Поедем в царское село. Мандельштам О - Царское село (чит

Поэзия Мандельштама -- танец вещей, являющийся в самых причудливых сочетаниях. Присоединяя к игре смысловых ассоциаций игру звуковых, -- поэт, обладающий редким в наши и дни знанием и чутьем языка, часто выводит свои стихи за пределы обычного понимания: стихи Мандельштама начинают волновать какими- то темными тайнами, заключенными, вероятно, в корневой природе им сочетаемых слов -- и нелегко поддающимися расшифровке. Думаем, что самому Мандельштаму не удалось бы объяснить многое из им написанного. Теоретикам "заумной" поэзии следует глубоко почитать Мандельштама: он первый, и пока только он один, на собственном примере доказывает, что заумная поэзия имеет право на существование. Сделать это ему помогли: поэтический дар, ум и образованность, то есть то, чего начисто лишены были бедные "мэтры" российского футуризма.

О. Э. Мандельштам - «Царское село»

Георгию Иванову

Поедем в Царское Село!
Там улыбаются мещанки,
Когда уланы после пьянки
Садятся в крепкое седло...
Поедем в Царское Село!

Казармы, парки и дворцы,
А на деревьях - клочья ваты,
И грянут «здравия» раскаты
На крик – «здорово, молодцы!»
Казармы, парки и дворцы...

Одноэтажные дома,
Где однодумы-генералы
Свой коротают век усталый,
Читая «Ниву» и Дюма...
Особняки - а не дома!

Свист паровоза... Едет князь.
В стеклянном павильоне свита!..
И, саблю волоча сердито,
Выходит офицер, кичась, -
Не сомневаюсь - это князь...

И возвращается домой -
Конечно, в царство этикета -
Внушая тайный страх, карета
С мощами фрейлины седой,
Что возвращается домой...

Дата написания: 1912 год

Мандельштам Осип Эмильевич - поэт, прозаик, эссеист.
Осип Эмильевич Мандельштам (1891, Варшава – 1938, Владивосток, пересыльный лагерь), русский поэт, прозаик. Отношения с родителями были весьма отчуждёнными, одиночество, «бездомность» – таким Мандельштам представил своё детство в автобиографической прозе «Шум времени» (1925). Для социального самосознания Мандельштама было важным причисление себя к разночинцам, острое чувство несправедливости, существующей в обществе.
Отношение Мандельштама к советской власти с конца 1920-х гг. колеблется от резкого неприятия и обличения до покаяния перед новой действительностью и прославления И. В. Сталина. Самый известный пример обличения – антисталинское стихотворение «Мы живём, под собою не чуя страны…» (1933) и автобиографическая «Четвёртая проза». Наиболее известная попытка принять власть – стихотворение «Когда б я уголь взял для высшей похвалы…», за которым закрепилось название «». В середине мая 1934 г. Мандельштам был арестован и сослан в город Чердынь на Северном Урале. Его обвиняли в написании и чтении антисоветских стихотворений. С июля 1934 по май 1937 г. жил в Воронеже, где создал цикл стихов «Воронежские тетради», в которых установка на лексическое просторечие и разговорность интонаций сочетается со сложными метафорами и звуковой игрой. Основная тема – история и место в ней человека («Стихи о неизвестном солдате»). В середине мая 1937 г. вернулся в Москву, но ему было запрещено жить в столице. Он жил под Москвой, в Савёлове, где написал свои последние стихи, затем – в Калинине (ныне Тверь). В начале марта 1938 г. Мандельштам был арестован в подмосковном санатории «Саматиха». Спустя месяц ему объявили приговор: 5 лет лагерей за контрреволюционную деятельность. Умер от истощения в пересылочном лагере во Владивостоке.
http://www.stihi-xix-xx-vekov.ru/biografia39.html

ЮРСКИЙ, СЕРГЕЙ ЮРЬЕВИЧ, (р. 1935), актер, режиссер, писатель, поэт, сценарист. Народный артист Российской Федерации.

goldfond в Осеннее очарование царскосельских парков

В субботу, воспользовавшись замечательной погодой, отправились в Царское село, посмотреть отреставрированные Агатовые комнаты в камероновой Холодной бане.

Презрев русскую народную поговорку "Кто рано встаёт, тому Бог подаёт", приехали туда в половине третьего. Подошли к павильону и радость от встречи с прекрасным начала меркнуть на глазах, т.к. увидели длинную толстую очередь, уныло переминающуюся перед входом.
А когда посмотрели на регламент впуска посетителей (по 15 человек каждые 20 минут) и пересчитали по головам стоящих впереди, поняли, что наша идея накрылась медным тазом.
Во дворец мы тоже не пошли, ограничившись внешним осмотром



Но, поскольку у нас с собой было, то решили просто погулять по паркам, полюбоваться осенней природой и парковой архитектурой, тем более, что давно так просто не гуляли.

Камеронова галерея
Вход - выход


Сама галерея


Пандус и висячий мост. Над замковыми камнями сводов высечены маски древних богов: Юпитера, Юноны, Минервы, Марса и Меркурия.


Вид на Большой пруд и павильон Грот


Сам Грот. Арх. Ф-Б.Растрелли


Павильон Эрмитаж. Проектировал М.Земцов, досртаивался под руководством Ф-Б.Растрелли


Морейская колонна.Эта памятник воинской славы в часть побед морской пехоты русского флота под командованием генерал-майора Ф. Г. Орлова на полуострове Морея во время первой Архипелагской экспедиции 1769-1774 годов в Средиземном море.Арх. А.Ринальди


Памятная доска на колонне

Народ на аллеях развлекался, как мог. Самый популярный головной убор в парке


А самое популярное фото - с подброшенными листьями. Издалека сняла каких-то ребят, которые по очереди фотографировали девушку, подбрасывающую листья


Рыбак на Большом пруду что-то мелкое при нас выловил


Турецкая баня. Это не просто красивый павильон, а памятник в честь победы в русско-турецкой войне 1828-1829 годов. Был возведен в 1852 году по указу Николая I Арх. И.А.Монигетти


Напротив, посередине пруда, - Чесменская колонна, была сооружена по проекту арх. А. Ринальди в 1778 году, в честь победы над турками у берегов Средиземного моря в 1770г.


А совсем рядом с Турецкой баней - Мраморный или Палладиев мост. Образцом для Мраморного моста, сооруженного по модели В. И. Неелова, послужили мосты в английских парках Стоу и Уилтон, созданные на основе проекта А. Палладио.


Несмотря на целую серию прохладных дней, в парке ещё много живых цветов


А какие красивые деревья на берегах прудов и проток!


И островки, поросшие соснами!


Павильон Пирамида, построен в неоегипетском стиле. Пирамиды было две: на этом месте первоначально построил пирамиду архитектор В.И.Неёлов, а позже, после её обветшания, вторую - уже Ч.Камерон


Мостики через протоки


А недалеко от Орловских ворот


находится Башня-руина, сооруженная в 1771 году по проекту архитектора Ю. М. Фельтена.
Это опять-таки, памятник, возведенный в честь блестящих побед русского оружия в период русско-турецкой войны 1768—1774 годов.


На замковом камне арки высечена надпись: «На память войны, объявленной турками России, сей камень поставлен».


Башня со всех сторон:


За деревьями виднеется Китайская деревня (Арх. В.Неёлов и Ч.Камерон)


А это Китайская или Скрипучая беседка. Арх. Ю.Фельтен


Китайский мостик


Концертный зал, построенный в 1782 - 1788 годах - одна из ранних работ арх. Дж. Кваренги в России.


Рядом с ним - Кухня-руина построена арх. Дж. Кваренги в 1780-х годах из частей древних мраморов, вывезенных при императрице Екатерине Великой из Греции. Когда-то в этом павильоне хранилась часть коллекции мраморов, которые доставлялись государыне из Рима Рефенштейном, ведшим там все ее дела по художественной части.


Барельеф над входной дверью


В промежутках между колоннами и верхнем участке стен было установлено 6 гипсовых барельефов, изготовленных скульптором Концецио Альбани. Барельефы были нарочно повреждены, чтобы придать им облик глубокой древности. С антиками в соседстве располагаются известняковые фризы, исполненные и специально «состаренные» этим же скульптором (выполнившим и другие детали отделки). Гипсовые барельефы Альбани уподоблены остаткам композиций из мрамора. На них повторяются 3 сюжета, которые были позаимствованы у древних оригиналов: Юпитер - царь богов и его жена Юнона с атрибутами (павлином и орлом), скорбящая Деметра (Церера) и служанка, омывающая ее ноги, Диана и Аполлон.

Жанр: документальный, видео экскурсия
Цикл передач об истории и событиях далеко не провинциального села.
Авторская программа Ивана Саутова - директора Государственного музея-заповедника "Царское Село".
25 верст от Санкт-Петербурга до Царского Села были лучшей дорогой в России. Летом туда переезжал двор, и Царское Село превращалось "в маленький блистательный Петербург". Там царила праздничная жизнь, оттуда Романовы правили Россией. Главными героями авторской программы директора ГМЗ "Царское Село" Ивана Саутова являются цари, литераторы, архитекторы...

Проект Бэллы Курковой
Режиссёры-постановщики: Ольга Высоцкая, Михаил Трофимов

Производство: ООО "Лен ТВ" по заказу ГТРК "Культура"

Ведущий: Иван Саутов

Участие в фильмах:

"Я даже и не мечтал, что побываю в таких местах, в таких дворцах и интерьерах. Подержу в руках детскую винтовку Царевича Алексея Романова или саблю, прошедшую Чесменское сражение. Буду сниматься в настоящей кузнице и в закрытых для обычных посетителей залах питерских музеев. Почти сон, почти сказка.
За время съёмок произошло немало удивительных совпадений. Один мистический случай не могу забыть по сей день. Это было под вечер в Юсуповском дворце на Мойке, осталось доснять последние запланированные кадры. Наша немногочисленная группа валилась с ног после целого рабочего дня, а я с трудом пытался держаться в кадре бодро и работать так же, как 10 часов назад. Наконец, долгожданная фраза "Стоп! Снято! На сегодня всё!" произнесена, и я иду переодеваться в гардероб Юсуповского Дворца, который нам любезно предоставили для съёмок. На стульчике возле зеркала лишь одна пожилая женщина, питерская интеллигентка с ясными и внимательными глазами, какие бывают у тех, кто пережил Блокаду. На мне шелковый шейный платок, сюртук тёмного сукна, зауженные брюки со штрипками и остроносые туфли, лицо усталое и печальное.
"А вот и Принц Гамлет" – произносит с улыбкой гардеробщица, предсказывая события, которые произойдут в моей актёрской жизни намного позже. Кто бы мог тогда думать, кто бы мог предполагать?!
Этот сериал считаю чудесным подарком судьбы, прикосновением к русской истории и огромным обретением для себя."

"Жизнь - вечный праздник"

Наконец-то это чудо было готово! Можно было показать новый царскосельский дворец дипломатам и придворным. Он строился 11 лет. И когда дворец "засиял" своей неземной красотой среди окружающих его лесов, Елизавета Петровна Романова пришла в восхищение. Она тогда не знала, что в этом дворце ей отпущено прожить всего два года.

В роли Управителя Николай Лазарев

Фрагменты фильма

Кадры из фильма:

"Плыть хочется"

Большое Царскосельское озеро. Уникальное озеро. Как сейчас говорят, энергетическое... Оно, пожалуй, не имеет себе равных по числу поэтических строк, посвящённых ему в разное время. А сколько биографий начиналось здесь, на его берегах!

В роли флаг-юнкера Николай Лазарев

Фрагменты фильма

Кадры из фильма:

"Царскосельский арсенал"

Царскосельский арсенал. Некогда прекрасный павильон в виде шестиэтажной башни, живописно расположился в Александровском парке Царского Села. Строить его начал Адам Менелас, а завершил уже после его смерти архитектор Тон. Но главное - это, потрясающее воображение, собрание оружия, которое здесь находилось.

В роли хранителя Арсенала Николай Лазарев

Фрагменты фильма

Кадры из фильма:

Исторический сайт Багира - тайны истории, загадки мироздания. Секреты великих империй и древних цивилизаций, судьбы исчезнувших сокровищ и биографии людей изменивших мир, секреты спецслужб. Летопись войны, описание сражений и боёв, разведывательные операции прошлого и настоящего. Мировые традиции, современная жизнь России, неизвестный СССР, главные направления культуры и другие связанные темы - всё то о чём молчит официальная наука.

Изучайте тайны истории - это интересно…

Сейчас читают

Наиболее необычные и сложные задачи перед советскими автоконструкторами всегда ставило Министерство обороны. В 1970-е годы военным пришла в голову мысль, что неплохо бы получить лёгкий плавающий внедорожник.

В 2020 году исполняется 215 лет Аустерлицкому сражению, состоявшемуся 20 ноября 1805 года, - одной из важнейших битв в истории наполеоновских войн на территории Европы. Об этом сражении в России помнят в основном благодаря роману Льва Толстого «Война и мир». Историки объясняют поражение русско-австрийской армии в поединке с почти равной по численности армией французского императора исчерпывающе: Наполеон Бонапарт - военный гений! Но изучение забытых архивов военного министерства времён Александра I, решений Государственного совета в отношении ряда осуждённых по итогам кампании генералов русской армии даёт иную причину успеха французского оружия. «Солнце Аустерлица» над головой Наполеона было рукотворным и взошло благодаря лишь трусости и предательству ряда военачальников российской армии. А может быть, русскую армию принесли в жертву большой политике?

Библия, как мы знаем, загадывает учёным огромное количество загадок. Многие описываемые в ней события похожи на мифы, но при ближайшем рассмотрении эти мифы вдруг превращаются в реальность…

Если судьба забросит вас в горы Восточных Саян, вы непременно услышите от местных жителей о дёминском золоте - богатом месторождении, где золотые слитки валяются прямо под ногами. Легенда? Не факт. Некоторые люди утверждали, что были там и видели всё своими глазами.

Жизнь знаменитого голландского живописца Франца Халса делится на два периода: надежды и свершения - в первом, нищета и забвение - во втором. По мнению искусствоведов и мистиков, виной тому проклятие его незаконнорожденной дочери.

В конце V столетия в Британию с континента вторглись англосаксонские племена. Оффа был правителем Мерсии, одного из самых могущественных королевств Британии. Чтобы удержать власть в своих руках, ему приходилось крутиться как белке в колесе, в том числе и проводить финансовую реформу…

При упоминании колониальных империй в первую очередь на ум приходят такие маститые поработители, как Англия, Франция, Португалия или Испания. А если учесть печальную многовековую бытность азиатских стран в роли сырьевого придатка белых империалистов, даже мысли не закрадывается, что на Востоке могли быть свои страны-колонисты. А ведь была одна. Маленькая островная империя, явившаяся на мировую арену буквально из ниоткуда и принявшаяся насаждать свои суровые порядки. И это Япония.

У Карла Карловича Буллы было немало титулов: почётный гражданин Санкт-Петербурга, фотограф Министерства Императорского двора и Управления Санкт-Петербургского градоначальника, фотограф Его Величества короля Италии и, наконец, неофициальный, но самый значительный титул, прославивший имя мастера, - отец русского фоторепортажа!

Поделитесь с друзьями или сохраните для себя:

Загрузка...