Мероприятия дням славянской письменности школе. Как провести школьное мероприятие ко Дню славянской письменности? Новостепновская сельская библиоетка

24 мая мы отмечаем День славянской письменности и культуры. В библиотеках Сысертского городского округа традиционно к этому дню оформляются книжные выставки, разрабатываются буклеты, проводятся познавательные часы, беседы, викторины, флешмобы, показывают тематические презентации и видео.

День славянской письменности и культуры – это праздник просвещения, культуры, родного слова. В этот день вспоминают создателей славянского алфавита – Кирилла и Мефодия. Именно они стали основоположниками славянской письменности. Каждый человек, который говорит на русском языке, должен гордиться и дорожить своей культурой и историей, должен знать и хранить в своей памяти имена первых славянских просветителей. Об этом и многом другом можно узнать из книг, представленных на выставке в Сысертской районной библиотеке «Живое слово мудрости», которая предлагает читателям окунуться в мир наших предков. Вы познакомитесь с историей письма и русской книжности, а также развитием библиотек от Древней Руси до современности. Ведь именно библиотеки являются кладезем мудрости, сохраняя бесценные сокровища литературы.

В Никольской сельской библиотеке прошёл флешмоб «Мы любим библиотеку» с учащимися младших классов, приуроченный ко Дню славянской письменности и Юбилею библиотеки, которой в этом году исполняется 70 лет. Ребята дружно отвечали на вопросы книжной викторины, ответили, как звали библиотекаря патриаршей библиотеки в Константинополе, который вместе с братом Мефодием придумал славянскую азбуку и что российские комиксы в старину назывались «лубок». Узнали и много интересного, что в библиотеках древности стояли вёдра для свитков, монахами были первые создатели рукописных книг на Руси. Затем участники взяли плакаты и воздушные шары, и вышли на улицу. Каждый сказал мудрые мысли о книге и чтении: Любите книгу – источник знаний М. Горький, Испокон века книга растит человека, Книги не говорят, а правду сказывают, Книги читать – скуки не знать, а главными были слова Сергея Михалкова «Я к вам обращаюсь, товарищи дети. Полезнее книги нет вещи на свете! Пусть книги друзьями заходят в дома, читайте всю жизнь, набирайтесь ума!».

Также в Никольской библиотеке представлена книжная выставка «Живой язык, родное слово». «Аз, буки, веди…» на протяжении многих веков с этих букв начиналось первое знакомство русского человека с книгой. И тысячу лет тому назад эта азбука, названная в честь своего создателя кириллицей, стала основой русского алфавита. Тысячелетиями накапливались и вечно живут в слове несметные богатства человеческой мысли и опыта. Книги, представленные вниманию читателей, позволяют познакомиться с мудрыми пословицами и хитрыми загадками, торжественными былинами, говорившими о славных подвигах богатырей, героическими волшебными и бытовыми сказками, русской народной мифологической прозой, бытом русского народа. Адресована широкому кругу читателей.

24 мая в читальном зале Кашинской сельской библиотеки для учащихся младших классов прошёл час интересной информации «Аз и Буки – основа науки». Цель мероприятия – развитие интереса к истории русского языка, привитие любви к земле, своим предкам. Кем бы мы были без письменности? Неучами, невеждами, да и просто людьми без памяти. Славянская азбука удивительна и до сих пор считается одной из самых удобных систем письма. А имена Кирилла и Мефодия, «первоучителей словенских», стали символом духовного подвига. Ребята узнали о празднике, его истории и значении для культуры России. С интересом слушали рассказ о жизни святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, о памятниках древнерусской письменности, о зарождении славянской письменности. В конце мероприятия была проведена викторина, и самые активные ребята.

Верхнебоевская сельская библиотека совместно с Домом культуры провели творческую игру для детей «Алфавит в загадках». Участников игры ознакомили с историей праздника День славянской письменности и культуры в РФ. Затем провели ряд игр, загадывали загадки. Библиотекарь Мишарина Н.И. провела викторину «Сказочный алфавит». В заключении, все получили небольшие призы, а победители – подарки. Извините, что не могла выслать отчёт вчера, не было электричества.

В Большеседельниковской сельской библиотеке прошел исторический час «Путешествие азбуки». Дети погрузились во времена святых равноапостольных Кирилла и Мефодия, «посетили» г. Фессалоники, в котором родились знаменитые Кирилл и Мефодий и узнали об их жизни, учились говорить по-славянски, читать по-гречески. Затем отправились в г. Константинополь, Херсонес, куда отправились братья составлять славянскую азбуку и стали первыми славянскими учителями. В ходе чего, дети познакомились с тайной глаголицы и кириллицы, узнали о Крещении Руси, как появились христианские имена на Руси. Дети разгадывали загадки, учились писать пером и тушью, составляли пословицы.

В Бородулинской сельской библиотеке для детей проведен обзор книжно-иллюстративной выставки «Бесценное наследие славянских народов». Шел разговор о становлении славянской письменности, наследницей которой является наше современное письмо. Познакомились с литературой выставки, с биографией и творчеством Кирилла и Мефодия, с церковно-славянскими буквами. Читали стихи: В. Сидорова “Кириллица”, И. Бунина “Слово”, С. Крыжановского “Старославянский язык”. Провели викторину на основе полученных знаний. В конце зачитали слова гимна “Кирилл и Мефодий” С. Михайловского.

Двуреченские сельские библиотеки провели акцию для учащихся школы искусств «Читай, Двуреченск. Для ребят провели экскурсию по библиотеке, была показана презентация об истории праздника, показан видеоролик «Книги – юбиляры 2018».

В Асбестовской сельской библиотеке прошел познавательный час для детей “Апостолы слова”. Познакомились со славянской азбукой – кириллицей и историей ее создания, возникновения письменности.

В Октябрьской сельской библиотеке оформлены выставки «Мы славяне», «Великое служение славянам».

Post Views: 1 767

Сценарий мероприятия к празднику славянской письменности и культуры "Свет и добро святых Кирилла и Мефодия"

Матвиенко Валентина Николаевна, преподаватель междисциплинарного курса «Русский язык с
методикой преподавания», преподаватель-методист
Место работы: ГПОУ "Макеевский педагогический колледж"

Сценарий общеколледжного внеаудиторного мероприятия (литературно-историческая композиция) Свет и добро святых Кирилла и Мефодия

Цель: формирование духовно-нравственных ценностей будущих специалистов, приобщение их к истории родного языка, к духовным истокам русской культуры.
Задачи:
Познакомить с просветительской деятельностью св. рвнп. Кирилла и Мефодия, определить значение их вклада в просвещение славянских народов.
Развивать способности и пробуждать интерес, направленные на раскрытие познавательного интереса к истории своего Отечества, к истории родного языка.
Развивать культуру устного слова, обогатить и возвысить словарный запас студентов.
Воспитывать внимательное и бережное отношение к слову, чувство красоты, благоговение перед тайной познания.
Сформировать нравственные качества студента, основанные на духовных истоках славянского языка (любовь к родному слову, патриотические чувства).
Оборудование:
1.Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ)
2.Видео: «Мой Донбасс», «Пресвятая Богородица», «Молитва Богородице».
3.Мультимедийная презентация
4.Изображения святых Кирилла и Мефодия
5.Церковнославянский алфавит (кириллица)
6.Репродукции из рукотворных книг, плакаты с пословицами и поговорками о славянской азбуке
Ход мероприятия
(Видео «Наш Донбасс»)
Ведущий 1. Родина…Что такое Родина?
Ведущий 2. Это – мой любимый Донбасс!
Донецкий край, тебя милее нет!
Ты – колыбель степной травы и запахи полыни.
Закат лиловый, солнечный рассвет,
Ты неба серого и радость, и унынье.
Ведущий 3. Твой воздух, запыленный, чище слез девичьих,
Рябины горькой вкус знакомый с детских лет.
Проснешься на рассвете в звонком пенье птичьем –
Клин журавлиный с неба шлет тебе привет.


Ведущий 4. Поля пшеницы – словно реки золотые,
Зеленые леса и пышные сады.
Пленяющим ароматом травы полевые
Оставят в сердце навсегда следы.


Ведущий 1. Донецкий край, тебя милее нет!
Ты – край заводов, шахт и терриконов.
Ты – край несломленных и доблестных людей.
Ты – глыба мощи, красоты и силы.


Ведущий 2. Что такое Родина? Родина – это и наш родной язык, великий, могучий русский язык!


Ведущий 3. Язык, великолепный наш язык,
Речное и степное в нем раздолье,
В нем клёкоты орла и волчий рык,
Напев, и звон, и ладан богомолья.
Ведущий 4. В нем воркованье голубя весной,
Взлет жаворонка к солнцу – выше, выше.
Березовая роща: свет сквозной,
Небесный дождь, просыпанный по крыше.
К. Бальмонт
Ведущий 1. Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок; всё зернисто, крупно, как сам
жемчуг, и право, иное название еще драгоценнее самой вещи.
Н.В. Гоголь


Ведущий 2. Под пером наших писателей и поэтов оживает все богатство и великолепие русского языка.
Ведущий 3. Под пером ученых рождаются научные трактаты.
Ведущий 4. Как здорово, что к нам дошли великие творения человеческого разума, как здорово, что мы можем
это прочитать.
Ведущий 1. Как здорово, что у нас есть письменная речь. Многие из нас никогда не задумывались над тем,
как же появилась письменность, кто придумал буквы – графические знаки, передающие звучащую
речь; кто же создал русский алфавит?
(Видео. Колокола и флейта)


Лингвист 1. Началом своей национальной письменности каждый народ обозначает особую веху в своей истории.
У славянской письменности удивительное происхождение.
Лингвист 2. Не каждый знает, что 24 мая – особенный день. 24 мая – День славянской письменности и
культуры, День почитания святых просветителей Кирилла и Мефодия, давших славянам ту
письменность, тот алфавит, которым мы пользуемся до сих пор.


Ведущий 1. Для тех, кто слышит имена их в первый раз, мы начинаем свой рассказ.

Историк 1. Было это давно – в IX веке. На границе с Болгарией, находилась одна из крупнейших провинций
Византии, столицей которой был город Солуний (Солуни). В семье военного начальника было
семеро детей. Отец был болгарином, мать – гречанкой; поэтому, в семье было два родных языка
– греческий и болгарский.


Историк 2. Старшим в семье был Михаил, младшим – Константин. Именно они впоследствии станут известны
как просветители Мефодий и Кирилл, создатели славянской азбуки.


Историк 1. Михаил Солунский – старший из братьев пошел по стопам отца и выбрал себе военную карьеру. В
20 лет он уже был управляющим Славинии, находившейся в подчинении Византии. Но через 10 лет
он решил изменить свою жизнь.

Чтец 1. Но слышится все чаще мне
Чудесный голос в тишине,
Словно божественная лира
Зовет меня уйти от мира,
Жить в небольшом монастыре
В трудах и долгих размышленьях,
Молиться Богу на заре,
Дни проводя в уединенье.
Историк 2. Михаил оставил военную службу и отправился на Афон.Постригся в монахи и получил имя Мефодий.
Историк 1. Константин был на 12 лет младше своего брата. Как способный юноша был принят в школу при
дворе византийского императора Михаила III. Там он изучал философию, грамматику, риторику,
все эллинские художества, а также изучал языки. Знал он 22 языка. Константин был лучшим
учеником и прозвали его Философом.
Историк 2. Окончив курс наук, Константин стал патриаршим библиотекарем, затем преподавал в университете
философию.


Историк 1. Но уготована ему была судьба иная – нести веру христианскую на земли славянские, на земли
язычников.
Историк 2. Византийский император отправил братьев Соунских в царство Хазарское, а затем в славянскую
страну Моравию, к князю Ростиславу, чтобы принести этому народу свет истины, свет
христианства, веру христианскую.


Историк 1. Константин проповедовал им идеи добра, советовал жить праведно, не обижать друг друга и
соседей, просвещать свой разум. Но он понимал, что советы пропадут даром. Славяне не могли
просвещать свой разум.
Историк 2. Как научить христианскому учению людей, у которых нет письменности? Ведь они не смогут
прочесть ни Священного Писания, ни других святых книг!
Историк 1. По поручению византийского императора Михаила III Кирилл приступил к созданию Славянской
Азбуки. Он отправился в монастырь к своему старшему брату Мефодию.
Чтец 2. Тихо тлеет огонек лампады,
Дремлет тишина в монастыре,
Только слышно, как звенят цикады
В зарослях колючих на горе.
Хорошо навек уединиться
Средь седых и величавых гор,
Размышлять о Боге, и молиться,
И смотреть в сияющий простор.
(Видео. Молитва Богородице – песня Малышев)


Чтец 1. Богоматерь! Пречистая Дева!
Ты научила младенца Христа,
Вдохнови нас на доброе дело –
Звуки букв нам пошли на уста.
Просвети, Богоматерь, народы,
У которых и книг еще нет.
Дай им веру, любовь, и свободу,
И ученья христианского свет!
(Звучит тихая музыка)
Ведущий 1. В храме было очень тихо, мерцали свечи, а в окно смотрели крупные южные звезды. Константину
стало вдруг радостно на душе: он почувствовал, что его молитва услышана Самой Богородицей!
(Молитва Богородице)


Ведущий 2. После молебна братья и пятеро их верных учеников приступили к созданию славянской азбуки.
Все получалось у них легко, потому что Сам Господь руководил ими. Азбука складывалась, как
мозаичная картина.
Лингвист 1. Русская азбука – уникальное явление среди всех известных способов буквенного письма. В
азбуке и только в ней есть содержание. Праславянская азбука представляет собой послание –
совокупность кодирующихся фраз. Просмотрим три первые буквы – АЗ, БУКИ, ВЕДИ. АЗ – я, БУКИ –
буквы, письмена, ВЕДИ – знать, ведать. Таким образом, получается следующая фраза: АЗ БУКИ
ВЕДИ – я знаю буквы. ГЛАГОЛ ДОБРО ЕСТЕ – слово – это достояние. ЖИВИТЕ – значит жить в
труде, а не прозябать. ЗЕЛО – усердно. ЗЕМЛЯ – планета Земля и ее обитатели – земляне. И –
союз и. ИЖЕ – те, которые они же. КА́КО – как, подобно. ЛЮДИ – существа разумные. Эта часть
азбуки означала: Живете зело, земля, и иже ка́ко люди – живите, трудясь усердно, земляне, и
как подобает людям. МЫСЛЕТЕ НАШ ОН ПОКОЙ – постигайте наше мироздание.
Лингвист 2. РЦЫ – повелительное наклонение глагола говори, изрекай, читай вслух. СЛОВО – передающее
знание. ТВЕРДО – уверенно, убежденно. Так три слова складываются во фразу: рцы слово твердо
– неси знания убежденно. УК – основа знания. Сравним: наука, учить, навык, обычай. ФЕРТ –
оплодотворяет. Азбука зафиксировала различия звуков «п» и «ф». В середине века
южноевропейцев, произносивших «ф» вместо «П» на Руси звали фрягами именно из-за особенностей
речи. В немецком языке слово «герр» обозначает господин, Бог, в греческом «иеро»
переводится – божественный, в английском HERO Герой, а также русское имя бога – Хорос.
Выходит, что буква ХЕР имела значение «божественный, данный свыше». УК ФЕРТ ХЕР: знание –
дар Божий.
Лингвист 1. «ЦЫ ЧЕРВЕ ШТА ЕРА ЮС ЯТИ» расшифровывается как «дерзай, точи, червь, чтобы Сущего свет
постичь»!
Ведущий 2. Вот оно, азбучное послание! В современном переводе это звучит так:
Я знаю буквы:
Письмо – это достояние.
Трудитесь усердно, земляне,
Как подобает разумным людям,
Постигайте мироздание!
Несите слово убежденно:
Знание – дар божий!
Дерзайте, вникайте, чтобы
Сущего свет постичь!


Ведущий 3. Русский алфавит – это наше национальное достояние. Именно он отражает всё богатство нашего
великого русского языка, именно он и есть стержень нашей культуры, нашего самосознания,
нашего бытия как русской нации.
Ведущий 4. После создания Азбуки братья приступили к переводу церковных книг на язык славян и, наконец,
Константин написал новыми красивыми буквами первую строку Евангелия от Иоанна: «В начале было
Слово…».


Чтец 2. Помолившись Богу поутру,
Наклонившись над листом святой,
Буквы подносил к его перу
Лучезарный Ангел золотой.
И ложилась букв славянских вязь,
И строка бежала за строкой,
Книгою великой становясь,
Посланной Всевышнею рукой.
И казалась, блеск небесных звезд
Эта книга бережно хранит,
И казалась, Сам Иисус Христос
По-славянски с нами говорит!
Историк 1. Деятельность братьев быстро вышла за пределы, указанные им византийским императором. Кирилл и
Мефодий усердно просвещали славян, обучали грамоте и основывали новые церкви.
Историк 2. Своей деятельностью Кирилл и Мефодий заложили основу славянской письменности и литературы.
Эта деятельность была продолжена в южнославянских странах учениками Кирилла и Мефодия.
Ведущий 1. В 863 году зазвучало слово Божие в моравских городах и селениях на родном, славянском языке,
создавались письмена, светские книги. Началось славянское летописание!




Ведущий 2. Так вот они – наши истоки,
Плывут, в полумраке светясь,
Торжественно – строгие строки,
Литая славянская связь.
Так вот где, так вот где впервые
Обрел у подножия гор
Под огненным знаком Софии
Алмазную твёрдость глагол.
Ведущий 3. Великое таинство звука,
Презревшее тленье и смерть,
На синих днепровских излуках
Качнуло недвижную твердь.
И Русь над водой многопенной,
Открытая вольным ветрам,
«Я есмь!» - заявила Вселенной,
«Я есмь!» - заявила векам.
Ведущий 4. Перед упокоением Константин принял схиму с именем Кирилл.Константин прожил всего 42 года.
Православная Церковь почитает братьев Кирилла и Мефодия как равноапостольных святых и считает
первыми славянскими учителями.


Чтец 1. По широкой Руси – нашей матушке
Колокольный звон разливается.
Ныне братья святые Кирилл и Мефодий
За труды свои прославляются.
Чтец 2. Спасибо Вам, святые наши братья,
За ваши непрестанные труды,
За азбуку, преподанную нам,
А главное – за Библию святую.
Чтец 3. Прошли года, и просвещенье
Меж русских светочем зажглось
От поколенья к поколенью…
От предков наших, как сынам,
Оно завещано и нам.
Чтец 4. Вспоминают Кирилла с Мефодием,
Братьев славных, равноапостольных,
В Белоруссии, Македонии,
В Польше, Чехии и Словакии.
Хвалят братьев премудрых в Болгарии,
В Украине, Хорватии, Сербии!
Чтец 5. Все народы, что пишут кириллицей,
Что зовутся издревле славянскими,
Славят подвиг первоучителей,
Христианских своих просветителей.
Лингвист 1. Славянский алфавит просуществовал на Руси неизменным более семи столетий. Его создатели
постарались, чтобы каждая буква первой русской азбуки была простой и четкой, легкой для
письма. Они помнили и о том, что буквы должны быть красивыми, и чтобы человек, едва
увидевший их, сразу захотел овладеть письмом. В славянской азбуке было 43 буквы.
Лингвист 2. Лишь при Петре I изменилось количество букв, их стало 36. Внесли новые буквы – Ё и Й.
Лингвист 1. В 1918 г. была проведена реформа русского языка – алфавит упростили: в нем оставили 33
буквы, которыми мы все пользуемся и по сей день.
Чтец 1. С кириллицы начал родное слово,
И изучив его от А до Я,
Нет лучшего, чем языка родного,
Пока звучит родимая земля.
Чтец 2. Она звучит Есенина стихами,
Здесь Маяковских, словом режет звук,
Любимый Пушкин ежедневно с нами,
И Фет и Тютчев с ними нет разлук!
Чтец 3. А сколько в прозе русского звучанья,
Толстой и Гоголь, Шолохов, друзья,
Ведут нас, словом к радости сознанья,
Что русские они все, как и я!
Чтец 4. Благодарю Мефодия, Кирилла
За буквы, звуки, благозвучность слов,
Что к языку нам русскому привили
Огромную, бескрайнюю любовь!
О.Я. Яковенко



Ведущий 1. Язык – это наследие, получаемое от предков, к которому надо относиться, как к чему-то
священному, неоценимому и недоступному для оскорбление.
Ф. Ницше
Ведущий 2. Язык – это история народа. Язык – это путь цивилизации и культуры. Поэтому-то изучения и
сбережение русского языка является не праздным занятием от нечего делать, но насущной
необходимостью.
А. Куприн
Ведущий 3. Взывают к нам великие поэты и писатели, учёные-лингвисты, философы сберечь русский язык, его
красоту, богатство, величие, стройность.
Ведущий 4. Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние, переданное нам
нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием; в руках
умелых оно в состоянии совершать чудеса.
И. Тургенев
Ведущий 1. Наш язык – это русской культуры великой основа,
И его нужно нам охранять, развивать и беречь –
Очень важно избавить его от всего наносного,
Защитить от «словесного мусора» русскую речь.
М. Крюков
Ведущий 2. Звуча у Пушкину так дивно,
Язык наш корчится в тоске,
Когда пошлят богопротивно
На нем, на русском языке.
Е. Евтушенко
Ведущий 3. А мы, будущие учителя и воспитатели, как мы изучаем русский язык, как мы к нему относимся,
как мы его бережем?
Ведущий 4. Да, особенный наш молодежный язык, в основе которого явно чувствуется блатной жаргон.
Напомнить некоторые наши слова? Начнем с самых безобидных: стипуха, общага, училка, шпора,
бурса.


Ведущий 1. А какими словами мы выражаем свои эмоции!
Прикольно, клёво, круто, зашибись, офигенно, балдежно, вау, супер, отстой, стремно, кайфово,
кумарит.
Ведущий 2. Продолжим?
Блин, задрало, по фиг, фигня, в лом, жесть, капец.
Ведущий 3. До бесконечности можно приводить примеры жаргонных слов. О, а как «прикольно» наши юноши
обращаются к девушкам: деваха, гёрл, чувиха…


Ведущий 4. А девушки - к юношам: баклан, чувак, чел, паря…
Да, чу́дная наша речь!


Ведущий 1. Мир, любовь, добро, восхищение природой, чудом жизни имеют нескончаемые языковые сре́дства.
Богат язык и выражениями враждебности, грубости, осуждения, обвинения, подавления, обиды,
оскорбления. Богат и резкими выражениями крайней досады и гнева – ругательствами.
Ведущий 2. Наш язык постоянно вульгаризируется. Особенно это опасно в связи с тотальным внедрением в
нашу речь грубой брани, «ненормативной лексики», как любят теперь корректно выражаться, то
есть обычной матерщины.


Ведущий 3. Сколько остроумия, злости и душевной нечистоты потрачено, чтобы придумать эти гадкие слова и
фразы, имеющие целью оскорбить и осквернить человека во всем, что ему свято, дорого м любо.
А. Чехов
Лингвист 1. Убогий язык непременно связан с примитивным мышлением, а это соответствует нередко и
недостойное поведение. Убогий язык – это и примитивная, убогая душа.
Лингвист 2. А если в нашей речи много жаргонной и ненормативной лексики – имеем ли мы право учить детей?
Имеем ли мы право их воспитывать?
Историк 1. Святитель Игнатий (Брянчани́нов) нас предостерегал: «Божественная цель слова в писателях, во
всех учителях…Какой же страшный ответ дадут те, которые обратили средство назидания и
спасения в средство развращения и погубления!»


Историк 2. Алексей Толстой предостерегал нас: «Обращаться с языком кое-как – значит и мыслить кое-как:
неточно, приблизительно, неверно.»
Ведущий 4. «Умейте же беречь хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,наш дар бессмертный - речь…»
Случайно ли – в тяжкое время ленинградской блокады Анна Ахматова как бы откликнулась на
призыв своего старшего современника:
Мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесем,
И внукам дадим, и от плена спасем.
НАВЕКИ!
Чтец 1. Глубокий смысл этих строк: сохраним СЛОВО! Не дом, не жизнь, не родину даже – но: слово.
Чтец 2. Потому что в слове – всё. И ДОМ, И ЖИЗНЬ, И РОДИНА, И ВЕРА!

Игра для школьников ко Дню славянской письменности и культуры

Крымковская сельская библиотека

23 мая накануне Дня Славянской письменности в Крымковской сельской библиотеке прошел познавательный час «Язык моих предков угаснуть не должен» для учащихся 3-5 класса.

Библиотекарь Бойчук Лариса Валентиновна рассказала ребятам: о том, почему этот праздник отмечается именно 24 мая,о славянских просветителях создателях славянской азбуки Кириле и Мефодие, благодаря которым славянские народы стали грамотными, научились читать и писать, историю появления азбуки, рассказ сопровождался электронной презентацией.

К мероприятию была подготовлена книжно - иллюстрированная выставка «Аз и Буки - основа науки».

Присутствовало 11 человек.

Ближнегородская сельская библиотека

26 мая, в рамках Дней Славянской письменности и культуры, в Ближнегородской сельской библиотеке прошёл час интересных сообщений «От глиняной таблички до печатной странички» для читателей учащихся 1-4 классов. Библиотекарь Макарова Елена Владимировна рассказала о том, как более тысячи лет назад просветители и проповедники христианства братья Кирилл и Мефодий принесли на землю славян свет письменности и знаний. Вместе с ребятами читали вслух отрывки из книги Евгения Белоусова «Как Кирилл и Мефодий азбуку писали».

К мероприятию была оформлена выставка «Хранители русского слова». Присутствовало на мероприятии 12 человек.

Заветленинская сельская библиотека

24 мая празднуется День славянской письменности и культуры в память создания славянской азбуки образованнейшими людьми своего времени, братьями Кириллом и Мефодием. Они твердо верили, что трудятся во имя всех славян, объединенных одним, понятным всем литературным языком. Так оно и было. За свою подвижническую деятельность великие братья были причислены к лику святых. В Завет-Ленинской сельской библиотеке для юных читателей библиотекарь Кабриль Ирина Викторовна провела познавательный час «Откуда пришли слова». Библиотекарь рассказала ребятам историю возникновения книги и славянского алфавита. Дети активно отвечали на вопросы библиотекаря о культуре, русской письменности, книгах, библиотеке. Мероприятие завершилось показом электронной презентации «Создатели славянской письменности - Кирилл и Мефодий».

Лобановская сельская библиотека

24 мая 2016 года в Лобановской сельской библиотеке прошла викторина «Кто знает Аз и Буки, тому и книга в руки». Наша викторина была приурочена ко Дню славянской письменности и культуры. В викторине приняли участие учащиеся 6 - 8-х классов. Дети с большим удовольствием отвечали на вопросы и делились своими знаниями по данной теме.

Для всех читателей библиотеки была оформлена книжная выставка под названием «Откуда пошла Русская земля».

Библиотекарь Халаберда Е.А. поделилась с присутствующими информацией об истории России «О прошлом во имя грядущего!». Ребята с большим интересом прослушали предоставленную им информацию и остались очень довольны нашим мероприятием.

В викторине приняли участие 16 человек.

Мирновская сельская библиотека

23 мая Мирновским сельским библиотекарем Косенковой Натальей Николаевной для учеников 3-4 классов был проведен час интересных сообщений «История родного слова» приуроченный ко Дню славянской письменности. Наталья Николаевна рассказала о создателях славянской азбуки - Кирилле и Мефодии. Ребята узнали, что деятельность Кирилла и Мефодия была благотворной и распространилась на всех южных славян, и двинулась через учеников в Киевскую Русь.

Для учащихся был проведен обзор у книжной выставки «Первоучители добра, вероучители народа», с которой ребята познакомились и взяли книги для домашнего чтения.

Новостепновская сельская библиоетка

24 мая 2016 года в Новостепновской сельской библиотеке библиотекарем Высочиной Г.В. был проведен литературный вечер: «Славянское культурное наследие» с учащимися 7-8 классами. Красочно оформлена книжно-иллюстрированная тематическая полка: «Слава всем, азбуки нашей творцы»

Увлекательно прошел час интересных сообщений «Кирилл и Мефодий в Крыму». Заглянули в прошлое с исторической викториной. Ученики познакомились с этапами развития письменности на Руси.

Рощинская сельская библиотека

23 мая в Рощинской библиотеке прошло мероприятие,посвященное Дню славянской письменности и культуры, библиотечный урок: «Всѐ началось с таблички, свитка, бересты.» для читателей 6 -7 классов.

Заведующая библиотекой Шульга Ирина Семеновна рассказала ребятам историю славянской письменности (славянская азбука, русский язык и его изменения на протяжении столетий, как зарождалось обучение на Руси, кто стоял у его истоков); о жизни и деятельности святых Кирилла и Мефодия; о славянских праздниках,народных традициях,верованиях, фольклоре и истории костюма славянских народов.

В библиотеке была оформлена книжная выставка: «АЗ и БУКИ-основа науки.»

На мероприятии присутствовало 18 человек

Светловская сельская библиотека

23 мая в Светловской библиотеке прошел познавательный час «Первоучители добра, вероучители народа» посвященный этой дате. Заведующая библиотекой Кошман Оксана Ивановна рассказала учащимся о святых Кирилле и Мефодии, о том, почему этот праздник отмечается именно 24 мая, что каждый человек, изучающий русский язык, должен знать и хранить в своей памяти святые имена первых славянских просветителей. Рассказ сопровождался демонстрацией фильма «Создатели славянской письменности - Кирилл и Мефодий». Прозвучал гимн, посвященный просветителям славян, написанный Стояном Михайловским в Болгарии, где очень любят и чтут братьев.

Затем ребята загадывали и отгадывали загадки, проявили себя в знании поговорок и пословиц. Все желающие могли попробовать свои силы в написании слов на кириллице или чтении старославянского письма. Так же вниманию ребят была представлена книжная выставка - «Тридесятое царство - книжное государство» на полках которой каждый сможет найти себе книгу по душе. Присутствовало 14 человек.

Субботненская сельская библиотека

Ко дню славянской письменности и культуры в Субботненской библиотеке прошло громкое чтение: « А у сказки русский голосок». В нем приняли участие учащиеся 1-5классов Масловской школы. Прочли Самонюк Лиза сказку А.С.Пушкина: « О рыбаке и рыбке». Ткач Кристина русская народная сказка: «Волк и семеро козлят», Джелилова Мавиле « Гуси лебеди». Присутствовало 9 человек.

Сценарий внеклассного мероприятия для школьников: День славянской письменности и культуры

Цели: формировать понятия о значении календарной даты; способствовать усвоению понятия «культура»; приобщать к русской национальной культуре.

Ход мероприятия

По широкой Руси – нашей матушке
Колокольный звон разливается.
Ныне братья святые Кирилл и Мефодий
За труды свои прославляются.
Вспоминают Кирилла с Мефодием
Братьев славных, равноапостольных.
В Белоруссии, Македонии, в Польше, Чехии и Словении,
Хвалят братьев премудрых в Болгарии
В Украине, Хорватии, Сербии,
Все народы, что пишут кириллицей,
Что зовутся издревле славянскими,
Славят подвиг первоучителей,
Христианских своих просветителей.
Учитель: 24 мая у славянских народов – русских, украинцев, белорусов, болгар, сербов, чехов, словаков, поляков – отмечается особый праздник – День славянской письменности.
В этот день проходят научные конференции, торжественные шествия к памятникам культуры: старинным зданиям, где создавались первые рукописные и печатные книги, а также к памятникам тем, кто нёс своему народу свет знаний через книгу.
У нас в России этот праздник первыми начали отмечать жители древнего Новгорода Великого. Именно в этом городе были найдены первые берестяные грамоты. За ними последовали города Псков, Ярославль, Москва. Сейчас этот праздник отмечают уже во многих российских городах.
Говоря об этом празднике, нельзя не вспомнить о греческих монахах Кирилле и Мефодии, которые придумали славянскую азбуку. В честь их азбуку назвали кириллицей. На ней были написаны первые русские книги.

Братья Кирилл и Мефодий, создавая славянскую азбуку, брали за образец свою, греческую, но многое им пришлось придумать и самим. Ело в том, что в русском и болгарском языках было больше согласных звуков, чем у греков, и нужны были значки для обозначения этих согласных. В греческом алфавите было 24 буквы, а в славянском – 43. Название букв похоже, но полностью не совпадает.
В древности бумаги не было, и, чтобы передавать свои мысли другим людям, наши предки использовали пергамент.
Что такое пергамент? (Это тонкая, очищенная от волос телячья или козья кожа.)
Её натирали мелом, чтобы снять жир, затем очищали пемзой, чтобы она была ровной, затем по линейке нарезали из неё листы одинаковой величины. Каждый лист разлиновывали на 16 строчек и делили лист пополам, потому что пергамент был очень дорогой и на листе надо было поместить как можно больше текста. На листах пергамента писали от руки гусиным пером. Чернила делали из сажи и чернильных орешков (наросты на коре дуба).
На чём писали наши предки? (На бересте.)
Для повседневных нужд наши предки вместо дорогого пергамента использовали тонкий слой берёзовой коры, на нём острой костяной или железной палочкой выцарапывали буквы. Таких берестяных грамот в Великом Новгороде нашли более 600. На бересте писали и в Смоленске, и в Москве, и в других городах.
Письменность – это настоящее сокровище, которым овладел человек. Мы живём в мире надписей. Было время, когда люди не умели ни писать, ни читать.
Но время шло, знания людей расширялись, они не умещались в памяти человека, вот тогда и возникла письменность.
Древнейшая письменность называется пиктографией – рисуночным письмом. Первые рисунки учёные обнаружили в пещерах.
- А сегодня люди пользуются пиктографией? (Да, дорожные знаки.)
Эти рисунки помогают нам ориентироваться там, где надписи сделаны на незнакомом языке.
Иероглифы – первоначально это означало «священные письмена». В глубокой древности использовались в Египте, а в наше время – в Китае и Японии. Иероглиф обозначал слово или слог. Овладеть таким письмом было очень трудно – ведь требовалось держать в памяти сотни знаков.
Клинопись – письменность, которой пользовались древние ассирийцы и другие, близкие к ним народы. Значки выдавливали на сырой глине, затем для лучшей сохранности таблички обжигали или высушивали на солнце.
Трудно ли читать и писать по-русски? Иностранцы считают русский язык одним из самых трудных. Ещё бы: у англичан алфавит всего из 26 букв, а у русских – 33 буквы!
33 буквы в русском алфавите не так давно – с 1918 года, а раньше была кириллица, и в ней было 43 буквы. Сидит ученик, читает по буквам: «Мыслете –аз – мыслете – аз». Что получилось? Оказывается – мама.
В 1708 году Пётр I упростил написание некоторых букв, ввёл «гражданский шрифт». Эти сложности русской грамматики сохранились до 1918 года. Потом была проведена реформа орфографии (правописания). Число букв сократилось.
- А сейчас давайте с вами поиграем.

1. Игра «Наборщик»
Из букв оного слова составьте как можно больше слов.
Здоровье – зов, ров, вор, здоров, взор, взор, воз, вред.

2. Игра «Один звук, марш!»
1. Из каждого слова исключите по одному звуку, чтобы получилось новое слово. Вот так: горсть – гость.
Хлев, укол, полк, олень, град, стол, уточка, зубр, удочка, клещ, скот, тепло, столб, коса, волк, мель, беда, щель, мрак, смех, снаряд, краска, экран.
2. добавьте к каждому слову один звук, чтобы получилось новое слово. Вот так: рот – крот.
Роза (гроза), рубка (трубка), клад (склад), лапа (лампа), лень (олень), стол (ствол, столб), шар (шарф), дар (удар), усы (бусы).
3. Замените в словах один согласный звук. Вот так: корж – морж.
Ногти, булка, галка, полено, киска, песок, свет, рамочка, ножка, клин, зубы, орёл.

3. Игра «Угадай слова»
Осль (соль), кшока (кошка), цилаис (лисица), демвеьд (медведь), осва (сова), кшаукук (кукушка), жё (ёж), кмыша (мышка), ковл (волк), аязц (заяц), хёорк (хорёк), бкела (белка).

4. ЗАДАНИЕ нарисовать буквы славянской азбуки
- В заключение ещё несколько слов об одном человеке.
Долгие годы книги продолжали писать от руки. И лишь в XV веке немец Иоганн Гутенберг напечатал на бумаге 10 экземпляров Библии. За немцами стали печатать книги итальянцы, французы, англичане. В России первые печатные станки появились при царе Иване Грозном в XVI веке. Царь был человеком образованным, любил книги. Он приказал на государственные деньги в Москве в Китай-городе на Никольской улице создать первую типографию. Туда были приглашены печатник Иван Фёдоров и его друг Пётр Мстиславец. За заслуги пере Россией первопечатнику Ивану Фёдорову в 1909 году в Москве на перекрёстке Лубянской площади и Никольской улицы поставлен памятник.

Татьяна Тихомирова
Сценарий праздника «День славянской письменности»

Сценарий праздника

«» .

Цель : познакомить с событиями жизни святых Кирилла и Мефодия, составителями славянской азбуки , рассказать о зарождении письменности , об истоках русской письменности , о славянской азбуке , о первых книгах на Руси, о культурном наследии русского народа, о праздновании Дня славянской письменности и культуры , способствовать развитию чувства любви и уважения к культуре русского народа, к родному языку.

Оснащение : Мультимедийная презентация, книжная экспозиция, березта, писало, перо, чернила, бумага, восковая дощечка.

Ход праздника:

I. Выходит ведущий.

Гой, вы славные наши гостюшки , разлюбезные, милые детушки! Расскажу я вам о святой Руси, о далеких временах, вам неведомых. Жили - были тогда добры молодцы, раскрасавицы - красны девицы. А у них были добрые матушки, бородатые мудрые батюшки. Умели они пахать да косить, дома - терема рубить, умели и холсты ткать, узорами их вышивать.

А вот грамоты наши предки не ведали, не умели книги читать и письма писать . И явились на Русь два просветителя, братья мудрые Кирилл с Мефодием. Родом они были из государства Византия и славянской земли - города Солуни. Дома два брата говорили на славянском языке , а в школе обучение шло только на греческом. Младший брат Кирилл мечтал написать книги, понятные славянам , а для этого нужно было придумать славянские буквы . Прошли годы. Братья выросли, выучились. Но мечта создать славянскую азбуку не покидала младшего брата. Он много работал. И вот азбука была готова. Но придумать - это полдела. Надо перевести с греческого языка на славянский книги , чтобы славянам было что читать . Это оказалось очень трудным делом, и один Кирилл не смог с ним справиться. Ему стал помогать старший брат Мефодий. Кирилл и Мефодий выполнили великое дело! Это событие произошло в 863 году.

Совсем недавно в нашей стране появился праздник славянской культуры и письменности . Жаль, что с большим опозданием, потому что в других славянских странах , в Болгарии, например, этот день отмечается давным-давно, всенародно, очень красочно и по-настоящему празднично .

Оглянись на предков наших,

На героев прошлых дней.

Вспоминай их добрым словом -

Слава им , борцам суровым!

Слава нашей стороне !

Слава русской старине !

И про эту старину

Я рассказывать начну,

Чтобы люди знать могли

О делах родной земли.

Сегодня мы поговорим о нашей истории, о возникновении славянской письменности . Ежегодно 24 мая в России отмечается День славянской письменности и культуры . Без культуры, грамоты, письменности не может жить нация , народ, государство.

Чтец :

Тома в обложке синей,

Знакомые тома,

В них бьётся пульс России,

В них вечна жизнь сама.

Страница за страницей…

На всё найдёшь ответ.

Нет, им не запылиться

И через много лет.

Ведущий :

Письменность – настоящее сокровище, которым овладел человек.

Так в древности, люди обменивались информацией, посылая друг другу различные предметы. Получалось громоздко и не особенно понятно. Когда люди поняли, что обмениваться предметами-посланиями – дело хлопотное, они стали эти предметы рисовать. (рисунок №1)

Такие изображения были найдены на стенах пещер, в которых когда-то жили древние люди. Это первые шаги человека к созданию письменности . Постепенно люди стали заменять рисунки символами. (рисунок №2)

Надписи делались на камнях, скале, на доске. Конечно, переносить такие «письма » на расстояния было сложно и понять эти знаки можно было по-разному.

Шло время. Постепенно от рисунка люди перешли к знакам, которые стали называть буквами. Так зародилась письменность .

Вы видите (рисунок 3) изображение двух братьев в монашеском одеянии – Кирилл и Мефодий. Эти святые издавна считались покровителями «книжных людей» – учащих и учащихся. С 1987 года в нашей стране к этому празднику стали приурочиваться Дни славянской письменности и культуры . Но это не только сегодняшняя традиция, и сто лет назад в русских школах этот праздник отмечался особо торжественно, ведь заканчивался очередной учебный год.

Звучит колокольный звон, выходят чтецы.

По широкой Руси – нашей матушке

Колокольный звон разливается.

Ныне братья святые, Кирилл и Мефодий,

За труды свои прославляются .

Вспоминают Кирилла с Мефодием,

Братьев славных равноапостольных ,

В Белоруссии, в Македонии,

В Польше, Чехии и Словакии,

Хвалят братьев премудрых в Болгарии,

В Украине, Хорватии, Сербии.

Все народы, что пишут кириллицей,

Что зовутся издревле славянскими ,

Славят подвиг первоучителей,

Христианских своих просветителей.

Русоволосые и сероглазые,

Лицом все светлые и сердцем славные ,

Древляне, русичи, поляне,

Скажите, кто вы? Мы - славяне !

Своею статью все пригожие,

Все разные и все похожие,

Зоветесь ныне - россияне,

Издревле, кто вы? Мы - славяне !

Ведущий :

Солунские братья Кирилл и Мефодий – гордость всего славянского мира . Они говорили : разве не для всех светит солнце, разве не для всех идет дождь, разве не всех кормит земля? Все люди равны, все люди – братья, все равны перед Богом, и всем нужна грамота. Православная церковь братьев Кирилла и Мефодия причислила к лику святых.

Чтец :

В монастырской келье узкой,

В четырех глухих стенах,

О земле о древнерусской

Быль записывал монах.

Он писал зимой и летом,

Озаренный тусклым светом.

Он писал из года в год

Про великий наш народ.

(Н. Кончаловская)

Ведущий : (указывая на плакаты с азбуками)

Глаголица и Кириллица – это первые славянские азбуки . Название азбуки «Глаголица» происходит от слова ГЛАГОЛ, что обозначает «речь» . А «Кириллица» названа в честь её создателя. В Древней Руси глаголица использовалась для передачи церковных текстов и просуществовала 3 века, а в бытовой письменности использовали кириллицу. Всего 43 буквы-сестрицы, именно они стали основой современной русской азбуки.

Чтец :

Два брата, Кирилл и Мефодий,

Спасибо хотим вам сказать

За буквы, что очень нужны нам

Пройдя под солнцем просвещенья

Из дальней славной старины ,

Мы и сейчас, славяне-братья ,

Первоучителям верны!

К апостолам высокославным

Любовь святая глубока.

Дела Мефодия – Кирилла

В славянстве будут жить века !

Ведущий :

В настоящее время старославянский язык мертвый – на нем не говорят и не пишут.

Заглянем вглубь веков и посмотрим, что же было до появления кириллицы.

Буквица - это алфавит славян , применявшийся на обширной территории, принадлежавшей русам. Также существовали руница (жреческое письмо , глаголица (торговое письмо , черты и резы (простейшие из письмен ) . Самой большой была Всеясветная грамота - 147 символов.

Буквица известна нам лучше всего - под именем Кириллицы, обрезанная и подчищенная от лишних букв, звуков.

Древнеславянская Буквица имела 49 Буквиц. Современная - только 33.

Для перевода Библии на наш язык византийские монахи Кирилл и Мефодий переделали нашу древнеславянскую буквицу , а непонятные им буквы убрали (те, которых не было в греческом) . Непонятными эти буквы были ещё и потому, что звуки, ими обозначаемые, в греческих словах не встречались. У греков и поныне всего 24 буквы.

Внешний вид букв славянского алфавита помогает нам увидеть мир глазами наших предков. Каждая буква индивидуальна, неповторима и имеет свое имя : веди, люди, буки, аз, земля. Названия букв должны были напоминать людям о таких словах, которые забывать нельзя : «добро» , «живете» , «земля» , «люди» , «покой» .

«Аз» и «Буки» . Получилось слово «АЗБУКА» .

В народе так и говорят : «Сначала «аз» да «буки» , потом и науки». Именно с азов начинается путь каждого из нас в мир знаний.

Ребята, вы знаете пословицы о пользе учения?

Кто хочет много знать, тому мало надо спать.

Идти в науку – терпеть муку.

А вы знаете, что означает - "Аз-Буки-Веди"? "Я буквы знаю", говорит нам азбука. Представляете - три буквы скрывают в себе целую фразу! Для наших предков-славян азбука не просто была собранием букв, а отражением гармонии мира в слове.

1 чтец :

Так вот они - наши истоки,

Плывут, в полумраке светясь,

Торжественно-строгие строки,

Литая славянская вязь .

Так вот где, так вот где впервые

Обрел у подножия гор

Под огненным знаком Софии

Алмазную твердость глагол.

2 чтец :

Великое таинство звука,

Презревшее тленье и смерть,

На синих днепровских излуках

Качнуло недвижную твердь.

И Русь над водой многопенной,

Открытая вольным ветрам,

«Я есмь!» - заявила Вселенной,

«Я есмь!» - заявила векам.

Ведущий :

В это трудно поверить, но когда-то наши предки - славяне вовсе не имели книг , потому что не было букв, которыми можно было записывать славянскую речь .

После принятия христианской религии славяне стали использовать вместо своих простейших знаков латинские и греческие буквы.

Но это было не очень удобно, так как эти буквы не могли передать все особенности славянской речи .

И явились на Русь два просветителя, братья мудрые…

С 10 века на основе глаголицы и кириллицы на древнерусском языке распространяется литература. Чаще всего это были церковные книги, поучения, учёные труды. Знакомство с экспозицией.

Книги были очень дорогими. Изготовление древних рукописных книг было делом трудоемким. Материалом для них служил пергамен (рисунок 4) - кожа особой выделки. Лучший пергамен получался из мягкой, тонкой кожи ягнят и телят. Ее очищали от шерсти и тщательно промывали. Затем натягивали на барабаны, посыпали мелом и чистили пемзой. После просушки на воздухе с кожи срезали неровности и вновь шлифовали пемзой. Выделанную кожу нарезали на прямоугольные куски и сшивали в тетради по восемь листов. Примечательно, что этот древние порядок брошюровки сохранился по сей день . Сшитые тетради собирали в книгу. В зависимости от формата и количества листов на одну книгу требовалось с 10 до 30 шкур животных - целое стадо! По свидетельству одного из писцов, работавшего на рубеже 14-15 вв., за кожу для книги было уплачено три рубля. В то время на эти деньги можно было купить три лошади.

Писали книги обычно гусиным пером и чернилами. Привилегию писать лебединым и даже павлиньим пером имел царь. Изготовление письменных принадлежностей требовало определенного умения. Извлекали перо непременно из левого крыла птицы, чтобы изгиб был удобен для правой, пишущей руки. Перо обезжиривали, втыкая в горячий песок, затем кончик наискось срезали, расщепляли и затачивали специальным перочинным ножичком. Им же выскабливали ошибки в тексте.

Средневековые чернила, в отличие от привычных для нас синих и черных, были бурого цвета, так как делались на основе железистых составов, а проще говоря, ржавчины. В воду опускали кусочки старого железа, которые, ржавея, окрашивали ее в бурый цвет. Сохранились древние рецепты изготовления чернил. В качестве компонентов, помимо железа, использовали дубовую или ольховую кору, вишневый клей, квас, мед и многие другие вещества, придававшие чернилам необходимую вязкость, цвет, устойчивость. Столетия спустя эти чернила сохранили яркость и силу цвета. К сожалению, древнейших книг сохранилось очень мало. Всего около 130 экземпляров бесценных свидетельств 11-12 вв. дошло до нас. Было их немного и в те времена.

Для украшения рукописи заглавия в средние века писали особым, декоративным шрифтом - вязью. (рисунок 5)

Буквы, вытянутые вверх, переплетались между собой (отсюда и название - вязь, образуя текст, похожий на ленту орнамента. Писали вязью не только на бумаге. Золотые и Серебряные сосуды, ткани часто покрывали нарядными надписями. Из всех видов древнего письма до 19 в . сохранилась именно вязь, правда, только в старообрядческих книгах и декоративных надписях. (рисунок 6)

На страницах древнерусских книг текст был расположен в один или два столбца. Буквы не делились на строчные и прописные. Они заполняли строку длинной чередой без привычных нам интервалов между словами. Экономя место, некоторые, преимущественно гласные, буквы писали над строкой или заменяли знаком - титло - горизонтальной линией. Усекались и окончания слов, хорошо известных и часто употребляемых. Из Византии была заимствована традиция над каждым словом ставить знак ударения - силу.

Долгое время не существовало нумерации страниц. Вместо этого внизу справа писали слово, с которого начиналась следующая страница.

Любопытны и некоторые особенности древнерусской пунктуации. Из привычных нам знаков препинания в ходу была только точка, заимствованная из византийской письменности . Ставили ее произвольно, иногда определяя границы между словами, иногда обозначая конец фразы. В 15-16 вв. письменность усложнилась . В книгах появились, например, запятые - для обозначения пауз, точка с запятой, заменявшая знак вопроса.

Труд писца бел нелегок. Работа двигалась медленно. В среднем, за день удавалось написать всего два-четыре листа, не только без ошибок, но и красиво.

Средневековые рукописные книги нарядно оформлялись. Перед текстом обязательно делали заставку - небольшую орнаментальную композицию часто в форме рамки вокруг названия главы или раздела. Первую, заглавную букву в тексте - инициал- писали крупнее и красивее остальных, украшали орнаментом, иногда в виде человечка, животного, птицы, фантастического существа. Обычно инициал был красным. С тех пор говорят - писать с красной строки. Завершался раздел - концовкой - небольшим рисунком, например, изображением двух птиц, похожих на павлинов.

1чтец :

Из колодезной, синей такой глубины

Вырастает мой Китеж, четыре стены,

Золочёный конёк, ставни-кружево – врозь…

Розовеет восток. Озаряется Рось.

Деревянная сказка, озёрный покой,

Для чего мне твой берег, ажурный такой?

В прихотливых изгибах узорочья крыш?

Да пастуший рожок? Да свирельный камыш?

2 чтец :

Видно, память архивная стала болеть,

Если нечего в дебрях бетонных жалеть –

Так хотя бы тебя поманить из глубин,

Из кириллицей сотканных песен-былин.

Деревянная сказка, забытая Рось,

Ты стрелой пробиваешь мне душу насквозь.

И не знаю, зачем так бывает нужна,

Как вода из колодца, твоя старина….

Историк : (в мантии и конфедератке)

На Руси долго использовали и другой материал для письма – бересту (рисунок 7) . Береста - очень удобный материал для письма , хотя и требовал определенной подготовки. Березовое лыко варили в воде, чтобы кора стала более эластичной, затем снимали грубые ее слои. Лист бересты со всех сторон обрезали, придавая ему прямоугольную форму. Писали на внутренней стороне коры, выдавливая буквы особой палочкой - писалом - из кости, металла или дерева. Один конец писала заостряли, а другой делали в виде лопаточки с отверстием и подвешивали к поясу. Техника письма на бересте позволяла текстам сохраняться в земле столетиями.

Со временем появились более удобные станки, а с ними и современная азбука.

(восковые дощечки +береста)

Чтец :

Хорошая книга, мой спутник, мой друг,

С тобой интересным бывает досуг.

Ты учишь правдивым и доблестным быть,

Природу, людей понимать и любить.

Тобой дорожу я, тебя берегу.

Без книги хорошей я жить не могу.

Ведущий :

Сегодня, думаю, стоит поговорить еще и о нотном письме , так как многие из вам занимаются музыкой. Во многом появление нот обязано потребностью человека хранить информацию о придуманной им мелодии и передавать ее следующим поколениям.

История нот насчитывает не одно тысячелетие со времен возникновения первых музыкальных инструментов. Правда в те времена нотной грамоты не было и звуки, издаваемые музыкальными инструментами, записывались в виде обозначений, придуманных самим музыкантом : черточки, точки, различные завитушки. Древние сборники писались крюками – безлинейными нотами. Такие крюки еще называли «топориками» или «кондакарные» ноты (от слова КОНДАК – стих) (листки с нотами и книга) . Этот вид нотного письма исчез в 13 веке . Позднее, эти символы стали записывать на горизонтальных линиях. Но различное обозначение нот у каждого музыканта вносило хаос в музыкальный мир – это и стало предпосылкой появления нот похожих на современные. Они должны были внести порядок в процесс записи музыкальных композиций и сделать их легко читаемыми для других людей.

Инсценировка «АЗБУКА»

Буквы А, З, Б, У, К, А – 6 детей

Вбегает ребенок с буквой «А» на табличке.

Буква «А» :

Беда, беда!

Ведущий :

Что случилось?

Буква «А» :

Пропало слово, слово пропало!

Ведущий :

Какое слово?

Буква «А» :

Жило-было слово.

Играло, училось, ходило в школу

И вообще жило замечательно.

Ведущий :

Но вот, что было в нем примечательно,

Слушало учителей своих оно невнимательно,

И никак не могло запомнить, что же оно означает.

И, вот как, ребята, в жизни бывает :

Однажды слово, проснувшись рано,

Оделось, умылось, взяло корзину,

И пошло в лес – за грибами,

Не далеко тут - рядышком с нами.

Долго ходило, проголодалось,

Село на пенечек - съело пирожочек,

Встало, споткнулось вдруг, упало и рассыпалось!

Буквы растерялись, перемешались и потерялись.

И осталась у нас одна - буковка «А» .

А слово-то не знало, что оно означает,

И как слову собраться снова – буква «А» не знает.

А пока буковка «А» плачет –

Наша с Вами основная задача – помочь ей!

Вот такое, ребята, у нас с Вами задание!

А в каждом задании – есть свои правила.

Мы, ребята, с вами должны помочь букве «А» собрать пропавшее слово. Но для этого, нам нужно разгадать все буквы, которые составляли это слово. Буквы будут читать нам стихотворения, а мы с вами постараемся их отгадать и составить все слово. Наша задача : внимательно слушать стихотворения и назвать букву, которая в этом стихотворении повторяется чаще остальных. Ну, как вы думаете, ребята, отгадаем мы сегодня слово? Поможем нашей букве «А» ?

Дети отвечают.

Вдруг вбегает вторая буква «А» .

Ведущий :

А, вот и наша вторая буква. Ну, как (обращается к букве, помнишь свое стихотворение.

2-я буква «А» :

Ведущий :

Ну, тогда читай, а мы с ребятами внимательно будем его слушать и постараемся тебя отгадать.

2-я буква «А» :

Александра и две Али

Астры в садике сажали,

А Артур и два Алёшки

Алфавит читали кошке.

Ведущий :

Ну, как, ребята, что это за буква, догадались?

Дети отвечают и говорят как эта буква звучит на кириллице.

Ведущий :

Ну вот, ребята, у нас с вами есть уже целых две буквы «А» из пропавшего слова.

«К» ).

Буква «К» :

Здравствуйте! Я буква, только не знаю, какая, я потерялась (вздыхает) .

Ведущий :

Здравствуй! А, ты, наверное, буква из пропавшего слова?

Буква «К» :

Ведущий :

Ну что же, тогда ты не потерялась, а скорее нашлась! Мы тут с ребятами как раз помогаем твоим друзьям (показывает на две буквы А) разгадать пропавшее слово. Давай, скорее, читай свое стихотворение, а ребята будут тебя угадывать!

Буква «К» :

Куклу Катеньку Камилла

Кашей манною кормила :

«Кушай, Катя, кушай, детка,

К чаю есть у нас конфетка»

Ведущий : Ну что, ребята, это за буква, догадались?

Дети отвечают.

Входит ребенок с табличкой (буква «З» ).

Ведущий : Ну, вот, ребята, к нам пришла еще одна буква! Давайте послушаем ее стихотворение и постараемся угадать!

Буква «З» :

«Зоя, Зиночка, Захар!

Закипает самовар!

Земляника нынче к чаю.

Заходите - угощаю!»

Историк : Так, что же это за буква? Вы, ребята, конечно же догадались?

Дети отвечают.

Историк :

Теперь у нас уже целых 4 буквы, ребята. Скоро мы с Вами составим и все слово!

В зал входит ребенок с табличкой (буква «У» )

Ведущий :

А вот и еще одна буква. Ну что же, читай свое стихотворения, а ребята будут внимательно слушать – и постараются тебя отгадать.

Буква «У» :

У Ульянки день рожденья .

Ух, какое угощенье :

Утка, устрицы, урюк –

Угощайтесь, все вокруг!

Ведущий :

Так что же, ребята, это за буква?

Дети отвечают.

Ведущий :

Правильно! Молодцы. Буква «У» в русском алфавите, а на славянском алфавите она называется «УК» . Итак, у нас, дорогие друзья, уже целых 5 букв – скажу вам по секрету, нам осталось отгадать только еще одну букву, и мы с вами сможем составить все слово целиком!

В зал входит ребенок с табличкой (буква «Б» )

Ведущий :

А вот и наша последняя буква! Ну что же, ребята, давайте внимательно послушаем стихотворение, и угадаем ее!

Буква «Б» :

Бэлла, Боря и Булат

Бублики весь день едят .

Бобик крутится у ног :

Бобик бублик съесть не смог.

Дети отвечают.

Ведущий :

Правильно, ребята. Вторая буква русского алфавита – буква «Б» , а в славянском алфавите она называется «БУКИ» .

Ну что же - все буквы мы с вам отгадали - остается теперь из них составить слово целиком.

Все буквы встают в ряд, дети с помощью ведущего составляют слово «Азбука» .

Звон колокольчика. Входит буква Глаголь.

Глаголь :

Здравствуйте! Я буква «Глаголь» .

Ведущий :

Какое у тебя красивое имя! А что оно означает?

Глаголить – значит говорить. Но, прежде чем говорить, надо хорошенько… подумать. В народе говорили : «Молвишь – не воротишь, и дорого бы дал за словечко, да не выкупишь» . Много пословиц сложено о пользе учения. Некоторые из них я вам сейчас зачитаю, а последнее слово в них вы назовете сами.

(Называет начало пословицы, ученики договаривают)

1. Аз, буки, веди, страшны как… медведи.

2. Что написано пером, не вырубишь… топором.

Звон колокольчика. Входит буква :

Добрый день ! Меня зовут «Добро» .

Какое у тебя доброе имя!

Доброта – лучшая черта характера человека.

Добрым быть совсем не просто,

Не зависит доброта от роста,

Не зависит доброта от цвета,

Доброта не пряник, не конфета.

Только надо очень добрым быть,

Чтоб в беде друг друга не забыть.

И народы будут жить дружней,

Если будем мы с тобой добрей.

Доброта приносит людям радость

И взамен не требует награды.

Доброта с годами не стареет,

Доброта от холода согреет.

Если доброта как солнце светит,

Радуются взрослые и дети.

К нам из азбуки спешит новая гостья!

Звон колокольчика. Заходит буква :

Я буква «Люди» .

Люди вы в ладу живите,

Ласку и любовь несите.

Лучистое солнце не делим на части,

И вечную землю нельзя разделить.

Но искорку счастья

Ты можешь, ты должен,

Ты в силах друзьям подарить.

Дети поют Песню : «Вот что значит настоящий добрый друг….»

Звон колокольчика. Входит буква :

Здравствуйте! Меня зовут «Мыслите» .

Какая мудрая буква к нам явилась!

Я принесла вам загадки. Отгадайте их.

1) Семя плоско,

Поле гладко,

Кто умеет,

Тот и сеет,

Семя не всходит,

А плод приносит. (Бумага и написанные на ней слова.)

2) Носила меня мать,

Уронила меня мать,

Подняли меня люди,

Понесли в торг торговать,

Отрезали мне голову, стал я пить

И ясно говорить. (Гусиное перо) .

Наши предки писали гусиными перьями, очень редко лебедиными, а в одной рукописи упоминается перо павье – павлинье.

Гусиные перья подвергали особой обработке : втыкали на короткое время в песок или золу, а затем соскабливали ненужные перепонки.

3)Не куст, а с листочками.

Не рубашка, а сшита,

Не человек, а рассказывает. (Книга) .

Ведущий :

В старину книги писались от руки. Работа подвигалась медленно. На изготовление одной – единственной рукописи – книги уходило иногда пять – семь лет. Писец должен был обладать четким и красивым почерком. Каждая буква часто даже не писалась, а рисовалась.

Подбирались тщательно чернила, писали даже растворенным золотом или серебром. Начальную строку новой главы выделяли красными чернилами, отсюда и пошло выражение – начать с красной строки.

Переписанные листы украшали рисунками, одевали в переплеты из деревянных досок, обтянутых кожей. На обложках помещали драгоценные камни, золотые или серебряные застежки. В старину любили говорить : «Книжное слово в жемчугах ходит» . Такая книга стоила больших денег.

Есть буквы шипящие,

Есть буквы свистящие,

И только одна из них –

Буква рычащая.

Звенит колокольчик. Входит буква.

Здравствуйте! Я - буква "Рцы".

Недаром я собой горжусь,

Ведь - я начало слова "Русь".

Спасибо вам, буквы, что учите нас красоте, доброте, мудрости.

Гимн “Слава вам , братья, славян просветители” .

(муз. М. П. Розейнгейма, слова В. И. Главача) .

Слава Вам , братья, славян просветители ,

Церкви Славянской Святые Отцы !

Слава Вам , правды Христовой учители,

Слава Вам , грамоты нашей творцы! / 2 раза

Будьте ж славянству звеном единения ,

Братья святые : Мефодий, Кирилл!

Да осенит его дух примирения

Вашей молитвой пред Господом сил! / 2 раза

Ведущий :

43 буквы-сестрицы смотрят на нас и приглашают к дальнейшему знакомству. Но это будет в следующий раз. А теперь встречайте современную русскую азбуку.

Звучит музыка.

Выходит русский алфавит.

Русский язык.

Я люблю свой родной язык!

Он понятен для всех,

Он певуч,

Он, как русский народ, многолик,

Как держава наша, могуч.

Он – язык луны и планет,

Наших спутников и ракет,

На совете за круглым столом

Разговаривайте на нём :

Недвусмысленный и прямой,

Он подобен правде самой.

Ведущий :

Мы Отчизне верно служим,

Ты - один из сыновей.

Так расти, чтоб ты был нужен,

Дорог Родине своей!

Ждет тебя за труд награда -

Цель прекрасная вдали,

Но оглядываться надо

На пути, что мы прошли.

Ничего нет лучше, краше

Милой Родины твоей!

Оглянись на предков наших,

На героев прошлых дней!

Вспоминай их добрым словом -

Слава им , борцам суровым,

Слава нашей стороне !

Слава русской старине !

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...