Сценарий познавательно-игровой программы для школьников. Сценарный план познавательно-игровой программы "ключ к здоровью"

«Путешествие Карандаша и Самоделкина в страну Рисовальню».
Сценарий познавательно – игровой программы для детей.

Кабинет оформлен под каморку художника: повсюду развешаны картины, на столиках стоят баночки с красками, карандашами, кисточками, тут же лежат и палитры, стоят мольберты, на центральной стене прикреплены слова «СТРАНА РИСОВАЛЬНЯ».
Появляется волшебный художник Карандаш.
Карандаш: Здравствуйте ребята! А давайте мы с вами познакомимся. Я волшебный художник, и зовут меня Карандаш.
Далее Карандаш поет песню:
Меня зовут Карандашом!
Я с каждым дружен малышом.
Один, два, три, четыре, пять,
Я все могу нарисовать!

И всех ребят, и всех ребят
Я научить рисунку рад!
Но только помни: хороши
Лишь острые карандаши!

Меня зовут Карандашом!
Я с вдохновеньем дружен,
Я очень нужен малышам,
А также – взрослым нужен!
А как вас зовут? (дети представляются)
Карандаш: Ребята, а вы знаете, куда вы попали? (ребята отвечают) Вы попали в удивительную страну Рисовальню. В этой стране, ребята, мы сегодня с вами узнаем много интересного из истории рисования, а также поиграем в разные игры. А поможет мне рассказать, мой замечательный друг Самоделкин. Ребята, давайте его позовем! Са-мо-дел-кин! (зовут).
В аудиторию входит человечек Самоделкин, он поет песню.
Самоделкин: Я мастер украшения
И вам хочу сказать,
Что все свои творения
Всегда готов отдать.

Для этого вам нужно
Понять, кто я таков.
Еще понять, что дружно
Живу средь мастеров.

Когда мы вместе – можем
Украсить все вокруг,
Понять мы вам поможем,
Что красота – наш друг!
Привет, Карандаш! Здравствуйте девочки и мальчики! Я очень рад, что вы меня пригласили в эту удивительную страну.
Карандаш: Мы с ребятами тоже очень рады. Ну что, Самоделкин, давай расскажем ребятам что – нибудь интересное из мира искусства?
Самоделкин: Давай! А начнем мы свой рассказ с удивительной профессии – художник.
Рассказывают, желательно иллюстрировать.
Карандаш: Замечательная профессия – художник! Стоит ему взять бумагу или холст, краски, кисти…
Самоделкин: Ничего не было на бумаге, но вот появились первые линии. Одна, другая, третья…
Карандаш: Бежит кисть по бумаге дальше, и вдруг… голова мальчика. Так на глазах совершилось чудо…
Самоделкин: Художники пишут картины по своему замыслу. Как писатели…
Карандаш: Пишут о детях, о взрослых, о веселых и грустных, беспечных и задумчивых. Пишут о строительстве или, наоборот, о разрушении.
Задание. Вам нужно нарисовать басню. Это задание на смекалку. От каждой команды приглашается по одному художнику: первому нужно нарисовать лебедя, второму – щуку, третьему – рака, четвертому – воз. А теперь скажите, что у вас получилось. (ребята отвечают).
Карандаш: А теперь мы расскажем о том, какие бывают картины.
Рассказывая о картинах и их авторах, Карандаш и Самоделкин демонстрируют картины.
Самоделкин: Эту картину написал В.Ф. Жемерикин, а называется она «Серебряные рельсы».
Карандаш: Посмотрят на такую картину и узнают, как людям трудно было строить железные дороги, дома, но они построили. Многим, наверное, захочется быть такими же сильными, мужественными, готовыми преодолевать любые трудности.
Самоделкин: А вот о другой картине, здесь совсем иначе. Пахнет земля, трава, вечернее солнышко пригревает. Люди немного устали, но довольны, сделано много, земля вспахана. Хорошо… Поужинают и дальше за работу.
Карандаш: Эта картина, ребята, называется «Ужин трактористов», а написал ее А.А. Пластов.
Самоделкин: А на этой картине мы с вами увидим как весело, дружно живут в семье, проявляют заботу друг о друге.
Карандаш: Картина называется «Семья» ее автор Ю.П. Кугач.
Игра. Ребята, этот портрет художник не успел закончить, какого элемента не хватает? (показывает изображение Буратино без носа). Правильно! Сейчас мы с вами поставим недостающий элемент, а именно нос Буратино. Задача каждого игрока – с завязанными глазами поставить в нужное место нос.
Карандаш: В создании картин художнику помогают его верные друзья: краски, кисти, бумага, карандаши.
Самоделкин: Один художник возьмет темные краски – получится картина тревожная, печальная, грустная. (Показ репродукции картины А. А. Мыльникова «Прощание»).
Карандаш: Другой пишет красками разного цвета – и картина играет всеми цветами радуги, так весело, радостно, хочется смеяться. (Показ репродукции картины О.Б. Богаевской «Гости»).
Самоделкин: Третий решил написать картину о дорожниках, чтобы все видели и знали, как они работают хорошо и заботятся о том, чтобы людям было удобно ходить и ездить по дорогам. Все рабочие на переднем плане. Этим художник подчеркнул, что они главные герои произведения. (Показ репродукции картины В.Ф. Жемерикина «Дорожники»).
Карандаш: Творить такое волшебство не каждому дано, лишь тем, кто умеет внимательно смотреть вокруг, видеть красивое, доброе, важное и нужное людям.
Далее Карандаш и Самоделкин задают ребятам вопросы.
Самоделкин: Как называется щит, который поддерживает картину при написании? (мольберт).
Карандаш: Как называются картины, на которых изображен морской пейзаж? (марины).
Самоделкин: Как называется сюжетная декоративная или орнаментальная композиция из цветных стекол или другого материала, пропускающего свет? (витраж).
Карандаш: Под каким номером самая тонкая кисть? (№1).
Самоделкин: Назовите основные цвета. (красный, желтый, синий).
Карандаш: Назовите производные цвета. (зеленый, оранжевый, фиолетовый).
Самоделкин: Назовите холодные тона. (синий, фиолетовый).
Карандаш: Назовите теплые тона. (зеленый, желтый, красный).
Самоделкин: Как называется дощечка для смешивания красок? (палитра).
Карандаш: А сейчас мы вам расскажем о жанрах живописи.
Самоделкин: И начнем мы наш рассказ с пейзажа.
Карандаш: Пейзаж – это жанр изобразительного искусства.
Самоделкин: Пейзаж бывает архитектурный, городской, парковый, морской, природный.
Карандаш: Пейзаж – это картина, на которой художник изобразил уголок природы или города.
Самоделкин: Выбор художника обусловлен состоянием погоды, освещенностью, временем суток, настроением художника.
Рассказывая о пейзаже, Самоделкин и Карандаш показывают примеры.
Карандаш: Следующий жанр живописи, о котором мы вам расскажем, называется натюрморт.
Самоделкин: Натюрморт – это жанр изобразительного искусства, отражающий предметы быта, цветы в букете, орудия труда, книги, посуду, снедь, то есть все, что создано человеком и природой

Карандаш: Способ № 3: рисунок выжигается на фанере через лупу, концентрирующую солнечные лучи.
Самоделкин: Способ № 4: рисунок процарапывается иголкой по черной гуаши, нанесенной на плотный лист картона.
Карандаш: Способ № 5: рисунок вышивается цветными нитками на носовом платке.
Самоделкин: Способ №6: рисунок накапывается разноцветными чернилами с помощью пипетки на бумагу.
Карандаш: Способ №7: рисунок, словно мозаика, собирается на плотном картоне из лепестков различных цветов.
Самоделкин: Способ № 8: рисунок намазывается цветным пластилином на стекло.
Карандаш: Способ № 9: рисунок протыкается иголкой на бересте, на тонкой жести или на плотной слюде.
Самоделкин: Способ №10: рисунок вылизывается языком на тарелке, покрытой тонким слоем джема.
Карандаш: В стрейнджпэйтинг-холле проводятся выставки не только маститых художников, но и начинающих живописцев. Происходит это примерно так. Юных художников собирают вместе. Им рассказывают о готовящейся выставке, о ее необычности и о том, какие существуют способы живописи.
Самоделкин: При этом некоторые техники демонстрируются прямо по ходу рассказа. Затем юные живописцы отправляются по домам и там пытаются освоить какие-либо из перечисленных способов рисования. Все, у кого что-нибудь получилось, приносят на следующий день свои произведения в музей.
Карандаш: Там их аккуратно развешивают или — если картины нельзя вешать вертикально — раскладывают. Потом выставку посещают ценители живописи, они высказывают свои впечатления в специальной «Книге отзывов». Перед закрытием музея особая комиссия награждает авторов лучших работ.
Самоделкин: Говорят, что на последней выставке в стрейнджпэйтинг-холле первый приз получила картина, наплеванная разноцветной жевательной резинкой на черной кожаной куртке. Называлась она «Праздничный салют в ночном небе».
Карандаш: Ребята, а давайте тоже попробуем себя в этом жанре?
Конкурс. Ребятам выдаются различные предметы, из которых они должны сделать картину (например, разноцветная бумага и клей)
Самоделкин: Есть еще необычный вид искусства — нательная живопись.
Карандаш: Как считают некоторые ученые, нательная живопись — это самый древний вид живописи. Есть мнение, что он появился даже раньше, чем живопись наскальная, а если быть более точным, первобытные люди начали раскрашивать свои лица, руки и тела примерно тогда же, когда с этих лиц и тел стала исчезать шерсть.
Самоделкин: Люди словно стеснялись выглядеть не так, как их волосатые и пернатые соседи по джунглям, и поэтому прятали свою безволосость и гладкокожесть под слоем краски. Шли тысячелетия, и люди совершенствовали искусство росписи тела: слой краски превратился в упорядоченную расцветку, в узоры и орнаменты: одновременно с этим изменились типы красок и способы их нанесения.
Игра. «Мы рисуем кляксу». Приглашаются два участника игры. Один рисует кляксу (у него фломастер и альбомный лист), а другому предлагается определить, на что она похожа. Затем приглашается следующая пара.

Игра. «Ошибки художника». На листе бумаги нарисована картина, где все перепутано. Ребята должны найти «ошибки художника».
Игра. «Автопортрет». Ребятам выдаются большие листы бумаги и карандаши. В листах сделаны прорези для рук. Ребята просовывают руки в прорези и пытаются нарисовать свой портрет.

Игра. «Носорог». Вы будете, изображая носорога, рисовать носорога (стоя на четвереньках).

Задание. Это музыкальный аукцион. Вы должны исполнить песни, где упоминаются цвета. Побеждает команда, которая последней исполнит песню.(для игры использовать жетоны).
Самоделкин: Вот и подошло к концу наше удивительное путешествие в стране Рисовальне.
Карандаш: Мы надеемся, что вам ребята понравилось.
Самоделкин, Карандаш: Досвиданья!

МБОУДО«Дом детского творчества» Петровского района Тамбовской области

Сценарий Познавательной конкурсно-игровой программы «Всякое ремесло честно» для младшего и среднего школьного возраста

Семёнова Ольга Леонидовна

Стеблева Елена Вадимовна

Ломакина Светлана Анатольевна

педагоги дополнительного образования

  1. Аннотация…………………………………………………… 3
  2. Пояснительная записка……………………………………... 3
  3. Методический материал «Всякое ремесло честно»………. 4
  4. Заключение…………………………………………………. 11
  5. Список литературы………………………………………… 11
  6. Приложение…………………………………………………. 12

Презентация «Русские народные ремесла»

Конкурс «Закончи пословицу»

Частушки

Мастер – классы «Плетение корзины из лозы», «Птичка из полимерной глины», «Вышивка крестиком»

Аннотация

Актуальность мероприятия обусловлена большой значимостью воспитания потребности в овладении русскими народными ремёслами школьников в современном обществе.

Привлечение школьников к изучению народных промыслов и ремесел – важная составная часть в области изучения истории и технологии создания культурных ценностей народного художественного творчества.

В ходе познавательной конкурсно-игровой программы «Всякое ремесло честно» учащиеся узнают об истории возникновения ручной вышивки, вязания, ткачества, гончарного ремесла, бондарства, плетения из бересты, различных видов росписи, а также о современных видах рукоделия - тестопластика и полимерная глина. Кроме того, дети получат практические навыки на мастер-классах«Плетение из лозы», «Вышивки крестиком» и «Полимерная глина».

Методическая разработка адресована педагогическим работникам, которые проводят воспитательные мероприятия, актуальные в современных условиях.

Методическая разработка может быть использована в общеобразовательных организациях и учреждениях дополнительного образования.

Пояснительная записка

В последние годы уделяется большое внимание приобщению детей к традициям народной культуры. Обращение к народному творчеству имеет глубокий социальный смысл, является средством эстетического, нравственного и патриотического воспитания детей. Невозможно воспитать у молодого поколения чувство собственного достоинства и уверенности в себе без уважения к истории своего народа.

В этой разработке рассматривается тема народных промыслов России – ручное прядение, искусство вязания, ткачество, вышивка, бондарство, роспись. Почему именно народные промыслы? Да потому что мы все в корне своём вышли из народа и это должно быть нам близко по своей природе.

Русские ремесла органично вошли в современный быт и продолжают развиваться, сохраняя национальные традиции. Но сегодня они приобрели одну из форм художественного народного творчества, называемую народными промыслами.

Сценарий

познавательнойконкурсно-игровой программы

«Всякое ремесло честно».

Составители: Стеблева Елена Вадимовна, Семёнова Ольга Леонидовна, Ломакина Светлана Анатольевна-

педагоги дополнительного образования

Цель мероприятия : познакомить детей с историей и видами русских ремесел, приобщить детей к народным традициям и культурному наследию родного края.

Оборудование и материалы: предметы народного быта - макет русской печи, сундук, скамейки, самотканые дорожки, рушники, самовар, деревянные ложки, шумовые музыкальные инструменты, подносы с росписью, чугунки, ухват, рубель, прялка; материалы – клубок пряжи, разноцветные ленты, спицы, макет матрёшки, сувениры из солёного теста - жаворонки.

Ход мероприятия:

Зал оформлен под русскую горницу: на полу лежат самотканые дорожки.

Около окна – стол, на котором в плетеных блюдах лежат ягоды, фрукты,

овощи. Стол покрыт скатертью, вышитой русским узором. По обеим

сторонам стола стоят лавки. Боковая стена оформлена предметами

прикладного искусства: расшитыми рушниками, вышитыми

салфетками.
Звучит спокойная, напевная мелодия. Все дети собираются в зале.Их заботливо встречают ведущие, одетые в русские сарафаны, на голове

у них – кокошники.
Слайд № 2-4 (Приложение 1)

1Ведущий: Здравствуйте, гости дорогие!

2 Ведущий: Проходите, не стесняйтесь,

Все на праздник собирайтесь.

1 Ведущий: Все, кто любит потрудиться,

Мастера и мастерицы.

2 Ведущий: Делу – время, это знай,

В час потехи – отдыхай!

1 Ведущий: Ждут вас игры и забавы,

А за удаль – и награды.

2 Ведущий: Тех, кто любит, ценит труд,

Всех на празднике здесь ждут!

Вместе: Русских ремесел праздник у нас,

Приветствуем вас мы в столь радостный час!

  • Музыкальный номер

1 Ведущий: Русский народ всегда славился трудолюбием. В старину всё делали своими руками. Ремесло кормило человека, одевало и обувало его. Недаром русская пословица гласит: «Ремесло не коромысло – плеч не оттянет, а само прокормит». А вы, юные мастера, знаете русские пословицы о труде? Я начну сейчас говорить пословицу, а вы должны ее закончить.

  • Конкурс «Закончи пословицу» (Приложение 2)

2 Ведущий: Ремесло – это не только то, что мы делаем своими руками, но и живущие с нами по сей день традиции далёких предков. «Золотые руки» ценились во все времена достаточно высоко.А если в создаваемую вещь вложена ещё и душа, то она часто являет собой прекрасное произведение искусства. Интерес к традиционным русским промыслам настолько велик и по сей день. Что небольшая экскурсия в мир народных ремёсел, надеемся, станет для многих интересной и познавательной.

1 Ведущий:А какие русские ремесла вы знаете?

  • Проводится игра с залом «Аукцион ремесел» (вышивка, вязание, ткачество, плетение из лозы, гончарное ремесло, роспись по дереву, керамике, металлу и др.)

2 Ведущий: Молодцы! С давних пор известно ручное прядение. Оно было распространено среди всех народов земного шара, за исключением Крайнего Севера, где носили меховые одежды. А теперь прошу ответить на вопросы.

Как назывался механизм для прядения? (Прялка.)

Как называлось приспособление для намотки нити? (Веретено.)

Что такое кудель? (Волокно для прядения.)

1 Ведущий: Первыми орудиями прядильного производства были ручные гребни для расчёсывания волокон и ручные веретена для их скручивания. Волокна, приготовленные для прядения, привязывались к прялке с подставкой или прялись непосредственно с гребня.

В 15 веке была изобретена самопрялка, что позволяло одновременно скручивать и наматывать пряжу.

С 17 века развивается машинное прядение. Сегодня широко известны электрические прядки.

  • Конкурс «Смотай нить на веретено»

2 Ведущий: О каком ремесле сейчас пойдет речь вы узнаете, если отгадаете загадку.

Две веселые сестрицы –

На все руки мастерицы:

Сделают из ниточки

Носки и рукавички. (Вязание.)

Когда появилось искусство вязания точно не известно. Овцы были одомашнены еще за девять тысяч лет до нашей эры. У нас в России искусство вязания появилось в конце 18 века. Вязали те, кто помоложе, обеспечивая всю семью носками, рукавицами и шарфами. А главное орудие труда мастериц -различные спицы и крючки.

1 Ведущий: А теперь вопросы знатокам – вязальщикам.

Как называются петли, на которых основано все вязание, все рисунки? (Лицевые и изнаночные.)

Сколько существует способов вязания лицевых и изнаночных петель? (Два.)

На чем основывается вязание крючком? Каковы его основные элементы? (Столбики, воздушные петли, петли с накидом.)

Молодцы! А сейчас пришло время посоревноваться мастерицам-вязальщицам.

  • Конкурс «Кто быстрее свяжет один ряд петель на спицах»

1 Ведущий: Отгадайте, о каком ремесле пойдет речь в загадке.

Ногой толкну, животом нажму,

Рукой шмыгну, два раза кольну,

И опять все с начала начну. (Ткачество.)

2 Ведущий:Верно, это ткачество. Ткацкий станок – одно из наиболее древних орудий труда человека, а ткачество – одно из самых древних ремесел. Первый ткацкий станок представлял собой раму, на которую были натянуты нити основы. Ткач держал в руках большой челнок с нитью и переплетал основу. Работать на таком станке было трудно, т.к. нити надо было последовательно перебирать руками. Часть нитей рвалась, ткань можно было сделать только толстую.В 6 веке изобретен горизонтальный ткацкий станок, который с небольшими изменениями дошел до наших дней и сохранился еще в некоторых домах.Позднее был изобретен механический ткацкий станок. А современные станки сейчас работают на электричестве. Но ручное ткачество еще живо и является традиционным видом народного ремесла.Предлагаю викторину.

  • Викторина «Ткань и ткачество»

Какое сырье использовалось раньше в ткачестве? (Лен, конопля, шерсть, хлопчатобумажные нити.)

Что раньше называли «русским шелком»? (Псковский лен. Он славился во всей Европе. Ткать его умели только в России.)

Назовите тканые изделия, использующиеся в быту и в наше время. (Льняные узорные скатерти, полотенца, коврики, дорожки, покрывала.)

В какое время года женщины брались за ткачество? (С 14 марта – день Евдокии и занимались им до посевных работ.)

2 Ведущий: Действительно, по-настоящему за ткачество брались со дня Евдокии. Считалось, что на Евдокию «все подземные ключи закипают», поэтому можно белить холсты. Евдокия считалась в народе большим праздником, отмечали его весело и торжественно пели веснянки.

  • Музыкальный номер

1 Ведущий: А в этой загадке еще одно ремесло скрывается.

Ниточка, иголочка, полотно – светелочка.

Нить в светелочку войдет –

Там цветочек расцветет. (Вышивание.)

Искусство вышивания – очень древнее. Еще в 9 – 12 веках в Древней Руси украшали золотым шитьем одежду знатных людей и предметы быта. Вышивку выполняли иглой на различных тканях нитями льна, конопли, шелка, шерсти, серебра, золота, украшали ее драгоценными камнями. Русская вышивка имела свои особенности. В ней часто использовали геометрический орнамент, изображения женщин, деревьев, птиц, листьев, цветов.Русскую вышивку делят на два вида: северную и среднерусскую. Для Севера характерна вышивка крестом, вырезом, гладью. Основная особенность среднерусской вышивки – цветная перевить (мережка). Русский костюм женский и мужской украшался узором, вышитый крестиком. Так же всевозможной вышивкой украшались рушники.

2 Ведущий: Все ремесла, про которые мы с вами сегодня говорили,- ткачество, вязание, прядение, вышивание – женские. А кто мне сможет назвать мужские ремесла?

  • Игра с залом «Аукцион мужских ремесел» (плетение из лозы, кузнечное, плотницкое, столярное дело, бондарство)

2 Ведущий: Правильно! Это плетение из коры деревьев и соломы, гончарное, печное, плотницкое и столярное дело. А вы знаете, ребята, чем занимались бондари. Бондарь - это мастер по изготовлению деревянных бочек. А что по вашему мнению означает выражение «бить баклуши». Да, в нашем понимании это означает бездельничать. А на самом деле баклушами называли заготовки из дерева для ложек. Внимание! А сейчас – черный ящик! В нем лежит предмет, который изготовлен мастером мужского ремесла (Лапоть). А кто может сказать, из чего плетут лапти? (Из лыка). Лыко - это тонкая кора липового дерева, приготовленная специальным образом.Хороший плетельщик должен быть ловким и внимательным. Сможете ли вы справиться с этой нелегкой работой?

  • Игра «Сплети косы из лент»

1 Ведущий: Самое первое из всех ремёсел, чему научился человек - это рисование. Год от года, от столетия к столетию это искусство развивалось и совершенствовалось. И постепенно в изобразительном искусстве появилась такая отрасль, как роспись. В каждой местности вырабатывались свои приемы росписи. Широко известны дымковская роспись, жостовская роспись, хохломская роспись, гжельская керамика и многие другие. И вам, дорогие друзья, я предлагаю изобрести сегодня свой способ росписи. А расписать нужно всем вам известных матрешек.

  • Игра «Разрисуй матрешку»

1Ведущий:А пока наши художники расписывают матрёшек предлагаем вам музыкальный номер.

  • Хореографическая картинка

2 Ведущий:Ребята, в нашем Доме детского творчества тоже есть объединения, в которых дети занимаются рукоделием. Это современные виды рукоделия –лепка из солёного теста и полимерной глины, бумажная пластика (квиллинг)

2Ведущий: На самом деле не такие уж они и современные - искусство квиллинга или «бумажная филигрань» возникло в 16 веке в Европе - во Франции и Италии использовали бумажную филигрань из золотых обрезков старых книг. А вот в Египте художественной обработкой бумаги начали заниматься гораздо раньше и для этого использовали папирус. Так же искусство бумажной пластики было известно и на Среднем Востоке и в Китае. Позже это искусство получило известность в Англии, Америке и в России.

1 Ведущий:С древних времён люди выпекали из теста не только хлеб, но и декоративные изделия. У славянских народов существуют древнейшие традиции праздников и обрядов, в которых участвуют фигурки из печёного теста. Так на Руси существовал праздник который назывался «Сорки»,а ещё в народе его называют «Жаворонки».В этот день 22 марта (считается прилётом жаворонков) пекут жаворонков из теста и раздают детям.

В северных районах России, а именно в Архангельской области существуют праздничные новогодние и рождественские традиции, там пекут самые разнообразные пряничные фигурки, которые называются «Козули».

Лепить из теста одно удовольствие! А для того, чтобы сохранить эти изделия и любоваться ими долгое время, придумали рецепт очень солёного теста. Вот таким искусством тесто пластики занимаются наши дети на уроках в объединении «Мастерская чудес».Более сложные и оригинальные изделия можно изготовить из полимерной глины, которая очень похожа на пластилин, но при этом более пластична и имеет способность застывать на воздухе. Поделки, сделанные руками детей, вы сможете рассмотреть на нашей выставке.

2 Ведущий:

Славный русский наш народ

Жить не может без хлопот:

Шьет, рисует, вышивает,

Пилит, рубит и строгает,

Лапти новые плетет,

Печку русскую кладет.

1 Ведущий:

Мастера все удалые,

А в гулянье – озорные.

Коль веселье – веселись,

Коль работа – потрудись!

Петь частушки выходи,

Радость всем нам подари.

  • Частушки о ремеслах (Приложение 3)

2Ведущий:Если народ теряет связи с прошлым, он теряет силу, теряет своё будущее. Мы должны всегда помнить об этом, ведь всё дальше от нас уходят традиции, духовные и культурные ценности наших прабабушек и прадедушек, их праздники и игры, песни и танцы, сказки, семейные предания и обряды.

1 Ведущий: Уже третье тысячелетие шагнуло в наши дома, и пусть везде сейчас используются новейшая техника и новые технологии, но народные ремесла будут жить в душах и сердцах людей, в тех семьях, где любят мастерить своими руками, любят красоту, оригинальность и неповторимость. Ведь каждый человек уникален, а значит и творение его тоже уникально, неповторимо, индивидуально.

2Ведущий: А сейчас всех желающих мы приглашаем на мастер-классы: «Плетение из лозы», «Вышивки крестиком» и «Полимерная глина».

  • Мастер – классы. (Приложение 4)

1 Ведущий: Спасибо всем мастерам за их творчество. Спасибо и вам, дорогие гости, что вы пришли на наш праздник.

1Ведущий:«До свиданья» говорим, говорим до новых встреч,

Завещаем вам, ребята, ремесла русские беречь.

2 Ведущий:Учиться мастерству любому: пилить, строгать и вышивать,

Чтоб знанья эти снова, снова своим же детям передать.

Традиционные ремесла, к которым приобщается подрастающее поколение, рассказывают о жизни наших предков, об их нравах и обычаях, не дают народу забыть свою историю.

Дети сами любят работать с разнообразными материалами, выполнять вещи практического назначения. Обучение различным ремеслам сочетается с развитием художественного вкуса и творческого воображения. Традиция жива, пока её чтут, берегут.

Список литературы:

1.Арбат, Ю.А. Народное декоративное искусство/Ю.А.Арбат.-М., 2ОО3.

2.Беловский, Л.В.Типология русского народного костюма/ Л.В. Беловский. -М., 1998.

3. Назарова, К.Н. Русский сувенир/ К.Н. Назарова. - М.,1996.

6.Шпикалов, А.Русская игрушка/ А. Шпикалов. - М.,1999.

Приложение 1

  • Конкурс «Закончи пословицу».

1дев.- Без труда и отдых … не сладок.

2дев.- Без труда не вытащишь … и рыбку из пруда.

1дев.- Берись за то … на что ты годен.

2дев.-Терпенье и труд… всё перетрут.

1-Сделал дело - гуляй смело

2- Без дела жить - … только небо коптить.

1- Без охоты нет … работы.

2- Без топора не плотник, … без иглы не портной.

1- Все скоро сказывается, … да не скоро делается.

2- Всякое ремесло честно, … кроме воровства.

1- Всякий человек познается … в деле.

2- Глаза боятся, … а руки делают.

1- Есть терпенье, … будет и уменье.

2- Золотые руки у того, кто … обучился хорошо.

1- Кто мало говорит, … тот больше делает.

2- Какова пряха, такова … на ней рубаха.

1- На чужой каравай рот не разевай, … а пораньше вставай да свой затевай.

Приложение 2

Частушки

Мы веселые ребята,

Интересно все живем,

Про народные ремесла

Вам частушки пропоем.

Дайте лен, дайте лен,

Дайте сорок веретен,

Стану прясть - попрядывать,

На дружка поглядывать.

Шила милому кисет,

Вышла рукавица.

Посмотри, мой дорогой,

Какая мастерица.

Моя прялка не прядет,

Колесо не вертится.

Что-то милый не идет,

Видно, долго сердится.

Шила, шила сарафан,

Исколола пальчики.

А надела сарафан –

За мной гурьбою мальчики.

Сидит заяц на осине,

Плетет лапти косяком,

Чтобы наши грибники

Не ходили босиком.

Приложение 3

Мастер – класс

«Плетение корзины из лозы»

Цель: передача навыков и приёмов плетения из лозы участникам конкурсно -игровой программы.

Задачи мастер-класса:

Оборудование и материалы: корзина, лоза, нож для резки лозы.


Плетение из лозы - один из самых изящных и популярных в наше время видов прикладного искусства. Известно, что используя гибкие очищенные от корья прутья можно изготовить корзинку, которая будет весьма удобной при сборе лесной малины или земляники. А с корзиной больших размеров хорошо ходить за грибами. (Демонстрация изделий, выполненных в данной технологии). Плетение корзин из лозы не требует особых навыков и опыта- главное придерживаться выбранной техники и четко следовать схеме плетения. В среднем, на изготовление одной корзины уходит около двухсот штук. Искать прутья следует у самой воды, на тех местах, где прошли вырубки. Там растут гибкие и длинные прутья. Перед срезанием прута, следует испытать его на гибкость, наматывая на свой палец. Если прут не хочет надламываться, а ваши пальцы это почувствуют сразу, то такой прут подходит и его можно срезать.Плетение корзин из лозы -занятие кропотливое и требует выдержки и усидчивости.

Основная часть:

  • Технология подготовки лозы для плетения (погружение прутьев в воду на 10-15 дней, очищение от коры, просушивание);
  • Технология изготовления корзины (соединение прутьев в обруч, плетение донышка, оплетение вертикальных прутьев лозой для формирования стенок корзины, плетение бортика корзины, плетение ручки).

Рефлексия:


2. Что взяли полезного?


Мастер – класс

«Птичка из полимерной глины»

Цель: передача навыков и приёмов лепки из полимерной глины участникам конкурсно -игровой программы.

Задачи мастер-класса:

  • передача педагогом своего опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм педагогической деятельности;
  • совместная отработка методических подходов педагога и приемов решения поставленной мастер-классом проблемы;
  • рефлексия собственного мастерства участниками мастер-класса

Оборудование и материалы:

Гладкая поверхность для лепки (можно использовать поверхность для лепки из пластилина);
теплая вода;
бежевая и белая полимерная глина;
тонкая иголка;
желтая акриловая краска;
тонкая кисточка.

План проведения мастер – класса

Подготовительно – организационный этап:

Приветствие. Педагог знакомит участников с темой предстоящего занятия, его целью и задачами, кратко освещает его содержание.

Лепка из этого материала стала довольно популярным хобби, а для многих дизайнеров – профессиональным занятием.Полимерная глина – это пластичный материал для лепки небольших изделий, который используется при создании кукол, бижутерии, цветочных композиций, сувенирных скульптур и прочее.

Хранить полимерную глину необходимо в герметичной упаковке, не допуская контакта с воздухом.В работе термопластика напоминает пластилин: «свежая» пластика легко разминается в теплых руках, но если в помещении довольно прохладно, то необходимо приложить для этого больше усилий.Лепка развивает усидчивость, внимание, моторику, творчество. Лепку из полимерной глины может освоить каждый. Главное тут терпение и аккуратность.

Основная часть:

  • Ознакомление с оборудованием и материалами;
  • Технология подготовки глины для лепки(разминание глины);
  • Технология изготовления птички(формирование из кусочка глины тельца птички, головы, клюва, крылышка, нанесение оперения);
  • Сушка;
  • Раскраска изделия.

Рефлексия:

1. Цели прихода на мастер-класс.
2. Что взяли полезного?
3. Хочется ли что-то отметить?
Демонстрация изготовленных изделий.

Мастер-класс по рукоделию «Вышивка крестом».

Цель: передача навыков и приёмов освоения техники выполнения вышивки крестом.

Задачи мастер-класса:

  • передача педагогом своего опыта путем прямого и комментированного показа последовательности действий, методов, приемов и форм педагогической деятельности;
  • совместная отработка методических подходов педагога и приемов решения поставленной мастер-классом проблемы;
  • рефлексия собственного мастерства участниками мастер-класса.

Инструменты и материалы : пяльцы пластмассовые круглые с винтом для регулирования натяжения ткани; вышивальная игла (иголочка должна быть с тупым носиком); нитки мулине необходимых цветов; ткань для вышивки (канва), ножницы, схема для вышивания.

План проведения мастер – класса.

Подготовительно – организационный этап:

Приветствие. Педагог знакомит участников с темой предстоящего занятия, его целью и задачами, кратко освещает его содержание. Вышивкакрестом - один из древнейших видов рукоделия, которым увлечено множество женщин и мужчин по всему миру. Вышивка крестом – это искусство, которое позволяет создавать настоящие шедевры. Картины,выполненныесамостоятельно, ценятся не только как оформление собственной квартиры или дома, но очень часто они становятся незабываемым подарком для родных и близких людей.Красивый набор для вышивки крестом поможет скоротать время, успокоить после сложного рабочего дня, пробудит творческое воображение и поможет расслабиться. Вышивка позволяет развивать такие качества как познавательный процесс, логическое мышление, аккуратность, усидчивость, внимательность, терпеливость, усидчивость, самостоятельность, умение делать выводы, умение концентрироваться и ценить прекрасное.Вышивание крестиком – это интереснейшее занятие, которое, несомненно, целиком вас захватит.

Основная часть:

Практическая иллюстрация опыта педагога. Педагог кратко характеризует основные идеи технологии вышивки крестиком, знакомит с этим видом рукоделия, начинает с простых схем с небольшим количеством цветов, например, с детской вышивки.

Рефлексия: проводится дискуссия по результатам совместной деятельности педагога и обучающихся.

яна молочкова
Сценарий познавательной программы для детей старшего дошкольного возраста «Правила дорожного движения»

Действующие лица : Ведущий, Баба Яга, дети.

Вед : Здравствуйте ребята! Сегодня мы с вами поговорим о правилах дорожного движения , о культуре поведения на дорогах . Заодно и посмотрим какие вы ловкие, смелые и умелые.

Движеньем полон город : бегут машины в ряд

Цветные светофоры и день, и ночь горят.

Шагая осторожно, за улицей следи,

И только там, где можно, её переходи!

Ребята, а вы соблюдаете правила дорожного движения ? А вы знаете, что на дороге разрешается , а что запрещается?

Игра «Разрешается- запрещается»

И проспекты,и бульвары- всюду улицы полны.

Проходи по тротуару, только с правой стороны .

Тут шалить, мешать народу (запрещается)

Быть примерным пешеходом (разрешается)

Если едешь ты в автобусе и вокруг тебя народ,

Не толкаясь, не зевая, проходи скорей вперёд.

Ехать зайцем, как известно (запрещается)

Уступить старушке место (разрешается)

Всех расталкивать, кричать (запрещается)

А тихонечко стоять (разрешается)

Брать мороженое в автобус (запрещается)

Ну, а яблоки в пакете (разрешается)

В мяч играть на остановке (запрещается)

Пропустить маму с ребёнком (разрешается)

Обходить автобус сзади (разрешается)

Ну, а спереди, конечно (запрещается)

Если ты гуляешь просто- всё равно вперёд гляди,

Через шумный перекрёсток осторожно проходи.

Переход на красный свет (запрещается)

На зелёный даже детям (разрешается)

Играть возле проезжей части (запрещается)

Уважать правила дорожного движения (разрешается)

Под музыку вбегает баба яга.

Б. Я : Прибежала я куда-то, а куда, я не пойму.

Что за день у вас ребята?

Не попасть бы мне в беду.

Вед : Что за шум и беготня? Вы почему нарушаете порядок бабуля?

Б. Я : Какая я тебе бабуля? У меня имя есть. Пусть ребята скажут.

Дети : Баба Яга.

Б. Я : Что у вас здесь происходит? Кругом картинки какие- то висят, огоньки горят, машины, мотоциклы…

Вед : Эх ты, бабуля, это вовсе не картинки, а дорожные знаки Дорожные знаки ещё называют дорожная азбука .

Б. Я : Что за дорожная азбука ? Вот выдумали ещё.

Вед : Ребята покажем Бабе Яге дорожную азбуку ?

Дети : Да.

Соревнование «Дорожные знаки »

(сложить из кусочков дорожный знак и назвать его )

Вед : Видишь Баба Яга как наши дети знают дорожные знаки . А ты знаешь, какой самый главный знак на дороге ? Его сигнал для всех закон.

Б. Я : Конечно знаю! Это мой кот.

Вед : Ничего ты не знаешь, а дети знают.

Дети : Светофор.

Вед : Светофор - большой помощник,

Лучший друг для всех в пути.

Он всегда предупреждает

Светом, можно ли идти.

А сейчас мы посмотрим, какая команда первая соберёт светофор.

Соревнование «Собери светофор»

(каждому в команде выдаётся кружок светофора, дети по очереди бегут к столу и собирают светофор)

Вед : Выходя на улицу приготовь заранее вежливость и сдержанность, а главное внимание.

(обращается к б. я)

Вед : Баба яга, а ты внимательна на дороге ?

Б. Я : Конечно. Иду куда хочу. Хочу- иду туда, хочу – иду сюда.

(б. я импровизирует под музыку – шум тормозов, падает, ведущий помогает ей встать)

Вед : Вот видишь баба яга, что может случиться, если быть невнимательным на улице.

Игра на внимание «Сигналы светофора»

(ведущий показывает сигналы светофора, на зелёный- дети топают, на жёлтый- хлопают, на красный- ничего не делают)

Вед : Б. Я, а ты знаешь на какой цвет светофора можно переходить дорогу ?

Б. Я : Конечно знаю, на чёрный.

Вед : Вот и неправильно Б . Я, чёрного цвета у светофора нет.

Мы запомним с детских лет,

Красный свет- движенья нет ,

Жёлтый- стой, смотри вокруг,

А зелёный – лучший друг.

Вед : Если ты спешишь в пути через улицу пройти,

Там иди, где весь народ, там, где знак есть- ПЕРЕХОД.

Б. Я : Ну вот ещё, буду я искать эти знаки, и детям не советую.

Всем детям я советую делать так, как я.

Вед : Ну, как ты учишь детей , мы уже видели, чуть под машину не попала. А ты знаешь бабуля, где можно переходить улицу?

Б. Я : Нет, а дети знают?

Вед : Только в специально отведённых местах, где есть этот знак

(показывает знак «ПЕШЕХОДНЫЙ ПЕРЕХОД» )

Соревнование «пешеходный переход»

(ведуший предлагает детям построить пешеходный переход и совершить движение по нему паровозиком , дети по очереди несут по полоске, в конце пробегают по дорожке паровозиком )

Вед : Как хорошо обьяснили, я всё поняла. Как пешеходы вы молодцы, давайте посмотрим, какие из вас вырастут водители.

Соревнование «Маневрирование»

(нужно объехать с машинкой вокруг кеглей, не задевая их)

Б. Я : Всё я теперь всё знаю, могу отправляться в путь .

Вед : Б. Я, а ты загадки знаешь о дорожном порядке ?

Б. Я : Конечно знаю и сейчас вам их загадаю.

Загадки :

1. Тихо ехать нас обяжет,

Поворот вблизи покажет.

И напомнит, что и как

Вам в пути (дорожный знак )

2. Этот знак заметишь сразу

Три цветных огромных глаза.

Цвет у глаз определённый :

Красный, жёлтый и зелёный.

Загорелся красный- двигаться опасно.

Ну а если зелёный свет- проезжай, запрета нет. (светофор)

3. Полосатые лошадки

Поперёк дорог легли

Все авто остановились,

Если здесь проходим мы. (пешеходный переход)

4. Едет он на двух колёсах

Не буксует на откосах

И бензина в баке нет.

Это мой (велосипед)

5. Наш приятель тут как тут,

Всех домчит за 5 минут.

Эй, садись и не зевай,

Отправляется (трамвай)

6. А для этого коня- еда- бензин, и масло, и вода.

На лугу он не пасётся, по дороге он несётся .

Б. Я : Какие молодцы ребята, все загадки отгадали.

Вед : А я предлагаю поиграть в игру «Займи своё место»

(По моей команде «Раз, два, три- из светофора выходи» - все выходят из своих кружков и разбегаются по залу. Затем я говорю «Раз, два, три- в светофор беги» - вы должны как можно быстрее занять своё место.)

Б. Я : Молодцы ребята, а мне ещё учиться и учиться. Спасибо вам ребята за то, что смогли меня научить, как по улицам ходить. Теперь я тоже буду соблюдать правила дорожного движения , а сейчас мне пора идти, до свидания ребята.

(баба яга уходит)

Вед : А в заключении, хочется сказать :

Я желаю вам, ребята, чтоб на дороге ,

Вы никогда не знали бед.

И чтоб навстречу вам в пути,

Горел всегда зелёный свет.

На этом наше развлечение окончено, до новых встреч.

Игровая программа «Робинзоны и Пятницы». Сценарий

Сцена оформлена под необитаемый остров: висят лианы (веревки, обернутые зеленой бумагой). На центральной стене изображен корабль, терпящий бедствие.

По бокам сцены — бутафорские пальмы и экзотические растения. Предварительно формируются две сборных команды по 10—12 человек — «Робинзоны» и «Пятницы», которые готовят к игре визитные карточки своей команды.

Ведущий. Дорогие друзья! Сегодня мы отправляемся вслед за Робинзоном на необитаемый остров. Разрешите представить вам две команды отважных смельчаков — это «Робинзоны» и «Пятницы». Давайте их поприветствуем.

На игровую площадку выходит «Робинзоны» и «Пятницы» и представляют визитную карточку своей команды.

Робинзоны.

Наш любимый Робинзон

Живет лишь так, как хочет он.

Все Робинзону по плечу,

Жизнь зажигает, как свечу.

У него стальные нервы,

Он привык быть только первым.

От природы он философ.

Жизнь реальная давно

Не загадка для него!

С Робинзоном рядом, знаешь,

Ты нигде не прогадаешь!

Он подскажет, как прожить,

Как проблемы разрешить.

Но при всем при том упрям,

Почему, не знает сам!

Пятницы.

Пятница — наш лучший друг,

И случилось так не вдруг,

Много лет и много зим

Мы уже знакомы с ним.

Пятница порой не знает,

Как на этом свете жить,

Иногда не понимает,

Как достойно поступить.

Но зато, когда поверит

Он кому-то и поймет,

Он того, по крайней мере,

Никогда не подведет!

Он для ближнего — находка!

Сердцем чист, красив душой!

Как из ярких нитей соткан

Мир его большой-большой!

Ведущий . Спасибо «Робинзонам» и «Пятницам». А сейчас позвольте представить вам нашу судейскую коллегию, которая будет оценивать сегодняшнюю игру (представляет жюри). Только настоящие знатоки географии могут правильно определить маршрут путешествия. И мы проверим знания «Робинзонов» и «Пятниц» при помощи географической викторины. За каждый правильный ответ по одному баллу. Отвечать будем поочередно. Кто не знает ответа, пропускает свой ход, отвечать будет другая команда.

1. Шар невелик,

Лениться не велит,

Если знаешь предмет,

То покажет весь свет. (Глобус)

2. Столица я, что под Афганским небом,

А слоги переставь — и буду хлебом. (Кабул-булка)

3. Через какие ворота может пройти даже ледокол? (Через Карские ворота.)

4. Кругом вода, а с питьем беда. (Море)

5. В каком море ловят рыбу жители трех частей света? (В Средиземном море)

6. Какое государство начинается на «А» и оканчивается тремя «Я»? (Австрия)

7. Каким поясом не подпояшешься? (Географическим поясом.)

8. Укажите на Земле такое место, где, куда ни повернись, будет юг. (На Северном полюсе только одна сторона горизонта, т. е. юг.)

9. На каком материке самое большое количество стран? (В Африке.)

10. Какая столица государства «спряталась» в слове «игра»? (Рига)

Ведущий . Сейчас надо бы подумать о том, как на необитаемом острове построить хижину. Дело непростое, но нужное. По моей команде капитаны бегут до авансцены и приседают. Как только они присядут, из каждой команды бежит следующий участник, добегает до капитана, делает над ним ладошками «крышу» и кричит: «Гоп!» Затем бежит следующий участник команды и выполняет то же самое и т. д. Когда подбежит последний и сделает ладошками «крышу», все хором кричат: «Гоп!», и капитан встает во весь рост. Итак, кто быстрее построит хижину?

Звучит веселая музыка. Проводится конкурс «Постройка хижины». Жюри оценивает.

Ведущий. Молодцы! Хижины готовы. Пришла пора подкрепиться, добыть какую-нибудь дичь. На нашем острове очень много разных птиц и диких животных. Видите двух козлят? (Рисунки козлят находятся на стене на расстоянии 8—10 метров от игроков.) Сейчас вы получите оружие — небольшие мячи. Кто быстрее поразит цель? Но прежде чем выйти на тропу охотников, проведем ритуал-разминку:

Для разминки нашей нужно

Повторять движенья дружно.

Ты, (Имя), не плошай —

Слушай и изображай.

Выходит участник, чье имя было названо, изображает все, что говорит ведущий.

Шел козленок по дорожке,

Кудри кольцами да рожки.

Он ногами громко топал

И глазами сильно хлопал,

Головою он вертел,

«Бе-бе-бе-бе-бе» пел,

А потом увидел вдруг,

Что идет навстречу друг.

Ведущий вызывает второго участника.

Шли козлята по дорожке,

Кудри кольцами да рожки,

И ногами громко топали,

И глазами сильно хлопали.

Оба головой вертели,

«Бе-бе-бе-бе-бе» пели,

Увидали оба вдруг,

Что идет навстречу друг.

Выходит третий участник, потом четвертый и т. д.

Хорошо теперь козлятам,

Хорошо, ведь так, ребята?

Им за все похлопать надо,

Был один, а стало стадо!

Может, пощадим козлят,

Славных маленьких ребят,

Ведь на острове растут

Ананасы там и тут,

Есть бананы, апельсины,

Киви, манго, мандарины.

Может, пощадим козлят,

Славных маленьких ребят?

Дети, конечно, соглашаются заменить охоту на сбор фруктов.

Ведущий . Итак, объявляю конкурс «Собирательство». Сейчас по три представителя от каждой команды с завязанными глазами будут собирать фрукты, разложенные в разных местах. За каждый найденный фрукт — 1 балл. Время сбора ограничено — 5 минут.

Звучит веселая музыка. Участники собирают фрукты. Жюри оценивает.

Ведущий. Скоро начнется отлив. Нам надо успеть посетить затонувший корабль, чтобы взять некоторые вещи. На необитаемом острове все может пригодиться. Поторопитесь! Как только начнется прилив, я подам сигнал свистком. Надо немедленно возвращаться и придумать новое применение вещам, которые вы принесете с корабля.

Проводится конкурс «Новая жизнь старой вещи».

Участники подходят к коробкам с вещами (перегоревшая лампочка, кусок каната, пустая бутылка, пустой стержень, поломанная расческа, дырявый носок, пустой тюбик из-под зубной пасты, трубочка для коктейля, пустой коробок из-под спичек и т. д.), выбирают четыре вещи.

По свистку возвращаются на место.

Ведущий . А пока команды совещаются и придумывают новые применения вещам, которые они выбрали, мы поиграем.

Ведущий проводит игру с залом «Путешествие в Африку» . Ведущий произносит фразу, все хором продолжают: «И я!»

Встал вчера я рано-рано... И я!

Весь облился из-под крана... И я!

Быстро сел на табуретку...

Съел картошку и котлетку...

Вздумал в Африку лететь — ...

Бегемотов посмотреть.

Сел в огромный самолет...

И отправился в полет...

Самолет чихал, гудел...

Непонятно, как летел...

Наконец, он приземлился...

Я на Ниле очутился...

Там был злющий крокодил...

Чуть меня не укусил...

Рядом лев в траве лежал...

Бегемот ко мне бежал...

Закричал я: «Караул!» ...

И обратно сиганул...

Еле ноги я унес...

И зачем летал? Вопрос!

Ведущий . Пришло время узнать, какие новые применения придумали Робинзоны и Пятницы старым вещам. (Жюри оценивает.)

Ведущий . Вспомним небольшой отрывок из дневника Робинзона (читает). «Одежда моя пришла в полную негодность, и вот я принялся портняжить! Из шкур животных я соорудил себе полный костюм, куртку и штаны. Штаны я сшил короткие, до колен, и очень просторные, куртку тоже сделал пошире. Еще у меня получилась большая шапка мехом наружу — для защиты от солнца. Много у меня было возни с зонтиком, но в конце концов я добился своего, и мой зонтик мог открываться и закрываться».

Нам необходимо помочь Робинзону и Пятнице разнообразить их гардероб. Сейчас каждая из команд будет изготавливать костюм для своего героя. Через 10 минут мы узнаем, чей костюм окажется интереснее, оригинальнее. Все необходимое Для изготовления костюмов находится в коробках (куски разной ткани, булавки, перья, целлофановые пакеты, а также разные природные материалы). А пока проводится конкурс «Одежда для Робинзона и Пятницы», я предлагаю зрителям и болельщикам отгадать загадки по теме «Обитатели необитаемого острова».

Мой хвост не отличить от головы,

Меня всегда в земле найдете вы. (Червяк)

Зеленый поясок в траве затерялся. (Ящерица)

Наткет, наплетет,

Сядет и добычи ждет. (Паук)

Целый день летает,

Всем надоедает.

Ночь настанет,

Тогда перестанет. (Муха)

Две антенны на макушке,

А сама сидит в избушке,

На себе ее везет,

Очень медленно ползет. (Улитка)

Шевельнулись у цветка

Все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел,

Он вспорхнул и улетел. (Бабочка)

Черен, а не ворон,

Рогат, а не бык,

С крыльями, а не птица. (Жук)

Шелестя, шурша травой,

Проползает кнут живой.

Вот он встал и зашипел: —

Подходи, кто очень смел. (Змея)

Ведущий . Настало время посмотреть модели одежды, которую изготовили команды.

Команды представляют костюмы для Робинзона и Пятницы, шуточно комментируя достоинства моделей.

Жюри оценивает.

Ведущий . На необитаемом острове могут случиться разные неприятности, поэтому надо быть сильными, выносливыми, ловкими. Иначе придется туго. Однажды Робинзон и Пятница перебирались через пропасть и нечаянно обронили веревки, из которых хотели сделать силки для птиц. Объявляю самый трудный конкурс — «Конкурс капитанов». Капитаны должны достать веревки из пропасти без помощи рук и ног. Капитаны, ко мне! Вам предстоит, сидя с ногами на табуретке, не касаясь пола ногами и руками, достать зубами с пола веревку. Кто быстрее?

Проводится конкурс «Достань веревку».

Здесь необходимо соблюдение техники безопасности: кто-то должен находиться рядом и подстраховывать, чтобы табуретка не перевернулась. Жюри оценивает.

Ведущий. Помните, как вначале общались Робинзон и Пятница? Правильно, при помощи жестов, ведь они не знали языка друг друга. Сейчас один из «Робинзонов» должен побеседовать с кем-нибудь из «Пятниц» на языке мимики и жестов. Можно также произносить отдельные звуки, но не слова. Судейская коллегия будет оценивать, насколько доходчиво изъясняется «Робинзон» и насколько понимает его «Пятница».

Вопросы Робинзона

— Как ты думаешь, сегодня будет дождь?

— Хочешь пить? А есть?

— Что ты предпочитаешь на обед: фрукты или дичь?

— Не хочешь ли искупаться в море?

— Пойдешь по мной на рыбалку?

— Разожги, пожалуйста, костер.

— Я хочу быть твоим другом. А ты хочешь быть моим другом?

Проводится конкурс «Язык дружбы». Жюри оценивает.

Ведущий . Настоящие островитяне должны не бояться трудностей и при необходимости сделать все, чтобы их преодолеть, даже уметь вывернуться наизнанку. Вставайте друг за другом, беритесь за руки, ноги на ширине плеч. Последний в колонне, не размыкая рук, проползает между ног всех стоящих, двигаясь вперед. За ним двигаются все остальные. Кто быстрее вывернется наизнанку?

Звучит веселая музыка. Проводится конкурс «Вывернуться наизнанку». Жюри оценивает.

Ведущий . Знаете ли вы, ребята, что если все на свете острова, обитаемые и необитаемые, нанесенные на карты, сложить вместе, они составят территорию площадью больше, чем девять миллионов квадратных километров! Представляете? Острова различаются по цвету: самые зеленые — в Индийском океане и южной части Тихого; серые, каменистые — в Атлантическом океане; самые желтые — в Канарском архипелаге; на Карибах желтый цвет вообще отсутствует, там над белым-белым песком склоняются зеленые-зеленые пальмы. Нет на свете двух одинаковых островов, даже если они находятся в одном море на расстоянии пятиминутного полета чайки. Попросим «Робинзонов» и «Пятниц» создать свои чудо- острова для зрителей. «Робинзоны» пусть «собирают» за три минуты островок Индийского океана — то есть тех в зале, у кого в одежде есть зеленый цвет. А «Пятницы» — островок Канарского архипелага, то есть тех в зале, у кого в одежде есть желтый цвет.

Итак, объявляю последний конкурс — «Чудо-остров».

Звучит музыка, проводится конкурс, жюри по количеству привлеченных в игру зрителей определяет, чей остров больше, затем подводит итог игры.

Ведущий . Подошли к концу наши веселые состязания. На прощание хочу вам пожелать: будьте всегда такими сплоченными и веселыми, а главное — дорожите дружбой! Друзья всегда помогут в трудную минуту.

Сценарий познавательно-игровой программы для детей старшего дошкольного возраста "Чисто не там, где убирают, а там, где не мусорят"

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 88» общеразвивающего вида

Сценарий познавательно-игровой программы

для детей старшего дошкольного возраста

в рамках городской акции «Чистый город – наше общее дело»

Тема: «Чисто не там, где убирают,

а там, где не мусорят»


г. Березники, 2008


Конспект познавательно-игровой программы

UТема: U «Чисто не там, где убирают, а там, где не мусорят»

UФорма: U познавательное развлечение. Развлечение предполагает развертывание сюжета- сказки, где главные действующие лица – дети, и выполнение конкретных практических личностно и общественно значимых дел. Предполагается, также, активное участие родителей

UКоличество детей: U 10 человек

UКоличество родителей: U 3-4 человека

UПродолжительность: U 35-40 минут

UЦель: U формирование экологической культуры личности детей дошкольного возраста

UЗадачи:

Развивать эмоционально-чувственную сферу личности как одного из компонентов экологической культуры детей дошкольного возраста;

Формировать позитивный опыт взаимодействия ребенка с окружающим миром;

Формировать активную нравственно-экологическую позицию

личности по отношению к родному городу, к самим себе как к гражданам города.

UОборудование:

Медиапроектор;

Ноутбук;

Слайды г. Березники;

Магнитные доски (4 штуки);

Костюмы персонажей, изготовленные родителями из бросового материала: Росинка, Ромашка, Пчелка;

Аппликативный набор знаков на магнитах, регулирующих соблюдение чистоты на улицах города;

Игровой материал для проведения аттракциона «Разложи мусор» (мятая бумага, пластиковые бутылки, фантики, обертки от шоколада и пр.)

UОформление музыкального зала: U

Тканевые декорации (имитация городской улицы);

Стулья по количеству детей.

UПредварительная работа: U

Работа с родителями: оформление родительских информационных уголков, проведение бесед на экологическую тему; изготовление родителями совместно с детьми поделок, костюмов из бросового материала, приглашение на занятие.

Проведение с воспитанниками мероприятий экологической направленности в рамках реализации проекта летней оздоровительной кампании «Зеленый экспресс».


Ход занятия

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

Организационный момент:

Педагог встречает детей в музыкальном зале. Дети под звучание инструментальной композиции заходят в зал, свободно встают около воспитателя.

Психологическое вхождение «Подарок на всех» (задачи: развивать чувство коллективизма, умение дружить, сотрудничество со сверстниками).

Воспитатель: (Звучит музыка) Ребята, представьте, если бы вы были волшебниками и могли творить чудеса, что бы вы подарили всем, присутствующим в этом зале и своим друзьям?

Предполагаемые ответы детей: радость, улыбку, хорошее настроение и пр.

Воспитатель: Ребята, вы действительно волшебники! От ваших слов стало светлее в зале и у всех присутствующих расцвели улыбки. А ведь только настоящие волшебники живут в самом замечательном городе на свете – Березники! Давайте полюбуемся, как он красив в любое время года! Воспитатель приглашает детей сесть на стульчики.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

На доске появляются слайды с изображением нашего города. Во время показа слайдов ребенок читает стихотворение «Люблю тебя, Березники!», автор О.В. Дзиова, воспитатель:

Ребенок:

Люблю тебя, прекрасный город,

Люблю всем сердцем и душой!

Когда в алмазах снежных тонешь

И пробуждаешься весной,

И в летний зной, в цветенье буйном,

В осенний дождик беспробудный!

Люблю тебя, Березники!

Я говорю тебе, живи!

Воспитатель: Да, наш город действительно прекрасен, свеж и светел. Березники – это наша маленькая Родина. А вы любите свой город?

Ответы детей

Воспитатель: А за что вы его любите?

Ответы детей

Воспитатель: А кто его таким сделал?

Предполагаемые ответы детей: строители, дворники…

Воспитатель: Вы правы. А еще его таким сделали его жители - ваши близкие и любимые люди - бабушки и дедушки, мамы и папы.

Но на днях в нашем городе произошло одно событие, а вот какое – сейчас мы с вами и увидим.

Инсценировка «Росинка и ее друзья» (задействовано 4 ребенка-актера), автор текста О.В. Дзиова, автор музыки О.М. Дзиов.

Ребенок:

На заре, когда проснулись первые лучи,

Радуга едва коснулась утренней земли,

На листке, как в колыбели, сладко спит она –

Светлая и чистая, прозрачная роса.

Лишь пригреет солнышко - встрепенется вдруг,

И с листочка скатится, чтоб найти подруг.

Девочка-росиночка так светла, нежна,

Любит путешествовать с друзьями и одна.

Росинка:

Как прекрасно это небо, этот лес и луг!

Знаю, что кого ни встречу – будет верный друг!

Я мечтаю на планете город отыскать,

Сказкой, чудом и волшебным должны его все звать!

Люди в нем, конечно, дружно, в мире все живут,

Ах, найти скорей мне нужно город, где уют!

Вот и он! Я очень рада! Просто чудеса!

Стройные березки разом стремятся в небеса.

Зелены трава и листья, воздух очень чист,

Все подстрижено красиво, кто же здесь творит?!

Ромашка:

Ах, Росинка, милая, знаю тех людей!

Трудятся, заботятся много-много дней!

Чистят, моют улицы,

Спешат цветы сажать,

Красотой неписаной город украшать!

Березниковцы юные приходят помогать,

Отрядом мэра нашего звать их, величать.

Характер крепкий, твердый, Березниковский он!

А это значит, город растет, живет, цветет.

Росинка:

Ромашка, вот спасибо!

Ах, рада очень я, что в город к вам попала,

Нашла я вас, друзья.

Летит возмущенная пчелка.

Пчелка:

Ну, кто, ну, кто, скажите, здесь мусор набросал?!

Цветы скорей спасите! Кто травку всю помял?!

Росинка:

Ах, пчелка, не волнуйся, спасем твои цветы!

Давай-ка, успокойся, туда скорей веди!

Идет показ слайдов с изображением загрязненных улиц города в сопровождении тревожной музыки. Каждый слайд сопровождается четверостишьями, которые читают дети:

Ребенок 1:

Жарко солнышко печет,

Петя с мамою идет.

Выпил сок Петруша-друг -

Не попал он в урну, вдруг!

Ребенок 2:

Ваня мусор выносил, папа Ваню попросил.

Контейнер далеко стоял – мусор Ваня потерял…

Ребенок 3:

Конфетку Лена ела,

Конфетку Лена съела!

Фантик не попал в карман, на дорожку фант упал!

Выходят Росинка, Пчелка, Ромашка. Неодобрительно качают головой.

Росинка:

Допустить нельзя, ребята, мусор чтоб нас задавил!

Чтобы город наш любимый мрак тяжелый поглотил!

Пчелка:

Чтоб цветочек не пробился, к свету солнца и завял!

Ромашка:

Чтобы пруд наш испарился,

Город чтобы жить устал!

Воспитатель: Неужели такое действительно происходит в нашем городе?! А что вы, ребята, можете сделать для того, чтобы наш город стал самым чистым и уютным?

Ответы детей.

Воспитатель: А еще вы можете оказать помощь в соблюдении чистоты и порядка, если будете раскладывать разный мусор в разные пакеты, т.е. сортировать его. Например: бумагу, картон, бумажные пакеты – в один мешок. Из этого мусора сделают новую бумагу, на которой вы сможете рисовать. В другой пакет можно сложить пластиковые бутылки. Отдельно – металлические предметы, например, жестяные банки. Отдельно – полиэтиленовые пакеты. Все это переработается на специальном заводе и получится новый упаковочный материал.

Ну, что, хотите потренироваться?!

Проводится подвижная игра «Разложи мусор».

Описание игры: дети становятся в две шеренги по четыре человека. В обозначенном месте находится различный использованный упаковочный материал (фантики, упаковки от шоколада, полиэтиленовые и бумажные пакеты и пр.) Возле центральной стены по четыре корзинки для каждой из двух команд. По сигналу дети по очереди друг за другом бегут к месту, где находятся необходимые им предметы, берут по одному предмету и раскладывают в корзины. Задача – не ошибиться в выборе корзины.

Воспитатель: Уважаемые родители, посмотрите, какие наши дети трудолюбивые! Теперь они смогут сделать Березники чище и опрятнее. А может быть, Вы знаете как можно еще использовать упаковочный материал?

Предполагаемый ответ родителей : А мы решили не выбрасывать пустые бутылки, фантики и изготовили из них поделки и костюмы, про которые мы сейчас и расскажем.

Играет музыка, выходят родители с детьми, проходит презентация костюмов и поделок из бросового материала.

Воспитатели: Ребята, на улицах есть дорожные знаки, которые помогают нам жить безопасно в нашем городе. Давайте и мы с вами придумаем знаки-подсказки, которые помогут гражданам соблюдать чистоту и порядок! Возле каждой доски лежат элементы таких знаков. Пока играет музыка, вы их собираете, выкладывая на доске. Когда музыка остановится, вы объясните нам, что означает это знак! А в этом вам помогут ваши родители.

Проводится игра «Придумай знак». Возле магнитной доски по два ребенка и одному родителю. По окончанию дети рассказывают о назначении данного знака. Модели знаков:

- не выбрасывать мусор из окна;

- не выбрасывать мусор из салона автомобиля;

- складывать мусор в урну;

- мусорные пакеты складывать в спецконтейнер .

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Воспитатель: Ребята, когда мы с вами вернемся в группу, то непременно нарисуем такие знаки. А когда вы пойдете домой, то на своем подъезде обязательно повесьте этот знак, чтобы ваши соседи усвоили еще одно правило, которое является залогом чистоты. Ведь «Чисто не там, где убирают, а там, где не мусорят». А ваши замечательные поделки мы подарим ребятам из младших групп для игр на улице. Думаю, ребята обрадуются!

Звучит музыка. Дети выходят из зала.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...