Деревянная мельница в хохловке рассказ. Архитектурно-этнографический музей под открытым небом "Хохловка"

Архитектурно-этнографический музей "Хохловка" - первый на Урале музей деревянного зодчества под открытым небом. Музей начал создаваться в 1969 году и был открыт для посетителей в сентябре 1980 года. Музейный ансамбль расположен на живописном берегу Камы в 43 км. от Перми у с. Хохловка (Пермский район). В него входят 23 памятника деревянного зодчества конца XVII – второй половины XX вв., которые представляют лучшие образцы традиционной и культовой архитектуры народов Прикамья. Во многих памятниках размещены этно-стилизованные интерьеры и выставочные комплексы. Площадь музея разделена на несколько секторов: Северо-Западное (Коми-Пермяцкий округ), Северное и Южное Прикамье. Для каждого из этих условных районов Прикамья характерна своя архитектура. Здесь ежегодно проводятся ставшие традиционными массовые мероприятия - праздники народного календаря, фольклорные музыкальные праздники, военно-исторические и арт-фестивали. Наиболее популярны Масленица, Троица, Яблочный Спас. Также в Хохловке проходит популярный пермский фестиваль "КАМВА". Вход на территорию музея – от 100 до 200 рублей с человека. Как проезать: На пригородном автобусе № 340 "Пермь-Хохловка". Автобус ходит с автовокзала Перми 3-4 раза в день.

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Координаты : 58°15′40″ с. ш. 56°15′40″ в. д.  /  58.26111° с. ш. 56.26111° в. д.  / 58.26111; 56.26111 (G) (Я)
Архитектурно-этнографический музей "Хохловка"
Дата основания
Местонахождение Пермский край , Пермский район, с. Хохловка
Директор Кокоулин Валерий Витальевич
Сайт
К:Музеи, основанные в 1969 году

Хо́хловка - архитектурно-этнографический музей в Пермском крае, основанный в 1969 г. Открыт для посетителей 17 сентября 1980 г. Музей расположен на живописном берегу реки Камы в 43 км от Перми, около села Хохловка. Это первый на Урале музей деревянного зодчества под открытым небом . В его составе 23 уникальных памятника конца XVII - первой половины XX в. На территории площадью, по разным источникам, 35-42 гектара находятся различные деревянные здания и сооружения, привезённые сюда из других мест и представляющие собой лучшие образцы народной строительной и художественной культуры региона. Во многих памятниках размещены этно-стилизованные интерьеры и выставочные комплексы. АЭМ «Хохловка» является филиалом Пермского краевого музея .

На фото - церковь Преображения (1707 г.) и сторожевая башня (XVII в.).

Объекты музея

  • Церковь Преображения , 1707 г. из с. Янидор Чердынского района
  • Церковь Богородицкая , 1694 г. из с. Тохтарёво Суксунского района
  • Сторожевая башня , XVII в. из с. Торговище Суксунского района
  • Колокольня , 1781 г. из д. Сыра Суксунского района
  • Изба Кудымова , XVIII в. из д. Яшкино Юсьвинского района
  • Гумно с овином , 1920 г. из с. Ошиб Кудымкарского района
  • Пожарное депо , 1930-е гг. из д. Скобелевка Пермского района
  • Амбар для зерна , 1906 г. из с. Хохловка Пермского района
  • Михайловский соляной ларь , 1880-е г г. из г. Соликамска
  • Никольский соляной амбар , 1880-е гг. из г. Соликамска
  • Ветряная мельница , XIX в. из д. Шихари Очёрского района
  • Рассолоподъёмная башня , XIX в. из г. Соликамска
  • Никольская солеварня , 1880-е гг. из г. Соликамска
  • Дом усадьбы Светлакова , 1920 г. из д. Дёма Кочёвского района
  • Изба Игошева , кон. XIX в. из д. Грибаны Уинского района
  • Охотничье становище , 1996 г.

Мероприятия в музее

На территории музея регулярно проходят различные этнические и культурные фестивали и праздники.

2006 год

2007 год

2008 год

2009 год

2010 год

2011 год

2015 год

Помимо «Хохловки», в Пермском крае расположены различные музеи под открытым небом, представляющие экспозиции архитектурно-этнографического и краеведческого содержания.

См. также

  • Лудорвай »
  • Архитектурно-этнографический музей «Тальцы »

Напишите отзыв о статье "Хохловка (музей)"

Ссылки

  • - анонсы мероприятий в АЭМ «Хохловка»

Примечания

Литература

  • Памятники истории и культуры Пермской области / сост. Л. А. Шатров. 2-е изд., перераб. и доп. Пермь: Кн. изд-во, 1976.
  • Канторович Г. Д. Музей под открытым небом как форма сохранения памятников деревянного зодчества в Прикамье // Коноваловские чтения. Березники, 1995. Вып. 1.
  • Терехин А. С. Архитектура Прикамья XVI-XIX веков. Пермь, 1970.

Отрывок, характеризующий Хохловка (музей)

Пьер был в таком состоянии неясности мысли, что при слове «удар» ему представился удар какого нибудь тела. Он, недоумевая, посмотрел на князя Василия и уже потом сообразил, что ударом называется болезнь. Князь Василий на ходу сказал несколько слов Лоррену и прошел в дверь на цыпочках. Он не умел ходить на цыпочках и неловко подпрыгивал всем телом. Вслед за ним прошла старшая княжна, потом прошли духовные лица и причетники, люди (прислуга) тоже прошли в дверь. За этою дверью послышалось передвиженье, и наконец, всё с тем же бледным, но твердым в исполнении долга лицом, выбежала Анна Михайловна и, дотронувшись до руки Пьера, сказала:
– La bonte divine est inepuisable. C"est la ceremonie de l"extreme onction qui va commencer. Venez. [Милосердие Божие неисчерпаемо. Соборование сейчас начнется. Пойдемте.]
Пьер прошел в дверь, ступая по мягкому ковру, и заметил, что и адъютант, и незнакомая дама, и еще кто то из прислуги – все прошли за ним, как будто теперь уж не надо было спрашивать разрешения входить в эту комнату.

Пьер хорошо знал эту большую, разделенную колоннами и аркой комнату, всю обитую персидскими коврами. Часть комнаты за колоннами, где с одной стороны стояла высокая красного дерева кровать, под шелковыми занавесами, а с другой – огромный киот с образами, была красно и ярко освещена, как бывают освещены церкви во время вечерней службы. Под освещенными ризами киота стояло длинное вольтеровское кресло, и на кресле, обложенном вверху снежно белыми, не смятыми, видимо, только – что перемененными подушками, укрытая до пояса ярко зеленым одеялом, лежала знакомая Пьеру величественная фигура его отца, графа Безухого, с тою же седою гривой волос, напоминавших льва, над широким лбом и с теми же характерно благородными крупными морщинами на красивом красно желтом лице. Он лежал прямо под образами; обе толстые, большие руки его были выпростаны из под одеяла и лежали на нем. В правую руку, лежавшую ладонью книзу, между большим и указательным пальцами вставлена была восковая свеча, которую, нагибаясь из за кресла, придерживал в ней старый слуга. Над креслом стояли духовные лица в своих величественных блестящих одеждах, с выпростанными на них длинными волосами, с зажженными свечами в руках, и медленно торжественно служили. Немного позади их стояли две младшие княжны, с платком в руках и у глаз, и впереди их старшая, Катишь, с злобным и решительным видом, ни на мгновение не спуская глаз с икон, как будто говорила всем, что не отвечает за себя, если оглянется. Анна Михайловна, с кроткою печалью и всепрощением на лице, и неизвестная дама стояли у двери. Князь Василий стоял с другой стороны двери, близко к креслу, за резным бархатным стулом, который он поворотил к себе спинкой, и, облокотив на нее левую руку со свечой, крестился правою, каждый раз поднимая глаза кверху, когда приставлял персты ко лбу. Лицо его выражало спокойную набожность и преданность воле Божией. «Ежели вы не понимаете этих чувств, то тем хуже для вас», казалось, говорило его лицо.
Сзади его стоял адъютант, доктора и мужская прислуга; как бы в церкви, мужчины и женщины разделились. Всё молчало, крестилось, только слышны были церковное чтение, сдержанное, густое басовое пение и в минуты молчания перестановка ног и вздохи. Анна Михайловна, с тем значительным видом, который показывал, что она знает, что делает, перешла через всю комнату к Пьеру и подала ему свечу. Он зажег ее и, развлеченный наблюдениями над окружающими, стал креститься тою же рукой, в которой была свеча.
Младшая, румяная и смешливая княжна Софи, с родинкою, смотрела на него. Она улыбнулась, спрятала свое лицо в платок и долго не открывала его; но, посмотрев на Пьера, опять засмеялась. Она, видимо, чувствовала себя не в силах глядеть на него без смеха, но не могла удержаться, чтобы не смотреть на него, и во избежание искушений тихо перешла за колонну. В середине службы голоса духовенства вдруг замолкли; духовные лица шопотом сказали что то друг другу; старый слуга, державший руку графа, поднялся и обратился к дамам. Анна Михайловна выступила вперед и, нагнувшись над больным, из за спины пальцем поманила к себе Лоррена. Француз доктор, – стоявший без зажженной свечи, прислонившись к колонне, в той почтительной позе иностранца, которая показывает, что, несмотря на различие веры, он понимает всю важность совершающегося обряда и даже одобряет его, – неслышными шагами человека во всей силе возраста подошел к больному, взял своими белыми тонкими пальцами его свободную руку с зеленого одеяла и, отвернувшись, стал щупать пульс и задумался. Больному дали чего то выпить, зашевелились около него, потом опять расступились по местам, и богослужение возобновилось. Во время этого перерыва Пьер заметил, что князь Василий вышел из за своей спинки стула и, с тем же видом, который показывал, что он знает, что делает, и что тем хуже для других, ежели они не понимают его, не подошел к больному, а, пройдя мимо его, присоединился к старшей княжне и с нею вместе направился в глубь спальни, к высокой кровати под шелковыми занавесами. От кровати и князь и княжна оба скрылись в заднюю дверь, но перед концом службы один за другим возвратились на свои места. Пьер обратил на это обстоятельство не более внимания, как и на все другие, раз навсегда решив в своем уме, что всё, что совершалось перед ним нынешний вечер, было так необходимо нужно.
Звуки церковного пения прекратились, и послышался голос духовного лица, которое почтительно поздравляло больного с принятием таинства. Больной лежал всё так же безжизненно и неподвижно. Вокруг него всё зашевелилось, послышались шаги и шопоты, из которых шопот Анны Михайловны выдавался резче всех.
Пьер слышал, как она сказала:
– Непременно надо перенести на кровать, здесь никак нельзя будет…
Больного так обступили доктора, княжны и слуги, что Пьер уже не видал той красно желтой головы с седою гривой, которая, несмотря на то, что он видел и другие лица, ни на мгновение не выходила у него из вида во всё время службы. Пьер догадался по осторожному движению людей, обступивших кресло, что умирающего поднимали и переносили.
– За мою руку держись, уронишь так, – послышался ему испуганный шопот одного из слуг, – снизу… еще один, – говорили голоса, и тяжелые дыхания и переступанья ногами людей стали торопливее, как будто тяжесть, которую они несли, была сверх сил их.
Несущие, в числе которых была и Анна Михайловна, поровнялись с молодым человеком, и ему на мгновение из за спин и затылков людей показалась высокая, жирная, открытая грудь, тучные плечи больного, приподнятые кверху людьми, державшими его под мышки, и седая курчавая, львиная голова. Голова эта, с необычайно широким лбом и скулами, красивым чувственным ртом и величественным холодным взглядом, была не обезображена близостью смерти. Она была такая же, какою знал ее Пьер назад тому три месяца, когда граф отпускал его в Петербург. Но голова эта беспомощно покачивалась от неровных шагов несущих, и холодный, безучастный взгляд не знал, на чем остановиться.
Прошло несколько минут суетни около высокой кровати; люди, несшие больного, разошлись. Анна Михайловна дотронулась до руки Пьера и сказала ему: «Venez». [Идите.] Пьер вместе с нею подошел к кровати, на которой, в праздничной позе, видимо, имевшей отношение к только что совершенному таинству, был положен больной. Он лежал, высоко опираясь головой на подушки. Руки его были симметрично выложены на зеленом шелковом одеяле ладонями вниз. Когда Пьер подошел, граф глядел прямо на него, но глядел тем взглядом, которого смысл и значение нельзя понять человеку. Или этот взгляд ровно ничего не говорил, как только то, что, покуда есть глаза, надо же глядеть куда нибудь, или он говорил слишком многое. Пьер остановился, не зная, что ему делать, и вопросительно оглянулся на свою руководительницу Анну Михайловну. Анна Михайловна сделала ему торопливый жест глазами, указывая на руку больного и губами посылая ей воздушный поцелуй. Пьер, старательно вытягивая шею, чтоб не зацепить за одеяло, исполнил ее совет и приложился к ширококостной и мясистой руке. Ни рука, ни один мускул лица графа не дрогнули. Пьер опять вопросительно посмотрел на Анну Михайловну, спрашивая теперь, что ему делать. Анна Михайловна глазами указала ему на кресло, стоявшее подле кровати. Пьер покорно стал садиться на кресло, глазами продолжая спрашивать, то ли он сделал, что нужно. Анна Михайловна одобрительно кивнула головой. Пьер принял опять симметрично наивное положение египетской статуи, видимо, соболезнуя о том, что неуклюжее и толстое тело его занимало такое большое пространство, и употребляя все душевные силы, чтобы казаться как можно меньше. Он смотрел на графа. Граф смотрел на то место, где находилось лицо Пьера, в то время как он стоял. Анна Михайловна являла в своем положении сознание трогательной важности этой последней минуты свидания отца с сыном. Это продолжалось две минуты, которые показались Пьеру часом. Вдруг в крупных мускулах и морщинах лица графа появилось содрогание. Содрогание усиливалось, красивый рот покривился (тут только Пьер понял, до какой степени отец его был близок к смерти), из перекривленного рта послышался неясный хриплый звук. Анна Михайловна старательно смотрела в глаза больному и, стараясь угадать, чего было нужно ему, указывала то на Пьера, то на питье, то шопотом вопросительно называла князя Василия, то указывала на одеяло. Глаза и лицо больного выказывали нетерпение. Он сделал усилие, чтобы взглянуть на слугу, который безотходно стоял у изголовья постели.

Пермь, Музеи

Хохловка - это первый на Урале архитектурно-этнографический музей деревянного зодчества под отрытым небом. Музей начал создаваться в 1969 году и был открыт для посетителей в сентябре 1980 года. На территории в 43 гектара собраны наиболее привлекательные, интересные и значимые с точки зрения истории сооружения со всей когда-то Пермской губернии.

Например, вывезенный из Соликамска уникальный архитектурный комплекс Усть-Боровского солеваренного завода, который демонстрирует технологический процесс получения соли: от выкачивания рассола из скважины до погрузки. Для этого на территории Хохловки в самой живописной ее части на берегу Камы стоят 12-метровая рассолоподъемная башня, соляной ларь-отстойник, варница и соляной амбар. Добыча соли - это одна из важных вех истории края, и не зря Пермяка кличут . Более пяти столетий тяжелым трудом зарабатывалось это прозвище.

Кроме солеваренного комплекса в Хохловке собрано еще 19 памятников деревянного зодчества конца XVII - начала XX вв.

В другой части Музея, на месте нынешней деревни Гора размещается Коми-Пермяцкий сектор. Здесь ссоседились 5-6 крестьянских усадеб, и любому туристу будет любопытно заглянуть в усадьбу зажиточного крестьянина, в избу бедняка коми-пермяка и в зимовье охотника.

Поднявшись выше, попадем в сектор «Северное Прикамье». Здесь можно прогуливаться меж уникальных деревянных построек, которые являются образцами жилой архитектуры края. Образцом для этого сектора Хохловки стало село Янидор Чердынского района. Застройка этого села оказалась типичной для поселений северных территорий Пермского края. Здесь же можно познакомиться с разнообразием транспортных средств - лодок, барж, телег, саней, волокуш, которые широко применялись в хозяйстве северных народов.

Особое место в секторе «Южного Прикамья» занимает колокольня, привезенная из села Сыра. Издалека виден Островерхий шатер колокольни. Она и является центром этой экспозиции под открытым небом, деля первенство с Богородицкой церковью из села Тохтарево (рубленой в 1694 году). Эта церковь покоряет зрителя своей красотой и изяществом. Оба памятника архитектуры привезены из Суксунского района и географически установлены на самой высокой точке полуострова.

«Хохловка удивляет не только памятниками деревянной архитектуры. Главный секрет - в гармонии зодчества и природы: с верхушки холма открывается вид на редкой красоты пейзаж - просторы речной глади, лесистые холмы, скалы вдоль залива; еловый лес чередуется с березовыми рощицами, заросли можжевельника соседствуют с рябиной, черемухой, калиной. А зимой можно отдохнуть от городской суеты, насладившись красивейшим пейзажем, увидеть ледяные просторы Камы, заснеженные крыши церквей, зимнее солнце в густой невесомой дымке на белых просторах… » - Так поэтично описывают Музей побывавшие там.

Расстояние до Перми: 40 км.

Как добраться:

На автомобиле по дороге в направлении Ильинского, свернуть на Хохловку. Парковка и вход в музей находятся рядом с дорогой.

Хохловка - это архитектурно-этнографический музей, расположенный в 43 километрах от Перми, на полуострове Варнач. Это первый уральский музей деревянного зодчества под открытым небом, он основан в 1969 году, всего на 3 года позже, чем знаменитые Кижи.

Место для музея было выбрано очень удачно. Комплекс расположен не в искусственном парке, а окружен девственным лесом.

С северной стороны музея между живописных холмов вьётся красавица Кама.

А в южной части комплекса вы точно надолго задержитесь на набережной Камского водохранилища, любуясь синевой воды и величественными скалами.

Более 20 деревянных сооружений, привезенных из разных районов Пермского края, разбросаны по территории 30-40 га и очень органично вписаны в ландшафт.

Всё выглядит настолько естественно, что невольно возникает ощущение, что ты случайно попал в машину времени и прокатился лет на 200 назад.

Возле избы, как и положено, растет картофель, ограда сооружена без единого гвоздя, а водосток деревянный.

В некоторых избах размещены этно-стилизованные интерьеры.

Все строения соединены между собой различными лестницами и переходами, вдоль которых то и дело встречаются лавочки и смотровые площадки.

Чтобы незабываемые впечатления от прогулки остались не только у взрослых, по всей территории тут и там можно найти различные деревянные фигуры и детские городки, конечно, современные, но так гармонично вписывающиеся в общую картину, что действительно забываешь, что ты в 21 веке.

На территории комплекса живет олень Айхо. Хотя северные олени постоянно и не живут на территории Пермского края, но периодически заходят в северные его районы. А манси, представители одного из коренных народов, населявших Прикамье, занимались охотой на оленей и разводили их в качестве домашних животных.

А подруга Айхо, олениха Най, совсем не против время от времени оторваться от свежих веточек и составить компанию посетителям музея.

Последуем примеру Най и прогуляемся по экскурсионной тропе, разглядывая памятники деревянного зодчества.

Типичные практически для любой российской местности ветряная мельница и колокольня 1781 года постройки.

Пожарное депо 1930-х годов.

Сторожевая башня, копия 1905 года оригинала 1660 годов.

Тропинка петляет между строений и через мостик приводит к охотничьему становью. Сделано оно исключительно стильно: лесной полумрак, запах хвои, тишина. И вот ты уже чувствуешь себя утомленным охотником, а твоим единственным желанием является - спрятать пушнину в лабаз и отдохнуть в охотничьей избушке, переночевать в которой может любой.

Охотничье становье охраняет то ли леший, то ли какой-то другой лесной дух.

А теперь покинем тишину леса и переместимся в индустриальный район, на территорию солевого завода 1880 года, доставленного из Соликамска.

Вообще история Пермского края началась с солеварения, работа на любом этапе производства была крайне тяжелая, рабочие буквально «просаливались», отсюда и пермяк - соленые уши. Технология производства не менялась веками, так что примерно так могли выглядеть первые постройки пермяков.

В рассолоподъемной башне рассол поднимался по стволу скважины.

А это не просто бревнышко, это трубопровод, по которому рассол поступал в следующее сооружение.

В варнице рассол выпаривался при очень высокой температуре, готовую соль выгребали специальными граблями.

И последний «цех» соляного завода - амбар, куда соль переносили огромными мешками.

На всей территории музея в большей или меньшей степени стоит запах дерева. А вот рядом с заводом пахнет по-особенному, здесь стоит запах соленого дерева, который постепенно тает в воздухе по мере удаления от завода вверх по тропе.

И напоследок рассмотрим главные жемчужины музея, деревянные церкви конца 17 - начала 18 веков.
Богородицкая церковь 1694 года - из южного района Пермского края.

Преображенская церковь, срубленная в 1707 году, из северного района. То есть две церкви строились разными мастерами, но северная сестра отличается от южной в основном только крещатой бочкой под главной башней, то есть пересечением «двух бочек».

Башни церквей покрыты лемеховой кровлей, так что купола выглядят, как настоящее произведение искусства.

Вот и подошла к концу прогулка, пора возвращаться в настоящее время, а Хохловка остается на своем месте ждать следующих посетителей, заинтересовавшихся историей Пермского края.

Архитектурно — этнографический музей Хохловка Пермь

Здравствуйте, уважаемые друзья! Сегодня наш рассказ об уникальном Архитектурно — этнографический музей Хохловка, который находиться в 43 км. от города Пермь недалеко от села Хохловка, на живописном берегу Камского водохранилища.

Хохловка — музей деревянного зодчества Пермского края под открытым небом, насчитывающий более 20 шедевров деревянной архитектуры региона. Музей был основан в 1969 году. Для посещений музей открыт 17 сентября 1980 года.

Так как деревянная архитектура Прикамья в каждом районе имела свои уникальные черты, музей разделен на несколько разных секторов: Коми-Пермяцкий, Северное и Южное Прикамье, а так же архитектура солепромышленных комплексов.

Первым на маршруте разместилась «Усадьба П.И. Кудымова » XVIII века привезена из деревни Яшкино, Юсьвинского района. В состав усадьбы входит главный дом и двор. Жилая часть разделена на три зоны «изба-сени-изба». Во дворе размещался хлев, конюшня, амбар, баня. В избе собраны некоторые предметны быта того времени.

Усадьба П.И. Кудымова

Усадьбы Светлакова

Церковь Преображения , 1707 г. привезена из села Янидор, Чердынского района. Уникальный памятник деревянного зодчества выполнен в виде «корабля». Церковь разделена на три части: трапезная, храм и алтарь.

Церковь Преображения

Сторожевая башня , XVII в. привезена из села Торговище, Суксунского района. Копия оригинала. Башня сгорела в 1899 году. Была восстановлена местными крестьянами.

Сторожевая башня

Колокольня , 1781 г. привезена из деревни Сыра, Суксунского района. Высота колокольни вместе с крестом около 30 метров. Единственное сооружение такого типа сохранившиеся на территории края.


Колокольня

Церковь Богородицкая , 1694 г. привезена из села Тохтарёво, Суксунского района. Жемчужина Прикамского деревянного зодчества , так же разделена на три части и поднята на высокий подклет.

Церковь Богородицкая

Изба Игошева , конец XIX в. привезена из деревни Грибаны, Уинского района.

Изба Игошева

1930-е гг. привезено из деревни Скобелевка, Пермского района.

Никольская солеварня , 1880-е гг. привезена из города Соликамска.

Никольская солеварня

Амбар для зерна , 1906 г. село Хохловка, Пермского района.

Амбар для зерна

Усадьба Баяндиных-Боталовых , конец XIX в. Копия оригинала из деревни Дмитриево, Юсьвинский район. Усадьба зажиточного коми-пермяцкого крестьянина. Двухэтажная жилая часть – особенность этой усадьбы. На первом этаже находилась теплая изба с русской печью, клеть для ранения домашней утвари, торговая лавка и синильная мастерская по окраске холстов. На втором этаже располагалась горница с «голландской» печью, кухня, клеть.

Усадьба Баяндиных-Боталовых

Так же на территории музея Хохловка можно увидеть: Михайловский соляной ларь, 1880 годы г. Соликамск; Ветряная мельница, XIX в. д. Шихари Очёрского района; Рассолоподъёмная башня, XIX в. г. Соликамск; Никольский соляной амбар, 1880 годы г. Соликамск; Охотничье становище.

Стоит отметить то, что на территории Музея Хохловка проходят различные этнические и культурные фестивали и праздники, один из самых массовых «Международный фестиваль современных этнических культур KAMWA»

В 2016 году «Международный фестиваль KAMWA » состоится 5-7 августа. Подробнее об фестивале можно почитать здесь: http://www.kamwa.ru/projects/международный-фестиваль-kamwa-2016.html

Адрес архитектурно-этнографического музея «Хохловка»:

Пермский край, Пермский район, с. Хохловка


Уважаемые, друзья! Если статья оказалась вам полезной, будем признательны за рекомендацию нашего проекта своим друзьям и знакомым. Воспользуйтесь кнопками социальных сетей которые находятся вверху статьи.
Вы можете оказать нам посильную финансовую помощь (деньги пойдут на оплату хостинга, раскрутку в сети и новый более современный дизайн).


До новых встреч на страницах нашего сайта "Усадьбы Дворцы Особняки".
Оставляйте свои комментарии, подписывайтесь на обновления: RSS Email или

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...