Роль культурных центров в развитии двустороннего культурного сотрудничества. Этнокультурный центр - как организация по сохранению народных традиций Изготовление национальных костюмов

Многонациональность России. Большинство регионов России представляют собой полиэтнические сообщества (к примеру, в Москве проживает 120 национальностей, в Республике Бурятия - 113 национальностей, на Северном Кавказе - 119 и т.д.). В связи с этим регионализм - естественный, органический принцип территориальной организации этнокультурных процессов. Проявляясь в обычаях, типах менталитета, культурных особенностях (например, «сибирский характер», культура Сибири), он определяется общей идентичностью, культурой, историей, географией. Культурное развитие регионов предполагает возрождение и развитие национальных культур всех населяющих регион этносов, ставит серьезные задачи в области развития языков и национального образования.

Актуальность этнокультурных центров. (Далее, этнический культурный центр - ЭКЦ). Система (этнической направленности) социально-культурных институтов востребована к жизни динамично меняющимися социально-экономическими и политическими условиями. Кризисное состояние общества вызывает кризисы национальных отношений, особенно проявляющиеся шовинистические и национал экстремистские настроения, антигуманные действия по отношению к национальным меньшинствам, мигрантам в социуме. Ослабить и предотвратить их способны социально-культурные институты этнокультурной направленности, которые представляют собой развернутую систему, включающую национальные представительства, национально-культурные автономии, центры, объединения, землячества, союзы и т.д. Нормативно-правовые документы отмечающие миссию этнической культуры в развитии культурного многообразия России, которая выступает предметом межкультурного взаимодействия и общения, обеспечивая народам право на сохранение и развитие своей национальной самобытности, и органичное вхождение в мировое сообщество, а также роль специалистов этнокультурной деятельности в этих процессах:

  • - Национальная доктрина образования (2000),
  • - «Концепция модернизации российского образования до 2010 года»,
  • - Федеральная целевая программа «Культура России на 2006-2010 годы»,
  • - Материалы заседания Государственного Совета Российской Федерации (2006),
  • - Концепция развития образования в сфере культуры и искусства на 2008-2015 годы (2008),
  • - Концепция развития вузов культуры и искусств Российской Федерации (на период до 2010 года) (2007) и др.

Нормативные документы и программы ООН и ЮНЕСКО:

  • - «Концепция устойчивого развития»,
  • - «Рекомендации по сохранению фольклора»,
  • - «Шедевры устного и нематериального наследия народов мира» и др. Документы, обеспечивающие участие социально-культурных институтов в формировании будущих специалистов:
  • - Федеральный закон от 27 ноября 2002 года № 156-ФЗ «Об объединениях работодателей» (с изменениями на 1 декабря 2007 года);
  • - Постановление Правительства РФ от 21.01.2005 года № 36 «Правила разработки, утверждения и введения в действие ГОС ПО, предусматривающие участие в их разработке работодателей»;
  • - Приказ Минобразования России от 30.12. 2004 года № 152 о создании совета по государственным образовательным стандартам профессионального образования с введением в него представителей объединений работодателей;
  • - Письмо Минобразования России от 12.11.2004 года № АС-827/ 03 «О механизме внесения изменений в действующие ГОС ВПО с учетом требований работодателей»;
  • - Постановление Правительства Российской Федерации от 24.12.2008 года № 1015 «Об утверждении правил участия работодателей в разработке и реализации государственной политики в области профессионального образования» и др.

Социально-культурные институты этнической направленности - это организованные объединения людей. Институты социально-культурной сферы представляют собой многочисленную сеть учреждений, обеспечивающих культурную деятельность, процессы создания, распространения и освоения культурных ценностей, а также включение людей в определенную, адекватную для них субкультуру. В их число входят институты, занимающиеся вопросами сохранения и развития этнической культуры, создания условий для населения в удовлетворении этнических потребностей и интересов.

ЭКЦ как социально-культурный институт этнокультурной направленности - представляют объединения людей, выполняющие социально значимые функции сохранения и развития традиционной культуры этнической группы, обеспечивающие совместное достижение целей на основе выполнения членами этноса своих социальных ролей, задаваемых этнокультурными ценностями, нормами и образцами поведения в полиэтническом сообществе.

Этнокультурное объединение - добровольное, самоуправляемое объединение граждан - представителей этнической общности, проживающих в иноэтничном окружении и реализующих право на национально-культурное самоопределение, которое создается в целях сохранения национально-культурной идентичности, развития национального самосознания, языка, образования, обычаев и обрядов.

Этнокультурные объединения, являясь регуляторами национальной культурной политики в регионах, выступают особым институтом гражданского общества, способным привлекать этнические диаспоры к участию в решении проблем социума, и современным учреждением культуры, организующим воспитательную, культурно-просветительную, досуговую и иную деятельность полиэтнического населения.

Виды этнообъединений.

По реализации, приоритетных направлений и форм работы этнокультурные объединения можно классифицировать как:

  • 1) мощные этнонациональные культурные центры, созданные в крупнейших экономических регионах национальным меньшинством, которое имеет свое государственное образование за пределами региона проживания (например, татары, башкиры, буряты и др.);
  • 2) землячества, национальные объединения людей, лишенных своего сословия: казаки, представители этнической самобытности, имеющие свою культурную традицию (например, старообрядцы);
  • 3) этнокультурные центры возрождения и сохранения культурной традиции малочисленных народов; центры «Возрождение малой Родины»; культурные центры духовного направления и др.

1) этноконнотированные институты: социальных общностей (этнос, этнические группы, этнические диаспоры и т.д.); специализированные институты (этнокультурных объединений, национально-культурных центров, Домов национальностей, Домов дружбы народов, домов и центров фольклора, домов ремесел, детских центров народной культуры и др.). Суть их в интегративном потенциале, в объединении усилий по воспитанию этнического самосознания личности, ее толерантного отношения к полиэтническому сообществу, в организации совместных, согласованных и скоординированных.

Областные и муниципальные модели этнокультурного возрождения.

Одной из таких моделей является национально-культурная автономия - форма экстерриториального общественного самоопределения этнических общностей, действующая в целях самостоятельного решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры. В настоящее время в России действуют 14 федеральных и более 300 региональных и местных национально-культурных автономий. Наибольшее количество национально-культурных автономий создано немцами (68 в 24 субъектах РФ), татарами (63), евреями (29), армянами (18), украинцами и другими этническими группами. Координирует их деятельность Консультационный совет по делам национально-культурных автономий при Правительстве Российской Федерации (2002). Основные формы деятельности. К ним относятся: создание общественных театров, культурных центров, музеев, библиотек, клубов, студий, архивов и т.д.; организация творческих союзов и коллективов профессионального и самодеятельного искусства, кружков; проведение массовых мероприятий в области национальной культуры (фестивалей, конкурсов, смотров, выставок и т.п.). Этнокультурная деятельность представляет собой сложный комплекс различных видов деятельности (когнитивной, художественно-творческой, педагогической, проектной, технологической, экспертной и т.п.), направленных на: сохранение и развитие народной художественной культуры; организацию культурно-досуговой деятельности этнического объединения; развитие национального самосознания и национальной идентичности членов диаспорного населения региона; на этнопедагогическую деятельность, обеспечивающую приобщение подрастающего поколения к этнической культуре. Понятие «профессиональная этнокультурная деятельность» сводится к содержанию деятельности специалиста, к совокупности выполняемых им функций в этнокультурном центре (организационно-управленческой, художественно-творческой, проективной, педагогической и т.д.). Профессиональная деятельность специалиста является сложной, иерархически построенной, многофункциональной, многоуровневой и динамически развивающейся структурой с большими возможностями широкого переключения с одной на другие функции и уровни профессиональной деятельности. Оптимальная и наиболее полезная деятельность этнокультурных объединений - проявляется в решении различных социально-культурных задач, связанных с вопросами культурного самоопределения и развития своего этноса; - реализация целей, направленных на установление межнационального, межкультурного контакта, воспитание этнической толерантности.

Основные функции ЭКЦ по формированию этнического самосознания, этнической идентификации, этнических стереотипов представителей диаспоры средствами этнической истории и культуры, языка, эмоциональной близости с этнической общностью;

Этнической социализации через систему преемственных связей в разновозрастном коллективе;

  • - созданию благоприятной этносоциальной среды обитания этноса в полиэтническом окружении, через активное участие в культурной жизни региона;
  • - этноконсолидирующей функции членов этнической группы, создание условий для поддержания культурной дистанции между народами в целях предотвращения культурно-бытовой ассимиляции;
  • - атмосферы снятия напряженности в межнациональных отношениях, их гармонизация и предотвращение межнациональных конфликтов; поддержки и защиты индивида в условиях кризисного социума.

Социально-культурный потенциал этнокультурных объединений огромен и выходит за рамки сугубо этнического аспекта. Объединениями актуализируется гражданская активность членов диаспоры в виде экологических, культурных, религиозных движений, участия в реализации целевых региональных программ по возрождению и развитию этносов и т.д.

Н. М. Боголюбова, Ю. В. Николаева

ЗАРУБЕЖНЫЕ КУЛЬТУРНЫЕ ЦЕНТРЫ КАК САМОСТОЯТЕЛЬНЫЙ АКТОР ВНЕШНЕЙ КУЛЬТУРНОЙ ПОЛИТИКИ

Особенностью двусторонних культурных связей современной России с зарубежными государствами является создание благоприятных условий для открытия филиалов различных организаций, занимающихся продвижением национальной культуры и языка за рубежом. В современной научной и аналитической литературе можно встретить различные обозначения, применяемые к ним: «зарубежный культурный, культурно-образовательный, культурно-информационный центр», «зарубежный институт культуры», «зарубежное учреждение культуры». Несмотря на различия в употребляемой терминологии, данные понятия обозначают организации, созданные с целью продвижения национальной культуры и языка определенного государства за его пределами и поддержания его международного авторитета посредством развития культурных связей.

В концепции МИД РФ «Внешняя культурная политика России» отмечена особая роль подобных организаций в современных международных отношениях. В документе подчеркнута необходимость предоставления культурным центрам зарубежных стран максимальных возможностей для демонстрации их национальной культуры в России. «Этот процесс имеет большое значение не только в плане ознакомления российской общественности с культурным наследием и культурными ценностями других стран и народов, но и для формирования подобающей России репутации в мире как открытого и демократического государства.. Одной из основных задач внешней культурной политики России является формирование образа нашей страны как «одного из мировых центров культуры, места проведения авторитетных международных выставок, фестивалей и конкурсов искусств, гастрольных турне лучших зарубежных коллективов и исполнителей, встреч представителей творческой интеллигенции, дней культуры других стран»2. Многие из этих мероприятий организуются при непосредственном участии зарубежных культурных центров, открывшихся в нашей стране в результате демократических преобразований.

Мировая практика показывает, что сейчас подобными организациями располагают многие страны, но наиболее крупными, авторитетными и активно действующими являются культурные центры Франции, Великобритании, Германии. Именно эти страны первыми осознали важную роль культуры как эффективного внешнеполитического средства. В настоящее время зарубежные культурные центры созданы многими государствами: Испанией, Нидерландами, Скандинавскими странами, США. Активно развивают свои культурные центры и государства Азии: Китай, Япония, Корея. Так, осенью 2007 г. был открыт институт Конфуция в Санкт-Петербургском государственном университете. Повышение роли этих организаций как участников современного культурного обмена подтверждается постоянным ростом их числа, расширением географии и сферы деятельности,

© Н. М. Боголюбова, Ю. В. Николаева, 2008

увеличением объема работы, а также разнообразием форм и направлений проводимых ими мероприятий.

Зарубежные культурные центры по праву можно назвать важнейшими акторами внешней культурной политики. Деятельность подобных центров, как правило, является частью культурной миссии, выполняемой консульством и дипломатическими представительствами страны за рубежом. Однако, в отличие от других дипломатических органов, зарубежные культурные центры имеют определенную специфику. Именно они наиболее эффективно способствуют формированию панорамного представления о культуре собственной страны за ее пределами, вносят значительный вклад в сохранение муль-тикультурной картины мира, проводят большую работу по воспитанию уважительного отношения к представителям других культур, вовлекают широкий круг участников в диалог, воспитывая чувство толерантности по отношению к представителям других культур. И, наконец, благодаря проводимым мероприятиям они обогащают культурное пространство страны, в которой работают.

С точки зрения научной проблематики исследование зарубежных культурных центров как актора международных отношений отличается новизной и пока находится в стадии разработки. Приходится констатировать, что и в отечественной, и в зарубежной науке нет серьезных, обобщающих работ по данной теме. Не разработана теоретическая база, открыт вопрос о выработке определения понятия «зарубежный культурный центр», не исследована их роль в современных международных отношениях. С другой стороны, практика показывает, что именно зарубежные культурные центры в настоящее время выполняют значительный объем работы по развитию межкультурных связей и реализации задач внешней культурной политики. Исходя из сложившегося опыта и основываясь на специфике деятельности данных организаций, можно предложить следующее определение: зарубежные культурные центры - это организации различного статуса, ставящие своей целью продвижение национальной культуры и языка своей страны за рубежом и реализующие эту цель посредством разнообразных культурно-образовательных программ. Эти организации могут отличаться институциональными особенностями, источниками финансирования, направлениями и формами деятельности. Некоторые из них тесно сотрудничают с министерствами иностранных дел своей страны (как, например, Британский Совет, Французский институт, Гете-институт), некоторые являются независимыми от МИД организациями (как, например, Альянс Франсез, Общество Данте). Несмотря на различия, их объединяет общая цель - создавать положительный образ своей страны за ее пределами, используя ее культурный потенциал.

Первые культурные центры как самостоятельный актор международных культурных связей появляются в конце XIX в. В послевоенное время сеть культурных центров в мире постоянно расширялась. В сферу их деятельности стали входить многочисленные мероприятия, ориентированные на широкую аудиторию, такие как выставки, международные кинематографические и музыкальные фестивали. Расширяется и усложняется в этот период их работа в образовательной сфере. Сейчас зарубежные культурные центры прочно заняли место в современной внешней культурной политике многих государств. Цель данных центров соотносится с задачами внешней политики той страны, которую они представляют. В качестве инструмента для достижения целей культурные центры используют образование, науку, искусство. Несмотря на различные направления и формы работы, как правило, в их деятельности можно выделить три основных направления: образовательное, включая языковое, культурное, информационное. Относительно природы

этих организаций среди ученых нет единого мнения. Однако большинство из них считает зарубежные культурные центры общественными институтами, одной из функций которых является «социализация индивидов в процессе освоения культурного наследия других стран путем накопления информационных ресурсов, расширения доступа к ним новых информационных технологий и методами вовлечения людей в активное осмысление окружающей действительности с целью формирования у них межкультурной компетентности и толерантного мышления»3.

Активная работа зарубежных культурных центров в России приходится на 90-е гг. ХХ в., когда в новых условиях появилась возможность для открытия различных общественных организаций. Анализ их деятельности показателен как в теоретическом, так и в практическом плане. В качестве теоретической проблемы феномен зарубежных культурных центров представляет определенный интерес для понимания особенностей внешней культурной политики зарубежных стран, механизмов ее осуществления и выработки собственной модели реализации культурного обмена, направленного на формирование за рубежом позитивного образа страны и ее народа. В практическом плане работа зарубежных культурных центров может рассматриваться как пример реализации культурных связей и продвижения своей культуры за рубежом. В настоящее время в России открылось множество центров и институтов, представляющих культуру различных стран мира. Также отмечается тенденция к постоянному увеличению их численности, расширению географии, направлений и форм работы. В Санкт-Петербурге, например, в настоящее время представлены культурные центры многих стран: Британский совет, Немецкий культурный центр имени Гете, Датский институт культуры, Голландский институт, Израильский культурный центр, Институт Финляндии, Французский институт, филиал Ассоциации Alliance Francaise и др. Планируется открытие Института Сервантеса, представляющего культуру Испании. Все эти организации проводят работу, обогащая культурную жизнь нашего города и знакомя петербуржцев с культурой представляемой ими страны.

Среди зарубежных организаций, открытых в России, наибольший интерес, с нашей точки зрения, представляет работа культурных центров Великобритании и Скандинавских стран, которые имеют свои представительства в Санкт-Петербурге. Принципы их организации и особенности работы могут служить своеобразными моделями реализации процесса продвижения своей национальной культуры и языка за рубежом. Кроме того, деятельность некоторых из них наиболее наглядно показывает и те проблемы, с которыми иногда сталкиваются эти организации в России.

Одним из крупнейших зарубежных культурных центров, имеющих многочисленные представительства в России, является Британский совет. Деятельность Британского совета на территории Российской Федерации регламентируется российско-британским Соглашением о сотрудничестве в области образования, науки и культуры от 15 февраля 1994 г. Впервые представительство этой организации было создано в СССР в 1945 г. и просуществовало до 1947 г. Отделение Британского совета вновь было открыто при посольстве Соединенного Королевства Великобритании в СССР в 1967 г. В Советском Союзе Британский совет занимался преимущественно поддержкой преподавания английского языка. Активизация культурной деятельности Британского совета началась после перестройки. В настоящее время основным направлением культурной политики Британского совета в России можно назвать образование. Британский совет осуществляет различные образовательные программы, включающие проведение стажировок, студенческих и преподавательских обменов, организацию курсов повышения квалификации, предоставление

стипендий для обучения на территории Великобритании, проведение экзаменов по английскому языку. Значительное место в деятельности Британского совета занимают пилотные и инновационные проекты, имеющие стратегическое значение для успешного решения ключевых задач реформы образования в России. Например, Британский совет предложил проект, связанный с гражданским образованием. Ряд проектов направлен на проведение реформы в области преподавания английского языка в системе российской начальной и средней школы, продвижение демократических ценностей в области образования с помощью гражданского образования и демократического стиля управления.

Среди культурных мероприятий Британского Совета следует отметить гастрольные выступления театра «Чик бай Джаул» на сцене Малого драматического театра в Санкт-Петербурге, выставку современной британской скульптуры и живописи в залах Русского музея, постановку оперы Бенджамина Бриттена «Поворот Винта» в Эрмитажном театре. Ежегодным проектом Британского Совета в Петербурге стал фестиваль Нового британского кино, проводимый весной каждого года. Недавно в Британском Совете был открыт дискуссионный клуб «Модная Британия», который проводит «круглые столы» для тех, кто интересуется современной культурой страны и актуальными тенденциями жизни британского общества. Например, одна из дискуссий посвящалась татуировкам4.

В начале 2000-х гг. в деятельности Британского совета возникли трудности, связанные с определением его правового статуса в России с юридической и финансовой точек зрения в связи с принятием закона о некоммерческих организациях5. На основании данного Федерального закона в отношении Британского совета в июне 2004 г. Федеральной службой по экономическим и налоговым преступлениям (ФСЭНП) МВД РФ были выдвинуты обвинения в уклонении от уплаты налогов со средств, полученных в результате реализации коммерческих образовательных программ6. В 2005 г. финансовая сторона проблемы была решена, Британский совет возместил все убытки, связанные с неуплатой налогов. Однако следует подчеркнуть, что до настоящего времени особого документа, определяющего статус данной организации, не существует. Таким образом, по-прежнему остается актуальной проблема, связанная с недостаточной проработанностью нормативно-правовой базы, регулирующей деятельность Британского совета на территории Российской Федерации.

Деятельность Британского совета может рассматриваться как некая самостоятельная модель организации зарубежного культурного центра. Это обусловлено тем, что Британский совет выходит за традиционные рамки работы подобных организаций. Основной упор он делает на различные инновационные проекты, во многом ориентированные на сотрудничество с государственными или бизнес-структурами. Например, он участвует в программе по реформированию системы образования РФ, в отличие от Гете-института, сосредоточенного преимущественно на помощи в изучении культуры Германии. Британский совет является примером авторитетного культурного центра, в деятельности которого решается весь спектр задач, соответствующих внешней культурной политике государства, в отличие от «французской модели», основанной на вовлечении в процесс продвижения национальной культуры значительного числа организаций, между которыми распределены основные функции.

Еще одна модель организации со сходными задачами может быть рассмотрена на примере Совета Министров Северных стран, представляющего культуру скандинавских стран за рубежом. Это межгосударственная консультативная организация, созданная в 1971 г., членами которой являются Дания, Исландия, Норвегия, Финляндия и Швеция. В его работе также принимают участие северные территории: Фарерские и Аландские

острова, Гренландия. В феврале 1995 г. Информационное бюро Северных стран начало работать в Санкт-Петербурге. Основная цель Совета Министров Северных стран заключается в развитии и укреплении регионального сотрудничества, создании и развитии контактов с центральными и местными властями. Организация занимается координацией проектов и стипендиальных программ в Северных странах, проведением семинаров, курсов, культурных мероприятий, развитием сотрудничества в сфере науки, культуры и искусства. Свою деятельность данная организация осуществляет в следующих направлениях: политическое и экономическое сотрудничество, культура и просвещение, защита окружающей среды, борьба с международной преступностью. В начале 90-х гг. в качестве приоритетных направлений деятельности были выделены культура, просвещение, исследовательские проекты.

Основные вопросы, включенные в программы Совета Министров Северных стран в нашей стране, отражают приоритетные направления во взаимодействии северных государств с Россией. Это, прежде всего, экология, вопросы социальной политики и здравоохранения, проекты по изучению скандинавских языков и различные культурные проекты. Деятельность информационного бюро Совета Министров Северных стран в Санкт-Петербурге направлена в основном на популяризацию культуры и преподавание языков Северных народов. Так, стали традиционными дни северных языков, фестивали фильмов режиссеров стран, входящих в Совет министров, выставки фотографий, рисунков российских и скандинавских художников. В 2006 г. стартовал проект «Sweden: Upgrade». Он представляет собой путешествие из Петербурга в Москву через Вологодскую область и Поволжье. Его цель - представить образ новой Швеции, познакомить россиян с новыми достижениями Швеции в экономике, науке, культуре, образовании, искусстве и туризме. Предполагаются встречи между российским и шведскими бизнесменами, деятелями науки, культуры, организация концертов, выставок, демонстраций фильмов. Так, в рамках программы в Центральном выставочном зале «Манеж» в Петербурге в марте 2006 г. состоялась торгово-промышленная выставка «Шведские бренды и чувства» с участием крупнейших шведских компаний. В апреле того же года в петербургской консерватории состоялся хореографический вечер «Андерсен-проект» с участием датских и латвийских балетных трупп, посвященных 200-летию Г.-Х. Андерсена. Был поставлен балет «Девочка и трубочист»7.

Совет Министров Северных стран может служить примером еще одного способа организации работы культурного центра. Особенностью его деятельности является объединение усилий участников, направленных на достижение общих целей, актуальных для всего региона в вопросах внешней культурной политики. При этом большинство стран-участников этой организации имеют собственные зарубежные культурные представительства: Шведский институт, институт Финляндии, Датский институт культуры, Северный Форум и др. С нашей точки зрения, данный пример может быть использован для создания подобной межгосударственной структуры с участием стран СНГ, имеющих общие цели в плане реализации внешней культурной политики и единые культурные традиции, сформированные еще до распада СССР.

Безусловно, приведенные примеры французских культурных центров, Британского совета и Совета Министров Северных стран не исчерпывают всей полноты картины зарубежных культурных центров, представленных в России и в Санкт-Петербурге в частности. Не менее эффективную работу проводят и другие подобные организации - французские культурные центры, Гете-институт, Институт Финляндии, Итальянский институт культуры. Анализ работы подобных организаций позволяет сделать целый ряд выводов. Обмен

по линии культурных центров обладает особенностями, которые связаны, прежде всего, с пропагандой собственной культуры за рубежом и созданием позитивного имиджа страны. Для решения этих задач традиционно избираются такие направления сотрудничества, как культура и образование. Наиболее эффективно эти задачи решаются в форме гастрольного обмена, выставочной деятельности, образовательных грантов и программ.

Наличие разветвленной сети зарубежных культурных центров в России отражает заинтересованность многих стран в сотрудничестве с нашей страной. В то же время опыт работы зарубежных культурных центров в России указывает на определенные сложности. Во-первых, проблемы, возникшие в работе Британского совета, свидетельствуют о необходимости четкого определения правового и финансового статуса этих организаций. Во-вторых, отсутствие единого руководящего центра, единой программы нередко приводит к дублированию деятельности упомянутых организаций. Возможно, выработка общей концепции их работы, упорядоченность и объединение их в один сложный институт позволили бы повысить эффективность их деятельности, улучшить взаимодействие друг с другом. В-третьих, обращает на себя внимание несбалансированное распределение этих организаций среди российских регионов. Это представляется актуальным, учитывая географические особенности России, в которой существует множество отдаленных регионов, не охваченных процессами активного культурного обмена. Культурные центры расположены в основном в европейской части России, тогда как Сибирь, Дальний Восток, Урал представляют собой огромный сегмент культурной жизни, в котором зарубежные центры отсутствуют.

И, наконец, налицо неравномерность представления самих зарубежных культур в России, т. к. далеко не все современные государства обладают сильными, конкурентоспособными культурными организациями для проведения качественной, эффективной работы по продвижению собственной культуры за рубежом. Тем не менее, несмотря на определенные проблемы, деятельность зарубежных культурных центров является неотъемлемой частью современного культурного обмена и позволяет многим людям лучше узнать культуру других народов и приобщиться к духовным ценностям своих зарубежных современников.

Безусловно, культурные центры являются одним из примеров современного культурного сотрудничества, развивающегося в различных направлениях и формах. Их пример свидетельствует о стремлении к институциональному закреплению и оформлению вопросов внешней культурной политики как в России, так и за рубежом. В наступившем тысячелетии мир столкнулся с многочисленными проблемами, требующими безотлагательного решения, - это терроризм и ксенофобия, утрата национальной самобытности в условиях глобализации. Для решения этих проблем необходимо развивать диалог, выстраивать новые принципы культурного сотрудничества, чтобы иная культура не вызывала настороженность, а действительно способствовала обогащению национальных традиций и взаимопониманию.

Стремление России дать возможность представителям зарубежной культуры заявить о себе, сформировать у россиян представление о ее многообразии, выработать чувство уважения к представителям иных культур может внести свой вклад и в решение ряда политических проблем, актуальных для нашей страны. Многие межнациональные конфликты, в том числе террористические акты, возникают вследствие недопонимания, незнания чужих культурных традиций, что влечет за собой враждебность и межэтническую напряженность. Культурные связи, являясь средством «мягкой дипломатии», способствуют сглаживанию, смягчению подобных противоречий, что особенно важно учитывать в начале наступившего тысячелетия, когда случаи проявления терроризма, экстремизма значительно участились.

1 Тезисы «Внешняя культурная политика России - год 2000» // Дипломатический вестник. 2000. № 4. С. 76-84.

3 Государственное управление в сфере культуры: опыт, проблемы, пути развития // Материалы респ. науч.-практ. конф. 6 дек. 2000 г. / Науч. ред. Н. М. Мухарямов. Казань, 2001. С. 38.

4 Британский Совет (The British Council) // http://www.lang.ru/know/culture/3.asp.

5 Федеральный закон от 10 января 2006 года № 18-ФЗ «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» // Российская Газета. 2006. 17 января.

6 Би-би-си Россия. От Британского совета ждут уплаты налогов. Июнь 2004 г. // http://news.bbc.co.uk/hi/russian/ russia/newsid_3836000/3836903.stm.

7 Совет Министров Северных стран // http://www.norden.org/start/start.asp.

Дмитриева И.В., к.и.н.

В статье предпринята попытка сопоставить существующие в настоящее время в Москве национальные культурные организации с их прототипами, действовавшими в первые десятилетия ХХ века, описаны основные функции и некоторые достижения, к которым они пришли за время своей деятельности.

Ключевые слова: культурный центр, Московский Дом Национальностей, национальные меньшинства, толерантность.

Москва сохранила и продолжила вековые традиции города межкультурного взаимодействия, что создало неповторимую московскую культурную среду, атмосферу межнационального доверия .

Одним из видов сервисной деятельности среди представителей различных национальностей, проживающих на территории Российской Федерации, и в частности в Москве и Московской области, остается организация добровольных обществ, направленных на сохранение и развитие культуры различных народов, ознакомление с их культурой представителей инонационального окружения, облегчение процесса аккультурации и интеграции и т.д.

С распадом Советского Союза и усилением роли этнокультурного самоопределения в Москве появилось большое количество различных обществ, организаций, центров, общин и т.д., целью которых стало продвижение культуры отдельных народов. В настоящее время таких обществ более 40. Остановимся на примере отдельных организаций, которые образовались в 1990-е годы и, углубившись в историю, проследим историю существования их прототипов в Москве и области в первой трети ХХ века.

Долгие годы в Москве успешно действует Московский Дом Национальностей (МДН). Идея создания Московского дома национальностей принадлежит мэру Юрию Лужкову. В конце 1990-х годов было принято решение отдать Московскому дому национальностей особняк князей Куракиных, находящийся на Новой Басманной улице, 4.

В МДН свободно реализуют свои этнокультурные интересы представители национальных общин и организаций, функционирующих в Москве. Здесь представлено более 100 аккредитованных национальных общественных организаций, которые выразили желание работать под эгидой правительства Москвы. Работа, проводимая в МДН, направлена на межнациональное согласие, поддержание стабильности, воспитание чувства толерантности . Организация и проведение международных и национальных фестивалей и конкурсов — одно из важнейших направлений деятельности Дома.

Практически все общества и организации ставят перед собой следующие цели и задачи: способствование развитию национальной культуры; изучение истории и освоение культурного наследия народов России; реставрация и сохранение памятников, имеющих историческое значение; сохранение национальных языков и обычаев; взаимопомощь; отстаивание прав и интересов человека в правительстве и общественных организациях; содействие улучшению в межнациональных отношений в Москве; налаживание отношений с другими общественными организациями; творческие, культурные связи, образование. Кроме того, ведется работа по ознакомлению россиян с достижениями национальных культур в различных областях материальной и духовной жизни и содействию развитию дружественных связей между народами, расширению всестороннего экономического и культурного сотрудничества стран.

Так, «Московское общество греков» было образовано в 1989 г. для зарегистрированн ых переписью населения 1989 г. в Москве трем с половиной тысячам жителей греческой национальности, занимающим среди москвичей 20-е место по численности . В рамках общества работают музыкально-хорео графический детский и юношеский коллектив «Энноси» и детский хор. Родной язык изучается в средней общеобразователь ной школе № 551 с греческим этнокультурным компонентом, а также в воскресной школе при Храме Всех Святых на Куликах.

Интересно, что Эллинское культурно-просве тительное общество греческих граждан, проживающих в Москве и Московской губернии, предполагалось организовать еще в 1923 г. В управление Московского Совета было направлено соответствующее заявление греческих граждан и проект устава общества. Однако, подотдел балканских стран Отдела Запада НКИД 7 февраля 1923 г. отказал инициаторам в реализации их проекта «в виду отсутствия достаточных оснований и не признавая деятельность общества полезной с политической стороны» . Очевидно, численность представителей греческой диаспоры и ориентация на активизацию исключительно политических, точнее, коммунистических организаций, послужила главной причиной такого отношения власти к гражданской самодеятельности.

Обратимся к другому примеру. Региональная общественная организация «Землячество крымских татар» была зарегистрирована Минюстом РФ в 1998 г. . Перепись крымских татар, проведенная специально для них Госкомстатом СССР в январе 1991 г., показала, что в Москве в то время проживало 397 человек, назвавшихся крымскими татарами.

Все московские крымские татары были оповещены об организации общества. Поэтому все, кто хотел, приходили на тематические собрания, проводимые его правлением. Помимо собраний землячество организовывало массовые мероприятия, приуроченные либо к национальному дню траура 18 мая, либо к национальным праздникам (например, Курбан-байрам), где с помощью спонсоров устраиваются угощения и концерты, на которые приглашаются артисты из Крыма. Общество имеет свой печатный орган — «Бюллетень Землячества крымских татар», который издается хотя и нерегулярно, но по мере возможности, освещая внутреннюю жизнь московской диаспоры крымских татар.

Как известно, татары – второй по численности после русских народ РФ. Татарская культура имеет богатое культурное наследие, а татарская интеллигенция всегда отличалась активной гражданской позицией. Показательно, что в начале ХХ века татары составляли наиболее крупное этнокультурное меньшинство, проживавшее в Москве и на периферии. Многочисленные клубы и красные уголки для татар располагались в Подольске, Касимове (Твери?- наверно, это перечисление, т.к. Касимов сейчас в Рязанской обл. и не был Тверью ), Мытищах и, конечно, в Москве. Положение их в большинстве случаев было неудовлетворител ьное – нехватка или полное отсутствие помещений, недостаточное финансирование, ограниченное количество кадров . Все это ограничивало возможности национальных клубов, хотя в те годы они имели те же функции, что и аналогичные общества в конце ХХ века: включали ликбезы и национальные классы, многочисленные кружки, библиотеки, представляли интересы представителей национальных меньшинств на производстве.

28 августа 1924 г. по инициативе подотдела нацменьшинств МК РКП(б) и МОНО был открыт Московский губернский центральный татарский рабочий клуб им. Ямашева. За первый год своей работы клуб распространил свою деятельность по губернии и установил связь с районами, выезжая туда как для постановок, так и с докладами и консультациями руководства. Членами клуба состояли 582 человека от 18 до 35 лет. Работа носила главным образом агитационный и показательный характер, чем объясняется наиболее интенсивная работа художественных кружков, частое устройство спектаклей и концертов. Среди них – драматический, хоровой, изобразительного искусства, музыкальный и физкультурный, литературный, научно-техническ ий и естественнонаучн ый, а также кружки ликвидации безграмотности и политический. Кроме того, были организованы женский и детский кружки. Клуб за первый год деятельности смог охватить культурно-просве тительной работой треть проживающих на территории Московской губернии татар, что составило около 2 тыс.чел., однако в отчетах отмечается недостаточный охват такой работой трудящихся татар Москвы и Московской губернии .

Еще одним центром работы среди татар Москвы стал татарский Дом просвещения, существовавший в 1930-е гг. Кроме пункта ликвидации безграмотности и библиотеки, при нем работал детский сад. Драмкружок Дома просвещения своей работой охватывал фабрики и заводы области. Однако помещения Дома просвещения часто использовались не по назначению (например, под проживание рабочих и служащих). Среди недостатков контролирующие органы, призванные нацеливать любые общественные структуры на решение актуальных социально-эконом ических задач и идеологизацию любой деятельности, отмечали отсутствие ударничества и методов соцсоревнования, что позволяло дать неудовлетворител ьную оценку работе Дома .

О культурно-просве тительской работе среди цыган в начале века имеются весьма скудные сведения, относящиеся главным образом к Москве. Здесь имелся цыганский клуб с функционирующими при нем кружками (хоровым, кройки и шитья, драматическим, ликбез и политическим). Посещаемость кружков была весьма слабой, возможно, из-за плохого помещения .

В 1931 г. в Москве при Наркомпросе была организована цыганская студия-театр «Ромэн». В ее состав входил, в основном, «цыганский молодняк», многие из студийцев – бывшие кочевники. Помещением цыганская студия обеспечена не была и работала в помещении Латышского клуба . В дальнейшем «Ромэн» получил статус Государственного цыганского театра и вел работу как культурный центр, руководя на периферии самодеятельными кружками . Театр «Ромэн» успешно ведет свою работу и поныне.

В начале 1990-х гг. в Москве было организовано цыганское культурно-просве тительное общество «Романо кхер» . При нем организованы детские ансамбли «Гилори», «Лулуди», «Ягори», вокально-хореогр афический коллектив «Цыгане России». В детских ансамблях кроме хореографических и вокальных занятий изучаются язык, история и культура цыган.

Ансамбль «Гилори» («Песенка») – квалифицированны й коллектив, состоящий из 20-ти ребят в возрасте от 6-ти до 15-ти лет, добившийся довольно высокого уровня исполнительства в сфере национального вокального и хореографическог о искусства. Об этом свидетельствует полученное им в 1992 г. звание лауреата международного фестиваля цыганского искусства в Польше .

Достаточно активно проявляла себя и еврейская общественность столицы. С марта 1918 года в Москве функционировало «Временное организованное бюро Геховера». Организация «Геховер» являлась союзом сионистской учащейся молодежи (основана в 1912 г., просуществовала до слияния в 1924 г. с аналогичной организацией в единое Всероссийское общество сионистской молодежи), занималось культурно-самооб разовательной работой и имело организованные ячейки во многих городах России. Общество издавало информационный листок «Известия временного организованного бюро Геховера», снабжало литературой по сионистским и общееврейским вопросам местные кружки, рассылало инструкторов для организации новых пунктов. Располагалось бюро по адресу: Чистые пруды, д. 13, кв. 11. .

В настоящее время в Москве действует Региональная еврейская национально-куль турная автономия г. Москвы «МЕНКА». Своими функциями она считает «культуру, просвещение и межкультурный диалог» .

Многие национальные общества в столице Российской Федерации мечтают об открытии своих национальных школ и детских садов. Особенно активно эта работа проводилась с 1990 г. Так, в помещении школы № 1241 Центрального округа Москвы (станция метро «Улица 1905 года») работает экспериментальна я многонациональна я школа на 20 отделений.

С переходом школы к полной пятидневной школе был введен так называемый национальный цикл знаний. В него входят родной язык, фольклор, народный эпос, родная литература, история, культура народа, национальные песни, танцы, музыка, изобразительное, декоративно-прик ладное искусство, народные ремесла и промыслы, шитье, вышивание, приготовление национальных блюд, народные обычаи и ритуалы, национальный этикет, национальные игры и виды спорта. Как видно из перечисленного, школа охватывает практически весь спектр составляющих национальной культуры.

Рассмотренные национальные организации являются лишь малой частью той большой сети национальных обществ, которые ведут активную и плодотворную деятельность на территории Российской Федерации, и в частности, Москвы и Московской области. Вся их работа направлена на межнациональное согласие, поддержание стабильности, воспитание чувства толерантности. Основной, а чаще всего и единственный источник финансовых поступлений обществ – членские взносы. Между тем, каждое общество – юридическое лицо и имеет возможность открыть свой счет в банке .

Главными задачами московских этнокультурных организаций является сохранение в городе межнационального мира и согласия. К сожалению, в последние годы часто появляются газетные материалы и телевизионные передачи, в которых безответственные журналисты подогревают межэтническую напряженность, этническую и религиозную нетерпимость. Московский Дом Национальностей с самого начала своей деятельности совместно с другими общественными организациями обращает внимание властей города на недопустимость подобных случаев, способствует противодействию дестабилизации общественного порядка. Благодаря принципиальной позиции Правительства Москвы и национально-куль турных объединений в городе удается сохранять мир и согласие. Исторический опыт этнокультурных общественных организаций показывает, что целенаправленное использование огромного культурного потенциала и навыков толерантного поведения составляет важную основу социальной политики органов власти таких крупных мегаполисов, как Москва.

Источники и литература

1. Бекмаханова Н.Е. Казахская культурно-национ альная автономия Москвы в 1990-е гг. // Национальные диаспоры в России и за рубежом в XIX-ХХ вв. Сборник статей. М.: РАН. Институт Российской Истории, 2001.

2. Бриль М. Трудящиеся цыгане в ряды строителей социализма // Революция и национальность. 1932. Июль. № 7(28).

3. ГА РФ. Ф. 10121. Оп. 1. Д. 128.

4. ГА РФ. Ф. 1235. Оп. 123. Д. 94.

5. ГА РФ. Ф. 1235. Оп. 131. Д. 6.

6. ГА РФ. Ф. 1318. Оп. 1. Д. 1268.

7. ГА РФ. Ф. 3316. Оп. 13. Д. 27.

8. Попова Е., Бриль М. Цыгане в Союзе ССР // Советское строительство. 1932. Февраль. № 2(67).

9. ЦГАМО. Ф. 966. Оп. 3. Д. 334.

11. URL: http://www.mdn.r u/

12. URL: http://www.mdn.r u/information/se ctions/Evrei1/ . Дата обращения: 12.12.2009.

13. URL: http://www.mdn.r u/information/se ctions/Greki1/ . Дата обращения: 12.12.2009.

УДК 800.732 © О.Б. Истомина

НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЕ ЦЕНТРЫ В МНОГОЭТНИЧЕСКОЙ СРЕДЕ

Статья посвящена изучению деятельности национально-культурных центров и степени их эффективности в Иркутской области. Деятельность национальных организаций связана со многими аспектами жизнедеятельности этноса в многонациональной среде и направлена на укрепление единого культурного пространства региона.

Ключевые слова: национально-культурный центр, тип национальных объединений, индекс мозаичиости населения.

NATIONAL-CULTURAL CENTERS IN THE MULTIETHNIC ENVIRONMENT

Article is devoted to studying of activity■ of the national and cultural centers and degree of their efficiency in the Irkutsk region. Activity of the national organizations is connected with many aspects of activity of ethnos in the multinational environment and directed on strengthening of uniform cultural space of the region.

Key words: the national-cultural center, type of national associations, an index of mosaic the population.

Концепция национальной политики современной России ориентирована на построение и укрепление тенденций равноправного функционирования культур народов в пределах многонационального государства. Тем не менее, реальная ситуация характеризуется сложными процессами и проявлениями интолерантного поведения, ксенофобии, этно фанатизма, или, напротив, этнической индифферентности.

Деструктивные формы межкультурных коммуникаций в государстве с исторически сложившейся многонациональностью, с высоким уровнем мозаичности национального состава вызваны усилением социально-экономической напряженности и представляют серьезную угрозу государственности. Нарушение взаимного уважительного отношения друг к другу людей разных национальностей в современных условиях проявляется в виде преступлений, совершенных на почве национальной неприязни, в виде публичных мероприятий, транслирующих интересы моноэтнической группы. Проявления национализма, шовинизма, религиозной нетерпимости свидетельствуют о радикальной активности, о разрушении принципа «единства в многообразии».

Самыми эффективными в данных условиях способами оздоровления общества видятся обеспечение социальной стабильности, утверждение и распространение принципов

Можно быть спокойным, если есть, кому передать свое культурное наследство

X. Мураками

толерантности, создание условий для равноправного социального и национально-культурного развития всех народов России. Указанные способы требуют активности национальной интеллигенции, ориентированной на сохранение и развитие этнокультур, и связаны с деятельностью национально-культурных организаций.

обусловленного его исторической,

экономической, политической, хозяйственно-бытовой, социокультурной спецификой. Деятельность национально-культурных

организаций в полиэтническом регионе реализует положения концепции

государственной национальной политики, защищает интересы народов, укрепляет единое культурное пространство региона.

По данным Главного управления министерства юстиции по Иркутской области и Усть-Ордынскому бурятскому автономному округу (УОБАО) на 01.01.2012 г. в регионе зарегистрированы 89 национальных объединений, из них 24 функционируют в Иркутске. В этом списке представлены национально-культурные автономии, несколько культурных центров, национальные общины. Причины, побуждающие к созданию национальных объединений, различны и являются условием для выбора типа

организации. НКЦ могут создаваться с целью поддержки земляков, приезжающих в область. Такие функции выполняют общественная киргизская национально-культурная

организация «Дружба», Иркутская областная общественная организация «Союз

таджикистанцев» и другие центры, ориентированные на поддержку культур, чаще народов Кавказа.

Также в области представлены НКЦ, в деятельности которых заинтересовано государство - историческая родина мигрантов. К числу таких организаций следует отнести Литовский национально-культурный центр «Швитурис» («Маяк»), Иркутскую областную общественную организацию «Польская культурная автономия «Огниво», объединения других европейских народов.

Третий тип учреждений представляет интересы коренных и малочисленных народов региона и государства в целом. Согласно статистике, в любом регионе, включающем в свой состав национальные автономии, организации данного типа численно преобладают. Цели подобных учреждений направлены, прежде всего, на поддержку национальных республик таких как Бурятия, Якутия, Татарстан, Чувашия и др. Данный тип национальных объединений может создаваться в целях культурного объединения людей одной нации, выполнять интегративные задачи, а также своей целью может видеть развитие национального языка, обычаев, ремесел и культурных промыслов.

Самая масштабная цель большинства культурных центров, независимо от типа, -

популяризация традиционных культур народов России. Решается эта задача с помощью организации и проведения национальных праздников, акций, знакомящих население с обычаями и обрядами различных этногрупп. Сведения о подобных событиях, их форме и содержании освещаются этническими СМИ, публикациями Гильдии межэтнической журналистики . В эти праздники вовлечены не только члены организации, но и представители других национальностей, все, кто интересуется обычаями народов региона.

В числе функционирующих на территории Иркутской области национально-культурных центров большую часть представляют объединения следующих народов: буряты - 25 НКЦ, что составляет 28,1% от общего числа всех 89 национальных организаций области; украинцы - 2 НКЦ или 2,2%; татары - 7 НКЦ или 7,9%; белорусы - 11 НКЦ или 12,4%; народы Кавказа - 11 НКЦ или 12,4%; эвенки -4 НКЦ или 4,5%; малочисленные народы Севера -] 1 НКЦ или 12,4% от числа функционирующих на территории области национально-культурных учреждений.

В соотношении количества национально-культурных областных организаций большую долю занимают центры по сохранению культуры бурятского народа. В регионе сложилась естественная корреляция:

численность народности - число центров и организаций с национально-культурным уклоном. Чем выше первый критерий, тем больше и шире соответственно второй (см. табл.

Таблица 1

Соотношение численной представленности национальностей и количества НКЦ в Иркутской области

Численность Число % от числа

Название национальности, создавшей НКЦ в области, НКЦ в НКЦ в

чел. области регионе

Буряты 80565 25 28.1

Белорусы 14185 11 12.4

Малочисленные народы Севера (марийцы, тофалары, 2995 11 12,4

эвены, коми)

Татары 31068 7 7,9

Эвенки 1431 4 4,5

Поляки 2298 3 3,4

Украинцы 53631 2 2,5

Народы Кавказа (армяне, азербайджанцы, таджики, узбеки) 17454 11 12,4

Литовцы 1669 2 2,5

Чеченцы, ингуши 1044 1 1,1

Чуваши 7295 1 1,1

Коллективы национальных центров решают сложные задачи в вопросах просвещения населения, развития культур своих народов, осуществляют работу курсов по изучению национальных языков. В Иркутске организованы воскресные школы, курсы обучения родному языку. Данная работа большинством учреждений культуры ведется системно, организованно. Сложность обучения языку состоит в сужении сфер применения сформированных языковых компетенций. Остается сложной ситуация с публикацией художественной литературы, газет, журналов на национальных языках. Немногочисленные периодические издания носят просветительский, интегративно ориентированный характер. Узкопрагматичная направленность на лингвоэкологию значительно сужает круг читателей данных изданий. В молодежной среде информационная потребность реализуется через Интернет-ресурсы и издания центральной печати, тем не менее, значимость изданий на национальных языках трудно умалить. Периодические издания на национальном языке - это доказательства сохранения культуры и подтверждение жизнеспособности языка. Многие организации имеют свои официальные сайты, где размещена информация об основных направлениях деятельности центра, прописан календарь мероприятий. На сайте производится запись на курсы обучения родному языку, ведется форум, а это значит, что консолидация по национальному признаку не является единственным критерием для установления круга общения. В современных условиях для сохранения традиционных культур важны все средства, в том числе высокотехнологичные информационные системы.

Направлений при системном подходе в деятельности НКЦ достаточно много, среди них такие важные аспекты, как: издательская деятельность, консультирование с целью просвещения в молодежной среде, сохранение народных ремесел, укрепление связей с народами региона, формирование и укрепление принципов толерантности, проведение национальных праздников, знакомство населения региона с культурой этноса, и, конечно, сохранение языка как свидетельства культуры своего народа.

Деятельность культурных центров, защищающих интересы народов региона, связана со многими аспектами жизнедеятельности этноса в многонациональной среде, но эффективность данных структур зачастую снижается в результате стремления

интегрировать участников по критерию национальной принадлежности. В результате о культуре конкретного этноса, о культурных мероприятиях, о традициях социокультурных действий знают, как правило, представители только этого этноса. Поскольку в задачи центров, ориентированных на сохранение и развитие национальных культур малочисленных народов, входят популяризация традиций, знакомство со специфическими чертами своей культуры, утверждение принципов

толерантности в полиэтнической среде, следует расширить сферу социокультурного воздействия.

С целью изучения ситуации, сложившейся вокруг национально-культурных учреждений Иркутской области, в феврале 2012 г. проведено социологическое исследование. Опрос проведен в форме анкетирования, объем выборки 630 человек. Респондентами стали городские и сельские жители области равных по числу групп. Задача исследования - выявить отношение населения к национальным центрам. Анкета содержит 15 вопросов пяти блоков. Первый блок - информация о респонденте, второй блок о традициях культур народов, населяющих область, это вопросы о том, знает ли население о деятельности НКЦ, что является источником этой осведомленности и считают ли респонденты их деятельность эффективной. Третий блок вопросов ориентирован на выявление первоочередных задач НКЦ в понимании жителей многонациональной области, а также поиск потенциальных источников повышения историко-

культурологической когнитивной базы в сознании поликультурного общества. Четвертый - вопросы на установление причинно-следственной связи между наличием знаниевой базы культуры, истории своего народа и интересом к национальным культурам соседствующих народов. И пятый блок вопросов посвящен выявлению степени необходимости работы НКЦ и, как следствие, сохранения традиционных миноритарных культур как свидетельства духовной самобытности региона.

Фокус-группу составили городские и сельские жители молодежной возрастной группы (от 17-25 лет). Участниками опроса стали абитуриенты и студенты Ангарской государственной технической академии, Национального Иркутского государственного исследовательского технического университета и учащиеся выпускных классов школ Осинского, Нукутского и Аларского районов УОБАО. Числовое соотношение респондентов

распределено следующим образом: в городах Иркутск, Ангарск - 225 человек, в районах УОБАО опрошено 405 респондентов, из них: в Осинском районе - 110, в Нукутском - 140, в Аларском- 155 человек.

Городское и сельское население, на наш взгляд, обладает разным объемом информации о национальных приметах, традициях и специфических чертах культур малочисленных народов области. По этой причине респонденты являются представителями обоих типов поселения. Тип и статус социально-территориального общности, уровень плотности населения определяют степень возможности межнациональных контактов. Сельские объекты по уровню мозаичности национального состава отличаются от городского уровня незначительным перевесом. Индексы мозаичности населения, а, следовательно, и уровня интенсивности межнациональных контактов, как говорилось выше, во всей области приблизительно равны. Но наличие более тесных социальных отношений ввиду большей компактности заселения предоставляет возможность более глубокого знакомства с культурами соседствующих народов. В сельской

Уровень заинтересованности

местности люди друг о друге знают все, чем живет сосед, какие события происходят в его жизни сегодня, какие правила бытоустройства и социального взаимодействия являются определяющими, какие приметы считаются традиционными и особо почитаются, какие праздничные мероприятия происходят и как их отмечают. Деятельность НКЦ на селе для жителей более очевидна, поэтому работа подобных организаций в сельской местности воспринимается в сознании населения как более эффективная.

Вопросы о необходимости сохранения традиционных культур и в городском, и в сельском поселении воспринимаются одинаково высоко: 82,2% горожан и 100% сельчан убеждены в обязательности сохранения всех образцов этнокультур Предбайкальского региона. Большая часть респондентов связывает неизменяемость национально-культурного

«рельефа» с деятельностью НКЦ, национальных автономий, диаспор и иных организаций. Согласно данным опроса (см. табл. 2) 71,1% респондентов-горожан и 93,3% сельской молодежи понимают необходимость работы национальных учреждений.

Таблица 2

елення в деятельности НКЦ, %

Вопрос Город Село

«да» «нет» «не знаю» «да» «нет» «не знаю»

Считаете ли Вы нужным сохранение традиционных культур народов Вашего региона 82,2 4.4 13.3 99.6 0 0,4

Считаете ли Вы необходимой работу национально-культурных центров 71,1 6.7 22.2 93,3 0,9 5,8

Хотели бы вы принять участие в национальном празднике какого-либо народа области 57,8 22.2 20 88 1,8 10,2

Интересна ли Вам культура других народов 66,7 24.4 8,9 90,2 0,9 8.9

Интересуетесь ли Вы историей своего народа 77,8 8.9 13,3 99,6 0,4 0

Можете ли Вы сказать, что знаете историю своего народа 37,8 35.5 26.7 67.1 12.9 20

В Восточной Сибири издавна проживают люди разных национальностей и вероисповеданий, поэтому общественные организации граждан, объединенных интересами по национальному признаку, остаются востребованными. Деятельность НКЦ не утрачивает актуальность в современных условиях. Цели и задачи национально-культурных автономий связаны с возрождением национального самосознания, они

ориентированы на сохранение самобытности, традиций и историко-культурного наследия своего народа, содействуют развитию

национального языка, ремесел, прикладного искусства. В целом, НКЦ призваны удовлетворять культурно-просветительские, общественно-значимые, морально-нравственные потребности поликультурного региона.

Большая часть опрошенных, независимо от типа поселения, проявляют интерес к культуре собственного и других народов, живущих в непосредственной территориальной близости: 77,8% городской молодежи проявляет интерес к истории своего и 66,7% - к истории других народов, ответы сельчан распределены - 99,6% и 90,2% соответственно. Думается, что

результаты подтверждают наличие в когнитивной базе личности коррелятивной зависимости: интерес индивида к культуре не может замыкаться рамками собственной этнопринадлежности. Иными словами, интерес к своей культуре подразумевает повышение знаний засчет компаративного подхода, который требует узнавания культурных особенностей других народов. Понимая разницу в общих и в большей степени, специфических чертах иноэгнических и национально-культурных образований, можно понять основы собственной культуры.

Важно сказать, что проявление заинтересованности к истории и культуре своего народа в обоих типах социально-территориальных общностей выше показателей субъективной оценки имеющихся, уже сформированных знаний в этой области: в два раза у городской молодежи и в полтора раза у сельской. На селе знакомство с традиционным укладом жизни не есть только образовательная задача, это ежедневный опыт освоения норм социального взаимодействия. По этой причине желание посетить национал ьно-культу рные мероприятия каких-либо этнических групп на территории области у сельских респондентов также выражено больше: 88% по сравнению с 57,8% у горожан. На основании данных социологического исследования компактность проживания, невысокая численность населения сельских объектов определяет степень заинтересованности в сохранении традиций и историко-культурного наследия, в

ревитализации национального языка как признака самобытности того или иного народа.

Также по аналогии в анкету исследования включен вопрос: «Уровень знаний о культуре, обычаях, традициях народов, проживающих в Вашей области, Вы считаете...?». Получены следующие ответы: «высоким» - 2,2% горожан и 9,3% сельчан; «удовлетворительным» - 31,1% и 44%; «неудовлетворительным» - 66,7% и 46,7% респондентов соответственно. Таким образом, могут признать и оценить свою осведомленность и компетентность в данном вопросе суммарно только 33,3% респондентов из городского типа поселения и 53,3% -сельского. Все социокультурные

характеристики сельской территориальной общности в этой плоскости также закономерно оказались более эффективными.

Следует отметить, что оценка компетентности в сфере этнографии и краеведения, данная респондентами в ходе опроса, все-таки носит субъективный характер,

т.к. дана по признаку самоопределения. Проверить насколько эта оценка отвечает требованиям объективности в условиях метода анкетирования довольно сложно, но попытка верификации полученных данных все же была сделана. В анкету включен вопрос: «О каких национальных праздниках народов, живущих в Вашей области, (кроме русского) Вы знаете?». Ответы соответствуют варианту, полученному на основе самооценивания, и обусловлены невысокой степенью мозаичности

Предбайкальского региона (народностей проживает много, но их доля в общей численности слишком мала, чтобы повысить уровень мозаичности национального состава и, вместе с тем, степень интенсивности межнациональных контактов). Следствие данных особенностей региона -осведомленность в вопросах национально-культурных традиций двух народов, которые в численном отношении доминируют после мажоритарной группы русских. Это исконно проживающий на территории Сибири бурятский, а также татарский народы, которые представлены в области 3,1% и 1,2% соответственно (согласно данным переписи 2010 г). Узнаваемые праздники в городской среде: бурятские Сагаалган - 35,5% и Сурхарбан

24,4%, татаро-башкирский Рамадан - 13,3%; в сельской среде: Сагаалган - 95,6% и Сурхарбан

86,7%, Рамадан - 46,6%.

Источником получения сведений о фундаментальных признаках традиционных культур этногрупп своей области являются различные формы и способы трансляции, как то телевидение, СМИ, деятельность НКЦ и др. (см. табл. 3).

Большое значение в вопросах национально-культурного просвещения имеет семья. В первичной сфере социализации узнаются не только традиции и порядок их исполнения, но и смысловая, содержательная сторона

выполняемых обрядовых действий. В семье есть возможность не только ознакомиться с правилами, но и принять участие, выполнить их самостоятельно.

Деятельность национально-культурных

организаций в Иркутской области весьма разнообразна, но ее эффективность в городской среде не высока, только 2,2% опрошенных получили знание об этнокультурных особенностях из мероприятий НКЦ в своем городе, а 26,7% - смогли принять участие в подобных акциях. Особенность

функционирования НКЦ в городе - это ориентация на представителей своего этноса,

что, конечно, снижает эффективность трансляции традиционных культурных форм, мешает распространению положительного образа культуры в полиэтнической среде, препятствует внедрению в жизненные стратегии

принципов толерантности. Расширение круга социокультурного воздействия могло бы решить многие проблемы, связанные с ростом социальной напряженности в области.

Таблица 3

Способы и источники информирования населения о традициях национальных культур, %

Из каких источников Вы узнали о национальных праздниках город село

По телевидению 64,4 32,9

В школе, техникуме, вузе 20 95,6

Из художественной и публицистической литературы 17,8 48.4

Из газет и журналов 46,7 24,9

Из мероприятий национально-культурных центров 2.2 93.8

Из собственных наблюдений 22,2 49.8

В семье (принимал участие в празднике) 26.7 83.1

Из Интернет-ресурсов, официальных сайтов национальных учреждений 8.9 5,7

К основным видам направлений работы следует отнести не только культурно-просветительскую, но и социально-ориентированную, образовательную, научно-исследовательскую, издательскую,

правозащитную и пр. В представлениях опрошенных самой важной функцией НКЦ является сохранение традиций и обычаев

Представления населе!

народов региона - это мнение 48,9% городских и 94,2% сельских респондентов. Сохранение традиций и ретрансляция их новому поколению понимаются одинаково высоко в сознании опрошенных, независимо от места проживания. Другие цели и задачи национально-культурных организаций, отмеченных населением в ходе опроса, указаны в таблице 4:

Таблица 4

области о задачах НКЦ, %

Что, на Ваш взгляд, является основной задачей национально-культурных центров город село

Знакомство жителей с национальными культурами региона 44.4 44,9

Обучение детей традициям своего народа 33,3 78.2

Сохранение национальной культуры 42,2 83,1

Сохранение традиций и обычаев народов региона 48,9 94,2

Сохранение родного языка как основы национальной культ\ры 20 52

Сохранение народа 4,4 66.2

Популяризация национальных культур и их обычаев 15.6 22.7

Другое 2,2 3.1

Свои варианты ответов, отнесенные в графу «другое», связаны с формированием синтетической функции, которая объединила бы все перечисленные в таблице. Респонденты признали необходимость интегрированного, комплексного подхода, который в условиях поликультуры представляется самым эффективным. Кроме источников получения информации по обсуждаемому вопросу, респондентам предлагалось найти наиболее продуктивный метод, способ повышения собственного уровня компетенций национально-культурного плана. Большая часть городских респондентов, а именно 48,9%, считают результативным присутствие на выступлениях и публичных мероприятиях НКЦ, еще 24,4% -пожелали принять участие в подобных действиях.

К сожалению, результаты указывают на невысокую степень готовности молодежной группы к самостоятельному поиску информации. Респонденты города и села предпочитают чувствовать поддержку со стороны национально-культурных учреждений, органов местного самоуправления,

общественных и религиозных организаций.

Деятельность данных структур особенно важна для сохранения статуса национальных групп, для их развития и, конечно, для лингвоэкологии, т.е. для сохранения родных языков народов региона. Языки малочисленных народов в современных поликультурных регионах с преобладанием мажоритарного русского языка нуждаются в опеке со стороны НКЦ, требуют особых мер поддержки. Существуют определенные условия

функционирования языка в сообществе, которые могут рассматриваться как факторы, способствующие сохранению национальных языков: значительная численность языковой группы; компактное расселение; проживание в исконных местах обитания; наличие

литературной традиции; наличие общественных организаций, функционирующих на

национальном языке; функционирование языка в семье; отношение членов языковой группы к национальным языкам как к ценности.

Таблица 5

Потенциальные источники информации о национальных культурах региона, %

Как, на Ваш взгляд, Вы могли бы повысить уровень знаний о культуре своего и других народов региона город село

Самостоятельно 24.4 29,7

Обучаясь по программе в школе, техникуме, вузе 31,1 39,

Из СМИ и ТВ 40 27,1

Посещая мероприятия национально-культурных центров 48,9 84,4

Принимая активное участие в праздниках национально-культурных центров 24,4 80.9

Перечисленные факторы в современных условиях обладают разными степенями мобильности. Численность языковой группы, например, не является константной величиной, компактное расселение коренных жителей и расселение их в исконных местах обитания распространено, преимущественно, в сельской местности, а наличие литературной традиции, к сожалению, может оказаться невостребованным, особенно в молодежной среде. Очевидно, что обретают социально значимую роль национально-культурные центры, общества, организации, представители которых посредством действий по сохранению языков коренных народов Предбайкалья и других регионов воспитывают у подрастающего поколения уважительное отношение к родному языку, расширяют уровни его

функционирования.

Функции современных национально-культурных центров полностью согласуются с положениями концепции государственной национальной политики и призваны «отражать все многообразие интересов народов РФ» . Задачи НКЦ связаны с сохранением

этнокультурного рельефа региона, с развитием исторически сложившейся формы

поликультуры. Особенно значимой функцией НКЦ в условиях роста социальной напряженности является налаживание сотрудничества. Сохранение уникальных особенностей материальной и духовной культур способствует укреплению связей с народами региона, формированию и развитию принципов толерантности.

Литература

1. [email protected]

2. Национальная политика России, история и современность. - М, 1997. - С. 647 - 663.

Истомина Ольга Борисовна, кандидат социологических наук, доцент кафедры общественных наук Ангарской государственной технической академии, г. Ангарск, e-mail: [email protected].

Istomina Olga Borisovna, candidate of sociological science, associate professor, department of social sciences, Angarsk State Technical Academy, Angarsk, email: [email protected].

УДК 316.34/35 © И.Ц. Доржиева

ЭТНИЧЕСКОЕ САМОСОЗНАНИЕ БУРЯТСКИХ ШКОЛЬНИКОВ И СТУДЕНТОВ

В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

В статье рассматриваются особенности этнического самосознания бурятских школьников и студентов. На основе проведенного социологического исследования определяются факторы этнического самосознания, этническая самоидентификация бурятских детей в городской и сельской местностях.

Ключевые слова: этничность, этническое самосознание, этническая самоидентификация, традиции, обычаи.

Этнокультурный центр - центр традиционной культуры народов России должен формировать свой положительный образ, привлекая на свою сторону общественное мнение. Формированию положительного имиджа могут способствовать учреждение премий и призов для организаций и граждан, поддерживающих учреждение, а также установление партнерских связей и отношений с различными социальными, политическими и иными организациями. Сегодня культурно-досуговое учреждение остается массовым и доступным средством приобщения людей к культуре, развития их духовного потенциала, центром организации праздников, сохранения собственной народной культуры. Приоритетным направлением в деятельности центра должно стать развитие межнациональных отношений, культурного взаимообмена не только в России, но и за ее пределами на международном уровне. Участие коллективов народного творчества центров в республиканских, межрегиональных, всероссийских, международных фестивалях, праздниках позволяет не только демонстрировать богатство, уникальность и разнообразие культуры народов России, но и способствует развитию культурного обмена, сохранению дружеских отношений, межнациональному сотрудничеству, становлению и укреплению положительного имиджа культурной деятельности всего общества. В этой связи этнокультурные учреждения могут использовать различный арсенал профессиональных форм культурной работы, например, создать Галерею национального костюма с постоянно действующим лекторием, где будут собраны образцы национальной одежды народов России; проводить фотовыставки народного костюма; организовать мастерскую по пошиву дагестанского национального костюма, головных уборов, обуви, изготовлению украшений и т.д., где будут шить костюмы не только для фольклорных творческих коллективов района, но и для жителей села, что позволит привлечь детей и молодежь к изучению исконных ремесел, традиций декоративно- прикладного искусства, послужит сохранению народного костюма, культурному развитию села; организовать кружки, школы художественного мастерства под руководством опытных мастеров для обучения молодежи в целях сохранения, популяризации традиционных народных художественных промыслов в местах бытования тех или иных видов традиционных народных ремесел; создать мастерские по изготовлению музыкальных инструментов, обучение этому искусству детей и молодежи послужит сохранению преемственности поколений с экспозицией народных музыкальных инструментов, где можно проводить мастер- классы с участием мастеров-изготовителей, известных музыкантов, владеющих секретами инструментального мастерства и игры на них и мн.др.; создание культурного проекта «Книги - культурная память», что поможет сохранить историю и традиции села, память о народе, о личностях, прославивших свое село, оставивших след в российской культуре, пробудить интерес и желание изучать многонациональную культуру народов России. Эта деятельность будет служить патриотическому воспитанию, формированию высоких нравственных критериев и эстетических вкусов, утверждению общечеловеческих моральных ценностей, объединению поколений, будет способствовать вовлечение подрастающего поколения в работу по сбору материала об истории села, его прошлом и настоящем, носителях народных традиций, мастерах декоративно-прикладного искусства, которые являются достоянием национальной культуры, а также произведений устного народного творчества (легенд, поговорок, притч, сказаний и др.). Проведение праздников дружбы, народного костюма, национального инструмента, ремесел и народных промыслов «Сельское подворье», «Песни и танцы моего народа» и других традиционных праздников, фестивалей с участием выходцев из села и мн.др., может иметь также туристическую привлекательность, стать объектами знакомства с этнокультурой, природных достопримечательностей села, района. Реализация таких художественно-творческих проектов будет способствовать сохранению традиционного художественного наследия народов, развитию этнотуризма. Культурный туризм в свою очередь станет мощным рычагом в финансовой поддержке художественного наследия, стимулом развития народных ремесел и промыслов, даст новый импульс для сохранения фольклорных коллективов, т.к. выступления фольклорных коллективов, демонстрация уникальной этнокультуры являются одними из пунктов привлечения туристов.

Этнокультурные центры - культурно-досуговые учреждения призваны осуществлять: информационное обеспечение, координацию творческой деятельности, обогащение межмуниципального и межнационального культурного диалога, путем проведение мероприятий в рамках культурного обмена (фестивали, гастроли творческих коллективов по селам, соседним районам, городам, выставки и т.д.), систематическое изучение социокультурных проблем, вопросов востребованности культурно- досуговых услуг населением, состояния деятельности культурно-досуговых учреждений села, района. Работникам культуры необходимо улучшать качество деятельности культурно-досуговых учреждений, как центров межнационального культурного сотрудничества народов России, привлекать и развивать культурный потенциал населения, создавая позитивный имидж своего села, народа.

Примером такого этнокультурного центра является Волгоградска региональная общественная организация казачий этнокультурный комплекс "Наследие".

Цель работы этого этнокультурного центра заключаются в:

  • - Сохранение и возрождение традиционной национальной культуры;
  • - Объединение казачьей молодежи;
  • - Культурно-позновательная деятельность. Организация отдыха;
  • - Воспитание и развите эстетических, морально-нравственных и духовных качеств, путем приобщения к казачьей культуре;
  • - Просвещение в области истории, православия, национального языка "Гутора", культуры и традиций казаков:
  • - Создание условий для физического и волевого развития личности.

Направления деятельности:

  • А) просветительский центр:
    • - Православие;
    • - История;
    • - Этнография;
    • - Этнолингвистика;
    • - Фольклор;
  • Б) военно-спортивный центр:
    • - Паращютная подготовка;
    • - Туристическая школа;
    • - Основы самбо, рукопашного боя
    • - военно-тактическая подготовка.
  • В) фольклорно-этнографическая студия:
    • - Реконструкция казачьих обрядов;
    • - Изучение певческих традиций казаков;
    • - Бытовая хареография;
    • - Фольклорный теотр;
    • - Фольклорный ансамбль.
  • Г) центр дизайна и прикладного творчества:
    • - Изготовление тематической сувенирной продукции, предметов быта;
    • - Изготовление украшений;
    • - Тряпичная кукла.
  • Д) центр традиционной казачьей одежды:
    • - История казачьего костюма;
    • - Пошив национальной одежды казаков, а так же ее трансформация в современные условия (показ моделей, пошив. реализация).

Кроме русских национальных организаций многочисленными и наиболее активными общественными объединениями региона являются: немецкие, татарские, армянские, чеченские, еврейские, дагестанские, украинские, казахские, корейские и др.

Культурная автономия немцев была образована в 1997 году. Ее создание стало итогом десятилетнего развития движения российских немцев в Волгоградской области. Объединившись в национально-культурную автономию, российские немцы при поддержке областной и муниципальных администраций стали уделять основное внимание развитию национальной культуры и языка и, особенно на территории районов компактного проживания немцев. Был открыт немецкий национально-культурный центр в г. Камышине, в школах создавались классы и факультативы с углубленным изучением немецкого языка, национальные художественные коллективы. Традиционным стало проведение праздников немецкой культуры. Хорошей базой для этого стал Государственный историко-этнографический музей-заповедник «Старая Сарепта» в Красноармейской районе г. Волгограда, который является воплощением живой истории немцев-колонистов Поволжья. Здесь функционирует центр немецкой культуры, воскресная школа для взрослых, другие программы.

Региональная национально-культурная автономия татар Волгограда и Волгоградской области образована в 1999 году. Эта организация ведет активную работу по развитию культурных традиций татарского народа, по организации национальных праздников - Сабантуй, Курбан-Байрам, Рамазан.

Региональная национально-культурная автономия граждан украинской национальности Волгоградской области учреждена в 2002 году. Организация создана для объединения усилий украинцев в целях сохранения и развития украинской культуры, языка, защиты прав и интересов своих членов, установления реального равноправия украинцев с населением коренной национальности, укрепления дружбы между нациями.

Волгоградская региональная общественная организация «Казахстан» создана в 2000 году, представляет интересы свыше 50 тыс. казахов области, проживающих компактно в Палласовском, Старополтавском, Николаевском, Ленинском и Быковском районах. Цель организации: защита гражданских, экономических и культурных прав и свобод лиц казахской национальности, проживающих в области. Организация развивает культурные традиции казахов, обратившихся за помощью в решении социально-бытовых проблем, поддерживает казахских студентов, ведет среди них культурно-массовую работу. Организация контактирует с представительством Республики Казахстан в г. Астрахани. В 2011 году создана и уже активно действует Некоммерческая организация Благотворительный фонд «Наследие Казахстана»

Волгоградская областная общественная организация «Армянская община» создана 1997 году. Основными целями организации являются защита гражданских, экономических, социальных и культурных прав граждан, а также сохранение и изучение культурного и исторического наследия армян. При содействии армянских организаций области в г. Волгограде построен Храм Святого Георгия. Ведется активная социально-благотворительная деятельность. В 2007 г. создано региональное отделение общероссийской организации «Союз армян России». Работа этих организаций вносит значительный вклад в поддержание традиций и обычаев армянского народа в Волгоградской области, сохранение межнационального мира и согласия, укрепление культурных и экономических связей между Волгоградской областью и Республикой Армения.

Волгоградская городская общественная благотворительная организация «Еврейский общинный центр» была создана в 1999 году для сохранения и распространения традиций, этнокультурного и религиозного наследия еврейского народа, удовлетворения общественной потребности в благотворительности и милосердии. Еврейский общинный центр является учредителем образовательных учреждений - СОШ «Ор Авнер» и детского сада «Ган Геула». Центр проводит большую культурную работу. Организация пропагандирует свою работу в газете «Шофар Поволжья».

Волгоградская региональная общественная организация «Дагестан» зарегистрирована в 1999 году. Основной целью организации является реализация и защита гражданских, экономических, социальных и культурных свобод граждан РФ - представителей народов Дагестана, проживающих на территории Волгоградской области. Дагестанская община особое внимание уделяет религиозным праздникам. По инициативе этой организации проводятся соревнования по волейболу и мини-футболу, в которых участвуют команды разных возрастов из представителей различных национальностей. Традиционным массовым культурным мероприятием стало проведение в январе большого концерта в Центральном концертном зале г. Волгограда, посвященное Дню образования Республики Дагестан.

Корейцы начали объединяться в нашем регионе в 2001 г., когда была создана Национально-культурная автономия корейцев г. Волгограда, основной задачей ее является возрождение языка, культурных традиций и обычаев среди корейской молодежи. Большинство корейцев занимается выращиванием овощных и бахчевых культур, а также производством и реализацией корейских салатов. По инициативе организации несколько лет проводился День независимости Кореи, когда в Волгограде проходил областной фестиваль корейской культуры с приглашением профессиональных артистов. Сейчас в г. Волгограде осуществляют свою деятельность Волгоградская региональная общественная организация «Центр взаимопомощи корейцев» и Волгоградская региональная общественная организация «Ассоциация Волгоградских корейцев».

Официально зарегистрированные национальные объединения осуществляют на территории Волгоградской области широкую деятельность, имеющую ряд основных направлений.

Во-первых, это организационное направление: объединение представителей того или иного этноса в рамках одного сообщества, выделение руководящего аппарата, осуществляющего координацию деятельности членов общины и налаживающего взаимодействие с органами власти другими национальными организациями. Во многом благодаря этому сотрудничеству в регионе удается поддерживать благоприятную, мирную обстановку в сфере межнациональных отношений и национальной безопасности.

Во-вторых, социальное направление: помощь представителям своего этноса в трудных жизненных ситуациях, экономическая поддержка, ускорение адаптации мигрантов, временно находящихся или проживающих на территории Волгоградской области, благотворительная помощь.

В-третьих, это правозащитное направление: оказание юридической поддержки, помощь в оформлении и сборе документов, содействие в получении гражданства.

В-четвертых, образовательное и культурное, ориентированное на сохранение и поддержание традиций, самобытности, языка данной этнической общности. Во многом, данная деятельность направлена не только на сохранение собственных традиций, но и на межкультурный обмен, развитие толерантности в обществе.

Безусловно, все перечисленные направления деятельности национальных общественных организаций носят созидательный характер и способствуют стабилизации обстановки в регионе, развитию толерантности, сохранению культурного богатства и разнообразия Волгоградской области

Результаты проведения данных мероприятий объективно способствуют формированию позитивного имиджа соответствующих национальных общин в общественном мнении населения региона. Каждая из организаций объединяет достаточно большое количество жителей Волгоградской области различной национальности. Национальные общественные организации Волгоградской области являются значимым фактором, оказывающим существенное влияние на социально-политическую ситуацию в регионе. Необходимо отметить, что в проведении вышеназванных мероприятий принимали участие кроме непосредственных организаторов, граждане различных национальностей, представляющие актив соответствующих общественных объединений. Данная тенденция в деятельности НОО свидетельствует об их заинтересованности в укреплении межнационального мира и согласия, повышении уровня межэтнической толерантности, развитии взаимопонимания между жителями Волгоградской области различных национальностей.

И так сделаем вывод: традиционная культура этносов, благодаря своим важнейшим характеристикам, обладает непреходящим общечеловеческим значением. В деятельности этнокультурных центров она закрепляет наиболее значимые материальные и духовные достижения народов, выступает хранителем их духовно-нравственного опыта, их исторической памятью.

В этнической культуре традиционные ценности содержат мысли, знания, понимание жизни в единстве с народным опытом, настроем, целевыми устремлениями. Отличительной чертой этнической культуры как механизма, осуществляющего процесс накопления и воспроизводства общечеловеческих ценностей, является то, что она опирается не на силу закона, а на общественное мнение, массовые привычки, общепринятый вкус.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...