Художественная обработка портрета. Как обрабатывать портретные фотографии

Профессиональная ретушь фотографии в фотошопе

1. Открываем исходный файл. В данном случае мы будем ретушировать фотографию, сделанную мной в стиле Beauty. 2.Для начала определим все «косяки», которые нам нужно будет исправить:

1 – круги под глазами 2 – асимметрия глаз и лица в целом 3 – пухлые щеки (хотя тут на вкус и цвет, лично я люблю «скулистых») 4 – широкий подбородок 5 – широкий нос (также ИМХО) 6 – волосы на лбу 7 – пыль на матрице 8 – носогубные складки 9 - прыщи, угри, и различные неровности кожи 3. Делаем копию нашего background. Назовем «лицо». Берем инструмент Patch Tool и начинаем «убирать» косяки на коже (круги под глазами, прыщики, морщинки, усы и т.д.) Для тех, кто не знает, как пользоваться – берем инструмент и выделяем область, которую нам нужно исправить, затем перетаскиваем выделение на чистый участок кожи, тем самым плохой заменяется хорошим. Тем же инструментом можно избавится от грязи на фоне


6. Получаем:

6. Заплатка, которой мы пользовались, очень грубый инструмент, и после себя она оставляет так называемые «рубцы», от которых нам тоже нужно избавится, к этому мы вернемся, а для пока «изменим» форму лица, добавим ему более худощавого вида, и попробуем добиться симметрии. Идем в Filter – Liquify. Левый глаз нам нужно сделать чуть больше, следовательно берем Bloat Tool , параметры кисти (справа): Brush Size – 736 Brush Density – 66 Brush Rate – 18 Наводим кисть на зрачок – и нажимаем 2 раза. Наш глаз поравнялся со вторым С теми же параметрами кисти, но уже с помощью Pucker Tool уменьшим носик, включая переносицу, следите за тем, чтобы диаметром своей кисти вы не затронули глаза и губы. Нажимать не более трех раз. 6. Переходим к щекам. Чтобы уменьшить щеки и вытянуть подбородок нам необходимо воспользоваться инструментом Forward Warp Tool (Самый верхний слева на панели инструментов). Но чтобы не захватить руки и волосы, закроем их маской. Берем инструмент Freeze Mask Tool. Изменяя ее диаметр, закрашиваем область рук и волос возле щек. Если вы нечаянно залезли маской на лицо, то ее можно стереть ластиком, который находится ниже кисти самой маски:


Теперь берем Freeze Mask Tool и «утягиваем» щеки. Тоже самое с подбородком. Настройки кисти должны остаться предыдущими, только диаметр будет меняться (Brush Size). Тут уж как ком удобно, мне нравится работать с большим диаметром.: Получаем:

7. Теперь будем «сглаживать» кожу. Делать мы будем это совершенно примитивно, так как методов на форуме существует куча, но у меня отличие состоит в том. Что мы сначала «убьем» текстуру кожи напрочь, а потом будем ее «восстанавливать» чужой. Это можно сделать блюром или всем известной портретурой. Делаем копию слоя Лицо и называем его «блюр». Идем в Filter – Imagenomic – Portraiture. Находим пипетку (Pick Mask Color) по коже лица. Нажимаем ОК. Вот такая у нас получилась "замыленная" особа:


8. Но мы же ее не хотим так оставлять? Берем ластик Opacity 100% (жесткость – 0%) И «стираем» волосы, колье, глаза, губы, брови, ногти, края носа, пальцев и края всего тела. Затем меняем Opacity на 30% и немного «проявим текстуру кожи», стираем немного на щеках, декольте, плече и лбу. После этих действий нажимаем «Alt+Ctrl+Shift +E» (слияние всех слоев), получаем:

9. Получившийся слой назовем «цветокоррекция». Идем в Image – Adjustments – Selective Color и выставляем такие значения:

Нажимаем «Ок», Идем в Image – Adjustments – Color Balance


11. Теперь будем добавлять контрастности и объема картинки с помощью инвертированной маски слоя а так же burn и dodge. Создаем копию слоя цветокоррекция. Нажимаем на кнопку Add layer mask, которая находится внизу вкладки Layers:

Идем в Image – Adjustments – Invert. Выбираем инструмент «Brush Tool» (кисть), она должна быть белого цвета, с мягкими краями, диаметр вы будете регулировать сами «по ходу», так же как и Opacity , но примерно у меня прозрачность всегда стоит на уровне – 10-15. Режим наложения слоя ставим на Screen. Сейчас мы будем «высветлять» различные участки кожи. Для начала пройдемся кисточкой с большим диаметром по всему лицу и телу, дабы задать «тон». Следите за тем, чтобы активным всегда была маска слоя, а не сам слой, иначе у вас ничего не получится. Я выделила участки кожи, по которым нам нужно пройтись белой кистью, сделать их светлее (лоб, нос, волосы, ключица и т.д.):

Не бойтесь несколько раз проводить кистью по одному и тому же месту, но и следите, чтоб не переборщить Получаем:


12. Теперь будем «затемнять» некоторые участки кожи:

Нажимаем «Alt+Ctrl+Shift +E» (слияние всех слоев), и опять создаем инвертированную маску слоя как в предыдущем действии, только режим наложения вместо Screen ставим Multiply. Параметры кисти те же самые, и она также белого цвета. Если вы нечаянно кистью попали на фон или на нежелательный участок кожи, вы всегда можете воспользоваться ластиком. Получаем в итоге:

13. Но не всегда Маска спасает. Есть еще такие инструменты как Dodge Tool и Burn Tool. С их помощью я «рисую» мелкие детали, так называемые «блики» на коже, что добавляет «глянцевитости» моим снимкам. Нажимаем «Alt+Ctrl+Shift +E» (слияние всех слоев) и выбираем инструмент Dodge Tool (Параметры: Range – Midtones, Exposure – 10 , диаметр всегда разный). Нарисуем им для начала «красивые глазки» (я выделила область по которой уже прошлась доджем) .

В данном уроке вы научитесь создавать модную ретушь модели в Adobe Photoshop. Вы увидите процесс создания замечательного эффекта натуральной кожи без использования дорогих плагинов и фильтров.

Заключительный результат

Детали урока:

Программа: Adobe Photoshop CS2+
Сложность: Для начинающих
Время выполнения: 10-15 минут

В качестве работы была выбрана данная фотография модели.

Шаг 1. Откройте загруженное изображение модели. Запомните, что не все изображения девушек подходят для ретуши. Вы должны выбрать изображение в высоком разрешении, кожа модели не должна быть слишком гладкой, либо размытой, на ней должны выделяться поры. Для примера, каким должно быть изображение модели, автор привел ниже следующее.

Создайте новый слой поверх слоя с моделью, Ctrl+Shift+N , выберите инструмент Spot Healing Brush Tool (J) (Инструмент "Точечная восстанавливающая кисть") и включите опцию "Sample All Layers" ("Образец со всех слоев") на панели настроек инструмента. Благодаря этому, мы затронем только те участки изображения, которые нам необходимы, в крайнем случае, все можно вернуть обратно. Настройте инструмент, как показано ниже.

Нажимайте по одному клику мыши в тех местах, где необходимо избавиться от дефектов кожи. Изменяйте размер кисти инструмента, в зависимости от размера пятна. Помните, что данным инструментом можно исправить далеко не все дефекты, поэтому вы можете использовать так же и иные, такие как Clone Stamp Tool (S) (Инструмент "Штамп"), Patch Tool (J) (Инструмент "Заплатка") и другие для ретуши в дальнейшем. Для модели, у которой кожа не имеет большого количества дефектов, как ту, которую использовал автор, вполне подойдет инструмент Spot Healing Brush Tool (J) (Инструмент "Точечная восстанавливающая кисть"). Не старайтесь сделать кожу идеальной, просто немного уберите лишнее. На изображении ниже можно увидеть результат работы автора.

Шаг 2. Нажмите одновременно Ctrl+Shift+Alt+E , для объединения слоев в один, который появится сверху всех слоев. Выберите фильтр Filter - Sharpen - Smart Sharpen (Фильтр - Усиление резкости - "Умная" резкость).

Настройте фильтр следующим образом: Эффект 30% , Радиус 1,0 пикс .

Результат.

Данный шаг не является обязательным и зависит от резкости изображения модели. Если она выглядит очень грубой, вы можете смягчить ее, прежде чем приступать к следующему шагу.

Шаг 3. Снова объедините все слои, как вы это сделали в начале второго шага. Перед началом, снова просмотрите все участки кожи на предмет дефектов, иначе после применения следующего фильтра эффект будет ужасным. Выберите фильтр Filter - Other - Custom (Фильтр - Другие - Заказная)

Если для вашего изображение необходимо немного подправить яркость, вы можете сделать это, заполнив поле "Offset" ("Сдвиг"), либо оставить его пустым.

Результат.

Если результат вас не удовлетворил, вы можете уменьшить эффект с помощью команды Edit - Fade: Custom (Редактирование - Ослабить: Заказная).

В Палитре слоев, внизу, нажмите на команду "Добавить слой-маску" , для создания маски слоя. Затем, уберите, с помощью черной, мягкой кисти, излишки резкости в области волос, глаз и бровей, губ и зубов.

Шаг 4. Далее, мы будем создавать корректирующие слои. Выберите следующий корректирующий слой Layer - New Adjustment Layer - Selective Color (Слой - Новый корректирующий слой - Выборочная коррекция цвета), настройте его, в соответствии с примером на изображении ниже.

Результат создания корректирующего слоя.

Шаг 5. Создайте следующий корректирующий слой: Layer - New Adjustment Layer - Photo Filter (Слой - Новый корректирующий слой - Фотофильтр).

Результат добавления корректирующего слоя.

Шаг 6. Создайте два корректирующих слоя Layer - New Adjustment Layer - Color Balance (Слой - Новый корректирующий слой - Цветовой баланс), настройки каждого смотрите ниже.

Результат создания двух корректирующих слоев "Цветовой баланс".

Шаг 7. Если вы выбрали изображение другой модели, то вы еще можете поработать с корректирующими слоями, чтобы добиться желаемого результата. Теперь мы немного осветлим темную зону шеи модели. Создайте новый слой поверх всех слоев, выберите инструмент Brush Tool (B) (Инструмент "Кисть"), кисть белого цвета, мягкая, и немного закрасьте место, указанное на изображении ниже.

Измените режим наложения нового слоя, в Палитре слоев, на Soft Light 100%.

Шаг 8. На этом этапе мы осветлим лицо. Создайте новый слой поверх всех, выберите инструмент Brush Tool (B) (Инструмент "Кисть"), кисть белого цвета, мягкая, и проведите ей в области лба, с непрозрачностью кисти 40% , между бровями, под левым глазом и под губами с непрозрачностью 100% , под правым глазом с непрозрачностью 30% , над губами с непрозрачностью кисти 70% .

Soft Light (Мягкий свет), Непрозрачность 60% .

Шаг 9. Создайте новый слой, с помощью инструмента Brush Tool (B) (Инструмент "Кисть"), кисть мягкая, цвет #c6828d , подрумяньте щеки нашей модели. Затем, измените режим наложения слоя на Soft Light (Мягкий свет), Непрозрачность 100% .

Шаг 10. Добавим тени на лице. Создайте новый слой. Выберите светло серый цвет #c7bdb9 и проведите инструментом Brush Tool (B) (Инструмент "Кисть") по краям лица модели, как показано на изображении ниже.

Измените режим наложения слоя на Multiply (Умножение), Непрозрачность 30% .

Шаг 11. Чтобы подчеркнуть красивые губы создайте новый слой, выберите цвет #b45f6d , проведите кистью по губам, как показано на изображении ниже.

Измените режим наложения слоя на Soft Light (Мягкий свет), Непрозрачность 50% .

Шаг 12. Чтобы осветлить зубы, по старой схеме создайте новый слой и проведите мягкой кистью белого цвета по зубам.

Режим наложения слоя измените на Soft Light (Мягкий свет), Непрозрачность слоя 30% .

Шаг 13. Создайте новый слой. Снова воспользуйтесь мягкой кистью, цвет #b37c76 . Проведите кистью в зоне век, как показано на изображении ниже.

Измените режим наложения слоя на Linear Burn (Линейный затемнитель), Непрозрачность 30% .

Шаг 14. На заключительном этапе создайте новый слой, нажмите Ctrl+Shift+N , Режим выберите "Перекрытие" , Непрозрачность 100% , выберите опцию "Выполнить заливку нейтральным цветом режима "Перекрытие" (серым 50%)".

С помощью следующих инструментов Burn Tool (O) (Инструмент "Затемнитель") и Dodge Tool (O) (Инструмент "Осветлитель"), со следующими настройками, Диапазон Средние тона , Экзпозиция 40-50% , мы подчеркнем черты лица модели. Выбрав инструмент Dodge Tool (O) (Инструмент "Осветлитель") проведите кистью для усиления яркости по следующим зонам лица: переносица, подбородок, лоб, кожа над и под глазами, участок под носом, белая оболочка глаз (если имеются значительные покраснения).

Инструмент Burn Tool (O) (Инструмент "Затемнитель") применим для затемнения некоторых участком, таких как: бока носа, радужная оболочка глаз, веки, ресницы, в особенности их кончики. Имейте ввиду, что все затемнения и осветления зависят от исходного изображения модели, от того, как падает свет и тень на лицо. Результат, полученный автором, вы можете посмотреть на изображении ниже.

Заключительный результат

При увеличении отдельных участков

До и после

Мы надеемся, вам понравился урок по созданию натуральной кожи лица. Если вам есть что сказать, задать вопрос, не стесняйтесь - напишите нам в комментариях! Так же ждем ваших работ.

Итак, у нас есть портрет. И всем мы в нем довольны, кроме некоторых изъянов на лице (родинок, синяков под глазами, неудачной волосинки, пересекащей щеку и т.д.) и некоторой нерезкости по контурам. Невелика беда, собственно. Итак, нам нужен Photoshop CS и терпение, потому как с первой попытки все сразу может не получиться.

Для начала масштабируем снимок до 100-150% и находим ту область, над которой мы собираемся работать. К примеру, глаз, под которым у нас есть небольшие синячки (фото 0_1).

Выбираем в панели инструментов Healing Brush Tool (фото 1) и задаем ей значения (фото 2) Hardness 5-8%, Spacing 4-10% (в зависимости от интенсивности самого синяка или дефекта кожи). Выбираем диаметр (размер кисточки) соответственно масштабам картинки. Он должен быть в 3-5 раз меньше размера обрабатываемой области. При нажатой кнопке Alt находим то место на лице модели, которое по вашему мнению должно быть одинаковым с той областью которую мы хотим получить (обычно это область чуть-чуть ниже самого синяка или вокруг дефекта). Теперь, отпустив Alt аккуратным мазочком, проводим по нижнему краю области, от которой хотим избавиться. Тут главное - не переборщить и не замазать в порыве энтузиазма все целиком. Смотрим на результат. Если вы все сделали правильно, то нижняя часть поврежденного участка стала на 50% соответствовать желаемому результату, т.е. граница «приемлемо» сместилась. Делаем следующий мазок, потом еще один... и так до того момента, пока не избавимся от синяка вовсе. Затирая эти нежелательные мелочи под глазами, не нужно увлекаться и забывать о том, что людей совсем без синяков не бывает. Так или иначе, под глазами у нас всегда будет тень. Так что не вычищайте совсем уж все — получится кукла. Просто сделайте это тенью от ресниц и бровей, а не отпечатком бессонных ночей или еще какой другой напасти. С первого раза тут вряд ли получится, но в процессе освоения и смелых экспериментов легко быстро научиться чувствовать силу своего мазка и нужный диаметр кисточки в тот или иной момент.

Кстати, для более простых процедур (удаление шрамика, прыщика, родинки) легче использовать Spot Healing Brush Tool (фото 3), находящуюся в том же меню. Надо аккуратно выделить этой кисточкой точку, которую исправляете — все остальное сделает сам Photoshop, причем на основе фактуры, окружающей эту самую точку.

Обратите внимание, что в отличие от использования функции Clone Stamp эти кисточки более точно сохраняют фактуру кожи и передают ее резкость, при этом видоизменяя и меняя их друг с другом, так, что кожа выглядит родной и естественной. Такой способ лучше подходит при обработке портрета в фотошопе.

Итак, «косметику» мы сделали, теперь нас все устраивает, только вот резкости по контурам не хватает. Подчеркнуть бы посильнее толстые участки и чуток поменьше - области волосинки, а кое-где бы вообще нет. Легко.

Создаем дубль слоя. Идем в Filters — Other — High Pass (фото 4) и задаем Radius (фото 5) от 1 до 2. Тут все зависит от количесва линий на вашей картинке и того, насколько сильно вы хотите придать резкости контурам. В портрете это обычно 1,6.

Далее идем в режим смешивания слоев и задаем нашему серому контурному слою режим (фото 6) Overlay или Soft Light. А это зависит от того, насколько интенсивно вы хотите воздействовать и на какие участки; попробуйте сначала один, потом другой и выберите тот, который нравится вам больше.

Теперь, если какую-то область вам хочется сделать еще менее резко или не хочется шарпить вообще, то вы можете пройтись по верхнему слою резинкой со значением прозрачности 20-30% и руками проконтролировать интенсивность резкости в тех или иных участках.

Ну что ж, все готово. У нас есть большой красивый снимок, фактура кожи на месте, синяков и изъянов нет, резкость нас устраивает, остается только теперь его сжать, чтобы куда-нибудь выставить и показать, и при этом всю эту нашу резкость и фактурность оставить.

Первый и самый простой способ это сделать тут же - ресайз до нужного нам размера, сделать шарп и радоваться результату. К сожалению, в этом случае в 80%, если у нас был портрет не очень крупным планом, то есть изначально не было видно очень четко фактуру кожи, то маленький размер будет замыленной пластмассой. А если уж мы делали софт или гламур, то маленький размер можно смело обозвать куклой барби из шлифованного пластика и радоваться жизни.

А можно не полениться и потратить лишние три минуты на правильное сжатие.

Итак, делаем увеличение до 1600% и находим область глаз. Так как мы работаем над портретом, это - самая важная часть нашего снимка. Идем в Filter — Sharpen — Unsharp Mask (фото 7) и задаем значения (фото 8) Radius 0,2 или 0,3 пикселя, Thereshold ставим равным нулю. А теперь главное правило для того, чтобы ваша картинка была достаточно резкая на вашем увеличенном на 1600% масштабов, границы пиксей должны быть четкими и ровными. Потяните поплавок Amount на значении 0,2 пиксела у Радиуса вперед, до достижения эффекта, и только если вам не хватает значения для необходимой четкости, поменяйте радиус на 0,3. Обычно после применения фильтра Hight Pass ничего трогать даже не приходится.

Теперь начинайте правильно менять размер картинки. Чем меньше шаг для изменения размера (фото 9) вы выберете, тем более четко сможете контролировать процесс и влиять на результат. Обычно шага в 20% или 300 пикселей по ширине хватает для адекватного контроля. Итак, уменьшили картинку на 20% и вернулись к Unsharp Mask. Снова подкорректировали резкость до появления границ пикселей (ровных, но не в перебор контрастных) на масштабе 1600 и снова сделали ресайз... И так до момента достижения нужного вам размера.

А теперь сравните результаты.

Мало того, что, по сравнению с первым вариантом уменьшения, картинка не потеряла резкость и фактурность, так она еще и приобрела в некоторых случаях эффект фотографии, напечатанной на глянцевой бумаге (чем меньше будет шаг ресайза, тем больший глянец вы получите в конечном результате). Кстати, это так же является одним из единственных способов сохранения фактуры шума в его изначальном виде при ресайзе с большого формата (фото 0_2).

Дерзайте! Все гениальное — просто.

В этом уроке мы расскажем, как исправить дефекты изображения на фотографии с невысоким качеством, а также поделюсь очень быстрым и простым способом выровнять кожу лица. Женщина на этом фото - не модель, но мы видим ее яркий характер; нет смысла чрезмерно ретушировать снимок. Сделаем так, чтобы он выглядел естественно.

Фото

Фотографию, на которой мы будем практиковаться в этом уроке, можно скачать на стоке Free Range Stock по этой ссылке . Метод, который я покажу, можно использовать и для редактирования фотографий в жанре бьюти, для этого надо всего лишь изменить некоторые настройки, которые мы будем использовать, чтобы выровнять кожу.

Шаг 1

Взглянув на канал Blue , вы увидите, что он не особо удачен. Многие особенности, свойственные фотографии в формате JPG, не особо видны при просмотре RGB, но по нескольким разным причинам все равно есть смысл произвести коррекцию. Это в первую очередь уменьшит дефекты цвета изображения и гарантирует большую гибкость при осуществлении последующих коррекций.

Создайте копию слоя Background Layer . В этом новом слое откройте Filter > Blur > Gaussian Blur . Задайте значение радиуса, равное 10. Нажмите OK . В качестве режима смешивания выберите цвет. Чтобы открыть опции смешивания, дважды кликните по данному слою справа от его названия. В меню Advanced Blending уберите галочки перед R и G . Таким образом, любая коррекция будет производиться исключительно с каналом Blue . Снова оцените канал Blue : стало лучше.

Шаг 2

Теперь с помощью кривых выровняем цвет изображения. Рекомендуется использовать именно кривые, а не уровни, так у вас будет куда больше контроля над ситуацией (пресет для кривых).

Создайте новый слой для манипуляций с кривыми (Curves Adjustment) , потом нажмите на маленькую кнопочку справа от Preset C ontrol и выберите Load Preset для загрузки моего файла.

Шаг 3

Способ, которым мы будем выравнивать кожу лица, практически не требует прибегания к клонированию. Для любых крупных дефектов на коже - в данном случае это четыре больших пигментных пятна - используем Healing Brush Tool (J) .

Создайте новый чистый слой сразу поверх копии фона (B ackground C opy) . Выберите Healing Brush (J) , не забыв убедиться, что в графе с ее характеристиками выбрано Sample All Layers . Проведя кистью по этим конопушкам, вы их уберете.

Не забывайте, что никакие изменения нельзя сохранять в исходном файле, ведь у вас в любой момент может возникнуть желание отменить все изменения. Вот почему мы рисовали кистью в новом слое.

Шаг 4

Выберите три слоя, находящихся под слоем, в котором редактировались кривые. Перетащите их вниз к кнопке New Layer , чтобы создать их копии. Чтобы объединить три этих дубликата, нажмите Command + E .

Выберите инструмент Polygonal Lasso и обведите лицо. В чрезмерной аккуратности нет необходимости. Теперь вернитесь обратно и, удерживая Alt , удалите выделение на таких областях как глаза, брови, ноздри. Снова вернитесь и выделите все остальное, что следует оставить как есть, - контур носа, ямочки, ключицы, линию подбородка. Вот так выглядит мой выбор областей:

Нажмите Shift + Command + I , чтобы инвертировать выбранную область, затем нажмите Delete . Изменений на этом этапе вы не заметите, потому что на нижнем слое все то же самое, что мы только что вырезали.

Шаг 5

Откройте Filter > Blur > Gaussian Blur . Задайте значение радиуса, равное 20, затем задайте значение непрозрачности (Opacity), равное 75 %. Выберите и скопируйте те же три нижних слоя, что и недавно. Чтобы объединить три этих дубликата, нажмите Command + E . Переместите полученный слой поверх того слоя, в котором производилось выравнивание кожи. Выбрав новый слой, нажмите Command + Alt + G , и вы получите маску (C lipping M ask) ; она будет отмечена стрелкой, показывающей вниз. Это означает, что нижний прозрачный слой будет маской для верхнего слоя.

Шаг 6

Выберите все тот же нижний слой, откройте Filter > Other > High Pass . Задайте значение радиуса, равное 4.

Теперь вы можете заметить присутствие маски (C lipping M ask) , но ненадолго. Выберите режим смешивания для данного слоя Linear Light , значение непрозрачности (Opacity) , равное 40 %. Готово!

Посмотрите на фотографию ниже и сравните снимки до и после обработки.

Этот метод эффективен при ретуши любого портрета, но цель обработки не в том, чтобы сделать любого человека похожим на модель, а в том, чтобы лишь немного сгладить дефекты кожи, сохранив ее естественность. Поэтому такая обработка годится для работы с портретом обычного человека.

(ISO 800 | 300mm | f/5.6 | 1/100) прекрасной девушки Маши была сделана давным-давно и пылилась в архивах, ожидая своего времени:

1. Первым делом я конвертировал её в 16-bit TIFF в Lightroom-е, практически ничего не трогая в настройках (только убрал blacks на 0 и поднял fill light на 20):

2. Полученную «серую» картинку, нарочно сделанную такой слабоконтрастной (для обработки это хорошо, потому что из неконтрастной картинки можно сделать более контрастную, а наоборот будет намного сложнее), загрузил в Photoshop:

3. Сделал копию слоя (Cmd + J) и очистил кожу от мелких дефектов при помощи healing Brush (это очень удобный для этого инструмент, главное следить за тем, чтобы Кисть была с жёсткими краями, без прозрачности и чтобы совпадали фактуры — те, откуда берём и те, куда переносим):

4. Затем я создал новый корректирующий слой (Layer -> New Adjustment Layer -> Curves…) и прилепил к нему маску, чтобы он воздействовал только на скинтона. Саму маску я создал при помощи инструмента Select -> Color Range… А потом дорулил её при помощи простых кисточек: если сделать Alt + клик на маске, то во весь экран будет только маска:

5. После создания маски отредактировал кривую, повысив Контраст кожи:

6. Далее создал ещё один корректирующий слой (опять Layer -> New Adjustment Layer -> Curves…), но кривая уже другая, которая повышает яркость глаз. Соответственно, и маску я уже к ней другую нарисовал, которая позволяла действовать корректирующему слою только на глаза:

Вообще, использование корректирующих слоёв вместе с масками - это очень удобное решение для такой работы. Всегда можно вернуться к настройкам и подкрутить кривые, а так же можно подредактировать маски, ограничив зону воздействия таких слоёв.

7. Следующим шагом я решил увеличить резкость изображения. Для этого я скопировал слой с чистой кожей и обработал его при помощи High Pass:

8. Radius подбирается по вкусу. =:) Чтобы видеть его результат сразу на картинке, надо сразу сложить слой, повышающий резкость, при помощи Soft Light (более слабое воздействие) или Overlay (сильнее, чем Soft Light):

9. Я в High Pass выбрал радиус 5 и сложение слоя при помощи Soft Light:

10. Следующим этапом нужно было несколько высветлить нижние веки. Для этого я создал чистый новый слой, сложил его при помощи Screen:

11. …и нарисовал на этом слое мягкой полупрозрачной кисточкой пару штрихов, высветливших глаза. Цвет я выбирал пипеткой из областей, которые надо высветлить:

12. Затем я создал ещё один новый слой для затемнения ярких областей и положил его уже по Multiply:

13. Принципы работ точно такие же - области закрашиваются мягкой, полупрозрачной кисточкой с цветом той зоны, которую надо «погасить» (берётся пипеткой или при помощи клавиши Alt):

14. Следующим шагом я создал виньетку. Для начала я обычным Polygonal Lasso Tool обозначил ту область, которую я хочу оставить яркой, там где Виньетка не должна действовать. Причём, что удобно - селекцию можно подвигать, после того как «нарисовал» её:

15. Инвертировал селекцию:

16. И при помощи инструмента Refine Edgе…:

17. …размыл селекцию, она стала мягкой:

18. Создал новый чистый слой и залил его по получившейся селекции чёрным цветом:

После этого селекцию можно снять и ластиком стереть те области, затемнение получилось излишним или очень плотным.

19. Полученный слой складываю по Soft Light и получаю аккуратное затемнение по краям картинки:

20. Финальный штрих - небольшой сдвиг теней в синий цвет, для усиления цветового контраста картинки:

В результате получился такой вот портретик:

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...