего времени. В начале 70-х годов Толстой составил и издал ряд учебников для начальной школы: «Азбуку», «Арифметику», четыре «Книги для чтения». По этим книгам выучилось не одно поколение детей. Рассказы из них с увлечением читают дети и в наше время.

В 1862 году, когда Толстой был в отъезде, в Ясную Поляну прибыли помещики и произвели обыск в доме писателя. В 1861 году царским манифестом была объявлена отмена крепостного права. При проведении реформы между помещиками и крестьянами вспыхивали споры, улаживание которых было поручено так называемым мировым посредникам. Толстой был назначен мировым посредником в Крапивенский уезд Тульской губернии. Разбирая спорные дела между дворянами и крестьянами, писатель чаще всего занимал позицию в пользу крестьянства, чем вызывал недовольство дворян. Это и послужило поводом для обыска. Из-за этого Толстому пришлось прекратить деятельность мирового посредника, закрыть школу в Ясной Поляне и отказаться от издания педагогического журнала.

В 1862 году Толстой женился на Софье Андреевне Берс , дочери московского врача. Прибыв с мужем в Ясную Поляну, Софья Андреевна всеми силами стремилась создать в имении такую обстановку, при которой ничто бы не отвлекало писателя от напряженного труда. В 60-е годы Толстой вел уединенную жизнь, полностью посвятив себя работе над «Войной и миром».

По окончании эпопеи "Война и мир" Толстой решил написать новое произведение - роман об эпохе Петра I. Однако общественные события в России, вызванные отменой крепостного права, настолько захватили писателя, что он оставил работу над историческим романом и приступил к созданию нового произведения, в котором отразилась пореформенная жизнь России. Так появился роман «Анна Каренина», работе над которым Толстой посвятил четыре года.

В начале 80-х годов Толстой переехал с семьей в Москву, чтобы заняться образованием своих подраставших детей. Здесь писатель, хорошо знакомый с деревенской нищетой, стал свидетелем городской бедности. В начале 90-х годов XIX века почти половину центральных губерний страны охватил голод, и Толстой включился в борьбу с народным бедствием. Благодаря его призыву был развернут сбор пожертвований, закупка и доставка продовольствия в деревни. В это время под руководством Толстого в деревнях Тульской и Рязанской губерний было открыто около двухсот бесплатных столовых для голодающего населения. К этому же периоду относится ряд написанных Толстым статей о голоде, в которых писатель правдиво изобразил тяжелое положение народа и осудил политику господствующих классов.

В середине 80-х годов Толстой написал драму «Власть тьмы» , в которой изображена гибель старых устоев патриархально-крестьянской России, и повесть «Смерть Ивана Ильича», посвященную судьбе человека, только перед смертью осознавшего пустоту и бессмысленность своей жизни. В 1890 году Толстой написал комедию «Плоды просвещения», в которой показано истинное положение крестьянства после отмены крепостного права. В начале 90-х годов был создан роман «Воскресенье» , над которым писатель работал с перерывами десять лет. Во всех произведениях, относящихся к данному периоду творчества, Толстой открыто показывает, кому он симпатизирует, а кого - осуждает; изображает лицемерие и ничтожество «хозяев жизни».

Роман «Воскресенье» больше других произведений Толстого подвергся цензуре. Большинство глав романа было выпущено или сокращено. Правящие круги развернули активную политику против писателя. Опасаясь народного возмущения, власти не решались применять против Толстого открытые репрессии. С согласия царя и по настоянию обер-прокурора Святейшего синода Победоносцева синод принял постановление об отлучении Толстого от церкви. За писателем была установлена полицейская слежка. Мировая общественность была возмущена преследованиями Льва Николаевича. Крестьянство, передовая интеллигенция и простой народ были на стороне писателя, стремились выразить ему свое уважение и поддержку. Любовь и сочувствие народа служили надежной поддержкой писателю в годы, когда реакция стремилась заставить его замолчать.

Однако, несмотря на все старания реакционных кругов, Толстой с каждым годом все резче и смелее обличал дворянско-буржуазное общество, открыто выступал против самодержавия. Произведения этого периода («После бала», «За что?», «Хаджи-Мурат», «Живой труп» ) проникнуты глубокой ненавистью к царской власти, ограниченному и честолюбивому правителю. В публицистических статьях, относящихся к этому времени, писатель резко осуждал зачинщиков войн, призывал к мирному разрешению всех споров и конфликтов.

В 1901-1902 годах Толстой перенес тяжелую болезнь. По настоянию врачей писателю пришлось поехать в Крым, где он провел более полугода.

В Крыму он встречался с писателя, артистами, художниками: Чеховым, Короленко, Горьким, Шаляпиным и др. Когда Толстой возвращался домой, на станциях его горячо приветствовали сотни простых людей. Осенью 1909 года писатель последний раз совершил поездку в Москву.

В дневниках и письмах Толстого последних десятилетий его жизни отразились тяжелые переживания, которые были вызваны разладом писателя с семьей. Толстой хотел передать принадлежащую ему землю крестьянам и желал, чтобы его произведения свободно и безвозмездно издавали все, кто захочет. Семья же писателя противилась этому, не желая отказываться ни от прав на землю, ни от прав на произведения. Старый помещичий уклад жизни, сохранившийся в Ясной Поляне, тяготил Толстого.

Летом 1881 года Толстой предпринял первую попытку уйти из Ясной Поляны, но чувство жалости к жене и детям вынудило его вернуться. Таким же результатом закончились еще несколько попыток писателя покинуть родное имение. 28 октября 1910 года он, тайно от семьи, навсегда покинул Ясную Поляну, решив отправиться на юг и провести остаток своей жизни в крестьянской избе, среди простого русского народа. Однако в дороге Толстой тяжело заболел и был вынужден сойти с поезда на небольшой станции Астапово. Последние семь дней своей жизни великий писатель провел в доме начальника станции. Известие о смерти одного из выдающихся мыслителей, замечательного писателя, великого гуманиста глубоко поразило сердца всех передовых людей этого времени. Творческое наследие Толстого имеет огромное значение для мировой литературы. С годами интерес к творчеству писателя не ослабевает, а, наоборот, растет. Как справедливо заметил А. Франс: «Своей жизнью он провозглашает искренность, прямоту, целеустремленность, твердость, спокойный и постоянный героизм, он учит, что надо быть правдивым и надо быть сильным... Именно потому, что он был полон силы, он всегда был правдив!»

(09.09.1828 - 20.11.1910).

Родился в усадьбе Ясная Поляна. Среди предков писателя по отцовской линии - сподвижник Петра I - П. А. Толстой, одним из первых в России получивший графский титул. Участником Отечественной войны 1812 г. был отец писателя гр. Н. И. Толстой. По материнской линии Толстой принадлежал к роду князей Болконских, связанных родством с князьями Трубецкими, Голицыными, Одоевскими, Лыковыми и другими знатными семьями. По матери Толстой был родственником А. С. Пушкина.

Когда Толстому шел девятый год, отец впервые повез его в Москву, впечатления от встречи с которой живо переданы будущим писателем в детском сочинении «Кремль». Москва здесь названа «величайшим и многолюднейшим городом Европы», стены которого «видели стыд и поражение непобедимых полков Наполеоновых». Первый период московской жизни юного Толстого продолжался менее четырех лет. Он рано осиротел, потеряв сначала мать, а затем и отца. С сестрой и тремя братьями юный Толстой переезжает в Казань. Здесь жила одна из отцовских сестер, ставшая их опекуншей.

Живя в Казани, Толстой два с половиной года готовился к поступлению в университет, где учился с 1844 г. сначала на восточном, а затем на юридическом факультете. Изучал турецкий и татарский языки у известного тюрколога профессора Казембека. В зрелую пору жизни писатель свободно владел английским, французским и немецким языками; читал на итальянском, польском, чешском и сербском; знал греческий, латинский, украинский, татарский, церковнославянский; изучал древнееврейский, турецкий, голландский, болгарский и другие языки.

Занятия по казенным программам и учебникам тяготили Толстого-студента. Он увлекся самостоятельной работой над исторической темой и, оставив университет, уехал из Казани в Ясную Поляну, полученную им по разделу отцовского наследства. Затем он отправился в Москву, где в конце 1850 г. началась его писательская деятельность: незаконченная повесть из цыганского быта (рукопись не сохранилась) и описание одного прожитого дня («История вчерашнего дня»). Тогда же была начата повесть «Детство». Вскоре Толстой решил поехать на Кавказ, где его старший брат, Николай Николаевич, офицер-артиллерист, служил в действующей армии. Поступив в армию юнкером, позже он сдал экзамен на младший офицерский чин. Впечатления писателя от Кавказской войны отразились в рассказах «Набег» (1853), «Рубка леса» (1855), «Разжалованный» (1856), в повести «Казаки» (1852-1863). На Кавказе была завершена повесть «Детство», в 1852 г. напечатанная в журнале «Современник».

Когда началась Крымская война, Толстой перевелся с Кавказа в Дунайскую армию, действовавшую против турок, а затем в Севастополь, осажденный объединенными силами Англии, Франции и Турции. Командуя батареей на 4-м бастионе, Толстой был награжден орденом Анны и медалями «За защиту Севастополя» и «В память войны 1853-1856 гг.». Не раз Толстого представляли к награде боевым Георгиевским крестом, но однако «Георгия» он так и не получил. В армии Толстой пишет ряд проектов – о переформировании артиллерийских батарей и создании штуцерных, вооруженных нарезными ружьями батальонов, о переформировании всей русской армии. Вместе с группой офицеров Крымской армии Толстой намеревался выпускать журнал «Солдатский вестник» («Военный листок»), но его издание не было разрешено императором Николаем I.

Осенью 1856 г. вышел в отставку и вскоре отправился в полугодичное заграничное путешествие, посетив Францию, Швейцарию, Италию и Германию. В 1859 г. Толстой открыл в Ясной Поляне школу для крестьянских детей, а затем помог открыть более 20 школ в окрестных деревнях. Чтобы направить их деятельность по верному, с его точки зрения, пути, он издавал педагогический журнал «Ясная Поляна» (1862). С целью изучить постановку школьного дела в зарубежных странах писатель в 1860 г. вторично отправился за границу.

После манифеста 1861 Толстой вошел в число мировых посредников первого призыва, стремившихся помочь крестьянам решать их споры с помещиками о земле. Вскоре в Ясной Поляне, когда Толстой находился в отъезде, жандармы произвели обыск в поисках тайной типографии, которую писатель якобы завел после того, как общался в Лондоне с А. И. Герценом. Толстому пришлось закрыть школу и прекратить издание педагогического журнала. Всего его перу принадлежат одиннадцать статей о школе и педагогике («О народном образовании», «Воспитание и образование», «Об общественной деятельности на поприще народного образования» и другие). В них он подробно описал опыт своей работы с учениками («Яснополянская школа за ноябрь и декабрь месяцы», «О методах обучения грамоте», «Кому у кого учиться писать, крестьянским ребятам у нас или нам у крестьянских ребят»). Толстой-педагог требовал сближения школы с жизнью, стремился поставить ее на службу запросам народа, а для этого активизировать процессы обучения и воспитания, развивать творческие способности детей.

Вместе с тем, уже в начале творческого пути Толстой становится поднадзорным писателем. Одними из первых произведений писателя стали повести «Детство», «Отрочество» и «Юность», «Молодость» (которая, однако, не была написана). По замыслу автора, они должны были составить роман «Четыре эпохи развития».

В начале 1860-х гг. на десятилетия устанавливается порядок жизни Толстого, его быт. В 1862 г. он женился на дочери московского врача Софье Андреевне Берс.

Писатель работает над романом «Война и мир» (1863-1869). Завершив «Войну и мир», Толстой несколько лет изучал материалы о Петре I и его времени. Однако, написав несколько глав «петровского» романа, Толстой отказался от своего замысла. В начале 1870-х гг. писателя вновь увлекла педагогика. Много труда вложил он в создание «Азбуки», а затем и «Новой азбуки». Тогда же им были составлены «Книги для чтения», куда он включил много своих рассказов.

Весной 1873 г. Толстой начал и через четыре года закончил работу над большим романом о современности, назвав его по имени главной героини - «Анна Каренина».

Духовный кризис, пережитый Толстым в конце 1870 - нач. 1880 гг., завершился переломом в его мировоззрении. В «Исповеди» (1879-1882) писатель говорит о перевороте в своих взглядах, смысл которого он видел в разрыве с идеологией дворянского класса и переходе на сторону «простого трудового народа».

В начале 1880 гг. Толстой переехал с семьей из Ясной Поляны в Москву, заботясь о том, чтобы дать образование своим подраставшим детям. В 1882 г. проходила перепись московского населения, в которой писатель принял участие. Он близко увидел обитателей городских трущоб и описал их страшную жизнь в статье о переписи и в трактате «Так что же нам делать?» (1882-1886). В них писатель сделал основной вывод: "… Так нельзя жить, нельзя так жить, нельзя!". «Исповедь» и «Так что же нам делать?» представляли собой произведения, в которых Толстой выступал одновременно и как художник и как публицист, как глубокий психолог и смелый социолог-аналитик. Позднее этот род произведений - по жанру публицистических, но включающих в себя художественные сцены и картины, насыщенные элементами образности,- займет большое место в его творчестве.

В эти и последующие годы Толстой пишет также религиозно-философские сочинения: «Критика догматического богословия», «В чем моя вера?», «Соединение, перевод и исследование четырех Евангелий», «Царство божие внутри вас». В них писатель не только показал перемену в своих религиозно-нравственных воззрениях, но и подверг критическому пересмотру главные догматы и принципы учения официальной церкви. В середине 1880 гг. Толстой и его единомышленники создали в Москве издательство «Посредник», печатавшее для народа книги и картины. Первым из произведений Толстого, напечатанным для «простого» народа, был рассказ «Чем люди живы». В нем, как и во многих других произведениях этого цикла, писатель широко воспользовался не только фольклорными сюжетами, но и выразительными средствами устного творчества. С народными рассказами Толстого тематически и стилистически связаны его пьесы для народных театров и, более всего, драма «Власть тьмы» (1886 г.), в которой запечатлена трагедия пореформенной деревни, где под «властью денег» рушились вековые патриархальные порядки.

В 1880 гг. появились повести Толстого «Смерть Ивана Ильича» и «Холстомер» («История лошади»), «Крейцерова соната» (1887-1889). В ней, а также в рассказе «Дьявол» (1889-1890) и повести «Отец Сергий» (1890-1898) ставятся проблемы любви и брака, чистоты семейных отношений.

На основе социального и психологического контраста строится повесть Толстого «Хозяин и работник» (1895), связанная стилистически с циклом его народных рассказов, написанных в 80 гг. Пятью годами ранее Толстой написал для «домашнего спектакля» комедию «Плоды просвещения». В ней также показаны «хозяева» и «работники»: живущие в городе дворяне-землевладельцы и приехавшие из голодной деревни, лишенные земли крестьяне. Образы первых даны сатирически, вторых автор изображает как людей разумных и положительных, но в некоторых сценах и их «подает» в ироническом свете.

Все эти произведения писателя объединены мыслью о неминуемой и близкой по времени «развязке» социальных противоречий, о замене изжившего себя общественного «порядка». «Какая будет развязка, не знаю,- писал Толстой в 1892 г.,- но что дело подходит к ней и что так продолжаться, в таких формах, жизнь не может,- я уверен». Этой идеей одухотворено крупнейшее произведение всего творчества «позднего» Толстого - роман «Воскресение» (1889-1899).

Менее десяти лет отделяют «Анну Каренину» от «Войны и мира». «Воскресение» отделено от «Анны Карениной» двумя десятилетиями. И хотя многое отличает третий роман от двух предыдущих, их объединяет истинно эпический размах в изображении жизни, умение «сопрягать» в повествовании отдельные человеческие судьбы с судьбой народной. Толстой сам указывал на единство, существующее между его романами: он говорил, что «Воскресение» написано в «старой манере», имея, прежде всего, в виду эпическую «манеру», в которой были написаны «Война и мир» и «Анна Каренина». «Воскресение» стал последним романом в творчестве писателя.

В начале 1900 гг. Святейшим Синодом Толстой был отлучен его от православной церкви.

В последнее десятилетие жизни писатель работал над повестью «Хаджи-Мурат» (1896- 1904), в которой стремился сопоставить «два полюса властного абсолютизма» - европейский, олицетворяемый Николаем I, и азиатский, олицетворяемый Шамилем. В это же время Толстой создает одну из лучших своих пьес - «Живой труп». Ее герой - добрейшей души, мягкий, совестливый Федя Протасов уходит из семьи, рвет отношения с привычной ему средой, попадает на «дно» и в здании суда, не вынеся лжи, притворства, фарисейства «добропорядочных» людей, выстрелом в себя из пистолета сводит счеты с жизнью. Остро прозвучала написанная в 1908 г. статья «Не могу молчать», в которой он протестовал против репрессий над участниками событий 1905–1907 гг. К этому же периоду относятся рассказы писателя «После бала», «За что?».

Тяготясь укладом жизни в Ясной Поляне, Толстой не раз собирался и долго не решался ее покинуть. Но жить по принципу «вместе-врозь» уже не мог и в ночь на 28 октября (10 ноября) тайно покинул Ясную Поляну. По дороге он заболел воспалением легких и вынужден был сделать остановку на маленькой станции Астапово (ныне Лев Толстой), где и умер. 10(23) ноября 1910 г. писателя похоронили в Ясной Поляне, в лесу, на краю оврага, где в детстве он вместе с братом искал «зеленую палочку», хранившую «секрет», как сделать всех людей счастливыми.

«Великий писатель земли русской», Лев Николаевич Толстой родился 28 августа (9 сентября) 1828 года в селе Ясная Поляна Тульской губернии. Отец его, гусарский подполковник, и мать, урожденная княжна Волконская, описаны отчасти в «Детстве» и «Отрочестве», отчасти в «Войне и мире». Мальчику было полтора года, когда умерла его мать, и девять лет, когда умер отец; круглый сирота, он остался на попечении своей тетки, графини Остен-Сакен; воспитание мальчика было поручено дальней родственнице, Т. А. Ергольской. Об этой доброй и кроткой женщине, имевшей благотворное влияние на порученных её воспитанию детей, впоследствии трогательно вспоминал Толстой. Будучи 24-х лет, он писал ей с Кавказа: «Слезы, которые я проливаю, думая о вас и о вашей любви к нам, так радостны, что я позволяю им течь без всякого ложного стыда».

Получивши домашнее воспитание, обычное в то время для детей помещиков, Толстой в 1844 году поступает в Казанский университет на факультет восточных языков; через год он переходит на юридический. Юноша не по летам развитой, склонный к самонаблюдению и к критическому отношению ко всему окружающему, Толстой остается чрезвычайно неудовлетворенным составом профессоров и университетским преподаванием. Вначале он довольно усердно принялся за занятия, стал писать сочинение, где проводил параллель между «Наказом » Екатерины Великой ІІ сочинениями Монтескье ; но вскоре эти занятия были заброшены, и Толстым на время завладели интересы светской жизни: блестящая внешняя сторона светского мира и его вечных празднеств, пикников, балов, раутов, увлекла впечатлительного юношу; он отдался интересам этого мира со всей страстностью своей натуры. И, как во всем в своей жизни, он был и здесь последователен до конца, отрицая в ту пору все, что не входит в круг интересов светского человека.

Но, как показано в «Детстве, Отрочестве и Юности», содержащих много автобиографического материала, в Толстом еще в детстве проявлялись черты самоуглубления, каких-то упорных нравственных и умственных исканий; мальчику вечно не давали покоя вопросы его еще смутного внутреннего мирка. Можно сказать, судя по оставленному нам писателем художественному материалу, что он беззаботного детства, с его бессознательной радостью, почти не знал. Самолюбивый, всегда все подчиняющий своему размышлению, он, как большинство великих людей, провел детство мучительное, подавленный разнообразными вопросами жизни внешней и внутренней, разрешить которые было не по его детским силам.

Вот эта-то особенность натуры юноши-Толстого взяла в нем верх через некоторый промежуток времени, проведенного в светских удовольствиях. Под влиянием собственных размышлений и чтения, Толстой задумал резко изменить свою жизнь. То, что он решил, было тотчас же приведено в исполнение. Убедившись в пустоте светской жизни, разочарованный занятиями университетскими, Толстой возвращается к своим постоянным идеалам жизни. В «Детстве» и Отрочестве» мы читаем не раз о том, как мальчик, герой повести, составляет программы будущей чистой и разумной жизни, отвечающей каким-то смутным требованиям совести. Словно неведомый голос всегда раздавался в его душе, голос нравственных велений, и заставлял идти за собой. То же было и в Казани. Толстой бросает светские развлечения, перестает посещать университет, увлекается Руссо и просиживает дни и ночи над книгами этого писателя, имевшего на него большое влияние.

В книгах Толстой ищет не умственных наслаждений и не знаний самих по себе, но практических ответов на вопросы, как жить и чем жить, т. е. в чем увидать смысл и истинное содержание жизни. Под влиянием этих размышлений и чтения книг Руссо, Толстой пишет сочинение «О цели философии», в котором определяет философию как «науку жизни», т. е. как такую, которая выясняет цели и образ жизни человека. Уже в это время книги Руссо поставили перед юным Толстым проблему, неотразимо привлекшую его умственный взгляд: о нравственном совершенствовании. Толстой путем усиленного духовного напряжения определяет план будущей своей жизни: она должна проходить в осуществлении добра и в деятельной помощи людям. Придя к этому выводу, Толстой бросает университет и едет в Ясную Поляну заняться бытом крестьян и улучшить их положение. Здесь его ждали многие неудачи и разочарования, описанные в рассказе «Утро помещика »: силами одного человека сразу такую большую задачу невозможно было решить, тем более, что работу затрудняли многие незаметные мелочи и помехи.

Лев Толстой в молодости. Фото 1848 г.

В 1851 году Толстой уезжает на Кавказ; здесь ждет его масса впечатлений, сильных и свежих, которых жаждала богатырская натура 23-летняго Толстого. Охоты на кабанов, лосей, на птиц, грандиозные картины кавказской природы, наконец, стычки и битвы с горцами (Толстой зачислился юнкером в артиллерию) – все это производило большое впечатление на будущего писателя. В битвах он был хладнокровен и отважен, всегда находился в самых опасных местах и не раз представлен был к награде. Образ жизни в то время Толстой вел спартанский, здоровый и простой; хладнокровие и мужество не покидали его в самые опасные минуты, как например, в том случае, когда на охоте на медведя он дал промах по зверю и был им смят, спасенный через минуту другими охотниками и чудом отделавшийся двумя неопасными ранами. Но он вел жизнь не только боевую и охотничью, – были у него и часы для работы литературной, о которой немногие пока знали. В конце 1851 года он сообщает Ергольской, что пишет роман, не зная, будет ли когда-нибудь он напечатан, но работа над ним доставляет ему глубокое наслаждение. Характерно для молодого Толстого это отсутствие честолюбия и выдержка в неторопливом и усердном труде. «Я три раза переделал работу, которую начал уже давно, – пишет он Ергольской, – и я рассчитываю еще раз переделать ее, чтобы быть довольным; я пишу не из тщеславия, но по влеченью, мне приятно и полезно работать, и я работаю».

Рукопись, над которой работал в то время Толстой, была – повесть «Детство »; среди всех впечатлений Кавказа молодой писатель любил с грустью и любовью оживлять воспоминания детства, возрождая каждую черту прошлой жизни. Жизнь на Кавказе не огрубила его впечатлительной и по-детски нежной души. В 1852 году в журнале Некрасова «Современник» была напечатана первая повесть Толстого со скромной подписью Л. Н.; лишь немногие близкие люди знали автора этой повести, отмеченной в критической литературе. За «Детством» появилось «Отрочество » и ряд рассказов из кавказской военной жизни: «Набег», «Рубка леса» и крупная повесть «Казаки», выдающаяся по своим художественным достоинствам и отразившая черты нового миросозерцания. В этой повести Толстой впервые подчеркнул отрицательное отношение к городской культурной жизни и перевес над ней простой и здоровой жизни на свежем лоне природы, в близости к простым и чистым духовно народным массам.

Военная скитальческая жизнь Толстого продолжалась во время начавшейся тогда Крымской войны . Он участвовал в неудачной осаде Силистрии на Дунае и с любопытством наблюдал быт южных народов. В 1854 году произведенный в офицеры, Толстой прибыл в Севастополь, где пережил его осаду вплоть до сдачи города в 1855 году. Здесь Толстой пытался завести журнал для солдат, но не получил разрешения. Отважный, как всегда, находившийся и здесь в местах, наиболее опасных, Толстой богатые наблюдения этой осады воспроизвел в трех рассказах «Севастополь в декабре, в мае и в августе ». Появившиеся также в «Современнике», эти рассказы обратили на себя всеобщее внимание.

После падения Севастополя Толстой выходит в отставку, переселяется в Петербург и отдается по преимуществу интересам литературным; он сближается с кружком литераторов того времени – Тургеневым , Гончаровым , Островским , Некрасовым , Дружининым , дружит с Фетом . Но в значительной мере определившиеся в Толстом во время уединенной жизни в кавказской глуши его новые взгляды на жизнь, на культуру, на цели и задачи личной жизни человека – были чужды общим взглядам литераторов и отдаляли от них Толстого: он оставался в общем замкнут и одинок.

После нескольких лет жизни самоуглубленной и одинокой, достигнув нескольких определенных пунктов собственного, большим духовным напряжением созданного, миросозерцания, Толстой теперь с какой-то умственной жадностью стремится охватить все достояние духовной культуры запада. После занятий в Ясной Поляне сельским хозяйством и школой, он едет за границу, посещает Германию, Францию, Италию и Швейцарию, присматривается к жизни и учреждениям западного мира, поглощает массу книг по философии, социологии, истории, по народному образованию и пр. Все виденное и слышанное, все прочитанное, все, что поражает его ум и душу, становится материалом для внутренней переработки в процессе достижения твердых устоев миросозерцания, которых неустанно ищет мысль Толстого.

Большим событием для его внутренней жизни была смерть его брата, Николая; вопросы о цели и смысле жизни, вопросы о смерти с еще большей силой овладели его душой, склонив на время к крайне пессимистическим выводам. Но вскоре горячая жажда умственного труда и деятельности снова охватывает его. Изучая в западноевропейских странах постановку школьного дела, Толстой приходит к собственной педагогической теории, которую и пытается осуществить по возвращении в Ясную Поляну. Он заводит там школу для крестьянских детей и педагогический журнал под названием «Ясная Поляна». Воспитание, как могучее орудие для общественных реформ, представляется ему важнейшим делом жизни. В Ясной Поляне он хотел в миниатюре сделать то, что потом могло бы привиться во всем мире. В основе теории Толстого была все та же точка зрения необходимости личного совершенствования человека не путем насильственной прививки взглядов и убеждений, но в согласии с основными свойствами его натуры.

Женившись на С. А. Берс и устроив спокойную семейную жизнь, Толстой отдается изучению философии, древних классиков, собственным литературным работам, не забывая ни школы, ни сельского хозяйства. Период времени с шестидесятых до восьмидесятых годов минувшего столетия отличается для Толстого исключительной художественной производительностью: за эти годы им написаны наиболее важные по художественной ценности и выдающиеся по объему его произведения. От 1864 года по 1869-й он занят громадной исторической эпопеей «Война и мир» (см. краткое содержание и анализ этого романа). С 1873 по 1876-й год он работает над романом «Анна Каренина ». В этом романе, в истории внутренней жизни Левина уже отражается наступивший перелом в духовной жизни самого Толстого. В нем окончательно берет верх то стремление к осуществлению в личной жизни признанных им идей добра и правды, которое проявлялось в нем от юности. Интересы религиозные и морально-философские первенствуют над интересами литературно-художественными. Историю этого духовного поворота он изобразил в «Исповеди », написанной в 1881 году.

Портрет Льва Николаевича Толстого. Художник И. Репин, 1901

С этих пор Толстой свою литературную деятельность подчиняет принятым нравственным идеям, становясь проповедником и моралистом (см. толстовство), отрицая свою прожитою художественную деятельность. Умственная производительность его все так же громадна: кроме целого ряда религиозно-философских и общественных трактатов, он пишет драмы, рассказы и романы. С конца восьмидесятых годов появляются рассказы для народа: «Чем люди живы», «Два старика», «Свечка», «Упустишь огонь, не потушишь»; повести: «Смерть Ивана Ильича», «Крейцерова соната», «Хозяин и работник», драмы «Власть тьмы» и «Плоды просвещения», и роман «Воскресение ».

Известность Толстого в эти годы становится всемирной, произведения его переводятся на языки всех стран, имя его пользуется большим почетом и уважением среди всего образованного мира; на западе устраиваются специальные общества, посвященные изучению произведений великого писателя. Ясную Поляну, где он жил, посещали люди всех стран, движимые стремлением побеседовать с великим писателем. До самого конца его жизни, конца неожиданного, поразившего весь мир, Толстой, 80-летний старец, неутомимо отдавался умственным занятиям, создавая новые философские и художественные произведения.

Желая перед концом жизни уединиться и жить в полном согласии с духом своего учения, что было всегда заветным его стремлением, Толстой выехал в последних числах октября 1910 г. из Ясной Поляны, но по пути на Кавказ заболел и должен был остановиться на станции Астапово, где скончался через 11 дней – 7 (20) ноября 1910 года.

Толстой Лев Николаевич (28.08. (09.09.) 1828- 07(20).11.1910 гг.)

Русский писатель, философ. Родился в Ясной Поляне, Тульской губернии, в богатой аристократической семье. Поступил в Казанский университет, но затем оставил его. В 23-летнем возрасте отправился на войну с Чечней и Дагестаном. Здесь начал писать трилогию «Детство», «Отрочество», «Юность».

На Кавказе участвовал в военных действиях, будучи артиллерийским офицером. Во время Крымской войны отправился в Севастополь, где продолжил воевать. После окончания войны уехал в Санкт-Петербург и в журнале «Современник» опубликовал «Севастопольские рассказы», в которых ярко отразился его выдающийся писательский талант. В 1857 г. Толстой отправился в путешествие по Европе, которое его разочаровало.

С 1853 по 1863 гг. писал повесть «Казаки», после чего решил прервать литературную деятельность и стать помещиком-землевладельцем, занимаясь просветительской работой в деревне. С этой целью уехал в Ясную Поляну, где открыл школу для крестьянских детей и создал собственную систему педагогики.

В 1863-1869 гг. написал свое фундаментальное произведение «Война и мир». В 1873-1877 гг. создал роман «Анна Каренина». В эти же годы полностью сформировалось мировоззрение писателя, известное под названием «толстовство», суть которого просматривается в произведениях: «Исповедь», «В чем моя вера?», «Крейцерова соната».

Учение изложено в философско-религиозных трудах «Исследование догматического богословия», «Соединение и перевод четырех Евангелий», где главный упор делается на нравственном совершенствовании человека, обличении зла, непротивлении злу насилием.
Позже вышла в свет дилогия: драма «Власть тьмы» и комедия «Плоды просвещения», затем серия рассказов-притч о законах бытия.

Со всех уголков России и мира в Ясную Поляну съезжались почитатели творчества писателя, к которому они относились, как к духовному наставнику. В 1899 г. вышел в свет роман «Воскресение».

Последние произведения писателя - рассказы «Отец Сергий», «После бала», «Посмертные записки старца Федора Кузьмича» и драма «Живой труп».

Исповедальная публицистика Толстого дает развернутое представление о его душевной драме: рисуя картины социального неравенства и праздности образованных слоев, Толстой в жесткой форме ставил перед обществом вопросы смысла жизни и веры, подвергал критике все государственные институты, доходя до отрицания науки, искусства, суда, брака, достижений цивилизации. Социальная декларация Толстого опирается на представление о христианстве как о нравственном учении, а этические идеи христианства осмыслены им в гуманистическом ключе, как основа всемирного братства людей. В 1901 г. последовала реакция Синода: всемирно известный писатель был официально отлучен от церкви, что вызвало громадный общественный резонанс.

28 октября 1910 г. Толстой тайно от семьи покинул Ясную Поляну, в дороге заболел и вынужден был сойти с поезда на маленькой железнодорожной станции Астапово Рязано-Уральской железной дороги. Здесь, в доме начальника станции он провел последние семь дней своей жизни.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...