Где сейчас дмитрий быков. Про поэта дмитрия быкова-зильбертруда

Семья

Родился в семье Льва Моисеевича Зильбельтруда и Натальи Иосифовны Быковой. Родители вскоре развелись и Дмитрия воспитывала мать, учительница русского языка и литературы в школе № 1214 г.Москвы. Взял фамилию матери.

Женат, двое детей. Жена - писательница и журналистка Ирина Лукьянова - автор повестей, рассказов, романов и художественных переводов, а также колумнист газеты "Собеседник". В соавторстве с мужем написала две книги: "Зверьки и зверюши" (АСТ и "Астрель", 2008) и "В мире животиков" (2001).

Биография

Родился 20 декабря 1967 года в Москве. В 1984 году окончил школу с золотой медалью и поступил на факультет журналистики МГУ (специализировался по кафедре литературной критики). В 1991 году окончил университет с красным дипломом.

В 1987–1989 годах служил в армии.

В 1985 году, еще во время учебы в университете, Быков начал работать в газете "Собеседник" в качестве корреспондента, в 2000 году стал в ней креативным редактором.

В 1989–1992 годах Быков был активным участником поэтического объединения "Орден куртуазных маньеристов" . Его стихи вошли в поэтические сборники, опубликованные орденом.

Член Союза писателей СССР с 1991 года.

Дебютировал на ТВ в 1992 году в программе Киры Прошутинской . Участвовал в ТВ-проекте Сергея Лисовского в качестве ведущего и автора программ. На ATV вёл собственную программу "Хорошо БЫков" и работал соведущим программы "Времечко" .

В 2003-2006 годы вел мастер-класс "Журналистское мастерство" в Институте Журналистики и Литературного Творчества (ИЖЛТ).

В 2005-2006 годах был одним из ведущих вечернего шоу на радиостанции "Юность" (ВГТРК ).

С 2006 по 2008 годы - главный редактор арт-проекта "Moulin Rouge".

В 2008 году вышел документальный фильм "Девственность" , сценарий которого был написан Быковым в соавторстве с Виталием Манским.

В 2009 году был приглашённым ведущим в программе "Рождённые в СССР" (канал "Ностальгия").

C 2010 года по январь 2011 года вёл телевизионное ток-шоу "Картина маслом" на Пятом канале. Вел программу "Сити шоу с Дмитрием Быковым" на радио Сити-FM .

В 2011 году Дмитрий Быков начал работать в проекте "Поэт и гражданин" на телеканале "Дождь" совместно с актером Михаилом Ефремовым . Во время подготовки шестого выпуска программы между автором стихов и редакторами телеканала возникли разногласия, которые привели к прекращению сотрудничества.

С апреля 2011 года новые выпуски передачи стали выходить в эфир на радиостанции "Эхо Москвы" под названием "Гражданин поэт" . Одновременно на портале F5 медиагруппы "Живи!" появлялись видеозаписи выступлений. Всего было опубликовано 45 выпусков.


В 2011 году в рамках проекта состоялось несколько концертных выступлений в Москве, Санкт-Петербурге, Краснодаре.

С февраля 2012 года - соведущий радиопрограммы "Новости" в классике на Коммерсантъ FM.

Преподаёт в московских средних школах "Интеллектуал" и "Золотое сечение" русский язык и литературу, ранее работал в школе № 1214. Является профессором кафедры мировой литературы и культуры МГИМО МИД России, также является преподавателем МПГУ . Быков считает, что "эта работа более осмысленная, чем журналистика, более насыщенная пользой ".

Автор публицистических, литературоведческих, полемических статей, которые были напечатаны во множестве журналов и газет, от элитарных ежемесячников вроде "Fly&Drive" до экстравагантных таблоидов типа "Московской комсомолки"; регулярно печатается- в качестве колумниста во многих изданиях.

Декабрь 2014 года. Дмитрий Быков представил на интеллектуальной ярмарке "Нон-фикшн" свой новый сборник под названием "Ясно. Новые стихи и письма счастья". В него вошли стихотворения, написанные за последние два года, а также ранее не публиковавшаяся полная версия перевода пьесы Мольера "Школа жен", выполненного по заказу театра-студии Олега Табакова .

Политическая и общественная деятельность

Дважды отказался от персонального приглашения на встречу деятелей культуры с Владимиром Путиным 7 октября 2009 и 29 апреля 2011.

В августе 2011 года Дмитрий Быков вместе с другими журналистами и политиками участвовал в создании общественного движения "Голосуй против всех!" , которое призывало бойкотировать предстоящие выборы в Государственную Думу как нечестные. Быков предложил сделать эмблемой придуманного персонажа - поросенка Нах-Нах , имя которого вскоре стало использоваться как название самого движения.

10 декабря 2011 года - принял участие и выступал на митинге протеста на Болотной площади против фальсификации результатов выборов в Госдуму РФ шестого созыва. Вошёл в оргкомитет следующих манифестаций. Свою активность мотивировал тем, что "надоело такое ощущение власти и такая атмосфера в стране ". На "прямую линию" Владимира Путина, запомнившуюся телезрителям репликой о бандерлогах, откликнулся сатирическими стихами "Свежий закон джунглей" , прозвучавшими 19 декабря в эфире радиостанции "Эхо Москвы".

По результатам интернет-голосования на странице Facebook вошёл в топ-10, кого граждане хотят видеть и слушать на протестном митинге на проспекте Сахарова 24 декабря 2011. В своём выступлении на митинге Быков предсказал скорое появление новой политической элиты, а завершил речь словами "История поставила на нас - и положила на них ".

В январе 2012 стал одним из учредителей Лиги избирателей .

4 февраля 2012 принял участие в "антипутинском" протестном митинге на Болотной площади , где присоединился к требованию освободить всех политзаключённых.


В октябре того же года вошел в состав Координационного совета российской оппозиции , заняв второе место по числу отданных за него голосов (больше всего голосов на выборах получил ). Координационный совет провозгласил своей главной задачей разработку и обнародование детального плана политических реформ.

2014 год: О присоединении Крыма и ситуации на Украине высказался следующим образом: "Экономически он (Крым) для России скорее убыточен, политически - сомнителен, ибо усилил изоляцию и рассорил с Украиной окончательно ". И далее: "Если на том же Майдане многие клялись в любви к России и ненависти только к отдельным ее представителям, то сегодня мысль о рабской природе России и полной ее неисправимости владеет в Украине чуть не всеми умами - благодарить за это следует отнюдь не украинские власти… последствия нынешнего противостояния нам предстоит расхлебывать еще десятилетия, если не столетия. Хороша геополитика, которая так ссорит с ближайшим соседом, а в перспективе и со всем миром ".

"Донецк – это российский Израиль, где пассионарное меньшинство пытается восстановить ту Россию, которая существует в воображении представителей этого меньшиства ", - так Дмитрий Быков прокомментировал ситуацию в Новороссии на "Эхе Москвы".

Дмитрий Быков так охарактеризовал "парад" пленных по улицам Донецка: "По улицам Донецка – вели граждан своей страны. Марш пленных немцев в центре Москвы – это предвестие победы в страшнейшей из войн над страшнейшим противником. Парад пленных украинцев в Донецке – это глумление над пленными, и дело не только в том, что таким образом нарушается Женевская конвенция. Суть происходящего в том, что идеологам и командирам этих двух республик вообще очень нравится расстреливать (ссылаясь при этом на сталинские приказы) и публично унижать: в этом суть их политики и морали. И парад по случаю дня независимости Украины, когда сотню пленных под улюлюканье гнали по городу, стал лучшей иллюстрацией этой практики. Напомнить хочется только о том, что аналогии с великими событиями истории даром не проходят. И тех, кто развязал и поддерживает эту войну, ждет такой же эпохальный позор, такая же масштабная катастрофа, какие постигли агрессоров 70 лет назад ". ("Собеседник".28.08.2014г.)

По своим взглядам, Дмитрий Быков - убеждённый антисталинист. По его мнению, "Сталин принял Россию страной с высочайшим интеллектуальным потенциалом, с лучшей в мире культурой, с фантастическим энтузиазмом масс… Сталин 30 лет превращал Россию в скучнейшую и гнуснейшую страну мира - страну, в которой пятилетняя военная пауза, со всеми кошмарами войны, воспринималась как глоток свежего воздуха ".

По мнению Быкова, Россия - особая страна, в которой даже "физические законы действуют весьма избирательно ", сама же "Россия щеляста, и потому тоталитаризм в ней невозможен ", он считает, что "российский народ охотно идет вслед за любым вождем, лишь бы не думать самому ". По его мнению, "российская реальность отвратительна, сделать революцию очень хочется и не так уж трудно, но это решительно ни к чему не приведет, кроме моря крови и нескольких десятилетий интеллектуального мегасрача ".

Отношение к либеральному движению претерпело у Быкова ряд пертурбаций. От заявлений после трагедии Норд-Оста, 2002: "Либерализм сегодня - это точный, трусливый и подлый выбор слабака. Он знает, где сила, и противостоять этой силе боится ", до радикально противоположных позиций в 2010-х годаx.

В июле 2015 года Быков выступил с колонкой в издании "Собеседник", в которой задался вопросом "Разве может честный человек любить Родину?!". По мнению, публициста - конечно же нет. Далее, автор размышляет на примере закрытия фонда "Династия" о том, что гуманность становится антироссийским явлением в нашей стране. "Потому что любая гуманитарная, гуманистическая и прочая цивилизационная деятельность является по определению антироссийской ".

Скандалы, слухи

Недоброжелатели утверждают, что Дмитрий Быков писатель, журналист, поэт, общественный деятель, человек с активной гражданской позицией, активной ровно на столько, сколько ему за эту самую позицию заплатят.

Однажды Быкову позвонил неизвестный молодой человек и, представившись помощником бизнесмена Сергея Соловьева , попросил выступить с творческим вечером в маленьком провинциальном городке Нижняя Тура в Свердловской области. Якобы, его руководитель собирается принять участие в выборах в городскую Думу города Качканара, что в сорока километрах от Нижней Туры, и ему очень хочется преподнести жителям двух городов подарок ко Дню защитника Отечества - благотворительный вечер Дмитрия Быкова, замечательного писателя, публициста и поэта.

Не вникая глубоко в то, кто и зачем ему звонит, Быков согласился. Спустя несколько дней помощница Быкова - Татьяна озвучила сумму требуемого гонорара - двухчасовое выступление поэта-гражданина оценили в полмиллиона рублей. Кроме того, были оговорены условия встречи: самолет и автомобили исключительно бизнес-класса, номер люкс в гостинице, бутерброды и минеральная вода за сценой, чтобы артист мог подкрепиться во время антракта, и обязательный VIP-прием в ресторане после выступления.

По договоренности, Быков был обязан публично поблагодарить Соловьева за приглашение в Нижнюю Туру и поддержать кандидата. Что Быков и сделал. Таким образом, во время выступления московского гостя зрители впервые с удивлением узнали о новом прогрессивном кандидате в депутаты гордумы Сергее Соловьеве. На следующий день, Дмитрий Львович не отказался взять в знак глубокой благодарности еще немного денежек, сверх уже оплаченного.

Вот и получается, что все красивые слова об активной гражданской позиции и высоких нравственных устоях у борца за справедливость прекрасно измеряются в денежном эквиваленте, - передают отдельные СМИ.

В октябре 2016 года Быков взял интервью у Андрея Кончаловского , в котором режиссер высмеял оппозиционного поэта:

Кончаловский – ...Тебе, конечно, подавай великие потрясения, потому что ты толстый, как Хичкок, и соответственно любишь триллеры… Быков - Я не очень толстый. Кончаловский - Ты толстый. Быков - Феллини тоже был толстый. Кончаловский - Но не такой, как ты. Я его видел не раз. Он был плотный малый, но и только.

В российской литературе двадцатого и двадцать первого веков было немало гениальных писателей и поэтов. При этом многие из них получили заслуженное признание только после смерти. К счастью, так бывает не всегда. Иногда в этой стране все же успевают оценить великих людей еще при жизни. Среди подобных счастливчиков - известный биограф и преподаватель Дмитрий Львович Быков. Давайте узнаем о его жизни, а также литературной деятельности.

Биография Дмитрия Быкова: ранние годы

Будущий писатель появился на свет 20.12.1967 г. в классической интеллигентной семье: доктор-отец - Лев Иосифович Зильбертруд и учительница-мать - Наталья Иосифовна Быкова.

К сожалению, когда Дмитрий Быков был еще ребенком, этот брачный союз распался, и в дальнейшем все тяготы по воспитанию мальчика взяла на себя его мама. Кстати, именно по этой причине писатель носит ее девичью фамилию.

Старания Натальи Иосифовны оказались ненапрасными - ее сын не только на «отлично» учился в школе и получил по ее окончании золотую медаль, но и всем сердцем полюбил предмет, который она преподавала своим ученикам, - российскую литературу.

Журналист и ведущий

После окончания школы в 1984 г. Дмитрий Львович Быков уже знал, что жаждет связать свое будущее с литературой. Однако он поступил не на филологический, а на журналистский факультет МГУ.

К сожалению, в 1987 г. учебу пришлось прервать на несколько лет, так как юноша был призван в армию и попал служить на флот.

Отдав родине долг, юноша вернулся в родной университет и в 1991 г. получил долгожданный красный диплом. Кстати, в этом же году в его судьбе произошло еще одно знаменательно событие - Быков был принят в Союз писателей СССР, который вскоре распался.

Еще будучи студентом, Дмитрий Быков сумел зарекомендовать себя как хороший журналист. Поэтому, еще не имея диплома, парень уже печатался в известном советском периодическом издании «Собеседник».

После получения диплома счастливый выпускник стал писать и для других известных московских изданий - «Столица», «Семь дней» и другие.

С приходом нового тысячелетия биография Дмитрия Быкова наполнилась многочисленными и интересными событиями. В первую очередь они были связаны с профессиональной деятельностью. Так, писателя стали приглашать работать во многих известных изданиях страны, причем на постоянной основе. Во многих из них автор вел собственные колонки - в «Огоньке», «Русской жизни», «Здоровье», «Компании», «Профиле», «Труде», «Новой газете» и многих других.

Также Быков на протяжении трех лет был шеф-редактором первого российского политического глянцевого журнала -

В отличие от некоторых своих коллег-литераторов, Дмитрий Быков отличался не только способностью отлично писать, но и умением быть интересным и внимательным собеседником, также великолепно владеющим искусством экспромта. Эти качества помогли писателю найти работу на радио и телевидении, причем и сегодня он необычайно востребован в этих сферах.

Среди первых интересных проектов такого рода в биографии Дмитрия Быкова - вечерние программы на радиостанции "Юность", которые писатель вел в 2005-2006 годах. Правда, в то время Быков был не единственным, а одним из ведущих, зато в дальнейшем на волне «Сити-FM» он получил возможность вести собственную программу «Сити-шоу с Дмитрием Быковым».

А с 2012 по 2013 год писатель вместе с работал на вечернем радиошоу «Новости в классике» на «Коммерсантъ FM».

В качестве телеведущего Быков попробовал себя впервые еще в начале девяностых. Однако первым серьезным его достижением стала собственная программа на ATV «Хорошо Быков».

Также писатель был одним из ведущих ток-шоу «Времечко» (ATV) и «Рожденные в СССР» («Ностальгия»), «Картина маслом» («Пятый канал»).

С 2011 г. Дмитрий Быков начинает вести собственную программу на телеканале «Ностальгия» под названием «Колба времени».

С осени 2015 г. писатель начинает цикл программ о литературе «100 лекций с Дмитрием Быковым». Этот проект еще окончен и продолжает и сегодня выходить на телеканале "Дождь".

Педагогическая деятельность

Несмотря на занятость во многих теле- и радиопроектах, Быков также находит время для обучения подрастающего поколения. Считая, что хотя этот труд не очень благодарный, зато более интересный и полезный по сравнению с журналистикой.

Свою педагогическую карьеру Дмитрий Быков начал еще в девяностых с преподавания российской и советской литературы в 1214-й московской школе.

В дальнейшем писатель стал также учить этим предметам и в частной школе «Золотое сечение», а также в государственном интернате «Интеллектуал».

Помимо школьников, Дмитрий Быков просвещает и студенчество, читая лекции в Московском педагогическом государственном университете. Кроме всего прочего, он также заведует кафедрой мировой литературы и культуры в МГИМО.

Наиболее известные романы Быкова

Хотя книги Дмитрия Быкова исчисляются десятками, больше всего литературных премий он заслужил именно за романы.

Впервые взялся за столь непростой жанр писатель в 2001 г. Именно тогда дебютировал Дмитрий Быков с романом «Оправдание: линейный сюжет с экскурсами». Являясь ярым противником канонизации личности Сталина, писатель в этом философско-фантастическом произведении попытался предложить собственную оправдательную версию репрессий 30-40-х годов, которые будоражат кровь и по сей день не только своей жестокостью, но и бессмысленностью.

Согласно его теории, изложенной в "Оправдании", все те миллионные немотивированные аресты осуществлялись для отбора наиболее достойных и благородных граждан, которые не дают себя запугать и готовы защитить свои идеалы и перед лицом мучительной смерти. Прошедшие столь бесчеловечный отбор были "расстреляны" по документам, а на самом деле они получали новую жизнь, чтобы выполнять особую миссию.

После столь успешного начала через два года Быковым был издан еще один фантастический роман - «Орфография». И на этот раз писатель выбирает временем действия самое начало советской эпохи 1918 г.

Не меньшим, а даже большим успехом у читателей пользовалось и следующее произведение писателя - «Эвакуатор» (2005). Оно было посвящено любви московской девушки и инопланетянина, стремящегося спасти ее от гибели.

Следующий роман писателя - «ЖД» - вызвал немало споров, поскольку помимо традиционного для автора сюжета главное место в книге отводилось размышлениям на тему любви к Родине.

Среди других известных крупных сочинений этого автора - «Остромов, или Ученик чародея» (история опытного мошенника а-ля Остап Сулейман Берта Мария Бендер-бей и его наивного ученика в стиле булгаковского Иешуа), «Списанные» (роман о сценаристе, который оказался включен в неизвестный список и пытается выяснить, кто его туда записал и зачем) и самое свежее художественное произведение автора - «Июнь» (книга о времени перед началом Великой Отечественной).

Сборники стихотворений Быкова

Как показывает печальная практика, далеко не каждый поэт оказывается хорошим прозаиком и наоборот. Однако Дмитрий Быков является счастливым исключением и из этого правила. Ведь помимо захватывающих необычных романов он пишет отличные стихотворения.

Через два года он выпустил более объемную книгу своих стихов - «Послание к юноше». А в 1996-м - сборник «Военный переворот».

Самыми известными из них являются «Призывник» (2003), «Письма счастья» (2005), «Последнее время» (2007), «Новые письма счастья» (2010), «Новые и новейшие письма счастья» (2012), «Блаженство» и другие.

Другие книги писателя

Помимо фантастических философских романов и запоминающихся стихов в творчестве Дмитрия Быкова немало работ по литературоведению и подобных проектов.

Также немало у Быкова коротких рассказов, которые поначалу публиковались в разных периодических изданиях. Но впоследствии были изданы отдельными сборниками: «Как Путин стал президентом США», «ЖД-рассказы», «Прощай, кукушка», «Синдром Черныша» и другие.

Помимо короткой художественной прозы, было издано несколько сборников публицистики Дмитрия Быкова: «Хроники ближайшей войны», «На пустом месте», «Думание мира», «Прощай, кукушка» и т. п.

Кроме всего перечисленного, из-под пера этого автора вышло несколько пьес. Все они были изданы одной книгой - «Медведь».

«Гражданин поэт»

Особо опасную известность писателю принесло участие в необычном проекте «Гражданин поэт».

Суть его в том, что для коротких видеороликов Быков сочинял стихотворения, затрагивающие многие злободневные проблемы, стилизируя их под поэзию российских и британских классиков. Читать же эти произведения было поручено известному российскому актеру театра и кино - Михаилу Олеговичу Ефремову. Для этого артист переодевался в образ классика, чье стихотворение было спародировано Быковым.

Поначалу (в 2011 г.) «Гражданин поэт» был проектом российского телеканала «Дождь». В дальнейшем из-за многочисленных проблем с цензурой и запретов новые ролики стали выкладываться в интернет для свободного доступа. Там они были просмотрены миллионами зрителей со всей России и зарубежья.

Эта огромная популярность, которую приобретал каждый новый выпуск, способствовала созданию на их основе целого интерактивного спектакля с Ефремовым, Быковым и продюсером Андреем Васильевым в главных ролях.

В дальнейшем это трио давало живые концерты не только в крупных городах Российской Федерации, но и в украинских городах - Киеве и Одессе.

Васильев и Быков выступали в качестве ведущих концертов, рассказывая предысторию написания разных роликов и показывая различные видеоматериалы об этом. А Михаил Ефремов, переодевшись в разных классиков, читал стихи Быкова.

Кульминацией каждого такого концерта был стих-импровизация, сочиненный Быковым на заказ зрителей прямо во время представления.

В марте 2012 г. «Гражданин поэт» был закрыт, однако вместо него в мае того же года появился похожий проект - «Господин хороший». Однако стихи для него писал уже не только Дмитрий Быков, но и Андрей Орлов, более известный как Орлуша.

Что касается "Гражданина поэта", то даже после ее закрытия в Сети периодически появлялись непронумерованные новые ролики с Ефремовым.

Гражданская позиция

Помимо творчества, писатель Быков широко известен у себя на родине благодаря своему активному участию в общественно-политической деятельности страны.

Он не только был одним из организаторов Лиги избирателей, но и создателем общественного движения «Голосуй против всех». Главной целью участия в этих организациях Быков ставил возможность добиться для государства честных выборов.

Из-за подобной позиции писатель снискал довольно противоречивую славу. При этом во многих своих интервью Дмитрий Быков подчеркивает, что ценит и любит свою страну и ее необыкновенную культуру. Однако он трезво осознает, что жить по такому укладу, который сложился в государстве сегодня, невозможно. При этом автор не считает, что новая революция - это действительно выход из сложившейся ситуации. Поскольку, по мнению писателя, она ничего хорошего не принесет, кроме многочисленных жертв и ненужной пафосной полемики.

Виновницей многих бед в своей стране писатель Быков считает инертность россиян, которая прочно закрепилась в их менталитете. По словам Дмитрия Львовича, многим его соотечественникам проще следовать за толпой, отключив мозги, нежели думать собственной головой и брать на себя ответственность за результаты принятых решений.

Награды писателя

За свою литературную и журналистскую деятельность был награжден многими литературными премиями Дмитрий Быков. Их более десятка, и это еще не предел.

Дважды писатель был удостоен «Бронзовой улитки» за фантастические романы «Эвакуатор» и «Списанные».

В копилке Быкова - сразу четыре Международные литературные премии имени А. и Б. Стругацких за «Орфографию», «Эвакуатор», «ЖД» и «Икс».

Дважды он получал известную литературную награду «Большая книга» за биографическую работу «Борис Пастернак» и роман «Остромов, или Ученик чародея».

Также Быков один раз номинировался на эту премию за «ЖД». Однако дойдя до финала, так и не получил ее.

За «Бориса Пастернака» и «Остромова…» Быков также был удостоен «Национального бестселлера» в 2006 и 2011 гг.

Кроме всех вышеперечисленных наград, писатель является обладателем двух «Порталов». А его первый роман «Оправдание» был включен в 50 самых ярких дебютов начала третьего тысячелетия по версии «Литературной России».

Чем занимается писатель сегодня

Хотя библиография Дмитрия Быкова и так весьма внушительна (как и список его наград и достижений), однако автор не позволяется себе лениться и продолжает ставить для себя новые цели и добиваться их.

С 2015 г. он начинает вести радиопрограмму «Один» на «Эхо Москвы». Также периодически Быков снимается в различных телепрограммах, печатает статьи в прессе.

В сентябре 2015 года на телеканале «Дождь» стартовала программа «Сто лекций с Дмитрием Быковым». В цикле своих лекций Дмитрий рассказывает о русской литературе с 1900 по 1999 годы, в каждой из передач подробно останавливаясь на одном произведении, опубликованном в соответствующем году. В рамках представленного цикла Быков также читает обобщающие лекции, не привязанные к конкретному году, а также отдельно останавливается на некоторых произведениях для детей и юношества. По состоянию на конец марта 2017 года в цикле вышло более семидесяти лекций.

Среди других новых книг Дмитрия Быкова - «Тринадцатый апостол. Маяковский. Трагедия-буфф в шести действиях» (2016) и занимательная детское пособие по зоологии «Я - вомбат».

Личная жизнь Дмитрия Быкова

Жена писателя оказалась под стать ему: писательница, поэтесса, спортсменка (первый разряд по художественной гимнастике), отличная рукодельница и просто интересная и очаровательная женщина. Она родила двоих детей Дмитрию Быкову: сына Андрея и дочку Женю.

При этом, став замужней дамой, Лукьянова не перестала писать книги, тем более что супруг активно помогал ей в этом. Вместе они опубликовали два произведения: «Зверьки и зверюши» и «В мире животиков».

Занимательные факты


Заявление по делу Юрия Дмитриева.

Юрий Алексеевич Дмитриев (1956) — карельский историк-поисковик, посвятивший 30 лет своей жизни восстановлению памяти о жертвах политических репрессий, основатель мемориальных комплексов общероссийского значения "Сандармох", "Красный Бор", мемориального кладбища на Секирной горе (Соловки) и др., составитель книг "Место расстрела Сандармох", "Поминальные списки Карелии", "Беломорско-Балтийский водный путь", "Их помнит Родина", "Красный Бор" и др. Только в Сандармохе Ю. Дмитриев нашел места захоронения и установил личности около 7 тысяч расстрелянных 56 национальностей. Всего же им найдены более 55 тысяч имен погибших и пострадавших от репрессий.

Награжден: премией имени А. Д. Сахарова и орденом "За мужество", премией Московской Хельсинкской группы, Золотым Крестом Заслуги Республики Польша, Почетной грамотой Республики Карелия; дважды финалист премии Фонда Б. Немцова, финалист премии Е. Гайдара.

Ежегодно пятого августа, в день памяти о начале Большого сталинского террора, в Сандармох и Красный Бор приезжают родственники российских граждан, расстрелянных в этих местах, родственники расстрелянных граждан бывших республик СССР, делегации зарубежных стран, граждане которых также расстреляны в лесах Карелии.

24 сентября нынешнего года мемориальный комплекс "Сандармох" посетила делегация из двадцати послов Европейского союза.

В то же время в Карелии в отношении историка Юрия Дмитриева возбуждено очередное уголовное дело, 28 июня 2018 г. он вновь арестован, идет повторное судебное разбирательство.

Менее чем за три месяца до второго ареста, 5 апреля 2018 г., Ю. Дмитриев был оправдан Петрозаводским городским судом после длительного содержания в СИЗО и психиатрических клиниках. Суд подтвердил его невиновность, незаконность предъявленных обвинений в изготовлении детской порнографии и развратных действиях.

Но карельские следователи и прокуроры не остановились. Они не признали противоправность своих действий, добились отмены оправдательного приговора и пытаются осудить Ю. Дмитриева по еще более тяжкой статье "Насильственные действия сексуального характера" (наказание до 20 лет лишения свободы).

Пущены в ход недопустимые и бесчеловечные методы: давление на приемную дочь Ю. Дмитриева, манипуляция сознанием ребенка ради получения показаний против близкого человека.

Инициаторы этого дела стремятся любой ценой не допустить оправдания, очернить и посадить Ю. Дмитриева, чтобы не нести ответственность за незаконную организацию уголовных дел, незаконное — уже около трех лет — содержание невиновного человека под стражей и в психиатрических учреждениях.

Об этом наглядно свидетельствует организованная в СМИ, в том числе и на федеральных каналах, грязная кампания в отношении Ю. Дмитриева, которого, не дожидаясь окончания судебного разбирательства, уже на всю страну объявили преступником; на экранах телевизоров и в интернете демонстрируются фото девочки из материалов следственного дела, которые возможно получить только из рук силовых структур; осуществляется давление на специалистов.

И все это для направления общественности "по ложному следу" с целью возбуждения ненависти к Ю. Дмитриеву, а в итоге — оказания массированного давления на суд.

Самое страшное, что для достижения этих неправедных целей ломается судьба ребенка, которому подобной "защитой" ее интересов нанесены и наносятся непоправимые душевные травмы.

Деятельность следователей и прокуроров Карелии в отношении Ю. Дмитриева входит в противоречие с официальной позицией федерального центра, демонстрирующего последовательную поддержку процесса реабилитации жертв политических репрессий и увековечения мест их захоронений, т. е. всей той работы, которой занимается Ю. Дмитриев.

Призываем общественность, экспертное сообщество, СМИ продолжать пристально следить за делом Юрия Дмитриева и не позволить силовикам Карелии расправиться с достойным гражданином России, который посвятил тридцать лет своей жизни восстановлению и сохранению памяти о наших согражданах и гражданах иных государств, безвинно погибших во времена "Большого террора" — сталинских массовых репрессий 1937-1938 годов. Нельзя позволить замолчать и извратить трагические страницы истории России.

Надежда Ажгихина, журналист
Константин Азадовский, член исполкома Санкт-Петербургского ПЕН-клуба, член Германской академии языка и литературы
Александр Акиньшин, научный редактор Книги памяти жертв политических репрессий Воронежской области
Светлана Алексиевич, писатель, лауреат Нобелевской премии по литературе
Михаил Алдашин, режиссер, художник, лауреат кинопремий "Ника" и "Золотой Орел"
Александр Архангельский, писатель, профессор Факультета коммуникаций, медиа и дизайна НИУ ВШЭ
Юлия Ауг, актриса
Лия Ахеджакова, актриса, народная артистка России
Алексей Бабий, председатель Красноярского общества "Мемориал", руководитель рабочей группы по подготовке Книги памяти жертв политических репрессий Красноярского края
Дмитрий Бавильский, писатель
Всеволод Багно, член-корреспондент РАН, научный руководитель ИРЛИ (Пушкинский дом)
Ирина Балахонова, издатель
Екатерина Барабаш, кинокритик
Гарри Бардин, режиссер анимации
Нуне Барсегян, писатель
Леонид Бахнов, писатель
Надежда Беленькая, переводчик
Евгений Белянчиков, председатель Союза журналистов Республики Карелия, редактор сайта "Карелия.Ньюс"
Анатолий Бергер, поэт, прозаик, член общества "Мемориал", репрессированный по 70 статье УК РСФСР
Андрей Бильжо, художник, почетный член Академии художеств РФ, академик Академии графического дизайна
Татьяна Бонч-Осмоловская, писатель
Валерий Борщев, журналист, правозащитник, сопредседатель Московской Хельсинкской группы
Нина Брагинская, антиковед, член инициативной группы, создававшей общество "Мемориал", профессор НИУ ВШЭ и РГГУ
Константин Бронзит, режиссер-мультипликатор, заслуженный деятель искусств РФ.
Марина Бувайло, писатель, поэт
Тамара Буковская (Мишина), поэт

Дмитрий Быков, писатель, поэт

Ольга Варшавер, переводчик
Юрий Вдовин, член Правозащитного совета Санкт-Петербурга
Дмитрий Веденяпин, поэт, переводчик
Томас Венцлова, поэт, литературовед, публицист
Алина Витухновская, писатель
Марина Вишневецкая, писатель
Борис Вишневский, депутат Законодательного Собрания Санкт-Петербурга ("Яблоко"), обозреватель "Новой газеты"
Татьяна Вольтская, поэт, журналист
Мария Галина, писатель, переводчик
Сергей Гандлевский, поэт
Алиса Ганиева, писатель
Александр Гельман, драматург, поэт
Лидия Головкова, главный редактор Книги памяти "Бутовский полигон", с. н. с. Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, автор книг о местах массовых злодеяний в Москве
Анатолий Голубовский, кандидат искусствоведения, член Совета Вольного исторического общества
Яков Гордин, литератор
Варвара Горностаева, издатель
Борис Гребенщиков, музыкант
Дмитрий Григорьев, поэт
Марк Гринберг, переводчик
Наталья Громова, писатель
Игорь Губерман, писатель
Юлий Гуголев, поэт
Любовь Гуревич, литератор, искусствовед
Иван Гусев, главный редактор газеты "Карельская Губерния", депутат Законодательного Собрания Республики Карелия
Юлия Гусева, переводчик
Александр Даниэль, член правления Международного общества "Мемориал"
Владимир Дашкевич, композитор
Наталия Демина, журналист
Иван Джуха, автор проекта "Греческий мартиролог", составитель Книг памяти греков- жертв сталинских репрессий
Виталий Диксон, писатель
Сергей Дмитриев, кандидат исторических наук, с.н.с. Отдела Китая Института Востоковедения РАН, зав.сектором древней и средневековой истории Китая; доцент УНЦ "Философия Востока" Философского ф-та РГГУ
Антон Долин, кинокритик, главный редактор журнала "Искусство кино"
Вероника Долина, поэт
Олег Дорман, кинематографист
Татьяна Дорутина, член Правозащитного совета Санкт-Петербурга
Ольга Дробот, переводчик
Дмитрий Дубровский, кандидат исторических наук, член Правозащитного совета Санкт-Петербурга
Валерий Дымшиц, доктор химических наук, преподаватель, переводчик
Наталия Евдокимова, член Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека
Никита Елисеев, критик, переводчик, ведущий библиограф Российской Национальной библиотеки
Ирина Ерисанова, заведующая домом-музеем Б.Л.Пастернака
Евгений Ермолин, эссеист, историк культуры
Виктор Есипов, литературовед, поэт
Георгий Ефремов, поэт, переводчик
Михаил Ефремов, актер, заслуженный артист России
Вадим Жук, поэт, драматург
Алексей Захаренков, поэт, издатель
Андрей Збарский, журналист
Андрей Звягинцев, кинорежиссёр
Андрей Зубов, историк, религиовед
Наталья Иванова, писатель
Виктория Ивлева, журналист
Геннадий Калашников, поэт
Максим Камакин, адвокат Международной коллегии адвокатов "Санкт-Петербург"
Игорь Карлинский, член Правозащитного совета Санкт-Петербурга
Нина Катерли, писатель
Юлий Ким, поэт, бард
Виктор Кириллов, доктор исторических наук, составитель Книг памяти (Екатеринбург)
Александр Кобринский, доктор филологических наук, профессор, депутат Законодательного Собрания Санкт-Петербурга 5-го созыва
Николай Кононов, писатель
Николай В. Кононов, журналист и писатель, автор романа "Восстание"
Ирина Кравцова, филолог
Сергей Красильников, доктор исторических наук, профессор (Новосибирск)
Геннадий Красухин, литературовед
Сергей Кривенко, член правления Международного общества "Мемориал"
Леонид Крикун, адвокат
Михаил Кром, доктор исторических наук, профессор факультета истории Европейского университета в Санкт-Петербурге
Сергей Кропачев, доктор исторических наук, член редакции Книги памяти жертв политических репрессий Краснодарского края
Павел Кудюкин, сопредседатель Профсоюза "Университетская солидарность"
Сергей Кузнецов, писатель
Илья Кукулин, кандидат филологических наук, с.н.с. факультета гуманитарных наук НИУ ВШЭ
Иван Курилла, доктор исторических наук, профессор ЕУ СПб
Игорь Кучеренко, действительный государственный советник юстиции 3-го класса, адвокат, член Правозащитного совета Санкт-Петербурга
Майя Кучерская, писатель
Александр Лавров, академик РАН
Ксения Ларина, журналист
Олег Лекманов, филолог
Алексей Лидов, академик РАХ, зав. отделом культуры древности Института мировой культуры МГУ
Джонатан Литтелл, писатель, лауреат Гонкуровской премии
Елена Лозинская, переводчик
Светлана Лопатина, автор трёхтомной монографии "Технологический институт. ХХ век" — Книги памяти о репрессированных технологах
Лидия Луговая, инженер, химик
Сергей Лукашевский, член Московской Хельсинкской группы, исполнительный директор Сахаровского центра
Иван Максимов, режиссер анимационного кино, многократный лауреат отечественных и международных фестивалей
Виктор Матизен, кинокритик
Наталья Мавлевич, переводчик
Андрей Макаревич, музыкант
Александр Маноцков, композитор
Витус Медиа, координатор Санкт-Петербургской открытой школы прав человека, член Правозащитного совета Санкт-Петербурга
Вера Мильчина, кандидат филологических наук, ведущий научный сотрудник ИВГИ РГГУ и ШАГИ РАНХиГС
Михаил Минц, кандидат исторических наук, с.н.с. ИНИОН РАН
Владимир Мирзоев, режиссер
Григорий Михнов-Вайтенко, епископ АПЦ
Алексей Мосин, доктор исторических наук (Екатеринбург)
Алексей Моторов, писатель
Дмитрий Муратов, журналист, председатель Редакционного совета "Новой газеты"
Евгения Назарова, кандидат исторических наук, с.н.с. Института всеобщей истории РАН
Юрий Нестеров, член Правозащитного совета Санкт-Петербурга, депутат Государственной Думы РФ второго созыва
Юрий Норштейн, режиссер-мультипликатор, народный артист России
Николай Ольшанский, директор Общества реабилитированных Новгородской области, редактор Книги памяти
Андрей Орлов (Орлуша), поэт
Максим Осипов, писатель
Наталья Пахсарьян, доктор филологических наук, профессор МГУ, ведущий научный сотрудник ИНИОН РАН
Ирина Петровская, журналист, теле- и радиоведущая
Андрей Плахов, киновед, кинокритик
Николай Подосокорский, публицист, культуролог
Владимир Познер, телеведущий
Лев Пономарев, правозащитник
Алеша Прокопьев, поэт, переводчик
Ирина Прохорова, издатель, главный редактор журнала "Новое литературное обозрение"
Елена Рабинович, доктор исторических наук, переводчик
Анатолий Разумов, руководитель Центра "Возвращённые имена" при РНБ, составитель "Ленинградского мартиролога"
Иосиф Райхельгауз, режиссер, народный артист России
Давид Раскин, историк, литератор
Ян Рачинский, председатель правления Международного общества "Мемориал"
Леонид Романков, экс-депутат Законодательного собрания С.-Петербурга
Михаил Рогачёв, составитель Коми мартиролога "Покаяние", председатель правления Коми республиканского благотворительного общественного фонда жертв политических репрессий "Покаяние"
Борис Рогинский, литератор
Лев Рубинштейн, поэт, эссеист
Юрий Сапрыкин, журналист, руководитель проекта "Полка"
Зоя Светова, журналист, правозащитник
Ольга Седакова, поэт, переводчик
Адриан Селин, доктор исторических наук, профессор Департамента истории НИУ ВШЭ (Санкт-Петербург)
Вячеслав Середа, переводчик
Наталия Сивохина, поэт
Эмилия Слабунова, председатель партии "ЯБЛОКО", депутат Законодательного собрания Республики Карелия
Алексей Слаповский, писатель
Вениамин Смехов, актер
Михаил Соколов, кандидат исторических наук, журналист
Никита Соколов, кандидат исторических наук, председатель совета Вольного исторического общества
Наталия Соколовская, писатель
Александр Сокуров, кинорежиссер, народный артист России
Марк Солонин, публицист
Константин Сонин, экономист, профессор Чикагского университета и НИУ ВШЭ
Владимир Сотников, писатель
Татьяна Сотникова (Анна Берсенева), писатель
Ирина Стаф, переводчик
Сергей Стратановский, писатель
Любовь Сумм, переводчик
Ирина Сурат, литературовед
Андрей Суслов, доктор исторических наук (Пермь)
Александр Тимофеев, историк литературы
Максим Трудолюбов, журналист, публицист
Татьяна Тульчинская, переводчик
Анатолий Турилов, кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник отдела истории средних веков Института славяноведения РАН, иностранный член Сербской академии наук и искусств, член Академии Амброзиана по классу славистики, член итальянской Национальной академии деи Линчеи по классу морали, истории и филологии
Валентина Узунова, старший научный сотрудник Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера)
Людмила Улицкая, писатель, кавалер ордена Почетного легиона (Франция)
Федор Успенский, член-корреспондент РАН
Мария Фаликман, поэт, переводчик
Александр Филиппенко, актер, народный артист России
Ирина Флиге, член правления Международного общества "Мемориал"
Георгий Франгулян, скульптор, народный художник РФ, автор монумента "Стена скорби"
Чулпан Хаматова, актриса, народная артистка России
Андрей Хржановский, режиссер
Татьяна Чернышева, переводчик, редактор
Елена Чижова, писатель, директор Санкт-Петербургского ПЕН-клуба
Мариэтта Чудакова, литературовед, академик, профессор Литературного института
Мария Чудакова, переводчик
Инна Чурикова, актриса, народная артистка СССР
Григорий Чхартишвили (Борис Акунин), писатель
Илья Шаблинский, доктор юридических наук, профессор НИУ ВШЭ
Елена Шахова, председатель правления Санкт-Петербургского ОО "Гражданский контроль"
Алла Шевелкина, журналист
Виктор Шендерович, писатель
Лев Шлосберг, депутат Псковского областного Собрания (партия "Яблоко")
Виктор Шнирельман, доктор исторических наук, главный научный сотрудник Института этнологии и антропологии РАН
Владимир Шнитке, зам. председателя Комиссии по восстановлению прав реабилитированных жертв политических репрессий Санкт-Петербурга, член Правозащитного совета Санкт-Петербурга
Илья Шпаков, кандидат исторических наук, начальник отдела формирования и сопровождения электронных ресурсов Научной библиотеки Курского государственного университета
Илья Штемлер, писатель
Аркадий Штыпель, поэт
Валерий Шубинский, писатель
Татьяна Щербина, писатель, поэт
Энн Эпплбаум, журналистка и историк, автор книги "ГУЛАГ: паутина большого террора", лауреат Пулитцеровской премии
Николай Эппле, филолог, исследователь мемориальной культуры
Александр Эткинд, историк, литературовед, профессор Европейского университетского Института во Флоренции
Григорий Явлинский, председатель Федерального Политического Комитета партии "Яблоко"
Игорь Ясулович, актер, народный артист России

«Новая» предложила мне обсуждать с сыном происходящее в молодежной культуре. В первой колонке мы говорим об удачных дебютах и стартапах последнего года — главным образом в искусстве. Он молодой, ему видней. Сыну семнадцать лет, он мальчик сдержанный и об искусстве вслух высказывается неохотно. Но тут я припер его к стенке: существует ли сегодня рецепт успеха?

— Почему?

— Не знаю. Но точно одно: если раньше успех был просчитываем хоть в какой-то степени, сегодня это вообще непредсказуемая вещь. Раньше прогремел «Гарри Поттер» — и все пишут про мальчика-волшебника, потом рванул Дэн Браун — все пишут про код имени собственного. Теперь практически любая франшиза обречена, или уж это должен быть миф вроде «Звездных войн». Повторять успех, тиражировать достижения вообще уже невозможно. Кто собирается так делать, передай, что не получится.

— У тебя есть объяснение?

— Никакого. Ну или так: сегодня может выстрелить только безупречно новая вещь, потому что, подозреваю, что это так везде, не только в России, — очень высока неопределенность. С равной вероятностью может жахнуть, может пронести. Ну это как с девушкой, если ты еще помнишь, как это вообще бывает. На известном уровне отношений одинаково легко…

— Пожениться и разбежаться.

— Да. Так и бывает, все этапы пройдены, надо уже что-то делать, и тогда — вот такая развилка. Сейчас, грубо говоря, весь мир в таком состоянии. И значит, цениться будет только то, что контактирует с этой твоей внутренней неуверенностью. Только то, в чем есть это же противоречие. Объяснить понятней не могу.

— Ничего, я понимаю.

— И вот поэтому — сейчас вообще время оксюморона, если хочешь. Оксимирона. Ты его слышал?

— Слышал, не понимаю, от чего вы все сходите с ума.

— Во-первых, это абсолютно новый жанр — рэп-поэма. Ты в курсе сюжета «Горгорода»?

— Совершенно его не уловил. Есть ужасный Горгород, в нем герой, который влюбляется…

— Он поэт, его упрекают в том, что он никак не участвует в общественной жизни, потому что там мэр бандит, вообще власть бандитов. И он влюбляется, этот герой, в анархистку. Она его вовлекает, его сажают, тут оказывается, что она дочь мэра…

— Лихо.

— …Его выпускают, а потом убивают. Рэп — он как бы не рассчитан на сквозной сюжет, на крупную форму, а тут одиннадцать треков, все разные. Во-вторых, Оксимирон все-таки в Англии учился, он просвещенный чел.

— Это уже было у Шнура.

— Но в нем — в отличие, прости, от Шнура — чувствуется культура. Чувствуется хотя бы на уровне стиха.

— Андрей, какая там культура стиха? Там плохие рифмы…

— Там полисиллабические рифмы, отец.

— Многоударные?

— Составные. В рэпе это принято. Это как раз по твоей части.

— А это нормальный рэпчатый голос. И это тоже оксюморон: классная музыка, очень свежий звук — при действительно таком довольно режущем голосе. И это почти на грани китча, но не переходя туда никогда. И все-таки там есть общественная, что ли, проблема, потому что это сейчас непременная часть любого успеха.

— Но все-таки Оксимирон — это не совсем стартап. Его знали.

— Чистый стартап — это Монеточка.

— Кто?

— Лиза Гырдымова, она же Монеточка, екатеринбургская лицеистка. Вот это действительно звезда YouTube, раскрутившаяся с нуля. Она поет таким зверюшиным голосом, if you know what I mean…

— Не забывай, сынок, что зверюш придумали мы с твоей матерью.

— Ну вот. Но то, что она поет, совсем не зверюшливо. Оно насмешливо, в меру цинично. «Я поднимаю свой милкшейк за то, чтоб было все кавайно». Внешне она рыжая, бледная, очень благовоспитанная, интересуется опять же анархизмом, много читает, песни довольно социальные, кстати, и в них виден ум.

— Что ты называешь умом?

— Не знаю. Ну, допустим, есть три вида ума. Есть ум-эрудиция, который примерно, как жилетка у Вассермана. Это нечто отягощенное множеством карманов и предметов в этих карманах, большинством из которых человек вообще не умеет пользоваться. Есть ум как умение себя вести, делать то и не делать се. И есть ум-самонаблюдение…

— Это называется рефлексия.

— Допустим. Это когда ты наблюдаешь за собой и на себе видишь закономерности. Вот у нее такой ум. Она в одном интервью, когда ее тупо спросили, как ей приходят темы песен, — сказала: иногда услышишь обрывок чужой фразы, и приходит тема. Вот это действительно так бывает, я знаю. То есть она все знает про себя.

— А оксюморон в чем?

— Ну в том, что она такая как бы дитя со взрослыми и довольно жесткими стихами. Монеточка, но довольно дорогая.

— Хорошо. А в кино?

— Чтобы стартап? Безусловно «Чайка».

— Чеховская? Кто сделал?

— Навальная «Чайка». Кино Навального. Вот тут уже чистый оксюморон, потому что сделано вроде как в стиле энтэвэшного расследования, но расследование при этом настоящее, хотя обставлено пародийно и со всяческим стебом. Наши все посмотрели. То есть вообще почти нереально увидеть человека лет двадцати, чтобы он это не смотрел. Это хит сезона.

— А мне казалось, что удачный стартап в кино — это «Три»…

— Это Хвалеев, да. Это хороший триллер, местами страшный, сделанный на медные деньги с непрофессионалами. Но я не думаю, что это хит.

— Нет социалки?

— Социалка есть. Нет оксюморона. Он нормальный профессиональный фильм. А надо, чтобы в этом профессиональном была трещина.

— Зачем?

— Иначе не срезонирует. Раньше надо было быть профессионалом. А сейчас надо, чтобы тебя разрывало пополам.

Дмитрий Львович Быков — известный российский писатель, поэт, журналист и радиоведущий. Обладает уникальным чувством юмора и не боится выражать свое мнение, которое часто противоречит интересам политических элит. Коллег Дмитрий поражает тем, что пишет стихи с той же скоростью, что и прозу, а прозу — со скоростью речи. Эта способность позволила Дмитрию Быкову открыть новый литературный жанр – рифмованную прозу. По мнению NoNews, является одним из лучших современных русскоязычных писателей.

Гражданство: Россия
Дата и место рождения: 20 декабря 1967, Москва, Россия
Образование и ученая степень: высшее образование, Факультет журналистики Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова; профессор кафедры мировой литературы и культуры МГИМО (у) МИД России.

Семья и дети:

      • Отец: Лев Иосифович Зильбертруд — детский врач-оториноларинголог, кандидат медицинских наук;
      • Мать: Наталья Иосифовна Быкова — выпускница МГПИ, учительница русского языка и литературы в школе № 1214 г. Москвы;
      • Дядя: Григорий Иосифович Зильбертруд — детский оториноларинголог, кандидат медицинских наук;
      • Жена: Ирина Лукьянова — писательница и журналист, закончила гуманитарный факультет Новосибирского государственного университета;
      • Дочь: Евгения Быкова -;
      • Сын: Андрей Быков — .

Карьера:

  • 1973 год — написал свой первый стих;
  • 1984 год — закончил школу с золотой медалью;
  • с 1985 года — работает в газете «Собеседник»;
  • 1987-1989 годы — проходил срочную службу в рядах Вооруженных сил СССР;
  • 1989–1992 годаы — был активным участником поэтического объединения «Орден куртуазных маньеристов», его стихи вошли в поэтические сборники, опубликованные орденом;
  • 1990-е годы — преподает в школе №1214 города Москвы;
  • 1991 год – окончил факультет журналистики МГУ им. М.В.Ломоносова с красным дипломом;
  • с 1991 года — член Союза писателей России;
  • 1992 год — вышел первый сборник стихов Быкова;
  • 1992 год — дебютировал на ТВ в программе Киры Прошутинской;
  • 2000 год — был ведущим программы «Времечко», а также автором и ведущим еженедельной публицистической программы «Хорошо, БЫков» на канале ТВЦ;
  • с 2000 года — креативный директор «Собеседника»;
  • 2003-2004 годы — редактор газеты «Культура»;
  • 2003-2006 годы — вел мастер-класс «Журналистское мастерство» в Институте Журналистики и Литературного Творчества (ИЖЛТ);
  • 2005-2006 годы — был одним из ведущих вечернего шоу на радиостанции «Юность» (ВГТРК);
  • 2006-2008 годы — главный редактор арт-проекта «Moulin Rouge»;
  • 2010 год — вел программу «Картина маслом» на «Пятом канале»;
  • 2010 год — получил премию «Золотое перо России» от Союза журналистов России;
  • 2011-2012 годы — вышел проект «Гражданин Поэт», в котором актер Михаил Ефремов читал стихотворения Дмитрия Быкова «на злобу дня»;
  • с 2012 года - соведущий радиопрограммы Новости в классике на Коммерсантъ FM;
  • с 2015 года - ведущий радиопрограммы Один на Эхо Москвы.

Биография

Дмитрий Львович Быков родился 20 декабря 1967 года в Москве. Родители Быкова рано развелись, и его мать, учительница русского языка и литературы Наталья Иосифовна Быкова, воспитывала сына одна. Упоминал писатель и фамилию своего отца — Зильбертруд, но при этом отмечал: «Я ношу фамилию матери, потому что я горжусь моей матерью».

В 1984 году Быков окончил школу с золотой медалью и поступил на факультет журналистики МГУ (кафедра литературной критики). С 1987 по 1989 год он служил в армии, в 1991 году окончил университет с красным дипломом. В 1985 году, еще обучаясь в университете, Быков начал работать в еженедельнике «Собеседник» корреспондентом, позже стал редактором одного из отделов газеты.

С 1989 года Быков выступал одним из активных участников появившегося незадолго до этого «Ордена куртуазных маньеристов» — поэтического объединения, творчество участников которого, по мнению критиков, отличала «бездна цинизма и острой сатиры, скрытая за блестящей куртуазностью». В ордене Быков носил звание «Командора», стал соавтором нескольких опубликованных ОКМ поэтических сборников. Покинул орден летом 1992 года, однако в числе «маньеристов» он и позднее упоминался в СМИ.

Еще в 1991 году Быков стал членом Союза писателей России. По его собственным словам, он был принят в Союз по списку, составленному поэтом Андреем Вознесенским, где тот «указал фамилий пятьдесят тех, кто, по его мнению, был достоин членства в союзе, но в советские времена не мог туда попасть». Однако о существовании «поэта Быкова» классик узнал лишь накануне, когда давал Быкову интервью.

В 90-е годы Быков продолжал работать в «Собеседнике», кроме этого печатался, по собственным словам, «почти во всех московских еженедельниках и нескольких ежедневных газетах», в том числе в «Вечернем клубе», «Столице», «Общей газете», «Семи днях», «Новой газете», «Фасе», «Профиле». С 1993 года Быков публиковался в журнале «Огонек», в 1997 году стал обозревателем журнала. Кроме того, он выступал на телевидении, где дебютировал в 1992 году в программе «Пресс-клуб» Киры Прошутинской.

В 1995 году Быков вместе с писателем Александром Никоновым выпустил юмористическое первоапрельское приложение к «Собеседнику» под названием «Мать», содержавшее нецензурную лексику. В связи с этим Генпрокуратура РФ возбудила уголовное дело о хулиганстве, Быков и Никонов были взяты под стражу. Комментируя произошедшее, сотрудники «Собеседника» предположили, что причиной давления со стороны Генпрокуратуры стало опубликованное еженедельником ранее интервью с бывшим генпрокурором России Алексеем Казанником, а также критический материал о Министерстве по чрезвычайным ситуациям. В защиту журналистов была организована общественная кампания, и вскоре их выпустили под подписку о невыезде. Процесс Быкова-Никонова продолжался два года, в итоге оба были полностью оправданы.

Одновременно с занятиями журналистикой в девяностые годы Быков преподавал литературу в московской школе №1214. В 2000 году он стал креативным редактором «Собеседника», а в 2002-2003 годах работал заместителем главного редактора газеты «Консерватор». В 2003-2004 годах Быков занимал должность редактора отдела «Культура», с мая 2004 года — отдела «Общество» журнала «Огонек». В 2006 году он стал главным редактором «глянцево-политического» журнала Moulin Rouge (был закрыт в 2008 году в связи с экономическим кризисом), а с апреля 2007 по 2009 год являлся обозревателем журнала «Русская жизнь».

Быков продолжал работать на телевидении: с 2000 по 2008 год он был одним из ведущих программы «Времечко» на канале ТВЦ и, кроме того, в 2000-2003 годах вел на ТВЦ авторскую программу «Хорошо, БЫков». Работал Быков и на радио: в 2005-2006 годах он был ведущим вечернего шоу на радиостанции «Юность», а в сентябре 2006 года начал вести передачу «Сити шоу с Дмитрием Быковым» на радио Сити-FM.

В 2007 году, после долгого перерыва, Быков продолжил работать в школе: он преподавал литературу в школе «Интеллектуал», а с 2009 года — в частной школе «Золотое сечение», (по данным сайта школы, работать там он продолжал и в 2012 году). С ноября 2010 года он также читал цикл публичных лекций «Календарь», посвященный русским и зарубежным писателям.

В 2009 году Быков был ведущим программы «Рожденные в СССР» на телеканале «Ностальгия», а в мае 2011 года на том же канале начал вести программу «Колба времени». С марта 2010 по январь 2011 года на Пятом канале журналист вел ток-шоу «Картина маслом».

Рассказывая о своем неучастии в политике, Быков в одном из интервью говорил, что результат политической борьбы «предопределен, а значит, вся борьба за идею превращается в борьбу за кусок». При этом он отмечал, что он был «в августе 1991 года у Белого дома и в октябре 1993 года у московской мэрии», что, по его мнению, «с точки зрения политической и человеческой …было глупо, но с точки зрения исторической и литературной – небесполезно».

В феврале 2011 года на телеканале «Дождь» начал выходить еженедельный проект «Поэт и гражданин» Дмитрия Быкова и актера Михаила Ефремова. Автором идеи, продюсером и режиссером проекта, в рамках которого Ефремов читал стихи Быкова в жанре острой политической сатиры, выступил журналист Андрей Васильев. В марте 2011 года очередной выпуск программы, посвященный взаимоотношениям премьер-министра Владимира Путина и президента Дмитрия Медведева, не был допущен в телеэфир по цензурным соображениям, и следующие серии проекта, сменившего название на «Гражданин поэт», стали публиковаться в интернете на портале F5 и выходить в эфире радиостанции «Эхо Москвы».

В августе 2011 года Быков вместе с другими журналистами и политиками создал движение «Нах-нах: голосуй против всех», призывавшее к бойкоту декабрьских выборов в Госдуму шестого созыва, которые многие считали нелегитимными из-за отсутствия в стране политических свобод и подавления «несистемной» оппозиции. Символом движения по предложению Быкова был выбран виртуальный персонаж — поросенок Нах-Нах. После выборов, победу на которых одержала «Единая Россия» (набравшая, по официальным данным, 49,32 процента голосов), 10 и 24 декабря в российских городах прошли массовые митинги против фальсификаций при подсчете голосов. Быков, выступая на митингах в Москве на Болотной площади и проспекте Академика Сахарова, призвал приверженцев разных политических взглядов объединиться в мирной борьбе за политические перемены, которые писатель назвал неизбежными. «История поставила на нас и положила на них», — завершил Быков свое выступление на проспекте Сахарова.

В январе 2012 года Быков стал одним из учредителей Лиги избирателей, которая задумывалась как продолжение протестного движения (в число учредителей Лиги, в частности, вошли телеведущий Леонид Парфенов, блогеры Рустем Адагамов и Илья Варламов, писатель Григорий Чхартишвили (Борис Акунин), музыкант Юрий Шевчук, журналист Ольга Романова). Цель Лиги Быков обозначил как «обеспечение прозрачности выборов, широкой гласности любых нарушений». В числе целей говорил он и о попытке «противостоять пропаганде одного конкретного человека» (имея в виду выступившего кандидатом на президентских выборах 2012 года премьер-министра страны Владимира Путина — ред.). Писатель допускал, что из Лиги может быть организована новая политическая партия, выражающая интересы среднего класса. Однако другие учредители Лиги Быкова не поддержали: Парфенов и Адагамов сказали, что предпочитают оставаться вне политики, а Шевчук заявил, что покинет Лигу, если та превратится в политическую партию.

20-22 октября 2012 года состоялись выборы в Координационный совет российской оппозиции. С помощью этих выборов оппозиция намеревалась сформировать легитимный орган для переговоров с властью и разработки программы своих дальнейших действий. Быков был избран одним из 45 членов этого органа.

Быков — автор нескольких романов, в числе которых «Оправдание» (2001),»Орфография» (2003), «Эвакуатор» (2005), «ЖД» (2006), «Списанные» (2008), «Остромов, или Ученик чародея» (2010). Его перу принадлежат вышедшие в серии ЖЗЛ биографии Бориса Пастернака (2005) и Булата Окуджавы (2009) более десятка сборников стихотворений, пьес, рассказов и публицистических статей. Писал также под псевдонимами Мэтью Булл, Брэйн Даун.

За свои книги Быков получил ряд престижных литературных премий, в числе которых две премии «Национальный бестселлер» (в 2006 году за книгу «Борис Пастернак», в 2011 году за роман «Остромов, или Ученик чародея»), премия «Большая Книга» (в 2006 году также за биографию Пастернака), три премии имени братьев Стругацких (2004, 2006, 2007), а также премии «Бронзовая улитка» (2007, 2009), «Мраморный фавн» (2003, 2006, 2007, 2010), «Портал» (2008, 2011) , «Филигрань» (2007), «Полдень» (2006) и «Студенческий Букер» (2005). Быков также является обладателем журналистской премии «Золотое перо России» за 2010 год. Проект «Гражданин поэт» в 2012 году был удостоен гран-при премии «Сделано в России», организованной журналом «Сноб».

Быков женат вторым браком на писательнице и журналистке Ирине Лукьяновой, у него двое детей. Любит животных: писатель упоминал, что у него есть «собака, мышь, морская черепаха, два попугая».

Увлечения, хобби:
по словам самого Быкова, его любимое занятие в свободное время — сидеть дома;
любит животных;
дома содержит собаку, мышь, морскую черепаху и двух попугаев.

Цитаты:

Люди про Быкова

Его плодовитость стала легендарным фактом отечественной публицистики и была отражена в анекдоте, который сочинили его коллеги по цеху: «Пока ты сидел в туалете, Дмитрий Быков написал статью и заработал триста долларов».

Цитаты Быкова

«Российский народ охотно идёт вслед за любым вождём, лишь бы не думать самому».

«Россия щеляста, и потому тоталитаризм в ней невозможен».

«Я никогда не ставил своей задачей влиять на мнение россиян. Я ставлю себе задачу напоминать людям, что есть абсолютные ценности, а дальше они пусть думают сами».

«Никогда в жизни не хотел похудеть. Дискриминация толстых гораздо серьезнее, чем других меньшинств».

«отлично пишущая (искал такую двадцать семь лет, насилу нашёл, тут же набросился и женился - теперь пыль сдуваю, лишь бы сочиняла. С остальными со скуки помрёшь)», — Быков про свою жену.

«Я ужасный домосед, мне нравится сидеть дома и стучать по клавишам. Раз в год езжу на «Жигулях» в «Артек» и больше не путешествую.»

«Тимошенко из того ряда людей, что и Березовский: циничная, харизматичная и крайне эгоцентричная. Я рад, что у нас в России такого персонажа нет.»

«Я активно не люблю Борхеса, Кортасара, Селинджера, Гессе, Пинчона, Мураками, обоих Бартов, Роб-Грийе, Берроуза, Керуака и Лири. Я люблю американцев-южан от Фолкнера до Капоте. Мне не нравится весь Фаулз, кроме «Коллекционера», но нравятся Пелевин, Успенский и Лазарчук. Я никому не желаю ничего плохого, но считаю, что Бориса Кузьминского, Дмитрия Кузьмина и Вячеслава Курицына не существует в природе. Лучшими книгами, когда-либо написанными, я считаю «Уленшпигеля» де Костера, «Исповедь» блаженного Августина, «Потерянный дом» Александра Житинского, «Анну Каренину» Льва Толстого и «Повесть о Сонечке» Марины Цветаевой»

«Утверждая, что хрен редьки не слаще, я пропагандирую редьку?»

«В женщинах очень не люблю блядства - то есть любования собственной порочностью, гордости за неё. В мужчинах довольно противен мачизм, повышенное внимание к брендам, хвастовство - но это вещи простительные.»

Примечания:

Популярное:

Библиография:

Романы

  • Оправдание (2001), линейный сюжет с экскурсами, М.: издательство «Вагриус», цикл «О-трилогия», номинация на премию «Национальный бестселлер» в 2001 году и на АБС-премию в 2002 году, ISBN 5-264-00584-2.
  • Орфография (2003, 2006, 2007), М.: издательство «Вагриус», ISBN 5-264-00741-1.
  • Эвакуатор (2005), М.: издательство «Вагриус», ISBN 5-475-00099-9.
  • ЖД (2006, 2007, 2008), М.: издательство «Вагриус», ISBN 5-9697-0260-9, девять переизданий.
  • Оправдание. Эвакуатор. М., «Вагриус», 2008.
  • Списанные (2008), ISBN 978-5-91631-001-6.
  • Остромов, или Ученик чародея (2010), издательство «ПРОЗАиК», твёрдый переплёт, (768 стр.), тираж 5000 экз., ISBN 978-5-91631-120-4.
  • Орфография. - М.: ПРОЗАиК, 2010, 2011, 2013. - 736 с.
  • Оправдание. - М.: ПРОЗАиК, 2010
  • Остромов. - М.: ПРОЗАиК, 2012-768 с.
  • Списанные. - М., ПРОЗАиК, 2012., 384 с. ISBN 978-5-91631-155-6, ISBN 978-5-91631-001-6, ISBN 978-5-91631-003-X (ошибоч.)
  • Оправдание. Орфография. Остромов. - М.: ПРОЗАиК, 2011. - 992 с. ISBN 978-5-91631-106-8
  • Икс (2012), Эксмо, 288 с., 15 000 экз. ISBN 978-5-699-59749-9.
  • Эвакуатор (2012). М., ПРОЗАиК. - 336 с. ISBN 978-5-91631-154-9, ISBN 978-5-91631-087-0
  • Квартал: Прохождение. - М., АСТ, 2014-446 с.,15 000 экз. ISBN 978-5-17-082362-8

Сборники поэзии

  • Декларация независимости (1992), 52 стр, РИЦ «Палитра».
  • Послание к юноше (1994) М.: РИФ «РОЙ», (160 стр.)
  • Военный переворот (1996) М.: РИФ «РОЙ». - 208 с., 1 000 экз.
  • Отсрочка (2000) СПб.: издательство «Геликон Плюс».
  • Призывник (2003) СПб.: издательство «Геликон Плюс», ISBN 5-94278-341-1.
  • Письма счастья (2005) издательство «Геликон Плюс» (176 стр.), ISBN 5-93682-219-2.
  • Последнее время (2007) М.: издательство «Вагриус», 512 с., ISBN 978-5-9697-0370-4 , ISBN 5-9697-0178-5.
  • Отчёт (2010) М.: «ПРОЗАиК», 576 с. ISBN 978-5-91631-034-4.
  • Новые письма счастья (2010) издательство «Время», мягкая обложка, (320 стр)., тираж 3000 экз., ISBN 978-5-9691-0516-4. ,
  • На самом деле (2011), серия: «Поэзия XXI». Авторский сборник; издательство «Эксмо», твёрдый переплёт, (320 стр.), тираж 4000 экз., ISBN 978-5-699-51465-6.
  • Гражданин поэт. (2011). Азбука-аттикус. - 144 с., 25 000 экз. + DVD. ISBN 978-5-389-03165-4
  • Гражданин поэт. (2012) СПб., Азбука-аттикус. - 152 с., 80 000 экз.
  • Новые и новейшие письма счастья (2012), Время, (512 стр.), сборник стихотворных фельетонов, серия: «Поэтическая библиотека», тираж 3000 экз., ISBN 978-5-9691-0802-8.
  • Блаженство (2013), серия: «Золотая серия поэзии». Авторский сборник; издательство «Эксмо», твёрдый переплёт, (352 стр.), тираж 3000 экз., ISBN 978-5-699-62641-0.
  • Ясно. Новые стихи и письма счастья (2015), АСТ: Ред. Елены Шубиной, (284 стр.), ISBN 978-5-17-087962-5.

Другие работы (сборники статей, рассказов и пр.)

  • 66 дней. Орхидея джунглей. (1992) - под псевдонимом Мэтью Булл, издательство АСТ. Серия: «Кинороман»; ISBN 5-88196-067-X.
  • Харлей и Мальборо. Дикая Орхидея - 2. (1993) - под псевдонимом Мэтью Булл, издательство АСТ. Серия: «Кинороман»; ISBN 5-88196-114-5.
  • Блуд труда (2002, 2014) - сборник публицистических статей; СПб., «Лимбус Пресс»; ISBN 5-8370-0014-3, ISBN 978-5-8370-0481-0 (2007).
  • Как Путин стал президентом США (2005) - сборник рассказов; издательство «Ред Фиш»; ISBN 5-483-00085-4.
  • Хроники ближайшей войны (2005) - сборник публицистических статей; СПб., «Амфора»; - 512 с. ISBN 5-94278-941-X.
  • Борис Пастернак (2005) - М., Молодая гвардия, «Жизнь замечательных людей»; ISBN 5-235-02791-4.
  • Вместо жизни (2006) - сборник публицистических статей; ISBN 5-9697-0163-7.
  • ЖД-рассказы (2007, 2014) - сборник рассказов, «Вагриус». Тираж: 10 000 экз. ISBN 978-5-9697-0504-3.
  • Был ли Горький? (2008) - публицистическая книга; ISBN 978-5-17-054542-1.
  • На пустом месте (2008, 2011) - сборник публицистических статей; ISBN 978-5-8370-0534-3.
  • Булат Окуджава (2009, 2011) - М., Молодая гвардия, «Жизнь замечательных людей»; ISBN 978-5-235-03447-1.
  • Думание мира (2009, 2015) - сборник публицистических статей; СПб, Лимбус-пресс, ISBN 978-5-8370-0545-9.
  • И все-все-все (2009, 2011) - три сборника интервью, взятых Д. Быковым у известных лиц; ISBN 978-5-91631-037-5 (синий), ISBN 978-5-91631-038-2 (жёлтый), ISBN 978-5-91631-117-4 (зелёный). ,
  • Медведь (2010) - сборник пьес; М.: ПРОЗАиК, твёрдый переплёт, 272 с., 5 000 экз.; ISBN 978-5-91631-083-2.
  • Календарь. Разговоры о главном (2010) - сборник публицистических статей, М.:АСТ- Астрель, 2011 г.; ISBN 978-5-17-070384-5, ISBN 978-5-271-31273-1.
  • Прощай, кукушка (2011) - сборник рассказов; М.: «ПРОЗАиК», твёрдый переплёт, 272 с., 4 000 экз.; ISBN 978-5-91631-118-1
  • Борис Пастернак. Биография в 2-х книгах. СПб., Вита Нова, 2011. - 1 100 экз.
  • Мужской вагон (2012) - сборник из шестнадцати рассказов, при этом четыре написаны в рифму, М.: «ПРОЗАиК» (2012), ISBN 978-5-91631-158-7. «Рассказ как жанр требует чувства меры и ритма, - отметил автор, - и потому первые свои рассказы я писал в стихах: там не разлетишься».
  • Календарь-2. Споры о бесспорном (2012) - сборник публицистических статей; АСТ. - 448 с. ISBN 978-5-271-38602-2.
  • Тайный русский календарь. Главные даты (2012) - сборник публицистических статей; ISBN 978-5-271-44972-7.
  • Советская литература. Краткий курс (2012) - авторский сборник; ISBN 978-5-91631-174-7
  • Синдром Черныша. (2012) - рассказы. М.: ПРОЗАиК. - 512 с.
  • 100 книг, которые должен прочитать каждый (2013)
  • Советская литература. Расширенный курс. (2014) М., ПРОЗАиК, - 576 с., 5 000 экз. ISBN 978-5-91631-210-2, ISBN 978-5-91631-231-7
  • В мире животиков (2005) - сборник рассказов; в соавторстве с супругой Ириной Лукьяновой, в основу легла одноимённая передача, которую авторы вели 1998 году на московском радио, «где рассказывали про всяких несуществующих зверьков»; СПб., Амфора, 432 с. ISBN 5-483-00083-8.
  • Правда (2005) - в соавторстве с Максимом Чертановым, СПб.: «Амфора», ISBN 5-94278-899-5.
  • Живой (2006) - в соавторстве с Игорь Порублевым и Максимом Чертановым. СПб.: «Амфора», серия: «Смотрим фильм - читаем книгу». — 288 с., 30 000 экз. ISBN 5-367-00229-3.
  • Код Онегина (2006) - роман о найденной неизвестной ранее рукописи Пушкина (со вставками из жизни поэта Александра П. в России XXI века). Написан в соавторстве с Максимом Чертановым под псевдонимом Брэйн Даун; «Амфора», г. СПб, 2006 г., (624 стр.), ISBN 5-367-00028-2.
  • О зверьках и зверюшах (2007) - сборник рассказов; в соавторстве с Ириной Лукьяновой, СПб.: Библиополис
  • Зверьки и зверюши. (2008) — АСТ-Астрель, 512 с. ISBN 978-5-17-049396-8
  • Сигналы (2013) — в соавторстве с Валерией Жаровой. М.: Эксмо, 320 с. ISBN 978-5-699-68501-1

Медиатека

#gallery-1 { margin: auto; } #gallery-1 .gallery-item { float: left; margin-top: 10px; text-align: center; width: 25%; } #gallery-1 img { border: 2px solid #cfcfcf; } #gallery-1 .gallery-caption { margin-left: 0; } /* see gallery_shortcode() in wp-includes/media.php */



Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...