Группа apocalyptica. Группа Apocalyptica: история создания, участники, солист, альбомы и концерты

Приближаются к пяти миллионам, а турне, в том числе с Metallica и Rammstein, уже покорили десятки стран, включая и Россию.

В записях альбомов группы участвуют вокалисты из Slipknot, Sepultura, Guano Apes, Rammstein, Soulfly, Bullet For My Valentine, Lacuna Coil, Bush, Shinedown, Flyleaf, Gojira. На живые концерты Apocalyptica приглашает солиста из Leningrad Cowboys Типе Йонсона.

Интересно, что на репетициях и студийных записях музыканты играют на дорогих виолончелях, а для гастролей и концертов используют более дешевые инструменты

Для студийных записей и турне группа приглашает известных музыкантов и вокалистов. Так, с ней записывались Тиль Линдеманн из Rammstein, Гевин Россдэйл из Bush, вокалисты Shinedown, Flyleaf, HIM, The Rasmus, Slipknot, Bullet for My Valentine. В некоторых треках альбомов Reflections , Worlds Collide и записывался ударник Slayer Дэйв Ломбардо.

Эйкка Топпинен

Эйкка Топпинен (Eicca Toppinen) виолончелист, композитор, лидер группы. Родился 5 августа 1975 года в городе Вантаа, настоящее имя Эйно. Эйкка Топпинен закончил музыкальную академию Сибелиуса в Хельсинки, играл в симфоническом и камерном оркестре, но выбрал для себя рок-сцену. В 2005 году после выхода пятого альбома Эйкка Топпинен сказал в одном из интервью: Apocalyptica was not more a cellists’ band which is playing rock, but a rock band which is playing cellos Апокалиптика это уже не группа виолончелистов, играющих рок, а рок группа, которая играет на виолончелях .

Эйкка Топпинен пишет большую часть исполняемых группой композиций. Написал музыку к художественному фильму Musta jää Черный лед , за что в 2008 году получил престижную финскую премию Jussi . Играет на виолончели, ударных и клавишах. Любит Металлику, Баха, Шостаковича. Женат на финской актрисе Кирси Юлийоки, у них двое детей Ээлис (1998) и Илмари (2001).

(Paavo Lötjönen) в группе с ее основания. Родился 29 июля 1968 в городе Куопио, в семье профессиональных музыкантов. Занимается музыкой с семи лет, получил диплом хельсинкской академии Сибелиуса, играл в оркестре финской Национальной оперы. Любимые музыканты – Пол Маккартни, Джими Хендрикс и Ростислав Ростропович.

Женат, имеет троих детей Окко (2003), Аки (2006) и Анну (2007). В свободное время преподает студентам игру на виолончели и подрабатывает инструктором по горным лыжам.

Пааво Лотьенен справа, спиной Эйкка

Пертту Кивилааксо

Пертту Кивилааксо (Perttu Kivilaakso) виолончелист и композитор, закончил все ту же музыкальную академию Сибелиуса. Родился 11 мая 1978 года в Хельсинки. Играл с группой при ее основании, затем ушел в классическую музыку. Вернулся в группу в 1999 после ухода Антеро Маннинена в симфонический оркестр. Любит Верди и Толкиена. Играет на гитаре и клавишах. Пишет для группы музыку.

Пертту Кивилааксо виртуозный виолончелист, имеет пожизненный контракт с Филармоническим оркестром Хельсинки.

(Mikko Siren) ударник, в группе с 2003 года. Родился 31 декабря 1978 года. Любит The Beatles и Massive Attack.

31-05-2011

Апокалиптика (Apocalyptica ) – это легендарная группа из Финляндии, исполняющая метал на виолончелях. Как бы не казалось это парадоксальным на первый взгляд, но дело обстоит именно так. Группа состоит из четырех виолончелистов, ударника, стоит заметить что постоянного вокалиста у них нет.

Изначально Апокалиптика играла каверы легендарных метал групп, но после стала выпускать свой собственный материал.
Определить стиль группы или как то охарактеризовать его рамки невозможно. Многие музыкальные критики дают классификацию музыки группы как неоклассический или симфонический метал.
За всю историю своего существования, музыканты привлекали для записей знаменитых вокалистов, стоит перечислить лишь некоторые группы, вокалисты которых принимали участие в этом необычном проекте: HIM, Rasmus, Sepultura, Three Days Grace, Rammstein,

Сама идея создать рок группы нетрадиционной направленности зародилась еще в далеком 1993 году. В то время в лагере лагере, который располагался в городе Хельсинки ребята (школьники) готовили программу для выступления и решили преподнести в нее что-то новое. Речь шла об исполнении парочки «металлических песен», обыгранных с классическим преобразованием. Этот эксперимент прошел очень успешно, т.е. дал стул для продолжение реализации своей идеи, только на этот раз подход к музыке стал более серьезным.

После того как концертная программа была готова, музыканты дважды исполнении песни (а именно свое виденье знаменитых каверов) в своей музыкальной академии, а после того, как к Апокалиптике присоединились остальные музыканты концерты охватили местные рок-клубы.

В 1995 году их концертная деятельность приносит долгожданный успех, выступления все чаще проходят на крупных площадках а не в небольших рок-барах. Численность аудитории, которая приходит на их концерты достигает уже 50.000 человек! Благоприятно сыграл свою роль тот факт, что у в то время был тур по Финляндии, наслышанные об успехе местных самородках, группа-легенда приглашает их к себе на разогрев! Это стало настоящим прорыв для творчества, группу Apocalyptica наконец-то замечают влиятельные люди.

В декабре 1995 года, фирма Zen Garden Records предлагает выпустит и записать целый альбом песен группы Metallica .

[

Этот альбом вышел в 1996 году. Стоит заметить, что в течении 12 месяцев его раскупили в количестве 250.000 копий экземпляров, а два трека с этой дебютной пластинки были использованы в будущем в фильме «Your Friends and Neighbours»

Запись первого полноформатного альбом началась только в 1998 году. На нем были как каверы на знаменитые группы (Sepultura, Metallica, Pantera ), но и собственные треки. Этот альбом «Inquisition Symphony» произвел настоящий бум в мире рок музыки. Рейтинг его продаж достигал невиданных отметок (на территории Финляндии). Также в поддержку альбомы были сняты видеоклипы Nothing Else Matters и Harmageddon.
После этого на группу стали смотреть совершенно иначе. Знаменитая группа Bush пригласила Апокалиптику принять участи в записи своего сингла под названием Letting the Cables Sleep.

В этот период времени начинается первый мировой тур, длившейся на протяжении дух лет. Группа посещает с концертами Болгарию, Грецию, Польшу, Литву и даже Мексику. Далее на очереди стояли крупные опен-аиры и посещение России (Санкт-Петербург и Москва)

2000 год открывает новый виток в развитии группы – выпускается альбом «Cult». Он состоял из полностью из собственных треков, за исключением двух каверов на группу Metallica и кавера на пьесу « В пещере Горного Короля». Одна из песен с этого альбома стала официальным саундтреком (OST) к фильм «Видок».

В заключении можно сказать, что Apocalyptica открыла совершенно новое направление в рок-музыке. Их альбомы расходятся сегодня сотнями тысяч экземпляров, и песни слушают по всему миру, а большинство из них занимают высшие строки музыкальных чартов.

Музыканты выпустили еще несколько альбомов и синглов. Армия их фанатов стала очень внушительной, конечно как и в любой группе в Апокалиптике тоже есть разногласия, но так или иначе – ребята делают свою музыку.




Apocalyptica (Апокалиптика) - финская группа, исполняющая метал на виолончелях. Состав группы представляет собой четырёх виолончелистов и ударника, без постоянного вокалиста. Первоначально прославившись инструментальными кавер-версиями известных трэш-метал-групп, в дальнейшем Apocalyptica выпускала преимущественно материал собственного сочинения.

В названии группы музыканты совместили слово «Апокалипсис» и свою любовь к Metallica. Так возникло название Apocalyptica.

Жанр группы не поддаётся однозначному определению, его часто характеризуют как симфонический метал, неоклассический метал, трэш-метал или челло-рок. Большинство композиций - инструментальные, однако Apocalyptica неоднократно привлекали для совместных записей вокалистов из Slipknot, The Rasmus, HIM, Sepultura, Guano Apes, Rammstein,Soulfly, Bullet for My Valentine, Lacuna Coil, Three Days Grace.

Cостав Apocalyptica:
Эйкка Топпинен (Eino Toppinen) - виолончель, барабаны
Макс Лилья (Max Lilja) - виолончель, покинул группу в 2002
Пааво Лойтонен (Paavo Lotjonen) - виолончель
Антеро Маннинен (Antero Manninen) - виолончель,ушел из группы в 2003
Пертту Кивилааксо (Perttu Kivilaakso) - виолончель, заменил Антеро Маннинена
Микко Сирен (Mikko Siren) - ударные

Макс Лилья вспоминал:
« Мы, музыканты Apocalyptica, знаем друг друга уже более 10 лет. Мы неоднократно встречались в летних лагерях для музыкантов. До того, как мы начали играть Metallica, мы уже поигрывали композиции Джимми Хендрикса и нечто в том же духе на двух-трёх виолончелях, так что идея сыграть на них что-то странное и необычное была для нас отнюдь не новой. Мы все большие поклонники тяжёлой музыки, а Metallica вообще является для нас самой любимой группой.

Было лето 1993 года. Мы готовили развлекательную программу для одного из летних лагерей в Хельсинки хотели предложить слушателям нечто особенное. Вот мы и решили попробовать сыграть пару «металических» песен для наших друзей, музыкантов с классическим образованием. Должен признаться, повеселились мы тогда на славу! Более того, мы даже имели определённый успех!»
После того выступления у музыкантов родилась идея подойти к экспериментам с тяжёлой музыкой более серьёзно. Они дважды исполнили программу в стенах родной академии, а затем, когда Apocalyptica стала квартетом, стали выступать и в рок-клубах финской столицы.

Начиная с 1995 года Apocalyptica начинает выступать на крупных площадках, посещаемость их концертов через год уже доходит до пятидесяти тысяч. Во время тура Metallica по Финляндии квартет был приглашён выступать на «разогреве» у своих кумиров.

В декабре того же года представитель локальной фирмы Zen Garden Records предложил группе выпустить целый альбом с песнями Metallica. Дебютный альбом Plays Metallica By Four Cellos
(в пер. с англ. - «Апокалиптика» играет «Металлику» на четырёх виолончелях) вышел в свет в том же 1996 году, и за год он разошелся тиражом 250 тысяч экземпляров. Два трека с диска были использованы в американском фильме Your Friends and Neighbours.

В 1998 году Apocalyptica приступили к записи альбома Inquisition Symphony, который был издан в апреле. Впервые, помимо кавер-версий песен Metallica, Sepultura, Pantera и Faith No More, группа представила на диске и композиции собственного сочинения, написанные Эйккой Топпиненом. Inquisition Symphony был встречен высокими рейтингами продаж, в чарте продаж альбомов в Финляндии он попал в десятку лидеров. Два видеоклипа - Harmageddon и Nothing Else Matters - были сняты в поддержку альбома.

Кроме того, Apocalyptica поучаствовала в записи альбомов групп Heiland и Waltari, сольного проекта двух участников Leningrad Cowboys, выпустила сингл с собственной интерпретацией известной рождественской песенки O Holy Night, а также выступила на одном музыкальном фестивале вместе с бывшим барабанщиком Slayer Дейвом Ломбардо. В начале 2000 года Apocalyptica приняли участие в сингле Letting the Cables Sleep гранжевой команды Bush. При работе над этим треком группа впервые использовала полный симфонический оркестр.

Вслед за выходом альбома Apocalyptica вновь отправилась на гастроли, забросив работу и учёбу. В течение следующих двух лет Apocalyptica посетили Грецию, Польшу, Болгарию, Литву и Мексику, причем их концерты проходили в залах вместимостью не менее двух тысяч человек. Летом 1999 года группа отыграла на европейском метал-фестивале Dynamo Open Air в голландском городе Эйндховен перед аудиторией порядка 30 000 человек. В 2000 году группа посетила Санкт-Петербург и Москву.

В октябре 2000 года вышел третий диск Apocalyptica - Cult. Альбом считается переломным в направлении развития группы - почти весь материал альбома теперь был написан Эйккой Топпиненом. Из чужих композиций на диске были лишь два кавера Metallica и интерпретация пьесы Эдварда Грига «В пещере горного короля». В альбоме «Cult» во время записи использовалось одновременно до 80 виолончелей. Песня "Hope" с этого альбома, исполненная Маттиасом Сэйером из группы "Farmers Boy" вошла в саунд-трек фильма «Видок» с Жераром Депардье. В поддержку альбома был выпущен сингл «Path», записанный с участием Сандры Насич, вокалистки Guano Apes, и снято два клипа на эту песню - в инструментальной и вокальной версии.

В 2001 году вышел DVD выступления Apocalyptica в Мюнхене в октябре 2000 года. Также на этот диск вошли шесть видео-клипов и бонус-трек: «живое» исполнение «Little Drummerboy» в Варшаве в 1999 году.

К началу 2002 года в группе назревал кризис из-за непростых отношений между музыкантами, закончившийся уходом Макса Лильи. Во время выступления на Максидроме-2003 на сцену вновь вышел Антеро Маннинен, а за барабанную установку сел Микко Сирен (Mikko Siren), которые теперь участвуют в живых выступлениях группы.

Март 2003 года ознаменовался выходом нового альбома Reflections, на котором представлены только собственные вещи Apocalyptica, написанные в основном Эйккой. Три вещи для этого альбома написал Пертту. В записи пяти композиций принимал участие ударник Slayer Дэйв Ломбардо. Осенью вышло специальное издание «Reflections» - «Reflections Revised», которое включает CD и DVD.

В 2003 году Apocalyptica побывала в Москве на фестивале «Максидром-2003», а также на нескольких европейских фестивалях. Группа также побывала на гастролях в Мексике, а в августе выступила на шоу Viva Overdrive в Берлине, где исполнила с Сандрой Насич песню «Path», и с Линдой Санбланд («Lambretta») песню «Faraway».

В начале 2004 года участники Apocalyptica были заняты в различных проектах. Пертту вместе с Хельсинкским филармоническим оркестром побывал на гастролях в Аргентине и Бразилии. Пааво продолжил свою преподавательскую деятельность. Эйкка занимался новым проектом «Sheet-music». Также первая половина года была посвящена работе над новым, пятым, альбомом. В августе-сентябре группа снова дала несколько шоу на европейских фестивалях (Heitere Open Air, Highfield Open Air, Metal Camp, Huntenpop и других).

В январе 2005 года вышел пятый альбом, названный Apocalyptica. В альбом впервые были включены треки с вокалом - «Life Burns», «Bittersweet», «En Vie» и «Betrayal/Forgiveness». Ранее вокальные варианты собственных инструментальных композиций Apocalyptica издавались только в сингловом варианте. В записи песен приняли участие финские вокалисты Лаури Илонен (The Rasmus) и Вилле Вало (HIM) и французская певица Эммануэль Монет (Manu). Также в записи альбома снова принял участие ударник Дэйв Ломбардо. В поддержку альбома были выпущены три синла: Bittersweet, Wie Weit и Life Burns, на все три песни были сняты видеоклипы, транслировавшиеся по MTV. Песня Bittersweet стала главной музыкальной темой компьютерной игры «Die Siedler: Das Erbe Der Konige».

В поддержку альбома Apocalyptica провели мировой тур, в марте впервые посетив США и Южную Америку, а также выступив вместе с Rammstein. Всего в 2005 году было отыграно более 150 шоу в десятках стран Европы и Америки. В ноябре группа дала несколько концертов в разных городах России. В том же году музыканты при участии Triplex приняли участие в записи саундтрека к российской спортивной драме «Бой с тенью». Композиция, исполненная ими, была написана композитором Алексеем Шелыгиным и номинировалась на премию RMA MTV Россия.

Все композиции с участием вокалистов, издававшиеся ранее на синглах, вошли в 2006 году в юбилейный сборник Amplified: a Decade of Reinventing the Cello, посвящённый десятилетию концертной деятельности группы.

В 2007 году Apocalyptica записала альбом Worlds Collide, в котором приняли участие Тиль Линдеманн (Rammstein), Кори Тейлор (Slipknot), Адам Гонтьер (Three Days Grace), Кристина Скаббия (Lacuna Coil) и другие известные певцы, а также ударник Дэйв Ломбардо (Slayer) и гитарист Томояцу Хотей.

Apocalyptica выступала в качестве приглашённых гостей на Евровидении - 2007 во время подсчёта голосов. Группа сыграла одну новую вещь с ещё не вышедшего на тот момент альбома «Worlds Collide» и поппури на 2 свои песни - «Faraway» и «Life Burns».

В недавнем интервью с барабанщиком APOCALYPTICA Mikko Sirén"ом он ответил на вопрос, почему спустя семнадцать лет группа приняла решение вновь записать полностью инструментальную пластинку: «Это решение было основано на реакции зрителей на то, насколько воодушевлёнными и восторженными они были, когда мы исполняли такую музыку. И в итоге мы сказали нашему агенту: "Нам нужен отпуск на семь месяцев. Нам нужно записать этот альбом. Мы не можем делать его, находясь в туре. У нас ушло два месяца, чтобы написать музыку. Затем в течение пяти месяцев мы всё записали, отредактировали и свели материал. Всё заняло именно столько времени. Когда мы отправились в студию с этим настроем в глубине души, у нас бы ничего не получилось, если бы в середине процесса у нас были гастроли. Несмотря на то, что изначально всё было не так, как мы планировали, теперь, когда мы видим результат, мы более чем счастливы, что нам удалось создать такое. Это не значит, что нам не очень по вкусу запись с вокалом, но поскольку предыдущие четыре альбома были наполнены им в достаточной мере, мы решили, что стоит остановиться и, взяв паузу, записать просто инструментальный диск». О том, предпочитает ли он записывать инструментальные альбомы или альбомы с участием приглашенных вокалистов: «На данный момент я бы не стал избирать иной путь. На текущий момент это был абсолютно лучший способ для нашего творчества. То же самое, как это было в случае с "Shadowmaker", который мы делали с, насколько помню, восемью или девятью вокальными треками. В то время мы чувствовали, что это было абсолютно то, что мы хотели сделать, и нам повезло, что мы делаем и то, и другое. Мы должны создавать те вокальные треки, которые нам нравятся, и мы должны настолько уходить в крайности инструментальной музыки, такие как прогрессивный металл, который мы любим создавать. В этом и состоит фишка группы, одна из ключевых особенностей, которая была у нас с самого начала. Мы не можем стоять на месте или стагнировать. Должно быть ощущение, что мы развиваемся, бросаем вызов себе, что мы движемся вперёд. Уже после выхода второго альбома, когда группа начинала как кавер-группа, появились люди, которые говорили: "Вы не можете изменить концепцию. Вам нужно продолжать делать кавер-версии. Вот что вам нужно сделать". И всё это нужно было изменить. В итоге мы решили: "Нам нужно сделать оригинальную музыку". На это реакция людей была такой: "Вы не можете использовать вокалистов". В итоге мы их пригласили. "Вы не можете использовать барабаны" - продолжали они. И так у нас появились ударные. И это всё, что нам нужно, чтобы двигаться вперёд. Несмотря на то, что сейчас, двигаясь вперёд, мы направляемся назад. Мы возвращаемся к истокам. Тем не менее, для нас всё идёт вперёд, в какой-то степени развивается благодаря знаниям и опыту, которыми мы сейчас обладаем по сравнению с тем, с чего мы начинали. Мы делаем всё по-другому. Я не говорю "лучше", но мы делаем это по-другому по сравнению с тем, как это было на первом альбоме. Поэтому у меня есть ощущение, что даже если мы делаем то же самое, мы делаем это иначе». О процессе сочинения: «О, всё было очень быстро. Большинство идей накопилось за 2,5 года в туровых автобусах. Ты действительно много обсуждаешь - можно сказать, даже слишком много. Это концептуальный альбом. Кроме музыки для нас было очень важно, чтобы мы придумали сопровождение для музыки, чтобы мы придумали историю и глубину в музыке. В инструментальной музыке всё настолько абстрактно, ведь единственное, что вы на самом деле даете слушателю, - это название альбома и название песни». О концепции нового альбома: «"Cell-0", так мы произносим название, - это воображаемая концепция, которую мы придумали. Ты можешь назвать это "Божественной частицей". В наших головах есть нечто неопределённое, что невозможно точно описать, то, что невозможно видеть или чувствовать, но это то, что невозможно увидеть или почувствовать, но оно есть. Это вроде как центр всего в этом альбоме. В этом альбоме много внимания уделено чему-то настоящему, много внимания уделено крупицам, тому, как всё устроено из мельчайших частиц; если говорить на клеточном уровне, то чтобы создать что-то живое, нужно много клеток, нужно множество клеток, чтобы создать что-то; на уровне атомов нужно много атомов, чтобы создать что-либо. Но даже если из клеток можно что-то создать, то это не означает, что это будет живым. Обязательно должна быть нулевая клетка. Должна быть сущность чего-то. И примерно так и было с музыкальной точки зрения. Если подумать о музыке, то она сделана из крошечных частиц. Есть ноты, есть паузы, есть ритмы, есть то и это и что-то другое. Когда вы собираете всё вместе, получается почти музыка, но во всём этом не хватает души, души песни, которую вы не можете написать нотами. Ты не можешь разложить её в наборе музыкальных нот. Это эмоции. Х-фактор. Это "Cell-0" для музыки. Когда мы говорим обо всех этих частицах и прочем, мы говорим в основном о политике, социальных, экологических вопросах или ещё о чём-то в таком духе. Это была одна из тех вещей, которые удивительным образом отделили людей друг от друга, от природы, от земли и всего остального. Может быть, "Cell-0" - это единственная вещь, которую мы потеряли. Мы больше не имеем возможности контактировать, особенно в последние десять лет. Мир изменился».

Предыстория этого очень своеобразного проекта началась в 1993 году, когда четверо студентов хельсинской музыкальной академии имени Яна Сибелиуса потехи ради взялись играть композиции группы "Metallica " на виолончелях. Эйкка Топпинен, Пааво Лотьонен, Макс Лилья и Антеро Маннинен даже и не помышляли о мировой славе на столь необычном поприще, а просто делали то, что им нравилось. Однако талант музыкантов не мог остаться без внимания, и когда парни выступали в "Teatro Heavy Metal Club", им предложил контракт владелец независимого лейбла "Zen Garden Records" Кари Хиннинен. Начало было трудным, поскольку ребята-виолончелисты хотели закончить свое обучение, а у Кари не всегда хватало денег, чтобы оплачивать студийное время. Тем не менее, работа все же была закончена, и первым делом музыканты отослали записанные пленки своим кумирам из "Metallica ".

В ответ финны по факсу получили "добро". Более того, "металликовский " лейбл "Mercury Records" взял на себя дистрибьюцию дебютного альбома "Apocalyptica", благодаря чему все понесенные затраты окупились с лихвой. Уже из названия диска "Apocalyptica Plays Metallica By Four Cellos" было ясно чьи каверы и в какой обработке здесь представлены.

Первый официальный концерт группы состоялся перед аудиторией в тысячу человек на вечеринке, посвященной выходу альбома "Load". Далее пошло по нарастающей, и уже на четвертом выступлении присутствовало около 50000 зрителей, а в конце года группа удостоилась чести открывать концерты своих кумиров в Хельсинки. В 1998-м "Apocalyptica" при участии продюсера Хиили Хиилесма ("H.I.M. ") записали вторую полнометражку, "Inquisition Symphony". На этот раз вместе с каверами "Metallica " на диске присутствовали обработки вещей "Sepultura ", "Faith No More " и "Pantera ". Кроме того, Топпинен написал три собственных композиции, которые вполне удачно сочетались с металликовской "Fight Fire With Fire". В 1999-м Антеро Маннинена сменил Пертту Кивилааксо, поэтому третий альбом "Apocalyptica" записывали в обновленном составе.

"Cult" отличался от своих предшественников тем, что на нем каверы уступили место оригинальному материалу, большей частью принадлежавшего перу Топпинена. Тогда же "апокалиптики" впервые попробовали использовать в своем творчестве вокалы, и таким образом на свет появились песни "Path Vol. 2" с участием Сандры Насик из "Guano Apes " и "Hope Vol. 2" с Матиасом Сэйером из "Farmer Boys ".

Ко времени выхода "Cult" группа превратилась в одну из самых доходных статей финского музыкального экспорта. Виолончелисты-металлеры успели посетить более 60 стран мира и практически везде их концерты проходили с аншлагами. Однако небывалый успех не удержал от ухода Макса Лилью, и в 2002-м "апокалиптический" состав сократился до трио. На следующий год вышел экспериментальный альбом "Reflections", на котором к виолончелям были добавлены пианино, труба, дабл-бас, скрипки и ударные. В качестве барабанщиков выступили два заслуженных гостя – Дэйв Ломбардо из "Slayer " и Сами Куоппамаки из "Stratovarius ". Выход "Reflections" сопровождался синглами "Faraway" и "Seemann", причем на последнем отметилась бабушка немецкого панка Нина Хаген .

Пятый альбом "Apocalyptica" также не обошелся без гостей, но на этот раз вместе с Ломбардо свою лепту в создание диска внесли Вилле Валло из "H.I.M. " и Лаури Илонен из "Rasmus ". Функции основного ударника на этой работе выполнил Микко Сирен, ставший впоследствии официальным членом команды. Свое десятилетие группа отметила выпуском ретроспективного альбома "Amplified - A Decade Of Reinventing The Cello".

Last update 12.02.07
Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...