Михаил врубель демон сидящий описание картины. В порядке общей очереди

Картина «Демон Сидящий»

Картина «Демон Сидящий»

Картина «Демон сидящий»это результат соединения во временном континууме в полвека литературного образа, созданного великим русским поэтом Михаилом Юрьевичем Лермонтовым, с зрительным образом, созданным не менее гениальным русским художником Михаилом Александровичем Врубелем. Невозможно представить какой-либо иной образ литературного персонажа поэта, чем демон Врубеля. По современному выражению, полотно художника является визитной карточкой поэмы «Демон». Поэму М.Ю. Лермонтов писал в течение десяти лет с 1829 года по 1839 год, работа над образом демона художником длилась 12 лет. Врубель Михаил Александрович «Демон сидящий» начал писать в 1890 году, и ее увидел свет в 1891 году, картину «Демон летящий» он написал в 1899 году, картину «Демон поверженный» закончил в 1902 году. Это показывает, что оба великих художника долго искали и нашли в этом образе падшего ангела, «духа изгнанья» картину мироздания полную противоречий, борьбы зла и добра и ощущения неминуемой победы добра над злом. Однако у Врубеля его демоны иногда вызывают сомнения этой победы, это заметно в одной из главных работ художника «Демон сидящий».

Описание картины Врубеля «Демон сидящий»

«Печальный Демон, дух изгнанья» — образ, который сразу же возникает из первых строк поэмы при взгляде на полотно М.А. Врубеля. Мощный торс сидящего демона, обнявшего колена с заломленными пальцами, венчает лик, полный тоски и вселенской скорби. Печален облик падшего ангела и тосклив его взгляд, устремленный в угасающий день в нижнем углу полотна, на фоне тяжелого свинцово-пурпурного неба: «Ни день, ни ночь, - ни мрак, ни свет!..» Мозаика каменных цветов, окружающая его, заставляет верить в его неземную сущность. А синий цвет накидки на коленях подчеркивает его божественное происхождение: «Тех дней, когда в жилище света блистал он, чистый херувим». Но все это в прошлом: «Давно отверженный блуждал в пустыне мира без приюта.» Демон у Врубеля — это олицетворение духа изгнания, он часто в своих описаниях и беседах с друзьями подчеркивал это и старался передать это состояние духа.

Специально суженый Врубелем размер картины ограничивает пространство демона, заточая его в него, как бы делая его узником Творца. Может поэтому в его взгляде столько безысходности и равнодушия к окружающему его миру. Закат дня в углу полотна можно трактовать как закат человечества, победу зла над добром. И это сотворил он, тоскливо, но равнодушно взирающий на гибель земной жизни: «И все, что пред собой он видел, он презирал иль ненавидел.». Это одна трактовка, но полотно дает возможность множеству трактовок сюжета и они сделаны искусствоведами и художниками многих стран. Удивительно их разнообразие и отсутствие схожих взглядов на картину.

Загадочная философская сущность этой картины познается многими ее исследователями не сразу, настолько сложен и многогранен этот образ. Надо заметить, что и сам художник долго вносил в образ демона изменения, даже уже в выставленное полотно в художественной галерее. Исследователи творчества художника считают, что увлечение образом демона и попыткой показать его неземную сущность, сотканную из противоречий, внутренней борьбы героя между добром и злом, привело художника к расстройству его психики и болезни. В последние годы жизни эта тема стала главной в его творчестве. Художник даже признавался близким, что демон являлся ему вживую.

История создания полотна

После переезда из Киева в Москву в 1890 году, художник попадает в атмосферу доброжелательного и заинтересованного отношения к нему московского мира художников и меценатов. В этот период он сближается с художником Константином Коровиным и меценатом Саввой Мамонтовым. В период (12 лет) пребывания в Москве им созданы самое большое количество шедевров его творчества. История его демониады началась еще в Киеве, где им был создан первый образ демона, который он там же и уничтожил. И это не первая работа, уничтоженная им в муках его творчества. Он писал своей жене, что уничтожил 1000 листов рисунков и эскизов в поисках образа своего героя.

В Москве к юбилею М.Ю. Лермонтова готовилось двухтомное издание поэта. Врубель не был известен широко как художник оформитель литературных изданий, но получил заказ на иллюстрацию поэмы «Демон». Поскольку художник еще задолго до этого был увлечен образом в поэме Лермонтова, им были выполнены несколько набросков и эскизов, что вероятно и сыграло роль при выборе его для иллюстрации двухтомника.

Врубель для поэмы написал 30 акварельных иллюстраций, среди которых «Демон сидящий». Из этих иллюстраций художник позднее, через десять лет создал три огромных полотна, первым из которых был «Демон сидящий». В художественной мастерской Саввы Мамонтова был написан основной образ демониады. Полотна были выставлены в художественной галерее и получили негативную критику художественных кругов, отмечающую, тем не менее, художественный талант Врубеля. Особо отмечалась техника живописи художника, основу которой составляли четкие крупные и ровные мазки кисти. Эта манера написания полотен позволяет относить его творчество к представителям модерна и символизма русской живописи. Картины позднее, еще при жизни автора, были приобретены Третьяковской галереей, где находятся до сих пор.

Врубель «Демон сидящий» — одна из лучших картин художника и наиболее известная миру искусства. Она не оставляет равнодушным никого, ни неопытного молодого зрителя, ни умудренного искусствоведа, у всех она будоражит воображение и вызывает бурю эмоций, вызывает желание увидеть в глубине образа «падшего ангела», то что хотел донести нам великий и гениальный мастер кисти. Мой совет, посетите Третьяковскую галерею, пойдите специально к полотну М. Врубеля «Демон сидящий», постойте у него несколько минут. Вам откроется удивительный неземной мир «духа изгнанья», в котором, возможно, вы найдете ответы на многие земные вопросы.

Категория

Картина Михаила Александровича Врубеля Демон сидящий - одно из самых загадочных произведений в мировой живописи. Художника вдохновила поэма Лермонтова. П...

Картина Михаила Врубеля "Демон сидящий", 1890 г.: история создания и интересные факты

От Masterweb

03.04.2018 12:00

Картина Михаила Александровича Врубеля "Демон сидящий" - одно из самых загадочных произведений в мировой живописи. Художника вдохновила поэма Лермонтова. Произведение русского поэта повествует о прекрасной княжне Тамаре, погубленной беспокойным демоном. В 1891 году Врубель создал около тридцати иллюстраций к юбилейному изданию произведений Лермонтова. Но именно образ "духа изгнания" из знаменитой поэмы не давал ему покоя в течение многих лет.

Стоит привести интересные факты из биографии художника, прежде чем рассказать историю создания картины "Демон сидящий". Михаил Александрович Врубель был талантливым живописцем. Однако страдал психическим расстройством, что, впрочем, не лишало его возможности заниматься творчеством.

Михаил Врубель

Будущий художник родился в 1856 году в Омске. Много лет занимался церковной живописью. В 1890 году уехал в Москву, стал одним из самых модных художников. Этот период начался с работы над картиной «Демон сидящий». Завершился полотном, на котором изображен тот же образ, но уже в ином качестве. Последние годы художник провел в Санкт-Петербурге. Это был весьма печальный период в его биографии.

После окончания гимназии Врубель не планировал стать художником. Родители отправили его в Петербургский университет. Согласно семейной традиции, он должен был стать юристом. Однако в столице молодой художник познал богемный образ жизни, что отразилось на его дальнейшей судьбе.

Впрочем, Михаил Врубель много времени проводил за чтением философской литературы, особенно увлекался эстетикой Канта. Рисовал он в этот период мало. Один из немногих сохранившихся эскизов, сделанных Михаилом Врубелем в молодые годы, это небольшая зарисовка сцены из романа Толстого "Анна Каренина". На этой композиции главная героиня изображена во время свидания с сыном.

Денег, которые Врубель получал от родственников, было недостаточно. Он активно подрабатывал репетиторством. В возрасте 24 лет поступил в Академию художеств. Что повлияло на решение Врубеля посвятить себя живописи, неизвестно. Есть версия, что главную роль в выборе сыграло влияние кантианской эстетики.

В 1880 году Врубель стал заниматься в мастерской педагога и художника Павла Чистякова. Учеба продолжалась четыре года. Среди учеников Чистякова были также Суриков, Репина, Васнецов, Поленов, Серов. Последний оказал сильнейшее влияние на творчество Михаила Врубеля.

Молодой художник совмещал творческие искания с выполнением заказов. Кроме того, участвовал в конкурсе на получение премии от Общества поощрения художников. В этот период он написал картину, на которой изображены герои шекспировской трагедии "Гамлет". Работа выполнена в стиле рафаэлевского реализма. Несколько лет Врубель провел в Киеве, где занимался преимущественно церковной живописью. Работы Врубеля – "Ангел с кадилом", "Богоматерь с младенцем", "Пророк Моисей", "Царевна-лебедь".

Эксцентричный живописец

Автор картины "Демон сидящий" - М. А. Врубель - был личностью неординарной. Последние годы страдал расстройством личности. Кроме того, в судьбе художника было несколько трагических событий, которые усугубили психическое состояние.

В 1902 году Михаил Врубель представил публике картину, на которой был изображен демон – но не злой дух, а скорее, печальный юноша, обреченный на одиночество. Это было другое полотно, не то, о котором пойдет речь ниже. Картина называлась "Демон поверженный". Она впервые была показана на выставке в Санкт-Петербурге и сразу же привлекла внимание поклонников символизма – направления в искусстве, которое было весьма популярно на рубеже столетий.

Врубель к тому времени был довольно известным живописцем. Друзья и родственники уже не раз замечали в его поведении странности. Но это были не те странности, которые принято объяснять творческим даром. Художник беспрестанно говорил о своей картине, он отчаянно спорил об образе демона, о том, насколько неправильно коллеги изображают его на полотне, а писатели в своих сочинениях.

Трагедия в семье живописца

В 1901 году у художника родился сын. Женой Врубеля была известная в ту пору певица Надежда Забела. Будущие родители, привыкшие к светской жизни, не могли и подумать, что после рождения сына они не смогут поехать в Европу на выставку. Они собирались в Париж, где должны были представить на суд ревностных ценителей искусства картину "Демон поверженный". Но с рождением сына в семье художника началась череда неприятностей.

Ребенок появился на свет с раздвоенной губой, что немало огорчило родителей. Назвали его Саввой. Врубель чуть позже написал портрет сына. Это была картина, на которой изображен мальчик с тревожным и одновременно печальным взором.


Прожил мальчик всего два года. До его смерти отец уже успел провести несколько месяцев психиатрической лечебнице. Сперва странности Врубеля выражались в чрезвычайно высокой самооценке, граничащей с манией величия. Затем начались приступы агрессии и буйства – у больного появилась необыкновенная физическая сила, он разрывал на мелкие клочья все, что ему попадалось в руки: одежду, постельное белье. Но писал, как и прежде, мастерски.

По Санкт-Петербургу распространились слухи о болезни известного художника. Тут же появились критики, полагающие, что полотна Врубеля не имеют никакого отношения к искусству, а представляют собой всего лишь «мазню сумасшедшего».


Второй кризис

Врубель выздоровел и вернулся к работе. После первого курса лечения состояние художника улучшилось, он присмирел и даже начал писать новые картины. Однако смерть сына подкосила его. Он снова оказался в лечебнице, но на этот раз болезнь имела совершенно иные симптомы. Михаил Врубель беспрестанно писал любимой жене самоуничижительные письма. Признаков мании величия словно никогда не было.

Смерть

И после второго кризиса наступило улучшение, но совсем ненадолго. Под конец жизни художник не узнавал знакомых, утратил чувство реальности, все глубже погружался в собственной фантазии. Михаил Врубель умер в апреле 1911 году. Похоронен в Санкт-Петербурге.

Есть версия, что причина болезни кроется в серии картин, которым он посвятил более десяти лет. Среди них и "Демон сидящий". Врубель написал эту картину в 1890 году. "Демона поверженного" - спустя двенадцать лет. Признаки болезни становились особенной явными во время работы над этими картинами. На написание "Демона сидящего" Врубеля, как уже было сказано, вдохновило сочинение Лермонтова. О чем поэма?

"Демон" Лермонтова

Печальный дух изгнания парит над землей, наблюдая сверху кавказские пейзажи, пещеры. Таков главный образ лермонтовской поэмы, изображенной Врубелем на картине "Сидящий демон". Ничего в персонаже русского художника не вызывает негативных эмоций и неприятных ассоциаций. Во взгляде демона нет ни злости, ни коварства. Только странная холодность и печаль.

О чем же повествует поэма Лермонтова? Однажды Демон видит княжну Тамару, которая должна выйти замуж за властителя Синодала. Но ей не суждено стать женой богатого человека, потому что он становится жертвой абреков. Тамара неутешна в своем горе. Но однажды слышит голос, который доносится откуда-то сверху. Девушка понимает, что это не кто иной, как "дух лукавый".


Тамара просит отца отправить ее в монастырь, но и там, в келье, слышит назойливый голос Демона. Тот признается красавице в любви, обещает превратить ее в "царицу мира". В конечном счете героиня лермонтовской поэмы погибает в его объятиях. Таков сюжет произведения, которое легло в основу сюжета картины Врубеля "Демон сидящий". Как изобразил этот художественный образ на своем полотне художник, можно видеть на фото в статье.


Картина "Демон сидящий" Врубеля

В 1890 году художник создал эскиз картины. Он хранится в Третьяковской галерее. Над картиной "Демон сидящий" Врубель работал в доме Саввы Мамонтова. Художник стремился изобразить на своем полотне образ сомнений, внутренней борьбы, силы человеческого духа.

Описание "Демона сидящего" Врубеля: юноша, олицетворяющий силы зла, сидит, трагически сцепив руки, его печальный взгляд направлен вдаль. На полотне изображены необыкновенные цветы. Фоном служит горная местность, алый закат. Делая анализ «Демона сидящего» Врубеля, искусствоведы подчеркивают, что полотно написано в индивидуальном стиле, свойственном этому художнику. Работа живописца напоминает панно или витраж.

Анализ картины

Фигура Демона как будто стеснена, зажата между нижней и верхней перекладинами рамы. Необычного эффекта живописец достиг, используя мастихин - инструмент, который обычно применяется для удаления или смешивания остатков красок.

Делая анализ картины Врубеля "Демон сидящий", невозможно не вспомнить и другие картины русского художника, на которых изображен лермонтовский персонаж. Всего таких полотен три. В 1890 году работал над двумя картинам Врубель: "Демоном сидящим", описание которого представлено выше, и "Тамарой и Демоном". Вторая представляет собой иллюстрацию для журнала "Золотое руно". И по сюжету, и по технике она мало общего имеет с картиной "Демон сидящий".

Михаила Врубеля, видимо, покорил образ "духа лукавого". В 1902 году он написал картину "Демон поверженный". Это была одна из его последних работ. Есть версия, что причина недуга русского художника-символиста кроется в его страсти к демонической теме.


Охваченный демоном

Этот образ, начиная с 1890 года, стал едва ли не ключевым в творчестве русского художника. Причем, как утверждали коллеги и друзья Врубеля, на каждом новом полотне дьявол становился все ужаснее, злее. Параллельно ухудшалось психическое состояние живописца. Впрочем, тот, кто впервые смотрит на картину "Демон сидящий" Врубеля, вряд ли догадается, что на этом произведении изображено существо, относящееся к дьявольским силам.

Одинокая душа

На полотне мы видим задумчивого юноши, который чем-то опечален. У него правильные черты лица, сильное тело, густые темные волосы. Ничто в этом образе не вызывает негативных эмоций и не ассоциируется со злобой и коварством. После того как на одной из выставок была представлена картина "Демон сидящий" (1890 г.), Михаил Врубель рассказал в письме другу о своих довольно странных представлениях о символе зла и коварства. Художник утверждал, что люди заблуждаются относительно этого существа. Они считают дьявола врагом, а на самом деле, это не так. Слово "демон" в переводе с греческого означает "душа". Он сравнивал его со страдающими одиноким человеком, который не находит себе места в этом мире.

Итак, 1890 году картина "Демон сидящий" была завершена. Но Врубель на этом не остановился. Он продолжал работать над полюбившимся образом. В начале XX века написал картину "Демон поверженный", но и после этого не успокоился. Образ мятежного существа не оставлял его. Художник, как зачарованный, работал над эскизами.

"Демон поверженный"

Вскоре у Врубеля было обнаружено заболевание, и врачи посоветовали отправиться отдохнуть. Но художнику что-то не давало покоя. Он все чаще жаловался, что никто не понимает его. За короткий промежуток времени он изменился до неузнаваемости. Жена боялась оставлять его наедине с беспокойными мыслями. Врубель менялся также стремительно, как и образ на картине "Демон поверженный".


Примечательно, что душевное состояние художника и никак не отражалось на его работе. Он произносил странные вещи, мнил себя гением, сравнивал с Пушкиным, но эскизы его не были похожи на рисунки сумасшедшего. А врач, который его лечил, сказал: "Как художник он здоров". У людей, страдающих психическими расстройствами, прежде всего, снижается работоспособность.

С Врубелем ничего подобного не происходило. Он работал, как и прежде. Вот только демон на очередном эскизе приобретал новые черты.

Арт-терапия

Современные психологи выдвигают следующую теорию: Врубель лечился творчеством, работа сдерживала его болезнь. Он, сам не осознавая этого, изобрел метод, который спустя тридцать лет после его смерти назовут арт-терапией. Находясь в клинике, Врубель постоянно рисовал. Он переносил на холст все, что видел каждый день – врачей, пейзаж за окном, соседей по палате. И болезнь отступала на некоторое время.

Когда Врубель вышел из лечебницы, он был спокоен и даже умиротворен. Но произошла семейная трагедия, которая безвозвратной лишила его душевного равновесия. Когда умер сын, художник на некоторое время смог взять себя в руки. Он организовывал похороны, поддерживал жену, которая на протяжении нескольких дней не произнесла ни слова. А вскоре началась новая волна навязчивых идей.

Теперь уже Врубель мнил себя не гением, а злодеем, погубившим собственного сына. Он был уверен, что в смерти мальчика виновны картины, на которых изображен демон. Поскольку о своей вине Врубель говорил беспрерывно, его поспешили снова определить в больницу, но уже в другую. Больного отвезли в клинику, которая находилась за границей. Ежемесячно Надежда Забела оплачивала лечение мужа, для чего ей приходилось, несмотря на недавнюю потерю, участвовать в театральных постановках. Состояние художника тем временем ухудшалось. Кроме того, он начал терять зрение. Последнюю картину - портрет поэта Брюсова - он так и не дописал. Четыре года Михаил Врубель прожил слепым, о том, что его "демоны" получили мировое признание, он так и не узнал.

Улица Киевян, 16 0016 Армения, Ереван +374 11 233 255

«Вот уже с месяц я пишу Демона, то есть не то чтобы монументального Демона, которого я напишу еще со временем, а «демоническое» — полуобнаженная, крылатая, молодая уныло-задумчивая фигура сидит, обняв колена, на фоне заката и смотрит на цветущую поляну, с которой ей протягиваются ветви, гнущиеся под цветами», — писал Врубель своей сестре о работе над полотном.

Этот демон — олицетворение силы человеческого духа, внутренней борьбы, сомнений. Сцепив руки, он смотрит в даль. Глаза его расширены, полны тревоги. На фоне — горы в алом закате. Кажется, что демону тесно, его фигура сложно зажата между верхней и нижней перекладинами рамы.

Тема демонического — сквозная в творчестве Врубеля. Мифические сущности, по идее художника, были посланниками, страдающими и скорбными. На его картинах они возвещают об ином мире.

«Демон летящий", 1899. (Pinterest)


После «Демона сидящего» художник возьмется еще за летящего и поверженного демонов. И если первый показан сильным, с мощными крыльями, то последний — уже с пустыми, остекленевшими глазами, а оперение обращено в декоративные павлиньи перья.

Контекст

Во время создания триптиха Врубель в целом был здоров, хотя окружающие отмечали его раздражительность. «Все близкие и знакомые замечали, что с Михаилом Александровичем происходит что-то неладное, но и сомневались постоянно все-таки, так как в речах его никогда не было бессмыслицы, он узнавал всех, все помнил. Он сделался лишь гораздо самоувереннее, перестал стесняться с людьми и говорил без умолку», — писала его жена Елена Забела своей сестре.

Кончилось тем, что художника в состоянии маниакального возбуждения пришлось госпитализировать в психиатрическую клинику. Врубель воображал себя то Христом, то Пушкиным, то собирался стать московским генерал-губернатором, то превращался в государя российского. Он слышал хоры голосов, утверждал, что жил в эпоху Ренессанса и расписывал стены в Ватикане в компании с Рафаэлем и Микеланджело. Врубеля обследовал психиатр В. М. Бехтерев, который первым и обнаружил у художника поражение нервной системы.


«Демон поверженный", 1902. (Pinterest)

Судьба художника

Михаил Врубель рос вполне обычным ребенком. В гимназии больше всего его занимало естествознание. Рисовал он скорее для общего развития. Постепенно, однако, живопись увлекала Мишу все больше. После гимназии было решено ехать в Петербург и поступать на юридический. В столице закрутила его богемная жизнь. Курса Врубель не кончил.

Михаил Врубель. (Pinterest)


В это время он увлекался философией и делал иллюстрации к литературным произведениям. Знакомство с богемой и новые увлечения навели Врубеля на мысль о поступлении в Академию художеств. Но и ее закончить он не сумел, несмотря на то, что под влиянием Валентина Серова сменил дендизм на аскетизм.

Началось испытание жизнью. Врубель отправился в Киев расписывать церкви. Там его навестил отец — Александр Михайлович Врубель. Жизнь Михаила ужаснула его: «Ни тёплого одеяла, ни тёплого пальто, ни платья, кроме того, которое на нём… Больно, горько до слёз». Увидел отец и первый вариант «Демона», который вызвал у него отвращение. Тогда художник уничтожил картину, как и многое другое, созданное им в Киеве.

В то время заказов у него толком не было, приходилось добывать деньги учительством и мелкими подработками. В Москву Врубель переехал случайно — вероятнее всего, из-за увлечения цирковой наездницей.

Несмотря на то, что творчество художника не принимали, называли уродским и богохульским, он не оставлял богемного образа жизни. По воспоминаниям К. Коровина, получив большой гонорар за живописные панно для особняка, он распорядился им следующим образом: «Он дал обед в гостинице «Париж», где жил. На этот обед он позвал всех там живущих. Когда я пришёл поздно из театра, то увидел столы, покрытые бутылками вин, шампанского, массу народа, среди гостей — цыганки, гитаристы, оркестр, какие-то военные, актёры, и Миша Врубель угощал всех, как метрдотель он носил завёрнутое в салфетку шампанское и наливал всем. — Как я счастлив, — сказал он мне. — Я испытываю чувство богатого человека. Посмотри, как хорошо все настроены и как рады. Все пять тысяч ушли, и ещё не хватило. И Врубель работал усиленно два месяца, чтобы покрыть долг».

На рубеже веков Врубель познакомился с певицей Надеждой Забелой и сделал ей предложение едва ли не в день встречи. В 1901 году у них родился сын. Образ жизни в семье резко изменился. Забела отказалась от кормилицы и ради сына решила на время оставить сцену. Чтобы содержать жену и ребенка, Врубелю пришлось больше работать: вместо обычных для него 3−4 часов — 14 часов в день.


Портрет сына художника, 1902. (Pinterest)


Перенапряжение, истощение сил, депрессия — художник начал сходить с ума. Слухи о болезни Врубеля разлетались по газетам. Тем временем отношение общества к его работам переменилось. Бенуа и Дягилев, чтобы поддержать художника, организовали в ноябре 1902 года выставку его работ. И хотя критика была не такой острой, никто, в том числе и врачи, не верил в выздоровление Врубеля.

Через полгода, когда состояние живописца, казалось бы, стало улучшаться, умер сын Врубеля и Забелы. Художник впал в тяжелейшую депрессию и хотел свести счёты с жизнью, для чего морил себя голодом. Симптоматика была прямо противоположной, чем в прошлый раз: вместо мании величия — бред самоуничижения и галлюцинации.

Последние 4 года Врубель прожил в клинике, совершенно слепой и погруженный в мир своих галлюцинаций. Сиделкой ему была сестра, а жена время от времени навещала. Накануне смерти Врубель привёл себя в порядок, вымылся с одеколоном и ночью сказал ухаживавшему за ним санитару: «Николай, довольно уже мне лежать здесь — поедем в Академию». На следующий день гроб был установлен в Академии художеств.

Чарующе - таинственные лермонтовские строки знакомы всем нам еще со школьной скамьи. А когда - то они восхитили художника Михаила Врубеля - ведь этот мрачный демонический образ был так созвучен с мраком и трагизмом, царившими в душе великого мастера.

Врубель и Демон. Сложно говорить о том, что объединяло мифического героя и художника, так же сложно, как сложны были чувства, эмоции, а главное - душа гения, до конца не позванная даже им самим.

Он действительно был гением, обладавшим особым даром заглядывать не только в глубь себя, но и в глубь всего мироздания, и умением передать людям все то, что так волновало и мучило его на протяжении всей жизни, казавшейся внешне такой простой, но такой духовно богатой и необыкновенной.

Его картины - светлые, сказочные или мрачные, полные загадочности и тайной силы - никого не оставляют равнодушными. «», «Царевна - Лебедь », «», «», «», «Принцесса Грез а», «», «» - это шедевры, по праву занимающие особое место в мировой живописи.

И среди них - самая яркая и мощная по силе восприятия - «Демон ». Ее знают все знатоки и любители живописи, но, наверное, только специалистам известно, сколько времени и внутренних сил ушло на работу над самой главной врубелевской темой - демонианой, темой мировой скорби, такой близкой и понятной ему, познавшему и скорбь, и муки одиночества, и боль.

Демон встал перед художником в начале творческого пути, преследовал все последующие годы и омрачил трагический закат его жизни...

Когда же все началось? В какой момент Врубель почувствовал, что почти слился с образом своего будущего трагического героя? Осознавал ли он тот разлад духа и тела, от которого мучился всю жизнь, и который так схож с муками мифического Демона?

Скорее всего, именно этот разлад и привел к столь трагическому завершению.

В жизни Врубеля было все: и житейская неустроенность, и нужда, и страдания, и непонимание окружающих, и несчастная любовь (киевский период), и любовь состоявшаяся, подарившая художнику огромное счастье. Несмотря ни на что, даже на страшную болезнь, он все равно сумел остаться победителем в жизни.

Его победа - это его удивительное творчество, его знаменитая демониана, о которой следует рассказать особо.

1875 год. В те годы юный студент юридического факультета Петербургского университета Михаил Врубель был уже полностью заворожен лермонтовской поэмой «Демон ». Он писал своей старшей сестре о том, какие непередаваемые ощущения вызывает в нем этот глубоко трагический сюжет и потрясающие образы Демона и Тамары. Гордый, одинокий, жаждущий любви и независимости, всегда несчастный и печальный, Демон оказался очень близок Врубелю , близок настолько, словно Лермонтов списал своего любимого героя с молодого художника. Ведь и Врубель, по воспоминаниям близких ему людей, был замкнутым, молчаливым, холодно - сдержанным.

Правда, иногда на этом внешне спокойном лице «вспыхивала нервная краска, а в глазах появлялся странный, даже нездоровый блеск».

Наверное, этим сходством и можно объяснить особую привязанность Врубеля, длившуюся почти всю его творческую жизнь, к образу Демона, олицетворяющего трагичность гордой души и борьбу с жизнью в полном одиночестве. Она появилась сразу же после знакомства с лермонтовской поэзией, но лишь с 1885 года в работах Врубеля стал намечаться этот сложный образ, который поначалу никак не хотел подчиняться ему и только по прошествии многих лет приобрел, наконец, завершенный, полный таинственного смысла облик.

Видимо, чтобы это произошло, требовалось особое творческое озарение и, конечно, особое, близкое к гениальности, мастерство. Все это появилось потом, а пока... пока это были всего лишь замыслы. Художник мечтал создать необычную тетралогию: Демон, Тамара и смерть Тамары. Но образ Демона был еще слишком неясен, слишком расплывчат, еще предстояли длительные поиски и разочарования.

Отец Врубеля , навестивший его в Киеве, был потрясен:

И хотя окружающие не могли до конца понять необъяснимое желание Врубеля запечатлеть на полотне лермонтовского героя, все же на протяжении четырех лет «киевского периода» (1885 - 1889) «Демон » оставался для художника не только духовной надеждой, а, можно сказать, жил в нем: картины с изображением Демона переезжали вместе с Врубелем с квартиры на квартиру, из одной мастерской в другую, часто он замазывал уже написанные холсты и писал все заново.

К сожалению, постоянная нужда и необходимость выполнять заказные работы отвлекали Врубеля от любимого образа страдающего, но величавого духа. Он уже хорошо изучил характер Демона, и все чаще являлся ему тот, «с глазами, полными печали...» Окончательно образ Демона сложился только в 1890 году во время пребывания художника в Москве.

Врубель остановился здесь, как он сам думал, на несколько дней, проездом из Казани, где навещал больного отца, в Киев. Но остался в этом городе до конца своих дней.

Ему повезло: он очутился в среде меценатов, молодых художников, писателей, артистов, архитекторов - людей, стремящихся в то время совершить революционный переворот в русской культуре.

Настоящими московскими друзьями стали для Врубеля Савва Мамонтов и его семья.

В его доме и в усадьбе Абрамцево Врубель общался с Поленовым , Головиным, Коровиным ,Серовым . И хотя на многое в искусстве их взгляды расходились, главное, что объединяло этих великих людей, - желание нести людям радость, духовное счастье и наслаждение искусством.

Именно в доме Мамонтова явился Врубелю уже сложившийся образ Демона, и художник поспешил запечатлеть на холсте это видение - «». В этом Демоне было многое: и юность, и мягкость, и нерастраченный жар, и в нем полностью отсутствовали демоническая злоба и презрение, в то же время, он как бы воплощал в себе всю скорбь мира. Картина удалась Врубелю, как считал он сам, благодаря мучительным годам размышлений и поисков.

А затем начался новый период - Михаила Врубеля пригласили заняться иллюстрированием юбилейного сборника Михаила Юрьевича Лермонтова. Ни у кого не вызывало сомнений, что именно Врубель лучше других сумеет справиться с этой работой, - ведь, приступая к ней, художник должен не только почувствовать, но и сродниться с героями, а такое родство душ уже давно в нем созрело.

На свет появились прекрасные иллюстрации: «», «», «», «», «», «», «», «» и «» - большие, излучающие внутренний свет глаза, и губы, запекшиеся от невообразимой страсти. Но издатели потребовали заменить «Голову...». Им показалось, что этот образ не совсем соответствует лермонтовскому герою. И Врубель переделал «Голову...» - теперь перед нами предстал злой, надменный и мстительный «поверженный герой».


1890 - 1891. Бумага, черная акварель, белила. 23 x 36


Бумага, акварель, угольный и графитный карандаши. 26,1 х 31


Иллюстрация к поэме М.Ю. Лермонтова «Демон».

Работа над иллюстрациями была долгой и мучительной, но Врубель прекрасно с нею справился. Можно сказать, что никому из иллюстраторов Лермонтова - ни до, ни после Врубеля - не удалось так ярко и точно выразить глубокий философский смысл, заложенный в лермонтовской поэзии.

Иллюстрация к поэме М.Ю. Лермонтова «Демон». 1890 – 1891.

Бумага коричневая на картоне, черная акварель, белила. 66 x 50

Иллюстрация к поэме М.Ю. Лермонтова «Демон».

1890 – 1891. Бумага, черная акварель, белила

Иллюстрация к поэме М.Ю. Лермонтова «Демон».

1890 – 1891. Бумага, черная акварель, белила

Иллюстрация к поэме М.Ю. Лермонтова «Демон».

1890 - 1891. Бумага на картоне, черная акварель, белила. 28 x 19

Иллюстрация к поэме М.Ю. Лермонтова «Демон».

Иллюстрация к поэме М.Ю. Лермонтова «Демон».

1890 – 1891. Бумага, черная акварель, белила. 50 x 34

После выхода юбилейного сборника Врубель, измученный работой и образами, преследовавшими его повсюду, почти десять лет не возвращался к излюбленной демониане. Но зато Демон никак не желал отпускать его, постепенно он вновь возрождался в сознании и душе Врубеля, пока, наконец, художник не приступил вновь к этой теме - он начал работать над следующим образом - «».

Это был уже 1900 год, и это был уже совсем другой Демон - повзрослевший, разочарованный и безутешный. Его летящая над землей фигура полна безысходности и какой - то внутренней обиды.

Врубель решил подготовить эту картину для ближайшей выставки «Мира искусств », но почему - то остановился на полпути. Он не чувствовал летящего Демона и был крайне недоволен самим собой, хотя тщательно вносил поправки в отдельные детали. Работа остановилась еще и потому, что на Врубеля нахлынуло множество других идей, которые он не успевал переносить на холст. Вообще, осень и зима 1900 года оказались для него очень плодотворными: масса эскизов театральных декораций, эскизов на мифологические сюжеты, акварели, картины «», «», «Царевна - Лебедь ».

Это было счастливое время. Врубель, наконец, встретил ту, которую искал всю свою жизнь, и женился. Его избранницей стала молодая певица Надежда Забела, выступавшая в Частной опере. Она была на двенадцать лет моложе художника, но безумно любила его и верила в его талант. Молодые обвенчались в Женеве и провели медовый месяц в Люцерне.

Врубель не уставал восхищаться красотой и мягким характером супруги и одаривал ее щедрыми подарками. Она, в свою очередь, открывала в нем все новые и новые достоинства. «Он необыкновенно кроткий и добрый, просто трогательный, мне всегда с ним весело и удивительно легко. Правда, деньги я у него отбираю, так как он ими сорит. Бог знает, что будет дальше, но начало хорошо, и я себя чувствую прекрасно», - писала Надежда Ивановна.

Они не имели постоянного дома, а на год - два снимали меблированные квартиры - то на Лубянке, то на Пречистенке, то на углу Зубовского бульвара. Но главными были не житейские невзгоды, которые они переносили весьма легко, а то, что они всегда были неразлучны, и им всегда было хорошо вместе. При всех лишениях, страданиях, непонятности его как художника, судьба подарила Врубелю любимую женщину и верного друга.

В 1901 году Надежда Забела уже ждала ребенка, а Врубель снова вернулся к своей заветной теме - к Демону.

Демон вновь завладел всеми помыслами художника. Но Врубель видел перед собой уже не лермонтовского «печального Демона», разочарованного в любви и надеждах, а могучего, мужественно - прекрасного бунтаря, готового сражаться со всем миром. Надежда Забела писала тогда Римскому - Корсакову:

Но Врубель не остановился на этом образе, все время находился в поиске, постоянно меняя облик Демона. Он резко изменился и сам: по целым дням не выходил из мастерской, ни с кем не общался, прежняя нежность и внимание к жене сменились резкостью, злобой, раздражением ко всему, что отвлекало его от работы над Демоном.

Теперь его замысел был иным - написать «Демона повергнутого» , но не менее великолепного, возлежащего среди скал...

Прошел месяц - и Демон опять изменился: Врубель увидел на этот раз перед собой образ некоего бесплотного существа, женственно хрупкого, с таинственным выражением глубоко затаенной обиды, лежащего на оперении больших крыльев. Сам художник был уверен - вот оно, найдено, наконец! Это настоящий, подлинно врубелевский трагический Демон.

Но друзья вновь не поняли его. Демон вызывал у многих не столько восхищение, сколько удивление - что же все - таки несет этот образ, столько раз уже переделанный и переписанный? Один из них даже писал:

Даже те, кто принимал искусство Врубеля , не могли не отмечать недостатки картины, которые они видели в некоторой деформированности фигуры, уродовавшей, на их взгляд, весь рисунок.

Когда картина была выставлена на четвертой выставке «Мира искусств » в Петербурге, публика отнеслась к ней весьма неоднозначно. Критики говорили:

Трудно себе представить, как мучительны были для Врубеля подобная хула публики и замечания друзей. Он никак не мог понять, почему же образ, такой близкий и понятный ему, образ, которому он посвятил почти всю свою жизнь, вызывает у окружающих лишь неприятие и непонимание?

Несмотря на все это, Врубель рвался продолжать работу над своей «демонианой».

В дневнике Е.И. Ге, старшей сестры Надежды Забелы, есть такая запись: «Пришел Врубель. Даже сегодня утром до открытия выставки он писал «Демона» и говорит, что теперь Демон не повержен, а летит, что он будет писать другого Демона и отправит в Париж к 18 апреля...»

Это был 1902 год. Напряжение и нечеловеческое перевозбуждение сломили художника, и он попадает в психиатрическую больницу.

Как знать, если бы ему удалось сохранить душевное равновесие, может быть, со временем мнение окружающих изменилось бы в его пользу. Но после того, как все газеты сообщили о его душевной болезни, в картине сразу же увидели трагедию самого автора и со злорадством говорили, что вся живопись Врубеля, а особенно «Демон» - всего лишь плод больного воображения.

Судьба нанесла Врубелю еще один удар: мало того, что сын Савва родился с «заячьей» губой, в 1903 году, по дороге в Киев, он заболел и скончался. Так любимый город стал для Врубеля еще и «Саввочкиной могилкой».

От этого горя художник уже не смог оправиться. Все последующие семь лет были наполнены болью, страхом, страданиями, к тому же начало быстро падать зрение, что привело к полной слепоте. Мог ли он предвидеть все это, как и то, что никогда не излечится и впадет в полное безумие? Но конец был уже близок. Оставалось лишь уповать на Бога и мысленно кричать ему: «Господи! Отчего ты покинул меня?..»

Но Господь так и не услышал его молитвы - 14 апреля 1910 года Врубеля не стало. Его похоронили на петербургском Новодевичьем кладбище.

Надежда Ивановна Забела пережила его всего лишь на три года. До последнего дня она продолжала выступать на сцене. А в июле 1913 года, вернувшись с концерта, она вдруг почувствовала себя плохо и в полночь скончалась.

Они вместе прожили четырнадцать лет, и эти годы были для обоих самым счастливым временем большой любви, преданности и нежности.

Но все когда - нибудь заканчивается...

Не стало Михаила Врубеля , умерла Надежда Забела, а «Демон », в 1908 году приобретенный Третьяковской галереей , продолжает жить, внося смутное волнение в души тех, кто и сегодня с восторгом взирает на один из самых прекрасных, ярких, истинных шедевров, увековечивший имя своего создателя.

1896. Холст, масло. 521 х 110

Декоративное панно «Фауст» для готического кабинета в доме А.В. Морозова в Москве.

1896. Холст, масло. 435 х 104

Декоративное панно «Фауст» для готического кабинета в доме А.В. Морозова в Москве.

1896. Холст, масло. 521 х 104

Картины одного из самых известных, причем на мировом уровне, русских художников – , притягивают и завораживают. В первую очередь, это его Демоны… Невозможно пройти мимо них, не заглянув в глаза этим «плохим парням». Наверное, с них киношники списывали образы самых известных циников, души которых не каждая женщина может отогреть, но желает всякая.

Интересна, в первую очередь, история создания картины «Демон сидящий». Многие связывают ее с поэмой М. Ю. Лермонтова «Демон» и они правы. М. Врубель нарисовал около 30 иллюстраций к юбилейному изданию сочинений поэта, среди которых – тот самый Демон. Сейчас эта картина находится в Третьяковской галерее, будоражит мысли не одного поколения людей.

На фоне багрового неба сидит юноша, смотрящий вдаль. В его глазах – боль, грусть, мука, удивление, но не раскаяние. Когда-то давно он был изгнан из рая и скитался по земле. Горы Кавказа, места, где он сейчас, окружают Демона своим безмолвием. Скиталец одинок, а все его деяния, ужасные и аморальные, навсегда останутся с ним – Всевышний не дает ему забыть о них, «да и не взял бы он забвенья».

Первая параллель, которая приходит в голову всем, кто хоть однажды видел «Демона сидящего» — трагедия Эсхила «Прометей прикованный» — изображенный на картине молодой человек кажется несвободным в собственном теле и жаждет выбраться из него, да вот только не знает как.

Вторая ассоциация – это цвет одежды врубелевского персонажа. Если вы вспомните картины и иконы, которые изображали Бога, Иисуса и Деву Марию, то обратите внимание на то, что в их одеждах преобладают синие цвета или они изображены на фоне голубого неба. Одеяние Демона, на картине, – насыщенного синего цвета, который еще называют цветом «марокканской ночи». Не хотел ли Врубель сказать то, чего не смог сказать Лермонтов, а именно, что Демон все-таки заслужит прощение и вернется на небеса?

Еще одна параллель – поза персонажа на картине – он сидит. Во все времена именно в такой позе сидел человек, которого изображали задумчивым, печальным и грустным. Позже «позу демона» стали использовать и другие художники, ведь она передает скорбь, всеохватывающую и непреодолимую. Руки его сомкнуты «в замок» — психологи говорят, что так ведут себя замкнутые люди или те, кому есть что скрывать. Эти конечности у Демона не подняты, не уперты в бока, они просто безвольно опущены – он устал от скитаний. Четко прописывает художник развитую мускулатуру молодого человека, его взгляд, развевающиеся черные волосы.

Примечательно, что ясно прорисована сама фигура Демона и цветотени вечернего неба – от фиолетового до пурпурного, с вкраплениями золотого солнца, освещающего горизонт, на заднем плане. Остальная композиция картины имеет некий диссонанс – мазки грубые и расплывчатые, мозаичные и плоские.

Цветы, изображенные на картине, чем-то похожи на кристаллы, в них нет жизни. Многие критики говорят, что это – мертвые анемоны.

Если посмотреть на «Демона сидящего» с дальнего расстояния, то возникает ощущение, что это не картина, а витраж или панно. Для достижения такого эффекта художник работал мастихином, кропотливо подчищая его ножом.

В цветовой гамме картины преобладают темные тона. Небо кровавого цвета, причем лишь оно одно имеет плавные переходы. Все остальные границы – четкие, конкретизированные. Ряд цветов «черный – красный — голубой» говорит о некой опасности, ведь само слово «демон» заставляет настораживаться многих. Демонов считают беспощадными, а изображен светлыми оттенками пастели с подчеркнуто темными линиями, его одежды насыщенного оттенка, – так художник демонстрирует двойственность героя.

Золотое солнце, белые оттенки цветов, красное небо, оранжевые блики заката должны настраивать на позитивный лад, но они только усугубляют общее впечатление. Создается ощущение некой грубой силы, которая вторглась в хрупкий мир природы.

Размеры холста, на котором изображен Демон, нестандартны для того времени – картина продолговатая, неудобная и тесная. На самом деле, это один из художественных приемов Врубеля – все должно подчеркивать внешнюю и внутреннюю скованность героя, и передавать то самое лермонтовское «ни день, ни ночь, ни мрак, ни свет».

Поражает, насколько сильно влияние творчества Лермонтова на М. Врубеля. У поэта демон – не зло в чистом виде, он способен наслаждаться красотой природы Кавказа и чувствовать скорбь Тамары, утешать ее и по-демонически убить поцелуем. Лермонтовский герой – скорее бунтарь, чем порождение мрака и ада, стремящееся уничтожить все живое на своем пути. То же самое говорил о своем Демоне Врубель. Его, по мнению живописца, напрасно не разграничивают с чертом и сатаной, не углубляются в происхождение названия. Греческим синонимом к слову «черт» является «рогатый», а «дьявол» – означает «клеветник». Демоном жители Эллады называли душу, которая мечется в поисках смысла жизни, не в состоянии усмирить те страсти, которые кипят в его душе. На свои вопросы он не находит ответов не на земле, не на небе.

Что примечательно, многие из критиков литературы и искусства конца 19 – начала 20 века говорили о «непонимании Лермонтова» художником. Этому немало способствовало ухудшение здоровья и психики Врубеля. Последнее породило легенду о человеке искусства, что продал душу сатане.

…После того, как открылась выставка, приуроченная к юбилею творчества М. Лермонтова, М. Врубель закрылся в своей мастерской и продолжал работать над картинами о демонах. Живописец утверждал, что Демон изменялся не только под мазками его кисти, но и являлся ему вживую. Что ж, художник боролся с падшим и изгнанным ангелом, и неизвестно, кто вышел из этой войны победителем.

Творчество Врубеля загадочно и мистично. Если вы еще не удостоверились в этом – посетите Третьяковку или посмотрите на его демонов, изображений которых полно в Сети. Одно можно сказать без сомнения – демоны Врубеля терзают души и многих художников современности.
Услуги письменного и устного перевода с/на итальянский язык —

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...