Тематическая неделя «Народная культура и традиции» (подготовительная группа). Планирование образовательной деятельности на неделю «Народная культура и традиции Беседы по теме народная культура и традиции

Тема: «Народная культура и традиции». День недели Дата Непосредственно образовательная деятельность Образовательная деятельность в режимных моментах Понедель ник 06.02.201 7г. Художественное творчество. Рисование Украсим дымковскую уточку Продолжать знакомить детей с дымковской игрушкой. Учить выделять элементы росписи, наносить их на вырезанную из бумаги уточку. Вызывать радость от получившегося результата; от яркости, красоты дымковской росписи(Комарова Т. С №44 стр 58) Двигательная деятельность. (Л.И.Пензулаева стр 31. №13) Учить детей сохранять устойчивое равновесие при ходьбе на повышенной опоре; упражнять в энергичном отталкивании от пола и мягком приземлении на полусогнутые ноги в Утро ­Утренняя гимнастика (февраль комплекс №1) Игровая ситуация «Как котик в гости ходил». Знакомство с обычаем хождения в гости с гостинцами. Побуждать детей к самостоятельному выполнению элементарных поручений: после игры убирать на место игрушки, строительный материал, приводить в порядок кукол. Русская народная игра «Каравай». Цель игры: формирование чувства сопричастности и позитивного психологического микроклимата группы; выявление симпатий и антипатий в группе. Ситуативное общение: «Выйдет котя в огород – всполошится весь народ». Знакомство с прибаутками и песнями о домашних животных. П/игра «Мыши и кот». Приучать детей к соблюдению правил в игре Прогулка 1 «Наблюдение за сосульками». Цели: познакомить с различными явлениями природы; показать разнообразие состояний воды в окружающей среде. Труд: Расчистка дорожек от снега. Цель: учить работать сообща, помогать друг другу. П.И. «Не упусти мяч».Цели: учить передавать мяч, не роняя и не останавливаясь; воспитывать дружелюбие. «Птички и птенчики». Цель: учить бегать, не наталкиваясь друг на друга, быстро находить свое место. Индивидуально с Матвеем и Евой прыжки вверх с места. Цель: Создание /организация предметно­пространственной развивающей среды для самостоятельной деятельности детей и поддержки детской инициативы Атрибуты к игре. Кубики, конструктор « Лего»,для построения дома. Вовлечение семей в образовательную деятельность В родительский уголок помес­ тить статью «Народная муд­ рость гласит» (пословицы). Лопатки, ведерки, санки. Сказка С.Маршака «Ку­ рочка Ряба и десять прыжках с продвижением вперед. утят». Картинки утят и цыплят. Деревянный конструк­ тор и плакат «Дымков­ ские узоры» Санки, лопатки, формоч­ ки развивать прыгучесть, сочетать силу с быстротой. Вечер: ­Постепенный подъём, гимнастика пробуждения. Чтение сказки С.Маршака «Курочка Ряба и десять утят». Закреплять умение внимательно слушать и понимать прочитанное. Рассматривание иллюстраций к книге С.Маршака «Курочка Ряба и десять утят». Закреплять отличительные признаки цыплят и утят. Строительная игра «Построим сарай для утят». Учить возводить постройку по образцу, используя дополнительные материалы по своему замыслу. Рассматривание плаката «Дымковские узоры». Учить выделять и называть отдельные элементы узора, их цвет. Прогулка 2 Познавательно ­ исследовательская деятельность. Наблюдение за силой ветра. Игровая деятельность: Словесная игра «Пощипай». Развивать умение вести речевой диалог во время игры, чувство юмора; воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми. Подвижная игра «Гуси ­ лебеди». Развивать двигательную активность детей, умение играть всем вместе, вести игровой диалог. День недели Дата Непосредственно образовательная деятельность Образовательная деятельность в режимных моментах Вторник 07.02.17 Художественное творчество.Конструирование. Продолжить знакомство с народной культурой. Вызвать интерес к конструированию русской печки с лежанкой. Уточнить представление о строении (печь, труба, лежанка, камера для огня) и назначении (обогрев дома, приготовление еды). Создать проблемную ситуацию - предложить сконструировать трубу, превратить её в печку и обыграть, добавив огонь и дым (из бумажных салфеток или лоскутков). Для изображения варочной камеры предложить новую Утро. ­Утренняя гимнастика (февраль комплекс №1) Работа по гендерному воспитанию. Дидактическая игра «Вежливые слова». Воспитывать в детях культуру поведения, вежливость; уважение друг к другу, желание помочь друг другу. Русская народная подвижная игра «Карусель». Развитие общей моторики, внимания. Развивать активность детей в двигательной деятельности, умение общаться спокойно, без крика. Пальчиковая гимнастика «Петушок, петушок». Д/ игра «Какие бывают фигуры?». Формировать умение детей различать геометрические фигуры. Развивать творческое воображение, фантазию, мелкую моторику рук. Ситуативное общение: «Наша­то хозяюшка». Цель. Знакомство с новой прибауткой. Показать, как пользоваться основными предметами домашней утвари Прогулка 1 «Приметы зимы». Цели: закреплять знания о времени года; повторить приметы зимы. Труд: Расчистка дорожек от снега на участке, уборка Создание /организация предметно­ пространственной развивающей среды для самостоятельной деятельности детей и поддержки детской инициативы Книжный уголок: Книги для чтения и рассматри­ вания: внесение иллюст­ раций по различным на­ родным промыслам Выносной материал Детские грабли, кубики для подвижной игры, игрушки для игр со сне­ гом, куклы, одетые по погоде. Вовлечение семей в образовательную деятельность Поговорить с родителями о самочувствии детей. Индивидуальные беседы и консультации по запросам родителей. деталь - арку. Учить анализировать постройку и выделять структурообразующие элементы. Развивать восприятие, пространственное мышление, творческое воображение. Воспитывать устойчивый интерес к конструированию и обыгрыванию построек по мотивам русских народных сказок. (И.А.Лыкова стр 60) Музыка (по плану музыкального руководителя) снега на веранде. Цель: учить сгребать снег с помощью лопаток в определенное место. П.И. «Зайцы».Цель: закреплять навыки отталкивания при прыжках на двух ногах. «Прыгни – повернись». Цель: учить быстро выполнять действия по сигналу воспитателя. «Лошадки».Цель: развивать быстроту и выносливость. Самостоятельно­игровая деятельность детей с выносным материалом. Игры со снегом – поддерживать бодрое настроение детей, развивать воображение, мелкую моторику рук. Катание с горки ­ воспитывать бережное отношение к своему здоровью. Вечер: ­Постепенный подъём, гимнастика пробуждения. Чтение стихотворения З.Александровой «Вкусная каша». Познакомить детей с литературным произведением. Развивать умение отвечать на вопросы педагога полным предложением. Познакомить с народной пословицей «Щи да каша – пища наша». Д.И. «Собери самовар из частей».Цель: учить собирать целое изображение из частей; закреплять знание детей о самоваре, развивать внимательность, память, умение работать по образцу. Разучивание потешки «Расти коса до пояса». Познакомить детей с произведением, рассказать о том, как использовалась эта потешка нашими предками. Развивать память, создавать положительный настрой. (девочки). Прогулка Наблюдения за облаками: закреплять знания о явлениях неживой природы, какие облака на небе (пушистые, белые), на что похожи? – способствовать развитию воображения. Подвижная игра «Беги за мячом» Цель: Предметные картинки самовара и мебели, мо­ заика Конструктор деревянный учить действовать согласно текста воспитателя. День недели Дата Среда 08.02.17 Непосредственно образовательная деятельность ФЭМП Продолжать учить сравнивать две равные группы предметов способом приложения, обозначать результаты сравнения словами по много, поровну, столько­сколько. (И. А. Помораева, В. А. Позина стр.26. №1.) Физическое развитие. Упражнять в равновесии – ходьба по гимнастической скамейке с мешочком на голове, руки на поясе. Прыжки на двух ногах. (Л.И. Пензулаева стр. 33 №14ср. гр.) Образовательная деятельность в режимных моментах Утро. ­Утренняя гимнастика (февраль, комплекс №1) ­Беседа: «Что такое народная игрушка?» Цель: познакомить с понятием « Народная игрушка». ­ Пальчиковая игра «На ладошки мы подуем…» Цель: развиваем речь и мелкую моторику рук. ­Ситуативное общение: « Мои любимые сказки» Цель: Развивать диалогическую речь; внимание, зрительное восприятие, память, мышление. Закрепить знания о русских народных сказках и их героях. ­Д/и «Накроем стол к чаю». Цель: ввести в словарь названия предметов посуды, учить находить названные предметы среди прочих. ­С\р игра «К бабушке Варварушке в гости на оладушки» . Цель: Знакомить с предметами быта в избе, их назначением и значением; Активизировать познавательную деятельность, расширяя словарный запас. Развивать интерес к предметам рукотворного мира прошлого, бережное отношение к ним. Прогулка 1. ­ Наблюдение за облаками. Цель: формировать умение видеть красоту неба; развивать наблюдательность, любознательность, творческое воображение. ­Поговорки и пословицы: февраль силен метелью, а март – Создание /организация ППРС для самостоятельной деятельности детей и поддержки детской инициативы Внесение в изоуголок коллекции игрушек и предметов быта из дерева: матрёшки, погремушки, шкатулки, предметов из резного дерева. Вовлечение семей в образовательную деятельность Рекомендовать родителям нарисовать иллюстрацию вместе с ребёнком по теме «Моя любимая сказка» Загадка. Посмотрел я утром ввысь – Горы в небо поднялись! Эти горы не стоят, А летят, летят, летят…(Облака). капелью; февраль зиму выдувает, а март ломает. ­Труд: Расчистка участка и дорожек от снега и мусора. Цель: воспитывать трудолюбие, желание доводить начатое дело до конца. ­П\и «Два мороза». Цель:учить четко, проговаривать текст в игре, соблюдать правила игры. ­Инд. работа с Ваней, Яной, Леной: Улучшение техники бега (естественность, легкость, энергичное отталкивание). Цель: вырабатывать координацию движений. Вечер: ­Постепенный подъём, гимнастика пробуждения. ­Чтение русской народной сказки «Теремок». Цель: учить слушать, продолжать знакомить с творчеством русского народа. ­С\р Игра: «Как котик в гости ходил». Цель. Знакомство с обычаем хождения в гости с гостинцами. ­­­Пересказ сказки «Колобок» Цель: воспитывать умение пересказывать рассказ, отвечая на вопросы воспитателя. ­Строительные игры с конструктором «Строим домик для матрешки». Цель: учить детей создавать собственные комбинации из имеющихся деталей, находить в них определенную сторону постройки. Прогулка 2 ­ Наблюдение за пешеходной дорожкой. Цель: формировать знания о пешеходной части дороги, правилах дорожного движения. ­Д/и «Что сначала, что потом?» Цель: развивать логическое мышления, фантазия, продолжать учить отвечать полным предложением. ­Труд: Очистка участка от снега. Цель: воспитывать желание Лопатки. формочки для лепки снега, санки. Создать условия для с/р игры. Конструктор для постройки домика для Матрешки. Книга сказок. Формочки лдя лепки снега, санки. Лопатки. коллективно облагораживать свой участок. ­П/и «Мы весёлые ребята». Цель: повышать двигательную активность, быстро действовать по сигналу воспитателя. ­ Инд. работа с Миланой, Колей, Никитой: Развитие движений. Цель: закреплять умение двигаться приставным шагом. ­Самостоятельная деятельность: игры с лопатками и ведерками, катание на лыжах. День недели Дата Непосредственно образовательная деятельность Образовательная деятельность в режимных моментах Четверг 09.02. 2017 Познавательное развитие (Окружающий мир). Цель: формировать у детей интерес и уважение к русской народной культуре. Продолжать знакомить детей с обычаем русского народа. Расширять представления детей о назначении русской печи. Познакомить детей с самоваром, его внешним Утро. ­Утренняя гимнастика (февраль комплекс №1) Д/и: "Составь картинку" ­ учить детей собирать простые картинки, подбирать детали по форме и изображению; развивать внимание, наблюдательность, наглядно ­ образное мышление, усидчивость и мелкую моторику пальцев рук. Хороводная игра «Как пошли наши подружки». Учить детей инсценировать народную песню, выполнять игровые действия; приобщать детей к культуре русского народа, прививать любовь и интерес к ней. Упражнение « Парные картинки» Задачи: Упражнять детей в сравнении предметов, изображенных на картинке, в нахож­ дении сходства и в сборе одинаковых изображений; формировать речь, вырабатывать умение выполнять правила игры, воспитывать сосредоточенность, внимание Создание /организация предметно­пространственной развивающей среды для самостоятельной деятельности детей и поддержки детской инициативы Иллюстрации, картинки. Вовлечение семей в образовательную деятельность Порекомендовать домашнее чтение русских народных сказок с обсуждением характера героев, их поступков, отношениях друг с другом. Побеседовать с детьми об источниках опасности дома и на улице. видом (крышка, носик, кран), назначением. Расширять кругозор детей. Музыка (по плану музыкального руководителя) Прогулка 1 Наблюдение за птицами на кормушках. Трудовая деятельность. Подкармливание птиц. Воспитывать желание заботиться о пернатых друзьях. Дидактическая игра «Скажи наоборот». Расширять словарный запас детей антонимами. Игра – соревнование «Кто самый меткий». Учить детей выполнять замах и бросок, метать шишку на дальность; развивать координацию движения, подвижность суставов рук, глазомер. Подвижная игра «Коршун». Формировать умение задавать вопросы и отвечать на вопросы; упражнять детей в беге; прививать интерес к народным играм. Вечер: ­Постепенный подъем. Гимнастика пробуждения. Сюжетно – ролевая игра «Хозяюшки». Развивать у детей способность совместно развертывать игру, согласовывать собственный замысел с замыслами сверстников; развивать диалогическую речь детей, закрепить разнообразие и выразительность ролевых действий. Конструирование Строим сказочный домик. Актуализировать представления детей о сказочных конструкциях; учить детей использовать освоенные навыки для создания нового типа построек, их украшения; развивать фантазию детей, воображение, творческие способности. Выставка книг: «Русские народные сказки». Рассмотреть с детьми выставку, определить название сказок по обложкам; развивать внимание, мышление; воспитывать интерес к устному народному творчеству. Прогулка 2 ­ Наблюдение за сезонными изменениями. ­ формировать понятия о явлениях природы (иней, заморозки, убывание дня, пребывание ночи); закреплять знания о солнце (светит, но не греет). Лопатки, ведерки, формочки для игры со снегом, флажок, шишки, корм для птиц. Помочь детям подобрать предметы и атрибуты для игры. Подготовить необходимый материал для конструктивной деятельности. Подготовить выставку книг. Лопатки, ведерки, формочки для игры со снегом. П/игры: «Птицы в гнездышках», «Найди свой домик»­ учить ходить и бегать, врассыпную, не наталкиваясь друг на друга; приучать быстро действовать по сигналу воспитателя, помогать друг другу. День недели Дата Непосредственно образовательная деятельность Образовательная деятельность в режимных моментах Пятница 10.02. 2017г. Развитие речи. Чтение русской народной сказки «Лиса и заяц». Познакомить детей со сказкой « Лиса и заяц» , помочь понять смысл произведения (мал удалец, да храбрец). (В.В.Гербова №1 стр 53) Физическое развитие. Цель: Упражнять в перебрасывании мяча через сетку, развивая глазомер и ловкость; в сохранении устойчивого равновесия при ходьбе и беге по уменьшенной площади опоры. (Л.И.Пензулаева №15 стр33.) Утро. ­Утренняя гимнастика (февраль. комплекс №1). Беседа на тему «Кто, как и из чего создает предметы одежды». Рассказать детям о работе представителей различных профессий, занятых в производстве одежды (ткачи, швеи, дизайнеры, модельеры и другие); сравнить современную одежду с народным костюмом наших предков; воспитывать уважение к людям разных профессий. Рассказ воспитателя: « Какими игрушками играли бабушки и дедушки» (рассматривание иллюстраций). «Игра с матрёшками» развивать умения и навыки называть свое имя, говорить о себе от первого лица; выражать свои потребности и интересы в речи; Слушание р.н. песен: «Ах вы сени», «Светит месяц», «Ой встала я раненько» Прогулка 1. Наблюдение за снегом Цели: познакомить с природным явлением - снегом; показать разнообразие состояния воды в окружающей среде. Подвижные игры «Мыши в кладовой». Цели: учить бегать легко, не наталкиваясь друг на друга; Создание /организация предметно­пространственной развивающей среды для самостоятельной деятельности детей и поддержки детской инициативы Атрибуты для игры. Картинки с изображением костюма русского народного. Вовлечение семей в образовательную деятельность Индивидуальные беседы и консультации. Иллюстрации игрушек Санки, ледянки, лопатки. Корм для птиц. двигаться в соответствии с текстом, быстро менять направление движения.«Попади в круг». Цели: - совершенствовать умение обращаться с предметами Инд­но с Миланой и Настей «Дорожка препятствий».Цели: учить согласовывать движения друг с другом; развивать глазомер. Вечер: ­Постепенный подъем. Гимнастика пробуждения. Чтение сказки «Лисичка со скалочкой» Знакомство с предметами обихода – скалкой. ХБТ. Мытьё игрушек Игр. приём: я не узнаю игрушки, они изменились­ запылились. Их нужно помыть Практическая деятельность: я буду мыть, а вы вытирать. Беседа по ходу: Какие игрушки стали наощупь? (мокрые) Что делаешь? (вытираю) Какие стали? (сухие) Организация выставки предметов народного обихода. Расширить представления детей о преметах, которыми пользовались предки. Прогулка 2 Наблюдение за движением машин и людей во время гололеда. Цель: Повторить основные правила перехода улицы без светофора. Труд: Расчистка снега с дорожек, скамеек ­ воспитывать желание помочь взрослым в уборке территории от снега. П\и «Бездомный заяц» ­ быстро бегать, ориентироваться в пространстве. «Охотники и олени» ­ согласовывать движения друг с другом. «Попади в цель» ­ развивать глазомер. Самостоятельная деятельность: катание с горки, игры со снегом. Инд. работа: Метание в цель ­ закреплять умение принимать правильное исходное положение при метании Организовать выставку предметов народного обихода. тормашками Гололед, гололед - Вверх полет. Где стоит машин поток - Там не площадь, а каток. Кто не едет, а скользит - Потому что тормозит. Гололед, гололед - Это значит голый лед. Никуда не выходи - Лучше дома посиди И в окошко погляди! Санки, ледянки, лопатки.

Номинация «Методическая работа в ДОУ»

Цель : познакомить детей подготовительной группы ДОУ с народными календарно-обрядовыми праздниками, их традициями.

Задачи :

    Прививать любовь к Родине.

    Развивать интерес к её истории, культуре, быту.

    Формировать желание использовать в самостоятельных играх со сверстниками, народные игры русского народа.

Разделы комплексного плана:

    Месяц. Включает название месяца (с 09 - 05)

    Название праздника. Включает названия русских календарно-обрядовых праздников.

    Краткая информация о празднике. Содержит информацию о календарно-обрядовом празднике.

План разработан на весь учебный год, удобен в работе.

  1. Мероприятие включает в себя несколько частей:
  • ознакомление с бытом (ведущая роль Хозяйки);
  • разучивание заклички и пословиц (ведущая роль домовёнка Кузи);
  • хоровод или танец;
  • показ презентации по теме праздника;
  • проведение обряда;
  • проведение русских народных подвижных игр.
  1. Презентация необходима, чтобы у детей была возможность увидеть всё своими глазами, понять смысл праздника и запомнить его.
  2. Ознакомление с календарно-обрядовыми праздниками проводятся в «Русской избе» (специально оформленное помещение) один раз в неделю.
  3. Проводит их Хозяйка (воспитатель, наряженная в русский костюм).
  4. Хозяйка знакомит детей с бытом: солит капусту, топит печь, перемалывает зерно на жерновах и т д.
  5. Хозяйка использует для приветствия и прощания разнообразные словосочетания, например: «доброго времени суток», «мир вашему дому», «милости прошу», «здравствуйте, красны девицы и добры молодцы», «позвольте откланяться», «надеюсь на скорую встречу».
  6. Хозяйке помогает Домовёнок Кузя (кукла). Он разучивает с детьми заклички, пословицы, «принимает участие» в играх.
  7. В проведении мероприятий наблюдается высокая двигательная активность, т. к. дети водят хороводы, кричат «заклички» возле окна, танцуют, играют в народные подвижные игры и т. д.
  8. В работе для ознакомления с прошлым родного края используется сотрудничество с музеем Рудногорской Сош.

Практическая значимость:

  1. Помогает воспитателю в работе по ознакомлению дошкольников с русской культурой, бытом.
  2. Способствует развитию культуры общения, речи.

Эффективность: Доставляет детям радость, объединяет их, воспитывает гордость за свой народ.

Литература:

    Приобщение детей к истокам русской народной культуры. О. Л. Князева.

    Знакомство детей с русским народным творчеством. Т. А. Бударина.

Приложение 1: Комплексно - тематическое планирование по приобщению к истокам русской народной культуре в подготовительной группе.

Приложение 2: Презентация «Зимние Святки».

Россия издревле славилась своими мастерами — кузнецами, гончарами, художниками и т.д. Мастера делают прекрасные игрушки, расписывают чудесную посуду, изготавливают одежду и при этом поют народные песни. Рассказать детям о таких людях и их труде можно в рамках знакомства с народными промыслами России. Согласно программе «От рождения до школы», в происходит знакомство детей с такими промыслами, как гончарное искусство, резьба по дереву и изготовление народных игрушек, кузнечное ремесло и конечно же разные виды росписи посуды и игрушек. С гжельской и хохломской росписями педагог более детально познакомит детей чуть позже, а в начале ноября, согласно ФГОС ДО, планируется неделя, направленная на знакомство детей с бытом и трудом русских людей, расширение знаний о народной игрушке и русском народном творчестве. Стихи по теме недели, содержание экскурсии в русскую избу, рассказы о прикладном искусстве для детей вы найдёте в приложении к плану «Тематическая неделя «Народные промыслы России».

Социально-коммуникативное развитие

В области социально-коммуникативного развития запланированы беседы о профессиях гончара, кузнеца, организация сюжетных игр «Семья ремесленников из Городца», «Ярмарка» и т.д., которые позволят расширить знания детей о труде русских людей. Дети отправляются в прошлое игрушек, узнают об убранстве русской избы и значении слов «хлебосольство и радушие».

Познавательное развитие

Решая задачи познавательного развития взрослый организует наблюдения в природе за , заготовку листьев для гербария, просмотр презентации «Скопинская керамика» и опыты на выявление свойств глины.

Речевое развитие

Продолжается работа по развитию умения описывать посуду, выделяя особенности росписи на ней, чтению и пересказу русских народных сказок. Речевому развитию способствуют обсуждение пословиц и поговорок, а так же игры с дыхательными тренажёрами и разучивание мирилок.

Художественно-эстетическое развитие

Старшие дошкольники разучивают песни и хороводы, слушают народную музыку. Дети плетут половицы, работают кузнецами и украшают жостовский поднос, что способствует художественно-эстетическому развитию детей.

Физическое развитие

Педагог продолжает знакомить детей с народными подвижными играми, беседует о значении режима дня, предлагает игры на развитие глазодвигательных мышц, что положительно сказывается на физическом развитии детей.

Ознакомьтесь с фрагментом тематической недели

Понедельник

ОО Познавательное развитие Речевое развитие Физическое развитие
1 п.д. Дидактическая игра «Кому это нужно?». Цель: закреплять у детей представления о предметах и их использовании в трудовых процессах. Беседа «Россия мастерами славится». Цель: приобщать детей к народному искусству, расширять знания о труде взрослых. Пальчиковая игра «Кузнец». Цель: разучить слова. Открытие мини-музея «Расписные чудеса». Цель: продолжить знакомство детей с разными видами росписей: городецкой, жостовской, гжельской и т.д. Физминутка «Чудо-птицы». Цель: развивать координацию движения и речи.
Про-
гулка
Беседа «Чем играли наши бабушки». Цель: рассказать детям о народных игрушках. Игра «Живые числа». Цель: упражнять в счёте (прямом и обратном) в пределах 10. Игра «Какое слово заблудилось». Цель: формировать умение подбирать точные по смыслу слова. Игры с перчаточным театром. Цель: развивать воображение и театральные способности детей. П.и. «Чай, чай, выручай». Цель: развивать физические качества. П.и. «Жмурки». Цель: порадовать детей.
ОД
2 п.д. Рассказ воспитателя о работе гончара. Цель: расширять знания детей о труде взрослых. Эксперименты с глиной. Цель: опытным путём выяснить свойства глины и определить, почему её используют при изготовлении посуды. Чтение русских народных сказок по выбору детей. Цель: выяснить, какие сказки нравятся детям. Аппликация «У берёзы хоровод». Цель: продолжить учить детей работать с ножницами, складывать бумагу гармошкой. Настольная игра «Что сначала — что потом». Цель: закреплять знания детей о режиме дня.

Вторник

ОО Социально-коммуникативное развитие Познавательное развитие Речевое развитие Художественно-эстетическое развитие Физическое развитие
1 п.д. Экскурсия в мини-музей «Русская изба». Цель: расширять знание о быте наших предков, обогащать словарь. Игра «Сложи узор» (кубики Никитина). Цель: развивать умение анализировать образец, пространственное восприятие. Составление описательных рассказов о хохломской посуде. Цель: учить составлять рассказ по плану, предложенному воспитателем. Хоровод «Было у матушки двенадцать дочерей». Цель: расширять знания о русском быте через танцы и песни. Проблемная ситуация «Придумай новое правило к подвижной игре». Цель: расширять представления о подвижных играх, развивать внимание.
Про-
гулка
Одна подгруппа детей — подметание дорожки на участке сбор опавших листьев; другая — рыхление песка в песочнице. Цель: воспитывать трудолюбие, умение трудиться сообща. Наблюдение за осиной. Цель: ознакомить с деревом — осиной, её строением, листьями. Самостоятельные игры в книжном уголке. Цель: формировать бережное отношение к книгам. Экскурсия в мини-музей «Разные ложки». Цель: расширять знания о способах росписи посуды. П.и. «Брось мешочек». Цель: учить детей метать мешочки с песком в горизонтальную цель, правой левой рукой прицеливаясь.
ОД

Тема недели:

«Народная культура и традиции»

19.10.2015 по 23.10.2015г

Программное содержание :

Развитие потребности и желание детей в познании творчества народной культуры, восприятия красивых предметов быта, произведений народного, декоративно- прикладного и изобразительного искусства.

Ознакомление с предметами быта, их названиями, предназначением.

Ознакомление с разнообразными видами декоративного искусства (изделия из дерева, глины, бумаги, картона, шитье, вышивка, плетение).

НОД

ДАТА

ТЕМА

НОД

ДАТА

ТЕМА

Познавательное развитие (расш.круг)

«Как избу построили»

Куцакова, 13

Худ.эстетическое развитие (рисование)

«Украшение фартучка» Комарова 38

Физическое развитие

Л.И. Пензулаева Занятие 22 стр36

Познавательное развитие (ФЭМП)

Занятие 4 И.А. Помораева В.А.Позина стр 19-21

Речевое развитие

Пересказ сказки

Ушакова стр 34

Физическое развитие

Л.И. Пензулаева Занятие 23 стр37

Худ.эстетическое развитие (аппл/лепка)

«Украшения платочка» Комарова 38

Физическое развитие (на улице)

Л.И. Пензулаева Занятие 24 стр37

Худ.эстетическое развитие (музыка)

По плану муз.руководителя

Итоговое мероприятие недели –

День недели

Режим

Групповая, подгрупповая

Индивидуальная

Понедельник

Утро

познавательное развитие;

речевое развитие;

Утренняя гимнастика.

Утренние беседы – «Что такое народная игрушка?» (познакомить с понятием)

Поручения, дежурства – «Мы дежурим по столовой» (сервировка стола, уборка посуды) – игровое упражнение – « Вилка и ложка справа лежат и вверх глядят».

Пальчиковая игра «На ладошки мы подуем…» Цель: развиваем речь и мелкую моторику рук

рассматривание предметов народных промыслов (вязание, вышивание, плетение и т.п.) Цель: Знакомить с предметами быта, их названиями, предназначением.

Д/и «Кто больше вспомнит? Цель: обогащать словарь детей глаголами, обозначающими действия процесса.

Дождь-льет, моросит, капает, хлещет; ворона-летает, каркает, сидит, ест

Развивать умение мыть руки по мере загрязнения и перед едой под контролем взрослого, а затем самостоятельно.Способствовать формированию словаря: «полотенце махровое», «чистое»; «мыло душистое».

Внесение в изоуголок коллекции игрушек и предметов быта из дерева: матрёшки, погремушки, шкатулки, предметов из резного дерева.

Приём детей в группу. Беседы о состоянии здоровья детей, их настроении.

Индивидуальные беседы и консультации по запросам родителей

Познавательное развитие(расш.круг)

Дидактическая игра «Как избу построили». Продолжать развивать способность различать и называть строительные детали. Развивать умение анализировать образец постройки.

«Как избу построили» продолжать развивать способность различать и называть строительные детали. Развивать умение анализировать образец постройки. Упражнять в огораживании небольших пространств кирпичиками и пластинами, в различении и назывании цветов.

Художеств.эстет.развитие (музыка)

По плану муз.руководителя

Прогулка:

социально-коммуникативное развитие;

познавательное развитие;

. « Зайка беленький». Цели: приучать слушать текст и выполнять движения в соответствии с текстом; упражнять в прыжках; развивать двигательные навыки; воспитывать желание играть в подвижные игры.

С/р о сезонных изменениях в природе «Как мы гуляли в парке», «Какие стали деревья» Цель: развитие наблюдательности, внимания

Создать условия для п/и «У медведя во бору…»

Цель: Приучать детей поочерёдно выполнять разные функции (убегать и ловить) .

Постройки из песка, игры с выносным материалом.

Работа перед сном

социально-коммуни-кативное развитие;

Закреплять навык аккуратно складывать одежду. Чтение сказки «Бычок-смоляной бочок» закреплять умение слушать сказку

Вечер:

социально-коммуникативное развитие;

познавательное развитие;

речевое развитие;

художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.

Чтение стихотворения «Маша варежку надела…..» Цель: Знакомить с предметами рукотворного мира, используя малые фольклорные жанры. Расширять словарный запас: варежки, перчатки, пряжа, клубок. Воспитывать бережное отношение к вещам как к результату труда взрослых

Д/и: "Составь картинку- матрешку" - учить детей собирать простые картинки, подбирать детали по форме и изображению; развивать внимание, наблюдательность, наглядно - образное мышление, усидчивость и мелкую моторику пальцев рук

Чтение потешки « Как у нашего кота…» Цель:знакомить с обитателем «избы» - котом Васькой; учить потешку «Как у нашего кота»; развивать интерес к малому фольклорному жанру. (Наш дом – Южный Урал) (Приложение

Создать условия для с/р игры «К бабушке Варварушке в гости на оладушки» Цель: Знакомить с предметами быта в избе, их назначением и значением; с процессом преобразования предметов человеком. Активизировать познавательную деятельность, расширяя словарный запас. Развивать интерес к предметам рукотворного мира прошлого, бережное отношение к ним (Приложение)

Оформление папки- передвижки: «Роль семьи в приобщении детей к русской национальной культуре».

Тема: «Народная культура и традиции»

День недели

Режим

Интеграция образовательных областей

Совместная деятельность взрослого и детей с учётом интеграции образовательных областей

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы)

Взаимодействие с родителями/ социальными партнёрами

Групповая, подгрупповая

Индивидуальная

Образовательная деятельность в режимных моментах

Вторник

Утро

социально-коммуникативное развитие;

познавательное развитие;

речевое развитие;

художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.

Утренняя гимнастика

Беседы: «Дымковские чудо-игрушки»,«Почему игрушки называют дымковскими»Цель: Рассказать историю дымковской игрушки; сформировать знания об особенностях росписи игрушек, колорите, основных элементах узора.

раскраски «Дымковская игрушка» Цель: показать детям как аккуратно и разными цветами карандашей можно сотворить красоту, раскрашивать аккуратно не выходя за контуры.

Д/и «Накроем стол к чаю» Цель: ввести в словарь названия предметов посуды, учить находить названные предметы среди прочих

Ситуативное общение: « Мои любимые сказки» Цель: Развивать диалогическую речь; внимание, зрительное восприятие, память, мышление. Закрепить знания о русских народных сказках и их героях.

Создать условия для Развивающей образовательной ситуации «Мишка моет посуду» Цель: обеспечить активизацию опыта по мытью посуды, полученного детьми в процессе наблюдения трудового процесса; способствовать переносу представлений о направленности и структурных компонентах трудового процесса на детскую игровую деятельность.

Непосредственно образовательная деятельность

Худжеств.эстет.развитие (рисование)

«Украшение фартучка» Цель:учить детей составлять на полоске бумаги простой узор из элементов народного орнамента Развивать цветовое восприятие. Рассмотреть с детьми несколько фартуков, обратить внимание на то, как они украшены. Вызвать для показа ребенка.

Физическое развитие

Занятие 22

Цели: Упражнять в ходьбе и беге колонной по одному, в ходьбе и беге врассыпную; повторить лазанье под дугу, не касаясь руками пола; упражнять в сохранении равновесия при ходьбе на уменьшенной площади опоры.

Прогулка:

социально-коммуникативное развитие;

познавательное развитие;

речевое развитие; физическое развитие

Прыжки с места на двух ногах - энергично отталкиваться и правильно приземляться.

Цель: развивать ловкость.

стимулировать развитие интереса к совместным играм со взрослыми и детьми, положительный отклик на предложение поиграть

Создать условия для игры в песочнице «Построим терем для матрешки» Цель: учить детей играть дружно, группой, помогать друг другу.

Работа перед сном

социально-коммуникативное развитие;

развивать умения и навыки называть свое имя, говорить о себе от первого лица; выражать свои потребности и интересы в речи;Слушание р.н. песен: «Ах вы сени», «Светит месяц», «Ой встала я раненько»

Вечер:

социально-коммуникативное развитие;

познавательное развитие;

речевое развитие;

художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.

Постепенный подъём, гимнастика после сна.

Игра: «Как котик в гости ходил». Цель. Знакомство с обычаем хождения в гости с гостинцами. Повторение прибаутки, разучивание игры «Поясок».

Пересказ сказки «Колобок»Цель: воспитывать умение пересказывать рассказ, отвечая на вопросы

воспитателя

Д.И. « Близко- далеко». Цель:

обогащать словарь, формировать навыки свободного общения; развивать ориентировку в пространстве; воспитывать желание играть с воспитателем

Поручения индивидуальные и коллективные «Как мы соблюдаем порядок» Приучать соблюдать порядок и чистоту в группе. Воспитывать желании е принимать участие в посильном груде(уборке игрушек). Продолжать воспитывать уважение к людям знакомых профессий (помощник воспитателя).

Предложить детям различные виды конструктора развивать желание сооружать постройки по собственному замыслу. Формировать у детей привычку после игры аккуратно складывать детали на свое место.

Прогулка.

физическое развитие.

ЭкспериментированиеНаблюдение за почвой в морозную погоду.Цель: продолжать знакомить детей со свойствами почвы. Расширять словарный запас новыми словами: иней, изморозь.

П/И «Хитрая лиса» Цель: развивать у детей выдержку и наблюдательность. Упражнять в быстром беге, в построении в круг, в ловле.

Тема: «Народная культура и традиции»

Среда

Утро

социально-коммуникативное развитие;

познавательное развитие;

речевое развитие;

художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.

Утренняя гимнастика. Д/и «Чудесный мешочек» Обогащать чувственный опыт детей и умение фиксировать его в речи. Совершенствовать восприятие детей, активно включая все органы чувств. Развивать образные представления.

Игра-ситуация «Зайцы и охотники» Цель: приобщать детей к русским народным традициям; учить использовать в драматизации различные выразительные средства (мимику, жест, позу, походку)

Повторение потешки «Как у нашего кота»

Напомнить детям фольклорное произведение; развивать активный словарь.

Беседа: история Дымковская игрушка (Приложение)

Создать условия для рассматривания русской матрешки Цель: Знакомить с народной игрушкой - матрешкой. Ввести в активный словарь слова: матрешка, расписная, деревянная. Развивать интерес к матрешке

Непосредственно образовательная деятельность

Позновательное развитие(ФЭМП)

Занятия 4 Цель: продолжать учить считать в пределах 3 , соотнося число с элементом множества, самостоятельно обозначать итоговое число, правильно отвечать на вопрос «Сколько?». Совершенствовать умение различать и называть геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник) независимо от их размера.

Худ.-эстет.развитие(музыка)

По плану муз.руководителя

Прогулка:

социально-коммуникативное развитие;

познавательное развитие;

речевое развитие; физическое развитие

П/и «Найди себе пару».

Цель: выбирать себе по сигналу разные пары.

Трудовая деятельность

Сбор крупного мусора на участке. Цель: формировать умение трудиться подгруппой.

Создать условия для с/р игры «Детский сад, девочки матрешки вышли на прогулку »

Цель: расширить и закрепить представления детей о содержании трудовых действий сотрудников детского сада

Работа перед сном

социально-коммуникативное развитие;

Чтение сказки «Лисичка соскалочкой»Знакомство с предметами обихода – скалкой.

За обедом продолжать учить кушать аккуратно, не набивать полный рот, доедать пищу, пользоваться салфеткой.

поддерживать положительный настрой на выполнение элементарных гигиенических процессов, чувство радости от самостоятельных и совместных действий и их результатов

Вечер:

социально-коммуникативное развитие;

познавательное развитие;

речевое развитие;

художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.

Постепенный подъём, гимнастика после сна.

Рисование «Обведи трафарет»» Цель: обведение по трафарету силуэтов посуды. Учить правильно держать карандаш, закрашивать предметы, не заходить за контуры.

Разучивание потешки «Расти, коса, до пояса». Задачи: Познакомить детей с произведением, рассказать о том, как использовалась эта потешка нашими предками. Развивать память, создавать положителный настрой.

Д/и «Дорисуй узор» Цель: учить внимательно изучать образец и выбирать нужные цвета. . Развивать интерес к изучению народных промыслов

Труд в уголке природы_ полить комнатные растения, удалить с их листьев пыль, воспитывать трудолюбие, умение ухаживать за растениями, работа с календарем природы

Создать условия для Сюжетно-ролевая игра «Как мы ходили в гости» Цель: учить детей правилам поведения в гостях, закрепить навыки сервировки стола.

Консультация для родителей: «О традициях русской народной культуры», «Русский

самовар и чаепитие на Руси»

Прогулка.

физическое развитие.

Наблюдение за воробьями

Цели: :расширять знания о внешнем виде и повадках воробья; воспитывать внимание и наблюдательность

Подвижные игры «Цветные автомобили», «Зайцы и волк». Цель: упражнять в беге врассыпную, прыжках.

Игры с выносным материалом.

Тема: «Народная культура и традиции»

День недели

Режим

Интеграция образовательных областей

Совместная деятельность взрослого и детей с учётом интеграции образовательных областей

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы)

Взаимодействие с родителями/ социальными партнёрами

Групповая, подгрупповая

Индивидуальная

Образовательная деятельность в режимных моментах

Четверг

Утро

социально-коммуникативное развитие;

познавательное развитие;

речевое развитие;

художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.

Утренняя гимнастика.

Ситуативное общение: «Наша-то хозяюшка». Цель. Знакомство с новой прибауткой. Показать, как пользоваться основными предметами домашней утвари

Русская народная игра «Каравай». Цель игры: формирование чувства сопричастности и позитивного психологического микроклимата группы; выявление симпатий и антипатий в группе.

Д/и «Где матрешка?»

Цель: учить различать положение предметов в пространстве (впереди, сзади, между, посредине, справа, слева, внизу, вверху).

Д/и «Узнай узор»- закрепление элементов росписи дымковской, Городецкой росписи.

Создать условия для «Магазин» (отдел игрушек). Цель: продолжать развивать умение распределять роли, объединятся для игр

Привлечение родителей к оформлению альбома «Стихи, потешки – помощники в воспитании детей».

Непосредственно образовательная деятельность

Речевое развитие

Пересказ сказки «Пузырь, соломинка и лапоть» Цель: учить детей пересказывать короткую сказку, выразительно передавая диалоги персонажей. Учить пользоваться точными наименованиями для названия детенышей животных, употребляя форму повелительного наклонения глаголов.

Физическое развитие

3анятие 23 Основные виды движений.

Прогулка:

социально-коммуникативное развитие;

познавательное развитие;

речевое развитие; физическое развитие

Цели:- учить выполнять упражнение с мячом;

развивать глазомер, быстроту бега.

Трудовая деятельность

Предложить детям собрать песок в песочницу. Цель: прививать любовь к труду в коллективе.

Создать условия для самостоятельной деятельности детей на прогулке.

П/и «Догони меня».

Цель: учить бегать в нужном направлении .

Игры с выносным материалом

Работа перед сном

социально-коммуникативное разви-тие;

Чтение русской народной сказки «Петушок и бобовое зернышко» (в обработке О. Капицы) Цель воспитывать интерес к художественной литературе, умение отвечать на вопросы по прочитанному.

Вечер:

социально-коммуникативное развитие;

познавательное развитие;

речевое развитие;

художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.

Постепенный подъём, гимнастика после сна.

Строительные игры с конструктором «Строим домик для матрешки». Цель: Цель: учить детей создавать собственные комбинации из имеющихся деталей, находить в них определенную сторону постройки. Продолжать развивать способность различать и называть строительные детали. Развивать умение анализировать образец постройки.

ХБТ. Мытьё игрушекИгр. приём: я не узнаю игрушки, они изменились- запылились. Их нужно помытьПрактическая деятельность: я буду мыть, а вы вытирать. Беседа по ходу: Какие игрушки стали наощупь? (мокрые) Чтоделаешь?(вытираю) Какие стали? (сухие)

Заучивание пальчиковой игры

«Мы – веселые матрешки»

(Приложение)

Беседа: «Русская народная игрушка», «Чем играли наши бабушки?»

Создать условия для

Обыгрывание действий убаюкивания куклы с пением колыбельных. Чтение потешки «Ночь пришла, темноту увела».

Составление картотеки устного народного творчества:

пословицы, поговорки,

заклички, потешки,

Прогулка.

физическое развитие.

Наблюдение за птицами

Цель: учить находить различие во внешнем виде разных птиц, обращая внимание на величину, способы передвижения.

Подвижная игра «Перелет птиц».

Цели: упражнять в подлезании и лазанье;

воспитывать внимание и ловкость.

Тема: «Народная культура и традиции»

День недели

Режим

Интграция образовательных областей

Совместная деятельность взрослого и детей с учётом интеграции образовательных областей

Организация развивающей среды для самостоятельной деятельности детей (центры активности, все помещения группы)

Взаимодействие с родителями/ социальными партнёрами

Групповая, подгрупповая

Индивидуальная

Образовательная деятельность в режимных моментах

Пятница

Утро

Социально-коммуникативное развитие;

познавательное развитие;

речевое развитие;

художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.

Утренняя гимнастика (картотека)

Проведение гимнастики под р.н. песню «Два весёлых гуся»

Д/и «Дымковская игрушка»

Цель: ознакомление детей с разнообразными видами декоративного искусства

беседа с рассматриванием «Какая народная игрушка больше всего нравится?»

Дидактическая игра «Узнай роспись» Цель: учить сравнивать росписи и определять нужную.

Выставка книг: «Русские народные сказки»

Создать условия для Игра-инсценировка» У матрешки новоселье»(Гербова В.В.стр.52)Ц:формировать диалогическую речь.

С/р игра «В гостях у матрёшки игра «Угощение» Цель: развивать умение реализовывать игровой замысел

Непосредственно образовательная деятельность

Худ.-эстет.развитие

(аппл./лепка)

«Украшение платочка» Цель: Развивать у детей образные представления, умение выбирать содержание изображения. Учить передавать в лепке выбранный объект. Продолжать формировать умение работать аккуратно. Воспитывать стремление делать что-то для других, формировать умение объединять результаты своей деятельности с работами сверстников.

Итоговое мероприятие недели – выставка детских работ на тему «Народная культура»

Физ.развитие (на улице)

Занятие 24

Задачи. Повторить ходьбу и бег колонной по одному; упражнять в бросании мяча в корзину, развивая ловкость и глазомер.

Прогулка:

социально-коммуникативное развитие;

познавательное развитие;

речевое развитие;физическое развитие

П/и «Поймай мяч».

Цель: развивать ловкость.

Трудовая деятельность: Уборка мусора на участке.

Цель: воспитывать стремление к труду.

П/и «Кот на крыше», «Найди себе пару» Цели: развивать ориентировку в пространстве.

Создать условия для игр с выносным материалом

Работа перед сном

социально-коммуни-кативноеразви-тие;

Игра «Передай другому» Цель: учить ласково обращаться друг с другом. Упражнение «Улыбнемся друг другу»

Вечер:

социально-коммуникативное развитие;

познавательное развитие;

речевое развитие;

художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.

Оздоровительная гимнастика после сна, ходьба по массажнымдорожккам

д/и«Мозаика» Составь узор - развитие мелкой моторики

Игра: « Мы из сказки». Цель. Учить «играть в сказку», инсценируя ее с помощью взрослых. Разглядеть теремок и назвать традиционные элементы русского дома: ставенки, конек, наличники, крылечко. Учить плясать, подыгрывая себе на простейшем инструменте. Воспитывать дружелюбие и гостеприимство.

Д/И «4-й лишний» Цель: Упражнять детей в группировке геометрических фигур по цвету, форме, величине, толщине.

Ситуативный разговор во время умывания (вспомнить художественные произведения, где упоминается вода). Повторение потешки: «Водичка, водичка, умой мое личико»

(Наш дом –Южный Урал)

Создать условия для развивающей ситуации: рассматривание альбомов рассматривание куклы в народном костюме, картинок, иллюстрации о предметах старинного быта, иллюстрации «Богатыри Руси»;

Прогулка.

физическое развитие.

Наблюдение за вороной

Цели:расширять знания о вороне; воспитывать любознательность и интерес к жизни птиц.

Подвижные игры

«Подбрось - поймай», «Найди, где спрятано». Цели:

упражнять в бросании и ловле мяча;

учить ориентировке в пространстве.

Тема: «КАК У НАШЕГО КОТА...»

Тема: «КАК У НАШЕГО КОТА...»

Знакомить с обитателем «избы» - котом Васькой; учить потешку «Как у нашего кота»; развивать интерес к малому фольклорному жанру.

Планируемые результаты: овладевает навыками заучивания и проявляет интерес к произведениям фольклорного жанра (потешка «Как у нашего кота»); умеет вести диалог о новом персонаже (обитатель «избы» - кот Васька).

Материал: кот (игрушка); шкатулка с нитками и бумажками.

Словарная работа: кот, обитатель избы, мурлычет, играет, ласковые слова для котика.

Подготовительная работа: рассматривание иллюстраций о котах; чтение стихов, загадок; заучивание потешки, игра «Назови ласково».

Бабушка Арина встречает детей, рассаживает, их по лавкам и приговаривает: «Вот как хорошо сидим, друг на дружку глядим». Затем начинает припевать:

Посидите, детки, побеседуйте, Сказки,песенки да вы послушайте. Где я только ни бывала, Что я только ни слыхала. Побывалая во всей небывальщине, Повидала я всю неслыхальщину... Тень, тень, потетень, Выше города плетень.

Ой, кто это меня щекочет? Иди, иди сюда, котик, не бойся. Ребята, позовите его ласково.

Как у нашего кота Шубка очень хороша, Как у котика усы Удивительной красы, Глазки смелые, зубки белые.

Какая у него шубка? Усы? Глазки? Зубки?

Погладьте котика по спинке, погладьте его животик, ушки, хвостик. Ему это очень нравится.

Дети повторяют потешку.

А как можно ласково назвать кота? (Котик, котенька, котя и т. п.)

Ах, ты, котенька, ты мой серенький, Как тебя не любить, хвостик беленький.

А петь котик умеет?

Котик просит спеть про него песенку-потешку еще раз.

Он дарит шкатулку, в которой лежат нитки и катушки, для игры с ним.

Бабушка объясняет, как сделать игрушку для кошек, которые живут у лих дома.

Т е м а: «К БАБУШКЕ ВАРВАРУШКЕ В ГОСТИ НА ОЛАДУШКИ»

Программные педагогические задачи: познакомить с предметами быта в избе, их назначением; с процессом преобразования предметов человеком; активизировать познавательную деятельность, расширяя словарный запас новыми словами; развивать интерес к предметам рукотворного мира прошлого; воспитывать бережное отношение к ним.

Планируемые результаты: проявляет активность и инициативность для расширения своих представлений о предметах быта в избе, интерес к предметам рукотворного мира прошлого; использует в речи новые слова; бережно относится к предметам рукотворного мира.

Материал: атрибуты мини-музея - ухват, горшок, кочерга, самовар, лавка.

Словарная работа: кочерга, чугунок, лавка, ухват, лавка, печка, миска.

Подготовительная работа: чтение русских народных сказок, посещение мини-музея, рассматривание предметов в группе.

Бабушка Арина встречает детей.

Бабушка Арина. Дай Бог тому, кто в нашем дому, дорогим гостям, милым детушкам. Наделил бы вас Господь и житьем, и бытьем, и здоровьицем. Проходите, детки милые, да рассаживайтесь поудобнее.

Скажите, пожалуйста, как называется мое жилище? (Горница, горенка, изба, светелка.)

Хозяйка убирает с лавки рукоделие (клубки и спицы), «нечаянно» роняет клубок, он «катится» к печке.

Куда покатился мой волшебный клубочек? (К печке.)

А для чего в избе печка?

Стоит изба из кирпича, То холодна, то горяча.

Давайте посмотрим, что там, в печке? (Горшок с картошкой или с кашей.)

На топтале был, на кружале был, На пожаре был, на базаре был, Домой пришел.

Как вы понимаете смысл поговорки?

Как же нам достать из печки горшок, ведь он горячий, можно обжечься? У хозяйки есть помощники. Попробуйте найти отгадку в избе.

Бычок рогат, в руках зажат,

Еду хватает, а сам голодает. (Ухват.)

Достает ухватом горшок и ставит на стол. Деты рассматривают горшок, а хозяйка рассказывает о его назначении.

Попробуйте пустой горшок ухватом переставить с лавки на стол (можно предложить выполнить это действие 2-3 детям).

Рогат, да не бык, Хватает, да не сыт, Людям отдает,

А сам на отдых идет. (Ухват.)

А вот еще одна загадка про верного помощника: «Кривая собака в печку глядит». Почему собака? Как вы думаете? (Собака дом сторожит, а кочерга - огонь.)

Кочерга - важная помощница. Без нее с печкой не справиться. (Показывает, как пользуются кочергой.)

Отгадайте-ка загадку: «Железный конь скачет в огонь». (Кочерга.)

Бабушка прощается с детьми и угощает их баранками.

Беседа: история Дымковская игрушка ,

пожалуй, один из самых старинных промыслов России. Он возник из любви к гончарной традиции вятских земель в глубокой древности. Название игрушки происходит от слободы Дымково, сегодня это район города Вятки. По мнению многих исследователей, развитие дымковской глиняной игрушки связано с обрядовым весенним праздником «свистопляской», который был посвящён солнцу. Чтобы принять участие в празднике, нужна была глиняная свистулька и расписной глиняный шарик, которым можно было перекидываться.

Пальчиковая игра

Мы – веселые матрешки (показывают на себя)

На ногах у нас сапожки (показывают на ножки),

В сарафанах наших пестрых,

Мы похожи словно сестры (показывают друг на друга).

Мы веселые матрешки (показывают на себя),

Хороши у нас одежки (гладят себя по рукам).

Кружимся мы и танцуем (дети кружатся)

Хоровод водить мы будем (взялись за руки).

Примерный план образовательной работы

с детьми средней группы

Тема: «Народная культура и традиции»

Программное содержание :

    Развитие потребности и желание детей в познании творчества народной культуры, восприятия красивых предметов быта, произведений народного, декоративно- прикладного и изобразительного искусства.

    Ознакомление с предметами быта, их названиями, предназначением.

    Ознакомление с разнообразными видами декоративного искусства (изделия из дерева, глины, бумаги, картона, шитье, вышивка, плетение).

Непосредственно организованная образовательная деятельность

«Познание» - развитие кругозора

Дидактическая игра «Как избу построили». Продолжать развивать способность различать и называть строительные детали. Развивать умение анализировать образец постройки.

«Труд» - рукотворный мир

В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать

«Украшение фартука». Учить рисовать узор на бумажной салфетке квадратной формы из кружков и квадратиков, располагая кружки в углах квадрата и посередине, а квадратики между ними. Развивать чувство ритма. Закреплять умение рисовать аккуратно. Воспитывать самостоятельность.

«Коммуникация»/ «Чтение художественной литературы»

В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать

«Чудесные лапоточки». Продолжить знакомить детей с произведениями устного народного творчества через чтение русских народных сказок, разучивание потешек. Учить детей понимать образное содержание и идею сказки, видеть взаимосвязь между содержанием и названием произведения.

«Художественное творчество» - рисование

В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать

Украшение платочка. (По мотивам дымковской росписи) Учить: выделять элемент узора (прямые, пересекающиеся линии, точки и мазки); равномерно покрывать лист, слитными линиями (вертикальными и горизонтальными), в образовавшихся клетках ставить мазки, точки и другие элементы. Развивать чувство ритма, композиции, цвета.

«Художественное творчество» - лепка

В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать

«Пластилиновая роспись» (дымковская). Познакомить детей с некоторыми способами изготовления и росписи глиняных игрушек. Приобщать к народному творчеству. Воспитывать творческий дух. Учить радоваться успеху своей работы и работ других детей.

«Художественное творчество» –конструирование

В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать

Постройка «Башенка», «Домик». Цель: учить детей создавать собственные комбинации из имеющихся деталей, находить в них определенную сторону постройки. Продолжать развивать способность различать и называть строительные детали. Развивать умение анализировать образец постройки.

«Музыка»

В целях реализации программного содержания темы целесообразно использовать

    Слушание: «Пастушок»; Русские народные плясовые мелодии.

    Пение: «Где был Иванушка», «Кисонька - мурысонька» рус; народные песни.

    картинки, иллюстрации о предметах старинного быта;

    иллюстрации для обогащения и создания настроения, индивидуального музыкального исполнительства, упражнений, поделок, распевок, двигательных, пластических, танцевальных этюдов;

    иллюстрации к сказкам «Заюшкина избушка», « Колобок», «Теремок», «Репка»;

    готовые формы из бумаги, картона предметов быта, для обводки по контуру прорисовки узора

    бросовый материал для изготовления макета «Подворье»

    формы для выкладывания на фланелеграфе узора

    картина Е;Рачева «Лисичка со скалочкой»

    иллюстрации к сказкам «Хаврошечка», «Лисичка - сестричка и серый волк»;

    игрушки Матрешки и альбомы образцов росписи матрешек

    разукрашивание предметов быта, обводки по контуру

    для самостоятельных игр-экспериментов с водой, глиной, деревом, песком;

    куклу в народном костюме, рассматривание куклы в народном костюме

    раскраски «Дымковская игрушка»;

Для осуществления образовательной деятельности в семье по теме рекомендовать родителям:

    рассматривание книг, обсуждение;

    рассматривание предметов на тему «Русской избы»,

    подвижные игры с детьми: с бегом; «У медведя во бору», «Птичка и кошка», «Лошадки», «Бездомный заяц», «Ловишки»;

    посетить музей декоративно-прикладного искусства;

    нарисовать иллюстрацию вместе с ребёнком по теме «Моя любимая сказка»;

    рассмотреть дома фотоальбом «Национальные костюмы»;

    рассказать ребёнку о народных промыслах (вязание, вышивание, плетение и т;п;)

Совместная образовательная деятельность по теме в режимных моментах:

Утро

    экспериментальная деятельность со свойствами дерева и глины;

    развивающие ситуации: рассматривание альбомов рассматривание куклы в народном костюме, картинок, иллюстрации о предметах старинного быта, иллюстрации «Богатыри Руси»;

    рассматривание предметов народных промыслов (вязание, вышивание, плетение и т.п.);

    рассматривание иллюстрации к сказкам «Заюшкина избушка»,« Колобок», «Теремок», «Репка»;

    использование готовых формы из бумаги, картона предметов быта, для обводки по контуру прорисовки узора;

    изготовления макета «Подворье»;

    выкладывания на фланелеграфе узора;

    знакомство с народными инструментами трещотка и дудочка;

    картина Е;Рачева «Лисичка со скалочкой»;

    игрушки Матрешки и альбомы образцов росписи матрешек;

    организация подвижных игр;

    рассматривание игрушек, иллюстраций, беседа по ним;

Гигиенические процедуры

    использование потешек поговорок, загадок; «Солнышко, колоколышко», при умывании, одевании на прогулку;

    ситуативные разговоры о приспособлениях для умывания (умывальник, таз с водой);

    знакомить с небылицами и потешным фольклором – дразнилками; скороговорками; «Барабек», «Мешок»;

    потешка для расчесывания волос «Расти, коса, до пояса»

Завтрак, обед, полдник, ужин

Прогулка

Наблюдение: использовать народные песенки, заклички «Солнышко, повернись!» «Дождик, дождик, пуще!»

Подвижные игры: игры – хороводы: "Три веселых братца", «Огород», «Ветер» , русские народные игры: «Гуси-лебеди», «Волк во рву», «Волк и овцы», «Вороны и воробьи», «Змейка», «Зайцы в огороде», «Пчелки и ласточки», «Кошки-мышки», «У медведя во бору» и др

Труд: Собрать палочки, камешки, сухую траву, листья для изготовления макета «Подворье»

Индивидуальная работа по развитию движений:

Самостоятельная деятельность детей:

Вечер

    экспериментирование с водой, глиной;

    рассматривание картинок, на которых изображены предметы старинной одежды, утвари;

    проблемные ситуации «Как нам умыться, если нет водопровода»;

    образные игры имитации, организация игровых ситуаций с использованием игрушек, персонажей пальчикового и кукольного театра;

    просмотр СД дисков с народными сказками;

    разучивание поговорок и пословиц, чтение потешек;

    рассматривание предметов декоративного искусства, иллюстраций, картин;

    чтение загадок и стихотворения о дымковской игрушке;

    использование считалок в игре «На золотом крыльце сидели…» «Шла кукушка мимо сети…»;

    русские народные сказки «Петушок и бобовое зернышко» (в обработке О. Капицы), «Жихарка» , «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Зимовье зверей» , «Лисичка-сестричка и волк» ,«Чудесные лапоточки»;

    игровые ситуации «В гостях у бабушки Матрёны». Обогащать активный словарь детей. Активизировать употребление в речи названий одежды, её частей.

Прогулка

Наблюдение:

Подвижные игры: «Мыши и кот»; с бегом «У медведя во бору» (разучивание); с прыжками «Лиса в курятнике» (разучивание); с метанием «Кто дальше бросит мешочек»; с лазаньем «Наседка и цыплята»; Народная подвижная игра «Зайка серый умывается»;

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...