Губительное равнодушие. Что такое безразличие? Определение

Однажды вечером

В редакцию позвонила взволнованная читательница Оля и вот что рассказала.

— Девять вечера. Улица Киевская. Темно. Кругом пустынно. Выхожу из маршрутки. Вернее, пытаюсь из нее выйти. Шагаю со ступеньки и резко падаю на асфальт. На глазах пассажиров. Их там много было. Плюс еще и кондуктор. Последняя хоть бы поинтересовалась самочувствием пассажирки! Нет. А у меня резкая невыносимая боль! Мгновенно начинается отек стопы. Хоть бы до лавочки довели. Но ни один человек не шевельнулся, чтобы помочь мне! Вопиющее равнодушие.

И вот дверь маршрутки, как ни в чем не бывало, захлопывается. И я остаюсь на темной остановке одна. Никому такого не пожелаешь.

Рассказала я о случившемся транспортникам. Они мне: а чего вы хотите? Я им в ответ: человеческого отношения. Спросили бы: может, вас довезти? У меня растяжение сухожилий. Хожу теперь с трудом. Очень медленно.

Такое равнодушие потрясло меня до глубины души. На него сейчас многие жалуются. А ведь сами же в его процветании и виноваты. Драку видишь — позвони в полицию, кому-то плохо — в «скорую». Видела однажды, как мужчину на улице ногами пинали. А народ стоял и делал вид, что ничего не замечает. Я полицию на ноги подняла, «скорую помощь» вызвала. Разве можно поступить по-другому?

Ведь рано или поздно каждый из нас может столкнуться с черствостью. При таком отношении к происходящему шансы на подобное увеличиваются.

Что-то с нашим обществом происходит. Понимаю, с работы народ едет уставшим. Хочет скорее домой попасть. Но ведь это не значит, что можно быть равнодушным! Нужно чаще поднимать эту тему. Хорошо, что ваша газета как раз и откликается на человеческие отношения. На мой взгляд, этим она и отличается от других. Меня поразила история, произошедшая с девушкой («Наедине со всеми», «СГ» от 28.06.14), за которой увязывается хулиган. Она укрывается от него в подъезде и начинает звонить во все двери, надеясь на помощь. Но никто не открывает. Хорошо, если боитесь, не открывайте. Но вызовите полицию. Неужели трудно?

И еще хочу сказать об одном. Меня возмущает, когда люди вместо помощи человеку начинают снимать его на видео. Хулиганы, например, избивают пожилого человека. А кто-то вместо отпора негодяям достает видеокамеру… Просто слов нет.

Синдром тети Нади

— Когда-то в нашем подъезде жила довольно надменная соседка тетя Надя. И школьникам от нее доставалось больше всех. Она смотрела на нас с нескрываемым презрением: очередная шпана подрастает, — вспоминает моя собеседница Марина. — Проходилась и по нашим родителям: от таких негодных «яблонь» — сплошные червивые «яблоки». Ее сыновья, Мишка и Виталька, разумеется, были не в счет. Пальцы обеих рук тети Нади унизаны кольцами. И всем своим видом она показывала, что ни один из соседей ей просто в подметки не годится.

Почему она себя считала лучше остальных, я долго не понимала. Но со временем ситуация стала проясняться. После того, как услышала разговор двух других соседок. Говорили они о тете Наде. О ее чудовищном поступке.

На лестничной площадке вместе с ней жила тихая и безответная учительница младших классов Любовь Николаевна. Тетя Надя с ней никогда не дружила, но когда та заболела и слегла, вдруг к ней зачастила. Поговаривали, что учительница неизлечимо больна.

Я думала, что в нашей суровой и непримиримой ко всем соседке пробудились человеческие чувства. Но, увы, причиной тому оказалось совсем другое. Тетя Надя забрала у больной все ковры и драгоценности, аргументируя это тем, что той все равно уже ничего не пригодится…

А когда соседки вопросительно останавливали взгляды на перстне, появившемся на ее руке, она небрежно бросала им:

— Уход дорогого стоит.

На пальце тети Нади сиял перстень учительницы. Моя мама, узнав об этом, расстроилась. Ей было известно, что для Любови Николаевны он был особо дорог. И она с ним не расставалась долгие годы.

Пользуясь беспомощностью соседки, тетя Надя поторопилась вынести из ее квартиры все самое ценное. Какие же безжалостность и равнодушие жили в этой женщине! Хорошо еще, что тетя Надя не успела оформить на себя чужую квартиру. Вовремя приехал племянник Любови Николаевны. Но скандала устраивать не стал. Ухаживала, так ухаживала. Несмотря на то, что «доброта» соседки обошлась неизмеримо дорого.

Тетя Надя всегда сидела на лавочке возле подъезда. И непонятно было, когда она только занималась всеми остальными делами. Соседки обходили ее стороной. Ребятня посматривала с опаской. Она никогда ни за кого не заступалась. Помню, как на Валерку с нашего этажа напал незнакомый мальчишка на целую голову выше него и стал дубасить. Тетя Надя, невозмутимо лузгая семечки, даже пальцем не пошевелила, чтобы остановить драчунов. Валерка, как и многие другие, был, по ее выражению, быдля-чьим отродьем. И у них, мол, просто такой образ жизни.

Но зато какой скандал она всем закатила, когда ее сыночек Мишка вернулся домой с подбитым глазом! Угрожала, что со всеми обязательно расправится. Поднимет все связи в милиции. И жалкие людишки волком завоют.

Но выть со временем пришлось самой тете Наде. Ее младший Виталик, после того как маманя стала отпускать его от себя на более длинное расстояние, связался с одной компанией. Парнишкой он был неплохим. Но слишком наивным и слабохарактерным. Дружить с мальчишками нашего двора мать ему не позволяла: не пара они тебе. А я точно знаю — нормальные. И за нас, девчонок, всегда заступались. И своих друзей в обиду не давали. А Виталик, вырвавшись на свободу, в такое вляпался. Просто в мгновение ока. Сначала познакомился с симпатичной девочкой, а потом с ее друзьями. Стали собираться в квартире парня, родители которого на все лето укатили на дачу. Дома он оставался один. Вот лилось там рекой пиво. Гремела музыка. А потом появилась наркота. Виталик поначалу от нее отказывался. Но после того как девочка назвала его слабаком, попробовал. Потом последовал второй, третий раз. По наклонной парень покатился быстро и без остановок.

К каким только наркологам не водила его тетя Надя, помочь сыну никто не сумел. Возила к знахарке в деревню — тоже без толку.

Задушевные беседы наших мам с парнем тоже ничего не дали. Ничего, кроме дозы, Виталика уже не интересовало. Вынес из дома все что мог. И тетя Надя уже перестала блистать своими перстнями.

А однажды в подъезде раздались страшные рыдания. Младшего сына у тети Нади больше не было. А старший давно жил на севере.

После смерти Виталика тетя Надя совсем сдала. До лавочки доходила с трудом, опираясь на палочку. И все пыталась остановить молодежь, пробегающую мимо: «Купите мне, пожалуйста, хлеба!» Она обращалась за помощью к тем, кого так презирала. Потом у прежде грозной соседки случился инсульт. Соседи, сказав, что бог ей судья, все-таки решили оставаться людьми. Стали за тетей Надей присматривать. А та плакала и просила у всех прощенья…

Равнодушие – это очень безнравственное явление, порождающее различные пороки. Часто оно приводит к трагедиям, когда ломаются человеческие жизни, рушатся мечты. М. Горький говорил, что безразличие опасно для души человека. Я согласен с ним, ведь оно лишает нас интереса к жизни и людям. Эта мысль подтверждается многими произведениями русской литературы.

У самого Горького в пьесе «На дне» показано маргинальное общество, в котором царит безучастность и безразличие к судьбе ближнего. Собравшиеся в ночлежке герои хоть и живут под одной крышей, остаются равнодушны к бедам друг друга. Эти люди жестоки, многие из них уже начали терять то человеческое, без чего нельзя жить. Они не умеют сострадать: умирающая Анна не вызывает их жалости, она лишь мешает им своим кашлем. Спивающийся Актер «нарывается» на осуждение Бубнова, потому что еще верит в свое излечение, в театральный талант, который, возможно, еще живет в нем, хоть в памяти и нет ни одной полноценной роли. Ночлежники также не по-доброму смеются и над романтичной Настей, которая мечтает о любви и сочиняет истории на основе прочитанных любовных романов. В целом герои Горького глухи к переживаниям остальных, и это равнодушие губит их как людей, превращая их в безучастных существ, которым суждено всю свою скудную жизнь провести в этом описанном автором, забытом Богом месте.

Пусть и не с такой силой, но все же показана губительная мощь равнодушия в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Игрушкой для главного героя Григория Печорина становится Бэла – украденная из родного дома девушка. Герой увлекается ею, держит ее у себя. Бэла от этого очень страдает, а Печорин, за исключением редких моментов, остается равнодушным к ее несчастью. Он показан эгоистом, который уверен в своей правоте и даже не задумывается о том, что его действия значат для других. Обстоятельства складываются так, что Бэла погибает в погоне от руки Казбича: в этом тоже косвенно виновен Печорин. Лишь после этого герой вроде раскаивается в том, что совершил, но это ничего уже не может изменить. «Любовь дикарки», по его мнению, ничем не отличается от любви светской барышни. Григорий рассуждает о женщинах, как о вещах, и такое безразличие губит его душу. В этом он признается в своих многочисленных монологах из «Дневника».

Равнодушие может сделать жизнь человека и его близких невыносимой, оно действительно губит души. Пожалуй, именно его нужно победить в первую очередь, и тогда человечество вновь вспомнит о подлинной нравственности, которой так не хватает в наши дни.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Все аргументы к итоговому сочинению по направлению "Равнодушие и отзывчивость".

Чем опасно равнодушие? Может ли внимательность к людям спасти жизнь?


Безразличие может причинить человеку душевную боль, безразличие может даже убить. Равнодушие людей стало причиной смерти маленькой девочки, героини святочного рассказа Х.К. Андерсена. Босая и голодная, она бродила по улицам в надежде продать спички и принести деньги домой, однако на дворе был канун Нового года, и людям было совершенно не до покупки спичек и уж тем более не до нищей девочки, слоняющейся вдоль домов. Никто не спросил ее, почему она одна бродит по холоду, никто не предложил ей еду, прохожий мальчишка даже украл ее туфлю, которая была не по размеру и упала с ее маленькой ноги. Девочка мечтала только о теплом месте, где нет страха и боли, о домашней еде, ароматы который доносились из каждого окна. Она боялась вернуться домой, да и вряд ли чердак можно было назвать домом. В отчаянии она начала жечь спички, которые должна была продать. Каждая сожжённая спичка дарила ей чудесные образы, она даже увидела свою умершую бабушку. Мираж был настолько ясным, что девочка в него поверила, она попросила бабушку взять ее с собой. Они вознеслись высоко в небеса с радостью на лицах. Утром люди нашли маленькую мертвую девочку с улыбкой на губах и почти пустым коробком спичек в руках. Ее убили ни холод и нищета, а человеческой безразличие к бедам окружающих людей.


Нужно ли учиться сочувствию?


Сочувствию можно и нужно учиться. Главный герой романа Дж. Бойна "Мальчик в полосатой пижаме" Бруно является ярким примером, подтверждающим мою позицию. Его папа немецкий военный офицер нанимает для детей репетитора, который должен научить их разбираться в современной истории, понимать, что правильно, а что нет. Но Бруно совершенно не интересно, что рассказывает учитель, он любит приключения и совершенно не понимает, чем одни люди отличаются от других. В поиске друзей мальчик отправляется «исследовать» территорию недалеко от дома и натыкается на концентрационный лагерь, где встречает своего ровесника, еврейского мальчика Шмуэля. Бруно знает, что не должен дружить с Шмуэлем, поэтому встречи тщательно скрывает. Он носит еду узнику, играет с ним и разговаривает через колючую проволоку. Ни пропаганда, ни отец не могут заставить его ненавидеть узников лагеря. В день своего отъезда Бруно вновь отправляется к новому другу, он решает помочь ему найти отца, надевает полосатую робу и пробирается в лагерь. Финал этой истории печален, детей отправляют в газовую камеру, и только по остаткам одежды родители Бруно понимают, что случилось. Эта история учит на тому, что сочувствие нужно в себе воспитывать. Возможно, нужно научиться смотреть на мир так, как это делает главный герой, тогда люди не будут повторять чудовищных ошибок.


Неравнодушное (равнодушное) отношение к природе

Один из главных героев романа Б.Л. Васильева "Не стреляйте в белых лебедей" Егор Полушкин – человек, который долго не задерживается на одной работе. Причина этому – неумение работать «без сердца». Он очень любит лес, ухаживает за ним. Потому его и назначают лесником, уволив при этом нечистого на руку Бурьянова. Именно тогда Егор проявляет себя как настоящий борец за охрану природы. Он смело вступает в борьбу с браконьерами, которые подожгли лес и убили лебедей. Этот человек служит примером того, как нужно относиться к природе. Благодаря таким людям, как Егор Полушкин, человечество еще не истребило все, что существует на этой земле. Против жестокости Бурьянова всегда должно выступать добро в лице неравнодушных «полушкиных».


"Человек, который сажал деревья" - это аллегорический рассказ. В центре повествования пастух Эльзеар Буффье, который в одиночку решил восстановить экосистему пустынной местности. На протяжении четырёх десятилетий Буффье высаживал деревья, что привело к невероятным результатам: долина стала похожей на райский сад. Власти восприняли это как природный феномен, и лес получил официальную защиту государства. Спустя некоторое время в эту местность переехало около 10000 человек. Все эти люди обязаны своим своим счастьем Буффье. Эльзеар Буффье – это пример того, как человек должен относиться к природе. Это произведение пробуждает в читателях любовь к окружающему миру. Человек может не только разрушать, он способен еще и созидать. Ресурсы человека неисчерпаемы, целеустремленность способна создать жизнь там, где ее нет. Этот рассказал был переведен на 13 языков, он так сильно повлиял на общество и власти, что после прочтения были восстановлены сотни тысяч гектаров леса.

Неравнодушное отношение к природе.


В рассказе « » затрагивается проблема отношения к природе. Положительным примером является поведение детей. Так, девочка Даша обнаруживает цветок, который растет в ужасных условиях и нуждается в помощи. На следующий день она приводит целый отряд пионеров, они все вместе удобряют землю вокруг цветка. Через год мы видим последствия такого неравнодушия. Пустырь невозможно узнать: он «зарос травами и цветами», и над ним «летали птицы и бабочки». Забота о природе не всегда требует от человека титанических усилий, но всегда приносит такие важные результаты. Потратив час своего времени, каждый человек может сохранить или «дать жизнь» новому цветку. А каждый цветок в этом мире на счету.

Равнодушие к искусству.


Главный герой романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» Евгений Базаров совершенно лишен интереса к искусству. Он его отрицает, признавая только «искусство наживать деньги». Порядочного химика считает важнее любого поэта, стихи называет «ерундой». Живописец Рафаэль, по его мнению, «не стоит и медного гроша». Даже музыку для – «несерьезное» занятие. Евгений гордится «отсутствием художественного смысла» в его натуре, хотя сам неплохо знаком с произведениями искусства. Отрицание общепринятых ценностей для него важнее всего. Для идея «нужности» должна превалировать во всем: если он не видит практической выгоды в чем-то, значит, это не очень важно. Следует принять во внимание его профессию. Он врач, и потому рьяный материалист. Все, что подвластно разуму, для представляет интерес, но то, что находится в сфере чувств и не имеет рационального обоснования, для него равносильно опасности. То, чего он не может понять, пугает его больше всего. А как мы знаем, искусство - это то, что нельзя объяснить терминами, это можно только почувствовать сердцем. Потому Базаров и проявляет нарочитое равнодушие к искусству, он просто не понимает его. Потому что если поймет, то придется отказаться от всего, во что он верит. Это значит признать свою неправоту, «изменить принципам», предстать перед всеми последователями человеком, который говорит одно, а делает другое. Да и как он мог отказаться от своих идей после того, как он отстаивал их, доведя градус кипения в споре до максимума.
Его профессия тоже сыграла немаловажную роль. Человеку, который хорошо знает анатомическое строение тело, сложно поверить в существование души. Врачу, который видит смерть, отрицает чудо и верит в силу медицины, сложно представить, что душе тоже необходимо лекарство – и это искусство.


Другим примером, иллюстрирующим равнодушие к искусству, может служить доктор Дымов из рассказа « » А.П. Чехова. Его жена Ольга Ивановна вменяет ему один недостаток, а именно отсутствие интереса к искусству. На что Дымов отвечает, что он не отрицает искусства, а просто его не понимает, он всю свою жизнь учился медицине, и ему было некогда. Осип утверждает, что если одни умные люди посвящают искусству всю свою жизнь, а другие умные люди платят за произведения громадные деньги, то, значит, они нужны. Отчасти равнодушие к искусству связано с его деятельностью, отчасти с тем, что ему приходилось работать на нескольких работах, чтобы Ольга Ивановна могла себе позволить «жить в мире искусства» и вращаться в обществе «возвышенных» людей. Возможно, Дымов не понимал именно фальшивого искусства, любовь к которому так усердно пыталась привить ему Ольга. Наигранность, лесть, снобизм были спутниками людей искусства, которые посещали приемы Ольги Ивановны. Можно сказать, что Дымов был равнодушен не к подлинному искусству, а к лживому, ведь грустные мотивы, которые играл его друг на пианино, трогали его сердце.

К чему приводит равнодушие? Чем опасно равнодушие?

Для Онегина равнодушие оказалось ядом, который разрушал его на протяжении многих лет. Его неспособность к сильным чувствам сыграла с ним злую шутку. Когда Татьяна призналась Евгению в любви, он оказался глух к ее порывам. На том этапе своей жизни он просто не мог поступить иначе. Чтобы развить в себе способность чувствовать, ему понадобились годы. К сожалению, судьба не предоставила ему второго шанса. Однако признание Татьяне можно считать важной победой, пробуждением Евгения.
Отношение человека к родителям, равнодушие по отношению к близким. К чему приводит равнодушие к близким? Согласны ли вы с утверждением Шоу: «Худший грех по отношению к ближнему не ненависть, а равнодушие, вот истинно вершина бесчеловечности» Согласны ли вы с утверждением: Неблагодарный сын хуже чужого: это преступник, так как сын не имеет права быть равнодушным к матери»


Равнодушное отношение к близким.


Очень часто дети забывают о своих родителя, погружаясь в свои заботы и дела. Так, например, в рассказе К.Г. Паустовского « » показано отношение дочери к своей постаревшей матери. Катерина Петровна жила одна в деревне, в то время как дочь была занята своей карьерой в Ленинграде. Последний раз Настя видела свою мать 3 года назад, письма писала крайне редко, раз в два-три месяца присылала ей 200 рублей. Эти деньги мало волновали Катерину Петровну, она перечитала несколько строк, которые дочь писала вместе с переводом (о том, что нет времени не только на чтобы приехать, но и на то, чтобы написать нормальное письмо). Катерина Петровна очень тосковала по дочери, прислушивалась к каждому шороху. Когда ей стало совсем плохо, она попросила дочь приехать, чтобы повидаться перед смертью, но Настя не успела. Было много дел, она не восприняла слова матери всерьез. За этим письмом последовала телеграмма о том, что ее мать умирает. Только тогда Настя осознала, что «никто ее так не любил, как эта дряхлая, брошенная всеми старушка». Она поняла слишком поздно то, что никого роднее, чем мама в ее жизни никогда не было и уже не будет. Настя отправилась в деревню, чтобы увидеть свою маму последний раз в жизни, чтобы попросить прощения и сказать самые важные слова, но не успела. Катерина Петровна умерла. Настя даже не успела попрощаться с ней и уехала с осознанием «непоправимой вины и невыносимой тяжести».

Чем опасно равнодушие? Как связаны понятия равнодушие и эгоизм? Какого человека можно назвать равнодушным? Как вы понимаете слова Суворова: «Как тягостно равнодушие к самому себе?»


Равнодушие – это чувство, которое может проявляться не только по отношению к другим людям, но и к жизни в целом. , центральный персонаж «Героя нашего времени», показан М.Ю. Лермонтовым как человек, который не видит радостей жизни. Ему все время скучно, он быстро теряет интерес к людям и местам, поэтому главная цель его жизни – поиск «приключений». Его жизнь – это бесконечные попытки почувствовать хоть что-нибудь. По словам известного литературного критика Белинского, Печорин «бешено гоняется за жизнью, ища ее повсюду». Его равнодушие доходит до абсурда, превращаясь в равнодушие к самому себе. По признанию самого Печорина, жизнь его «становится пустее день ото дня». Он жертвует своей жизнью напрасно, пускается в авантюры, которые не приносят никому пользы. На примере этого героя можно увидеть, что равнодушие распространяется в душе человека, как опасная болезнь. Оно приводит к печальным последствиям и поломанным судьбам как окружающих, так и самого равнодушного человека. Равнодушный человек не может быть счастливым, потому что его сердце не способно на любовь к людям.

ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ АНАЛИЗ
Неравнодушное отношение к профессии.


Роль учителя в жизни человека сложно переоценить. Учитель – это тот, кто способен открыть удивительный мир, раскрыть потенциал человека, помочь определиться с выбором жизненного пути. Учитель - это не только тот, кто передает знания, это, прежде всего, нравственный ориентир. Так, главный герой рассказа М. Гелприна « » Андрей Петрович является учителем с большой буквы. Это человек, который остался верным своей профессии даже в самые тяжелые времена. В мире, где духовность отошла на второй план, Андрей Петрович продолжил отстаивать вечные ценности. Он не согласился предать свои идеалы несмотря на плохое материальное положение. Причина такого поведения кроется в том, что для него смысл жизни - передавать знания и делиться ими. Андрей Петрович готов был учить любого, кто постучится в его дверь. Неравнодушное отношение к профессии – залог счастья. Только такие люди могут сделать мир лучше.


Какого человека можно назвать равнодушным? Чем опасно равнодушие? К чему приводит равнодушие? Может ли равнодушие ранить? Как связаны понятия равнодушие и эгоизм? Можно ли равнодушного человека назвать эгоистичным?


К чему может привести равнодушие?


В художественной литературе тема равнодушия тоже находит свое отражение. Так, Е. Замятин в романе «Мы» показывает нам определенную модель жизни, а также последствия молчаливого согласия как отдельных индивидуумов, так и всего общества в целом. Перед глазами читателя возникает ужасающая картина: тоталитарное государство, в котором люди лишены не только индивидуальности, своего собственного мнения, но и морали. Но если попытаться понять причины происходящего, то приходишь к выводу: каждое общество получает такого лидера, которого оно заслуживает, и жители Единого Государства сами позволяют кровожадному диктатору управлять собой. Они сами вступают в «стройные ряды» роботоподобных, на своих ногах отправляются на операцию по «удалению фантазии», чем лишают себя возможности полноценно жить.
Однако нашлись единицы, способные сказать этому строю «нет». Например, главная героиня романа I-33, понимающая абсурдность этого мира. Она создала коалицию сопротивления, потому что твердо знала, что никто не вправе лишать человека свободы. Она могла бы жить, погружённая в комфортное лицемерие, но выбрала протест. На ее плечи легла большая ответственность не только за себя, но и за многих людей, которые не понимали ужаса, происходящего в государстве.
Точно так же поступил и Д-503. Этот герой был обласкан властью, занимал высокий пост, жил в спокойном равнодушно-механическом состоянии. Но встреча с I изменила его жизнь. Он понял, что запрет на чувства аморален по своей природе. Никто не смеет отнимать у человека то, что ему даровано жизнью. После того как он испытал любовь, он больше не смог остаться равнодушным. Его борьба не принесла результата, поскольку государство лишило его души, уничтожив способность чувствовать, но его "пробуждение" нельзя назвать напрасным. Потому что мир способен меняться к лучшему только благодаря смелым и неравнодушным.


В чем опасность равнодушия? Согласны ли вы с утверждением: «Бойся равнодушных - они не убивают и не предают, но именно с их молчаливого согласия существует на земле предательство и убийство»?


В романе «Облачный атлас» Дэвида Митчелла мы встречаем примеры равнодушного отношения к людям. Действие романа происходит в антиутопическом государстве Ни-Со-Копрос, которое развилось на территории современной Кореи. В этом государстве общество делится на две группы: чистокровных (людей, рождённых естественным путём) и фабрикантов (людей-клонов, выращенных искусственно в качестве рабов). Рабов не считают людьми, их уничтожают, как сломанную технику. В центре внимания автора находится героиня Сонми-451, которая волей случая оказывается вовлечённой в борьбу с государством. Когда она узнает страшную правду о том, как по-настоящему устроен мир, Сонми не может больше молчать и начинает сражаться за справедливость. Это становится возможным только благодаря неравнодушным «чистокровным», понимающим несправедливость такого разделения. В ожесточённой схватке убивают ее товарищей и любимого человека, а Сонми приговаривают к смертной казни, но перед смертью она успевает рассказать свою историю «архивисту». Это единственный человек, который услышал ее исповедь, но именно он потом изменил мир. Мораль этой части романа заключается в том, что, пока существует хотя бы один неравнодушный человек, надежда на справедливый мир не угаснет.


Какого человека можно назвать отзывчивым? Существуют ли люди, недостойные сочувствия?


Отзывчивым человеком можно назвать того, что думает о других больше, чем о себе, всегда готов прийти на помощь нуждающимся, а также принимает близко к сердцу переживания других людей. По-настоящему отзывчивым можно назвать героя романа Ф.М. Достоевского "Идиот" князя Льва Николаевича Мышкина. Князь Мышкин – представитель знатного рода, рано осиротевший, пробывший 4 года за границей по причине нервной болезни. Окружающим он кажется странным, но интересным человеком. Он поражает людей глубиной своих мыслей, но в то же время шокирует своей прямолинейностью. Однако все отмечают в нем открытость и доброту.
Ее отзывчивость начинает проявляться вскоре после знакомства с основными действующими лицами. Он оказывается в эпицентре семейного скандала: сестра Гани Иволгина в знак протеста против его женитьбы плюет ему в лицо. Князь Мышкин заступается за нее, за что и получает пощечину от Гани. Только вместо того, чтобы разозлиться, он жалеет Иволгина. Мышкин понимает, что Гане будет очень стыдно за свое поведение.
Еще Лев Николаевич верит в лучшее в людях, потому обращается к Настасье Филипповне, утверждая, что она лучше, чем пытается казаться. Способность к состраданию, словно магнит, притягивает к Мышкину окружающих людей. В него влюбляется Настасья Филипповна и,позднее, Аглая..
Отличительная черта Мышкина – это жалость к людям Он не одобряет их плохих поступков, но всегда сопереживает, понимает их боль. Влюбившись в Аглаю, он не может на ней жениться, потому что жалеет Настасью Флипповну и не может ее бросить.
Ему жаль даже разбойника Рогожкина, который впоследствии убивает Настасью.
Сострадание Льва Мышкина не разделяет людей на хороших и плохих, достойных и недостойных. Оно направлено на все человечество, оно безусловно.


Как вы понимаете слова Суворова: «Как тягостно равнодушие к самому себе»?


Равнодушие к себе - это тяжелая ноша, которая тянет человека на самое дно жизни. Примером, подтверждающим вышесказанное, может служить герой одноименного романа И.А. Гончарова Илья . Вся его жизнь – это геометрическая прогрессия безразличия к себе. Она начинается с малого: с его внешнего вида, которому Илья Ильич не придает никакого значения. Он носит старый заношенный халат, тапки. В этих вещах отсутствует индивидуальность и красота. В его комнате все сломано, пыльно. В его финансовых делах – крах. Но больше всего проявление равнодушия в себе можно считать отказ Обломова от идеи счастья с Ольгой. Он настолько безразличен к себе, что лишает себя возможности полноценно жить. Это приводит его к тому, что он сходится с женщиной, которую не любит, только по причине того, что это удобно.

Равнодушный человек или «пофигист» - персонаж, отлично дополняющий картину сегодняшнего мира и даже претендующий на статус «положительный». Задавшись какой-нибудь целью, он способен сконцентрироваться на ней до такой степени, что остальные сферы его жизни (включая заботу о благе близких) отойдут на второй план.

Эта способность в современном социуме называется целеустремлённостью (некоторые психологи называют её относительным пофигизмом) и считается положительным качеством. Абсолютный «пофигист» от относительного отличается тем, что безразличен не только к потребностям других людей, но также и к своим собственным.

Идеальной формой равнодушия считается разумный «пофигизм». Привлекательность этой формы безучастия в том, что, независимо от того, какое впечатление о себе оставит, равнодушным он останется в любой ситуации, «не замечая» негативных событий. Но если он всё-таки заметит нечто негативное, то не придаст этому значения.

Социологи называют равнодушием сознательный отказ человека от участия в переменах, касающихся не только его собственной жизни, но и жизни общества. Равнодушный не переживает о других, склонен к бездействию и постоянно находится в состоянии апатии.

Равнодушие свойственно многим людям и не возникает без причин. Один равнодушный человек с детства получал всё, о чём пожелает, вырос эгоистом, привык думать только о себе и ему наплевать на остальных. Другой, воспитанный в атмосфере взаимоуважения, но оказавшийся в ситуации, когда на сделанное им добро ответили злом, потерял веру в справедливость и умышленно закрывает глаза на чью-то жестокость.

Люди, относящиеся ко второму типу, не желая, чтобы неприятная ситуация повторилась снова, отстраняются от происходящего и часто проходят мимо жестокости. Но есть ещё и третий тип людей. «Каждый получает то, что заслужил. Вмешиваясь, я мешаю им исправить то, что натворили их предки или они сами, в своих прошлых жизнях», - таков ход их мыслей.

О причинах равнодушия

Одной из причин равнодушия может быть психическое расстройство - состояние, находясь в котором, человек не умеет проявлять эмоции. Сострадание - чувство, недоступное для его понимания. Таких людей часто называют прагматами, флегматиками, сухарями, но обидными словами невозможно изменить ситуацию, особенно если причина расстройства психики - серьёзная физическая травма.

Не менее опасны подростковые психологические и телесные травмы, полученные из-за любовных переживаний. Юный, но равнодушный человек, даже единожды испытавший сильную душевную (или телесную) боль, может навсегда разувериться в людях.

Дефицит ласки и тепла, испытанный в детские годы, - тоже неплохой «строительный материал». По статистике, большинство безучастных людей были «недолюблены» в детстве.

«Люди, оставайтесь равнодушными!» (девиз психопата)

Специалисты из области психиатрии слово «равнодушие» часто заменяют медицинскими терминами «апатия» и «отрешенность». Стоическое спокойствие, свойственное равнодушному человеку, официальная медицина считает серьёзным психическим отклонением.

Апатия - это психологическое расстройство, подстерегающее абсолютно всех, - и счастливчиков, и неудачников. Она может возникнуть у любого человека, независимо от его психологической и материальной состоятельности. Основной причиной апатии, а, следовательно, равнодушия, некоторые медики называют скуку. Именно от скуки, считает группа специалистов, не застрахованы даже самые счастливые семьи, имеющие работу своей мечты и воспитывающие талантливых и послушных детей.

Также причиной недуга может стать усталость - как эмоциональная, так и физическая. Равнодушный человек часто страдает от приступов он депрессивен, не заводит знакомств и не строит планы. Собственная жизнь кажется ему унылой и бесполезной.

Весёлого и общительного человека в равнодушного и апатичного может превратить ситуация:

  • когда он долгое время находится в напряжении;
  • не имеет возможности отдохнуть;
  • пережил смерть близких людей или увольнение с работы;
  • когда равнодушный человек, хуже других адаптируясь в социуме, стыдится своих естественных потребностей;
  • страдает от непонимания со стороны окружающих;
  • находится под давлением человека, от которого зависит;
  • когда он принимает гормональные препараты.

Психологи советуют искать причины равнодушия во внутреннем мире больного - там, где «обитают» все его обиды и желания. Специалисты из области психологии рассматривают безразличие как способ защититься от стресса и негатива.

Многие люди, страдающие психологическими расстройствами, умышленно надевают «маску» безучастности в надежде закрыться от враждебного мира, который так долго отвергал их.

Равнодушие глазами философа

Философы рассматривают равнодушие как моральную проблему, в основании которой - утраченное осознание значимости каждого человека как уникального индивида. Постепенно превращаясь в орудие для достижения собственных целей, рассматривая друг друга как товар, люди сами становятся вещами.

Равнодушие - страшное явление. Оно губит не только тех, к кому равнодушны, но и тех, кто равнодушен, ведь наши чувства оказывают огромное влияние на нас и наши судьбы. Мне кажется, каждый сам выбирает, быть ему холодным человеком, или с трепетной душой: даже полно испытав на себе несправедливость жизни, можно остаться милосердным, способным к состраданию и благим делам человеком. К сожалению, число таких людей все уменьшается, отчего и ожесточается мир. Это очень опасно для человечества, ведь если исчезнут такие люди, исчезнут и добро, искренность, великодушие. Проблема равнодушия – животрепещущая проблема, и она отражена и на страницах литературы.
Вся литература посвящена человеческим чувствам, один из великих мыслителей даже прозвал ее «человековедением» , и чувство равнодушия с его последствиями не прошло мимо. Произведения Константина Георгиевича Паустовского «Телеграмма» - яркий тому пример. Этот рассказ отчетливо показывает, к чему в итоге приводит равнодушие к близким людям. В данном случае это равнодушие Насти к своей матери, Катерине Петровне, которая очень остро нуждается в ней, ее любви, поддержке, заботе. Но Настя только присылает раз в два–три месяца деньги, не подозревая, что не деньги смогут удовлетворить ее самую главную нужду. Не проявляет настоящую заботу Настя и в письмах, она лишь оповещает ее о своей глубокой занятности, которая, в свою очередь, и не была-то занятостью. О псевдо - занятости говорит то, что Першин восторгается заботой и ответственностью Анастасии Семеновны: можно было не браться за молодого Тимофеева, а поспособствовать «благоустройству» Катерины Петровны, нежели художника. Когда курьер передает Насте письмо с вещанием о скорой смерти матери, она плачет не по этому поводу, а от смущения, вызванного аплодисментами. Чувство вины усиливается под насмешливым взором Горького и, не выдержав, она все-таки покидает выставку, но поздно. Поздно, потому что она всегда думает о «переполненных поездах, пересадке на узкоколейку, тряской телеге, засохшем саде, неизбежных материнских слезах, о тягучей, ничем не скрашенной скуке сельских дней», и ей все лень поехать к на родину, она эгоистична, не понимает, как тяжело матери одной в Заборье, в то время как чужие люди, Манюшка и Тихон, жалеют и помогают старушке. На похороны Настя не успевает, она оплакивает Катерину Петровну всю ночь в пустой, темной комнате, которую покинула жизнь. Это ее приговор, приговор за невнимательность и равнодушие по отношению к самому важному человеку на свете.
Таким образом, равнодушие убивает человека, убивает его душу, веру, способность чувствовать. Читая такие рассказы как «Телеграмма» Константина Георгиевича Паустовского еще раз понимаю, что нужно беречь и любить своих родных, в повседневной суете не забывать о них, звонить, писать, приезжать к ним и, конечно же, помогать им в старости.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...