Российская и русская культура. В чём разница? Что такое русская культура Что культура русского народа находится

С 1956 года и по настоящее время Герберт Александрович Ефремов, которому вчера исполнилось 87 лет, работает в ОКБ-52 (до 1984 года под руководством выдающегося советского учёного и конструктора, дважды Героя Социалистического Труда, специалиста в области теории колебаний и конструирования ракет В.Н. Челомея). Здесь создавались и создаются уникальные системы вооружения для Военно-морского флота, Ракетных войск стратегического назначения, Космических войск СССР.

Герберт Александрович Ефремов родился в деревне Малое Заречье Белозерского района Вологодской области 15 марта 1933 года в семье военнослужащего. Он был старшим ребёнком в семье, у него были брат и две сестры.

С начала 30-х гг. отец Г.А. Ефремова служил в дальних гарнизонах – вместе с ним начал свои путешествия по жизни и его старший сын. Деревня Малое Заречье, приморские сёла Камень-Рыболов, Манзовка, сахалинский город Тоёхару (позднее Южносахалинск), затем отца перевели в Кенигсберг (с 1946 года – Калининград). Годы учёбы Герберт провел в Ленинграде, а затем в подмосковном Реутове.

Окончив школу с серебряной медалью, Герберт Александрович поступил в Ленинградский военно-механический институт, который окончили такие светила отечественной оборонки, как Д.Ф. Устинов, генеральный конструктор, соратник В.П. Королёва Д.И. Козлов, Л.Н. Лавров, лётчики-космонавты Г.М. Гречко, С.К. Крикалёв и другие.

Занятия в институте вели многие выдающиеся специалисты, такие как, например, русский учёный Борис Николаевич Окунев, читавший лекции по теоретической механике, внешней и внутренней баллистике. Б.Н. Окунев был страстным собирателем русской живописи. Свою прекрасную коллекцию он оставил в дар Русскому музею (ее стоимость в начале 80-х гг. была оценена в несколько миллионов долларов).

Работая в ОКБ-52, Ефремов принял непосредственное участие в создании ракетных комплексов с крылатыми ракетами для стрельбы по наземным целям П-5, П-5Д. Мало кто помнит, что крылатая ракета П-5, имевшая дальность от 300 до 500 км, была первой стратегической ракетой Советского Союза.

Созданная примерно тогда же королёвская ракета Р-7 (с помощью которой был запущен на орбиту Ю.А. Гагарин) могла находиться на старте в заправленном состоянии лишь несколько суток. А её заправка (ракета оснащалась кислородно-керосиновым топливом) требовала почти суток и фактически возведения рядом со стартом целого кислородного завода. Естественно, в этих условиях ни о каком своевременном ответе на американский удар речи не шло. и ставка была сделана на крылатые ракеты Челомея П-5. Решено было создать насколько десятков подводных лодок (проекты 644, 655, 651 и 659), каждая из которых несла 4-6 ракет П-5 или П-5Д и тем самым из Тихого и Атлантического океанов угрожать США. Эта программа была реализована в начале 60-х годов.

С середины 50-х годов НПО машиностроения работало над противокорабельными ракетными комплексами (П-6, П-35, «Прогресс», «Аметист», «Малахит», «Базальт», «Вулкан», «Гранит», «Оникс», «Яхонт»), которыми вооружались советские подводные лодки и надводные корабли.

Это был асимметричный, достаточно эффективный и гораздо более экономичный ответ флоту США: могучим авианосцам, линкорам и крейсерам противостояли советские подводные лодки с противокорабельными крылатыми ракетами.

В 1962 году руководством страны была поставлена задача по разработке тяжёлого двухступенчатого носителя УР-500. Позже ракета получила название «Протон». Посредством этой ракеты и её модификаций («Протон - К» и «Протон -М») автоматической станцией «Зонд» несколько раз был выполнен облёт Луны и возвращение станции на Землю, выводились на орбиту самые тяжёлые космические станции: «ТГР», «Мир», «Заря», «Салют», «Звезда», «Алмаз», «Алмаз-Т», различные спутники и космические аппараты.

Заметим, что корпуса космических станций «Салют» впервые были разработаны и изготовлены в НПО машиностроения под руководством и при участии В.Н. Челомея, после чего по распоряжению Д.Ф. Устинова были переданы в королёвское НПО «Энергия».

Ракета «Протон» принимала участие и в лунной гонке. С её помощью было выполнено несколько автоматических облётов Луны. На Марс была запущена станция «Марс-3».

ЦКБМ была предложена гармоничная и конструктивно оправданная система УР-700, построенная на объединении отработанных ракет УР-100, УР-200 и УР-500, способная совершать дальние космические перелёты.

В начале 60-х годов, здесь, в ЦКБМ, в рамках аванпроекта, возможно под влиянием С.П. Королёва, были сделаны прикидки по ракетно-космической системе УР-900, представлявшей собой дальнейшее развитие УР-700, связанное с применением водородно-кислородных двигателей.

В.Н. Челомеем была предложена своя программа полёта на Луну, включавшая и ракету носитель (на базе «Протона»), и собственный корабль облёта, и спускаемый аппарат. Во всех этих работах самое активное участие принимал Г.А. Ефремов.

По его собственным словам, он всегда был «системщиком», т.е. хорошо разбирался во всех возможностях работы всех составляющих ракетных комплексов, чтобы провести необходимые работы точно и правильно. Однако главным исполнителем советского проекта по Луне был назначен С.П. Королёв, основой проекта стала его колоссальная ракета Н-1. Ни Королёв, ни сменивший его Мишин не были «системщиками», и это сказалось на работе первой ступени ракеты, имевшей 30 (!) двигателей НК-33, без системы автоматической синхронизации работы двигателей, созданной позднее. Ракета совершила четыре неудачных старта, и работы с лунной программой в СССР были закончены.

Когда количественное преимущество ракетных комплексов стратегического назначения у США стало угрожающим, под руководством В.Н. Челомея в течение трех лет была создана «ампулизированная» баллистическая ракета УР-100. Её последняя высокозащищённая модификация УР-100Н УТТХ до сих пор находится на вооружении РВСН страны.

Для ракеты УР-100 были созданы транспортно-пусковые контейнеры из биметалла: с одной стороны, нержавеющая сталь, с другой – алюминиевый сплав… Нержавейка надёжно защищает ракету от любых эксплуатационных повреждений, в том числе возникающих при заправке и при длительном хранении.

Из 165 испытательных и учебно-боевых пусков ракет УР-100Н УТТХ, проведённых в последние годы только три были неудачными.

Герберт Александрович принимал активное участие во всех разработках НПО машиностроения, к концу 70-х годов став одним из авторитетнейших разработчиков объединения.

Заметим, что Г.А. Ефремов не раз в своей жизни встречался с С.П. Королёвым, М.П. Янгелем, В.П. Глушко, а также с Н.С. Хрущёвым, Л.И. Брежневым, А.Н. Косыгиным, Г.В. Романовым…

Кстати говоря, Г.В. Романов во время одной из встреч с Г.А. Ефремовым и авиаконструктором Г.В. Новожиловым строго потребовал от них скорейшей защиты кандидатской и докторской диссертаций. Но Герберт Александрович защитил только кандидатскую. «На большее не было времени», - всегда говорил он.

8 декабря 1984 года неожиданно, из-за оторвавшегося тромба, умер В.Н. Челомей, а уже 29 декабря Г.А. Ефремов был назначен генеральным конструктором НПО машиностроения.

1984 год стал трагичным для нашего оборонного комплекса. Практически одновременно умерли Д.Ф. Устинов, В.Н. Челомей, П.С. Кутахов, выдающийся физик-ядерщик И.К. Кикоин...

С 1984 года продолжалась разработка крылатой ракеты «Метеорит», имевшей скорость до 3М, дальность до 5500 км, несущей боевую часть весом свыше 1 т, не имевшей аналогов в мире. Продолжались работы по совершенствованию баллистических ракет УР-100 Н УТТХ, «Протон-К», модернизировались многочисленные противокорабельные ракеты.

В 1987 г. была успешно запущена автоматическая орбитальная станция «Алмаз-Т», проработавшая на орбите более двух лет.

В 2002 году, в составе МРК «Накат» была принята на вооружение крылатая ракета «Оникс», в экспортном варианте именовавшаяся «Яхонт».

Но в конце 1980-х, с приходом к власти М.С. Горбачёва, дела у оборонщиков пошли совсем плохо: выплаты задерживали, стремительная инфляция обесценивала деньги. В 90-е годы стало ещё хуже...

«Моряки не отказывались от нас, не могли отказаться, но у них самих не было денег, единственное, за что получали деньги в те годы, были регламентные работы с РВСН, но денег катастрофически не хватало. Нам предлагали искать конверсию, - вспоминает Герберт Александрович. – Но ведь и мы не имели никакого опыта. За что только не брались. И за солнечные батареи, и за безвакуумные хранилища для овощей и фруктов, и за камеры низкого давления, и за новый масложировой комплекс… Случалось, что мы решали слишком сложные для потребителей задачи, что, естественно, отражалось на цене. Случалось, что нахально обманывали нас. Так, потребовав от нас все документы по безкриогенному хранилищу, включая расчёты, сказали – одобряем, но денег дадим в три раза меньше. Когда получили деньги, то оказалось, что меньше их стало, за счёт инфляции, уже в шесть раз».

В то же время, в 1998 году, было создано совместное российско-индийское предприятие «БраМос», получившее название от имени индийской реки Брахмапутры и русской реки Москвы. Основным проектом предприятия стала работа над сверхзвуковой крылатой ракетой, получившей аналогичное название - «БраМос». Первый запуск ракеты состоялся 12 июня 2001 года с береговой пусковой установки.

Первые роли в создании совместного предприятия сыграли Г.А. Ефремов и доктор Абдул Калам, у которого с Гербертом Александровичем сложились самые дружеские отношения. Во многом благодаря успехом с разработкой и испытаниями крылатой ракеты «БраМос» Абдул Калам в июле 2002 года был избран президентом Индии.

Именно советско-индийское предприятие, созданное усилиями Г.А. Ефремова и его товарищей, позволило сохранить НПО машиностроения, не дать растащить его арендным и другим предприятиям. С Америкой же, на которую некоторые возлагали самые главные надежды, ничего не получилось.

«Появился вариант строительства завода «Дабл-Колы», - вспоминает Г.А. Ефремов. – Предложенное для этого новое немаленькое здание нашей столовой американцы раздражённо отмели, заявив: нам нужен «под воду» ваш главный сборочный цех или корпус, где находятся стенды… Банка “Колы” будет стоить доллар – полдоллара вам, полдоллара – нам, - предложили мы. Нет! - возразили американцы – у нас должно быть развивающееся предприятие: всю прибыль мы должны будем вкладывать в его развитие.

Потом несколько раз ездили в США по работе в рамках проекта Черномырдина – Гора. Получили задание разработать какую-то программу для почт или для прачечных. Начали работу…

Вскоре из Штатов приехали два высоких, изысканно одетых, седовласых джентльмена. Посмотрели наши первые прикидки – э, нет, так не пойдёт, - решили они - здесь же задействована математика высочайшего уровня. Вам этого нельзя. Вот так вот: они не только пытались определять, чем нам заниматься, но пытались, скажем так, переместить с профессорской кафедры в класс средней школы.

За время сближения со Штатами и с Западной Европой мы ознакомились со многими иностранными системами вооружений. Но ничто не произвело на нас сильного впечатления, скорее, наоборот – у некоторых вызывало даже насмешку.

Они также пытались влезать и влезали в наши военные успехи весьма глубоко. Не раз мы замечали озадаченность и даже удивление на лицах наших потенциальных конкурентов.

Наступление капитализма в России означало отказ от государственного финансирования большинства оборонных программ. Запомнилась встреча с Горбачёвым в Колонном зале Дома Союзов, когда в ответ на конструктивный анализ ситуации в оборонке он разразился откровенно злобной речью против оборонщиков, обвинив их чуть ли не в экономическом развале страны».

В начале 2000-х гг. Герберт Александрович встретился с А.Б. Чубайсом, пригласил того на предприятие (Чубайс прибыл в НПО в сопровождении всего ряда налоговых служб – от низших «реутовских», до высших, федеральных), рассказал ему о неправедно начисленных налогах и добился отмены начисленной мзды, которая к тому времени существенно увеличилась за счёт начисленных процентов.

Полезным во всей истории новой России Герберт Александрович видит то, что президент страны всё-таки услышал новые предложения оборонщиков. И призвал отойти от примитивной системы арифметической уравниловки, которая была принята и торжествовала в создании американо-советских систем вооружений: у вас три тысячи ракет – у нас три тысячи, у вас 11 тысяч боеголовок и у нас 11 тысяч… Теперь противник может ожидать сокрушительного удара с самой неожиданной стороны.

Большую роль в изменении оборонной политики сыграли памятная встреча Г.А. Ефремова с В.В. Путиным в Ново-Огарёво и визиты президента РФ в НПО машиностроения. Неслучайно президент США Д. Трамп призвал своих специалистов ускорить работы над гиперзвуковой ракетой. Теперь уже американцы оказались в положении догоняющих.

Последние восемь лет он занимает пост Почётного генерального директора – Почётного генерального конструктора НПО машиностроения. Несмотря на преклонный возраст, Герберт Александрович полон творческой энергии и новых планов.

Герберт Александрович и Ирина Сергеевна Ефремовы вместе уже шесть с лишним десятков лет. Вырастили сына и дочь.

Лауреат Ленинской и Государственной премий СССР, Премии Правительства Российской Федерации, Государственной премии РФ им. Маршала Жукова Герберт Александрович Ефремов удостоен званий Героя Социалистического Труда и Героя Труда Российской Федерации, став первым в нашей истории кавалером обеих Золотых Звёзд. Он является кавалером орденов Ленина, Трудового Красного Знамени, «Знак Почёта»; орденов «За заслуги перед Отечеством» II и III степени, а также – индийского ордена «Падма Бхушан».

Именем Г.А. Ефремова названа малая планета солнечной системы.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Евразийский открытый институт»

Коломенский филиал


Контрольная работа

по учебному курсу культурологии

на тему: Особенности русской культуры


Студента 2 курса 24МВ группы

Козлова Олега Владимировича

Руководитель Кручинкина Н.В.


Коломна, 2010 год


Введение

Культура российской цивилизации, её становление

Российская культура как объект исследования

Существенные особенности русской национальной культуры

Общие тенденции и особенности развития современной общемировой культуры и культуры России

Заключение

Список использованной литературы


Введение


История русской культуры, ее ценности, роль и место в мировой культуре в начале 90-х гг. XX в. вызвала большой интерес и как предмет научного изучения и в качестве учебного курса. Появилось много научной и учебной литературы, освещающей нашу историю и культуру. Ее осмысление в основном опиралось на труды мыслителей русского Духовного Ренессанса конца XIX - первой четверти XX в. Однако к концу 90-х гг. эта заинтересованность стала спадать. Отчасти потому, что было исчерпано чувство новизны прежде запретных идей, а современного, оригинального прочтения нашей культурной истории пока не появилось.

Цель работы - изучить особенности русской культуры.

Задачи работы:

Изучить становление русской культуры;

Раскрыть основные понятия;

Выделить особенности русской национальной культуры;

Изучить развитие русской культуры на современном этапе.


Культура российской цивилизации, ее становление


Наша культура стала выделяться в особый тип в рамках христианской цивилизации в IX-XI вв. в ходе образования государства у восточных славян и приобщения их к православию.

Большое влияние на формирование этого типа культуры оказывал геополитический фактор - срединное положение России между цивилизациями Запада и Востока, служившее основой ее маргинализации, т.е. возникновения таких пограничных культурных районов и слоев, которые, с одной стороны, не примыкали ни к одной из известных культур, а с другой - представляли собой благоприятную среду для разнообразного культурного развития.

К наиболее часто выделяемым признакам российской цивилизации относят самодержавную форму государственной власти или, как определил этот тип власти историк М. Довнар-Запольский, «вотчинное государство»; коллективистскую ментальность; подчинение общества государству» (или «дуализм общества и государственной власти»), незначительный объем экономической свободы.

Что касается стадий развития российской цивилизации, то существуют различные точки зрения. Одни ученые считают, что с IX в. и по настоящее время в том ареале, который называется Россией, была одна цивилизация. В ее развитии можно выделить несколько этапов, различающихся особыми типологическими чертами, что позволяет квалифицировать их как самостоятельные историко-культурные общности: Древняя Русь (IX-XIII вв.), Московское царство (XIV-XVII вв.), Имперская Россия (с XVIII в. и по сей день).

Другие исследователи полагают, что по XIII в. существовала одна «русско-европейская», или «славянско-европейская» цивилизация, а с XIV в. - другая: «евразийская», или «российская».

Доминантной формой интеграции «русско-европейской» цивилизации было (как в Европе - католицизм) Православие, которое хотя было принято и распространялось на Руси государством, но в значительной степени носило автономный по отношению к нему характер.

Русская Православная Церковь долгое время находилась в зависимости от константинопольского патриарха и лишь в середине XV в. обрела фактическую самостоятельность.

Само древнерусское государство представляло собой конфедерацию достаточно самостоятельных государственных образований, политически скрепленных лишь единством княжеского рода, после распада которого в начале XII в. они приобрели полный государственный суверенитет.

Православие задавало общий для Руси нормативно-ценностный порядок, единой символической формой выражения которого был древнерусский язык.

Киевские князья не могли опираться, как римские или китайские императоры, на мощную военно-бюрократическую систему или, как ахеменидские шахи, на численно и культурно доминирующий этнос. Они обрели опору в Православии и осуществляли построение государственности в значительной мере как миссионерскую задачу обращения язычников.

В первые века древнерусской государственности ее по многим формально-культурным и ценностно-ориентационным чертам можно рассматривать как «дочернюю» зону византийской культуры. Однако по большинству сущностных форм социально-политического устройства и жизнедеятельности Древнерусская цивилизация была ближе к Европе, особенно Восточной.

С традиционными обществами Европы того времени она имела целый ряд общих черт: городской характер «титульной», маркирующей общество в целом, культуры; преобладание земледельческого производства; «военно-демократический» характер генезиса государственной власти; отсутствие синдрома сервильного комплекса (поголовного рабства) при соприкосновении индивида с государством.

Вместе с тем Древняя Русь имела целый ряд общих черт с традиционными обществами азиатского типа:

отсутствие в европейском смысле частной собственности и экономических классов;

господство принципа централизованной редистрибуции, при которой власть рождала собственность;

автономность общин по отношению к государству, порождавшая значительные возможности социо-культурной регенерации;

эволюционный характер общественного развития.

В целом Древнерусская цивилизация на славяно-языческой основе синтезировала некоторые черты европейских социально-политических и производственно-технологических реалий, византийских мистических рефлексий и канонов, а также азиатских принципов централизованной редистрибуции.

Геополитический, а также экономический факторы предопределили появление в древнерусской цивилизации нескольких субкультур - южной, северной и северо-восточной.

Южная субкультура была ориентирована на азиатскую «степь». Киевские князья предпочитали даже формировать дружинную гвардию из наемников племенного объединения «черных клобуков», остатков тюркских кочевников - печенегов, торков, берендеев, осевших на реке Рось. В период татаро-монгольского нашествия киевская субкультура прекратила свое существование.

Новгородская субкультура была нацелена на партнеров по ганзейскому союзу, представлявших торговые островки европейской цивилизации. Если новгородцы и прибегали к наемникам, то, как правило, ими становились варяги. Новгородская субкультура, сохранившаяся в период татаро-монгольского ига и усилившая свое европейское своеобразие, деградировала после присоединения Новгорода к Москве в XV в.

Русская культура как объект исследования


Понятия русская культура, русская национальная культура, культура России - можно рассматривать как синонимы, а можно в качестве самостоятельных феноменов. Они отражают разные состояния и составляющие нашей культуры. Представляется, что при изучении русской культуры в центре внимания должна быть собственно культура, культурные традиции восточных славян как союза племен, русичей, русских. Культура иных народов в данном случае представляет интерес как результат и процесс взаимовлияния, заимствования, диалога культур. В данном случае понятие русская культура синонимично понятию русская национальная культура. Понятие культура России более широкое, так как включает в себя историю становления и развития культуры Древнерусского государства, отдельных княжеств, многонациональных государственных объединений - Московского государства, Российской империи, Советского Союза, Российской Федерации. В этом контексте русская культура выступает как основной системообразующий элемент культуры многонационального государства. Многонациональную культуру России можно типологизировать по различным основаниям: конфессиональному (православные, старообрядцы, католики, мусульмане и т.п.); по хозяйственному укладу (земледельческая культура, скотоводческая, охотничья) и др. Игнорировать многонациональный характер культуры нашего государства, как и роль русской культуры в этом государстве весьма непродуктивно.

Изучение отечественной культуры - задача не только образовательная. Она тесно связана с другой - не менее важной, вырастить носителей русской культуры, продолжателей ее традиций, что будет способствовать ее сохранению как части мировой культуры, расширению границ русской культуры, диалогу культур.

О, светло светлая и прекрасно украшенная земля Русская! Многими красотами прославлена ты: озерами многими славишься, реками и источниками местно-чтимыми, горами, крутыми холмами, высокими дубравами, чистыми полями, дивными зверями, разнообразными птицами, бесчисленными городами великими, велениями славными, садами монастырскими, храмами Божьими и князьями грозными, боярами честными, вельможами многими. Всем ты преисполнена, земля Русская, о Правоверная Вера Христианская!

Эти строки, проникнутые глубокой любовью к своей земле составляют начало древнего литературного памятника Слово о погибели Русской земли. К сожалению, сохранился только отрывок, который был обнаружен в составе другого произведения - Повести о житии Александра Невского. Время написания Слова - 1237 - начало 1246 г.

Каждая национальная культура - это форма самовыражения народа. В ней проявляются особенности национального характера, миросозерцания, менталитета. Любая культура уникальна и проходит свой, неповторимый путь развития. Это в полной мере относится и к русской культуре. Ее можно сравнивать с культурами Востока и Запада лишь в той мере, в которой они взаимодействуют с нею, оказывают влияние на ее генезис и эволюцию, связаны с русской культурой общей судьбой.

Попытки понять отечественную культуру, определить ее место и роль в круге иных культур сопряжено с определенными сложностями. Их можно подразделить на следующие: сильное тяготение исследователей к компаративистскому подходу, постоянной попытке сравнительного анализа нашей культуры и культуры Западной Европы и почти всегда не в пользу первой; идеологизация конкретного культурно-исторического материала и его трактовка с тех или иных позиций, в ходе которой одни факты выдвигаются на первый план, а те, которые не вписываются в концепцию автора, игнорируются.

При рассмотрении культурно-исторического процесса в России явно прослеживаются три основных подхода.

Первый подход представлен сторонниками однолинейной модели мировой истории. Согласно этой концепции все проблемы России могут быть решены путем преодоления цивилизационного, культурного отставания или модернизации.

Сторонники второго исходят из концепции многолинейности исторического развития, согласно которой история человечества состоит из истории целого ряда самобытных цивилизаций, к одной из которых относится и русская (славянская - Н.Я. Данилевский или Православно-Христианская - А. Тойнби) цивилизация. Причем, основные черты или душа каждой цивилизации не может быть воспринята или глубоко понята представителями иной цивилизации или культуры, т.е. является непознаваемой и не воспроизводимой.

Третья группа авторов пытается примирить оба подхода. К ним относится и известный исследователь русской культуры, автор многотомного труда Очерки по истории русской культуры П.Н. Милюков, который определил свою позицию как синтез двух противоположных конструкций русской истории, из которых одна выдвигала вперед сходство русского процесса с европейским, доводя это сходство до тождества, а другая доказывала русское своеобразие, до полной несравнимости и исключительности. Милюков занимал примирительное положение и строил русский исторический процесс на синтезе обеих черт, сходства и своеобразия, подчеркивая черты своеобразия несколько более резко, нежели черты сходства. Следует отметить, что выявленные Милюковым в начале XX в. подходы к изучению культурно-исторического процесса России сохранили, с некоторыми модификациями, свои основные черты до конца нашего века.

Существенные особенности русской национальной культуры


Выделяют специфические черты русской культуры от древнейших времен до XX века:

Русская культура - понятие историческое и многогранное. Она включает в себя факты, процессы, тенденции, свидетельствующие о длительном и сложном развитии как в географическом пространстве, так и в историческом времени. У замечательного представителя европейского Возрождения Максима Грека, переехавшего в нашу страну на рубеже XVI века, есть поразительный по глубине и верности образ России. Он пишет о ней, как о женщине в черном платье, задумчиво сидящей «при дороге». Русская культура тоже «при дороге», она формируется и развивается в постоянных поисках. Об этом свидетельствует история.

Большая часть территории России заселена позднее, чем те регионы мира, в которых сложились основные центры мировой культуры. В этом смысле русская культура - явление относительно молодое. Мало того, Русь не знала периода рабовладения: восточные славяне перешли непосредственно к феодализму от общинно-патриархальных отношений. В силу своей исторической молодости русская культура оказалась перед необходимостью интенсивного исторического развития. Конечно, русская культура развивалась под влиянием различных культур стран Запада и Востока, исторически опередивших Россию. Но воспринимая и усваивая культурное наследие других народов, русские писатели и художники, скульпторы и архитекторы, ученые и философы решали свои задачи, формировали и развивали отечественные традиции, никогда не ограничиваясь копированием чужих образцов.

Длительный период развития русской культуры определялся Хрис-тианско-Православной религией. На многие века ведущими культурными жанрами стали храмостроительство, иконопись, церковная литература. Значительный вклад в мировую художественную сокровищницу Россия, вплоть до XVIII века, вносила духовной деятельностью, связанной с Христианством.

Специфические черты русской культуры определяются в значительной степени тем, что исследователи назвали «характером русского народа», об этом писали все исследователи «русской идеи», главной чертой этого характера называли веру. Альтернатива «вера-знание», «вера-разум» решалась в России в конкретные исторические периоды по-разному, но чаще всего в пользу веры.


Общие тенденции и особенности развития современной общемировой культуры и культуры России


Одной из наиболее важных для современной культуры проблем является проблема традиций и новаторства в культурном пространстве. Устойчивая сторона культуры, культурная традиция, благодаря которой происходит накопление и трансляция человеческого опыта в истории, дает новым поколениям возможность актуализации предшествующего опыта, опору на созданное предшествующими поколениями. В традиционных обществах усвоение культуры происходит через воспроизведение образцов, с возможностью незначительных вариаций в рамках традиции. Традиция в этом случае является основой функционирования культуры, в значительной мере затрудняя творчество в смысле новаторства. Собственно, наиболее «творческим» в нашем понимании процессом традиционной культуры, как ни парадоксально, выступает само формирование человека в качестве субъекта культуры, как набора канонических стереотипных программ (обычаев, ритуалов). Трансформация же самих этих канонов достаточно медленна. Таковы культура первобытного общества и более поздняя традиционная культура. В определенных условиях устойчивость культурной традиции можно отнести на счет необходимости устойчивости человеческого коллектива для его выживания. Однако, с другой стороны, динамичность культуры не означает отказа от культурных традиций вообще. Вряд ли возможно существование культуры без традиций. Культурные традиции как историческая память - непременное условие не только существования, но и развития культуры, даже при наличии в ней большого творческого (и одновременно негативного по отношению к традиции) потенциала. В качестве живого примера можно привести культурные трансформации России после Октябрьской революции, когда попытки полного отрицания и разрушения предшествующей культуры привели во многих случаях к невосполнимым потерям в этой сфере.

Таким образом, если возможно говорить о реакционных и прогрессивных тенденциях в культуре, то, с другой стороны, вряд ли возможно представить создание культуры «на пустом месте», совершенно отбросив предшествующую культуру, традицию. Вопрос о традициях в культуре и об отношении к культурному наследию касается не только сохранения, но и развития культуры, т. е культурного творчества. В последнем всеобщее органическое слито с уникальным: каждая культурная ценность неповторима, идет ли речь о художественном произведении, изобретении и т.п. В этом смысле тиражирование в той или иной форме уже известного, уже сотворенного ранее - есть распространение, а не созидание культуры. Необходимость распространения культуры, как кажется, не нуждается в доказательствах. Творчество же культуры, являясь источником инноваций, вовлечено в противоречивый процесс развития культуры, в котором отражается широкий спектр подчас противоположных и противоборствующих тенденций данной исторической эпохи.

На первый взгляд, культура, рассматриваемая с точки зрения содержания, распадается на различные сферы: нравы и обычаи, язык и письменность, характер одежды, поселений, работы, постановка воспитания, экономика, характер армии, общественно-политическое устройство, судопроизводство, наука, техника, искусство, религия, все формы проявления «духа» народа. В этом смысле первостепенную важность для понимания уровня развития культуры приобретает история культуры.

Если говорить собственно о современной культуре, то она воплощена в огромном множестве создаваемых материальных и духовных явлений. Это и новые средства труда, и новые продукты питания, и новые элементы материальной инфраструктуры быта, производства, и новые научные идеи, идеологические концепции, религиозные верования, нравственные идеалы и регуляторы, произведения всех видов искусств и т.д. В то же время, сфера современной культуры при ближайшем рассмотрении неоднородна, потому что каждая из составляющих ее культур имеет общие границы, как географические, так и хронологические с другими культурами и эпохами.

Начиная с ХХ века характерным становится различение понятий культуры и цивилизации - культура продолжает нести позитивный смысл, а цивилизация получает нейтральную оценку, а порой и прямой негативный смысл. Цивилизация, как синоним материальной культуры, как достаточно высокая ступень овладения силами природы, безусловно, несет в себе мощный заряд технического прогресса и способствует достижению изобилия материальных благ. Понятие цивилизации чаще всего связывается с ценностно-нейтральным развитием техники, которую можно использовать в самых разнообразных целях, а понятие культуры, наоборот, максимально сблизилось с понятием духовного прогресса. К негативным качествам цивилизации обычно относят ее тенденцию к стандартизации мышления, ориентацию на абсолютную верность общепринятым истинам, свойственную ей низкую оценку независимости и оригинальности индивидуального мышления, которые воспринимаются как «социальная опасность». Если культура, с этой точки зрения, формирует совершенную личность, то цивилизация формирует идеального законопослушного члена общества, довольствующегося предоставленными ему благами. Цивилизация все чаще понимается как синоним урбанизации, скученности, тирании машин, как источник дегуманизации мира. В самом деле, как бы глубоко ни проник человеческий ум в тайны мира, духовный мир самого человека остается во многом загадочным. Цивилизация и наука сами по себе не могут обеспечить духовного прогресса, здесь необходима культура как совокупность всего духовного образования и воспитания, включающие в себя весь спектр интеллектуальных, нравственных и эстетических достижений человечества.

В общем случае для современной прежде всего мировой культуры предлагаются два пути решения кризисной ситуации. Если, с одной стороны, разрешение кризисных тенденций культуры предполагается на пути традиционных западных идеалов - строгой науки, всеобщего образования, разумной организации жизни, производства, сознательного подхода ко всем явлениям мира, изменения ориентиров развития науки и технологии, т. е. увеличения роли духовного и морального совершенствования человека, а также улучшения его материальных условий, то второй путь разрешения кризисных явлений предполагает возвращение рода человеческого или к различным модификациям религиозной культуры или к формам жизни более «естественным» для человека и жизни - с ограниченными здоровыми потребностями, ощущением единства с природой и космосом, формам бытия человека свободного от власти техники.

Философы современности и недавнего прошлого занимают в отношении техники ту или иную позицию, как правило, они связывают с техникой (понимаемой достаточно широко) кризис культуры и цивилизации. Взаимовлияние техники и современной культуры является здесь одной из ключевых проблем для рассмотрения. Если роль техники в культуре в значительной мере прояснена в работах Хайдеггера, Ясперса, Фромма, то проблема гуманизации техники остается одной из важнейших нерешенных задач для всего человечества.

Одним из наиболее интересных моментов в развитии современной культуры является формирование нового образа самой культуры. Если традиционный образ мировой культуры связан прежде всего с идеями исторической и органической целостности, то новый образ культуры все более ассоциируется, с одной стороны, с идеями космического масштаба, с другой стороны идеей общечеловеческой этической парадигмы. Также следует отметить и формирование нового типа культурного взаимодействия, выраженного прежде всего в отказе от упрощенных рациональных схем решения культурных проблем. Все большее значение приобретают способности к пониманию чужой культуры и точек зрения, критический анализ собственных действий, признание чужой культурной самобытности и чужой истины, умение включить их в свою позицию и признание правомерности существования многих истин, умение строить диалогические отношения и идти на компромисс. Такая логика культурной коммуникации предполагает и соответствующие принципы действия.

В России начало 90-х годов прошлого столетия характеризуется ускоренным распадом единой культуры СССР на отдельные национальные культуры, для которых неприемлемыми оказались не только ценности общей культуры СССР, но и культурные традиции друг друга. Резкое противопоставление различных национальных культур привело к нарастанию культурной напряженности и вызвало распад единого социокультурного пространства.

Культура современной России, органически связанная с предшествующими периодами истории страны, оказалась в совершенно новой политической и экономической ситуации, кардинальным образом изменившей многое, прежде всего - взаимоотношения культуры с властью. Государство перестало диктовать культуре свои требования, и культура утратила гарантированного заказчика.

Поскольку исчез общий стержень культурной жизни в качестве централизованной системы управления и единой культурной политики, определение путей дальнейшего культурного развития стало делом самого общества и предметом острых разногласий. Диапазон поисков чрезвычайно широк - от следования западным образцам до апологии изоляционизма. Отсутствие объединительной культурной идеи воспринимается частью общества как проявление глубокого кризиса, в котором оказалась российская культура к концу XX века. Другие считают культурный плюрализм естественной нормой цивилизованного общества.

Если, с одной стороны, ликвидация идеологических барьеров создала благоприятные возможности для развития духовной культуры, то, с другой стороны экономический кризис, переживаемый страной, сложный переход к рыночным отношениям усилили опасность коммерциализации культуры, утраты национальных черт в ходе ее дальнейшего развития. Духовная сфера вообще переживала в середине 90-х годов острый кризис. Стремление направить страну к рыночному развитию привело к невозможности существования отдельных сфер культуры, объективно нуждающихся в государственной поддержке.

Одновременно продолжал углубляться раздел между элитарными и массовыми формами культуры, между молодежной средой и старшим поколением. Все эти процессы разворачивая на фоне быстрого и резкого усиления неравномерности доступа к потреблению не только материальных, но культурных благ.

В силу приведенных выше причин первое место в культуре стали занимать средства массовой информации, получившие название «четвертой власти».

В современной отечественной культуре диковинным образом соединяются несоединимые ценности и ориентации: коллективизм, соборность и индивидуализм, эгоизм, огромная и часто нарочитая политизированность и демонстративная аполитичность, государственность и анархия и т. п.

Если вполне очевидно, что одним из важнейших условий обновления общества в целом является возрождение культуры, то конкретные движения на этом пути продолжают оставаться предметом ожесточенных дискуссий. В частности, предметом спора становится роль государства в регулировании культуры: должно ли государство вмешиваться в дела культуры, или же культура сама найдет средства для своего выживания. Здесь, судя по всему, сформировалась следующая точка зрения: обеспечивая свободу культуре, право на культурную самобытность, государство берет на себя разработку стратегических задач культурного строительства и обязанности по охране культурно-исторического национального наследия, необходимую финансовую поддержку культурных ценностей. Однако, конкретная реализация этих положений продолжает оставаться под вопросом. Государство, по всей видимости, не вполне сознает, что культура не может быть отдана на откуп бизнесу, ее поддержка, в том числе образования, науки, имеет огромное значение для поддержания нравственного, психического здоровья нации. Несмотря на все противоречивые характеристики отечественной культуры, общество не может допускать отрыва от своего культурного достояния. Распадающаяся культура мало приспособлена к преобразованиям.

По поводу путей развития культуры в современной России также высказываются разнообразные мнения. С одной стороны, возможно укрепление культурного и политического консерватизма, а также стабилизация ситуации на основе идей о самобытности России и ее особом пути в истории. Однако, это чревато возвратом к огосударствлению культуры. Если в этом случае будет осуществляться автоматическая поддержка культурного наследия, традиционных форм творчества, то, с другой стороны, неминуемо ограничится иностранное влияние на культуру, что резко затруднит любые эстетические новации.

С другой стороны в условиях интеграции России под воздействием извне в мировую систему хозяйства и культуры и превращение ее в «провинцию» по отношению к глобальным центрам может привести к доминированию чуждых тенденций в отечественной культуре, хотя культурная жизнь общества в этом случае также будет более стабильной за счет коммерческой саморегуляции культуры.

В любом случае ключевой проблемой остается сохранение самобытной национальной культуры, ее международного влияния и интеграция культурного наследия в жизнь общества; интеграция России в систему общечеловеческой культуры в качестве равноправного участника мировых художественных процессов. Здесь необходимо государственное вмешательство в культурную жизнь страны, поскольку только при наличии институциональной регуляции видится возможным в полной мере задействовать культурный потенциал, коренным образом переориентировать государственную культурную политику, обеспечить внутри страны ускоренное развитие отечественной культурной индустрии.

В современной отечественной культуре проявляются многочисленные и весьма противоречивые тенденции, частично обозначенные выше. В целом нынешний период развития отечественной культуры является еще переходным, хотя можно констатировать, что наметились и определенные пути выхода из культурного кризиса.


Заключение

российская национальная культура

Русская культура, безусловно, великая европейская культура. Она является самостоятельной и самобытной национальной культурой, хранительницей национальных традиций, ценностей, отражением особенностей национального характера. Русская культура в процессе своего становления и развития испытала на себе влияние многих культур, впитала в себя некоторые элементы этих культур, переработала и переосмыслила их, они вошли в состав нашей культуры как ее органическая составная часть.

Русская культура не является ни культурой Востока, ни культурой Запада. Можно сказать, что она представляет собой самостоятельный тип культуры. В результате разных причин русская культура не реализовала полностью своих возможностей, своего потенциала.

К сожалению, опыт различных преобразований в России осложнен тем, что любые изменение производились насильственным путем либо резким сломом, заменой, отрицанием, отторжением существующей культурной традиции. Культурная история страны неоднократно подтверждала на практике гибельность такого подхода, который вызывал не только уничтожение предшествующей культуры, но и приводил к конфликту поколений, конфликту сторонников новин и старины. Еще одна важнейшая задача - преодолеть комплекс неполноценности, который сформирован у части нашего общества по отношению к своей стране и культуре. Он также не способствует движению вперед. Ответной реакцией на него являются проявления национализма и резкого отрицания любых заимствований.

Русская культура свидетельствует: при всем разночтении русской души и русского характера трудно не согласиться со знаменитыми строчками Ф. Тютчева: «Умом Россию не понять, аршином общим не измерить: у ней особенная стать - в Россию можно только верить»

Русская культура накопила великие ценности. Задача нынешних поколений - сохранить и приумножить их.

Список использованной литературы


1.Литература Древней Руси. Хрестоматия. М., 2005.

2.Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры: В 3 т. М., 2003. Т. 1.

.Полищук В.И. Культурология: Учебное пособие. - М.: Гардарики, 2007. с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

История, культура и традиции неразрывно связаны между собой. Каждое из этих понятий вытекает из другого, они формируются, находясь под взаимным влиянием. Но, помимо истории, на то, как складываются культура и традиции народов, огромное влияние оказывает и географический фактор.

Невозможно даже представить ситуацию, при которой папуасы Новой Гвинеи или же жители Аравийской пустыни, к примеру, лепят снеговиков. Невероятна и обратная ситуация, при которой жители крайнего Севера, например, устраивают жилища на деревьях. Становление обычаев, формирование культуры народа, как и быта, определяется условиями, в которых проживают люди, тем, что они наблюдают вокруг себя.

Что значит слово «культура»?

Само слово «культура» имеет латинское происхождение. В латинском языке оно звучит так - cultura. Значений у этого термина достаточно много. Его применяют не только для характеристики определенных социумов, но и для обозначения разновидностей выращиваемых злаков или иных растений. Используется он и по отношению к иным понятиям, например «археологическая культура» - термин обозначает совокупность находок историков, относящихся к определенному периоду.

Существуют и своего рода подпонятия, то есть, например, «информационная культура». Этим словосочетанием обозначается взаимодействие между различными этническими или же национальными культурами, обмен информацией.

Что это такое?

Традиции и культура - две неразрывные характеристики людской жизнедеятельности. Под термином «культура» понимается вся совокупность накопленного людьми жизненного опыта, проявляющаяся:

  • в быту;
  • в кулинарии;
  • в одежде;
  • в религиозных верованиях;
  • в искусстве;
  • в ремеслах;
  • в философии, то есть самовыражении и познании себя;
  • в особенностях лингвистики.

Данный перечень можно продолжить, поскольку понятие «культура» включает в себя абсолютно все проявления деятельности человека как личности, а также объективные навыки и умения социума в целом.

Как развивается культура?

Традиции национальных культур - своего рода набор, перечень сложившихся с течением времени условностей людской жизнедеятельности, характерных для отдельно взятого социума. Развитие культурных навыков происходит эволюционно, как и человечества в целом.

То есть, культуру отдельного социума или же человечества в целом можно представить в качестве некоего абстрактного набора правил или кодов, которые изначально просты. По мере усложнения жизни, которое является неизбежным условием развития социума, каждое последующее поколение имеет больший объем накопленного опыта и знаний в сравнении с предыдущим, набор «культурных кодов» разрастается.

Традиции и культура каждого последующего поколения наряду с сохранением первичного, унаследованного от предков опыта обретают и собственные способы самовыражения. То есть, культурные пласты отличаются друг от друга в каждый временной срез. К примеру, культура жителей России в X столетии, в позднем Средневековье и сейчас имеет что-то общее, но и разительно отличается.

Что такое культурное наследие?

Наследуемая часть культурных навыков - это своего рода стержень, основа, направление развития социума, она величина неизменная. Остальные же составляющие культуру народа элементы могут изменяться, развиваться, отмирать, забываться. То есть, культура каждого социума характеризуется двумя величинами - неизменной, стержневой и подвижной, живой частями. Их совокупность и есть развитие культуры, источник ее постоянного самовоспроизведения с сопутствующим развитием, впитываемым новым опытом и навыками. При отсутствии какой-либо из характеризующих величин культура затухает, прекращает свое существование, а вместе с этим исчезает и социум, ее породивший. Примеров этому явлению в истории человечества масса: Древний Египет, Римская империя, Вавилон, викинги.

Что такое традиции?

Тема «народная культура и традиции» вечна - это понятия неразрывные. Само слово «традиция» тоже имеет латинское происхождение. По-римски понятие звучит так - traditio. От этого слова происходит и глагол tradere, в буквальном переводе означающий «передавать».

Под традициями понимается совокупность привычек, сложившихся с течением времени приемов, применяемых в общественной или иной форме жизни. По сути своей традиции являются регуляторами, ограничителями общественной деятельности и проявлений характера, поведения людей. Они диктуют принятые нормы в общественной жизнедеятельности и представление каждого конкретного человека о допустимом и неприемлемом в рамках отдельного социума.

Традиция - особенность культуры, которая относится к ее стержневым величинам, постоянным явлениям.

Что такое обычаи?

Обычаем называют стереотип поведения, характерный для какого-либо события. К примеру, подача каравая хлеба с солью при встрече важной персоны - обычай. Культура и традиции России, как и других стран, состоят из сочетания множества обычаев.

Обычаи пронзают все грани жизнедеятельности - от быта до торжеств, они же являются и основой так называемых примет. К примеру, существует примета, запрещающая мыть полы в том случае, если кто-то из домочадцев ненадолго уехал. Примета гласит, что таким образом человек «выметается» из дома. Привычка ей следовать - уже обычай. Это же относится и к переходу дороги черной кошкой и ко множеству иных условностей.

Обычаем является порядок произношения тостов на торжествах и перечень подаваемых блюд. Фейерверк в новогоднюю ночь - тоже обычай. Соответственно, под обычаями следует понимать совокупность привычных действий, совершаемых на протяжении долгого времени или же унаследованных от предков.

В чем разница между обычаями и традициями?

Традиции, обычаи, культура - понятия неразрывные, но это вовсе не означает, что они аналогичны.

Обычаи могут изменяться под влиянием каких-либо факторов, а традиции - величина постоянная. К примеру, в традиции аборигенов островов Полинезии и ряда других племен заложен каннибализм, а в России такой традиции нет. Это неизменное представление, что бы ни произошло, традиционным каннибализм для россиян не станет точно так же, как выпекание хлеба и занятие земледелием - для этнических групп, проживающих в экваториальных лесах или же в заболоченных джунглях.

Обычаи же могут меняться даже в течение жизни одного поколения. К примеру, обычай празднования годовщины революции перестал существовать вместе с Советским Союзом. Также обычаи могут перениматься у других этносов. Например, распространившийся в последние десятилетия в нашей стране обычай празднования Дня святого Валентина перенят из западной культуры.

Соответственно, традиции относятся к постоянным, незыблемым культурным составляющим, а обычаи - живые, изменяемые ее компоненты.

Как история влияет на культуру?

Исторические особенности развития этноса оказывают такое же определяющее влияние на культуру народа, как и географические условия. Например, русская культура и традиции во многом сложились под влиянием многочисленных оборонительных войн, пережитых нашей страной.

Опыт поколений накладывает отпечаток на приоритеты в общественной жизнедеятельности социума. В России всегда в приоритете распределения бюджета была армия и военные нужды. Так было при царском режиме, во времена социализма, это характерно и для сегодняшних дней. Какой бы ни была власть или государственное устройство в нашей стране, русская культура и традиции неизменно возведут в приоритет армейские нужды. Иначе и быть не может в стране, пережившей монголо-татарскую оккупацию, нашествие войск Наполеона, борьбу с фашизмом.

Соответственно, культура народа впитывает исторические события и реагирует на них возникновением определенных традиций и обычаев. Это относится ко всем областям людской жизнедеятельности, от общегосударственных до бытовых, повседневных. К примеру, после того как при правлении царевны Софьи в русских землях появилось достаточно много европейцев, особенно немцев, какая-то часть иностранных слов вошла в лингвистический набор славян. Язык, а именно разговорная речь, тоже являющаяся частью культуры, наиболее быстро реагирует на исторические особенности.

Достаточно яркий пример - слово «сарай». Это слово плотно используется всеми славянами от Крайнего Севера до Крыма, от Балтики и до Дальнего востока. А вошло в речь оно исключительно из-за войны с монголо-татарами и оккупации славянских земель. В языке оккупантов оно означало «город, дворец, резиденция».

История развития нации оказывает прямое воздействие на особенности культуры на всех уровнях. То есть, историческое влияние - это не только войны, но и абсолютно любые события, происходящие в жизни общества.

Какой может быть культура?

Культура, как и любое иное понятие, состоит из нескольких главных составляющих, то есть ее можно разделить на своеобразные категории или же направления. Это неудивительно, поскольку традиции и культура охватывают все области жизнедеятельности как отдельного человека, индивидуальности, так и общества в целом.

Культура, как и ее традиции, может быть:

  • материальной;
  • духовной.

Если подходить к пониманию этого деления упрощенно, то материальная составляющая включает в себя все, к чему можно прикоснуться, потрогать. Духовная же часть - это совокупность нематериальных ценностей и представлений, к примеру, знания, религиозные убеждения, способы празднований и скорби, представление о приемлемом или невозможном поведении, даже стиль и приемы речи и жестикуляции.

Что такое материальная культура?

Материальная составляющая любой культуры - это в первую очередь:

  • технологии;
  • производство и условия труда;
  • вещественные результаты человеческой деятельности;
  • бытовые привычки и многое другое.

Например, приготовление обеда - часть материальной культуры. Помимо этого, материальная часть культурных ценностей - это еще и все, что касается воспроизведения человеческого рода, воспитания потомков, взаимоотношений между мужчиной и женщиной. То есть, например, свадебные обычаи - это часть материальной культуры общества так же, как и способы празднования дня рождения, юбилеев или чего-то другого.

Что такое духовная культура?

Духовные традиции и культура - это совокупность проявлений жизнедеятельности как отдельных людей или их поколений, так и общества в целом. Они включают в себя накопление и передачу знаний, нравственных устоев, философию и религию, а также многое другое.

Особенность духовной культуры заключается в том, что она нуждается в посредничестве материальных составляющих, то есть книг, картин, фильмов, записанной в нотах музыки, свода законов и правовых актов, иных вариантах закрепления и передачи мысли.

Таким образом, духовная и материальная составляющие каждой культуры неразрывно связаны. Более того, они взаимно «подталкивают» одна другую, обеспечивая равномерное развитие, прогресс человеческого общества.

Как складывается история культуры?

История культуры аналогична любой другой, то есть каждая временная эпоха имеет собственные особенности, характерные черты и прочие признаки. Как и общая история, культурная складывается из последовательности человеческих действий.

Деятельность людей, которая, подобно постройке дома, является кирпичиками в культурной истории, может быть:

  • созидательной;
  • разрушительной;
  • практической;
  • нематериальной.

Каждый человек, что-либо создающий или, наоборот, разрушающий, вносит вклад в общую культуру. Именно из множества таких вкладов и вырастает культура общества в целом, а значит, и ее история. Человеческая деятельность же, влияющая на историю культуры, это совокупность социальных форм активности, последствием которых становится преобразование действительности или привнесение в нее чего-то нового.

От чего зависят культурные особенности?

Быт, культура, традиции народа и их отличительные черты, то есть особенности, зависят от многих факторов. Главные нюансы, влияющие на то, какой становится культура народа, это:

  • географические и климатические условия проживания;
  • изолированность или же близость с другими этносами;
  • размеры занимаемой территории.

То есть, чем больше места у определенного этноса, тем больше в его культуре будет присутствовать моментов, связанных с дорогами, преодолением расстояний. Это могут быть пословицы или поговорки, способ запряжения лошадей, форма карет, темы живописных полотен и прочее. К примеру, неотъемлемая часть русской культуры - катание на тройках. Это уникальная особенность русского этноса, данного элемента нет ни в одной культуре, кроме славянской. Обусловлено возникновение данной особенности большой территорией и необходимостью быстро преодолевать значительные расстояния, имея при этом возможность отбиться от хищников. Например, волки не атакуют тройки лошадей, а вот на повозки, в которые запряжена одна кобылка, нападают.

Удаленность от других этносов становится причиной особенного формирования языка, традиций и иных культурных нюансов. Народ, не подверженный тесному и постоянному контакту с другими этносами, имеет уникальные традиции, обычаи и менталитет. Самым ярким примером такой страны является Япония.

Климат и ландшафт также оказывают прямое действие на культурные особенности. Наиболее заметно это влияние в национальных костюмах и повседневной одежде, в традиционных занятиях, архитектуре и иных видимых проявлениях культуры народов.

Не зря национальная культура России всегда считалась душой народа. Основная ее особенность и привлекательность состоит в удивительном разнообразии, самобытности и неповторимости. Каждая нация, развивая собственную культуру и традиции, старается избегать подражания и униженного копирования. Именно поэтому создаются свои собственные формы организации культурной жизни. Во всех известных типологиях Россию принято рассматривать отдельно. Культура этой страны поистине уникальна, ее нельзя сравнить ни с западным, ни с восточным направлениями. Конечно же, все народы разные, но именно понимание важности внутреннего развития и объединяет людей на всей планете.

Важность культуры разных национальностей в мире

Каждая страна и каждый народ по-своему важны для современного мира. Особенно это касается истории и ее сохранения. Сегодня достаточно сложно говорить о том, насколько важна культура для современности, ведь шкала ценностей за последние годы существенно изменилась. Национальная культура все чаще стала восприниматься несколько двусмысленно. Это связано с развитием двух глобальных тенденций в культуре разных стран и народов, которые все чаще стали развивать на этом фоне конфликты.

Первая тенденция напрямую связана с некоторым заимствованием культурных ценностей. Все это происходит стихийно и практически бесконтрольно. Но несет за собой невероятные последствия. Например, потеря колоритности и неповторимости каждого отдельного государства, а значит, и его народа. С другой стороны, все чаще стали появляться страны, которые призывают своих граждан к возрождению собственной культуры и духовных ценностей. Но один из самых важных вопросов - русская национальная культура, которая в последние десятилетия стала стираться на фоне многонациональной страны.

Формирование русского национального характера

Пожалуй, многие слышали о широте русской души и о силе русского характера. Национальная культура России во многом зависит именно от этих двух факторов. В свое время В.О. Ключевский высказал теорию о том, что формирование российского характера во многом зависело именно от географического расположения страны.

Он утверждал, что пейзаж русской души соответствует пейзажу русской земли. Неудивительно и то, что для большинства граждан, живущих в современном государстве, понятие «Русь» несет глубокий смысл.

Хозяйственно-бытовая жизнь также отражает пережитки прошлого. Ведь если говорить о культуре, традициях и характере российского народа, то можно отметить, что он сформировался еще очень давно. Простота быта всегда была отличительной чертой русского человека. И связано это прежде всего с тем, что славяне перенесли множество пожаров, которые истребляли русские деревни и города. Результатом стала не только неукорененность российского человека, но и упрощенное отношение к быту. Хотя именно те испытания, которые выпали на долю славян, и позволили сформировать этой нации специфический национальный характер, который невозможно оценить однозначно.

Основные черты национального характера нации

Русская национальная культура (а именно ее формирование) в значительной мере всегда зависела от характера народа, который проживал на территории государства.

Одна из самых весомых черт - это доброта. Именно это качество проявлялось самыми разнообразными жестами, которые и сегодня можно смело наблюдать у большинства жителей России. Например, гостеприимство и радушие. Ведь ни один народ так не встречает гостей, как это делают в нашей стране. Да и такое сочетание качеств, как милосердие, сострадание, сопереживание, сердечность, великодушие, простота и терпимость, редко встречается у других национальностей.

Еще одна важная черта в характере россиян - это любовь к труду. И хотя многие историки и аналитики отмечают, что насколько русский человек был трудолюбив и способен, настолько же ленив и безынициативен, все же нельзя не отметить работоспособность и выносливость этой нации. В целом же характер русского человека многогранен и до конца еще не изучен. В чем, собственно, и заключается та самая изюминка.

Ценности русской культуры

Для того чтобы понять душу человека, необходимо узнать его историю. Национальная культура нашего народа формировалась в условиях крестьянской общины. Поэтому и неудивительно то, что в русской культуре интересы коллектива всегда были выше личностных интересов. Ведь значительную часть своей истории Россия прожила в условиях военных действий. Вот почему среди ценностей русской культуры всегда отмечают необыкновенную преданность и любовь к своей Родине.

Понятие справедливости во все века считалось на Руси первым делом. Это пришло еще с тех самых пор, как каждому крестьянину выделялся равный участок земли. И если у большинства наций такая ценность считалась инструментальной, то в России она приобрела целевой характер.

Много российских поговорок говорят о том, что отношение к работе у наших предков было очень упрощенное, например: «Работа не волк, в лес не убежит». Это совсем не говорит о том, что труд не ценился. Но понятие «богатство» и само желание разбогатеть никогда не присутствовали у русского человека в той мере, которую сегодня ему приписывают. И если говорить о ценностях русской культуры, то вся она отражалась в характере и душе русского человека прежде всего.

Язык и литература как ценности народа

Что ни говори, а самая большая ценность каждого народа - это его язык. Язык, на котором он говорит, пишет и думает, который позволяет выражать собственные мысли и мнение. Не зря среди россиян бытует поговорка: «Язык - народ».

Древнерусская литература возникла еще во времена принятия христианства. В тот момент было два направления литературного искусства - это мировая история и смысл человеческой жизни. Книги писались очень медленно, а основными читателями были представители высших классов. Но это не помешало со временем развиться российской литературе до мировых вершин.

А в свое время Россия была одной из самых читающих стран в мире! Язык и национальная культура очень тесно связаны. Ведь именно через писания в древности передавались опыт и накопленные знания. В историческом плане доминирует русская культура, но роль в ее развитии принимала и национальная культура народов, проживающих на просторах нашей страны. Именно поэтому большинство произведений тесно переплетаются с историческими событиями других стран.

Живопись как часть культуры России

Так же, как и литература, живопись занимает весьма значимое место в становлении культурной жизни России.

Первое, что развилось как искусство живописи на территориях Руси - это иконопись. Что в очередной раз доказывает высокий уровень духовности этого народа. А на рубеже XIV-XV веков иконопись достигает своего апогея.

Со временем желание рисовать возникает и у простого народа. Как уже говорилось ранее, большое влияние на становление культурных ценностей оказали те красоты, на территории которых проживали россияне. Возможно, именно поэтому огромное количество картин российских художников были посвящены просторам родного края. Через свои холсты мастера передавали не только красоту окружающего мира, но и личное состояние души, а иногда и состояние души целого народа. Зачастую в картины закладывался двойной тайный смысл, который открывался исключительно тем, для кого предназначалась работа. Художественная школа России признана всем миром и занимает почетное место на мировом пьедестале.

Религия многонационального народа России

Национальная культура во многом зависит от того, каким богам поклоняется нация. Как известно, Россия - многонациональная страна, в которой проживает около 130 наций и народностей, каждая из которых имеет свою религию, культуру, язык и быт. Именно поэтому религия в России не имеет единого названия.

На сегодняшний день на территории РФ существует 5 ведущих направлений: православное христианство, ислам, буддизм, а также католицизм и протестантизм. Каждой из этих религий есть место в огромной стране. Хотя, если говорить о становлении национальной культуры России, то еще издревле россияне относились исключительно к православной церкви.

В свое время великое русское княжество ради укрепления отношений с Византией решило принять на территории всей Руси православие. Церковные деятели в те времена в обязательном порядке входили в ближайшее окружение царя. Отсюда и понятие, что церковь всегда связана с государственной властью. В древние же времена, еще до крещения Руси, предки народа русского поклонялись ведическим богам. Религия древних славян являлась обожествлением сил природы. Конечно, там встречались не только добрые персонажи, но в основном боги древних представителей нации были загадочны, прекрасны и добры.

Кухня и традиции на Руси

Национальная культура и традиции - практически неразделимые понятия. Ведь все это - прежде всего память народа, то, что хранит человека от обезличивания.

Как уже говорилось ранее, россияне всегда славились своим гостеприимством. Именно поэтому российская кухня настолько разнообразна и вкусна. Хотя еще несколько столетий назад славяне питались достаточно простой и однообразной пищей. Кроме того, для населения этой страны было принято соблюдать пост. Поэтому стол в основном всегда делился на скромный и постный.

Чаще всего на столе можно было встретить мясные, молочные, мучные и растительные продукты. Хотя многие блюда в российской культуре имеют исключительно ритуальное значение. Традиции крепко переплелись с кухонным бытом в России. Некоторые блюда считаются ритуальными и готовятся только в определенные праздники. Например, к свадьбе всегда готовят курники, к Рождеству варят кутью, блины пекут к Масленице, а куличи и пасхи - к Пасхе. Конечно же, проживание других народов на территории России отразилось и на ее кухне. Поэтому во многих блюдах можно наблюдать необычные рецепты, а также наличие отнюдь не славянских продуктов. А вообще не зря говорят: «Мы есть то, что мы едим». Российская кухня очень простая и полезная!

Современность

Многие пытаются судить о том, насколько национальная культура нашего государства сохранилась сегодня.

Россия, действительно, уникальная страна. У нее богатая история и непростая судьба. Именно поэтому культура этой страны иногда нежная и трогательная, а иногда жесткая и воинственная. Если рассматривать еще древних славян, то именно здесь и зарождалась настоящая национальная культура. Сохранение ее, как никогда, важно сегодня! За последние несколько столетий Россия научилась не только жить с другими народами в мире и дружбе, но и принимать религию иных наций. До сегодня сохранилось большинство древних традиций, которые россияне с удовольствием чтят. Многие черты древних славян присутствуют сегодня у достойных потомков своего народа. Россия - великая страна, которая относится к своей культуре крайне бережливо!

Кирипова Алина студентка

БПОУ РК «Элистинский политехнический колледж»

Научный руководитель: Асархинова Е.Б.

ДОКЛАД «НАЦИОНАЛЬНЫЕ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ»

Российская культура является главным носителем традиций, нравственных и духовных ценностей, сформировавших российский народ как единую общность и составляющих основу российской государственности. Она занимает совершенно особое место в истории мировой культуры. Мы по праву гордимся этим, часто это повторяем, но редко задумываемся, в чем уникальность нашей культуры и ценность не только для нас, но и для всей мировой цивилизации.

Ключ к пониманию этого, по мнению видного исследователя в области культуры профессора В.А. Сапрыкина, лежит в уникальности тех исторических, природно-климатических, геополитических условий и факторов, под влиянием которых формировалась российская культура. Прежде всего, давайте вспомним, что народы, населяющие Россию, сумели создать неповторимое социально-экономическое пространство на поражающих воображение просторах Евразии. Его протяженность в широтном направлении - около 9 тысяч километров, в меридианом - от 2,5 до 4 тысяч километров. Причем была обустроена и сделана приемлемой для жизни самая неблагоприятная в природно-климатическом отношении часть Земли: свыше 70% ее приходится на Север и зону рискованного земледелия. В этих суровых условиях было создано многоотраслевое хозяйство мирового уровня, родилась такая специфическая социально-хозяйственная и духовно-культурная организация жизни человека, как община. Она просуществовала в России свыше тысячи лет и сыграла в нашей жизни и культуре огромную роль.

В результате длительного исторического взаимодействия русского и других народов Россия сформировалась как сложная полиэтническая система цивилизации с самобытной многонациональной культурой. По мнению академика Д.С. Лихачева: "Россия выполнила историческую культурную миссию, объединив в своем составе более двухсот народов, требовавших защиты". Особый отпечаток на российскую культуру наложила, конечно же, и многоконфессиональность русской цивилизации. В России столетиями успешно сосуществовали христианство, ислам, буддизм, иудаизм, лютеранство и целый "блок" протестантских течений.

Таким образом, изначально объединяясь на полиэтнической, многоконфессиональной основе, народы России сформировали уникальное социально-экономическое пространство, обеспечили жизнеспособность и необычайное разнообразие своей материальной и духовной культуры, создали яркое и самобытное искусство, ставшее их общим достоянием и национальной гордостью.

Культурная самобытность России особенно ярко проявляется в таком сложном и противоречивом феномене, как определенные несоответствия между её культурной зрелостью и ещё недостаточной цивилизованностью - экономической, политической, хозяйственно-производственной, да и просто бытовой. И, если в этом она еще отстает от развитых стран Запада, то в культурном отношении, во многом их превосходит. А это позволяет рассматривать нашу традиционную многонациональную российскую культуру, как важнейший и уникальный ресурс опережающего социально-экономического развития России.

Рассматривая культуру народов России, как синтез материальной и нематериальной культур, то есть сочетание знаний, верований, ценностей и норм поведения, обрядов и обычаев, различных форм народного творчества и ремесел, в который раз приходиться удивляться тому, какое богатство она в себе содержит. Для нашей многонациональной страны - это не только бесценное наследие, но и мощное объединяющее начало, способствующее сближению и взаимопониманию между народами и людьми, утверждению принципов согласия и толерантности.

Это также - поистине неиссякаемый родник современного народного творчества. Мы помним, какой популярностью пользовались выступления фольклорно-этнографических ансамблей, которые имелись практически во всех регионах. Среди них были и аутентичные, или собственно народные ансамбли, участниками которых являются носители фольклорной традиции, и, так называемые, стилизаторские ансамбли, исполняющие произведения фольклора в обработках профессиональных композиторов, и экспериментальные ансамбли, воспроизводящие репертуар и региональные стили народного искусства. Отрадно, что после смутного периода 90 г.г., на волне усиления государственно-патриотических акцентов в нашей внутренней и внешней политике, интерес к народной песне и танцу вновь возвращается.

Сохраняется и яркий, наиболее массовый вид художественного творчества народа - народный костюм. И хотя из повседневной жизни он практически ушел, тем не менее, костюм продолжает оставаться своеобразной визитной карточкой человека определенной национальности. А, вышитые рубахи, сарафаны, черкески и бешметы, головные уборы, поясные подвески хранятся во многих семьях и, конечно, в музеях страны как предметы народного искусства высокого художественного уровня.

Но, пожалуй, наиболее ярко талант народов России проявился в промыслах и ремеслах. Взять, к примеру, Центральный регион, сколько здесь уникальных народных промыслов. Это - федоскинская лаковая миниатюра, жостовская роспись, абрамцево-кудринская резьба по дереву и хотьковская резьба по кости, богородский игрушечный и павлово-посадский платочный промыслы, гжельский фарфор и майолика, загорская роспись по дереву. Столь же уникальные народные промыслы и ремесла существуют на бескрайних просторах Сибири и Дальнего Востока. Они продолжают древние традиции заготовки и обработки сырья, изготовления и украшения изделий из меха, шерсти, дерева, бересты, корня кедра и других материалов. Сохранилось оригинальное искусство обработки бересты у народов Приамурья - нанайцев, орочей, удэгейцев, нивхов; изготовление из нее различных вещей для своего хозяйства, в частности, посуды. Широко в мире известно искусство обработки металлов у народов Северного Кавказа. Можно назвать село Кубачи в Дагестане - один из крупных центров производства кованных и чеканных изделий из меди и латуни, который славится литыми бронзовыми котлами, латунными чеканными кувшинами, ритуальными сосудами, декоративными подносами, различными чашами, кубками.

Отрадно, что наряду с традиционными промыслами, творческая энергия нашего народа создает и новые художественные технологии, промыслы и ремесла. В качестве примера можно назвать принципиально новую, не имеющую аналогов мире, художественную технологию "Филигранная береста", которая создана уральской художницей Верой Леонтьевой. Эта технология позволяет создать из простой березовой коры художественные произведения, сопоставимые по впечатлению с ювелирными изделиями из драгоценных металлов и камня.

Для нашей многонациональной страны чрезвычайно важно, что все это богатство не замкнуто в пределах одного этноса, а становится доступным другим народам, что оно оплодотворяет и обогащает единую российскую общенациональную культуру. И наша задача всемерно поддерживать эти процессы.
Национальная культура народов России была и остается фундаментальной формой культуры, ибо связана с жизнью наиболее устойчивого в историческом плане объединения людей. Вместе с тем, национальные культуры не могут успешно развиваться в условиях изоляции от других культур. И своеобразие российской культуры, как раз и заключено в том, что генеральной исторической тенденцией ее формирования и развития всегда была тенденция преодоления этнической разобщенности. Именно изначальная много этничность России определила ее уникальную восприимчивость к другим культурам. Ф.М. Достоевский в своей знаменитой Пушкинской речи назвал ее "все человечностью". А это и позволило сформировать на основе национальных культур великую общенациональную российскую культуру.

В настоящее время в Российской Федерации проживают представители более 150-ти этносов. Чрезвычайно важно подчеркнуть то, что для коренных основ нашей культуры, для нашего самосознания, совершенно органично рассматривать все народы, населяющие Россию, как равноправные в создании и развитии российской государственности и культуры.
Помните у Пушкина:
Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,
И назовет меня всяк сущий в ней язык,
И гордый внук славян, и финн, и ныне дикий
Тунгус, и друг степей калмык...

То есть наш национальный гений утверждал, что он творил для всех народов России. Это сознание равноправия племен и народов России пронизывает нашу культуру от истоков и до наших дней. И это мы должны передать и будущим поколениям.

Громадное значение для сложной и многообразной полиэтнической системы культуры России на всех этапах ее развития имела и имеет в настоящее время проблема межэтнических контактов, прежде всего в сфере культуры. Именно они выступают мощнейшим фактором взаимодействия и сотрудничества различных народов страны, обеспечивая социально-экономическое и духовное единство российского супер этноса, межнациональный мир и согласие.

При этом мы не должны воспринимать национальные культуры в качестве фольклорного элемента общества. Нет, каждая национальная культура - это живая, современная система, способная развиваться в ответ на эволюцию общества и под влиянием других культур. Это, собственно, - главное условие и залог существования всех других форм культуры в нашей стране.
И мы обязаны сделать все от нас зависящее, чтобы национальные культуры народов России не теряли своей жизненной силы, успешно взаимодействовали и развивались, по образному выражению М.М. Бахтина, "на основе диалога культурных атомов". Только тогда Россия сохранит в общем потоке глобального цивилизационного процесса свою культурно-историческую уникальность, своеобразие и самобытность и сможет решать масштабные национальные задачи.

Национальные культуры народов России развивались и продолжают успешно развиваться, как синтез национально-особенного, инонационального и общечеловеческого культурного опыта. Сохраняя при этом, с одной стороны, свое разнообразие, самобытность и неповторимость, внося, с другой, свой важный вклад в развитие общероссийской и мировой культуры.

По мнению российских исследователей А.П. Маркова и Г.М. Бирженюка, имеют место позитивные перемены, связанные с раскрепощением сознания народа, существенной активизацией социально-культурного творчества различных категорий и групп населения, расширением количества видов и форм художественного творчества, обогащением спектра культурных инициатив за счет развития различного рода общественных объединений, движений, клубов, ассоциаций.

Наблюдается активизация национально-культурного самосознания различных этнических групп и социальных общностей, что способствует формированию исторической памяти, воспитанию чувства "малой родины", любви и привязанности человека к территории исконного проживания, возрождению культа предков и родственников, бытовых обрядов, традиционных форм хозяйствования, быта, верований. Восстанавливается в своих правах религиозная культура народов России.

В то же время нельзя не видеть наличие в обществе негативных тенденций и процессов. Прежде всего, выделим те из них, которые носят общероссийский характер.

Так в социальной сфере все более заметной становится тенденция довольно резкого социального расслоения по таким социокультурным основаниям как образ и стиль жизни, социальная идентичность, позиция, статус.

Особую тревогу вызывает молодое поколение, которое все больше удаляется от духовной культуры.

Социально-культурный кризис усугубляется продолжающимся этническим расслоением и ростом межэтнической напряженности, во многом обусловленными просчетами национальной политики, которая на протяжении ряда десятилетий ограничивала возможности сохранения и развития культурной самобытности народов, их языка, традиций, исторической памяти. Все более заметным становится агрессивность по отношению к другой точке зрения, другой системе ценностей, стремление обнаружить врага в лице представителей иной веры, национальности, усиливается экстремизм в политической и общественной жизни.
Словом, сложившееся положение свидетельствует о существенном ослаблении механизмов и острой недостаточности ресурсов, блокирующих негативные процессы в социокультурной сфере и обеспечивающих гарантии охраны и развития культурно-исторического наследия народов России.

Очевидно, что задача сохранения и развития национальных культур народов России является сегодня основополагающей не только для развития российской государственности, но и самого существования многонационального российского народа.

Необходимо выработать долговременную стратегию действий в этой сфере, основанную на концептуальных подходах к вопросам сохранения и развития национальных культур.

При этом особое внимание должно быть обращено на государственную поддержку развития языков и литератур народов России, всех жанров народного искусства, воспитание и сохранение уникальных творческих кадров, творческих коллективов, певцов, сказителей, танцоров, народных музыкантов, развитие музыкальной и хореографической культуры, сохранение и развитие традиционных и новых народных художественных промыслов и ремесел. Необходимо также предусмотреть меры по поддержке инфраструктуры национальных культур: учреждений культуры, в том числе клубного типа, фольклорно-этнографических и национальных культурных центров и т.п.

Литература

    Грушевицкая Т.Г. учебник для вузов «Основы межкультурной коммуникации». Москва: ЮНИТИ 2008 г.

    Садокин А.П. теория и практики межкультурной каммуникации. Учебное пособие для вузов. Москва: ЮНИТИ – ДАНА 2004 г.

    Садокин А.П. Межкультурная коммуникация теория и практика. Москва: ЮНИТИ 2009 г.

    Головлева Е.Л. Основы межкультурной коммуникации. Учебное пособие. Ростов – на – Дону: Феникс 2008 г.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...