Мифы - древнегреческая мифология. Мифы Древней Греции

Краткий экскурс в историю

Греция не всегда так называлась. Историки, в частности, Геродот, выделяют еще более древние времена на тех территориях, которые позднее именованы Элладой, — так называемые пеласгийские.

Этот термин произошел от названия племени пеласгов («аистов»), пришедших на материк с греческого острова Лемнос. По выводам историографа, тогдашняя Эллада называлась Пеласгией. На ней существовали примитивные верования в нечто неземное, спасительное для людей — культы выдуманных существ.

Пеласги объединились с немногочисленным греческим племенем и переняли их язык, хотя из варваров так и не переросли в народность.

Откуда же вышли греческие боги и мифы о них?

Геродот предполагал, что греки переняли у пеласгов имена многих богов и их культы. По крайней мере, почитание низших божеств и кабиров — великих богов, своей неземной силой избавлявших землю от бед и опасностей. Святилище Зевса в Додоне (город близ нынешней Янины) построено гораздо ранее, чем знаменитое до сих пор Дельфийское. Из тех времен вышла знаменитая «тройка» кабиров – Деметра (Аксиерос), Персефона (Аксиокерса, в Италии — Церера) и ее муж Аид (Аксиокерсос).

В Папском музее в Ватикане установлено мраморное изваяние этим трем кабирам в виде трехгранного столба скульптора Скопаса, жившего и творившего в 4-м веке до н. э. Внизу столба вырезаны миниатюрные изображения Митра-Гелиоса, Афродиты–Урании и Эроса-Диониса как символы неразрывной цепочки мифологии.

Оттуда же и имена Гермеса (Камилла, лат. «служитель»). В «Истории Афона» Аид (Ад) – бог потустороннего мира, а его супруга Персефона давала жизнь на земле. Артемиду звали Калеагрой.

Новые боги Древней Эллады произошли от «аистов», отняли у них право на царствование. Но имели уже человеческий облик, хотя и с некоторыми исключениями, оставшимися от зооморфности.

Богиня, покровительница города, названного в ее честь, родилась из мозга Зевса — основного бога третьего этапа. Следовательно, до него небесами и земной твердью управляли иные.

Первым владыкой земли был бог Посейдон. Во время захвата Трои он был главным божеством.

Согласно мифологии, он правил и морями, и океанами. Поскольку у Греции очень много островных территорий, то влияние Посейдона и его культ относился и к ним. Посейдон был братом многих новых богов и богинь, в том числе и таких известных, как Зевс, Аид и другие.

Далее Посейдон стал засматриваться и на континентальную территорию Эллады, например, на Аттику, – огромную часть южнее центрального горного массива Балканского полуострова и до Пелопоннеса. Основание для этого у него было: на Балканах существовал культ Посейдона в виде демона плодородия. Афина хотела лишить его такого влияния.

Спор за земли богиня выиграла. Суть его такова. Однажды произошел новый расклад влияния богов. Посейдон при этом лишился права на землю, ему оставили моря. Небо перехватил бог громовержец и молниеметатель. Посейдон стал оспаривать права на отдельные территории. Он ударил в землю во время спора на Олимпе, и оттуда пошла вода, а

Афина подарила Аттике оливковое дерево. Спор боги рассудили в пользу богини, посчитав, что от деревьев будет больше пользы. Город назвали ее именем.

Афродита

Когда в современности произносится имя Афродиты, то в основном почитают ее красоту. В древности она была богиней любви. Культ богини сначала зародился в колониях Греции, нынешних ее островах, основанных финикийцами. Поклонение, подобное Афродите, тогда предназначалось двум другим богиням – Ашере и Астарте. В греческом пантеоне богов

Афродите больше подходила мифическая роль Ашеры, любительницы садов, цветов, жительницы рощ, богини весеннего пробуждения и сладострастия в наслаждении с Адонисом.

Перевоплощаясь в Астарту, «богиню высот», Афродита становилась неприступной, всегда с копьем в руке. В этом облике она оберегала семейную верность и обрекала своих жриц на вечную девственность.

К сожалению, в более поздние времена культ Афродиты раздвоился, если можно так выразить расхождения между различными Афродитами.

Мифы Древней Греции про богов Олимпа

Они самые распространенные и наиболее культивировавшиеся и в Греции, и в Италии. В этот верховный пантеон горы Олимп входили шестеро богов – детей Кроноса и Геры (сам громовержец, Посейдон и другие) и девять потомков бога Зевса. Среди них самые известные Аполлон, Афина, Афродита и иже с ними.

В современной интерпретации слова «олимпиец», кроме участвующих в олимпиадах спортсменов, означает «спокойствие, уверенность в себе, внешнее величие». А ранее был еще Олимп богов. Но в то время эти эпитеты относились только к главе пантеона – Зевсу, потому что он полностью соответствовал им. Об Афине и Посейдоне мы рассказали подробно выше. Упомянули также и других богов пантеона — Аида, Гелиоса, Гермеса, Диониса, Артемиду, Персефону.

В греческой мифологии проявляются представления людей о происхождении мира, причем прослеживается аналогия с другими древними религиями.

Прежде всего остального в мире существовал бесконечный Хаос. Это не была пустота - он содержал в себе истоки всех вещей, богов и людей. Греки представляли себе хаос в виде некоей разверстой пасти (само это слово родственно греческому "зевать") 4 . Вначале из Хаоса возникла мать-земля - богиня Гея и небо - Уран. От их союза произошли циклопы - Бронт, Стероп, Арг (“гром”, “блеск”, “молния”). Высоко посреди лба сиял их единственный глаз, превращая подземный огонь в небесный. Вторыми Уран и Гея породили сторуких и пятидесятиголовых великанов-гекатонхейров - Котта, Бриарея и Гиеса (“гнев”, “сила”, “пашня”). И наконец, на свет появилось великое племя титанов.

Их было 12 - шесть сыновей и дочерей Урана и Геи. Океан и Тефия породили все реки. Гипперион и Тейа стали предками Солнца (Гелиоса), Луны (Селены) и розоперстой зари (Эос). От Иапета и Асии произошел могучий Атлант, держащий ныне небесную твердь на своих плечах, а также хитроумный Прометей, недалекий Эпиметей и дерзкий Менетий. Еще две пары титанов и титанид произвели на свет горгон и другие удивительные существа. Но будущее принадлежало детям шестой пары - Крона и Реи.

Не понравилось Урану его потомство и он сбросил циклопов и сторуких великанов в Тартар, ужасную бездну (которая одновременно являлась и живым существом и имела шею). Тогда Гея, вознегодовав на супруга, уговорила титанов восстать против Неба. Все они напали на Урана и лишили его власти. Владыкой мира отныне стал Крон - самый хитрый из титанов. Но он не выпустил из Тартара прежних пленников, опасаясь их силы.

Греки называли период правления Крона золотым веком. Однако этому новому владыке мира было предсказано, что он, в свою очередь, будет свергнут своим сыном. Поэтому Крон решился на ужасную меру - стал проглатывать своих сыновей и дочерей. Первой он проглотил Гестию, затем Деметру и Геру, далее Аида и Посейдона. Само имя Крон означает “время” и не зря люди говорят, что время поглощает своих сыновей. Последнего ребенка - Зевса его несчастная мать Рея подменила завернутым в пеленку камнем. Крон проглотил камень, а юный Зевс был спрятан на острове Крит, где его вскормила своим молоком волшебная коза Амалфея 5 .

Когда Зевс стал взрослым, он сумел хитростью освободить своих братьев и сестер, и они начали борьбу с Кроном и титанами. Десять лет они сражались, но победа не давалась ни той, ни другой стороне. Тогда Зевс по совету Геи освободил томящихся в Тартаре сторуких и циклопов. Отныне циклопы стали ковать Зевсу его прославленные молнии. Сторукие же обрушили на титанов град камней и скал. Зевс и его братья и сестры, которые стали называться богами, одержали победу. Они, в свою очередь сбросили титанов в Тартар (“туда, где скрыты корни моря и земли”) и приставили стеречь их сторуких великанов. Сами же боги начали править миром.

Считаем целесообразным охарактеризовать некоторые, наиболее известные, божества.

Зевс олицетворяет переход к патриархату поскольку воспринимается как верховное божество отец богов и людей, главу олимпийской семьи богов. Его появление символизирует переход к олимпийскому периоду, поскольку Зевс для утверждения в качестве верховного бога вынужден бороться с чудовищами – Тифоном и гигантами. В то же время Зевс близок людям и, как нам представляется, лишь номинально обладает всеобщей властью. Он порой борется за власть с другими богами(Герой, Посейдоном, Афиной), периодически у него появляются дети от смертных женщин(Геракл, Персей, Минос, например). Верховенство Зевса проявляется также в насаждении им моральных устоев и государственности(именно Зевс вложил в людей стыд и совесть как предвестники морали; мораль – предтеча права, а право возникает одновременно с государством).

Во внешнем облике перечисленные и другие важнейшие качества Зевса проявляются в том, что его обычно изображают в виде могучего великана в расцвете сил с длинными волосами и бородой(символ житейской мудрости). Атрибуты Зевса – эгида, скипетр, иногда молот(символы верховенства власти).

Культовые праздники в честь Зевса немногочисленны, поскольку ряд его функций был возложен на других богов(на Аполлона – пророчество, на Деметру – плодородие и.т.п.). В честь Зевса устраивались Олимпийские игры как символ единения и взаимного согласия полисов 6 .

Тем не менее, некоторые элементы в образе Зевса являются рудиментами хтонической мифологии. Зевс нередко появляется в образе животных(похитил Европу, приняв облик быка), одна из ипостасей Зевса – чудовище Минотавр; Зевс живет в полигамном браке: у него три жены – Метида, Фемида и Гера(только с приходом патриархата люди все меньше вспоминают о многоженстве верховного бога).

Афина Паллада – в греческой мифологии богиня справедливой войны и победы, а также мудрости, знаний, искусств и ремесел; воительница, покровительница городов и государств, наук и ремесел, ума, сноровки, изобретательности, дочь Геры(или океанидыМетиды) 7 . Любимая дочьЗевса.Метида была первой женой Зевса. Зевс проглотил ее, так как по предсказанию мойр(либо по словам самой Метиды) после Афины она должна была родить сына, который станет властителем неба. Но через некоторое время он почувствовал страшную головную боль и приказалГефестуразрубить себе голову. Из расколотого черепа Зевса и вышла в полном вооружении, в шлеме, с копьем и щитом воительница Афина Паллада.

Являлась одной из наиболее почитаемых богинь Греции, соперничая по значимости с Зевсом. Силой и мудростью была ему равной. Отличалась независимостью и гордилась тем, что навсегда осталась девой.

Афина изображалась в образе Паллады (победоносной воительницы) или Полиады (покровительницы городов и государств). От имени Паллада произошло слово «палладий»(деревянное изображение Афины, обладавшее чудотворным действием). Город, владевший палладием, считался под покровительством богини. О палладии, хранившемся в Трое, ходила легенда, рассказывавшая о том, что он упал с неба. После Троянской войныЭнейпривез его в Рим и с тех пор палладий хранился в храме Весты.

Атрибуты - олива, сова (символ мудрости) и змея (рудименты хтонической мифологии, когда все живое пугало человека и представлялось ему олицетворением могущества). Являлась покровительницей змей (в храме в Афинах обитала огромная змея - страж Акрополя).

Ее постоянный эпитет – «светлоокая» (точнее, «совоокая») - свидетельствует о том, что в глубокой древности богиню представляли в виде совы, которая позже стала священным животным (отсюда поговорка «носить сов в Афины» - делать лишнее дело). Также носила эпитеты «Тритонида» из-за места рождения у озера Тритон в Ливии, «Пестровидная змея», «Работница», «Городская», «Градозащитница».

Афина - покровительница Афин. В споре за обладание Аттикой и за право дать имя городу (впоследствии Афины) победила Посейдона. Спор, состоявшийся на холмеАреса, решали двенадцать богов, включая Зевса - чей дар Аттике был более ценен. Посейдон выбил трезубцем из бесплодной скалы соленый источник (по другой легенде - создал лошадь), а Афина глубоко вонзила в землю копье и выросла священная олива (маслина).

Афина считалась основательницей государства, изобретательницей колесницы и корабля, флейты и трубы, керамического горшка, граблей, плуга, ярма для волов и уздечки для лошадей. Научила ткачеству, прядению и кулинарии. Кроме того, Афина учредила законы и ареопаг - высший суд в Афинах 8 .

Помогала Гераклу,Прометеюв похищении огня для людей, а также покровительствовалааргонавтам,Одиссею,Ахиллу,Персею. Когда Персей победил горгонуМедузу, ее голову он подарил Афине, и та украсила ею свой щит – эгиду.

Среди жертв Афины - царевна Арахна, превращенная богиней в паука, иТиресий, случайно увидевший ее во время купания и ослепленный за это богиней.

Афине были посвящены праздники первого прорастания хлеба, начала жатвы, дарования росы для посевов, отвращения дождя.

Афродита – богиня любви и красоты, дочь Зевса и Дионы. Однако древнее хтоническое происхождение богини выражено в мифе, согласно которому она произошла из крови оскопленного Кроном Урана, которая попала в море и образовала пену. Кроме того, это богиня плодородия.

Покровительство любви проявляется прежде всего в облике богини. Афродита – признанная красавица, признания которой добиваются многие боги. Но словно в подтверждение тому, что любовь не зависит от внешности, супругом Афродиты является самый некрасивый бог Олимпа – хромой Гефест.

Поступки Афродиты тоже в первую очередь связаны с покровительством в любви. Например, она обещает Парису любовь Елены и выполняет это обещание. Помогая любящим, Афродита наказывает тех, кто отвергает любовь. Она покарала Иполлиту и Нарцисса.

Фетишистским рудиментом в образе Афродиты является ее пояс, который она передала Гере, чтобы соблазнить Зевса. В этом поясе заключены любовь, желание, слова обольщения.

Святилища богини имелись в разных областях Греции.

Гермес – вестник богов, проводник душ умерших, покровитель путников, воров и торговцев. Он – посредник между богами и людьми и иногда насылает вещие сны. С развитием скотоводства Гермес воспринимается также как покровитель пастухов, умножающий приплод скота. Позднее его также считали покровителем торговли.

Покровительство Гермеса проявляется в поступках бога. Он вручил Нефеле – матери Геллы и Фрикса златорунного барана, на котором дети спаслись от мачехи; Персею вручил меч для убийства Медузы горгоны; Одиссею помог избежать колдовства Кирки.

Рудиментом хтонической мифологии в образе Гермеса является прежде всего его имя, которое можно перевести как «груда камней» -- своеобразный символ бессмертия. Другие фетишистские рудименты – золотые крылатые сандалии и золотой волшебный жезл, при помощи которого Гермес насылает на людей сны.

Гермес почитался на анфестериях – празднике пробуждения весны и почитания умерших.

Гера в греческой мифологии супруга и сестра Зевса. Брак Геры с братом – рудимент древней кровнородственной семьи. Гера олицетворяет, как уже было сказано ранее, устойчивую моногамную семью. Именно этим объясняется ее ненависть к внебрачным детям Зевса – в частности, к Гераклу, которому Гера чинит всяческие препятствия. Благодаря моногамному браку с Зевсом Гера получает верховную власть над другими богинями. Еще одна важная функция Геры – помощь роженицам. Она вытекает из основной миссии богини – охраны прочности брачных уз. Гера – мать богини родов Илифии, которую она подослала, чтобы ускорить роды Никиппы и тем самым способствовать воцарению Эврисфея вместо Геракла.

В то же время образ Геры свидетельствует о падении матриархата. Когда Гера в отместку Зевсу рождает без супруга Гефеста, ребенок получается уродливым, и со зла Гера сбрасывает его с Олимпа, отчего Гефест становится хромым.

Архаичность Геры проявляется в том, что ее сыном считается один из самых кровавых богов доолимпийского периода – бог войны Арес. Кроме того, в хтонический период Геру обычно изображали с глазами коровы, что также является рудиментом древней мифологии.

Деметра - в древнегреческой мифологии богиня плодородия, покровительница земледелия; дочь Кроноса и Реи, сестра Зевса.

В мифе о Деметре, оформившемся в древнем центре её культа - аттическом поселении Элевсине, отразилось первобытное представление о периодическом умирании и возрождении растительного мира; дочь Деметры - Персефона (Кора) была похищена богом подземного мира Аидом, и разгневанная Деметра лишила землю плодородия; поэтому Зевс приказал Персефоне две трети года проводить с матерью на земле, на время же между летней жатвой озимых и появлением осенью первых ростков нового посева Персефона должна была возвращаться в царство мёртвых.

Распространённый во многих местностях Греции культ Деметры слился в Древнем Риме с культом италийского растительного божества Цереры.

Аполлон – сын Зевса и Лето. В образе этого бога слились архаические и хтонические черты, поэтому божество выполняет противоречивые функции – как губительные, так и благодетельные. Однако считается, что Аполлон появился уже в олимпийский период, поскольку он с Артемидой родился на плавучем острове Астерия, поскольку Гера запретила Лето вступать на твердую землю за измену Зевса, что свидетельствует о повышении роли семьи 9 . Аполлон – достаточно жестокий бог: он своими стрелами посылает внезапную смерть старикам, участвует в убийстве Патрокла Гектором и Ахилла Парисом, борется с Гераклом, губит детей Ниобы, сдирает кожу с сатира Марсия за дерзость последнего. В то же время он врач, прекративший чуму во время Пелопоннесской войны, защитник от бед, прорицатель, основатель и строитель городов, покровитель певцов и музыкантов.

В образе Аполлона отразилось своеобразие греческой мифологии в ее историческом развитии. Для архаического Аполлона характерно наличие растительных функций, его близость к земледелию и пастушеству. Зооморфизм Аполлона проявляется в его связи и даже отождествлении с вороном, лебедем, волком, мышью, бараном 10 .

В олимпийский период Аполлон помогает людям, учит их мудрости и искусствам, строит им города, охраняет от врагов. Образ божества также претерпевает изменения: отныне Аполлон воспринимается как идеал мужской красоты.

Дионис – бог плодоносящих сил земли, растительности, виноградарства, виноделия. Культ Диониса появился в Греции в олимпийский период. Это проявилось в мифах о незаконном рождении бога, его борьбе за право войти в число олимпийских богов. Дионис обучает людей виноградарству и виноделию, стремится избавить их хотя бы на время от забот. Это проявляется в облике вечно юного красавца Диониса. В то же время архаическое зооморфное происхождение Диониса отразилось, в частности, в мифе о пиратах, которые хотели продать Диониса в рабство, но оковы спали с рук божества, а снасти оплели виноградные лозы. Разбойники превратились по желанию Диониса в дельфинов.

Таким образом можно сказать, что Религиозные представления и религиозный быт древних греков находились в тесной связи со всей их исторической жизнью. Уже в древнейших памятниках греческого творчества ясно сказывается антропоморфический характер греческого политеизма, объясняющийся национальными особенностями всего культурного развития в этой сфере; конкретные представления, вообще говоря, преобладают над абстрактными, как и в количественном отношении человекоподобные боги и богини, герои и героини преобладают над божествами абстрактного значения (которые, в свою очередь, получают антропоморфические черты). В том или другом культе, у различных писателей или художников с тем или иным божеством соединяются разные общие или мифологические (и мифографические) представления.

Мы знаем разные сочетания, иерархии генеалогии божественных существ - «Олимп», различные системы «двенадцатибожия» (например, в Афинах - Зевс, Гера, Посейдон, Аид, Деметра, Аполлон, Артемида, Гефест, Афина, Арес, Афродита, Гермес). Подобные соединения объясняются не из творческого только момента, но и из условий исторической жизни эллинов; в греческом политеизме можно проследить и позднейшие наслоения (восточные элементы; обоготворение - даже при жизни). В общерелигиозном сознании эллинов не существовало, по-видимому, какой-либо определённой общепризнанной догматики.

Мифы Древней Греции

Миф (др.-греч. μῦθος) - сказание, передающее представления людей о мире, месте человека в нём, о происхождении всего сущего, о богах и героях.

Миф о Дионисе

Диони́с - в древнегреческой мифологии младший из олимпийцев, бог растительности, виноградарства, виноделия, производительных сил природы, вдохновения и религиозного экстаза. Упомянут в « Одиссее » .

С веселой толпой украшенных венками менад и сатиров ходит веселый бог Дионис по всему свету, из страны в страну. Он идет впереди в венке из винограда с украшенным плющом тирсом в руках. Вокруг него в быстрой пляске кружатся с пением и криками молодые менады; скачут охмелевшие от вина неуклюжие сатиры с хвостами и козлиными ногами.

Весело идет по земле Дионис-Вакх, все покоряя своей власти. Он учит людей разводить виноград и делать из его тяжелых спелых гроздей вино. Дионис выходит на пустынный берег моря. Вдали виднелся парус. То был корабль морских разбойников. Они быстро причалили, сошли на берег, схватили Диониса и увели его на корабль.

Придя на корабль, разбойники хотели заковать Диониса в тяжелые цепи, но они спадали с рук и ног юного бога. Спокойно подняли разбойники паруса, и корабль вышел в открытое море. Вдруг совершилось чудо : по кораблю заструилось благовонное вино, и весь воздух наполнился благоуханием. Разбойники оцепенели от изумления. Но вот на парусах зазеленели виноградные лозы с тяжелыми гроздьями; темно-зеленый плющ обвил мачту; Когда увидали все это разбойники, они стали молить мудрого кормчего править скорее к берегу. Но поздно! Юноша превратился в льва и с грозным рычаньем встал на палубе, яростно сверкая глазами. Потеряв надежду на спасение, разбойники один за другим кинулись в морские волны, а Дионис превратил их в дельфинов. После этогоОн принял свой прежний образ и, приветливо улыбаясь, сказал : « Я - Дионис, сын громовержца Зевса и дочери Кадма, Семелы! »

Адонис

Адо́нис - в древнегреческой мифологии - по наиболее популярной версии - сын Кинира от его собственной дочери Смирны.

Адонис славился своей красотой: в него влюбляется богиня любви Афродита. Его также называют возлюбленным Диониса. Был пастухом и охотником на зайцев. Похвала муз охоте вдохновила его стать охотником.

Ему посвящен город Библ.

У финикиян Адонис (Адон в финикийской мифологии) - юный воскресающий бог весны, олицетворение ежегодного умирания и оживления природы. В Древней Греции праздник Адониса в середине лета справлялся два дня: в первый праздновалось его сочетание с Афродитой, как символ весеннего расцвета и воскресения, другой день был посвящён плачу по умершему богу, символизирующем увядание природы. Аргосские женщины оплакивали его. Древние люди считали, что благодаря Адонису расцветали цветы весной и зрели плоды летом, зимой же природа оплакивала ушедшего бога. В знак причастности к культу чарующего красотой бога Адониса женщины стали выращивать цветы в глиняных горшках, которые называли « садами Адониса ». Люди отождествляли его с Дионисом.

Сторонники мифологической школы отождествляли образ мифа об Адонисе с Иисусом Христом.

Богиня любви Афродита влюбилась в сына царя Кипра - прекрасного юношу Адониса, превосходящего красотой всех смертных. Забыв обо всем на свете, Афродита проводила время с Адонисом на Кипре, охотилась вместе с ним в горах и лесах острова. Она стремилась не расставаться с ним, а покидая его на время, просила быть осторожным, избегать грозных животных, таких, как львы и кабаны. Однажды, когда Афродиты не было рядом, собаки напали на след огромного кабана и устремились за ним в погоню. Адонис уже готовился поразить зверя копьем, когда кабан бросился на него и нанес
ему смертельную рану.
Узнав о смерти Адониса и тяжело это переживая, Афродита босиком отправилась по горным склонам и ущельям на его поиски, ее нежные ноги оставляли на камнях кровавые следы. Наконец она нашла убитого Адониса и стала горько над ним стенать. Желая навсегда сохранить о нем память, богиня повелела из крови юноши вырасти прекрасному цветку анемону. А там, где падали капли крови из пораненных ног богини, появились алые розы. Они были роскошными, а их цвет столь же ярок, как и кровь богини. Тогда Зевс сжалился над горем Афродиты. Он наказал брату своему Аиду, богу подземного царства мертвых, каждые полгода отпускать Адониса на землю из царства теней. Проведя полгода в царстве Аида, Адонис на то же время возвращается на землю навстречу ярким лучам солнца и объятиям златой Афродиты. Вся природа ликует, радуясь их любви

Прометей

Промете́й - в древнегреческой мифологии титан, царь скифов, защитник людей от произвола богов. Сын Иапета и Климены.

Имя титана « Прометей » означает « мыслящий прежде » , « предвидящий » (в противоположность имени его брата Эпиметея, « думающего после » ) и является производным от индоевропейского корня me-dh-, men-dh-, « размышлять » , « познавать » .

Миф о Прометее

Согласно Гесиоду Прометей вылепил людей из земли, а Афина наделила их дыханием; в более детализированной версии, изложенной Проперцием - вылепил людей из глины, смешав землю с водой (у Гесиода этого нет); либо он оживил людей, созданных Девкалионом и Пиррой из камней. Около Панопея (Фокида) в древности была статуя Прометея, а рядом два больших камня, оставшихся от глины, из которой были вылеплены люди. В этой долине побывал Фрэзер.

И видел на её дне красноватую землю. Когда боги с людьми препирались в Меконе, Прометей обманул Зевса, предложив ему выбор, и тот выбрал большую, но худшую часть жертвы. Так Прометей изменил порядок жертвоприношений богам, ранее животное целиком сжигали, а теперь - лишь кости. Прометей первым убил быка. Люди установили сжигать на алтарях печень жертвенных животных, чтобы боги наслаждались их печенью вместо Прометеевой.

Похищение огня

По древнейшей версии мифа, Прометей похитил огонь у Гефеста унёс его с Олимпа и передал его людям. Он поднялся на небо с помощью Афины и поднёс факел к солнцу. Дал людям огонь, скрыв его в полом стебле тростника (нарфекс) и показал людям, как его сохранять, присыпая золой. Этот тростник имеет внутренность, заполненную белой мякотью, которая может гореть как фитиль.

В истолковании, он изобрёл « огневые палочки » , от которых загорается огонь. По другому толкованию, изучал астрономию, а также постиг причину молний.

За похищение огня Зевс приказал Гефесту приковать Прометея к Кавказскому хребту. Он был наказан за то что ослушался Зевса. Прометей был прикован к скале и обречён на непрекращающиеся мучения: прилетавший каждый день орёл клевал у Прометея печень, которая в дальнейшем вновь отрастала Эти муки, по различным античным источникам, длились от нескольких столетий до 30 тысяч лет (по Эсхилу), пока Геракл не убил стрелой орла и не освободил Прометея. Прометей указал Гераклу дорогу к Гесперидам. В благодарность Геракл убил орла стрелой из лука и убедил Зевса унять гнев. Когда Зевс освободил Прометея, он оковал у него один палец камнем от скалы и железом, с тех пор люди носят кольца. Есть рассказ, как Прометей пытался подкупить Харона, но безуспешно.




Деметра

Деме́тра - в древнегреческой мифологии богиня плодородия, покровительница земледелия. Одно из наиболее почитаемых божеств олимпийского пантеона. Её имя означает « Мать-Земля »

Миф о Деметре

Была у богини Деметры юная, прекрасная дочь Персефона. Отцом Персефоны был громовержец Зевс. Однажды Персефона со своими подругами, океанидами, беззаботно резвилась на цветущей Нисейской долине. Подобно легкокрылой бабочке перебегала юная дочь Деметры от цветка к цветку. Она рвала пышные розы, душистые фиалки, белоснежные лилии и красные гиацинты. Беспечно резвилась Персефона, не ведая той судьбы, которую назначил ей отец Зевс. Не думала Персефона, что не скоро увидит она опять ясный свет солнца, не скоро будет любоваться цветами и вдыхать их сладкий аромат. Зевс отдал в жёны её своему мрачному брату Аиду, и с ним должна жить Персефона во мраке подземного царства, лишённая света горячего южного солнца. Аид видел, как резвилась в Нисейской долине Персефона, и решил тотчас похитить её. Он упросил богиню земли Гею вырастить необычный красоты цветок… Согласилась богиня Гея, и вырос дивный цветок на Нисейской долине. Персефона увидала цветок, сорвала его. И вдруг разверзлась земля, и на чёрных конях явился Аид и похитил Персефону.

Услышала Деметра крик своей дочери, всюду искала богиня Персефону, но нет её. Она пошла к другим богам за помощью, и Гелиос - солнце ответил ей, что похищена Аидом Персефона. Опечалилась мать. Она покинула Олимп.

Всякий рост на земле прекратился, Листья на деревьях завяли и облетели. Леса стали обнажёнными. Но всё равно было богине Деметре. Не хотелось Зевсу, чтобы человечество погибло, и упросил Деметру вернуться. Согласилась богиня, только при условии, что Персефона вернётся к ней. Но не мог этого сделать Зевс. И обе стороны договорились, что две трети года Персефона будет жить с матерью, а на одну треть - возвращаться к мужу Аиду. С тех пор, когда Персефона покидает мать, наступает осень, а когда она возвращается к матери, богиня плодородия щедрой рукой сыплет свои дары людям и награждает труд земледельца богатым урожаем .

2. Античные мифы о богах и героях.

Олимпийские боги - их образы и функции в эллинской мифологии.

Мифологические герои Древней Эллады

С переходом от матриархата к патриархату развивается и новая ступень мифологии, которую можно назвать героической, олимпийской или классической мифологией. В мифологии этого периода появляются герои, которые расправляются со всеми чудовищами и страшилищами, некогда пугавшими воображение человека, задавленного всемогущей природой.

Вместо мелких божков появляется один главный, верховный бог Зевс. патриархальная община водворяется теперь и на горе Олимп. Зевс, который борется с разного рода чудовищами, заточает их под землю или даже в тартар. За Зевсом идут другие боги и герои. Аполлон убивает пифийского дракона и основывает на его месте святилище. Тот же Аполлон убивает двух чудовищных великанов, сыновей Посейдона, которые выросли так быстро, что, едва возмужав, стали мечтать взобраться на Олимп, овладеть Герой и Артемидой и,вероятно, царством самого Зевса. Персей убивает медузу. Совершает свои 12 подвигов Геракл. Тесей убивает минотавра.

Вместе с тем появляются и боги нового типа. Женские божества: Гера становится покровительницей брака и семьи, Деметра - земледелия, Афина - честной, открытой войны(в отличие от Ареса),Афродита - богиня любви и красоты, Гестия - домашнего очага. Артемида приобрела красивый и стройный вид и стала образцом милого и дружелюбного отношения к людям. Возросшее ремесло потребовало для себя тоже бога - Гефеста. Богами специально патриархального уклада жизни стали Афина Паллада и Аполлон, которые славятся красотой и мудростью. А Гермес из прежнего примитивного сущ-ва стал покровителем всякого человеческого предприятия, включая скотоводство, искусство, торговлю. Природа получает теперь умиротворение и поэтизацию. Нимфы рек и озер, океаниды, нимфы морей нереиды, а также нимфы гор, лесов, полей раньше представлялись в диком, ужасном виде. Но теперь значительно возросла власть человека над природой; он умеет более спокойно в ней ориентироваться, находить в ней красоту, использовать для своих надобностей. Теперь власть над морской стихией принадлежит не только грозному Посейдону, но и мирному, мудрому Нерею. Нимфы получили красивый, поэтический вид, ими стали любоваться, воспевать.

Всем теперь правит Зевс и все стихийные силы оказываются в его подчинении, теперь он уже не ужасный гром и ослепительная молния, которых люди только боятся, но теперь к нему можно обратиться за помощью. Характерно окружение на Олимпе. Ника Победа - уже не страшный и непобедимый Демон, но прекрасная крылатая богиня, которая является символом мощи самого же Зевса. Фемида раньше ничем не отличалась от Земли и была страшным законом ее беспорядочных действий. Теперь она богиня права и справедливости. Детьми Зевса и Фемиды являются Оры - веселые, вечно танцующие богини времен года и госуд. распорядка, посыл. осадки. Геба - богиня и символ вечной юности. Мойры - богини времени: Клото – «пряха, прядущая», Лахесис – «дающая жребий» сучила нить, Антропос – «неотвратимость» разрывала нить). Аналоги у римлян: парки Нона, Децима и Морта. Они, страшные и неведомые богини рока и судьбы, трактуются теперь как дочери Зевса и ведут блаженную жизнь на светлом и веселом Олимпе. Аполлон и 9 муз, Афродита и Эрот, хариты - грации. Бог Посейдон и Аполлон строят стены Трои. Дионис - бог виноделия.

Царство Аида. Там протекает все леденящая священная река Стикс, водами которой клянутся сами боги. Там же струятся дающие забвение всего земного воды реки Леты. Носятся и стонут беплодные легкие тени умерших. Пес Кербер сторожит выход. Перевозчик душ Харон. Аид сидит на троне со своей женой Персефоной. Ему служат богини мщения Эринии, они преследуют преступников. Судьи умерших - Минос и Радамант. Гипнос погружает свмертных в сон: не могут противиться ему ни смертные, ни боги. Боги сновидений. Над всеми привидениями властвует богиня Геката.

Звери приручаются человеком, отголосок чего мы получает хотя бы в мифе о Геракле и усмирении им диких коней Диомеда).Орфей укрощал пением бури, грозы и диких зверей, что тоже было символом власти чел. интеллекта и чел. торжества над силами природы.

В лице Геракла героическая эпоха достигает наивысшего расцвета. Геракл, сын Зевса и смертной женщины Алкмены, не только истребитель разного рода чудовищ: Немейского льва, Лернейской гидры, керинейской лани, Эримантского вепря и Стимфалийских птиц, он не только победитель природы о мифе об авгиевых конюшнях и победитель матриархата в мифе о поясе, добытом у амазонки Ипполиты. Если он своей победой над марафонским быком, конями Диомеда и стадами Гериона еще сравним с другими героями, то есть два его подвига, которыми он превзошел всех героев древности: на крайнем западе Г. дошел до сада Гесперид и овладел их яблоками, а в глубине земли добрался до самого Цербера и вывел его на пов-сть.

Подобного рода мифы могли появиться только в эпоху сознательной и мощной борьбы человека за свое счастье. Не удивительно, что такой герой был взят Зевсом на небо и там вступил в брак с Гебой, богиней вечной юности.

Многие мифы говорят о победе человека над природой. Когда Эдип разгадал загадку Сфинкса, Сфинкс бросился со скалы, когда Одиссей (или Орфей) не поддался завораживающему пению сирен и невредимо проплыл мимо них, сирены в тот же момент погибли, когда аргонавты благополучно проплыли среди Симплегад - скал, которые до тех пор непрестанно сходились и расходились, то эти скалы остановились навсегда. Когда те же аргонавты проплыли мимо знаменитых яблок Гесперид, то охранявшие их Геспериды рассыпались в пыль и только в дальнейшем приняли свой прежний вид.

МИФЫ О БОГАХ И ГЕРОЯХ. ИХ РОЛЬ В РАЗВИТИИ ДРЕВНЕГРЕЧЕСКОЙ ПОЭЗИИ

Основным материалом для поэтической обработки в древнегреческой литературе были мифы о богах и героях, зародившиеся в доклассовый период, но продолжавшие развиваться и позже. Мифологическими сюжетами, мотивами и отдельными образами, взятыми из мифологии, полны были у греков эпос, лирика и драма. Можно сказать, что мифы были сокровищницей, ставшей достоянием всего греческого народа. Глубокое проникновение мифов в сознание народных масс создавало условия непосредственного художественного восприятия выросших из них литературных произведений. Равным образом это относится и к древнегреческому изобразительному искусству - к скульптуре и к вазовой живописи.

Без учета неразрывной связи с мифологией нельзя понять сущности древнегреческой поэзии, принципов ее развития, характера восприятия ее самими греками, нельзя правильно воспринять ее и сейчас. Поэтому основой для правильного изучения ее должно служить известное высказывание К. Маркса ("К критике политической экономии"):

"Относительно искусства известно, что определенные периоды его расцвета не находятся ни в каком соответствии с общим развитием общества, а следовательно, также и развитием материальной основы последнего, составляющей как бы скелет его организации. Например, греки в сравнении с современными народами или так же Шекспир. Относительно некоторых форм искусства, напр. эпоса, даже признано, что они в своей классической форме, составляющей эпоху в мировой истории, никогда не могут быть созданы, как только началось художественное производство как таковое; что, таким образом, в области самого искусства известные формы, имеющие крупное значение, возможны только на сравнительно низкой ступени художественного развития. Если это имеет место в области искусства в отношениях между различными его видами, то еще менее поразительно, что это обстоятельство имеет место в отношении всей области искусства к общему социальному развитию. Трудность заключается только в общей формулировке этих противоречий. Стоит лишь выделить каждое из них, и они уже объяснены. Возьмем, напр., отношение греческого искусства и затем Шекспира к современности. Известно, что греческая мифология составляла не только арсенал греческого искусства, но и его почву. Разве тот взгляд на природу и на общественные отношения, который лежит в основе греческой фантазии, а потому и греческого [искусства], возможен при наличии сельфакторов, железных дорог, локомотивов и электрического телеграфа? Куда уж Вулкану против Roberts & Co., Юпитеру против громоотвода и Гермесу против Crédit mobilier! Всякая мифология преодолевает, подчиняет и формирует силы природы в воображении и при помощи воображения; она исчезает, следовательно, с действительным господством над этими силами природы. Что сталось бы с богинею Фамою при наличности Printinghousesquare? Предпосылкою греческого искусства является греческая мифология, т. е. природа и общественные формы,· уже переработанные бессознательно-художественным образом в народной фантазии. Это его материал. Но не любая мифология, т. е. не любая бессознательно-художественная переработка природы (здесь под последнею понимается все предметное, следовательно, включая общество). Египетская мифология никогда не могла бы быть почвой или материнским лоном греческого искусства. Но во всяком случае, именно мифология. Следовательно, отнюдь не такое развитие общества, которое исключает всякое мифологическое отношение к природе, всякое мифологизирование природы, которое, стало быть, требует от художника не зависимой от мифологии фантазии.

С другой стороны, возможен ли Ахиллес в эпоху пороха и свинца? Или вообще Илиада наряду с печатным станком и типографской машиной? И разве не исчезают неизбежно сказания, песни и музы, а тем самым и необходимые предпосылки эпической поэзии, с появлением печатного станка?

Однако трудность заключается не в том, чтобы понять, что греческое искусство и эпос связаны известными формами общественного развития. Трудность состоит в понимании того, что они еще продолжают доставлять нам художественное наслаждение и в известном смысле сохраняют значение нормы и недосягаемого образца.

Мужчина не может снова превратиться в ребенка, или он становится ребячливым. Но разве не радует его наивность ребенка и разве сам он не должен стремиться к тому, чтобы на высшей ступени воспроизводить свою истинную сущность? Разве в детской натуре в каждую эпоху не оживает ее собственный характер в его безыскусственной правде? И почему детство человеческого общества там, где оно развилось всего прекраснее, не должно обладать для нас вечной прелестью, как никогда не повторяющаяся ступень? Бывают невоспитанные дети и старчески умные дети. Многие из древних народов принадлежат к этой категории. Нормальными детьми были греки. Обаяние, которым обладает для нас их искусство, не стоит в противоречии с той неразвитой общественной ступенью, на которой оно выросло. Наоборот, оно является ее результатом и неразрывно связано с тем, что незрелые общественные отношения, при которых оно возникло, и только и могло возникнуть, никогда не могут повториться снова".

О роли мифов говорит и А. М. Горький:

"Чем древнее сказка и миф, тем с большей силой звучит в нем победное торжество людей над силами природы и совершенно отсутствуют драмы социального характера, распри человеческих единиц... Мифы, в которых безнадежное, пессимистическое отношение к жизни и вражда людей, - эти мифы явились с Востока, где возникли первые деспотии и первые мистические религии, где, как в Индия, организовалось резкое деление на касты, где созданы наиболее страшные образы богов. Средиземноморское человечество родило человекоподобных веселых богов Олимпа, и весьма заметно, что сырьем для фабрикации богов этих служили талантливые кузнецы, гончары, певцы и музыканты, ткачихи, стряпухи и вообще - реальные люди. Богиня Деметра покидает Олимп и богов для того, чтобы жить среди людей...

Миф и сказка воплощают и отражают трудовое, материалистическое мышление, которое послужило основой философии Демокрита, затем было обработано Лукрецием Каром в знаменитую поэму "О природе о вещей".

По линии интересов и целей литературы, - а также и всех иных искусств, - миф и сказка говорят нам о праве и полезности преувеличивать созданное реальное в целях достижения идеального, желаемого, а также говорят о положительном - и актуальном значении гипотезы в науке и в литературном творчестве..."

О мифологических корнях поэтического творчества А. М. Горький говорил и ранее, на первом съезде советских писателей:

"Миф - это вымысел. Вымыслить - значит извлечь из суммы реального данного основной его смысл и воплотить его в образ, - так мы получили реализм. Но если к смыслу извлечений из реально данного добавить - домыслить, по логике гипотезы, - желаемое, возможно и этим еще дополнить образ, - получим тот романтизм, который лежит в основе мифа и высоко полезен там, что способствует возбуждению революционного отношения к действительности, отношения, практически изменяющего мир".

Замечание А. М. Горького о появлении мифов с Востока правильно сопровождается его указанием, что в приложении к средиземноморским народам это утверждение должно быть подвергнуто сильному ограничению. Во второй половине XIX века такая зависимость грзчезкой мифологии от Востока очень преувеличивалась. Памятником этого увлечения отыскиванием восточных элементов в каждом почти мифе древних греков является книга О. Группе "Греческие мифы и культы в их связях с восточными религиями" (1887). В настоящее время большинство ученых отказалось от такой переоценки роли Востока. В современной буржуазной науке господствует так называемая "антропологическая школа", основателем которой считается Тейлор, а виднейшими ее представителями в наши дни - Фрезер и Ленг. Подходя более правильно, чем в XIX веке, к специфическим особенностям человеческого мышления в доклассовом обществе, когда зарождались мифы, отрицая решающую роль "миграции" мифов от одного народа к другому, эта школа в своих многочисленных исследованиях этнографического материала самых различных народов вскрыла явления табу, фетишизма, тотемизма и анимизма, установила большую консервативность устного предания и сохранение в нем пережитков социального быта далеких времен. Все это имеет огромное значение и для изучения древнегреческой мифологии, которую раньше рассматривали вне связи с генетическими проблемами, с социальными условиями, в которых жил первобытный человек. Представители "антропологической школы" пытаются вскрыть причины возникновения сходных мифов у разных народов; но быть последовательными до конца они не могут, так как находятся во власти идеалистических взглядов на развитие общества вообще, на происхождение форм идеологии, и в частности на происхождение религии и мифа. Высказывания А. М. Горького, приведенные выше, содержат программу исследования мифов, и в частности греческой мифологии, с точки зрения последовательного материализма.

При этом, подходя с такой точки зрения к изучению древнегреческих мифов и их роли в развитии древнегреческой литературы, надо иметь в виду, что очерченная выше роль их строго ограничена хронологически, именно периодами - "архаическим" (до VII века до н. э.) и так называемым "классическим" (VII-IV века). Для ученой мифологической поэзии эллинистической эпохи, предтечею которой является Антимах Колофонский (конец V века до н. э.), а крупнейшими поэтами - Каллимах, Аполлоний Родосский, Эвфорион и их многочисленные римские подражатели (Катулл, Проперций, Овидий и др.), мифология была уже только рационалистически используемым "арсеналом", но никак не "почвой". Попытки же мифографов возродить мифологию как систему мышления были обречены на неудачу. Маркс говорит по этому поводу: "... как раз в ту эпоху, когда приближалась гибель античного мира, возникла "александрийская школа", которая всячески силилась доказать "вечную истину" греческой мифологии и ее полное соответствие "результатам научного исследования". Это направление, к которому принадлежал еще император Юлиан, полагало, что оно заставит, исчезнуть вторгающийся новый дух времени, если оно закроет глаза, чтобы его не видеть".

Это изжитие мифологией самой себя наступило конечно, не сразу. Уже в V веке до н. э. у трагических и комических поэтов, у Анаксагора и софистов, мощной струей пробивается рационализм, грозящий упразднить мифологию. Последняя, однако, исчезла не сразу.

"Богам Греции, - говорит Маркс, - однажды уже трагически раненым на смерть в "Прикованном Прометее" Эсхила, пришлось еще раз комически умереть в "Разговорах" Лукиана".

Нет ни одного народа, который не имел бы своего представления о мироздании, богах, которые управляют жизнью, а также об их борьбе за власть и влияние. Мифы Древней Греции, краткое содержание которых мы рассмотрим в нашей статье, особенные еще и тем, что много внимания уделяют человеку. Могущественные герои имеют божественное происхождение, но остаются людьми - смертными и уязвимыми, нуждаются в помощи. И ничто человеческое им не чуждо.

Что такое миф?

Прежде чем изучить мифы Древней Греции (краткое содержание - большее нам недоступно в связи с объемами статьи), стоит разобраться, что это такое - «миф». По сути, это рассказ, который отображает представления людей о мире и порядке в нем, а также о роли человека во Вселенной. Если верить античным авторам, то люди были активными участниками, а не просто толпой, которая ожидала милости от бессмертных небожителей. Но обо всем по порядку.

Еще одной особенностью греческих мифов является их высокий уровень упорядоченности и культуры. Кроме того, характер их изменялся в зависимости от региона страны, так как в каждом полисе имели своих, более почитаемых богов и героев, от которых, как верили греки, произошло население. Конечно, со временем предания изменялись, приобретали иной смысл. Но самое главное в них - это содержание, которое рассказывает о жизни общества в первобытной эпохе не только на территории Греции. Исследователи отмечают, что многие рассказы перекликаются с мифами других народов, живших в те времена, что может говорить о том, что они создавались параллельно и несут в себе зерно истины. Мифы Древней Греции, краткое содержание которых мы рассматриваем, - это попытка объяснить окружающий мир и передать потомкам взгляды на мораль и отношения в обществе.

О чем рассказывают древнегреческие легенды?

Мы будем говорить очень кратко о сути старинных преданий, так как к нам дошли многие древние мифы Греции. Краткое содержание их может занять целую книгу. Например, Николай Кун, известнейший исследователь античного наследия, собрал, упорядочил и перевел более двух сотен сказаний. Многие из них поданы в виде циклов. Мы попробуем их разделить на несколько групп. Это:

  • мифы о происхождении мира и богов;
  • рассказы о титанах и битве богов с титанами;
  • мифы о богах, живших на Олимпе;
  • подвиги Геракла;
  • истории о людях и героях (Персей, Тесей, Ясон); цикл о Троянской войне, ее причинах, ходе и окончании, а также о возвращении героев битвы домой (главные персонажи мифов - Парис, Менелай, Елена, Ахилл, Одиссей, Гектор, Агамемнон);
  • мифы об исследовании мира и колонизации (Аргонавты).

Мифы Древней Греции (краткое содержание). Про Зевса Громовержца

Главному богу Олимпа греки уделяли много внимания. Не мудрено, ведь разгневанный Громовержец мог и молнией наказать за неуважительное отношение или наслать другое горе, а еще отвернуться от человека, что было еще хуже. Зевс считался младшим сыном титанов Кроноса и Реи - времени и богини-матери. Рея спасла его от поглощения, поскольку Кронос глотал всех своих детей, опасаясь за свою власть.

Возмужав, он свергает отца-тирана и возвращает к жизни всех своих братьев и сестер, еще и распределяет между ними власть. Сам он отвечал за ветер, облака, гром и молнию, шторм и ураган. Зевс мог успокоить стихию или наслать ее, помогал обиженным и наказывал тех, кто этого заслуживал. Однако он не мог распоряжаться судьбой.

Любовные интриги Зевса также описывают мифы Древней Греции, краткое содержание каковых мы изучаем. Бог испытывал страсть к красивым девушкам и богиням и всячески их соблазнял. От них у него было много детей - богов и богинь, героев, царей. Многих из них не любила Гера, законная супруга Громовержца, часто преследовала их и вредила им.

Вместо эпилога

В пантеоне древних греков было много богов, отвечающих за все отрасли их жизни - земледелие, мореплавание, торговлю, войну, ремесла, потусторонний мир. Однако были и существа, полубоги, которые покровительствовали науке и искусству, следили за справедливостью и нравственностью. Это значит, что и этим аспектам уделялось огромное внимание.

Каждый культурный человек должен знать, о чем рассказывают нам старинные мифы Эллады, поэтому стоит их прочитать хотя бы вкратце. Но чтение их целиком позволяет окунуться в удивительный мир, полный интересного и необычного.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...