Испанский художник написал картину, посвященную гражданской войне в россии. Испанский художник написал картину, посвященную гражданской войне в россии Картины о гражданской войне 1917

В Россия: реалии революции и гражданской войны глазами художника Ивана Владимирова (часть 2)

Россия: реалии революции и гражданской войны глазами художника Ивана Владимирова (часть 2)

Подборка картин Художник-баталист Иван Алексеевич Владимиров (1869 - 1947) известен циклами своих работ посвященным русско-японской войне, революции 1905 года и первой мировой войне.
Но наиболее выразительным и реалистичным явился цикл его документальных зарисовок 1917 - 1920 годов.
В предыдущей части этой подборки были представлены наиболее известные картины Ивана Владимирова этого периода времени. На этот же раз пришла очередь выставить на всеобщее обозрение те из них, которые в силу разных причин не были широко представлены зрительской публике и во многом являются для нее новыми.
Для увеличения любого из понравившихся изображений сделайте по нему клик мышкой
В подвалах ЧК (1919)
Сжигание орлов и царских портретов (1917)



Петроград. Переезд выселенной семьи (1917 - 1922)



Русское духовенство на принудительных работах (1919)



Разделка павшей лошади (1919)



Поиски съедобного в помойной яме (1919)



Голод на улицах Петрограда (1918)



Бывшие царские чиновники на принудительных работах (1920)



Ночное разграбление вагона с помощью от Красного креста (1920)



Реквизиция церковного имущества в Петрограде (1922)


К юбилею Октябрьской революции мы вспомнили десять самых важных произведений искусства того периода - от «Красным клином бей белых» Лисицкого до «Обороны Петрограда» Дейнеки.

Эль Лисицкий,

«Красным клином бей белых»

В знаменитом плакате «Красным клином бей белых» Эль Лисицкий использует супрематический язык Малевича в политических целях. Чистые геометрические формы служат описанием ожесточенного вооруженного конфликта. Таким образом, непосредственное событие, действие Лисицкий сводит к тексту и лозунгу. Все элементы плаката жестко переплетены друг с другом и взаимозависимы. Фигуры теряют свою абсолютную свободу и становятся геометрическим текстом: этот плакат и без букв читался бы слева направо. Лисицкий, как и Малевич, конструировал новый мир и создавал формы, в которые должна была уложиться новая жизнь. Это произведение благодаря новой форме и геометрии переводит злобу дня в некие общие вневременные категории.

Климент Редько

«Восстание»

Работа Климента Редько «Восстание» - это так называемая советская неоикона. Идея этого формата заключается в том, что изображение, нанесенное на плоскость, - это в первую очередь некая всеобщая модель, образ желаемого. Как и в традиционной иконе, изображение не реально, а отображает некий идеальный мир. Именно неоикона лежит в основе искусства соцреализма 30-х годов.

В этом произведении Редько отваживается на смелый шаг - в пространстве картины он соединяет геометрические фигуры с портретами большевистских вождей. По правую и левую руку от Ленина стоят его сподвижники - Троцкий, Крупская, Сталин и другие. Как и в иконе, здесь отсутствует привычная перспектива, масштаб той или иной фигуры зависит не от ее удаленности от зрителя, а от ее значимости. Иными словами, Ленин здесь самый главный, потому и самый большой. Огромное значение Редько придавал и свету.

От фигур как будто исходит свечение, что делает картину похожей на неоновую вывеску. Эту технику художник обозначал словом «кино». Он стремился преодолеть материальность краски и проводил аналогии между живописью и радио, электричеством, кинематографом и даже северным сиянием. Таким образом, он фактически ставит перед собой те же задачи, что ставили перед собой много столетий назад иконописцы. Он по-новому обыгрывает знакомые всем схемы, подменяя Рай социалистическим миром, а Христа и святых - Лениным с его приспешниками. Цель творчества Редько - обожествление и сакрализация революции.

Павел Филонов

«Формула петроградского пролетариата»

«Формула петроградского пролетариата» была написана во время гражданской войны. В центре картины - рабочий, чья величественная фигура возвышается над едва различимым городом. Композиция картины построена на напряженных ритмах, создающих ощущение бурлящего и растущего движения. Здесь запечатлены все знаковые символы пролетариата, например гигантские человеческие руки - орудие преобразования мира. В то же время это не просто картина, а обобщающая формула, которая отражает Вселенную. Филонов как будто расщепляет мир до мельчайших атомов и тут же собирает его воедино, одновременно смотрит как в телескоп, так и в микроскоп.

Опыт участия в великих и вместе с тем чудовищных исторических событиях (Первой мировой войне и революции) оказал огромное влияние на творчество художника. Люди в картинах Филонова измельчены в мясорубке истории. Его работы сложны для восприятия, подчас мучительны - живописец бесконечно дробит целое, доводя его порой до степени калейдоскопа. Зрителю постоянно приходится удерживать в голове все фрагменты картины, чтобы в итоге уловить целостный образ. Мир Филонова - мир коллективного тела, мир выдвинутого эпохой понятия «мы», где частное и личное упраздняется. Сам художник считал себя выразителем идей пролетариата, а коллективное тело, которое всегда присутствует в его картинах, называл «мировым расцветом». Однако возможно, что даже против воли автора его «мы» наполнено глубоким ужасом. В творчестве Филонова новый мир предстает безрадостным и страшным местом, где мертвое проникает в живое. В работах живописца отразились не столько современные ему события, сколько предчувствие будущих - ужасов тоталитарного режима, репрессий.

Кузьма Петров-Водкин

«Петроградская Мадонна»

Другое название этой картины - «1918 год в Петрограде». На первом плане изображена молодая мать с младенцем на руках, на заднем плане - город, где только-только отшумела революция - и его жители свыкаются с новой жизнью и властью. Картина напоминает то ли икону, то ли фреску итальянского мастера эпохи Возрождения.

Петров-Водкин трактовал новую эпоху в контексте новой судьбы России, но своим творчеством не стремился до основания уничтожить весь старый мир и на его руинах возвести новый. Сюжеты для картин он черпал в повседневности, однако форму для них берет из прошлых эпох. Если средневековые художники одевали библейских героев в современные им одежды для того, чтобы приблизить к своему времени, то Петров-Водкин поступает ровно наоборот. Жительницу Петрограда он изображает в образе Богоматери с целью придать обыденному, повседневному сюжету несвойственную ему значительность и вместе с тем вневременность и всеобщность.

Казимир Малевич

«Голова крестьянина»

К революционным событиям 1917 года Казимир Малевич пришел уже состоявшимся мастером, прошедшим путь от импрессионизма, неопримитивизма к собственному открытию - супрематизму. Малевич воспринял революцию мировоззренчески; новыми людьми и пропагандистами супрематической веры должны были стать члены арт-группировки УНОВИС («Утвердители нового искусства»), носившие на рукаве повязку в виде черного квадрата. По представлениям живописца, в изменившемся мире искусство должно было создать собственное государство и собственное же мироустройство. Революция давала возможность художникам-авангардистам переписать всю прошлую и будущую историю таким образом, чтобы занять в ней главное место. Надо сказать, что во многом им это удалось, ведь искусство авангарда - одна из главных визитных карточек России. Несмотря на программное отрицание изобразительной формы как изжившей себя, во второй половине 20-х годов художник обращается к фигуративности. Он создает работы крестьянского цикла, но датирует их 1908–1912 годами. (то есть периодом до «Черного квадрата»), поэтому отказ от беспредметности не выглядит здесь как предательство собственных идеалов. Поскольку этот цикл отчасти мистификация, художник предстает как пророк, который предчувствует будущие народные волнения и революцию. Одной из наиболее заметных черт этого периода его творчества стала обезличенность людей. Вместо лиц и голов их тела увенчаны красными, черными и белыми овалами. От этих фигур исходит, с одной стороны, невероятный трагизм, с другой - отвлеченное величие и героизм. «Голова крестьянина» напоминает сакральные изображения, например икону «Спас Ярое Око». Таким образом, Малевич создает новую «постсупрематическую икону».

Борис Кустодиев

«Большевик»

Имя Бориса Кустодиева ассоциируется в первую очередь с яркими, красочными картинами, изображающими жизнь купечества и идиллические праздничные гулянья с характерными русскими сценами. Однако после переворота художник обратился к революционной тематике. На картине «Большевик» изображен исполинский мужик в валенках, тулупе и шапке; за спиной его, заполняя собой все небо, развевается красное знамя революции. Гигантским шагом он проходит по городу, а далеко внизу копошится многочисленный народ. Картина обладает острой плакатной выразительностью и говорит со зрителем очень пафосным, прямым и даже несколько грубоватым символическим языком. Мужик - это, конечно, сама революция, вырвавшаяся на улицы. Ее ничем не остановить, от нее не спрятаться, и она в итоге раздавит и уничтожит все на своем пути.

Кустодиев, несмотря на грандиозные перемены в художественном мире, остался верен своей на тот момент уже архаичной изобразительности. Но, как ни странно, эстетика купеческой России органично подстроилась под запросы нового класса. Узнаваемую русскую бабу с самоваром, символизирующую русский уклад жизни, он заменил на не менее узнаваемого мужика в телогрейке - эдакого Пугачева. Дело в том, что и в первом и втором случае художник использует понятные любому образы-символы.

Владимир Татлин

Памятник III Интернационалу

Идея башни возникла у Татлина еще в 1918 году. Она должна была стать символом новых отношений искусства с государством. Уже через год художнику удалось получить заказ на возведение этой утопической постройки. Впрочем, ей было суждено остаться неосуществленной. Татлин задумывал построить 400-метровую башню, которая состояла бы из трех стеклянных вращающихся с разной скоростью объемов. Снаружи их должны были опоясывать две гигантские спирали из металла. Главная идея монумента состояла в динамике, что соответствовало духу времени. В каждом из объемов художник предполагал разместить помещения для «трех властей» - законодательной, общественной и информационной. Форма ее напоминает знаменитую Вавилонскую башню с картины Питера Брейгеля - только башня Татлина, в отличие от Вавилонской, должна была служить символом воссоединения человечества после мировой революции, чье наступление все так страстно ждали в первые годы советской власти.

Густав Клуцис

«Электрификация всей страны»

Конструктивизм с большим энтузиазмом, чем остальные течения авангарда, взял на себя ответственность за риторику и эстетику власти. Ярким тому примером служит фотомонтаж конструктивиста Густава Клуциса, который соединил в себе два самых узнаваемых языка эпохи - геометрические конструкции и лицо вождя. Здесь, как и во многих произведениях 20-х годов, отражена не реальная картина мира, но организация действительности глазами художника. Цель - не показать то или иное событие, а показать, как это событие зритель должен воспринять.

Фотография играла огромную роль в государственной пропаганде того времени, а фотомонтаж был идеальным средством влияния на массы, продуктом, который в новом мире должен был заменить живопись. В отличие от той же картины его можно воспроизвести бесчисленное количество раз, поместить в журнал или на плакат и тем самым донести до огромной аудитории. Советский монтаж создается ради массового репродуцирования, рукотворность здесь упразднена огромным тиражом. Социалистическое искусство исключает понятие уникальности, оно не более чем фабрика по производству вещей и весьма определенных идей, которые должны быть усвоены массами.

Давид Штеренберг

«Простокваша»

Давид Штеренберг, хоть и был комиссаром, но не был радикалом в искусстве. Свой минималистичный декоративный стиль он реализовал в первую очередь в натюрмортах. Основной прием художника - немного вздернутая вертикально столешница с плоскими предметами на ней. Яркие, декоративные, очень аппликативные и принципиально «поверхностные» натюрморты воспринимались в советской России как истинно революционные, переворачивающие старый быт. Впрочем, предельная плоскостность здесь сочетается с невероятной осязательностью - почти всегда живопись имитирует ту или иную текстуру или материал. Картины с изображенной на них скромной, а порой и скудной снедью показывают скромный, а порой и скудный рацион пролетариев. Основной акцент Штеренберг делает на форме стола, который в известном смысле становится отражением культуры кафе с ее открытостью и выставленностью на показ. Громогласные и патетичные лозунги нового жизнеустроения захватывали художника куда меньше.

Александр Дейнека

«Оборона Петрограда»

Картина поделена на два яруса. В нижнем изображены бодро шагающие на фронт бойцы, вверху - возвращающиеся с поля боя раненые. Дейнека использует прием обратного движения - сначала действие развивается слева направо, а потом справа налево, что создает ощущение цикличности композиции. Полные решимости мужские и женские фигуры выписаны мощно и очень объемно. Они олицетворяют готовность пролетариата идти до конца, сколько бы времени на это ни потребовалось, - поскольку композиция картины замкнута, создается ощущение, что поток людей, идущих на фронт и возвращающихся
с него, не иссякает. В жестком, неумолимом ритме произведения выражен героический дух эпохи и романтизирован пафос гражданской войны.

Подборка картин Художник-баталист Иван Алексеевич Владимиров (1869 - 1947) известен циклами своих работ посвященным русско-японской войне, революции 1905 года и первой мировой войне.
Но наиболее выразительным и реалистичным явился цикл его документальных зарисовок 1917 - 1920 годов.
В были представлены наиболее известные картины Ивана Владимирова этого периода времени. На этот же раз пришла очередь выставить на всеобщее обозрение те из них, которые в силу разных причин не были широко представлены зрительской публике и во многом являются для нее новыми.
Для увеличения любого из понравившихся изображений сделайте по нему клик мышкой
В подвалах ЧК (1919)
Сжигание орлов и царских портретов (1917)



Петроград. Переезд выселенной семьи (1917 - 1922)



Русское духовенство на принудительных работах (1919)



Разделка павшей лошади (1919)



Поиски съедобного в помойной яме (1919)



Голод на улицах Петрограда (1918)



Бывшие царские чиновники на принудительных работах (1920)



Ночное разграбление вагона с помощью от Красного креста (1922)



Реквизиция церковного имущества в Петрограде (1922)


Художник-самоучка Константин Третьяков, живший на юге Архангельской области, там, где Устья сливается с Вагой, написал много картин и о событиях гражданской войны, хотя та война только краешком зацепила два больших села, где прошла вся жизнь Третьякова – Благовещенск и Воскресенск.
Полные названия сел – Благовещенское и Воскресенское, но местные жители эти названия сокращают.


Благовещенск стоит на высоком берегу Устьи, а Воскресенск в нескольких километрах от него, между Устьей и Вагой.
Сюда, в Благовещенск, в конце июля 1918 года из Шенкурска ушел отряд Максима Ракитина.
В июле 1918 года Шенкурск несколько дней находился в руках крестьян, не желавших быть мобилизованными в Красную Армию в разгар летней страды, и не желавших ни с кем воевать. Постепенно крестьяне разошлись по своим деревням, и Ракитин, узнав, что к городу приближается отряд красноармейцев, ушел вверх по Ваге.
Но и советская власть после этого продержалась в Шенкурске недолго.
12 августа, узнав, что по Ваге идут пароходы с союзниками и белогвардейцами, сотрудники исполкома уездного совета, военкомата и красноармейцы погрузились на пароход «Шенкурск» и отправились вверх по Ваге, в сторону Вельска.
Ракитинцы остались в Благовещенске, хотя крестьяне, не желавшие оказаться между молотом и наковальней, пытались от них избавиться, или, хотя бы, забрать у них оружие. Отряд оружие не отдал, но и в сторону Вельска не пошел.
Через несколько дней советским властям в Вельске удалось сформировать отряд в количестве 135 человек, который, переправившись через Вагу, стал готовить атаку Благовещенска.


Атака на Благовещенск началась на рассвете. Красноармейцы наступали со стороны Воскресенска и дошли до последнего ряда изб, стоявших на берегу Устьи.
Ракитинцы сдаваться не собирались. Оружия у них было достаточно, были даже два пулемета. Архангельский историк Е.И.Овсянкин в книге «Огненная межа» (Арх., 1997 г.) писал, что у берега стоял пароход с пушкой, из которой по наступающим был открыт огонь шрапнелью, но что это был за пароход, откуда он взялся, я не знаю. Красноармейцы отступили.



прислала katias

Больших двухэтажных изб, стоявших задами к Устье, сейчас уже нет, снесли в семидесятые годы. Сейчас вместо них стоят кирпичные коробки совхозной администрации, столовой, почты и магазина.
Сохранился большой светлый дом слева. Там сейчас сельская администрация.
До конца шестидесятых стоял примыкавший к церковной ограде большой пятиоконный дом. В шестидесятые там был детский сад, а в августе 1918 года размещалась часть ракитинцев.
Родственник рассказывал, как слышал рассказ старика благовещенца, находившегося в доме как раз в то утро, когда началась атака.
-Проснулся от стрельбы. Кругом палят, а кто палит, не поймешь. Прямо по окнам стреляют. Я, мужики, от страха чуть не обоср… Даже одеватьcя не стал. Схватил штаны, да винтовку, да в окно выскочил, в то, которое на реку выходило…

Во время боя в отряде красноармейцев был убит один человек, Павел Степанович Глазачев, 1878 г.р., уроженец Шенкурского уезда.


Это фотография знаменитой зимней ярмарки в Благовещенске. Конец двадцатых, т.е. до начала коллективизации осталось всего ничего.
Чуть впереди стоит деревянная церковь, за ней каменная, двухэтажная, с большой колокольней.
Маленьким, я слушал как-то рассказ стариков, которым в 1918 году было по 10-12 лет, как они бегали смотреть на убитого Глазачева. Лежал он под большой черемухой, стоявшей в десятке метров от деревянной церкви. Старики запомнили, что на нем была кожаная куртка, и лежал он на спине, раскинув руки.


Здесь черемуха лучше видна.
Прячась за ней, Глазачев стрелял по окнам большой двухэтажной избы, стоявшей через дорогу, но тому, кто был в избе, повезло больше.


Похоронили Глазачева на том же месте, где он погиб, под черемухой. Черемуха даже до семидесятых годов не дожила, а бывшая церковь стоит. В тридцатые годы в ней устроили клуб и библиотеку.

В 50-е годы на могиле Глазачева поставили памятник. Потом советская власть рухнула, ее заменил то ли капитализм, то ли непонятно что, и до памятника сейчас никому нет дела. Памятник потихоньку разрушается, а тополя стареют

Табличка на памятнике «Погибшему в боях с интервентами в 1918-1920 гг.» меня еще в детстве удивляла.
Во-первых, никаких интервентов в селе не было, а были такие же шенкурские мужики, которым просто не нравилась новая власть. Во-вторых, при чем тут бои «1918-1920 гг.», если он погиб в бою в августе 1918 года, и в боях 1919-1920 гг. участвовать не мог.


Какое отношение к этим событиям имел колёсный пароход «Лев Толстой», я не знаю. Художник Третьяков, видимо, знал, а я не знаю.

На следующий день отряд получил приказ от Кедрова: «Атаковать Благовещенск снова или зажечь его со всех сторон». Овсянкин в книге «Огненная межа» писал, что на следующее утро красноармейцы пошли в атаку, таща с собой канистры с керосином. Вот такая она, гражданская война!
Переправляясь через Вагу, красноармейцы узнали, что ракитинцы из Благовещенска ушли в Шенкурск.
Я думаю, ракитинцев местные мужики уговорили, и у тех хватило порядочности не устраивать новый бой в селе. А с двумя пулеметами, да если их грамотно поставить, можно было красноармейцев хорошо встретить.


Каменная церковь, вернее то, что от нее осталось, стоит в селе до сих пор. До начала восьмидесятых на втором этаже находился промтоварный магазин, потом кафе, потом вход на второй этаж закрыли.
Сельская пекарня, которую устроили прямо в алтаре, пекла хлеб до конца девяностых. Потом церковь передали верующим. У тех, кто в Бога верит, на восстановление церкви денег нет, а у кого деньги есть, те не верят ни в Бога, ни в черта.


«Отряд бойцов перед походом на Шенкурск».
Картина была написана Третьяковым в Ширшинском доме престарелых в 1979 году.


«В бой за Высокую Гору».

Деревни Усть-Паденьга, Нижняя Гора и Высокая Гора, занятые американцами и белогвардейцами, находились на берегу Ваги, в 25 верстах от Шенкурска.
В январе 1919 года с атаки на эти деревни 6 армия начала Шенкурскую операцию.
Сначала американцы отступили из Нижней Горы, потом оставили Усть-Паденьгу.
На высоком берегу речки Усть-Паденьги им удалось задержаться, но потом они отступили к Шенкурску.


Берег Уст-Паденьги, где стояла батарея канадских артиллеристов, и где были позиции американцев, я сфотографировал из окна автобуса летом прошлого года.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...