Аз да буки - вот и все науки. Сначала Аз да Буки, а потом и науки Цель урока: Прививать детям любовь к родному слову, родному языку, отечественной истории. Задача урока: Ознакомить

– Писал он уже буквами. Когда же появились буквы? (Предполагают, что уже в IX веке были книги, написанные “русскими буквами”. Но до нас они не дошли, а книги более позднего периода написаны уже буквами старославянской азбуки “кириллицы”.)

– Почему она так называлась? /Ответы детей//Звучит колокольный звон в аудиозаписи/

По широкой Руси – нашей матушке

Колокольный звон разливается.

Ныне братья святые Кирилл и Мефодий

За труды свои прославляются.

Вспоминают Кирилла и Мефодия,

Братьев славных, равноапостольских,

6.В Белоруссии, в Македонии,

В Польше, Чехии и Словакии,

Хвалят братьев премудрых в Болгарии,

В Украине, Хорватии, Сербии.

7.Все народы, что пишут кириллицей,

Что зовутся издревле славянскими,

Славят подвиг первоучителей,

Христианских своих просветителей.

8.Слава Вам, братья, славян просветители,

Слава Вам, церкви святые отцы,

Слава Вам, правды Христовой учители,

Слава Вам, азбуки нашей творцы!

9.Сия зримая мала книжица

По-реченному алфавица,

Напечатана бысть по царскому велению

Всем младым детям к научению.

1.Жили Кирилл и Мефодий на границе государства Византии и славянских земель в городе Солуни.

2.Младший брат Кирилл мечтал написать книги, понятные славянам, а для этого можно было придумать славянские буквы.

3.Прошли годы. Братья выросли, выучились. Но мечта создать азбуку не покидала младшего брата. Он много работал. И вот азбука готова. Но придумать – это пол дела. Надо перевести с греческого языка на славянский книги, чтобы славянам было что читать. Это оказалось трудно, и один Кирилл не мог справиться. Ему стал помогать старший брат.

4.Первая книга, которая переведена на славянский язык -/Евангелие/

Это событие произошло в 863 году.

5. На Руси письменность пришла после крещения ее, это было в 988 году

Владимир так звали князя, который взялся за крещение Руси.

6.С тех пор алфавит несколько раз менялся, но до сих пор мы используем для письма азбуку, сочиненную в древности братьями – просветителями Кириллом и Мефодием.

Ведущий .

Славянский алфавит был создан на основе греческой письменности. Строго говоря – кириллица это не единственная раннеславянская письменность. Многие ученые считают, что глаголица существовала еще до Кирилла. Вот перед Вами самая ранняя письменность – глаголица. Посмотрите, какими значками обозначались буквы (рис. 1). Рис. 1

Этими значками можно было записать простые слова.

Расшифруйте это слово: (рис. 2).

Ваня: Иду я к Азбуке-Царице,

В руках – вот — сверток у меня

В нем знаки — символы славянские

Ох, помогите разгадать мне их, друзья! Прочитайте предложение.

Рис. 3 (“Солнце всех солнц есть сердце”)

– Итак, 24 мая, /какого года?/ 863 года в Болгарии Кирилл и Мефодий объявили о создании алфавита. Они постарались, чтобы каждая буква первой славянской азбуки была простой и четкой. Они помнили о том, чтобы человек, едва увидев букву, сразу бы захотел овладеть письмом. Часть букв они взяли из греческого алфавита, а часть специально создали для передачи тех звуков, которых не было в греческом языке. Это буквы /карточки со старославянскими буквами: Б, Ж, Ц, Ш, У, Ю, Я/– Давайте, сравним греческие и славянские буквы. (Рис. 4).

Если прочесть название первых букв греческого алфавита, возникает вопрос: а почему он так назван?

/альфа + бета/вета/ = алфавит/

Так сегодня мы называем порядковое сочетание букв любого языка.

А теперь прочитаем название букв славянского алфавита.

Так почему названная книга, по которой вы учились читать – Азбукой?

– Посмотрим на первый славянский алфавит – кириллицу.

Буки– буквы, книги;

Веди – ведать, знать;

Глаголь – говорю, слово;

Добро – добро;

Есть– есть;

Живете – жизнь;

Земля– земля;

Како – как;

Люди – люди;

Мыслите – мыслите;

– Почему буквы стоят именно в таком порядке?

Какое важное значение хотели зашифровать Кирилл и Мефодий?

Попытайтесь найти след тайных слов азбуки. Составим текст.

(Я – книга, знающая и говорящая добро, есть жизнь земли, и как люди мыслю.)

То есть азбука учит добру, она рассказывает о жизни земли.

Так какая первая буква?– Аз.

– Не зря созданы пословицы: «Сперва АЗ да БУКИ, потом и науки.»

Ведущий. Спасибо вам буквы, что учите нас красоте, доброте, мудрости. Спасибо святым братьям Кириллу и Мефодию за то, что они подарили нам славянскую азбуку. Солунские братья – гордость всего славянского народа.


Скачать:

Предварительный просмотр:

Исследовательская работа

Аз да Буки - вот и все науки

Работу выполнила

Токарева Валерия

ученица 1 «В» класса

МКОУ СОШ с УИОП №2

Им. А. Жаркова г. Яранска

Руководитель работы

Кострулина Е.В., учитель начальных классов,

МКОУ СОШ с УИОП №2

Им. А. Жаркова г. Яранска

2010

  1. Введение
  2. Цель, задачи, объект исследования
  3. Аннотация литературы
  4. Сравнение
  1. История
  2. Истинные значения букв
  3. Результаты исследования
  4. Заключения и выводы
  5. Приложения
  6. Библиографический список

Введение.

На уроках обучение, грамоте изучая алфавит, я узнала, что раньше алфавит был другим. Буквы имели свои названия. Почему сменился алфавит? Куда делись загадочные начертания букв? Это меня очень заинтересовало, и я решила провести исследовательскую работу.

Моя работа называется «Аз да Буки - вот и все науки». В этой пословице заключен глубокий смысл, о котором мы часто не догадываемся. Как известно, наш сегодняшний алфавит восходит к буквам кириллицы - славянской азбуки.

Цель работы:

Выяснить, какой алфавит является наиболее удобным для чтения и письма.

Задачи:

Узнать историю появления старославянской азбуки.

Познакомится с буквами старославянской азбуки.

Раскрыть смысл пословицы« Аз да Буки - вот и все науки».

Сравнить старославянскую азбуку и современный алфавит.

Объект исследования:

Старославянская азбука и современный алфавит.

Аннотация литературы:

Свое исследование я начала с поиска и изучения литературы по теме

  1. К. Титаренко «Тайна славянской азбуки», 1995 г. Узнала о том, как располагались буквы в старославянской азбуке.
  2. А. Зиновьев «Тайнопись кириллицы», 1998 г. Раскрываются тайны письма.
  3. М. Кронгауз «Откуда есть пошла славянская письменность», ж-л «Русский язык» 2006 г., №3 История возникновения старославянской письменности.

«Аз да Буки - вот и все науки».

Существует легенда о появлении старославянской азбуки. Легенда повествует, что Бог открыл Философу письмена в момент молитвы. А исторические источники уточняют: божественному откровению предшествовал долгий период изучения Константином языков, почитавшихся священными, - древнееврейского, греческого и латыни. На этих языках существовало Писание. На последних двух велись богослужения. В священных текстах все имеет смысл: не только содержание, но и форма записи, даже расположение букв алфавита. И Константин, прекрасно владевший мудростью своего времени (недаром его прозвали Философом!), создал славянскую азбуку по "образу и подобию" священных алфавитов и "обустроил" славянскую азбуку как модель мира и как истории праведника и неправедного человека.

Аз и Буки, две первые буквы кириллицы, из которых сложилось привычное нам слово АЗБУКА, обозначали двух персонажей, двух действующих лиц. Аз - хороший, рожденный "быть первым", "светлым князем". Буки - плохой, пустой человек, бессмысленное существо.

Буквы в кириллице располагались не в строчку, а в два столбика с определенным количеством букв. В правом столбике (слово "правый" происходит от слова "правда") - "хорошие" буквы, связанные с Аз - первым. В левом столбике - "плохие" буквы, "Букины".

Буквы первого столбика повествовала о житии Аз - праведного, стремящегося к истине и достигающего высшей славы и вечной жизни. Другого - повествовали о жизни Буки - пустого, погрязшего в суете, ставшего вором и мошенником, отщепенцем и еретиком, которого поймали, пытали, бросили в темницу и в конце концов предали лютой смерти.

Эти истории представляли собой примеры подобающей и неподобающей жизни, с которыми знакомился школяр, приступая к изучению грамоты. Они звучали как напутствие человеку, выбирающему жизненный путь, призывали учиться, мыслить и любить Слово.

Буквы правой стороны писались и запоминались легче, у букв левой стороны была сложная, вычурная форма. Освоить их было гораздо труднее. Так что, все в этой азбуке работало на моральное воспитание: и языком, и глазами, и руками должен был усвоить ученик, предложенный ему жизненный урок.

Со временем буквы утратили свое исконное название: Аз превратился в букву "А", Буки - в букву "Б" (бэ), веди - в "В" (вэ) - и так далее. Начертание букв упростилось, а многие буквы левого столбика и вовсе исчезли из употребления. Азбука перестала быть для нас священными знаками и напутствием в жизнь.

Ру́сский алфави́т (ру́сская а́збука) - алфавит русского языка, в нынешнем виде с 33 буквами существующий фактически с 1918 года (официально лишь с 1942 года: ранее считалось, что в русском алфавите 32 буквы, поскольку Е и Ё рассматривались как варианты одной и той же буквы).

Познакомившись со старославянской азбукой и современным алфавитом, я сравнила их по таблице:

Буквы, исключенные из состава русского алфавита реформой 1918 г.

 Буквы, исключенные из состава русского алфавита реформой 1711 г.

 Буквы кириллицы, у которых изменились начертания в современном русском алфавите.

Азъ – это начальная буква славянского алфавита, которая обозначает местоимение Я . Однако ее коренным смыслом является слово «изначально», «начинать» или «начало», хотя в быту славяне чаще всего употребляли Азъ в контексте местоимения. Тем не менее в некоторых старославянских письменах можно найти Азъ , который обозначал «один», например, «поеду азъ к Владимиру». Или же «начинать с азов» обозначало «начинать с начала». Таким образом, славяне обозначали с началом азбуки весь философский смысл бытия, где без начала нет конца, без тьмы нет света, а без добра нет и зла. При этом главный акцент в этом ставится на двойственности устроения мира. Собственно и сама азбука построена на принципе двойственности, где она условно разделена на две части: высшая и низшая, положительная и отрицательная, часть, расположенная в начале и часть, которая находится в конце.

Буки (Букы) – вторая буква-слово в азбуке. Она не имеет цифрового значения, однако имеет не менее глубокое философское значении, нежели Азъ . Буки – значит «быть», «будет» чаще всего использовалась при оборотах в будущей форме. По большому счету она обозначает будущее, которое каждый человек представляет для себя в радужном свете, но с другой стороны это слово также обозначает неизбежность наказания за совершенные низкие поступки.

Веди – интереснейшая буква старославянского алфавита, которая имеет числовое значение 2. У этой буквы есть несколько значений: ведать, знать и владеть. Когда Константин вкладывал в Веди этот смысл, он подразумевал сокровенное знание, знание – как высший божественный дар. Если вы сложите Азъ , Буки и Веди в одну фразу, то получите фразу, которая обозначает «Я буду знать!». Таким образом, Константин показывал, что человек, открывший созданную им азбуку, впоследствии будет обладать каким-то знанием.

Глаголь – буква, значение которой является выполнение какого-либо действия или произношение речи. Синонимами буквы-слова Глаголь являются: глаголить, говорить, разговор, речь, а в некоторых контекстах слово глаголить использовалось в значении «писать». Например, фраза «Да подаст нам глаголь и слово, и мысль, и деланье» обозначает, что «разумная речь дает нам и слова, и мысли, и поступки».

Добро – пятая буква в славянском алфавите, которая является символом чистоты и добра. Истинное значение этого слова «добро, добродетель». При этом в букву Добро Константин вкладывал не только чисто человеческие черты характера, но и добродетель, которой должны придерживаться все люди.

Произнесем буквы старославянской азбуки по именам.

Аз буки веди глаголь добро

Переведем каждую букву и посмотрим, что получится.

Аз и буки – азбука

Имя буквы В – «веди» в переводе – «знай».

У буквы Г - имя «глаголь», то есть «говори».

Букву Д называют «добро», по-русски это означает «хорошо».

Что же у нас получилось?

Азбуку знай и говори хорошо.

Результаты сравнения.

Уменьшилось количество букв (46 - в старославянском и 33 в современном)

Изменилось название почти всех букв (н-р: А – АЗ, Л- ЛЮДИ…)

Изменилось начертание у 7 букв (е, и, н, з, у, ч, ш)

Каждая буква-слово старославянской азбуки содержит смысловое ядро, в отличие от современного алфавита

Вывод.

Если вы оглянетесь назад, то увидите, что Кирилл и Мефодий создали не просто алфавит, они открыли славянскому народу новый путь, ведущий к совершенству человека на земле и торжеству новой веры.

Библиографический список

  1. К. Титаренко «Тайна славянской азбуки», Ростов- на- Дону: Феникс. -1995 г.
  2. А. Зиновьев «Тайнопись кириллицы»,М.: Слово.- 1998 г.
  3. М. Кронгауз «Откуда есть пошла славянская письменность» // Русский язык. – 2006. - №3
  4. Е. Немировский «По следам первопечатника», М.: Современник, 1983
  5. Д. Б. Эльконин «Букварь», М.: Просвещение.- 2007

Как известно, наш сегодняшний алфавит восходит к буквам кириллицы - славянской азбуки, созданной Константином-Философом, в монашестве Кириллом.

Легенда повествует, что Бог открыл Философу письмена в момент молитвы. А исторические источники уточняют: перед тем как Константину было божественное откровение, он долго изучал священные языки. Такими языками считались древнееврейский, греческий и латынь. На этих языках существовало Писание. На последних двух велись богослужения.

В священных текстах все имело смысл: не только содержание, но и форма записи, даже расположение букв алфавита. И Константин, прекрасно владевший мудростью своего времени (недаром его прозвали Философом!), создал славянскую азбуку по «образу и подобию» священных алфавитов. Вспомним: азбука создавалась им с вполне определенными целями. Он был миссионером и проповедовал христианство среди славян. А чтобы христианские идеи встретили любовь и понимание, их должно излагать на родном языке, полагал Философ. Но за подобный образ мыслей нетрудно было и еретиком прослыть, потому Константин, стараясь отвести от себя возможные обвинения, следовал усвоенным им канонам священного письма и «обустроил» славянскую азбуку как модель мира и как историю праведника и неправедного человека.

Аз и буки - две первые буквы кириллицы, из которых сложилось знакомое нам слово «азбука», обозначали двух персонажей, двух действующих лиц.

Аз - хороший, рожденный «быть первым», «светлым князем».

Буки - плохой, пустой человек, бессмысленное существо. (Отсюда обычай пугать детей Букой.)

Соответственно буквы в кириллице располагались не в строчку и не произвольным столбиком, как мы привыкли записывать алфавит, а в два столбика с определенным числом букв. В правом столбике (слово «правый» происходит от слова «правда») - «хорошие» буквы, связанные с Аз-первым, в левом - «плохие» буквы, «Букины».

Названия букв кириллицы были, как известно, словами: «веди», «глаголь», «добро», «есть», «живете» и т.д. Из этих слов складывались две истории. Одна повествовала о житии Аз - праведного, стремящегося к истине и достигающего высшей славы и вечной жизни, другая - о жизни Буки - пустого, погрязшего в суете, ставшего вором и мошенником, отщепенцем и еретиком, которого поймали, пытали, бросили в темницу и в конце концов предали лютой смерти.

Эти истории представляли собой примеры подобающей и неподобающей жизни, с которыми знакомился школяр, приступая к изучению грамоты. Они звучали как напутствие человеку, выбирающему жизненный путь, призывали учиться, мыслить и любить Слово.

Даже в начертании букв правого и левого столбика сказывалась их причастность к судьбе Аз-праведника и Буки-пустого. Буквы правой стороны писались и запоминались легче. У букв левой стороны была сложная, вычурная форма, освоить их было гораздо труднее. Так что все в этой азбуке работало на моральное воспитание: ученик должен был усвоить предложенный ему жизненный урок и языком, и глазами, и руками.

Со временем буквы утратили свое исконное название: Аз превратился с букву а, Буки - в букву б (бэ), веди - в в (вэ) и т.д.

Начертание букв упростилось, а многие буквы левого столбика и вовсе исчезли из употребления. Азбука перестала быть для нас священными знаками и напутствием в жизнь.

Но, может быть, детям интересно будет узнать, почему в старину малышей пугали Букой.

И буква, обозначающая личное местоимение, не всегда стояла на последнем месте. В старославянском языке слово «я» звучало как «Аз». И с буквы «Аз» начиналась старославянская азбука. Одной из важнейших фраз была фраза: «Аз есмь человек!» И означала она, что человек сотворен по образу и подобию божьему.

История Аз-первого
«Родоначально Первый: ведай учение, говори-поступай добронравно, по естеству живи; усердно работай, люби свою землю, постигай мироздания сущность; как люди мыслящий, наш брат мудролюбивый, изречешь слово твердо, укрепишь закон, обретешь славу, жизнь вечную».

История Буки-пустого
«Безначальным будешь - мерзко закончишь, утробная тварь; шваль суетная, вор, пьянюга, враг-еретик, выпадет доля горькая, изувера изловят, измают, в узилище заточат, казнят; издохнешь псиной смердящий прах».

По книге А.В.Зиновьева «Тайнопись кириллицы» (Владимир, 1991)

Пересказала Ирина Осина

Говорит она беззвучно,

А понятно и не скучно.

Ты беседуй чаще с ней –

Станешь вчетверо умней.

(Книга)

Правильно, и сегодня наш классный час посвящён Дню православной книги . А как появилась на Руси письменность? Кому мы должны сказать спасибо за то, что можем пользоваться письменной речью?

1 чтец Оглянись на предков наших,

На героев прошлых лет.

Вспоминай их добрым словом

Слава им, борцам суровым!

Слава нашей стороне!

Слава русской старине!

И про эту старину

Я рассказывать начну,

Чтобы люди знать могли

О делах родной земли...

2 чтец В монастырской келье узкой,

В четырех глухих стенах, О земле о древнерусской Быль записывал монах...

Действительно, книга сотворена для нашего счастья и спасения.

Слово… Звук, живущий доли секунды и пропадающий в пространстве. Может быть и говорить-то не о чем. Но слово – это дар Божий. Ведь вначале было Слово. И первое слово было – Бог. Воплотилось Слово Божие в славянскую речь благодаря солунским братьям Кириллу и Мефодию, создателям церковнославянского языка. Это слово Божие – Книга книг, Библия, иначе Евангелие. Ученики учили по букварю славянскую азбуку: аз, буки, веди, глаголь, добро. Все школы были при храме, а учителя – церковные служители.

Просыпайтесь ранёхонько,
Умывайтесь белёхонько,
В Божью церковь собирайтесь,
За азбуку принимайтесь!

С тех пор прошло много лет. Люди научились печатать не только церковные книги, но и популярные романы, журналы, различную прессу. Но чтобы мы не читали, не должны осквернять нашу речь, которую создали Кирилл и Мефодий для того, чтобы записать самую первую и главную книгу - Библию. До появления книгопечатания ее множество раз переписывали, и не было сделано ни одной ошибки. Свой рассказ начнем с этой книги.

«Библия или Евангелие».

В моей домашней библиотеке много православных книг. Но самая главная из них - Библия. Еще с древнейших времен её называли – Книгой Книг. Она состоит из двух частей: Ветхого и Нового Заветов. В Новом Завете рассказывается о жизни Иисуса Христа. Записали Новый Завет или Евангелие четыре Апостола: Матфей, Марк, Лука и Иоанн.

Любовью к ближним пламенея, Народ смиренно он учил; Он все законы Моисея Любви закону подчинил. Он исповедует прощенье, Велит за зло платить добром; Есть неземная сила в нем. Целя недуг, врачуя муку, Везде спасителем он был. И всем простер благую руку, И никого не осудил.

В 863 году славянская азбука была создана. Этот год считается годом рождения славянской азбуки. Славянская азбука существовала в двух вариантах: глаголица от глаголъ – «речь» и кириллица .

В первой славянской азбуке оказалось 40 букв. Называлась она «глаголицей», а создали ее братья на основе трех христианских символов - креста, круга и треугольника, независимо от других азбук.

Позднее, в Болгарии, ученики Кирилла и Мефодия изобрели вторую и главную славянскую азбуку - кириллицу, Кирилла. Каждая буква кириллицы была особенной. Она имела имя: А - аз, Б - буки, В - веди, Г -глаголь, Д - добро, Е - есть, Ж - живете, 3 - зело, земля, Л -люди, М - мыслите, П - покой, Р - рцы, речь, С - слово, Т -твердо... Кроме того, буквами можно было обозначить и числа: «аз» - 1, «веди» - 2, «глаголь» - 3.

Создатели азбуки старались сделать буквы простыми, четкими, мягкими в написании. До сих пор кириллица считается одной из самых удобных систем письма. А имена Кирилла и Мефодия, «первоучителей словенских», стали символом духовного подвига.

Русская азбука - совершенно уникальное явление среди всех известных способов буквенного письма. В азбуке, и только в ней, есть содержание.
Создатели славянского алфавита Кирилл и Мефодий не случайно давали наименования буквам. Они хотели, чтобы азбука звучала осмысленно, утверждая ценность слова и мысли.

Пользуясь старославянским языком, книжники приближали его к своим родным языкам – русскому, сербскому, болгарскому. Такой вариант старославянского теперь называют церковно-славянским

СЛАВЯНСКИЙ НАРОД благодарит Первоучителей словенских.

Памятники Кириллу и Мефодию несть в Хорватии, Болгарии, В России.

В день славянской письменности и культуры проходит молебен на Славянской площади в Москве.

В 2004 г. Самара стала общероссийским центром проведения Дней славянской письменности и культуры.

По широкой Руси - нашей матушке

Колокольный звон разливается.

Ныне братья святые Кирилл и Мефодий

За труды свои прославляются.

Вспоминают Кирилла с Мефодием,

Братьев славных, равноапостольных,

В Белоруссии, Македонии,

В Польше, Чехии и Словакии.

Хвалят братьев премудрых в Болгарии,

В Украине, Хорватии, Сербии.

Все народы, что пишут кириллицей,

Что зовутся издревле славянскими

Славят подвиг первоучителей,

Христианских своих просветителей.

Давным-давно, когда история великой русской державы только начиналась, «она» стоила очень дорого. Ее одну можно было обменять на табун коней, стадо коров, на собольи шубы. И дело тут не в украшениях, в которые красавицу и умницу наряжали.

А ходила она только в тисненых кожах, в жемчугах да в каменьях драгоценных! Золотые и серебряные застежки украшали ее наряд! Любуясь на нее, люди говорили: «Свет, ты наш!» …Что же это за диковина такая? Это ЕЕ Величество – КНИГА.

Она сохранила до нас Слово Божие и предания далеких лет.

Низкий поклон и благодарность Кириллу и Мефодию! Уважение наше – книгам православным, которые учат нас быть добрыми, справедливыми, терпеливыми и любящими, книгам, авторы которых мечтали, чтобы мир стал чище и светлее. Будем помнить об этом всегда и везде.

Цели урока:

  1. Дать представление об истории развития и становлении русского языка.
  2. Осветить проблемы, связанные с современным состоянием русского языка.
  3. Прививать любовь к родному языку.

Оформление: презентация (слайд-шоу об истории развития и становления русского языка).

Ход урока

Ученица исполняет русскую народную песню «Как пойду я на быструю речку».

Учитель: «Русь» – короткое – в один слог всего! – А такое просторное и загадочное слово! – Русь!

Оно пришло из седой древности и навеки осталось с нами. Что оно означает? У слова «Русь» много значений, как много притоков у великой реки. Русь. Русские. Россияне. Россия. Но есть и такие родственные слова: русло, русалка, роса, росяница. Значит, Русь – это страна, где много рек и озер, а русский – это человек, живущий у воды.

Вот мы и отправились с вами в увлекательное путешествие, в котором вы узнаете много нового и интересного о своем родном языке. А путешествие наше будет называться: «Сперва АЗ да БУКИ, потом все науки». Вам, наверное, не раз приходилось слышать эту пословицу. Смысл ее таков: сперва изучи язык, потом уже приступай к наукам.

Ученик-ассистент: Но что за слова «аз» и «буки», что они означают и откуда взялись?! Чтобы понять это, познакомимся с историей письменности и происхождением русского языка.

В глубокой древности люди вместо того, чтобы писать, рисовали. Остатки рисуночного письма сохраняются еще и в нашем быту. Подумайте, где можно встретить рисуночное письмо? (Слайд 2)

Учитель: Обратимся к нашим истокам. Русский язык относится к славянской группе языков. Родственными ему являются восточнославянские языки – украинский и белорусский; западнославянские – польский, кашубский, чешский, словацкий, лужицкий; южнославянские – болгарский, македонский, сербский, хорватский, словенский. У языков этих много общего, но есть и существенные различия. Послушаем диалог двух славян: болгарина и русского

Сценка.

Когда наш солдат вступал в беседу с болгарином, они, мило улыбаясь друг другу, все время пытались умерить темп разговора.

Мил человек, - уговаривал русский, - не говори ты так быстро, говори помедленней!

Это я мОля те другарю, не говори такА бОрзо, говорИ бАвно! - отвечал болгарин.

Говорить помедленней, не частить – это понятно. Но чем же мне тебя потешить, чтоб было ещё и забавно, т.е., бавно. Первая половина этого предложения никого из нас не смущала: «такА бОрзо» – значит «так быстро». Естественно, «борзый конь» по-русски «быстрый конь»... А вот неожиданное слово «бАвно» наводило на размышления... – как же говорят – братский язык, самый близкий? А получается все наоборот. У нас «забавно» – весело, потешно, а у них «бАвно» – медленно.

Как вы думаете, почему так происходит? (Мини-дискуссия.)

Ученик-ассистент: К V-VI вв. в среде славян обособились три группы: южная, западная, восточная. (Слайд 3)

К XII веку Киевская Русь была крупнейшим государством Европы, на ее территории образовалась древнерусская народность. Впоследствии на ее основе сформируются русская, украинская и белорусская народности.

Учитель: Следующий этап нашего путешествия – возникновение письменности на Руси. Вспомните, когда возникла письменность на Руси? С каким историческим событием оно связано? (988 год, принятие христианства на Руси.) (Слайд 4) Музыкальный фон: А. Бортнянский «Господи, помилуй».

Ученик-ассистент: Рождение славянской азбуки неотделимо от имен Константина (Кирилла) и Мефодия, «братьев из Солуни». В Х веке греческий монах Кирилл создал для южных славян азбуку, использовав для этого греческий алфавит. Этой азбукой, названной в честь ее изобретателя кириллицей, начали пользоваться и восточные славяне, предки нынешних русских, белорусов, украинцев. В славянской азбуке, чтоб облегчить запоминание, буквы назывались словами: АЗ, БУКИ, ВЕДИ, ГЛАГОЛЬ, ДОБРО, ЕСТЬ и т. д., что по-русски значит: «Я буквы ведаю (знаю), говорю – добро есть». Азбука представляла цельный текст нравоучительного характера.

Учитель: Ребята, а кто из вас знает, какая буква стала героиней фразеологизма? Что она обозначает? (Прописать ижицу – кому-то сделать внушение.) (Слайд 5)

Сценка «Азбука».

В школе. На сцене длинный стол. За столом с одной стороны сидят несколько учеников. Во главе стола «Мастер» – учитель. У него в руке розга. Розги висят на стене у окна. (Слайд 6)

Мастер (держит в руках папку, на обложке которой с одной стороны крупно написано «АЗ», а на другой «БУКИ»):

КНИЖИЦЫ ВАШИ ДОБРЫ ХРАНИТЕ. Напрасно листов не перегибайте. Книгу аще кто не бережет, таковой души своей не стережет. Если в приказаниях моих верны пребудете, то от меня никогда биты не будете. Наставив ко вниманию ухо, сиди тихо, как муха. Да не смейтесь и глазами не поводите, точно зачумленные, а не то пропишу вам ижицу. (Показывает обложку с буквой «АЗ».) Как называется сей зримый знак?

Мальчики: АЗ!

Мастер (переворачивая папку): А этот зримый знак?

Мальчики: БУКИ!

Мастер: Ну-ка громогласно: буки и аз изрекаются «БА!»

Мальчики: Буки и аз изрекаются «БА!»

(Мальчик 1 зевает во весь рот. Он начинает засыпать. Сосед щиплет его, когда он клюет носом. Мальчик 1 подскакивает и пихает соседа в бок.)

Мастер: Слышу я шум не полезный! А за сие будет вам плач слезный. Кто урока не изучит, свободного выхода из школы не получит. Кто упирается во зле, тот на школьном полежит козле.

Мальчик 1: А где он? (Мастер встает, берет обоих малышей за уши и ведет к скамейке.)

Мастер: Ну вставайте, передохните! Теперь свершите молитву и ступайте домой обедать, да потом опять учиться приходите!

Учитель: 1564 год – что за дата в истории русского языка? (Напечатана 1-я книга «Апостол» – начало книгопечатания в России.)

(Слайд 7) Музыкальный фон: М. Мусоргский «Хор девушек (величальная)» из оперы «Хованщина».

  1. Кто был первым книгопечатником? (Иван Федоров, а в Белоруссии и Литве был Франциск Скорина. Первая книга называлась «Библия русска», которую он издал в 1517 году.)
  2. В 1564 году открылась книгопечатня. А каким современным синонимом можно заменить это слово? (Типография.)
  3. Почему у Ивана Федорова было много врагов? (Печатный двор заменял труд сотен писцов.)
  4. Чем печатные книги лучше рукописных? (Увеличение скорости книгопроизводства, книги стали дешевле, меньше стало ошибок.)
  5. Зачем нужны были книги в те времена? (Учить детей, справлять церковную службу, передавать знания от поколения к поколению.)

Реформы русского языка.

На протяжении своего развития русский язык несколько раз претерпевал изменения. Одним из реформаторов русского языка был М.В. Ломоносов. (Слайд 8)

Ученик-ассистент: Он создал «Российскую грамматику», первые упорядоченные правила русской орфографии, им было написано «Письмо о правилах российского стихотворства», в котором он вывел теорию о трех «штилях». Можете ли вы сказать, в чем заключалась эта теория? (Были созданы высокий, средний и низкий стили. )

В XIX веке Николай Михайлович Карамзин ввел в русский алфавит новую букву. Какая это была буква? (Буква Ё.)

Еще одна реформа была проведена в ХХ веке, в 1918 году. Были упразднены лишние буквы ЯТЬ, ИЖИЦА, ФИТА и Ъ в конце слов, что позволило легче усваивать азбуку.

Слова-пришельцы.

Учитель: Поговорим о словах-пришельцах.

Ученик читает стихотворение:

Мы народ довольно светский
Признаем язык турецкий,
Итальянский, датский, шведский,
И китайский признаем,
И английский, и французский,
Но в родном краю по-русски
Пишем, думаем, поем

Учитель: Русский язык в разные эпохи воспринимал слова из других языков, некоторые слова-пришельцы так давно проникли в русский язык, что стали очень привычными и сейчас кажутся нам своими, коренными русскими.

Ребята, а как вы думаете, каковы причины заимствований? (Культурно-исторические связи, торговые связи.)

Как вы думаете, когда и в связи с чем были заимствованы слова из греческого, латинского, немецкого, голландского, французского и английского языков? В своем ответе опирайтесь на знание истории. (Слайд 10)

ЯЗЫКИ
Греческий Латинский Немецкий и голландский Французский Английский
Апостол. Демон. Евангелие. Кафедра. Библиотека. Грамматика. Школа. Тетрадь. Драма. Театр. Баня. Сахар. Огурец. Кипарис. Лента. Республика. Революция. Операция. Станция. Пенал. Бухгалтер. Слесарь. Ярмарка. Верстак. Флот. Якорь. Опера. Сцена. Балет. Афиша. Режиссер. Жилет. Капот. Вуаль. Пальто. Паркет. Тротуар. Абажур. Сервиз. Вокзал. Рельс. Трамвай. Трактор. Комбайн. Танк. Футбол. Старт. Клуб. Митинг. Джемпер. Плед.

А не кажется ли вам, что мы иногда портим наш язык? Употребляем иностранные слова без надобности, неправильно? (Ответы учащихся, мини-дискуссия.)

К чему говорить «дефекты», когда можно сказать «недочеты» или «недостатки». И,в то же время, есть ли смысл в том, чтобы «изобретать» исконно русский синоним к слову «компьютер»?

Вывод учителя: каждому стилю речи присуща определенная лексика. Нужно знать, когда ее употреблять.

Современный русский язык

Сегодня мы говорим о богатстве, многообразии русского языка. А какие времена переживает современный русский язык сегодня?

Одни считают, что наш язык пришел в упадок, кто-то говорит, что такие ситуации, когда резко падает уровень грамотности, уже были в истории. Язык – это всегда отражение жизни человеческого общества. В нем нет ничего того, чего нет в человеке. Судьба языка полностью в руках людей. Положение языка – одновременно и социальный диагноз, и показатель внутренней культуры человека.

Проблема современного русского языка заключается, во-первых, в том, что в язык стало попадать много жаргонизмов, заимствований, не всегда оправданных. Проследим это на примере пародии на сказку.

Сказка про Красную Шапочку (сценка).

Всю дорогу, со страшной силой тусуясь по лесу, отрываясь на все 100, Серый Волк клеился к крутой чиксе в потрясающей красной шапочке от Дольче&Габана. Та сразу въехала, что Серый Волк – лох, лузер и стала вешать ему лапшу на уши про хилую клюшку, т.е. больную бабушку.

Слушай, детка, прими таблетку. А если хочешь, киска, купи себе вискас, - сказал Серый Волк, - это все не фонтан, пшено не в жилу.

Отпад, - сказала Красная Шапочка. Будь здоров, не чихай! А то склеишь ласты и гикнешься.

Такой пересказ сказки – яркая иллюстрация речи, содержащей жаргонизмы, вульгаризмы. За последние годы русский язык превратился в неблагозвучную смесь нецензурной брани, бандитского жаргона, искажённых «американизмов» и безграмотно употребляемых русских слов. Люди, продолжающие говорить на «архаичном» русском языке, часто не понимают своих соотечественников. Сейчас не услышишь сочетания «в жизни», а почему-то лишь «по жизни». Ранее употребляемый глагол «прикинь» превратился в своеобразное слово – связку. Зато другой русский глагол «класть» исчез вообще и почти заменён уродливым «ложить».

Это проявляется как в бытовой речи, так и в профессиональной. Появляются специальные «диалекты», и нередко сотрудники соседних отделов одной компании разговаривают на разных языках. Например, одно из распространенных выражений в модном бизнесе – «создать лук» («look» - образ; речь идет о подборе одежды, а то и «тотал лук» – одеть с ног до головы в одну марку) Человека, который одет-обут не просто в вещи одной марки, но еще и из коллекции одного сезона, назовут «фэшн виктим» – fashion victim – жертва моды.

Еще одна проблема – мы стали меньше читать. Согласно данным опроса о количестве и жанрах читаемой литературы – 37% опрошенных вообще не читают книг. А те, кто читают, выбирают «легкие» жанры – детектив, «любовный» роман, предпочитая их классике.

Меняются способы получения информации. В СМИ, в Интернете используются далеко не все богатства русского языка. Заметно скудеет лексический запас человека. От этого многие и страдают, т.к. не могут подобрать слов, чтобы высказать мысль.

Изменение ситуации ученые видят в изучении русского языка, начиная с детского сада и заканчивая вузом.

Ученые-лингвисты предлагают учредить в России общенациональный праздник – День русского языка, и отмечать его в день рождения А.С. Пушкина.

Русский язык является родным для 288 миллионов человек, более чем в 15 странах мира. Нас, носителей русского языка, много. Так будем же едины в своём стремлении сберечь наше национальное достояние – современный русский литературный язык.

Наше лингвистическое путешествие заканчивается. (Слайд 10) Музыкальный фон: В. Захарченко «Русь православная».

Да, важно знать в наше время несколько языков, но лучше всего нужно знать свой родной язык, стремиться обогащать свою речь. Как говаривал М.В. Ломоносов, в русском языке соединены «великолепие ишпанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того богатство и сильная в изображениях краткость греческого и латинского языка…»

Так будем же гордиться своим языком и любить его.

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...