Пабло пикассо и семь его главных женщин. Ранние работы Картины пикассо с названиями

Па́бло Ру́ис-и-Пика́ссо, полное имя - Па́бло Дие́го Хосе́ Франси́ско де Па́ула Хуа́н Непомусе́но Мари́я де лос Реме́диос Сиприа́но де ла Санти́сима Тринида́д Ма́ртир Патри́сио Руи́с и Пика́ссо (в русском языке принят также вариант с ударением на французский манер Пикассо́, исп. Pablo Diego José Francisco de Paula Juan Nepomuceno María de los Remedios Cipriano de la Santísima Trinidad Mártir Patricio Ruiz y Picasso; 25 октября 1881(18811025), Малага, Испания - 8 апреля 1973, Мужен, Франция) - испанский и французский художник, скульптор, график, театральный художник, керамист и дизайнер.

Основоположник кубизма (совместно с Жоржем Браком и Хуаном Грисом), в котором трёхмерное тело в оригинальной манере изображалось как ряд совмещённых воедино плоскостей. Пикассо много работал как график, скульптор, керамист и т. д. Вызвал к жизни массу подражателей и оказал исключительное влияние на развитие изобразительного искусства в XX веке. Согласно оценке Музея современного искусства (Нью-Йорк), Пикассо за свою жизнь создал около 20 тысяч работ.

По экспертным оценкам, Пикассо - самый «дорогой» художник в мире: в 2008 году объём только официальных продаж его работ составил 262 млн долларов. 4 мая 2010 года картина Пикассо «Обнажённая, зелёные листья и бюст», проданная на аукционе «Кристис» за 106 482 000 долларов, стала самым дорогим произведением искусства в мире на тот момент.

11 мая 2015 года на аукционе «Кристис» был установлен новый абсолютный рекорд для произведений искусства, продаваемых с открытых торгов - картина Пабло Пикассо «Алжирские женщины (версия О)» ушла за рекордные 179 365 000 долларов.

По результатам опроса 1,4 млн читателей, проведённого газетой The Times в 2009 году, Пикассо - лучший художник среди живших за последние 100 лет. Также его полотна занимают первое место по «популярности» среди похитителей.

Согласно испанской традиции Пикассо получил две фамилии по первым фамилиям родителей: отца - Руис и матери - Пикассо. Полное имя, которое будущий художник получил при крещении - Пабло Диего Хосе Франсиско де Паула Хуан Непомусено Мария де лос Ремедиос Сиприано (Криспиниано) де ла Сантисима Тринидад Мартир Патрисио Руис и Пикассо. Фамилия Пикассо по матери, под которой художник получил известность, имеет итальянское происхождение: прадед матери Пикассо Томмасо переехал в Испанию в начале XIX века из местечка Сори в провинции Генуя. В доме на малагской площади Мерсед, где родился Пикассо, ныне размещается дом-музей художника и фонд, носящий его имя.

Пикассо начал рисовать с самого детства, первые уроки художественного мастерства он получил у своего отца - учителя рисования Хосе Руиса Бласко, и вскоре сильно в этом преуспел. В 8 лет он написал свою первую серьёзную картину маслом, «Пикадор», с которой он не расставался в течение всей жизни.

В 1891 году дон Хосе получил должность преподавателя рисования в Ла-Корунье, и юный Пабло вместе с семьёй переехал на север Испании, где он обучался в местной школе искусств (1894-1895).

Впоследствии семья перебралась в Барселону, и в 1895 году Пикассо поступил в школу изящных искусств Ла-Лонха. Пабло исполнилось только четырнадцать, поэтому он был слишком молод для поступления в Ла-Лонху. Тем не менее, по настоянию отца он был допущен к сдаче вступительных экзаменов на конкурсной основе. Пикассо с блеском сдал все экзамены и поступил в Ла-Лонху. Сначала он подписывался своим именем по отцу Ruiz Blasco, но затем выбрал фамилию матери - Picasso.

В начале октября 1897 года Пикассо уехал в Мадрид, где поступил в Королевскую академию изящных искусств Сан-Фернандо . Своё пребывание в Мадриде Пикассо использовал в основном для подробного изучения коллекции Музея Прадо, а не для учёбы в академии с её классическими традициями, где Пикассо было тесно и скучно.

Это часть статьи Википедии, используемая под лицензией CC-BY-SA. Полный текст статьи здесь →

Художник Пабло Пикассо родился в Испании в семье искусствоведа Хосе Руиса в 1881 году. Хосе Руис увлекался живописью, но как только понял, что в семье растет гений, отдал кисти и краски юному Пабло и стал его первым учителем. В 13 лет Пикассо поступил в Барселонскую академию художеств, затем - в академию "Сан-Фернандо" в Мадриде.

После учебы Пабло Пикассо переезжает в Париж. Именно во Франции испанский художник написал свои лучшие работы. Творческая биография Пабло Пикассо разделяется на несколько этапов.

Голубой период . Картины этого периода выполнены, в основном, в холодных сине-зеленых тонах. Герои - старики, бедные матери и дети. Сам художник в это время беден и несчастен.

Розовый период . Картины становятся более жизнерадостными, в них преобладают розовые и оранжевые тона. В этом период в жизни Пабло Пикассо появляется Фернанда Оливье - возлюбленная и муза.

Африканский период . Отход от изображения конкретного человека, появляются африканские мотивы.

Кубизм . Предметы, изображенные на картинах, как бы построены из кубиков. Искусствоведы не приняли кубизма, но картины замечательно продаются.

Неоклассицизм . Цвета становятся ярче, образы - четче. Первая женитьба на балерине Ольге Хохловой, рождение сына.

Сюрреализм . Четкий отпечаток на творчестве семейных проблем: серия портретов женщины-чудовища с уродливыми половыми признаками. Новая любовь, рождение дочери. Увлечение скульптурой.

Пабло Пикассо: художник, миллионер, долгожитель.

После войны Пабло Пикассо встречает Франсуазу Жило, у них рождается двое детей. Франсуаза - "женщина-цветок" в творческой и личной судьбе художника. В 1949 году Пабло Пикассо создал знаменитого "Голубя мира".

В 80 лет Пикассо женится на Жаклин Рок, которая стала его последней музой и ухаживала за ним вплоть до самой смерти. Пабло Пикассо умер в 1973 году, прожил 92 года и создал более 80 тысяч работ.

Самый продуктивный живописец в истории человечество.

Он же и стал самым успешным художником, заработав за свою жизнь более миллиарда долларов.

Он стал основателем современного авангардного искусства, начав свой путь с реалистической живописи, открыв кубизм и отдав дань сюрреализму.

Великий испанский живописец, основоположник кубизма. За свою долгую жизнь (92 лет), художник создал настолько огромное количество картин, гравюр, скульптур, керамических миниатюр, что оно не поддается точному подсчету. По данным разных источников, наследие Пикассо составляет от 14 до 80 тысяч произведений художественного искусства.

Пикассо уникален. Он принципиально один, ибо удел гения – одиночество.

25 октября 1881 года в семье Хосе Руиса Бласко и Марии Пикассо Лопес произошло радостное событие. На свет появился их первенец, мальчик, которого назвали по испанским традиция длинное и витиевато – Пабло Диего Хосе Франсиско де Паула Хуан Непомусено Мария де лос Ремедиос Криспиньяно де ла Сантисима Тринидад Руис и Пикассо. Или просто – Пабло.

Беременность была тяжелой – худенькая Мария еле выносила малыша. А роды и вовсе выдались тяжелыми. Мальчик родился мертвым…

Так посчитал доктор, старший брат Хосе Сальвадор Руис. Он принял малыша, осмотрел его и тут же понял – неудача. Мальчик не дышал. Доктор шлепал его, поворачивал вниз головкой. Не помогло ничего. Доктор Сальвадор взглядом намекнул акушера, чтобы тот унес мертвого ребенка, и закурил. Клуб сизого сигарного дыма окутал посиневшее лицо младенца. Он конвульсивно напрягся и закричал.

Случилось маленькое чудо. Мертворожденный ребенок оказался живым.

В доме на малагской площади Мерсед, где родился Пикассо, ныне размещается дом-музей художника и фонд, носящий его имя.

Его отец был учителем рисования в художественной школе Малагии и по совместительству был хранителем здешнего Художественного музея.

Хосе после Малаги, переехав с семейством в городок Ла Корунья, получил место в школе изящных искусств, обучая детей живописи. Он же стал первым и, возможно, главным учителем своего гениального сына, подарив человечеству самого выдающегося художника XX столетия.

О матери Пикассо мы мало что знаем.

Интересно тот факт, что матушка Мария дожила до триумфа сына.

Через три года после рождения первенца Мария родила девочку Лолу, а еще через три -младшенькую Кончиту.

Пикассо был очень избалованным мальчиком.

Ему позволялось делать положительно все, он же чуть не погиб в первые минуты своей жизни.

В семь лет мальчику отдали в обычную среднюю школу, но учился он отвратительно. Читать и считать, конечно он научился, но плохо и с ошибками писал (это сохранилось на всю жизнь). Но не интересовался ни чем, кроме рисования. Его держали в школе только из уважения к отцу.

Еще до школы отец стал впускать его в свою мастерскую. Дал карандаши и бумагу.

Хосе с радостью заметил, что у его сына врожденное чувство формы. У него был фантастическая память.

В восемь лет малыш стал рисовать самостоятельно. То, что отец делал неделями, сыну удавалось завершить за два часа.

Первая картина, написанная Пабло, сохранилась по сей день. Пикассо никогда не расставался с этим полотном, написанным на небольшой деревянной доске отцовскими красками. Это “Пикадор” 1889 года.

Пабло Пикассо – “Пикадор” 1889 год

В 1894 году отец, забрал Пабло из школы, и перевел мальчика в свой лицей – школу изящных искусств в той же Ла Корунье.

Если в обычной школе у Пабло не было ни одной хорошей оценки, то в школе отца – ни одной плохой. Он учился не просто хорошо а блестяще.

Барселона… Каталония

В 1895 году, летом семья Руисов переехала в столицу Каталонии. Пабло было всего 13 лет. Отец хотел, чтобы сын учился в Барселонской академии художеств. Пабло, еще совсем мальчишка, подал документы в качестве абитуриента. И тут же получил отказ. Пабло был младше студентов-первокурсников на целых четыре года. Отцу пришлось искать старые знакомства. Из уважения к этому заслуженному человеку приемная комиссия Барселонской академии приняла решение допустить мальчика к участию в приемных экзаменах.

Всего за неделю Пабло написал несколько картин и выполнил задание комиссии – нарисовал несколько графических работ в классическом стиле. Когда он достал и развернул эти листы перед профессорами от живописи, члены комиссии онемели от удивления. Решение было единогласным. Мальчик принят в Академию. Причем сразу на старший курс. Ему не нужно было было учится рисовать – перед комиссией сидел вполне сформировавшийся профессиональный художник.

Имя “Пабло Пикассо” появилось именно в период обучения в Барселонской Академии. Свои первые работы Пабло подписывал собственным именем – Руис Блеско. Но потом возникла проблема -юноша не хотел, чтобы его картины путали с картинами отца Хосе Руис Бласко. И он взял фамилию матери – Пикассо. А еще в этом была дань уважения и любви к матери Марии.

Пикассо никогда не говорил о матери. Но он очень любил и уважал свою мать. Отца он нарисовал в образе врача в картине “Знание и милосердие”. Портрет матушки – картина “портрет матери художника” 1896 году.

Но еще больший интерес представляет картина “Лола, сестра Пикассо”. Она написана в 1899 году, когда Пабло находился под влиянием импрессионистов.

Летом 1897 года в семействе Хосе Руиса Бласко наступили перемены. Из Малаги пришло важное письмо – власти снова решили открыть Художественый музей и приглашали на должность его директора авторитетного человека Хосе Руиса. В 1897 году в июне. Пабло закончил обучение в Академии и получил диплом профессионального художника. И после этого семейство двинулось в путь.

Пикассо не любил Малагу. Для него Малага был как провинциальная жуткая дыра. Он хотел учится. Тогда на семейном совете, в котором участвовал и дядюшка, было решено – Пабло отправится в Мадрид, чтобы попробовать поступить в самую престижную художественную школу страны – в Академию Сан-Фернандо. Финансировать обучение племянника вызвался дядюшка Сальвадор.

Он поступил в Академию Сан-Фернандо без особого труда. Пикассо попросту был вне конкуренции. Первое время он получал от дядюшки не плохие деньги. Нежелание учиться тому, что Пабло уже знал без уроков профессоров, привело к тому, что через несколько месяцев, он бросил учебу. Поступления денег от дядюшки тут же прекратились, и для Пабло настали трудные времена. Ему тогда было 17 лет, и к весне 1898 году он решил съездить в Париж.

Париж его поразил. Стало ясно – жить надо именно здесь. Но без денег он не смог остаться в Париже долго и в июне 1898 года Пабло вернулся в Барселону.

Здесь ему удалось снять небольшую мастерскую в старой Барселоне, написал несколько картин и даже смог продать. Но долго так не могло продолжатся. И снова захотелось вернутся в Париж. и даже убедил своих друзей – художников Карлоса Касагемаса и Хаиме Сабартеса поехать с ним.

В Барселоне Пабло частенько заглядывал в больницу для бедных Санта-Креу, где лечили проституток. Здесь работал его друг. Нацепив белый халат. Пикассо часами просиживал на осмотрах, быстро делая карандашные наброски в блокноте. В последствии эти наброски превратятся в картины.

Конце концов Пикассо перебрался в Париж.

На вокзале Барселоны его провожал отец. На прощание сын подарил отцу свой автопортрет, на котором сверху начертал “Я – король!”.

В Париже жилось бедно и голодно. Зато к услугам Пикассо были все музеи Парижа. Тогда он увлекся творчеством импрессионистов – Делакруа, Тулуз-Лотрека, Ван Гога, Гогена.

Он увлекся искусством финикийцев и древних египтян, японской гравюрой и готической скульптурой.

В париже у него и у своих друзей была другая жизнь. Доступные женщины, пьяные разговоры с друзьями за полночь, недели без хлеба и самое главное ОПИУМ.

Отрезвление произошло в один момент. Однажды утром он зашел в соседнюю комнату, где жил его друг Касагемас. Карлос лежал на кровати, разбросав руки в стороны. Рядом валялся револьвер. Карлос был мертв. Позже выяснилось, что причиной самоубийства стала наркотическая ломка.

Потрясение Пикассо было столь велико, что он тут же оставил увлечение опиумом и больше к наркотикам никогда не возвращался. Смерть друга перевернула жизнь Пикассо. Прожив два года в Париже, он снова вернулся в Барселону.

Жизнерадостный, темпераментный, бурлящий веселой энергией Пабло вдруг превратился в задумчивого меланхолика.Смерть друга заставил задуматься о смысле жизни. На автопортрете 1901 года на нас смотрит бледный человек усталыми глазами. Картины этого периода – везде депрессия, упадок сил, всюду видишь эти усталые глаза.

Этот период сам Пикассо называл голубым – “цветом всех цветов”. На голубом фоне смерти яркими красками Пикассо рисует жизнь. Два года, проведенные в Барселоне, он работал за мольбертом. Почти забыл свои юношеские походы по борделям.

“Гладильщица” эта картина была написана Пикассо в 1904 году. Усталая хрупкая женщина склонилась на гладильной доской. Слабые тонкие руки. Это картина – гимн безысходности жизни.

Он достиг вершины мастерства в очень раннем возрасте. Но он продолжал искать, экспериментировать. В 25 годам он еще был начинающим художником.

Одна из поразительных картин “голубого периода” это “Жизнь” 1903 года. Сам Пикассо эту картину не любил, считал ее не завершенной и находил слишком похожей на работы Эль Греко – а ведь Пабло не признавал вторичности. На картине представлены три времени, три периода жизни – прошлое, настоящее и будущее.

В январе 1904 года Пикассо снова отправляется в Париж. На этот раз полон решимости закрепить здесь любым способом. И ни в коем случае не возвращаться в Испанию – пока он не добьется успеха в столице Франции.

Он был близок к своему “Розовому периоду”.

Одним из его парижских друзей был Амбруаз Воллар. Организовав в 1901 году первою выставку работ Пабло, этот человек вскоре стал для Пикассо “ангелом-хранителем”. Воллар был коллекционером живописи и очень существенно, удачливым торговцем картинами.

Сумев очаровать Воллера. Пикассо обеспечил себе верный источник дохода.

В 1904 году Пикассо познакомился и сдружился с Гийомом Аполлинером.

В том же 1904 году Пикассо встретил первую настоящую любовь своей жизни – Фернанду Оливье.

Неизвестно, что привлекало Фернанду в этом плотном сбитом низкорослом испанце (рост Пикассо составлял всего 158 сантиметров – был одним из “великих коротышек”). Их любовь расцвела стремительно и пышно. Высокая Фернанда была без ума от своего Пабло.

Фернанда Оливье стала первой постоянной моделью Пикассо. С 1904 года он просто не мог работать, если перед ним не было женской натуры. Обоим было по 23 года. Жили они легко, весело и очень бедно. Фернанда оказалась никудышной домохозяйкой. А этого Пикассо в своих женщинах терпеть не мог, и их гражданский брак покатился под уклон.

“Девочка на шаре” – эту картину, написанную Пикассо в 1905 году, специалисты в живописи относят к переходному периоду в творчестве художника – между “голубым” и “розовым”.

В эти года любимым местом в Париже для Пикассо стал цирк Медрано. Он любил цирк. потому что – циркачи, люди несчастливой судьбы, профессиональные скитальцы, бездомные бродяги, вынужденные всю жизнь изобразить веселье.

Обнаженные фигуры на полотнах Пикассо 1906 года спокойны и даже умиротворенны. Они уже не выглядят одинокими – тема одиночества. тревоги перед будущим отошла на второй план.

Несколько работ 1907 года, в том числе и “Автопортрет”, выполнены в особой “африканской” технике. И само время увлечения масками специалисты области живописи назовут “африканским периодом”. Шаг за шагом Пикассо продвигался к кубизму.

“Авиньонские девицы” – над этой картиной Пикасо работал особенно сосредоточенно. Целый год он держал полотно под плотной накидкой, не позволяя взглянуть на его даже Фернанде.

На картине был изображена бордель. В 1907 году когда все увидели картину, разгорелся нешуточный скандал. Картину посмотрели все.Рецензенты в один голос заявили, что картина Пикассо не что иное, кк издательство над искусством.

В начале 1907 года, в самый разгар скандала вокруг “Авиньонских девиц”, к нему в галерею пришел художник Жорж Брак. Брак и Пикассо сразу подружились и взялись за теоретическую разработку кубизма. Основной идеей стало достижение эффекта объемного изображения при помощи пересекающихся плоскостей и построения при помощи средством геометрических фигур.

Этот период пришелся на 1908-1909 годы. Картины, написанные Пикассо в этот период, еще мало чем отличались от тех же “Авиньонских девиц”. На первые же картины в стиле кубизма нашлись покупатели, и почитатели.

На 1909-1910 годы пришелся период так называемого “аналитического” кубизма. Пикассо отошел сезанновской мягкости красок. Геометрические фигуры уменьшались в размерах, изображения принимали хаотичный характер, а сами картины становились сложнее.

Заключительный период становления кубизма называют “синтетическим”. Он пришелся на 1911-1917 годы.

К лету 1909 года Пабло, которому шел тридцатый год, разбогател. Именно в 1909 году денег скопилось столько, что он открыл собственный банковский счет, а к осени смог позволить себе и новое жилье, и новую мастерскую.

Ева-Марсель стала первой женщиной в жизни Пикассо, которая оставила его сама, не дожидаясь, когда ее бросит сам художник. В 1915 году она скончалась от чахотки. Со смертью обожаемой Евы Пикассо надолго утратил способность работать. Депрессия длилась несколько месяцев.

В 1917 году круг общения Пикассо расширился – он познакомился с удивительным человеком поэтом и художником Жаном Кокто.

Тогда и Кокто убедил Пикассо поехать с ним в Италию, Рим, чтобы развеяться и забыть грусть.

В Риме Пикассо увидел девушку и моментально влюбился. Это была русская танцовщица балета Ольга Хохлова.

“Портрет Ольги в кресле” – 1917 г

В 1918 году Пикассо сделал предложение. Они вместе отправились в Малагу, чтобы Ольга познакомилась с родителями Пикассо. Родители дали добро. В начале февраля Пабло и Ольга отправились в Париж. Здесь 12 февраля 1918 году они стали мужем и женой.

Их брак продержался чуть более года и дал трещину. На этот раз причина была, скорее всего. в разнице темпераментов. Убедившись в неверности мужа, они уже не жили вместе, но все же Пикассо не развелся. Ольга осталась супругой художника, пусть и формально, до самой своей кончины в 1955 году.

В 1921 году Ольга родила сына, которого назвали Пауло или просто Поль.

Сюрреализму Пабло Пикассо отдал 12 лет творческой жизни, периодически возвращаясь к кубизму.

Следуя принципам сюрреализма, сформулированным Андре Бретоном, Пикассо, тем не менее, всегда шел своей дорогой.

“Танец” – 1925 г.

Сильное впечатление оставляет самая первая картина Пикассо, написанная в сюрреалистическом стиле в 1925 году под влиянием художественного творчества Бретона и его сторонников. Это картина “Танец”. В работе, которой Пикассо обозначил новый период в своей творческой жизни, много агрессии и боли.

Шел январь 1927 года. Пабло был уже очень богат и знаменит. Однажды на набережной Сены, он увидел девушку и влюбился. Девушку звали Мария-Тереза Вальтер. Их разделяла огромная разница в возрасте – девятнадцать лет. Он снял ей квартиру недалеко от своего дома. И вскоре писал только Марию-Терезу.

Мария-Тереза Вальтер

Летом когда Пабло вывозил семейство к Средиземному морю, Мария-Тереза отправился следом. Пабло поселил ее рядом с домом. Пикассо попросил у Ольги развода. Но Ольга отказывала, ведь день за днем Пикассо становился еще богаче.

Пикассо успел купить для Марии-Терезы замок Буажелу, в которой фактически переселился сам.

Осенью 1935 года Мария-Тереза родила ему дочь, которую назвала Майей.

Девочку записали на имя неизвестного отца. Пикассо клялся, что сразу после развода признает дочь, но когда Ольги не стало, он так и не сдержал своего обещания.

“Майя с куклой” – 1938

Мария-Тереза Вальтер стала главной вдохновительницей. Пикассо на несколько лет.Именно ей он посвятил свои первые скульптуры, над которыми работал в замке Буажелу в течение 1930-1934 годов.

“Мария-Тереза Вальтер”, 1937

Увлеченный сюрреализмом, Пикассо выполнил свои первые скульптурные композиции в том же сюрреалистическом ключе.

Испанская война для Пикассо совпала с личной трагедией – за две недели до ее начала скончалась матушка Мария. Похоронив ее, Пикассо утратил главную нить, связывающую его с родиной.

Есть в стране басков на севере Испании крошечный городок под названием Герника. 1 мая 1937 года немецкая авиация совершила налет на этот город и практически стерла его с лица земли. Известие о гибели Герника потрясло Планету. А вскоре это потрясение повторилось когда на Всемирной выставке в Париже появилось полотно Пикассо под названием “Герника”.

“Герника”, 1937 год

По силе воздействия на зрителя с “Герникой” не может сравниться ни одно живописное полотно.

Осенью 1935-го Пикассо сидел за столиком уличного кафе на Монмартре. Здесь он увидел Дору Маар. и …

Прошло совсем немного времени, и они оказались в общей постели. Дора была сербкой. Их разлучила война.

Когда немцы начали вторжение во Францию, произошел великий исход. Из Парижа в Испанию, Португалию, в Алжир и Америку двинулись художники, писатели, поэты. Не всем удалось спастись, многие погибли… Пикассо никуда не поехал. Он был дома и плевать хотел и на Гитлера и на его нацистов. Удивительно, что его не тронули. Еще удивительно, что сам Адольф Гитлер был поклонником его творчества.

В 1943 году Пикассо сблизился с коммунистами, а в 1944 году объявил, что вступает в коммунистическую партию Франции. Пикассо был награжден Сталинской (в 1950 году). а затем и Ленинской премией (в 1962-м).

В конце 1944 года Пикассо уехал к морю, на юг Франции. В 1945 году его нашла Дора Маар. Оказалась она искала его всю войну. Пикассо купил ей уютный домик здесь же, на юге Франции. И объявил, что между ними все кончено. Разочарование было столь велико, что Дора восприняла слова Пабло как трагедию. Вскоре она помучилась рассудком и угодила в психиатрическую клинику. Там она и прожила остаток дней.

Летом 1945 года Пабло ненадолго вернулся в Париж, здесь увидел Франсуазу Жило и сразу влюбился. В 1947 году Пабло и Франсуаза перебрались на юг Франции в Валорис. Вскоре Пабло узнал радостное известие – Франсуаза ждет ребенка. В 1949 году на свет появился сын Пикассо – Клод. А спустя год Франсуаза родила девочку, которой дали имя Палома.

Но Пикассо не был Пикассо, если семейные отношения длились долго. У них уже начинались ссоры. И вдруг Франсуаза тихо ушла, это было летом 1953 года. Из за ее ухода, Пикассо стал себя чувствовать стариком.

В 1954 году Судьба свело Пабло Пикассо со своей последней спутницей, которая под конец великого живописца станет его супругой. Это Была Жаклин Рок. Пикассо был старше Жаклина на целых… 47 лет. В момент их знакомства ей было всего 26 лет. Ему – 73.

Через три года после смерти Ольга Пикассо решил купить большой замок, в котором можно было бы провести остаток дней вместе с Жаклин. Он выбрал замок Воверенг на склоне горы Святой Виктории, что на юге Франции.

В 1970 году состоялось событие, которое стало его главной наградой в эти последние годы. Городские власти Барселоны обратились к художнику с просьбой дать разрешение на открытие музея его живописных работ. Это был первый музей Пикассо. Второй – в Париже – открылся уже после его смерти. В 1985 году в музей Пикассо был превращен парижский отель “Сале”.

Последние годы своей жизни он вдруг стал стремительно утрачивать слух и зрение. Следом стало слабеть память. Потом отказали ноги. К концу 1972 года он ослеп окончательно. Жаклин всегда была рядом. Она очень сильно любила его. Ни стона, ни жалобы, ни слез.

8 апреля 1973 год – в этот день его не стало. Согласно завещанию Пикассо, его прах был захоронен рядом с замком Воверанг…

Источник – Википедия и Неформальные биографии (Николай Надеждин).

Пабло Пикассо – биография, факты, картины – великий испанский живописец обновлено: 16 января, 2018 автором: сайт

Родился Пабло Пикассо 25 октября 1881 г. в Испании в г. Малага в семье художника Хосе Руиса Бласко. Талант будущий художник начал демонстрировать рано. Уже с 7 лет мальчик дописывал некоторые детали на картинах отца (первой такой работой были лапки голубей). В 8 лет была написана первая серьезная картина маслом под названием «Пикадор».

«Пикадор» 1889

В 13 лет Пабло Пикассо стал студентом Академии художеств в Барселоне — на вступительных экзаменах Пабло настолько хорошо себя показал, что комиссия приняла его в академию не смотря на юный возраст.

В 1897 г. Пикассо уехал в Мадрид для поступления в Королевскую академию изящных искусств Сан-Фернандо. Но проучился там Пабло не больше года — слишком скучно и тесно было юному таланту в академии с ее классическими традициями. В Мадриде юношу больше увлекала бурная жизнь мегаполиса. Так же много времени Пабло посвящал изучению работ таких художников, как Диего Виласкес, Франциско Гойя и Эль Греко, которые произвели на художника большое впечатление.

В те годы художник впервые посетил Париж, считавшейся тогда столицей искусств. Он месяцами жил в этом городе, посещая различные музеи, с целью изучения работ мастеров живописи: Ван Гога, Гогена, Делакруа и многих других. Пикассо будет часто посещать Париж в дальнейшем, а позже этот город увлечет его настолько, что Пикассо решит окончательно переехать туда (1904г.).

Наиболее известные работы Пабло Пикассо, написанные им в ранний период (до 1900)

«Портрет матери» 1896

«Знание и милосердие» 1897

«Первое причастие» 1896

«Автопортрет» 1896

«Матадор Луис Мигель Доминген» 1897

«Испанская пара перед гостиницей» 1900

«Босоногая девочка. Фрагмент» 1895

«Человек на берегу пруда» 1897

«Человек в шапке» 1895

«Бульвар Клиши» 1901

«Портрет отца художника» 1895

Следующий период в творчестве Пабло Пикассо называют «голубым». В 1901 — 1904 гг. в палитре Пикассо преобладали холодные цвета — в основном голубой и его оттенки. В это время Пикассо поднимал темы старости, бедности, нищеты, характерным настроением картин этого периода были меланхолия и печаль. Художник отображал человеческие страдания, рисуя слепых, нищих, алкоголиков и проституток и т.п. — именно они были главными персонажами «голубого» периода.

Работы «голубого» периода (1901-1904)

«Завтрак слепого» 1903

«Мать и дитя» 1903

«Любительница абсента» 1901

«Гладильщица» 1904

«Нищий старик с мальчиком» 1903

«Жизнь» 1903

«Две сестры (Свидание)» 1902

«Голубая комната (Ванна)» 1901

«Гурман» 1901

«Сидящая женщина в капюшоне» 1902

В «розовом» периоде (1904 — 1906) главной темой в творчестве художника был цирк и его персонажи — акробаты и комедианты. Преобладали яркие жизнерадостные цвета. Любимым персонажем этого периода можно назвать арлекина, который наиболее часто встречался в работах Пикассо. Помимо цирка вдохновляла его еще и модель Фернанда Оливье, с которой познакомился в 1904 г., в самом начале «розового» периода. Её же была музой художника на протяжении всего периода.

Работы «розового» периода (1904 — 1906)

«Акрабат и арлекин» 1905

«Девочка с козлом» 1906

«Мальчик, ведущий лошадь» 1906

«Семейство комедиантов» 1905

«Крестьяне» 1906

«Обнаженная женщина с кувшином» 1906

«Причесывание» 1906

«Женщина с хлебом» 1905

«Два акрабата с собакой» 1905

«Туалет» 1906

Одну из известнейших картин П. Пикассо «Девочка на шаре» (1905), которая сейчас находится в Государственном музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина, некоторые специалисты называют переходной от «голубого» периода к «розовому».

«Девочка на шаре» 1905

Переломным моментом в творчестве Пикассо стал портрет Гертруды Штейн, написанный им в 1906 году.

Работа над портретом была тяжелой — художник около 80 раз переписывал портрет и в итоге Пикассо отдалился от портрета как жанра изобразительного искусства в своем классическом понимании. Все дальнейшее творчество Пикассо можно охарактеризовать всего лишь одной его фразой «Надо писать не то, что вижу, а то что знаю». Именно этой установки П. Пикассо и старался придерживаться до конца своей жизни.

Кубизм

Этот большой период в творчестве Пабло Пикассо делиться на несколько этапов. Это время полного отказа от детализации персонажей: предмет и фон почти сливаются воедино, нет четко очерченных границ. Пикассо был убежден, что художник может больше, чем просто показывать то, что видит глаз.

Первый этап «сезанновский» он же «африканский» период. Этот этап отличается построением изображений с помощью простых- геометрических форм и преобладанием мутных размытых зеленых, охристых и коричневых тонов.

В 1907-1909 гг внимание художника было устремленно на африканское искусство, с которым он впервые познакомился в 1907 году на этнографической выставке в музее Трокадеро. Отныне в творчестве Пикассо стали преобладать простые, даже примитивные формы изображаемых предметов. В технике художник стал употреблять грубую штриховку. Первой картиной выполненной в «африканском» стиле считается «Авиньонские девицы» 1907 г.

Эта картина писалось автором на протяжении года. Ни с одной своей картиной Пикассо не работал так долго. В итоге эта работа так отличалась от предыдущих его картин, что была неоднозначно воспринята общественностью. Но нащупав новый, интересный для него стиль, Пикассо не собирался отступать и на протяжении 2 лет художник всячески развивал его.

Работы «сезанновского» кубизма («Африканский» период) (1907 — 1909)

«Фермерша» 1908

«Голова мужчины» 1907

«Купальщица» 1909

«Натюрморт с чашей и кувшином» 1908

«Обнаженная с драпировкой (Танец с покрывалами)» 1907

«Портрет Мануэля Пальяреса» 1909

«Три фигуры под деревом» 1907

«Бокалы и фрукты» 1908

«Бюст человека (Спортсмен)» 1909

«Женщина» 1907

В аналитическом периоде Пикассо пришел к осознанию того, что нужно полностью сосредоточиться на объеме и форме предметов, отодвинув на задний план цвет. Таким образом отличительной чертой аналитического кубизма стала монохромность. Так же стоит отметить структуру работ этого периода — художник словно дробит предметы на мелкие фрагменты. Между разными вещами пропадает грань и все воспринимается как единое целое.

Работы «аналитического» кубизма (1909-1912)

«Человек с гитарой» 1911

«Человек со скрипкой» 1912

«Аккордионист» 1911

«Натюрморт с бутылкой ликера» 1909

«Поэт» 1911

«Портрет Фернанды» 1909

«Портрет Вильгельма Уде» 1910

«Сидящая обнаженная» 1910

«Женщина в зеленом» 1909

«Женщина в кресле» 1909

Началом синтетического периода стала картина «Воспоминания о Гавре», написанная Пабло Пикассо в 1912 г. В этой картине появились более яркие краски, не присущие аналитическому кубизму.

Монохромные работы вновь уступили место цвету. В основном на картинах этого периода преобладали натюрморты: бутылки вина, ноты, столовые приборы и музыкальные инструменты. Для разбавления абстрактности в работе над картинами использовались реальные предметы, такие как: веревки, песок, обои и т.д.

Работы «синтетического» кубизма (1912-1917)

«Человек у камина» 1916

«Человек в цилиндре» 1914

«Бокал и игральные карты» 1912

«Гитара» 1912

«Натюрморт с фруктами на столе» 1914-1915

«Пьедестал» 1914

«Столик в кафе (Бутылка Перно)» 1912

«Харчевня (Ветчина)» 1914

«Зеленый натюрморт» 1914

«Человек с трубкой, сидящий в кресле» 1916

Несмотря на то, что кубизм активно критиковали многие, работы этого периода хорошо продавались и Пабло Пикассо наконец-то прекратил нищенствовать и переехал в просторную мастерскую.

Следующим периодом в творчестве художника стал неоклассицизм, которому положила начало женитьба Пикассо на русской балерине Ольге Хохловой в 1918 г. Этому предшествовала работа Пабло над декорациями и эскизами костюмов к балету «Парад» 1917 г. Именно выполняя эту работу художник познакомился с Ольгой Хохловой.

Занавес к балету «Парад» 1917

Программка балета Парад с рисунком Пикассо. 1917

Китайский маг, в костюме Пикассо, современная интерпретация, 2003

Персонаж французского «управителя» (зазывалы)

Этот период очень далек от кубизма: реальные лица, светлые тона, правильные формы… На подобные перемены в творчестве его вдохновляла русская жена, которая привнесла много нового в жизнь Пабло. Поменялся даже образ жизни художника — посещение светских раутов, костюмированных балетов и т.д. Одним словом Пикассо начал вращаться в светской среде, что ранее ему было чуждо. За такой резкий переход от кубизма к классицизму Пикассо многие критиковали. На все претензии художник ответил в одном из своих интервью: «Всякий раз, когда я хочу что-то сказать, я говорю в той манере, в которой, по-моему ощущению это должно быть сказано».

Работы периода неоклассицизма (1918 — 1925)

«Чтение письма» 1921

«Купальщицы» 1918

«Любовники» 1923

«Мать и дитя» 1921

«Ольга Хохлова в мантилье» 1917

«Ольга Пикассо» 1923

«Первое причастие» 1919

«Пьеро» 1918

«Портрет Ольги в кресле» 1917

«Портрет Паула» сына художника 1923

«Спящие крестьяне» 1919

«Три купальщицы» 1920

«Женщина с ребенком на берегу моря» 1921

«Женщина в мантилье» 1917

«Женщины, бегущие по берегу» 1922

В 1925 году художник написал картину «Танец», которая в полной мере отражает проблемы в личной жизни художника в это время.

Зимой 1927 года Пикассо встречает свою новую музу — семнадцатилетнюю Марию Терезу Вальтер, которая стала персонажем многих картин периода сюрреализма. В 1935 году у пары родилась дочь Майя, однако в 1936 году Пикассо уходит от Марии Терезы и от Ольги Хохловой, с которой он так и не оформит официального развода вплоть до самой смерти Ольги в 1955 г.

Работы периода сюрреализма (1925 — 1936)

«Акрабат» 1930

«Девушка, бросающая камень» 1931

«Фигуры на пляже» 1931

«Натюрморт» 1932

«Обнаженная и натюрморт» 1931

«Обнаженная на пляже» 1929

«Обнаженная на пляже» 1929

«Женщина с цветком» 1932

«Сон(портрет любовницы художника Марии Терезы Валтер)» 1932

«Обнаженная в кресле» 1932

«Обнаженная в кресле» 1929

«Поцелуй» 1931

В 30-е и 40-е годы героем многих полотен Пикассо стал бык, Минотавр. Минотавр в творчестве художника — олицетворение разрушительной силы, войны и смерти.

«Минотаврия» 1935


«Палитра и голова быка» 1938


«Баранья голова» 1939

«Натюрморт с бычьим черепом» 1942


«Череп быка, фрукты, кувшин» 1939

«Три бараньи головы» 1939

Весной 1937 года маленький город Испании Герника немецкие фашисты буквально стерли с лица земли. Это событие Пикассо не мог оставить без внимания и так на свет появилась картина «Герника». Эту картину можно назвать апофеозом темы Минотавр. Размеры картины впечатляют: длина — 8 м, ширина — 3,5 м. Известен один случай, связанный с картиной. Во время обыска, который устроил гестапо офицер-нацист обратил внимание на картину и спросил Пикассо: «Это вы сделали?» на что художник ответил «Нет. Это сделали вы!».

«Герника» 1937

Параллельно полотнам о Минотаврах, Пабло Пикассо создает серию о монстрах . Эта серия выражает позицию художника во время гражданской войны в Испании, в которой он поддерживал республиканцев и выступал против политики диктатора Франко.

«Мечты и ложь генерала Франко» (1937)

«Мечты и ложь генерала Франко» (1937)

Всю Вторую мировую войну Пабло Пикассо жил во Франции, где художник в 1944 году стал членом Французской коммунистической партии.

Работы военного времени (1937-1945)

«Фазан» 1938

«Голова женщины в шляпе» 1939

«Мария Тереза в венке» 1937

«Мастерская художника» 1943

«Майя с куклой» 1938

«Молящая» 1937

«Натюрморт» 1945

«Плачущая женщина с платком» 1937

«Птицы в клетке» 1937

«Раненная птица и кот» 1938

«Склеп» 1945

«Женщина в красном кресле» 1939

В 1946 году художник работал над картинамии панно для замка семьи Гримальди в Антибе (курортный город Франции). В первом зале замка было установлено панно под названием «Радость жизни». Основными персонажами этого пано были сказочные существа, фавны, кентавры и обнаженные девушки.

«Радость бытия» 1946

В этом же году Пабло познакомился с молодой художницей Франсуазой Жило, с которой они поселились в замке Гримальди. Позже у Пикассо и Франсуазы родились двое детей — Палома и Клод. В это время художник часто рисовал своих детей и Франсуазу, но долгой идиллия не продлилась: в 1953 году Франсуаза забрала детей и ушла от Пабло Пикассо. Франсуаза больше не могла терпеть постоянные измены художника и его тяжелый характер. Это расставание художник переживал очень тяжело, что не могло не отразиться на творчестве. Доказательство тому рисунки тушью, на которых уродливый старик-карлик с красивой молодой девушкой.

Один из самых известных символов «Голубя мира» был создан в 1949 году. Впервые он появился на Всемирном конгрессе сторонников мира в Париже.

В 1951 году Пикассо была написана картина «Резня в Корее», которая повествует о зверствах той «забытой» войны.

«Резня в Корее» 1951

В 1947 году художник переезжает на юг Франции, в город Валлорис. Именно в этом городе он увлекся керамикой. Вдохновила Пикассо на такое увлечение ежегодная выставка керамики в Валлорисе, которую он посетил еще в 1946 году. Особый интерес художник проявил к изделиям из мастерской Мадура, в которой он позже и работал. Работа с глиной позволяла признанному живописцу и графику забыть ужасы войны и окунуться в иной радостный и безмятежный мир. Сюжеты для керамики самые простые и незамысловатые — женщины, птицы, лица, сказочные персонажи… Керамике Пикассо даже посвящена книга «Керамика Пикассо» И. Каретников, вышедшая в 1967 году.

Пикассо в мастерской Мадура

Пабло Пикассо - испанский живописец, основоположник кубизма, по опросу издания Тhe Times 2009 года самый известный художник XX столетия.

Родился будущий гений 25 октября 1881 года в Андалузии, в селенье Малага. Отец Хосе Руис занимался живописью. Своим творчеством Руис не прославился, поэтому вынужден был устроиться на работу в местный музей изобразительного искусства смотрителем. Мать Мария Пикассо Лопес принадлежала к зажиточному роду владельцев плантаций винограда, но с детства испытала на себе, что такое нужда, так как отец бросил семью и переехал в Америку.

Когда у Хосе и Марии появился первенец, его окрестили именем Пабло Диего Хосе Франсиско де Паула Хуан Непомусено Мария де лос Ремедиос Криспин Криспиньяно де ла Сантисима Тринидад Руис и Пикассо, в котором по традиции были указаны почитаемые предки и католические святые. После рождения Пабло в семье появилось еще две девочки - Долорес и Кончита, которых мать любила меньше обожаемого сына.

Мальчик был очень красив и талантлив. В 7 лет он уже начал помогать отцу в написании полотен. В 13 лет Хосе позволил сыну завершить объемную часть работы и был очень удивлен мастерством Пабло. После этого случая все свои художественные принадлежности отец отдал мальчику, а сам перестал писать.

Учеба

В этом же году юноша поступает в Академию художеств в город Барселону. Пабло не без труда удалось убедить преподавательский состав вуза в своей профессиональной состоятельности. Через три года учебы, набравшись опыта, юный студент переводится в Мадрид в престижную академию «Сан Фернандо», где на протяжении полугода изучает технику работы испанских художников , и . Здесь Пикассо создает картины «Первое причастие», «Автопортрет», «Портрет матери».

Юному живописцу не удалось в силу своенравного характера и вольного образа жизни удержаться в стенах учебного заведения, поэтому, бросив учебу, Пабло пускается в свободное плавание. Его близким другом к тому времени становится такой же строптивый американский студент Карлес Касагемас, с которым Пабло неоднократно посещает Париж.

Первые поездки друзья посвящали изучению живописи Делакруа, Тулуз Лотрека, а также древних финикийских, египетских фресок, японских гравюр. Молодые люди завели знакомство не только с представителями богемы, но и с богатыми коллекционерами.

Творчество

Впервые Пабло начинает подписывать собственные картины псевдонимом Пикассо, девичьей фамилией своей матери. В 1901 году случается трагедия, которая наложила отпечаток на творчество художника: его друг Карлес заканчивает свою жизнь самоубийством из-за несчастной любви. В память об этом событии Пабло создает ряд картин, которые принято относить к первому «Голубому периоду».

Обилие синих и серых цветов на картинах объясняется не только подавленным состоянием юноши, но и отсутствием денежных средств на масляную краску других оттенков. Пикассо пишет работы «Портрет Хайме Сабартеса», «Свидание», «Трагедия», «Старый еврей с мальчиком». Все картины пронизаны ощущением тревоги, уныния, страха и тоски. Техника письма становится угловатой, рваной, перспектива заменяется жесткими контурами плоских фигур.


В 1904 году, несмотря на отсутствие финансов, Пабло Пикассо решается на переезд в столицу Франции, где его ждут новые впечатления и события. Перемена места жительства дала толчок второму периоду творчества художника, который принято называть «Розовым». Во многом на жизнерадостность картин и их сюжетный ряд повлияло место, где жил Пабло Пикассо.

В основании Монмартрского холма стоял цирк Медрано, артисты которого и служили натурой для произведений молодого художника. За два года была написана целая серия картин «Актер», «Сидящая обнаженная», «Женщина в рубашке», «Акробаты. Мать и сын», «Семейство комедиантов». В 1905 году появилось самое значительное полотно этого периода «Девочка на шаре». Через 8 лет картину приобрел российский меценат И. А. Морозов, который и привез ее в Россию. В 1948 году «Девочка на шаре» была выставлена в музее им. , где и находится до сих пор.


Художник постепенно отходит от изображения натуры как таковой, в его творчестве появляются модернистские мотивы с использованием чистых геометрических форм, из которых составляется структура изображаемого объекта. Пикассо интуитивно подошел к новому направлению, когда создавал портрет своей поклонницы и меценатки Гертруды Стайн.

В 28 лет Пикассо пишет картину «Авиньонские девицы», которая и стала предшественницей произведений, написанных в стиле кубизма. Портретный ансамбль, на котором были изображены обнаженные красавицы, был встречен большим потоком критики, но Пабло Пикассо продолжил развитие найденного направления.


Начиная с 1908 года появляются полотна «Бидон и миски», «Три женщины», «Женщина с веером», «Портрет Амбруаза Воллара», «Завод в Хорта де Сан Хуан», «Портрет Фернанды Оливье», «Портрет Канвейлера», «Натюрморт с плетеным стулом», «Бутылка перно», «Скрипка и гитара». Новые работы характеризуются постепенным усилением плакатности изображений, приближением к абстракционизму. Наконец, Пабло Пикассо, несмотря на скандальность, начинает хорошо зарабатывать: картины, написанные в новом стиле, приносят прибыль.

В 1917 году Пабло Пикассо предоставилась возможность сотрудничества с «Русскими сезонами» . Жан Кокто предложил мэтру балета кандидатуру испанского художника в качестве создателя эскизов к декорациям и костюмам новых постановок. Для работы на время Пикассо перебрался в Рим, где познакомился с первой супругой Ольгой Хохловой, русской танцовщицей, дочерью эмигрировавшего офицера.


Светлый период жизни отразился и на творчестве художника - на время Пикассо отходит от кубизма, и создает ряд полотен в духе классического реализма. Это прежде всего «Портрет Ольги в кресле», «Купальщицы», «Женщины, бегущие по пляжу», «Детский портрет Поля Пикассо».

Сюрреализм

Пресытившись жизнью состоятельного буржуа, Пабло Пикассо возвращается к прежнему богемному существованию. Переломный момент ознаменовался написанием в 1925 году первой картины в сюрреалистической манере «Танец». Искаженные фигуры танцующих, общее ощущение болезненности надолго поселились в творчестве художника.


Неудовлетворенность личной жизнью отразилась в женоненавистнических картинах Пикасо «Зеркало», «Девушка перед зеркалом». В 30-е годы Пабло увлекся созданием скульптур. Появляются работы «Лежащая женщина», «Мужчина с букетом». Одним из экспериментов художника становится создание иллюстраций в виде гравюр к произведениям Овидия и Аристофана.

Военный период

В годы испанской революции и войны Пабло Пикассо находится в Париже. Художник в 1937 году создает полотно «Герника» в черно-белых тонах по заказу правительства Испании для Всемирной выставки в Париже. Небольшой городок на севере Испании был полностью стерт с лица земли весной 1937 года немецкой авиацией. Народная трагедия нашла отражение в собирательных образах погибшего воина, скорбящей матери, разрубленных на части людей. Символом войны у Пикассо становится изображение быка Минотавра с большими безразличными глазами. С 1992 года полотно хранится в музее Мадрида.


В конце 30-х годов появляются картины «Ночная рыбалка на Антибах», «Плачущая женщина». Во время войны Пикассо не эмигрировал из оккупированного немцами Парижа. Даже в стесненных бытовых условиях художник продолжал работать. В его картинах «Натюрморт с бычьим черепом», «Утренняя серенада», «Бойня» и скульптуре «Человек с ягненком» появляются темы смерти и войны.

Послевоенное время

Радость жизни вновь поселяется в картинах мастера, созданных в послевоенный период. Красочность палитры и светлые образы нашли свое воплощение в цикле жизнеутверждающих панно, которые Пикассо создавал для частной коллекции в содружестве с художниками Паломой и Клодом Уже.


Излюбленной тематикой этого периода для Пикассо становится древнегреческая мифология. Она находит воплощение не только в живописных полотнах мастера, но и в керамике, которой увлекся Пикассо. В 1949 году для Всемирного Конгресса сторонников мира художник пишет полотно «Голубь мира». Создает мастер и вариации в стиле кубизма на темы живописцев прошлого - Веласкеса, Гойи, .

Личная жизнь

С молодых лет Пикассо был постоянно в кого-то влюблен. В юности подругами и музами начинающего художника становились натурщицы и танцовщицы. Первую любовь молодой Пабло Пикассо испытал, учась в Барселоне. Девушку звали Росита дель Оро, она работала в кабаре. В Мадриде художник познакомился с Фернандо, которая на несколько лет стала его верной подругой. В Париже судьба свела молодого человека с миниатюрной Марсель Умбер, которую все называли Евой, но скоропостижная смерть девушки разлучила влюбленных.


Работая в Риме с русской балетной труппой, Пабло Пикассо женится на Ольге Хохловой. Молодожены обвенчались в русском храме на окраине Парижа, а затем переехали в особняк на берегу моря. Приданое девушки, а также доходы от продажи работ Пикассо позволяли семье вести жизнь зажиточных буржуа. Через три года после свадьбы у Ольги и Пабло рождается первенец, сын Пауло.


Вскоре Пикассо пресыщается хорошей жизнью и вновь становится свободным художником. Он поселяется отдельно от жены и начинает встречаться с молодой девушкой Мари-Терез Вальтер. От внебрачного союза в 1935 году на свет появляется дочь Майя, которую Пикассо так и не признал.

Во время войны очередной музой мастера становится югославская подданная, фотограф Дора Маар, которая своим творчеством подтолкнула художника на поиски новых форм и содержания. Дора осталась в истории как владелица большой коллекции картин Пикассо, которые она сохранила до конца своей жизни. Известны также ее фото полотна «Герника», на которых поэтапно изображен весь путь создания картины.


После войны художник знакомится с Франсуазой Жило, которая внесла в его творчество ноту радости. На свет появляются дети - сын Клод и дочь Палома. Но в начале 60-х годов Жаклин уходит от мастера из-за его постоянных измен. Последней музой и второй официальной женой 80-летнего художника становится обычная продавщица Жаклин Рок, которая боготворила Пабло и оказывала большое влияние на его круг общения. После смерти Пикассо, спустя 13 лет, Жаклин не выдержала разлуки и покончила жизнь самоубийством.

Смерть

В 60-е годы Пикассо полностью отдает всего себя созданию женских портретов. В качестве натурщицы художнику позирует его последняя жена Жаклин Рок. К концу жизни Пабло Пикассо обладал уже мультимиллионным состоянием и несколькими личными замками.


Памятник Пабло Пикассо

За три года до смерти гения в Барселоне был открыт музей его имени, а через 12 лет после его смерти - музей в Париже. За свою долгую творческую биографию Пикассо создал 80 тысяч полотен, более 1000 скульптур, коллажи, рисунки, эстампы.

Картины

  • «Первое причастие», 1895-1896 гг.
  • «Девочка на шаре», 1905 г.
  • «Сидящий на красной скамье Арлекин», 1905 г.
  • «Девушка в сорочке», 1905 г.
  • «Семейство комедиантов», 1905 г.
  • «Портрет Гертруды Стайн», 1906 г.
  • «Авиньонские девицы», 1907 г.
  • «Молодая дама», 1909 г.
  • «Мать и ребенок», 1922 г.
  • «Герника», 1937 г.
  • «Плачущая женщина», 1937 г.
  • «Франсуаза, Клод и Палома», 1951 г.
  • «Мужчина и женщина с букетом», 1970 г.
  • «Объятия», 1970 г.
  • «Двое», 1973 г
Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...