Декоративно-прикладное искусство: виды, образы, развитие. Музей декоративно-прикладного и народного искусства

Л.В. Ивойлова

Алтайская государственная академия культуры и искусств

e-mail: [email protected]

Губернатор Алтайского края А.Б. Карлин

Проблема сохранения и восстановления самобытной народной культуры приобретает особую актуальность. В контексте задач, определённых Президентом РФ в послании к Федеральному собранию от 05.11.2008 г., намечены приоритетные направления этой деятельности: «…ещё один фактор, способный серьёзно упрочить нашу Федерацию, – это поддержка национальных традиций и культур народов России» . Таким образом, на самом высоком государственном уровне прозвучала установка на усиление внимания к сохранению и популяризации культурного наследия, укрепление взаимопонимания средствами народных традиций.

С наступлением XXI века ученые вновь заговорили о кризисе и даже исчезновении культуры. Справедливо Ю. Левада пишет, что «изменения в сфере культуры являются результатом совместного действия двух различных по своей природе кризисов: во-первых, общемирового, связанного с утверждением механизмов массовой культуры, во-вторых, специфически «нашего», постсоветсткого, то есть связанного с переходом от директивной культуры к открытой и массовой» . В настоящее время актуальным становится практическое решение проблемы угасания русской культуры. И здесь отрицательную роль играет недостаточность знаний о народной культуре, разрозненность теоретических исследований в этой области и временами сознательное неприятие народной культуры. Но отсутствуют научные исследования и конкретные практические рекомендации, как традиционная культура может помочь разрешению глобальных проблем современности. На данном этапе только формируется понимание того, что народная культура представляет собой важнейшее средство спасения будущего человечества.

Возросший интерес к традиционным ценностям культуры продиктован необходимостью восстановления исторической памяти народа. Ведь декоративно-прикладное творчество во всем многообразии своих элементов, обладает огромным творческим потенциалом. В его лучших произведениях органически сливаются традиционное и новое, национальное и общечеловеческое. Художественные традиции прошлого и новаторство художественных решений, опыт народных мастеров, включаясь в арсенал художественной культуры, способствуют многообразию видов и жанров народного декоративно-прикладного искусства, расширяют его диапазон. В нго включены унаследованные и усвоенные живущим поколением художественные ценности, созданные в предшествующие эпохи, а также переданные по традиции способы и средства восприятия произведений искусства, включая способы их хранения, распространения, репродукции, пропаганды .

Многие исследователи акцентируют внимание на изменениях в ценностных ориентациях людей, повышении значимости индивидуалистических ценностей. Остро стоит проблема коммерциализации культуры и связанная с ней проблема снижения уровня ее художественной ценности, а также невостребованности классических образцов декоративно-прикладного творчества массовым потребителем. Эти и другие негативные тенденции в развитии культуры в России могут стать существенным препятствием на пути прогрессивного развития нашего общества.

Какие же проблемы современной культуры больше всего волнуют передовых людей нашего времени?

  • Коммерциализация культуры и направленность на самых малообразованных и некультурных людей ведёт к понижению её уровня. При этом высокохудожественные произведения народного творчества не в состоянии экономически конкурировать с низкопробными: их нельзя поставить на поток, а создание требует значительного времени и аудитория меньше. В результате происходит отток способных людей от высокой культуры и растрачивание таланта впустую.
  • Общая проблема – сложность поддержки одарённых мастеров народного декоративно-прикладного творчества (их трудно отыскать и определить, а коммерческая отдача от них слаба) – в нашей стране усугубляется вообще нищенским положением работников культуры.

Изучение вещественных и невещественных источников, сохранение их в предметно-пространственной среде, использование методического потенциала в системе образования и воспитания даёт человеку возможность овладеть понятиями целостности жизни, осознать высокий нравственный статус традиций. Как показал практический опыт воссоздания народных промыслов, в новых, кардинально изменившихся условиях они не утрачивают своей способности воздействовать на все сферы общественной жизни, помогать в решении самых насущных проблем современности. Кроме того, народная культура (в том числе народное творчество) является действенным средством профилактики и преодоления негативных социальных явлений в детской и молодежной среде, формирования патриотических, гражданских качеств личности . Активное включение детей и молодёжи в сферу восстановления народных традиций и ремёсел также говорит о целенаправленной методике по воспитанию позитивного отношения к культурным традициям. Разработка методологии предполагает развитие нескольких направлений использования знаний традиционной культуры. Прежде всего, включение их в стандарты образования нового поколения в общегуманитарном цикле базисной части плана для всех стандартов и профессиональной вариативной – для художественных, художественно-педагогических и художественно-технологических специальностей.

Отдельное место занимают высшие профессиональные учебные заведения и специальности «Декоративно-прикладное искусство», «Народное художественное творчество», «Дизайн». Но и профессиональная подготовка по этим специальностям не ликвидирует проблему отсутствия квалифицированных специалистов в сфере изучения и сохранения народного декоративно-прикладного искусства и трансляции в современный социум лучших региональных и общероссийских традиций народной художественной культуры.

Составной частью работы по сохранению и обогащению народных традиций является поддержка народных художественных ремёсел и мастеров прикладного творчества. Народное искусство теряет свои художественные достоинства и все больше приобретает черты «сувенирности». Авторское право на художественное произведение народного мастера нигде не закреплено и не защищено. Музеи, выставочные центры, фонды не располагают материальными средствами для закупки творческих работ. Задача создания условий для сохранения и развития многообразия форм и жанров традиционной народной культуры предусматривает работу экспериментальных центров традиционной культуры, центров ремесел и фольклора, национально-культурных центров как научно-производственных и экспериментально-творческих площадок по внедрению программ, связанных с сохранением культурного наследия.

Анализ региональной практики свидетельствует о том, что в целях создания условий для сохранения и развития традиционной народной культуры необходима реализация комплекса программных мероприятий. Проводимая в крае работа по сохранению и развитию традиционной культуры способствует привлечению внимания общества к проблемам народной культуры, введению ее элементов в современную жизнь, росту числа участников клубных формирований, занимающихся сохранением народных традиций. Важнейшую роль в деле сохранения и развития на Алтае традиционной народной культуры играют культурно-досуговые учреждения, методические центры, народные отделения учреждений дополнительного и профессионального образования, которые сохраняют традиционную специфику и виды клубного досуга. Одним из факторов данного направления в Алтайском крае стала ведомственная целевая программа «Сохранение и развитие традиционной народной культуры Алтайского края» на 2012-2014 годы. Задачами этой программы является:

  • создание условий для сохранения и развития многообразия форм и жанров традиционной народной культуры;
  • расширение информационного пространства путем популяризации лучших образцов традиционной народной культуры и народного творчества, разработки и внедрения информационных технологий;
  • адресная поддержка мастеров и творческих коллективов, носителей и хранителей традиций нематериального культурного наследия;
  • обеспечение дальнейшего развития системы подготовки творческих кадров и специалистов сферы культуры.

Для решения этих задач предусмотрены программные мероприятия:

  • организация и проведение региональных, межрегиональных, всероссийских и международных фольклорных фестивалей, конкурсов, выставок, национальных праздников, праздников народного календаря, ярмарок народных промыслов и ремесел;
  • создание на базе муниципальных учреждений культуры экспериментальных центров традиционной культуры, центров ремесел и фольклора, национально-культурных центров;
  • организация и проведение фольклорноэтнографических экспедиций;
  • приобретение (закуп) в фонды государственных музеев изделий народных художественных промыслов признанного достоинства;
  • издание методических материалов, буклетов, каталогов объектов нематериального культурного наследия, народных промыслов и ремесел;
  • создание видеороликов, направленных на популяризацию традиционной народной культуры;
  • формирование и ведение каталогов объектов нематериального культурного наследия, народных промыслов и ремесел;
  • создание, продвижение и информационное сопровождение интернет-сайта по традиционной культуре Алтайского края;
  • присуждение премий за вклад в сохранение и развитие традиций нематериального культурного наследия;
  • поддержка народных мастеров Алтайского края;
  • участие фольклорных коллективов, хранителей народного эпоса, сказителей, мастеров-ремесленников в фестивалях, конкурсах, выставках и других культурных акциях регионального, межрегионального, всероссийского уровней;
  • совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов в области культурно-досуговой деятельности, направленной на сохранение традиционной народной культуры .

Проблемы изучения и сохранения народного декоративно-прикладного искусства требуют пристального внимания различных органов власти, учреждений культуры, искусства и образования, усилий общества и отдельных личностей. Использование нравственного потенциала культурного наследия должно помочь людям XIX столетия разобраться в проблемах сегодняшнего дня, заставить размышлять о всеобщей связи явлений окружающего мира, истории и современности, а вместе с этим и об ответственности людей друг перед другом, к каким бы нациям и народностям они не принадлежали.

Литература

  1. http://www.consultant.ru
  2. Левада Ю. От мнений к пониманию / Ю.А. Левада. – М., – 2000. – 576 с.
  3. Гусев В.Е. Русская народная художественная культура (теоретические очерки) / В.Е. Гусев. – СПб., 1993. – 111 с.
  4. http://www.altairegion22.ru/upload/iblock/029/445
  5. http://www.culture22.ru/programs/vedomstvenna

Народное декоративно-прикладное творчество - слож­ное и многогранное явление. Оно включает в себя самые раз­личные направления, виды, формы. Но все их объединяет со­четание практической целесообразности изделий с естествен­ной красотой их внешнего облика, идущей от окружающей природы.

В Древней Руси вся жизнь людей была буквально про­низана стремлением к красоте и гармонии с природной сре­дой. Дом, очаг, мебель, орудия труда, одежда, утварь, игруш­ки - все, к чему прикасались руки народных мастеров, во­площало их любовь к родной земле и врожденное чувство прекрасного. И тогда обычные бытовые предметы станови­лись произведениями искусства. Красоту их формы дополня­ли декоративные украшения в виде орнамента, изображений людей, зверей, птиц, сюжетных сценок.

Издревле народные мастера в своем творчестве исполь­зовали то, что давала им сама природа - дерево, глину, кость, железо, лен, шерсть. Природа постоянно служила главным источником вдохновения народных умельцев. Но, воплощая в своих произведениях образы природы, мастера никогда не копировали ее буквально. Озаренная народной фантазией ре­альность приобретала порой волшебные, сказочные черты, в ней быль и вымысел представлялись неразделимыми.

Именно это своеобразие народного декоративно-прикладного творчества, его неповторимая выразительность и соразмерность, вдохновляли и продолжают вдохновлять профессиональных художников. Однако не всем из них уда­ется в полной мере постичь и переосмыслить всю его глубину и духовный потенциал.

Как отмечает известный исследователь народного творчества М.А.Некрасова, в современных условиях «возрас­тает потребность народа в народном искусстве, в его подлин­ности, духовности. Но найти пути к сохранению народного искусства, к его плодотворному развитию можно только понимая его сущность, творческую и духовную, его место в со­временной культуре».

Ведущая творческая идея традиционного народного ис­кусства, основанная на утверждении единства природного и человеческого мира, проверенная опытом многих поколений, сохраняет всю свою значимость в искусстве современных народных художественных промыслов.

Познакомимся с наиболее известными из них.

Художественная обработка дерева

Дерево - один из древних символов России. В древнеславянской мифологии древо жизни символизировало мироздание. Тенистые рощи и дубравы, таинственные темные чащи и светло-зеленое кружево лесных опушек издревле притягивали к себе ценителей красоты, пробуждали у нашего народа творческую энергию. Не случайно у народных мастеров именно дерево - один из самых любимых природных материалов.

В разных уголках России сложились самобытные виды художественной обработки дерева.

Резьба по дереву - это богородская скульптурная и абрамцево-кудринская плоскорельефная резьба в Московской области; изготовление изделий с трехгранновыемчатой резь­бой Кировской, Вологодской, Томской, Иркутской, Архан­гельской областей; резьба по бересте в Вологодской и Киров­ской областях.

К традиционным художественным промыслам росписи по дереву относятся: Хохломской, Городецкий и Полхов-Майданский промыслы Нижегородской области; Сергиево-Посадская роспись с выжиганием, роспись с выжиганием в Кировской, Горьковской, Калининской, Иркутской и в ряде других областей; изготовление изделий со свободной кисте­вой росписью в Архангельской, Вологодской областях.

У каждого из этих промыслов есть своя история и свои неповторимые особенности.

Народное декоративно-прикладное творчество - слож­ное и многогранное явление. Оно включает в себя самые раз­личные направления, виды, формы. Но все их объединяет со­четание практической целесообразности изделий с естествен­ной красотой их внешнего облика, идущей от окружающей природы (69, С. 263).

Народное декоративно-прикладное искусство является неотъемлемой частью культуры, активно влияет на формирование художественных вкусов, обогащает профессиональное искусство и выразительные средства промышленной эстетики.

Народным декоративно-прикладным искусством называют искусство, пришедшее к нам из глубины веков, из глубины поколений, искусство преимущественно коллективное, сформировавшееся в народной, крестьянской среде.

Традиции в области народных художественных промыслов и ремесел включают отобранные и отшлифованные многими поколениями мастеров наиболее выразительные пропорции и формы предметов, их колористический строй, в орнаменте художественное отображение природной среды, флоры и фауны, на базе которых сформировалась данная орнаментальная культура и накопленные веками навыки мастерства в обработке различных природных материалов. Из поколения в поколение передавалось только то, что жизненно, прогрессивно, что нужно людям и способно к дальнейшему развитию.

В Древней Руси вся жизнь людей была буквально про­низана стремлением к красоте и гармонии с природной сре­дой, Дом, очаг, мебель, орудия труда, одежда, утварь, игруш­ки - все, к чему прикасались руки народных мастеров, во­площало их любовь к родной земле и врожденное чувство прекрасного, И тогда обычные бытовые предметы станови­лись произведениями искусства. Красоту их формы дополня­ли декоративные украшения в виде орнамента, изображений людей, зверей, птиц, сюжетных сценок.

Издревле народные мастера в своем творчестве исполь­зовали то, что давала им сама природа - дерево, глину, кость, железо, лен, шерсть. Природа постоянно служила главным источником вдохновения народных умельцев. Но, воплощая в своих произведениях образы природы, мастера никогда не копировали ее буквально. Озаренная народной фантазией ре­альность приобретала порой волшебные, сказочные черты, в ней быль и вымысел представлялись неразделимыми

Именно это своеобразие народного декоративно-прикладного творчества, его неповторимая выразительность и соразмерность, вдохновляли и продолжают вдохновлять профессиональных художников. Однако не всем из них уда­ется в полной мере постичь и переосмыслить всю его глубину и духовный потенциал.

В современных условиях возрас­тает потребность народа в народном искусстве, в его подлин­ности, духовности. Но найти пути к сохранению народного искусства, к его плодотворному развитию можно только понимая его сущность, творческую и духовную, его место в со­временной культуре.


Народное декоративно-прикладное творчество разнообразно. Это - вышивка, керамика, художественные лаки, ковроделие, художественная обработка дерева, камня, металла, кости, кожи и т. д.

Художественная обработка дерева. Дерево - один из древних символов России. В древнеславянской мифологии древо жизни символизировало мироздание. Тенистые рощи и дубравы, таинственные темные чащи и светло-зеленое кружево лесных опушек издревле притягивали к себе ценителей красоты, пробуждали у нашего народа творческую энергию. Не случайно у народных мастеров именно дерево – один из самых любимых природных материалов.

В разных уголках России сложились самобытные виды художественной обработки дерева. У каждого из них есть своя история и свои неповторимые особенности.

Абрамцево-кудринская резьба.

Декоративная ваза

Богородские изделия изготовляются из дерева мягких пород - липы, ольхи, осины. Основными инструментами народных мастеров были топор, специальный богородский нож и набор круглых стамесок различного размера. Лезвие богородского ножа оканчивается треугольным скосом и отто­чено до остроты бритвы.

Богородская резьба. И. К. Стулов.

«Царь Додон и Звездочёт»

В течение веков сложились так называемые маховые приемы резьбы. Любое изделие режется ножом «с маху», сра­зу начисто, быстро, точно, без каких-либо предварительных эскизов, подготовленных в рисунке или глине.

Богородские игрушки интересны не только резьбой, но и своей оригинальной конструкцией. Чаще всего это игрушки с движением. Их традиционный герой - богородский мишка - смышленый и деятельный медвежонок, выступающий в компании с человеком.

Богородская резьба. В.С. Шишкин. Игрушка «Пожарники»

Традиционным видом русского народного декоративно-прикладного твор­чества является изготовление художественно оформленных изделий из березовой коры, бересты .

Еще в древности бере­зовая кора привлекала мастеров народного искусства своей ослепительной белизной. При обработке береста сохраняла свои природные свойства: мягкость, бархатистость, гибкость и удивительную прочность, благодаря которым она применя­лась для изготовления сосудов для жидкостей, молока и меда. Известно, что на лесистой территории России - Воло­годской, Архангельской, Олонецкой, Вятской, Владимир­ской, Нижегородской губерниях, а также на Урале и в Сиби­ри - в Пермской, Тобольской губерниях издревле развива­лись промыслы, прославившиеся берестяными изделиями.

К ним относятся низкие широкие открытые сосуды - чекманы, кузовки, набирушки. Значительную часть представляют плетеные изделия. К ним относятся солонки, плетеная обувь - бродки, чехлы, сум­ки – заплечники. Наиболее сложные и трудоемкие предметы утвари - бураки, короба, туески.

Туесок.

Великий Устюг. Туесок. А.Е. Маркова

Просечная береста

Художественная обработка камня. Специфика материала - его твердость, прочность, кра­сота и разнообразие цвета - обуславливает широкое приме­нение твердого камня в ювелирной промышленности. Это особая область художественной обработки твердого камня, которая в настоящее время получила очень широкое распро­странение. Колье, подвески, броши, браслеты, перстни, серь­ги, заколки - широк ассортимент изделий из твердых пород камня.

Мастера, работающие над созданием ювелирных укра­шений, опираются на богатейшие традиции этого искусства в России. Художники стремятся выявить естественную красоту камня, используя неграненую поверхность, при которой осо­бенно четко видны оттенки цвета, природные включения.

Кроме юве­лирных украшений из твердого камня изготовляют довольно обширный ассортимент изделий. Это небольшие декоратив­ные вазы, лотки для ювелирных изделий, настольные прибо­ры для письменных принадлежностей, миниатюрная анима­листическая скульптура.

Резьба по камню.

Л.Н. Пузанов. Ваза «Осень» Резьба по камню.

Т.Ч. Ондар. Коза с козлёнком

Резьба по кости. Кость - материал, широко использо­вавшийся еще в глубокой древности.

Художественные промыслы по обработке кости сложились в основном на Севере. Материалом для художественной обработки служили бивни слона, мамонта, клык моржа Народные мастера суме­ли выявить и использовать замечательные свойства материа­ла для художественных изделий.

Бивень мамонта имеет красивый желтоватый тон и тек­стуру в виде миниатюрной сеточки. Благодаря своей твердо­сти, внушительным размерам, красивому цвету он пригоден для создания разнообразных художественных изделий. Из него можно делать вазы, кубки, настольную декоративную скульптуру, изделия с ажурной резьбой.

Клык моржа - красивый материал бело-желтого цвета Он употреблялся для создания миниатюрной скульптуры, раз­личных изделий с ажурной и рельефной резьбой, а также для гравировки. Кроме этих основных видов кости для создания художественных изделий употребляют простую животную кость - цевку, а также рог крупного скота. Хотя после отбелива­ния и обезжиривания простая животная кость и приобретает белый цвет, но она не имеет тех свойств, красоты, цвета, твер­дости, которыми обладают клыки моржа и мамонта.

Холмогорская резьба по кости. Декоративная ваза «Весна». Моржовая кость. Ажурная резьба

Резная кость.

Л.И. Теютина. «Забой моржей на лежбище»

Резная кость. Настольная табакерка

«На тони», 1976. А.В. Леонтьева

Резная кость.

Н. Килило.

Семья медведей

Художественная обработка металла имеет древние традиции. Возникновение в том или ином районе центров худо­жественной обработки металла было обусловлено рядом ис­торических, географических, экономических причин.

Русская чернь. Стопа. XVII в. Оружейная палата

Пос. Мстёра.

Вазочка-конфетница.

Медь, филигрань, серебрение

Народная керамика. Керамика - различные предметы из обожженной глины. Они создаются гончарами. Повсюду, где имелись природные запасы глины, пригодной для обработки, мастера-гончары изготавливали разнообразные по формам и декору миски, кувшины, блюда, фляги и другие предметы, широко использовавшиеся народом в быту.

Скопинская керамика. Кувшин.

Последняя четверть XIX века

Гжельская керамика. В Гжели Московской области издавна существовало производство керамических изделий, которым занималось почти всё население местных деревень.

Уже в XVII в. гжельские мастера славились гончарны­ми изделиями, а глины, которые они употребляли, отлича­лись высоким качеством.

В середине XVIII века гжельские мастера начали вы­пускать изделия в технике майолики, с росписью по сырой эмали. Блюда, квасники, кувшины они украшали нарядной росписью зеленых, желтых, фиолетовых тонов. На них изо­бражались цветы, деревья, архитектура, целые сюжетные сцены.

Сосуды украшались также скульптурой: условно пере­данными человеческими фигурками, птицами, животными. Скульптура выполнялась отдельно.

Керамика. А.И. Рожко.

Квасник на двух птицах Керамика. З.В. Окулова. Набор чайников

Кружевоплетение. Русские кружева ручного плетения известны в истории наших народных художественных промыслов с конца XVIII века Ручное кру­жевоплетение возникло и сформировалось сразу как народ­ный промысел, не проходя стадии домашнего ремесла. За­падноевропейское кружево стало проникать в Россию во вто­рой половине XVII - начала XVIII вв.; оно служило отделкой одежды дворян и помещиков. С распространением моды на кружева и кружевные отделки многие дворяне заводят у себя крепостные мастерские по кружевоплетению Ранние круже­ва, относящиеся к XVIII - первой половине XIX вв., нередко выполнялись из золотых и серебряных ниток с добавлением жемчуга.

Вологодское кружево

Елецкое кружево

Вышивка - один из древнейших видов прикладного искусства. Это искусство возникло в незапамятные времена и пере­давалось из поколения в поколение. С течением веков посте­пенно сложился традиционный круг узоров, характер рас­цветки, выработались многочисленные приемы выполнения вышивки.

Народная вышивка выполнялась без предварительного рисунка. Свои узоры вышивальщицы знали наизусть, усваи­вая их и запоминая вместе с освоением самого процесса ис­полнения. Основные традиционные узоры, характерные для каждой местности, сохранились и по сей день (69, С. 263-304).

Мстёрская вышивка

Ивановская вышивка Крестетская вышивка

Декоративно-прикладное творчество - обширный раздел искусства, охватывающий различные сферы художественной деятельности и ориентированный на создание изделий утилитарного характера. Эстетический уровень таких произведений, как правило, достаточно высокий. Собирательный термин объединяет два вида искусств - прикладное и декоративное. Первое обладает признаками практического применения, второе призвано украшать среду обитания человека.

Творчество и утилитарность

Прикладное искусство - что это такое? Прежде всего, это предметы, характеристики которых близки к художественному стилю, а их предназначение достаточно разнообразно. Вазы, кувшины, посуда или сервизы из тонкого фарфора, а также многие другие изделия служат украшением гостиных, кухонных гарнитуров, спален и детских комнат. Некоторые предметы могут быть произведениями подлинного искусства и тем не менее относиться к разряду прикладного творчества.

Широкая сфера деятельности

Прикладное искусство - что это такое с точки зрения мастера? Трудоемкий творческий процесс или простая поделка, изготовленная из подручных материалов? художественное произведение, заслуживающее самой высокой оценки. Утилитарное предназначение изделия не умаляет его достоинств. Декоративно-прикладное творчество - это широкое поле деятельности для художников и скульпторов, дизайнеров и стилистов. Особенно ценятся эксклюзивные произведения искусства, созданные в единственном экземпляре. В то же время изделия, выпускаемые серийно, причисляются к сувенирной продукции.

Украшения в доме

Декоративно-прикладное искусство - что это такое, если рассматривать его как часть эстетического наполнения бытовой среды? Можно с уверенностью сказать, что все изделия и предметы, расположенные вокруг, отражают вкусы людей, находящихся в непосредственной близости с ними, поскольку человек старается окружить себя красивыми вещами. Декоративно-прикладное творчество дает возможность украсить жилье, офисное помещение, зону отдыха. Особое внимание уделяется оформлению помещений для детей.

И, наконец, прикладное искусство - что это такое в понимании общественности? Это выставки, вернисажи, ярмарки и еще многие другие публичные мероприятия, приобщающие людей к культуре. Изобразительное декоративно-прикладное творчество повышает уровень развития человека, способствует формированию его эстетического вкуса. Кроме того, осмотр экспозиций расширяет общий кругозор. Каждая выставка прикладного искусства - это знакомство широкой публики с новыми достижениями в области художественного творчества. Подобные мероприятия имеют особое значение в воспитании молодого поколения.

Немного истории

Народное декоративно-прикладное искусство берет свое начало в русских селах. Нехитрые поделки доморощенных мастеров-умельцев нередко классифицируются как изделия в категории "народно-прикладное искусство". Хорошим примером фольклорного стиля является так называемая - раскрашенные петушки, фигурки, украшения из красной глины.

Промысел уходит корнями в прошлое, ему более четырехсот лет. Появилось древнее прикладное искусствоблагодаря народному празднику "Свистунья", когда все женское население лепило глиняные свистульки к этому дню в виде курочек, барашков, лошадей. Гулянье продолжалось два дня.

Со временем праздник утратил свое значение, а народно-прикладное искусство продолжало развиваться. В настоящее время дымковские художественные изделия тиражируют в производственном объединении "Вятская игрушка". Изделия традиционно покрывают белилами и раскрашивают яркими, сочными красками.

Изобразительно-прикладное искусство

Изделия народного художественного творчества в оригинальном виде, как правило, становятся основой для Сказочные персонажи, придуманные жителями русских деревень, отображаются в знаменитых палехских шкатулках, жостовских подносах, деревянных хохломских изделиях. Прикладное искусство России многообразно, каждое направление по-своему интересно, изделия русских мастеров пользуются высоким спросом у зарубежных коллекционеров.

"Спрос рождает предложение" - эта формулировка как нельзя лучше отражает положение дел в сфере народных художественных промыслов России. К примеру, художественные изделия в стиле гжель пользуются популярностью во всем мире на протяжении нескольких веков. Знаменитые бело-синие вазы, тарелки, чайные и желанны в каждом доме, а особо ценные экземпляры составляют гордость коллекционеров. До сих пор неясно, что такое прикладное искусство - работа, ремесло или художественное творчество. По сути, каждое изделие требует определенных усилий для его создания, и при этом необходимо придать образу художественную ценность.

Прикладное искусство в детской комнате

В определенных случаях тематика художественного творчества может быть обращена к младшему поколению. Особую ценность имеют изделия, изготовленные детскими руками. Непосредственность, свойственная мальчикам и девочкам дошкольного возраста, наивная фантазия вперемешку с желанием выразить свои сокровенные чувства порождают настоящие шедевры. Детское прикладное искусство, представленное рисунками, пластилиновыми фигурками, картонными человечками, - это самое настоящее художественное творчество. Сегодня по всей России проводятся конкурсы, в которых участвуют маленькие "художники" и "скульпторы".

Современное русское прикладное искусство

Фотографии, даггеротипы, офорты, гравюры, эстампы, так же как и множество других примеров, - это тоже художественное творчество. Изделия могут быть самыми разными. При этом их все объединяет принадлежность к общественной и культурной жизни под общим названием - декоративно-прикладное искусство. Работы в этой области отличаются особым фольклорным стилем. Недаром все художественные промыслы брали свое начало в российской глубинке, в деревнях и селах. В изделиях прослеживается доморощенная непритязательность и полное отсутствие той претенциозности, которая иногда встречается в произведениях изящного искусства. Вместе с тем художественный уровень народного творчества достаточно высокий.

В России декоративно-прикладное искусство является частью экономической мощи страны. Ниже приводится список основных направлений народных художественных промыслов, которые получили мировое признание и отправляются на экспорт в промышленных объемах.

  1. Лаковые миниатюры на деревянной основе (Палех, Мстёра, Федоскино).
  2. Жостовская художественная роспись по металлу, лиможская эмаль, финифть.
  3. Хохломская, городецкая, мезенская художественная роспись по дереву.
  4. Гжель, филимоновская игрушка, дымковская игрушка - художественная роспись по керамике.

Палех

Палехский народно-художественный промысел появился на российских просторах в начале 20-го века. Искусство лакового рисунка возникло в небольшом поселке Ивановской губернии под названием Палех. Промысел явился продолжением иконописного искусства, которое уходит корнями в допетровские времена. Позже мастера Палеха участвовали в росписи Московского Кремля, Новодевичьего монастыря, соборов Троицко-Сергиевой лавры.

Революция 1917 года отменила иконопись, художники остались без работы. В 1918 году мастерами была создана палехская художественная артель, в которой расписывались деревянные поделки. Затем умельцы научились создавать шкатулки из папье-маше и расписывать их в стиле миниатюры, используя традиционные иконописные технологии.

В 1923 году лаковые миниатюры были представлены на Всероссийской сельскохозяйственной и промышленной выставке, где получили диплом 2-й степени. А еще через два года палехские шкатулки экспонировались в Париже, на Всемирной выставке.

Успех необычных художественных изделий стал стимулом для создания организаций "Союз художников Палеха" и "Палехские художественные мастерские" при Художественном фонде СССР.

Федоскино

С этим словом ассоциируют русскую лаковую живопись с применением Промысел появился в подмосковной деревне Федоскино во второй половине 18-го века. Рисунок наносился на изделия из папье-маше и затем покрывался лаком в несколько слоев.

Начало искусству федоскинской миниатюры положил русский купец П. И. Коробов, побывавший в немецком городе Брауншвейге и перенявший там технологии по созданию табакерок, бисерниц, шкатулок и других изделий, украшенных живописными картинками.

Федоскинская лаковая миниатюра раскрашивается масляными красками в четыре приема: сначала делается набросок рисунка ("замалевок"), затем детальная проработка ("перемалёвка"), лессировка - покрытие прозрачными красками, последний процесс - бликовка, передающая блики и тени на изображении.

Федоскинская техника рисунка предусматривает использование подкрасочного слоя из светоотражающих компонентов: металлического порошка или поталя. В отдельных случаях мастер может сделать подкладку из перламутра. Прозрачные лессировочные краски вместе с подкладкой создают неповторимый эффект глубокого свечения. Красочный слой подчеркивается черным фоном.

Мстёра

Так назвали русский народный промысел, появившийся в середине 18-го века во Владимирской губернии. Началось все с "мелочных писем" - миниатюрных икон с прорисовкой мельчайших деталей. После революции 1917 года, когда отпала нужда в иконописи, мстёра перешла на шкатулки и коробочки из папье-маше. Рисунок наносился замешанными на яичных желтках. К середине 20-го века окончательно образовались технологии лаковой миниатюры мстёра.

Основные принципы нанесения рисунка заключаются в переводе общих контуров с кальки на поверхность изделия, затем следует "роскрышь", нанесение непосредственно рисунка. Следующий этап - детальная роспись. И наконец "плави" - окончательное раскрашивание с бликовкой, включающей в себя твореное золото (мельчайший золотой порошок). Готовое изделие покрывается прозрачным лаком в шесть слоев с промежуточной сушкой, затем полируется.

Характерные признаки мстёрской живописи - это ковровая декоративность, утонченная игра оттенков и три цветовые гаммы, используемые в раскраске: желтая охряная, красная и серебристо-голубая. Тематика рисунка классическая: сказочные сюжеты, исторические памятники, архитектура.

Жостово

Народный промысел жостовский - это металлические подносы, раскрашенные в особом стиле. Зародилось жостовское искусство в начале 19-го века, в деревнях Троицкой волости, в Подмосковье. Жители трех сел (Осташково, Жостово и Хлебниково) занялись изготовлением расписных изделий из папье-маше. А в мастерской братьев Вишняковых стали делать подносы из жести с красочным рисунком.

Прейскурант Вишняковых включал в себя два десятка различных изделий из металла и папье-маше, все они были расписными, красочно оформленными и пользовались высоким спросом на ярмарках, при этом на первом плане всегда был раскрашенный поднос.

Жостовская роспись - это цветочная тема в нескольких вариантах: букет садовый, цветы "враскидку", гирлянда, плетеный венок. Полевые растения составляли отдельную композицию.

Букеты на подносе выглядят натурально за счет тщательной проработки мелких деталей. Палитра цветов при этом используется максимально насыщенная. Фон, как правило, черный, края подноса украшаются ажурным орнаментом, растительным или стилизованным под древесную структуру. Жостовский поднос всегда расписывается вручную и является эксклюзивным произведением искусства.

Хохлома

Такое название получил русский народный промысел, уходящий корнями в начало 17-го века. Хохломская роспись наиболее сложная и дорогостоящая из всех ныне существующих методик. Художественное прикладное искусство - это длительный творческий процесс, связанный с обработкой древесины, многослойной грунтовкой и раскрашиванием масляными красками.

Процесс изготовления хохломских изделий начинается с заготовок. Сначала мастера то есть колят топором деревянные бруски. Затем заготовки обрабатываются на станках до нужных размеров и формы. Обработанные заготовки называются "бельем". После шлифовки их промазывают специальной жидкой глиной и просушивают. Затем уже грунтованные заготовки покрывают несколькими слоями льняного масла с промежуточной просушкой. Далее следует лужение, или втирание в поверхность алюминиевого порошка, после чего изделие становится бело-зеркального цвета. На этой стадии оно уже готово к росписи.

Основные цвета хохломы - это черный и красный (сажа и киноварь), вспомогательные краски: золотая, коричневая, светло-зеленая и желтая. Кисти при этом используются очень тонкие (делаются исключительно из беличьих хвостов), поскольку мазки наносятся едва заметным касанием.

Тематическое содержание рисунка - ягоды рябины, калины, земляника, мелкая листва, тонкие, слегка изогнутые зеленые стебли. Все рисуется яркими, интенсивными красками, контуры четко обозначаются. Изображение построено по принципу контрастности.

Гжель

Это наиболее популярный народный промысел, традиционный российский центр производства художественной керамики. Занимает обширный регион, состоящий из 27 деревень, под общим названием Гжельский куст, в 60 километрах от Москвы.

Гжельские места испокон веков славились залежами высокосортной глины, годной для аптекарских сосудов. В 1770 году гжельские волостные земли были приписаны к Аптекарскому приказу. Тогда же в гжельских деревнях наладили производство кирпича, гончарных труб, печных изразцов и детских игрушек для Москвы.

Посуда из гжельской глины была особенно хорошая, легкая и прочная. В начале 19-го века в волости насчитывалось 25 заводов по производству посуды. Близость Москвы стимулировала развитие выпуска глиняных изделий, на столичных ярмарках продавалось несметное количество мисок, тарелок, блюд и прочей кухонной утвари.

Гжельские игрушки в то время делали из отходов посудного производства. Сколько бы глины ни оставалось, всю ее использовали для лепки петушков, курочек, барашков и козочек. Первоначально кустарные мастерские работали хаотично, но вскоре наметилась определенная линия в производстве. Сырье стали заготавливать специально для сувенирной продукции, мастера также специализировались по профилю наиболее востребованных изделий.

Белые блестящие лошадки и статуэтки раскрашивались в разные цвета до тех пор, пока не появился кобальт, универсальная краска. Интенсивный ярко-синий цвет как нельзя лучше сочетался с белоснежной эмалью заготовки. В 50-х годах прошлого столетия художники полностью отказались от всех других цветов и стали пользоваться поглазурной синей кобальтовой раскраской. Мотивы рисунка при этом могли быть самыми разными, на любую тему.

Прочие ремесла

Спектр российских народно-художественных промыслов декоративно-прикладного искусства необычайно широк. Здесь и художественное каслинское литье, и чеканка с элементами вкрапления. Технологии интарсии и маркетри позволяют создавать великолепные картины и панно. Русское прикладное искусство - это обширный культурный пласт страны, достояние общества.

Декоративно-прикладное искусство (ДПИ)- искусство изготовления бытовых предметов, обладающих художественными и эстетическими качествами и предназначенных не только для практического употребления, но и для украшения жилищ, архитектурных сооружений, парков и т.д.

Вся жизнь первобытных племен и цивилизаций была связана с язычеством. Люди поклонялись разным божествам, предметам - траве, солнцу, птице, дереву. Чтобы «задобрить» одних богов и «отогнать» злых духов, древнейший человек, строя дом, обязательно дополнял его «оберегами» - рельефом, наличниками на окнах, животными и геометрическими знаками, имеющими символическое и знаковое значение. Одежда обязательно оберегала хозяина от нечисти полосой орнамента на рукавах, подоле и воротнике, ритуальный орнамент имела и вся посуда.

Но с древнейших времен свойственно человеку было и стремление к красоте в окружающем его предметном мире, поэтому изображения стали приобретать все более эстетический вид. Постепенно утратив свое первоначальное значение, они стали больше украшать вещь, чем нести какую- то магическую информацию. На ткани наносили вышитые узоры, керамику украшали орнаментом и изображениями, сначала выдавленными и процарапанными, затем нанесенными глиной другого цвета. Позднее с этой целью использовали цветные глазури и эмали. Металлические изделия отливали в фигурных формах, покрывали чеканкой и насечкой.

К декоративно-прикладному искусству относятся и художественно выполненные мебель, посуда, одежда, ковры, вышивка, ювелирные изделия, игрушки и другие предметы, а также орнаментальные росписи и скульптурно- декоративная отделка интерьеров и фасадов зданий, облицовочная керамика, витражи и т.п. Очень распространены промежуточные формы между ДПИ и станковым искусством - панно, гобелены, плафоны, декоративные статуи и пр., - которые составляют часть архитектурного целого, дополняют его, но могут рассматриваться и отдельно, как самостоятельные художественные произведения. Иногда в вазе или ином предмете на первое место встает уже не функциональность, а красота.

На развитии прикладного искусства сказались условия жизни, быта каждого народа, природные и климатические условия его обитания. ДПИ - это один из древнейших видов искусства. В течение многих веков оно развивалось в народной среде в форме народных художественных ремесел.

Вышивка. Свои истоки берет в глубокой древности, когда использовали костяные, а затем бронзовые иглы. Вышивали на одежде льняной, хлопковой, шерстяной. В Китае и Японии вышивали цветными шелками, в Индии, Иране, Турции - золотом. Вышивали орнаменты, цветы, животных. Даже внутри одной страны существовали совершенно разные типы вышивок в зависимости от местности и проживающей там народности, как, например, вышивка красной нитью, цветная вышивка, вышивка крестом, гладью и т.п. Мотивы и цвет часто зависели от предназначения предмета, праздничного или бытового.

Аппликация. Разноцветные кусочки ткани, бумаги, кожи, меха, соломы нашивают или наклеивают на материал другого цвета или выделки. Необычайно интересна аппликация в народном искусстве, особенно народов Севера. Аппликацией украшают панно, гобелены, занавеси. Часто аппликация выполняется просто как самостоятельная работа.

Витраж. Это сюжетная декоративная композиция из цветных стекол или другого материала, пропускающего свет. В классическом витраже отдельные куски цветных стекол соединялись между собой прокладками из наиболее мягкого материала - свинца. Таковы витражи многих соборов и храмов Европы и России. Также применялась и техника живописи по бесцветному или цветному стеклу силикатными красками, закрепляемыми затем легким обжигом. В 20в. стали выполнять витражи из прозрачных пластмасс.

Современный витраж используется не только в храмах, но и в жилых помещениях, театрах, гостиницах, магазинах, метрополитенах и т.д.

Роспись. Композиции, выполненные красками на поверхности тканей, деревянных, керамических, металлических и др. изделий. Росписи бывают сюжетные и орнаментальные. Они широко используются в народном искусстве и служат украшением сувенирных изделий или предметов быта.

Керамика. Изделия и материалы, выполненные из глины и различных смесей с ней. Название произошло от местности в Греции, бывшей с глубокой древности центром гончарного производства, т.е. по изготовлению глиняной посуды и утвари. Керамикой называют и облицовочную плитку, часто покрытую росписями. Основные виды керамики - глина, терракота, майолика, фаянс, фарфор, каменная масса.

Кружево . Ажурные изделия из ниток. По технике исполнения подразделяются на ручные (плетеные на точеных палочках - коклюшках, шитые иглой, вязанные крючком или спицами) и машинные.

Плетение из бересты, соломы, лозы, лыка, кожи, ниток и т.д. один из древнейших видов декоративно- прикладного искусства (известен со времен неолита). В основном плетением изготовляли посуду, мебель, кузова, игрушки, шкатулки.

Резьба. Способ художественной обработки материалов, при котором специальным режущим инструментом вырезаются скульптурные фигуры или на гладкой поверхности делается какое- либо изображение. На Руси наиболее была распространена резьба по дереву. Ею покрывались наличники домов, мебель, орудия труда. Существует резная скульптура из кости, камня, гипса и др. много резных изделий относятся к украшениям (камни, золото, бронза, медь и т.д.) и оружию (дерево, камень, металлы).

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...